Я 26 мая в 11 пришла к очереди, и мой путь к мощам Николая Чудотворца занял в общей сложности 3 часа, никаких ссор, всё смиренно прошло. Да, инвалидов пропускали, но все шли в меру, в этой очереди мы были одним целым, и молитвы читали и общались, знакомились. В храме говорили заранее креститься, но мне повезло больше, я и заранее крестилась, и батюшка остановил у мощей, сказал еще креститься, приклониться, и никто меня не отталкивал от мощей. Я думаю, это всё по-разному, какие попутчики в очереди вам в вашем данном пути встречаются и что в душе несут. Мира вам в душе и большой любви!

Мы были 2 июня. Пришли к 7.00, простояли 2 часа и в 9.00 уже были в Храме Христа Спасителя. О каких 8 часах идет речь? Вставайте рано и приезжайте к открытию. Очередь идет быстро, никто по полчаса вам стоять у мощей не позволит – приложились (1 секунда) и тут же за локотки вас волонтеры отстраняют от ковчега. А прикладываются люди с двух сторон.

В очереди к мощам святителя Николая Чудотворца в Москве…

До Храма Христа Спасителя 2,2 км.

Все терпеливо стоят. Кто-то молится, кто-то поет, кто-то читает канон… Уповают на волю Божью и спокойно ждут своей очереди. По мере приближения к храму нарастает воодушевление. Душе хорошо здесь!

Сходил к мощам святителя Николая Чудотворца. Простоял в очереди не более 3 часов. Не увидел ни 8-километровых очередей, ни 9-часовых стояний, ни беспощадного правила на льготный проход только для инвалидов и только при предъявлении удостоверения, которые анонсируются в СМИ. Зато обнаружил короткий проход для женщин (сопровождающего взрослого) с детьми (ребенком), беременных и инвалидов, где можно приложиться к мощам в течение получаса.

Поток людей к святителю увеличивается

Вот такой я «чумашедший» после стояния восемь часов к мощам святителя Николая, еще в парк Горького зашел!!! Потому я «без ног», кому не ответил, завтра напишу, простите меня!!! Но я честно за всех близких и друзей старался словечко замолвить!!! Стоял и вспоминал вас!!! Храни вас Господь!!! Вне зависимости от религии, политических взглядов, сексуальной ориентации, гастрономических вкусов и чего там может быть еще!!! Я вас люблю!!!

И даже ураган не может им помешать!

Полиция во время вчерашнего урагана не смогла уговорить верующих, стоявших в очереди к мощам святителя Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя, уйти с набережной хотя бы на время.

Так и стояли рядом полисмены и женщины среди самого смертоносного за последние 100 лет урагана.

Молились и те, и другие. Вот и думай, что хочешь, после этого.

Вчерашний ураган застал меня в очереди к мощам святителя Николая. И как-то все обошлось. Порывами ветра вывернуло наизнанку зонтики, промокли насквозь спины, но ни ропота, ни покидающих очередь)

Детям так и вовсе веселуха) Отстояли пять часиков, а на подходе к храму уже сверкали на солнце его купола. И чем ближе, тем радостнее становились лица… будто перед встречей с кем-то очень близким, очень родным…, а это и была встреча). О, всесвятый Николае, теплый наш заступниче и везде в скорбех скорый помощниче, моли Бога о нас!..

Хотя кто-то иронизирует…

Люди, стоявшие в очереди за бургерами от Black Star, за доступными тряпками от Balmain, в H&M, за новым айфоном в кредит. На морозе, на улице, занимая очередь с вечера.

Все эти люди громче всех смеются над многокилометровой очередью верующих к мощам святителя Николая.

Зло шутят, кричат о мракобесии.

Люди, которым не стыдно верить в шмотки и еду, горят от стыда за тех, кто верит в Бога и Его святых.

Чудны дела Твои, Господи.

Священники тоже стоят в очереди

В среду 7 июня ездил с паломниками в Москву к мощам святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В этот день очередь разрослась «на славу». Вместо обычных 3-4 часов стоять пришлось 9!!! И конечно, были особые моменты. Москвичка Анна трепетно ухаживала за бабушкой Валей из Твери, которую видела первый раз в жизни, и так все 9 часов!

Дочь моя приняла участие в работе врачей скорой помощи (у нас в Твери она на скорой работает!), а я чужих детей, отбившихся от очереди, объявил своими и потребовал, чтобы полицейские пустили их к нам, а не отправляли в конец очереди после того, как мы простояли уже 6 часов.

Родные просят молитв о упокоении…

С отцом Алексием ехали наши также близкие друзья, кумовья отца Алексия – настоятель храма (где вторым священником служил отец Алексий) протоиерей Вячеслав Темный и его супруга, матушка Лия Темная. Они сейчас находятся в областной больнице города Орла, в реанимации, в тяжелом состоянии.

Просим ваших святых молитв о упокоении протоиерея Алексия и о здравии протоиерея Вячеслава и матушки Лии. Закажите, пожалуйста, сорокоусты в храмах и монастырях за них. Заранее благодарен вам за вашу молитвенную поддержку и христианскую Любовь!!! Благословение Господне да пребывает со всеми вами!!!

Дети с особенностями развития у святителя

Сегодня мы совершили поездку в Москву в Храм Христа Спасителя. Родители с детьми из нашей организации (ООРДИ «Глазами матери») приложились к мощам святителя Николая Чудотворца. Вернулись все в хорошем, благодатном настроении. Слава Богу за все!

Хотелось бы выразить огромную благодарность Лимоновой Ольге Михайловне за предоставленный нам комфортный автобус и отдельное спасибо водителю Силаеву Василию за понимание, помощь и легкую дорогу!

Протоиерей Игорь Фомин о том, что отвечать на критику очереди к мощам святителя Николая, нужно ли «мучить стоянием к святыне» маленьких детей и будет ли толк от стояния, если человеку нет дела до Христа.

Почему мы «приватизировали» святителя Николая?

– Отец Игорь, самый частый об очереди к мощам святителя Николая Чудотворца: зачем стоять туда, если в одной Москве – 25 храмов с частичками мощей того же святого. Что на это ответить?

– Церковь – это организм, общность, и мы являемся частичкой этого большого-большого единого организма. Церковь объединяет нас в Евхаристии, в молитве, и она нам дает возможность всем вместе поучаствовать в едином большом торжестве – это поклонение мощам cвятителя Николая.

Причем мы знаем, что в мире есть множество поместных православных церквей. Но именно Русская Православная Церковь – так сложилось – особенно прибегает к святителю Николаю. С чем это связано? Очень трудно сказать, может быть, мы на него очень похожи, хотя он никогда и не был на Руси.

– Чем же?

– Может быть, своей горячностью, причем в любом вопросе, даже в таком, как заушение Ария, и в милосердии тоже. Одним словом, мы «приватизировали» святителя Николая и от этого только получаем пользу. Церковь нам дает возможность всем вместе прикоснуться к святыне, причем, преодолевая определенные трудности: трудности в виде очереди к мощам.

– А в вашем храме есть частица мощей Николая Чудотворца?

– Да! Милостью Господней мы получили эту частичку от человека, который строил нам временный храм – храм святителя Николая. Это для нас был великий дар. Но я всех своих прихожан все равно призвал обязательно сходить к мощам в храм Христа Спасителя.

Я буду служить там, но с семьей мы обязательно тоже пойдем в очередь, будем стоять, как и все: у нас не будет vip-прохода слева, справа, сверху, снизу. Потому что стояние в очереди – это маленький подвиг.

– Можете пояснить, в каком плане это подвиг?

– Взаимоотношения святых и нас, еще воинствующей Церкви («Церковь воинствующая» – так называют христиан, живущих ныне на земле, «Церковь победившая» – это христиане, достигшие Царствия Небесного – ред.), это, на мой взгляд, всегда родительско-детские отношения. И отношения Бога и человека – родительско-детские. Мы видим, как Господь проявляет милость к нам, и должны понять, как же проявить в ответ благодарность.

Мне кажется, здесь и кроется ответ на вопрос, зачем стоять к мощам в храм Христа Спасителя много часов. Потому что родитель всегда делает что-то необычайно хорошее для своего ребенка, а ребенок, воспитанный и наученный, хочет за это как-то сказать «спасибо». Как же он это сделает? Он может приготовить маме и папе бутерброд; может нарисовать родителю какую-нибудь каляку-маляку; или сделать что-нибудь совершенно потрясающее, замечательное из твоих обоев, так что придется потом заново делать ремонт.

Ребенок благодарит родителя совершенно неумело, но – от всего сердца, так, что это намного дороже каких-нибудь бриллиантовых сережек или элитных запонок, швейцарских часов. Поэтому родители, бабушки хранят наши детские рисунки, далеко не Пикассо, а нечто ужасное и непонятное, или поделки из глины, о которых если не сказать, что это ваза, то и не поймешь. Но она сделана ребенком маме на день рождения в 5-6-летнем возрасте, и это ценно!

Тот, кто хоть как-то, хоть немножко был связан в молитве со святителем Николаем, понимает, что святой исполняет прошения. Как это ни ужасно, ни странно и ни радостно, он исполняет наши прошения…

– Почему это ужасно?

– Потому что мы не всегда просим нужное и необходимое, а святитель Николай почти всегда исполняет эти просьбы, вот это удивительный момент.

– Это ваш личный опыт?

– Это опыт пасторский, скажем так, то, что я вижу, что выпрашивают и прихожане и окружающие меня люди, а потом не знают, что с этим делать…

Не способен на подвиг – не способен и на доброе дело

– Но, что бы мы ни просили, стояние в очереди – это наш маленький подвиг! Нужен ли он святителю Николаю? Нет, не нужен. Нужен ли он Богу? Наверное, тоже не нужен. Когда ребенок играет в кубики, эта игра родителям не нужна. Но, когда тебя малыш зовет играть с ним, ты идешь, хотя охотнее бы прилег отдохнуть и книжку почитал, или подготовился бы к завтрашнему дню. Играешь и понимаешь: действительно, какая замечательная игра! Сейчас мы построили из кубиков домик для какого-нибудь Чебурашки. А этот Чебурашка, оказывается, очень мило играет с Крокодилом Геной. Для родителей это умилительно, замечательно и прекрасно. А если вдруг родитель видит, что в этом домике Чебурашка «впаривает» наркотики Крокодилу Гене, то, естественно, он будет напрягаться и думать: «А, может быть, браться за ребенка, браться за ум?»

Господь видит, во что мы играем здесь, на Земле. Играем ли мы в умных и рассудительных философов, которые говорят, что надо или не надо стоять в очереди? Играем ли в тех простаков, которые стоят в этой очереди? Или в каких-либо супер-пупер богословов? Господь на это всё смотрит.

Наша «игра» в то, что мы стоим в очереди, наверное, не будет осуждена Богом, а будет дополнением к молитве о нас святителя Николая.

Поэтому я считаю, надо постоять. Надо посмотреть на себя: возникнет ли у тебя раздражение, или, наоборот, умиление, будет ли терпение или жертвенность помочь кому-то в этой очереди?

Я помню, когда мы стояли к поясу Пресвятой Богородицы, люди вокруг были совершенно разные. Стояли там же, где и сейчас стоят – где плавают корабли с музыкой и танцующими людьми. Кто-то пил энергетики, кто-то играл в телефоне в игры, в карты и тому подобное. И… это было прекрасно.

– Почему?

– Потому что лучше молодые люди будут стоять здесь, чем – сидеть на спинках лавочек и плевать через губу. И потом, мы не знаем, как коснется их сердец это стояние к святыне. Может быть, это воспоминание когда-то и где-то на них так подействует, что станет решающим, поворотным моментом в жизни. Скажем, человек начнет женихаться к какой-нибудь красивой девушке и упомянет вдруг, что он стоял в очереди к поясу Пресвятой Богородицы, и это будет последним и решающим аргументом, чтобы поразить ее сердце. Мы не знаем, как это отзовется. Но то, что это положительный момент – безусловно.

– Есть еще важное возражение: что лучше бы те часы, что потрачены на очередь, люди бы потратили на посещение хосписов, больниц, детских домов и какую-то другую полезную деятельность. Что тут сказать?

– Это мы, кстати, можем услышать не только из уст противников Церкви и атеистов, но и из уст церковных людей. Мне кажется, человек, не способный на подвиг стояния в очереди, не способен и на подвиг сходить в хоспис. Если он здесь не способен проявить себя, то не проявит и в другой, более тяжелой области, такой, как уход за тяжелобольными и помощь в детском доме. Причем, я хочу разграничить: помощь в детском доме деятельная, а не подарками, не подачками, которые никому не нужны.

Поверьте мне! Совсем другое дело – прийти и отдать хотя бы маленькую частичку себя конкретному ребенку, который больше всего нуждается во внимании, а не в колбасе или игрушке. Я говорю это ответственно, потому что мы не только в Москве и в Московской области ездим в детские дома, но и за пределами Московской области, где дети ходят в разных ботинках. Даже там они все равно нуждаются, в первую очередь, в общении.

И я считаю, что она очень хороша именно для городских жителей. У нас же все расписано по секундам: сон по секундам, еда по минутам. Наверное, только на соцсети отведено неограниченное время, которое пропадает, а все остальное очень серьезно регламентировано. Мы нигде не остаемся наедине с собой, мы этого боимся! Приезжаем на дачу, и пока телевизор не включили, нам кажется, что окружающая нас тишина убивает. Мы, городские жители, не умеем ждать, нам подавай всё и сразу! Если на 2 минуты раньше закрылась поликлиника или на минуту позже открылась – всё, мы уже в панике начинаем кричать: «Где же справедливость?!»,« Доколе это будет продолжаться?!». У нас нет терпения.

А очередь очень хорошо тебя останавливает: постой неопределенное количество времени – кто-то стоит час, кто-то три часа, кто-то – пять. Ты не знаешь, сколько простоишь. Побудь наедине с собой, помолись! Да, допустим, ты прочитал уже все акафисты, все молитвы, уже в соцсетях побывал, селфи сделал. А теперь – просто постой и помолись. Даже не помолись, а помолчи, побудь наедине с собой.

Вы помните, наверное, прекрасный рассказ о том, как к митрополиту Сурожскому Антонию пришла монахиня и говорит: «Батюшка, я двадцать лет молюсь, и Бог мне не отвечает». Он сказал: «А ты пробовала помолчать, чтобы услышать ответ? Ты не даешь Богу возможности говорить с тобой».

Очередь тоже к этому нас располагает. Побудьте в толпе наедине с собой – это принесет неизреченную пользу!


Фото: Ефим Эрихман

Родители подвижничают, а дети плачут?

– Отец Игорь, многие берут детей в очередь – детей старше года, которые не могут пройти по льготам. Некоторые малыши устают, они там плачут, им тяжело. Но они не выбирали это стояние – просто пришли вместе с родителями! Получается, родители подвижничают, а дети плачут. Как здесь быть? Брать детей или нет?

– Я считаю, что надо обязательно брать. Даже маленьких детей. Но – их надо к этому готовить.

– Как?

– Им надо объяснить, куда и зачем мы идем, что будет, о чем ты можешь помолиться. Причем это не делается прямо накануне, пока ты им завязываешь шнурки на ботинках. Это делается заранее. Нужно сказать: «Мы идем, чтобы молиться о том и о том. Может быть, у тебя есть какая-нибудь нужда, может быть, у тебя есть, за что поблагодарить Бога и проявить такой подвиг?»

В очереди к поясу Богородицы мы тоже стояли с маленькими детьми. Все были очень воодушевлены, настроены достоять до конца. Но стало холодно, мокро, и мы все-таки ушли из очереди. Однако мы детей всячески поблагодарили за то, что они сходили, проявили подвиг, дома им устроили даже торжественный ужин. Сколько ребенок смог, столько и выстоял! Некоторые взрослые не выдерживают, начинают нервничать, капризничать, биться в истериках, а уж что говорить о детях!

Слава Богу, наш Господь не бюрократ, то есть не обязательно отстоять от самого начала, для того, чтобы получить благодать. Помните историю о том, как один святой дошел до Иерусалима, но посчитал себя недостойным войти в святой город, а только взял три камушка оттуда и ушел. И вдруг иерусалимский Патриарх Софроний говорит: «Остановите паломника из Грузии! Он всю благодать унес!». Здесь – то же самое. Бог смотрит на наши с вами намерения. Он понимает, что у каждого – силы ограничены. Самое главное: к чему мы стремимся.

В следующий раз ребенок пойдет уже не на 30 минут, а на полтора часа. И, Бог даст, когда он вырастет, то это событие останется в его памяти. Так что не надо подходить к очереди начетнически: отстоять, приложиться, прочитать акафист – и всё, будет мне счастье! Не всегда. Если так механически, рыночно подходить – я тебе, ты мне – то ничего не будет.

– Как относиться к словам критиков этой очереди о том, что очень многие стоят, не зная толком, зачем? Или относятся к мощам по-язычески: «я приложусь, святитель исполнит мои желания, а дальше мне до Церкви нет дела»?

– «Захочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах» – мы же прекрасно знаем эту поговорку. Сейчас тебе нет дела до Церкви, но ведь ты можешь приложиться, всё просимое тобой исполнится, и после этого ты без Церкви жить не сможешь! Придешь туда, где все твое свершенное наполнится жизнью, смыслом.

Критики, которые говорят, что там язычники… Ну, сейчас язычники, а завтра – верующие люди. Сейчас они находятся в состоянии потребления, как маленькие дети – они всё едят, надевают, носят, рвут, царапают, портят и тому подобное. А потом вырастают и начинают с таким уважением относиться к твоему труду, что диву даешься. Точно так же и здесь: постоит человек, постоит, а потом в жизни обязательно встретится с Богом.

– Вам известны такие примеры среди ваших прихожан? Жизнь которых менялась после соприкосновения со святыней.

– Один из первых благотворителей журнала «Фома», который несколько лет финансировал журнал и дал ему жизнь, и при этом шел на совершенно неимоверные подвиги: когда у него не было средств платить за журнал, он продавал квартиру и давал деньги.

Так вот он организовал паломническую поездку в Иерусалим, причем не первую по счёту, но во все предыдущие он ездил, скорее, как скептик: смотрел на нашу веру. Придя в Иерусалимский храм, он приложился к Камню Помазания, как и все, чтобы не выделяться из общей череды. Но, по его словам, поднялся он от этого Камня Помазания совершенно другим человеком! Он поднялся верующим.

Таких случаев очень много. Перерождение человека – это настоящее чудо. Как было с апостолом Павлом: он сегодня еще был гонителем, и вдруг через три дня превращается из Савла в Павла, в апостола. Таких людей, которые полностью изменят свою жизнь, я полностью уверен, в очереди будет очень много.

Будут ли там отпавшие от Церкви? Обязательно будут, и в этом ничего нет удивительного. В последней главе Евангелия от Матфея рассказывается о Вознесении: как многие увидели это, развернулись и ушли, отпали от Церкви. Осталась только горстка учеников.

А для других – всё, закончилась «кормушка»: Он с нами побыл, мы в чудесах покувыркались, хлебушка наелись, рыбкой напитались, нам было интересно, познавательно, интеллектуально, весело, хорошо, но дальше мы идти не способны. Да, и такие тоже будут. Это жизнь! На какое-то время они отпадут, потом – придут, и ничего здесь страшного для Церкви нет. Это больно для Бога как любящего Отца, но Господь нам дает свободную волю, и мы ею вправе пользоваться, как угодно.


Фото: Эфим Эрихман

Пробки, перекрытые улицы и плохая организация…

– Давайте опять вернемся к критикам.

– С удовольствием.

– Вот вы говорите про свободную волю. Свободная воля одних людей – стоять в очереди на набережной Москвы-реки к мощам, а свободная воля других – как обычно ездить по центру города. Они не хотят стоять. Но вынуждены терпеть неудобство из-за тех, кто хочет. Даже некоторые люди церковные этим возмущаются, мол, разве нельзя было привезти мощи в храм на окраине города. Что можно ответить тут – про пробки, про перекрытые на два месяца улицы?

– Да, это действительно неудобно для некоторых людей. Но если раньше полностью перекрывались какие-либо улицы, сейчас этого уже нет: движение перекрывают частично. И даже если это создает кому-то неудобство, оно, я думаю, тоже засчитается как своего рода подвиг.

А потом, обратите внимание: сейчас лето, дети разъехались на каникулы, взрослые – в отпуска. Так что все очень грамотно было спланировано в принесении этих мощей.

Есть еще момент: мы всегда чем-то недовольны. Недовольные найдутся всегда: почему перекрыли, почему не перекрыли, почему дождь идет, почему не идет?..

– А как вы относитесь к тому, что говорят «на святынях наживаются»? Начиная с того, что по ходу очереди стоят палатки, где продают масло, иконки, акафисты, и заканчивая тем, что вокруг таких очередей часто собираются мнимые нищие, мошенники? То есть – что принесение святыни становится поводом для кого-то заработать денег.

– Во-первых, там же нет принудительной покупки билета. Нет же такого, что ты не пройдешь в храм, если не купишь свечечку или иконочку. Человек сам выбирает. Он может дома накрутить бутерброды, взять термос и прийти. А другой знает, что без комфорта он жить не может, и поэтому готов отдать 500-1000 рублей за еду, которую ему предложат на набережной.

Но ведь кроме всяких яств платных, там есть и бесплатные: чай бесплатный в автобусах, волонтеры развозят воду, еду, раздается бесплатная литература. Молодежный отдел Московской епархии вместе с Комиссией по миссионерству и катехизации напечатал почти полмиллиона листовок для бесплатного распространения. Сейчас готовятся к печати 50 тысяч книжечек про святителя Николая. Так что там не только будет нажива со стороны, но и очень серьезная работа Церкви среди людей, которые придут.

Будут обязательно и какие-то профессиональные нищие. А как по-другому нас к милосердию сподвигнуть? Наверное, по-другому не сподвигнешь! Ведь нищие возникают не там, где хорошо подают, а там, где в этом нуждаются люди.

– Вы имеете в виду, что сами дающие нуждаются в том, чтобы подавать?

– Да, чтобы хоть так оказывать милосердие, чего-то себя лишить! Милосердие – это же всегда лишение. Меня всегда очень поражал Саров в этом плане. Я несколько раз был там, это закрытый город, где каждый друг другу знаком. И даже там есть свой нищий! Откуда он взялся, и почему он там? Никто не знает. Нищие – это лакмусовая бумажка общества. Мы думаем, что развращаем их подачками, и, наверное, бездумное откупание от нищих – действительно неграмотный подход. Но когда ты подходишь с умом к подаянию, тогда и нищие тебе сразу становятся необходимыми.

– Как вы считаете, стоит ли вообще вступать в дискуссии по поводу очереди к мощам? Допустим, вы стоите, а ваш прихожанин демонстративно отказывается от этого – тут вообще стоит спорить, что-то доказывать?

– Нет, я считаю, что, если человек задает подобный вопрос, конечно, ему надо попробовать ответить. Например, можно привести такой аргумент. Господь в Священном Писании говорит друзьям Иова Многострадального: «Я вас не послушаю, а вот если попросит за вас брат ваш Иов, его послушаю, угодника Моего».

Да, я не могу напрямую обратиться к Богу по одной простой причине – я плохой, я очень правильный, как друзья Иова, которых можно назвать религиозными догматиками. Лично я плохой, мне необходимо заступничество святых, мне хочется приобрести в их лице таких друзей, которые бы сказали: «Господи, давай послушаем его, исполни его просьбу». И Господь угодника Своего, святителя Николая, обязательно послушает.

Но если человек пытается тебя унизить в форме вопроса, наверное, дискутировать не стоит. Надо сказать: «Брат, так оно и есть – я дурак, ты умный» – и отойти.

Будьте всем довольны!

– Отец Игорь, какое ваше личное отношение к этому святому? Есть ли у вас истории, связанные с его помощью?

– Во-первых, временный храм, который мы построили, освящен в честь святителя Николая. До 1979 года на этом месте оставался остов старого храма святителя Николая – его снесли перед самой Олимпиадой-80, чтобы он не портил вид для олимпийцев, которые здесь должны были гулять. Храм снесли, кладбище сровняли с землей, деревню разрушили и поставили парк. Получается, перед Олимпиадой-80 храм снесли, а перед Зимней Олимпиадой-2014 мы начали его восстанавливать.

А события в жизни, которые связаны со святителем Николаем, они есть, наверное, у каждого. Мне тут о чем-то пока рановато говорить, на самом деле… Но я упомянул, что мне хочется стать его другом. Не потому, что я такой корыстный, желаю, чтоб меня Господь услышал, но все-таки я к народной мудрости прислушиваюсь: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».


Фото: Эфим Эрихман

– Последний вопрос. Чего бы вы пожелали тем людям, которые будут стоять в очереди?

– Что пожелать? Пожелать можно, чтобы каждый стал лучше.

Я желаю, чтобы все ваши пожелания сбылись – но даже не те, о которых вы просите, а те, которые действительно необходимы. И чтобы вы в этом увидели промысел Божий. Кто-то, может быть, обретет работу, кто-то найдет друзей, кто-то обретет свою «половину», кто-то родит первенца, а кто-то просто скажет: «Господи, я хочу выучить язык, Твой, на котором Ты говорил в земной жизни», а другой попросит о возможности построить храм и так далее. Абсолютно все что угодно можно просить! А иной человек скажет: «Мне ничего не надо. Я хочу просто побыть рядом с тобой, святителю отче Николае. Всё у меня хорошо, все у меня есть. Я всем доволен!».

Вот я желаю, в первую очередь, чтобы все наши прошения исполнились, но и вместе с тем – чтобы каждый имел довольство тем, что у него уже есть. Чтоб каждый был доволен всем тем, что совершается в его жизни.

Беседовала Валерия Михайлова

Преподобная матушка Матрона Московская - наиболее почитаемая в русской православной церкви старица. Сегодня Московской о помощи несет ту положительную и исцеляющую Божью энергию, от которой становится легко на душе. Будучи слепой и обездвиженной, бездомной и неграмотной крестьянкой, она скиталась по московским домам. Однако самое главное, что ее отличало от других людей, - это то, что в ней жила глубокая вера во Христа, которая была дана в помощь не только самой святой, но и всем людям, которым она всегда охотно помогала.

О блаженной матушке Матроне

Матрона Дмитриевна Никонова обладала даром исцеления, а также могла открывать тайный занавес будущего и делать предсказания. Она более 50 лет провела в сидячем положении и была слепой, однако видела насквозь внутренний мир людей и о всех нуждающихся всегда молилась своею непрестанною молитвою.

Сегодня верующие со всей России, те, кто знает, где находятся мощи Матроны Московской, едут к ней, чтобы почтить ее память и попросить защиты и помощи. Ведь многие знают слова святой старицы: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду видеть, слушать и помогать вам».

Перед тем как ответить на вопрос о том, как прикладываться к мощам Матроны Московской, необходимо в первую очередь ознакомиться с историей ее жизни и святости.

Биография

В ноябре 1881 года в обычной семье Никоновых в деревне Себино, что в Тульской губернии, родилась девочка, которую назвали Матроной. Она стала четвертым ребенком в семье, так как у нее уже были два брата и сестра. Бедная Матронушка родилась слепой, и ее уже хотели оставить в приюте. Однако матери приснился вещий сон: она увидела красивую белую птицу, севшую к ней на грудь, у которой не было глаз. О том, что Матрона станет богоизбранным ребенком, родители догадались по благотворному облаку дыма в момент ее рождения. Уже в восьмилетнем возрасте у нее была крепкая и в скором времени открылся дар мудрой провидицы. К ней начали идти толпы людей за помощью и исцелением. Матронушка стала настоящей кормилицей в своей семье. А в 18 лет у нее отнялись ноги.

Паломничество

Имея дар Божий, Матрона спасала многих людей и была очень добра к ним. У нее было светлое лицо и очень ласковый голос. Всех она погладит по голове, утешит и наложит свое и от этого людям становилось легче на душе, они утешались и успокаивались. Хоть и сама она была очень больна, однако никто не слышал от нее жалоб.

Матрона в 1899 году побывала и в Кронштадтском соборе. Там преподобный Иоанн Кронштадтский по окончании богослужения попросил расступиться всех прихожан и пропустить Матрону и сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России».

Революция. Москва

Когда свершилась года, Матрона и ее подруга и покровительница Лидия Янькова совсем обнищали, остались без средств к существованию и без крыши над головой. В 1925 году Матрона переехала в столицу и стала жить, где придется: у знакомых, друзей, но только не у родных братьев, которые стали коммунистами.

Война

С 1942-го по 1949 год преподобная Матрона жила у своих односельчан - Е. М. Ждановой и ее дочери Зинаиды. Уже много лет существует легенда, которая была описана в книге воспоминаний Зинаиды Ждановой «Сказание о Матроне». В годы Великой Отечественной появилась серьезная угроза захвата немецкими фашистами столицы, к Матроне приехал сам Сталин. Она предрекла победу русского народа и сказала, что он один из всего начальства не выедет и останется в Москве. Доказательств этого события, к сожалению, нет, но, думается, так оно и было.

С 1950-го по 1952 год она уже жила в Сходне под Москвой у своих дальних родственников Курочкиных.

Святая старица Матрона за три дня предсказала свою смерть. Будучи очень больной, она все равно продолжала принимать людей. Скончалась святая матушка весной 2 мая 1952 года.

Мощи Матроны Московской. Монастырь

Отпевание провел почитавший матушку Матрону протоиерей Николай Голубцов в храме Ризоположения. 4 мая, в Неделю святых жён-мироносиц, состоялось погребение святой старицы, на котором собралось большое количество верующих. Ее похоронили на Даниловском кладбище по просьбе самой матушки. Эта церковь была одной из немногих, которая действовала в Москве, поэтому она хотела всегда «слышать службу».

8 марта 1998 года с благословления Патриарха Алексия II нетленные мощи святой матушки Матроны были изъяты из могилы и сначала были доставлены в Данилов монастырь, а затем - в Покровский.

Теперь всегда для паломников с 6.00 до 20.00 разрешено посещение мощей Матроны Московской. Они помещены в серебряную раку и находятся в Покровском женском монастыре города Москвы. Там же есть и общедоступная экспозиция с сохранившимися фотографиями. А во дворе Троицкой церкви, недалеко от станции "Сходня", построена часовня в честь старицы матушки Матроны.

Но не только там можно поклониться святой. Частица мощей Матроны Московской есть во многих московских храмах. Возят останки и по другим городам.

Как прикладываться к мощам Матроны Московской?

Во всех житейских делах помогает матушка Матрона. Ее просят о заступничестве, исцелении и решении проблем в личной жизни и в бизнесе. Молитва Матроне Московской о помощи помогает устроить личную жизнь, родить ребенка или обнаружить пропажу. Смиренную молитву святой матушке надо произносить искренне и с вниманием. Начинается она со слов: «О, блаженная мати Матроно…» Краткая молитва звучит так: «Святая праведная старице Матроно, моли Бога о нас!»

Перед тем как прикладываться к мощам Матроны Московской, нужно прежде всего понять, что так мы оказываем наше благоговение и почтение перед ее нетленным телом, которое свидетельствует о ее великой духовности и святости. Благоговение перед святынями является неотъемлемой частью культуры русского православного народа.

Приложение к святым мощам

Перед тем как приложиться к мощам Матроны Московской, нужно освободиться от сумок и верхней одежды. Таким образом мы показываем глубокое почтение святой праведной Матронушке. Чтобы после посещения храма осталась хоть какая-нибудь святыня, можно попросить церковного служителя приложить к мощам образок, иконочку. Истинно верующие люди целуют ковчежец, выражая уважение и любовь к святой матушке, затем прикладываются к нему лбом, что символизирует объятия.

Как прикладываться к мощам Матроны Московской? Необходимо мысленно спокойно и сосредоточенно произнести молитву, потом дважды перекреститься. Далее нужно сделать два поклона и приложиться губами к раке с мощами святой. После вновь перекреститься и поклониться. Поклоны лучше всего делать поясные, чтобы рука коснулась земли.

Цветы для матушки Матроны

В храме есть особый обычай приносить живые букеты блаженной матушке Матроне. Поэтому придел, где находится рака со святыми мощами, всегда утопает в свежих цветах. И что самое интересное, приношение одних для других становится настоящим подарком, так как каждому посетителю мощей святой Матронушки монашки вручают по цветку. Эти цветы освящаются прямо на мощах, и поэтому потом их принято засушить и хранить в своем углу возле иконок. Из цветов можно приносить гвоздики, розы любого цвета, белые хризантемы, белую сирень, красные тюльпаны.

МОСКВА, 26 июн - РИА Новости. Антон Скрипунов. В Русской православной церкви перечислили ряд важных рекомендаций для верующих, стоящих в очереди к мощам Николая Чудотворца в Москве.

С 21 мая мощи находятся в храме Христа Спасителя. С 13 часов 22 мая к ним открылся свободный доступ для паломников. Доступ к мощам в столице открыт ежедневно до 12 июля с 8.00 до 21.00. Святыне уже поклонились более одного миллиона человек.

"Нахождение в очереди - данность, которая может принести духовную пользу паломнику. Не тратьте время понапрасну: возьмите с собой текст акафиста святителю Николаю, молитвослов, Евангелие. <…> Уже в очереди на набережной вы можете читать акафист, молиться своими словами и просить за тех, кто вам дорог, и о себе. Как показывает опыт, так время пройдет быстрее, а вы успеете вдумчиво попросить обо всем и обо всех", — говорится на официальном сайте принесения святыни в Россию.

Организаторы напоминают, что очередь вдоль Пречистенской набережной разбита на отсеки. Это объясняется тем, что "позволяет людям не стоять в затылок друг другу и не спешить", при переходе из отсека в отсек не важно, где находится паломник - в начале группы или в конце.

"Во время нахождения в отсеке вы можете присесть в специально стоящем здесь автобусе, опереться на ограждение набережной. Некоторые берут с собой складные стульчики и коврики-пенки", — напоминают в РПЦ.

ЧТО ВАЖНО ИМЕТЬ В ВИДУ

По благословению патриарха Кирилла, все, кто встал в очередь до ее закрытия в 18.00, "обязательно попадут к мощам в этот день". Паломникам нужно не забывать, что они должны быть одеты в соответствии с "традицией христианского благочестия" — женщины в юбках ниже колен, а мужчины в одежде, закрывающей плечи и колени.

"Позаботьтесь и о своем комфортном самочувствии. Если день солнечный - возьмите с собой шляпу или панаму, солнечные очки, солнцезащитный крем. Ввиду капризного характера нынешнего лета, не забудьте зонт или дождевик, ветровку. В холодную погоду одевайтесь соответственно. При необходимости, возьмите с собой лекарственные препараты, которые вы постоянно принимаете", — советуют верующим.

Желающим приложиться к мощам святителя следует помнить о том, что у входа в очередь им предстоит досмотр. Поэтому нельзя брать с собой жидкости в стеклянной таре, воспламеняющиеся жидкости, в том числе духи и дезодоранты, колюще-режущие предметы.

"Следует быть готовыми к тому, что прикладываются к мощам очень быстро. Это оправданно: если дать каждому паломнику хотя бы на две-три секунды больше времени, стояние в очереди для других продлится в два раза дольше. Именно поэтому стоит посвятить молитве время ожидания в очереди. Если вы хотите приложить к мощам святителя Николая иконки, нательный образок - заранее возьмите их в руку и приложите к боковой стороне ковчега, в котором почивают мощи, в тот момент, когда сами будете прикладываться устами к его верхней части", — обращают внимание организаторы.

Идет последняя неделя нахождения мощей святителя Николая в Москве. 12 июля святыня отправится в Санкт-Петербург. На данный момент святые мощи посетили уже более 1,3 млн человек.

Николай Чудотворец считается в России одним из самых почитаемых святых. Его мощи вывезли из итальянского города Бари впервые за 930 лет. 13 июля их перевезут в Санкт-Петербург, где они останутся до 28 июля.

Доступ к мощам святителя Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя открыт с 22 мая по 12 июля ежедневно с 8.00 до 21.00 (встать в очередь необходимо до 18.00, чтобы успеть пройти к святыне до закрытия храма).

Проход к святыне со стороны станции метро «Кропоткинская» закрыт.

Паломникам надо проехать до станции метро «Парк Культуры» (кольцевой) и пройти пешком до Пречистенской набережной (район Крымского моста), где можно встать в очередь и пройти к Храму Христа Спасителя.

При увеличении числа паломников очередь продлевается до пересечения Фрунзенской набережной с 1-ой Фрунзенской улицей (проход от ст.. «Фрунзенская», выйдя из метро надо повернуть направо и перейти по подземному переходу на другую сторону Комсомольского проспекта, далее пройти по 1-ой Фрунзенской улице до набережной).

Наблюдать за очередью к мощам Николая Чудотворца в Москве онлайн можно на сайте Принесения мощей Николая Угодника в нашей стране. При этом паломникам следует учитывать вероятность ухудшения погодных условий, прогнозируемых в Москве на этой неделе.

«На текущий момент 4 июля 2017 года, московское время: 14:00 , вход в очередь для поклонения мощам святителя Николая находится в районе Фрунзенской набережной, дом №54. Ближайшая станция метро – «Спортивная ». Расчетное время нахождения в очереди – примерно 9,5 часов (данная оценка является приблизительной и может измениться в зависимости от количества паломников)», — гласит последнее сообщение на сайте

Льготный проход к святыне организован для инвалидов, которые не могут перемещаться без технических средств (колясок и костылей). Инвалид на коляске допускаются с одним сопровождающим. При себе необходимо иметь паспорт, справку об инвалидности, ИПРА (индивидуальная программа реабилитации или абилитации).

Первичный пункт прохода указанных категорий находится на пересечении улицы Остоженка и Соймоновского проезда (на углу около ресторана «Ваниль»).

Москвичи опаздывают на работу и по делам из-за того, что вынуждены обходить очередь паломников к мощам Николая Чудотворца.

Жители столицы перестали сдерживать раздражение из-за того, что огромная очередь в храм Христа Спасителя блокирует возможность быстро попасть в нужное место.

Районы Волхонки, Остоженки и Пречистенки, судя по ситуации на месте, практически блокированы. Вестибюль метро «Кропоткинская» работает только на вход.

Для того, чтобы попасть в нужное место необходимо даже предъявлять документы стражам порядка, которые охраняют очередь. К примеру, чтобы оплатить путевки в турфирме, которая находится в Соймоновский проезде, москвичке пришлось показывать распечатку документа из офиса, предоставлять адрес и телефон менеджера фирмы, раздраженная девушка «Московскому комсомольцу».

Честно говоря, когда такое происходит, мне все равно - из-за чего! - призналась молодая девушка, представившаяся Елизаветой, - Мощи Николая, Курбан-байран какой-нибудь, митинг или кортеж едет… Все равно, когда приходится круг делать, жутко злит.

В связи с большим наплывом паломников и необходимостью обеспечения безопасности на близлежащей территории вокруг храма Христа Спасителя в Москве введены ограничения для движения пешеходов на период принесения мощей Николая Чудотворца, сообщает в среду штаб по организации паломничества.

В настоящее время ограничено движение в Соймоновском проезде, на улице Волхонка, на Пречистенской и Фрунзенской набережных.

Кроме того, Патриарший мост закрыт для движения пешеходов в обе стороны, а северный вестибюль станции метро «Кропоткинская» работает только на вход пассажиров.

В Русской православной церкви перечислили ряд важных рекомендаций для верующих, стоящих в очереди к мощам Николая Чудотворца в Москве.

«Нахождение в очереди – данность, которая может принести духовную пользу паломнику. Не тратьте время понапрасну: возьмите с собой текст акафиста святителю Николаю, молитвослов, Евангелие. <…> Уже в очереди на набережной вы можете читать акафист, молиться своими словами и просить за тех, кто вам дорог, и о себе. Как показывает опыт, так время пройдет быстрее, а вы успеете вдумчиво попросить обо всем и обо всех», - говорится на официальном сайте принесения святыни в Россию.

Организаторы напоминают, что очередь вдоль Пречистенской набережной разбита на отсеки. Это объясняется тем, что «позволяет людям не стоять в затылок друг другу и не спешить», при переходе из отсека в отсек не важно, где находится паломник – в начале группы или в конце.

«Во время нахождения в отсеке вы можете присесть в специально стоящем здесь автобусе, опереться на ограждение набережной. Некоторые берут с собой складные стульчики и коврики-пенки», - напоминают в РПЦ.

По благословению патриарха Кирилла, все, кто встал в очередь до ее закрытия в 18.00, «обязательно попадут к мощам в этот день». Паломникам нужно не забывать, что они должны быть одеты в соответствии с «традицией христианского благочестия» - женщины в юбках ниже колен, а мужчины в одежде, закрывающей плечи и колени.

«Позаботьтесь и о своем комфортном самочувствии. Если день солнечный – возьмите с собой шляпу или панаму, солнечные очки, солнцезащитный крем. Ввиду капризного характера нынешнего лета, не забудьте зонт или дождевик, ветровку. В холодную погоду одевайтесь соответственно. При необходимости, возьмите с собой лекарственные препараты, которые вы постоянно принимаете», - советуют верующим.

Желающим приложиться к мощам святителя следует помнить о том, что у входа в очередь им предстоит досмотр. Поэтому нельзя брать с собой жидкости в стеклянной таре, воспламеняющиеся жидкости, в том числе духи и дезодоранты, колюще-режущие предметы.

Следует быть готовыми к тому, что прикладываются к мощам очень быстро. Это оправданно: если дать каждому паломнику хотя бы на две-три секунды больше времени, стояние в очереди для других продлится в два раза дольше. Именно поэтому стоит посвятить молитве время ожидания в очереди.

Если вы хотите приложить к мощам святителя Николая иконки, нательный образок – заранее возьмите их в руку и приложите к боковой стороне ковчега, в котором почивают мощи, в тот момент, когда сами будете прикладываться устами к его верхней части.