Большая частота нервно-психических расстройств при бронхиальной астме (БА) и хроническом обструктивном бронхите (ХОБ) приводит к усугублению клинических проявлений этих болезней и усложнению течения. Поэтому в последнее время все чаще встает вопрос о необходимости проведения коррекции психологического статуса в ходе лечения и реабилитации больных бронхиальной астмой (БА) и хроническим обструктивным бронхитом (ХОБ). В связи с тем, что большинство психотропных препаратов обладает рядом побочных эффектов и мало влияет на состояние функции внешнего дыхания, основной акцент делается на проведении безмедикаментозной психотерапии.

В современной лечебной практике психотерапия представлена десятками методов, оценка эффективности которых проводится по различным критериям. В литературе имеется ограниченное количество данных о сочетании индивидуальной и групповой психотерапии у пациентов с синдромом бронхообструкции. Нам не встретилось работ, посвященных влиянию этих видов психотерапии на функцию внешнего дыхания и показатели парасимпатической активности у больных БА и ХОБ. Все это определило задачи нашей работы.

Материалы и методы

Все обследуемые были разделены на две группы: 1-ю группу составили 46 человек: 32 (70 %) больных бронхиальной астмой (БА) и 14 (30 %) - хроническим обструктивным бронхитом (ХОБ). В группу 2 было включено 46 человек: 29 (64,7 %) с БА и 17 (35,3 %) с ХОБ. Обе группы были сопоставимы по возрасту, полу и тяжести течения заболеваний.

Больным, входящим в группу 1 проводилась только стандартная терапия в соответствии с международными соглашениями по лечению бронхиальной астмы и хронического обструктивного бронхита, включающая бронхолитики (в том числе холинолитики), противовоспалительные препараты, отхаркивающие средства.

С целью улучшения качества лечения пациентам группы 2 наряду с традиционной терапией назначалась индивидуальная (рациональная психотерапия, аутотренинг) и групповая (аутотренинг, гипносуггестия) психологическая коррекция.

Эффективность лечения в обеих группах оценивалась по динамике показателей функции внешнего дыхания (ФВД), психологического статуса, состояния парасимпатической нервной системы и данным катамнестического наблюдения до, через 1 и 12 месяцев после начала лечения. Изучались ОФВ1, MMEF, PEF, МОС25, МОС50, МОС75, уровни вегетативной лабильности, депрессии, ситуативной и личностной тревожности.

Результаты исследования

Установлено, что в процессе лечения независимо от нозологии и вида терапии все показатели функции внешнего дыхания (ФВД) обследуемых пациентов имели тенденцию к улучшению. Однако у больных бронхиальной астмой (БА) и хроническим обструктивным бронхитом (ХОБ), получавших традиционную терапию, через 1 месяц после начала лечения статистически значимо (р < 0,05) увеличился только МОС50, изменения же остальных показателей не были достоверными.

В то же время у больных БА и ХОБ, прошедших также курс психотерапии, уже через 1 месяц был получен достоверный (р < 0,05) прирост значений ОФВ1, PEF и МОС75. Через 12 месяцев от начала терапии все параметры, характеризующие функцию внешнего дыхания (ФВД), у больных бронхиальной астмой (БА) (кроме МОС25), достоверно улучшились в обеих группах. У пациентов с хроническим обструктивным бронхитом (ХОБ), получавших традиционную терапию, через 12 месяцев от начала лечения достоверно увеличились только показатели ОФВ1, МОС50 и МОС75. В то же время, у больных ХОБ, прошедших, наряду с традиционной, курс психотерапии, через 12 месяцев получено достоверное улучшение всех исследуемых показателей функции внешнего дыхания (ФВД).

Прирост всех показателей у больных и бронхиальной астмой (БА) и хроническим обструктивным бронхитом (ХОБ), проходивших психотерапию, более чем в полтора раза превосходил изменения в группе, получавшей традиционное лечение. Интересным представляется тот факт, что при традиционном лечении показатели функции внешнего дыхания при ХОБ хоть и изменялись, но были менее динамичными в сравнении с БА. В то же время, у больных хроническим обструктивным бронхитом, прошедших психотерапию, удалось добиться обратимости бронхообструкции, сравнимой с таковой при бронхиальной астме.

Влияние терапии на состояние парасимпатической нервной системы у больных бронхиальной астмой (БА) и хроническим обструктивным бронхитом (ХОБ), получавших различное лечение, изучалось по уровню холинестеразы эритроцитов периферической венозной крови. В ходе лечения этот показатель статистически значимо улучшился уже через 1 месяц в обеих группах, как у больных БА, так и ХОБ. Через 12 месяцев уровень холинестеразы с высокой достоверностью отличался от исходного у всех обследованных. Однако следует отметить, что в 1-й группе конечные показатели были значимо (р < 0,05) ниже, чем в группе, прошедшей психокоррекцию. Кроме того, у больных хроническим обструктивным бронхитом, получивших курс психотерапии, значения холинестеразы периферической венозной крови через 12 месяцев были максимально приближены к нижней границе нормы, чего не наблюдалось в других группах.

Показатели динамики уровня холинестеразы существенно различались в группах сравнения. Так, у больных бронхиальной астмой в группе стандартной терапии через 1 месяц увеличение показателя составило 3,8 ± 0,1 ммоль/ч-л, а через 12 месяцев - 10,8 ± 0,5 ммоль/ч-л. У больных же бронхиальной астмой, получавших психотерапию, прирост был приблизительно вдвое большим. Сходная картина наблюдалась у больных хроническим обструктивным бронхитом, где увеличение уровня холинестеразы было также более значительным у пациентов, прошедших психокоррекцию.

Для оценки влияния проводимой терапии на психологический статус больных изучался уровень вегетативной лабильности (по тесту VELA, 1965), депрессии (по шкале Zung, 1965), ситуативной и личностной тревожности (по опроснику Сh.D. Spilberger, 1972).

У пациентов, получавших только традиционную терапию, ни один показатель, характеризующий психологическое состояние, достоверно не улучшился через 1 месяц от начала лечения независимо от нозологии. Через 12 месяцев в этой группе произошло значимое снижение уровня депрессии, а у больных хроническим обструктивным бронхитом - и ситуативной тревожности, однако эти показатели были далеки от нормальных величин. В группе, прошедшей также курс психотерапии, напротив, через 1 месяц наблюдалось достоверное (р < 0,001) падение уровня вегетативной лабильности, депрессии, ситуативной и личностной тревожности как у больных бронхиальной астмой, так и хроническим обструктивным бронхитом.

Через 12 месяцев от начала лечения значения показателей депрессии, ситуативной и личностной тревожности находились в пределах нормы; уровень вегетативной лабильности у больных бронхиальной астмой и хроническим обструктивным бронхитом отличался от нормального лишь незначительно. При анализе динамики уровня вегетативной лабильности, депрессии, ситуативной и личностной тревожности установлено, что в группе, прошедшей курс психокоррекции, разница между исходными показателями и значениями, полученными через 1 и 12 месяцев, была достоверно больше, чем у больных, получавших только стандартную терапию. Максимальное снижение показателей произошло у больных хроническим обструктивным бронхитом, которые в дополнение к традиционному лечению прошли курс психотерапии.

Следует отметить, что в группе, получавшей психотерапию, исходные значения вегетативной лабильности и депрессии были несколько больше у пациентов с бронхиальной астмой. После же лечения эти показатели существенно не отличались у больных БА и ХОБ. Выявлено, что в обеих группах через 12 месяцев от начала лечения показатели претерпели наибольшие изменения, что свидетельствует о необходимости длительной психологической коррекции у больных с бронхообструкцией.

Результаты катамнестического наблюдения за больными, получавшими различные виды лечения, представлены в таблице 1. Как видно из таблицы 1, комплексное лечение бронхиальной астмы и хронического обструктивного бронхита с использованием индивидуальной и групповой психокоррекции и традиционной терапии способствует уменьшению количества обострений в течение года, удлинению фазы ремиссии и улучшению качества жизни больных.

Выводы

  1. Применение индивидуальной и групповой психотерапии у больных бронхиальной астмой и хроническим обструктивным бронхитом благоприятно сказывается на состоянии функции внешнего дыхания, приводя к более быстрому и значительному улучшению показателей ОФВ1, MMEF, PEF и МОС75. У больных хроническим обструктивным бронхитом проведение психотерапии в значительной мере способствует усилению обратимости бронхообструкции.
  2. Включение психотерапии в комплекс лечебных мероприятий при бронхиальной астме и хроническом обструктивном бронхите способствует нормализации уровня холинестеразы эритроцитов периферической венозной крови и приводит к улучшению состояния парасимпатической нервной системы у данного контингента больных.
  3. Сочетание групповой и индивидуальной психотерапии в лечении бронхиальной астмы и хронического обструктивного бронхита приводит к снижению уровня вегетативной лабильности, тревожности и депрессии, способствует более динамичному их изменению и, в конечном итоге, нормализует психологическое состояния пациентов.
  4. Под влиянием психотерапии происходит более быстрое стихание обострения бронхиальной астмы и хронического обструктивного бронхита. Проведение психотерапии оказывает благоприятное влияние на длительность ремиссии и количество обострений заболевания.
  5. Включение психотерапии в программу лечения бронхиальной астмы и хронического обструктивного бронхита приводит к снижению потребления лекарственных препаратов, увеличению физической активности и улучшению качества жизни больных.
  6. В целом, наиболее эффективной в отношении нормализации парасимпатической регуляции и коррекции психологического статуса проводимая психотерапия оказалась у больных с хроническим обструктивным бронхитом.

При астме к дыхательной недостаточности приводит спазм бронхов. Дыхательной недостаточностью называется такое состояние, при котором органы дыхания не могут справиться со своей функцией и дать человеку необходимое количество кислорода, сделать полноценный вдох и выдох.

Психосоматика бронхиальной астмы играет не последнюю роль среди целого перечня причин, приводящих к заболеванию.

Для астматиков правила диагностики и лечения устанавливают несколько врачей. Обычно в перечень входят: терапевт или педиатр, аллерголог. Основная задача врачей – определить причину и исключить провоцирующий фактор для улучшения состояния человека. Психолог или психотерапевт может положительно повлиять на самочувствие и помочь избавиться от приступов.

При патологии, вызванной психологическими причинами, к приступу приводит высокий уровень психического напряжения. Другие триггеры отходят на задний план, хотя полностью и не исключаются.

Признаки астмы у взрослых, ранее полностью здоровых людей, проявляются в качестве реакции на высокий уровень напряжения психики. Нередко заболевание развивается на фоне различных психических расстройств, например, депрессии или психоза.

Межличностные или внутренние конфликты могут вызвать разные виды психосоматического обструктивного бронхита. С какими сложностями и состояниями сталкиваются пациенты:

  1. Нерешительность и неспособность брать ответственность. Нередко астматики зависят от чужого мнения, не могут сформировать собственную систему ценностей и правил. При этом повышается тревожность и беспокойство, которые приводят к приступу.
  2. Низкая самооценка, невозможность достичь желаемого результат или идеала. Астматики имеют либо завышенные, либо сниженные критерии требований к себе. Сознательно или неосознанно многие из них из-за болезни уклоняются от решения актуальных задач. Плохое физическое самочувствие усиливает психологический дискомфорт. Кашель и дыхательная недостаточность отрицательно сказываются на работоспособности человека, вызывают раздражение и ощущение беспомощности. При этом поведение в некоторых случаях становится агрессивным, импульсивным и несдержанным.
  3. При вовлечении человека в конфликтные ситуации усиливается тревожность или раздражение. Некоторые астматики говорят о том, что в конфликтных ситуациях или после них и возникает приступ.

Это основные признаки психосоматики, но они могут сочетаться или чередоваться, в зависимости от ситуации. Бывают пациенты, которым свойственны все симптомы или только один.

Можно выделить ряд причин, которые приводят к приступам удушья:

  • плохие взаимоотношения в семье;
  • страх перед одиночеством;
  • подавляемая агрессия;
  • зависимость от мнения других людей;
  • неспособность отстаивать свое мнение;
  • неумение прощать;
  • неспособность решать сложные жизненные проблемы;
  • накопление обид;
  • недостаток внимания.

Многие астматики пытаются излечиться медикаментозными препаратами, даже не допуская мысли о том, что источник бронхита лежит в их внутреннем состоянии. Им трудно принять и осознать этот факт, поэтому болезнь возвращается снова и снова, и это вызывает отчаяние.

По мере устранения психологических факторов, вызывающих астму, состояние сначала будет ухудшаться, и лишь затем, при продолжении психотерапии улучшится.

Механизм развития заболевания у детей

Бронхиты и астматические проявления, связанные с психосоматическими причинами, могут проявляться в раннем возрасте.

В отличие от взрослого человека, ребенок быстрее прощает обиды, редко накапливает агрессию, но острее реагирует на обстановку в семье и на поведение значимых людей из своего окружения.

Уже с 3 лет некоторые малыши страдают от удушья, есть дети, заболевающие и гораздо раньше. Что провоцирует манифест заболевания?

Проблемы в семье

В первую очередь это недостаток внимания, заботы и любви родителей. Многие взрослые считают, что если ребенок хорошо одет и накормлен – то все в порядке. Но для гармоничного развития личности вовсе недостаточно удовлетворения этих базовых потребностей, психологическая безопасность, тепло и поддержка также очень важны. Кроме того, эмоциональные потребности разных детей могут сильно отличаться.

Когда ребенок задыхается, и проявляются признаки астмы, он сразу получает гораздо больше внимания и заботы, чем обычно. Приступ может возникать именно в те моменты, когда малыш остро нуждается в ободрении, понимании или успокоении.

Рождение брата или сестры

Когда в семье появляется второй ребенок, старшему приходится адаптироваться, справляться с ревностью. Естественно, мама и папа в основном заняты новорожденным, ведь младенец требует больше времени. У старшего ребенка возникает страх, что он стал ненужным, его забудут или покинут. При помощи приступа он оттягивает на себя заботу взрослых и вновь становится центром внимания.

Дети могут использовать массу способов, чтобы манипулировать родителями. Важно понимать, что ребенок делает это не из вредности или злости, просто он пытается вернуть ощущение собственной нужности.

Чрезмерная опека

Еще один провоцирующий фактор – это постоянный контроль родителей, граничащий с надзором. Образно говоря, малышу не разрешено дышать без их позволения. Опека и гиперконтроль помимо астмы могут провоцировать и ряд других психосоматических заболеваний, чаще всего с астмой сочетается аллергия, например, пищевая – на рыбу.

В обоих случаях маленький человек желает вернуть заботу и любовь, но не в состоянии получить необходимое. Одновременно он хочет близости с родителями и отталкивает их. Страдающему от приступа малышу нужен воздух, поэтому он исключает близкие контакты из-за страха, что такой важный в данный момент кислород будет ему недоступен.

Методики психотерапии

Астму, психосоматика которой довольно многогранна, можно обратить в состояние длительной ремиссии. Психотерапия и медикаментозное лечение в сочетании дают наилучшие результаты.

Осложнения при психотерапевтической практике случаются довольно редко. Как правило, они возникают в следующие моменты:

  1. У некоторых пациентов при активизации внутренних скрытых конфликтов может развиться кашель и удушье. Когда проблемы приближаются к осознанию, они могут усилить приступ.
  2. Амбивалентные чувства, страх и желание близких (теплых) отношений. В некоторых случаях даже сама фигура психотерапевта и нормальная динамика сессий провоцирует временный рецидив. С одной стороны, астматики требуют максимального внимания к своей персоне, с другой стороны, боязнь утратить драгоценный кислород присутствует постоянно, поэтому слишком тесный контакт у них может вызвать раздражение и агрессию.
  3. Осторожно проводят терапию для пациентов с реактивными психозами, параноидными, депрессивными состояниями, так как при подвижности психики даже незначительные изменения внутреннего состояния могут привести к соматической реакции.

Основной акцент при лечении пациентов с психосоматическим бронхитом делается на доброжелательной и безопасной обстановке. Для того, чтобы человек мог доверять и раскрываться создаются благоприятные условия:

  • безусловное принятие и эмпатия;
  • возможность выражать широкий спектр чувств;
  • обратная связь.

Все это помогает устранить ощущение недопонимания, ненужности. Работа специалиста направлена на коррекцию страхов и подавленной агрессии, самооценки, способов коммуникации и многих других аспектов психической жизни.

Во время сеансов некоторые психотерапевты прибегает к использованию специальной техники дыхания. Это помогает снять напряжение.

Для купирования психосоматического удушья чаще всего используется несколько методик.

Символдрама

Астматики практически всегда проявляют амбивалентные желания в том, что касается близких отношений. Чтобы научиться регулировать дистанцию и степень близости, используется ситуация прогулки в лесу. В медитативном, измененном состоянии сознания человеку предлагается в воображении пройти путь от дома до опушки леса.

За несколько метров до цели его просят остановиться и подождать, пока из-за деревьев не покажется какое-либо животное. При этом он сам должен регулировать комфортную степень близости, постепенно сокращая или увеличивая дистанцию.

Еще одна ситуация, когда психотерапевт предлагает пациенту представить себя в роли облака или острова. Это формирует с одной стороны отдаленность, с другой стороны, вокруг находятся другие облака или острова – замершие и подвижные. При этом важно не допускать агрессивных и конфликтных динамик при погружении в эту технику.

Во время сеанса психотерапевт предупреждает пациента, что в случае нехватки воздуха ситуацию можно прервать и переиграть в другом направлении.

Групповая методика

Психотерапевт и группа помогают получить практический опыт нового формата отношений. За счет обратной связи и взаимодействия с членами группы изменяются реакции и осознание собственного состояния. Постепенно человек приходит к более свободному и уверенному стилю общения, учится отстаивать собственные психологические границы и вступать в доброжелательные близкие отношения.

За счет этого исчезает чувство одиночества и покинутости, появляется эмпатия и снижается уровень тревожности. Существует несколько видов групповой психотерапии, о разных возможностях и вариантах расскажет психотерапевт.

Ролевая методика

Суть лечения заключается в том, что пациентам предоставляется исходный материал для осознания отдельных моментов проблемы. Сеансы актуальны в первую очередь в следующих случаях:

  • при избегании обсуждения реальной ситуации;
  • при абстрактных рассуждениях вместо поиска практических решений;
  • при преобразовании проблемы в научную дискуссию;
  • при трудностях с вербализацией, словесном описании своего состояния.

В процессе тренинга каждый человек получает определенную тему, выбирает себе партнера и приступает к постановке. Для этого психолог предлагает следующие темы:

  1. Необходимо аргументировано и взвешенно высказать несогласие с человеком, уверенным в своей правоте.
  2. Выразить словами обиду партнеру, который считает, что она вполне заслужена;
  3. Начать трудный и неприятный разговор, продолжить его, даже если есть невнимательные или недовольные слушатели.
  4. Потребовать какой-нибудь предмет или услугу у оппонента, при условии, что он не собирается ее оказывать или отдавать нужную ему вещь.
  5. Помириться с партнером, перед которым возникает чувство вины.

В конце сеанса происходит обсуждение каждой ситуации. Группа оценивает, насколько хорошо и быстро человек решал задачу. Уделяется внимание вопросу, какие эмоции и ощущения испытывали оба партнера.

Каждая тема отрабатывается до тех пор, пока пациент не будет в состоянии легко и непринужденно справиться с заданием. У астматиков острые ситуации могут вызвать страх перед приступом или даже приступ, поэтому профессионал должен работать с учетом специфики заболевания.

Подобные тренинги могут нанести вред людям с подвижной психикой или с психическими расстройствами (диагностированными или нет).

Семейная методика

Так как одной из основных причин психосоматического бронхита или астмы является внутрисемейный конфликт, совместные сеансы могут оказаться полезными и продуктивными. Особенно в том случае, если речь идет о психотерапии ребенка.

В ходе терапии снижается уровень внутреннего напряжения, разрешаются многие межличностные конфликты.

Приемы при такой терапии отличаются своей спецификой:

  1. Тактика выжидания на первых сеансах выражается в молчании, когда клиент и его родственники еще не готовы довериться друг другу, испытывают страх или неуверенность, обиду или раздражение.
  2. Следующий этап – обучение новым, менее токсичным, способам взаимодействия. Умение слушать и слышать вырабатывается с помощью развития эмпатии.
  3. Психотерапевт помогает формулировать вопросы и учит, как правильно их задавать.
  4. Смена ролей, когда каждый член семьи должен отыграть ситуации в роли другого человека – родители меняются местами между собой или с ребенком.

В конце каждого сеанса психотерапевт делится своим видением ситуации и наблюдениями, которые могут помочь лучше понять друг друга.

Психосоматика играет важную роль в формировании астмы, поэтому психотерапия может существенно помочь в достижении ремиссии.

Задайте вопрос эксперту в комментариях

Психосоматические заболевания - группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.

Психосоматика - это направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Психосоматика помогает разобраться в психологических факторах, послуживших толчком к развитию той или иной болезни. Многие недуги, в том числе и бронхиальная астма, тесно взаимосвязаны с эмоциональной сферой человека. Психосоматика астмы обусловлена страхом быть отверженным самыми близкими людьми. Чтобы облегчить течение болезни, а возможно, и избавиться от нее, прежде всего, следует внимательно изучить все причины астмы.

Бронхиальная астма является наиболее ярким примером психосоматических заболеваний. На развитие болезни влияют несколько факторов.

Астма развивается под влиянием:

  • аллергии;
  • воспалительных процессов;
  • негативных психологических и эмоциональных состояний.

Эмоциональные переживания, стрессы являются благоприятной почвой для обострения заболевания. Несмотря на то, что бронхиальная астма в большинстве случаев переходит по наследству, развивается она не сразу же после рождения. Болезнь может дать о себе знать в любом возрасте, а толчком к ее прогрессированию обычно становится неблагоприятный эмоциональный фон.

Эмоциональные переживания способствуют развитию недуга более, чем физиологические факторы. Психологические перегрузки формируют астматическое состояние.

Эмоции, которые приводят к заболеванию

Бронхиальная астма — это болезнь, которая затрагивает органы дыхания. Именно с этими органами и связана психосоматика бронхиальной астмы — дыхание, первый вздох только родившегося ребенка, крик малыша, который зовет мать. Психотерапевт и психолог Линде Николай Владимирович причину астмы связывает с зависимостью ребенка от матери. Согласно его наблюдениям, астма вызывается эмоциональными причинами, которые касаются неправильных отношений, возникающих между матерью и ребенком.

С помощью крика и плача малыш пытается привлечь к себе внимание, так он ищет защиту и безопасность. Если между матерью и ребенком не возникло психологического контакта, ребенок испытывает тревогу и беспокойство, которая остается с ним на протяжении всей его последующей жизни. По мере взросления, человека потребность в защите выражается астматическими приступами. Таким образом, можно сделать вывод, что люди страдающие астмой испытывают недостаток любви и взаимопонимания от своих близких.

Неумение дать выход своим отрицательным эмоциям, является еще одной психосоматической причиной болезни. Астматики не выплескивают агрессию наружу, поэтому они подвержены депрессиям, им приходится подавлять внутренний негатив, который проявляется бронхоспазмами и вызывает удушье.

Психосоматические заболевания

Психологическая характеристика астматика

По наблюдению психологов, люди, страдающие бронхиальной астмой, могут иметь схожие психологические характеристики. Большинство из них предпочитают уединение и одиночество. И чем тяжелее протекает заболевание, тем больше человек замыкается в себе. Астматикам не хватает решительности, им сложно сделать выбор.

Кроме того характеристику пациента можно дополнить следующими качествами:

  • обидчивость;
  • нервозность;
  • быстрая речь, имеющая некоторый негативный оттенок;
  • подверженность стрессам и депрессиям.

Больные бронхиальной астмой очень чувствительны и эмоциональны, они инфантильны и зависят от мнения окружающих.

Астма на нервной почве

Не каждая стрессовая ситуация приводит к развитию бронхиальной астмы. Это заболевание может появиться на почве сильных переживаний, связанных с проблемами и конфликтными ситуациями в семье. Частые ссоры, враждебная атмосфера в семье, отсутствие взаимопонимания приводит к тому, что у человека начинают все чаще появляться приступы одышки.

Астма на нервной почве возникает по следующим причинам:

  • у детей астматическое состояние может развиться при появлении в семье второго малыша, внимание матери в большей мере направлено в таком случае на новорожденного, первый ребенок страдает от его нехватки в свой адрес;
  • в подростковом возрасте к психологическим причинам бронхиальной астмы относят попытки подавить злобу и агрессию, тревожность, всплеск эмоций.
  • у взрослых спровоцировать болезнь может развод или разрыв отношений, сексуальное искушение, межличностные конфликты;
  • молодая девушка переживает по поводу взросления и отрыва от матери, на нервной почве у нее развивается бронхиальная астма;
  • у юноши болезнь может развиться перед предстоящим браком, когда отношения с матерью меняются на отношение к невесте.

Для того чтобы нервный фактор не оказывал влияние на обострение заболевания, человеку следует работать над собой, учиться преодолевать стрессы, конструктивно решать конфликты. Следует избавиться от привычки обвинять себя и других людей, научиться прощать. Нужно прислушиваться к себе и не поступать против своей воли в угоду окружающим. Не следует все проблем носить в себе, их нужно обсуждать с близкими людьми. При наличии проблем психологического характера не стоит стеснять обращаться за помощью к психологу.

Психосоматика астмы у детей

Психосоматические причины бронхиальной астмы у детей заслуживают особого внимания. Источник проблемы может зарождаться еще в утробе матери, в случаях, когда женщина вынашивает нежеланного ребенка. Если молодая мама и после рождения малыша не уделяет ему достаточного внимания, это может отразиться на состоянии детского здоровья и спровоцировать бронхиальную астму.

Бывает так, что проблема возникает позже, в возрасте от трех до пяти лет. В этом случае причину следует искать во взаимоотношениях. Возможно, взрослые предъявляют ребенку чересчур завышенные требования, с которыми ребенку трудно справиться.

Чрезмерная опека также является неблагоприятным фактором, который может привести к бронхиальной астме. При такой форме воспитания, ребенок вынужден постоянно находиться под влиянием родителей, он не проявляет собственной инициативы. Это приводит к подавлению чувств, эмоций намерений, которые, в свою очередь со временем обернутся в приступы удушья.

Воспитываясь в неблагоприятных условиях, неполной или неблагополучной семья, малыш будет страдать от недостатка внимание со стороны матери, ребенок любым способом будет стараться обратить на себя внимание. Все это является благоприятной почвой для развития заболеваний, связанных с дыхательной системой.

Психосоматический фактор в развитии болезни у ребенка имеет подчас определяющее значение.

Устранение психосоматических причин

Чтобы избавиться от заболевания или облегчить его течение, нужно будет устранить психосоматические причины, послужившие развитию астмы.

В этом направлении хорошо помогают:

  • психотерапевтические процедуры;
  • иглотерапия;
  • климатотерапия.

Чтобы повысить стрессоустойчивость, можно принимать природные седативные препараты, такие, как пустырник, валериана.

Психотерапия при бронхиальной астме

Психотерапевтические процедуры при лечении бронхиальной астмы должны быть направлены на повышение жизненных сил и возможностей, коррекция эмоциональных расстройств, формирование правильного поведения и реакции на стрессообразующие факторы.

Пациенты с бронхиальной астмой часто замкнуты, они испытывают тревожность и недоверчивость, отрицательные эмоции преобладают над положительными. Для астматиков характерны защитные механизмы:

  • отрицание;
  • вытеснение;
  • регрессия.

Хорошее терапевтическое воздействие оказывают групповые занятия с психологом.

В группах организуют:

  • занятия дыхательной гимнастикой;
  • аутогенную тренировку;
  • занятия по функциональному расслаблению.

Особое значение, как уже было сказано выше, имеет психологическая атмосфера в семье. Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание именно на этот фактор. Очень важно пересмотреть психологический климат, сформировавшийся между взрослыми и детьми, а также между супругами. Накаленная атмосфера, конфликты и разлады должны уйти из семейных отношений. Здоровая семья – залог не только психического, но и физиологического здоровья.

Статистика

Бронхиальная астма в большинстве случаев диагностируется у детей. Чаще всего она начинает свою активность в возрасте от пяти лет. Психологи отмечают, что мальчики страдают этим недугом чаще, чем девочки, поскольку, их воспитывают в более строгих условиях и требования предъявляют более высокие. Многим удается избавиться от астмы в период полового созревания.

Если болезнь поражает взрослого человека, чаще всего, это случается в период от 22 до 35 лет. В этом случае уже женщины находятся в группе риска.

При астме психосоматика играет не последнюю роль. Астма и психосоматика тесно взамосвязаны. Чтобы избавиться от недуга, важно учитывать этот фактор. Следует научиться адекватно оценивать обстановку, отпускать прошлое, забывать неприятные ситуации. Жизненные силы нужно направить на самосовершенствование, процветание, быть более доброжелательным и открытым людям.

Среди множества факторов , влияющих на развитие бронхиальной астмы , выделяют и психологические . Бронхиальная астма считается классическим психосоматическим заболеванием . Для многих заболеваний , названных психосоматическими (к ним, в частности , относится бронхиальная астма ), установлена взаимосвязь между психоэмоциональными состояниями , стрессом и возникновением и развитием этих заболеваний . Статья подготовлена на основе анализа имеющихся в литературе материалов и исследований по психотерапии бронхиальной астмы .

Ухудшение окружающей среды и резко возросшее число вредных психологических воздействий привело к увеличению распространенности нервно-психических расстройств и тех соматических заболеваний , в механизмах возникновения которых большую роль играют эмоциональные , то есть психосоматические факторы . В настоящее время признается роль следующих психических факторов в возникновении и развитии психосоматических заболеваний : хронический неконтролируемый стресс , тревога , депрессия , алекситимия , подавленная агрессия . Для некоторых из них выявлены определенные нейрофизиологические и нейромедиаторные корреляты . Рассматриваются так же уровень враждебности и уровень аутоагрессии (или чувство вины ).

Бронхиальная астма .

Бронхиальная астма (от греческого asthma - тяжелое дыхание , удушье ) - это хроническое заболевание лёгких , поражающее людей всех возрастных групп . Оно может протекать в виде единичных , эпизодических приступов либо иметь тяжёлое течение с астматическим статусом и летальным исходом . По данным медицинской статистики , за последние годы заболеваемость бронхиальной астмой в большинстве стран значительно возросла . Увеличение распространенности заболевания среди лиц молодого возраста указывает на сохраняющуюся тенденцию роста частоты этого заболевания . Печальным фактом является то , что, несмотря на научные достижения в области этиологии и наличие новых лекарственных средств , заболеваемость и смертность от бронхиальной астмы постоянно возрастают . Это характерно для большинства стран Европы , США, Австралии . Катастрофическое загрязнение окружающей среды также способствует повышению заболеваемости .

* Бронхиальная астма — заболевание дыхательных путей , которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов . Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей , которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения . Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек , бронхоспазмом и нарушением секреции . С этиологических позиций бронхиальная астма — гетерогенное заболевание , которое может вызываться разными воздействиями . Влияние различных факторов при этом можно частично или полностью интерпретировать с психосоматической точки зрения .

* Повышенная реактивная готовность (гиперсенсибилизация ) дыхательных путей при бронхиальной астме может быть обусловлена многими факторами . Однако лежащие в ее основе механизмы остаются неизученными до конца . При воздействии инициирующего фактора (контакт с антигеном , инфекция , стресс , психические перегрузки , прием лекарств , влияние среды ) активируются тучные клетки и макрофаги . Это способствует высвобождению медиаторов (гистамин , брадикинин и др .), которые воздействуют непосредственно на мускулатуру дыхательных путей и проницаемость капилляров , вызывая интенсивную локальную реакцию , которая и приводит к астматическому приступу . В формировании бронхиальной астмы как аллергической реакции принимают участие многие иммунные , нейроэндокринные и клеточные системы . Таким образом , бронхиальная астма — не локальный процесс , а сложный вид взаимодействия всех систем организма .

* Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха . При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох , который становится громким , отчетливо слышимым . Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания . Больной поглощен состоянием своего дыхания . В его поведении примечательно то , что во время приступа он недоступен , держится отчужденно , с ним трудно установить контакт . Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями , сопровождающимися одышкой . При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции . Бронхиальная астма может возникать в любом возрасте , но чаще всего она развивается в первые 10 лет жизни . Преобладают мальчики , которые заболевают в 2—3 раза чаще , чем девочки . В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде .

* Бронхиальная астма в плане дыхательного поведения объясняется как заученные ошибочные условные рефлексы . Наблюдения показывают , что типичные астматические приступы могут провоцироваться произвольно или непроизвольно , под влиянием настроения больного , которое он сам вызывает . Экспериментально воспроизводимые приступы обусловлены , прежде всего , неправильной дыхательной моторикой и так называемой бронхиальной гиперактивностью .

Психосоматические факторы развития бронхиальной астмы .

Этиологически важными факторами в ситуации развития заболевания могут служить воспалительные , аллергические или психологические факторы . Становится очевидным , что в болезненный процесс вовлекается не только дыхание , но и функциональные системы всего организма .

* Психосоматические факторы также участвуют в патогенезе аллергической бронхиальной астмы . Бронхиальная астма является самым известным психосоматическим заболеванием . У больных бронхиальной астмой невротические реакции играют важную роль . Эмоциональные конфликты часто служат причиной очередного обострения астмы . В клинической практике встречаются больные , у которых первый приступ возник в результате стресса . Так, среди факторов , имеющих значение в ее развитии , 30% относятся к психологическим , 40% — к инфекциям и 30% — к аллергии . Бронхиальная астма является классическим примером многофакторной обусловленности болезни , при которой взаимодействуют многочисленные соматические и психические факторы . Эмоциональные факторы вряд ли сами по себе могут создать достаточные условия для развития болезни , но у биологически предрасположенного к ней человека они могут привести в действие астматический процесс . Характерными ситуациями , способствующими заболеванию , являются те , которые имеют характер требования в направлении враждебно-агрессивного или нежного и преданного выражения чувств . Такому проявлению чувств противостоит , однако , защита в форме актуальных ситуационных мотиваций или в виде характерной хронической невротической реакции . Сильные и часто амбивалентные переживания презрения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения . Типично также сближение с чувством особого ожидания (так называемая астма первой брачной ночи ).

* Основной конфликт у пациентов с бронхиальной астмой сосредоточен вокруг внутренних импульсов , которые угрожают привязанности к матери или замещающему ее человеку . Некоторые матери реагируют на первые признаки нежности или даже сексуальных побуждений ребенка отчуждением или отвержением . Сексуальные побуждения ребенка при этом несут опасность потерять благосклонность матери . Впоследствии намерение вступить в брак у этих пациентов порой становится исходной ситуацией для появления астматических приступов .

* Особенно типичен для астматиков конфликт в связи с детской превербальной формой выражения в виде плача : плач как первая возможность позвать мать будет подавляться ребенком , потому что он боится материнских упреков и ее отказа . Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение , которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого . Поскольку близость к матери уже в раннем детстве сопряжена со страхом , то позже нарушаются доверительные отношения с матерью или лицом , ее замещающим . Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим . Отсюда возникают нарушения функции дыхания : астматические припадки занимают место нарушенных в раннем детстве форм превербального общения .


Психотерапия бронхиальной астмы (применяемая совместно с медикаментозной терапией ).

Практически все изучавшие бронхиальную астму обращали внимание на роль психотравмирующих обстоятельств в её формировании и обострении . Изменение личности были обнаружены у 82% детей с тяжелой и среднетяжелой бронхиальной астмой , а у 10% были диагностированы нервно-психические расстройства . Выявление психологических особенностей больных , своевременная диагностика и психотерапевтическая коррекция нервно-психического статуса больного являются необходимыми компонентами терапии бронхиальной астмы . Для многих пациентов весьма полезна рациональная психотерапия с фиксацией на важности фактора эмоционального равновесия , уверенности в обратимости приступа . Для этого используются психодинамические бихевиоральные подходы (релаксация , функциональная разрядка , десенсибилизация и биологическая обратная связь ), гипноз , групповая психотерапия , семейная психотерапия , долгосрочная индивидуальная психотерапия , аутотренинг . Однако эффект психотерапевтических вмешательств тем выше , чем раньше (до появления необратимых патофизиологических изменений ) начато лечение . Существуют следующие направления исследования психологических предпосылок возникновения бронхиальной астмы :

1. Одним направлением в психотерапии бронхиальной астмы является повышение роли правого полушария головного мозга , дефицитарность которого отчетливо прослеживается у детей с бронхиальной астмой . Изменение деятельности центральной нервной системы способствует накоплению аффективного возбуждения (тревоги ) и напряжения вегетативной активности . Нейродинамические сдвиги могут быть первичными , возникающими в связи с повреждением структур , или вторичными - при функциональных расстройствах ЦНС. Эти сдвиги могут быть также следствием усиливающихся или болезненно изменившихся сигналов от внутренних органов . В то же время при поражении правого полушария возникающие эмоциональные расстройства сочетаются с висцеро-вегетативными нарушениями .

Проявления основного заболевания в ответ на психогенные ситуации могут быть объяснены следующим образом : психотравма , усиливая тревогу , через правое полушарие (в генезе тревожных расстройств ведущая роль принадлежит правому полушарию и несформированности межполушарных взаимодействий ) отрицательно влияет на диэнцефальную область , что в свою очередь приводит к нарушению в регуляции состояния внутренних органов . При этом следует учитывать , что психотравмирующей может стать даже самая обыденная с обывательской точки зрения ситуация , поскольку в силу специфики мозговой организации такой ребенок просто всегда готов ответить тревогой . В то же время повышенное функциональное состояния левого полушария , обеспечивая достаточно высокий уровень произвольности и хорошую память , позволяет многим из этих детей успешно обучаться в школе , несмотря на имеющиеся отклонения в состоянии высших психических функций . Лечебные мероприятия , помимо традиционных методов , должны включать в себя те формы психотерапевтического воздействия , целью которых является снижение уровня тревожности . Полезным является использование методов двигательной коррекции , способствующих формированию межполушарного взаимодействия .

2. Исследование личностных особенностей : удается найти такие личностные особенности , которые наиболее часто в разных сочетаниях встречаются при всех психосоматических расстройствах . К ним относятся замкнутость , сдержанность , недоверчивость , тревожность , сенситивность (чувствительность ), склонность к легкому возникновению фрустрации , преобладанию отрицательных эмоций над положительными , невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной нормативностью и установкой на достижение высоких результатов . В результате проведенных исследований выяснено , что такие психосоматические факторы как алекситимия , повышенный уровень враждебности , личностная тревожность , депрессия и имунитивный тип реакции на фрустрацию принимают участие , а возможно играют важную роль в психосоматическом механизме развития бронхиальной астмы . Для пациентов с бронхиальной астмой характерны защитные психические механизмы : отрицание , вытеснение и регрессия . При бронхиальной астме ведущим эмоциональным состоянием является патологическая тревога (стабильно повышенный уровень личностной тревожности ). И поскольку для этих пациентов описан другой защитный психический механизм - вытеснение , при котором происходит частичное бессознательное вытеснение тревожащего материала , часть тревоги может быть проявлена . Однако вытесненная часть , возможно , создает постоянное напряжение , аналогично хроническому неконтролируемому стрессу , с соответствующими сдвигами в норадренергической нейромедиаторной системе , что ведет к определенным изменениям в иммунной системе , предрасполагающим к развитию бронхиальной астмы . Для пациентов с бронхиальной астмой в психотерапии акцент ставится на методах , снижающих тревогу , используются психотерапевтические методы , снижающие внутреннее напряжение .

Среди личностных черт страдающих бронхиальной астмой , наблюдавшихся до начала болезни , наиболее часто отмечались необычная чувствительность , тревожность , возбудимость , эмоциональная изменчивость , склонность к развитию сниженного настроения , обидчивость , впечатлительность . У подростков , страдающих бронхиальной астмой выделяют следующие клинически выраженные психические расстройства , значимые для психотерапевтического вмешательства : астения , тревога со вторичной гипотимией , эмоциональная неустойчивость .

Не существует единой всеобъемлющей структуры личности , характерной для всех астматиков . При исследовании методом MMPI (многофункциональный психологический тест ) наиболее значительными оказываются такие показатели , как депрессия , истерия , ипохондрия . Характерны также низкая самооценка , снижение уровня социальных контактов , эмоциональные трудности , включающие проблемы энергии и самоуверенности . В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных , прежде всего агрессивных , побуждений , а также скрытое желание нежности и близости . За агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке . Так же всеми исследователями отмечаются такие черты , как чрезмерный или отрицаемый страх .

В другом исследовании установлены следующие личностные особенности : астматики очень сильно переживают агрессивность , но не проявляют её ; они недоверчивы и подозрительны и потому не склонны к самопожертвованию . У больных подавляется агрессивное поведение , направленное вовне ; формирование фантазий и их вербализация переживается как опасные и потому направляются внутрь и переносятся в телесную сферу .

3. Третьим направлением исследователей подчеркивается , что при бронхиальной астме поражаются органы , выстланные гладкой мускулатурой , которая не расслабляется волевым усилием и не напрягается . Гладкая мускулатура спазмируется или расслабляется за счет нашего эмоционального состояния . Значит , какие гормоны внедряются в циркулирующее русло , так она себя и ведет . С этой позиции любой спазм - это реакция , которая нужна была древнему человеку для того , чтобы адекватно отреагировать на происходящее : перехватывает дыхание от страха . Затаить дыхание - реакция беззащитного человека , во многом свойственная для ребенка , который не может напасть на объект , вызывающий страх . Появление бронхиальной астмы связывают с запретом на свободу выражения эмоций , подавляющим проявления чувств .

4. Ещё одно психотерапевтическое направление обращает внимание на то , что при астме происходит напряжение определенных мышц . Человек начинает задыхаться за счет того , что в тот момент , когда необходимо сделать вдох или выдох , мышцы спазмируются . Человек физически просто не может вдохнуть . При чем дальше происходит такая петля обратной связи : человек не может вдохнуть , у него возникает тревога , спазм усиливается , еще более не может вдохнуть , наступает паника . Этот механизм можно разрушить , если снять этот мышечный зажим , расслабить мышцы , буквально размять их руками , разогреть , обратить внимание человека , на то , какие мышцы у него напряжены . Человек сознательно способен контролировать очень много своих мышц . Но реально в жизни контролирует 3-5%. Необходимо , чтобы человек научился управлять необходимыми мышцами горла , гортани , грудной клетки .

5. В психоаналитическом направлении исследований бронхиальную астму понимают как болезнь , детерминированную стремлением , страстным порывом докричаться до матери . Степень выраженности аффекта , беспомощности , безнадежности и страха , а так же силы психосоматического реагирования определяются опытом раннего общения с другими лицами и, в первую очередь с матерью и отцом . Стрессовую ситуацию создает потеря или угроза потери объекта привязанности , в результате чего могут возникнуть как психические , так психосоматические расстройства . Причина психосоматических расстройств в возникновении нарушений физиологических функций отдельных органов и систем в ответ на различные стрессы в раннем детстве , что и определяет специфичность поражений . Развитию заболевания предшествуют состояния "отказа ", "ухода ", "капитуляции ", отражающие чувства безнадежности и беспомощности . Состояние ребёнка может оказаться показателем отношений его родителей , болезненные проявления у ребенка могут быть единственным выражением семейной дезорганизации . Все изменения семейных взаимоотношений , препятствующие развитию индивидуальности ребёнка , не позволяющие ему открыто проявлять свои эмоции , делают его ранимым в отношении эмоциональных стрессов . Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте , особенно между матерью и ребёнком , в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний . Бронхиальная астма объясняется как подавленный крик против матери .

Сторонниками психоаналитической ориентации постулируется патогенная роль подавленных эмоций при астме , а выражение эмоций в процессе психотерапии , их осознание и вербализация связываются с улучшением соматического и психического состояния .

Повышенная личностная тревожность , часто переживаемая больным как беспричинная , является следствием неосознанного интрапсихического конфликта между желанием любви и нежности , с одной стороны , и страхом , отвержением их , с другой .

Приступ астмы часто предстает эквивалентом подавляемого плача . Его сравнивают с криком и плачем ребенка , протестующего против утраты защищенности . Объяснение подавлению плача находят в упреках и отказах , которым подвергались больные в детстве , если хотели позвать мать плачем или криком .

Ранние нарушения отношений с матерью действуют у больного как конфронтация "желания нежности " и "страха перед нежностью ". От самих больных их страх остается скрытым . В. Бройтигам пишет : "При астматической одышке одновременно с воздухом могут задерживаться и эмоции ".

Отмечают так же конфликт больных по типу нарушения психологических функций "отдать - принять " и тенденцию идентифицировать себя в общении с другими лицами , "быть сплавленными с ними ".

Сильные и часто амбивалентные переживания отвращения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения у больных бронхиальной астмой . Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение , которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого . Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим . Согласно результатам психологических исследований родственников больных бронхиальной астмой обнаруживается явное преобладание сверхзаботливых матерей .

6. И, естественно , наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам . В семейном анамнезе 65,5-85% детей с бронхиальной астмой встречаются аллергические реакции . Наследственно-конституциональные особенности , наличие места наименьшего сопротивления .

7. Роль стресса в последние периоды беременности и в младенчестве . В основе этиологии соматических заболеваний лежит единый кортико-висцеральный механизм : вследствие эмоционального стресса первичное перенапряжение и истощение корковых клеток , создание подкорковых центров застойного очага возбуждения , дисгармония вегетативной нервной системы , развитие висцеральных расстройств . Ряд исследователей придает большое значение роли формирования условий избирательности психовегетативных влияний , включая развитие психосоматических заболеваний , позднему пренатальному и раннему постнатальному периодам развития , так как в эти периоды существования высока способность организма к одноразовому обучению с образованием особо прочной связи (импринтинг ), обеспечивающий биологически целесообразную стойкую связь детеныша с родителями или другими факторами внешней среды . При остро или длительно и неизбежной ситуации эмоциональное перенапряжение ведет к выраженным церебровисцеральным нарушениям .

Другие популярные статьи

Добавить комментарий

Дыхание — это жизнь. Почему же тогда возникают ситуации, когда наш организм отказывается дышать, попросту лишая нас возможности не просто нормально функционировать, а фактически ставя под угрозу само наше существование? Давайте поподробнее разберемся в том, каковы психологические причины бронхиальной астмы и механизм ее развития.

Бронхиальная астма представляет собой один из наиболее опасных видов аллергий. Она проявляется в виде приступов удушья, при которых человеку труднее сделать вдох, чем выдох. Т.о. организм как бы отказывается впускать в себя кислород и другие вещества, находящиеся в воздухе. На физиологическом уровне это выражается в сужении просвета бронхиол — мельчайших веточек нашего бронхиального дерева, через которые и поступает в легкие кислород. А просвет сужается благодаря спазму гладкой мускулатуры бронхиального дерева, что сопровождается также отеком слизистой и избыточным выделение мокроты. Как результат — невозможность сделать вдох, или сильные затруднения в этом процессе.

Поводом для запуска подобной реакции могут послужить самые разные причины - присутствие аллергена в воздухе (например, пыли, пыльцы, шерсти животных и т.п.), резкий запах, холод, физическая нагрузка, сильный эмоциональный стресс, обиды, перенапряжение в работе или учебе, семейные ссоры, конфликт взглядов. Все это может вызвать возникновение или обострение данной болезни.

Причина может быть довольно незначительной, но реакция может оказаться весьма серьезной и даже угрожающей жизни. Очень часто приступ удушья может запускаться так называемыми «якорями », т.е. повторяющимися ситуациями, в которых наблюдается схожий набор условий. И далеко не всегда необходимо физическое присутствие аллергена в воздухе. Аллергическую реакцию вполне можно запустить, просто думая о нем.

До того времени, как сформировались научные представления об аллергической природе бронхиальной астмы, ее относили к разряду нервных болезней. И это неудивительно — ведь кроме затрудненного выдоха и нехватки кислорода во время астматического приступа человек испытывает нервное потрясение, становится недоступным и немного неадекватным. Отсюда становится понятным влияние психики на течение астмы, и обратная зависимость.

Бронхиальная астма является самым известным психосоматическим заболеванием , т.е. заболеванием, в основе которого лежит нарушение психической деятельности человека. Бронхиальная астма — это хроническое заболевание дыхательных путей, это не локальный процесс, а сложный вид взаимодействия всех систем организма. Она может возникнуть в любом возрасте и может протекать в виде единичных приступов, а может иметь тяжёлое течение с астматическим статусом и летальным исходом.

Для понимания ситуации приведем следующие цифры:

Бронхиальная астма — наиболее распространенное хроническое заболевание в детском и подростковом возрасте. В 90% случаев оно начинается в возрасте до пяти лет. Мальчики заболевают в 2 — 3 раза чаще девочек. К подростковому возрасту половина детей выздоравливает. Среди взрослых пик заболевания приходится на возраст 21 — 35лет, болеют преимущественно женщины.

Установлено, чтоэмоциональный стресс вызывает приступы удушья у 70 % взрослых. В особой группе риска дети. 5 % детей начинают чувствовать себя хуже даже после небольшого стресса, причем состояние их стабилизируется только после удаления причины стресса. У 44 % больных бронхиальной астмой ухудшение состояния связано с различными конфликтными ситуациями в семье, у 9 % — на работе. Особенно впечатляет факт, что у 55% взрослых больных имеются нарушения высшей нервной деятельности. В клиниках зачастую можно встретить больных, первый приступ у которых возник в результате стресса.

Психологический портрет астматика

Общий психологический портрет астматика выглядит следующим образом — он:

  • Любит уединение, склонен к самоизоляции

Больные другими заболеваниями легких, которые сопровождаются одышкой, легче идут на контакт и меньше отчуждаются, чем астматики. При хроническом течении астмы самоизоляция человека только усиливается. Такие люди склонны к самокопанию.

  • Капризен. Астматик своенравен, ему сложно угодить и понравиться, в быту он излишне педантичен. Предпочитает, чтобы ход событий происходил по его прогнозу, и если этого не случается, сильно расстраивается и замыкается.
  • С трудом принимает решения

В случае конфликтной или сложной ситуации человек с бронхиальной астмой долго не может решиться, как ему следует поступать. Если ему приходится принять точку зрения оппонента, то он принимает ее только внешне, а глубоко в душе все равно остается при своем мнении. Астматики не умеют справляться со стрессом, в результате он негативно влияет на психику и вызывает постоянные обострения астмы.

  • Нервозный, обидчивый

Нервное возбуждение чувствуется даже при нахождении рядом с таким человеком, а тем более оно проявляется при общении. Для него характерна прерывистая, быстрая, зачастую негативно окрашенная речь и отрицательные эмоции. Возникает ощущение, что астматик остался непонятым окружающими, и выражает это всем своим видом.

По мнению психологов, причины бронхиальной астмы лежат чаще всего в детстве , в конфликте между беззащитностью ребенка и недостатком или избытком заботы родителей , в неразрешенной зависимости от родителей. Но обостряется заболевание в ситуациях, когда человеку необходимо проявить самостоятельность, ответственность, независимость, смелость или пережить одиночество, печаль, т.е. во взрослом возрасте.

Характерной чертой астматиков является то, что они переживают и выражают большее количество негативных эмоций, чем другие люди . У них также наблюдается недостаточная устойчивость к стрессам, инфантилизм, т.е. демонстрация детских форм поведения, склонность к блокированию эмоциональных переживаний, низкий уровень осознания себя, своих переживаний, желаний, потребностей. Также для них характерно неадекватное представление о себе, которое выражается в заниженной самооценке и высокой зависимости от мнения окружающих.

У астматиков часто обнаруживается повышенная чувствительность к запахам, которая ничем физиологически не обусловлена. При этом нужно отметить, что такая сверхчувствительность относится, прежде всего, к тем запахам, которые каким-то образом связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью к запахам также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Однако для возникновения бронхиальной астмы недостаточно только лишь психологических причин. Аллергическая предрасположенность имеет также достаточно весомое значение. При совпадении аллергических и психологических факторов появление бронхиальной астмы становится наиболее вероятным.

Заболеваемость бронхиальной астмой в большинстве стран с середины 1980-х годов имеет тенденцию к постоянному росту. Считается, что развитие бронхиальной астмы в 30% случаев - вызывают психологические факторы, 40% — относятся к инфекциям и 30% — к аллергии.

«Сдерживание» и «вытеснение» — психические механизмы защиты при бронхиальной астме. Как сдерживание эмоций, так и вытеснение тревожащих мыслей, оказывают эффект, схожий с неконтролируемым стрессом. Это ведет к биохимическим и иммунным изменениям в организме, предрасполагающим к обострению астмы. В результате эмоции, которые не нашли выход, оказывают деструктивное влияние на здоровье.

Психотерапия при бронхиальной астме может быть направлена на раскрытие у человека способности осознавать и проявлять «запретные» эмоции, научится быть спонтанным, ценить каждую эмоцию, даже слёзы - «дышать полной грудью», реагировать свободно.

Психотерапия астматиков достаточно сложна и длительна, и может проводиться только профессиональным психологом, специализирующимся на решение такого рода вопросов.

Методики для разрядки негативных эмоций:

В случае астмы происходит спазм гладких мышц, который невозможно снять осознанно, силой воли. Гладкая мускулатура способна расслабиться за счет соответствующего эмоционального фона. Существует много методик для разрядки негативных эмоций. Большое распространение получили различные дыхательные упражнения. Дыхание — это процесс, которым управляют и механизмы тела, и эмоции. Помочь нормализовать свой эмоциональный фон могут дыхательная психотерапия, рейки, йога, медитация и др.

  • Дыхательная психотерапия устраняет энергетическую и физическую блокаду дыхания, она основана на сознательном подходе;
  • Рейки — энергетический способ лечения, когда при повышенной тревожности создается дополнительная энергетическая защита на бессознательном уровне, которую человек воспринимает в виде реальных симптомов;
  • Йога и медитация формируют умение расслабляться, избавляться от негативных мыслей и возвращают эмоциональное равновесие.
Отдел межведомственных связей и комплексных программ профилактики ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики города Старого Оскола» Ппсихолог Безлепкина О.А.