Нормальное психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит видовая и генетическая программа, реализующаяся в условиях постоянной смены средовых факторов. Психическое развитие тесно связано с биологическими свойствами организма, его наследственными и конституциональными особенностями, врожденными и приобретенными качествами, опосредованными постепенным формированием структуры и функции различных отделов ЦНС.

Темпы формирования отдельных систем головного мозга различны и это определяет физиологическую гетерохронию его роста и развития, отражающуюся в различной скорости созревания отдельных психофизиологических функций. В число этих различий входят и индивидуальные колебания.

К основным факторам, влияющим на психическое развитие, относятся наследственность, семейная среда и воспитание, а также внешняя среда с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов.

Еще по теме 4. Условия и факторы психического развития.:

  1. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологической науки
  2. 90. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
  3. 41. Классификация нарушений психического развития в детском возрасте по В.В.Лебединскому.
  4. 24.Отклонения в психическом развитии, не связанные с диагностированной органической патологией мозга: иррегулярность психического развития.
  5. Вопрос 16. Человек как индивид. Классификация индивидных свойств человека (по Б.Г.Ананьеву). Связь психического и биологического в человеке. Изменение возрастных индивидных свойств человека и их влияние на психическое развитие. Половой диморфизм и психические свойства индивида. Влияние конституции индивида на его психические свойства.
  6. 6. Проблема возрастной периодизации психического развития человека
  7. 23.Условия и движущие силы психического развития в онтогенезе. Концепции психического развития ребенка в зарубежной психологии

Психическое развитие - это закономерное и необратимое изменение пси­хики во времени, выраженное в количественных, качественных, структур­ных изменениях.

Это наследственное, прогрессирующее или регрессирующее необратимое ко­личественное или качественное изменение в психике.

Это активный саморегулирующийся процесс, в ходе которого возникают ко­личественные и качественные преобразования.

Итак, развитие - это количественные и качественные изменения, проис­ходящие в психике ребенка закономерно, характеризующиеся новым качест­венным уровнем.

Количество - «больше, выше» - объем памяти, непроизвольное запоми­нание в начальной школе, к концу обучения - произвольное.

Качество - выявление новых качеств в одном свойстве - ведет к новооб­разованию (непроизвольное, произвольное запоминание)

Развитие идет во времени - может быть растянутым и скачкообразным.

Зависит от:

Временно-ситуационных условий,

Постоянно-действующих факторов:

Биологических (что принадлежит как природному существу - наследственно (врожденно) - например, темперамент);

Социальных (заложен, отражается накопленный человеческий опыт)

В ходе развития происходит переструктурирование сознания - формиро­вание новообразований, созревание к концу возраста (это результат ССР).

Например: новорожденный ребенок. Новообразование - контакт ребенка с матерью.

Движущие силы - факторы, определяющие развитие - собственная соз­нательная деятельность человека по овладению действительностью, опосредо­ванная его отношениями со взрослым миром.

Причинами и источниками являются внутренние процессы, диалектиче­ские противоречия (конец дошкольного возраста - хочет учиться, но не знает как). Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних про­тиворечий, которые появляются в результате её отношений с окружающей средой, ее успехами и неудачами. Но внешние противоречия еще не являются дви­гателями развития. Они становятся источником развития личности интериори-зуясь, активизируя деятельность человека на разрешение внутренних противо­речий, путем выработки новых способов поведения.

Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Если противоречия не находят своего разрешения, возникают задержки развития, кризисные явления, болез­ненные нарушения психики, неврозы.

Одно из основных противоречий, имеющих свое качественное отличие на разных возрастных этапах развития личности, - расхождение между возни­кающими у личности новыми потребностями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. В оптимальных условиях развития личности первая сторона опережает вторую. Постоянно возникающие противоречия между образом жизни личности и достигнутым ею уровнем пси­хического развития являются основным противоречием и главной движущей силой психического развития личности.

Виды противоречий:

Между физическими и духовными возможностями,

Между требованиями окружающих и имеющимся уровнем психического развития и пр.

Условия развития - внешние и внутренние факторы, влияющие на ре­зультат (постоянно действуют), определенные условия, окружение конкретных предметов материальной и духовной культуры, люди и отношения между ними.

Факторы развития - совокупность методов и средств обучения, органи­зация и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учи­телей, а также воспитания.

Факторы развития психики:

Биологические - наследственные и врожденные,

Социальные

Наследственность - свойство живых систем воспроизводить свою органи-зацию, воссоздавать себе подобных в ряду поколений.

Генотип - совокупность генов - целостная система, совершенствующаяся в процессе эволюции, под контролем которой находятся все признаки орга­низма - морфологические, биохимические, физиологические, параметры выс­шей нервной деятельности (ВИД).

Среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности.

Макросреда - общественно-экономические отношения в целом, обществен­ное сознание и культура.

Микросреда - непосредственное окружение человека - семья, коллектив, со­циальные группы.

Онтогенез- индивидуальное развитие организма, охватывающее все изме- нения, претерпеваемые им от момента зарождения до окончания жизни. Онтогенез следует рассматривать в единстве и взаимообусловленности с историческим развитием - филогенезом.

Созревание- это изменение индивида под влиянием внутренних врожден­ных причин.

Становление - приобретение новых признаков и форм в процессе развития.

Формирование - это управление процессом развития, происходящее как целенаправленное воздействие, для того, чтобы вызвать изменения в пси­хическом развитии по пути обучения и воспитания

Формы организации активности детей:

1) обучение

2) воспитание

Воспитание планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, по­нятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые ус­ловия для его развития, подготовки к общественной жизни.

Психическая депривация (психическое лишение) - это психическое состояние., возникшее в результате таких жизненных ситуаций, при которых личности не предоставляются возможности для удовлетворения некоторых ос­новных психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.

Депривация - ограничение в удовлетворении потребностей - является важным фактором в психопатологии личности.

Классическийпримерпсихическойдепривации - Император Фридрих II отдал своих детей нянькам со строгим приказом кормить их грудью, купать и мыть, но избегать каких бы то ни было разговоров, ласк и нежностей. Импера­тор предполагал, что речь, которой заговорят эти дети, если их не обучать но­вой речи, и явится той древнейшей, изначальной речью человечества. Его на­учная любознательность, однако, удовлетворена не было, ибо дети все умерли - они не могли жить без ласковых слов и нежной радости на глазах своих нянек.

Древний летописец Салимбен из Пармы в XIII в. также описывал прояв­ления депривации в семьях. Разные авторы выделяют депривации, соответствующие разным потреб­ностям (психическим функциям), ставится некоторый акцент (двигательная, сенсорная, материнская и др. депривации).

Структура психической депривации: депривадионная ситуация, изоляция,

Депривационный опыт, механизмы депривации, депривациониое поражение

Депривационная си туация:

Изоляция (от социальной среды) - можно увидеть одичавших детей, воспиты­вавшихся у животных, или детей, подвергшихся социальной изоляции ума­лишенных родителей),

Сепарация (или полная депривация) - наблюдается в школах, больницах, при работающей матери.

Боулби утверждал, что при сепарации нарушается процесс нормального развития чувств. Например, недостаток (в частности, любви) может приводить к кражам, т.е. происходит возмещение недостающего, все равно, чем).

Корреляция между шизофренией и сепарацией проводится между 1 и 5 годами.

Феномен госпитализма проявляется в безучастности, эмоциональной холодности или наоборот, гиподинамии. Развивается по 3 фазам: протест, поиск матери, отказ от матери, сепарация, отчуждение.

Сенсорный голод возникает при недостаточности стимулов, наличии "обедненной среды", т.е. все, что находится вокруг, обеднено, а для нормаль­ного развития мозга необходимо стимулирование (но в меру), которое должно меняться.

Например, у животных:

а) если у обезьяны конечности находятся в картоне, то ориентировка становится невозможна,

б) у крыс, развивавшихся в обогащенной среде, все мозговые структуры разви­ты больше, чем у животных из обедненной среды,

в) обезьяны предпочитают матерчатую маму металлической, даже если у той находится соска (эксперименты Харлоу).

Условия депривации зависят от возраста, от задач, стоящих перед ребен­ком (например, сенсорная депривация в разные возрасты может привести к не развитию мозга):

1. Внешние условия депривации.

2. Внутренние условия депривации.

1, Внешние условиядепривации - когда дети растут без родителей.

В этом случае до трех месяцев нарушения не наблюдаются, а после - на­рушения моторики, фазы формирования речи, эмоциональной сферы. Виды внешних депривации:

1) больничная - происходит привыкание в итоге,

2) депривация в семье - недостаточная или искаженная связь со значимыми

взрослыми,

3) депривация в широкой общественной среде:

а) органические дефекты,

б) семья изолирует (по убеждению, психопатии),

в) семья изолирована (ценности),

4) экстремальные условия,

5) депривация в учреждениях:

Виды депривации личности в учреждениях:

а) социальная гиперактивность - кидаются на шею, но не строят глубоких

отношений,

б) социальная провокация - добиваются внимания с помощью провока­ции - инфантильность,

в) подавленный - у мальчиков,

г) хорошо приспособленные,

д) замещающее удовлетворение потребностей - начинание больше есть -компенсация эмоциональных связей, ябедничество - компенсация невключенности в группу.

2. Внутренние условия депривации:

1) аффективное голодание,

2) половой,

3) конституциональный тип - уровень активности, чувствительность к от­дельным сенсорным модальностям,

4) патологические различия.

Любую депривацию можно компенсировать. Пути компенсации депривации:

Реактивация - увеличение количества стимулов,

Переучивание,

Редукция - перестраивание личности.

Ресоциализация - включение в социум.

Однако существует положительный результат депривации - повышение чувствительности к подобным ситуациям.

3.3. Закономерности психического развития

Законы психического развития - общие и частные закономерности -описание психического развития и управление им.

В основу изучения закономерностей и динамики развития личности в отечественной психологии взята культурно-историческая теория развития пси­хики человека Л.С.Выготского.

1. Развитие происходит в процессе социального развития в социуме.

2. Человеческий детеныш самый беспомощный и неприспособленный по сравнению с детьми животных.

3. Если ребенок воспитывается в изоляции от положительных эмо­ций, то у него проявляются не только отставание в психическом развитии, но и ребенок может погибнуть в результате сенсорного голода.

4. В процессе овладения человеческими действиями и человеческим поведением ребенок приобретает необходимые психические каче­ства и свойства личности. При овладении предметными действиями ребенок сначала обучается, а потом жестко усваивает знания, научается их применять (законы интериоризации и экстериоризации).

5. Психическое развитие детерминируется (причинно обусловлено) следующими факторами:

Природные задатки, как условиями и предпосылками (Запорожец),

Социальная среда (Эльконин Д.Б.) - система отношений, в которую вступает ребенок в обществе, как он ориентируется в системе общественных отноше­ний, в какие области социальной жизни он входит; сотрудничество с другими людьми (Выготский Л.С.) - т.е. вне мира людей, мира, социального окружения человек не может быть человеком,

Собственная деятельность, активность ребенка по овладению действительно­стью, как движущей силой (Анциферова, Карпова),

Социальная ситуация развития (Выготский Л,С), как своеобразная, специфи­ческая для данного возраста, исключительное, единственное, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью,

Внутренняя позиция (Божович Л.И.) - как отношение ребенка к тому объек­тивному положению, которое он занимает, и к тому положению, на которое он претендует,

Противоречие между образом жизни и возможностями ребенка, между усвое­нием предметной и общественной сторон действия (леонтьев А.Н.) и др.

6. Качественное своеобразие и неповторимость каждого возраста.

Возраст - определенная ступень, известный, относительно замкнутый цикл развития, наиболее типичные особенности, значение определяется местом в общем развитии (Выготский). - качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития, характеризующийся при­сущими только ему особенностями. Виды возрастов:

Хронологический - от рождения до настоящего времени,

Биологический - определяется степень созревания организма, состоянию нерв­ная система и ВНД.

Социальный - определяется уровнем социальных ролей, функции человека (16 лет - права и обязанности).

Психологический - особенности психологии и поведения, качественные изме­нения в психическом развитии -достигнутый к этому времени уровень психо­логического развития.

Физический - характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения

5-летний по физическому возрасту ребенок психологически может быть развит, например, как 6-летний и даже 7-8-летний. Может быть и наоборот -дети с отставанием умственного развитая обычно характеризуются обратным соотношением физического и психологического возраста.

Современные критерии возраста:

Социальная ситуация развития,

Ведущая деятельность,

Новообразования,

Кризис - переломная точка на кривой детского развития.

Как возникает возраст:

1) подготавливается социальная ситуация развития-изменяется внутренняя позиция человека,

2) это побуждает человека включаться в новые виды деятельности,

3) к концу возрастного этапа возникают новые психологические ка­чества - новообразования,

7. Наличие сенизитивных возможностей и сензитивных периодовСензитивный период - особенный период, оптимальный для развития той или иной особенности, период повышенной чувствительности к некоторым внешним воздействиям (в отдельньй возрастной период).

Например:

Речь развивается от 1 до 3 лет - потом можно компенсировать развитие, но очень сложно.

Есть вещи, которые невозможно скомпенсировать (например: слух очень ин­тенсивно развивается в 1-2 месяца). Может развиться вторичная глухота - ут­рачивается чувствительность слухового анализатора.

Эриксон -В течение первого года формируется базовая черта личности - дове­рие людям - Или недоверие миру - мир несет в себе угрозу, надо уходить от контакта с миром.

Но эти периоды для всех детей и времен не определяются однозначно и могут быть изменены в результате совершенствования методов обучения и вос­питания детей.

4. Преемственность психического развития,

5. Переходный и критический характер психического развития на, стыке возрастов в 1, 3, 7, 13 и т.д.

Переход может быть критическим («Кризис неизбежен» по мнению Л.С.Выготского) и незаметным («Кризиса может и не быть» по мнению А.Н. Леонтьева).

Переходы возрастов происходят незаметно и заметно, что связано с из­менением физических данных и психологических характеристик ребенка, с це­лостной перестройкой его организма и поведения.

Если переход из одного физического возраста в другой совпадает по времени с переходом из одного психологического возраста в иной, то это обыч­но сопровождается довольно приметными для внешнего наблюдения признака­ми. В переходные периоды многие дети становятся замкнутыми, раздражитель­ными, вызывают своим поведением беспокойство у окружающих взрослых. -кризис возрастного развития - возрастной кризис. Т.е. в организме и психоло­гии ребенка происходят существенные перемены, на пути нормального физиче­ского и психологического развития возникли некоторые проблемы, которые ре­бенок самостоятельно не в состоянии решить.

Преодоление кризиса означает шаг вперед на пути развития, переход ре­бенка на более высокий уровень, в следующий психологический возраст. Т.е. кризис - это одна из форм развития.

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение объекта, сопровождающееся возникновением нового качественного состояния.

Развитие предполагает переход растущего организма на более высокую ступень, и этот переход зависит как от созревания, так и от научения.

Психическое развитие человека – закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Направлениями психического развития человека являются:

Когнитивное развитие, т.е. развитие познавательных процессов;

Развитие эмоционально-волевой сферы (развитие эмоций, чувств, волевых качеств личности);

Развитие индивидуально-психологических свойств (развитие темперамента, характера, способностей, мотивационной сферы).

Урунтаева Галина Анатольевна выделила следующие закономерности психического развития:

1) неравномерность и гетерохронность: каждая психическая функция развивается своими темпами, имеет свой сензитивный (т.е. наиболее благоприятный) период развития, фазы развития органов и функций не совпадают по времени;

2) стадиальность развития: в результате скачкообразного и противоречивого характера психического развития чётко прослеживаются определённые стадии, имеющие характерные возрастные особенности психического развития;

3) дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств: обособление психических функций в самостоятельные формы психической деятельности и одновременная взаимосвязь и взаимообусловленность (например, мышление и речь);

4) смена биологических и социальных детерминант (причин), определяющих психическую деятельность и поведение;

5) пластичность психики: изменение психики под влиянием разных условий, различного опыта.

Наиболее существенные и длительно действующие факторы, оказывающие влияние на развитие психических процессов и свойств личности, являются движущими силами психического развития. Разрешение этих противоречий и обеспечивает формирование психических новообразований и дальнейшее развитие психики.

Эти противоречия и являются движущими силами психического развития:

Противоречие между потребностями и возможностями;

Общее движение развития определяет соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций;

Движущей силой развития является сотрудничество ребёнка со взрослым, создающим ему зону ближайшего развития. Взрослый является как бы промежуточным звеном, посредником между ребенком и обществом. Взрослый: а) сначала удовлетворяет физиологические потребности ребенка, б) затем выступает образцом эмоциональных отношений, в) образцом действия с общественными предметами, г) носителем знаний, культуры, социальных норм, д) образцом профессионального мастерства и т.д.;


Движущей силой развития является и ведущая деятельность в каждом возрастном периоде. Именно эта деятельность подготавливает ребёнка к переходу на новый этап психического развития;

Движущей силой психического развития и показателем его нормального протекания является психическое и психологическое здоровье ребёнка. В основе психического здоровья – развитие высших психических функций. Психологическое здоровье связано с тем, что человек находит достойное, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире.

Факторы психического развития – основные условия качественных изменений психических процессов и свойств личности. Это то, что определяет его содержание и направленность.

Выделяют биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относят наследственные и врождённые предпосылки психического развития, которые предопределяют особенности психического развития. Наследственные предпосылки передаются через генотип, врождённыё обусловлены особенностями внутриутробного развития. Так по наследству передаются задатки к способностям, тип нервной системы. Врождённые – условия внутриутробного развития, влияющие на дальнейшее формирование психических свойств.

Удельный вес наследственного фактора может меняться. Мера прояснения наследственных особенностей во многом зависит от условий жизни, особенностей воспитания, типа обучения, возраста ребенка.

Социальные факторы – это влияние среды, условия психического развития: активность, обучение и воспитание.

Среда – совокупность социальных, экономических, культурных и других условий жизнедеятельности человека. Влияние среды может быть стихийным, так как человек живёт в определённых социально-исторических условиях, которые неизбежно влияют на его психическое развитие. Так же микросреда (семья, группа, компания друзей и т.д.) оказывает определённое влияние на личность. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений человека в социальной среде, в которой происходит его психическое развитие, называется социальная ситуация развития.

Важнейшим фактором психического развития ребенка, формирования его личности являетсяактивность – деятельное состояние организма, связанное с вмешательством в окружающую среду с целью ее изменения в соответствии с потребностью.

Общество специально организует процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта, контролирует его ход, создавая специальные воспитательно-образовательные учреждения: детские сады, школы и пр. Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс формирования различных сторон личности. Обучение – это процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков. Обучаться ребенок начинает с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, то есть формирование всех сторон личности. Так же как и обучение, воспитание начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что нет ни одного психического качества, которое зависело бы только от одного фактора. Все факторы влияют на психическое развитие в органическом единстве.

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора...». Влияние этой теории, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей».

Вскрытые Дарвином движущие факторы и причины развития живых организмов подтолкнули исследователей к изучению хода психического развития детей. Начало таким исследованиям положил сам Дарвин. В 1877 г. он опубликовал результаты наблюдений за развитием своего старшего ребенка - Додди.

Главная идея психологии развития состояла в том, что развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Человек наконец был признан частью природы.

Наиболее крупные достижения в этой области пришлись на первую треть XX в., и связаны они с именами таких зарубежных и отечественных ученых, как А. Адлер, А. Вине, Дж. Болдуин Карл и Шарлотта Бюлер, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, и др.

В последующие годы свой вклад в понимание различных аспектов психического развития человека внесли как отечественные ученые: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев,

Однако, несмотря на значительные результаты этих исследований, единого понимания психического развития не достигнуто. Вместо этого имеется множество теорий, концепций и моделей развития, прямо противоречащих друг другу. По мнению А. С. Асмолова, это говорит об отсутствии «единого логического стержня, который бы позволил рассматривать психологию... как целостную систему знаний».

Нет и ни одной научной работы, где наряду с эмпирическими данными о ходе психического развития человека в разные возрастные периоды был бы систематически изложен весь понятийный аппарат психологии развития.

БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Развитие - это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Необратимость - способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

Направленность - способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.

Закономерность - способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Генетическая психология - изучает проблемы возникновения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как происходят процессы, результатом которых является мысль.

Сравнительная психология - изучает процессы происхождения человека как вида Homo sapiens, происхождения человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных.

Психогенетика - изучает происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формировании.

Психология развития - изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосредоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит.

Акмеология - изучает объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности..

Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание» и «рост».

СОЗРЕВАНИЕ И РОСТ

Рост - это процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции. «Если не удается обнаружить качественных изменений - это рост»,- уточняет Д. Б. Эльконин (Элько-нинД. В., 1989).

Созревание - процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума.

Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функций.

Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом: созревание и рост - изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений. На это указывал еще С. Л. Рубинштейн: «В окончательной своей форме организм является продуктом не самого по себе функционального созревания, а функционального развития (курсив наш.- В.А.): он функционирует, развиваясь, и развивается, функционируя»

Понятие факторов психического развития:

Факторы психического развития - это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) - в социальных свойствах личности, то действие фактора активности - во взаимодействии двух предшествующих.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития.

Генотипические факторы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Количество потенциальных вариантов человеческого генотипа составляет 3 х 10 47 , а количество живших на Земле людей всего 7 х 10 10 . Каждый человек - это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.

СРЕДА

Среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие - это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Да, ребенок - это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

Степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды.

Заметно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом его воздействие становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть - отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не означает отсутствия влияния последней.

АКТИВНОСТЬ

Активность - деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма - это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности - это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.

Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Психическое развитие - это усложнение процессов отражения человеком действительности, таких как ощущение, восприятие, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Л.С. Выготский отмечал, что существует много типов развития, но среди типов психического развития ребенка он различал: преформированный и непреформированный. Преформированный тип - зто такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы, как те стадии, которые пройдет, так и тот конечный результат который явление достигнет (пример - эмбриональное развитие). Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете, к нему относятся развитие галактики, Земли, процесс развития общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу. Непреформированный тип развития не предопределен заранее. Детское развитие - это непреформированный тип развития, его конечные формы не даны, не заданы. Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития - это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм, процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который происходит в форме усвоения.

Основные закономерности психического развития. А) психическое развитие неравномерно и скачкообразно . Неравномерность проявляется в становлении различных психических образований, когда каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления, отдельные из них как - бы идут впереди остальных, подготавливая другим почву. В развитии человека выделяют 2 группы периодов : 1. литический , т.е. стабильные периоды развития, в рамках которого происходят мельчайшие изменения в психике человека. 2. критический - период бурного развития, в рамках которого идут качественные переломы в психике человека. б). Дифференциация (отделение друг от друга, превращение в самостоятельные виды деятельности - выделение памяти из восприятия и становление самостоятельной мнемической деятельности) и интеграция (установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики) психических процессов. В) Пластичность психических процессов - возможность для ее изменения под влиянием, каких - либо условий, усвоения различного опыта. Компенсации психических и физических функций в случае их отсутствия или недоразвития. Г). Наличие сензитивных периодов , - периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям и те или иные функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Д). Комулятивность - нарастание одних психических функций над другими, при этом уже имеющиеся функции не исчезают. Е) Стадиальность - каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом времени и изменяющимися в разные годы жизни. В целом развитие организма у разных детей протекает неодинаково и зависит от факторов психического развития : наследственности, среды, обучения и воспитания. Наследственность . Предпосылками психического развития ребенка являются наследственные особенности и прирожденные свойства организма. Человеком можно стать, только имея прирожденные человеческие предпосылки, определенную человеческую наследственность. Наследственность, как своего рода биологический, молекулярный шифр, в котором запрограммирована: программа обмена веществ между клетками и окружающей средой; природные свойства анализаторов; особенности строения нервной система и мозга. Все это -- материальная основа психической деятельности. К ним также относятся - тип темперамента, внешность, заболевания, преобладание 1ой (это ощущения - художники) или 2ой (речь - тип личности люди мыслители) сигнальных систем, вариации строения частей мозга, задатки. Сами по себе наследственные задатки не предопределяют становление личности, конкретные достижения её развития, всего своеобразия отдельного человека. Определенное влияние на развитие ребенка оказывает и Среда. Макросреда - общество, идеология, которая существует в обществе. Это условия жизни: социальные, экономические, экологические, культурные и другие. Ребенок с макросредой связан через микросреду. Микросреда - семья, стиль воспитания в семье, отношения к ребенку взрослых, товарищей, возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Воспитание и обучение . Воспитание и обучение являются специально организованными способами передачи общественно - исторического опыта. Л.С. Выготский отмечал, что развитие ребенка никогда не следует как тень за школьным обучением, и подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности ребенка, что обучение всегда должно идти впереди развития. Выделил 2 уровня развития детей: 1. «Уровень актуального развития» - это те наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день, Это то, что ребенок достиг к моменту обучения. 2. «Зона ближайшего развития» - это то, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослыми, под его непосредственным руководством, с его помощью. То есть - это разница между тем, что ребенок может сделать сам, и что при помощи взрослого. Все факторы психического развития действуют в комплексе . Нет ни одного психического качества, развитие которого зависело бы только от одного из факторов. Все факторы выступают в органическом единстве. Многие психологи решают вопрос, какой из факторов является ведущим, и выделяют 3 группы теорий: 1. Биологизаторского толка - что основной фактор это наследственность (З. Фрейд, К. Бюллер, С. Холл). 2. Социологизаторского толка - основной фактор который влияет на развитие - социум. Д. Локк - выдвинул учение о чистой доске, т. е ребенок родился голым, а семья его напихивает. Бихевиоризм - поведение (Д. Уотсон, Э. Торндайк). Б. Скиннер - основная формула: стимул - реакция . 3. Конвергенции (взаимодействия). Основоположник теории конвергенции Штерн считал, что и наследственная одаренность, и окружающая среда определяют законы детского развития, что развитие есть результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Штерн считал, что развитие психики ребенка повторяет историю развития человечества и культуры.