Тема. Гигиена полости рта.
Цель . Обучить студентов методам и средствам личной и профессиональной гигиены полости рта.
Метод проведения. Групповое занятие.
Место проведения. Лечебный и фантомный кабинеты.
Обеспечение

Техническое оснащение: диапроектор «Пеленг», стоматологическая установка, кресло, наборы инструментов для обследования полости рта, индикаторы зубного налета, зубные щетки , пасты, гели, эликсиры, зубочистки, флоссы.

Учебные пособия: слайды, таблицы, стенды, фантомы.

Средства контроля: контрольные вопросы, задачи, ситуационные задачи, вопросы для тестового контроля знаний, домашнее задание.
Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия. Состав, свойства слюны и ротовой жидкости (кафедра биохимии).
План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Средства и методы индивидуальной гигиены полости рта. Методы чистки зубов. Средства и методы профессиональной гигиены полости рта. Собеседование по контрольным вопросам и контрольным задачам . Решение учебных ситуационных задач.

3. Клиническая часть. Демонстрация преподавателем методов чистки зубов на фантоме: стандартного, при заболеваниях пародонта, комбинированных и других. Демонстрация методики применения межзубных нитей (флоссов). Демонстрация на стенде средств индивидуальной гигиены полости рта.

4. Самостоятельная работа студентов. Обучение студентами пациентов правилам чистки зубов, проведение бесед по подбору щеток и зубных паст.

5. Разбор результатов самостоятельной работы студентов.

6. Решение контрольных ситуационных задач.

7. Тестовый контроль знаний.

8. Задание на следующее занятие.
Аннотация

Первичная профилактика стоматологических заболеваний включает комплекс мероприятий. Ведущим мероприятием в этом комплексе является гигиена полости рта. Принято различать индивидуальную и профессиональную гигиену.

Под индивидуальной гигиеной понимают тщательное и регулярное удаление каждым человеком отложений с поверхности зубов и десен. Профессиональная гигиена полости рта проводится специалистом (стоматологом или врачом-гигиенистом) и обеспечивает удаление мягких и минерализованных зубных отложений, контроль за качеством индивидуальной гигиены, диагностику ранних стадий кариеса зубов и заболеваний пародонта.

Средства индивидуальной гигиены полости рта – это зубные щетки, ирригаторы полости рта, зубные нити, зубные порошки и пасты, гели, зубные эликсиры, жевательная резинка.

Методами индивидуальной гигиены полости рта являются чистка зубов и полоскание полости рта.

Механическое удаление зубных отложений осуществляется с помощью зубной щетки. Зубная щетка состоит из ручки и рабочей части, представленной рядами пучков щетины. В качестве щетины в основном применяются искусственные волокна. По жесткости различают три вида щетинок: жесткие, средние, мягкие; по длине рабочей части и величине ручки – взрослые и детские. Существуют также электрические зубные щетки.

Зубная щетка должна быть индивидуальной для каждого человека. Срок эксплуатации в среднем от одного до трех месяцев, пока не наступит деформация пучков щетины.

Однако, даже тщательное соблюдение правил гигиены полости рта с использованием одних зубных щеток не позволяет добиться очищения межзубных промежутков. Для этого используют зубные нити (флоссы). Они изготавливаются из искусственных волокон. Нить длиной 30-40 см вводится в межзубные промежутки, прижимается к поверхности зуба и проводится вверх-вниз, совершая 6-7 движений. Также для этой цели применяют зубочистки – деревянные и пластмассовые; ирригаторы – используется струя воды под давлением 2-10 атм. через наконечник. Давление создается компрессорами, к воде добавляются лекарственные вещества.

Химическое очищение зубов от налета проводится с помощью зубной пасты. В настоящее время ведущие мировые производители зубных паст привлекают к созданию новых видов не только технологов, дизайнеров, инженеров, но и стоматологов с тем, чтобы пасты максимально соответствовали потребностям населения в зависимости от конкретных стоматологических ситуаций. Зубная паста – это сложносоставная система, в формировании которой участвуют много компонентов:

а) абразивы (мел, бикарбонат натрия, дикальций фосфат, полимерные соединения метилметакрилата и др.);

б) увлажняющие вещества (глицерол и сорбитол), препятствующие испарению воды и способствующие сохранению однородности пасты;

в) связывающее вещество (природные смолы);

г) пенообразующие вещества, или детергенты (лаурилсульфат), способствующие образованию пены и облегчающие процесс чистки зубов;

д) антимикробные препараты, или консерванты (спирты, бензоаты, формальдегиды);

е) вода 20-30%;

ж) лечебно-профилактические добавки, определяющие назначение пасты;

з) гелеобразующие вещества.

Зубные пасты можно распределять по принадлежности (детская, подростковая, взрослая), по консистенции, по назначению, по степени пенистости, по содержанию элементов и т.д.

Наиболее существенна градация зубных паст по назначению (табл. 1), в соответствии с ним все зубные пасты подразделяются на две основные группы: гигиенические и лечебно-профилактические.

Таблица 1

Классификация практической градации зубных паст


Зубные пасты

гигиенические

лечебно-профилактические

простые

сложносоставные

комбинированные

комплексные

1. Очищающие

2. Дезодорирующие



1. Противокариесные

2. Абразивные

3. Противовоспалительные


1. Противокариесные

2. Противовоспалительные

3. Десенситивные.


1. Противокариесные

2. Противокариесные и противовоспалительные

3. Противокариесные и десенситивные

Гигиенические зубные пасты предназначены для очищения зубов от налета и дезодорирования полости рта («Апельсиновая», «Семейная», «Мятная», «Московская», «С добрым утром», «Фосфориновая», «Ovenal», «Red-White»).

Лечебно-профилактические зубные пасты делятся на две подгруппы: простые и сложносоставные. Простые лечебно-профилактические зубные пасты обладают каким-либо одним воздействием: противокариесным или противовоспалительным, или абразивным. Сложносоставные лечебно-профилактические пасты подразделяются на комбинированные и комплексные. К комбинированным относятся пасты, в состав которых входят два или три лечебно-профилактических компонента, направленных на терапию и профилактику одного вида патологии. Комплексные зубные пасты включают несколько лечебно-профилактических компонентов, действующих на различные виды патологии.

В условиях появления все более сложных по составу зубных паст, имеющих целенаправленное действие, подбором зубной пасты должен заниматься стоматолог и рекомендовать ее в соответствии с конкретным стоматологическим и гигиеническим статусами пациента. Для этого необходимо знать основную направленность зубных паст:

а) для профилактики кариеса – содержат фтористые и фосфорно-кальциевые соединения;

б) для профилактики заболеваний десен – включают растительные и противоспалительные компоненты (экстракты ромашки, шалфея, эвкалипта и др., хлоргексидин, триклозан и т.д.);

в) для зубов с повышенной чувствительностью к внешним раздражителям, содержащие гидроксиапатит или трикальций фосфат и способствующие обтурации дентинных трубочек, или фторсодержащие с нитратом калия, обеспечивающие изоляцию нервных волокон.
Основные правила чистки зубов

Для чистки зубов применяются подметающие, скребущие, круговые и возвратно-поступательные движения.

Подметающие движения проводятся от десны к краю коронки, они необходимы для очистки щечных, небных, язычных и вестибулярных поверхностей зубов. Скребущие и возвратно-поступательные движения применяются для чистки жевательных поверхностей зубов. Круговые движения проводятся на всех поверхностях после скребущих движений. Зубную щетку располагают перпендикулярно очищаемой поверхности. Для создания стереотипизма вначале очищают зубо-десневую зону моляров с любой стороны, продвигаясь по вестибулярной поверхности к жевательной, а затем на небную поверхность. После переходят на премоляры и фронтальные зубы. Сначала чистят зубы верхней челюсти, потом нижней. Каждую поверхность сегмента необходимо очищать 8-10 движениями щетки, а на очистку всех зубов необходимо затратить 300-400 движений. Самой оптимальной схемой чистки зубов считается чистка два раза в сутки: утром и вечером после приема пищи.
Профессиональная гигиена полости рта

Под термином «профессиональная гигиена полости рта» понимается тщательное удаление мягких и твердых зубных отложений со всех поверхностей зубов и десен профилактическими средствами, под контролем индикаторов зубного налета. Профессиональная гигиена полости рта проводится стоматологом или врачом-гигиенистом и включает: обучение, учет, контроль за гигиеническим состоянием полости рта, коррекцию, регистрацию состояния зубов и тканей полости рта, систематическое удаление зубных отложений с недоступных поверхностей.

4. Зубные щетки, требования к ним, различия, подбор, сроки эксплуатации.

5. Очистители межзубных промежутков.

6. Зубные пасты, состав.

7. Зубные пасты, практическая градация.

8. Основные правила чистки зубов.

9. Понятие «профессиональная гигиена полости рта».

10. Этапы профессиональной гигиены полости рта.
Контрольные задачи

Задача 1. Соотнесите средства гигиены:

Задача 2. Какие средства обеспечивают механическое удаление зубного налета?

10. Во второе посещение по поводу профессиональной гигиены полости рта пациент перед зеркалом самостоятельно очистил поверхности зубов с помощью зубной щетки и пасты. Врач дал рекомендации по правильному использованию межзубных очистителей.

Все ли мероприятия, предусмотренные на данном этапе профессиональной гигиены, выполнены врачом?


Контрольные

1. При осмотре полости рта в пришеечной области зубов верхней и нижней челюстей значительное скопление мягкого зубного налета. При детальном опросе выяснилось, что пациент длительное время пользуется мягкой зубной щеткой.

Каковы причины данного гигиенического статуса в полости рта? Дайте рекомендации по уходу, хранению и срокам эксплуатации зубной щетки.

2. Пациент затрудняется подобрать себе зубную щетку и межзубные очистители. Проведите консультацию по подбору пациенту этих средств индивидуальной гигиены полости рта, укажите, на что нужно акцентировать внимание.

3. К врачу-стоматологу обратился пациент с жалобами на кровоточивость и болезненность десны в области 35, 34 и 33 зубов.

Объективно: межзубные сосочки и маргинальная десна в области указанных зубов отечны , гиперемированы, с раневой поверхностью. Из анамнеза выяснено, что пациент пользовался новой зубной щеткой.

Объясните и перечислите возможные причины острого воспаления десны.

4. Пациент К., 30 лет, обратился с жалобами на боль при приеме пищи, чистке зубов, самопроизвольную кровоточивость десен.

При объективном исследовании – маргинальная десна и зубодесневые сосочки отечны, гиперемированы, сосочки увеличены в размере, кровоточат при прикосновении. Обнаружены ложные десневые карманы без нарушения зубодесневого прикрепления.

Диагноз: обострение хронического катарального гингивита средней степени тяжести.

Какую зубную щетку и зубную пасту на период лечения необходимо рекомендовать пациенту? Дайте обоснование.

5. В ходе профессиональной гигиены полости рта при опросе выяснилось, что во время чистки зубов пациентка использует скребущие и возвратно-поступательные движения на всех поверхностях зубов, начиная с фронтальных зубов и заканчивая областью моляров.

Есть ли нарушение в методике чистки зубов ? Если да, то опишите основные правила очищения поверхности зубов.

6. В процессе проведения профессиональной гигиены полости рта врач обследовал полость рта, окрасил зубной налет с последующей демонстрацией пациенту, удалил зубные отложения, дал рекомендации по правильному выбору средств индивидуальной гигиены полости рта.

Перечислите этапы, предусмотренные профессиональной гигиеной полости рта.

7. К врачу-стоматологу обратился пациент с жалобами на кровоточивость десен при чистке зубов.

Объективно: межзубные сосочки и краевая десна отечны, гиперемированы, сосочки кровоточат при дотрагивании. Индекс гигиены составляет 1,6 балла. Поставлен диагноз – острый серозный гингивит.

8. При проведении профессиональной гигиены полости рта в третье посещение пациент очистил поверхность зубов с помощью зубной щетки и пасты самостоятельно. Врач проконтролировал качество чистки зубов.

Все ли манипуляции были выполнены на данном этапе? Перечислите сроки повторного контроля за соблюдением пациентом гигиены полости рта.

9. Пациент предъявляет жалобы на повышенную чувствительность зубов от внешних раздражителей.

В составе комплексного лечения пациенту была рекомендована зубная паста, содержащая гидроксиапатит или трикальций фосфат, а также фторсодержащая зубная паста с нитратом калия.

10. На прием к врачу-стоматологу обратился пациент с жалобами на кровоточивость десен при употреблении жесткой пищи и при чистке зубов.

Объективно: межзубные сосочки отечны, гиперемированы, имеют цианотичный оттенок, кровоточат при дотрагивании. Обильный мягкий зубной налет. Индекс гигиены 4 балла.

Какие методы и средства индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта могут быть рекомендованы пациенту? Дайте обоснование.


Тестовый контроль знаний

1. Какие средства гигиены полости рта относят к индивидуальным?

а) зубные щетки;

б) флоссы;

в) зубные пасты;

г) ирригаторы;

д) резиновые чашечки.

2. Какие компоненты входят в состав гигиенических зубных паст?

а) абразивы;

б) увлажняющие вещества;

в) природные смолы;

г) пенообразующие вещества;

д) анестезирующие вещества;

е) лечебно-профилактические добавки.

3. Как подразделяются лечебно-профилактические зубные пасты?

а) сочетанные;

б) комбинированные;

в) сложносоставные;

г) простые;

в) комплексные.

4. Что относят к межзубным очистителям?

а) зубочистки;

б) флоссы;

в) ирригаторы;

г) штрипсы.

5. Какие из перечисленных веществ относят к компонентам лечебно-профилактических зубных паст?

а) абразивы;

б) увлажнители;

в) консерванты;

г) детергенты;

д) лечебно-профилактические добавки;

е) антибиотики;

ж) прижигающие вещества.

6. Укажите методы индивидуальной профилактики полости рта:

а) чистка зубов;

б) удаление зубного камня;

в) ирригация полости рта;

г) удаление зубных отложений с недоступных поверхностей.

7. Перечислите основные движения, применяемые при чистке зубов:

а) подметающие;

б) трущие;

в) круговые;

г) возвратно-поступательные.

8. Какие вещества входят в состав противокариесных зубных паст?

а) фторид натрия;

б) противовоспалительные компоненты;

в) противомикробные препараты.

9. Какие вещества входят в состав зубных паст, применяемых для профилактики заболеваний пародонта?

а) фтористые соединения;

б) растительные экстракты;

в) фосфорно-кальциевые соединения.

10. Для чего предназначены гигиенические зубные пасты?

а) очищение от налета;

б) дезодорирование полости рта;

в) профилактика заболеваний десен;

г) профилактика повышенной чувствительности зубов.


Домашнее задание:

а) дать определение индивидуальной и профессиональной гигиене;

б) перечислить средства индивидуальной гигиены полости рта;

в) перечислить гигиенические пасты;

г) состав зубных паст;

д) классификация лечебно-профилактических зубных паст;

е) этапы профессиональной гигиены полости рта.
Литература

Основная

1. Боровский Е.В., Терапевтическая стоматология / Е.В. Боровский, В.С. Иванов, Ю.М. Максимовский, Л.Н. Максимовская. – М.: Медицина, 2001. – С. 212-219, 266-269, 718-727.

2. Зубные болезни: практическое руководство / под ред. проф. Н.Н. Гаражи. – Ставрополь: Изд-во СтГМА, 1998. – С. 338-342.

3. Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология / Ю.М. Максимовский, Л.Н. Максимовская, Л.Ю. Орехова. – М.: Медицина, 2002. – С. 225-231.

Дополнительная

1. Терапевтическая стоматология: учебное пособие / под ред. проф. Л.А. Дмитриевой. – М., 2003. – С. 580-585.

2. Тестовые задания для контроля уровня знаний по пропедевтике стоматологических заболеваний / под ред. проф. М.М. Пожарицкой. – М., 2000. – С. 48

3. Тестовые задания по пропедевтике стоматологических заболеваний. Часть I. Терапевтическая стоматология / под ред. проф. Н.Н. Гаражи. – Ставрополь, 2003. – 40 с.

4. Улитовский С.Б. Зубные пасты / С. Б. Улитовский. – СПб., 2000. – 272 с.

Ведущим направлением современной стоматологии становится профилактика. Известно, что подавляющее большинство населения от кариеса в различных формах. Нередко уже в детском возрасте наблюдаются серьезные разрушения молочных зубов. Кроме того, почти 100 % населения страдают от воспаления десен и кровоточащие десны многими уже воспринимаются как вполне обычное явление. А ведь это приводит к воспалению периодонта и затем – к потере зуба. Лечение и протезирование, в свою очередь, достаточно болезненны и дорогостоящи. На сегодняшний день, очевидно, что легче предотвратить развитие многих заболеваний, чем в последствии вкладывать большие моральные и материальные силы в устранение патологии. В наше время существенно увеличивается влияние практикующих врачей в стоматологическом просвещении населения. К сожалению, немногие специалисты способны на должном уровне провести индивидуальную мотивацию и обучение пациентов в области оральной гигиены. И для того, чтобы профессиональная гигиена на самом деле стала мощным этапом борьбы с современными стоматологическими заболеваниями, необходимо четко знать все группы и методы основных профилактических мероприятий.

Зубные отложения

В литературе до настоящего момента не существует единой терминологии, объективно характеризующей зубные отложения. Под одним и тем же названием нередко подразумевают различные структурные образования. Наиболее популярен в настоящее время термин «plaque» и его перевод на русский язык – «бляшка» или «зубной налет».

Все зубные отложения можно сгруппировать следующим образом:

  1. Неминерализованные зубные отложения.
    1. Кутикула;
    2. Пелликула;
    3. Плотный зубной налет (зубная бляшка);
    4. Мягкий зубной налет.
  2. Минерализованные зубные отложения.
    1. Наддесневый зубной камень;
    2. Поддесневый зубной камень.

Кутикула или редуцированный эпителий эмалевого органа, вскоре после прорезывания теряется, поэтому в физиологии зуба существенной роли не играет.

Пелликула (приобретенная кутикула) образуется на поверхности зуба вскоре после его прорезывания и является производным слюнных гликопротеидов. При снятии пелликулы абразивным средством она быстро восстанавливается, если зуб находится в контакте со слюной (20-30 минут). Пелликула является бесструктурным образованием, плотно фиксируемым к поверхности зуба. Бактерий в пелликуле обнаружить не удалось. От состояния пелликулы зависит процесс диффузии и проницаемости в поверхностном слое эмали, изменение состава и свойств пелликулы может благоприятствовать развитию кариеса. Во-первых, пелликула способна уменьшить начальный поток фтора в зуб, в то же время она может задержать обратную диффузия из зуба образовавшихся фторидэмалевых продуктов.

Зубная бляшка располагается над пелликулой зуба, она бесцветна, поэтому для ее обнаружения используются окрашивающие растворы. Это образование с шероховатой поверхностью, которое располагается над десной, чаще в пришеечной области зуба, под десной, в фиссурах. Зубная бляшка образуется путем адсорбции микроорганизмов на поверхности эмали, плотно прикреплена к ней и растет за счет постоянного наслаивания новых бактерий. Кроме того, она содержит эпителиальные клетки, лейкоциты и макрофаги. В механизме образования зубной бляшки большую роль играют углеводы, которые способствуют прилипанию налета к поверхности зуба.

Мягкий зубной налет ясно виден без окрашивания специальными растворами. Он накапливается в ночное время, в период покоя речевого и жевательного аппарата, у лиц, не осуществляющих регулярный уход за полостью рта. Мягкий зубной налет, в отличии от плотного, не имеет постоянной структуры. Он состоит из органических и неорганических веществ, осевших на поверхности эмали в результате распада скоплений отторгнувшихся клеток покровного эпителия, слизистой оболочки полости рта, лейкоцитов, микроорганизмов, остатков пищи, пыли. Мягкий зубной налет является причиной запаха изо рта, извращения вкусовых ощущений, а также основным центром минерализации и образования зубного камня.

Минерализованные зубные отложения (зубной камень) являются отвердевшей массой, которая образуется на поверхности естественных и искусственных зубов, а также зубных протезов. В зависимости от соотношения с десневым краем выделяют наддесневой и поддесневый зубной камень.

Наддесневой камень располагается над гребнем десневого края, его легко обнаружить на поверхности зубов. Он обычно белого или беловато-желтого цвета, твердой или глинообразной консистенции, легко отделяется от зубной поверхности путем соскабливания. Цвет его часто зависит от воздействия табака или пищевых пигментов. Чаще всего наддесневой зубной камень локализуется на щечных поверхностях верхних больших коренных зубов, на язычных поверхностях передних зубов нижней челюсти. Наддесневой зубной камень относится к слюнному типу (образуется из минеральных веществ слюны).

Поддесневой зубной камень располагается под маргинальной десной и обычно в десневых карманах. Поддесневой камень не виден при визуальном осмотре ротовой полости. Чтобы определить местонахождение и протяженность поддесневого зубного камня необходимо аккуратное зондирование. Он обычно плотный и твердый, темно-коричневого или зеленовато-черного цвета и плотно прикреплен к поверхности зуба. Часто у пациентов обнаруживается и наддесневой, и поддесневой зубные камни, не исключено образование наддесневого или поддесневого зубного камня в отдельности. Поддесневый зубной камень относится к сывороточному типу (так как доказано, что источником минералов для него является десневая жидкость, которая напоминает сыворотку).

Начало и скорость минерализации зубной бляшки неодинаковы у разных индивидуумов и на различных зубах и одного и того же субъекта. Это позволяет выделять людей с быстрым образованием камня, с умеренным, с незначительным и лиц у которых вообще не образуется камень.

Профессиональная гигиена полости рта

Профессиональная гигиена полости рта – система лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых в условиях стоматологической клиники, направленная на профилактику возникновения и прогрессирования заболеваний полости рта.

Выделяют четыре основных этапа проведения профессиональной гигиены полости рта:

  • Контролируемая чистка зубов;
  • Удаления зубных отложений;
  • Шлифовка и полирование;
  • Флюоризация.

Контролируемая чистка

Тщательное обследование пациента с обязательным расчетом индексов интенсивности кариеса (КПУ, КПУ+КП, КП), гигиенического индекса (ИГР-У), оценкой состояния слизистой оболочки полости рта и тканей пародонта (индекс КПУ). Необходимо определить вид прикуса, наличие активнодействующих факторов риска стоматологических заболеваний.

Далее необходимо сформировать у пациента положительную мотивацию к выполнению им правил гигиены полости рта. Важно информировать пациента о том, что от качества ухода за полостью рта зависит успех лечения заболеваний пародонта, сохранность здоровых зубов, пломб и реставраций.

Желательно провести контролируемую чистку зубов. Пациент чистит зубы индивидуальной зубной щеткой, а затем проводится окрашивание оставшегося налета (используют жидкий индикатор зубного налета Plaviso (Voco), таблетки «Dent» (Япония), «Динал» (Россия) и др.).

Одновременно производится демонстрация последовательности движений средств индивидуального ухода и порядка проведения массажа десен (на модели), производится подбор средств индивидуальной гигиены, даются рекомендации по подбору зубной щетки, зубной пасты, средств для междузубных промежутков и ополаскивателей, даются рекомендации по правильному питанию и использованию жевательной резинки. На данном этапе возможно привлечение печатной и видеопродукции.

Удаление зубных отложений

В первую очередь необходимо обязательно провести ирригацию полости рта растворами антисептиков (хлоргексидин, фурацилин, метрагил, прополис и др.) или настоями лекарственных трав (зверобой, ромашка, шалфей, календула, эвкалипт).

При необходимости следует провести местное аппликационное или инъекционное обезболивание.

Затем проводится непосредственное удаление зубных отложений.

Различают четыре типа воздействия на зубную бляшку.

1. Низкочастотное воздействие (Sonic)

Кончик инструмента осуществляет круговые колебательные движения до 1 мм с частотой 1500-1700 Гц. Инструмент укрепляется к разъему взамен обычного наконечника.

Эффективность применения данного метода очень низкая: кавитация не достигается, и при этом травмируются ткани пародонта. Sonic используется только при удалении наддесневых зубных отложений. Противопоказано применение в области открытого цемента.

2. Ультразвуковое воздействие (ультразвуковые, магнитостринтивные скалеры)

Вибрация кончика – эллиптическая, с частотой 25000-30000 Гц, за счет колебания тонких металлических пластинок при подаче низковольтного электрического сигнала.

Кавитация – эффективная, особенно в сочетании с ирригацией растворами хлоргексидина, йода, фтора, соды. Генерирует тепло.

3. Пьезокерамическая (кристаллическая) системы передачи (пьезоэлектрические скалеры)

Кончик инструмента движется только в линейном (вперед-назад) направлении с частотой 45000 Гц. Более комфортабельны т.к. не генерируют тепло.

Следует помнить, что чем сильнее нажим инструмента, тем меньше эффективность.

4. Ультрадисперсное (порошково-струйное) воздействие (Air-Flow, EMS, Швейцария, Cavi-Jet, Dentsplay)

В отличие от кинетической энергии движущихся инструментов, - этот метод состоит в направленной подаче реактивной струи аэрозоля, содержащего воду и абразивное средство (профилактический порошок с бикарбонатом натрия и альфа-оксид алюминия). Благодаря возможности регулирования подачи воды в наконечник расширяются возможности применения данного метода: удаление зубных отложений, обработка фиссур перед запечатыванием, устранение глубоких пигментаций, препарирование небольших кариозных повреждений, подготовка адгезионных поверхностей для композитных реставраций и ортопедических конструкций.

Если при применении данных аппаратов не обеспечена достаточная подача воды, то температура рабочей части может достигнуть 200оС. Такие температуры приводят к травмам зубов и десен. Лучше всего себя зарекомендовала внутренняя подача воды к рабочей части инструмента. Вода не только охлаждает, но и за счет распыления ультразвуковыми волнами, смывает удаляемые отложения, очищая обрабатываемый участок. Этот водный туман во взвешенном состоянии выносит из ротовой полости массу микроорганизмов. Например, возбудители гепатита могут переносится воздушно-капельным путем в дыхательные пути и на восприимчивые участки глаз. Поэтому во время работы необходимо надевать маску и защитные очки.

Применяемые инструменты имеют различную форму рабочей части. Следует применять тонкий с закругленными краями инструмент. Однако при неправильном применении и такой инструмент тоже может повреждать зубы. Эффективная зона действия инструмента проходит вдоль его продольной оси. Никогда нельзя обрабатывать зуб непосредственно острием ультразвуковой насадки, т.к. это может привести к сколам эмали и даже, более того, дентина. Следует соблюдать осторожность при обработке краев пломб! Края пломб могут быть повреждены микроколебаниями инструмента и отсоединится от зуба, что увеличивает возможность возникновение вторичного кариеса. Неправильное использование инструментов может также способствовать расцементировке несъемных ортопедических конструкций. Следует помнить, что при частом использование рабочая часть инструмента изнашивается и, во избежании поломок, инструмент подлежит замене два раза в год. Рабочую часть инструмента нужно вести вдоль оси зуба без давления. Отделение зубного камня происходит благодаря ультразвуковым колебаниям, а из-за давления на инструмент. Если после обработки ультразвуковыми приборами и пневмоскалерами на поверхности зуба остаются островки зубного камня, то последующая обработка должна производится ручными пародонтальными инструментами. Они сконструированы таким образом, чтобы была возможность очищать любые поверхности зубов. Для этого они соответствующим образом изогнуты, закручены и имеют острые режущие грани на конце. Это дает возможность срезать застарелые отложения, оставляя при этом относительно гладкую поверхность.

3. Полировка

Чтобы предотвратить образование нового налета на очищенных поверхностях, применяется полировка резиновыми чашечками, щеточками и полировочными пастами.

Сначала производится шлифование и предварительное полирование шеек и доступных участков корней зубов гибкими абразивными инструментами (лавсановыми диски и полоски-штрипсы с абразивным покрытием, ленты, флоссы и щетки).

Затем приступают к окончательному полированию с использованием щеток, резиновых колпачков и полирующих абразивных паст: Unit Dose, Prophy Paste (Oral-B), Detartrine (Septodont), Nupro (Dentsply), Klint (Voco), Remot (Lege Artis), Cleanpolish (Hawe Nenos).

Начинается полировка грубой полировочной пастой резиновой чашечкой неабразивного свойства. Затем производится обработка среднезернистой пастой, благодаря которой сглаживаются неровности, образованные предыдущей пастой. Следует отметить, что нужно четко соблюдать порядок чередования полировочных паст. Только в этом случае можно получить чисто отполированную поверхность. Ни в коем случае нельзя перепрыгивать через ступени полировки. И в заключении производится окончательная полировка мелкозернистой, флюоридсодержащей пастой. Предпочтительнее полировать плоские поверхности резиновыми чашечками, а для полировки бугров использовать щеточки.

В заключении профессиональной очистки зубов производится очистка межзубных пространств с помощью специальных средств. Очистка апроксимальных областей осуществляется с помощью ниточки и мелкозернистой пасты. Для полировки значительно широких межзубных участков имеет смысл применение специальных межзубных щеточек.

Затем производится заключительная ирригация полости рта для удаления абразивной пасты (для этой цели используются слабые растворы антисептиков). Также на данном этапе желательно провести контрольное определение гигиенических индексов.

4. Флюоризация

Для улучшения процессов реминерализации эмали и дентина обязательным этапом профессиональной гигиены полости рта является флюоризация зубов с использованием фторосодержащих гелей, лаков и ополаскивателей: Fluoridin Gel № 5 (Voco), Pro Fluorid gelee (Voco), Bifluorid 12 (Voco), Fluocal (Septodont), Vernident (Voco), Fluramon (Voco), Pro Fluorid M (Voco). Возможно проведение глубокого фторирования по Кнапповосту (ф. Mumanchemie, Германия).

Таким образом профессиональная очистка зубов длится около 40 минут, вместе с консультацией врача это займет около 1 часа.

Но чтобы закрепить успех, недостаточно одного такого посещения врача. Только на протяжении всей жизни регулярно проводимая профессиональная гигиена полости рта поможет избежать заболеваний. Целесообразно проводить в кабинете гигиены регулярные осмотры (не менее двух раз в год).

Особенности применения средств индивидуальной гигиены полости рта: вопросы и ответы

Какова роль фтора в процессе реминерализации?

Литература

  1. Е.В.Боровский, Э.М.Кузьмина, Т.И.Лемецкая «Первичная профилактика основных стоматологических заболеваний» / учебно-методическое пособие, Москва, 1986 г.
  2. Г.Н.Пахомов «Первичная профилактика в стоматологии» / Медицина, Москва, 1982 г.
  3. В.В.Горюнов, И.А.Шляхтова, Т.В.Горбунова «Алгоритм работы кабинета гигиены полости рта» / Уральское стоматологическое обозрение. 2000, №2(11).
  4. Е.А.Парпалей, Л.Б.Лепорская, Н.О.Савичук «Профессиональная и персональная гигиена ротовой полости как метод профилактики стоматологических заболеваний» / Современная стоматология. 1999, №4.
  5. Г.Х.Бестинг, Р.Хильгер, С.Фас, П.Берманн «Профессиональная гигиена»/ Российский стоматологический клуб.

Гигиеной полости рта называют комплекс мер для очистки элементов зубного ряда, десен и языка. Чистка полости рта делится на два вида.

Один из них проводится человеком самостоятельно дважды в день. А другой - профессиональным врачом гигиенистом не более двух раз в год.

Используется специальное оборудование для удаления налета, восстановления цвета эмали и очищения труднодоступных межзубных участков.

Общая информация

Стоматолог не только лечит, но и обучает пациентов, медиков других направленностей гигиене полости рта.

Важно, чтобы к обучению был подключен весь комплекс специалистов, которые прямо или косвенно занимаются гигиеническим обучением. К ним можно отнести воспитателей, нянечек, преподавателей всех уровней.

Обучению родителей следует уделить особое внимание, именно на них лежит ответственность формирования гигиенических привычек их детей. Урок гигиены самый распространенный способ обучения правилам ухода.

Уроки разбивают на три фазы - мотивация, выбор средств и способов чистки, а также практическое занятие.

Мотивация

Чтобы убедить пациента сменить свои привычки, врач должен приложить немало усилий. Часто одного раза недостаточно, поэтому работа должна проводиться всесторонне:

  • теория и демонстрация;
  • печатный материал;
  • видеофильмы;
  • всевозможные виды рекламы.

Во время личного общения врач должен быть максимально убедительным. Пациенту надо указать на его уже существующие стоматологические проблемы, для наглядности используются зеркала или видеокамера.

Гигиенисты объясняют, к чему может привести халатное отношение, приводят статистику региона проживания.

Пациент должен понять, что здоровые элементы челюстной дуги не приносят болевых ощущений, не нарушают красоту улыбки и можно не отказывается от любимых блюд.

А вот больные зубы ведут к развитию заболеваний пищеварения, являются причиной неприятного запаха изо рта и, в целом, портят качество жизни из-за дискомфорта от болевых ощущений и внешнего вида.

Немаловажным фактором является дешевизна ухода за здоровыми единицами и дороговизна лечения больных элементов.

Пациент должен понять механизм разрушения костного органа , что налет разрушает твердую ткань и содержит различные виды бактерий, которые обладают кариесогенным эффектом.

В этот момент показывают места скопления налета у пациента. По завершению первого этапа обучения, пациент должен захотеть очистить поверхность зубов от всех видов отложений.

Выбор средств и способов

Каждый потенциальный потребитель должен узнать все средства, доступные на современном рынке. Выбор щетки и пасты имеет большое значение, и врач должен помочь подобрать средства, учитывая индивидуальные особенности человека.

Удобно если в демонстрационном кабинете есть наборы для гигиены, чтобы пациент мог их сравнить со своими девайсами. Объяснив особенности выбора средств, можно переходить к подбору способа чистки.

Особенно важно объяснить, какими движениями чистить разные сегменты зубов.

Сначала врач должен понять уровень воспитания гигиенических навыков пациента. Это можно увидеть, если попросить его показать на себе или на манекене, как он привык проводить гигиенические процедуры.

В процессе демонстрации врач может комментировать движения, но делать это надо максимально доброжелательно. Специалист указывает на ошибки и недочеты своего подопечного.

Сам процесс обучения начинают с демонстрации на манекене, особенно уделяя внимание на новые для пациента приемы, закрепляют их на практике.

Контролируемая чистка проводится при наличии щетки и пасты. Перед началом процедуры врач окрашивает элементы челюстной дуги специальным красителем. Обучаемый проводит чистку привычными способами.

После процедуры определяют качество проделанной работы по методу О’Лири, с помощью стоматологического зеркала выявляют присутствие или отсутствие окраски.

Полученные данные заносятся в схематичный зубной ряд. После подсчета можно сделать вывод, какой процент поверхностей загрязнен. Врач объясняет ошибки и показывает, что необходимо изменить для повышения качества чистки.

После этого, под наблюдением врача пробуются новые методы очищения на практике, врач корректирует движения. По завершении, снова проверяют чистоту по методу О’Лири.

Специалист фиксирует у себя данные обучения, чтобы в следующий раз сравнить эти записи с новыми показателями.

Выбор щетки и правила ухода

Классификация зубных щеток по жесткости:

Классификация щеток по расположению пучков:

Выбирая девайс, надо обратить внимание на следующие пункты:

  1. Рабочая поверхность должна иметь размер не менее 2,5 см., чтобы во время чистки захватывать несколько единиц.
  2. Во избежание травмирования мягких тканей, верхняя часть щетки должна быть округлой. Шероховатость на обратной стороне поможет очистить внутреннюю сторону щек от вредных микроорганизмов.
  3. Соединение ручки и головки щетки должно быть мягким, чтобы предотвратить излишнее давление.
  4. Ручка должна удобно располагаться в руке и не скользить.

Правила использования:

  1. Взрослые и детские щетки хранятся в разных стаканах.
  2. На верхнюю часть щетки надо надевать защитный колпачок, но не хранить в специальном футляре.
  3. После каждого использования щетку нужно промывать теплой водой.
  4. Один раз в неделю дезинфицировать в антибактериальном ополаскивателе.
  5. Менять приспособления каждые 3 месяца и после заболеваний полости рта.

Потребители, выбирая щетку, стали предпочтение отдавать электрической модели. Однако следует учесть, что у нее есть противопоказания.

Противопоказания для использования электрических щеток - болезни полости рта (гингивит, стоматит, пародонтоз), недавно перенесенные онкологические операции в ротовой полости.

Классификация электрических девайсов:

Такими щетками можно пользоваться при условии здоровых единиц с крепкой эмалью и здоровыми деснами.

Если есть камень на поверхности, то использование такого приспособления может спровоцировать воспаление десен.

В местах соединения движущейся и не движущейся части могут скапливаться болезнетворные микроорганизмы, проводить дезинфекцию этих частей затруднительно.

Уход в зависимости от возраста

Способы ухода за полостью рта меняются в зависимости от возрастных особенностей. Чем младше ребенок, тем бережнее уход.

Уроки для родителей грудничков

Как правило, детей до года не показывают стоматологам, и не все родители знают об особенностях ухода за ротовой полостью грудничка.

Отсутствие ухода вызывает заболевания, такие как молочница во рту или стоматит. Очищение проводится дважды в день, современный рынок предлагает специальные средства для грудничка.

Стоматолог участвует в организации лекций для беременных или в детских поликлиниках.

Дети от года до трех лет

Обучение детей в возрасте от 1 года до 3 лет также проводится для родителей.

Педиатр дает ребенку направление на посещение стоматолога для осмотра, а стоматолог объясняет родителям особенности ухода за молочными единицами и за ротовой полостью в целом.

Чтобы привлечь внимание, ребенку предлагают интересные виды щеток. Короткие занятия проводятся в виде игры.

С 4 до 6

Ребенку надо привить привычку правильного ухода , поэтому воздействие должно проводиться на всех этапах:

  • пример родителей;
  • в детских учреждениях;
  • в кабинете стоматолога.

На приеме стоматолог обязательно демонстрирует взрослым, насколько качественно проводится гигиена.

Уроки для детей делятся на короткие занятия в виде игры, которая соответствует возрастным особенностям.

Каждое движение щетки повторяют не один раз, взрослый водит рукой малыша, чтобы контролировать движения и степень надавливания. По окончании урока малыша обязательно хвалят и дают отдохнуть.

В 6 лет ребенок уже должен знать:

  • щетка предназначена для личной гигиены, можно только чистить зубы, и принадлежать она должна только одному пользователю;
  • рекомендуется полоскать рот после еды;
  • желательно чистить зубы в утреннее и вечернее время;
  • перед чисткой надо помыть руки и прополоскать рот, щетку смочить теплой водой и выдавить на нее горошину пасты;
  • чистить надо аккуратно, стараясь добраться до зубов со всех сторон;
  • глотать пасту нельзя, если во время чистки выделяется много слюны, то сплевывать ее по завершении чистки, рот прополоскать водой, вымыть щетку с мылом и поставить ее в свой стакан вверх головой;
  • щетку надо регулярно менять.

С 7 до 10

Контроль родителей ослабевает, дети в этом возрасте учатся следить за гигиеной самостоятельно, поэтому стоматологи фиксируют ухудшение состояния.

В школе выделяют время для воспитания гигиенических привычек. Уроки гигиены могут проводить стоматологи, гигиенисты или школьный медперсонал. Беседы проводят в классе или в оборудованном кабинете.

Школьникам младших классов курс разделяют на несколько коротких уроков по 20 минут. Детей просят принести их щетки для практического занятия.

Специальным раствором окрашивают налет, демонстрируя его в зеркале. Лектор показывает на манекене приемы чистки, после чего приступают к практическим занятиям. Специалист следит за чисткой каждого ученика, корректирует движения и нажим.

Завершив чистку, анализируют качество проделанной работы. Врач дает рекомендации и указывает на недочеты в очищении и объясняет их причину. Обязательно надо рассказать о последствиях некачественной гигиены.

С 10 до 14

В связи с особенностями возраста, чтобы информация усвоилась и не вызвала психологического дискомфорта, лучше проводить индивидуальные уроки.

Специалист производит осмотр полости рта, отмечает состояние зубов и объясняет причины, образовавшихся проблем.

Если организовать индивидуальные уроки сложно, то можно разделить детей на однополые группы. До обучения лектору надо понять уровень грамотности в области гигиены полости рта, для этого можно провести осмотр или анкетирование.

После осмотра или анкетирования специалист заполняет пробелы в знаниях, акцентирует внимание подростков на важности правильного ухода, объясняет, к чему приводит халатность.

С 15 до 18

Подростки способны самостоятельно ухаживать за полостью рта. Для чистки уже можно использовать пасты и щетки для взрослых.

Задача родителей периодически контролировать подростка , контроль надо вести не только за своевременным уходом, но и за регулярным посещением стоматолога в целях профилактики.

Обучение гигиеническим правилам в этом возрасте проводят, как для взрослых.

Стандартный метод чистки

Стандартный метод чистки используется при здоровых элементах челюстного ряда и деснах дважды в день по три минуты.

Зубы разделяют на три отдела - передний ряд, коренные малые (премоляры) и коренные большие (моляры). Рот открыт щетка находится под углом 45 градусов относительно зубов. Чистку производят слева направо, сначала верхний потом нижний ряд.

На каждом отделе выполняет по 10 движений выметающего характера , с внутренней стороны движения повторяют. Для очищения моляров и премоляров, щетку водят вперед-назад по 15 движений на одну сторону челюсти.

Заканчивать следует массажем десен, мягкими круговыми движениями, захватывая десны, с сомкнутыми зубами.

В видео представлена дополнительная информация о выборе средств, приспособлений и проведении чистки зубов.

Выводы

Уход за полостью рта не занимает много времени и должен стать хорошей привычкой каждого. Научившись регулярному уходу, можно избежать многих проблем и сохранить красоту.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Нет комментариев

При осмотре пациента проводят зондирование перидонтального кармана , отмечают уровень рецессии, исследуют степень кровоточивости десен, подвижность зубов, оценивают состояние пломб и ортопедических конструкций. Все данные анализируют и сравнивают с результатами предыдущих наблюдений.

Рентгенологическое исследование тканей пародонта после окончания активного лечения проводят с интервалом 6, 12 мес. и далее, при отсутствии клинических признаков активности процесса, каждые 3 года.

Центральная роль в программе поддерживающей терапии принадлежит контролю за уровнем гигиены полости рта и его коррекции. Пациенты далеко не всегда имеют достаточно сильную мотивацию по соблюдению гигиены полости рта и периодическому посещению врача для выполнения профессиональной гигиены. В данном аспекте колоссальное значение имеет проведение гигиенического инструктажа врачом и его ассистентом. Пациенту разъясняют важность гигиенического ухода за полостью рта, дают информацию о методике и средствах гигиены, обосновывают необходимость систематического и тщательного соблюдения правил чистки зубов. Во время повторных визитов обязательны ремотивация и реинструктаж пациента. Обычно уровень гигиены остается высоким только на начальных этапах лечения или же сразу после активной терапии. Далее он начинает постепенно снижаться.

По данным А. И. Грудянова , Г. В. Масленниковой, эффект индивидуального обучения пациентов правилам гигиены полости рта сохраняется кратковременно, в основном до 1,5 и редко до 3 мес. Обычно пациенты после индивидуальной беседы соблюдают все правила гигиены лишь в первое время, затем выдерживают только кратность чистки, значительно сокращая время процедуры. В результате эффект очищения зубных поверхностей быстро снижается и, как следствие, рецидивирует воспаление. Полностью реализовать возможности индивидуальной гигиены удается только при условии формирования устойчивых навыков посредством контрольных осмотров и повторных бесед. Результаты длительных исследований позволяют рекомендовать проведение контрольных чисток и повторных бесед каждые 1,5 мес. до момента формирования устойчивых гигиенических навыков.

Длительное течение пародонтита приводит к изменению топографии тканей полости рта. Появляются условия для дополнительной ретенции зубного налета. Так, оголившийся цемент корня зуба, в отличие от гладкой и выпуклой поверхности эмали, имеет шероховатую, местами вогнутую поверхность. Даже при тщательной гигиене полости рта с использованием ирригатора пациент не может полностью удалить зубную бляшку в области оголившихся фуркационных зон. Это осуществимо только на приеме у специалиста, при этом эффект будет скорее кратковременным, что диктует необходимость проведения регулярных повторных процедур.

Дополнительно в программу поддерживающей терапии следует ввести использование пациентом жидких средств гигиены, содержащих антибактериальные агенты. Из антимикробных средств широкого спектра действия наибольшее распространение получил раствор хлоргексидина биглюконата. Этот антисептик оказывает бактерицидный эффект на широкий круг вегетативных форм грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов, дрожжей и липофильных .

При систематическом применении препаратов на основе хлоргексидина в первые 3-4 ч после полоскания следует отказаться от курения и исключить из рациона питания пигментированные продукты (кофе, чай, красное вино и т. п.). В противном случае хлоргексидин как поверхностно-активное вещество будет способствовать фиксации данных пигментов на всех шероховатых поверхностях полости рта. Пациентам, не имеющим возможности или желания соблюдать данные рекомендации, показан препарат Curasept (Curaden, Швейцария), где хлоргексидин сочетается с компенсатором окрашивания. Данный препарат доступен в концентрациях от 0,05 до 0,2 %.

В качестве альтернативы можно предложить применение таких препаратов, как Listerine (действующая основа - фенольные масла, тимол, ментол, эвкалиптол, метилсалицилат), Oral-B Tooth and Gum Care, Reach (действующая основа - цитилпиридинхлорид), Colgate Plax (действующая основа - 0,05% триклозан).