Два вуза в одной берлоге уживутся?

О протестах вузов, в принудительном порядке влитых в состав других, сплошь и рядом им непрофильных, «МК» писал неоднократно: последний тому пример - злоключения Московского геологоразведочного. Однако в ряде случаев, как уверяют в других университетах, слияния имеют и свои плюсы. В том, каковы они, попытался разобраться «МК».

Слава - дым, как говаривал старик Герострат, а он, согласитесь, знал это как никто другой. Вот и слава Горного института, несколько лет назад влитого в состав МИСиСа, по мнению многих, прошла как дым. Между тем у слияния, как заверили «МК» в объединенном вузе, есть и свои плюсы. И немалые.

Так, в сфере образования заметно возросло качество набора студентов. Если до присоединения средний балл абитуриента в Горном был 61, то в 2015 году он вырос до 76,9, или на 15,9 пункта, а средний конкурс - с 4 человек на место до 7. Еще заметнее улучшились международные показатели: «Если на момент слияния в Горном учились иностранные студенты только из Казахстана, то теперь - представители более 10 государств ближнего и дальнего зарубежья. Да и загранстажировок стало больше: в 2012 году на стажировки, практики и обучение из Горного уехали 20 человек, а в 2015 году - уже 120», - уточнили «МК» в МИСиС.

Выиграла и вузовская наука, уверяют в объединенном вузе. Так, более чем вдвое увеличилась публикационная активность ученых-исследователей Горного института, а финансирование этого направления в Горном выросло со 101 млн руб. в 2013 году до 172 млн руб. в 2015-м. Что уж говорить о свежем капремонте в общежитиях на 100 млн руб. с установкой новой мебели и сантехники, ремонте учебных корпусов и модернизации аудиторий, включая их оснащение современным аудиовизуальным оборудованием, компьютерной техникой и мультимедийными комплексами.

Другой положительный пример - слияние Московского государственного машиностроительного университета с Московским государственным университетом печати. Его главный плюс, разъяснил «МК» ректор объединенного Политехнического университета Андрей Николаенко, это «возможность большого коллектива реализовать большие проекты, неподъемные для каждого отдельного вуза. Например, гранты Российского государственного научного фонда. Такой симбиоз очень интересен и позволяет участвовать в крупных проектах. Другим плюсом для работников и студентов является мощная инфраструктура большого университета - от суперсовременных лабораторий до общежитий и баз отдыха. Третьим - улучшение финансового положения. Мы, например, с 1 сентября подняли зарплаты преподавателей университета печати до нашего уровня».

Или взять объединение Московского института электроники и математики (МИЭМ) с Национальным исследовательским университетом - Высшей школой экономики (НИУ - ВШЭ), которое, как рассказал «МК» директор, научный руководитель МИЭМ как структурного подразделения ВШЭ Александр Тихонов, «дало синергетический эффект, который позволил МИЭМ выйти из серьезного кризиса, в котором он находился ряд последних лет, да и «Вышке» принес ощутимую пользу».

Так, для МИЭМ слияние тут же обернулось резким повышением качества набора абитуриентов: если до объединения средний проходной балл держался на уровне 130, то сейчас он подскочил вдвое, превысив 250. МИЭМ получил новые учебные здания и даже завел собственное общежитие, которого прежде не имел. Так что теперь 50% набора составляют иногородние ребята с их высочайшей мотивацией к учебе и последующей карьере, которые, по словам Тихонова, «тянут за собой остальных». На качественно иной уровень поднялась и организация учебного процесса. Тут и массированное изучение английского языка с 1-го курса; и регулярные - по нескольку на протяжении каждого учебного модуля - лекции ведущих зарубежных специалистов; и дополнение естественно-научных курсов социально-гуманитарными. В итоге МИЭМ вернул себе прежнее положение вуза, традиционно входившего в топ-10 инженерных высших учебных заведений.

Впрочем, «Вышка» также не осталась внакладе, отметил он: «Присоединение МИЭМ стимулировало создание здесь факультета компьютерных технологий, а также обеспечило ВШЭ нынешние высочайшие места в рейтингах по направлению «математика». Сказанное не оставляет сомнений: объединение вузов несет с собой не только минусы, но и плюсы. Правда, при одном условии, особо подчеркнул Тихонов: «Такие решения должны приниматься только на основе заранее выработанной и просчитанной по своим последствиям политики, а не просто объединять вузы и лишь затем думать, что с этими объединениями делать дальше».

Я работал до лета 2013 года в СПбГУСЭ. Вуз не из звездных, но тем не менее... Осенью 2012 года стало известно об объединении вузов. Сложно сказать, на каком уровне и как принималось решение в нашем конкретном случае, но происходило все это безобразие на фоне таких событий, как признание вуза неэффективным и заказное убийство ректора, который, как мне кажется, выступал бы против той формы и тех условий, в которых оно произошло. Нас решили присоединить к Финэку и Инжэкону в рамках нового СПбГЭУ — Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Как и многих моих коллег, меня это коснулось самым непосредственным образом: начались повальные увольнения. Учитывая тот факт, что политика администрации в последние годы была — не проводить по конкурсу, а держать максимальное количество людей «на поводке» срочного договора, то это было просто «избиение младенцев» — нам не продлили договоры, технически это было и не увольнение даже. При этом нам постоянно обещали, что мы все сможем попасть на новые, объединенные, кафедры, если проявим чудеса рвения и таланта. Рассказывали о том, что в новом вузе будут только востребованные специальности, высокий проходной балл, высокая стоимость обучения и, как следствие, высокие зарплаты. Естественно, никто из уволенных на работу приглашен не был. В результате «грызни» за ставки и должности самые молодые и перспективные сотрудники (я не о себе) либо покинули вуз совсем, либо остались на жалкие доли ставки, пытаясь отыскать себе новую работу по специальности. Но в условиях массового объединения вузов сейчас это практически невозможно. «Страшилки» про толпы голодных уволенных гуманитариев стремительно становятся явью. Когда я узнал про объединение вузов, я посмеялся. Это так похоже на стандартную деятельность нашего государства — пытаться решить сложные и запущенные проблемы современного высшего образования в России при помощи набора нескольких простых механических мер, например, посредством объединения вузов, сокращения затрат. И не в том дело, что я не верю, что вузов слишком много что «наплодились» маловразумительные специальности, что в стране переизбыток плохо образованных выпускников с не очень котирующимися дипломами. Это все правда. Плохо то, что вместо попытки построить нормальную систему отбора абитуриентов, ввести адекватную систему финансирования, достойную заработную плату и интересный образовательный процесс, опять выбран простой и малополезный ход: объединить вузы, внедрить настолько невразумительную и неисполнимую систему показателей эффективности, что преподаватели вместо работы порой заняты бесконечным заполнением отчетных бумаг.

Так что мои ожидания от процесса объединения полностью оправдались. Мои коллеги, которые на свой страх и риск остались работать, рассказывают, что зарплату действительно повысили, ровно настолько, насколько высвободились средства, по-видимому, после увольнения нас, болезных. И грядет новая волна увольнений. Рядовые преподаватели с трепетом ожидают сокращения. И ГУСЭ, и Инжэкон практически уже уничтожены, остались только студенты (они же деньги платят) , специальности, кафедры и преподаватели исчезают. Фактически остался один Финэк, полностью «переваривший» присоединившиеся вузы.


Так что мое мнение такое: студентам объединение никак не повредило, разве что самые молодые и перспективные преподаватели исчезли из их расписания, но новые учебные программы и так свели к минимуму традиционные классические предметы вроде истории или философии. Преподаватели пострадали — вне всякого сомнения. Не очень понятно, что может побудить перспективную молодежь биться за оставшиеся места при сомнительных перспективах (и касательно набора, и касательно заработка, и касательно перспектив научного развития) . Государству польза одна: нужно было изобразить бурную деятельность по переустройству образования. Оно и изобразило.


Про другие вузы не могу говорить, подробностей не знаю. Но слышал, что СПбГЭУ планирует распродавать площади, которые достались ему после слияния с Инжэконом и СПбГУСЭ. Может, и врут.

11 июля у Президента РФ прошло совещание по вопросам реализации его в сфере социальной политики.

В своем выступлении Президент высказал мнение, что в системе образования необходимы серьёзные структурные преобразования и изменения . "У нас есть высшие учебные заведения, и мы тоже об этом неоднократно говорили, которые предоставляют студентам абсолютно невостребованные на рынке труда услуги – некачественное образование попросту говоря. Некоторым таким псевдовузам зачастую не удаётся заполнить даже бюджетные места. Необходимо до конца текущего года выявить неэффективно работающие государственные вузы, программа их реструктуризации, в том числе за счёт присоединения к более сильным учебным заведениям, должна быть разработана и утверждена до мая 2013 года, не позднее, во всяком случае. Если раньше удастся, будет ещё лучше." - заявил В.В. Путин .

Напомним, что днем ранее, 10 июля, в Минобрнауки РФ прошло , посвященное проведению мониторинга государственных образовательных учреждений. По результатам мониторинга, который должен завершиться до конца августа, будет проведен анализ деятельности всех учебных заведений.

Заметим, что к идее о реструктуризации российских вузов положительно относятся представители образовательного сообщества. Так ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий отметил, что "ректорское сообщество целиком поддерживает идею реорганизации вузов и повышения качества высшего образования", а ректор Санкт-Петербургского государственного университета, председатель Ассоциации ведущих университетов Николай Кропачев сообщил, что "критерии оценки деятельности вузов достаточно давно находятся в работе, соответствующая комиссия Ассоциации ведущих университетов готовит наши предложения" и на следующей неделе представит итоговые предложения в Министерство.

Хотелось бы обратить внимание, что процесс укрупнения, слияния и объединения вузов началась задолго до президентских указов 7 мая 2012 года.

Так за последнее время объединились ряд крупных вузов:

    в сентябре 2010 года к Академии народного хозяйства была присоединена Российская академия государственной службы и ряд региональных вузов. В результате этого образовалась Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Сейчас в состав РАНХиГС входят 22 факультета, аспирантура, докторантура, научно-исследовательские институты и центры, колледж многоуровневого профессионального образования, библиотека, издательство, функциональные управления и отделы, 68 филиалов.

    в конце декабря 2011 года начался процесс присоединения Московского государственного института электроники и математики к Высшей школе экономики. Институт сохранит свою автономию в ВШЭ под названием МИЭМ НИУ ВШЭ и будет включать в себя 3 факультета и 15 кафедр.

    в декабре 2011 года к Финансовому университету при Правительстве РФ в качестве структурных подразделений были присоединены Всероссийский заочный финансово-экономический институт и Московский государственный колледж информатики и электронной техники, а уже в мае 2012 года к ФУ присоединили, подведомственные Минфину РФ, Государственный университет и Всероссийскую государственную налоговую академию. Отныне Финансовый университет будет включать в себя 14 факультетов, 55 кафедр, 5 институтов, 3 высших школы, 7 научно-исследовательских институтов и центров, 3 учебно-научныe лаборатории, 11 филиалов в семи регионах России (не считая филиалов ВЗФЭИ)

    в 2012 году к своему историческому состоянию вернулись Московский институт стали и сплавов и Московский горный государственный университет, которые разделились на два вуза в 1930 году. В тот год из состава Московской горной академии выделились Московский институт стали и Московский институт цветных металлов и золота. Спустя 76 лет Государственный университет цветных металлов и золота вошел в состав Сибирского федерального университета, а спустя еще 6 лет объединились МИСиС и МГГУ.

Особо стоит отметить, начавшийся в 2006 году, процесс создания федеральных университетов . В том году были созданы два таких университета - Сибирский Федеральный Университет (СФУ) и Южный федеральный университет (ЮФУ).

СФУ был создан на базе Красноярского госуниверситета, к которому присоединили 3 крупных вуза Красноярска - архитектурно-строительную академию (КрасГАСА), государственный технический университет (КГТУ) и госуниверситет цветных металлов и золота (ГУЦМИЗ).

ЮФУ создавался из трёх вузов Ростова-на-Дону (Ростовского госуниверситета, академии архитектуры и искусства, государственного педагогического университета) и Таганрогского государственного радиотехнического университета.

7 мая 2008 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ "О федеральных университетах" , согласно которому Правительству Российской Федерации было поручено в двухмесячный срок разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, определяющего порядок создания и деятельности федеральных университетов. Менее чем через год 24 февраля 2009 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" , согласно которому, "Федеральные университеты создаются Правительством РФ на основании решения Президента РФ в форме автономного учреждения, как правило, на базе федеральных государственных вузов и научных организаций, государственных академий наук и их региональных отделений."

В течение последующих четырех лет в России было создано еще 7 федеральных университетов: Балтийский, Дальневосточный, Казанский (Приволжский), Северный (Арктический), Северо-Восточный, Северо-Кавказский и Уральский. Все девять федеральных университетов объединили в себе 30 высших и средних учебных заведений.

Кроме этих больших и значимых реорганизаций, в России прошли и множество других "менее заметных" поглощений, слияний и объединений высших учебных заведений.

По мнению Президента РФ подобные реорганизации (в том числе за счет присоединения "слабых" к "более сильным"), программа которых должна быть утверждена до мая 2013 года, приведут к оздоровлению системы высшего образования и позволит увеличить финансирование сильных вузов, а также повысить заработные платы преподавателям и профессорам.

Что до конца июля Правительство должно внести в Государственную Думу проект закона об образовании, принятие которого, наверняка, будет способствовать дальнейшему распространению процессов объединений российских учебных заведений.

Представим себе вуз (высшее учебное заведение). Обычный провинциальный маленький вуз.

Допустим, что главный руководитель решил его реорганизовать. Нет, не ликвидировать или как-то преобразовать вуз как таковой. Руководитель вуза просто решил поменять внутреннее мироустройство: ликвидировать одни подразделения и создать другие.

Давайте посмотрим в рамках текущей публикации, как это должно происходить в теории.

Самое важное значение для успешной реализации программы реорганизации вуза и обеспечения на практике её эффективности имеют мобилизация работников, которые будут ее осуществлять, их организация и заинтересованность.

Необходимо учитывать, что реорганизация вуза является процессом не только организационно-техническим, но и социальным, затрагивающим интересы различных групп.

Учёт социальной составляющей процесса очень важен при рассмотрении вопросов реорганизации, поскольку в вузе находится большое количество людей - и студентов, и преподавателей, и сотрудников.

Люди - главная ценность любого вуза, и учёт их мнений и интересов должен являться важнейшим и определяющим при любой реорганизации. Тем более такой масштабной, как ликвидация одних вузовских структур и создание вместо них других.

Результатами работ на данном этапе должны стать: разработка для всей организации своеобразного «мандата на реорганизацию», включающего:

  • организационную структуру;
  • положение о группе, которая будет непосредственно заниматься перестройкой, и ее состав;
  • план намечаемых мер.

Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить на данном этапе, сводятся к следующему:

  • каковы задачи и ожидаемые результаты деятельности высших руководителей организации по данному проекту? Какова степень их вовлеченности в разработку проекта?
  • каковы цели данного проекта в целом? Каким путем следует их достигать без нанесения организации сколько-нибудь заметного ущерба?
  • кто должен быть включен в группу по реорганизации? Каким должен быть набор квалификационных и профессиональных знаний, навыков и опыта для членов группы?
  • какие необходимые качества членов группы отсутствуют у сотрудников организации? Каким образом их можно восполнить - за счет дополнительной подготовки сотрудников или привлечения специалистов со стороны?
  • какие специфические навыки реорганизации должны приобрести члены группы?
  • по каким вопросам следует обратиться ко всем работникам организации для получения их поддержки и доверия?

Нередко, и вуз в этом случае не является исключением, процесс реорганизации встречает сопротивление и для достижения успеха необходимо правильно управлять процессами изменений.

Решается вопрос о том, как наиболее конструктивно поддерживать связи с теми или иными группами людей внутри вуза, разрабатываются методика оценки степени заинтересованности участников проекта и методы вмешательства при отсутствии готовности участвовать в реорганизационном процессе.

Составляется план проекта, определяются сроки его исполнения и методы управления.

При принятии решения о реорганизации и после него необходимо поставить и решить задачи по следующим направлениям:

  • выявление необходимости реорганизации, в т.ч. и анализ изменений (рыночных, технологических, внешней среды);
  • обеспечение согласия в руководящем звене ректорского и деканского уровней;
  • обсуждение, дискуссии для выработки единого подхода и поддержки; определение целей реорганизации, понятных всем уровням управления вузом;
  • создание системы мотиваций и заинтересованности персонала в изменениях;
  • планирование изменений через создание системы управления изменениями посредством проектного управления.

Важным и неотъемлемым этапом процесса реорганизации является выработка общего и полного понимания решаемых проблем.

Цель этого этапа - разработать такое видение проблем, которое способно привести к скорейшему достижению цели. Этот этап позволяет выявить организационные проблемы текущего процесса, информационные потоки.

Планируются мероприятия текущего процесса, задачи и возможности по его улучшению, согласовываются намечаемые изменения. На этом этапе необходимо дать ответы на следующие ключевые вопросы:

  • каковы основные и вспомогательные виды деятельности, охватываемые процессом реорганизации? В каком порядке они исполняются?
  • как совершается движение ресурсов, информации и операционного потока в ходе процесса?
  • почему организационные изменения происходят именно так, как в настоящее время? Какие могут быть намечены изменения в методах выполняемой работы?
  • каковы границы взаимодействия с внешними контрагентами, стратегическими союзниками? Как можно пересмотреть эти границы для того, чтобы улучшить весь ход работы?
  • каковы основные сильные и слабые стороны отдельных процессов реорганизации?
  • как другие вузы того же уровня осуществляют процессы реорганизации и преодолевают связанные с ними трудности?
  • какие мероприятия должны быть проведены, учитывая результаты сравнения организационной работы вуза с другими?
  • каковы причины отставания вуза в организационной работе? Чему можно научиться у других вузов?
  • как можно использовать результаты данного этапа при проектировании намечаемых процессов реорганизации?
  • каковы специфические задачи по совершенствованию новых процессов?
  • как донести концепцию и стратегию изменений до всех работников?

Последнее представляется крайне важным в процессе реорганизации.

Заключительный этап реорганизации - непосредственно преобразования.

Цель данного этапа - разработка экспериментальной версии и законченного производственного реорганизационного проекта. Некоторые задачи этого этапа могут повторяться. Ключевые вопросы, которые рассматриваются на этом этапе:

  1. Когда надо начинать контролировать процесс? Как узнать, насколько правильно выбрана стратегия?
  2. Какие механизмы необходимо разработать для решения неожиданно возникающих проблем?
  3. Как можно гарантировать, что период перехода пройдет безболезненно?
  4. Как обеспечить и сохранить непрерывность процесса перемен?
  5. Какие средства могут быть использованы для перестройки организации в целом?

Задачи данного этапа охватывают завершение составления модели деятельности вуза, окончательную разработку технического проекта.

Дается оценка имеющегося персонала с точки зрения квалификации людей, их знаний и ориентации, степени их заинтересованности в переменах и возможности их использования в новых вузовских структурах. Оценка профессиональной пригодности очень важна, потому что решение о назначении каждого работника должно быть принято исходя из его возможностей, а не должности, которую он будет занимать.

Оценки, полученные по каждому работнику, затем сравниваются с требованиями, предъявляемыми к каждой должности и кадровому уровню. Полученные данные о необходимости переподготовки используются далее для выработки программы обучения и распределения людей по специальным курсам. Ставится также задача проведения инструктажа после того, как все сотрудники приступили к новой работе.

Для обеспечения процесса постоянного совершенствования управления вузом необходимо выполнение следующих требований:

  1. Перед персоналом, участвующим в реорганизации, необходимо поставить ясные цели, довести до них мероприятия по достижению этих целей и информацию о значении и смысле текущих и прошлых мероприятий.
  2. Персоналу необходимо предоставить средства для эффективного выполнения необходимых преобразований.
  3. На персонал следует возложить вполне определенные обязанности и предоставить ему конкретные полномочия, а также установить стимулы для эффективной работы.

Оценка осуществляемых изменений на каждом этапе и после завершения всех мероприятий по реорганизации осуществляется на основе определенной системы количественных и качественных показателей.

В процессе реорганизации в вузе должны быть оценены все возможные риски, которые должны быть просчитаны посредством ответов на следующие основополагающие вопросы:

  • насколько вуз будет споcобен после изменений решать уставные задачи качественной подготовки специалистов?
  • насколько будет обеспечена связь с работодателями?
  • насколько персонал, назначенный управлять новыми созданными подразделениями способен не ухудшить, а улучшить ситуацию в вузе?
  • уместно ли ликвидировать те подразделения вуза, которые и без преобразований являются сильными стратегическими активами вуза?

P.S. Это всё - теория. А какова практика и как фактически проводится реорганизация вуза? Например, какими способами и какими методами проводится сейчас «реорганизация» в Сыктывкарском государственном университете? И, главное, к чему она приведёт в среднесрочной (1,5 - 2 года) и относительно долгосрочной (3 - 5 лет) перспективе? На эти и другие вопросы (о том, что же действительно сейчас происходит в университете) я в скором времени постараюсь дать ответы, которые, скажем так, наверно, будут несколько отличаться от официальных.

Лекция основана на информации из открытых источников сети интернет, классических учебников по теории организаций и преобразований (изменений), а также на некоторых теоретико-практических соображениях автора блога, который имеет большой опыт работы в различных сегментах управленческих звеньев высшего учбеного заведения.

20 процентов российских вузов подлежат объединению. Упразднение непопулярных

Повышение качества образования в нашей стране - одна из стратегических целей государственной политики. Этим проблемам уделяется пристальное внимание. На злобу дня – вопросы о престиже высшей школы.

Ещё в 2008 году экс-министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил о необходимости уменьшения количества вузов. В то время аккредитацию получили полторы тысячи учебных заведений, из которых, по мнению министра, лишь полсотни могли называться конкурентоспособными, и 150-200 - качественно обучить студентов.

20 процентов российских вузов подлежат объединению, то есть каждое пятое высшее учреждение страны потерпит или уже потерпело реорганизацию. Как же вычисляются те самые «непопулярные» университеты и институты?

Как говорят чиновники, на протяжении довольно длительного времени проводятся мониторинги учебных заведений. И, как раз 20 процентов – это те вузы, к которым большие претензии по профессорско-преподавательскому составу и по имущественному достатку (например, многие работают даже в съёмных офисах торговых центров!).

Недавно на встрече со студентами Санкт-Петербургского технического университета премьер министр Дмитрий Медведев заявил, что необходимо сократить количество непопулярных вузов. Те институты, чьи дипломы не котируются, можно либо перепрофилировать в средние специальные учебные заведения, либо присоединить к более успешным вузам. Дмитрий Анатольевич подчеркнул:

Я не сторонник того, чтобы взять и начать по живому «чикать» университеты. Это неправильно. Там есть свои коллективы, студенчество. Вопрос в том, чтобы упорядочить эту систему. Никогда не говорил, чтобы вместо 1050 вузов в нашей стране их было 600, как в советские времена. Жизнь изменилась, в СССР в вузы поступали только 30-40 процентов школьников, а сейчас - почти 100. И ничего в этом особенного нет, потому что требования по образованию становятся все выше и выше. Единственное, чего нельзя допустить, - это чтобы поступившие студенты оказались на улице. Этого никогда не будет.

Как это происходит?

Нынешний министр образования и науки Дмитрий Ливанов рассказал журналистам, что следует провести так называемый SWOT-анализ, выявить все возможные риски или выгоды. Это поможет избежать в дальнейшем катастрофы. Смысл этой реформы в том, что необходимо получить бонусы от партнёрского функционирования – выход на новый уровень, рост качества образования, и прогресс научной деятельности.

Распространены четыре модели объединения.

Первая – дивизиональное управление. В рамках этой модели происходит добровольное поглощение вуза. Здесь много плюсов для поглощаемого учебного заведения, т.к. ему достаются дополнительные имиджевые и финансовые блага, а также оно сохраняет большую часть своих возможностей.

Вторая – поглощение. В отличие от первой, поглощаемый вуз практически никаких плюсов не имеет, полностью растворившись в структуре головного.

Третья – слияние. Оба вуза имеют равные права, но формально как бы прекращают своё существование. То есть вместо двух и более старых появляется один новый, с новым названием, с образованием нового юридического лица.

Четвертая – поглощение, навязанное учредителем при поддержке региональных властей. Зачастую такая реорганизация вызывает конфликт. Объединение происходит по каким-то странным принципам. Об этом говорится всё больше и больше. Ниже мы подробнее рассмотрим эту ситуацию на примере вузов города Тамбова.

Зачем это нужно?

Объединение вузов – не только российская инициатива. Здесь мы, как всегда, копируем более прогрессивных собратьев. Например, в США, в Калифорнии, уже существуют объединенные вузы. Также в Финляндии и в Японии. Это не международная мода, а необходимость концентрировать все ресурсы: интеллектуальные и материально-технические.

Процесс крайне сложный. Ведь когда вузы объединяются, объединяются и разные корпоративные культуры. Разный подход к осуществлению учебного процесса, научного. Состыковать столь разные организмы – проблема.

Весь процесс можно обозначить двумя словами: «слияние» и «поглощение» - эти рыночные термины, как никакие другие могут охарактеризовать метаморфозы.

Сейчас ведутся горячие споры, что объединение вузов принесёт лишь сокращение бюджетных мест, да и начнутся массовые увольнения преподавателей. Однако, как уверяют власть имущие, паниковать не нужно. На практике уже доказано, что все права у сотрудников реорганизованных учебных заведений сохранены, и более того - у них выросли заработные платы. Число бюджетников тоже осталось прежним. Вот только вряд ли удастся избежать сокращения административно-управленческого персонала. Например, Андрей Николаенко, ректор Университета машиностроение на одной из телепередач поделился, что когда объединяли МАМИ и Московский государственный университет инженерной экологии, то оставили лишь 7 проректоров, хотя на 2 вуза их должно быть 15. Получается, что деньги, сэкономленные таким образом, из Фонда оплаты труда можно перераспределить в пользу преподавателей.

Объединённый вуз становится сильнее, имеет более обширную и современную инфраструктуру, может ей пользоваться и получать богатые ресурсы. Оптимизация сети высшего образования нужна для того, чтобы удешевить процесс подготовки специалистов, повысить качество обучения, изменить сам принцип подбора и формирования нужных кадров. То есть после таких реорганизаций всё меньше и меньше будет ненужных выпускников, которые, получив дипломы, будут вынуждены работать за прилавками на рынках.

Старые разрушили, а новые не построили

Депутат Олег Смолин – человек очень уважаемый в образовательной среде. Слепота от рождения не помешала ему окончить с золотой медалью среднюю спецшколу для слепых и слабовидящих, с отличием выучиться в Омском государственном пединституте, защитить кандидатскую, а в 2001 году - докторскую диссертации. Сейчас он депутат Государственной Думы от КПРФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию ГД РФ, член-корреспондент Российской академии образовании, возглавляет Общероссийское общественное движение «Образование – для всех».

Краткое описание биографии Олега Николаевича позволяет понять, насколько компетентен этот человек в вопросах образования. Смолин на одной из встреч с журналистами прокомментировал, проблему объединения вузов.

Что хочет получить государство, соединив инженерные и педагогические кафедры? Или чиновники думают получить тем самым инженеров человеческих душ? Отрицательная сторона видна сразу. Уже одно то, что студенты вышли на улицы – знак нехороший. В образовании, как в жизни. Всё, что по согласованию, - хорошо, всё, что по административному предписанию, – плохо. Объединение сплошь и рядом происходит произвольно. Например, город Омск. Там существует собственный технический университет, но механико-технологический техникум, который логично было бы, если уж и присоединять, то только к собственному техническому университету, - присоединяют к пищевому институту. И таких примеров - сколько хотите: кого попало с кем попало. Не по принципу логичности, а кто как сумеет пролоббировать чужие интересы. Если связать за задние лапы двадцать кроликов – слон точно не получится. Если канатом связать десять торпедных катеров – линкор точно не получится. Тем более, если кролики связываются вместе с телятами, как у нас бывает сплошь и рядом. Я постоянно слышу от людей из федеральных университетов, что несколько прежних вузов разрушили, а новый не создали. В чём смысл этой политики принудительного объединения (с добровольным я согласен)? Сегодня Государственная Дума с подачи Правительства готовит два проекта. Первый, о том, что к 2020 году у нас студентов будет на 700 тысяч меньше, и второй, - к пятнадцатому году, с учётом инфляции, реальное финансирование образования из федерального бюджета сократится на четверть. Это обозначает крест на модернизации.

Чего не хочет Тамбов?

И всё же, если всё так хорошо и многообещающе, то почему студенты и преподаватели двух крупнейших Тамбовских университетов, ТГТУ и ТГУ имени Державина, вышли с протестом против объединения?

В Тамбове ещё ни разу не проводилось такие массовые протестные акции. Это прецедент. Более тысячи людей одновременно вышли на пикет с требованием отменить объединение двух крупнейших региональных вузов.

По словам учащихся, причин для возмущения было несколько. Во-первых, не была подготовлена программа реорганизации вузов. Во вторых, указ был спущен сверху, то есть учёный совет, преподаватели, студенты узнали о нём лишь по факту. В-третьих, никто не давал письменных гарантий, что не будут сокращены сотрудники, не вырастет стоимость обучения. Но главное - это разнопрофильность двух вузов (к техническому университету присоединили бывший пединститут). При этом, тот вуз, к которому присоединяли, ниже по рейтингу того, который присоединялся, - что крайне нелогично. Студенты были возмущены тем, что всё было сделано без их согласия. Они добивались отмены приказа и требовали уважения к себе.

Олег Сергеев, эксперт Всероссийского фонда «Образование» высказался по поводу такой реорганизации государственных региональных вузов.

У нас чиновники считают себя правыми, но при этом нарушают законы природы и общества. В России развитие любой системы, в том числе и образования, идёт не объединением, а делением. И вот из-за этого самого объединения мы получает «дерегионизацию» вузов, что бьёт по нашей экономике. В частности, в Верхней Салде - Титановой долине, благодаря объединениям и с Уральским федеральным университетом, и с московскими, нет местных специалистов. Приходится искать их по всему миру. Происходящее на просторах нашей страны напоминает объединение колхозов. В 2007 году в США был принят закон о конкурентоспособности в науке, технологии и инновации, где было сказано, что нужно сделать упор на регионы. У нас же по статистике 80 процентов абитуриентов по целевому набору не работают по специальности. И, естественно, если они не будут учиться в региональных вузах, которые сейчас, грубо говоря, «схлопываются», то совсем скоро у нас не будет не только Титановой Долины, но и вообще в провинциях не останется ни школ, ни каких-либо других производств.

Но надо сказать, что возмущения тамбовских студентов и преподавателей не остались без внимания властей. Приказ об объединении Тамбовского государственного технического университета с Тамбовским государственным университетом был отменён, а ректор новообразованного вуза уволен. И всё вернулось на свои места. По крайней мере, на время.