Сила заступничества Божией Матери, преподобных Кирилла и Марии и преподобного Сергия проявляется в чудесах, совершающихся на протяжении всей истории существования Хотькова монастыря.


В 1770–1771 годах Россию постигло одно из сильнейших народных бедствий. Холера или, как тогда говорили, моровая язва губила население разных городов и сел нашего отечества и, достигнув Москвы, истребила здесь множество людей. Хотьковские монахини обратились к заступничеству Божией Матери и своих небесных покровителей, преподобных Кирилла и Марии. Перед образом Тихвинской Божией Матери служились водосвятные молебны, была составлена молитва преподобным для чтения на каждой «Славе» Неусыпаемой Псалтири у их святых мощей. Эта молитва в Покровском монастыре читалась постоянно и переписывалась. Как сказано в записях того опасного времени: «Читалась она с августа до декабря месяца. И молитвами угодников Божиих от оной язвы избавлена вся обитель. И от иных стран с верою приходящие к ним для моления во время моровой язвы служили молебны Тихвинской Богоматери, прилагая молитву сию преподобным». Так молитвами небесных предстателей обитель избавилась от страшной болезни.


Преподобные Кирилл и Мария.

Ризница Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Второе такое же чудо произошло в 1848 г., во время очередной вспышки холеры. Тихвинскую икону с молебным пением обносили по всем монастырским келлиям и ни одна из сестер не подверглась болезни. С конца мая до октября в Хотькове во множестве собирался народ из окрестных деревень на молебные пения и всенощные бдения, заканчивавшиеся панихидой по родителям преподобного Сергия. Благодаря усиленным молениям Божией Матери и святым Кириллу и Марии в окрестностях монастыря прекратилась эпидемия. В Церковной летописи Покровского Хотькова девичьего монастыря сказано: «В память этого чудесного избавления от болезни установлено совершать молебен перед Тихвинской иконой Божией Матери после часов перед Литургией каждую субботу, на котором читаются весь канон с пением припевов, молитва Богородице и молитва угодникам Божиим схимонаху Кириллу и схимонахине Марии». Такая традиция благоговейно соблюдалась в обители до революции.

Монастырская летопись сохранила рассказ о третьем избавлении обители от холеры. В 1871 г. снова совершался крестный ход из Лавры с иконой преподобного Сергия. В конце мая образ носили по окрестностям на особом катафалке; вторично икона была изнесена из Лавры в конце июля. «Наша обитель, – рассказывает в Летописи хотьковский священник Вознесенский, – в оба посещения его (образа преподобного Сергия) удостоилась с иконами и хоругвиями при сонме всех монашествующих и насельниц монастыря встретить его, сопровождаемого многочисленным народом… Обитель наша была избавлена, как и в прежнюю холеру, от эпидемии заступлением Пресвятой Богородицы, преподобного Сергия и его родителей. Ни одна сестра, несмотря на большое стечение богомольцев, среди которых были и больные, не была подвержена заразе». Также и в окрестностях монастыря прекратилась эпидемия и падеж лошадей, постигший ближайшие селения одновременно с холерой.

Хотьковский протоиерей Алексий Лебедев повествует о чудесном исцелении дочери крестьянина Симбирской губернии Татьяны Ивановой: «Это произошло в 1868 г. После падения в реку в зимнее время она заболела ревматизмом. От болезни по всему телу образовались язвы, от которых исходил зловонный запах. Она не могла ходить и лежала в постели более 12 лет. Под Светлое Христово Воскресение ее жестоко обидел родной брат, приказав вынести больную на праздник в скотную избу по причине зловония. Татьяне такое приказание родного брата было очень прискорбно, и она горько плакала перед Богом, что зловоние ее ран брат уже не терпит, и она должна проводить светлые и радостные дни с телятами и ягнятами. Со слезами на глазах она как бы уснула перед утреней Светлого Христова Воскресения, и ей представилось, что перед ней стоит седенький старичок в мантии, со склоненной головой и говорит ей: «Не плачь, не скорби и не ропщи, а благодари, и молись Богу, и призывай Преподобного Сергия и Кирилла и Марию». И, благословив ее, стал невидим. После этого она проснулась и увидела, что никого нет, а теплится только лампадка, и почувствовала облегчение, и ломоты более не ощущала. Мать ее утром сняла тряпки с ран и, увидев, что остались только голые кости и жилы, и, узнав от нее, что ломотные боли утихли, обмыла ее, надела чистое белье и стала ожидать ее смерти. Брат стал упрекать мать, что она не вынесла ее снова в хлев, на что мать сказала: «Что ее выносить – она скоро умрет». А Татьяна, напротив, чувствовала себя гораздо лучше и стала сидеть. В Светлый вторник раны ее стали затягиваться и закрываться, а зловония от них уже не было со Светлого дня, и она час от часу стала поправляться. Когда же она стала ходить и несколько окрепла, ей стали говорить, чтобы она сходила помолиться Богу и поблагодарила Преподобного Сергия за исцеление. Но мать, видя ее слабость, не отпускала, боясь, что она умрет в дороге, и девица отложила богомолье до другого года. Несмотря на это, многие убеждали ее, чтобы не откладывала благодарить Бога и шла непременно, на что она и решилась. На пути, когда она зашла в Саровскую пустынь, где исповедалась и приобщилась Святых Христовых Тайн, схимник, имени которого она не помнит, увидев ее и ухватив сзади за плечо, сказал ей: «Иди к Преподобному Сергию и благодари, родители его Кирилл и Мария исцелили тебя, благодари и их». Она сначала думала, что этот старец являлся ей во сне, но, посмотрев на него внимательно, не признала за того, который ей являлся, и сказала, что она боится, как бы по слабости здоровья не умереть в дороге. Он отвечал: «Не бойся, Кирилл и Мария и Преподобный Сергий молитвами своими сохранят тебя, и ты будешь совершенно здорова. От обители Преподобного Сергия недалеко и преподобные родители его почивают – в девичьем монастыре в Хотькове, который отстоит только в 10-ти верстах. А если ты не пойдешь, Господь накажет тебя, и даже не мысли, чтобы тебе возвратиться домой». Удивившись этому старцу, неизвестно как узнавшему о ее болезни и явлении Преподобного Сергия, она решилась идти и чем ближе подходила к обители Преподобного Сергия, тем крепче становилась силами и здоровьем, и пришла в Петров пост в обитель. Помолившись Господу Богу и поблагодарив Преподобного Сергия за его явление, отправилась в Хотьков монастырь. Когда она стала прикладываться к изображению преподобного Кирилла, голова ее, до тех пор бывшая наклоненной от сведенных жил в правую сторону, неожиданно стала прямой, шея также выпрямилась и стала свободно поворачиваться. Обрадовавшись такому чудесному исцелению и приложившись к изображению преподобной Марии, она стала рассказывать об этом исцелении и была отведена к игумении монастыря Филарете, которой и рассказала все. Исцелившись, она осталась в монастыре. Ныне она совершенно здорова, только при трудной работе скоро устает. Свидетельствую о сем по священству отец ее духовный хотьковский протоиерей Алексий Лебедев».

Другой хотьковский священник Сергий Терновский приводит рассказ об исцелении рясофорной послушницы Хотькова монастыря Агриппины, в монашестве Архелаи, три месяца страдавшей параличом. Нестерпимые боли не давали несчастной спать. «В ночь на 8-е января 1879 г. Агриппина, по обыкновению, не спала и в сильной горести сердца, потеряв надежду получить какую-либо пользу от лечения, стала мысленно обращаться в молитвах к преподобному Сергию и просить его о помощи. Перед ударом к утрени, в часу 4-м, заснув от изнеможения, видит она следующий сон: стоит будто в храме преподобного Сергия, в котором, кроме нее, никого не было. Приблизясь к раке Преподобного, она очень захотела взглянуть на его лик и дерзнула приподнять покров с лика. В эту же минуту показалось ей, что Преподобный встает из раки, чего она сильно испугалась и бросилась бежать в Хотьков с криком: «Сестры! Преподобный идет!» Он явился к ней в больницу и велел стать на колени, молиться и каяться, и сам коленопреклоненно молился вместе с нею. Исповедав ее, напомнив ей все грехи от ее юности, Преподобный снова помолился и вышел. Проснувшись от стука в двери, Агриппина подумала, что он вернулся, и встала с постели, хотя до этой минуты не могла двигаться. Со слезами благодарила она Преподобного и с тех пор не болела до самой своей смерти.

Угодники Божии хранят нашу обитель и всех уповающих на их помощь и заступничество. На гробницах преподобных Кирилла и Марии, находящихся в Покровском Хотьковом монастыре, засвидетельствованы многочисленные исцеления младенцев, родители которых обращались к святым с молитвой.

Тютькова Г.В. из Серпухова сообщила об исцелении ее сына Богдана от энцефалита. «Врачи сказали: если не лечить ребенка, то он не сможет ни сидеть, ни ходить. Моему горю не было границ. Этот ребенок был долгожданным и поздним, так как мы с мужем ждали его шесть лет. Я ходила в церковь, молилась Господу Богу, причащалась Святых Христовых Таин, и Господь послал нам ребенка. Мы назвали его Богданом. Отец Никон (в Серпухове) сказал нам, что нужно принести чепчик и распашонку мальчика и положить в святую гробницу преподобных Кирилла и Марии (в Высоцком монастыре хранится часть мощей Преподобных). Он сам положил туда вещи ребенка, где они лежали некоторое время. Батюшка переписал нам молитву Преподобным, ее мы читали каждый день и постоянно причащали Святых Христовых Таин нашего мальчика. Постепенно Богдан стал поправляться, затем начал сидеть и ходить, не отставая в развитии от своих сверстников, разумно мыслить, все говорить. Сейчас его сняли с учета больных у невропатолога. Вся наша семья благодарит Господа Бога за чудесное исцеление нашего сына. 19 декабря 1993 г.»

Сотрудница паломнической службы братства святителя Алексия В.Хохлова сообщает об одной из поездок: «Выехали мы из Самары после Благовещения, 8 апреля 1995 г., а утром следующего дня были уже в Богоявленском соборе Москвы. В Хотькове, в Покровском соборе монастыря, паломники стали свидетелями чуда. Когда мы вошли туда, одна женщина из нашей группы, не успев сделать несколько шагов, вдруг остановилась и замерла. Лицо ее приобрело черты мраморной статуи, руки скрючились, и она не в состоянии была ими пошевелить. Муж, шедший рядом с женщиной, начал ее осенять крестным знамением. Монахини монастыря помазали ее маслицем от лампады, потом несчастную положили на скамейку и решили приложить к мощам преподобных родителей Сергия Радонежского. Женщину с трудом подтащили к раке, с большим усилием приложили к святыне, и на глазах у всех она порозовела, улыбнулась, а через несколько минут уже стала ходить по храму. Позже я узнала, что женщина несколько лет назад обращалась к экстрасенсам, лечилась у них, а затем еще и пошла на курсы этих псевдоцелителей. На одном из занятий потеряла сознание: в нее вошел бес и связал тело. Пришлось ей обратиться к истинному целителю – Богу. Стали с мужем ездить по святым местам, отчего ей заметно стало легче. Вернулась наша паломническая группа в Самару на Вербное воскресенье. Нас встретило ласковое солнышко и голубое небо. Слава Тебе, Господи, за чудесную поездку».

«Я приехала в Хотьков монастырь 24 марта 1996 г. с группой паломников из Самары. Для меня это были темные времена. Я имела внешне беспроблемную жизнь, хорошую работу и благополучную семью, а внутри царили ожесточенность, отчаяние, беспросветность, разочарование в людях и неверие в собственное духовное возрождение. Окружающая жизнь казалась грязной, а собственная духовная убогость невыносимой. Все попытки вырваться из этого тупика были безуспешны. Мне казалось, что я у какой-то черты… В монастырь вступала ожесточенной и придавленной, без любви и жалости к людям, без надежды и веры на лучшее. К мощам святых Кирилла и Марии я подходила потому, что все подходили. При этом думала о преподобном Сергии Радонежском как о настоящем святом. В святость его родителей не верила. Затем, стоя в храме на службе, я почувствовала, что прошла боль в правой руке, которая беспокоила меня последние восемь месяцев. Боль и слабость в кисти были связаны с вынужденным положением правой руки во время работы на ультразвуковом аппарате при исследовании больных. К этому состоянию я привыкла, и было так радостно и неожиданно, что все исчезло. Я приехала лечить душу, а не руку. Святые Кирилл и Мария пожалели меня как свою дочку, маловерящую и непутевую, и дали мне знак надежды. В монастырь я входила обгоревшей веткой, а выходила с маленьким зеленым листочком на конце. Впереди была Троице-Сергива Лавра. Агеева Н.Д. (43 г.)».

Паломница из поселка Мокшан Пензенской области Сидорова Н.С. рассказывает: «В начале сентября 1996 г. мы приехали в монастырь к вечерней службе. Со мной был мой внук Сережа шести лет. У него врачи определили аденоиды второй степени, болезнь прогрессировала, уже начал снижаться слух, и ребенку предрекали операцию. Сережа с радостью ждал поездки к преподобному Сергию Радонежскому. С надеждой и умилением подходил он к святым мощам благоверных родителей в Хотькове и усердно молился перед иконой преподобного Сергия. Ночевали в храме. В пятом часу утра мы приехали в Лавру. Там нас сопровождал ледяной и пронизывающий ветер. Я думала, что загубила мальчика. С трепетом и благоговением мы приложились к мощам преподобного Сергия Радонежского. После обедни и Причащения Святых Христовых Таин мы посетили святой источник. На обратном пути домой я заговорила с Сережей и обнаружила у него чистую речь и прекрасный слух! Скоро это событие стало известно нашим спутникам. И теперь я неустанно рассказываю об этом исцелении людям».

«Матушки, простите, благословите! … Мне некого попросить съездить к вам в монастырь, а сама не могу. У меня кончилось святое масло от мощей преп. Кирилла и Марии. Это масло удивительно помогает при ожогах. Я уже раза 4 обжигала себе сильно пальцы то кипятком, то спичками, было очень больно, но, после того, как мазала этим маслицем, через некоторое время боль совершенно проходила. Может, у вас будет случай передать с кем-нибудь маслице… Губайдуллина А.В. Москва. 2001 г.»

Священник Покровского Хотькова монастыря иеромонах Иоанн (Корчуков) рассказал о том, как в августе 2004 года, в обители на исповедь к нему подошла женщина лет тридцати, приехавшая из города Георгиевска Ставропольского края, и поведала ему свою историю: она терпела в семье сильные скорби, осложнились отношения с мужем. Он оставил семью и причинял ей немало страданий. Она почитала преподобных Кирилла и Марию, молилась им и однажды услышала удивительный голос: «Мы преподобные Кирилл и Мария, мы тебя в обиду не дадим». Через некоторое время в семье вновь водворился мир и прежнее благоденствие. Женщина поехала в Покровский монастырь благодарить за обетованную помощь.

В 2004 году у молодых супругов из города Москвы родился ребенок Даниил. У него была непроходимость кишечника, все время его держали в больнице и уже готовили к сложной операции. Тетя молодой мамы обратилась в Покровский монастырь к иеромонаху Иоанну (Корчукову), который посоветовал собрать всех родных для исповеди. Собралось девять человек. Отец Иоанн исповедовал, а отец Варнава (Лосев), благочинный Московской Духовной Академии, совершал Крещение младенца. Во время Таинств каждый подходил к святым мощам. Люди искренно молились, прикладывались, просили святых Кирилла и Марию об исцелении. После совершения Таинств, вечером позвонили и сообщили, что у ребенка деятельность кишечника наладилась, а в ближайшие дни главный детский хирург, осмотрев ребенка, неожиданно заявил, что никакой болезни не наблюдается и потому операция уже не требуется. Все понимали, что по вере, молитве и покаянии родных Господь явил Свою милость ребенку.

«Слава Господу за все! Пишут эту историю Владислав, Татьяна и мл. Анастасия. 31 января 2006 г. наконец родилась у нас долгожданная дочурка, Настенька. До этого 13 лет мы не имели детей. В апреле 2005 г. мы приехали в Лавру, к прп. Сергию Радонежскому. У мощей пришла мысль поехать к его родителям, в Хотьковский монастырь, что мы и сделали. И через месяц я была уже беременна. Врачи сначала не поверили, говорили, что «не может быть». По молитвам Св. Кирилла и Марии мы теперь счастливы в ребенке. Настю мы родили в 38 лет. Слава Тебе, Боже во Святых Твоих! Ястребова Татьяна»

«Мне хочется рассказать о чудесной помощи Хотьковских Святых нашей семье. В самом начале моей беременности мы приехали в Покровский Хотьков монастырь с тем, чтобы поклониться Святым преподобным Кириллу и Марии. У раки с мощами мы горячо молились и просили помощи у Святых. Мне было 36 лет. Всю надежду, все упование мое возлагала я на Господа, Царицу Небесную и Святых Угодников Божиих. Беременность проходила без осложнений. В положенное время дочка попросилась на свет. Роды были быстрыми и легкими. Наша малышка родилась 31 января – в день памяти Святых преподобных Кирилла и Марии. Окрестили дочку с именем Мария. Мы с радостью приезжаем в Святую Обитель. Преподобные стали покровителями нашей семьи. Сердцем и душой своей стремимся сюда. Вновь и вновь с благодарностью, трепетом и благоговением прибегаем к драгоценной Святыне и получаем в дар утешение, укрепление, радование. Святые преподобные Кирилл и Мария, молите Бога о нас! Семья Алешиных. Подмосковье».

«Уважаемая о Господе, матушка Олимпиада и сестры! Мир вам! Сердечно поздравляю вас с Престольным праздником св. преп. Кирилла и Марии Радонежских! Благодарю вас за святые молитвы. Вы во время родов моей старшей дочери Валерии читали Псалтирь Неусыпаемую, и вот Ванечка родился, хоть и раньше времени, но я побывала у вас, помолилась и все диагнозы, которые ему ставили в больнице после рождения, больше не повторились, слава Богу! Посылаю фото Ванечки, как поклон от него и от нас, и прошу его благословить. С любовью о Господе, Татьяна и все мои ближние. Перфильева Т.А. Красноярск. 30. 01.2008»

Молодая женщина-врач, работающая в известной больнице хирургом-реаниматором, рассказала о произошедшем с ней чуде. В феврале при родах она умирала на операционном столе от сильного кровотечения и взмолилась о спасении. Вдруг ей явились преподобные Кирилл и Мария и сказали: «Ты останешься жить ради спасения других людей, но не смей брать денег с больных». Она родила благополучно и осталась жить. Сама сообщила Матушке Игумении о совершившемся.

7 октября этого года мы с подругой ехали на поклонение в Троице-Сергиеву Лавру. По дороге заехали в Хотьково, в Покровский монастырь. Еще в электричке подруге стало плохо. У нас была коляска и трое детей. Еле-еле дошли до монастыря. Подруга осталась на детской площадке. Я пошла в храм и потом едва уговорила ее пойти приложиться мощам. Она еле встала. Как только приложилась, всё прошло сразу. А на днях моего крестного положили в больницу. Когда мы с мамой туда приехали, нам сразу сказали, что дело идет на дни, даже на часы. Тромб. Он лежал весь синий. Я привезла с собой масло и воду. Он смог выпить пару глотков, помазали его маслицем, и ночью ему стало лучше. Врачи и медсестры не поверили. Они даже и не думали, что он встанет. Сейчас он чувствует себя намного лучше, ходит. А в палате удивлялись произошедшему. Ведь все слышали, что сказал врач: «Умрет в любой момент». Масло стоит у него на полке, все им пользуются. Дай Бог, и им поможет. Раба Божия Елена, 2011 г.

Я, Журавлева Надежда Ивановна, проживающая в г. Мелитополе на Украине, часто приезжаю досматривать свою больную сестру. Живет она в Московской области в г. Ивантеевке, у нее болели ноги, и она с трудом ходила с палочкой. Я ее привезла к мощам прпп. Кирилла и Марии, заказали молебен, приложились к святым мощам. На следующий день сестра ходила без палочки. Так ей помогли прпп. Кирилл и Мария. Мы им очень благодарны. У нас в г. Мелитополе православные любят и знают прпп. Кирилла и Марию и прп. Сергия, исцеляются маслом от их мощей, святой водой лечат больные места, заказывают им молебны, и я с радостью привожу своим знакомым масло, св. воду из вашего монастыря. Низкий поклон Вам до земли.

Одно из писем об исцелении завершается следующими словами благодарности: «Чудны дела Твои, Господи! Дивен Бог во святых Своих! Слава, честь и похвала святым угодникам Божиим, преподобному Кириллу и Марии, безмездным врачам и чудотворцам нашим предивным. К ним я обращаюсь постоянно в кругу своей обыденной жизни, и в большом и в малом, и всегда чувствуется их помощь, заступничество, руководство. И это так срастается с твоей жизнью, что просто все это начинаешь воспринимать как должное, чувствуешь себя чадом, частичкой одной большой семьи, во главе которой стоят родители прп. Сергия, а значит, и наши духовные родители – преподобные Кирилл и Мария».

Много в наши дни совершается и других чудес, связанных с именем преподобных Кирилла и Марии, Радонежских Чудотворцев. Так что по сей день горячая молитва, возносимая у их святых мощей, обретает скорый ответ, а кто с верой обращается к этим дивным угодникам Божиим, тот, несомненно, воспринимает от них небесную помощь.

Радуйтеся, преподобные Кирилле и Марие, усердные о нас пред Богом молитвенницы!


31 Января 2019

Преподобные Кирилл и Мария — родители преподобного Сергия игумена Радонежского. Дни памяти — 31 января; 5 июня — Собор Ростово-Ярославских святых; 19 июля — Собор Радонежских святых; 11 октября.

Епифаний Премудрый пишет, что будущий великий Игумен Земли Русской родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери по имени Мария, которые были Божьи Угодники, правдивые перед Богом и перед людьми, и всякими добродетелями полны и украшены, что Бог любит. Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей. Но сначала создал Бог и предуготовил таких праведных родителей его и потом от них произвел своего угодника.

О родителях Преподобного Сергия Житие рассказывает, что были они бояре из славных и известных бояр, владели большим имением в Ростовской области и большим богатством. Сначала боярин Кирилл состоял на службе у ростовского князя Василия Константиновича († 1307) и у его сына князя Константина Васильевича († 1364), женатого на дочери великого московского князя Ивана Даниловича (Калиты).

Житие преподобного Сергия сообщает, что не раз сопровождал боярин Кирилл ростовского князя в Золотую Орду, что говорит о близости боярина Кирилла ко двору ростовских князей. Боярин Кирилл по его положению владел достаточным состоянием. В семье, кроме Варфоломея, будущего Сергия, было еще двое детей – старший Стефан и младший Петр.

Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

Вконтакте

Почитая православных святых, мы не всегда думаем об их родителях, а зачастую даже не знаем их. Но встречаются случаи, когда родители почитаемых святых показывают не меньшую добродетель и даруют помощь. Так, молитва Кириллу и Марии Радонежским, родителям Сергия Радонежского способствует в делах семьи и дома, а также в супружестве.

История Кирилла и Марии Радонежских

До того, как принять монашеский постриг, преподобный Кирилл служил у князей Ростова. Семья их была обеспеченной, но, несмотря на это, они с супругой вели простую жизнь, помогали нуждающимся, не отказывали путникам в приюте. Детей они воспитывали в благочестии и любви к Богу.

Знамение об их сыне как об Избраннике Божьем пришло к ним еще до того, как он появился на свет.

В чем помогают молитвы преподобным?

Годы спустя Кирилл и Мария приняли вначале иночество, потом схиму. Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария умерли в 1337 году. Их мощи с тех пор покоятся в Покровском соборе. Говорят, что Сергий Радонежский указал:

Прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом .

Поэтому многие верующие считают своим долгом помолиться возле мощей его родителей и почтить их память.

К молитве Кириллу и Марии Радонежским обращаются в следующих случаях:

  • просьба о содействии в воспитании детей;
  • просьба о даровании семейного благополучия.


Молитва преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского

О раби Божии, схимонаше Кирилле и схимонахине Марие! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше скончали есте, но духом от нас не отступаете, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо носити нам пособствующе. Се бо вкупе со преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, дерзновение ко Христу Богу и ко Пречистой Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных рабах Божиих (имена). Будите нам заступницы крепции, да верою живуще, заступлением вашим сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва о даровании христианского супружества

Обрести семейное счастье и благополучие поможет молитва преподобным Кириллу и Марии Радонежским. Девушки прибегают к этой молитве, когда просят Господа послать им супруга.

О блаженная двоице, воистину земли русския украшение, святый преподобный Кирилле и святая преподобная Марие; образ брака христианскаго яви Господь преславное житие ваше; славно бо пожили есте в лета тяжкия для земли и народа нашего и вся скорби и искушения мира сего претрели есте единою плотию — сего ради прослави Господь вас и супружество ваше. Темже смиренно молю вас, препадающе перед святым образом вашим: умолите Господа, во еже послати мне супруга христианскаго (супругу христианскую). Весте бо, яко несть добро человеку единому быти: да исправит Господь стези моя. Ей, блазии о нас пред Богом заступницы, испросите мне смиренномудрия, кротости и рассуждения христианскаго. Помозите мне очистить от страстей сердце мое. Вы бо учителие и образи чистаго жития преизряднии есте и ходатаицы о нас по Бозе во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобным Кириллу и Марии Радонежским, глас 3

Блаженств Христовых причастницы, честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, праведнии Кирилле и Марие, плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии, с нимже усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.

Кондак преподобным Кириллу и Марии Радонежским, глас 4

Днесь, вернии, сошедшеся, восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную, тии бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, ко Единому во Святей Троице Богу, Отечество наше в правоверии утвердити, домы миром оградити, юныя от напастей и соблазнов избавити, старость укрепити и спасти души наша.

Память: 28 сентября (11 октября н. ст.), 18 / 31 января, 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), четверток Седмицы мытаря и фарисея

Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. Говоря о них, блаженный Епифаний замечает, что Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которое, по устроению Божию должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного и самих родивших во славу Божию. И праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь Апостола: «страннолюбия не забывайте: тем бо не видяще неции странноприяша Ангелы» (Евр.13:2).

Тому же учили они и детей своих, строго внушая им не опускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни сей блаженной четы; за то мы можем, вместе с святителем Платоном, сказать, что «самый происшедший от них плод показал, лучше всяких красноречивых похвал, доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили, и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!»

Кирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына - будущего основателя Троицкой Лавры, красу Церкви Православной и несокрушимую опору родной земли. Задолго до рождения сего святого младенца, дивный уже дал о нем знамение, что это будет великий избранник Божий и святая отрасль благословенного корня. В один воскресный день его благочестивая мать пришла в церковь к Божественной литургии и смиренно стала, по тогдашнему обычаю, в притворе церковном, вместе с прочими женами. Началась литургия; пропели уже Трисвятую песнь, и вот, не задолго пред чтением Святого Евангелия, вдруг, среди общей тишины и благоговейного молчания, младенец вскрикнул у нее во чреве, так что многие обратили внимание на этот крик. Когда же начали петь Херувимскую песнь, младенец вскрикнул в другой раз, и притом уже столь громко, что голос его был слышен по всей церкви. Между тем литургия продолжалась. Священник возгласил: «Вонмем! Святая Святым!» При этом возглашении младенец вскрикнул в третий раз, и смущенная мать едва не упала от страха: она начала плакать... Тут ее окружили женщины и, может быть, желая помочь ей успокоить плачущее дитя, стали спрашивать: «Где же у тебя младенец? От чего он кричит так громко?» Но Мария, в душевном волнении, обливаясь слезами, едва могла вымолвить им: «нет у меня младенца; спросите еще у кого-нибудь». Женщины стали озираться кругом, и не видя нигде младенца, снова пристали к Марии с тем же вопросом. Тогда она принуждена была сказать им откровенно, что на руках у нее, действительно, нет младенца, но она носит его во чреве...

По обычаю того времени, Кирилл должен был получить поместье, но сам он, по старости, уже не мог нести службы, и потому обязанность эту принял на себя старший сын его Стефан, который, вероятно, еще в Ростове, женился. Младший из сыновей Кирилла и Марии Петр также избрал супружескую жизнь. Варфоломей же и в Радонеже продолжал свои подвиги. Не раз он говорил отцу: «Отпусти меня, батюшка, с благословением, и я пойду в монастырь». «Помедли, чадо, - отвечал ему на это отец, - сам видишь: мы стали стары и немощны, послужить нам некому - у братьев твоих немало заботы о своих семьях. Мы радуемся, что ты печешься, како угодити Господу Богу, это - дело хорошее. Но верь, сын мой: твоя благая часть не отнимется у тебя, только послужи нам немного, пока Бог явит милость Свою над нами и возьмет нас отсюда. Вот, проводи нас в могилу, тогда уже никто не возбранит тебе исполнить свое заветное желание». Варфоломей не выходил из воли отеческой.

Но дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям: при конце своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ. Верстах в трех от Радонежа был Покровский Хотьков монастырь, который состоял из двух отделений: одного - для старцев, другого - для стариц. В этот монастырь и направили свои стопы праведные родители Варфоломеевы, чтобы здесь провести остаток дней своих в подвиге покаяния и приготовления к другой жизни. Почти в тоже время умерла супруга и старшего сына Стефана. Похоронив ее в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив детей своих, вероятно, Петру, он остался в Хотькове, принял монашеский постриг и стал ухаживать за своими немощными родителями. Впрочем, претружденные старостью и скорбями схимники-бояре недолго потрудились в своем новом звании: не позже 1339 года они с миром уже отошли ко Господу на вечный покой. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под сенью той же Покровской обители, которая с сего времени сделалась последним приютом и усыпальницею рода Сергиева.

Из поколения в поколение передавался завет преподобного Сергия о том, чтобы всякий, желающий посетить его обитель, сначала помолился у святых останков его родителей - праведных Кирилла и Марии - в Хотьковском монастыре.

В год 600-летия со времени преставления Преподобного Сергия (1992 г.) Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил преподобных местночтимых Радонежских святых - схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию - к лику святых угодников Божиих для общецерковного почитания. Память преподобных Кирилла и Марии празднуется 28 сентября (11 октября н. ст.), 18 / 31 января, 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), а также в четверток Седмицы мытаря и фарисея.

Краткое житие преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

Пре-по-доб-ный Ки-рилл со-сто-ял на служ-бе сна-ча-ла у Ро-стов-ско-го кня-зя Кон-стан-ти-на II Бо-ри-со-ви-ча, а по-том у Кон-стан-ти-на III Ва-си-лье-ви-ча, ко-то-рых он, как один из са-мых близ-ких к ним лю-дей, не раз со-про-вож-дал в Зо-ло-тую Ор-ду. Св. Ки-рилл вла-дел до-ста-точ-ным по сво-е-му по-ло-же-нию со-сто-я-ни-ем, но по про-сто-те то-гдаш-них нра-вов, жи-вя в де-ревне, не пре-не-бре-гал и обыч-ны-ми сель-ски-ми тру-да-ми.

В жи-тии пре-по-доб-но-го Сер-гия по-вест-ву-ет-ся о том, что за Бо-же-ствен-ной ли-тур-ги-ей еще до рож-де-ния сы-на пра-вед-ная Ма-рия и мо-ля-щи-е-ся слы-ша-ли трое-крат-ное вос-кли-ца-ние мла-ден-ца: пе-ред чте-ни-ем Свя-то-го Еван-ге-лия, во вре-мя Хе-ру-вим-ской пес-ни и ко-гда свя-щен-ник про-из-нес «Свя-тая свя-тым». Пре-по-доб-ные Ки-рилл и Ма-рия ощу-ти-ли на се-бе ве-ли-кую ми-лость Бо-жию, их бла-го-че-стие тре-бо-ва-ло, чтобы чув-ства бла-го-дар-но-сти к Бо-гу бы-ли вы-ра-же-ны в ка-ком-ли-бо внеш-нем по-дви-ге бла-го-че-стия, в бла-го-го-вей-ном обе-те. И пра-вед-ная Ма-рия, по-доб-но свя-той Анне - ма-те-ри про-ро-ка Са-му-и-ла, вме-сте с му-жем да-ла обе-ща-ние по-свя-тить ча-до Бла-го-де-те-лю всех - Бо-гу. Гос-подь да-ро-вал им сы-на, ко-то-ро-го на-зва-ли Вар-фо-ло-ме-ем. С пер-вых дней жиз-ни мла-де-нец всех уди-вил пост-ни-че-ством: по сре-дам и пят-ни-цам он не при-ни-мал мо-ло-ка ма-те-ри, в дру-гие же дни, ес-ли она упо-треб-ля-ла в пи-щу мя-со, мла-де-нец так-же от-ка-зы-вал-ся от мо-ло-ка. За-ме-тив это, пре-по-доб-ная Ма-рия во-все от-ка-за-лась от мяс-ной пи-щи.

Пра-вед-ность Ки-рил-ла и Ма-рии бы-ла из-вест-на не толь-ко Бо-гу. Бу-дучи стро-ги-ми блю-сти-те-ля-ми всех цер-ков-ных уста-вов, они по-мо-га-ли бед-ным, но осо-бен-но свя-то хра-ни-ли за-по-ведь свя-то-го апо-сто-ла Пав-ла: стран-но-лю-бия не за-бы-вай-те, тем бо не ве-дя-ще неции стран-но-при-я-ша Ан-ге-лы (). То-му же учи-ли они и сво-их де-тей, стро-го вну-шая им не упус-кать слу-чая по-звать к се-бе в дом пу-те-ше-ству-ю-ще-го ино-ка или ино-го уста-ло-го стран-ни-ка. До нас не до-шло по-дроб-ных све-де-ний о бла-го-че-сти-вой жиз-ни этой бла-жен-ной че-ты, за-то мы мо-жем вме-сте со свя-ти-те-лем Пла-то-ном ска-зать, что сам про-ис-шед-ший от них плод по-ка-зал луч-ше вся-ких крас-но-ре-чи-вых по-хвал доб-ро-ту бла-го-сло-вен-но-го дре-ва. Счаст-ли-вы ро-ди-те-ли, ко-их име-на про-слав-ля-ют-ся веч-но в их де-тях и потом-стве! Счаст-ли-вы и де-ти, ко-то-рые не толь-ко не по-сра-ми-ли, но и при-умно-жи-ли и воз-ве-ли-чи-ли честь и бла-го-род-ство сво-их ро-ди-те-лей и слав-ных пред-ков, ибо ис-тин-ное бла-го-род-ство со-сто-ит в доб-ро-де-те-ли!

Око-ло 1328 г. пре-по-доб-ные Ки-рилл и Ма-рия пе-ре-се-ли-лись из Ро-сто-ва в Ра-до-неж. Вер-стах в трех от Ра-до-не-жа был Хоть-ков-ский По-кров-ский мо-на-стырь, в то вре-мя од-новре-мен-но быв-ший и муж-ским, и жен-ским. По рас-про-стра-нен-но-му на Ру-си обы-чаю под ста-рость ино-че-ство при-ни-ма-ли и про-сте-цы, и кня-зья, и бо-яре. Дух ино-че-ства со-об-щил-ся от сы-на к ро-ди-те-лям: под ко-нец сво-ей мно-госкорб-ной жиз-ни пра-вед-ные Ки-рилл и Ма-рия по-же-ла-ли и са-ми при-нять ан-гель-ский об-раз.

В этот мо-на-стырь и на-пра-ви-ли они свои сто-пы, чтобы там про-ве-сти оста-ток сво-их дней в по-дви-ге по-ка-я-ния, го-то-вясь к дру-гой жиз-ни. Но недол-го схим-ни-ки-бо-яре по-тру-ди-лись в но-вом зва-нии. В 1337 г. они с ми-ром ото-шли ко Гос-по-ду.

3 ап-ре-ля 1992 г., в год празд-но-ва-ния 600-ле-тия со дня пре-став-ле-ния пре-по-доб-но-го Сер-гия, на Ар-хи-ерей-ском Со-бо-ре Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви со-сто-я-лось об-ще-цер-ков-ное про-слав-ле-ние схи-мо-на-ха Ки-рил-ла и схи-мо-на-хи-ни Ма-рии. Ка-но-ни-за-ция до-стой-но увен-ча-ла ше-сти-ве-ко-вое по-чи-та-ние ро-ди-те-лей ве-ли-ко-го по-движ-ни-ка, дав-ших ми-ру об-ра-зец свя-то-сти и хри-сти-ан-ско-го устро-е-ния се-мьи.

Полное житие преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

«...Раб Бо-жий Ки-рилл преж-де об-ла-дал боль-шим име-ни-ем в Ро-стов-ской об-ла-сти, был он бо-яри-ном, од-ним из слав-ных и из-вест-ных бо-яр, вла-дел боль-шим бо-гат-ством, но к кон-цу жиз-ни в ста-ро-сти об-ни-щал и впал в бед-ность. Ска-жем и о том, как и по-че-му он об-ни-щал: из-за ча-стых хож-де-ний с кня-зем в Ор-ду, из-за ча-стых на-бе-гов та-тар-ских на Русь, из-за ча-стых по-сольств та-тар-ских, из-за мно-гих да-ней тяж-ких и сбо-ров ор-дын-ских, из-за ча-сто-го недо-стат-ка в хле-бе… Из-за это-го несча-стья раб Бо-жий Ки-рилл вы-ехал из той де-рев-ни ро-стов-ской, о ко-то-рой уже го-во-ри-лось; со-брал-ся он со всем до-мом сво-им, и со все-ми род-ны-ми сво-и-ми по-ехал, и пе-ре-се-лил-ся из Ро-сто-ва в Ра-до-неж. И, при-шед-ши ту-да, по-се-лил-ся око-ло церк-ви, на-зван-ной в честь свя-то-го Рож-де-ства Хри-сто-ва…

Сы-но-вья Ки-рил-ла, Сте-фан и Петр, же-ни-лись; тре-тий же сын, бла-жен-ный юно-ша Вар-фо-ло-мей, не за-хо-тел же-нить-ся, а весь-ма стре-мил-ся к ино-че-ской жиз-ни. Об этом он мно-го-крат-но про-сил от-ца, го-во-ря: «Те-перь дай мне, вла-ды-ка, свое со-гла-сие, чтобы с бла-го-сло-ве-ни-ем тво-им я на-чал ино-че-скую жизнь». Но ро-ди-те-ли его от-ве-ти-ли ему: «Ча-до! По-до-жди немно-го и по-тер-пи для нас: мы ста-ры, бед-ны, боль-ны сей-час, и неко-му уха-жи-вать за на-ми. Вот ведь бра-тья твои Сте-фан и Петр же-ни-лись и ду-ма-ют, как уго-дить же-нам; ты же, неже-на-тый, ду-ма-ешь, как уго-дить Бо-гу, — бо-лее пре-крас-ную сте-зю из-брал ты, ко-то-рая не от-ни-мет-ся у те-бя. Толь-ко по-уха-жи-вай за на-ми немно-го, и ко-гда нас, ро-ди-те-лей тво-их, про-во-дишь до гро-ба, то-гда смо-жешь и свой за-мы-сел осу-ще-ствить. Ко-гда нас в гроб по-ло-жишь и зем-лею за-сы-пешь, то-гда и свое же-ла-ние ис-пол-нишь».

Чу-дес-ный же юно-ша с ра-до-стью обе-щал уха-жи-вать за ни-ми до кон-ца их жиз-ни и с то-го дня ста-рал-ся каж-дый день вся-че-ски уго-дить ро-ди-те-лям сво-им, чтобы они мо-ли-лись за него и да-ли ему бла-го-сло-ве-ние. Так жил он неко-то-рое вре-мя, при-слу-жи-вая и уго-ждая ро-ди-те-лям сво-им всей ду-шой и от чи-сто-го серд-ца, по-ка ро-ди-те-ли его не по-стриг-лись в мо-на-хи и каж-дый из них в раз-лич-ное вре-мя не уда-лил-ся в свой мо-на-стырь. Немно-го лет про-жив в мо-на-хах, ушли они из жиз-ни этой, ото-шли к Бо-гу, а сы-на сво-е-го, бла-жен-но-го юно-шу Вар-фо-ло-мея, каж-дый день они мно-го раз бла-го-слов-ля-ли до по-след-не-го вздо-ха. Бла-жен-ный же юно-ша про-во-дил до гро-ба ро-ди-те-лей сво-их, и пел над ни-ми над-гроб-ные пес-но-пе-ния, и за-вер-нул те-ла их, и по-це-ло-вал их, и с боль-ши-ми по-че-стя-ми по-ло-жил их в гроб, и за-сы-пал зем-лей со сле-за-ми как некое бес-цен-ное со-кро-ви-ще. И со сле-за-ми он по-чтил умер-ших от-ца и мать па-ни-хи-да-ми и свя-ты-ми ли-тур-ги-я-ми, от-ме-тил па-мять ро-ди-те-лей сво-их и мо-лит-ва-ми, и раз-да-чей ми-ло-сты-ни убо-гим, и корм-ле-ни-ем ни-щих. Так до со-ро-ко-во-го дня он от-ме-чал па-мять ро-ди-те-лей сво-их» .

По-сле это-го вер-нул-ся бу-ду-щий пре-по-доб-ный Сер-гий в свой дом и на-чал рас-ста-вать-ся с жи-тей-ски-ми за-бо-та-ми это-го ми-ра, чтобы ско-рее на-чать мо-на-ше-скую жизнь.

На-до до-ба-вить, что мо-на-ше-ский об-раз свя-тые Ки-рилл и Ма-рия при-ня-ли в Хоть-ко́вском По-кров-ском мо-на-сты-ре, ко-то-рый рас-по-ла-гал-ся в трех вер-стах от Ра-до-не-жа и был в то вре-мя од-новре-мен-но муж-ским и жен-ским.

Ле-то-пись Хоть-ко́вско-го По-кров-ско-го мо-на-сты-ря при-во-дит сви-де-тель-ства о том, как мо-лит-вен-ное об-ра-ще-ние к пре-по-доб-но-му Сер-гию и его ро-ди-те-лям спа-са-ло лю-дей от тяж-ких неду-гов. Мо-щи схи-мо-на-ха Ки-рил-ла и схи-мо-на-хи-ни Ма-рии неиз-мен-но по-ко-и-лись в По-кров-ском со-бо-ре, да-же по-сле его мно-го-чис-лен-ных пе-ре-стро-ек. Уже в XIV ве-ке в ли-це-вом жи-тии пре-по-доб-но-го Сер-гия ро-ди-те-ли его изо-бра-же-ны с ним-ба-ми. По пре-да-нию пре-по-доб-ный Сер-гий за-ве-щал — «преж-де чем ид-ти к нему, по-мо-лить-ся об упо-ко-е-нии его ро-ди-те-лей над их гро-бом». Так и по-ве-лось — па-лом-ни-ки, еду-щие на бо-го-мо-лье в Тро-иц-кую Лав-ру, по-се-ща-ли сна-ча-ла Хоть-ков-скую оби-тель. В XIX ве-ке по-чи-та-ние пре-по-доб-ных Ки-рил-ла и Ма-рии рас-про-стра-ни-лось по всей Рос-сии, об этом сви-де-тель-ству-ют ме-ся-це-сло-вы то-го вре-ме-ни. К со-жа-ле-нию, по-сле 1917 го-да Хоть-ко́вский мо-на-стырь был лик-ви-ди-ро-ван. Но, на-ко-нец, в июле 1981 го-да бы-ло уста-нов-ле-но празд-но-ва-ние Со-бо-ра Ра-до-неж-ских свя-тых в ко-то-ром бы-ли про-слав-ле-ны схи-мо-на-хи Ки-рилл и Ма-рия. В 1989 го-ду в По-кров-ском хра-ме мо-на-сты-ря, воз-вра-щен-но-го Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви, вновь на-ча-лись служ-бы и в него бы-ли пе-ре-не-се-ны мо-щи пра-вед-ных ро-ди-те-лей пре-по-доб-но-го Сер-гия.

Кондак преподобным Кириллу и Марии Радонежским

Днесь, ве́рнии, соше́дшеся,/ восхва́лим дво́ицу блаже́нную, благове́рнаго Кири́лла и Мари́ю добронра́вную,/ ти́и бо мо́лятся вку́пе со возлю́бленным сы́ном свои́м преподо́бным Се́ргием/ ко Еди́ному во Святе́й Тро́ице Бо́гу/ оте́чество на́ше в правове́рии утверди́ти,/ до́мы ми́ром огради́ти,/ ю́ныя от напа́стей и собла́знов изба́вити,/ ста́рость укрепи́ти// и спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Сегодня, верующие, собравшись, прославим пару блаженную, благоверного Кирилла и Марию благонравную, ибо они молятся вместе с возлюбленным сыном своим преподобным Сергием к Единому во Святой Троице Богу, Отечество наше в Православии утвердить, семьи в мире сохранить, юных от напастей и соблазнов избавить, старость укрепить и спасти души наши.

О, раби́ Бо́жии, схимона́ше Кири́лле, схимона́хине Мари́е! А́ще и сконча́ли есте́ вре́менную жизнь свою́ те́лом, но ду́хом не отступа́ете от нас, руково́дствуете же ны ко Христу́ Бо́гу, наставля́ете ше́ствовати по за́поведем Госпо́дним и носи́ти крест свой и после́довати Влады́це на́шему, вы, преподо́бнии, вку́пе с преподо́бным и богоно́сным отце́м на́шим Се́ргием, ва́шим возлю́бленным сы́ном, име́ете дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу на́шему и ко Святе́й Его́ Богома́тери. Бу́дите моли́твенницы и хода́таи о нас, недосто́йных, жи́тельствующих во святе́й оби́тели ва́шей, е́йже вы и нача́льницы. Бу́дите помо́щницы и засту́пницы Бо́гом со́бранней дружи́не сей, да жи́тельствующий на ме́сте сем и приходя́щии с ве́рою, ва́шими моли́твами сохраня́еми, невреди́ми от бесо́в и от челове́к злых пребу́дем, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист преподобным Кириллу и Марии Радонежским

Кондак 1

Избраннии чудотворцы и велицыи угодницы Господни, обители нашея заступницы и приснии о душах наших молитвенницы, преподобнии схимонаше Кирилле и схимонахине Марие! Пение похвальное вам приносяще, молим вы усердно: яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких бед нас свободите и наследники Царствия Небеснаго нас соделайте, да зовем вам радостно:

Икос 1

Ангели земнии и человецы небеснии воистину явистеся преподобнии Кирилле и Марие, от юности вашея чистую совесть имущии к Богу, и добре во благочестии и чистоте вкупе пожившии, нам же оставльшии в пример подражания житие ваше богоугодное, емуже чудящеся и чудесы вашими озаряеми, зовем вам гласы хвалебными сице:
Радуйтеся, от юности вашея Христа возлюбившии и Тому от души поработавшии;
Радуйтеся, целомудрия хранители и душевныя и телесныя чистоты рачители.
Радуйтеся, души ваши и телеса на земли в обиталище Духа Святаго уготовившии;
Радуйтеся, исполненнии премудрости и разума Божественного.
Радуйтеся, яко от земли на небо преидосте и тамо со Ангелы Троице предстоите;
Радуйтеся, яко со безплотными лики трисвятую песнь Ей воспеваете.
Радуйтеся, на небеси и на земли от Господа прославленнии;
Радуйтеся, обретшии вечное всесветлое место упокоения.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 2

Видя всевидящее око Отца светов вельми благоугодное Богу ваше житие, благоволи избрати вас, блаженнии, да явите мирови светильник пресветлый Сергия преподобнаго, да о нем и ваши имена прославятся и вси вернии воспоют прославльшему вас Господеви: Аллилуиа.

Икос 2

Разума Божественнаго преисполненнии, Кирилле и Марие, неустанно работасте Господеви, наставляя чада своя в послушании и кротости. Умудрите убо и нас, преподобнии, непрестанно оправданием Господним следовати неложно, да обрящем вкупе с вами спасение вечное и принесем вам благохваления таковыя:
Радуйтеся, блаженнии, в боголюбии пожившии и благоверие сохраншии;
Радуйтеся, милости и сострадания преисполненнии.
Радуйтеся, милостынею и молитвами Небесное Царствие стяжавшии;
Радуйтеся, смирением и пощением вечное блаженство улучившии.
Радуйтеся, яко мзда ваша многа на Небесех есть;
Радуйтеся, яко молитвами вашими и мы надежды Царствия Христова не лишаемся.
Радуйтеся, яко радость ваша вечна во светлостех святых;
Радуйтеся, яко тояжде светлости вас ради и мы наследниками являемся.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 3

Силою Божиею ограждаем преподобный Кирилл князю Ростовскому со всяким усердием служаше и вкупе с ним во орду Агарянскую, мира ради, хождаше, да люди русские ослабу от ига их имут и Богу непрестанно поют: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи помышление преподобнии Кирилл и Мария и людие о трикратном во чреве Мариином в церкве плода глашении и удивльшеся, разумеша нечто преславное и чудное быти; и по сих уведевше радостное сына рождение, радовахуся и радостная вам приношаху глаголюще:
Радуйтеся, двоице пресветлая, Богом совокупленная;
Радуйтеся, звезды непрелестнии, путь супружескаго жития богоугоднаго верно указующии.
Радуйтеся, родители благии добраго и избранного плода;
Радуйтеся, всякия благодати Божия его исполнившии.
Радуйтеся, супругов христиан ко благочестию наставницы;
Радуйтеся, доброму богобоязненному чад воспитанию их научающии.
Радуйтеся, целомудрия и воздержания супружескаго образи преизящнии;
Радуйтеся, хотящих богоугодно жити богомудрии учителие.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 4

Буря скорбей и напастей, воздвизаемая наместником Великаго Князя, не ослаби крепкия любве вашея яже к Богу, Кирилле и Марие блаженнии, но паче научи вы изряднее отражати разженныя стрелы лукаваго. Научите убо и нас вся скорби мира сего с кротостию преносити, в веселии вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше, блаженнии, Варфоломея, дивное чадо ваше, некогда грамоте неискусна, чтуща богодухновенныя писмены, удивишася зело, и старца-схимника, премудрость ему даровавшаго, в дом свой прияша, заповедь Апостола Павла храняше: страннолюбия не забывайте; тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы. Таковую добродетель вашу воспевающе, вопием вам сице:
Радуйтеся, заповедей Христовых вернии исполнители;
Радуйтеся, учения Евангельского истиннии последователи.
Радуйтеся, угодницы Божии, житию великих святых сопричастницы;
Радуйтеся, странноприимства древняго праотца Авраама подражатели.
Радуйтеся, светом благочестнаго жития вашего, яко светила богосветлая, пресиявшии;
Радуйтеся, любовь и милосердие к бедным и сирым явившии.
Радуйтеся, безпомощным скории помощницы;
Радуйтеся, яко и нам присно помогаете и к Небесному Отечеству руководствуете.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 5

Боготечным звездам подобны бысте, преблаженнии Кирилле и Марие, егда пришедше от страны Ростовския в пределы княжества Московскаго и во граде Радонеже поселистеся, тамо сущих бо людей благочестием своим удивисте, подвизая пети: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше, святии, тщание сына своего, преподобнаго Сергия, к иноческому житию, моляху его, да пребудет с вами до кончины вашея. Он же, яко сын послушания, издетска наученный вами заповеди Господни исполняти, покорися воле вашей, Кирилле и Марие, якоже Божией, научая всех вопити вам тако:
Радуйтеся, блаженств Христовых причастницы;
Радуйтеся, честнаго супружества и попечения о чадех добрии образи.
Радуйтеся, ангелонравнии человецы;
Радуйтеся, преподобных и праведных сопричастницы.
Радуйтеся, Пресвятыя Троицы вернии угодницы;
Радуйтеся, яко и чад ваших угождати Ей научившии.
Радуйтеся, того ради сын ваш Триипостасному Божеству обитель дивную устроивый;
Радуйтеся, сего ради и ваша святыя имена прославлены есть по всей Руси.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 6

Проповедницы веры православныя и ревнители благочестия не словом токмо, но и житием вашим, бысте во граде Радонеже, прехвальнии Кирилле и Марие: темже и святая Церковь достойно почитает вас, немолчно воспевая Дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия во граде Радонеже свет добродетельнаго вашего жития, преблаженнии Кирилле и Марие; егда же достигше возраста преклонна, во обитель Хотьковскую устремишася под покров Божией Матери притекше, тамо велий образ Ангельский на ся восприяли есте, темже образ вышшаго нам смирения показуя, емуже поучаяся, с любовию вопием вам таковая:
Радуйтеся, яко любве ради Господа мира сего славу остависте;
Радуйтеся, яко иноческое равноангельное житие усердно восприясте.
Радуйтеся, во обитель древнюю пришедшии и тамо покой себе обретшии;
Радуйтеся, Пречистей Деве Богородице души свои вручившии.
Радуйтеся, образ ангельский восприимшии и непорочно его сохраншии;
Радуйтеся, всем иноком и инокиням добрии образи.
Радуйтеся, прежде кончины вашея вся страсти умертвившии воздержанием;
Радуйтеся, святую схиму в броню спасения восприявшии.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 7

Хотя Человеколюбец Господь явити в житии вашем, преподобнии Кирилле и Марие, образ назидания, не токмо людем мирским, но и иноческому лику, внуши вам в старости маститей оставите славу земную и восприяти образ иноческий, в немже постом, бдением и молитвою добре подвизастеся, неустанно воспевая Триединому Богу Серафимскую песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новую благодать показа всех Творец и Владыка чрез вас, преподобнии, егда прешли есте от временныя сея юдоли плачевныя во обители вечныя. Святыя мощи ваша, аще и под спудом сокровенны, многая чудеса источаху, многим болящим исцеления подаваху; паче же приносимыя к вам младенцы исцеляху. Сего ради приимите, врачеве наши блаженнии, от нас похвалы сицевыя:
Радуйтеся, смертию временною пришедшии к жизни вечней;
Радуйтеся, от Господа нетлением и чудесы прославленнии.
Радуйтеся, яко память ваша с похвалами и успение со святыми;
Радуйтеся, яко имена ваша честны суть и благословенны во Отечестве вашем.
Радуйтеся, болящим младенцем исцеление подающии;
Радуйтеся, тяжко болящую девицу, с любовию к вам притекшую, от недуга избавившии.
Радуйтеся, о любящих и чтущих вас небеснии предстатели;
Радуйтеся, приснопросящии нам у Господа дары благости Его.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 8

Страшное и ужасное бедствие прииде на землю Московскую, егда язвою моровою уязвлены быша людие мнози во градех и весех, и множество их умроша. Тогда собор освященный со инокини молебныя пения вам приношаху и предстательствы вашими избавление от беды получиша, вопиюще благодеющему чрез вас Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вси боголюбцы скорбию велиею объяты быша, егда во дни лихолетий, на землю Российскую пришедших, обитель Покрова Пречистая Девы в Хотькове богоборцы разорению и запустению предаша. Но память о вас, преподобнии, в людех жива бысть, и славляху чада российския житие ваше и чудеса благохвалении сицевыми:
Радуйтеся, чудотворцы наши предивныя;
Радуйтеся, не оставляющии нас в скорбныя дни.
Радуйтеся, града Хотькова и обители нашея ограждение несокрушимое;
Радуйтеся, на враги видимыя и невидимыя крепции нам споборницы.
Радуйтеся, благодеяний множество нам источающии;
Радуйтеся, милостию сострадания вашего всех объемлющии.
Радуйтеся, приснии всем нам ходатаи спасения;
Радуйтеся, неотступнии града Хотькова и обители нашея хранители.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 9

Вси Ангели и святых лики радовахуся радостию велиею, егда обитель ваша, преподобнии Кирилле и Марие, Церкви возвращена бысть и мощи ваша честныя, от лет древних Богом сокровенныя, в храме соборнем положены бысть. И возженна бяху молитвы лампада и людие вси узревше свет ея удивляхуся зело, к вам в напастех прибегают и помощь от вас получают; еяже и нас сподобите преподобнии, о вас вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не довлеет к достойному прославлению чудес от мощей ваших и поныне совершающихся, преблаженнии Кирилле и Марие: старица бо немощная монахиня костное преломление претерпевшая и от врачей не утешанная, к вам, преподобнии, притекше и со слезами моляху вас. Вскоре же исцеление совершенное получив, во умилении сердца воспеша вам:
Радуйтеся, благодати Святаго Духа сосуди избраннии;
Радуйтеся, радости нам вечныя благоприятнии ходатаи.
Радуйтеся, старицу немощную от недуга скоро исцелившии;
Радуйтеся, исцелением сим искусных врачей удивившии.
Радуйтеся, нетленныя благоухающии цветы;
Радуйтеся, безсмертия немерцающии лучи.
Радуйтеся, на земли величием чудес блистающии;
Радуйтеся, на небеси со Ангелы Бога славящии.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 10

Спасение вечное унаследовавше, богоблаженнии Кирилле и Марие, душами вашими во обителех горних неразлучно в Бозе пребываете, святыми же мощми вашими во обители Пренепорочныя Девы нетленно вкупе почиваете и обильная исцеления источаете, нас в Горний Иерусалим оный руководствуя, вопиющих того Града Управителю: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и прибежище всем к вам притекающим вы есте, преподобнии. Обитель бо ваша к жизни иночестей возрожденная множество ищущих спасения собра, их же вы от искушений и соблазнов сохраните, блаженнии, и монашескому деланию научите, да улучивше желаемое, принесут вам сицевыя благодарственныя словеса:
Радуйтеся, чадолюбивыя наши предстателие;
Радуйтеся, руководствующии нас ко Христу Богу.
Радуйтеся, наставляющии шествовати по заповедем Господним;
Радуйтеся, научающии терпеливо носити крест свой и Владыце нашему последовати.
Радуйтеся, яко с преподобным отцем нашим Сергием имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери;
Радуйтеся, яко вы есте ходатаи о нас недостойных, жительствующих во святей обители нашей, ей же вы и начальницы.
Радуйтеся, яко Богом собранней дружине сей вы помощницы, заступницы и молитвенницы;
Радуйтеся, яко вашими молитвами сохраняема невредимы от бесов и от человек злых пребываем.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 11

Пение молебное приносят вам, преблаженнии Кирилле и Марие, не во обители Хотьковской токмо, но и в Высоцкой, сыном вашим основанней, многоцелебных мощей ваших часть имущей, славят чудеса вами совершаемыя: младенец бо недуг неисцельный имеяй, исцеление от вас получает, родителей радости безмерныя исполняя, вопиющих исцелений подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светом трисиянным осияваеми, Кирилле и Марие, всеблаженнии, со всеми святыми предстоите ныне на Небеси Престолу Царя царствующих и оттуду, яко светила светозарнии, присно просвещаете души притекающих к раце мощей ваших и покаянию истинному научаете. Сего ради, прославляюще вас, глаголем:
Радуйтеся, яко скончали есте жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас;
Радуйтеся, с верою приходящих к раце мощей ваших благодатно освящающии.
Радуйтеся, бисери сияющии и благодатно просвещающии человеков;
Радуйтеся, свети умнии, зарею Святаго Духа облистающии.
Радуйтеся, известнии умилостивители Царя Небеснаго;
Радуйтеся, призывающих молитвенно честная имена ваши скории услышатели.
Радуйтеся, упование на вас по Бозе возлагающих дивнии помощницы;
Радуйтеся, всем правоверным всякое прошение во их пользу исполняющии.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 12

Благодать от Бога данную вам ведяще, прилежно молим вы ныне, прехвальнии схимонаси: пролейте теплую о нас молитву ко Господу, да сохранит обитель нашу неврежденну от напастей и нестроений, и нас да помилует и спасет, вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще ваше Богоугодное житие, преподобнии, и на небеси от Бога прославление, ублажаем праведное преставление ваше, величаем безчисленныя чудеса от святых мощей ваших истекающия, и на неусыпныя молитвы ваша уповающе, взываем вам сицевая:
Радуйтеся, житие ваше земное благочестне скончавшии;
Радуйтеся, от Царя Небеснаго венцы славы приемшии.
Радуйтеся, обличеннии в ризу благодатнаго нетления;
Радуйтеся, во благоухании святыни нетленно почивающии.
Радуйтеся, препоясаннии силою многих чудес;
Радуйтеся, яко рака ваша честная врачебница явися недугом человеческим.
Радуйтеся, яко от нея всяк с верою приходяй дары целебныя приемлет;
Радуйтеся, яко обитель наша мощей ради ваших по всей земле Российстей прославляется.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 13

О, преславнии чудотворцы и угодницы Господни Кирилле и Марие! Приимите сия моления наша от всея души вам ныне возносимыя и сподобите нас предстательствы вашими в чине ангельском достигнути Небеснаго Царствия, идеже вси святии, Ангели и человецы воспевают непрестанными гласы хвалу Пресвятей Троице, Богу нашему: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, а затем икос 1-й и кондак 1-й

Молитва преподобным Кириллу и Марии Радонежским

О, раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.