МОУ «Средняя общеобразовательная школа пос. Силикатный»

Медведевского района Республики Марий Эл

Обобщающий урок по теме

п.Силикатный

Обобщающий урок по теме

«Нервная и гуморальная регуляция»

Игра «Биохимическая эстафета»

Цель: обобщить и проверить знания учащихся по теме, продолжить развитие навыков учащихся к самостоятельной работе, продолжить формирование научного мировоззрения, основанного на биологических знаниях.

Оборудование: звонок (колокольчик), часы (песочные), бумага, ручки, карандаши, тестовые задания и вопросы, 2 плотных платка.

Ход игры:

Подготовительный этап – эмблемы, шутливый подарок команде-сопернице, девиз, приветствие.

1 этап – представление команд (2 мин.)

2 этап – разминка (5 мин.)

3 этап – кроссворды (10 мин.)

4 этап – рисунок нейрона с закрытыми глазами (5мин.)

5 этап – «Мозговой штурм» (15мин.)

6 этап – тесты (одновременно с мозговым штурмом) для команды поддержки.

Подведение итогов (3 мин.).

Оформление класса:

з р и т е л и

Вопросы для разминки

(10 вопросов – 5 минут, по баллу за ответ)

1 команда

1.Назовите три железы внутренней секреции. (гипофиз, щитовидная, надпочечники, эпифиз)

2.Назовите железы смешанной секреции. (поджелудочная, половые)

3.Передается по нейронам …(возбуждение)

4.Состоит из длинных отростков нейронов …(белое вещество)

5.Биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции. (гормоны)

6.Железы, которые имеют протоки и выделяют свои секреты в полости тела или на кожу. (железы внешней секреции)

7.Скопления тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы. (нервные узлы)

8.Нейроны, передающие импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. (чувствительные)

9.Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса. (рефлекторная дуга)

10.Отдел центральной нервной системы в виде длинного белого шнура. (спинной мозг)

2 команда

1.Назовите три железы внешней секреции. (потовые, сальные, слюнные, желудочные)

2.Свойства нервной ткани. (раздражимость и возбудимость)

3.Состоит из скоплений тел нейронов и коротких отростков. (серое вещество)

4.При его повреждении наступает мгновенная смерть. (продолговатый мозг)

5.Регуляция работы организма с помощью химических веществ через жидкие среды организма. (гуморальная)

6.Железы, не имеющие специальных протоков и выделяющие вещества в протекающую через них кровь. (железы внутренней секреции)

7.Нейроны, передающие импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам. (двигательные)

8.Основной принцип работы нервной системы. (рефлекторный)

9.Отдел центральной нервной системы, расположенный в полости черепа. (головной мозг)

10.Отдел головного мозга., расположенный между большими полушариями и нижележащими отделами. (промежуточный мозг)

Мозговой штурм

(каждой команде по 5 вопросов, на обсуждение по 1 минуте)

1 команда

1.В практике сельского хозяйства довольно часто в пищу домашних животных, выращиваемых на мясо, добавляют порошок, приготовленный из сушеных гипофизов животных. С какой целью это делают?

(ускорение роста и развития)

2.Предположим, что у одной собаки перерезали все передние корешки седалищного нерва, а у другой – задние корешки того же нерва. Что произойдет с ногами первой и второй собаки и почему?

(задние корешки – чувствительные нейроны, передние – двигательные, не будет ходить)

3.Почему кровоизлияние, произошедшее в левой половине мозга влечет за собой более тяжелые последствия для больного, чем то же в правой половине?

(слева – центр устной и письменной речи, счета и логического мышления)

4.Для изучения принципа работы того или иного органа физиологи часто прибегают к помощи радиоактивных веществ. Предложите такое вещество для исследования функций щитовидной железы поясните свое предложение.

5.Физиологи часто называют гипофиз «дирижером оркестра гормонов». Почему появилось такое образное название у гипофиза?

(в нем образуются вещества, влияющие на работу других желез)

2 команда

1.При общем анализе крови врач первым делом обращает внимание на количество сахара. С чем связано пристальное внимание к этому веществу? Как можно объяснить изменение концентрации сахара в крови у больного человека? (может быть сахарный диабет, мало инсулина)

2.В клинике находится больной человек. Он хочет взять стакан, но промахивается. После нескольких попыток берет его и роняет. При попытке писать делает лишние движения. Определите место нахождения опухоли в головном мозге больного. (мозжечок)

3.В древние времена анатомы называли этот отдел мозга «жизненным узлом». О каком отделе головного мозга идет речь и почему его так назвали?

(продолговатый мозг – регулирует деятельность жизненно важных органов: сердца, легких и др.)

4.Из каких частей состоит рефлекторная дуга?

(рецептор, чувствительный путь, участок центральной нервной системы, двигательный путь и рабочий орган)

5.При выращивании домашних животных с целью получения мяса проводят кастрацию самцов. Предположите возможные изменения в обмене веществ и поведении кастрированных особей. (животные становятся более спокойными и быстрее набирают вес)

1 вариант

Выберите один или несколько правильных ответов

1.Нервная система выполняет следующие функции:

А) транспортирует питательные вещества,

Б) осуществляет гуморальную регуляцию,

В) связывает организм с внешней средой,

Г) обеспечивает согласованную деятельность органов.

2.По функциям вся нервная система подразделяется на:

В) центральную и симпатическую,

Г) периферическую и соматическую.

3.Серое вещество представляет собой:

А) скопление тел нейронов,

Б) нервные волокна,

В) скопление длинных отростков нейронов,

Г) сосудистую оболочку мозга.

4. Функции рецепторов:

А) несут возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу,

Б) воспринимают раздражение,

В) переключают возбуждение с чувствительных нейронов на вставочные,

Г) переключают возбуждение с чувствительных нейронов на двигательные.

5. Рефлекс – это:

А) путь, по которому нервное возбуждение воспринимается и передается рабочему органу,

Б) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая нервной системой,

В) переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные,

Г) передача возбуждения к рабочему органу.

6. Регуляция функций в организме осуществляется:

А) только нервной системой,

Б) только эндокринной системой,

В) нервно-гуморальным способом,

Г) с помощью безусловных рефлексов.

7. Слюнные железы относятся к железам:

А) внешней секреции, в) смешанной секреции,

Б) внутренней секреции, г) пищеварительной системе.

8. Для желез внутренней секреции характерно то, что:

А) они не имеют специальных протоков,

Б) клетки железы соприкасаются со стенкой кровеносного сосуда,

В) выделяемый гормон поступает в кровь,

Г) выделяемый гормон выводится через специальные протоки.

9. При избытке гормона щитовидной железы развивается заболевание:

А) сахарный диабет, в) микседема,

Б) базедова болезнь, г) ожирение.

10. Гормоны поступают в:

А) тканевую жидкость, в) кишечник,

Б) желудок, г) кровь.

Тест «Нервная и гуморальная регуляция»

2 вариант

Выберите один или несколько правильных ответов.

1.Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют:

А) аксонами, б) нейронами, в) дендритами, г) медиаторами.

2.Вегетативная нервная система регулирует:

А) движение скелетной мускулатуры,

Б) работу внутренних органов,

В) тонус сосудов,

Г) передвижение пищи по кишечнику.

3. Нерв – это:

А) пучки нервных волокон за пределами центральной нервной системы,

Б) аксон одного нейрона,

В) скопление тел нейронов,

Г) проводящие пути спинного мозга.

4.Свойство нервной ткани:

А) возбудимость и сократимость, в) сократимость,

Б) возбудимость и проводимость, г) только возбудимость.

5. По строению вся нервная система подразделяется на:

А) соматическую и вегетативную (автономную),

Б) симпатическую и парасимпатическую,

В) центральную и периферическую,

Г) центральную и симпатическую.

6. Гуморальная регуляция функций организма заключается в:

А) передаче органам нервного импульса,

Б) химическом взаимодействии клеток, органов и их систем через кровь,

В) удалении из клеток углекислого газа путем диффузии,

Г) поступлении питательных веществ с пищей.

7. К железам смешанной секреции относят:

А) гипофиз, в) щитовидную железу,

Б) поджелудочную железу, г) половые органы.

8. Развитие сахарного диабета связано с:

А) недостатком секреции инсулина,

Б) избытком секреции инсулина,

В) нарушением функции половых желез,

Г) нарушением функции щитовидной железы.

9. Развитие вторичных половых признаков регулируется:

А) ферментами, в) половыми гормонами,

Б) центральной нервной системой, г) гипофизом.

10.Поджелудочная железа вырабатывает инсулин, который:

А) поступает в кишечник,

Б) выводится в специальные протоки,

В) поступает в кровь,

Г) разносится кровью по всему организму.

Кроссворд «Нервная система»

1.Нервная система, которая контролирует работу скелетных мышц.

2.Нервная система, контролирующая работу внутренних органов. 3.Нервная клетка. 4.Нервная система, возбуждающаяся при переходе от состояния покоя к состоянию физической и психической работы.

5.Длинный отросток нервной клетки.

6.Отдел головного мозга, контролирующий движение.

7.Ответная реакция организма на раздражение при участии нервной системы.

8.Скопление длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой.

9.Складки коры больших полушарий.

10.Короткий отросток нервной клетки.

По вертикали – ослабление нервных процессов.

Кроссворд «Железы внутренней секреции»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11
1. Болезнь, возникающая при избыточном выделении ростового гормона гипофиза. 2. Гормон щитовидной железы. 3. Гормон надпочечников, регулирующий работу кровеносной системы. 4. Парные железы внутренней секреции. 5. Болезнь, возникающая при недостатке гормона щитовидной железы. 6. Болезнь, возникающая при избытке гормона щитовидной железы. 7.Животный углевод, образующийся из глюкозы при действии инсулина.

8.Болезнь, возникающая при недостатке инсулина.

9.Болезнь, возникающая при недостатке ростового гормона.

10.Железа внутренней секреции, расположенная в головном мозге.

11.Женская половая железа.

По вертикали – болезнь, возникающая у взрослых при избыточном выделении ростового гормона гипофиза.

Тема. Гуморальная регуляция функций организма.

Цели:

· закрепить знания о гуморальном механизме как одном из способов регуляции функций организма;

· продолжить формирование представлений о железах внутренней секреции и их роли в жизнедеятельности организма;

· определить степень усвоения учащимися основных понятий темы;

· развивать общедидактические умения и навыки, а также умение применять имеющиеся знания для решения практических задач;

· осуществлять гигиеническое воспитание школьников;

· воспитывать культуру общения; формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Гуморальная регуляция функций организма.

Цели:

  • закрепить знания о гуморальном механизме как одном из способов регуляции функций организма;
  • продолжить формирование представлений о железах внутренней секреции и их роли в жизнедеятельности организма;
  • определить степень усвоения учащимися основных понятий темы;
  • развивать общедидактические умения и навыки, а также умение применять имеющиеся знания для решения практических задач;
  • осуществлять гигиеническое воспитание школьников;
  • воспитывать культуру общения; формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями; рисунки-схемы с изображением строения железы внутренней и внешней секреции; рисованные модели желез внутренней секреции на магнитах, рисованное изображение профиля человека; таблица с изображением признаков различных заболеваний эндокринной системы; рисунок «Влияние пересадки половых желез на проявление вторичных половых признаков у кур»; карточки с биологическими задачами для организации парной работы, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Объявление темы урока. Формулирование цели. Постановка проблемного вопроса.

– На сегодняшнем уроке мы продолжаем знакомиться с организмом человека. Прочтите тему урока (Гуморальная регуляция функций организма). Запишите тему в тетради.
– Итак, сегодня у нас урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Гуморальная регуляция функций организма». Опираясь на содержание темы и тип урока, сформулируйте его цели.
– Кроме этого, в конце урока мы должны будем ответить на вопрос: «Почему железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения?».

2. Обобщение и систематизация знаний

Фронтальная беседа по вопросам:

– В процессе изучения темы мы познакомились с рядом новых понятий. Первым из них является понятие гуморальной регуляции. Какие способы регуляции вам известны?
– Что такое нервная регуляция?
– Что такое гуморальная регуляция?

Фронтальный опрос с использованием мультимедийного проектора.

Задание 1. Опираясь на содержание понятий «нервная» и «гуморальная» регуляция, определите, к какому типу регуляции имеют отношение следующие явления. Мотивируйте ответ.

  1. Адреналин, попадая в кровь, усиливает сердцебиение и сужает кровеносные сосуды.
  2. Горячая вода, воздействуя на рецепторы кожи, вызывает расширение ее сосудов.
  3. Повышение концентрации углекислого газа в крови приводит к учащению дыхания.
  4. Воздействие на организм высокой температуры приводит к учащению сердцебиения.
  5. Под действием импульсов, передающихся по одним нервам к сосудам, последние сужаются, а под действием импульсов, передающихся по другим нервам – расширяются.

Следующим понятием с которым мы познакомились является понятие «железа».Что такое железа?
– Какие виды желез вам известны?
– Что мы называем железой внутренней секреции?
– Что мы называем железой внешней секреции?
– В чем особенность желез смешанной секреции?

Задание 2. Рассмотрите рисунок «Микроскопическое строение желез» (демонстрация через мультимедийный проектор). Определите, какой из них отражает строение железы внутренней, а какой – внешней секреции?

Задание 3 (индивидуальное). Распознайте на рисованных моделях железы и разместите их на изображении профиля человека. Подготовьте рассказ о расположении желез в его теле.

Фронтальная беседа по вопросам

– Следующее понятие, к содержанию которого мы обратимся – «гормоны». Что такое гормоны?

Задание 4. Назовите, какими железами вырабатываются следующие гормоны. (Условие задания демонстрируется через мультимедийный проектор).

  1. Гормон роста.
  2. Тироксин.
  3. Адреналин.
  4. Андрогены.
  5. Инсулин.
  6. Вазопрессин.
  7. Глюкагон.
  8. Паратгормон.
  9. Тиреотропин.
  10. Глюкокортикоиды.
  11. Кальцитонин.

Проверка правильности выполнения индивидуального задания

– Каждый гормон отвечает за регуляцию определенных функций в организме.
Один ученик получил задание привести в соответствие предложенные ему гормоны и функции. Проверим, насколько он хорошо справился с заданием.

Задание 5 (индивидуальное). Каждому гормону из левого столбца подберите одну или несколько соответствующих функций из правого. (Условие задания демонстрируется через мультимедийный проектор).

тироксин

стимуляция синтеза белка

адреналин

гормон роста

усиление возбудимости нервной системы

глюкагон

стимуляция сердцебиения

инсулин

снижение уровня глюкозы в крови

Фронтальная беседа по вопросам

– Количество гормонов, выделяемых железой должно соответствовать норме. В противном случае развиваются состояния, которые характеризуются как гипо- и гиперфункции. Что такое гипофункция?
– Что такое гиперфункция?
– Знания о функциях желез внутренней секреции, а также о последствиях их нарушения используйте для решения предложенных биологических задач.

Самостоятельная работа в парах. Решение биологических задач с их последующей коллективной оценкой

Задача 1. В пищу домашних животных, выращиваемых на мясо, добавляют порошок из сушеных гипофизов животных. С какой целью это делают?

Задача 2. Рассмотрите таблицу на доске. Признаки каких заболеваний, связанных с нарушением функций гипофиза на ней изображены? Назовите причины и признаки этих болезней. Как вы считаете можно ли избавиться от этих болезненных состояний? Каким образом?

Задача 3. Почему при подозрениях на нарушение функций щитовидной железы пациента просят сделать обследование гипофиза? На какие две группы Вы разделили бы все железы по отношению к гипофизу. Как бы Вы обозвали эти группы? Какие железы вы бы отнесли в первую, какие во вторую группу?

Задача 4. Много лет назад врачи обратили внимание на то, что в некоторых географических районах планеты встречается заболевание, главным внешним признаком которого является резкое увеличение толщины шеи. Какова возможная причина этого изменения в области шеи? Каковы причины этого болезненного состояния? Какими способами можно избавиться от этого недуга?

Задача 5. Рассчитайте, сколько йода достаточно для нормального функционирования щитовидной железы в течение жизни, если суточная потребность в нем составляет 0,15 -0,3 мг, а средняя продолжительность жизни – 65 лет. Достаточно ли принять рассчитанную дозу единовременно? Спрогнозируйте последствия единовременного приема рассчитанной дозы.

Задача 6. Какие патологические состояния, связанные с нарушением функций щитовидной железы вам известны? Покажите их признаки на таблице. Каковы причины этих заболеваний? Можно ли их ликвидировать?

Задача 7. Известно, что адреналин относится к числу основных адаптивных гормонов, которые обеспечивают выживание организма в условиях с повышенных физических и умственных нагрузок. Вспомните, какие реакции в организме человека вызывает адреналин и какое значение для организма, находящегося в состоянии стресса могут иметь эти реакции. Какие еще железы, на Ваш взгляд, являются частью адаптивной системы организма?

Задача 8. В рассказе И.Тургенева "Живые мощи" есть такие строки: "Предо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова coвершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять – икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос". Какое заболевание описано в отрывке? Каковы его причины?

Задача 9. При общем анализе крови врач первым делом обращает внимание на количество глюкозы в крови, С чем связано такое пристальное внимание к этому органическому веществу? Как можно объяснить изменение концентрации глюкозы в крови у больного человека? Каковы последствия этого изменения? Как можно предотвратить развитие заболевания?

Задача 10. Больной сахарным диабетом ввел избыточное количество инсулина. К каким последствиям это может привести? Что Вы могли бы предложить для поднятия уровня глюкозы в крови?

Задача 11. Рассмотрите рисунок "Влияние пересадки половых желез на вторичные половые признаки у кур". Приготовьте по нему рассказ. Сделайте вывод о функциях половых желез. Какие железы вырабатывают половые гормоны?

Задача 12. Одним из богатейших источников женского полового гормона, используемого для практических целей является моча молодых жеребцов. Почему?

3. Контроль и коррекция знаний учащихся

Выполнение тестовой работы

Вариант 1.

Задание.

1. В клетках щитовидной железы больше, чем в остальных тканях содержится:

а) брома;
б) йода;
в) калия;
г) железа

2. Железы внутренней секреции вырабатывают гормоны, которые поступают в:

а) кишечник;
б) кровяное русло;
в) тканевую жидкость;
г) нервные клетки.

3. Мозговое вещество надпочечников вырабатывает гормон:

а) роста;
б) глюкагон;
в) адреналин;
г) альдостерон.

4. К железам смешанной секреции относят:

а) надпочечники;
б) гипофиз;
в) поджелудочную железу;
г) щитовидную железу.

5. Основными процессами гуморальной регуляции функций в организме управляет:

а) щитовидная железа;
б) гипофиз;
в) надпочечники;
г) поджелудочная железа.

Вариант 2.

Задание. Из предложенных вариантов ответов, выберите один правильный.

1. Сколько из названных желез имеет специальные протоки: слюнная, щитовидная, гипофиз, потовая, надпочечник:

а) три;
б) пять;
в) две;
г) четыре.

2. Гормоны – это:

а) белки, катализирующие химические реакции;
б) биологически активные вещества, поступающие с пищей;
в) соединения белков с витаминами;
г) биологически активные вещества, вырабатываемые организмом.

З. Тироксин – это гормон:

а) поджелудочной железы;
б) половых желез;
в) щитовидной железы;
г) надпочечников.

4. Признаком сахарного диабета считается:

а) повышение уровня инсулина в крови:
б) увеличение величины кровяного давления;
в) уменьшение уровня глюкозы в крови;
г) увеличение содержания глюкозы в крови.

5. Гигантизм связан с нарушением функций:

а) надпочечников;
б) гипофиза;
в) поджелудочной железы;
г) щитовидной железы.

Взаимоконтроль. Правильные ответы демонстрируются через мультимедийный проектор.

1 вариант – б, б, в, в, б.
2 вариант – в, г, в, г, б.

4. Подведение итогов урока


МОУ Коляновская СОШ

Ивановский район Ивановская область

Урок биологии:

«Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций»

8 класс

(Мастер-класс по применению оборудования на обобщающих уроках при подготовке к ГИА и ЕГЭ)

Учитель биологии: Максимова Л.В.

Урок: « Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма»

Цели:

      показать максимальное использование оборудования кабинета при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ в процессе обобщения материала;

      обобщить знания о нейрогуморальной регуляции, роли нервной системы; строении нервной ткани, нейрона, нервной системы, значении синапсов; понятие рефлекс и рефлекторная дуга.

      Закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом,

Оборудование: таблицы «Схема строения нервной клетки»; микроскопы, оборудование для приготовления микропрепаратов; кодоскоп, комплект фолий «Наркотики и организм человека», компьютер, проектор, телевизор, видеомагнитофон, цифровой микроскоп.

Ход урока

    Организационный момент

На сегодняшний день объективную информацию об уровне учебных достижений выпускников 9-х и 11-х классов можно получить после государственной итоговой аттестации за среднюю и основную школы. В связи с большой ролью знаний об организме человека (ГИА – число заданий по блоку «Человек и его здоровье» составляет 50% от общего числа заданий) мы предлагаем обобщение материала в восьмом классе. Как показывает многолетний опыт, именно вопросы регуляции были и остаются наиболее трудными для понимания школьников. Задача нашего урока: обобщить материал по нейрогуморальной регуляции функций организма человека и закрепить умения выполнения заданий этого блока из разных уровней сложности- базовом, повышенном, высоком,при этом максимально используя оборудование кабинета биологии.

    Постановка проблемы

Демонстрация слайдов о «рекордах» человека.

Какие причины привели к нарушению процессов жизнедеятельности организма? (ответ: нарушение нейрогуморальной регуляции)

III . Обобщение материала

    Формулировка темы и целей занятия.

- Элементы содержания темы:

Нейрогуморальная регуляция. Роль нервной системы в регуляции физиологических функций.

Строение нервной ткани, нейрона, нервной системы. Значение синапсов.

Рефлекс. Рефлекторная дуга.

- Объекты контроля (виды знаний и умений, обязательных при усвоении раздела)

Знание строения нервной системы, её отделов; умения находить связи между строением отделов нервной системы и её функциями.

Знание механизмов работы нейрона

Знание значения нервной системы в регуляции деятельности процессов в организме.

Умение различать условные и безусловные рефлексы и применять это умение.

Теоретический материал будет представлен в виде отчёта работы групп обучающихся по плану повторения заданной темы.

Группа №1. Сравнение нервной и гуморальной регуляций организма.

Регуляция

Нервная регуляция

Гуморальная регуляция

    Механизм регуляции

Осуществляется с помощью нервной системы

Осуществляется с помощью химических веществ, поступающих в кровь (эндокринная система)

    Быстрота реакции

Нервные импульсы распространяются с большой скоростью (до 120 м/с)

Химические вещества передвигаются медленно (0,5 м/с)

    Направленность процесса

Чёткая локализация нервных влияний

Действие химического вещества не локализовано

    Эволюционный возраст

Эволюционно более молодой

Эволюционно более древний механизм

    Экономичность процесса

Требует минимальных затрат энергии, т.к.мгновенно включается и быстро выключается

Требует относительно много времени для своего осуществления и не может обеспечить быстрой и точной реакции организма на раздражители

Группа №2. Эволюция нервной системы.

Работа с фолиями на кодоскопе. Ребята будут повторять строение нервной ткани и нейрона, используя при этом комплект фолий «Цитология» для кодоскопа. Это даёт возможность одновременно целой группе учащихся черпать информацию для выполнения задания.

Строение нервных систем у животных

Тип нервной системы

Чем представлена нервная система

Примеры животных

    Сетчатая (диффузная)

Нервные клетки

    Стволовая

(лестничного типа)

Нервные узлы

Нервные стволы

Нервные ответвления

планария

Окологлоточный нервный узел

Узлы брюшной нервной цепочки

Майский жук

    трубчатая

Головной мозг

Спинной мозг

Позвоночные животные

Сравнение развития головного мозга у позвоночных животных

Классы позвоночных животных

Особенности развития головного мозга

    Надкласс Рыбы

Развитие мозжечка и переднего мозга с обонятельными долями

    Класс Земноводные

Более крупный передний мозг

    Класс Пресмыкающиеся

Развитие переднего мозга

    Класс Птицы

Передний, средний мозг и мозжечок

    Класс Млекопитающие

Передний мозг (большие полушария) с корой, бороздами и извилинами

Группа №3. Строение нервной системы.

Строение нервной системы по положению в организме

Нервная система

Периферическая

Центральная

Нервные окончания

Нервные узлы

Спинной мозг

Головной мозг

Функциональное деление нервной системы

Нервная система

вегетативная

соматическая

парасимпатическая

Симпатическая

Группа №4. Нервная ткань и нервные клетки под микроскопом.

При выполнении работы обучающиеся рассматривают микропрепараты под микроскопом. Всё необходимое оборудование находится в чемодане, являющемся микролабораторией для исследовательских работ.

Строение нейрона. Виды нейронов. Синапс.

Группа №5. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

Работа на компьютере. Компьютер помогает не только быстро повторить материал, но и наглядно продемонстрировать результат работы всему классу.

Рефлекс – ответная реакция организма на действие раздражителей, осуществляемая при участии центральной нервной системы.

Рефлекторная дуга – путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора и исполнительному органу: рецептор, чувствительный нейрон, центральная нервная система (вставочный нейрон), двигательный нейрон, рабочий орган.

Группа №6. Сравнение условных и безусловных рефлексов.

Признаки

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

Врождённые или приобретённые

врождённые

приобретённые

Видовые или индивидуальные

индивидуальные

Постоянны или непостоянны

постоянны

непостоянны

Раздражитель

Специфичный

Месторасположение

Спинной мозг и ствол головного мозга

Кора больших полушарий головного мозга

Биологическая роль

Обеспечивает приспособительное поведение к постоянным условиям среды

Помогает приспосабливаться к меняющимся условиям среды

Пищевые, половые, оборонительные, ориентировочные

Слюноотделение на запах пищи

В настоящий период времени обучающиеся продемонстрируют свои наработки, используя при этом интерактивную доску, цифровой микроскоп и кодоскоп.

IV . Закрепление темы:

Пробный вариант

Часть А

А1. Гуморальная регуляция функций организма заключается в:

    Передаче органам нервного импульса

    Химическом взаимодействии клеток, органов и их систем через кровь

    Удалении из клеток углекислого газа путём диффузии

    Поступлении питательных веществ с пищей

А2. Периферическая нервная система состоит из:

    Черепно-мозговых нервов

    Нервов, нервных сплетений, узлов

    Спинного мозга и отходящих от него нервов

    Спинного и головного мозга

А3. Какая деятельность человека может быть отнесена к условно-рефлекторной?

    Соблюдение привычного режима дня

    Поворот головы на шорох

    Публичное чтение стихов

    Решение математической задачи

А4. Преобразование сигналов внешнего мира в нервный импульс происходит в

    Двигательных нейронах

    Нервных центрах

    Рецепторах

    Коре больших полушарий

Часть В

В1. Выберите все правильные ответы

На звонок с урока

    дети любого возраста реагируют одинаково

    сходно реагируют дети школьного возраста

    приобретается рефлекс в процессе жизни

    рефлекс предаётся по наследству

    рефлекс является врождённым

    рефлекс не передаётся по наследству

Часть С

С1. Используя знания о соматической регуляции деятельности скелетных мышц и вегетативной – внутренних органов, объясните следующее гигиеническое правило: утреннюю зарядку следует начинать с малых нагрузок, а затем понемногу их увеличивать.

С2. Прочтите текст «Рефлексы и рефлекторные дуги» и найдите в тексте предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

Рефлексы и рефлекторные дуги

    Рефлексом называют ответную реакцию организма на раздражение. (2) Путь, по которому распространяется возбуждение, называется рефлекторной дугой. (3) Основные звенья рефлекторной дуги, отражающие последовательность прохождения нервного импульса, следующие: вставочный нейрон, чувствительный нейрон, участок ЦНС, двигательный нейрон. (4) Различают рефлексы соматические и вегетативные. (5) Соматические рефлексы регулируют функции внутренних органов. (6) Вегетативные рефлексы обеспечивают согласованность работы внутренних органов.

Нейрогуморальная регуляция. Нервная система.

Вариант I

Часть А

А1. Регуляция функций в организме осуществляется:

    Только нервной системой

    Только эндокринной системой

    Нервно-гуморальным способом

    С помощью безусловных рефлексов

А2. Вегетативная нервная система участвует в:

    Осуществлении произвольных движений

    Восприятии зрительных, слуховых и вкусовых раздражений

    Регуляции обмена веществ и работы внутренних органов

    Формировании звуков речи

А3. Безусловные рефлексы человека и животных обеспечивают

    Различение животными команд дрессировщика

    Освоение организмом новых двигательных умений

    Приспособление организма к новым внешним сигналам

    Приспособление организма к постоянным условиям среды

Часть В

В1. Определите правильную последовательность событий

В трёхнейронной рефлекторной дуге:

    Переход нервного импульса с аксона двигательного нейрона на управляемый орган

    Раздражение рецептора

    Переход нервного импульса с аксона вставочного нейрона на дендрит двигательного нейрона

    Переход нервного импульса с аксона чувствительного нейрона на дендрит вставочного нейрона

Часть С

С1. Перечислите свойства нервной ткани.

Нейрогуморальная регуляция. Нервная система.

Вариант II

Часть А

А1. Передача нервного импульса с нейрона на нейрон происходит в

    нервных узлах

    нервных сплетениях

    синапсах

    телах нейронов

А2. Вегетативная нервная система человека, в отличие от соматической

    управляет произвольными движениями

    осуществляет восприятие внешних раздражений

    координирует функции скелетных мышц

    регулирует обмен веществ

А3 . Рефлекторная дуга заканчивается

    Исполнительным органом

    Чувствительным нейроном

    Вставочным нейроном

    рецептором

Часть В

В1. Какие признаки характерны для условных рефлексов, в отличие от безусловных?

    Передаются организмам по наследству из поколения в поколение

    Одинаковы у всех организмов данного вида

    Формируются в процессе индивидуального развития организма

    Вырабатываются в течение жизни человека

    Являются врождёнными

    Обеспечивают приспособление организма к конкретным условиям среды

Часть С

С1. Часто в жизни употребляется выражение «Нервные клетки не восстанавливаются». Что вам известно о механизмах восстановления нервной ткани?

Нейрогуморальная регуляция. Нервная система.

Вариант III

Часть А

А1. Регуляция уровня гормонов в крови здорового человека осуществляется

    Условно-рефлекторным механизмом

    Нейрогуморальным механизмом

    Волей человека

    Внутривенными инъекциями

А2. Основной функциональной единицей нервной ткани является

  1. Эффектор

  2. Рецептор

А3. Проводят нервные импульсы из центральной нервной системы к рабочему органу

    Чувствительные нейроны

    Вставочные нейроны

    Клетки спутники (глия)

    Двигательные нейроны

Часть В

В1. Какие из перечисленных образований относят к центральной нервной системе человека?

    Нервный узел

    Средний мозг

    Сетчатка

    Мозжечок

    Блуждающий нерв

    Гипоталамус

Часть С

С1. Прочтите текст «Условные и безусловные рефлексы» и найдите в тексте предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

    Всю совокупность рефлексов И.П.Павлов разделил на безусловные и условные. (2) Безусловные рефлексы являются индивидуальными и передаются по наследству. (3) Условные рефлексы постоянны и сохраняются в течение всей жизни организма. (4) Безусловные рефлексы имеют постоянные рефлекторные дуги. (5) При образовании условных рефлексов в коре больших полушарий мозга образуются временные связи между центрами безусловного и условного рефлексов. (6) Безусловные рефлексы формируются на базе условных рефлексов.

Нейрогуморальная регуляция. Нервная система.

Вариант IV

Часть А

А1. По функции вся нервная система подразделяется на

    Соматическую и вегетативную (автономную)

    Симпатическую и парасимпатическую

    Центральную и периферическую

    Периферическую и соматическую

А2. Нейрон – клетка, имеющая

    Только один аксон

    По два- четыре аксона

    Обычно один аксон

    От одного до 15 аксонов

А3. Нервные импульсы поступают к скелетным мышцам по

    Аксонам вставочных нейронов

    Аксонам двигательных нейронов

    Белому веществу спинного мозга

    Серому веществу спинного мозга

Часть В

В1. Установите соответствие между признаками рефлексов и типами рефлексов

    Передаются по наследству А) условные

    Не передаются по наследству В) безусловные

    Врождённые

    Характерны для всех особей вида

    Приобретаются в течение всей жизни особи

    Индивидуальны для каждой особи

Перечислите функции нервной системы

Часть С

С1. Перечислите функции нервной системы

Тема: Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция.

Цель: познакомиться с основными механизмами нервной регуляции; рассмотреть принцип работы гуморальной регуляции; изучить механизм работы безусловных рефлексов.

Ход урока

Организац. Момент

Опрос д/з:

    Чем аксон отличается от дендрита?

    Опишите особенности строения нервной ткани.

Изучение нового материала:

В нашем организме для постоянной регуляции физиологических процессов используется два механизма – нервный и гуморальный.

Нервная регуляция осуществляется с помощью нервной системы. Для нее характерна быстрота реакции . Нервные импульсы распространяются с большой скоростью – до 120 м/с по некоторым нервам. Нервная регуляция характеризуется направленностью процесса, четкой локализацией нервных влияний .

Гуморальная регуляция – это древнейшая форма взаимодействия между клетками многоклеточного организма. Химические вещества, образующиеся в организме в процессе его жизнедеятельности, поступают в кровь, тканевую жидкость. Переносясь жидкостями организма, химические вещества действуют на деятельность его органов, обеспечивают их взаимодействие.

Гуморальная регуляция характеризуется следующими особенностями :

Отсутствие точного адреса, по которому направляется химическое вещество, поступающее в кровь и другие жидкости нашего организма. Действие этого вещества не локализовано, не ограничено определенным местом;

Химическое вещество распространяется относительно медленно (максимальная скорость – 0,5 м/с);

Химическое вещество действует в ничтожных количествах и обычно быстро разрушается или выводится из организма.

В целом организме нервной и гуморальный механизмы регуляции действуют совместно. Оба механизма регуляции взаимосвязаны. Гуморальные факторы – звено в нейрогуморальной регуляции. В качестве примера давайте вспомним регуляцию уровня сахара в крови. При избытке сахара в крови нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В результате в кровь поступает больше гормона инсулина, и лишний сахар под его влиянием откладывается в печени и в мышцах в виде гликогена. При усиленной мышечной работе, когда повышается потребление сахара и в крови его становится недостаточно, усиливается деятельность надпочечников.

Гормон надпочечников адреналин способствует превращению гликогена в сахар.

Так нервная система, воздействуя на железы внутренней секреции, стимулирует или тормозит отделение ими биологически активных веществ.

Влияние нервной системы осуществляется через секреторные нервы. Нервы подходят к кровеносным сосудам эндокринных желез. Меняя просвет сосудов, они влияют на деятельность этих желез.

В эндокринных железах располагаются чувствительные окончания центростремительных нервов, сигнализирующих в центральную нервную систему о состоянии эндокринных желез. Главными центрами координации и интеграции функций двух регуляторных систем служат гипоталамус и гипофиз.

Гипоталамус расположен в промежуточном отделе головного мозга, играет ведущую роль в сборе информации от других участков головного мозга и от собственных кровеносных сосудов. Он способен регистрировать содержание различных веществ и гормонов в крови. Гипоталамус является одновременно и нервным центром, и своеобразной железой внутренней секреции. Он образован нервными клетками, но не совсем обычными: они способны вырабатывать особые вещества – нейрогормоны. Такие клетки называются нейросекретоными. Эти биологически активные вещества поступают в кровь, притекающую от гипоталамуса к гипофизу.

Гипофиз, в свою очередь, путем секреции гормонов прямо или косвенно влияет на другие железы внутренней секреции.

Между гипоталамусом, гипофизом и периферическими эндокринными железами существует прямая и обратная связь . Например, гипофиз вырабатывает тиреотропный гормон, который стимулирует деятельность щитовидной железы. Под влиянием действия тиреотропного гормона гипофиза щитовидная железа вырабатывает свой гормон – тироксин, который влияет на органы и ткани организма.

Тироксин влияет и на сам гипофиз, как бы информируя его о результатах деятельности: чем больше гипофиз выделяет тиреотропного гормона, тем больше щитовидная железа вырабатывает тироксина, – это прямая связь. Напротив, тироксин тормозит деятельность гипофиза, уменьшая выработку тиреотропного гормона, – это обратная связь.

Механизм прямой и обратной связи имеет очень важное значение в деятельности , так как благодаря ему работа всех желез не выходит за границы физиологической нормы.

Нейроскреторные ядра гипоталамуса являются одновременно нервными образованиями и эндокринной частью головного мозга. Сюда стекается обширный поток информации от и внутренних органов человека. Это достигается либо генерацией нервных импульсов, либо выделением специальных гормонов. Часть этих гормонов регулирует функции передней доли гипофиза, где вырабатываются гормоны, контролирующие другие железы внутренней секреции, такие как щитовидная железа, надпочечники и половые железы.

Итак, каждый из двух основных механизмов в организме – нервный и гуморальный – тесно взаимодействуют. Оба вместе, дополняя друг друга, обеспечивают важнейшую особенность нашего организма – саморегуляцию физиологических функций, приводящую к поддержанию гомеостаза – постоянства внутренней среды организма.

Люди издревле интересовались сложным поведением животных и человека. Еще тогда пришло понимание, что в этом задействована нервная система человека. Но даже сегодня не удается объяснить некоторые происходящие процессы.

Условный рефлекс будет прочным при условии постоянного подкрепления безусловным. Но в головном мозге есть явление торможения . Оно возникает при отсутствии подкрепления условного рефлекса и приводит к его угасанию. Также развивается при появлении какого-либо нового раздражителя. Так, пищевой рефлекс может подавиться оборонительным, так как новый раздражитель будет более сильным.

У людей также развиваются условные рефлексы. Человек запоминает местоположение предметов (например, выключатель света), и при изменении их месторасположения человек еще долго ищет предмет на старом месте, пока не пройдет время, необходимое для торможения рефлекса.

В английской кавалерии в XIX веке лошадей приучали держать сомкнутую колонну даже при отсутствии всадников. Это помогло англичанам во время Крымской войны спасти раненых кавалеристов, которые остались на лошадях. Этот рефлекс сохранился на протяжении многих лет после прекращения использования этих лошадей в армейских целях.

В ходе этого урока мы ознакомимся с нейрогуморальной регуляцией, а также с понятиями прямой и обратной связей.

Тема: Нервная и эндокринная системы

Урок: Нейрогуморальная регуляция

В нашем организме для постоянной регуляции физиологических процессов используется два механизма - нервный и гуморальный.

Нервная регуляция осуществляется с помощью нервной системы. Для нее характерна быстрота реакции . Нервные импульсы распространяются с большой скоростью - до 120 м/с по некоторым нервам. Нервная регуляция характеризуется направленностью процесса, четкой локализацией нервных влияний .

Гуморальная регуляция - это древнейшая форма взаимодействия между клетками многоклеточного организма. Химические вещества, образующиеся в организме в процессе его жизнедеятельности, поступают в кровь, тканевую жидкость. Переносясь жидкостями организма, химические вещества действуют на деятельность его органов, обеспечивают их взаимодействие.

Гуморальная регуляция характеризуется следующими особенностями :

Отсутствие точного адреса, по которому направляется химическое вещество, поступающее в кровь и другие жидкости нашего организма. Действие этого вещества не локализовано, не ограничено определенным местом;

Химическое вещество распространяется относительно медленно (максимальная скорость - 0,5 м/с);

Химическое вещество действует в ничтожных количествах и обычно быстро разрушается или выводится из организма.

В целом организме нервной и гуморальный механизмы регуляции действуют совместно. Оба механизма регуляции взаимосвязаны. Гуморальные факторы - звено в нейрогуморальной регуляции. В качестве примера давайте вспомним регуляцию уровня сахара в крови. При избытке сахара в крови нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В результате в кровь поступает больше гормона инсулина, и лишний сахар под его влиянием откладывается в печени и в мышцах в виде гликогена. При усиленной мышечной работе, когда повышается потребление сахара и в крови его становится недостаточно, усиливается деятельность надпочечников.

Гормон надпочечников адреналин способствует превращению гликогена в сахар.

Так нервная система, воздействуя на железы внутренней секреции, стимулирует или тормозит отделение ими биологически активных веществ.

Влияние нервной системы осуществляется через секреторные нервы. Нервы подходят к кровеносным сосудам эндокринных желез. Меняя просвет сосудов, они влияют на деятельность этих желез.

В эндокринных железах располагаются чувствительные окончания центростремительных нервов, сигнализирующих в центральную нервную систему о состоянии эндокринных желез. Главными центрами координации и интеграции функций двух регуляторных систем служат гипоталамус и гипофиз.

Рис. 1.

Гипоталамус расположен в промежуточном отделе головного мозга, играет ведущую роль в сборе информации от других участков головного мозга и от собственных кровеносных сосудов. Он способен регистрировать содержание различных веществ и гормонов в крови. Гипоталамус является одновременно и нервным центром, и своеобразной железой внутренней секреции. Он образован нервными клетками, но не совсем обычными: они способны вырабатывать особые вещества - нейрогормоны. Такие клетки называются нейросекретоными. Эти биологически активные вещества поступают в кровь, притекающую от гипоталамуса к гипофизу.

Гипофиз, в свою очередь, путем секреции гормонов прямо или косвенно влияет на другие железы внутренней секреции.

Между гипоталамусом, гипофизом и периферическими эндокринными железами существует прямая и обратная связь . Например, гипофиз вырабатывает тиреотропный гормон, который стимулирует деятельность щитовидной железы. Под влиянием действия тиреотропного гормона гипофиза щитовидная железа вырабатывает свой гормон - тироксин, который влияет на органы и ткани организма.

Тироксин влияет и на сам гипофиз, как бы информируя его о результатах деятельности: чем больше гипофиз выделяет тиреотропного гормона, тем больше щитовидная железа вырабатывает тироксина, - это прямая связь. Напротив, тироксин тормозит деятельность гипофиза, уменьшая выработку тиреотропного гормона, - это обратная связь.

Рис. 2.

Механизм прямой и обратной связи имеет очень важное значение в деятельности , так как благодаря ему работа всех желез не выходит за границы физиологической нормы.

Нейроскреторные ядра гипоталамуса являются одновременно нервными образованиями и эндокринной частью головного мозга. Сюда стекается обширный поток информации от и внутренних органов человека. Это достигается либо генерацией нервных импульсов, либо выделением специальных гормонов. Часть этих гормонов регулирует функции передней доли гипофиза, где вырабатываются гормоны, контролирующие другие железы внутренней секреции, такие как щитовидная железа, надпочечники и половые железы.

Рис. 3

Рис. 4.

Итак, каждый из двух основных механизмов в организме - нервный и гуморальный - тесно взаимодействуют. Оба вместе, дополняя друг друга, обеспечивают важнейшую особенность нашего организма - саморегуляцию физиологических функций, приводящую к поддержанию гомеостаза - постоянства внутренней среды организма.

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8 М.:Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа - с. 301, задания и вопрос 3,4.

2. Приведите пример обратной связи.

3. Как взаимодействуют гипоталамус и гипофиз?

4. Подготовьте реферат о взаимосвязи гормонов с эмоциями.