Попробуем неформально описать разные виды психотерапии, буквально понемногу каждого. Это порой необходимо для тех, кто хочет выбрать и попробовать что-то одно, в то время как предложений вокруг – масса, и все они разные. Арт- или психодрама? Анализ или юнгианский анализ? В помощь начинающим – краткие описания для более комфортного знакомства с разными подходами.

Арт-терапия: будете вырезать, рисовать, создавать коллажи и картины, играть “с песочком” (в специальной мини-песочнице) и т.д. В любом случае вы будете выражать себя, те процессы и взаимодействия, которые для вас актуальны. Причем выражать практически напрямую из своего бессознательного. Вид психотерапии для тех, кто готов экспериментировать и не стесняется рисовать в стиле “палка-палка-огуречик”. Ведь в итоге важна не художественная ценность или целостность образа, а именно самовыражение, с результатами которого можно и поработать.

Телесно-ориентированный подход: изучите зажимы, обратите внимание, насколько чутко тело реагирует на разные процессы (от раздражения до умиления), поправите здоровье. Тело “помнит” стрессы, “помнит” обиды, нанесенные даже в далекие 5 лет, и носит их с собой. По крайней мере спина прямая будет, осанку выпрямите, научитесь дышать глубже

Психодрама : если вы мечтали сыграть на сцене, если для вас важны ситуации, и в вашей жизни часть из них до сих пор не проиграна до логичного конца, попробуйте психодраму. Вам предложат побыть вашей Болезнью, вашей Давно умершей бабушкой – что бы она, к примеру, вам сказала? Очень много открытий и неожиданных подсказок.

Психоанализ : изначально, конечно, это была кушетка для клиента и клиентские свободные ассоциации, в которые аналитик не вмешивался. Теперь же это прогрессивный и не менее действенный метод, способный очень сильно и глубоко работать на необходимые вам изменения. Хотите из флегматика стать холериком или вообще научиться выбирать другой стиль общения, стать другим очень сильно по сравнению с нынешним состоянием? Вам в такой вид психотерапии, как психоанализ, правда, длительный – “коротким” анализом считается год-полтора, “средним” по времени – семь лет работы.

Гештальтттерапия : общение, контакт, “услышал-не услышал”, можешь-не можешь принять из среды, что-то для себя попросить. Как клиент обрывает контакт, как отказывается и даже увиливает от диалога, как защищается (какие ему характерны ). Довольно свободное общение тет-а-тет с психотерапевтом, открытый к новому и подвижный вид психотерапии.

Юнгианский анализ : “тень”, сказки, истории, сны – все, что имеет сюжет и идею, можно уместить в работе с терапевтом юнгианского направления. Как правило, терапевты имеют особенно глубокие культурологические знания, прекрасно знают не только сказки, но и мифы. “Комплекс Эдипа” или “Комплекс Электры” – это сюда:)

Бихевиористский подход , когнитивная терапия: бихевиористы-конгнитивщики (“психотерапия поведения и познания”, грубо говоря) утверждают, что голова – орган темный, и ничего в нем не видно (шутка). То есть, не столь важно, как именно оно обрабатывается внутри – важно, что вот такое входит – вот этакое на выходе. Во многом чисто логический, умственный подход. Единственный оплачиваемый по страховке в европейских странах. Говорят, отлично работает, не пугает клиентов неведомыми штуками, однако эффект нередко пропадает по окончании работы со специалистом. Касается проблем только поверхностно (и это минус), зато не создает лишних понятий и “наворотов” (“это случилось с вами, потому что в пять лет вы заметили, что дядя на вас косо смотрит, и в этот момент пролетала птичка” – полностью исключены).

Системно-семейные расстановки (системный подход) : рассматривают системы как самоорганизующиеся, самоподдерживающиеся целостные образования. Если муж-алкоголик или наркоман в клинике прекратил пить или употреблять, а жена в ответ не изменилась – либо они разойдутся, либо он снова начнет пить, чтобы не рушить систему. Если родители не могут себе позволить не ходить на работу, но очень хотят – вероятно, серьезно заболеют дети. Если мама сильно любит дочь и не отпускает от себя – дочери незачем выходить замуж (разрушать эту пару, какой бы “кривой” она ни была). Сильный подход, нередко открытия о себе самом и своей системе очень тяжело воспринимаются. После похода на “расстановки” – хоть участником (для кого делают расстановку), хоть заместителем (кто участвует в качестве “брата”, “начальника” или “бабушки” главного героя расстановки) очень желательно посетить любого другого психотерапевта для ассимиляции личного опыта.


Медицинская психология в основном занимается диагностикой психологических нарушений, однако, важно не только заметить психологические проблемы пациента, но и помочь ему справиться с ними. Это можно сделать и с помощью психотерапевтических приемов, и путем назначения психотропных средств. Любой врач должен не только владеть этими двумя методами, но и желать их использовать.

Иногда, к сожалению, замечая психологические трудности у своих пациентов, врач замечает, что и сам он не раз оказывался в сходных ситуациях и ему удавалось без посторонней помощи преодолеть все проблемы. Эта мысль успокаивает врача и позволяет ему бездействовать.

Действительно, некоторые пациенты отличаются высокой устойчивостью к стрессу и преодолевают его без какой-либо специальной психологической коррекции, но это не может служить оправданием пассивности и черствости врача в случае, когда больной нуждается в его поддержке и сочувствии.

Одной из наиболее значимых проблем клинической психологии является оказание психологической помощи. Она необходима здоровым людям (клиенты) с разнообразными житейскими проблемами, находящихся в кризисных ситуациях, а также больным (пациенты) с различными соматическими и психическими заболеваниями, имеющим психологические проблемы, невротические и психосоматические расстройства, а также характерологические и личностные отклонения.

Традиционно выделяют три вида психологической помощи:

Психологическое консультирование,

Психокоррекция,

Психотерапия.

Они представляют собой воздействие на различные стороны личности и имеют различные цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании.

Основной целью психологического консультирования является информирование клиента (пациента) о его индивидуальных особенностях с целью формирования личностной позиции, мировоззрения и взгляда на жизнь. Консультирование помогает человеку действовать по своему усмотрению, обучаться новому поведению, способствует развитию личности.

При психологическом консультировании проводится анализ психического состояния клиента (или пациента) с использованием различных методов психологической диагностики (тесты, эксперименты). Ему предоставляются интерпретации их результатов, что способствует разрешению стоящих перед человеком психологических проблем, формированию новых подходов к решению этих проблем, а также расширению его общей психологической культуры и личностному росту.

Задачей психологической коррекции является исправление (корректировка) тех личностных особенностей, которые не являются оптимальными для клиента (пациента), выработка и овладение навыками адекватной для индивида и эффективной психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.

Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента (или пациента), формирование адекватного психического состояния, душевного комфорта, гармонизацию его отношений с социальным окружением.

Психотерапия основной задачей ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности. Психотерапия – это система методов целенаправленного психологического воздействия на пациента (посредством слова, эмоциональных отношений, совместной деятельности) с целью улучшения состояния его здоровья и повышения устойчивости к стрессу.

Психотерапия в узком понимании термина подразумевает купирование болезненных клинических проявлений у пациента, находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни.

В широком понимании термина «психотерапия» имеются в виду все виды направленного психологического воздействия на индивида (консультирование, коррекцию и терапию).

Считается, что психотерапия относится к сфере деятельности врача-психиатра, так как психотерапевт должен учитывать целую гамму особенностей – от индивидуально-психологических особенностей пациента до его соматического статуса, учитывать обязательные показания и противопоказания для психотерапии. Противопоказаний для консультирования практически не имеется, а психокоррекция занимает промежуточное положение между консультированием и психотерапией (сам термин психологическая коррекция возник в 70-х годах XX века, когда психологи стали активно работать в области групповой психотерапии. Поскольку психотерапия является лечебной практикой, то распространение термина психокоррекция было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а клинический психолог – психологической коррекцией).

Основные психотерапевтические приемы

Можно говорить о том, что психотерапия существует столько, сколько существует человеческая цивилизация. Прообразом современных психотерапевтов были шаманы. Особенно бурно психотерапия развивалась в конце XIX – начале XX века. Было предложено огромное количество новых методов психотерапии и вряд ли найдется специалист, который был бы знаком со всеми этими методами. В большинстве цивилизованных стран психотерапию рассматривают как одно из наиболее сложных направлений медицины и психологии.

Центральной фигурой в психотерапии является пациент, с его индивидуальными особенностями, неудовлетворенными потребностями, его уникальной жизненной ситуацией и специфическим окружением (семья, друзья, коллеги). Врач никогда не должен забывать о том, что он должен помогать пациенту двигаться в том направлении, которое человек избрал по своей воле. Нельзя относиться к больному как к слепому, беспомощному котенку, которого надо научить жизни. Нельзя игнорировать интересы личности пациента, относиться к ним высокомерно…

Неправильно рассматривать психотерапию только как процесс воздействия врача на больного. «Перевоспитать» взрослую личность практически невозможно и попытки вмешательства во внутренний мир пациента часто воспринимаются пациентом как агрессия (психотерапевтическая интервенция) и вызывают сопротивление с его стороны.

Правильнее считать психотерапию процессом взаимодействия врача и больного. В этом смысле психотерапевту необходимо обладать такими качествами, как умение находить общий язык с окружающими, способность к эмоциональному сопереживанию, богатый внутренний мир, собственный жизненный опыт.

В литературе приведено огромное количество методов психотерапии.

Общепринятой классификации методов психотерапии нет. С практической точки зрения важно выделить некоторые основные признаки, отличающие один вид психотерапии от другого. Как и в медицине в целом обычно принято подразделять методы лечения на симптоматические и патогенетические .

Симптоматические методы психотерапии ориентированы на устранение или ослабление отдельных симптомов болезни, управление физиологическими функциями организма, на оптимизацию поведения больного. К этим методам можно отнести рациональную психотерапию, суггестивные методы (в бодрствующем состоянии или в состоянии гипноза), методы поведенческой терапии (наводнение, имплозии, аверсии, систематической десенсибилизации), методы релаксации (нервно-мышечная релаксация по Джейкобсену, аутотренинг), методы биологической обратной связи и множество других частных методик (арт-терапия, психогимнастика, и т.д.). Патогенетическая психотерапия предполагает ликвидацию причин и механизмов развития болезни. Она считается более эффективной по сравнению с симптоматической, особенно в отдаленных результатах. Однако существуют большие расхождения в представлениях психологов о целях и способах лечения, связанные с различиями теоретических взглядов на нормальное устройство личности и патогенез заболеваний.

Методы психотерапии можно также разделить на экспрессивные (to express – выражать, высказывать) и суппортивные (to support – поддерживать, сохранять). Эти понятия тесно связаны с концепцией защитных механизмов. Экспрессивные методы позволяют выявить и обнажить подсознательные механизмы, лежащие в основе болезни пациента, мешающие ему избавиться от внутреннего конфликта. Экспрессивные методы нужны, чтобы призвать пациента к активным действиям (согласиться на операцию, расторгнуть обременительный брак, поменять работу на более соответствующую его характеру). Не следует забывать, что вскрытие, ломка защитных механизмов весьма болезненна, и следует проявлять осторожность и взвесить реальные возможности человека перенести этот дополнительный стресс. Суппортивные методы, напротив, укрепляют в человеке сложившиеся системы защиты, поддерживают в нем существующий самообман ради сохранения спокойствия и чувства безопасности. Недостатком таких методов считают то, что они мешают пациенту разглядеть реальность, удерживают его от активных действий. Однако в том случае, если сам врач не видит реального выхода из ситуации (неизлечимые заболевания, неоперабельные опухоли, травмы, несовместимые с жизнью), единственное, что он может сделать, это позаботиться о сохранении спокойствия пациента и его близких.

Сходный смысл имеет и разделение методов психотерапии на активизирующие и релаксационные . Активизирующие (энергизирующие) методы направлены на повышение стремления к действию, борьбе, самореализации (так, в период реабилитации после травмы, инфаркта или инсульта часто приходится настаивать на более активном включении пациента в деятельность, тренировку нарушенных двигательных и умственных навыков). Успокаивающие (релаксационные) методы направлены на снятие внутреннего напряжения, тревоги. Они особенно полезны в остром периоде переживания стресса. Их используют для лечения болезней, связанных с внутренним напряжением (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, бессонница).

Кроме того, различают директивные и недирективные методики. Директивные методы заключаются в том, что врач активно навязывает предлагаемый им способ выхода из ситуации, не позволяет больному высказать свое мнение, действует с высоты своего авторитета. В большинстве случаев излишняя директивность рассматривается как недостаток психотерапии, поскольку она снимает с больного ответственность за выздоровление, подчиняет его воле врача, может игнорировать его истинные потребности. Однако в экстремальных ситуациях, когда поведение больного дезорганизовано чрезмерной тревогой (экстренная госпитализация, подготовка к операции, ситуация, угрожающая жизни), директивный подход бывает полезным. В процессе выздоровления и реабилитации все более важными становятся недирективные методы, которые основаны на расспросе больного, изучении его мнения, самостоятельном поиске и сравнении нескольких способов выхода из ситуации. Такие методы развивают в пациенте независимость, уверенность, что он сам способен помочь себе в случае необходимости.

Психотерапия может проводиться индивидуально или в группе . Групповые методики полезны для комплексного воздействия на личность пациента, вскрытия таких ее черт, которые мешают адаптации в обществе и служат источником психосоматических нарушений. В группе наиболее ярко обнаруживаются незрелость, эгоцентризм, боязнь принимать ответственность на себя. Индивидуальная терапия позволяет обсудить с пациентом весьма интимные проблемы , уделить большее внимание отдельным симптомам. Она также хороша для замкнутых пациентов, не склонных к общению.

Кроме явного, прямых методов психотерапевтического воздействия, существуют и косвенные методы, которые оказывают влияние на состояние здоровья через обстановку медицинского учреждения, атмосферу в палате, отношения в медицинском коллективе, форму введения лекарств, дополнительные лечебные методики (физиотерапия, массаж, лечебная физкультура).

Вне зависимости от конкретного метода психотерапии, имеются общие феномены, которые являются непременными элементами психотерапии.

Установление контакта можно считать важнейшим условием успешности психотерапевтической работы. Если врач не смог установить доверительных, откровенных отношений с пациентом, то все дальнейшие усилия, скорее всего, будут бесплодны. Трудно переоценить значение первой встречи врача и пациента в формировании взаимопонимания и доверия. Занятость врача часто мешает ему подробно поговорить с больным в день его поступления в клинику. Даже если это не удалось сделать сразу, по крайней мере на следующий день необходимо уделить пациенту максимум внимания. Во время первого разговора необходимо дать больному высказаться самостоятельно, не набрасываться на него с вопросами. Не следует рассчитывать, что доверие сложится мгновенно, но искреннее стремление выслушать собеседника постепенно приводит к желаемому эффекту.

Излишняя близость врача и пациента тоже может повредить лечению (конфликт труднее разрешить, если вы находитесь внутри него). Поэтому врач должен выдерживать определенную дистанцию к проблемам пациента. Принять все проблемы больного на себя, значит занять позицию заботливой матери, то есть снять с больного всю ответственность за его выздоровление. В психотерапии, напротив, иногда стараются подчеркнуть взаимные обязательства сторон в виде устного или письменного контракта, где оговариваются длительность лечения, обязанности и права больного и пациента, цели проводимого лечения, признаки достигнутого эффекта.

Зигмунд Фрейд был первым, кто обратил внимание на явления переноса и контрпереноса в психиатрии. Перенос (трансфер) – невольное направление на врача подавляемых чувств, которые пациент испытывал к значимым для него лицам (родителям, другим членам семьи). Это выражается в неожиданном раздражении, негодовании или, напротив, в знаках детской привязанности, покорности, влюбленности во врача. Выражение таких чувств позволяет пациенту «отреагировать», то есть избавиться от мучающих его комплексов. Важно не принимать их за истинное отношение к врачу, проявлять терпеливость, сочувствие, понимание, а также призывать пациента к их разумному анализу. Контрперенос (контртрансфер) – сходное, но противоположно направленное явление, когда врач испытывает к пациенту иррациональные чувства, происходящие из его личного (часто детского) опыта. Примерами таких чувств могут быть возмущение, брезгливость, жалость, восхищение, влюбленность. Контрперенос подтверждает то, что врач тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо. Однако как профессионал психотерапевт должен активно преодолевать в себе незрелые комплексы и стремиться к разумному отношению к больному (для этого Фрейд требовал, чтобы все психоаналитики сами прошли психоаналитическую терапию).

Поскольку психотерапия призвана изменить человека, усилия врача сталкиваются с сопротивлением , то есть неосознаваемым стремлением человека сохранить все так, как было прежде. Сопротивление заметно по тому, как пациент все активнее использует психологические защиты, уходит от глубокого анализа проблемы. Иногда пациент активно избегает встреч с врачом, прячется от него, пропускает назначенные визиты, оберегая себя от обсуждения болезненных тем. Само обсуждение факта сопротивления может оказаться полезным для выздоровления.

Сопротивление определяет то, что движение к выздоровлению в процессе психотерапии никогда не бывает плавным и последовательным. Напротив, характерны резкие скачки, когда мысль, к которой врач направлял больного, является к нему в виде инсайта (insight – понимание, проницательность) – внезапного озарения или прозрения, интуитивного понимания.

В психологии существует множество теорий личности, которые по-разному трактуют и объясняют природу поведения человека. Каждой из этих теорий соответствуют и определенные терапевтические методы. В литературе описано множество психотерапевтических методов: психоанализ, поведенческая (бихевиоральная) терапия, гештальт-терапия, психодрама, гипноз, нейролингвистическое программирование, арт-терапия, трансактный анализ, позитивная терапия и др. За рубежом наибольшее признание и развитие получили три психотерапевтических направления: психоаналитическое , гуманистическое и поведенческое , к которым можно добавить гештальт-терапию и когнитивную терапию, основанные на соответствующей психологической теории.

Направления психологии

В настоящее время можно выделить 5 основных подходов (моделей, парадигм) к изучению психики человека:

Бихевиоризм;

Гештальт-психология;

Психоанализ;

Гуманистическая психология;

Когнитивная психология.

Бихевиоризм

Основоположник – американский психолог Джон Уотсон (J.B.Watson, 1878-1958). Предложенная им схема S – R означает, что каждой ситуации (или стимулу S) соответствует определенное поведение (или реакция R). Он считал, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека, а понятия, связанные с сознанием, следует исключить из научной психологии.

Довольно скоро стала ясна ограниченность этой схемы для объяснения поведения. Как правило S и R находятся в таких сложных взаимоотношениях , что непосредственную связь между ними установить не удается. В 1948 году Толмен ввел промежуточную переменную I (психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, прошлого опыта и природы стимула) и преобразовал схему в S – I – R.

Приверженцы бихевиоризма полагают, что поведение в основном является условно-рефлекторным и складывается в результате научения, то есть закрепления определенных реакций на определенные раздражители. В результате поощряемые поступки совершаются все чаще, а наказуемые – реже. Бихевиоризм является психологической основой поведенческой психотерапии. Цель поведенческой терапии – устранение патологического симптома путем замены неадаптивных способов поведения на адаптивные в процессе научения.

Гештальт-психология

Слово «гештальт» не имеет точного эквивалента ни в русском, ни в английском языке. Очень приблизительно его смысл в зависимости от контекста может передаваться словами «образ», «форма», «структура», «организованное целое», поэтому в психологических текстах слово «гештальт», как правило, не переводится.

Основное положение гештальт-психологии – явление как целое не есть просто сумма его частей. Отдельно взятая часть никакого представления о целом не дает. Человеческое поведение, разбитое на отдельные компоненты, теряет смысл. Последователи гештальт-психологии стараются убедить бихевиористов, что структурная организация поведения в целом играет более важную роль, чем отдельные поступки.

Одно из центральных понятий гештальт-психологии – отношения между фигурой и фоном. Эти и другие понятия гештальт-психологии нашли свое отражение в гештальт-терапии, созданной психологом Фрицем Перлсом (F.S.Perls).

В понимании Перлса, фигура выступает в качестве доминирующей потребности. В качестве фигуры (гештальта) могут быть желание, мысль, чувство, которые преобладают в данный момент. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость, отодвигается на задний план – фон, уступая место новому гештальту.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а потому не может быть отреагирован и не может уступить место другому. В последующем это становится причиной многих проблем. Например, если человек сразу же не выразит свой гнев или агрессию, то в последующем эти чувства не исчезнут, а будут проявляться в других формах.

Цель гештальт-терапии – помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном счете удовлетворить ее (завершить гештальт). Быть самим собой, реализовывать свои, а не навязанные извне потребности, жить «здесь и теперь» – это путь здоровой личности.

Психоанализ

Ни одно из направлений психологии не приобрело столь громкой известности, как психоанализ. Основоположник – австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (S.Freud).

В психической жизни Фрейд выделял 3 уровня: сознание, предсознание и бессознательное. Бессознательное и предсознание отделены от сознательного «цензурой», которая вытесняет в область бессознательного неприемлемые для личности мысли, чувства, понятия, а также оказывает сопротивление бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.

К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также вытесненные «цензурой». Это мысли и чувства не утеряны, а просто не допускаются к вспоминанию и потому проявляются в сознании не прямо, а окольными путями – в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях.

Предсознание – часть бессознательного, которая может стать сознанием.

Фрейд считал, что только 1/7 часть психической жизни осознается, а остальные 6/7 проявляются в навязчивостях, смутных тревогах, страхах, снах и т.д.

Она является постмодернистской практикой, альтернативной академической психологии. Поскольку терапевты редко находят полезную для себя информацию в исследованиях, они вынуждены нарабатывать свой собственный багаж знаний. Они это делают не на основании умений, которые используются в академической психологии, и на наблюдениях за окружением, используя собственные схемы для конструирования системы знаний, которые могут найти практическое применение.

Психотерапия как теоретико-прикладное направление психологии

Психотерапия имеет следующие определения:

  • направление практической психологии, основанное на системе объективных (научных) знаний о возможности психологического влияния на ребенка и его взрослое окружение;
  • система активных мероприятий и воздействий, направленных на исправление (изменение) отклонений (расстройств, дефектов, нарушений) психического развития личности, сохранение ее индивидуальности, коррекцию поведения ребенка и взрослых членов его окружения;
  • метод работы с пациентами (клиентами) в целях предоставления им помощи по вопросам модификации, изменения, ослабления действия факторов, которые препятствуют нормальной их жизни.

Предмет, цель и задачи психотерапии

Предмет консультационной деятельности специалиста определяется симптомами и причинами отклонений в развитии и поведении клиента, поэтому психотерапия ориентирована на:

  • развитие человека (психомоторное, эмоциональное, познавательное, личностное, компетентностное, коммуникативное и т. п.);
  • поведенческие реакции, действия, акты, проявления;
  • усиление произвольной регуляции;
  • улучшение показателей адаптации к учебному заведению (в том числе готовности к школе, лицею или колледжу);
  • стабилизацию личного эмоционального состояния ;
  • структурирование мышления;
  • активизацию памяти;
  • развитие вещания;
  • регуляцию психомоторных функций и т. п.

Общая цель психотерапии - возвращение личности к внутреннему благополучию. Наиболее важная задача, которую подразумевает психотерапия, заключается в том, чтобы помогать людям, которые столкнулись с собственной неспособностью достигать целей и которые переживают в связи с этим фрустрацию, депривацию, уныние и тревогу, составить собственные активы и пассивы и учить эффективно использовать свои возможности, а именно:

  • распознавать собственный потенциал;
  • использовать его;
  • устранять препятствия на пути его реализации (в частности, отбрасывать то, что мешает жить с ощущением удовольствия, радости и счастья).

Задачи психотерапии можно представить в виде списка:

  • информирование об определенных психологических феноменах и особенностях психики и поведения;
  • обучение (тренинг) новым действиям, способам принятия решений, проявлению чувств и т. п. (это программы, ориентированные на активизацию жизненных навыков, коммуникативных умений в сфере человеческих отношений, решение проблем, оказание поддержки в выборе здорового образа жизни);
  • развитие деятельностного компонента личности: ее навыков, умений и способностей;
  • содействие формированию возрастных психологических новообразований (помощь в становлении идентичности и в личностном развитии);
  • коррекция эмоций и поведения;
  • оптимизация социальной ситуации развития;
  • устранение (снижение) тревоги, преодоление депрессии, стресса и их последствий.

История становления психотерапии

В древние времена первыми психотерапевтами были шаманы, маги и колдуны. Церемонии, ритуалы, танцы, гадания и т. п. помогали людям, чьи недуги имели не столько физический, сколько эмоциональный характер. В средние века господствовало убеждение, что душевные заболевания вызываются злыми демонами и дьявольскими силами, которые овладевают человеком. Зарождение психологической науки знаменуется появлением интереса исследователей к закономерностям функционирования психики, а впоследствии - возникновением представлений об эмоциях как о причине психических расстройств. Сначала ученых интересовало:

  • как обычный человек познает окружающий мир;
  • как личность планирует свои действия;
  • как она реально действует.

Впоследствии психология пришла к выводу о существовании индивидуальных различий (они - предмет дифференциальной психологии и психодиагностики). Дальше, с появлением учения об эмоциях как причине душевных расстройств, фокус внимания сместился в сторону уникальности и непредсказуемости человека, которые не подвергаются типизации. Потом сфера исследования от индивидуальных различий сместилась на различия в способах ведения людьми дискуссии и диалога. Следующий шаг - включение в контекст анализа социальной среды, в которой живет человек, а также общества, членом которого он является (предмет социальной психологии).

Индивидуальная терапия возникла одновременно с представлениями о диадном отношении врача и пациента («терапевтический альянс»). Консультативная психология появилась в середине 20-го века. На первых этапах ее становления естественным был интерес к той реальности, с которой сталкивается пациент и которая порождает проблемы и неурядицы, заставляющие его обратиться к врачу. Отсюда взяли начало организационная психология, семейная психотерапия и т. п. Акцентирование внимания на диаде "консультант - клиент" поставило задачу выработки норм и правил их взаимодействия.

Междисциплинарные связи психотерапии

Направления психотерапии (в том числе консультативной) базируются на следующих отраслях психологической науки:

  • общей, возрастной, детской;
  • социальной, клинической и дифференциальной;
  • психологии личности;
  • психодиагностике (в частности, тестологии);
  • консультативной психологии.

Согласно традиционным представлениям о психологическом влиянии на ребенка в контексте успешного онтогенеза, можно сказать, что психотерапия - это совокупность самих средств и методов, предназначенных для создания оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного развития подрастающего индивида. В этом контексте деятельность специалиста представлена: психокоррекцией, психопрофилактикой, психогигиеной (сохранением и укреплением нервно-психического здоровья) психореабилитацией.

Консультативная психология как теоретико-методологическая подоплека и направление психотерапии

Теоретико-методологическая психотерапия - это консультативная психология, то есть отрасль системного научно-прикладного знания. Что до предоставления помощи в форме беседы, то она оказывается обычно:

  • лицам различного возраста, в т. ч. детям;
  • родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.

Психологическое консультирование чаще всего понимают как душевную помощь здоровым людям, которая оказывается с целью помочь им справиться с различными внутренними и межличностными трудностями, возникающими в процессе организованного взаимодействия. Как вид лечебной практики это система коммуникативного взаимодействия врача с лицами, которые обращаются к специалисту (по запросу администрации учреждения, родителей, педагогов), и процесс при этом может ограничиться помощью рекомендательного характера. Единого понимания своей сущности такое консультирование не имеет. Его разделяют на две группы. Это:

  • консультирование как влияние (директивная психотерапия);
  • консультирование как взаимодействие (недирективная психотерапия).

Психологическое консультирование, психотерапия включают: активность клиента, деятельность консультанта и результат этого процесса - психологические новообразования, активированные (сформированные) в личности обратившегося за помощью. При этом рассматриваются пять основных групп вопросов:

  • о сути процесса, который возникает между клиентом (человеком, который оказался в тяжелой ситуации и нуждается специализированной помощи) и терапевтом (человеком, который эту помощь предоставляет);
  • о личностных чертах, установках, знаниях, умениях врача;
  • о резервах, которыми являются внутренние силы клиента, при условии, что они могут быть активированы;
  • об особенностях ситуации, которая сложилась в жизни клиента и привела его к психотерапевту;
  • о приемах и техниках, которые будет использовать консультант для предоставления помощи клиенту.

Базовые модели психотерапии

В современной психотерапии существует два подхода к сущности терапевтического процесса - медико-биологический и психологический. Также есть и две базовые модели психотерапевтического влияния - медицинская и психологическая.

Медико-биологическая модель - это акцентирование внимания на соматических особенностях клиента. Предполагается, что ее имеет право использовать только специально подготовленный врач-психиатр или психотерапевт. Этому условию нужно следовать неукоснительно. Вот что включает в себя психологическая психотерапия:

  • центрацию на клиенте;
  • «сосуществование» (когда главное - не общее деятельностное взаимодействие терапевта и клиента в консультативном процессе, а обмен мыслями и эмоциями);
  • «внутреннее постижение» (когда клиент движется в своем личностном пространстве по траектории, которую сам определяет);
  • «безусловное принятие» (врач и пациент вступают в особые отношения близости, основанные на эмпатии, любви, уважении).

Особое значение придается методологии практической работы. Методы психотерапии (в частности те, которые используются по методологии психоанализа), знания (теория) становятся главными ориентирами консультативного процесса. Чаще всего врач может рассказать о пациенте все: об особенностях его отношений в детстве, процессах преодоления и защиты, его травме и т. д., но он не может передать его «жизненный дух».

Ориентированная на теорию поведенческая психотерапия становится лучшим средством достижения цели в рамках бихевиоральной модели. С другой стороны, эти знания о клиенте не гарантируют, что в нем произойдут внутренние изменения, не обещают «пробуждения» его внутренних процессов. Это возможно только в случае чего-то важного, такого, что не подвергается концептуализации, чему почти невозможно научиться, но без чего глубинная поведенческая психотерапия не может происходить.

Психологические модели

В пределах психологической модели, в свою очередь, выделяются:

  1. Социально-психологическая модель. Это тот подход, который основывается на общественном воздействии, в котором возможна отработка социальных форм поведения.
  2. Личностно-ориентированная модель (клиент-центрированная), которая предусматривает особое межличностное взаимодействие терапевта и клиента. Врач применяет при этом психологические теории и специальную коммуникативную технику для решения личных проблем клиента.

Направления психотерапии

В консультативной практике подразумевается, что болезни, конфликты, стрессы, проблемы являются данностью жизни каждого человека, и это надо принимать и признавать. Позитивная психотерапия - направление поддержания, восстановления психического здоровья граждан. Главное ее назначение — это забота о социальном, физическом, духовном здоровье человека, семьи и социальной группы. В связи с этим нужно понимать, что люди наделены способностями, благодаря которым могут находить выходы из самых сложных проблем и ситуаций. Позитивная психотерапия подчеркивает целостное видение жизни личности и оптимистическое восприятие ее природы. Человеческое бытие — это единство тела, ума, духа и эмоций. Врач, который работает в этой области, не будет стремиться «поставить диагноз», а будет стараться понять пациента в его жизненных проблемах, по причине которых у него появились заболевания или нарушения.

Когнитивная психотерапия - направление, которое предусматривает улучшение представления человека об окружающем мире и о себе. Дело в том, что депрессия, например, иногда заставляет воспринимать реальность необъективно. По мнению практикующих специалистов, когнитивная психотерапия позволяет клиенту убрать от себя негативные мысли и всегда мыслить положительно. Поэтому исчезает тоска. На занятиях доктор выявляет негативные мысли и помогает оценить реальное положение дел. Он будет руководителем тренинга по освоению новых способов миропонимания, а также поможет закрепить умение по-новому оценивать то или иное событие.

Групповая психотерапия подразумевает проведение занятия в коллективе, где каждый его член имеет определенное отклонение. Например, такое направление используется при устранении пагубных зависимостей (употребления табака, алкоголя). При этом эффективность возрастает, так как, находясь вместе, пациенты усиливают влияние друг на друга стремления к лечению. Таким образом, групповая психотерапия предполагает, что группа становится не только объектом влияния со стороны терапевта, но и сама воздействует на каждого своего члена.

Семейная психотерапия использует комплекс приемов, которые ориентированы не только на проблемные семейные ситуации, но и имеют целью анализ прошлого клиентов, реконструкцию некоторых событий и структуры взаимоотношений и т. д. Актуальным направлением в развитии является наработка методологических основ, опора на которые поможет избежать случайности, фрагментарности и интуитивности.

Клиническая психотерапия - дисциплина, целью которой становится устранение различных расстройств и нарушений, соматических болезней. Это направление изучает душевно-моральные аспекты здоровья: индивидуальные различия, влияние окружающих факторов на состояние пациента и ход лечения, душевные особенности переживаний. Теоретические основы этой техники психотерапии: биопсихосоциальная концепция патологии; методы исследования медицинской психологии; понятие о континууме «болезнь - здоровье».

Особенности биоэнергетики

В прошлом веке телесная психотерапия пополнилась новым методом воздействия, который был назван биоэнергетикой. Один из учеников известного доктора Райха, Александр Лоуэн, разработал этот подход. Применив несколько иной понятийный аппарат, например, «биоэнергия» вместо понятия «орган», врач до известной степени нивелировал сопротивление других терапевтических направлений. Его система получила большее распространение в США, чем аналогичное учение Райха. В то же время он включил в свою концепцию теорию дыхания, разработанную учителем, и часть его техник, направленных на достижение эмоциональной раскованности путем применения ударов, крика, слез.

Телесно-ориентированная психотерапия, разработанная Лоуэном, ставит в центр понятие биоэнергии. Оно объединяет тело и психику в функциональном плане. Вторым важным определением, на котором основывается телесно-ориентированная психотерапия, является «мышечная броня». Она мешает спонтанному течению энергии по телу человека, поэтому существует комплекс упражнений, помогающих от нее избавиться.

Основные методы психотерапии

Обычный больной, который никогда не сталкивался с работой психотерапевтов, имеет очень смутное понимание того, что происходит на сеансе. Методов психотерапии много. Узнаем об основных.

  1. Арт-терапия. На сегодняшний день это очень востребованный метод. Арт-терапия подходит для установления психологической связи пациента и психотерапевта. Этот метод очень эффективен почти при любых отклонениях. Особенно часто его применяют при работе с малышами. При помощи арт-терапии больной открывает перед терапевтом все свои скрытые проблемы. В методике применяются различные техники, такие как динамический синтетический рисунок, метафорический рисунок, символическое уничтожение навязчивостей и многие др.
  2. Аутотренинг. Начало применения этого метода можно отнести к 30-м годам прошлого века, но основы заимствованы из древних восточных наработок. Применяется в лечении только взрослых людей.
  3. Внушение. Этот метод можно назвать основой лечения. Практически ни один случай в психотерапевтической практике не обходится без внушения. При применении суггестии консультант должен учитывать различные индивидуальные особенностей больного. Для детей есть особый метод, который именуется фиксацией.
  4. Самовнушение. Этот метод родственен многим религиозным обрядам и медитативным техникам. Перед тем как больной начнет практиковать самовнушение, с ним работает терапевт, применяя технику суггестии.
  5. Гипноз. Этот метод психотерапии вызывает наибольшие споры, но очень он действенный. Используется с середины 20-го века. В психотерапии есть разница между гипнотерапией и гипнозом. Существуют также классический и Эриксоновский методы. Гипнотерапия имеет достаточно широкий список противопоказаний.
  6. Игровая психотерапия. Игровую терапию чаще применяют для лечения малышей. При этом используют следующие игры: социокультурные, биологические, межличностные.
  7. Рациональная психотерапия. Это методика, при которой консультант убеждает клиента в чем-либо, применяя логические объяснения, приводя факты. Рациональная психотерапия иногда применяется вместо суггестивных методов. Действенность этой методики зависит напрямую от харизматичности доктора. Рациональная психотерапия чаще применяется при лечении взрослых больных.
  8. Разговорная терапия. В ходе сеанса больной вслух говорит о тех проблемах, которые вызывают у него сильнейшие переживания. В процессе произнесения речи идет переосмысление происходящего.
  9. Десенсибилизация. Этот метод психотерапии основывается на том, что выученные манипуляции заменяются другими. Для начала клиент осваивает технику расслабления. Затем он вызывает в уме изображение, которое его пугает. После этого, также в мыслях, представляется картина успокоения. Так проходит около 30 минут. Лечить методом десенсибилизации можно пациентов с 10 лет.

Психотерапия - это действенный метод излечения многих болезней, в том числе и соматических. Избавляет она также и от проблем личностных и социальных. Однако человек, обратившийся за помощью к специалисту, должен понимать, что чудесного исцеления он не получит. Психотерапия - это не волшебная таблетка. Для того чтобы добиться желаемого результата, нужно работать над собой.

Рассматривая предмет и задачи психотерапии, начать следует с определения, что конкретно представляет собой эта наука. Понятий направления достаточно много, ее можно назвать совокупностью терапевтических воздействий на человеческую психику, процессом, объединяющим и лечение, и воспитание. При этом для решения поставленных задач используются многообразные методы психотерапии, направленные на обеспечение и сбережение здоровья пациента.

Существует огромное количество разных методов психотерапии

Несмотря на множество психотерапевтических направлений и различных подходов можно выделить общую цель психотерапии – оказание помощи пациентам в попытках изменения собственного мышления, поведения для достижения более полного счастья и продуктивности. Достижение целей производится при помощи использования различных средств – сбора анамнеза, проведения клинического и личностного тестирования, проявления сопереживания, пояснения «игровых» правил, установления терапевтического контакта, применения психотерапевтических техник, постоянного мониторинга и оценки динамики лечения, диагностики и снижения количества сеансов.

При воздействии цели психотерапии могут разделяться на определенные задачи психотерапии, к которым относят:

  • оказание помощи пациенту в лучшем понимании собственных проблем;
  • устранение эмоционального дискомфорта;
  • поощрение открытого выражения чувств;
  • предоставление новых идей либо информации в отношении решения проблем;
  • оказание помощи при проверке новых моделей поведения, также способов мышления вне рамок искусственно выстроенной терапевтической ситуации.

В поисках решений поставленных задач специалист использует различные методы психотерапии, их совокупность, однако основная направленность заключается в:

  1. Обеспечении психологической поддержки – специалист внимательно выслушивает пациента, предоставляя затем взвешенный совет, вписывающийся в создавшуюся сложную ситуацию. Необходимая помощь заключается в предоставлении пострадавшему возможности осознания и использования собственных сил и возможностей.
  2. Методы психотерапии ориентированы на психологические преобразования в отношении дезадаптивного поведения, построения новых поведенческих форм.
  3. Содействии осознанию и последующему самораскрытию, что ведет к улучшенному пониманию собственных мотивов, разладов, ценностей и чувств.

Для более полного понимания проблем можно порекомендовать базовый учебник Нэнси Мак-Вильямс «Психоаналитическая психотерапия. Руководство практика», он будет весьма полезен не только профессиональным психотерапевтам и психиатрам, но и студентам, учителям и консультантам, всем тем, кто заинтересован в подробном изучении глубинной психологии.

Показания к назначению

Прежде чем рассматривать формы и методы психотерапии, поговорим о показаниях к психотерапии. Они достаточно широки, поскольку многие патологии требуют комплексного подхода и применения корректирующего воздействия в качестве дополнительного либо основного лечения. При этом методики психотерапии, их направленность, глубина и длительность воздействия определяется определенными факторами, которые в данном случае и являются показаниями к проведению лечения, учитываются также и возможные последствия заболевания – текущего либо находящегося в анамнезе.

Если причиной патологии является патологический фактор, понадобится помощь психотерапевта

Основным показанием к использованию специальных методик является наличие психологического фактора, который послужил причиной формирования и протекания патологии. Чем больше его значимость, тем сильнее будет последующее психотерапевтическое воздействие. Показаниями могут служить и возможные последствия тяжелой болезни, когда наблюдаются изменения привычного жизненного уклада, перемены в социальном статусе, потребностях и стремлениях, в профессиональной и семейной сфере и прочее.

Но в первую очередь любая кафедра психотерапии будет рекомендовать направление в тех случаях, когда отсутствуют противопоказания к ее проведению. При этом проводиться воздействие может только в случае, когда пациент мотивирован, с его стороны предоставлено информированное согласие относительно участия в терапии.

Основные формы

Теперь рассмотрим формы психотерапии, которые использует специалист, решая поставленные задачи. Форма воздействия представляет собой способ применения определенного метода, это структура взаимодействия «специалист-пациент» при реализации выбранного метода терапии. К примеру, метод рациональной терапии применяется как в форме групповой, так и индивидуальной беседы либо проводится в качестве лекции. К основным формам психотерапии, которые используются чаще всего относят:

  • индивидуальную;
  • групповую;
  • семейную.

Основой индивидуальной формы является непосредственное взаимодействие пациента и психотерапевта, задачи при этом заключаются в психотерапии личной истории с изучением личности пациента, выявлении механизмов, ставших «спусковым крючком»формирования и сохранения патологического состояния, коррекции имеющихся уничижительных оценок – как себя, так и давно минувшего периода, будущего. Также в задачи входит определение взаимодействия используемых методов немедикаментозного и медикаментозного воздействия, помощь при подборе целесообразного решения травмирующих состояний, формирующих и поддерживающих патологию.

Специфика психотерапии при рассмотрении групповой формы заключена в применении групповой динамики – комплексности взаимодействий, развивающихся между участниками, не исключая и психотерапевта.

В целом цели и задачи групповой психотерапии состоят в раскрытии, изучении, обработке проблем пациента, личностных, межличностных конфликтов. Сюда же относится коррекция неадекватных отношений, стереотипов и установок на фоне анализа применения межличностных взаимодействий. Эта форма подразумевает применение множества методов, каждый из которых включает определенные техники групповой психотерапии. К базовым методам групповой психотерапии относят:

  • группы встреч;
  • психодраму;
  • тренинг в группах;
  • гештальт группы;
  • трансактный анализ;
  • кино тренинг;
  • арт терапию;
  • телесно ориентированную терапию;
  • танцевально-двигательную терапию.

Групповая психотерапия —
комплекс взаимодействий, развивающихся между участниками и психотерапевтом

Теперь о понятии методов групповой психотерапии, рассмотрим кратко каждый из них:

  1. Основная идея группы встреч – достижение единства сознания с телом. Встреча подразумевает установление межличностных отношений, базирующихся на честности, открытости, осознание себя и собственного «Я».
  2. Тренинги представляют совокупность обучающих, психотерапевтических и корректирующих методов, подбор которых зависит от конечных целей. В данном методе психотерапии техники и упражнения могут включать ролевые игры, невербальную коммуникацию, дискуссии в групповой форме.
  3. Основной долгосрочной целью трансактного анализа является пересмотр ранее принятых решений и изменение жизненного сценария.
  4. Долгосрочной целью гештальт терапии является достижение всеми участниками зрелости путем отрицания непродуктивных поведенческих форм и введения новых.
  5. Телесно ориентированная терапия предполагает познание собственного тела, осознание и принятие собственных внутренних побуждений, что позволяет развить способности к гармонии и саморегуляции соответственно с наличествующими глубинными стремлениями.
  6. Психодрама как метод психотерапии основан на импровизированных ролевых детских играх. Сутью его является создание на сцене материалов для переживания проблемных ситуаций при помощи специалиста и участников группы – первоначально их отыгрывают, после чего обсуждают.
  7. Арт терапия представляет собой метод, основанный на выражении чувств посредством изобразительной деятельности.
  8. Основной целью танцевально-двигательной терапии является развитие чувствования, осознания своего «Я».

Что касается семейной формы, она объединят методы коррекции, изучения взаимосвязанных отношений в кругу семьи, связанных с патологий, терапией и восстановлением пациента в социуме. Проводить в данном случае техники психотерапии, читать лекции принято при помощи одного либо двух специалистов, они же проводят наблюдение, коррекционные мероприятия не только в отношении пациента, но и членов семьи. Также специалисты могут работать с группами, в которые входит несколько семей со сходными проблемами.

При проведении лечения естественным явлением считается сопротивление в психотерапии, которое нельзя воспринимать в качестве слабости либо недостатка пациента – это фактор, который ранее помогал выживать, выходить из затруднительных положений. Однако именно сопротивление затрудняет прогресс при проведении терапии. При этом психотерапевтическое воздействие не должно ломать сопротивление, а призвано понимать его, сделать такую защиту более гибкой, обеспечивая пациенту больше возможностей, чтобы вести жизнь, наполненную удовольствиями.

Сопротивление в психотерапии затрудняет прогресс лечения

Методики лечения

Продолжим рассмотрение психотерапии – виды и методы психотерапии весьма разнообразны и охватить их все в достаточно сжатом обзоре невозможно. На сегодняшний день эта область насчитывает свыше 400 методов, потому мы перечислим наиболее используемые:

  1. Рациональная психотерапия основана на логическом переубеждении пациента в необходимости перемены отношения к себе, собственному прошлому, будущему, сформировавшейся болезни, терапии, прогнозу, собственным возможностям и будущим перспективам, она входит в наиболее эффективные методы лечения неврозов.
  2. Суггестивная методика включает множество техник и входит в разнообразные формы проведения, ее осуществляют как в состоянии бодрствования, так и в гипнотическом либо медикаментозном сне.
  3. В любую лечебную процедуру в качестве составной части включается косвенное внушение .
  4. Возможно проведение психотерапии самостоятельно, используя активное самовнушение по Куэ – методика задействуется в переходном состоянии, после пробуждения либо перед отходом ко сну. Внушение закрепляется множественным автоматическим повторением одной формулы, содержащей основной момент болезненных переживаний. Можно использовать и аутогенные тренировки, которые пациент проводит самостоятельно после краткого обучения.
  5. Когнитивная методика обучает пациента воспринимать и себя, и мир боле оптимистично путем переоценки ложных умозаключений. Этот вид терапии входит в методы лечения депрессии легкой, средней тяжести, тревожных расстройств, методы психотерапии ОКР.
  6. Бихевиоральная методика помогает пострадавшему снизить уровень тревожности относительно определенных обстоятельств и задействуется до тех пор, пока наиболее значимый провокационный стимул не перестанет вызывать страх. Применяют метод в качестве обсессивно-компульсивных расстройств – ОКР психотерапии – панических, тревожно фобических, диссоциативно-фобических расстройств.
  7. НЛП – нейролингвистическое программирование – задействует базовые каналы коммуникаций (слух, зрение), выявляя их приоритетность. Показаниями к использованию является панические и адаптационные расстройства, острая реакция на стрессовые ситуации, он входит в методы психотерапии при коррекции СДВГ – синдроме дефицита внимания игиперактивности.
  8. Метод медитативной реинкарнационной психотерапии базируется на медитации, длительность который не превышает нескольких минут. При этом негативные ощущения проецируются из настоящего за пределы этой жизни. Отрицательный потенциал в процессе проведения методики перетекает в положительный.

Еще одной специфической методикой является позитивная психотерапия , техники которой мы рассмотрим ниже. Методика предназначена для обучения пациента принимать окружающий мир во всем его многообразии, избегая противостояния с ним. Позитивная терапия – это метод краткосрочной терапии, который был предложен Пезешкианом. При проведении краткосрочной психотерапии практические упражнения позволяют пациенту в дальнейшем принимать позитивные по характеру решения в разнообразных ситуациях при помощи задействования резервов личности.

Рассматриваемая методика основывается на вере в способности людей, которые могут полностью обеспечить счастливую жизнь. Любому человеку в полной мере доступны возможности, которые являются неисчерпаемыми и способны обеспечить как личностный рост, так и его индивидуальное раскрытие. При проведении позитивной психотерапии упражнения могут включать различные приемы – техники визуализации либо проговаривания, «вопрос-ответ», составные части арт терапии и так далее.

При этом арсенал данной методики включает техники, свойственные исключительно ей, состоящие как правило из пяти уровней:

  • удаление от проблемной ситуации;
  • проработка сложившегося положения;
  • ситуативное одобрение;
  • вербализация;
  • наращивание пределов жизненных целей.

Техника «вопрос-ответ» достаточно часто используется в психотерапии

Техники, используемые при реализации данной методики, применяются для решения разнообразных проблем, позволяют отследить и понять причины проявляемых поведенческих реакций. Позитивный подход вынуждает взглянуть на проблему с совершенно иной точки зрения, зачастую она полностью противоположна изначальной.

На основе обобщения многолетнего врачебного опыта и исследований, проведенных под руководством автора, в настоящем издании систематизированно излагаются теоретические, клинико-диагностические, терапевтические и организационные вопросы современной пограничной психиатрии, даны обоснования современных диагностических подходов к дифференцированной оценке пограничных состояний с учетом МКБ-10. Представлены специальные главы о расстройствах личности (психопатиях), социально-стрессовых, посттравматических стрессовых нарушениях, психосоматических заболеваниях. С позиции системного анализа излагаются научно обоснованные основы разработки индивидуальных терапевтических планов с использованием психотерапии, психофармакологических и других лечебных средств, приводятся краткие сведения о психотерапевтических методиках и психотропных препаратах, наиболее часто используемых при лечении больных с пограничными состояниями.


Раздел III. Профилактика и терапия больных с пограничными психическими расстройствами.

. . .

Основные методы психотерапии.

Основные методы психотерапии, применяемые для лечения больных с пограничными психическими расстройствами, представлены в табл. 17. Их использование всякий раз требует творческой работы врача-психотерапевта, учитывающего как свои собственные возможности, так и особенности больного и обстановки, в которой проводится психотерапия.

Таблица 17. Основные методы психотерапии, применяемые для лечения больных с пограничными психическими расстройствами 51

51 Таблица составлена совместно с Т.В. Серебряковой.

Название методики Краткое описание Показание к применению
I. Методы личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии
Индивидуальная психотерапия Основа психотерапевтического процесса - взаимодействие врача и больного. Основные задачи: 1) глубокое изучение личности больного; 2) выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, способствующих возникновению и сохранению болезненного состояния; 3) достижение осознания больным причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и заболеванием; 4) помощь в разумном разрешении психотравмирующей ситуации; 5) изменение отношений больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что ведет к улучшению субъективного самочувствия социального функционирования
Групповая психотерапия Основное средство взаимодействия - интеракции между участниками группы (включая психотерапевта). Общий принцип - сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками, т.е. групповой динамики, в лечебных целях. Групповая динамика: 1) цели, задачи и нормы группы, их формирование, их влияние на членов группы; 2) структура лидерства в группе; 3) соотношение так называемых групповых ролей; 4) сплоченность группы - привлекательность группы для ее членов; 5) групповое напряжение, проявление враждебности и антипатии; 6) актуализация прежнего эмоционального опыта и прошлых стереотипов межличностных отношений во взаимодействии с отдельными членами группы; 7) формирование подгрупп - их отношение к группе и влияние на ее функционирование. Данные факторы являются осью групповой психотерапии Все виды невротических расстройств
Семейная психотерапия Система методов направленного изменения совокупных и взаимосвязанных отношений, складывающихся в семье и обнаруживающих значимую связь с болезнью, лечением и социальным восстановлением больного. Формы и техника проведения: наблюдения одним или двумя психотерапевтами одной семьи (супругов, родителей, детей), работа с группой из нескольких семейных пар и др. Может проводиться амбулаторно и стационарно Все формы неврозов, соматогенные неврозоподобные состояния
Рациональная психотерапия Основа методики - логическое переубеждение больного, обучение его правильному мышлению, исходя из того, что психогения является следствием ошибочных суждений, заблуждений больного, обычно связанных с недостатком правильной информации. Техника проведения характеризуется относительно директивным подходом с привлечением авторитета, престижа и знаний врача, а также методик убеждения, переубеждения, разъяснения, ободрения, отвлечения. Возможны групповые и индивидуальные психотерапевтические занятия Невротические реакции, все виды невротических и неврозоподобных состояний
II. Методы суггестивной психотерапии
Внушение в состоянии бодрствования Является необходимой частью любого общения пациента с врачом. Также выделяется в качестве самостоятельного психотерапевтического метода. Этапы проведения: 1) разъяснительная беседа о сущности лечебного внушения и убеждения больного в его эффективности; 2) собственно внушение - формулы внушения произносятся повелительным тоном с учетом состояния больного и характера клинических проявлений Истерический невроз, неврастения, фобические расстройства
Внушение в состоянии гипнотического сна Этапы гипносуггестивной терапии: 1) выяснение отношения больного к данному методу лечения; 2) оценка гипнабельности больного; 3) погружение в состояние гипнотического сна с использованием воздействия на зрительный, слуховой или кожный анализатор; 4) собственно внушение в состоянии гипнотического сна; 5) выведение из состояния гипнотического сна. Стадии гипноза: I - сонливость, II - гипотаксия, III - сомнамбулизм. Варианты гипносуггестивной терапии: 1) фракционный гипноз; 2) методика ступенчатого активного гипноза Кречмера; 3) методика длительного гипноза - отдыха Платонова; 4) методика удлиненной гипнотерапии Рожнова; 5) методика эмоционально-стрессовой гипнотерапии Рожнова и др. Гипносуггестивная психотерапия может проводиться в форме индивидуального или коллективного гипноза Все виды неврозов, ряд соматических заболеваний (бронхиальная астма, сахарный диабет), энурез, логоневроз, табакокурение
Внушение в состоянии наркотического сна Реализация лечебного действия внушения в условиях искусственно вызванного наркотического сна. Наркотический сон вызывается внутривенным медленным введением барбамила (амитал-натрия), гексенала, пентотала, гексобарбитала. Лечебное внушение проводят в первых 4 стадиях наркоза (понижение общей активности и инициативы, эмоциональные сдвиги, измененное сознание, поверхностный сон), после чего больной обычно засыпает. Курс лечения 10 - 20 процедур. Возможно использование газовой смеси кислорода и закиси азота (от 15 до 75 %) при длительности вдыхания 10 - 15 мин, число сеансов 4 - 10 Пограничные расстройства с фобической, ипохондрической, депрессивной симптоматикой
Косвенное внушение Является основой разработки опосредующей и потенцирующей косвенной психотерапии. Основные принципы: 1) учет оценочных суждений больного о лечении, которое врач намерен назначить; 2) формирование эмоционально положительного отношения больного к назначаемому лечению; 3) формирование реакции ожидания лечебного эффекта; 4) потенцирование лечебного эффекта как врачом, так и остальным медицинским персоналом; 5) дезактуализация возможных побочных эффектов терапии; 6) аксиологическая переориентация значимости для больного побочных эффектов; 7) коррекция эгротогении; 8) формирование лечебной перспективы в связи с проводимой терапией Все виды неврозов, неврозоподобные соматогенные нарушения
Самовнушение по Куэ Методика основана на активном внушении. Самовнушение проводится перед засыпанием или при пробуждении (т.е. при наличии переходных состояний) путем многократного (до 30 раз) автоматического повторения одной и той же формулы, отражающей содержание болезненных переживаний Все виды невротических и неврозоподобных нарушений, соматических заболеваний (гипертоническая болезнь и др.)
Аутогенная тренировка Лечебный эффект основан на действии релаксации и целенаправленных самовнушений. До начала занятия телу придается удобное положение, исключающее мышечное напряжение (положение сидя, полусидя, лежа). Первая ступень аутогенной тренировки: 1) упражнение, направленное на вызывание ощущения тяжести; 2) упражнение, направленное на вызывание ощущения тепла; 3) упражнение, направленное на овладение ритмом сердечной деятельности; 4) упражнение, направленное на овладение регуляцией режима дыхания; 5) упражнение, направленное на вызывание тепла в эпигастральной области; 6) упражнение, направленное на вызывание прохлады в области лба.Вторая ступень упражнения позволяет научиться вызывать яркую визуализацию представлений и погружать себя в сомнамбулическое состояние. Наиболее широкое терапевтическое применение имеют упражнения первой ступени. Проводятся индивидуальные и коллективные занятия; продолжительность занятия от 20 мин до 1,5 ч (в зависимости от методики) Все виды невротических и неврозоподобных нарушений, явления вегетативного дисбаланса, ряд соматических заболеваний (гипертоническая болезнь, сахарный диабет и др.). С осторожностью следует применять у больных с тяжелыми сердечно-сосудистыми заболеваниями
III. Другие методы психотерапии
Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия В основу положен принцип реципрокного торможения. Методика лечения включает два элемента: формирование новой реакции, не имеющей ничего общего со страхом, и единовременно-условное торможение страха. Практический прием заключается в постепенном демонстрировании больному, находящемуся в состоянии релаксации, иерархии обстоятельств, вызывающих страх (систематическая десенсибилизация) Обсессивно-фобические расстройства, изолированные монофобии
Когнитивная психотерапия Представители этого направления полагают, что нереалистические, ошибочные представления о жизненных реалиях являются причиной развития аффективных расстройств. Методики лечения включают в себя обучение больного более оптимистическому восприятию себя и окружающего, изменение негативного аффекта на позитивный. Практически это реализуется в расширении активности пациентов, постановке реалистических задач с терапией "малыми успехами", мыслительной переоценке ложных умозаключений, обучении приемам противостояния аффективным нарушениям Депрессии средней и легкой степени тяжести, реакции утраты, тревожно-депрессивные расстройства, различные виды страхов, панические атаки
Психосинтез Система психологического тренинга, направленная на внутреннюю проработку ущемленных аффективных комплексов и устранение невротической личностной расщепленности. В рамках психодинамической концепции последовательно отрабатываются упражнения на сосредоточение, расслабление, идентификацию субличностей, осознание трансперсонального "Я" и в последующем - своего единства Коррекция психопатических, невротических и психосоматических нарушений
Холотропная терапия (трансперсональная психотерапия) Усиленное дыхание, специально подобранная музыка и работа с телом по снятию мышечных блоков используются для индуцирования глубоких форм измененного состояния сознания (ИСС). Уровни ИСС включают биографический (катартический), перинатальный (регрессивно-возрастной) и трансперсональный (с необычными переживаниями, в пределах обычной системы пространства-времени и за ее пределами). Глубинная личностная проработка психических и физических травм, их переживание и интеграция с символическим замещением в спонтанной визуализации несут мощный лечебный потенциал Все виды неврозов и неврозоподобных состояний, аффективные расстройства, широкий круг психосоматических заболеваний и др.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) Используя основные каналы коммуникаций (зрительный, слуховой, кинестетический) и выявляя их приоритетность у больного, психотерапевт предлагает специфический информационный набор лечебного характера "ключей", "якоря". Техники НЛП корректируют переживания в направлении изменения значения их содержания. Обычно техники НЛП применяются в рамках психологической модели краткосрочной терапии Лечение страхов, острых реактивных состояний, личностных аномалий, алкоголизма и др.
Гештальт-терапия Недирективный метод психотерапии, позволяющий рассмотреть и реконструировать свою жизненную ситуацию, пережить и интегрировать проблемы в завершенном гештальте. Последовательная система упражнений и группового взаимодействия включает в себя "чувствование актуального", базовое переживание ощущения "здесь и теперь", техники "внимания и сосредоточения" и др. Метод является типичным выражением психологической (неклинической) модели психотерапии Используется для решения проблемных ситуаций, купирования острых переживаний, поведенческих аномалий и др.
Музыкотерапия Вид эстетотерапии, основанный на использовании музыки в лечебных целях: 1) методы, направленные на отреагирование, а также эмоционально активирующие; 2) тренинговые методы; 3) релаксирующие методы; 4) коммуникативные методы; 5) творческие методы; 6) психоделические, экстатические, эстетизирующие, созерцательные; 7) музыкальный тренинг чувствительности для выработки способности видеть проявления и отзвуки жизни в музыке. Методика применяется в индивидуальной и групповой форме. Может сочетаться с другими психотерапевтическими методиками Все виды невротических и неврозоподобных расстройств, ряд соматических заболеваний (гипертоническая, язвенная болезни и др.)
Библиотерапия Вид эстетотерапии, лечебное воздействие которого осуществляется при помощи чтения книг. Принципы подбора книг: 1) книги, адекватные основным группам заболеваний; 2) психотерапевтическое воздействие данного произведения - преимущественно седативное, стимулирующее и т.д.; 3) подбор книг в соответствии с психотравмирующей ситуацией. В ходе библиотерапии больной ведет читательский дневник, анализ которого играет роль объективного критерия оценки его состояния в процессе терапии и при подведении ее итогов. Может применяться в индивидуальной и групповой форме Невротические реакции, все формы неврозов
Терапия средой (социотерапия, milien therapy) Система терапевтических мероприятий, направленная на максимальное раскрытие имеющихся у больных адаптивных возможностей с помощью организации позитивного взаимодействия с окружающей средой. Социотерапия включает как демократическую систему взаимодействия персонала и больных с участием последних в терапевтическом процессе, так и организацию приближенных к "обычной" жизни стилей существования. Сюда входят совместные развлечения, занятость больных по интересам с активной инициативой самих пациентов, комфортные и эстетическипозитивные условия быта. Организационные формы терапии средой представляют гибкую систему "сред", позволяющих с учетом личностного и психопатологического склада больных использовать наиболее адекватные виды терапии на каждом ее этапе. Типы среды индивидуальны и последовательны: уравновешивающая - в остром периоде болезни, воодушевляюще-поддерживающая - в периоде реабилитации, тренинговая - во время интенсивной психотерапии по обучению новым навыкам адаптации, заботящаяся - в лечении хронических больных Все виды психических расстройств