4. Изучение новой темы. Усвоение теоретических знаний. (Беседа, рассказ, практическая работа, лабораторная работа в группах)

Проблемный вопрос: При прикосновении к губам новорожденного у него возникают сосательные движения. Как вы думаете, почему это происходит? Ведь у ребенка еще нет опыта такого питания: до рождения все необходимые вещества он получал через пуповину.

Основываясь на данном примере, попытайтесь дать определение понятию рефлекс.

Объясните, существует ли разница между понятиями «рефлекс» и «раздражимость»? Если да, то какая?

В ходе эвристической беседы учитель приводит примеры различных рефлексов у животных, напоминая, что простейшие рефлексы проявляются впервые у кишечнополостных.

Что из перечисленных примеров, вы бы отнесли к рефлексам, а что к раздражимости?

  1. Укол иглой гидры вызывает у нее мгновенное сокращение всех кожно-мускульных клеток.
  2. Если в каплю воды с амебами положить кристаллик соли, то они будут двигаться в направлении от него.
  3. Движение эвглены зеленой в более освещенную часть водоема.
  4. Сворачивание листовых пластинок у Мимозы стыдливой при прикосновении к ним
  5. Слезотечение при раздражении слизистой глаза луковым соком.
  6. Раскрывание и закрывание корзинки одуванчика в зависимости от освещенности.

(Рефлексы: 1, 5. Раздражимость:2, 3, 4, 6.)

Рефлекс – непроизвольный акт, быстрая ответная реакция организма на действие раздражителя, осуществляемая с участием центральной нервной системы и под ее контролем. Это основная форма нервной деятельности организма многоклеточных животных, включая человека.

Из курса зоологии вам известно, что организм рождается с большим набором готовых, врожденных рефлексов. Часть рефлексов вырабатывается в течение жизни при определенных условиях действия среды. Как называются такие рефлексы (безусловные и условные соответственно).

Заполните таблицу «Виды рефлексов» и приведите в ней краткую характеристику безусловных и условных рефлексов.

Механизм осуществления рефлекса рассмотрим на примере коленного рефлекса. Во всех органах тела имеются рецепторы – чувствительные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервные импульсы. Имеются они и в мышце бедра. Если ударить по сухожильной связке чуть ниже колена, то мышца натягивается и в ее рецепторах возникает возбуждение, которое передается по чувствительному (афферентному) нерву на двигательный (эфферентный), тело которого находится в спинном мозге. По этому нейрону нервный импульс достигает той же мышцы (рабочего органа), и она сокращается, разгибая ногу в коленном суставе. Скопления нейронов центральной нервной системы, вызывающих определенное рефлекторное действие, называют рефлекторными центрами этих рефлексов. Коленный рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в одной области тела – рефлексогенной зоны (рецептивное поле) .

Таким образом, материальной основой рефлекса является рефлекторная дуга – цепочка нейронов, образующая путь нервного импульса при осуществлении рефлекса.

Используя этот пример, заполните по памяти таблицу «Звенья рефлекторной дуги»:

Звенья рефлекторной дуги

Функции звеньев

1. Рецептор

Преобразование раздражения в нервные импульсы

2. Чувствительный (афферентный, центростремительный) нейрон

Проведение импульса в ЦНС

3. Центральная нервная система (спинной или головной мозг) ЦНС

Анализ, обработка поступивших сигналов и передача их на двигательный нейрон

4. Исполнительный (эфферентный, центробежный) нейрон

Проведение импульса из ЦНС к рабочему органу

5. Эффектор – нервное окончание в исполнительном органе

Ответная реакция - эффект (сокращение у мышцы, секреция у железы)

Простейшую рефлекторную дугу можно наблюдать у гидры: раздражитель > нейрон > реакция. У более высокоорганизованных животных рефлекторные дуги имеют более сложное строение. Выделяют простые и сложные рефлекторные дуги.

Прочитайте в учебнике описание мигательного рефлекса и составьте схему «Виды рефлекторных дуг», учитывая, что этот рефлекс имеет сложную рефлекторную дугу, а коленный – простую.

Для осуществления рефлекса необходима целостность всех звеньев рефлекторной дуги.

Объясните, будет ли у человека осуществляться коленный рефлекс, если у него поврежден: а) чувствительный нейрон; б) двигательный нейрон; в) спинной мозг ниже поясницы? Почему? (Во всех случаях рефлекс не будет осуществляться, так как нарушено одно из звеньев рефлекторной дуги, из-за чего проведение нервного импульса от рецептора к исполнительному органу будет невозможно.)

Выделяют следующие виды рефлексов:

I. Безусловные

  1. Моносинаптические. Им соответствует простая рефлекторная дуга, содержащая только один синапс. Например, коленный рефлекс.
  2. Полисинаптические спинномозговые. Имеют сложную рефлекторную дугу, включающую от двух синапсов. Нервный центр расположен в спинном мозге. Например, сгибательный рефлекс руки.
  3. Полисинаптические с участием спинного и головного мозга. Имеют сложную рефлекторную дугу. Нервный импульс с чувствительного нейрона передается по восходящему пути спинного мозга в головной мозг, где идет анализ информации. Далее по нисходящему пути импульс попадает на исполнительный нейрон и направляется к рабочему органу. Таким образом, спинномозговые центры таких рефлексов контролируются определенными центрами головного мозга. Впервые этот факт установил И.М. Сеченов – «отец русской физиологии». В своем классическом труде «Рефлексы головного мозга» он обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности и доказал, что вышележащие отделы ЦНС (головной мозг) контролируют работу нижележащих (спинного мозга).

II. Условные

По строению рефлекторной дуги являются полисинаптическими с участием спинного и головного мозга (кора больших полушарий), но в ее составе нисходящий путь спинного мозга будет представлен либо возбуждающим нейроном, либо тормозным. В зависимости от этого в исполнительном нейроне будет соответственно наблюдаться либо возбуждение (рефлекторный акт осуществится), либо торможение (рефлекс не проявится). В данном случае характер ответа будет зависеть от прошлого опыта. Основой этих рефлексов является научение. Учение об условных рефлексах разработал великий русский физиолог, лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов. Впервые об условных рефлексах он сообщил на четырнадцатом Международном медицинском конгрессе в Мадриде.

Рассмотрите раздаточный материал (Рисунок1 , Рисунок 2 , Рисунок 3 , Рисунок 4 ). Определите рефлекторные дуги. Каким видам рефлексов они соответствуют. (Моносинаптическому, полисинаптическому спинномозговому, безусловному полисинаптическому с участием спинного и головного мозга и условному рефлексам соответственно).

Если случайно уколоть палец, то проявится оборонительный врожденный рефлекс – одергивание руки. Почему этот рефлекс не проявляется, когда у человека прокалывают кожу пальца для взятия крови на анализ? (С помощью волевого усилия можно затормозить этот рефлекс, так как его спинномозговой нервный центр подчиняется контролю со стороны коры больших полушарий).

На данном примере мы убедились, что организм может вносить поправки в рефлекторный ответ. Это возможно благодаря наличию обратной связи . В каждом эффекторе имеются рецепторы, раздражающиеся при действии рабочего органа. По чувствительному нейрону импульсы от них поступают в нервный центр, «сообщая» об особенностях осуществления рефлекса. Таким образом, благодаря обратным связям, нервный центр имеет возможность контролировать точность выполнения своих команд и при необходимости вносить поправки в работу исполнительных органов.

8. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций

ГОМЕОСТАЗ (У. Кеннон, 1929г.) – способность биологических систем противостоять изменениям и сохранять динамическое относительное постоянство состава и свойств.

РЕГУЛЯЦИЯ – координирующее влияние на клетки, ткани и органы, приводящие их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружающей среды.

Характеристика нервной и гуморальной регуляций

Способ регуляции

Характерные особенности

Нервная регуляция

Гуморальная регуляция

1. Механизм регуляции

Осуществляется с помощью нервной системы

Осуществляется с помощью химических веществ, поступающих в кровь

2. Быстрота реакции

Нервные импульсы распространяются с большой скоростью (до 120 м/сек – по некоторым нервам)

Химические вещества продвигаются медленно, частично по пути разрушаются или выводятся (максимальная скорость = 0,5 м/сек)

Четкая локализация нервных влияний (управление осуществляется избирательно, через определенные нервные волокна)

Действие химического вещества не локализовано, не ограничено определенным местом.

4. Эволюционный возраст

Эволюционно более молодой

Эволюционно более древний механизм

5. Экономичность процесса

Более экономична, требует минимальных затрат энергии, т.к. мгновенно включается и быстро выключается, если необходимость процесса отпадает, ответ кратковременный.

Требует относительно много времени для своего осуществления и не может обеспечить быстрой и точной реакции организма на раздражители внешней и внутренней среды; ответ продолжительный.

    Каждый из двух основных механизмов регуляции функций в организме – нервный и гуморальный - тесно взаимодействуют. Оба, вместе, дополняя друг друга, обеспечивают важнейшую особенность нашего организма - саморегуляцию физиологических функций, приводящую к автоматическому поддержанию необходимых организму условий существования.

    Гуморальная регуляция – регуляция, осуществляемая при помощи химических веществ, выделяемых в кровь и тканевую жидкость. Переносясь жидкостями организма, вещества действуют на деятельность органов, обеспечивая их взаимодействие.

ПРИМЕРЫ: а) При избытке сахара в крови, нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В кровь поступает больше гормона инсулина и излишний сахар под его влиянием откладывается в печени и мышцах в виде гликогена. При усиленной мышечной деятельности, когда возрастает потребность организма в сахаре и в крови его становится недостаточно, усиливается деятельность надпочечников. Гормон надпочечников адреналин способствует превращению гликогена в сахар.

б) Человек испытывает жажду. Повышается концентрация солей во внутренней среде организма. Обмен веществ при таких условиях не может протекать нормально. Это приводит к раздражению нервных окончаний, находящихся в стенках сосудов- возбуждение передается в ЦНС, оттуда к железе внутренней секреции ГИПОФИЗУ, и стимулирует выделение гормона гипофиза, который отвечает за регулирование выделения воды из организма, который попадая в кровь, приносится к почкам: почки начинают не столько выделять, сколько удерживать воду.

    Строение и функции нервной системы

Определение

Значение

Нервная ткань

Отделы нервной системы

Совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой

1.Согласование работы всех органов и систем организма.

2.Поддержание относительного постоянства внутренней среды гомеостаза

3.Ориентация организма во внешней среде и приспособительные реакции на ее изменения.

4.Организация деятельности, приводящая к удовлетворению потребностей.

5. Материальная основа психической деятельности.

Чувствительные

Двигательные

Вставочные


Принцип действия

Центральный НС

Головной мозг

Спинной мозг

Периферическая НС

Соматическая (произвольная)

Автономная (непроизвольная)

Парасимпатическая

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Келин Е.А. Новоямская СОШ, Ельниковский район, Республика Мордовия

Урок на тему: «Железы внутренней секреции»

(8 класс)

Цель (задачи) урока:

1. Образовательные:

Сформировать понятие о железах внутренней секреции, раскрыть роль желез внутренней секреции в регуляции функций организма человека, выяснить влияние гормонов на организм человека на конкретных примерах.

2. Развивающие:

Сформировать интеллектуальные умения анализировать и сравнивать действия гормонов на различные системы организма человека, классифицировать гормоны по степени влияния на жизненно важные функции организма человека, обобщать полученные знания в виде опорных схем, таблиц, рисунков и кратких выводов, систематизировать гормоны по линии «простое (гормон) – сложное (нейрогуморальная регуляция)», характеризовать необходимость согласованного действия гормонов в обеспечении оптимального протекания жизненно важных процессов организма человека.

3. Воспитательные:

Воспитать чувство ответственности за коллективное дело, заинтересованное отношение к учебно-познавательной деятельности (мотивы учения), ответственное отношение к здоровью; формировать научное биолого-экологическое мировоззрение, культуру отношения к объектам живой и неживой природы, ответственность личности по отношению к природным и социоприродным системам, потребность в экологически оправданном поведении при общении с ними.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-игра с элементами беседы, теоретической и практической работы исследовательской направленности.

Оборудование:

Таблица «Железы внутренней секреции», конспект-схема «Нейрогуморальная регуляция», мультимедийная доска, раздаточные материалы в виде карточек «Нейрогуморальная регуляция организма человека».

Ход урока.

Организационный момент.

Вот прозвенел звонок

И нас позвал на урок.

Сядьте ровно, не крутитесь

И в глаза мне посмотрите

Кто не выучил домашнее задание?

Вас ждёт сегодня наказание.

Что, нет таких?

Вы просто молодцы!

Ну а раз так, тогда

Проверю я, как выучили вы.

Ну а потом я расскажу вам, дети,

О новой интересной очень теме.

И поиграть успеем на уроке,

И очень многое узнать,

И свои знания показать.

Актуализация имеющихся знаний и умений

Вам уже известно...

Тема нашего урока «Железы внутренней секреции». Сегодня на уроке мы поиграем. Игры любят все – и взрослые, и дети. Одни сами любят играть, другие – наблюдать за игрой. Предлагаю Вам стать участниками известной телевизионной игры «Поле чудес». Правила нашей игры несколько отличаются от оригинальных. Вы будете угадывать не одну букву, а целые слова. За каждое правильно отгаданное слово Вы получаете приз – медаль «Умники и умницы», цена которой – 1 балл. В конце урока подсчитаем, кто же больше набрал медалей-баллов?

Итак, внимание! Вам предстоит раскрыть схему (схема на доске «Нейрогуморальная регуляция»).

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ-СХЕМА «Нейрогуморальная регуляция»

Нервная регуляция

Гуморальная регуляция

ЦНС

Железы внутренней секреции

Гипоталамус

Гипофиз

Щитовидная железа

Поджелудочная железа

Надпочечники

Эндокринная система. Нейрогуморальная система

2.Фронтальный опрос в виде игры «Поле чудес».

Представьте себе ссору кошки с собакой. Ярость, устрашающая поза, фырканье кошки, рычание собаки, готовность отразить возможную атаку. А вспомните свои ощущения, когда вы в толпе болельщиков следите за игрой своей любимой команды. Сколько эмоций, переживаний. И они разные у разных людей – то крик одобрения и восторга, то возмущения и досады. Можно назвать много действий и животных, и человека, проявление которых в полной мере невозможно безучастия особых веществ. Как вы думаете каких?

Дети: Гормонов.

Учитель: Правильно, вот и первое угаданное слово в нашей схеме. А вы получаете первую медаль и называетесь отныне «Умничек». С гормонами мы познакомились на прошлом уроке и выяснили, что гормоны – это…?

Дети: Биологически активные вещества различной химической природы, образующиеся в железах внутренней секреции, регулирующие функции организма.

Учитель: (вручает медаль) Какие же именно функции, приведите примеры.

Дети:

  • Изменяют рост и развитие организма;
  • Регулируют обмен веществ, поддерживая организм в норме;
  • Быстро разрушаются и поэтому должны постоянно поступать в организм;
  • Носители информации – передают сигнал от одного органа к другому об изменениях, которые произошли;
  • Действуют по принципу обратной связи (вручаются медали).

Учитель: Умнички все какие. Молодцы. А теперь скажите, какие свойства характерны гормонам?

Дети:

  • высокая биологическая активность;
  • действия в малых концентрациях;
  • строгая направленность действия;
  • воздействие через кровь и лимфу;
  • регулируют процессы обмена веществ, которые протекают в клетке.

Учитель: Молодцы! А скажите, какая регуляция функций осуществляется при участии гормонов?

Дети: Гуморальная регуляция.

Учитель: Что это такое?

Дети: Это координация физиологических функций организма человека через кровь, лимфу, тканевую жидкость, при участии гормонов.

Учитель: Какая регуляция в организме человека тесно взаимосвязана с гуморальной?

Дети: Нервная регуляция.

Учитель: Дайте определение.

Дети: Регуляция жизнедеятельности организма с помощью НС.

Учитель: Где находится центр нервной регуляции?

Дети: В гипоталамусе.

Учитель: Где образуются гормоны?

Дети: В железах внутренней секреции.

Учитель: молодцы! Наша схема раскрыта (Слайд), ребята, давайте попытаемся сопоставить эту схему с таким понятием как «простое и сложное», что вы можете предложить глядя на эту схему.

Дети: начиная с простого, то каждая железа внутренней секреции образует совместно эндокринную систему, которая совместно с нервной системой нервно-гуморальную регуляцию, которая является одной из самых важных и сложных нашего организма. (МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ ).

Учитель: Вот мы с вами и раскрыли название темы сегодняшнего урока. Откройте тетради, запишите число,и тему урока «Железы внутренней секреции».

  1. Первичное восприятие и осмысление нового материала.

Вступительная беседа учителя.

Помогите мне сформулировать термин. Во-первых это что в организме?

Дети: Органы.

Учитель: Которые выделяют продукты своей жизнедеятельности?

Дети: Гормоны.

Учитель: Непосредственно в?

Дети: В кровь или лимфу.

Учитель: Прочтём термин, который записали в тетради.

Дети: Железы внутренней секреции – это органы человека, которые выделяют продукты своей жизнедеятельности – гормоны, непосредственно в кровь или лимфу.

Человек может жить с одним лёгким, с одной почкой. Не совсем комфортно, конечно, но он умрёт если удалить маленькие паращитовидные железки или надпочечники. Всего желез внутренней секреции около десятка. Это самые маленькие органы. Их часто называют маленькими железками большого значения. Казалось бы. такие маленькие структуры нашего организма, а без них человек не может существовать.

Может из вас кто знает и сможет мне назвать некоторые (работа с рисунком на доске).

Дети: Щитовидная железа.

Учитель: Наибольшая из всех желез, находящаяся на поверхности щитовидного хряща гортани. Состоит из двух долей, соединённых перемычкой.

Дети: Поджелудочная железа.

Учитель: В брюшной полости, ниже желудка. Состоит из островков клеток в разных местах. Ещё?

Дети: Гипофиз.

Учитель: Нижний мозговой придаток, который размещён ниже моста головного мозга. Состоит из трёх частей: передней, промежуточной и задней.

Дети: Надпочечники.

Учитель: Находятся над верхней частью почек, состоят из двух слоёв, шаров. Наружный – корковый, внутренний – мозговой. Кроме вышесказанных есть ещё такие железы как половые (семенники, яичники – служат для размножения), эпифиз (крошечная железа) в промежуточном мозге: паращитовидные железы, которые находятся в ткани щитовидной железы.

Для того, чтобы конкретно узнать, какую роль играют и какие функции выполняют железы внутренней секреции, какое влияние оказывают на весь организм в целом, я приглашаю вас в студию телеканала «Интер», где через несколько минут выйдет в прямой эфир программа «Планета Здоровья». В течении этой программы ребята, вы должны будите заполнить опорную конспект-схему, характеризующую название и функции гормонов желез внутренней секреции, а также какие заболевания могут возникать при избытке или недостатке того или иного гормона. Это и будет целью нашего сегодняшнего урока.

Опорная конспект-схема (заполняется в течение урока самими учащимися).

Железа

Гормон

Заболевание

Симптомы заболевания

Щитовидная

Надпочечники

Гипофиз

Поджелудочная

Ролевая игра «Планета Здоровья». Слайд 1

Помощник оператора: Внимание! До эфира осталось 5 секунд. Приготовились, тишина в студии. 5, 4, 3, 2, 1 – пошла заставка. (Звучит музыка, открывается доска, на которой эмблема – земной шар и название «Планета Здоровья». Выходит ведущий-учитель).

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые телезрители и гости, сидящие в студии. С вами передача «Планета Здоровья». Сегодня к нам в студию приглашён известный врач-эндокринолог. И стихотворение, которое я сейчас прочту, о нём:

Сын у матери спросил:

«Кем работает сосед?»

Мама сыну говорит:

«Если вдруг, что заболит,

Наш любезнейший сосед

Избавляет от всех бед.

Если вдруг, что заболит

Он излечит, исцелит.

Ведь он доктор эндокрит!

Итак, встречайте – Александр Игоревич Тимошенко. Прошу Вас, проходите, присаживайтесь. К нам пришло много писем и вопросов о железах внутренней секреции, о заболеваниях эндокринной системы, методах лечения и их профилактике.

Профессор : Здравствуйте. Мне очень приятно, я благодарен за приглашение, конечно постараюсь ответить на вопросы, дать полезные советы.

Ведущий : Александр Игоревич, то, что щитовидная железа имеет огромное значение для нормальной работы нашего организма, мы знаем. Какой гормон выделяет щитовидная железа? Почему любые отклонения в работе этой железы неизбежно, приводят к нарушению равновесия во всем организме. Какова же причина дисфункции щитовидной железы?

Профессор : щитовидная железа имеет огромное значение для нормальной работы нашего организма, она вырабатывает гормон тироксин. Он влияет на обмен веществ, работу мышц, ЦНС и другие системы. Основная причина, вызывающая сбои в работе щитовидной железы - это недостаток йода в пище и воде. Именно из него синтезируется гормон тироксин. Ежедневно нашему организму требуется 0,6 мг. йода. Но не более. И недостаток и избыток его приводят к заболеванию под названием "ЗОБ".

Ведущий : У нас как раз есть по этому поводу вопрос от зрителей.

(Читает ученик №1).

«Хотелось бы подробнее узнать о заболевании под названием "ЗОБ". Каковы симптомы и методы лечения этой болезни. И какое научное название этого заболевания".

Профессор : Помните, в сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму - нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Похожие симптомы есть и в жизни. Эта болезнь называется БАЗЕДОВОЙ. (Слайд) Из-за избыточной секреции ТИРОКСИНА щитовидная железа увеличивается в объеме, приобретает вид опухоли в передней части (тела) шеи (Показывает рисунок, передает на парты). Больные зобом сильно худеют, раздражительны, вспыльчивы. Их мучает бессонница, усталость. Может утолщаться соединительная ткань орбиты глазного яблока, вследствие чего развивается пучеглазие (показывает рисунок).

Ведущая : Это если много тироксина, а если его мало?

Профессор : Тогда возникает болезнь МИКСЕДЕМА. (слайд) Сегодня это заболевание встречается очень часто, от него страдает, одна женщина из 10. Наблюдается повышенная чувствительность к холоду, замедление роста волос, ногтей. Вялость и апатия ко всему происходящему.

Ведущая : Как же лечить эти заболевания?

Профессор : Я хочу предоставить слово своему ученику, врачу эндокринологу. Она работает уже не первый год над этой проблемой, разработала рекомендации правильного лечения щитовидной железы. Прошу Вас, Валерия Игоревна . (ученик №2)

Врач : Александр Владимирович рассказывал о превращении в сказке, если там фея может вернуть человеку нормальный вид, то в жизни больного излечивает хирург. После удаления разросшихся тканей щитовидной железы исчезают пучеглазие, нервозность, улучшается работа сердца.

А зоб, нарост которого может достигать более 1 кг, обычно бывает у людей, которые живут в тех районах, где почва бедна йодом. Щитовидная железа нуждается в витаминах. На вашем столе обязательно должны быть лимоны, яблоки, травянистые настои шалфея. Помогут компрессы из глины, моркови, творога. (показывает это на столе)

Ведущая : А отдых на морском побережье? Он также полезен?

Врач : Да. Только не забывайте, что на работу эндокринной системы отрицательно влияют активные солнечные лучи.

Ведущая : А если нет возможности выезжать на отдых из-за финансовых проблем?

Врач : Тогда можно устраивать себе в собственной ванне, добавляя в воду минеральную соль мертвого моря, которая богата магнием, калием, кальцием, бромом, йодом. Можно принять ванну и с экстрактом морской капусты.

Физкультминутка. Потяните голову в правую сторону, в левую, попробуйте достать ухом - плечо. Наклоните голову вперед, назад. Вытяните левую руку – потяните ее к окну, правую – потяните к стене. Расправьте плечи, потяните руки вверх. Опустите руки. Продолжаем работать.

Врач : Существуют такие правила. Нужно стараться, как можно меньше нервничать, избегать волнений, стрессовых ситуаций. И самое главное, - как только заметите у себя тревожные симптомы, сразу же обратитесь к эндокринологу.

Ведущая : Большое спасибо за полезные советы, за интересную информацию, рецепты. Я думаю, что многим людям это поможет избежать заболеваний или успешно побороть болезнь.

К нам поступил еще один вопрос. (Читает ученик № 3).

"Скажите, что это за гормон активных действий? Полезен ли он? И какими железами вырабатывается?

Профессор : Название этого гормона вам всем хорошо известно. Это АДРЕНАЛИН, выделяют его в кровь НАДПОЧЕЧНИКИ.

Ведущая : Я думаю, что про адреналин нам сможет рассказать, присутствующий в нашей студии звезда российской эстрады (ученик № 4)

Звезда.: Здравствуйте! В моей жизни были ситуации, когда приходилось проявлять фантастичную выносливость. Например, перемахнуть через высоченный забор, убегая от разъяренного пса, или установить новый мировой рекорд в беге на короткую дистанцию, спасаясь от хулиганов. Все эти подвиги, как и первое знакомство с девушкой, и первый поцелуй, позволяет совершить АДРЕНАЛИН. В таких экстремальных ситуациях он вырабатывается в больших количествах. Сердце учащенно бьется, кровеносные сосуды сужаются, мысли шевелятся быстрее. Все эти чувства я и выражаю в своей очень популярной песне. Песня!!! 1 минута.

Ведущая : А вот, на мой взгляд, очень интересный вопрос от следующего гостя нашей программы (Читает ученик №5). Кто из нас не зачитывался книгой об удивительном путешествии Гулливера в страну лилипутов и гигантов. Есть ли реальная основа этой фантазии?

Профессор : Ответить на этот вопрос я предлагаю заведующему исследовательской лаборатории. Вам слово!

(ученик №6) Зав. лабораторией : Я думаю, что все, сидящие сейчас в этом зале, почувствовали бы себя Гулливерами, если бы рядом с Вами был карлик Агибе из Египта, (слайд) у которой рост был 58 см. Или почувствовали себя карликами рядом с финном Вайне Мимшрине (слайд), который имел рост 2м.48см.

Ведущая : Почему наблюдается такая резкая разница в росте людей?

Зав. лабораторией : Ученые выяснили, что процессом роста ведает гипофиз, он вырабатывает до 35 гормонов, но только из них хорошо изучены 6. Из животных получен гормон увеличения роста. Мы проделывали такие опыты. Молодому животному систематически вводили в мышцы этот гормон. Этим способом в лаборатории выращены гигантские крысы и собаки.

Ведущая : Как интересно! А вот при недостатке также рост замедляется?

Зав. лабораторией : Известен случай, когда у девочки прекратился рост. В 9 лет ее рост был 90 см. Чтобы его увеличить, ей вводили 8,5 месяцев гормон роста. За это время она подросла на 7 см, а в последующие 2 года, еще на 14 см.

Ведущая : Вы нам рассказали о таких интересных фактах. Действительно, какие разительные контрасты может вызвать повышенная или пониженная функция гипофиза. У меня в руках письмо 30-летней телезрительницы Оксаны. Её рост 1м.65 см., вес 88 кг. Она считает, что во всем виноваты семейные традиции кулинарии и желание мамы и бабушки видеть ее пухленьким ангелочком. Что же мне делать? Бороться с лишним весом, "сесть" на хлеб и воду или идти на прием к эндокринологу спрашивает Оксана.

Профессор : Если вы страдаете ожирением, гормональный баланс действительно может быть нарушен. У нас в студии присутствует моя бывшая пациентка, которая раньше имела лишний вес и страдала ожирением.

(Звучит музыка "Погода в доме" встает Лариса Долина ученик № 6 ).

Лариса : Здравствуйте! Я Лариса Долина и мой внешний вес был сброшен, благодаря ограниченному режиму питания и использования гормона экстрогена. Он укрепляет кожу, делает волосы блестящими и здоровыми. Именно благодаря ему, мы женщины, живем дольше мужчин. Он предотвращает болезни сердца, уменьшает уровень холестерина в крови. Увеличить его содержание помогут правильное питание, богатое белками и минеральными солями. Конечно, я уже убедилась, что похудеть без гормонов невозможно! Пробовала, и не один раз. Гормон роста соматотропин приводит к сокращению жировой ткани, особенно в области живота. Правильное питание вызывает секрецию этого гормона, как впрочем и занятие спортом. И еще один секрет для женщин. Соматотропин выделяется в основном ночью, поэтому не ужинайте слишком поздно.

Профессор : Лишний вес может быть из-за чрезмерной нагрузки на поджелудочную железу, которая вырабатывает гормон - инсулин.

Ведущая : Как раз об этом заболевании хотелось бы узнать нашим гостям подробнее. Следующий вопрос от нашей гостьи:

Ученик № 7: моя знакомая жалуется на постоянную жажду, в сутки выделяется до 3 литров мочи, недавно у нее брали анализ крови и оказалось что содержание сахара составляет 8 ммоль /л при норме 5 ммоль /л. Какова причина этой болезни?

Профессор: эту болезнь с древности называют сахарным диабетом. При недостатке инсулина, гормона поджелудочной железы, клетки плохо усваивают глюкозу, и она не откладывается про запас в печени и мышцах а накапливается в крови. Недостаток инсулина приводит к потере воды организмом, что вызывает у больного мучительную жажду. Средством лечения является введение инсулина, который тормозит выделение сахара печенью и улучшает его усвоение всеми клетками организма.

Ведущий: спасибо за ответ и у нас вопрос от следующего гостя нашей программы, пожалуйста.

Ученик№8: Мои самые дорогие и близкие мне люди-мама и папа перестали понимать меня? Раздражают меня мелочной опекой и назойливостью. Не разрешают вечером ходить на дискотеки. Многие мои друзья тоже перестают понимать своих родителей…почему это происходит?

Профессор: одной из причин является возрастное нарушение гормонального равновесия у подростков. Одних гормонов образуется чуть больше нормы, а других- чуть меньше. При правильном воспитании такие нарушения гормонального равновесия не влияют на поведение подростка, он способен волевым усилие подавлять вспышки раздражительности. А назойливость родителей прощает или воспринимает с чувством юмора.

Ведущая : Время незаметно пробежало и у нас осталось совсем немного времени. Я хочу поблагодарить Вас, профессор и всех участников нашей передачи. А также гостей.

Профессор : От гормонов зависят здоровье, настроение, красота. Они вырабатываются железами внутренней секреции и при сохранении их равновесия, организм работает четко и слаженно.

А для того, чтобы вам разобраться в действии гормонов на организм, повторить, все утраченное сегодня, мной разработана такая таблица быстрого запоминания, которая вручается каждому из вас. Пусть она будет вашим конспектом кратким. Всего доброго!

(Раздаются таблицы).

Ведущая : Многие загадки гормонов ждут своего разрешения. Все еще не изучено. Ведутся новые поиски по выделению гормонов из тканей и созданию их химическим путем в лаборатории. Ведь главная задача состоит в том, чтобы нормализовать обмен веществ и отрегулировать его. Всего доброго! Здоровья вам!

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Мы побывали на прекрасной, интересной телепередаче. Давайте же посмотрим, что у нас получилось в опорной схеме.

Какие железы вы считаете главными и почему? (Можете пользоваться таблицей).

Дети:

а) Гипофиз, вырабатывает ростовые гормоны. Может развиваться болезнь гигантизм, карликовость.

б) Щитовидная, т.к. можно заболеть из-за избыточного количества тироксина базедовой болезнью., или недостатка миксидемой.

в) Поджелудочная - так как инсулин влияет на содержание глюкозы в крови. Может развиваться сахарный диабет.

г) Надпочечники –выделяют адреналин, необходимый для выживания в случае опасности, способствуют быстрому реагированию человека на возникшую проблему, когда от него требуется немедленного принятия решений.

Ведущая : А какую систему образуют все железы?

Дети : Эндокринную.

Ведущая : А скажите, при тесной взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции, какая образуется регуляция функций?

Дети : Нейрогуморальная.

Ведущая : Вот мы с вами и расшифровали нашу схему, в ней наглядно представлено как каждый в отдельности гормон может регулировать такое важное свойство нашего организма и всего живого в целом как обмен веществ, а ведь именно от нормального протекания этого важного процесса зависит жизнь организма.

Данная схема это подтверждает:

Гормоны ---гуморальная регуляция –обмен веществ----нормальное протекание жизни на всех уровнях жизнедеятельности организма (МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ).

Кто же может сделать вывод по изученным двум темам, пользуясь нашей схемой?

Дети : В организме человека постоянно возникает необходимость в регулировании физиологических процессов, которые осуществляются с помощью 2-х механизмов: нервной и гуморальной регуляцией.

ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ - это координация физиологических функций организма человека через кровь, лимфу, при участии гормонов - биологически активных веществ, которые выделяются железами внутренней секреции. К ним относятся: гипофиз (ростовые гормоны), поджелудочная (инсулин), щитовидная (тироксин), надпочечники (адреналин), которые регулируют все функции организма. И избыток и недостаток их приводит к нарушению функций, вызывая заболевания. Все вместе железы внутренней секреции образуют эндокринную систему, которая работает нормально, при условии, если каждая железа друг с другом взаимосвязана и взаимодействует. : Закрепить знания о строении и функциях кожи, строением волос, ногтей. Углубление знаний по строению кожи в связи с ее функциями .

Задачи

Развивающие

Обучающие

Воспитывающие

1. Развивать целостное представление о коже и ее производных.

2. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.

3 .Развивать личность учащихся, стремление применять биологические знания на практике.

4. Развивать устную речь учащихся.

5. Развивать интерактивные способности учащихся.

1. Закрепить знания о строении и функциях кожи.

2. Формировать целостную картину особенностей кожи.

3. Формировать понятия об особенностях строения кожи.

4. Формировать навыки самостоятельного поиска нужной информации.

5. Дать возможность учащимся осознать практическое значение биологических знаний данной темы.

1.Воспитывать убежденность в соблюдении этических норм поведения и общения на уроке.

2. Воспитывать сознательное отношение к учебному труду.

3. Воспитывать у учащихся бережливого отношения к окружающей среде и собственному здоровью.

4. Воспитывать культуру ведения публичной дискуссии, уважительное отношение к оппоненту.

Методический инструментарий

Ожидаемый результат урока

1.Организационный момент.

2. Целеполагание и мотивация.

3. Изучение содержания урока.

  • 3.1.Вред и польза окрашенных волос.
  • 3.2. О чем могут рассказать ногти.
  • 3.3. Дактилоскопия.
  • 3.4. Акне – юношеские угри.
  • 3.5. Загар.
  • 3.6. Родимые пятна, родинки и бородавки.
  • 3.7. Солнечный ожог.

4. Подведение итогов.

Лист контроля. Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Методы:

  • Словесно-наглядный
  • Репродуктивный
  • Эвристический
  • Частично-поисковый
  • Практический

Средства:

  • Мультимедийное оборудование
  • Электронная презентация урока
  • Лист контроля
  • Тестовые задания

Формы работы:

  • Групповая
  • Индивидуальная
  • Фронтальная.

Учащиеся:

1. Проявят более глубокий интерес к изучению этой темы

2. Расширят и углубят представления о коже

  • Научатся правильно ухаживать за ногтями, волосами, кожей лица.
  • Освоят простейшие методы ухода за кожей.
  • Научатся определять и объяснять разные виды производных кожи.
  • Будут иметь представление о дактилоскопии.

3. Закрепят навыки по обобщению материала, его систематизации. Умения делать выводы.

4. Смогут применять полученные знания на практике.


http://bioshkola. ru/stuff/3-0-0-0-1

Звонарёва Т. И. МОУ лицей, г. Электрогорск

ЗАЧЁТНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

По теме «НЕРВНО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ»

Цель урока: закрепление знаний по теме.

Задачи:

обучения – закрепить и проверить знания учащихся о нервной и гуморальной регуляции физиологических функций человека

развития - развивать умение применять ранее полученные знания в новой ситуации, внимание, логическое мышление, любознательность.

воспитания – воспитывать здоровый образ жизни на примере губительного влияния алкоголя и наркотических веществ на нервную систему человека, железы внутренней секреции.

Оборудование: Зачётные книжки, немые рисунки, программированные диктанты, тесты

Зачёт по теме « Нервно – гуморальная регуляция физиологических функций » провожу как «Смотр знаний». Ребята переходят от одного стола к другому и выполняют задания. Консультанты, ранее ответившие на вопросы, выставляют в «зачётные книжки» баллы за правильные ответы.

Класс разбивается на 5 групп по 5-6 человек.

План:

1. Проверка знаний. «Смотр знаний».

2. Заседание Клуба «Будем здоровы»

3. Рефлексия

Ход урока

1. «Смотр знаний».

1 стол. Строение нервной системы и её свойства

Задание: допишите предложения:

1 вариант

1.Центральная нервная система состоит из … и….

(Головного и спинного мозга)

2.Серое вещество образовано … и ….

(Телами и короткими отростками (дендритами))

3.Белое вещество образовано ….

(Длинными отростками (аксонами))

4.От органов чувств импульс идёт по ….

(Чувствительным нейронам)

5. Из центральной системы импульс идёт по ….

(Двигательным (исполнительным) нейронам)

6.Вставочные нейроны передают пульсы с … на ….

(С чувствительных на исполнительные)

2 вариант

1.Переферический отдел нервной системы состоит из … и ….

(Нервных узлов и нервов)

2.Короткие отростки называются ….

(Дендриты)

3.Длинные отростки называются ….

4.Чувствительные нейроны проводят импульсы от ….

(От органов чувств в ЦНС)

5.Двигательные нейроны проводят импульсы от … к ….

(От вставочных нейронов к рабочим органам)

6.Место соединения нейронов называется ….

3 вариант

1.Вегетативная нервная система состоит из … и … отделов.

(Симпатического и парасимпатического отделов)

2.Аксоны – это ….

(Длинные отростки)

3.Дендриты – это …

(Короткие отростки)

4.По аксону возбуждение идёт ….

(От тела клетки)

5.По дендритам возбуждение идёт ….

(К телу клетки)

6.Синапс – это ….

(Место соединения нейронов)

1.Нервная клетка состоит из …, … и ….

(Из тела, коротких отростков (дендритов), длинных отростков (аксонов))

2.Отростки, проводящие импульсы от тел клеток к другим клеткам или органам, называются ….

3.Отростки, проводящие импульсы к телу нейронов, называются ….

(Дендриты)

4.Снаружи спинного мозга находится …, внутри - ….

(Снаружи - серое вещество, внутри – белое)

5.Вствочные нейроны находятся в ….

6.Основные свойства нервной ткани … и ….

(Возбудимость, торможение)

1.Соматический отдел нервной системы регулирует работу ….

(Скелетных мышц)

2.Вегетативная нервная система регулирует работу ….

(Внутренних органов)

3.В передних корешках проходят ….

(Двигательные волокна)

4.В задних корешках проходят ….

(Чувствительные волокна)

5.Длинные отростки образуют ….

(Белое вещество)

6.Тела и короткие отростки образуют …

(Серое вещество)

1.Основные свойства нервной ткани – это … и ….

(Возбудимость, торможение)

2.Аксон – это …

(Длинные отростки)

3.Дендрит – это ….

(Короткие отростки)

4.Место соединения нейронов - ….

5.Большие полушария сверху покрыты ….

6.Химические вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, называются ….

2 стол. Строение головного мозга

Задание: подписать на рисунках отделы головного мозга и зоны коры больших полушарий.

а) Подписать:

1.Продолговатый мозг

2.Височную долю больших полушарий.

3.Средний мозг

б) Указать, где располагается зрительная зона.

а) Подписать:

1.Мозжечок

2.Лобную долю больших полушарий

3.Промежуточный мозг

б) Указать, где располагается слуховая зона.

3 вариант

а) Подписать:

1.Промежуточный мозг

3.Затылочную долю больших полушарий

б) Указать, где располагается центр, принимающий инфо䚪мацию от кожи и мышц.

а) Подписать:

1.Средний мозг

2.Мозжечок

3.Теменную долю больших полушарий

б) Указать, где располагается центр, отвечающий за математические операции (у правшей).

5 вариант

а) Подписать:

2.Продолговатый мозг

3.Лобную долю больших полушарий

б) Указать, где располагается центр, отвечающий за образное мышление (у правшей).

6 вариант

а) Подписать:

1.Лобную долю больших полушарий

2.Мозжечок

3.Полушария

б) Указать, где располагается центр, регулирующий дыхание.

3 стол. Функции головного мозга

Задание: заполнить таблицу «Функции головного мозга».

2.Затылочная доля

1.Промежуточный мозг

2.Правое полушарие

3 вариант

1.Средний мозг

2.Теменная доля

4 вариант

1.Мозжечок

2.Лобная доля

1.Продолговатый мозг

2.Височная доля

1.Мозжечок

2.Левое полушарие

Задания 4 стола

Выберите признаки характерные для симпатического отдела вегетативной нервной системы.

2 вариант

Выберите признаки характерные для парасимпатического отдела вегетативной нервной системы

1.Ядра расположены в спинном мозге

2.Ядра расположены в среднем и продолговатом мозге и в крестцовом отделе

3.Вегетативные нервные узлы расположены вблизи спинного мозга

4.Вегетативные нервные узлы расположены вблизи органов или в стенках этих органов

5.Нервные волокна входят в состав блуждающих нервов

6.Усиливает и учащает работу сердца

7.Усиливает сокоотделение и движение желудка

8.Вызывает сужение кровеносных сосудов органов

3 вариант

Выберите признаки характерные для задних корешков нервов

1.Чувствительные нейроны

2.Проводящие пути

3.Двигательные нейроны

4.Передача импульса к мышцам

6.Передача импульса «вверх», «вниз»

7.Проводниковая функция

8.Рефлекторная функция

4 вариант

Выберите признаки характерные для передних корешков нервов

1.Чувствительные нейроны

2.Проводящие пути

3.Передача импульса к мышцам

5.Передача импульса от рецепторов в мозг

6.Пердача импульса «вверх», «вниз»

7.Проводниковая функция

8.Рефлекторная функция

5 вариант

Выберите признаки и функции характерные для безусловных рефлексов

1.Врождённые

2.Приобретённые в жизни

3.Кора больших полушарий

6 вариант

Выберите признаки и функции характерные для условных рефлексов

1.Врождённые

2.Приобретённые в жизни

3.Кора больших полушарий

4.Спинной мозг, ствол головного мозга

5.Постоянство состава крови, размножение, пищеварение

6.Приспособления к изменениям среды

5 стол. Железы внутренней секреции и гормоны

Задание: заполнить таблицу «Железы внутренней секреции»

1вариант.

Поджелудочная железа

2 вариант

Щитовидная железа

3 вариант

Надпочечники

4 вариант

Гипоталамус

5 вариант

6 вариант

Половые гормоны (женские или мужские)

2. Заседание Клуба «Будем здоровы»

После выполнения всех заданий каждая группа делает краткое сообщение.

1группа «Влияние алкоголя на нервную систему»

2группа «Влияние наркотических веществ на нервную систему»

3группа «Влияние курения на нервную систему»

4группа «Повреждения головного мозга и коры больших полушарий»

5группа «Нарушения функций желез внутренней секреции»

6группа «Резервы человеческого организма»

3. Рефлексия

Подводя итоги, провожу рефлексию. Ребята оценивают прошедший урок и своё участие в нём:

1 «Моё душевное состояние»

2 «Мои знания»

3 «Работа группы»

4 «Работа учителя»

Обмениваясь мнениями, ребята отмечают, что, несмотря на трудности при подготовке, урок прошёл на одном дыхании, интересно. Высказали пожелания проводить другие обобщающие уроки в подобной форме.

Учебник: , «Биология. Человек»

, «Биология человека»

«Активные формы и методы обучения биологии»

Звонарёва Т. И. учитель МОУ лицей



Статьи по теме

Загадка человека презентация к уроку по обществознанию (5 класс) на тему

Загадка человека презентация к уроку по обществознанию (5 класс) на тему

Что такое мануальная терапия при грыже поясничного отдела позвоночника

Что такое мануальная терапия при грыже поясничного отдела позвоночника

Супы французской кухни Мясной суп по французски рецепт

Супы французской кухни Мясной суп по французски рецепт

Французская похлебка. Французский луковый суп. Луковый суп с плавленым сыром

Французская похлебка. Французский луковый суп. Луковый суп с плавленым сыром

Развитие польши после ее второго раздела

Развитие польши после ее второго раздела

Врач от Бога: жизненный путь архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

Врач от Бога: жизненный путь архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)