Слайд 2

  • Чем дальнозоркие и близорукие глаза отличаются от нормальных?
  • Какие очки нужны близоруким людям, а какие дальнозорким? Ответить на этот вопрос вам поможет рис. 85
  • Слайд 3

    Слайд 4

    • Что надо делать, если в глаз попала соринка?
    • Как следует поступать при травме глазного яблока?
  • Слайд 5

    Значение органа слуха

    Окружающий человека мир наполнен звуками. Щебетание птиц, шелест листьев, шум моря, речь человека, музыка – все это звуки. Человек их слышит. Орган слуха позволяет человеку различать и определять звуки. С помощью слуха мы воспринимаем речь, общаемся между собой, получаем информацию, учимся.

    Слайд 6

    Строение органа слуха

    Органами слуха являются уши. Каждое ухо состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего уха (см. рисунок на втором форзаце). Внутреннее ухо находится в пирамиде височной кости.

    Слайд 7

    Наружное ухо

    образуют ушная раковина и слуховой проход, который заканчивается барабанной перепонкой. Наружная раковина направляет звуковые колебания в слуховой проход. Дойдя до барабанной перепонки, звуковые волны приводят ее в механические колебания.

    Слайд 8

    В среднем ухе

    находятся три маленькие слуховые косточки, которые передают эти колебания перепонке овального окна внутреннего уха. Благодаря наличию перепонки круглого окна жидкость внутреннего уха точно повторяет эти колебания.

    Слайд 9

    Внутреннее ухо

    в отличие от предыдущих отделов, заполнено не воздухом, а жидкостью. Во внутреннем ухе находятся преддверие, улитка и орган равновесия

    Слайд 10

    Улитка представляет собой спирально закрученный канал, разделенный продольными перегородками на 3 части (рис. 86, А). Рецепторы слуха находятся в спиральном органе улитки, занимающем часть среднего канала, и представляют собой волосковые клетки, каждая из которых имеет от 30 до 120 микроворсинок (рис. 86, Б).

    Слайд 11

    Волосковые клетки находятся на волоконцах основной мембраны, напоминающих струны. Над волосковыми клетками располагается покровная пластинка. Когда "струны" основной мембраны под влиянием колеблющейся жидкости приходят в колебание, волоски рецепторных клеток деформируются, соприкасаясь с покровной пластинкой. Это вызывает их возбуждение.

    Слайд 12

    Слайд 13

    Нервные импульсы, возникшие в рецепторах, достигают по слуховому нерву и слуховым путям головного мозга (см. также § 50) височной доли коры, где находится слуховая зона. Там воспринятые звуки будут опознаны, проанализированы, оценены. Слуховой анализатор вступит в действие (рис. 87).

    Слайд 14

    Слайд 15

    Колебания барабанной перепонки точно передаются жидкости внутреннего уха и слуховым рецепторам через перепонки овального и круглого окон, если давление в среднем ухе равно атмосферному. В противном случае барабанная перепонка будет выгибаться в сторону, где давление воздуха меньше, и звук исказится.

    Слайд 16

    Выравнивается давление благодаря слуховой трубе, которая соединяет среднее ухо с глоткой. Она открывается во время глотания, и давление в среднем ухе становится равным атмосферному.

    Слайд 17

    Гигиена слуха.

    При некоторых заболеваниях (грипп, ангина, скарлатина) микробы могут проникнуть по слуховой трубе в среднее и внутреннее ухо и вызвать воспаление, что иногда приводит к глухоте. Поэтому при болях в ухе следует немедленно обратиться к врачу. Самолечение и невыполнение предписаний врача недопустимы!

    Слайд 18

    Вредно влияет на орган слуха шум (табл. 5). Постоянно действующий шум притупляет слух, утомляет нервную систему, снижает работоспособность человека. Абсолютная тишина так же вредна для человека, как и сильный шум. Помещение считается в шумовом отношении благополучным, если уровень шума колеблется от 20 до 40 децибел (дБ).

    Слайд 19

    Имеет значение и характер шума: высокие тона переносятся хуже низких. Об этом надо знать и помнить каждому человеку. Нужно заботиться не только о себе, но и о здоровье и спокойствии окружающих. Воспитанный человек не станет громко разговаривать в общественных местах, включать радио, телевизор или магнитофон на полную мощность.

    Слайд 20

    Громкость разных источников звука

  • Слайд 21

    Слайд 22

    Слайд 23

    В борьбе с городским шумом широко используют зеленые насаждения. Растения поглощают шум. В крупных городах нашей страны запрещена звуковая сигнализация транспорта.

    Слайд 24

    Орган равновесия

    Во внутреннем ухе находится вестибулярный аппарат – орган равновесия и восприятия положения головы и тела в пространстве (рис. 88, А). Он состоит из трех взаимно перпендикулярных полукружных каналов и двух мешочков: овального и круглого, расположенных в лабиринте внутреннего уха, немного выше улитки. В стенках мешочков имеется множество клеток-рецепторов с ресничками, состоящими из волосковых клеток.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Анализаторы слуха и равновесия. Мир человека наполнен звуками. Слушая звуки, человек узнает о том, что вокруг него происходит, общается с людьми, чувствует опасность, оценивает расстояния, наслаждается музыкой. Человек также постоянно ощущает свое положение в пространстве.

    Cлайд 3

    Строение органа слуха. Звук – это колебание воздуха. Наш орган слуха улавливает колебания частотой 16-29 тыс. в секунду. Путь который проходит звук в ухе, значительно сложнее, чем путь луча света в глазу.

    Cлайд 4

    Строение органа слуха. Орган слуха подразделяют на наружное, среднее и внутреннее. Наружное ухо включает в себя ушную раковину и наружный слуховой проход. Слуховой проход соединяет ушную раковину со средним ухом. Наружное ухо отделено от среднего барабанной перепонкой, которая преобразует звуковые волны в механические колебания и передает их в среднее ухо.

    Cлайд 5

    Среднее ухо. Среднее ухо находится в толще височной кости и представляет собой узкую полость (1-2см3), в которой расположены три слуховые косточки. Полость среднего уха (барабанная полость)продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку. Это позволяет уравнивать давление в полости среднего уха с атмосферным, благодаря чему барабанная перепонка не искажает звуковые колебания. Слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко – самые маленькие косточки нашего тела, их масса всего 0,5 г. Они образуют систему рычагов, которая в 50 раз усиливает слабые колебания барабанной перепонки и передает их во внутреннее ухо.

    Cлайд 6

    Внутреннее ухо. Внутреннее ухо представляет собой сложную систему тонких изогнутых каналов и полостей, расположенных в толще височных костей. Внутри костного лабиринта заключен перепончатый лабиринт, повторяющий форму костного. Внутри перепончатого лабиринта находятся чувствительные приборы, воспринимающие колебания – звуковые волны и положения тела в пространстве. Во внутреннем ухе выделяют орган слуха - улитку, и орган равновесия – преддверие и три полукружных канала, которые анатомически связаны друг с другом. Внутри перепончатого лабиринта находится жидкость – перилимфа. Улитка имеет 2.5 завитка и похожа на улитку - прудовика.

    Cлайд 7

    Внутреннее ухо. Одна из стенок перепончатой части улитки (базальная мембрана-11) состоит из24тыс. Натянутых волоконец разной длинны. Каждое волоконце отвечает за звук определенной высоты. На базальной мембране располагаются клетки с волосками на верхушке(12).Это слуховые рецепторы. Над рецепторами находится покровная мембрана(13). К каждому рецептору подходят окончания слухового нерва.

    Cлайд 8

    Работа органа слуха. Как же работает слуховой анализатор? Ушные раковины улавливают звуковые колебания и направляют их в слуховой проход. По нему колебания направляются в среднее ухо, достигнув барабанной перепонки, вызывают её колебание. Через систему слуховых косточек колебания передаются дальше – во внутреннее ухо. В пластинке разделяющей полости среднего и внутреннего уха, имеются два «окна», затянутых тонкими перепонками. В одно из них – овальное упирается стремечко, передавая звуковые колебания перепонке. Её колебания вызывает движение жидкости в улитке, она в свою очередь заставляет колебаться базальную мембрану. При движении волоконец волоски рецепторных клеток касаются покровной мембраны. В рецепторах возникает возбуждение, которое по слуховому нерву передается в головной мозг, где через средний и промежуточный мозг возбуждение попадает в слуховую зону коры больших полушарий, расположенную в височных долях

    Cлайд 9

    Орган равновесия. Большинство животных имеют специальные органы равновесия. Они могут быть простыми, например «отолитовый» орган у рака; находящиеся в нем песчинки раздражают чувствительные клетки, благодаря этому рак ощущает положение своего тела в пространстве. У человека функцию органа равновесия «вестибулярного аппарата» выполняет часть внутреннего уха – это два маленьких мешочка преддверие и три полукружных канала (Изогнутые трубки лежащие в трех перпендикулярных полостях). Полости преддверия и полукружных каналов заполнены жидкостью. Когда голова человека находится в вертикальном положении, кристаллики, расположенные в зоне рецепторов преддверия внутреннего уха, определенным образом давят на волоски чувствительных клеток. При повороте головы вправо и влево ампулярные гребешки в полукружных каналах смещаются, соответственно меняется давление на чувствительные клетки – то с правой стороны, то с левой. давление кристалликов и гребешков вызывают раздражение рецепторов. Возникшие нервные импульсы проводятся в головной мозг (средний мозг, мозжечок, кору больших полушарий). Из мозга импульсы поступают к различным группам скелетных мышц. Происходит их рефлекторное сокращение и равновесие тела восстанавливается.

    Cлайд 10

    Это интересно. Слуховой проход не совсем прямой, а слегка изогнут, его стенки выделяют липкое вещество – ушную серу. Она не дает проникать в слуховой проход пыли и мелким насекомым. Уровень шума измеряется в (дБ): шепот человека-15 дБ; шелест падающего с дерева листа-10 дБ; разговор двух людей -60 дБ; шум интенсивного дорожного движения-90 дБ. Шум свыше 100 дБ практически невыносим для человека, однако шум издаваемый рок – группой 110дБ, у многих людей на концерте возникают болевые ощущения Шум в 200 дБ может очень быстро убить человека.

    Cлайд 11

    Это интересно. Эмбрион ощущает звуковые колебания. Будущий человек прекрасно запоминает звуки биения материнского сердца радуется и улыбается, прослушав их запись после рождения. Как и любой анализатор, вестибулярный аппарат нуждается в тренировке. Так космонавты длительное время тренируются для того чтобы длительное время работать в условиях невесомости. Людей может укачивать не только в море во время волнения, но и в транспорте. Во время качки жидкость в полукружных каналах постоянно перемещается и возбуждает рецепторы, а мозговые центры большинства людей реагируют на это неприятными ощущениями.

    Cлайд 12

    Проверь себя 1 Ушная раковина входит в состав: A. Среднего уха Б. Наружного уха B. Внутреннего уха 2. Барабанная перепонка преобразует звуковые колебания в: A. Механические Б. Электрические B. Электромагнитные 3. Слуховые косточки расположены в полости: A. Наружного уха Б. Среднего уха B. Внутреннего уха 4. Молоточек, наковальня и стремя: A. Уравнивают атмосферное давление и давление в слуховой трубе Б. Ослабляют колебания барабанной перепонки B. Усиливают колебания барабанной перепонки 5. Улитка является органом: A. Слуха Б. Равновесия B. Звуковоспроизведения 6 Внутреннюю часть перепончатого лабиринта занимает: А. Перилимфа Б. Эндолимфа В. Воздух 7. Слуховые рецепторы возбуждаются под влиянием колебаний: A. Барабанной перепонки Б. Слуховых косточек B. Жидкости в улитке 8. Анализ звуковых раздражителей происходит: A. В лобной доле коры Б. В височной доле коры B. В затылочной доле коры 9 Функцию вестибулярного аппарата выполняют: A. Улитка Б. Барабанная перепонка B. Полукружные каналы 10 Равновесие тела контролируется: A. Мозжечком Б. Продолговатым мозгом B. Промежуточным мозгом

    Cлайд 13

    Проверь себя. Вставь пропущенные слова. 1. Звук – это колебания..., которые воспринимаются органом..., состоящим из наружного,... и внутреннего уха. 2... ухо состоит из ушной... и слухового..., соединенного с... перепонкой, преобразующей звуковые... в механические... 3. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от..., представляющего собой узкую..., продолжающуюся в слуховую..., связанную с глоткой; в барабанной полости расположены слуховые косточки..., наковальня и... 4. Внутреннее ухо представлено... лабиринтом и... лабиринтом, соответствующими друг другу по форме и расположенными в... костях черепа; между поверхностями лабиринтов имеется жидкость – ... 5. Во внутреннем ухе выделяют улитку,... и три... канала; стенка улитки состоит из волоконец разной длины, на которых расположены слуховые... 6. Колебания слуховых косточек передаются через... окно улитки волокнам... клеток, в которых возникают нервные импульсы, направляющиеся по слуховому нерву в... зону коры, где происходит анализ характера и смысла... 7. Орган... представлен преддверием и... каналами, заполненными жидкостью; в их стенках расположены... и кристаллы углекислого..., которые при изменении положения головы человека давят на рецепторные клетки, вызывая образование импульсов, поступающих в средний мозг, кору и... 8. Орган равновесия называется также... аппаратом и информирует ЦНС о положении тела в пространстве, при этом восстановление положения тела происходит...

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Учитель биологии МБОУ ООШ п. Студеный. Торгашов Н.Н.

    Строение органа слуха. Органами слуха являются уши. Ухо состоит их трех отделов.

    Наружное ухо. Ушная раковина, представляет собой хрящевое образование, направляет звуковые волны в наружный слуховой проход. Звуковые волны вызывают колебания барабанной перепонки, отделяющей наружное ухо от среднего.

    Среднее ухо.

    Внутреннее ухо. Внутреннее ухо находится внутри височной кости, оно заполнено жидкостью. Внутреннее ухо имеет: преддверие, улитку (орган слуха), полукружные каналы (орган равновесия)

    Слуховой анализатор.

    Гигиена слуха. При некоторых заболеваниях (грипп, ангина, скарлатина) микробы могут проникнуть по слуховой трубе в среднее и внутренне ухо вызвать воспаление. Поэтому при боли в ухе следует немедленно обратится к врачу. Вредно влияет на орган слуха шум, притупляет слух, утомляет нервную систему, снижает работоспособность.

    Практическая работа: Соедините ладони рук на уровне груди, поднимите одну ногу, согните ее в колене, разверните в сторону и прижмите пятку к внутренней поверхности коленного сустава второй опорной ноги. Закройте глаза, и включите секундомер. Если удалось продержатся в этом положении 16 с -состояния вашего вестибулярного аппарата хорошее. Проверти ваш вестибулярный аппарат.

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Органы слуха и равновесия. Их анализаторы

    Урок биологии 8 класс. Данный урок раскрывает строение органов слуха и равновесия, их анализаторов, механизм прохождения звуковой волны....

    Урок-презентация. Органы цветковых растений

    Данный урок для 6 класса позволяет закрепить знания об особенностях строения и значения органов цветковых растений....

    Цель: изучить строение и функции органов слуха и равновесия и их анализаторов; уметь показывать связывающую роль анализаторов между организмом и внешней средой.

    Задачи: Рассмотреть особенности строения слухового анализатора.

    Создать условия для развития логического мышления, речи, творческих способностей.

    Воспитывать коммуникативные качества, формировать гигиенические навыки и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

    Методы обучения: частично - поисковый, групповая работа, самостоятельная работа, межпредметное обучение, использование ИКТ.

    Тип урока: комбинированный

    Планируемые результаты обучения:

    Предметные: учащиеся имеют представление о движении крови по сосудам, о регуляции кровоснабжения, знать причины движения крови, способы правильного измерения артериального давления и пульса, уметь формулировать свои мысли в процессе изучения кровеносной системы.

    Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения и измерения, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.

    Личностные: формируется бережное отношение к собственному здоровью.

    Основные понятия урока: наружное, среднее и внутреннее ухо, косточки среднего уха, слуховой анализатор, вестибулярный аппарат,

    План урока

    І. Организационный момент.

    ІІ. Проверка домашнего задания.

    ІІІ. Изучение нового материала:

    1. Строение органа слуха.

    2. Слуховой анализатор.

    3. Гигиена органов слуха.

    4. Строение органа равновесия и его анализатора.

    ІV. Закрепление полученных знаний.

    V. Подведение итогов урока и выставление оценок.

    V І. Домашнее задание.

    Ход урока

    І. Организационный момент- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.

    На прошлом уроке мы рассмотрели строение органов зрения и зрительного анализатора. Сегодня давайте повторим.

    ІІ. Проверка домашнего задания

    Тест «Зрительный анализатор» (определить соответствие) слайд 2

    ІІІ. Изучение нового материала

    Вся ярчайшая палитра настроений и чувств: радость и горе, бодрость и уныние, буйство и печаль - может быть выражена звуком. С чем сравнится «угроза» грома, свист соловья, звон капели, колыбельная матери, потрясающее разнообразие и мощь музыкальных аккордов?! С помощью звуков люди общаются, обмениваются мыслями, идеями, чувствами, информацией.

    Как вы думаете, ребята, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

    Какая тема урока? Цель урока? Слайд 3,4.

    Слайд 5. Вторым по значимости органом чувств является орган слуха, дающий возможность общения с внешним миром. Благодаря органу слуха человек может слышать самые разнообразные звуки окружающей нас природы, городской шум, музыку, голос другого человека. С помощью слуха можно воспринимать информацию на значительном расстоянии.

    Ведь именно с помощью слуха мы поддерживаем более тесную связь с окружающим миром, чем с помощью зрения. В отличие от зрения, слух действует непрерывно, даже во сне. Его невозможно «выключить».

    Орган слуха имеет очень сложное строение. В нём различают наружное, среднее и внутреннее ухо.

    1. Строение органа слуха

    Давайте разделимся на 3 группы и каждая группа работает со своим отделом уха.

    Стр 296-297. Каждая группа делает небольшой отчет.

    Таблица в листах. Слайд 6.

    Отделы уха

    Строение

    Наружное ухо

    Ушная раковина

    Наружный слуховой проход

    Барабанная перепонка

    Улавливает звуки

    Направляет звук на барабанную перепонку

    Преобразует звуковые колебания в механические

    Среднее ухо

    Полость среднего уха

    Слуховая труба

    Косточки среднего уха(молоточек, наковальня, стремечко)

    Уравнивают давление в полости среднего уха с атмосферным.

    Усиливают колебания барабанной перепонки

    Внутреннее ухо

    Слуховой нерв

    Улавливает механические колебания жидкости рецепторами органа слуха

    Передаёт импульсы в головной мозг

    Слайды 8,9. Наружное ухо. Ушная раковина образована хрящом со многими завитками.

    Воздух в ней завихряется, а пылинки и микробы оседают на её поверхности.

    В глубине наружного слухового прохода имеются волосы и кожные железы, выделяющие липкое жёлтое вещество - ушную серу. Она задерживает пыль и убивает микробы.

    Слайды10,11,12. Среднее ухо находится в толще височной кости и представляет собой полость.

    Молоточек, соединённый с барабанной перепонкой, передаёт её колебания сначала на наковальню, затем усиленные колебания передаются на стремя.

    Слайды 13,14. Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, состоящий из системы полостей и канальцев. Все полости лабиринта заполнены жидкостью. В нём имеются два разных органа: орган слуха и орган равновесия - вестибулярный аппарат.

    Орган слуха находится в спирально закрученном костном канале - улитке. На мембране находятся воспринимающие клетки - слуховые рецепторы. Колебания жидкости, заполняющей улитку, раздражают отдельные слуховые рецепторы. В них возникают импульсы, которые передаются по слуховому нерву в головной мозг.

    Учитель дополняет и обобщает сообщения учащихся, которые сопровождаются слайдами презентации. Ещё раз проговариваем записи в тетради. у девочек!

    Физминутка.

    1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

    2. Оттяните уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начинайте с открытыми глазами, затем с закрытыми глазами.

    3. Глазами нарисовать три треугольника, четыре квадрата и пять кругов. Потереть ладони и закрыть ими глаза, поморгать.

    2. Слуховой анализатор слайд 15, 16.

    Каким же образом работает слуховой анализатор? Давайте разберёмся.

    Ушные раковины улавливают звуковые колебания и направляют их в слуховой проход. По нему колебания направляются в среднее ухо, и достигнув барабанной перепонки, вызывают её колебания. Через систему слуховых косточек колебания передаются во внутреннее ухо. Стремя ударяет в овальное окно, колебания мембраны овального окна вызывают движение жидкости в улитке, она, в свою очередь, заставляет колебаться волоконца. При движении волоконец волоски рецепторных клеток касаются покровной мембраны. В рецепторах возникает возбуждение, которое по слуховому нерву передаётся в головной мозг. Здесь происходит окончательное различие звука.

    Учащиеся в тетрадях составляют схему прохождения звуковой волны.

    Схема «Прохождение звуковой волны»

    3. Гигиена слуха. Прочитайте статью в учебнике на стр. 298-299 «Гигиена слуха» и составьте правила по гигиене органа слуха.

    Правила гигиены органа слуха. Устно.

    1. Содержать в чистоте ушные раковины и наружный слуховой проход;
    2. Нельзя очищать слуховой проход твёрдыми предметами;
    3. При возникновении инфекционных заболеваний немедленно обратиться к врачу.
    4. Нельзя систематически пребывать в шумной обстановке.

    4. Строение органа равновесия и его анализатора. Слайд 17.18.

    Мы рассмотрели орган слуха и его анализатор, но в глубине височной кости, рядом с улиткой, находится вестибулярный аппарат. Именно этот орган равновесия непрерывно контролирует положение нашего тела в пространстве. С его помощью мы можем осуществлять различные сложные движения.

    Вестибулярный аппарат состоит из двух мешочков и трёх полукружных каналов. Каналы расположены в трёх взаимоперпендикулярных направлениях. Полости преддверия и полукружных каналов заполнены жидкостью.

    В стенках полостей полукружных каналов расположены рецепторы, представляющие собой волосковые клетки, на которые давят крохотные кристаллики углекислого кальция. При движении головы или тела эти кристаллики смещаются, меняется давление на волоски. Возникшие нервные импульсы проводятся в головной мозг. Из мозга ответные импульсы поступают к скелетным мышцам, приводя их в движение.

    ІV. Закрепление изученного (выполнение тестового задания « Выбери правильные суждения»). Слайд 19,20.

    1.Орган слуха расположен в височной кости и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

    2.Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.

    3.Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.

    4.Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.

    5.Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.

    6.Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.

    7.Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.

    8. Внутреннее ухо представляет собой системы полостей и извитых канальцев.

    9.Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.

    10. Постоянные громкие звуки вызывают потерю эластичности барабанной перепонки.

    Ответы:1, 3,5,6,8,9,10.

    Рефлексия: слайд 21.

    Какой факт показался любопытным?

    Что нельзя делать, чтобы не навредить слуху?

    Что значит музыкальный слух?

    Каждый урок - это черный ящик, вы не знаете, что вы увидите, услышите. Но как интересно познать неизвестное

    V. Подведение итогов урока и выставление оценок. Собрать листы.

    VІ. Домашнее задание:

    Сделать доклад о вредном влиянии шума на слух, о заболеваниях органов слуха и равновесия.

    Если на Луне под самым ухом у человека выстрелить, услышит ли он? (нет, звук - это колебания воздуха, его нет на Луне).

    Где располагается орган слуха у кузнечика? (на передних ногах)