Национальные грузинские костюмы использовали в повседневной жизни жители страны до конца XIX - начала XX вв. Законодателями моды последние столетия были горожане Тбилиси.

Традиционный мужской грузинский костюм состоял из нескольких элементов. Перанга - нижняя нательная рубашка, сшитая из ситца или шелка. Шендиши - нижние штаны и верхние широкие штаны - шарвали из черного или бордового сукна.

Чоха - это верхняя одежда, прилегающая к талии, пошитая из шерстяной ткани, с широкими и длинными рукавами и полами до колен. Она носится поверх ахалохи. Эта одежда эффектно подчеркивает широкие мужские плечи и узкую талию. На талию надевался ремень с чеканкой, к которому подвешивался кинжал.

Дворянство и княжество Грузии в качестве верхней одежды носили кабу, сшитую из плотного шелка. От чохи каба отличается отделкой из черного шелкового шнура, из которого выполнялись также пуговицы, для застежки на груди и запястьях. Парадная одежда дворянского сословия - куладжа - короткое верхнее платье из бархата ярких цветов, а иногда и обшитое галуном и опушенное натуральным ценным мехом. Обязательным дополнением к куладже является каракулевая папаха, кинжал или сабля.

В холодные месяцы в городе носили курку - шубу, вышитую золотом или серебром, пабади - войлочную бурку, папаху - высокую и остроконечную из черной овчины или каракуля.

Знатные семьи носили башмаки на высоком каблуке без задника - коши, мягкую обувь без каблука - мести и кожаные сапоги - цаги, расшитые даже драгоценными камнями. Крестьяне же обувались в каламани, а голень обматывали шерстяной тканью.

Если костюм одежды не был дополнен кинжалом, то считался неполным.

Национальный женский грузинский костюм.

Очень красиво на стройных фигурах женщин смотрелось длинное платье - картули, с облегающим лифом и украшенное вышивкой бесером, жемчугом, тесьмой, а пояс был выполнен из бархата или шелка.

Концы пояса ниспадали по подолу платья и были богато расшиты золотыми и шелковыми нитями.

Лечаки - головной убор, состоящий из вуали, копи - тонкого валика из шелка или ваты, чихты - картонного ободка, обшитого бархатом. Сверху была накинута чадри или багдади - косынка.

Женщины из знатных и обеспеченных семей шили платья из дорогих привозных шелковых тканей и атласа. Катиби - верхняя одежда из яркого бархата или шелка на меховом подкладе или простеганная на вате с шелковой подкладке.

Коши - туфли на каблуке без задников, носила вся грузинская знать. Они были выполнены из бархата с загнутыми вверх носами, а небогатые женщины могли позволить себе только каламани - башмаки из грубой кожи.

Модными, считались украшения из красного коралла, янтаря и прическа из волос, заплетенных в несколько кос и локонов, прикрывающих виски. Женщины любили румяна, красить брови в черный цвет, а ладони и ногти красили хной.

Но не стоит забывать, что в каждом регионе Грузии есть свои особенности национального костюма. Очинные косматые папахи - головной убор горцев. Войлочные шапочки, плотно прилегающие к голове - характерны для Кахетии и Восточных регионов. В Западной Грузии головной убор мужчин - конусообразный башлык кабал ахи, а в Сванетии - круглые шапочки с короткими полями.

Очень необычен и красив наряд хевсуров, напоминающий ковер с узором.

Особенности грузинского костюма по каждому региону можно описывать очень долго, поэтому рекомендуем посетить краеведческие музеи и музеи истории и искусства на территории страны, чтобы у вас сложилось полное впечатление от увиденного в представленных экспозициях.

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="" data-uk-scrollspy="{cls:"uk-animation-slide-bottom uk-invisible", target:"> div > .uk-panel", delay:300}">

Тбилиси, 30 июня /Синьхуа/ - Грузинскую чоху можно рассматривать как один из типичных образцов народного костюма, который наилучшим образом объединяет в себе традиции, фольклор, ремесло и престиж. Чоха представляет собой не только мужское одеяние, как это принято считать. В некоторых частях страны женщины также носят чоху, сшитую специально для них. Как и большинство традиционных костюмов в целом ряде стран, чоха из повседневной одежды, берущая свое начало с конца 9 века, превратилась в наши дни в одежду для торжественных и официальных мероприятий. Впервые чоха появилась в горных деревнях Южного Кавказа, ее название пришло из персидского языка как отпечаток давней персидской экспансии в регион. Персидское слово "чоха" означает "материя для одежды" и в дальнейшем употреблялось для обозначения тканей, используемых для изготовления чохи. Некоторые историки утверждают, что слово "чоха" на самом деле происходит из тамильского наречия индийского языка. В грузинском языке чоху в основном называли и называют словом "талавари".

Будучи изначально грузинскими, чохи служили одеянием в тот или иной промежуток истории азербайджанцам, туркам, казакам и русским, благодаря легкости в носке и комфорту, который обеспечивала эта одежда в долгие зимние дни. Термин для обозначения названия этого наряда у каждого народа был свой: русские и казаки называли чоху "черкеска" или "швах-циа", что означает "черкесское одеяние" или "покрывало для всадников"; эмигранты черкесского происхождения называли чоху "циа" или "фаша", что означает "из ткани", или "вам подходит". Изготовляемые ранее из овечьей или верблюжьей шерсти, а теперь из хлопка или порой из искусственных тканей, чохи представляют собой плотную тяжелую верхнюю одежду, приталенную, со свободно ниспадающим подолом. Они застегнуты спереди сверху до талии, и имеют декоративные вставки в виде декоративных газырей на груди; свисающие с кожаного пояса миниатюрные серебряные аксессуары и грузинский булат /меч или кинжал/ из дамасской стали довершают весь наряд. Длинные рукава чохи являются скорее декоративными, нежели функциональными, так как они фактически покрывают руки до тыльной стороны ладоней и могут быть подобраны при необходимости до плеч как своеобразный шарф, подчеркивающий декоративный стиль и характер одеяния.

В 20-е годы прошлого века чоха стала редкостью на грузинских улицах. Представляемая в наши дни только на народных и традиционных мероприятиях, таких как свадьбы или похороны, чоха стала скорее символом национальной принадлежности, нежели повседневной одеждой для народа, который сделал свой выбор в пользу повседневной одежды западного стиля, нежели воскресных нарядов. Чтобы возродить традиционные костюмы или хотя бы напомнить грузинам об их традициях, два друга, Леван Васадзе и Луарсаб Тогонидзе, в 2010 году открыли мастерскую-ателье по пошиву чохи, расположенную вдоль одной из самых оживленных коммерческих улиц Тбилиси. "Дизайн большинства разработок создан по старым фотографиям", признался Луарсаб Тогонидзе, "и чохи, созданные в мастерской, повторяют модели 18-19 веков".

Клиентура магазина Левана Васадзе-Луарсаба Тогонидзе - это грузины, почитающие свои традиции и иностранные гости, которым по душе этот стиль. Пять или семь заказов на чоху в день - это неплохой показатель для мастерской, которая специализируется на изготовлении традиционных национальных костюмов и находится вблизи оживленных модных магазинов, которые продают одежду почти всех западных брендов. "В этих древних одеждах мы ясно видим характер наших предков, стиль их жизни и их природу", добавил Луарсаб Тогонидзе, нынешний генеральный директор ателье. "Я не хочу придавать чохе некий сакральный смысл, но она однозначно имеет определенную метафизическую силу". На недавнем промоушн-показе свадебных нарядов и платьев в центре Тбилиси мастерская Левана Васадзе-Луарсаба Тогонидзе предложила свои традиционные свадебные чоха-наряды и платья, которые привлекли пристальное внимание на однодневном дефиле.

Более половины чохи покупаются в Тбилиси для свадебных церемоний. Что касается цвета чохи, иностранные гости выбирают пурпурный, в то время, как местные жители придерживаются традиционных цветов - черного и белого. Другие стандартные цвета - серый, бордовый и синий. Черный цвет чохи ассоциируется в Грузии с представителями грузинской знати или Орденом чоханосцев, который представляет элитную часть грузинской социальной иерархии, таких людей, как военные генералы, национальные и региональные герои, поэты и те, кто известен выдающимися заслугами перед своим народом. Хотя не все дворяне были членами Ордена Чоханосцев, черный цвет их одеяния отображал в большей степени социальный статус в 18-19 веках. В последнее время чоха стала свидетелем второго рождения и даже ренессанса в Грузии, куда она возвращается не только в качестве нарядов для свадеб, но и для других церемониальных и даже официальных событий, таких как государственные приемы. Представитель всегрузинского Общества чоханосцев Резо Сулава убежден: "Когда вы любите свою чоху - вы любите свою страну, когда вы любите свою страну - вы любите свои традиции".

Но мало кто понимает те символы, которые скрыты в чохе. Именно благодаря этим символам чоха приобрела некую магическую силу, притягивающую все больше и больше людей в мире.

Владелец одного из старейших салонов по шитью чохи в Тбилиси Нугзар Кванталиани рассказал Sputnik Грузия о символическом значении чохи и о том, как появились в наряде те или иные элементы.

© Sputnik / Denis Aslanov

- Расскажите, из каких деталей состоит чоха? И что они значат?

— В целом, чоха - это один из сложнейших костюмов. Он отличается от всех других тем, что состоит из множества деталей, точнее, из 13. Ни у одного другого костюма в мире нет стольких элементов. Я имею в виду повседневные наряды, а чоху раньше носили каждый день. Именно эта многочисленность деталей придает чохе красоту и изящность.

Вот, например, раньше на чохе не было такой детали, как газыри. Они появились позже, когда появилось ружье. Возникла необходимость пришить к костюму такую деталь, которая помогла бы воинам легко хранить патроны. Самым хорошим местом оказалось именно вот это место — на груди, рядом с сердцем, они быстро могли достать патроны. То есть им было комфортно, во время боя им не приходилось их искать и долго возиться. Газыри — очень важная деталь, которая сделала чоху еще более красивым и неповторимым костюмом.

- Чоха была разной, так ведь?

— Совершенно верно. Чоха разная. Вот этот костюм, который вы видите на модели — это чоха князей, в то же время — это праздничный наряд. Кстати, на праздники надевали также чоху светлого цвета - свадебная чоха бывает белой, бежевой, а чоха черного цвета считается более повседневной, этот костюм простой, шьется без вышивок.

© Sputnik / Denis Aslanov

Была и чоха с разрезанными рукавами - почему их так называли? Потому что их легко можно было завязать на запястье. Одновременно получался комфортный и изящный наряд.

Чоха стала символом мужества, отваги. Каждый настоящий мужчина должен был носить чоху, однако в прошлом и по сей день чоха остается довольно дорогим удовольствием. Не все могли позволить себе надеть чоху, особенно крестьяне, они надевали только архалуки. Однако все мужчины старались иметь свою чоху. Далее так и случилось, практически в каждой семье, каждый мужчина имел чоху, для нуждающихся это было лишь выходным нарядом.

Что касается папанаки, который был прикреплен к груди мужчины, то в основном он был распространен в Имерети и Самегрело. На папанаки семьи наносили семейные гербы, вышивали их. Когда какой-нибудь князь приходил в собор, на свадьбу или в гости, он обязательно надевал семейный герб. С помощью папанаки люди могли определить, к какой фамилии он принадлежал.

Кстати, папанаки надевали и на голову. Остались старые фотографии, на которых видно, как мужчины носили папанаки на голове. Позднее и женщины начали надевать его на голову, но у женщин папанаки был более маленьким, мужской более широкий.

В основном вышивками оформляли чоху князей. На вышивку чохи уходило много времени, месяц, может, и больше. Вышивали золотыми и шелковыми нитками. Сейчас все проще, есть устройства, специальные станки, с помощью которых мы вышиваем чоху.

Простая или же крестьянская чоха была черной и его рукава складывались до локтей, чтобы костюм был более практичным.

- У чохи очень красивый пояс, какое значение у него?

— Что касается пояса, то его, безусловно, делали из кожи. Он имеет красивые детали, я имею в виду три эти подвязки с одной стороны и еще три с другой, по бокам.

© Sputnik / Denis Aslanov

Эти подвязки делают чоху более богатой. Такие же детали можно увидеть на сапогах, которые носили раньше грузинские мужчины. У них было два значения. Первое - это красота, а второе - практичность, чтобы сапоги не спадали вниз. Они держали сапоги.

Что касается пояса, то есть такая версия, что во время охоты грузины вешали дичь прямо на поясе, который был оформлен специальными креплениями.

- Почему вы решили заниматься именно чохами?

— В моем случае профессия выбрала меня сама, досталась по наследству. Моя мама шила чохи. Помню, к нам приходили многие ансамбли, шили чохи, но так массово, как сейчас, люди не надевали национальный костюм. Клиентами моей мамы чаще были ансамбли. Сейчас, помимо ансамблей, приходят рядовые граждане и заказывают национальную грузинскую одежду. Мужчины начали надевать чоху. Правда, больше на свадьбы и религиозные праздники, но спрос большой.

Многим нравится ходить в чохе в церковь, на дни рождения, очень любят встречать Новый Год в национальной одежде, фотографироваться и делать семейные альбомы. Чоха вновь становится популярной, и это очень радует.

Какое-то время наша национальная одежде как будто была забыта обществом. А сегодня стала нужным костюмом для каждого настоящего мужчины.

© Sputnik / Denis Aslanov

- Как вы думаете, в чем причина?

— Я думаю, это связано с ностальгией. Наверное, внутренне у грузин всегда было желание надеть национальный костюм, но понадобилось какое-то время, чтобы это желание превратилось в реальность. Кто-то надел, кому-то понравилось, потом все подхватили и пошло-поехало.

Наверное, пошла какая-то мода, тенденция. Хотя, когда я говорю слово мода, у меня появляется страх, потому что мода - это понятие временное, но в случае чохи, думаю, так не произойдет. Это все-таки наше, национальное и любимое.

Есть и иностранцы, которые обращаются к нам. Вот ко мне пришел турист из Австралии. Рассказал, что до этого у него не было никакой связи с Грузией, случайно приехал, узнал о Грузии, ее культуре, национальной одежде и влюбился. Мы сшили ему чоху. Высылали чоху и в США, и в Шотландию, и в Россию. Многие приходят. Житель Екатеринбурга купил у нас чоху, сказав, что хочет унести с собой что-то в память о Грузии и остановил свой выбор на чохе.

- Нугзар, мы говорили о мужском костюме, что вам рассказывала мама о женских национальных костюмах?

— Что касается женской одежды, то она более многообразная, чем мужская. Она была разной, одежда женщин каждого уголка различалась. Была аджарская, хевсурская, мтиульская, картлинская. Вот это платье больше носили на востоке, в Картли.

© Sputnik / Denis Aslanov

Однако оно было настолько красивым, что носили и в Имерети, и в Самегрело. На нашей модели торжественный наряд, надевали его на свадьбу.

В Хевсурети женщины носили очень красивую и изящную одежду. Сами вышивали. Когда девочке исполнялось семь лет, она должна была иметь одежду с вышивками и разными орнаментами.

Я вспомнил еще одну интересную историю, это шутка, конечно же. Пояс на женском платье называли языком невестки и свекрови. Шутили так раньше, гадали у кого он окажется длиннее (смеется). Это так в шутку.

Чоха — это символ грузинского духа, силы, патриотизма. Когда я надеваю чоху, каждый раз меня переполняет чувство гордости. Чоха - это моральная стойкость, любовь, все те ценности, на которых Грузия стоит на протяжении веков.

Национальная одежда Грузии имела широкое распространение вплоть до начала 20 века. Разнообразие костюмов для богатого сословия и для бедных грузинов объединяют общие черты. А именно – подчеркнутая строгость мужского наряда, и элегантность и грация женского убранства.

Грузинский женский национальный костюм

Национальная женская одежда в Грузии была весьма оригинальна. Она представляла собой длинное приталенное платье «картули», лиф которого плотно сидел на фигуре и был обильно украшен тесьмой, бисером и камнями, и длинную юбку, очень широкую, полностью закрывающую ступни. Обязательным атрибутом был пояс, который изготавливался из бархата или шелка, его края пышно украшались вышивкой или жемчугом, и были спущены впереди.

Грузинки богатого сословия носили платья из дорогих импортных тканей – шелка или атласа красного, белого, синего или зеленого цвета.

Верхняя грузинская женская одежда, так называемая «катиби», была выполнена в основном из бархата, снизу была стеганная меховая или ватная подкладка на шелке.

Головные уборы и украшения

В качестве головного убора грузинок служила «лечаки» – белая вуаль из тюля, и «копи» – ободок для фиксации вокруг головы. Поверх надевали темную косынку «багдади» или же огромные «чадри», из которых видны были только глаза.

«Багдади» и «лечаки» были закреплены на голове с помощью ободка, и свободно лежали на спине и плечах, позволяя волосам красиво выглядывать спереди. Замужние женщины также одним концом «лечаки» закрывали шею.

Богатые грузинки носили «коши» – туфли, в которых не было задника, обычно на каблуке с загнутыми острыми носами. Грузинки, которые не могли похвастаться достатком, носили «каламани» – лапти из кожи.

Украшения были модны из кораллов или янтаря. Из макияжа грузинки использовали румяна и , а также чернили волосы и брови.

День национального грузинского костюма

День национального грузинского костюма отмечается 18 мая. Праздник — День национального грузинского костюма отмечается в Грузии и за рубежом с 2016 года.

Цель праздника — популяризация богатого историко-культурного наследия Грузии.

День национального грузинского костюма 18 мая отмечают в более чем 35 городах Грузии, Европы и США. Выставки, костюмированные шествия и концерты проводятся в Тбилиси, Вашингтоне, Лондоне, Дублине, Киеве, Тель-Авиве, Москве, Минске, Стамбуле и других городах.

В День национального костюма в городах Грузии и за рубежом на улицах и в парках проходят шествия в традиционной грузинской одежде. Проводятся выставки, концерты, фотоконкурсы.Главное шествие 18 мая проходит в Тбилиси в парке Европы.

Кроме того, в День грузинского национального костюма в парке Европы проводятся выставки и концерты. Другие развлекательные мероприятия 18 мая проходят в тбилисском парке Мтацминда, а в музее Грузии имени Джанашия проводится выставка «Грузинские костюмы и оружие XVIII-XX веков.

В рамках празднования также проводится фотоконкурс «Национальный костюм из семейных фотоальбомов». Многие рестораны Грузии своих гостей 18 мая они обслуживают в национальных костюмах.

День грузинской одежды становится традицией, которая способствует популяризации богатого историко-культурного наследия Грузии.

О грузинском национальном костюме

Национальные грузинские костюмы использовали в повседневной жизни жители страны до конца XIX – начала XX вв. Законодателями моды последние столетия были горожане Тбилиси.

Традиционный национальный мужской грузинский костюм состоял из нескольких элементов. Перанга – нижняя нательная рубашка, сшитая из ситца или шелка. Шендиши – нижние штаны и верхние широкие штаны – шарвали из черного или бордового сукна.

Чоха – это верхняя одежда, прилегающая к талии, пошитая из шерстяной ткани, с широкими и длинными рукавами и полами до колен. Она носится поверх ахалохи. Эта одежда эффектно подчеркивает широкие мужские плечи и узкую талию. На талию надевался ремень с чеканкой, к которому подвешивался кинжал.

Дворянство и княжество Грузии в качестве верхней одежды носили кабу, сшитую из плотного шелка. От чохи каба отличается отделкой из черного шелкового шнура, из которого выполнялись также пуговицы, для застежки на груди и запястьях. Парадная одежда дворянского сословия – куладжа – короткое верхнее платье из бархата ярких цветов, а иногда и обшитое галуном и опушенное натуральным ценным мехом. Обязательным дополнением к куладже является каракулевая папаха, кинжал или сабля.

В холодные месяцы в городе носили курку – шубу, вышитую золотом или серебром, пабади – войлочную бурку, папаху – высокую и остроконечную из черной овчины или каракуля.

Знатные семьи носили башмаки на высоком каблуке без задника – коши, мягкую обувь без каблука – мести и кожаные сапоги – цаги, расшитые даже драгоценными камнями. Крестьяне же обувались в каламани, а голень обматывали шерстяной тканью.

Если костюм одежды не был дополнен кинжалом, то считался неполным.

Очень красиво на стройных фигурах женщин смотрелось длинное платье – картули, с облегающим лифом и украшенное вышивкой бесером, жемчугом, тесьмой, а пояс был выполнен из бархата или шелка.

Концы пояса ниспадали по подолу платья и были богато расшиты золотыми и шелковыми нитями.

Лечаки – головной убор, состоящий из вуали, копи – тонкого валика из шелка или ваты, чихты – картонного ободка, обшитого бархатом. Сверху была накинута чадри или багдади – косынка.

Женщины из знатных и обеспеченных семей шили платья из дорогих привозных шелковых тканей и атласа. Катиби – верхняя одежда из яркого бархата или шелка на меховом подкладе или простеганная на вате с шелковой подкладке.

Коши – туфли на каблуке без задников, носила вся грузинская знать. Они были выполнены из бархата с загнутыми вверх носами, а небогатые женщины могли позволить себе только каламани – башмаки из грубой кожи.

Модными, считались украшения из красного коралла, янтаря и прическа из волос, заплетенных в несколько кос и локонов, прикрывающих виски. Женщины любили румяна, красить брови в черный цвет, а ладони и ногти красили хной.

Но не стоит забывать, что в каждом регионе Грузии есть свои особенности национального костюма. Очинные косматые папахи – головной убор горцев. Войлочные шапочки, плотно прилегающие к голове – характерны для Кахетии и Восточных регионов. В Западной Грузии головной убор мужчин – конусообразный башлык кабал ахи, а в Сванетии – круглые шапочки с короткими полями.

Очень необычен и красив наряд хевсуров, напоминающий ковер с узором.

Особенности грузинского костюма по каждому региону можно описывать очень долго, поэтому рекомендуем посетить краеведческие музеи и музеи истории и искусства на территории страны, чтобы у вас сложилось полное впечатление от увиденного в представленных экспозициях.