Советская нейропсихология сформировалась на основе положений общепсихологической теории, разработанной в советской психологии Л. С. Выготским и его последователями - А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным и рядом других психологов. Основные положения этой теории вошли в теоретический по- Hi нятийный аппарат нейропсихологии, составив его общепсихо-. Щ логический «каркас» Успехи советской нейропсихологии в значительной степени обусловлены ее непосредственной связью с общепсихологической теорией, с использованием адекватных общепсихологических мод елей для анализа патологических явлений.

В понятийном аппарате нейропсихологии можно выделить два класса понятий. Первый - это понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии; второй - это собственно нейропсихологические понятия, сформированные в самой нейропсихологии и обусловленные спецификой ее предмета, объекта и методов исследования.

Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - С. 26-38.

Хомская Е. Д. Теория системной динамической локализации... 135

К первому классу понятий относятсятакие, как «психиче-ская деятельность», «психологическая система», «психический процесс», «речевое опосредование», «значение», «личностный смысл», «психологическое орудие», «образ», «знак», «действие», «операция», «интериоризация» и многие другие. Содержание этда понятий излагается в ряде руководств н монографий, посвященных общепсихологическим проблемам (Выготский, 1956; Леонтьев, 1972,1977; Ломов, 1984; Лурия, 1971,1977).

Второй класс понятий составляют собственно нейропсихологические понятия, в которых нашло отражение применение общепсихологической теории к нейропсихологии - конкретной области знания, предметом которой является изучение особенностей нарушения психических процессов, состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга. Все вместе эти понятия составляют определенную систему знаний или теорию, с единых позиций объясняющую закономерности нарушения и восстановления высших психических функций при локальных поражениях мозга и обосновывающую представления об их мозговой организации. Данная теория, с одной стороны, способна объяснить разнообразную клиническую феноменологию нарушений психических функций, с другой - удовлетворительно предсказать новые факты и закономерности.

Общепсихологическую основу этой теории составляет положение о системном строении высших психических функций и их системной мозговой организации. Понятие «высшие психические функции» - центральное для нейропсихологии - было введено в общую психологию и в нейропсихологию Л. С. Выготским (Выготский, 1956,1960), а затем подробно разработано А. Р. Лурия (Лурия, 1969,1973) и другими авторами. В нейропсихологии, как и в общей психологии, под высшими психическими функциями понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. Как указывал А. Р. Лурия (1969), высшие психические функции обладают тремя основными характеристиками: они формируются прижизненно, под

Раздел II. Нейропсихология

влиянием социальных факторов, они опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы) и произвольны по способу.осуществления.

В основе представлений о высших психических функциях как социально детерминированных психических образованиях или сознательных формах психической деятельности лежат теоретико-методологические положения марксистской психологии об общественно-историческом происхождении психики человека и определяющей роли трудовой деятельности в формировании его сознания.

Социальные воздействия детерминируют способы формирования высших психических функций и тем самым их психологическую структуру. Высшие психические функции опосредованы различными «психологическими орудиями» - знаковыми системами, являющимися продуктами длительного общественно-исторического развития. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь. Поэтому речевое опосредование высших психических функций представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

Высшие психические функции - сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений. Они представляют собой «психологические системы» (по определению Л. С. Выготского), которые создаются «путем надстройки новых образований над старыми с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого» (Выготский, 1960). Основные характеристики высших психических функций - опосредованность, осознанность, произвольность - представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологические системы». Высшие психические функции как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель или программа деятельности) и конечный результат;

средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах и при разных способах и путях формирования функции.

Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми (т. е. как интерпсихо-

Хомская Е. Д. Теория системной динамической локализации... 137

логический процесс), а лишь позже - как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. По мере формирования высших психических функций происходит превращение внешних средств осуществления функции во внутренние, психологические (интериор&зация). В процессе развития высшие психические функции постепенно «свертываются», автоматизируются. На первых этапах формирования высшие психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы «свертываются», приобретая характер автоматизированных умственных действий (Гальперин, 1959,1976). Одновременно изменяется и психологическая структура высших психических функций.

Представления о высших психических функциях как о сложных психологических системах было дополнено А. Р. Лу-рия представлением о высших психических функциях как о функциональных системах. Под функциональной системой в нейропсихологии понимается психофизиологическая основа высших психических функций.

Характеризуя высшие психические функции как функциональные системы, А. Р. Лурия писал, что особенностью этого рода функциональных систем является их сложный состав, включающий целый набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов или звеньев (Лурия, 1969, 1973). Таким образом, высшие психические функции, или сложные формы сознательной психической деятельности, системны по своему психологическому строению и имеют сложную психофизиологическую основу в качестве функциональных многокомпонентных систем. Данные положения являются центральными для теории системной динамической локализации высших психических функций - теоретической основы современной советской нейропсихологии.

Ко второму классу собственно нейропсихологических понятий можно отнести большое число разного рода понятий, из которых наиболее важными являются следующие.

«Нейропсихологический симптом» - нарушение психической функции (как элементарной, так и высшей), возникающее вследствие локального поражения головного мозга;

Раздел II. Нейропсихология

Холіская Е.Д. Теория системной динамической локализации... 139

лектуальные и др.) обеспечиваются качественно различными функциональными системами (Лурия, 1977; Хомская, 1978);

«Мозговые механизмы вьісших психических функций» (или «мозговая организация психической деятельности») - совокупность морфологических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в подкорковых образованиях и протекающих в них физиологических процессов, входящих в единую систему и необходимых для осуществления психической деятельности; морфофизиологическая основа психических функций;

«Локализация высших психических функций» - соотношение различных звеньев (аспектов) психической функции как функциональной системы с различными факторами (физиологическими закономерностями), присущими работе той или иной мозговой структуры (корковой или подкорковой), - синоним «мозговой организации высших психических функций»;

«Полифункциональность мозговых структур» - положение, согласно которому мозговые структуры (особенно ассоциативные зоны коры больших полушарий) под влиянием новых афферентных воздействий могут перестраивать свои функции; на этом положении основаны принципы внутрисистемной и межсистемной перестройки высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга;

«Норма функции» - понятие, на котором основано нейро-психологическое изучение нарушений высших психических функций. Показатели реализации функции (в психологических единицах продуктивности, объема, скорости-и т. д.), которые характеризуют среднюю норму в данной популяции (т. е. показатели, характерные для подавляющего большинства здоровых людей).

«Межполушарная асимметрия мозга» - неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает левое и правое полушария мозга в каждую психическую функцию. Различия в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга;

«Функциональная специфичность больших полушарий» - специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому или правому полушарию головного мозга, определяемая интегральными полушарными факторами;

Раздел II. Нейропсихология

«Межполушарное взаимодействие» - особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегра-тивно-целостно функционирующую систему, формирующийся в онтогенезе. /

Перечисленные понятия входят в основной понятийный аппарат теории системной динамической локализации высших психических функций человека, разработанной в советской нейропсихологии Л. С. Выготским и А. Р. Лурия. Создание логически непротиворечивой теоретической концепции, объясняющей (с учетом различных современных знаний о мозге) общие принципы локализации (или мозговой организации) высших психических функций человека, является бесспорным достижением советской нейропсихологии, важнейшим вкладом в современные представления о соотношении мозга и психики.

Проблема локализации высших психических функций, или проблема «мозг и психика», относится к числу важнейших кардинальных проблем современного естествознания. Она принадлежит к числу междисциплинарных проблем, которые разрабатьіваются целым рядом дисциплин: нейроанатомией, нейрофизиологией, неврологией и др. Нейропсихология изучает эту проблему со своих позиций, исследуя особенности нарушений психических процессов у больных с локальными поражениями мозга. Данная проблема, связанная с коренными вопросами мировоззрения, всегда была ареной острой борьбы между идеалистическими и материалистическими взглядами. Ее актуальность не снизилась и в настоящее время.

Теория системной динамической локализации высших психических функций сформировалась в борьбе с двумя основными направлениями в решении проблемы «мозг и психика»: узким локалйзационизмом (или психоморфологическим направлением) и антилокализационизмом (или концепцией эквипотенциальности мозга). Эти направления являются основными в длительной истории изучения проблемы локализации психических функций человека. Подробный обзор этих направлений дан в ряде монографий А. Р. Лурия (1969,1973 и др.), в работах В. М. Смирнова (1976), И. Н. Филимонова (1940, 1974), С. А. Саркисова (1964), О. С. Адрианова (1980,1983) и Д ряда других исследователей. Критика этих направлений оста-

Хомская Е, Д. Теория системной динамической локализации... 141

ется актуальной и сегодня. Узкий локализационизм исходит из представлений о психической функции как о неразложимой на компоненты единой психической «способности», которая должна быть целиком соотнесена с мозгом (морфологическими структурами). Сам мозг, и прежде всего кора больших полушарий, рассматривается данным направлением как "совокупность различных «центров», каждый из которых целиком «заведует» определенной психической функцией, в связи с чем поражение какого-либо мозгового «центра» ведет к необратимому нарушению (или выпадению) соответствующей функции. Локализация психической функции понимается этим направлением как непосредственное соотнесение психического и морфологического (или непосредственное «наложение» психического на морфологическое), в связи с чем это направление и получило название «психоморфологического». Следует отметить, что психоморфологические представления отнюдь не изжиты и в настоящее время и прежде всего в сознании некоторых врачей-клиницистов, отождествляющих локализацию того или иного симптома нарушения психической функции с локализацией самой функции. Наиболее яркими и последовательными представителями этого направления в разные времена были неврологи, изучавшие последствия локальных поражений головного мозга (Буйо, Брока, Вернике, Галль, Брод-бент, Шарко, Кляйст и др.). Френологическая карта Ф. Галля и локализационная карта К. Кляйста представляют собой логическое завершение идей узкого локализацио-низма о работе коры больших полушарий как совокупности различных «центров» психических «способностей».

Другое направление - антгиюкализационизм - сходно с узким локалйзационизмом и по своему отношению к психическим функциям, как к далее неразложимым психическим «способностям», и по своему пониманию локализации как непосредственного соотношения психического и морфологического. Однако мозг и прежде всего кора больших полушарий трактуются данным направлением как однородное (эквипотенциальное) целое, равноценное и равнозначное для психических функций во всех своих отделах. Психические функции («способности») связаны равномерно со всем мозгом (и преж-

Раздел II. Нейропсихология

де всего с корой больших полушарий), и любое поражение мозга приводит к пропорциональному величине патологического очага нарушению всех психических функций одновременно (или к общему ухудшению сложных «символических функций» по К. Гольдштейну). Степень нарушения психической функции не зависит от локализации поражения, а определяется только массой пораженного мозга.

Наиболее яркими представителями данного направления были физиологи (Флуранс, Гольц, Лешли и др.) и психологи-идеалисты (Бергсон и другие представители Вюрцбургской школы).

Клинические наблюдения за больными, перенесшими локальные поражения мозга, как будто бы подкрепляли фактами оба указанных направления: с одной стороны, поражение отдельных участков мозга (преимущественно коры больших полушарий) приводит к нарушениям психических процессов, с другой - при локальных поражениях нередко наблюдаются факты высокой компенсации возникших нарушений, указывающие на возможность осуществления нарушенных функций и другими отделами мозга. Ни та ни другая концепция не могла объяснить эти противоречия.

В истории изучения проблемы локализации психических функций существовали и существуют и другие направления. Довольно распространенной является эклектическая концепция, сохранившаяся и до настоящего времени, объединяющая и психоморфологические, и антилокализационные представления. Согласно данной концепции (которую разделяли такие исследователи, как Монаков, Гольдштейн, Хэд и др.) можно и следует локализовать (соотносить с определенными участками мозга) лишь относительно элементарные сенсорные и моторные функции. Однако высшие психические функции связаны со всем мозгом равномерно (или с центральными эквипотенциальными отделами коры но К. Гольдштейну).

Наконец, история-науки знает и откровенное отрицание самой возможности связывать мозг и психику, отрицание самой проблемы локализации высших психических функций человека. Этой откровенно идеалистической позиции придерживались такие крупные физиологи, как Г. Гельмгольц,

Хамская Е. Д. Теория системной динамической локализации... 143

Ч. Шеррингтон, Э. Эдриан, Р. Гранит, которые были естествоиспытателями в науке, но идеалистами по своему философскому мировоззрению.

В на"ше время таких взглядов придерживался крупнейший физиолог Дж^Экклз, который известен своими работами по синаптической передаче импульсов. В своих монографиях «Мозг и психический опыт», «Лицом к лицу с реальностью» Дж. Экклз выступает как субъективный идеалист, считающий первичной реальность собственного сознания, субъективный опыт, а весь остальной внешний мир - вторичным, и рассматривающий человеческое сознание как «акт творений бога», а материалистическое понимание сознания как «болезнь науки» (Лурия, Гургенидзе, 1972).

Теория системной динамической локализации высших психических функций человека создавалась в борьбе с этими направлениями, с опорой на достижения советской психологии, с одной стороны, и достижения отечественной материалистической физиологии - с другой.

В советской нейропсихологии было пересмотрено понятие «функция». «Высшие психические функции» как психологические образования стали рассматриваться с позиций советской психологической науки как социальные по генезу (т. е. прижизненные, обусловленные социально-историческими факторами), опосредованные психологическими орудиями (главным образом, речью), системные по строению, осознанные, динамичные по своей организации (т. е. различные по психологической структуре на разных этапах онтогенеза), произвольные по способу управления. Таким образом, представление о недифференцированных психических функциях как о далее неразложимых «способностях» было заменено современными представлениями о психических функцияхкак о «психологических системах», обладающих сложным психологическим строением и включающих много психологических КОМПОНЕНТОВ (звеньев, фаз и т. д.). Опираясь на достижения отечественной материалистической физиологии (на работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина, Н. А. Берн-штейна, Н. П. Бехтеревой и других физиологов), советская нейропсихология рассматривает психические функции как ре-

Раздел II. Нейропсихология

зультат сложной рефлекторной деятельности, детерминированной внешними стимулами, как сложные формы приспосо-бительной деятельности организма, направленной на решение каких-либо психологических задач.

В советской нейропсихологии пересмотрено и понятие «локализация». Локализация психических функций рассматривается как системный процесс. Это означает, что психическая функция (как и физиологическая, например, дыхание) соотносится? мозгом как определенная многокомпонентная, многозвенная система, различные звенья которой связаны с работой различных мозговых структур. А. Р. Лурия писал, что «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» (Лурия, 1969).

Системная локализация высших психических функций предполагает многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию каждой функций. Это неизбежно вытекает из сложного многокомпонентного состава функциональных систем, на которые опираются высшие психические функции. Одним из первых исследователей, указавших на иерархический принцип локализации высших психических функций, был советский невролог И. Н. Филимонов, назвавший его принципом «поэтапной локализации функций» (Филимонов, 1940;1974).

Локализация высших психических функций характеризуется также динамичностью, изменчивостью. Этот принцип локализации функций вытекает из основного качества функциональных систем, опосредующих высшие психические функции, их пластичности, изменчивости, взаимозаменяемости звеньев. Представления о динамичности, изменчивости мозговой организации психических функций опираются на клинические, физиологические и анатомические данные. Обобщая результаты многолетних клинических наблюдений, И. Н. Фи-

Хомская Е. Д. Теория системной динамической локализации... 145

лимонов сформулировал положение о «функциональной многозначности мозговых структур» (Филимонов, 1974),.согласно которому многие мозговые структуры при определенных условиях могут включаться в выполнение новых функций. Это положений защищали и многие другие исследователи (У. С. Гесс, У. Пенфилд, Г. Джаспер и др.).

Положение о «функциональной многозначности» мозговых структур поддерживал и И. П. Павлов, выделявший, как известно, в коре больших полушарий «ядерные зоны анализаторов» и «рассеянную периферию» и отводивший последней роль структур, имеющих пластические функции.

Существуют многочисленные физиологические доказательства справедливости идеи о динамичности, изменчивости мозговой организации функций. К ним относятся прежде всего экспериментальные исследования П. К. Анохина (Анохин, 1968; Анохин, 1971) и его учеников (Судаков, 1984; Швырков, 1978), показавших, что не только относительно сложные поведенческие акты (пищедобывательные, оборонительные и др.), но и сравнительно простые физиологические функции (например, дыхание) обеспечиваются сложными функциональными системами, где возможно замещение одних звеньев другими.

В трудах Н. А. Бернштейна (Бернштейн, 1947,1966) также находят дальнейшее развитие идеи пластичности, динамичности мозговой организации функций. Изучая физиологию движений, Н. А. Бернштейн сформулировал ряд принципиальных положений о построении любой функции. К их числу относится положение о том, что двигательная система (как и любые функции, включая и психические) построена по «топологическому», а не «метрическому» принципу, где инвариантны задача и конечный эффект, но вариативны способы осуществления задачи.

Принцип динамической локализации высших психических функций человека опирается и на современные анатомические сведения. Работами Московского института мозга АМН СССР с помощью различных современных методов исследования установлена изменчивость под влиянием различных воздействий микросистем (или микроансамблей), составляющих основные макросистемы мозга (проекционные, ассоциа-

Раздел II. Нейропсихология

тивные, интегративно-пусковые и лимбико-ретикулярные). Эти данные вошли как одно из основных положений в концепцию о структурно-системной организации функций мозга, разработанную О. С. Адриановым (Адрианов, 1976, 1983).

Принцип динамической локализации функций впервые был сформулирован И. П. Павловым (1951) и А. А. Ухтомским (1962). он противопоставлялся идее локализации функции в определенном фиксированном «центре», причем А. А. Ухтомский при рассмотрении механизмов динамической локализации функций большое значение придавал временным показателям работы разных элементов, входящих в «динамическую систему», считая, что при реализации функции необходима «увязка во времени, скоростях, в ритмах действия» пространственно различных групп нервных элементов, функционально объединенных в «динамическую систему» (Ухтомский, 1962).

Идеи И. П. Павлова и А. А. Ухтомского о динамической локализации (или мозговой организации) функций получили подтверждение и в работах Н. П. Бехтеревой и ее коллектива (Бехтерева, 1971,1980; Бехтерева, Бундзен, 1974). Эти исследования, проведенные методом регистрации импульсной нейронной активности различных глубоких структур головного мозга, показали, что любая сложная психическая деятельность (запоминание слов, решение задач и т. п.) обеспечивается работой сложных констелляций мозговых зон, составляющих звенья единой системы. Некоторые из этих звеньев являются «жесткими», т. е. принимают постоянное участие в реализации психической функции, другие - «гибкими», которые включаются в работу лишь при определенных условиях. «Гибкие» звенья системы составляют тот подвижный динамический аппарат, благодаря которому достигается изменчивость функции.

В нейропсихологии принцип динамической мозговой oprat низации высших психических функций получил разнообразь ное подтверждение и вошел как важнейший в теорию системной динамической локализации функций.

Перечисленные выше принципы являются общими для локализации и психических и физиологических функций. Именно поэтому А. Р. Лурия для аргументации положений теории локализации функций привлекал анатомические и физиологические данные, полученные на животных.

Хомская Е. Д. Теория системной динамической локализации... 147

Однако высшие психические функции человека обладают не только большей сложностью по сравнению с психическими функциями животных и тем более с физиологическими функциями, они характеризуются качественным отличием - осознанностью, опосредованностью речью, произвольным способом управления; они формируются под влиянием социальных факторов прижизненно. Эти качественные отличия высших психических функций от более элементарных психических функций животных и физиологических функций проявляются и в особенностях их мозговой организации. Еще Л. С. Выготский писал о том, что сравнительное изучение локальных мозговых поражений в детском и взрослом возрасте обнаруживает различные нарушения высших психических функций при одних и тех же поражениях и что эти факты могут трактоваться лишь как следствие различий в мозговой организации высших психических функций у ребенка и взрослого (Выготский, 1934). В современной нейропсихологии накоплено большое количество данных о специфике нарушений психических функций и нейропсихологических синдромов в целом у детей по сравнению со взрослыми (Симерницкая, 1985). Эти данные подтверждают справедливость представлений Л. С. Выготского и А. Р. Лурия о хроногенном принципе локализации высших психических функций человека. Формируясь прижизненно, под влиянием социальных воздействий, высшие психические функции человека меняют свою психологическую структуру и соответственно свою мозговую организацию. Наиболее демонстративно это проявляется на примере речевых функций. Если у взрослого грамотного человека (правши) корковые поля средних отделов левого; "олущария играют ведущую роль в мозговом обеспечении речевых процессов, то у детей, не владеющих грамотой (до 5-6 лет), речевые процессы (понимание устной речи и активная речь) обеспечиваются мозговыми структурами и левого, и правого полушарий. Поражение корковых «речевых зон» левого полушария не ведет у них к выраженным речевым расстройствам (Симерницкая, 1985). Таким образом, принцип динамической локализации функции у человека конкретизируется и в виде хроноген-.ной локализации, т. е. в изменении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе.

Раздел II. Нейропсихология

Мозг человека характеризуется четко выраженной межпо-лушарной асимметрией. Межполушарную асимметрию можно рассматривать в качестве важнейшей фундаментальной закономерности работы мозга человека. Хотя межполушарная асимметрия не является уникальной особенностью мозга человека, как это предполагалось раньше, а присуща и мозгу животных (Бианки, 1973,1980), однако у человека она достигает максимального развития. Между человеком и животными (даже высшими приматами) в этом отношении существует не только количественное, но и качественное различие. Межполу-шарная асимметрия, проявляясь в моторных и сенсорных функциях, наиболее отчетлива в высших психических функциях.

Межполушарные различия в мозговой организации высших психических функций многократно описаны в клинической и нейропсихологической литературе как различия симптомов и синдромов, связанных с поражением симметричных отделов больших полушарий. С позиций теории системной динамической локализации функций эти различия можно обозначить как принцип различной локализации (или мозговой организации) всех высших психических функций в левом и правом полушариях мозга, или принцип латеральной специализации мозговой организации психических функций. Изучение конкретной мозговой организации каждой из высших психических функций (у детей и взрослых) в значительной степени является делом будущего, так же как и изучение качественных различий мозговой организации психических процессов, свойственных левому и правому полушарию. Однако современный уровень знаний о межполушарной асимметрии мозга, накопленный и в нейропсихологии, и в других областях науки о человеке (физиологии, анатомии, неврологии и др.), убеждает в бесспорном значении данного принципа для понимания общих закономерностей локализации высших психических функций у человека.

Возможно, этот принцип справедлив и для мозговой организации определенных психических функций у животных, как об этом пишут некоторые авторы (Бианки, 1975 и др.), однако у человека он приобретает универсальное значение, характеризуя мозговую организацию любой психической функции. И значение этого принципа в онтогенезе, по-видимому, возрастает.

Хамская Е. Д. Теория системной динамической локализации... 149

Человеческий мозг характеризуется мощным развитием лобных долей мозга. По площади, занимаемой корой лобных долей мозга, человек превосходит всех остальных представителей животного мира. «Лобный мозг» у человека претерпевает огромное развитие в онтогенезе и окончательно формируется лишь к 12-14 годам (Кононова, 1935, и др.). Являясь мозговым субстратом произвольных, сложнопрограммируемых форм поведения, «лобный мозг» постепенно, по мере созревания включается в реализацию всех высших психических функций человека как одно из важнейших звеньев функциональных систем. /

О прогрессирующем участии передних отделов мозга в осуществлении гностических, мнестических и интеллектуальных функций свидетельствуют, в частности, ЭЭГ-данные, полученные методом пространственной синхронизации потенциалов у детей разных возрастов (Хризман, 1978), а также материалы сравнительных клинических наблюдений за результатами поражения лобных долей мозга у детей и взрослых (Симерницкая, 1978, 1985). Безусловное участие лобных долей мозга в мозговой организации всех высших психических функций (т. е. сознательных, социально-детерминированных, опосредованных речью произвольно управляемых форм психической деятельности) доказано многочисленными исследованиями результатов поражения лобных долей мозга (особенно левой лобной доли) у взрослых больных (Лурия, 1969,1973 и др.). Решающее значение среди этих исследований имеют работы А. Р. Лурия (Лурия, 1966, 1969, 1973) и его учеников (Хомская, Лурия, 1977,1982; Хомская, 1972).

С позиций теории системной динамической локализации высших психических функций человека эту закономерность можно сформулировать как принцип обязательного участия лобных конвекситальных префронтальных отделов коры больших полушарий в мозговом обеспечении высших психических функций. Этот принцип специфичен для мозговой организации всех сознательных форм психической деятельности человека.

Итак, согласно теории системной динамической локализации высших психических функций человека, каждая высшая психическая функция обеспечивается мозгом как целым, од-

Раздел П. Нейропсихология^

нако это целое состоит из высокодифференцированных разделов (систем, зон), каждый из которых вносит свой вклад в per;

ализацию функции. Непосредственно с мозговыми структура-.Д ми следует соотносить не всю психическую функцию и даже|| не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы (фак-jj торы), которые осуществляются в соответствующих мозговыхД структурах. Нарушение этих физиологических процессов^ (факторов) ведет к появлению первичных дефектов, а также;! взаимосвязанных с ними вторичных дефектов (первичных и вторичных нейропсихологических симптомов), составляю- і щих в целом закономерное сочетание нарушений высших пси- : хических функций - определенный нейрогісихологический синдром.

Теория системной динамической локализации высших психических функций, разработанная Л. С. Выготским и А. Р. Лу-рия, составляет центральный раздел в понятийном аппарате советской нейропсихологии. Она обладает большой эвристической ценностью, позволяя не только объяснять разнообразную клиническую феноменологию, но и предсказывать новые, факты и планировать новые исследования. Вместе с тем, безусловно, эта теория - лишь один из этапов в решении сложнейшей проблемы мозгового субстрата психических процессов - проблемы, изучением которой занимается почти все современное естествознание.

4-е издание. — СПб.: Питер, 2005г. -496с., ил. — (Серия «Классический университетский учебник»).В четвертом, исправленном, издании учебника излагаются основы нейропсихологии — одной из нейронаук, возникшей на стыке психологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) и созданной в нашей стране работами А. Р. Лурия и его учеников. В настоящее издание включено более подробное рассмотрение основных тенденций развития современной нейропсихологии, анализ ее многовалентности, широкого спектра теоретических и практических задач, что необходимо для подготовки современных специалистов в области клинической психологии.Оглавление.
Нейропсихология: теоретические основы и практическое значение.
Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наук.
Теория системной динамической локализации высших психических функций.
Основные принципы строения мозга.
Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.
Нейропсихология и практика.
Отечественная нейропсихология — нейропсихология нового типа.
Нейропсихологаческий анализ нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга.
Проблема высших психических функций в нейропсихологии.
Сенсорные и гностические зрительные расстройства.
Зрительные агнозии.
Общие принципы работы анализаторных систем.
Зрительный анализатор. Сенсорные зрительные расстройства.
Гностические зрительные расстройства.
Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства. Тактильные агнозии.
Кожно-кинестетический анализатор. Сенсорные кожно-кинестетические расстройства.
Гностические кожно-кинестетические расстройства.
Сенсорные и гностические слуховые расстройства.
Слуховые агнозии.
Слуховой анализатор. Сенсорные слуховые расстройства.
Гностические слуховые расстройства.

Проблема апраксий.
Двигательный анализатор: афферентные и эфферентные механизмы.
Элементарные двигательные расстройства.
Нарушения произвольных движений и действий.
Нарушения произвольной регуляции высших психических.
функций и поведения в целом.
Нарушения речи при локальных поражениях мозга.
Проблема афазий.
Нарушения памяти при локальных поражениях мозга.
Проблема амнезий.
Нарушения внимания при локальных поражениях мозга.
Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.
Нейропсихологаческий анализ нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга.
Эмоционально-личностная сфера и сознание как проблемы нейропсихологии.
Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальныхпоражениях мозга.
Нейропсихологический подход к изучению нарушенийсознания при локальных поражениях мозга.
Нейропсихологаческие синдромы при локальных поражениях мозга Глава.
Синдромный анализ нарушений высших психических.
функций.
Проблема факторов в нейропсихологии.
Нейропсихологические синдромы поражения корковых.
отделов больших полушарий.
Нейропсихологические синдромы поражения глубоких.
подкорковых структур мозга.Приложения.
Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и.
эмоционально-личностной сферы.
Опросник для оценки ситуативной тревожности (по методике Спилбергера—Ханина).
Опросник для определения личностной тревожности (по методике Спилбергера— Ханина).
Опросник для оценки сниженного настроения (по методике Зунга).
Опросник для оценки эмоциональности как черты.

Окончила в 1952 г. МГУ. В 1957 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1958 г. работала в МГУ. Вместе с А.Л. Лурия участвовала в создании на факультете психологии МГУ кафедры нейро- и патопсихологии.

В 1971 г. защитила докторскую диссертацию. Профессор (1974). Разрабатывала проблемы синдромального анализа нарушений высших психологических функций, нейропсихологического анализа функциональной асимметрии мозга. Является автором новаторских разработок в области нейропсихологического изучения эмоций и индивидуальных различий в протекании психологических процессов в норме. Один из основателей нового направления в психофизиологии — психофизиологии локальных поражений мозга.

Является автором более 250 научных публикаций, ею опубликован ряд статей по различным разделам общей и медицинской психологии в БМЭ. Более30-тиее работ опубликованы в иностранных журналах («Cortex», «Neuropsychology» и др.).

Основные научные труды: «Мозг и активация», «Процесс экстраполяции в глазодвигательной системе» (соавт. А.Д. Владимирский), «Нейропсихология. Учебник», "Мозг и эмоции» (соавт. Н.Я.Батова), «А.Р.Лурия. Научная биография».

Книги (6)

I Международная конференция памяти А.Р. Лурия

Хомская Е.Д.,Ахутина Н.В.

Сборник содержит доклады, прочитанные на I Международной конференции посвященной А.Р. Лурия, которая состоялась 24-26 сентября 1997 г. в г. Москве. Он раскрывает значение научного наследия А.Р. Лурия для развития различных областей психологической науки - и прежде всего - нейропсихологии. В нем отражен современный этап разработки различных нейропсихологических проблем. Доклады отечественных и зарубежных авторов показывают лидирующую роль научной школы А.Р. Лурия в современной нейропсихологии. Предназначена для специалистов в области клинической, педагогической, общей психологии и представителей смежных специальностей.

Мозг и эмоции. Отрывок

Признавая существенное различие познавательных и эмоциональных психических явлений, было бы неверным утверждать их полную автономность, независимость друг от друга.

Известно положение Л. С. Выготского о единстве «аффекта и интеллекта», а также мнение о том, что «без человеческих эмоций не может быть и человеческого познания». Однако это единство не означает тождество. Эмоциональные и познавательные процессы тесно взаимодействуют, но они не тождественны — и в этом суть проблемы.

Нейропсихологическая диагностика

Методы нейропсихологической диагностики, предложенные А.Р.Лурия, прошли самую строгую апробацию на различных контингентах испытуемых: больных с локальными поражениями головного мозга, больных с психическими заболеваниями, на людях с пограничными состояниями ЦНС, на детях, имеющих трудности и обучении, в геронтологической клинике; используются они и для изучения индивидуальных психологических особенностей у здоровых людей. И этот список далеко не исчерпан.

В настоящее время эти методы имеют очень широкое применение, ибо они основаны на фундаментальных научных представлениях о мозговой организации психических функций человека, разработанных современной нейропсихологией.

Нейропсихология

В четвертом, исправленном, издании учебника излагаются основы нейропсихологии - одной из нейронаук, возникшей на стыке психологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) и созданной в нашей стране работами А.Р.Лурия и его учеников.

В настоящее издание включено более подробное рассмотрение основных тенденций развития современной нейропсихологии, анализ ее многовалентности, широкого спектра теоретических и практических задач, что необходимо для подготовки современных специалистов в области клинической психологии.

О методологических проблемах современной психологии

«В новые постперестроечные времена философские методологические проблемы психологии все меньше интересуют научную общественность. Наметились новые тенденции: с одной стороны, к чистому прагматизму, к определенному пренебрежению академической наукой в разных ее ипостасях, в том числе и методологической, как, якобы, не имеющей практической ценности, с другой - к явному оживлению интереса ко всяким чудесам, мистике (экстрасенсорному восприятию, телекинезу и т.п.)».

Хрестоматия по нейропсихологии

Хрестоматия представляет собой сборник статей по различным разделам нейропсихологии и отражает состояние отечественной нейропсихологии, созданной трудами А.Р.Лурия и его учеников.

В нее вошли как классические, так и современные (отечественные и зарубежные) работы, в том числе и те, которые представляют новые направления современной нейропсихологии: детскую нейропсихологию, нейропсихологию позднего возраста, нейропсихологию нормы и др.

Книга является учебным пособием к курсу «Основы нейропсихологии» и предназначена для студентов факультетов психологии высших учебных заведений, а также для клиницистов и преподавателей.

Хомская Е. Д. Нейропсихология : 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. — (Серия «Классический
университетский учебник»).

В четвертом, исправленном, издании учебника излагаются основы нейропсихологии — одной из нейронаук,
возникшей на стыке психологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) и созданной в нашей стране
работами А. Р. Лурия и его учеников. В настоящее издание включено более подробное рассмотрение
основных тенденций развития современной нейропсихологии, анализ ее многовалентности, широкого
спектра теоретических и практических задач, что необходимо для подготовки современных специалистов в
области клинической психологии.

СОДЕРЖАНИЕ
Электронное оглавление............................................................................................................5
Иллюстрации и таблицы.........................................................................................................10
Предисловие...............................................................................................................................12
Оглавление.................................................................................................................................13
Предисловие к третьему изданию..........................................................................................15
От редакции................................................................................................................................16
Раздел I. НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.............................................................................................16
Глава 1. Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наук..........................................16
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................17
Глава 2. Теория системной динамической локализации высших психических функций..............................26
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................27
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................30
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................31
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................32
Глава 3. Основные принципы строения мозга....................................................................................................34
Рис. 4. Карта цитоархитектонических полей коры головного мозга:......................................36
Рис. 5. Варианты расположения цитоархитектонических полей на поверхности мозга человека......................39
Рис. 6. Ассоциативные (корково-корковые) связи (по С. Б. Дзугаевой).................................40
Рис. 8. Вертикальная организация основных анализаторных систем:.....................................41
Рис. 9. Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга (по А. Р.Лурия, 1970):...........................42
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................42
Рис. 10. Системы связей первичных, вторичных и третичных полей коры............................45
Рис. 11. Схема соматотопической проекции общей чувствительности и двигательных функций в коре головного мозга (по У. Пенфилду):.................46
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................47
Глава 4. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.......................48
Рис. 12. Анатомическая асимметрия коры мозга человека:......................................................49
Рис. 14. Межполушарные связи:.................................................................................................51
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................51
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................52
Рис. 15. Влияние комиссуротомии на рисунок и письмо:.........................................................56
Глава 5. Нейропсихология и практика................................................................................................................58
Рис. 16. Компьютерный томограф:.............................................................................................61
Глава 6. Отечественная нейропсихология — нейропсихология нового типа..................................................65
Раздел II. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ
ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА...........69
Глава 7. Проблема высших психических функций в нейропсихологии...........................................................69
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................70
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................71
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................72
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................72
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................75
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................75
Глава 8. Сенсорные и гностические зрительные расстройства. Зрительные агнозии.....................................77
Общие принципы работы анализаторных систем...............................................................................................................77
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................77
Из произведений A. ft, Лурия...................................................................................................................77
Зрительный анализатор. Сенсорные зрительные расстройства.........................................................................................78
Гностические зрительные расстройства..............................................................................................................................80
Рис. 22. Копирование рисунков больным с предметной зрительной агнозией.......................82
Рис. 23. Рисунки больных о оптико-пространственной агнозией:...........................................83
Рис. 24. Копирование рисунков больным с поражением задних отделов правого полушария, имеющим одностороннюю оптико-пространственную агнозию.......84
Рис. 25. Движения глаз при нарушениях зрительного восприятия:.........................................86
Глава 9. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства. Тактильные агнозии...............86
Кожно-кинестетический анализатор....................................................................................................................................86
Сенсорные кожно-кинестетические расстройства..................................................................................................................................86
Рис. 26. Схема строения кожно-кинестетического анализатора...............................................90
Гностические кожно-кинестетические расстройства..........................................................................................................90
Рис. 27. Показатели выполнения пробы на узнавание фигур на ощупь (проба Сегена) с закрытыми глазами больными с поражением теменных отделов мозга:........92
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................92
Глава 10. Сенсорные и гностические слуховые расстройства. Слуховые агнозии.........................................93
Слуховой анализатор.............................................................................................................................................................93
Сенсорные слуховые расстройства...........................................................................................................................................................93
Рис. 28. Схема строения слухового анализатора........................................................................93
Гностические слуховые расстройства..................................................................................................................................96
Рис. 29. Пороги восприятия коротких звуков левым и правым, ушами:.................................97
Рис. 30. Нарушение неречевого слуха у больных после односторонней электрошоковой терапии..........98
Глава 11. Нарушения произвольных движений и действий. Проблема апраксий...........................................99
Двигательный анализатор: афферентные и эфферентные механизмы..............................................................................99
Элементарные двигательные расстройства..............................................................................................................................................99
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................100
Пирамидная система...........................................................................................................................101
Рис. 31. Строение пирамидной и экстрапирамидной систем:.................................................102
Экстрапирамидная система................................................................................................................103
Рис. 33. Стриопаллидум и его эфферентные связи, базальный аспект..................................104
Рис. 34. Организация моторных функций на спинальном уровне:........................................105
Рис. 35. Различные системы афферентаций чувствительных (кинестетических) и двигательных (кинетических) отделов коры (по Д. Пейпецу)......105
Нарушения произвольных движений и действий..................................................................................................................................107
Рис. 36. Персеверации движений у больных с поражением передних отделов головного мозга...................108
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................109
Глава 12. Нарушения произвольной регуляции высших психических функций и поведения в целом......109
Рис. 37. Дифференциация коры головного мозга человека в соответствии с таламокортикальными проекциями...111
Рис. 38. Карта последовательного созревания различных отделов коры и миелинизации

Связанных с ними путей:............................................................................................................112
Глава 13. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий........................................116
Экспрессивная речь.............................................................................................................................116
Импрессивная речь..............................................................................................................................116
Рис. 39. Области коры левого полушария головного мозга, связанные с речевыми
функциями:.........118
Рис. 40. Расположение очагов поражения в левом полушарии мозга при различных формах......120
Рис. 41. Локализация ранений левого полушария головного мозга, при которой возникает
оптическая вербальная алексия (по А. Р.Лурия, 1947)...122
Рис. 42. Письмо под диктовку больного с афферентной моторной афазией:.......................123
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................126
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................127
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................127
Рис. 43. Нарушение операций, связанных с симультанным и сукцессивным синтезом при поражении различных областей мозга:.....128
Глава 14. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Проблема амнезий..................................129
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................131
Рис. 44. «Кривые заучивания» ряда из 10 слов у больных с опухолями верхних отделов
ис. 45. Модально-специфические нарушения памяти у больных с поражениями разных отделов мозга:.............135
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................135
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................136
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................136
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................137
Рис. 46. «Кривые заучивания» серии из 10 слов у больных с грубым «лобным синдромом»:.138
Глава 15. Нарушения внимания при локальных поражениях мозга...............................................................139
Рис. 47. Количество правильно воспроизведенных слов, предъявлявшихся по методу дихотического прослушивания на правое ухо (пунктирная линия)..............142
Рис. 48. Воспроизведение слов, предъявленных одновременно на левое и правое ухо.......143
Двигательное невнимание..................................................................................................................143
Психофизиологические исследования...............................................................................................143
Рис. 49. Изменение амплитудных значений различных частот спектра ЭЭГ во время

Действия индифферентных и сигнальных звуковых раздражителей.....................................145
Рис. 50. Примеры изменений спектра ЭЭГ во время действия первых пяти индифферентных

И сигнальных звуковых раздражителей....................................................................................146
Рис. 51. Значения индекса локальной пространственной синхронизации (ПС):..................147
Глава 16. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.............................................................147
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................150
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................151
Рис. 52. Примеры заданий на мысленное манипулирование объемными объектами:.........154
Рис. 53. Зоны семантической матрицы понятия «дерево»......................................................156
Раздел III. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ И СОЗНАНИЯ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ
ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА........................................................................................................157
Глава 17. Эмоционально-личностная сфера и сознание как проблемы нейропсихологии...........................157
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................159
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................160
Проблема сознания..............................................................................................................................161
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................161
Из произведений А.Р. Лурия..................................................................................................................162
Глава 18. Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга......................164
Рис. 54. Взаимосвязи между корковыми и подкорковыми образованиями, имеющими
преимущественное отношение к осуществлению витальных реакций и эмоциональных состояний....................................165
Таблица 1. Частота эмоциональных сдвигов после унилатеральных припадков (УП) (по В. Л. Деглину и H. H. Николаенко, 1975).............................168
Рис. 56. Эффективность воспроизведения эмоциональных....................................................170
Рис. 57. Количество ошибок интерпретации эмоционально-отрицательных.......................170
Рис. 58. Результаты идентификации своего эмоционального состояния с одним из изображенных на картинке:..........................171
Глава 19. Нейропсихологический подход к изучению нарушений сознания при локальных поражениях мозга.......................................................172
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................180
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................181
Раздел IV. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ
ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА........................................................................................................181
Глава 20. Синдромный анализ нарушений высших психических функций..................................................181
Проблема факторов в нейропсихологии............................................................................................................................181
Первое положение:..............................................................................................................................181
Второе положение:..............................................................................................................................182
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................183
Глава 21. Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий.............188
Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий головного мозга.............................19
Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий головного мозга.......................194
Глава 22. Нейропсихологические синдромы поражения глубоких подкорковых структур мозга..............198
Первый тип — синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга...................199
Рис. 60. Глубинные структуры мозга (схема):.........................................................................204
Послесловие.........................................................................................................................................................206
Приложение 1. Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и эмоционально-личностной сферы..214
Вступительные замечания..................................................................................................................................214
Схема нейропсихологического исследования..................................................................................................214
I. Краткое изложение данных истории болезни................................................................................................................214
II. Общая характеристика больного....................................................................................................................................215
Таблица (продолжение)..............................................................................................................216
III. Оценка латеральной организации функций................................................................................................................216
Субъективная оценка ведущей руки.......................................................................................................................................................216
IV. Исследование внимания................................................................................................................................................217
V. Исследование зрительного и зрительно-пространственного гнозиса.........................................................................218
Субъективная оценка зрительных функций, анамнестические данные: фотопсии, зрительные сценоподобные галлюцинации, временные нарушения зрения и т. п...............218
VI. Исследование соматосенсорного гнозиса....................................................................................................................219
Жалобы (на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности, неприятные ощущения, нарушения схемы тела и др.)...................219
VII. Исследование слухового гнозиса и слухомоторных координаций..........................................................................220
Жалобы на слух (снижение слуха, слуховые обманы, навязчивые мелодии и т. п.)............220
VIII. Исследование движений.............................................................................................................................................221
Жалобы на движения (слабость в руке, ноге, изменения почерка и др.)...............................221
Таблица (продолжение)..........................................................................................................222
IX. Исследование речи.........................................................................................................................................................223
Жалобы (на нарушения моторной, сенсорной стороны речи и др.).......................................223
Таблица (продолжение)..........................................................................................................224
X. Исследование письма......................................................................................................................................................225
Жалобы (на забывание, перестановки, замены, пропуски букв и др.)...................................225
XI. Исследование чтения.....................................................................................................................................................225
Жалобы (на нарушения чтения букв, слов, невозможность прочитать написанное и др.)..225
Таблица (продолжение)..............................................................................................................225
XII. Исследование памяти...................................................................................................................................................226
Жалобы (на нарушение памяти на текущие события, на имена, на намерения, на потерю нити повествования и др.)...................................226
Таблица (продолжение)..............................................................................................................228
Цветные иллюстрации...........................................................................................................229
Рис. 1. Большой мозг, cerebrum, и головной мозг, encephalon................................................229
Рис. 2. Цитоархитектонические поля коры полушарий большого мозга. Данные Института мозга РАМН:.........................................230
Рис. 3. Большой мозг, cerebrum (полусхематично):................................................................231
Рис. 7. Ассоциативные пути. Проекция волокон на поверхность полушария (полусхематично):........................................232
Рис. 13. Один из методов выявления межполушарных различий состоит в измерении кровотока в различных участках мозга при разных видах деятельности..............................233
Рис. 17. Нерасчлененный мозг: показаны структуры, участвующие в сенсорных процессах и внутренней регуляции, а также структуры лимбической системы и ствола мозга..............233
Рис. 18. Зрительная, слуховая, обонятельные системы и ощущения с поверхности тела:..234
Рис. 19. Зрительный нерв (пучок) и зрительный путь:............................................................235
Рис. 20. Схематическое изображение зрительных путей (вид сверху)..................................235
Рис. 21. Когда зрительная информация, получаемая ганглиозными клетками сетчатки,....236
Рис. 32. Базальные ганглии - скопления серого вещества,......................................................236
Рис. 55. Важнейшие части мозга, образующие лимбическую систему.................................237
Рис 59. Главные комиссуры, соединяющие два полушария мозга.........................................237
XIII. Исследование системы счета......................................................................................................................................238
Жалобы (на забывание таблицы умножения, на трудности в выполнении счетных операций в уме и др.).......................238
Таблица (продолжение)..............................................................................................................239
XIV. Исследование интеллектуальных процессов............................................................................................................240
Жалобы (на трудности при обдумывании плана действий, при решении задач, кроссвордов, головоломок, на истощаемость, «вязкость мыслей» и др.)...................240
Таблица (продолжение)..............................................................................................................241
Таблица (продолжение)..............................................................................................................243
XV. Исследование эмоционально-личностной сферы......................................................................................................243
1. Особенности эмоционально-личностной сферы, оцениваемые по результатам предварительной беседы................................243
2. Оценка положительных и отрицательных эмоций через когнитивные процессы.........................................................................243
3. Опросник Спилбергера—Ханина для оценки ситуативной тревожности......................................................................................244
4. Шкала сниженного настроения Зунга.................................................................................................................................................244
5. Цветовой тест Аюшера.........................................................................................................................................................................244
6. Опросник для оценки эмоциональности.............................................................................................................................................244
7. Восприятие эмоционального тона сюжетных картин.......................................................................................................................245
8. Восприятие эмоционального тона рассказов.....................................................................................................................................245
9. Данные проективных тестов: Роршаха, TAT и др.............................................................................................................................245
XVI. Схема нейропсихологического заключения.............................................................................................................245
Приложение 2. Опросник для оценки ситуативной тревожности (по методике Спилбергера—Ханина)....................246
Таблица (продолжение)..............................................................................................................246
Приложение 3. Опросник для определения личностной тревожности (по методике
Спилбергера—Ханина)..........................................................................................................247
Таблица (продолжение)..............................................................................................................247
Приложение 4. Опросник для оценки сниженного настроения (по методике Зунга)..............248
Приложение 5. Опросник для оценки эмоциональности как черты личности (по методике Е. А. Ольшанниковой и Л. А. Рабинович).....249
Литература................................................................................................................................250