Сколиоз у детей – распространенный патологический процесс, характеризующийся искривлением позвоночника в боковую сторону и изменением формы позвонков. Данная проблема отражается не только на внешнем виде ребенка, портя осанку, сколиоз влечет за собой ряд серьезных заболеваний спины и внутренних органов. Важно вовремя выявить и начать лечение заболевания, так как позвоночник поддается коррекции только в детском возрасте.

Сколиоз может быть врожденным или приобретенным. Врожденный возникает из-за анатомических отхождений от нормы костных структур или позвонков, ассиметричных расположений таза и ног. Предупредить данную патологию невозможно, поскольку она формируется еще в утробе матери, но после рождения крохи необходимо сделать все, чтобы патологический процесс прекратил свое развитие.

Новорожденный может иметь полностью здоровую спину и приобрести сколиоз на первом году соей жизни. Это случается очень редко в результате каких-либо родовых травм.

Приобретенный сколиоз формируется у совершенно здоровых малышей и подростков из-за ряда причин. Искривление позвоночника у детей может начать свое развитие в следствии:

  • Неправильной осанки;
  • Слабого мышечного корсета;
  • Непропорционального развития костной и мышечной системы;
  • Неадекватных и несимметричных физических нагрузок;
  • Ношения тяжелых рюкзаков и сумок на одном плече;
  • Неактивный образа жизни и минимумом движений;
  • Сидения за столом и учебной партой в неправильной позе;
  • Вегето-сосудистой дистонии;
  • Некачественного питания и дефицита витаминов;
  • Травм позвоночника, таза и нижних конечностей.

Факторы риска

Пол ребенка в некоторой степени влияет на возможность развития сколиоза. У девочек деформация и искривление позвоночника возникает в несколько раз чаще, мальчики подвержены данному риску меньше. Почему происходит именно так, медики ответить не в состоянии, но факт закономерности невозможно опровергнуть.

  • Читайте также:

Дети, у которых диагностирован ревматизм, рахит и некоторые заболевания нервной системы, имеют огромную опасность к развитию сколиоза.

Риск искривления позвоночника у грудничка повышается, если у его родителей имеется сколиоз. По наследству эта патология не передается, однако к ее возникновению могут приводить некоторые генетические болезни.

Виды заболевания

Возрастная классификация сколиотической болезни:

  • Ювенильный сколиоз встречается в детей от 3 до 10 лет;
  • Подростковый сколиоз характерен для периода полового созревания от 10-17 лет;
  • Взрослый выявляется в возрасте от 20 лет, когда рост и развитие позвоночника практически завершено, и повлиять на проблему практически невозможно.

По локализации сколиоз у ребенка делится на шейный (чаще врожденный), грудной, грудопоясничный, поясничный и комбинированный.

  • Читайте также:

По количеству дуг сколиоз сепарируется на:

  • С-образный, который характеризуется одной дугой искривления, самый распространенный случай в медицинской практике;
  • S-образный представляет собой искривление сразу в двух отделах позвоночника в две стороны;
  • Z-образный – самый тяжелый случай трех дуг искривления.

Очень редко, но возникает кифосколиотический сколиоз, при котором к изгибу позвонком добавляется деформация грудной клетки и появление реберного горба.

По степени тяжести болезнь классифицируется как:

  • Первая стадия – едва заметный угол искривления, в вершине кривизны 5-10 градусов;
  • Вторая стадия –11-25 градусов;
  • Третья стадия – 26-50 градусов;
  • – больше 50 градусов.

Симптомы

Детский сколиоз на начальной стадии развития не проявляет себя никак. Ребенок активный бодрый, его не беспокоят боли в области спины или еще какие-нибудь недомогания. Явные проявления сколиоза, которые возникают уже на второй стадии заболевания, подкрепляются следующими признаками:

  • Всегда опущенная голова;
  • Присутствует легкая сутулость с несколько сведенными плечами;
  • Плечи расположены не на одной линии.

При переходе сколиоза из 2 в 3 степень появляется:

  • Более выраженное искривление позвоночника;
  • Дискомфорт в области спины;
  • Головная боль;
  • Учащенное сердцебиение;
  • Отдышка.

Последствия

Многие родители не отдают должного внимания сколиозу – ребенок чувствует хорошо, заметных проблем не имеется. Но если пренебрегать лечением, :

  • Серьезную деформацию позвоночника;
  • Асимметрию таза;
  • Ослабление брюшных мышц;
  • Сбои в развитии внутренних органов;
  • Постоянные головные боли и общую слабость.

Также сколиоз создает основу для развития остеохондроза и многих других заболеваний не только в области спины.

Диагностика

Обследование и лечение должно проводиться в медицинском центре опытным персоналом, но обнаружить первые признаки сколиоза у детей можно самостоятельно.

  • Читайте также:

На начальных стадиях заболевание невидно невооруженным глазом, да и ребенок не беспокоят какие-либо проявления дискомфорта, в то время как сколиоз продолжает прогрессировать. Поэтому так важно регулярно обследоваться у врача и научиться самостоятельно определять заболевания.

Какими способами можно выявить искривление позвоночника:

  1. Положите ребенка на живот и посмотрите на линию позвоночника – она должна быть ровной. Если позвоночник искривлен и не выпрямляется при различных изменениях положения тела и поворотах малыша, необходимо срочно показаться врачу, вероятнее всего у ребенка сколиоз.
  2. Поставьте дитя ровно перед собой, попросите нагнуться и вытянуть руки вниз. Если при таком положении замечена какая-либо асимметрия (отклонение позвоночного столба от центральной линии спины, выступающее ребро или лопатка), значит, имеется повод для беспокойства.

В том случае, когда заболевание уже существует, оценить точную степень сколиоза можно с помощью рентгенограммы позвоночника в прямой проекции по методике Кобба.

Лечение

Сколиоз позвоночника – заболевание костно-мышечного аппарата и если проблеме не уделять должно внимания она быстро усугубиться. Как лечить сколиоз у детей решает только лечащий врач. Именно он в зависимости от степени развития заболевания и возраста пациента имеет право назначить тот или иной метод терапии.

Если развитие сколиоза началось у младенца или ребенка школьного возраста, его можно излечить самостоятельно. Сколиоз у подростков, как правило, обнаруживается уже в запущенной форме и поддается лечению с большим трудом.

При заболевании первой степени назначаются массажи и ЛФК (лечебно-физическая культура). Лечение сколиоза у подростков во второй степени подразумевает физиотерапию, миофасциальный релиз и иглорефлексотерапию.

  • Возможно вы хотите узнать:

При активном росте скелета каждые 6-10 месяцев предусмотрено рентгенологическое обследование юного пациента, которое будет явно показывать динамику процесса выздоровления.

Гимнастика, физиотерапия и ЛФК

В комплекс физиотерапевтического лечения входят процедуры, направленные на повышение сократительной функции мышц спины и пресса, а также методы, влияющие на устранение дистрофии мышц. Данные мероприятия проводятся с целью улучшить подвижность позвонков и активизировать их кровообращение, укрепить мышечный корсет спины, сделать позвоночник гибким, ровным и крепким.

Помимо процедур под руководством медперсонала в ЛФК кабинете, хорошие отзывы получили элементарные для домашнего выполнения:

  • Ласточка. Лежа на животе, вытягиваем руки вперед и при вдохе поднимаем вверх прямые руки и ноги, на выдохе принимаем исходное положение;
  • Ножницы. Ложимся на спину, руки расправляем вдоль тела, ноги отрываем от пола (на 10-15 см) и начинаем делать ими махи, перекрещивая и разводя;
  • Велосипед. Ложимся на пол, руки фиксируем в замок за головой и выполняем движение ногами, имитирующие езду на велосипеде.
  • Ходьба попеременно на носочках с поднятыми вверх руками и на пятках с руками, сомкнутыми в замок.

Массаж

Лечебный массаж при сколиозе снимает напряжение мышц и оказывает релаксирующее действие на позвоночник, укрепляет мышечный корсет и помогает восстановить естественную линию позвоночного столба. Однако вылечить одним курсом массажа сколиоз не получится – проблему необходимо решать комплексно.

Корсетирование

При 2 и 3 стадии тяжести сколиоза у подростков лечение предусматривает ношение специального корсета, который может назначить только лечащий врач. Корсет помогает остановить прогрессирование деформации, также он снимает нагрузку со спины, выравнивает позвоночник и при своевременно начатом лечении позволяет полностью исправить патологию.

Иппотерапия

Метод реабилитации посредством лечебной верховой езды используется малым количеством реабилитационных центров в силу своей дороговизны, но отзывы от применения данной методики только положительные. Езда на лошади заставляет включать в работу все группы мышц, связочный и вестибулярный аппарат. Ослабленные мышцы «просыпаются», а спазмированные – расслабляются. При регулярных занятиях формируется привычка держать осанку.

Оперативное вмешательство

Исправление сколиоза четвертой (иногда и третей) степени сколиоза у подростка требует не только консервативных методик, здесь не обойтись без скальпеля хирурга. Решающими факторами к проведению операционной коррекции позвоночника являются:

  • Величина деформации более 45 градусов;
  • Неврологические осложнения;
  • Сердечно-легочная недостаточность;
  • Невыносимый болевой синдром;
  • Активное прогрессирование заболевания.

После проведения операции следует длительный курс реабилитации (не менее полугода). Очень часто требуется помощь психотерапевта, так как подобного рода стрессы способны повлечь у ребенка ряд проблем психоэмоционального характера (скованность, застенчивость, понижение самооценки, эгоцентричность). Вся ответственность за лечение сколиоза у детей ложится на их родителей.

Профилактика

У ребенка намного легче, чем впоследствии задаваться вопросами, что делать при сколиозе и как исправить патологические изменения формы позвонков. Поэтому каждый родитель обязан отдать своему чаду должное внимание и выполнять следующие рекомендации:

  • Позаботится о качестве рациона ребенка, кормить его разнообразно и полноценно;
  • Выработать привычку самостоятельно следить за осанкой посредством постоянного напоминания о ровной ходьбе, сидении и стоянии;
  • Если ребенок уже школьник, категорически нельзя допускать сумки через плечо и носку ранца в одной руке. Для ежедневного использования необходимо приобрести качественный ортопедический рюкзак;
  • Еще с младенческого возраста необходимо позаботится о спальном месте ребенка. Кровать не должна быть слишком мягкой, идеально, если будет использован ортопедический матрас;
  • Мебель (стул и стол) также должна быть эргономичной и соответствовать росту ребенку.

Детям, у которых есть склонность к развитию сколиоза, противопоказаны такие виды спорта, как теннис, бадминтон и художественная гимнастика. Зато на пользу пойдут бальные танцы, лыжный спорт и любые другие нетравмоопасные виды физической активности.

Ваш отзыв на статью

Сейчас все больше и больше детей имеют заболевания опорно-двигательного аппарата, в том числе болезни позвоночника. К подобным заболеваниям относят , искривления позвоночника (сколиоз), остеохондроз, артрит и другие. Детские болезни позвоночника часто связаны с нарушениями обмена веществ, вредными привычками, которые дети пробуют уже в малом возрасте, дисгармоничным питанием и неправильным образом жизни (игнорирование спорта, долгое времяпрепровождение за компьютером и игровыми приставками).

Кифозом называют искривление позвоночника, произошедшее в сагиттальной плоскости выпуклостью сзади. Различают разные виды кифоза: поясничный, нижнегрудной, верхнегрудной, тотальный.

Встречается врожденный кифоз: локализуется в грудном и верхнепоясничном отделе. Выявить деформацию можно рано, как только ребенок начнет сидеть. С течением времени, с ростом малыша, деформация значительно увеличивается, при этом никаких неврологических симптомов не наблюдается, боли у ребенка тоже не бывает. К моменту полового созревания деформация становится явно выраженной, а рост ребенка при этом задерживается.

Кифозы, которые приобретены со временем, могут быть результатом остеохондропатий, рахита, компрессионных переломов тел позвонков.

Кифоз как результат рахита вызван общей мышечной гипотонией (при тяжело протекающем рахите). Развивается он быстро и характерным является искривление поясничного и нижнегрудного отделов.

Существует еще один вид искривления позвоночника - лордоз. Искривление происходит в сагиттальной плоскости выпуклостью вперед. Физиологический лордоз поясничного и шейного отделов позвоночника - это результат формирования вертикального положения человека. Чрезмерный или патологический лордоз как правило локализуется в поясничном отделе позвоночника и может быть связан с патологическими изменениями в поясничных позвонках и тканях, окружающих их, при этом он может быть как приобретенного, так и врожденного характера (клиновидные позвонки, спонтанный спондилолистез и др.).

Врожденный лордоз у детей-подростков, если заболевание протекает скрыто, может проявляться в виде болевых ощущений в пояснице и быстрой утомляемости. Если у ребенка компенсаторный лордоз, то он, скорее всего, протекает без симптомов.

Наиболее распространенный вид деформации у детей - это сколиоз. Под сколиозом понимается искривление позвоночника, произошедшее во фронтальной плоскости, которое вызвано патологическими изменениями в позвоночнике и паравертебральных тканях, склонными к увеличению деформации со статико-динамическими нарушениями и нарушениями в работе внутренних органов. Сколиозы могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Если сколиоз врожденный, то его происхождение обусловлено аномалиями развития позвоночника и ребер (добавочные ребра, клиновидные, добавочные полупозвонки и позвонки, синостозы остистых отростков), дисплазией пояснично-кретцового отдела позвоночника, которая определяет понятие «диспластический сколиоз».

Приобретенные сколиозы обычно выражаются как симптомы других заболеваний. Статические сколиозы обычно встречаются у людей с укороченными нижними конечностями, контрактурами тазобедренного и коленного суставов, односторонним врожденным вывихом бедра. Миопатические и неврогенные сколиозы образуются из-за нарушения равновесия мышц спины, при сирингомиелии, рахите, нейрофиброматозе, деформирующей мышечной дистонии. Встречаются сколиозы, обусловленные послеожоговыми рубцами туловища, заболеваниями и операциями грудной клетки или полости. Кроме этого, причиной сколиоза может стать опухоль позвоночника и паравертебральной локализации, нарушения обмена веществ.

Важным диагностическим мероприятием в обследовании больных сколиозом является рентгенологическое исследование позвоночника. Применение данного метода дает возможность уточнить тип и этиологию искривления, а также точно определить величину деформации во всех плоскостях, выявить наличие или отсутствие аномалий развития позвоночника, необратимых анатомических изменений и степень их выраженности, установить функциональные особенности позвоночного столба, оценить степень зрелости костных структур позвоночника.

Рентгенографию позвоночника производят в переднезадней проекции, а боковые рентгенограммы необходимы тогда, когда деформация позвоночного столба во фронтальной плоскости сочетается с резко выраженным кифозом грудного отдела, при наличии болей в позвоночнике и во всех случаях врожденного сколиоза для уточнения аномалии развития. При отсутствии клинических проявлений сколиоза нет необходимости производить рентгенографию. При нарушении осанки во фронтальной плоскости на рентгеновских снимках, сделанных в положении стоя, выявляется искривление позвоночного столба, однако признаки патологической ротации тел позвонков будут отсутствовать. На рентгенограммах, выполненных в этих случаях в положении лежа, искривления не будет.

Признаки прогрессирования сколиоза

Определение периода созревания скелета у больных сколиозом имеет важное прогностическое значение. Потенциал роста позвоночника не дает основания предполагать, что течение заболевания будет благоприятным. Вместе с тем и возраст больных не является точным отражением истинного потенциала роста позвоночника и возможности прогрессирования заболевания.

Существует много различных методов определения созревания скелета в целом. В советское время о росте позвоночника судили по апофизам крыльев подвздошных костей, производя обзорные рентгенограммы таза: на гребне подвздошной кости апофиз как центр оссификации появляется латерально и спереди, затем - по гребню кзади и медиально и достигает сочленения подвздошной кости с крестцом. Реже имеет место раздельное появление переднего, среднего и заднего ядер окостенения, которые затем сливаются в полукольцо. Возраст появления ядер окостенения на уровне передневерхних остей подвздошных костей у девочек составляет 12 лет, у мальчиков - 14. Полная оссификация ядер происходит в течение 6‑12 месяцев, но существуют индивидуальные варианты, когда этот период растягивается до трех лет. В литературе этот метод получил название «тест Риссера» и применяется довольно широко, как определяющий потенциал роста позвоночника, который отражает потенциальную вероятность прогрессирования искривления.

Однако при изучении рентгенограмм больных с идиопатическими и диспластическими сколиозами не менее III степени тяжести деформации позвоночника в динамике тест Риссера не является абсолютным признаком, позволяющим прогнозировать течение сколиоза. Необходимо отметить, что средний темп прогрессирования искривления позвоночника в возрасте 12-14 лет тем меньше, чем более выражен тест Риссера, даже при III и IV степенях возможно выраженное прогрессирование заболевания. Таким образом, предсказать величину возможного прогрессирования сколиоза у конкретного больного данный тест не позволяет, так как при одинаковом состоянии апофизов подвздошных костей у части больных искривление позвоночного столба увеличивается, а у других - нет.

Известно, что степень созревания позвоночника при сколиозе не всегда совпадает со степенью созревания костно‑суставного аппарата в целом, и локальный костный возраст не совпадает с общим костным, поэтому определение степени зрелости позвоночника производится по двум параметрам: по локальному костному возрасту и по архитектонике костной структуры позвоночного столба.

Отставание костного возраста от паспортного - признак, прогностически неблагоприятный, он говорит о возможности дальнейшего прогрессирования деформации. Однако высокой степени корреляции между степенью созревания позвоночного столба и тяжестью деформации установить не удалось.

Остеопороз позвоночника и ребер на вершине искривления также говорит о плохом прогнозе в течении заболевания, так как остеопороз является не только признаком, но и причиной прогрессирования, а он обнаруживается примерно у 45-47 % больных. Необходимо отметить, что выявление остеопороза тел позвонков на обычной рентгенограмме весьма затруднительно. Об остеопорозе судят, сравнивая интенсивность изображения тел позвонков с интенсивностью изоб‑ражения ребер, а также по наличию или отсутствию замыкающих позвонки пластинок, по общеизвестным рентгенологическим признакам возможного прогрессирования сколиоза - симптом Мовшовича (остеопороз позвонков на вершине выпуклой стороне искривления) и симптом Кона (расширение межпозвонковых щелей на вогнутой стороне искривленного позвоночника). Вместе с другими признаками (возраст появления деформации позвоночника, а также тип искривления и выраженность диспластических признаков развития и т. д.) рентгенологические признаки позволяют в определенной степени предвидеть течение сколиоза у конкретных больных.

Целью консервативной терапии в настоящее время следует считать остановку прогрессирования и прочную стабилизацию деформации позвоночника.

У детей с нарушением осанки проводят сеансы лечебной физкультуры, сочетая со школьной физкультурой и спортом. Большинство таких детей занимаются самостоятельно дома, но некоторые из них - с резкой формой нарушения осанки - должны заниматься в кабинетах лечебной физкультуры. Рациональным является создание в школах специальных групп учащихся с нарушением осанки, с которыми проводят лечебную физкультуру, из спортивных занятий таким детям рекомендуют плавание, гимнастику, спортивные игры, лыжи и верховую езду. Занятия по лечебной физкультуре с этими детьми должны ставить своей целью укрепление мышц, улучшение координации движений и воспитание правильной осанки. При всех видах нарушения осанки занятия в школе по физкультуре не противопоказаны, но при этом дети, у которых нарушение осанки сочетается с общим слабым физическим развитием или наличием последствий рахита и других отягощающих факторов, должны находиться под постоянным наблюдением педиатра и ортопеда.

На современном этапе развития системы профилактического функционального лечения сколиотической болезни у детей целесообразным является пребывание таких больных в специализированных школах‑интернатах. Только в этих организованных за последние 10-15 лет в нашей стране учреждениях нового типа создаются оптимальные условия для проведения систематического комплексного лечения этого контингента больных. В этих школах есть возможность осуществления для каждого больного индивидуального лечения, руководствуясь течением сколиотической болезни.

В комплекс консервативных мероприятий лечения ранних форм сколиоза в школе‑интернате включены следующие мероприятия.

1. Соблюдение ортопедического разгрузочного режима - лечение положением, т. е. проведение школьных занятий на специально оборудованной кушетке, сон в гипсовой кроватке, ношение ортопедического корсета.

2. Общее оздоровление организма ребенка: рациональное питание и закаливание.

3. Выработка индивидуального статико‑динамического режима. Исключаются неудобные позы, ведется наблюдение за соблюдением оптимальной двигательной активности и т. п.

4. Функциональное исправление деформации позвоночника и грудной клетки с помощью лечебной гимнастики, плавания и электростимуляции мышц.

Важное место в лечении сколиоза занимает лечебная гимнастика. При лечении сколиозов у детей применяются упражнения общеукрепляющего характера и специальные упражнения, направленные на коррекцию деформации позвоночника и восстановление правильного положения тела. Необходимо помнить, что лечебная гимнастика при сколиозах является процессом длительным и требует большого упорства, настойчивости и сознательного отношения больного к занятиям. Основными задачами лечебной гимнастики, определяющими подбор физических упражнений и методику их применения, является создание общих благоприятных физиологических условий для восстановления правильного положения тела, исправление имеющихся дефектов и формирование правильной осанки.

Для правильного методического построения занятий по лечебной гимнастике решающим методом является полное изучение клинико‑рентгенологических данных, степени сколиоза, его этиологии и характера деформации. Для каждого больного разрабатывается индивидуальный план лечения физическими упражнениями с учетом особенностей его заболевания, локализации сколиоза, характера осанки и общего физического развития. Производится обучение больных правильному, сознательному выполнению каждого упражнения.

Длительное пребывание в школе‑интернате позволяет последовательно осуществлять переход от простых физических упражнений к более сложным, в процессе занятий лечебной гимнастикой на основе совершенствования общей координации движений, увеличения силы и выносливости мышц и дифференцированного использования специальных корригирующих упражнений постепенно создаются новые условно‑рефлекторные связи для восстановления правильного положения тела. При сколиозе у детей отмечается ослабление мышц туловища и конечностей. Для укрепления опорно‑двигательного аппарата, а также улучшения общего физического развития в функциональной терапии при сколиозах применяют широкий спектр общеукрепляющих упражнений.

Для воспитания и закрепления правильной осанки необходимым условием является достаточная силовая выносливость мышц. Поэтому на уроках лечебной гимнастики большая часть занятий отводится специальным упражнениям, развивающим как общую, так и избирательную силовую выносливость мышц; для этого применяются динамические и статические упражнения в сочетании с упражнениями на самовытяжение, самовыравнивание. При этом подбор упражнений, направленных на воспитание силовой выносливости мышц, должен всегда содержать в себе элементы растягивания и расслабления, потому что это способствует улучшению в них кровообращения и укреплению.

При выполнении упражнений, особенно направленных на увеличение силовой выносливости основных мышечных групп, важно правильно дозировать нагрузку с постепенным постоянным ее увеличением. Нагрузку можно дозировать с помощью изменения исходных положений, за счет количества движений, изменения их темпа и амплитуды, а также использовать отягощение и сопротивление при выполнении упражнений. При определении нагрузки следует учитывать индивидуальные возможности и степень физического развития каждого больного. Для этого наряду с антропометрией определяют нормативные показатели силовой выносливости мышц туловища, для чего применяется функциональная проба, характеризующая способность мышц спины, брюшного пресса и мышц, обеспечивающих наклоны туловища, к длительным статическим нагрузкам. Показатели этой пробы являются обоснованием для назначения упражнений динамического и статического характера, направленных на воспитание силовой выносливости основных мышечных групп. При хороших показателях силы и выносливости дети выполняют упражнения с нагрузкой, равной 2 / 3 их исходных показателей, а более слабые дети с нагрузкой, соответствующей 1 / 3 их максимальных возможностей. Упражнения статического характера чередуют с динамическими упражнениями и упражнениями на расслабление.

Занятия лечебной гимнастикой проводятся по общепринятой схеме урока физического воспитания, где выделяют подготовительную, основную и заключительную части. Общая численность занимающихся в группе под руководством одного инструктора должна составлять 10-12 человек. При проведении подготовительной части урока и начала основной части используются преимущественно вертикальные исходные положения для выполнения упражнений.

Большая часть времени основного раздела урока проводится в исходном положении лежа, т. е. в наиболее рациональном положении, которое является более выгодным для выполнения упражнений на развитие силовой выносливости мышц и упражнений корригирующего характера. Такое положение обеспечивает небольшую амплитуду движений, производимых туловищем при выполнении упражнений на силовую выносливость в положении лежа, что исключает возможность общей мобилизации деформации позвоночника. Упражнения на развитие силовой выносливости должны выполняться в медленном темпе. Они производятся либо без отягощения и сопротивления, либо с дополнительной нагрузкой (гантели, мячи, эспандеры, мешочки с песком и т. д.).

Специальные упражнения должны подбираться индивидуально для каждого больного, они назначаются к концу подготовительного этапа занятий и разучиваются очень тщательно, так как их выполнение требует большой точности и сознательного отношения детей. Специальные упражнения для больных могут пересматриваться и видоизменяться в процессе лечения в зависимости от задач, которые ставятся в данный момент.

При сколиозе I степени используются симметричные упражнения для развития силовой выносливости мышц туловища и восстановления правильной осанки. При сколиозе II степени наряду с общеукрепляющими упражнениями проводят специальные асимметричные упражнения корригирующего характера, на избирательную тренировку силовой выносливости мышц туловища в сочетании с упражнениями на устранение имеющихся дефектов и упражнениями на восстановление и закрепление правильного положения туловища.

При сколиозах I-II степени на фоне упражнений на самовыравнивание, самокоррекцию используются упражнения на развитие силы и выносливости мышц туловища на стороне выпуклости основной дуги искривления. Эти упражнения могут быть либо симметричного характера с асимметричным отягощением, либо асимметричные упражнения с сопротивлением и с отягощением. Развитию силовой выносливости будет способствовать работа мышц туловища в изометрическом режиме, что достигается в положении лежа при движении конечностями, головой и плечевым поясом.

При сколиозе III степени лечебная гимнастика направлена на общее укрепление организма больного, на фоне общеукрепляющих упражнений широко применяются упражнения на улучшение функции внешнего дыхания, а также на воспитание правильного положения туловища.

Корригирующие упражнения применяют менее широко. При их выполнении необходимо учитывать индивидуальные особенности деформации позвоночника, данных о его мобильности и стабильности, изменениях физиологических изгибов позвоночного столба во фронтальной и сагиттальной плоскости.

Следует отметить большую эффективность тренировки подвздошно‑поясничной мышцы при грудопоясничных сколиозах с вершиной искривления от XI грудного до первого поясничного позвонков. При использовании этой методики заболевание зачастую протекает более благоприятно.

В качестве одного из важных элементов комплексного лечения сколиоза применяется лечебное плавание, на положительное влияние которого указывают многие авторы. Лечебное плавание способствует самокоррекции искривления позвоночника, а также укреплению мышц туловища и увеличению дыхательной емкости легких, но при этом необходим индивидуальный подбор для каждого больного стиля плавания, учитывая локализацию и величину искривления.

Для улучшения трофики мышц туловища в комплекс лечения включают массаж и горячие укутывания шерстяной тканью, проводимые за 5‑10 мин до начала занятий лечебной физкультурой.

Электростимуляция мышц

Достоинства электростимуляции как метода тренировки мышц в том, что она обеспечивает селективную тренировку мышц спины. При лечении сколиоза задача состоит в укреплении мышечно‑связочного аппарата больных для предупреждения прогрессирования деформации и уменьшения искривления позвоночника. Для тренировки мышц используются специальные приборы, например «Стимул», разработанный Я. М. Коцем и Г. Г. Андриановой. При этом пару электродов накладывают на вершину искривления параллельно оси туловища. Напряжение тока подбирается каждый раз индивидуально, начиная с 2-4 В и постепенно увеличивая с каждым сеансом на 0,5-1 В, что обеспечивает постепенную физическую нагрузку и легко переносится больными. После комплексного консервативного лечения сколиоза всегда отмечается улучшение показателей всех силовых проб независимо от возраста больных и степени сколиоза (статическая выносливость разгибателей увеличивалась примерно на 19-20 %, мышц брюшного пресса - на 30-35 %). Следует отметить, что наиболее эффективной электростимуляция бывает при искривлениях позвоночника с углом кривизны, не превышающим 25°.

В комплексе лечебных мероприятий при лечении сколиозов немалое значение придается правильному рациональному протезно‑ортопедическому снабжению больных во время лечения и после выписки. При назначении корсета больным с прогрессирующими ранними формами сколиоза в случае, когда систематическое применение лечебной гимнастики и консервативных ортопедических мероприятий оказывается малоэффективным, необходимо руководствоваться функциональным состоянием и выносливостью отдельных мышечных групп путем углубленного обследования больных.

Назначение корсета больным, страдающим сколиозами

I степени, не показано, поскольку лечебная гимнастика в этих случаях способна не только улучшить мышечный тонус и выровнять нарушенное мышечное равновесие, но и мобилизовать деформацию позвоночника и исправить начинающееся искривление, а при сколиозах II и III степени проведения одной только лечебной физкультуры недостаточно. Пользование корсетом без головодержателя в комплексе с другими методами консервативного лечения в большинстве случаев также оказывается малоэффективным. Ношение корсетов с головодержателем в общеобразовательной школе психологически очень трудно, и больные снимают их. Таким пациентам назначают ношение корсета с целью стабилизировать деформацию за счет активного удержания вертикального положения туловища.

При начальных формах прогрессирующих сколиозов обычно назначают полужесткие и мягкие корсеты. При сколиозах

II и III степени применяется корсет ЦНИИП с головодержателем.

Режим использования корсета зависит от течения болезни. Так, при прогрессировании деформации, несмотря на комплексное консервативное лечение, рекомендуется строгое ношение корсета в течение суток (занятия лечебной гимнастикой и ходьба на лыжах проводятся также в корсете). При более благоприятном течении заболевания режим ношения корсета менее строгий.

В среднем сроки пребывания в школе‑интернате составляют 3-7 лет, и у детей отмечаются достаточно хорошие результаты. При I степени сколиоза уменьшение дуги искривления составило около 18 %, сколиоз не прогрессировал у 79 % и прогрессировал - только лишь у 3 % больных. Менее эффективными являются результаты лечения детей со сколиозами II степени: в этой группе больных уменьшение дуги искривления наблюдалось только у 8 %, сколиоз не прогрессировал у 67 %, а прогрессирование деформации позвоночника отмечалось у значительного числа больных (25 %). Прогрессирование сколиозов III степени составило 64 % больных, что свидетельствует о большой эффективности лечения ранних форм сколиоза в условиях специализированных школ‑интернатов.

Показания и противопоказания к оперативному лечению сколиозов

Сколиоз - это сложная деформация позвоночника, вызывает значительные нарушения функции сердечно‑сосудистой и дыхательной систем, ограничивая тем самым трудоспособность больных и причиняя им тяжелые физические и моральные страдания. По некоторым исследованиям, средняя продолжительность жизни больных с тяжелыми формами сколиотической болезни, не проходивших лечение, составляет всего 35-40 лет. Консервативное лечение этого заболевания не дает положительного эффекта у 16 % больных, а при прогрессирующих формах сколиоза не позволяет остановить дальнейшее прогрессирование процесса, не говоря уже об исправлении деформации позвоночника, в связи с этим возникает необходимость оперативного лечения тяжелых форм сколиоза у детей и подростков. Цель оперативного вмешательства - прерывание прогрессирования деформации, ее исправление и создание более благоприятных условий для функции внутренних органов и уменьшения косметического дефекта, а также положительный результат лечения возвращает больным душевный покой, жизнерадостность и дает возможность работать в коллективе.

Хирургическое лечение тяжелых форм сколиотической болезни относится к числу наиболее сложных проблем современной ортопедии. Несмотря на значительные успехи в этой области, результаты оперативного лечения больных, страдающих сколиотической болезнью, еще далеко не всегда благоприятны. В последнее время методы оперативного лечения много раз подвергались пересмотру и появились новые виды хирургических вмешательств, обоснованные теоретически и проверенные практически.

Решение вопроса о хирургическом лечении требует патогенетического и индивидуального подхода. Необходимо, чтобы хирург знал характер и особенности течения сколиоза, четко представлял себе цель операции, предвидел результат лечения, учитывал риск предстоящего вмешательства и возможные осложнения в послеоперационный период. Целью хирургического лечения сколиоза в конечном итоге является остановка прогрессирования процесса, коррекция искривления позвоночника и его стабилизация.

У детей и подростков уже само искривление позвоночника IV степени является показанием к оперативной коррекции деформации позвоночного столба. Но в большинстве случаев при такой тяжелой степени деформации хирургические вмешательства оказываются паллиативными, поскольку улучшаются только показатели функции внешнего дыхания, а гипертензия в малом круге кровообращения сохраняется. Отсюда следует, что необходимо оперировать больных еще до того, как у них разовьется искривление IV степени, но, к сожалению, это не всегда возможно, так как больные часто обращаются к ортопеду слишком поздно. При установлении показаний к хирургическому лечению необходимо основываться на рентгенологических признаках возможного прогрессирования заболевания. К ним относится отставание локального костного возраста позвоночника от фактического, наличие I-II степени патологической перестройки межпозвонковых дисков на ранних стадиях развития сколиотической деформации, отсутствие оссификации апофизов гребней подвздошной кости, остеопороз позвонков на вершине искривления. Большое значение имеет динамическое наблюдение за течением заболевания, а использование перечисленных рентгенологических признаков в сочетании с данными клинического обследования позволяет прогнозировать течение сколиоза и выбрать наиболее рациональный метод лечения.

Показаниями к оперативному лечению являются следующие.

1. Прогрессирующие, несмотря на систематическое консервативное лечение, тяжелые сколиозы III-IV степени (с углом искривления › 50°). Присутствие у больного начальных или выраженных нарушений функций сердечно‑сосудистой и дыхательной систем и незаконченный рост позвоночника. Прогрессирующими считаются сколиозы, при которых последовательно сделанные рентгенограммы показывают увеличение деформации более чем на 15° в год, несмотря на проведенное консервативное лечение. Довольно трудно точно определить, при какой степени нарушения функции внешнего дыхания показано оперативное лечение, так как у детей в возрасте до 14 лет уменьшение жизненной емкости легких не более чем на 20 % от нормы является относительным показателем к операции. Нижняя граница функции как противопоказание к операции определяется индивидуально и зависит от общего состояния ребенка и наличия или отсутствия у него резервов.

2. Сколиозы определенного происхождения, которые постоянно прогрессируют до тяжелых и очень тяжелых степеней деформации. Примерами могут служить сколиоз на почве нейрофиброматоза, бурно прогрессирующие врожденные сколиозы на почве нарушения сегментации. При таких сколиозах одновременно с коррекцией деформации необходимо проведение костнопластической фиксации позвоночника независимо от возраста больного.

Раньше ортопеды не рекомендовали оперативные вмешательства при сколиозе у детей до 10-11 лет, но в настоящее время ряд ортопедов так строго не придерживаются возрастных границ, и в последнее время считается, что возрастная граница оперативного лечения прогрессирующих форм сколиотической болезни должна быть снижена. При определении показаний к хирургическому лечению сколиоза на первый план следует ставить характер клинического течения заболевания, а вовсе не возраст ребенка. При злокачественных формах сколиотической болезни, когда у детей 6-7 лет дуга искривления позвоночника превышает 60-70°, консервативное лечение у большинства таких больных безуспешно. В отличие от сколиозов на почве нейрофиброматоза, современные возможности оперативного лечения сколиоза делают возможным осуществлять те или иные хирургические вмешательства у детей такого возраста без костно‑пластической фиксации позвоночника.

Паралитические сколиозы с распространенным парезом или параличом мышц туловища, выраженной деформацией позвоночника и грудной клетки требуют восстановления недостаточной статической функции позвоночника. У таких больных протяженность костно‑пластической фиксации должна быть достаточно большой. При очень тяжелых деформациях и по индивидуальным показаниям задний спондилодез может быть выполнен и у детей младше 10 лет.

Выраженные кифосколиозы требуют оперативного вмешательства по косметическим показаниям. Такие операции производятся преимущественно у лиц женского пола, и по этим показаниям оперативное вмешательство производится и после завершения роста больных.

Выраженный прогрессирующий кифосколиоз с угрожающим или существующим парезом или параличом на почве сколиотической деформации, а также сколиозы, сопровождающиеся неврологическими расстройствами (прогрессирующий болевой синдром), и сколиозы с недостаточностью опорной функции позвоночника. В этих случаях хирургические вмешательства показаны у подростков после завершения роста или у взрослых больных.

Противопоказаниями к оперативному лечению являются следующие.

1. Непрогрессирующий или малопрогредиентный сколиоз I и II степени у больных любого возраста.

2. Врожденные сколиозы шейного отдела позвоночника (типа болезни Клиппеля‑Фейля), а также сколиозы, возникающие на почве некоторых нейромышечных заболеваний (болезнь Дюшенна, миопатия).

3. При сочетанной грубой патологии со стороны внутренних органов (пороки сердца, патологические изменения в печени и т. д.), у ослабленных и истощенных больных.

4. Врожденные пороки органов дыхания и сердечно‑сосудистой системы в стадии декомпенсации (декомпенсация сердечно‑сосудистой системы III степени и снижение показателей функции внешнего дыхания более 70 % от возрастной нормы).

5. Ранее не леченные тяжелейшие ригидные кифосколиозы IV степени при наличии длительного анамнеза (8‑10 лет).

Показания и противопоказания к хирургическому лечению сколиозов изложены в общих чертах, так как к каждому конкретному больному необходим сугубо индивидуальный подход с учетом особенностей течения заболевания.

← + Ctrl + →
Пороки с прогрессирующей деформацией позвоночника Как исправить осанку ребенку


М униципальное образовательное учреждение

Новичихинская средняя общеобразовательная школа



Исследование проходило в с. Новичиха Новичихинского района на 166 учащихся Новичихинской средней школы в возрасте от 6 – 7 до 17 – 18 лет. Девочек – 96, мальчиков – 70. Анализировали результаты ежегодных медицинских осмотров у медицинского работника по индивидуальным картам ребенка (учетная форма № 26).

Медицинские работники использовали следующие методы:

IV. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
1. Все испытуемые на основании результатов были разделены на группы по классам, полу, развитию болезней позвоночника.

2006 – 2007 гг.

2007 – 2008 гг.

2008 – 2009 гг.


2009 – 2010 гг.

Скачок в увеличении числа заболевших наблюдается в 5, 6 классах, а снижение в 10, 11 классах. Наиболее опасным возрастом для развития сколиоза считается период от 10 до 14 лет, когда скелет еще не сформировался, а ребенку приходится чаще, чем раньше, сидеть за столом за уроками и т.д.


  1. 2006 – 2007 гг.

2007 – 2008 гг.


2008 – 2009 гг.

2009 – 2010 гг.

В количественном соотношении среди заболевших учащихся девочек значительно больше, т.к. они чаще мальчиков входят в группу риска, потому что ведут менее подвижный образ жизни.


3. 2006-2007гг.


2007-2008гг.



Развитие болезней позвоночника наблюдаем с нарушений осанки, переходящей в сколиоз, а у отдельных учащихся прогрессирует и до остеохондроза.

4. Всего в школе 326 ученических столов из них 11% парт 3-го номера, 77,6% парт 5-го номера, 11,4% парт 6-го номера. Отсутствуют парты 4-го номера.

В начальных классах каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом: партой и стулом в соответствии с его ростом. С переходом в среднее звено наблюдается несоответствие требованиям СанПиНа (Приложение №2) так как учащиеся сидят за партами старшеклассников в связи с кабинетной системой . Только один кабинет (№25) из 18-ти оборудован мебелью номер 5 и 6, два кабинета (№31, №32) – мебелью номер 6, а остальные кабинеты - мебелью номер 5.

Школьные парты и стулья должны «расти» вместе с ребенком, т.е. соответствовать росту школьника.

5. На основании данных анкетирования (Приложение №3) выявили, что наиболее частой причиной возникновения нарушений осанки является либо слабость мышц туловища, либо неравномерность их развития. Этому способствует слишком мягкая и провисающая постель (у 87,5% опрошенных), чтение и рисование в постели (75% опрошенных), ношение портфеля в одной и той же руке (95% опрошенных), привычка стоять с опорой на одну ногу (62,5% опрошенных), неудовлетворительный общий режим ребенка, т.е. пассивный отдых, отсутствие прогулок, недостаточный двигательный режим (у 50% опрошенных), отсутствие пятиминутных зарядок во время уроков (у 100% опрошенных) и многое другое способствуют формированию неправильной позы и осанки.

6. Оценка динамики дальнейшего развития имеющихся нарушений осанки и сколиоза I степени у лиц, занимающихся в спортивных секциях (баскетбол, волейбол), в течение трех и более лет занятий спортом улучшение осанки достигнуто у 11 детей из 40 (27,5 %). Это свидетельствует о том , что дети с нарушениями осанки могут заниматься любым видом спорта. Целесообразным было бы введение небольших пятиминутных зарядок в школе.

1. Проанализировав индивидуальные карты детей по итогам ежегодных медосмотров, выявили, что ежегодно более 16% учащихся школы подвержены заболеваниям позвоночника.

Скачок в развитии болезней позвоночника приходится на момент перехода учащихся с начальной ступени обучения в среднюю, когда скелет еще не сформировался, а ребенку приходится много сидеть.

2. Среди заболевших девочек значительно больше, потому что они ведут менее подвижный образ жизни.

3. В 3-х группах из 4-х развитие болезней позвоночника наблюдается с нарушения осанки, переходящей в сколиоз, а у отдельных учащихся прогрессирует и до остеохондроза.

4. Учащиеся среднего и старшего звена в связи с кабинетной системой не обеспечены удобным рабочим местом: партой и стулом в соответствии с его ростом.

5. Формированию неправильной позы и осанки способствуют слишком мягкая и провисающая постель, чтение и рисование в постели, ношение портфеля в одной и той же руке, привычка стоять с опорой на одну ногу, неудовлетворительный общий режим ребенка, т.е. пассивный отдых, отсутствие прогулок, недостаточный двигательный режим, отсутствие пятиминутных зарядок во время уроков.

6. Занятие физической культурой и спортом способствует улучшению осанки. Целесообразно введение небольших зарядок в школе.
Приложение 1

Методика осмотра


Разуйте и разденьте ребенка до трусиков. Поставьте его на пол в положение "прямо, руки по швам" таким образом, чтобы свет падал на спину равномерно. Лучше всего проводить осмотр при естественном освещении. Сядьте ровно на стул в двух-трех метрах за спиной ребенка. Аналогичный осмотр Вы можете провести сами себе перед большим зеркалом.

Внимательно посмотрите: симметрично ли расположены уши, плечи, лопатки, талия, ямочки над крестцом, складки под ягодицами, сами ягодицы? На одной ли высоте расположены локтевые суставы? Если исследуемые ориентиры расположены несимметрично относительно горизонтальной или вертикальной оси - это признак нарушения осанки или сколиоза (например, одно ухо смещено вверх или вниз, вперед или назад относительно другого).

Симметрично ли ребенок поставил стопы? Несимметричная установка стоп может свидетельствовать о проблемах тазового пояса .

Попросите ребенка достать руками до пола, сделав при этом "горбатую спинку". Нет ли отклонения туловища от срединной линии при наклоне? Внимательно посмотрите - нет ли сбоку от поясничных позвонков, с одной стороны, продольного мышечного валика, а в грудной клетке - "выпирания" ребер или лопатки с одной стороны.

Попросите ребенка сложить руки на затылок в "замок" и, не опуская рук, наклониться вправо и влево. Нет ли ограничения наклона в одну из сторон? Образует ли позвоночник при таком наклоне в сторону равномерную дугу или в нем видны выпрямленные участки?

Попросите ребенка наклонить голову вперед, и, не поднимая головы, повернуть ее до конца вправо и влево. Нет ли ограничения поворота в одну из сторон?

Посмотрите на ребенка сбоку. Обратите внимание на сутулость или выпрямление грудного изгиба позвоночника. Не "падает" ли ребенок животом вперед? Нет ли смещения центра тяжести тела вперед? (наружное отверстие слухового прохода должно быть над лодыжкой, а не над сводом стопы).

Если Вы заметили какие-либо из перечисленных симптомов - посоветуйтесь с врачом.

Подобные осмотры целесообразно проводить раз в полгода или чаще , особенно в периоды быстрого роста ребенка.

Приложение 2

Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам «Столы ученические» и «Стулья ученические»


Номера мебели по ГОСТам 11015-93 и 11016-93

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

1

1000-1150

460

Оранжевый

260

2

1150-1300

520

Фиолетовый

300

3

1300-1450

580

Желтый

340

4

1450-1600

640

Красный

380

5

1600-1750

700

Зеленый

420

6

Свыше 1750

760

Голубой

460

Приложение 3

Анкета


    У вас мягкая постель?
Да. Нет.

  1. Вы часто читаете или рисуете в постели?
Да. Нет.

  1. Вы носите портфель в одной и той же руке?
Да. Нет.

  1. Вы обычно стоите с опорой на одну и ту же ногу?
Да. Нет.

  1. Как Вы отдыхаете:
- сидя около телевизора?

Прогуливаясь по улице?

6. Проводятся ли у Вас на уроках пятиминутные зарядки?

Да. Нет.


Заболевания позвоночника у детей и подростков тем и коварны, что зачастую застают родителей врасплох. Чтобы не сражаться впоследствии со страшными диагнозами, надо с младенчества учить ребенка держать спину правильно. А по мере взросления объяснить, как нужно поднимать тяжести и переносить их.

Cтатистика печальна: более семидесяти процентов детей страдают от нарушения осанки. Более десяти процентов - от сколиоза . Важно вовремя выявить проблему, поэтому чаще осматривайте ребенка на предмет возможного искривления. Если появились подозрения, нужно сразу обратиться к ортопеду, который назначит лечение.

Увы, именно в школьном возрасте, когда дети особенно быстро растут и набирают вес, они получают еще и . Проблема в том, что в этом возрасте и сам ребенок, и его позвоночник, не могут справиться с такими нагрузками. И это уже задача родителей - стараться, чтобы школьник не был перегружен, таская рюкзак. Вес, который ребенку можно поднимать, должен составлять не больше десяти процентов от его собственного веса. Конечно, есть и другие причины искривления позвоночника, помимо тяжелого рюкзака.

Причины болезней позвоночника

Главные причины того, что у ребенка развиваются заболевания позвоночника:

1.Вирусные инфекции, болезни и травмы будущей мамы, неправильный рацион беременной женщины.

  1. Родовая травма и другие патологии во время родов. Смещения и блоки позвонков во время кесарева сечения. Не случайно новорожденного должен сразу посмотреть остеопат.
  1. Еще одна причина, провоцирующая заболевания позвоночника - постнатальная патология. Это могут быть как случайные травмы, так и слабая активность ребенка, его лишний вес и нелюбовь к физкультуре. В числе негативных факторов - ношение тяжестей, укоренившаяся привычка неправильно ходить, вредное для позвоночника положение, когда ребенок спит. А также — любовь к фастфуду, несбалансированный пищевой рацион.

Профилактика заболеваний позвоночника у детей

Если заболевания позвоночника у ребенка уже есть, надо приступить к занятиям лечебной физкультурой сразу, не откладывая в долгий ящик. Иначе нарушения осанки и более серьезные проблемы будут лишь прогрессировать. Поэтому следует обязательно включить в распорядок дня ребенка сеансы специальной физкультуры, массажа, иногда - остеопатию.

Как профилактика болезней позвоночника хорошо работает плавание . Неплохо себя зарекомендовали минеральные ванны, улучшающие обменные процессы в костной ткани позвоночника. Тем самым риск, что заболевания позвоночника коснутся ребенка и будут прогрессировать, сведутся к минимуму. Кроме того, плавание и грязелечение снижают возможность раннего развития такой болезни, как .

Стимулируя ребенка заниматься спортом, гимнастикой или плаванием, нужно следить, чтобы нагрузки при этом не были чрезмерными и резкими. Начинать надо с малого, с посильных упражнений, в идеале - с под руководством инструктора, который составит программу с учетом особенностей вашего ребенка.

Кроме того, препарат содержит уникальный природный компонент, нужный для костей и хорошего гормонального фона. Также в его составе хорошо сбалансированы все нужные и микроэлементы , что укрепляет иммунитет и способствует полноценному усвоению . А это очень важно для здоровья позвоночника. Ну и дополнительный плюс, весьма актуальный осенью - защитит ребенка от вирусов гриппа и от простудных заболеваний.

Профилактика болезней позвоночника - важна любая мелочь!

Если Вы хотите избежать заболеваний позвоночника у своего ребенка, важно обращать внимание на каждую мелочь. Комната ребенка должна быть отлично освещена. Дополнительная лампа на столе, его правильная высота, а в отдельных случаях особенный стол для исправления осанки школьника - всё это обязательно нужно учитывать.

Спальное место также обязано отвечать определенным требованиям. Выбирая , предпочтение отдавайте твердому и ровному. Пусть вес ребенка распределяется равномерно, тогда расслабление мышц тоже будет максимальным. Плохо, если ребенок спит на мягкой кровати - это спровоцирует заболевания позвоночника.

Школьному ранцу также нужно уделить особое внимание: выбирайте ранец с твердой спинкой и широкими ремнями, которые можно регулировать. Он не должен висеть чересчур низко, а ширина его не должна превышать ширину плеч. Объясните подростку, что нельзя носить рюкзаки на одном плече, что особенно важно для девочек. Иначе избежать будет сложно.

ПОЛЕЗНО УЗНАТЬ:

О ЗАБОЛЕВАНИЯХ СУСТАВОВ