В соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005г. № 2347-р (ранее действовало распоряжение от 21.10.2004 г. N 1343-р) за счет средств федерального бюджета в 2005 году можно получить технические средства реабилитации, в частности абсорбирующее белье, памперсы .

Для получения абсорбирующего белья (памперсов и пеленок) для ребенка-инвалида, который имеет соответствующие медицинские показания, родителю (законному представителю) нужно обратиться к лечащему врачу поликлиники по месту жительства. Врач определяет необходимость данных средств реабилитации, их количество и заполняет форму 088/у, которая передается для проверки заместителю главного врача поликлиники по клинико-экспертной работе. После оформления документов в поликлинике родители либо социальный работник передают их в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) для оформления индивидуальной программы реабилитации (ИПР) на 1 год. В ИПР вписываются необходимые реабилитационные средства.

Обеспечение техническими средствами реабилитации, в том числе абсорбирующим бельем и памперсами, осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования РФ (ФСС) по месту жительства (региональное отделение ФСС) на основании заявления инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации , разрабатываемой федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. («Правила обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации … за счет средств федерального бюджета», утверждены постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2004 г. N 771).

Таким образом, после внесения записи в ИПР о нуждаемости в памперсах, Вам следует обратиться для решения вопроса обеспечения памперсами в отделение ФСС по месту жительства с заявлением примерно такой формы :

При подаче заявления Вы как законный представитель предъявляете паспорт и ИПР Вашего ребенка, в которой указана нуждаемость ребенка в памперсах. Заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений. Отделение ФСС в 15-дневный срок с даты получения заявления рассматривает его. На основании представленных документов и установив страховой номер индивидуального лицевого счета инвалида из Регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, принимается решение о постановке на учет в отделении ФСС по обеспечению памперсами, о чем в письменной форме уведомляется инвалид (его законный представитель).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.10.2005 г. № 638 утверждены сроки использования технических средств реабилитации до их замены, где указано, что абсорбирующее белье и памперсы предоставляются в количестве 90 штук в месяц. При оформлении ИПР в БМСЭ советуем просить выписать памперсы на квартал, а не на месяц, поскольку довольно сложно каждый месяц заниматься их оформлением.

Заметим, что в «Правилах обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации … за счет средств федерального бюджета» ни в Приказе Минздрава и соцразвития от 17.12.2005 г. не предусмотрено требование указывать в ИПР для получения памперсов следующую информацию: количество в год, вес ребенка, впитываемость, длину, ширину. Однако Вы вправе просить при оформлении ИПР указать конкретные характеристики памперсов, подходящих ребенку. Более подробную информацию Вы сможете получить в ФСС./p>

В связи со вступлением с 1 апреля 2012 года в действие Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. N 41 «О государственной адресной социальной помощи», его значительного объема по информативности, будет не лишним выбрать и прокомментировать в кратком и доступном изложении положения о получении социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников, касающееся абсолютного большинства инвалидов-колясочников, инвалидов прикованных к постели, детей-инвалидов, а также лиц осуществляющих уход за инвалидами и членов их семей.

Кому предоставляется данное социальное пособие?

Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется независимо от величины среднедушевого дохода семьи (гражданина) детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья, инвалидам I группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий (п.2.3 Указа). Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида или заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости в подгузниках.

Медицинские показания для обеспечения подгузниками детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имеющих IV степень утраты здоровья, инвалидов I группы определяются Министерством здравоохранения.

Каков размер пособия? Как часто его можно получить?

Размер социального пособия устанавливается в сумме, не превышающей 3-кратного размера бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату принятия решения о предоставлении государственной адресной социальной помощи (с 01.02.2017 по 30.04.2017 БПМ равен 180,1 рублей ). Размер пособия устанавливается исходя из документально подтвержденных фактических затрат. Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется не более двух раз в течение календарного года. То есть, его можно получить два раза в год.

Каков порядок подачи заявления? Какие необходимы документы?

Заявление подается гражданином (его законным представителем) в орган по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания) инвалида I группы или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.

Бланки заявления выдаются органом по труду, занятости и социальной защите (при их наличии будут размещены на нашем сайте для свободного доступа ).

К заявлению о предоставлении государственной адресной социальной помощи прилагаются документы и (или) сведения (п.14 Указа).

  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (в отношении детей-инвалидов в возрасте до 16 лет - паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и (или\ полномочия их законных представителей). По идее - удостоверение инвалида, на котором имеется фотография и гербовая печать государственного органа также является документом удостоверяющим личность.
  • Удостоверение инвалида: для инвалидов I группы, удостоверение ребенка-инвалида, для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.
  • Справка о месте жительства и составе семьи и Свидетельство о рождении ребенка - при приобретении подгузников для ребенка-инвалида.
  • Документы, подтверждающие затраты на приобретение подгузников: - копия кассового (товарного) чека аптек, юридических лиц независимо от формы собственности, индивидуальных предпринимателей, расположенных на территории Республики Беларусь, с обязательным указанием наименования приобретенного товара.

5. Индивидуальная программа реабилитации инвалида или заключение врачебноконсультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости в подгузниках.

Перед подачей документов рекомендую сделать их копии .

При повторном обращении заявителя за предоставлением социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников и (или) социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации в случае, если индивидуальная программа реабилитации инвалида или заключение врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения действительны на момент обращения, указанные индивидуальная программа или заключение заявителем не прилагаются.

Копии документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении государственной адресной социальной помощи, заверяются подписью руководителя и печатью органа по труду, занятости и социальной защите без взимания платы с заявителя. Подлинники документов подлежат возврату заявителю.

Могут ли не принять заявления и документов?

При приеме документов орган по труду, занятости и социальной защите:

проверяет правильность оформления заявления о предоставлении государственной адресной социальной помощи, соответствие содержащихся в нем сведений представленным документам, а также наличие необходимых документов, может принять решение об отказе в принятии заявления.

Административное решение в устной форме принимается органом по труду, занятости и социальной защите в день подачи заявления. При этом заявителю устно разъясняются причины отказа, возвращаются заявление и представленные документы и (или) сведения.

По требованию заявителя административное решение принимается в письменной форме органом по труду, занятости и социальной защите в течение 3 рабочих дней со дня подачи заявления. При этом заявитель не позднее 3 рабочих дней после принятия административного решения письменно извещается о причинах отказа и порядке его обжалования.

Отказ в принятии заявления не препятствует заявителю повторно обратиться в орган по труду, занятости и социальной защите после устранения недостатков, явившихся причиной отказа. Какой порядок принятия решения о предоставлении помощи?

Комиссия при местной районной администрации принимает решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной адресной социальной помощи:

  • в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении государственной адресной социальной помощи и представления заявителем всех документов, необходимых для предоставления государственной адресной социальной помощи;
  • в течение 5 рабочих дней после получения последнего необходимого для предоставления государственной адресной социальной помощи документа в случае, если требуемые документы запрашиваются органом по труду, занятости и социальной защите.

Орган по труду, занятости и социальной защите не позднее 3 рабочих дней после принятия решения комиссии о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной адресной социальной помощи письменно уведомляет заявителя о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной адресной социальной помощи с указанием ее вида, форм, размеров и периода предоставления либо причины отказа и порядка обжалования.

Решение комиссии может быть обжаловано в комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома (Минского горисполкома) (далее - комитет). При несогласии с принятым этим органом решением спор разрешается в судебном порядке.

Что может повлиять на установленные сроки принятия решения?

Орган по труду, занятости и социальной защите вправе проверить сведения, указанные в заявлении о предоставлении государственной адресной социальной помощи, а также содержащиеся в представленных заявителем документах и (или) сведениях.

При проведении проверки сведений орган по труду, занятости и социальной защите в течение 3 рабочих дней со дня приема заявления уведомляет заявителя о необходимости данной проверки, а также о том, что решение комиссии будет вынесено в течение 5 рабочих дней после получения последнего ответа на запрос, связанный с проверкой сведений.

Как получить социальное пособие?

Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников в денежной наличной форме выплачивается не позднее 10 дней после принятия комиссией соответствующего решения через объекты почтовой связи республиканского унитарного предприятия "Белпочта" или филиалы открытого акционерного общества "Сберегательный банк "Беларусбанк" и их структурные подразделения без взимания платы с получателя социального пособия.

В каком случае выплата социального пособия не производится?

При наступлении до выплаты социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников обстоятельств, влекущих утрату заявителем права на такое пособие, его выплата не производится, а выплаченные суммы подлежат возврату. Комиссия принимает решение об отмене принятого ранее решения и о возврате излишне выплаченных сумм в течение 5 рабочих дней после выявления соответствующих обстоятельств.

В случае отказа от возврата в добровольном порядке выплаченных (излишне выплаченных) сумм государственной адресной социальной помощи они взыскиваются в судебном порядке

После установления группы инвалидности некоторым пациентам требуются технические средств реабилитации (ТСР). К ним, в частности, относятся: протез груди, трости, противопролежневые матрацы и подушки, абсорбирующее белье, памперсы и др.

Протез груди состоит из комплекта: самого экопротеза груди и двух лифов.

Основанием выдачи протеза на бесплатной основе является индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее ИПР), разрабатываемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, куда вносится запись о нуждаемости в комплекте протеза груди или других ТСР.

Чтобы получить протез по ИПР, инвалид должен встать на учет в региональном отделении фонда социального страхования (ФСС) или региональном отделении социальной защиты населения по месту жительства (УСЗН). Далее уполномоченный орган. Обеспечивающий ТСР уполномоченный орган указан в ИПР.

В этом органе инвалида попросят заполнить бланк заявления, представить паспорт, ИПР, справку МСЭ. Копии этих документов необходимо будет отдать для оформления
в уполномоченный орган, который в 15-дневный срок с момента подачи заявления п ринимает решение о постановке инвалида на учет по обеспечению ТСР.

После этого по почте высылается:

1) уведомление о постановке на учет по обеспечению ТСР и

2) направление на получение указанного средства, а в случае необходимости проезда к месту нахождения организации, в которую выдано направление, одновременно выдается или высылается специальный талон на право бесплатного получения проездных документов.

О том, что подошла очередь на получение ТСР, инвалид должен быть извещен уполномоченным органом. У них же нужно узнать, куда можно приехать, чтобы забрать свое техническое средство реабилитации.

По всем техническим средствам реабилитации установлен аналогичный порядок бесплатного получения. Например, инвалиду может потребоваться адсорбирующее белье и подгузники (памперсы), которые относятся к ТСР и предоставляются бесплатно.

Как онкобольному получить ТСР (например, протез груди, подгузники, простыни), если у него группа инвалидности по другому заболеванию, установленному ранее.

Если женщина с РМЖ после мастэктомии (операции по удалению груди) имеет инвалидность, по другому заболеванию (не по онкологии) то она не сможет по выданной ей ранее ИПР бесплатно получить протез. Однако она может получить бесплатно комплект протеза груди по новой программе ИПР, для чего ей нужно обратиться к председателю ВК с просьбой оформить направление на МСЭ именно для разработки ИПР с целью обеспечения ТСР (протезом молочной железы), о чем указывается в посыльном листе, а не переосвидетельствование.

Эксперты бюро МСЭ, рассмотрят вопрос о наличии у нее признаков инвалидности по онкопатологии и если такие признаки, по их мнению, есть, то в ИПР ей впишут нуждаемость в обеспечении протезом и в этом случае она его получит бесплатно в указано выше порядке.

Подгузники лежачему больному

Обычно инвалид на момент составления ИПР не нуждается в подгузниках и простынях, но потом он в них может нуждаться. О том, что ограниченному в передвижении или лежачему больному необходимы подгузники и впитывающие простыни решает лечащий врач лечебно-профилактического учреждения, которого следует вызвать на дом для оценки состояния больного. Затем оформляется посыльный лист для разработки новой ИПР специально для получения вышеуказанных технических средств реабилитации, о чем врач указывает в посыльном листе. Чтобы не было проблем с получением, наименования ТСР в посыльном листе и в ИПР должны быть указаны в соответствии с классификацией, содержащейся в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 мая 2013 г. N 214н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. (см. распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р).

Подгузники для взрослых и впитывающие простыни имеют сроки пользования в сутки - не более 8 часов (при синдроме полиурии - не более 5 часов). По индивидуальное программе реабилитации (ИПР) инвалида в сутки положено 3 наименования ТСР по выбору: либо все подгузники, либо все простыни, либо их сочетание по выбору.

Денежная компенсация, выплачиваемая инвалидам, приобретшим ТСР за свой счет.

Если в регионе не состоялись торги на закупку какого то конкретного ТСР (например экопротеза груди или подгузников), в связи с чем срок их предоставления инвалиду затягивается, инвалид может приобрести указанное в ИПР техническое средство реабилитации за собственный счет, и ему выплачивается денежная компенсация.

Но ее размер ограничен. Компенсируется стоимость приобретенного средства (услуги), но не более цены аналогичного изделия (услуги), предоставляемого бесплатно. Узнать о стоимости гос. закупок конкретного ТСР и размере компенсации можно в уполномоченном органе.

Как правило, компенсация равна стоимости ТСР, определенной по результатам последнего размещения гос. заказа (конкурс, аукцион, запрос котировок), проведенного областным уполномоченным органом до дня принятия решения о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР. Если он не проводился или не состоялся, используются сведения о последнем аналогичном заказе в другом регионе (в границах одного федерального округа, а при их отсутствии - в пределах страны).

Для получения компенсации инвалид подает заявление в уполномоченный орган по месту жительства, приложив к нему копию паспорта, копию ИПР, товарный и кассовый чек, копию страхового пенсионного свидетельства, копия сертификата на ТСР, копия сберкнижки.

Решение о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации должно приниматься уполномоченными органами в месячный срок с даты подачи заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации инвалидом. Компенсация перечисляется на сберкнижку. К сожалению, сроки часто не соблюдаются.

При приобретении протеза и лифов нужно следить, чтобы в товарном чеке наименование протеза груди и лифов совпадало с их наименованием, указанным в ИПР, иначе компенсацию не предоставят или придется переоформлять документ о покупке.

В документах на протез должен быть указан срок его эксплуатации.

Следует обратить внимание, что приобретать протез груди за свой счет можно лишь в случае, когда инвалид обратился в уполномоченный орган и был поставлен на учет в соответствии с указанным Порядком. Если инвалид приобретет ТСР, а потом обращается с документами в уполномоченный орган для постановки на учет, компенсацию не предоставят. В связи с чем, перед приобретением ТСР с последующей компенсацией его стоимости, предварительно необходимо проконсультироваться в уполномоченном органе.

Можно ли получить ТСР, если онкопациент не имеет группы инвалидности

Протез груди и некоторые другие ТСР можно получить за счет средств областного бюджета лишь в том случае, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленного в области на душу населения. В регионах с этой целью принимаются соответствующие Законы и Постановления, где указывается, какие ТСР можно в таком случае получить.

За интересующей информацией необходимо обратиться в территориальное отделение департамента социальной защиты населения вашего района проживания.

Нормативные источники:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года №2347-р «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду».

2. Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями утверждены постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240).

3.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 мая 2013 г. N 214н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р".

4. Административный регламент предоставления ФСС Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 сентября 2011 г. N 1041н).

5. Порядок получения компенсации указан в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации".

Порядок бесплатного обеспечения техническими средствами реабилитации (кало-, мочеприемниками) стомированных инвалидов, а также не имеющих стому инвалидов с нарушениями функций выделения (пользующиеся катетерами, мочеприемниками при недержании, урологическими прокладками, впитывающими пеленками, подгузниками и т.д.)

Для регионов России и Московской области

(кроме Москвы)

1 шаг: После операции с наложением стомы (или другим физиологическим изменением) по месту прописки через поликлинику или онкологический диспансер пациент направляется на медико-социальную экспертизу, где оформляется группа инвалидности. Основанием для оформления группы инвалидности является выписка из больницы.

2 шаг: На комиссии медико-социальной экспертизы (МСЭ), где группа инвалидности будет обязательно присвоена, надо оформить Индивидуальную программу реабилитации (ИПР), в которую врач МСЭ должен обязательно внести запись о том, что пациент нуждается в технических средствах реабилитации (ТСР): калоприемниках/мочеприемниках и средствах ухода за стомой (герметизирующая паста, абсорбирующий порошок, пояс и др.), и/или средствами при недержании (катетеры, мочеприемники при недержании, урологическими прокладками, впитывающими пеленками, подгузниками и т.д.).

ДЛЯ ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ВЫДЕЛЕНИЯ: Рекомендацию, какие именно ТСР: (катетеры, мочеприемники при недержании, урологическими прокладками, впитывающими пеленками, подгузниками и т.д.) [тип, размер, количество из расчета на месяц] можно получить в больнице, поликлинике у специалистов.

3. Имея на руках справку об инвалидности и ИПР с полученными записями по ТСР, инвалид обращается в Районное Отделение Федерального Фонда социального страхования (ФСС) по месту жительства.

· либо заключают договор, по которому пациент приобретает ТСР, указанные в ИПР, за свой счет, а затем отделение ФССвозмещает пациенту стоимость на основании представленных товарных и кассовых чеков.

Возмещение стоимости производится только с момента постановки инвалида на учет в отделении ФСС!

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется исполнительными органами Фонда в соответствии с Правилами обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240, на основании индивидуальных программ реабилитации, разрабатываемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в пределах средств федерального бюджета, выделенных и перечисленных Фонду на эти цели.В соответствии с п.6 вышеуказанных Правил, если техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, а протез, протезно-ортопедическое изделие - ветерану, или если эти лица самостоятельно обеспечили себя соответствующим средством (изделием) путем приобретения за собственный счет, им выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, которое должно быть предоставлено инвалиду, ветерану по индивидуальной программе реабилитации, разрабатываемой федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Выплата компенсаций инвалиду, ветерану осуществляется уполномоченным органом в порядке очередности по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет этих лиц (по их желанию).

При невозможности самостоятельного приобретения технических средств реабилитации, обеспечение ими льготной категории граждан осуществляется исполнительными органами Фонда в порядке очередности.

Порядок бесплатного обеспечения техническими средствами реабилитации (кало-, мочеприемниками) стомированных инвалидов

города Москвы - 2 варианта обеспечения:

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

Пациент со стомой, имеющий прописку в г.Москве, обращается в Службу реабилитации стомированных больных стомакабинет ГКБ № 24 (Москва, Писцовая ул., дом 10, Новый корпус, 2 этаж, часы приема 9.00-18.00 по будням; тел.613-27-45) для индивидуального подбора кало- или мочеприемника по типу и размеру, а также сопутствующих средств ухода за стомой (пояс, герметизирующая паста, абсорбирующий порошок и т.д.).

В стомакабинете также проводится обучение, в т.ч. и родственников пациента, по использованию данных технических средств.

Пациенты, не имеющие группы инвалидности, также получают кало- или мочеприемники в стомакабинете ГКБ № 24.

В случае пребывания стомированного пациента в стационаре или его нетранспортабельности, обратиться в стомакабинет и поставить на учет пациента со стомой может его родственник/любое доверенное лицо.

Для постановки на учет в стомакабинете ГКБ № 24 пациент (или его родственник/ любое доверенное лицо) должен иметь при себе:

1. Паспорт пациента (оригинал)

2. Страховой медицинский полис пациента (оригинал)

3. Выписку или справку из больницы, где была проведена операция (оригинал или копия).

ВТОРОЙ ВАРИАНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

ЭТОТ ВАРИАНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТСР ИМЕЕТ ЗАКОННЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ СТОМИРОВАННЫХ ИНВАЛИДОВ И ИНВАЛИДОВ, КОТОРЫЕ ПЕРЕНЕСЛИ ПРОЧИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ПОВЛЕКШИЕ НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ВЫДЕЛЕНИЯ

(На основании Постановления Правительства г.Москвы от 25 августа 2009 г. № 841-ПП «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия (кроме зубных протезов), за счет субвенций из федерального бюджета»)

1.После операции с наложением стомы (или другим физиологическим изменением) по месту прописки через поликлинику или онкологический диспансер пациент направляется на медико-социальную экспертизу, где оформляется группа инвалидности. Основанием для оформления группы инвалидности является выписка из больницы.

2. На комиссии медико-социальной экспертизы (МСЭ), где группа инвалидности будет обязательно присвоена, надо оформить Индивидуальную программу реабилитации (ИПР), в которую врач МСЭ должен обязательно внести запись о том, что пациент нуждается в технических средствах реабилитации (ТСР): калоприемниках/мочеприемниках и средствах ухода за стомой (герметизирующая паста, абсорбирующий порошок, пояс и др.), и/или средствами при недержании (катетеры, мочеприемники при недержании, урологическими прокладками, впитывающими пеленками, подгузниками и т.д.).

ДЛЯ СТОМИРОВАННЫХ ИНВАЛИДОВ: Рекомендацию, какие именно ТСР: калоприемники / мочеприемники [тип, размер, количество из расчета на месяц] и средства ухода за стомой [паста, абсорбирующий порошок, пояс, из расчета на месяц] необходимы пациенту, можно получить в стомакабинете или, при отсутствии стомакабинета, у врача, направившего пациента на МСЭ.

ДЛЯ НЕСТОМИРОВАННЫХ ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ВЫДЕЛЕНИЯ: Рекомендацию, какие именно ТСР: (катетеры, мочеприемники при недержании, урологическими прокладками, впитывающими пеленками, подгузниками и т.д.) [тип, размер, количество из расчета на месяц] можно получить в больнице, поликлинике у специалистов.

ОСОБОЕ ВНИМАЕНИЕ: обеспечение инвалидов специальными средствами при нарушении функций выделения (катетеры и уропрезервативы) осуществляется аптечными подразделениями ГУП «Столичные аптеки» по рецептам врачей территориальных амбулоторно-поликлинических учреждений по месту жительства.

Имея на руках справку об инвалидности и ИПР с полученными записями по ТСР, инвалид обращается в Центр социального обслуживания (ЦСО) по месту жительства.

На основании данных документов пациента ставят на учет и:

· либо бесплатно выдают все необходимые ТСР в соответствии с рекомендациями ИПР;

· либо (согласно пункту 9 Приказа №1835 от 28.12.2009г.) «в случае, если инвалид не получил бесплатно ТСР, предусмотренное в ИПР, и самостоятельно приобрел его за собственный счет, уполномоченное лечебно-профилактическое учреждение решением врачебной комиссии выдает справку по форме Приложение 4 к настоящему приказу, на основании поданного инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, заявления о выдаче справки и представления следующих документов:

ИПР, паспорт, кассовый чек, товарный чек, копия сертификата соответствия на изделие, выписной эпикриз и копия лицензии медицинского учреждения. Далее отделение ЦСО возмещает пациенту стоимость ТСР.

Вам необходимо знать:

· Федеральный Перечень реабилитационных мероприятий , технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденнымРаспоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-Р раздела «Технические средства реабилитации» п.21«Специальные средства при нарушениях функций выделения» и п.22 «Абсорбирующее белье, памперсы»;

· Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240 «О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями»;

· Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.05.2007 года № 321 «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены»;

· Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011г.№57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации".

· Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2011 г. N 264 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

· Письмо-разъяснение по вопросу , - что считать специальным средством при нарушении функции выделения, Фонда Социального страхования РФ от 19.03.2008 года № 02-10/11-2462 в адрес Управляющих Государственными учреждениями - региональными отделениями Фонда Социального страхования РФ.

Жизнь людей, прикованных к постели, могут еще более осложнить самые простые и обыденные, на первый взгляд, вещи. Такие, как, например, нехватка подгузников или впитывающих простыней. Людям, которые способны обслуживать себя самостоятельно, этого не понять. Но именно такие люди принимают законы, пишут инструкции, устанавливают нормы и правила по уходу за лежачими больными.

Фото http://www.happydoctor.ru

О нехватке подгузников и впитывающих простыней для пациентов больниц, домов престарелых и детских домов в один голос заявляют многие волонтеры. Не лучше дела обстоят и у тех, кто лежит дома. По установленным нормативам, в сутки на одного человека полагается не более трех штук. Этого количества не хватает даже при бережливом расходе: в реальности нужно в полтора-два раза больше. На все просьбы к руководству лечебных и социальных учреждений увеличить норму выдачи администрация лишь бессильно разводит руками и ссылается на стандарты. Если одним выдавать больше, чем другим, вскоре средств гигиены не хватит никому.

Ссылаясь на правила и стандарты, устанавливающие суточный расход памперсов, медработники не голословны. Документы, в которых указано, как часто инвалидам следует справлять естественные потребности, действительно существуют.

Статья 10 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантирует людям с ограниченными физическими возможностями обеспечение техническими средствами реабилитации (ТСР) за государственный счет. «Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов – гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета», – говорится в документе. В конце 2005 года правительство РФ утвердило ныне действующий перечень бесплатных реабилитационных мероприятий, техсредств и услуг. Пунктом 22 в нем значится «абсорбирующее белье, памперсы».

Однако в каком количестве нуждающиеся могут получить от государства эти средства гигиены, в распоряжении кабинета министров не указывается. Очевидно, что социальные обязательства могут считаться выполненными только в том случае, если полученные инвалидами средства реабилитации полностью удовлетворяют их потребности. Если подгузников хватает вдоволь, если от колясок не отваливаются, если протезы подходят по размеру. Ежедневную норму памперсов, выдаваемых лежачим больным, регулирует приказ Минздравсоцразвития №1666н «Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены » от 27 декабря 2011 года. И того количества государственных подгузников, которое фигурирует в этом документе, инвалидам не хватает категорически.

В соответствии с утвержденными министерством сроками пользования, памперсы всех размеров и разной впитываемости следует использовать не более восьми часов (при синдроме полиурии – не более пяти часов). Таким образом, в сутки на человека приходится три памперса. Однако, как пишут на интернет-форумах родственники лежачих больных, в действительности менять приходится куда чаще – раз в пять-шесть часов, а то и через меньшие промежутки времени. Кое-кто пишет, что иногда памперсов хватает и на восемь часов, но это максимальный срок – редко кому так везет. По всей видимости, этот максимальный показатель чиновники Минздравсоцразвития взяли за норму. Не соответствует реальным потребностям инвалидов? Не беда! Зато какая экономия для казны…

Что касается производителей памперсов, то они прямо не указывают, через какие промежутки времени следует их менять, однако советуют делать это по возможности чаще, чтобы избегать воспалений и пролежней. Человек, который почти все время проводит в лежачем положении, и так предрасположен к их появлению. Не вовремя переодетый подгузник может всерьез усугубить ситуацию. За этим последует боль, страдания и долгое мучительное восстановление.

Из затруднительного положения, связанного с нехваткой выделяемых государством памперсов, каждый выходит как умеет. Кто-то вынужден реже их менять, кто-то пытается проводить какое-то время без памперсов, кому-то приходится доплачивать за недостающие подгузники из собственного кармана. Последний вариант не такой простой и не такой очевидный, каким кажется на первый взгляд.

Взятые на себя государством обязательства обеспечить инвалидов всем необходимым – это не жест доброй воли и не подарок щедрого барина. Для большинства людей, лишившихся физического здоровья, государственная помощь – это вопрос жизни и смерти. За свой счет обеспечить себя минимально необходимым набором средств реабилитации не под силу практически никому из инвалидов.

Во взятых наугад трех-четырех интернет-магазинах цены на подгузники для взрослых оказались примерно одинаковы. Даже если исходить из «государственных нормативов», в месяц одному больному необходимо не менее 90 памперсов. Это количество будет стоить ему почти 3000 рублей. Сумма для большинства инвалидов неподъемная, если учесть, что, например, месячная пенсия для инвалидов третьей группы в минувшем году составляла немногим более 3000 рублей. Если пользоваться государственными средствами гигиены, а остаток докупать на свои, выходит не намного легче.

Проблема состоит еще и в том, что во многих местах даже оговоренные законом три памперса в день на человека не доходят до адресата. В больницах или Фонде социального страхования нуждающимся либо выдают меньше подгузников, чем положено – на Урале, например, инвалидам первой группы отпускают не 90 подгузников в месяц, а 60 в квартал ! – либо не дают вообще ничего. В последнем случае, конечно, закон предусматривает выплату компенсации. «Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств», – гласит, в частности, составленный Минздравсоцразвития документ под названием «Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации». Но в реальности чтобы получить эти деньги, приходится пройти семь кругов административного ада.

Как быть в такой ситуации, не очень понятно. К сожалению, надежд на законодательное изменение сроков пользования средствами реабилитации практически нет. По крайней мере, в ближайшем будущем. В то же время существуют обходные пути. Так, на одном из форумов знающие люди советуют договориться с врачом, чтобы он вписал в показания синдром полиурии. Тогда памперсов будут выдавать в полтора раза больше.

Кроме того, люди, профессионально занимающиеся реабилитацией инвалидов, рекомендуют смело идти по инстанциям и добиваться своего . «Врачи обязаны вписывать медицинские показания о нуждаемости инвалида в ТСР, максимально реабилитирующих инвалида по здоровью и в социальной сфере. Перечень бесплатно выдаваемых ТСР их никак не ограничивает», – пишут специалисты. В случае отказа медработников выдавать нужное для полноценной жизни больного количество подгузников существует «стандартное решение»: «письменное заявление (по всей форме) на имя главврача поликлиники, при неадекватном ответе или молчании в течении месяца – заявления параллельно в облздравотдел и в прокуратуру, потом – в суд». Впрочем, до суда такие дела не доходят практически никогда, достаточно бывает «телефонного разговора с компетентным лицом гор- или облздравотдела».