Северная Фиваида русская, ожерелье монастырей, рассыпанных от Москвы до далекого Мурмана, необыкновенно пестра. Есть среди ее многочисленных бусин и громадные, процветающие обители – еще три века назад их настоятели, бывало, управляли территорией размером с небольшое европейское государство. А есть и малые жемчужины – пустыньки на островах, по берегам озер и рек. Где-то одна церковка, а где-то – с полдюжины храмов один другого величественнее. По нынешним же временам добавилось еще одно различие: здесь монастырь блистательно реставрирован, тут – жизнь едва теплится в развалинах, а там – и тропы-то не осталось, всё заросло…

Если современная северная обитель выглядит процветающей, если церкви ее как следует восстановлены, если вернулось к ней величие, значит, скорее всего, нашлись некие щедрые жертвователи, подарившие ей новую жизнь. А их, в свою очередь, привлекло какое-то историческое обстоятельство, поставившее монастырь в фокус общественного внимания.

Именно там обстоят дела со знаменитым Антониево-Сийским монастырем в Архангельской области.

Не столь уж много дошло до сегодняшнего дня святынь допетровской России, прямо и нерасторжимо связанных с династией Романовых. Какие древние обители в первую очередь приходят на ум, когда вспоминаешь ее судьбу? Новоспасский монастырь в Москве, Новоиерусалимский – под Москвой, да Ипатьевский – в Костроме.

Следующим в этом ряду надо ставить именно Антониево-Сийскую обитель. Преподобный Антоний основал ее в первой четверти XVI века на месте, где, по словам из его жития, задолго появления иноческой братии крестьяне слышали колокольный звон и пение церковное, видели монахов, рубящих лес. Первый век своей биографии монастырь жил небогато, обходился деревянными храмами и держался весьма строгих правил киновиального уклада.

Потом, однако, всё изменилось. В начале XVII столетия сюда направили знатного постриженика: опального боярина Федора Никитича Романова-Юрьева, во иноках Филарета. Он прожил здесь несколько лет, сдружился с игуменом и сохранил в памяти своей самые добрые воспоминание о месте, которое, вроде бы, предназначалось для его унижения.

За пределы обители инок Филарет вышел в самый разгар великой русской Смуты. Страну ожидало еще десять с лишком лет войны, интервенция и всеобщее обнищание, а Филарета Никитича – головокружительная духовная «карьера» и… тяжелый плен у поляков.

В 1613 году его сын, Михаил Федорович, был избран русским царем и первым из Романовых занял русский престол. После этого Михаил Федорович приложил немало усилий, чтобы вызволить отца. Филарет вернулся в Россию шестью годами позже. Очень быстро он занял патриаршую кафедру. Впоследствии страной долгое время правил дуумвират: царь-сын и патриарх-отец, подсказывающий отпрыску львиную долю решений в делах большой политики.

Тогда и началась эпоха благоденствия для Антониево-Сийского монастыря. Филарет благоволит обители, посылает туда дорогие подарки, способствует строительству великолепных каменных храмов. А вслед за ним и прочие представители царской династии оказывают знаки заботы далекому северному монастырю.

Обитель растет, обитель набирается благолепия. Обитель становится одной из самых больших и красивых во всей стране. Всё это продолжается до 1917 года…

Надо ли перечислять, сколько всего там разрушили, испортили, осквернили при советской власти? Зачем? Как везде, в общем-то…

Однако в наши дни на земле монастыря очень многое счастливо восстановлено. И соборная церковь, и уникальный храм-колокольня, воздвигнутый новгородскими зодчими, и большая каменная трапезная. В обители сейчас около пятидесяти священников, дьяконов, монахов, послушников и трудников. Для нашего севера это очень много. Можно сказать, фантастически много…

Старинное величие и старинное цветение возвращается к монастырю с новой силой.

Конечно, дело не обошлось без благочестивых жертвователей. Возможно, их привела сюда древняя слава большого святого – преподобного Антония. Но, скорее, другое. Россия постепенно меняет свое отношение и к своей истории в целом, и к истории последней династии в частности. Всё, что связано с судьбами Романовых, до недавнего времени было табуировано, да чуть ли не проклято от властей. Ныне же всё это приобретает значение гражданских святынь.

Вот и в Антониево-Сийском монастыре вырос новый храм – не восстановленный, а именно новый, творение наших дней. Он освящен по имя святого Николая, последнего государя Российского, недавно канонизированного Русской православной церковью. Эта церковь сама по себе – неоспоримое доказательство того, что мировидение народа обретает иной вид. «Позвонки столетий» срастаются, идет «возвращение имен».

Медленно всё это происходит, очень медленно. Однако… что такое век для истины? Господь наш терпеливо, не спеша, расставляет по своим места стулья, разбросанные во вселенском доме Его непослушными детьми, чинит их руками столы, ими же когда-то переломанные и вставляет окна, ими выбитые.

На Севере России ещё сохранились места, над которыми время не властно, где оно замедляет свой бег. Одно из них находится в Архангельской области, где в неверном свете белых ночей возносится к небу золотыми крестами Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь - свидетель и участник многих событий нашей истории. Более четырёх столетий он был в числе главных православных святынь нашей страны, и о многом могут рассказать его стены. Надо лишь уметь слушать.

Вымоленный отрок

Известно, что в шестидесятых годах XV века из Великого Новгорода переселилась в село Кехта Двинской волости благочестивая семья зажиточного крестьянина по имени Никифор. Трудолюбив был мужик, оттого и достаток в доме не переводился. И только одна беда омрачала жизнь переселенцу - не благословил Господь жену его Агафью чадородием. Уж сколько лет минуло с тех пор, как трижды обвёл их сельский поп вокруг аналоя, свершив тем великое таинство брака, а не слышно было в его избе детских голосов.

В те годы от бесплодия знали одно только средство - шла несчастная баба в церковь, падала ниц перед тёмным иконным ликом и слёзно молила Царицу Небесную о ниспослании ей долгожданного чада. Не единожды побывала на богомолье и Агафья. Клала земные поклоны и ставила пудовые свечи - благо в мужниной мошне копейка не переводилась. И вымолила-таки счастье - благословила её Матерь Божья сыном, которого при святом крещении нарекли Андреем.

Короткий брак

Давно замечено в народе, что такие вот, вымоленные у Бога, дети бывают исполнены разума и добродетели. Вот и отрок Андрей на седьмом году постиг грамоту и перенял у приходского батюшки навык иконописи. Так он и рос, прислуживая во храме Божьем и помогая родителям вести их обширное хозяйство, пока не призвал их Господь.

Андрей к тому времени уже вырос, и было ему двадцать пять лет, когда счёл он за благо оставить отчий дом и отправиться в Великий Новгород, откуда пришли когда-то его покойные родители. Дело ему там нашлось быстро - сильного и покладистого молодца взял к себе на службу местный боярин и до того приник к нему душой, что на пятом году выдал за него свою дочь. Но, знать, не было на то Воли Божьей - через год скончалась сначала молодая жена, а за ней и её отец.

Новопостриженник Антоний

Схоронив близких ему покойников и погоревав, как водится, поразмыслил Андрей и постиг разумом, что не судьба ему жить в миру, среди греха и соблазнов, а надлежит посвятить себя Богу, затворившись в одной из святых обителей, коими столь обильна русская земля. Помолившись и благословясь у того самого попа, что венчал его год назад с боярской дочерью, навсегда покинул он Великий Новгород, но стопы свои направил не в Двинскую волость, где ещё стоял опустевший дом его отца, а во святой монастырь, построенный на реке Кена, близ города Каргополя.

Здесь в стенах старинной обители начал Андрей восхождение к венцу святости, постригшись в монахи с именем Антоний. Год провёл он в тяжких монастырских трудах - рубил вековые сосны, выкорчёвывал пни, расчищая место под огород, а затем в нём же и трудился, добывая пропитание для братии.

Но более всего было ему по сердцу ухаживать за больными и убогими, для коих в монастыре был создан приют. Ночи же проводил Антоний в молитвах о спасении душ всех православных христиан. Вскоре его духовный отец преподобный Пахомий Кеский рукоположил его во священство, а затем благословил на подвиг отшельничества, о котором давно уже говорил с ним Антоний.

На пути к святому месту

Покинул Антоний обжитые стены монастыря не один, а с двумя товарищами, так же, как и он, искавшими молитвенного уединения. Помолясь, удалились они в непроходимые лесные дебри, стеной подступавшие к обители. Вначале для своего пустынножительства иноки избрали тихое место на берегу Емца, срубили себе кельи и даже построили деревянную церковку в честь святителя Николая. Но подгадил им враг рода человеческого - озлобил он против них сердца местных жителей, решивших, что монахи хотят завладеть их землёй. Пришлось инокам покинуть приглянувшееся место и продолжить странствия по глухим чащобам. Надо заметить, что к тому времени пополнилось их число ещё тремя отшельниками-богомольцами.

Но не оставил их Господь, послал на пути некоего рыбака именем Самуил. Он-то и подсказал скитальцам место на озере Михайловом, где вовек никто не жил, но откуда исстари доносился звон колокольный да пение ангельское. И было до него недалече - всего-то три дня пути, по российским меркам - совсем рядом.

Древняя легенда говорит, что, придя на то место, указанное Самуилом, постигли монахи в сердцах своих, что свято оно, и быть тут обители, которой суждено пережить века. И поставили они на пустынном мысу лесного Михайловского озера крест, истекавший на солнце свежей сосновой смолой, обозначив тем самым место будущего монастыря.

Первые трудные шаги

Своё название будущая обитель получит от реки Сия, вытекающей из Михайловского озера, и являющейся правым притоком Двины. Была она, как и само озеро, богата рыбой, а лесные дебри вокруг - зверем, но для жизни этого недостаточно, и приходилось братии валить лес и распахивать землю. А на чём пахать? Лошадок-то нет. Вот и впрягались божьи люди по очереди в самодельную соху, надрываясь и падая на свежих бороздах.

Доподлинно известно, что Антониево-Сийский монастырь поднимался в очень тяжёлых условиях. Были даже моменты, когда монахи, выбившись из сил, собирались покинуть новое место, и только слово да молитва их духовного наставника Антония помогали малодушным победить минутную слабость. Но с Божьей помощью они наконец обустроились, и возвели первую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы. Главным её достоянием стала написанная самим Антонием, с малых лет преуспевшим в иконописи.

В течении долгих столетий Троицкий Антониево-Сийский монастырь славился на всю страну этой святыней. По молитвам паломников перед ней происходили чудеса исцелений. Окончательно убедились все в благодатности образа, когда однажды в церковь ударила молния, и после пожара, уничтожившего всю внутреннюю часть здания, из груды пепла извлекли икону, совершенно нетронутую огнём.

Великокняжеская грамота

Свой официальный статус Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь получил в 1552 году, когда его настоятель, будущий направил в Москву к великому князю Василию III двух иноков с прошением об учреждении обители. Благочестивый правитель отнёсся благосклонно к их просьбе и послал с ними не только Жалованную грамоту, но и щедрые дары на помин собственной души.

Блаженная кончина и канонизация

Преподобный Антоний дожил до семидесяти девяти лет, тридцать семь из которых провёл в созданной им обители, лишь изредка покидая её для непродолжительного отшельничества, вызванного потребностью в молитвенном уединении. Когда перед смертью его спросили, где он желает быть погребённым, подвижник наказал (виданное ли дело!) отнести его тело в лес и оставить на растерзание зверям и птицам, дабы этой тризной и они помянули его перед Богом. Только слёзные мольбы братии убедили его отказаться от своего решения.

Отошёл он ко Господу 20 декабря 1556 года, во царствование государя Иоанна IV Грозного, а Антониево-Сийский монастырь продолжал свою жизнь уже при новом настоятеле - старце Кирилле, указанном Антонием в завещании. Сам же он за благочестивую жизнь и многочисленные чудотворения в 1579 году был причислен к лику святых.

Собор Святой Троицы

Его память отмечается православной церковью 20 декабря, и в этот день Антониево-Сийский мужской монастырь, фото которого можно увидеть в этой статье, заполняется сотнями паломников, приезжающих из разных городов страны почтить его память и поклониться святым мощам, покоящимся ныне под спудом Троицкого собора, возведённого уже после кончины святого.

Закладка этого пятикупольного храма была совершена в по высочайшему дозволению царствовавшего тогда государя (сына Ивана Грозного). В своей грамоте, присланной в монастырь, он повелел возводить его по образцу Воскресенского собора московского и даже в помощь строителям прислал опытного мастера Захара. Все работы, выполнявшиеся вологодской артелью каменщиков, завершили в 1606 году, и вскоре храм был освящён.

Монастырь ― свидетель истории

В XVI-XVII веках Антониево-Сийский монастырь занимает место одного из ведущих духовных центров Севера России, и ему принадлежит важное место в её истории. Известно, что в этих стенах отбывал пятилетнюю ссылку опальный боярин Фёдор Никитич Романов - отец будущего царя, основателя династии Романовых - Михаила Фёдоровича. Именно здесь по воле царствовавшего тогда Бориса Годунова боярин принял монашеский постриг с именем Филарет.

Пройдут годы, и, вернувшись из польского плена, он станет Патриархом Московским всея Руси. Не забудет тогда Филарет участливого игумена Иону, старавшегося чем возможно облегчить его участь, и, взойдя на патриарший престол, отблагодарит того щедрыми дарами. Монастырские стены помнят и совсем ещё молодого Михаила Ломоносова, останавливавшегося здесь на пути в Москву.

Царственные покровители монастыря

С первых дней своей истории Антониево-Сийский монастырь пользовался неизменным расположением верховных правителей России. Начало тому положил великий князь Василий III, как сказано выше, приславший вместе с Жалованной грамотой свои дары. Щедрым вкладчиком был и его сын Иван Грозный, но, правда, несколько в ином роде. Он передал в монастырь длиннющий список казнённых им бояр и приложил к нему тысячу рублей на помин их душ - такой уж был заботливый государь.

Восшедший вслед за ним на престол царь Фёдор не только финансировал строительство Троицкого собора, но и даровал ему стасемидесятипудовый колокол. Не поскупился и Борис Годунов, пожаловавший обители пятьсот рублей и множество дорогой Всех жертвователей братия усердно поминала на молитвах и делала о том записи в специальной «Кормовой книге».

Со временем Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь вошёл в такую силу, что не только пользовался щедростью царствовавших особ, но и сам не раз оказывал им материальную помощь. Так, например, государь расходы на войну со Швецией покрывал из средств, предоставленных ему монастырской казной, а его отец - Алексей Михайлович, брал займы на перевооружение армии.

Коронованные паломники

Большую роль играло и паломничество в Антониево-Сийский мужской монастырь царствовавших особ. Российские самодержцы не раз посещали древние стены, хранившие память их предков. Так, например, летом 1819 года их почтил своим посещением император Александр I, а в 1856 году - его племянник Александр II. Частыми гостями были и великие князья. Для приёма высоких гостей существовал даже особый ритуал.

Обычно государь, заранее выйдя из кареты, подходил пешком ко Святым вратам и там, встреченный игуменом и братией, благословлялся иконой преподобного Антония, которую тут же получал в дар. Затем следовал торжественный молебен в Троицком соборе и обед в игуменских покоях. Надо ли говорить, что такие визиты способствовали приезду в монастырь большого количества рядовых паломников, обильно пополнявших его казну.

Золотой век монастыря

Принято считать, что расцвет монастыря пришёлся на XVII век. В нём проживало тогда около двухсот монахов, силами которых было возведено шесть храмовых построек, а самой значительной из них был храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Над украшением монастыря трудились известнейшие иконописцы той поры, такие как Фёдор Зубов и Василий Кондаков. В хранилищах обители были собраны многие выдающиеся памятники русской культуры.

Особенности Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря, такие как собранные в нём уникальные коллекции древностей, архитектурное своеобразие, благочестие братии и красота окружающей северной природы, обеспечивали ему заметное место среди прочих святых обителей России.

По пути мытарств

После октябрьского переворота Антониево-Сийский мужской монастырь в полной мере разделил судьбу большинства российских обителей. В 1923 году его закрыли, часть имущества отправили в госучреждения, а остальное попросту разграбили. В помещениях, где раньше жили иноки и совершались церковные службы, устроили колонию для малолетних преступников. Монастырские стены высокие - не сбегут. В последующие годы там размещались и другие учреждения, не имевшие отношения к религии.

Возрождённая обитель

Лишь с наступлением перестройки, изменившей политику правительства в отношении религии, обитель была возвращена церкви. Но формальная передача земли и находившихся на ней построек ещё не означала её возрождения в роли духовного центра. Антониево-Сийский монастырь, фото которого дают представление о многообразии и специфике находящихся на его территории построек, нуждался в серьёзной реставрации, для которой требовались значительные капиталовложения. Большую роль в решении этих проблем сыграл его наместник архимандрит Трифон (Плотников), сумевший изыскать необходимые ресурсы и привлечь к работе высококвалифицированных специалистов.

Сегодня Антониево-Сийский монастырь (Архангельская область) в полной мере возродил своё былое величие. Он вновь стал местом, куда съезжаются тысячи россиян, желающих прикоснуться к живой истории Родины. Об этом неоспоримо свидетельствует плотный график работы паломнической службы монастыря, размещённый на его интернет-сайте.

Наиболее частый вопрос, возникающий у тех, кто желает посетить Антониево-Сийский монастырь: "Как доехать в эту обитель, находящуюся в сердце русского Севера?". Для этого можно воспользоваться автобусом № 503, отправляющемся из Архангельска в Емецк, или другими автобусами № 511, 505 и 520. Тот же, кто располагает личным транспортом, может добраться до него по трассе № 8 Архангельск - Москва. На 151 км будет поворот направо и соответствующий указатель.

Монастырское подворье

В 2000 году Святейший II благословил открытие в Санкт-Петербурге на улице Ольги Форш подворья Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря. Оно было создано, и в настоящее время окормляет значительную часть верующих, проживающих в этом районе, а также ряд детских дошкольных учреждений. Такие же подворья планируется создать и в других районах страны.

Антониево-Сийский монастырь (Архангельская область)
В 1520 году на мысу Большого Михайлова озера преподобный Антоний с шестью своими учениками: Александром, Иоакимом, Исаией. Елисеем, Александром и Ионой водрузили деревянный крест, поставили келью. Был построен первый храм — деревянный, в честь Живоначальной Троицы. Но еще до прихода сюда монахов в округе было известно от промысловиков, что это место особое: в глухих дебрях здесь неоднократно слышали церковное пение и колокольный звон.
В 1525 году государь и великий князь Василий Иванович даровал обители жалованную грамоту и прислал на помин своей души «церковной утвари и риз довольно».

Преподобный Антоний, основатель монастыря, скончался в 1556 голу.
В 1579 году за жизнь богоугодную и многие чудотворения он был причислен к лику святых. Царевич Иван, сын Ивана IV Грозного, написал одну из редакций «Жития Антония Сийского».
Главное строение обители, пятикупольный Троицкий собор, было построено в 1589-1606 голах. Это одно из первых каменных сооружений столь внушительных размеров в Двинском крае.
В 1601 - 1606 годах в обители томится в ссылке боярин Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя царской династии Романовых. Здесь Федор Никитич по воле паря Бориса Годунова принимает монашеский постриг с именем Филарет. Позднее (1619) Филарет становится Патриархом Московским и всея Руси.
В XVII веке монастырь достигает расцвета. В нем обитают более 200 монахов, строятся каменные храмы. Достроен Троицкий собор (1589-1607) с южным приделом, освященный во имя преподобного Антония (здесь под спудом хранятся его мощи), Благовещенский собор (1643), Сергиевский надвратный с архиерейскими покоями собор, храм-колокольня Грех Святителей Московских.

Над монастырскими иконостасами работали Федор Зубов, царский иконописец; мастер из Сольвычегодска Василий Кондаков и др. Попечением сийского постриженника патриаршего казначея старца Паисия на рубеже ХVII-XVIII веков возведен двухэтажный братский корпус и построены двухэтажные настоятельские каменные кельи (1685).
Монастырь имеет свои деревни, земли. промыслы, солеварни по берегу Белого моря, по Северной Двине, на Кольском полуострове. Монастырскис подворья располагаются » Москве, Вологде. Архангельске. В обители развивается иконописание, работает небольшая типография, граверная мастерская. Традиционным для монастыря было переписывание книг. В монастырской библиотеке хранилось много рукописных книг (Евангелие-Апракос, так называемое Сийское, 1339-1340; Евангелие, 1692; «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами, 1648). Ныне собрание более 300 рукописных книг находится в библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге. Монастырский архив насчитывал свыше 20 000 единиц хранения: сотные, переписные, вкладные, приходо-расходные книги и прочес. В монастырской ризнице хранились замечательные произведения русского ювелирного искусства (водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года, вклад патриарха Филарета - драгоценное паникадило 1628 года. Ценные дары монастырю вносили многие именитые люди того времени. Имела известность монастырская больница.

Обитель становится духовным и влиятельным церковно-административным центром, хорошо известным в Москве. В XVIII веке монастырская жизнь пришла в упадок (произошло изъятие земель, сократилось количество монашествующих). А в XIX веке получила развитие просветительская и миссионерская деятельность монастыря: настоятели его выполняют обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, а один из них, архимандрит Вениамин (Смирнов), становится просветителем местных жителей, обитателей архангельской тундры.
После Октябрьской революции в 1920 году на территории монастыря была организована детская колония, хотя все еще действовала небольшая монашеская община.

Монастырь был окончательно закрыт в 1923 году. Позже здесь был размещен колхоз, поочередно располагались дом отдыха лесозаготовителей, дом детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.
С 1970 по 1992 год территория монастыря использовалась под летний пионерский лагерь и дачу Архангельского облисполкома. Храмовые здания постепенно разрушались и ветшали. Трагическая история монастыря закончилась пожаром 1992 года, уничтожившим кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей.
Восстановление монашеской жизни монастыря началось в августе 1992 года - монастырь был передан Русской Православной Церкви. Настоятелем назначили игумена, ныне архимандрита, Трифона (Плотникова). 23 августа 1992 года обитель впервые в ее истории посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. А 14 октября 1992 гола совершена первая Божественная литургия в надвратной церкви, освященной в честь преподобного Сергея Радонежского.
Обитель расположена по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, Сийский монастырь.

ИГУМЕНЫ

1. Преподобный Антоний Сийский. 1520-1556

2. Геласий. 1557–1558

Геласий. Ученик Преподобного Антония, до игуменства был иеромонахом Сийской обители.

3. Геронтий. 1557–1558

Геронтий. Когда и кем поставлен был в игумены и сколько времени игуменствовал, как и Геласий, неизвестно. Дата общая.

4. Питирим. 1578–1586, 1591–1597

Питирим. Бывший строитель (управляющий) Комельской Святителя Николая Чудотворца обители, игуменствовал в Сийской обители с 1578 г. и был игуменом в разные времена. С1586 по 1591 гг., находясь в тяжкой болезни, оставил правление монастырское, а потом, по чудесному выздоровлению, снова принял игуменство, на котором пробыл по 1597 г.

5. Гермоген. 1586-1587

Гермоген. Игуменом был во время болезни отказавшегося игумена Питирима.

6. Никандр. 1588–1589

Никандр. Был настоятелем во время болезни Питирима в 1588–1589 гг., при нем заложена каменная соборная церковь Живоначальной Троицы.

Иона. Постриженник Сийского монастыря, произведен из иеродьякона того ж монастыря в игумены Варлаамом, Митрополитом Новгородским и Великолуцким 1597 года, марта в 6 день. Игуменом был 37 лет по 1634 г.

8. Тит. 1634–1637

9. Киприан I 1637–1640

Киприан. Скончался в 1640 г.

10. Игнатий. 1641–1643

Игнатий. Откуда родом не известно. Был настоятелем до своей смерти в 1643 г.

11 Киприан II 1643

Феодосий. Родом из Холмогор, по рождении наречен был Федором; на 18 году в 1632 г. пострижен в монашество в Сийском монастыре игуменом Ионою, в 1635 г. в иеродиакона. 12..01.1644 г. поставлен в игумены Аффонием Митрополитом Новгородским и Великолуцким. В 1652 г. по оклеветании сослан был Никоном митрополитом Новгородским в Кожеозерский монастырь, и пробыл там 5 лет и 6 месяцев, по истечении ссылки возвращен в Сийский монастырь, и потом в 1663 г., Питиримом Митрополитом Сарским и Подонским снова возведен на игуменство. В 1687 году, ездил в Москву бить челом Великому Государю о потребностях церковных и нуждах монастырских. Скончался 29.10.1688 г. и погребен в усыпальнице близ гроба Преподобного Чудотворца Антония.

Корнилий. Постриженник Сийского монастыря, в котором до игуменства был иеромонахом и казначеем. В игумены произведен Никоном Митрополитом Новгородским 3.05.1652 г. Игуменом был по 1657 г. В 1660 Макарием Митрополитом Новгородским произведен настоятелем Красногорской обители.

14. Каллиник. 1658–1663

Каллиник. В Сийскомъ монастыре был игуменом с 1658 по 1663 гг. При нем случился сильный пожар и чудо от иконы Смоленской Божией Матери.

Варфоломей. Постриженник Сийского монастыря, произведен из иеродьяконов в игумена Афанасием архиепископом Холмогорским и Важеским 25 марта 1688 г. Игуменом был по июль 1692 г., потом, оставив игуменство, через 10 лет находился того же монастыря строителем.

АРХИМАНДРИТЫ

Никодим. По учреждению, с 1692 г. по грамоте Святейшего патриарха Адриана в Сийском монастыре архимандрии, он был произведен первым архимандритом из казначеев сего Сийского монастыря. Скончался в Сийском монастыре 18.07.1721 г.

Герман. Произведен в архимандриты монастыря 16.01.1723 г. Настоятелем был до своей кончины 29.11.1725 г.

Порфирий. С 1719 по 1727 гг. был архимандритом Николаевского Корельского монастыря, а 17 дек. 1727 г. переведен в Сийский монастырь и был настоятелем его по 30 янв. 1730 г., в этот день и скончался.

С 1730 по 1742 гг. настоятели неизвестны, по некоторым сведениям их не было.

Леонтий Яковлев произведен в архимандриты Сийского монастыря 27. 01.1742 года. Дважды управлял монастырем с 1742 по 1749 годы и с 1753 по 19 октября 1761 год..переведен в Архангельский монастырь. Скончался в Санкт-Петербурге, где и был погребен в Александро- Невской лавре.

Серафим а потом в схимонашестве и иеросхимонах Симеон, произведен в архимандрита в сей монастырь 25 марта, 1749 года. Скончался 18 ноября 1753 года.

Гавриил Огинский , родом из Малороссиян, был ректором Архангельской семинарии, а в архимандрита сего монастыря произведен 2 февраля 1762 года. Скончался в Сийском монастыре 27 января 1779 года.

21 . Парфений Петров 1779 – 1790 гг.

Парфений Петров , родом из Великого Новгорода, обучался в Новгородской семинарии и был ректором Архангельской семинарии и учителем Богословия и Греческого языка. В архимандрита Сийского монастыря произведен в 1779 году и был настоятелем по 1790г., В 1790 году переведен во второклассный Александро-Свирский монастырь. После того переведен был в Николаевский Вяжицкий, а затем в первоклассный Юрьевский Новгородский монастырь, оттуда был рукоположен во епископа Архангельского и Холмогорского.

Аполлос Перешкевич , родом из казаков. Обучался в Киевской Духовной академии и был Архангельской семинарии ректором и учителем Богословия и Греческого языка. Из игуменов Александроневского монастыря произведен в архимандрита в Сийский монастырь 28 июня 1790 года, в 1803 году переведен во второклассный Курский Богородицкий Знаменский монастырь, а оттуда рукоположен во епископа Слободоукраинскаго и Харьковского.

Августин Сахаров , родом из Ярославской епархии, переведен архимандритом в Сийский монастырь в 1803 году из законоучителя 2-гл кадетского корпуса. Лично в Сийском монастыре не пребывал, а находился в Санкт-Петербурге законоучителем. В 1804г. переведен во второклассную Сергиевскую пустыню, а оттуда рукоположен во епископа Оренбургского и Уфимского.

24. Кирилл Киприянов. 1804г -1806 гг.

Кирилл Киприянов , родом из Мезенского уезда Архангельской губернии, обучался и обучал в Архангельской семинарии и был ее ректором. Долгое время был игуменом Николаевского Корельского, а потом архимандритом третьеклассного Архангельского монастыря. В 1804 году переведен в Сийский монастырь. В 1806 году переведен настоятелем Онежского Крестного монастыря.

25. Феофил Татарский 1806 – 1810 гг.

Феофил Татарский , родом из малороссиян; учился в Харьковском коллегиуме. По поступлении во священники и овдовев был полковым протоиереем. Потом, по пострижении в монашество, произведен во игумена в Николаевский Корельский, а затем во архимандрита в Архангельский монастырь. Будучи префектом Архангельской семинарии, был переведен оттуда в 1806 г. в Сийский монастырь. Настоятелем монастыря и ректором Архангельской семинарии был по 1810 год. Отсюда переведен во второклассный Новгородский Николаевский Вяжицкий, а затем в первоклассный Черниговский Елецкий Успенский, а оттуда в первоклассный же Донский монастырь. Потом рукоположен во Епископа Оренбургского и Уфимского.

Амвросий Черноруцкий , родом из Архангельской епархии, обучался в Архангельской семинарии и был в ней ректором и учителем богословия. Из игуменов Николаевского монастыря произведен во архимандрита в Архангельский монастырь. В 1810 г. назначен архимандритом в Сийский, а в 1817 году переведен в Онежский Крестный монастырь, где и скончался 21 июля 1819 году.

Павел Павлов (Морев), родом из Архангельской епархии, обучался в Архангельской и Троицкой Сергиевской Лаврской Семинариях. Был ректором уездного и приходского училищ, а потом в Архангельской Семинарии. По пострижении в монашество произведен во игумена в Николаевский Корельский, а потом во Архимандрита в Архангельский монастырь; оттуда же 11 октября 1817 года переведен в сей Сийский монастырь. В 1820 году переведен в Онежский Крестный, а потом в Ростовский Борисоглебский монастырь, откуда рукоположен во епископа Вятского и Слободского.

Вениамин Смирнов , родом из Архангельской епархии. Обучался и обучал в Архангельской семинарии и был там префектом, потом смотрителем уездного и приходского Архангельских духовных училищ и вместе инспектором семинарии. По пострижении в монашество произведен игуменом в Николаевский Корельский монастырь, откуда 5 апреля 1820 года переведен в Сийский монастырь. С 1825 по 1830 год находился в самоедских кочевьях и был управляющим самоедской Духовной Миссии, для обращения Самоедов в Христианскую веру, за что награжден орденом Св. Владимира 3 степени. В 1833 году находился в С-Петербурге на чреде священослужения и проповеди Слова Божия, и за переведение Нового Завета на самоедский (ненецкий) язык, за составление лексикона самоедского языка и сочинение самоедской грамматики объявлено ему Высочайшее благословение. В 1839 году перемещен в Крестный монастырь Архангельской епархии, а в 1848 году переведен в монастырь Черниговской епархии, где и скончался в 1850 году.

29. Анастасий Ключарев. 24 декабря 1824- 20 декабря 1828 г., 12.05. 1843 – 22 марта 1851 г.

Анастасий Ключарев Дважды управлял монастырем с 24.12. 1824 г по 20.12. 18128 г. В 1828 году перемещен в Тамбовский Трегуляев монастырь.С 13.05. 1834 г. хиротонисан в Новгородского викария – епископа Старорусского. С 22.05. 1837 переведен епископом Екатеринославским и Таганрогским. С 14.04. 1938 г. уволен на покой С 12.05. 1843 г. вновь был назначен настоятелем в Антониево-Сийский монастырь. Преставился 22.03. 1951 г. Управлял монастырем независимо от Архангельского епархиального начальства Погребен в усыпальнице на правой руке при входе в Собор.

Платон Агриколаевский , родом из Костромской губернии, обучался в Костромской семинарии и по окончании учения был священником, а потом смотрителем Луховских уездного и приходского духовных училищ, и учителем греческого языка 14 лет. По пострижении в монашество произведен 1827 г. февраля 27 дня во игумена в Луховский Тихоновский монастырь, а 1829 года июня 7 дня во Архимандрита в Архангельский монастырь, где находясь был первым членом при строении церквей для обращенных в веру христианскую самоедов. Был благочинным при этих церквах 7 лет, в 1839 г. награжден орденом Св. Анны 3 степени, и 20 июня того же года переведен в Сийский монастырь. Архимандрит Платон в 1843 г. перемещен в Веденский монастырь, Вологодской епархии, находящийся в г. Сольвычегодске.

31. Иосиф 1951-1853

Иосиф – иеромонах, временно управлял монастырем. О его деятельности ничего не известно

Мельхиседек , соловецкий наместник. Назначен по утверждению Священного Синода архимандритом Сийского монастыря 18 августа1853 г. При нем во время Севастопольской войны до окончания военных действий в 1856 г. в Сийский монастырь были вывезены для сохранения ризница и все прочие драгоценности Соловецкого монастыря

За время управления о. Мелхиседека в Сийском монастыре произведено много работ по устройству зданий. В 1859 году возобновлена пришедшая в ветхость кладбищенская церковь на Красном Носу во имя Успения Богоматери. 7-го сентября того же года была освящена новая серебряная рака над местом погребения преподобного Антония.Затем произведен был капитальный ремонт внутри Троицкого собора, Благовещенской церкви с трапезой и церкви преподобного Сергия над святыми вратами. В Антониевом приделе Троицкого собора, и в Сергиевском храме были устроены в 1863 году новые иконостасы. Для иконостасов написаны новые иконы и подновлена часть старых. К сожалению работы произведены были неосмотрительно: древние иконы прекрасного письма были взяты из своих мест, не особенно удачно поновлены и размещены по стенам собора, а в иконостас вставлены небольшие иконы нового письма.

В конце своей жизни Мелхиседек был разбит параличом и 1870 году был уволен от управления монастырем. Скончался 13 апреля 1872 года. По желанию братии, с разрешения Епархиального Начальства, был погребен в Троицком соборе Антониево- Сийского монастыря в северо-западном углу его.

33. Савватий (Макаров). 1870 – 1888 гг.

Савватий (Макаров), игумен Пертоминского монастыря Савватий (Макаров) возведен в сан архимандрита. При нем скончался 13 апреля 1872 года о.Мелхиседек. О. Савватий управлял Сийским монастырем по 1888 год. Во время его настоятельства монастырь два раза был посещен Особами Царствующего Дома: в 1870 году посетил монастырь Великий Князь Алексей Александрович, а в 1885 году Великий Князь Владимир Александрович. В 1888 году архимандрит Савватий скончался и был погребен в соборной паперти на левой руке при входе в собор.

34. Антоний. 12.03. 1888 – 1901 г.

Антоний (Александр Неофитович Постников), архимандрит. Управлял монастырем с 12марта 1888 г. по 1901 г.. В последующем был назначен настоятелем Артемево-Веркольского монастыря, где 10 декабря 1907 гда скончался от тяжелой болезни.

35. Николай Варфоломеев (протоиерей) с декабря 1901-1902

Временно управляющий монастырем .

36.Филадельф (игумен) 1902

В Архангельском областном архиве в описании к фонду № 56 «Фонд Антониево –Сийского монастыря» имеется приложение, где указаны все настоятели Сийского монастыря В этом списке есть сведения, что в 1902 году настоятелем монастыря была игумен Филадельф, но сколько времени он был настоятелем, в связи с чем назначен на эту должность, никаких документов подтверждающие эти данные нет, о его жизни и деятельности в монастыре также ничего не известно.

37. Иона 1903 - 1905 гг.

Ион а (Василий Захарович Платонов), архимандрит Возглавлял монастырь с 1903 по 1904 гг. О. Иона родился в большой крестьянской семье в Шенкурском уезде Архангельской губернии в 1844 году. В сентябре 1867 года о. Иона был принят послушником в Антониево – Сийский монастырь, где осенью того же года был рукоположен в иеродиаконы. В феврале 1877 года его переводят в Михайло-Архангельский монастырь, где состоялось рукоположение в иеромонахи. С 1883. по 1887 гг. числился в составе братии Николо-Карельского монастыря, а 20 августа 1887 года был назначен Указом Святейшего Синода миссионером на арктический архипелаг- Новая Земля, к самоедам. С осени 1894 года до 1899 года о. Иона был наместником Николо-Карельского монастыря в сане игумена. В 1900 году игумена Иону направляют в Санкт –Петербург на должность смотрителя подворья Красногорского Богородицкого монастыря. При его непосредственном участии началось строительство храма в честь Казанской Божией Матери – будущего подворья Красногорского монастыря.

Осенью 1903 года игумена Иону назначают настоятелем Антониево - Сийского монастыря с последующим возведением в сан архимандрита

О. Иона возглавлял Антониево – Сийский монастырь не долго, до 1905 года, из-за болезни оставив настоятельство, но до конца жизни числился в составе братии монастыря.

Точных сведений когда умер архимандрит Иона нет, но согласно статьи в Архангельском епархиальном вестнике за 1912 год № 15, во время посещения Антониево – Сийского монастыря, владыка Архангельский и Холмогорский Нафанаил побывал в келье уже смертельно больного архимандрита Ионы.. Похоронен архимандрит Иона в Антониево – Сийском монастыре рядом с Троицким собором

38. Николай 1906-1912

С 1906 года монастырь вновь возглавил пртоиерей Николай. В 1905 году 7 мая уволен за штат из епархиального ведомства, о. Николай где прослужил более 40 лет и зачислен в «штат братии» Антониево – Сийского монастыря.

Через год, указом Священного Синода он вновь назначается на должность настоятеля монастыря с возведением, по пострижении в монашество, в сан архимандрита, каково и совершилось 2 июля 1906 г. Будучи настоятелем Антониево –Сийского монастыря о. архимандрит Николай заботился в первую очередь о введении в жизнь монастыря молитвенного настроения и аскетического духа. Он весьма часто служил не только в праздники, но и другие дни, соборно с пением на два клироса. Церковные службы совершались им всегда истово и уставно, при чем согбенный старец-настоятель во всем подавал пример. Возгласы, чтение молитв, акафистов, произносились им умилительно и со слезами, пение о. настоятель предпочитал простое, обиходное; чтения требовал неспешного, ясного, вразумительного. Усердно заботился архимандрит Николай о благосостоянии монастырских храмов и устроил скит и новый храм на месте, куда удалялся преподобный Антоний - основатель монастыря для уединенных молитвенных подвигов; построил кроме того, новую двухэтажную гостиницу для богомольцев вместо ветхой, одноэтажной. 7 декабря 1906 г. Господь сподобил о. Николая молитвенно праздновать 350-летие со дня кончины преподобного Антония, причем в служении он облачался в ризу преподобного, а при Богослужении были употребляемы те сохранившиеся в монастыре предметы церковной утвари, которые были соединены с памятью преподобного или, по крайней мере, близки к его времени. Вообще о. архимандрит был человек просвещенный, и в высшей степени трудолюбивый и христиански настроенный. В сентябре 1912 года архимандрит Николай мирно скончался.

Евтихий (в миру Ефим Филипский) иеромонах, временно исполнял обязанности настоятеля Антониево-Сийского монастыря.

40 Вениамин 1913–лето 1917

Осенью того же года Антониево – Сийский монастырь возглавил архимандрит Вениамин (в миру - Василий Васильевич Кононов), Архимандрит Вениамин управлял Антониево-Сийским монастырем 5 лет, до августа 1917 года и переведен настоятелем Соловецкого монастыря, где он стал последним настоятелем прославленной обители.

Архимандрит Вениамин на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году, были причислены к лику святых – священномучеников. Память его совершается – 4 апреля и 10 августа

41.Феодосий. 1918

Феодосий

42.Амвросий. 1918

Амвроси й – иеромонах, временно исполнял обязанности настоятеля, сведений о его деятельности нет

43. Григорий. 1918-1919

Григорий

44.Иоанникий. 1919

Иоанникий – монашеское звание не известно, сведений о его деятельности нет

45.Гурий. 1920

С 30 июня 1919 по 1920 настоятелем монастыря был архимандрит Гурий (в миру – Гавриил Лаптев) – последний настоятель Антониево-Сийского монастыря до его закрытия. Родился он в 1854 г, в крестьянской семье Вятской губернии. С 1870 по 1880 гг. проходил послушание в монастырях –Соловецком, Кожеозерском, Красногорском. 9 апр. в 1880 г. зачислен в братию Никольского монастыря, где в 1886 г. принял монашество, в том же году рукоположен в иеродиаконы и 26 авг. 1886 г. переведен в Архиерейский дом на должность эконома. В окт. 1891 г. опять перемещен в Никольский монастырь, а Указом по Архангельской Духовной Консистории в сент. 1893 г. зачислен в штат братии Архангельско-Михайловского монастыря, где рукоположен в иеромонахи. С окт. 1896 г. по сент. 1902 г. был экономом Никольского монастыря, а 8 дек. 1902 г. утвержден в должности настоятеля Красногорского монастыря. 26 мая 1905 г. возведен в сан игумена и командирован в Санкт–Петербург, управляющим подворьем Красногорского монастыря. 31 дек. 1912 г. назначен настоятелем Онежского Крестного монастыря. В сан архимандрита возведен 26 мая 1919 г. С 30 июня 1919 г. возглавил Антониево–Сийский монастырь и был его настоятелем до окончательного закрытия монастыря в 1920 г. Судьба последнего настоятеля архимандрита Гурия неизвестна. Последнее упоминание о нем было в 1923 г. при передаче имущества монастыря органам Советской власти.

Трифон (в миру – Виктор Плотников). Первый настоятель возрожденного монастыря.,

архимандрит.

Варлаам (в миру - Дульский Валерий Петрович), игумен

В Архангельской области до наших дней сохранились места, где время как бы замедляет свой ход. Попав туда, ощущаешь связь поколений и пони-маешь, что еще осталось на земле что-то святое, светлое и незыблемое. К числу таких мест относится Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, который является не только памятником отечественной истории и культуры, но и хранителем вековых традиций Русской Православной Церкви.
Сийский монастырь - один из самых древних монастырей Поморского Севера. Он расположен в 160 км от г. Архангельска на полуострове Большого Михайлова озера. Свое название получил от имени его основателя - пре-подобного Антония и реки Сия, притока Северной Двины. Здесь, среди за-росших сосновыми борами и ельниками моренных гряд, соединяя два десятка озер, вьется светлая река Сия. Монастырь был основан в 1520 году.
Основатель Сийской обители - преподобный Антоний (в миру Андрей). Он родился в 1478 году в селе Кехта Двинской волости. Уже в детстве в нем проявились склонность к духовному созерцанию, любовь к книгам и иконописанию. В 25 лет, после смерти родителей, прп. Антоний уехал к род-ственникам в Великий Новгород. Там он женился, но через год супруга умерла, и прп. Антоний решил удалиться в пустыню. Свое иноческое посвя-щение он получил в Спасо - Преображенской обители у реки Кены на Карго-польской земле. Спустя некоторое время прп. Антоний уходит еще в более отдаленное место, поселяется вначале около речки Шелексы, а затем у Ми-хайлова озера.
Слух о новой обители скоро разнесся по окрестным местам. Число бра-тии стало увеличиваться, расширились земельные владения. Были построены три деревянные церкви – Троицкая, Благовещенская и церковь в честь свя-того Сергия Радонежского. Прп. Антоний составил строгий устав иноческой жизни. Сам он ревностно нес монашеское послушание, умерщвлял плоть из-нурительными испытаниями; дважды удалялся в уединенные места на дли-тельное безмолвие. Господь за духовные труды наделил прп. Антония даром прозорливости и чудотворения.
Преставился прп. Антоний в возрасте 79 лет 7 декабря (по новому сти-лю – 20 декабря) 1556 года. Мощи его доныне находятся под спудом в Тро-ицком соборе близ алтаря.
А с южной стороны собора в усыпальнице покоятся останки преподоб-ных Никанора и Исайи – святых, подвизавшихся в XVII веке в деревне Ру-чьи на берегу Белого моря, а также игумена монастыря в XVII веке препо-добного Феодосия Сийского и благотворителя обители, патриаршего казначей Паисия.
В XVI-XVII веках монастырь превращается в один из крупнейших духов-ных и культурных центров Русского Севера, играет важную роль в истории России. Именно сюда был сослан и отбывал ссылку в 1601-1605 годах боя-рин Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых. Здесь же, в обители, в 1601 году по приказу царя Бориса Годунова он принимает монашеский постриг под именем Фила-рет. Настоятель монастыря игумен Иона, чем мог, облегчал положение опального боярина. Позднее, в 1619 году, Филарет становится Патриархом Московским и Всея Руси. Став Патриархом, Филарет не забыл участливости игумена и благодетельствовал Сийской обители. До наших дней сохранилось письмо святителя Филарета к Ионе о том, что он среди прочих подарков по-сылает ему и серебряную чарочку из своей кельи с пожеланием «вкушать из нее во утешение». В монастыре сохранялось деревянное кресло Филарета, но в начале XX столетия оно было перевезено в Архангельское епархиальное древлехранилище.
Монастырь не раз оказывал материальную помощь Российским госуда-рям своими пожертвованиями. Так, царь Михаил Федорович, готовясь к вой-не со шведами и не располагая большими средствами, обратился к Сийской обители за материальной поддержкой и получил ее.
Необходимо отметить, что с самого своего основания Сийский мона-стырь пользовался особым расположением русских царей и великих князей. Об этом свидетельствует древняя “Кормовая книга” – интереснейший памят-ник истории, где перечислены наиболее значительные вкладчики. Так, Иоанн IV Грозный прислал в монастырь синодик казненных бояр и 1000 рублей для их поминовения, а его сын Федор пожертвовал 170-пудовый колокол, а также предоставил обители денежные льготы для возведения каменного Свято-Троицкого собора. Борис Годунов прислал вкладом 500 рублей, крест, па-никадило медное весом 9 пудов 200 фунтов, да ризы золотые, да покров на чудотворца – кругом шиты слова золотом. Делали приношения и родовитые бояре – Волконские, Милославские, Морозовы... Братия регулярно поминала жертвователей, о чем свидетельствуют записи в “Кормовой книге”.
Следует особо отметить, что в 1579 году при канонизации прп. Антония Сийского сын Ивана Грозного царевич Иоанн написал Житие и составил службу святому.
Помимо льгот и подарков, цари династии Романовых не раз посещали северную обитель, хранившую память патриарха Филарета. Летом 1819 года сюда приезжал император Александр I, а в июне 1856 года – император Александр II. Посещали Сийский монастырь и великие князья Константин Николаевич (1884г.), Алексей Александрович (1870г.), Владимир Александ-рович. Встреча августейших гостей происходила по особому ритуалу. Царь, выйдя из кареты, шел пешком до Святых врат, где его встречали игумен с братией. Прикладывался ко кресту и к иконе преподобного Антония Сийско-го, которую ему дарили. Игумен кропил всех присутствующих святой водой. Затем высокий гость шел в Троицкий собор, где поклонялся мощам святого Антония Сийского и выслушивал молебен с многолетием. За угощением в игуменских покоях беседовал о жизни монастыря, после чего отправлялся в обратный путь.
Всего в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре к концу XVII века было возведено 6 храмов. Главный собор освящен во имя Пресвятой Троицы с приделом преподобного Антония. Второй храм - Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца и с братской трапезной. Третья церковь была сооружена под колокольней и ос-вящена в честь трех Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы. Над-вратный монастырский храм с архиерейскими покоями был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского, которого очень ценил и почитал препо-добный Антоний Сийский. Другие две церкви были возведены за пределами обители. Над монастырскими иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, мастер из Сольвычегодска Василий Кондаков и многие другие мастера. Попечением патриаршего казначея старца Паисия (постриженика Сийского моанстыря) в 1685 году были построены двухэтажный братский корпус и двухэтажные настоятельские каменные кельи.

За несколько столетий в Сийском монастыре было собрано немало ценнейших памятников русской истории и культуры. Но в конце XIX века монастырь передает наиболее редкие предметы для «особого сбережения» в Архангельское древлехранилище. Позднее сийские древности разошлись по разным крупным музеям, центральным библиотекам и архивам России.
В монастырской ризнице была собрана коллекция великолепных про-изведений русского ювелирного искусства. Большинство творений, хранив-шихся в ризнице обители - вклады царей и патриархов, бояр и дворян, торго-вых и посадских людей. Неоднократно делал пожалования патриарх Филарет. Именно в 1628 году он пожертвовал монастырю покров на раку препо-добного Антония Сийского, вышитый золотыми нитями и изящной вязью по кайме, икону «Богоматерь Владимирская» в серебряном окладе и драгоцен-ное паникадило. Богатое наследие монастырю оставил в XVII веке патриар-ший казначей Паисий, в прошлом казначей Сийского монастыря. В конце жизни он привез в родную обитель четыре запечатанных сундука, которые наказал вскрыть только после его кончины. В сундуках оказались ценные ру-кописные книги, среди которых Евангелие 1681 года в серебряном окладе с чеканными изображениями и украшенное драгоценными камнями. Положен-ные «в вечное поминовение» вкладные вещи, сделанные преимущественно из дорогих тканей, драгоценных металлов и выполненные «самым добрым мас-терством», дают представление о высоком уровне искусства древней Руси.
XVIII век стал временем упадка монастырской жизни. Благосостояние обителей пошатнулось в 1764 году, когда по указу императрицы Екатерины II имения от монастырей были отобраны в казну. Общей участи не избежал и Сийский монастырь: были отобраны почти все имения и богатые угодья, а на содержание братии было определено из государевой казны 1000 рублей в год. Сократилось количество монахов.
В XIX веке широкое развитие получает просветительская и миссио-нерская деятельность монастыря: его настоятели выполняют обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, а один из них, архимандрит Вениамин (Смирнов) становится просветителем самоедов Архангельских тундр. С 1825 по 1830 год Вениамин возглавлял самоедскую духовную мис-сию, за что был награжден орденом Святого Владимира III степени. Впо-следствии он занялся переводом Нового Завета на самоедский язык, а также составлением лексикона и грамматики этого языка.
Братия монастыря приняла участие и в праздновании 300-летия Цар-ствования Императорского Дома Романовых. Поднесли царю Николаю II икону преподобного Антония Сийского, за что получили благодарность Го-сударя – об этом писала Архангельская газета «Северное Утро» от 16 марта 1913 года.
В XX веке Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь разделил участь многих обителей России. В 1920 году на территории монастыря была открыта детская колония, но еще существовала немногочисленная монаше-ская община. В 1923 г. монастырь закрыли окончательно, монахов разогнали или сослали, а его имущество частично было вывезено в государственные учреждения, многое просто уничтожено. В последующие годы монастырские постройки использовались под сельскую трудовую коммуну, колхоз, дом от-дыха, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. За этот пе-риод многие здания были разобраны или разрушены, другие пришли в вет-хость.
В 1970 -1992 годах в монастырских строениях располагались летний пионерский лагерь и дача Архангельского облисполкома.
Трагическая история Антониево-Сийского монастыря заканчивается пожаром 1992 года, уничтожившим кровлю над Благовещенской церковью, Трапезной палатой и ризницей. Вопреки семидесятилетнему разорению мо-настыря чудом уцелели святые мощи его основателя преподобного Антония Сийского.
В июле 1992 года по ходатайству епископа Архангельского и Холмо-горского Пантелеимона благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Свято-Троицкий Антониево - Сийский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Началось его возрождение.
Тогда же настоятелем монастыря был назначен иеромонах (ныне архи-мандрит) Трифон, служивший до этого в селе Иб республики Коми..
Сийский монастырь под руководством архимандрита Трифона посте-пенно становился центром возрождения православной духовности на Севере. В обители восстановлена богослужебная, духовно-просветительская, благо-творительная и миссионерская деятельность. Создана библиотека духовной литературы, братия собирает монастырские реликвии, занимается изучением истории обители. Монахи участвуют в церковно-археологических экспеди-циях. Осенью 1995 года возобновила работу иконописная мастерская. Братия совершает молебны в окрестных селах, духовно окормляет несколько прихо-дов Архангельской и Холмогорской епархии, не имеющих священников. Монастырь принимает паломников и желающих потрудиться во славу Бо-жию. С марта 2000 г. выходит газета «Духовный сеятель». С октября 2001 года - церковно-исторический альманах «Сийский хронограф».
В монастыре интенсивно идут реставрационно-восстановительные ра-боты и археологические раскопки. На территории монастыря сохранились четыре храма XVI-XVII веков. Это Собор Пресвятой Живоначальной Трои-цы, храм Благовещения Пресвятой Богородицы, храм-колокольня трех святи-телей Московских - Петра, Алексия и Ионы и надвратная церковь преподоб-ного Сергия Радонежского.
Практически восстановлены храм-колокольня Трех святителей Мос-ковских и надвратная церковь прп. Сергия Радонежского
У монастыря есть хозяйство: животноводческая ферма, сенокосные луга, теплицы и огороды, пекарня.
10 июня 1994 году монастырь посетили глава Российского Император-ского Дома Великая княгиня Мария Владимировна, ее мать - Великая княгиня Леонида Георгиевна и наследник Цесаревич, Великий князь Георгий Михайлович.
С июля 2010 года монастырь возглавил игумен Варлаам (Дульский), ученик архимандрита Трифона.
В 2020 году Антониево-Сийскому монастырю исполнится 500 лет. Предстоит проделать огромную работу по восстановлению древних зданий обители. Братия надеятся на милость Божию, и заступничество преподобного Антония, что родная обитель возродится во всей красе и благолепии.