Николай Евграфович Пестов
Дата рождения 17 августа (1892-08-17 )
Место рождения Нижний Новгород
Дата смерти 14 января (1982-01-14 ) (89 лет)
Род деятельности химик
Награды и премии

Биография

Н. Е. Пестов родился 17 августа 1892 года в Нижнем Новгороде . Его отец происходил из мещан, мать - из купеческого сословия. Николай был последним, десятым, ребёнком в семье.

В 1903-1910 годах учился в реальном училище, где окончил дополнительный класс, что дало ему право поступления в высшее учебное заведение - в 1911 году он поступил на химический факультет Императорского Московского высшего технического училища . В 1915 году с четвёртого курса училища ушёл добровольцем на фронт. Поступив в Алексеевское военное училище , он к августу 1917 года был уже адъютантом полка в звании поручика . Во время кратковременного отпуска в феврале 1916 года он женился на дочери присяжного поверенного Руфине Дьячковой.

С февраля по август 1918 года Н. Е. Пестов служил в Нижегородской ЧК делопроизводителем, затем в Горпродкоме; 13 августа 1918 года он был арестован, но 2 ноября освобождён и был направлен на работу в органы Всевобуча. В декабре 1918 года вступил в РКП(б) . В Нижнем Новгороде он работал до 30 января 1919 года. Затем работал в Москве, в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе и, одновременно, учился на Центральных Высших курсах Всеобуча. Весной 1919 года в числе 15 тысяч коммунистов он был отправлен в Северную группу Восточного фронта и после победы красной армии в августе был вызван в Москву. В сентябре 1919 года ему присвоили звание окружного военного комиссара и направили начальником Управления Всевобуча в Приуральский военный округ . На этой должности он оставался в Свердловске до 1921 года. Об этом периоде своей жизни он написал в своём дневнике:

Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее… Весь этот кошмар … карамазовская грязь… Все это было при отсутствии у меня христианской веры…

Весной 1921 года он пережил духовный опыт , приведший его к вере; в июле 1921 года он уволился из рядов РККА, а в 1922 году вышел из партии. В это время также от него ушла его первая жена, а он, вернувшись в Москву, окончил МВТУ.

Осенью 1921 года Пестов попал на лекцию В. Ф. Марцинковского и вскоре познакомился с организатором Христианского Студенческого Кружка в МВТУ Зоей Бездетновой, с которой обвенчался 20 мая 1923 года. В 1924 году как член Христианского Студенческого Кружка он был арестован, но 19 декабря был освобождён. В Бутырской тюрьме он познакомился с прихожанином Никольского храма на Маросейке , в котором вскоре стал исполнять обязанности старосты.

Ещё до окончания МВТУ, Н. Е. Пестов был зачислен сотрудником Научного института по удобрениям (НИУИФ). В МВТУ он был ассистентом академика Э. В. Брицке и читал курс по технологии удобрений. Затем, продолжая работать в НИУИФ, он перешёл во , а позже - в Военную академию химической защиты , где в должности заведующего кафедрой калийных солей проработал до октября 1933 года.

В 1933-1937 годах он работал на кафедре технологии минеральных веществ (профессор кафедры с 1934 года) . За отказ выступить на собрании с осуждением арестованного профессора Н. Ф. Юшкевича , осенью 1937 года Н. Е. Пестов был уволен из МХТИ. Спустя два года он был избран по конкурсу заведующим кафедрой химической технологии , где в январе 1941 года защитил докторскую диссертацию «Физико-химические свойства порошкообразных и зернистых продуктов химической промышленности»; с декабря 1942 по декабрь 1943 года был деканом химического факультета, а с октября 1943 года состоял заместителем директора по научной и учебной работе.

4 ноября 1944 г. Н. Е. Пестов был награжден орденом «Трудового Красного Знамени», а в 1946 году - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Н. Е. Пестов - автор трудов философского и богословского содержания. С 1943 года работал над фундаментальным трудом « (Опыт христианского миросозерцания)». В конце 50-х годов Н. Е. Пестовым были написаны первые труды по богословию. Это были в основном выдержки из святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам христианской жизни, объединённые в два тома под названием «Пути к совершенной радости», а также первая редакция книги «Над Апокалипсисом».

Скончался 14 января 1982 года . Погребён на кладбище в Гребнево Московской области, рядом с могилой жены.

Библиография

Книги

  • Современная практика православного благочестия . Том I.
  • Современная практика православного благочестия . Том II.
  • Православное воспитание детей . - СПб. : Сатисъ, 2010. -

Застала его на 4 курсе. Николай добровольно поступил в армию. Потом в своем дневнике он записал: "... спустя много лет я вижу в этом Промысел Божий, который на 8 лет вывел меня из стен училища, чтобы вновь вернуть в него, но уже совершенно другим человеком. Вышел Савл, вернулся Павел..."

По окончании военного училища Николай Пестов был произведен в прапорщики с назначением в пехотный запасной батальон. В середине августа года он был переведен в Ригу в артиллерийский полк для организации противохимической защиты. На фронте получил слуховую контузию, последствия которой остались на всю жизнь. Награжден орденом Св. Станислава III степени и орденом Св. Анны III степени. В документах полка Пестов был аттестован как "выдающийся офицер".

Из дневника Пестова:

"Духовная жизнь в России в это время была очень сложна и разнообразна. Православную Церковь раздирали расколы. Было несколько основных группировок, в которых мне, молодому христианину, было трудно разобраться. Большинство храмов Москвы находилось в руках обновленцев, во главе которых стоял Александр Введенский (впоследствии обновленческий митрополит). Я в тот период еще не представлял себе той разницы, которая существовала между обновленцами и "Тихоновской Церковью" и посещал те и другие храмы".

Вернувшись из тюрьмы, Пестов перестал посещать обновленческие храмы, стал постоянным прихожанином Маросейской церкви и духовным сыном о. Сергия Мечева. По благословению духовного отца Пестов в г. совершил поездку в Саров и Дивеево , где еще действовали монастыри.

В семье Пестовых подрастали два сына и дочь, их воспитанию Николай Евграфович уделял много внимания, борясь за их души, как и за свою собственную. Строго детей он никогда не наказывал: "Где действует любовь, там строгость не нужна".

Пестов вел большую научную и педагогическую деятельность: преподавал в вузах, читал лекции на предприятиях, руководил аспирантами; ему принадлежит около 160 научно-исследовательских работ, монографий и статей. В г. на заседании кафедры в Менделеевском институте проф. Пестов Н.Е. выступил против осуждения как "врага народа" талантливого ученого, арестованного тогда ГПУ, и был исключен из штата.

"Почти ежедневно, скорее еженощно, я ожидал ареста. Считаю, что только по молитвам моих детей, жены и духовного отца я в то время не был арестован и остался жив" - писал он позже.

"Пусть никто не думает, что все эти положительные отзывы дорогих для меня людей питают мою гордость и тщеславие, - записал Пестов в конце 1970-х годов. - Я постоянно помню те бездны греха, в которые я впадал в течение последних трех лет до обращения к христианской вере. Я искренне раскаялся в них и верю, что Господь, по Своей неизреченной благости, простил мне грехи, но сознание своего ничтожества во мне сохранилось и будет со мной до смерти..."

Из воспоминаний внука:

"...Молитва пронизывала буквально всю его жизнь. Неукоснительно посещал Николай Евграфович храм Божий. Особенно любил он ранние Литургии по воскресным дням, к которым тщательно готовился за несколько дней и на которых постоянно причащался Святых Тайн. Это великое Таинство давало ему новый импульс жизни, вселяло в него необычайную энергию, делало настоящим подвижником. Особенно это было заметно в последние годы его жизни. Всенощные, акафисты, Великий канон св. Андрея Критского, службы Страстной седмицы он обычно вычитывал келейно. Не спеша, умилительно и с глубокой сосредоточенностью проходили часы этих молитвословий в его комнате. ...Принимали участие в этих молитвах и мы, внуки, читая трисвятое, шестопсалмие и тихонько подпевая за дедушкой знакомые ирмосы. Но, несомненно, большую часть молитвословий дедушка совершал наедине. Его молитва была пламенной, он весь погружался в нее, так что иногда, нечаянно зайдя в кабинет, можно было стать свидетелем этой лишенной всякого внешнего эффекта живой беседы с Богом, в эти моменты обычно дедушка не замечал вошедших, а мы поспешно удалялись, унося в себе непонятное чувство вины."

Последний год был мучительным. Николай Евграфович сознавал, что скоро умрет и готовился к этому великому моменту. Летом года он попросил его пособоровать . Во время Таинства он горячо молился; после соборования болезнь зримо отступила. Последние месяцы перед смертью он почти не вставал, еженедельно причащался Святых Тайн и пребывал в непрестанной молитве. После Рождества года силы окончательно оставили его. Утром 11 января он впал в беспамятство и, не приходя в сознание, скончался в ночь на 14 января года в праздник Обрезания Господня и Святого Василия Великого, которого очень чтил. Погребен Николай Евграфович Пестов на кладбище при Смоленско-Никольском храме д. Гребнево Московской области.

Труды

  • Пестов Н.Е. Обновление человеческой души. (Преображение "внешнего" и "душевного" человека во "внутреннего" и "духовного"). М.: Изд-во Московской патриархии, Центр БЛАГО, 1998. http://www.pagez.ru/olib/index.php?id=2569
  • Пестов Н.Е. Основы православной веры. М.: Елеон, 1999. http://www.pagez.ru/olib/index.php?id=7490
  • Пестов Н.Е. Что такое послушание православного христианина. http://www.pagez.ru/olib/index.php?id=3718
  • Пестов Н.Е. Христианский брак. Сущность цели брака. М.: Храм святителя Николая. 1996. http://www.synergia.itn.ru/kerigma/brak/pestov/hr-brak/p1.htm
  • Пестов Н.Е. Христианский брак. Выбор супруга. М.: Храм святителя Николая. 1996. http://www.synergia.itn.ru/kerigma/brak/pestov/hr-brak/p2.htm
  • Пестов Н.Е. Христианский брак. Брачная жизнь. М.: Храм святителя Николая. 1996. http://www.synergia.itn.ru/kerigma/brak/pestov/hr-brak/p3.htm
  • Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. СПб.:Сатис,1999. http://www.wco.ru/biblio/books/pestov1/main.htm
  • Жизнь для вечности или Памятник на могилу сына. Новосибирск, 1997.

Использованные материалы

  • На сайте "Бердск православный"

Издательство "Сатис" с согласия родственников Николая Евграфовича поэтапно осуществило издание этого труда в 4-х томах, озаглавив его "Современная практика православного благочестия".- Спб., 1994-96

«Каждой душе человеческой свойственно стремление к радости и счастью, всякий человек ищет пути к ним. Как найти их? Да и что понимать под совершенной радостью?» Так начал предисловие к своему двухтомному труду Николай Евграфович Пестов. А эпиграфом поставил слова из Евангелия от Иоанна (15 , 11): Да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна.

Труд именуется «Современная практика православного благочестия». Создавался он в 1950-х — 1960-х годах и тогда же, перепечатанный на сотнях машинок, распространялся в самиздате. Кто же он, его автор?

Он ученый-химик, специалист в области производства минеральных удобрений, профессор, преподаватель престижных советских вузов, автор многих научных работ и изобретений, кавалер ордена Ленина. Отец троих детей. Впрочем, о его детях и внуках нужно рассказывать отдельно. Что я и попыталась по мере моих сил сделать в журнале «Православие и современность» № 20 за 2011 год. Мне посчастливилось тогда общаться с дочерью Николая Евграфовича, Натальей Николаевной, вдовой протоиерея Владимира Соколова, и с тремя из пятерых ее детей. Двоих — протоиерея Феодора Соколова и епископа Новосибирского и Бердского Сергия (Серафима Соколова) — не было уже на земле. Очерк «Благословенное потомство» нетрудно найти на нашем епархиальном сайте. А сейчас — о книгах Николая Пестова.

Двухтомник «Современная практика православного благочестия» — это, по сути, учебник православной веры. Учебник на редкость толковый, четко систематизированный, полный и вместе с тем лаконичный. Однако от привычных нам школьных и вузовских учебников его отличает особая теплота, любовь, пронизывающая каждую строчку. Любовь к Богу, к Церкви, к святым — и к читателям. Читателям, из жизни которых была начисто исключена всякая христианская литература, начиная со Священного Писания. Каким же откровением, каким счастьем для них были эти самиздатские книжки, содержавшие всё необходимое для сознательного выбора: основы христианской догматики, православное учение о человеке, о грехопадении и грехе, о раскаянии и спасении; разъяснение таких понятий, как смирение, кротость, послушание, терпение, великодушие. От профессора Пестова тогдашние обитатели обезбоженного советского пространства узнавали, что такое молитва, какой она может и должна быть, что такое для православного христианина храм и церковные таинства. Читатель получал понятие о православном образе жизни, о правилах благочестия, о добродетелях, начинал понимать, зачем нужен пост, почему так важно внимание к себе и трезвение. Перед непривычными к таким вещам глазами читателя раскрывался целый мир — богатейший, требовательный, строгий и вместе радостный. Читатель постепенно продвигался вглубь этого мира, и незримая указка профессора Пестова (напомним, многоопытного преподавателя неорганической химии) вовремя указывала ему на то, что он должен был увидеть. Человек, до той поры не знавший о вере своих дедов и прадедов практически ничего, получал внятные ответы на непростые, однако неизбежно возникающие вопросы: если Господь благ, почему в мире столько горя и зла? Почему люди в Церкви не становятся безгрешными? Как относиться к иным религиям и людям, их исповедующим? Должен ли христианин участвовать в жизни общества или его удел — отрешенность от «мирской суеты»? Следует подчеркнуть, что на большинстве подобных вопросов активно спекулировала атеистическая пропаганда. Николай Пестов (почти всегда, впрочем, анонимный для читателя) спокойно разбирал завалы ложных представлений, уродливых стереотипов. (А стереотипы эти, меж тем, и помимо пропаганды формируются в сознании человека, не научившегося вникать в истину; и сегодня владеют многими «продвинутыми» умами. Почитаешь иного молодого автора, либерала и антиклерикала,— будто институт марксизма-ленинизма он закончил, все понятия о христианстве, о Православии — оттуда.)

Книги Николая Евграфовича приоткрывали перед читателем дверь (или, лучше сказать, окно) в святоотеческую литературу, которая даже и священникам в те годы была практически недоступна. Частые цитаты показывали ее глубину и универсальную применимость. Но почему я все время пишу о современниках Николая Евграфовича, умершего в 1982 году? Может быть, для нас, свободно участвующих в церковной жизни, имеющих неограниченный доступ к православной литературе, его труды уже и не так важны?

Напротив. Мы, журналисты и издатели, знаем: чем опытнее корректор, тем крепче он держится за словарь. Пестовский двухтомник можно сравнить со словарем, с энциклопедией, в которую полезно заглянуть всегда, какой бы вопрос ни возник. Почему так трудно справиться с грехом празднословия? Как быть с неверующим другом, стоит ли его переубеждать? Что делать, если чувствуешь себя одиноким, непонятым? Лично у меня ни разу не было так, чтобы я открыла Пестова и не нашла ответа, поддержки, не почувствовала того самого тепла — любви. Николай Евграфович был удивительно добрым, любящим человеком, об этом мне рассказывали его дочь и внучки; но даже и не будь я с ними знакома, я, кажется, догадалась бы об этом, читая его книги.

В наших церковных киосках и магазинах православной литературы можно увидеть также книгу Николая Пестова «Свет Откровения». Она разъясняет одну из самых сложных для понимания книг Библии, последнюю из них — Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. Текст книги «Свет Откровения» так же ясен, прост и доходчив, как текст двухтомника.

И еще об одной книге Николая Евграфовича нельзя здесь не сказать. Она называется «Жизнь для вечности» и обращает нас к личному опыту автора, опыту горькому, страшному и светлому. Сын профессора Пестова, Николай Пестов-младший, погиб в девятнадцать лет, в 1943 году, при освобождении Смоленска. Он рос в эпоху «штурма небес», тотальной и жесточайшей борьбы с Церковью. Но, вопреки всему этому, стал верующим — таково было влияние семьи. В годы, когда монахов расстреливали тысячами, Коля мечтал стать дивеевским монахом (Пестовы всегда считали преподобного Серафима своим покровителем). Но Бог призвал его к иной жертве… После похоронки отец собрал в книгу письма, полученные от сына — сначала из военной школы, затем с фронта, — и рассказал о собственном духовном опыте переживания его смерти. Поверьте, письма этого русского мальчика невозможно забыть, как и слова его отца.

По собственному свидетельству Николая Евграфовича и по свидетельствам близких ему людей, им двигало великое чувство — раскаяние. Раскаяние в «красной» молодости. Он был членом ВКП(б), комиссаром. Пока не встретил однажды — в 1921 году, во сне — взор Христов… В 30-х годах духовником супругов Пестовых был священномученик Сергий Мечёв, сын известнейшего московского старца Алексия Мечёва. После расстрела отца Сергия за Николаем и Зоей Пестовыми не пришли — ну разве что чудом, или Божиим Промыслом. Свою жизнь и свободу Николай Евграфович использовал на благо Христу и Церкви — настолько, насколько смог. Его книги будут читать еще очень долго.

Николай Евграфович Пестов (1892-1982), православный духовный писатель, профессор, доктор химических наук.

Родился 4 августа 1892 года в Нижнем Новгороде. Его отец происходил из мещан, мать - из купеческой семьи. В 1911 г. он поступил на химический факультет Императорского Московского Высшего Технического Училища (теперь МВТУ им. Баумана), в котором учился с 1911 по 1914 год и с 1922 по 1924 годы. Первая Мировая война застала его на 4 курсе. Николай добровольно поступил в армию. Потом в своем дневнике он записал: "... спустя много лет я вижу в этом Промысел Божий, который на 8 лет вывел меня из стен училища, чтобы вновь вернуть в него, но уже совершенно другим человеком. Вышел Савл, вернулся Павел..."

По окончании военного училища Николай Пестов был произведен в прапорщики с назначением в пехотный запасной батальон. В середине августа 1915 года он был переведен в Ригу в артиллерийский полк для организации противохимической защиты. На фронте получил слуховую контузию, последствия которой остались на всю жизнь. Награжден орденом Св. Станислава III степени и орденом Св. Анны III степени. В документах полка Пестов был аттестован как "выдающийся офицер".

После февральской революции Пестов избирается членом Полкового Комитета, а затем в исполнительный комитет как председатель от полка и одновременно член Полкового Суда; в августе 1917 г. назначается полковым адъютантом.. 16 ноября 1917 г., оформив отпуск, он выехал на родину в Нижний Новгород, где после смены власти работал на государственной службе. В августе 1918 г. вместе с другими бывшими офицерами, дворянами и представителями буржуазии был арестован "в виду возможного выступления контрреволюционных белогвардейских элементов" (сорок человек были расстреляны). В ноябре, когда стало ясно, что белым не завладеть Нижним Новгородом, был отпущен на свободу. Все специалисты старой армии обязаны были встать на учет и служить на тех постах, на которые поставит их советская власть. Пестов был направлен на работу в органы Всевобуча. Не имея христианской веры, в декабре 1918 года он вступил в коммунистическую партию. После удачного доклада о положении дел в Нижегородском Всевобуче его оставили в Москве работать в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе. Одновременно он был зачислен курсантом на Центральные Высшие курсы Всевобуча, по окончании которых ему было присвоено звание военного комиссара. Весной 1919 Николай Евграфович попал на Восточный фронт в Северную группу войск. В сентябре 1919 года ему присваивается звание окружного военного комиссара и назначается должность Начальника Управления Всевобуча Приуральского военного округа.

В июле 1921 года Николай Евграфович увольняется из рядов РККА. Причиной оставления службы в армии послужило громадное духовное потрясение, происшедшее с ним в тот период. Постепенная стабилизация обстановки в России позволила ему демобилизоваться и вернуться в Москву для окончания образования.

Поздней осенью 1921 года он попал на лекцию Марцинковского "Жил ли Христос?" для студентов МВТУ и других вузов. "Я впервые услышал такие глубокие и содержательные слова о Христе и Евангелии. В моей душе родилось чувство глубокого раскаяния о содеянном мною. Внезапно точно пелена упала с глаз, в простых словах Евангелия, которое читал лектор, я услышал ответ на мучившие меня вопросы. Этот вечер стал поворотным пунктом... С лекции я вышел христианином. Началась моя новая просветленная жизнь. Новые силы, неизведанные ощущения ворвались в душу. Уже не скорбь и тоска, но неизреченная радость наполняла душу, давая силы жить, работать, учиться, - писал он в дневнике. - Путь Евангелия и осуществление в жизни заповедей Христа - вот теперь мой путь, моя жизнь!".

Новые убеждения не позволяли оставаться в партии; он уничтожил партийный билет, не прошел очередную регистрацию и был исключен из рядов РКП(б). В Москве Николай Пестов познакомился с организаторамм Христианского Кружка в МВТУ и стал помогать в организации лекций на духовные темы. Марцинковский очень скоро приметил Пестова и способствовал его деятельности в Христианском Студенческом Кружке. В 1921 г. Пестов принимал участие в борьбе с голодом и эпидемией сыпного тифа в Саратове, где он также посещал общины христиан-студентов. К концу лета 1922 года Пестов вернулся в Москву, восстановился в МВТУ и продолжил учебу, в свободное время посещая собрания Христианского Студенческого Кружка. В 1923 г. Марцинковскому было сообщено в ГПУ, что за его религиозную проповедь среди студентов он высылается за границу.

В 1923 г. состоялась свадьба Николая Евграфовича и Зои Вениаминовны, с которой он познакомился в христианском кружке. В 1925 г. Пестов поступил на службу в Московское Высшее Техническое Училище в должности научного сотрудника при кафедре технологии минеральных удобрений.

После смерти Ленина отношение властей к студентам-христианам резко изменилось. Запрещено было проводить религиозно-философские собрания, закрывались религиозные кружки и общества. Христианский Студенческий Кружок в Москве также был ликвидирован властями, дом отобран, члены кружка подвергались всевозможным репрессиям, происходили обыски, аресты, ссылки. Пестов попал в тюрьму, сначала на Лубянку, потом в Бутырку. За два дня был арестован весь состав Христианского Студенческого Кружка. Спали на нарах вместе с уголовниками. Там же сидели и члены студенческого кружка теософов. Были сведения, что кружковцев спасла от высылки Н.К. Крупская. Вместо высылки им присудили 40 дней ареста, отделили от уголовников в особую камеру, где они проводили диспуты с теософами на религиозные и философские темы. В тюрьме Пестов познакомился с прихожанином церкви Святителя Николая на Маросейке (храм Николы в Кленниках). Настоятелем этой церкви был старец отец Алексий Мечев, в то время уже старый и больной человек. Духовное руководство в приходе после его смерти перешло к его сыну, о. Сергию Мечеву.

Вернувшись из тюрьмы, Пестов перестал посещать обновленческие храмы, стал постоянным прихожанином Маросейской церкви и духовным сыном о. Сергия Мечева. По благословению духовного отца Пестов в 1926 г. совершил поездку в Саров и Дивеево, где еще действовали монастыри.

В семье Пестовых подрастали два сына и дочь, их воспитанию Николай Евграфович уделял много внимания, борясь за их души, как и за свою собственную. Строго детей он никогда не наказывал: "Где действует любовь, там строгость не нужна".

Пестов вел большую научную и педагогическую деятельность: преподавал в вузах, читал лекции на предприятиях, руководил аспирантами; ему принадлежит около 160 научно-исследовательских работ, монографий и статей. В 1937 г. на заседании кафедры в Менделеевском институте проф. Пестов Н.Е. выступил против осуждения как "врага народа" талантливого ученого, арестованного тогда ГПУ, и был исключен из штата.

"Почти ежедневно, скорее еженощно, я ожидал ареста. Считаю, что только по молитвам моих детей, жены и духовного отца я в то время не был арестован и остался жив" - писал он позже.

Летом 1939 г. был приглашен на работу в МИЭИ им.Орджоникидзе, зачислен по конкурсу на должность зав.кафедрой химической технологии; с октября 1943 г. он зам. директора по научной и учебной работе. После защиты докторской диссертации в 1941 г. в АН СССР приказом ВАК он был утвержден в степени доктора химических наук.

Во время войны семья Пестовых из Москвы в эвакуацию не уезжала. Из-за бронхиальной астмы Пестов был освобожден от призыва в армию. Сыну Коле было 17 лет, его призвали только в сентябре 1942 г. А в октябре 1943 г. было получено сообщение, что он убит в бою. Николай Евграфович излил свое горе, написав книгу "Светлой памяти Колюши" или "Памятник над могилой сына". Позже он переименовал свой труд, назвав его "Жизнь для вечности".

Годы войны явились для Н.Е.Пестова годами интенсивной научной и педагогической деятельности. Его работы печатались и у нас в стране, и за рубежом. Некоторые аспекты его научных трудов имели непосредственное отношение к оборонной промышленности. Награды: в 1944 г. - орден Трудового Красного Знамени; в 1946 г. - медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне"; в 1953 г. за выслугу лет и безупречную работу в числе работников науки высших учебных заведений г. Москвы - орден Ленина. К концу военных лет Николай Евграфович перестал скрывать свои убеждения, снова ходил в храм, уже не боясь встретить там своих сослуживцев или студентов.

Первые труды по богословию были написаны Пестовым в конце 50-х годов. Это были выдержки и цитаты из святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам христианской жизни, объединенные в два тома под названием: "Пути к совершенной радости". В те же годы была написана первая редакция книги о погибшем на фронте сыне, а также первая редакция книги "Над апокалипсисом".

В последние годы своей служебной деятельности Пестов говорил: "Прошу Господа указать мне Свою Святую волю. Не пора ли мне отложить химию и физику, а остаток дней своих посвятить Господу?" Господь указал Свою волю следующим стечением обстоятельств. В эти времена (60-е годы) Пестов занимал должность зам. директора Инженерно-Экономического Института по научной части. Пришло распоряжение провести на всех кафедрах антирелигиозную работу, предписать всем профессорам и педагогам вклинивать атеистическую пропаганду во все предметы и предоставить соответствующий план. Т.к. делать все это Пестов отказался, его вызвали в кабинет директора института и в присутствии секретаря партбюро МИЭИ предложили уйти на пенсию. Когда после отпуска Пестов осенью пришел в институт, чтобы подать заявление об уходе на пенсию, ему сказали, что он уже отчислен приказом. Никаких торжественных проводов не было.

Последний год был мучительным. Николай Евграфович сознавал, что скоро умрет и готовился к этому великому моменту. Летом 1981 года он попросил его пособоровать. Во время Таинства он горячо молился; после соборования болезнь зримо отступила. Последние месяцы перед смертью он почти не вставал, еженедельно причащался Святых Таин и пребывал в непрестанной молитве. После Рождества 1982 года силы окончательно оставили его. Утром 11 января он впал в беспамятство и, не приходя в сознание, скончался в ночь на 14 января 1982 года в праздник Обрезания Господня и Святого Василия Великого, которого очень чтил. Погребен Николай Евграфович Пестов на кладбище при Смоленско-Никольском храме д. Гребнево Московской области.

Николай Евграфович Пестов - духовный писатель, ученый и педагог, профессор, доктор химических наук, родился 17 августа 1892 г. в Нижнем Новгороде. Его отец происходил из мещан, мать - из купеческого сословия. Особой религиозностью семья не отличалась, хотя традиционно православные праздники здесь соблюдались. После смерти отца в 1898 г. все заботы о семье легли на плечи матери. С 11 до 18 лет Николай учился в реальном училище, где мучавшие его в те годы разные «вечные вопросы», в том числе и духовные, «разрешились» чтением марксистской литературы и трудов Ренана. Эта литература оказала сильное влияние на мировоззрение юного Пестова, склонив его к атеизму. В 1911 г. Николай поступил на химический факультет Императорского Московского высшего технического училища (теперь МГТУ им. Баумана). Первая Мировая война застала его на четвертом курсе, и он ушел добровольцем на фронт. С февраля по август 1918 г. служил в Нижегородской ЧК делопроизводителем, затем в Горпродкоме. В декабре 1918 г. вступил в Коммунистическую партию. Потом работал в Москве в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе. В сентябре 1919 г. ему присвоили звание окружного военного комиссара и направили его начальником Управления Всевобуча в Приуральский военный округ. На этой должности он оставался до 1921 г. В дневнике писателя сохранилась запись о почти двухлетнем периоде его комиссарства: «Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее... Весь этот кошмар... Все это было при отсутствии у меня христианской веры...». А 1 марта 1921 г. во сне он увидел Христа: «В ту ночь Господь вошел в мое сердце, и с тех пор, что бы ни делал, ни чувствовал, я знаю, что Христос всегда был рядом со мной, всегда пребывает рядом со мной и никогда не покидает меня». В июле этого же года Николай Евграфович увольняется из рядов РККА и в 1922 г. выходит из партии. Вернувшись в Москву, заканчивает МВТУ и делает блестящую научную карьеру. Он становится видным ученым в области технологии минеральных удобрений, преподает во многих крупных столичных вузах. В январе 1941г. защищает докторскую диссертацию, пишет ряд книг, которые до сих пор не утратили своего научного и методического значения. В 1940-х гг. избирается деканом, а затем назначается заместителем директора по учебной и научной работе МИЭИ. Пестов собрал уникальную библиотеку по философии, богословию, истории церкви. Свои богословские труды он начал писать во время войны. Толчком к этому послужило трагическое событие - осенью 1943 г. погиб в бою его девятнадцатилетний сын Николай. Тогда и появилась первая книга «Светлой памяти Колюши, или памятник на могиле сына», которая была основана на документах и письмах Николая с фронта. Позже он переименовал эту повесть, назвав ее «Жизнь для вечности» . В память о сыне Николай Евграфович стал продолжать труды по нравственному богословию и создал двухтомник «Пути к совершенной радости», а также первую редакцию книги «Над Апокалипсисом». В середине 1950-х гг. он приступил к работе над главным религиозно-философским трудом своей жизни - многотомной диссертацией «Современная практика православного благочестия (Опыт построения христианского миросозерцания)». В полиграфии в те времена такие вещи не печатали. Его книги выпускались «самиздатом» и пользовались большим спросом. Они многократно переписывались на машинке и быстро расходились по городам и селам России.

Скончался Николай Евграфович Пестов 14 января 1982 г. Погребен на кладбище при Смоленско-Никольском храме д. Гребнево Московской области. О книгах писателя можно сказать его же словами: «Хорошие духовные книги — это наши лучшие друзья, наши руководители и наставники. Их надо читать, перечитывать, изучать, делать из них выписки...». Он писал о человеке, его духовном и нравственном возрастании, о бесконечном стремлении к гармонии внешнего и внутреннего. Его называли «Подвижником земли Русской», и это не было преувеличением - все, о чем говорил Николай Евграфович в этих книгах, он осуществил в своей жизни.