Гражданское

Суть спора: 3.016 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)

Дело № 2а-3332/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Саблиной Е. А.,

при секретаре судебных заседаний Кузнецовой Н. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в помещении суда дело по административному исковому заявлению

Мащенко Л. В.

к администрации муниципального образования «город Архангельск»

об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «город Архангельск», возложении обязанности в тридцатидневный срок создать и организовать деятельность муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, провести обследование в городе Архангельске и общего имущества многоквартирного дома, составить акт обследования и заключение,

при участии в судебном заседании представителя административного ответчика Стариковой А.С.,

в судебное заседание не явились: Мащенко Л.В., Попова С.В. (извещены),

установил:

Мащенко Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «город Архангельск» о возложении обязанности в тридцатидневный срок создать и организовать деятельность муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, провести обследование в городе Архангельске и общего имущества многоквартирного дома, составить акт обследования и заключение.

Позднее требования уточнила. Окончательно просила признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Архангельск», выраженное в неисполнении обязанности создать и организовать деятельность муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды и неисполнении обязанности про проведению данной комиссией обследования жилого помещения муниципального жилищного фонда - в г. Архангельске и общего имущества многоквартирного в г. Архангельске; неисполнении обязанности составить акт обследования и заключение.

Возложить на администрацию МО «город Архангельск» обязанность в 30-дневный срок создать и организовать деятельность муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, во исполнение постановления Правительства РФ от 09.07.2016 №649. Возложить на администрацию МО «город Архангельск» обязанность в 30- дневный срок провести муниципальной комиссией обследование жилого помещения муниципального жилищного фонда по адресу: город Архангельск, общего имущества в многоквартирном доме по адресу: город Архангельск, . Возложить на администрацию МО «Город Архангельск» обязанность по результатам обследования жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу, указанному в пункте 2 настоящего заявления, оформить муниципальной комиссией: акт обследования по форме, утвержденной приказом Минстроя России №836/пр от 23 ноября 2016 года; заключение по форме, утвержденной приказом Минстроя России №837/пр от 23 ноября 2016 года.

Истец о месте и времени проведения судебного заседания извещена, не явилась, представителя не направила. Ранее в судебном заседании представитель истца по доверенности Попова С.В. уточненные требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме.

Ответчик в лице представителя по доверенности Стариковой А.С. в судебном заседании с иском не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.

Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел > Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих > Статья 218. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению" target="_blank">218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу указания ч. 9 ст. Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел > Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих > Статья 226. Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями" target="_blank">226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Мащенко Л.В, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, является бессрочно по общему заболеванию, нуждается в постоянной посторонней помощи (справка сер. МСЭ-001 № от ДД.ММ.ГГГГ).

Также является нанимателем трехкомнатной в г. Архангельске, общей площадью 62,5кв.м., жилой площадью 43,1кв.м., расположенной на втором этаже деревянного двухэтажного дома, введенного в эксплуатацию в 1956 году (типовой договор социального найма жилого помещения № 2278 от 23.07.2011 с приложениями).

04.12.2015 составлен акт обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи по адресу: Г. Архангельск, из которого усматривается, что квартира пригодна для проживания, но имеет трудности для перемещения инвалидной коляски, т.к. в квартире имеются небольшие пороги, отсутствует пандус в подъезде дома, также необходим ремонт крыши дома.

В силу части 3 статьи Российской Федерации (далее -Конституция РФ) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Государственная политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, определена Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ).

В силу абз. 5, 6 ст. Федерального закона № 181-ФЗ жилые помещения предоставляются инвалидам с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 №817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» (далее - Постановление Правительства РФ №901) утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь. В пункте 7 указанного перечня указаны заболевания опорно-двигательной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидами кресел - колясок.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №901 от 27.07.1996 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» основанием признания инвалида, нуждающимся в улучшении жилищных условий и для принятия на учет, является среди прочего проживание инвалида в жилом помещении, не отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, установлены Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации №47 от 28.01.2006 (далее - Положение).

В силу пункта 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.

В соответствии с пунктом 33 Положения Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

В соответствии с требования п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).

На основании пункта 54 Положения отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с п. 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее также - Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме). Данный документ вступил в законную силу 27.07.2016.

Комиссия оформляет в 3 экземплярах заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания указанных граждан по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению и в 5-дневный срок направляет 1 экземпляр в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, второй экземпляр заявителю (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

В силу указания п. 4 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее - обследование), в том числе ограничений, вызванных в том числе стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения.

На основании п. 5 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме обследование проводится в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (далее - план мероприятий) и включает в себя:

рассмотрение документов о характеристиках жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (технический паспорт (технический план), кадастровый паспорт и иные документы);

рассмотрение документов о признании гражданина инвалидом, в том числе выписки из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом;

проведение визуального, технического осмотра жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, при необходимости проведение дополнительных обследований, испытаний несущих конструкций жилого здания;

проведение беседы с гражданином, признанным инвалидом, проживающим в жилом помещении, в целях выявления конкретных потребностей этого гражданина в отношении приспособления жилого помещения;

оценку необходимости и возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования (п. 6 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме).

Порядок создания и работы муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом (п. 10 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме).

В силу указания п. 12 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования).

Форма акта обследования утверждается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

На основании положений п. 15 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме в случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а уполномоченный орган обеспечивает ее проведение.

По результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида комиссия по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, принимает решение: об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида; об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (п. 17 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме).

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 18 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме).

Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида (п. 21 Правил).

В силу положений п. 6 ст. ст. 16 Федерального закона от 03.10.2003 № 131-ФЗ Федерального закона «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

Как установлено в судебном заседании на территории муниципального образования «город Архангельск» до настоящего времени не создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Таким образом, администрация муниципального образования «город Архангельск», имея соответствующие полномочия на создание комиссии, мер по созданию такой комиссии с 27.07.2016 до настоящего времени не приняла, тем самым допустила незаконное бездействие. Отсутствие в муниципальном образовании соответствующей комиссии препятствует реализации права административного истца на оценку занимаемого ею жилого помещения на предмет пригодности для проживания.

Из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании усматривается, что в настоящий момент документы о создании комиссии разработаны и находятся в стадии согласования. Таким образом, до настоящего времени бездействие администрации муниципального образования не устранено. По изложенным основаниям требования в указанной части подлежат удовлетворению.

На администрацию муниципального образования «город Архангельск» следует возложить обязанность создать и организовать деятельность муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Разрешая требования об оспаривании бездействия в части неисполнении обязанности про проведению данной комиссией обследования жилого помещения муниципального жилищного фонда - в г.Архангельске и общего имущества многоквартирного в г.Архангельске; неисполнении обязанности составить акт обследования и заключение, суд учитывает следующее.

Из материалов дела усматривается, что 10.08.2016 в прокуратуру г.Архангельска поступило обращение Мащенко Л.В. по вопросу проведения обследования жилого помещения в соответствии с требованиями 17 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Данные обращения направлены для рассмотрения по существу в департамент городского хозяйства администрации муниципального образования «город Архангельск» 23.08.2016.

16.09.2016 по результатам рассмотрения данных обращений дан ответ в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

01.11.2016 Мащенко Л.В. обратилась в прокуратуру г. Архангельска с жалобой на бездействие администрации муниципального образования «город Архангельск» в части неисполнения обязанность составить акт обследования муниципальной квартиры, в которой она проживает на предмет оценки её пригодности для проживания инвалида - колясочника.

В данном обращении Мащенко Л.В. просила провести проверку по фактам, изложенным в жалобе, дать правовую оценку действия главы администрации муниципального образования с вынесением акта прокурорского реагирования.

09.12.2016 письмом № 9315ж-2015 прокуратура города Архангельска сообщила об отсутствии основания для принятия мер прокурорского реагирования.

Суд учитывает, что рассматриваемое обследование с составлением акта и заключения проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования (п. 6 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме).

В отсутствие утвержденного плана мероприятий с включением в него жилого помещения, занимаемого административном истцом, а также в отсутствие заявления административного истца о проведении соответствующего обследования, у администрации муниципального образования «город Архангельск» не возникла обязанность провести данное обследование, составить акт и заключение.

Письма прокуратуры г.Архангельска от 15.08.2016 № 9315ж-2015. от 25.10.2016 № 9315ж-2016 не подтверждают, что в обращении Мащенко Л.В. прямо выражалась бы просьба провести соответствующее обследование в г. Архангельске. Иные доказательства обращения в администрацию муниципального образования с соответствующим заявлением истец суду в нарушение требований 62 КАС РФ не представил.

По изложенным основаниям в удовлетворении заявленных требований в данной части надлежит отказать.

Администрации муниципального образования «город Архангельск» сообщить об исполнении решения суду и Мащенко Л.В. в течение десяти дней с момента фактического исполнения решения суда.

Все иные доводы лиц, участвующих в деле, правового значении не имеют и судом не принимаются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями - , Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел > Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих > Статья 227. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями" target="_blank">227 , Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел > Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих > Статья 228. Обжалование судебного акта по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями" target="_blank">228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Мащенко Л. В. к администрации муниципального образования «город Архангельск» об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «город Архангельск», возложении обязанности в тридцатидневный срок создать и организовать деятельность муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, провести обследование в городе Архангельске и общего имущества многоквартирного дома, составить акт обследования и заключение - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Архангельск», выраженное в непринятии мер по созданию и организации деятельности муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Возложить на администрацию муниципального образования «город Архангельск» обязанность создать и организовать деятельность муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части административные исковые требования Мащенко Л. В. к администрации муниципального образования «город Архангельск» - оставить без удовлетворения.

Администрации муниципального образования «город Архангельск» сообщить об исполнении решения суду и Мащенко Л. В. в течение десяти дней с момента фактического исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья Е. А. Саблина

Суд:

Октябрьский районный суд г. Архангельска (Архангельская область)

Истцы:

Мащенко Л.В.

Ответчики:

Администрация муниципального образования "Город Архангельск"

Премьер-министр РФ подписал постановление о переоборудовании жилых помещений, подъездов и придомовых территорий под потребности людей с ограниченными возможностями. На основе постановления Министерство строительства в трехмесячный срок разработает правила для исполнения новых требований. Финансировать переоборудование домов, дворов и подъездов будут регионы и муниципалитеты. Постановление различает минимальный, оптимальный и максимальный перечни оборудования. В минимальный перечень входит главным образом оборудование квартиры, а максимальный уровень удобств может предоставляется за средства самого инвалида или за счет других не запрещенных законом источников финансирования.


18 июля Дмитрий Медведев подписал постановление «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов». Проект постановления разрабатывался Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в рамках реализации Конвенции о правах инвалидов с учетом замечаний и предложений заинтересованных общественных организаций (Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество инвалидов, Всероссийского общества слепых и ряда других). С сентября 2015 года постановление находилось на рассмотрении кабинета министров. В тексте постановления разъясняются организационные, инженерно-технические, правовые и иные требования по приспособлению домов, подъездов и придомовых территорий с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями. Требования распространяются на все жилые помещения, где постоянного проживают инвалиды либо семьи с детьми-инвалидами, независимо от формы собственности.

Глава Минстроя Михаил Мень сообщил, что для исполнения нового постановления ведомство к октябрю разработает все необходимые документы, а также правила для обследования жилых помещений и общего имущества домов, в которых проживают инвалиды. Оценивать жилье на предмет необходимого переоборудования будет специально сформированная комиссия, состав которой будет зависеть от формы собственности помещений.

Финансирование мероприятий по оборудованию жилого помещения инвалида возлагается на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. В минимальный перечень переоборудования входит только приспособление самого жилого помещения под нужды людей с ограниченными возможностями - в том числе соблюдение минимально необходимых площадей для передвижения кресел-колясок, ширины дверных проемов не менее 0,9 м, а также оснащение дверных коробок съемными пандусами, а дверей - доводчиками.

После осмотра каждого жилого помещения помимо минимального перечня необходимых переделок комиссия будет составлять оптимальный и максимальный перечни. Оптимальный перечень, как оговорено в постановлении, может осуществляться за счет средств бюджетов региона и муниципального образования. Максимальный уровень при желании инвалида оплачивается за его счет или за счет «источника финансирования, не запрещенного законодательством РФ». В эти перечни мероприятий может входить обустройство придомовой территории нескользящим и невибрирующим покрытием и оборудование участка перед крыльцом тактильной полосой и пандусами. Постановление регламентирует уклоны путей движения, размеры разворотных площадок, число ступеней пролетов лестницы, размер входной двери, тамбура и внеквартирных коридоров.

Заместитель председателя координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ Елена Клочко в беседе с “Ъ” приветствовала внимание государства к проблемам людей с ограниченными возможностями: «Особенно приятно, что в минимальном перечне требований значится именно обустройство квартир, а не только придомовой территории. Но для инвалидов также сложен момент выхода из дома, поэтому я надеюсь, что региональные бюджеты найдут средства и для финансирования оптимального списка мер». Управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский полагает, что постановление решает проблему лишь частично, «поскольку трудности людей с ограниченными возможностями не ограничены местом их проживания, например, если инвалид-колясочник поедет в дом, где условия для людей с ограниченными возможностями не созданы, ему не избежать сложностей при подъеме на крыльцо, этаж, при нахождении в маленькой квартире». Кроме того, «согласно постановлению, если комиссия признает, что дом невозможно отремонтировать и приспособить под нужды инвалида, жилое помещение признается непригодным для проживания людей с ограниченными возможностями и членов их семей,- отмечает господин Старинский.- То есть теоретически постановление сможет решить проблемы далеко не всех инвалидов. Остается ждать, что будет на практике».

По данным Минтруда, в Российской Федерации проживает более 12 млн инвалидов. СМИ неоднократно сообщали о протестах против переоборудования помещений общего пользования с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями. В частности, в октябре 2015 года в Смоленске собрание жильцов подъезда многоквартирного дома проголосовало против установки пандуса, которого добивалась мать 33-летнего инвалида-колясочника с диагнозом «рассеянный склероз». Ранее в Красноярске группа местных жителей выступила против сооружения пандуса для образовательного центра детей-инвалидов, мотивируя свой протест трудностями при парковке автомобилей.

Согласно законодательству, инвалид имеет право на благоустроенное жилище, оборудованное специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Семьи нетрудоспособных граждан также получают право на расширение жилищных условий.

Как получить квартиру инвалиду? Обозначим условия и порядок получения жилищных льгот.

Кто относится к инвалидам

Право на жилищные льготы

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Условия предоставления жилья лицам с ограниченными возможностями

  1. Проживание семьи в жилом помещении, площадь которого при пересчете на каждого родственника не соответствует требуемым нормам.
  2. Технические и санитарные характеристики помещения, в котором проживает инвалид и его семья, не отвечают установленным нормам.
  3. Квартира лица, передвигающегося в коляске, расположена выше 2 этажа.
  4. Семья инвалида проживает на одной жилплощади в смежных неизолированных комнатах с другими семьями, не связанными с ними родственными связями.
  5. На одной жилплощади с другой семьей, если в составе семьи живет больной с тяжелым хроническим заболеванием, с которым нельзя находиться в одном помещении.
  6. Лицо с ограниченными возможностями проживает в общежитии или в коммунальной квартире (в данном подпункте имеются исключения).
  7. Проживание длительное время на условиях найма, поднайма или аренды жилплощади.
Инвалидность не ограничивает возможности человека в получении жилья на иных основаниях, предусмотренных иными программами социальной поддержки.

Как встать на жилищный учет

Как получить квартиру инвалиду? Прежде всего, необходимо зарегистрироваться в очереди в качестве нуждающегося в расширении жилплощади. Для этого придется собрать пакет документов и приложить к нему соответствующее заявление.

Список документов для регистрации в очереди следующий:

  1. Справка о признании человека инвалидом.
  2. Документ, включающий комплекс реабилитационных мероприятий (индивидуальная программа реабилитации).
  3. Документы, свидетельствующие о соответствии требованиям соцслужб для получения жилья (справка о составе семьи, выписка из Домовой книги).
  4. Иные бумаги по требованию (медицинские справки, выписки из БТИ и др.)

Порядок предоставления льгот

Льготное жилье инвалидам 2 группы


Инвалиды 2 группы признаются ограниченно трудоспособными.

Однако граждане указанной категории также нуждаются в особых условиях проживания и ухода, поэтому имеют право пользоваться жилищными льготами от государства.

Зарегистрированные в качестве нуждающихся в жилье инвалиды 2 группы претендуют на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма.

Жилье для инвалидов 2 группы должно соответствовать определенным требованиям, с целью обеспечения комфорта проживающего в нем инвалида.

Как должно быть оборудовано жилое помещение?

  1. В квартире должны присутствовать приспособления, облегчающие жизнь и передвижение лица с ограниченными возможностями.
  2. Площадь помещения должна отвечать нормам, установленным для граждан данной категории.
  3. При проектировании многоквартирного дома для инвалидов учитываются особенности будущих жильцов, в связи с чем дом снабжают пандусами и специальными лифтами.

Если человек, проживающий в помещении на основании договора соцнайма, направляется в специальный реабилитационный центр или дом инвалидов, его жилье никому не передается в течение полугода. Если в квартире остались родственники гражданина, тогда ее гарантированно никто не займет в течение любого срока.

Одиноким отдельное жилье предоставляется только при условии, что гражданин в состоянии обслуживать себя без помощи третьих лиц.

Остальные жилищные льготы

Помимо мер по обеспечению жилой площадью, инвалиды любой группы претендуют на различные жилищные льготы, облегчающие их материальное положение:

  • Скидка в размере 50% на оплату коммунальных и жилищных услуг (аренда, оплата электроэнергии, отопления, водоснабжения).
  • Скидка на покупку угля, газа и иных средств отопления для жильцов домов, где централизованное отопление отсутствует.
  • Компенсация расходов по оплате капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в размере 50%.
  • Предоставление в собственность или в аренду земельного участка под ИЖС, а также земли для дачного хозяйства и садоводства.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

В целях реализации законов города Москвы от 17 января 2001 г. N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объек- там социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы" и от 26 октября 2005 г. N 55 "О дополнительных мерах соци- альной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедея- тельности в городе Москве" и повышения эффективности работы по приспособлению для инвалидов жилищного фонда, находящегося в собс- твенности города Москвы, совершенствования порядка предоставления инвалидам и использования ими специализированных жилых помещений и усиления контроля за этой деятельностью пос- тановляет: 1. Департаменту градостроительной политики, развития и ре- конструкции города Москвы представить в до 1 февраля 2007 г. предложения по порядку установки на объектах ново- го строительства и реконструкции за счет средств бюджета города Москвы в нежилых помещениях, в т.ч. в подъездах жилых домов, плат- форм подъемных для инвалидов и систем их диспетчеризации, а также специального подъемного внутриквартирного оборудования в жилых по- мещениях. 2. В целях упорядочения системы обеспечения инвалидов за счет средств бюджета города Москвы специализированными жилыми помещени- ями и исключения случаев их нецелевого использования : 2.1. Совместно с и Де- партаментом социальной защиты населения города Москвы до 1 марта 2007 г. осуществить проверку использования специализированных жи- лых помещений, предоставленных инвалидам и членам их семей. 2.2. По итогам проведенной работы во II квартале 2007 года совместно с определить поря- док учета и использования специализированных жилых помещений, пре- дусмотрев при этом внесение в Реестр объектов собственности города Москвы в жилищной сфере обозначение их целевого назначения. 2.3. При заключении договоров с инвалидами - пользователями данных помещений предусматривать нормы: - целевого использования по договору безвозмездного пользова- ния данных помещений; - расторжения в установленном порядке с инвалидами договоров безвозмездного пользования при выявлении фактов нецелевого исполь- зования специализированных жилых помещений. 3. Жилищным комиссиям сов- местно с усилить контроль за предоставлением инвалидам специализиро- ванных жилых помещений и их целевым использованием. 4. В целях совершенствования работы по эксплуатации и ремонту специального стационарного подъемного оборудования для инвалидов, устанавливаемого за счет средств бюджета города Москвы, в I полугодии 2007 года подготовить предложения руководите- лю Комплекса городского хозяйства города Москвы по внедрению сис- темы централизованного технического обслуживания и ремонта плат- форм подъемных для инвалидов и другого специального стационарного подъемного оборудования, их диспетчеризации и видеоконтроля. 5. в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации в месячный срок после выхода настоящего постановления внести в уста- новленном порядке необходимые изменения и дополнения в примерный договор безвозмездного пользования жилым помещением, заключаемый с инвалидом. 6. Возложить функции государственных заказчиков и полномочия главных распорядителей средств бюджета города Москвы на финансиро- вание работ по эксплуатации и ремонту специального подъемного обо- рудования для инвалидов, устанавливаемого за счет средств бюджета в подъездах жилых домов (независимо от способа их управления), а в части домов, находящихся в управлении организации городского подчинения, - на . 7. и в части домов, указанных в пункте 6 настоящего постановления: 7.1. Обеспечить оплату работ по содержанию и текущему ремонту общедомового оборудования для лиц с ограничениями жизнедеятельнос- ти, выполняемых по городскому заказу за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на расходы по эксплуатации жилищного фонда. 7.2. Осуществлять в 2007 году финансирование работ по техни- ческому обслуживанию и ремонту платформ подъемных для инвалидов, установленных в нежилых помещениях, в т.ч. в подъездах жилых до- мов, а также по содержанию операторов в пределах, выделенных пре- фектурам и , лимитов бюджетных ассигнований по статье "Расходы по эксплуатации жилищного фонда". 7.3. В месячный срок представить в предложения по включению в Реестр расходных обязательств города Москвы обязательств по финансированию мероприятий по прис- пособлению городского жилищного фонда для эксплуатации в нем спе- циального стационарного оборудования. 7.4. При формировании проекта бюджета на 2008 год и последую- щие годы предусматривать средства для финансирования указанных работ по статье "Расходы по эксплуатации жилищного фонда". 7.5. Не допускать случаев приемки жилых домов (при новом строительстве и реконструкции) без монтажа и сдачи в эксплуатацию в установленном порядке предусмотренных в проектах платформ подъ- емных для инвалидов и другого специального стационарного подъемно- го оборудования. 7.6. До 1 июля 2007 г. обеспечить организацию работ по приве- дению в надлежащее техническое состояние и вводу в эксплуатацию всех установленных в жилищном фонде подъемных платформ для инвали- дов. 8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить по принадлежности на первых заместителей Мэра Москвы в Аксенова П.Н., Ресина В.И., Росляка Ю.В., Швецову Л.И. и префектов административных округов города Москвы. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Правительство Российской Федерации утвердило в июле новые правила к жилым помещениям, приспособленным для проживания инвалидов. В Постановлении оговариваются действия по обеспеченности доступности жилых помещений для инвалидов, документом также устанавливаются правила, которые устанавливают требования по обеспечению приспособленности жилья.

От особенностей ограниченного жизнеобеспечения инвалида будет зависеть изменения и переоборудование его жилого помещения.

Некоторые требования и правила к жилым помещениям для инвалидов

Рассматриваемые правила распространяются на все виды форм собственности индивидуальных жилых помещений инвалидов. Согласно новому документу, Минстрой России обязан срок не более, чем 3 месяца, утвердить правила и формы проверки жилья и заключения (акта) экономической целесообразности его капитального ремонта либо реконструкции. Созданные комиссии будут обязаны признать гражданина инвалидом, дать характеристику жилым помещениям и определить необходимость их приспособленности.

Новыми правилами конкретно определены требования к доступу жилого помещения, а также общего имущества для граждан детского и взрослого возраста с ограниченными возможностями. Некоторые правила для территории и мест общего пользования:

  • территории многоквартирных домов, где проживает хотя бы один инвалид, должна быть ровной (или иметь шероховатое покрытие), не иметь зазоров;
  • установка пандусов (как вместо одиночных ступенек, так и на лестнице);
  • на крыльце многоквартирного дома навес должен иметь защитное ограждение от снега, дождя, а также отвод стоков воды, в обязательном порядке необходимо установить приборы электроосвещения;
  • на подъезде необходимо разместить информационную табличку, где указать его номер, на двери тоже должна быть такая табличка, при этом вся информация печатается шрифтом Брайля.

Правила и требования к жилому помещению инвалида следующие:

  • наличие жилой комнаты;
  • наличие совмещенного санитарного узла и ванной комнаты;
  • наличие холла-прихожей площадью не менее 4-х кв. метров;
  • оснащение всех порогов квартиры съемными пандусами (приставными, накладными);
  • ширина между стенами для движения коляски инвалида должна быть не менее 1,5 метра.
  • уровень пола должен быть нулевого уровня либо не более 14 мм, края при этом скошенные;
  • водосборные и дренажные решетки должны иметь один уровень с поверхностью покрытия;
  • входная площадка должна иметь размеры не менее, чем 1400 x 2000 мм или 1500 x 1850 мм;
  • уклон покрытий не должен превышать 1-2%.

Требования к лестнице:

  • количество подъемов (ступенек) одного перепада уровней не более 12;
  • поверхность ступенек должна быть шероховатой либо иметь антискользящее покрытие;
  • нижнюю и верхнюю ступеньку нужно выделить цветом либо фактурой.