МОСКВА, 26 июн - РИА Новости. Антон Скрипунов. В Русской православной церкви перечислили ряд важных рекомендаций для верующих, стоящих в очереди к мощам Николая Чудотворца в Москве.

С 21 мая мощи находятся в храме Христа Спасителя. С 13 часов 22 мая к ним открылся свободный доступ для паломников. Доступ к мощам в столице открыт ежедневно до 12 июля с 8.00 до 21.00. Святыне уже поклонились более одного миллиона человек.

"Нахождение в очереди - данность, которая может принести духовную пользу паломнику. Не тратьте время понапрасну: возьмите с собой текст акафиста святителю Николаю, молитвослов, Евангелие. <…> Уже в очереди на набережной вы можете читать акафист, молиться своими словами и просить за тех, кто вам дорог, и о себе. Как показывает опыт, так время пройдет быстрее, а вы успеете вдумчиво попросить обо всем и обо всех", — говорится на официальном сайте принесения святыни в Россию.

Организаторы напоминают, что очередь вдоль Пречистенской набережной разбита на отсеки. Это объясняется тем, что "позволяет людям не стоять в затылок друг другу и не спешить", при переходе из отсека в отсек не важно, где находится паломник - в начале группы или в конце.

"Во время нахождения в отсеке вы можете присесть в специально стоящем здесь автобусе, опереться на ограждение набережной. Некоторые берут с собой складные стульчики и коврики-пенки", — напоминают в РПЦ.

ЧТО ВАЖНО ИМЕТЬ В ВИДУ

По благословению патриарха Кирилла, все, кто встал в очередь до ее закрытия в 18.00, "обязательно попадут к мощам в этот день". Паломникам нужно не забывать, что они должны быть одеты в соответствии с "традицией христианского благочестия" — женщины в юбках ниже колен, а мужчины в одежде, закрывающей плечи и колени.

"Позаботьтесь и о своем комфортном самочувствии. Если день солнечный - возьмите с собой шляпу или панаму, солнечные очки, солнцезащитный крем. Ввиду капризного характера нынешнего лета, не забудьте зонт или дождевик, ветровку. В холодную погоду одевайтесь соответственно. При необходимости, возьмите с собой лекарственные препараты, которые вы постоянно принимаете", — советуют верующим.

Желающим приложиться к мощам святителя следует помнить о том, что у входа в очередь им предстоит досмотр. Поэтому нельзя брать с собой жидкости в стеклянной таре, воспламеняющиеся жидкости, в том числе духи и дезодоранты, колюще-режущие предметы.

"Следует быть готовыми к тому, что прикладываются к мощам очень быстро. Это оправданно: если дать каждому паломнику хотя бы на две-три секунды больше времени, стояние в очереди для других продлится в два раза дольше. Именно поэтому стоит посвятить молитве время ожидания в очереди. Если вы хотите приложить к мощам святителя Николая иконки, нательный образок - заранее возьмите их в руку и приложите к боковой стороне ковчега, в котором почивают мощи, в тот момент, когда сами будете прикладываться устами к его верхней части", — обращают внимание организаторы.

Протоиерей Игорь Фомин о том, что отвечать на критику очереди к мощам святителя Николая, нужно ли «мучить стоянием к святыне» маленьких детей и будет ли толк от стояния, если человеку нет дела до Христа.

Почему мы «приватизировали» святителя Николая?

– Отец Игорь, самый частый об очереди к мощам святителя Николая Чудотворца: зачем стоять туда, если в одной Москве – 25 храмов с частичками мощей того же святого. Что на это ответить?

– Церковь – это организм, общность, и мы являемся частичкой этого большого-большого единого организма. Церковь объединяет нас в Евхаристии, в молитве, и она нам дает возможность всем вместе поучаствовать в едином большом торжестве – это поклонение мощам cвятителя Николая.

Причем мы знаем, что в мире есть множество поместных православных церквей. Но именно Русская Православная Церковь – так сложилось – особенно прибегает к святителю Николаю. С чем это связано? Очень трудно сказать, может быть, мы на него очень похожи, хотя он никогда и не был на Руси.

– Чем же?

– Может быть, своей горячностью, причем в любом вопросе, даже в таком, как заушение Ария, и в милосердии тоже. Одним словом, мы «приватизировали» святителя Николая и от этого только получаем пользу. Церковь нам дает возможность всем вместе прикоснуться к святыне, причем, преодолевая определенные трудности: трудности в виде очереди к мощам.

– А в вашем храме есть частица мощей Николая Чудотворца?

– Да! Милостью Господней мы получили эту частичку от человека, который строил нам временный храм – храм святителя Николая. Это для нас был великий дар. Но я всех своих прихожан все равно призвал обязательно сходить к мощам в храм Христа Спасителя.

Я буду служить там, но с семьей мы обязательно тоже пойдем в очередь, будем стоять, как и все: у нас не будет vip-прохода слева, справа, сверху, снизу. Потому что стояние в очереди – это маленький подвиг.

– Можете пояснить, в каком плане это подвиг?

– Взаимоотношения святых и нас, еще воинствующей Церкви («Церковь воинствующая» – так называют христиан, живущих ныне на земле, «Церковь победившая» – это христиане, достигшие Царствия Небесного – ред.), это, на мой взгляд, всегда родительско-детские отношения. И отношения Бога и человека – родительско-детские. Мы видим, как Господь проявляет милость к нам, и должны понять, как же проявить в ответ благодарность.

Мне кажется, здесь и кроется ответ на вопрос, зачем стоять к мощам в храм Христа Спасителя много часов. Потому что родитель всегда делает что-то необычайно хорошее для своего ребенка, а ребенок, воспитанный и наученный, хочет за это как-то сказать «спасибо». Как же он это сделает? Он может приготовить маме и папе бутерброд; может нарисовать родителю какую-нибудь каляку-маляку; или сделать что-нибудь совершенно потрясающее, замечательное из твоих обоев, так что придется потом заново делать ремонт.

Ребенок благодарит родителя совершенно неумело, но – от всего сердца, так, что это намного дороже каких-нибудь бриллиантовых сережек или элитных запонок, швейцарских часов. Поэтому родители, бабушки хранят наши детские рисунки, далеко не Пикассо, а нечто ужасное и непонятное, или поделки из глины, о которых если не сказать, что это ваза, то и не поймешь. Но она сделана ребенком маме на день рождения в 5-6-летнем возрасте, и это ценно!

Тот, кто хоть как-то, хоть немножко был связан в молитве со святителем Николаем, понимает, что святой исполняет прошения. Как это ни ужасно, ни странно и ни радостно, он исполняет наши прошения…

– Почему это ужасно?

– Потому что мы не всегда просим нужное и необходимое, а святитель Николай почти всегда исполняет эти просьбы, вот это удивительный момент.

– Это ваш личный опыт?

– Это опыт пасторский, скажем так, то, что я вижу, что выпрашивают и прихожане и окружающие меня люди, а потом не знают, что с этим делать…

Не способен на подвиг – не способен и на доброе дело

– Но, что бы мы ни просили, стояние в очереди – это наш маленький подвиг! Нужен ли он святителю Николаю? Нет, не нужен. Нужен ли он Богу? Наверное, тоже не нужен. Когда ребенок играет в кубики, эта игра родителям не нужна. Но, когда тебя малыш зовет играть с ним, ты идешь, хотя охотнее бы прилег отдохнуть и книжку почитал, или подготовился бы к завтрашнему дню. Играешь и понимаешь: действительно, какая замечательная игра! Сейчас мы построили из кубиков домик для какого-нибудь Чебурашки. А этот Чебурашка, оказывается, очень мило играет с Крокодилом Геной. Для родителей это умилительно, замечательно и прекрасно. А если вдруг родитель видит, что в этом домике Чебурашка «впаривает» наркотики Крокодилу Гене, то, естественно, он будет напрягаться и думать: «А, может быть, браться за ребенка, браться за ум?»

Господь видит, во что мы играем здесь, на Земле. Играем ли мы в умных и рассудительных философов, которые говорят, что надо или не надо стоять в очереди? Играем ли в тех простаков, которые стоят в этой очереди? Или в каких-либо супер-пупер богословов? Господь на это всё смотрит.

Наша «игра» в то, что мы стоим в очереди, наверное, не будет осуждена Богом, а будет дополнением к молитве о нас святителя Николая.

Поэтому я считаю, надо постоять. Надо посмотреть на себя: возникнет ли у тебя раздражение, или, наоборот, умиление, будет ли терпение или жертвенность помочь кому-то в этой очереди?

Я помню, когда мы стояли к поясу Пресвятой Богородицы, люди вокруг были совершенно разные. Стояли там же, где и сейчас стоят – где плавают корабли с музыкой и танцующими людьми. Кто-то пил энергетики, кто-то играл в телефоне в игры, в карты и тому подобное. И… это было прекрасно.

– Почему?

– Потому что лучше молодые люди будут стоять здесь, чем – сидеть на спинках лавочек и плевать через губу. И потом, мы не знаем, как коснется их сердец это стояние к святыне. Может быть, это воспоминание когда-то и где-то на них так подействует, что станет решающим, поворотным моментом в жизни. Скажем, человек начнет женихаться к какой-нибудь красивой девушке и упомянет вдруг, что он стоял в очереди к поясу Пресвятой Богородицы, и это будет последним и решающим аргументом, чтобы поразить ее сердце. Мы не знаем, как это отзовется. Но то, что это положительный момент – безусловно.

– Есть еще важное возражение: что лучше бы те часы, что потрачены на очередь, люди бы потратили на посещение хосписов, больниц, детских домов и какую-то другую полезную деятельность. Что тут сказать?

– Это мы, кстати, можем услышать не только из уст противников Церкви и атеистов, но и из уст церковных людей. Мне кажется, человек, не способный на подвиг стояния в очереди, не способен и на подвиг сходить в хоспис. Если он здесь не способен проявить себя, то не проявит и в другой, более тяжелой области, такой, как уход за тяжелобольными и помощь в детском доме. Причем, я хочу разграничить: помощь в детском доме деятельная, а не подарками, не подачками, которые никому не нужны.

Поверьте мне! Совсем другое дело – прийти и отдать хотя бы маленькую частичку себя конкретному ребенку, который больше всего нуждается во внимании, а не в колбасе или игрушке. Я говорю это ответственно, потому что мы не только в Москве и в Московской области ездим в детские дома, но и за пределами Московской области, где дети ходят в разных ботинках. Даже там они все равно нуждаются, в первую очередь, в общении.

И я считаю, что она очень хороша именно для городских жителей. У нас же все расписано по секундам: сон по секундам, еда по минутам. Наверное, только на соцсети отведено неограниченное время, которое пропадает, а все остальное очень серьезно регламентировано. Мы нигде не остаемся наедине с собой, мы этого боимся! Приезжаем на дачу, и пока телевизор не включили, нам кажется, что окружающая нас тишина убивает. Мы, городские жители, не умеем ждать, нам подавай всё и сразу! Если на 2 минуты раньше закрылась поликлиника или на минуту позже открылась – всё, мы уже в панике начинаем кричать: «Где же справедливость?!»,« Доколе это будет продолжаться?!». У нас нет терпения.

А очередь очень хорошо тебя останавливает: постой неопределенное количество времени – кто-то стоит час, кто-то три часа, кто-то – пять. Ты не знаешь, сколько простоишь. Побудь наедине с собой, помолись! Да, допустим, ты прочитал уже все акафисты, все молитвы, уже в соцсетях побывал, селфи сделал. А теперь – просто постой и помолись. Даже не помолись, а помолчи, побудь наедине с собой.

Вы помните, наверное, прекрасный рассказ о том, как к митрополиту Сурожскому Антонию пришла монахиня и говорит: «Батюшка, я двадцать лет молюсь, и Бог мне не отвечает». Он сказал: «А ты пробовала помолчать, чтобы услышать ответ? Ты не даешь Богу возможности говорить с тобой».

Очередь тоже к этому нас располагает. Побудьте в толпе наедине с собой – это принесет неизреченную пользу!


Фото: Ефим Эрихман

Родители подвижничают, а дети плачут?

– Отец Игорь, многие берут детей в очередь – детей старше года, которые не могут пройти по льготам. Некоторые малыши устают, они там плачут, им тяжело. Но они не выбирали это стояние – просто пришли вместе с родителями! Получается, родители подвижничают, а дети плачут. Как здесь быть? Брать детей или нет?

– Я считаю, что надо обязательно брать. Даже маленьких детей. Но – их надо к этому готовить.

– Как?

– Им надо объяснить, куда и зачем мы идем, что будет, о чем ты можешь помолиться. Причем это не делается прямо накануне, пока ты им завязываешь шнурки на ботинках. Это делается заранее. Нужно сказать: «Мы идем, чтобы молиться о том и о том. Может быть, у тебя есть какая-нибудь нужда, может быть, у тебя есть, за что поблагодарить Бога и проявить такой подвиг?»

В очереди к поясу Богородицы мы тоже стояли с маленькими детьми. Все были очень воодушевлены, настроены достоять до конца. Но стало холодно, мокро, и мы все-таки ушли из очереди. Однако мы детей всячески поблагодарили за то, что они сходили, проявили подвиг, дома им устроили даже торжественный ужин. Сколько ребенок смог, столько и выстоял! Некоторые взрослые не выдерживают, начинают нервничать, капризничать, биться в истериках, а уж что говорить о детях!

Слава Богу, наш Господь не бюрократ, то есть не обязательно отстоять от самого начала, для того, чтобы получить благодать. Помните историю о том, как один святой дошел до Иерусалима, но посчитал себя недостойным войти в святой город, а только взял три камушка оттуда и ушел. И вдруг иерусалимский Патриарх Софроний говорит: «Остановите паломника из Грузии! Он всю благодать унес!». Здесь – то же самое. Бог смотрит на наши с вами намерения. Он понимает, что у каждого – силы ограничены. Самое главное: к чему мы стремимся.

В следующий раз ребенок пойдет уже не на 30 минут, а на полтора часа. И, Бог даст, когда он вырастет, то это событие останется в его памяти. Так что не надо подходить к очереди начетнически: отстоять, приложиться, прочитать акафист – и всё, будет мне счастье! Не всегда. Если так механически, рыночно подходить – я тебе, ты мне – то ничего не будет.

– Как относиться к словам критиков этой очереди о том, что очень многие стоят, не зная толком, зачем? Или относятся к мощам по-язычески: «я приложусь, святитель исполнит мои желания, а дальше мне до Церкви нет дела»?

– «Захочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах» – мы же прекрасно знаем эту поговорку. Сейчас тебе нет дела до Церкви, но ведь ты можешь приложиться, всё просимое тобой исполнится, и после этого ты без Церкви жить не сможешь! Придешь туда, где все твое свершенное наполнится жизнью, смыслом.

Критики, которые говорят, что там язычники… Ну, сейчас язычники, а завтра – верующие люди. Сейчас они находятся в состоянии потребления, как маленькие дети – они всё едят, надевают, носят, рвут, царапают, портят и тому подобное. А потом вырастают и начинают с таким уважением относиться к твоему труду, что диву даешься. Точно так же и здесь: постоит человек, постоит, а потом в жизни обязательно встретится с Богом.

– Вам известны такие примеры среди ваших прихожан? Жизнь которых менялась после соприкосновения со святыней.

– Один из первых благотворителей журнала «Фома», который несколько лет финансировал журнал и дал ему жизнь, и при этом шел на совершенно неимоверные подвиги: когда у него не было средств платить за журнал, он продавал квартиру и давал деньги.

Так вот он организовал паломническую поездку в Иерусалим, причем не первую по счёту, но во все предыдущие он ездил, скорее, как скептик: смотрел на нашу веру. Придя в Иерусалимский храм, он приложился к Камню Помазания, как и все, чтобы не выделяться из общей череды. Но, по его словам, поднялся он от этого Камня Помазания совершенно другим человеком! Он поднялся верующим.

Таких случаев очень много. Перерождение человека – это настоящее чудо. Как было с апостолом Павлом: он сегодня еще был гонителем, и вдруг через три дня превращается из Савла в Павла, в апостола. Таких людей, которые полностью изменят свою жизнь, я полностью уверен, в очереди будет очень много.

Будут ли там отпавшие от Церкви? Обязательно будут, и в этом ничего нет удивительного. В последней главе Евангелия от Матфея рассказывается о Вознесении: как многие увидели это, развернулись и ушли, отпали от Церкви. Осталась только горстка учеников.

А для других – всё, закончилась «кормушка»: Он с нами побыл, мы в чудесах покувыркались, хлебушка наелись, рыбкой напитались, нам было интересно, познавательно, интеллектуально, весело, хорошо, но дальше мы идти не способны. Да, и такие тоже будут. Это жизнь! На какое-то время они отпадут, потом – придут, и ничего здесь страшного для Церкви нет. Это больно для Бога как любящего Отца, но Господь нам дает свободную волю, и мы ею вправе пользоваться, как угодно.


Фото: Эфим Эрихман

Пробки, перекрытые улицы и плохая организация…

– Давайте опять вернемся к критикам.

– С удовольствием.

– Вот вы говорите про свободную волю. Свободная воля одних людей – стоять в очереди на набережной Москвы-реки к мощам, а свободная воля других – как обычно ездить по центру города. Они не хотят стоять. Но вынуждены терпеть неудобство из-за тех, кто хочет. Даже некоторые люди церковные этим возмущаются, мол, разве нельзя было привезти мощи в храм на окраине города. Что можно ответить тут – про пробки, про перекрытые на два месяца улицы?

– Да, это действительно неудобно для некоторых людей. Но если раньше полностью перекрывались какие-либо улицы, сейчас этого уже нет: движение перекрывают частично. И даже если это создает кому-то неудобство, оно, я думаю, тоже засчитается как своего рода подвиг.

А потом, обратите внимание: сейчас лето, дети разъехались на каникулы, взрослые – в отпуска. Так что все очень грамотно было спланировано в принесении этих мощей.

Есть еще момент: мы всегда чем-то недовольны. Недовольные найдутся всегда: почему перекрыли, почему не перекрыли, почему дождь идет, почему не идет?..

– А как вы относитесь к тому, что говорят «на святынях наживаются»? Начиная с того, что по ходу очереди стоят палатки, где продают масло, иконки, акафисты, и заканчивая тем, что вокруг таких очередей часто собираются мнимые нищие, мошенники? То есть – что принесение святыни становится поводом для кого-то заработать денег.

– Во-первых, там же нет принудительной покупки билета. Нет же такого, что ты не пройдешь в храм, если не купишь свечечку или иконочку. Человек сам выбирает. Он может дома накрутить бутерброды, взять термос и прийти. А другой знает, что без комфорта он жить не может, и поэтому готов отдать 500-1000 рублей за еду, которую ему предложат на набережной.

Но ведь кроме всяких яств платных, там есть и бесплатные: чай бесплатный в автобусах, волонтеры развозят воду, еду, раздается бесплатная литература. Молодежный отдел Московской епархии вместе с Комиссией по миссионерству и катехизации напечатал почти полмиллиона листовок для бесплатного распространения. Сейчас готовятся к печати 50 тысяч книжечек про святителя Николая. Так что там не только будет нажива со стороны, но и очень серьезная работа Церкви среди людей, которые придут.

Будут обязательно и какие-то профессиональные нищие. А как по-другому нас к милосердию сподвигнуть? Наверное, по-другому не сподвигнешь! Ведь нищие возникают не там, где хорошо подают, а там, где в этом нуждаются люди.

– Вы имеете в виду, что сами дающие нуждаются в том, чтобы подавать?

– Да, чтобы хоть так оказывать милосердие, чего-то себя лишить! Милосердие – это же всегда лишение. Меня всегда очень поражал Саров в этом плане. Я несколько раз был там, это закрытый город, где каждый друг другу знаком. И даже там есть свой нищий! Откуда он взялся, и почему он там? Никто не знает. Нищие – это лакмусовая бумажка общества. Мы думаем, что развращаем их подачками, и, наверное, бездумное откупание от нищих – действительно неграмотный подход. Но когда ты подходишь с умом к подаянию, тогда и нищие тебе сразу становятся необходимыми.

– Как вы считаете, стоит ли вообще вступать в дискуссии по поводу очереди к мощам? Допустим, вы стоите, а ваш прихожанин демонстративно отказывается от этого – тут вообще стоит спорить, что-то доказывать?

– Нет, я считаю, что, если человек задает подобный вопрос, конечно, ему надо попробовать ответить. Например, можно привести такой аргумент. Господь в Священном Писании говорит друзьям Иова Многострадального: «Я вас не послушаю, а вот если попросит за вас брат ваш Иов, его послушаю, угодника Моего».

Да, я не могу напрямую обратиться к Богу по одной простой причине – я плохой, я очень правильный, как друзья Иова, которых можно назвать религиозными догматиками. Лично я плохой, мне необходимо заступничество святых, мне хочется приобрести в их лице таких друзей, которые бы сказали: «Господи, давай послушаем его, исполни его просьбу». И Господь угодника Своего, святителя Николая, обязательно послушает.

Но если человек пытается тебя унизить в форме вопроса, наверное, дискутировать не стоит. Надо сказать: «Брат, так оно и есть – я дурак, ты умный» – и отойти.

Будьте всем довольны!

– Отец Игорь, какое ваше личное отношение к этому святому? Есть ли у вас истории, связанные с его помощью?

– Во-первых, временный храм, который мы построили, освящен в честь святителя Николая. До 1979 года на этом месте оставался остов старого храма святителя Николая – его снесли перед самой Олимпиадой-80, чтобы он не портил вид для олимпийцев, которые здесь должны были гулять. Храм снесли, кладбище сровняли с землей, деревню разрушили и поставили парк. Получается, перед Олимпиадой-80 храм снесли, а перед Зимней Олимпиадой-2014 мы начали его восстанавливать.

А события в жизни, которые связаны со святителем Николаем, они есть, наверное, у каждого. Мне тут о чем-то пока рановато говорить, на самом деле… Но я упомянул, что мне хочется стать его другом. Не потому, что я такой корыстный, желаю, чтоб меня Господь услышал, но все-таки я к народной мудрости прислушиваюсь: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».


Фото: Эфим Эрихман

– Последний вопрос. Чего бы вы пожелали тем людям, которые будут стоять в очереди?

– Что пожелать? Пожелать можно, чтобы каждый стал лучше.

Я желаю, чтобы все ваши пожелания сбылись – но даже не те, о которых вы просите, а те, которые действительно необходимы. И чтобы вы в этом увидели промысел Божий. Кто-то, может быть, обретет работу, кто-то найдет друзей, кто-то обретет свою «половину», кто-то родит первенца, а кто-то просто скажет: «Господи, я хочу выучить язык, Твой, на котором Ты говорил в земной жизни», а другой попросит о возможности построить храм и так далее. Абсолютно все что угодно можно просить! А иной человек скажет: «Мне ничего не надо. Я хочу просто побыть рядом с тобой, святителю отче Николае. Всё у меня хорошо, все у меня есть. Я всем доволен!».

Вот я желаю, в первую очередь, чтобы все наши прошения исполнились, но и вместе с тем – чтобы каждый имел довольство тем, что у него уже есть. Чтоб каждый был доволен всем тем, что совершается в его жизни.

Беседовала Валерия Михайлова

Подготовка. Дядя Стёпа
– Это такая честь!
– Братья и сестры, большая просьба: молитесь, читайте акафист!
– Приготовьте паспорта!
– Стёпа, ты высокий, скажи, что там происходит?
Накануне прибытия мощей святителя Николая в Москву здесь, около храма Христа Спасителя, – несколько сотен человек, в основном, лет 20-35. Интеллигентный молодой человек по прозвищу «дядя Стёпа» – высокий! – видит, увы, не больше, чем остальные. Инструктаж волонтеров из-за большого числа желающих задерживается.
Находятся недовольные:
– Вот, не могли нормально все организовать, тоже мне!
Тут же – благодушные:
– Вы не переживайте, мы же пришли потрудничать. Если вам трудно терпеть неудобства, лучше сразу идти домой.
Помещение не вместило всех желающих: большинство слушает инструктаж стоя, в режиме «час-пик-в-московском-метро». Говорят, только на специальном сайте для волонтеров зарегистрировалось около 3000 человек. И, возможно, столько же пришло, получив информацию на своих приходах.
В общем, внешне ничто не отличает тех, кто пришел потрудиться, от людей, которые совсем скоро составят очередь. Совсем юные девушки и парни – парами, держась за руки, и поодиночке; возрастные волонтеры – пенсионеры и пенсионерки; мамы с детьми, женщины среднего возраста; дамы с безупречным макияжем; крепкие парни из «Сорок сороков». Немало студентов, но не очень похоже, что их погрузили в автобусы и добровольно-принудительно привезли на послушание. Многие не скрывают радости:
– Я так переживала, что не попаду! Это такое счастье!
Некоторые уже побывали добровольцами, когда привозили другие святыни.
– Я дежурил, когда привозили Пояс Богородицы, – рассказывает бывалый. – С 7 утра до 4 ночи работали!
Инструктаж начинается необычно для светского уха:
– Молитесь, пожалуйста, перед работой! Кто может – акафист святителю Николаю, кто не осилит – молитву или хотя бы тропарь святому. Это очень важно. Будет трудно!
Потом – подробности работы. В этом году нет никаких vip-пропусков, есть только льготная очередь, в которую попадают строго определенные категории паломников: мамы с грудными детьми (до 1 года) и инвалиды с повреждением опорно-двигательного аппарата, им, очевидно, трудно отстоять очередь. Проговариваются некоторые пункты: например, как вести себя, когда кому-то становится плохо, как разговаривать с теми, кто идет на конфликт и т.д.
После часового инструктажа гремит пасхальный тропарь – «Христос воскресе из мертвых…», – и толпа будущих помощников святителя течет в метро.
День первый. 15:30. Мобильный спецназ
– Имейте в виду, вчера в очереди были драки! Так что ваша задача – делиться хорошим настроением, успокаивать людей. Они стоят долго, у некоторых сдают нервы, – объясняет координатор второй смене.
Смены две: обычно с 7:30 до 16:00 и с 15:30 до 22:00. Вечером в интернет-почте тех, кто решил помогать – письмо от «nikola2017»: списки волонтеров на каждую смену, памятка, информация о месте встречи. В среду приходит «update»:
«Берите ролики и самокаты – вы сможете стать Мобильным добровольцем для раздачи воды паломникам и быстрее перемещаться по всему району!»
Очередь с каждым днем растягивается на все большее расстояние, пешком не находишься. Так что: ролики на плечо, и в 15:30 я – в толпе около 150-200 человек у метро Кропоткинская.
Уставший координатор – третьи сутки на работе – сверяет списки.
Снова находятся недовольные:
– Я с работы отпросилась! Почему это меня нет в списках?! Что это за организация?
Тут же – благодушные:
– Ну что вы ругаетесь, мы же трудничать пришли!
Списки сверили, идем на работу. Координатор отбирает группу для дежурства в храме и командует:
– Полетели пчёлы в Одессу!
«Пчёлы» улетают. Дежурить в храме посчастливится далеко не каждому, в основном, на эту работу стараются отбирать мужчин. И призывают тех, кто в число счастливцев не попал, не роптать, смириться и идти туда, куда направят.
17:00. Прямо ребро?!
– А что там такое, скажите, пожалуйста! Как это выглядит? – спрашивают молодые люди в очереди.
– Мощи святителя Николая, его ребро.
– Прямо ребро?!
– Ну да. В ковчеге, под стеклом.
– А что делать, когда подведут туда?
– Перекреститесь, поцелуйте или рукой приложитесь. И молитесь святому, конечно.
За целый день в очереди таких вопросов – минимум. Люди сегодня стоят долго – по 5-6 часов, лица изможденные, спрашивают, в основном: «Далеко до храма? А с детьми можно вперед? Скоро туалеты уже?»
– Эй, дайте пить! – некоторые люди ведут себя так, будто их обязаны обслужить.
Но больше – благодарных:
– Спасибо! Дай вам Бог здоровья! – день-то жаркий…
Мобильная группа сегодня – это три человека: двое – на роликах, один – на самокате. За спиной у мужчин – рюкзаки с баком питьевой воды, у меня – пакет с пластиковыми стаканчиками. Развозим воду по очереди. Точно так же очередникам доставляется еда. Все – бесплатно. По ходу очереди стоят палатки с едой и водой, однако цены там достаточно высоки.
18:00. Обыкновенный грех
Запасы воды пополняем у двух водовозов – один на набережной, другой – на Соймоновском переулке, у подножия храма. Там как раз – льготная очередь: мамы с грудными детьми, инвалиды с сопровождающими… вдруг – дама с модной стрижкой и платком, повязанным поверх брюк. Она интересуется, можно ли в таком виде зайти в храм. Узнает, что вполне можно. И рассказывает:
– Ой, а я обманом сюда попала.
– Как обманом?!
– Ну, я должна была встать в очередь к родственнице, но тут увидела лайзеку и… прошла.
– Слушайте, ну, вы же идете не в магазин, а к мощам святого, кого же вы обманываете, зачем?
Женщина вздыхает:
– Грех на мне, – накидывает платок (чтоб всё по правилам!) и спешит в храм.
Здесь, перед рамками, продают акафисты, иконки, бутылочки с маслом, освященным от мощей. В общем… торговля идет! Немножко печально это наблюдать. Но многие именно этим больше всего интересуются: где купить масло? будут ли раздавать иконки?..
Поднимает настроение трогательная картина: в льготной очереди идет мужчина, бережно, с большой любовью прижимая к груди младенца в слинге.
20:00. Ноев ковчег
Небольшая туча на горизонте превращается в грозный циклон. Вскоре вода начинает капать сверху, и живительная влага в пластиковых стаканчиках становится как-то не к месту. Задача резко меняется: надо обеспечить дождевиками волонтеров, дежурящих вдоль кордонов.
Ливень. Вдоль очереди стоят автобусы, они мгновенно заполняются паломниками под завязку. Передвигаться на колесах становится скользко.
В автобусе с надписью «Штаб волонтеров» добровольцам можно скрыться от непогоды.
Михаил Куксов, руководитель молодежного отдела Московской епархии, помогает мобильной группе справиться с дождевиками. Иногда, правда, не очень получается.
– Эй, я ничего не вижу! Голову, голову освободи.
– А зачем тебе голова? – и все смеются. Настроение – отличное.
Дождь загнал в автобус с табличкой «Штаб волонтеров»: полицейских, группу корейских туристов… В этом «Ноевом ковчеге» можно пообедать: добровольцев снабжают горячей пищей. Бабушка-волонтер достает термос с шиповником, разливает всем желающим. И – конфетку: «Помяните новопреставленного Алексея».
По Москве-реке медленно идет баржа, колокола храма гудят, дождь ослабевает. Набережная пуста: ожидается кортеж с высокопоставленными лицами.
– Путин приезжает же сегодня! – переговариваются знающие.
Недовольные – возмущаются: водители сигналят, группа молодежи нахраписто и высокомерно высказывает полицейским все, что они думают о перекрытых дорогах.
Благодушные – терпеливо пережидают.
Не ясно, сказалось ли это на очереди, но все работают в обычном режиме.
21:00. Момент истины
Наступает момент истины: в конце смены добровольцев собирают и отводят приложиться к мощам. Служба Отдания Пасхи уже закончилась, служится молебен святителю Николаю. Никто не торопит людей, можно спокойно приложиться к ковчегу с мощами.
Поют священники – очень красиво.
– Отец Константин! Отец Николай! Отец Алексей… – вдруг шепчет рыжий парень, идущий следом за мной. – Все наши, университетские! Они меня все знают. И я их всех знаю. И всех – боюсь!
Дай Бог ему сдать сессию!..
Смена окончена. Сил она забирает столько же, сколько целый рабочий день, хотя время пролетает мгновенно.
«Снимайте форму, идите домой, во славу Божию!» – ближе к 22:00 командует заплетающимся от усталости языком наш координатор Анна: она на работе четвертые сутки, спит очень мало.

День второй. 7:30. Штаб.
Утренняя смена следующего дня начинается в штабе. Здесь – отвечают на телефонные звонки и на письма. Последних с утра – около 100, число постоянно увеличивается. В основном, вопросы – о пропуске инвалидов.
– У моего сына ДЦП, 2-я группа инвалидности, но он не может долго стоять, ему тяжело. А нас не пропускают, – звонит женщина прямо из очереди. – Говорят, что только с 1-й группой пропускают.
Вопросы такие решаются на месте: у женщины берут координаты, связываются с социальными службами.
Недовольные, как всегда, возмущены.
Благодушные – как всегда, благодарны.
Отвечаем на письма…
С льготной очередью действительно все строго: предыдущий опыт показал, что иначе никак. В очереди из-за этого – много обид и возмущений. А в штабе говорят, что будут анализировать происходящее и в два месяца пребывания мощей в Москве, возможно, правила будут немного корректироваться.
На самом деле маленьких детей стараются пропустить вперед – вдоль очереди. Под льготную категорию они не попадают – но полицейские и паломники закрывают на это глаза. Стариков также стараются пропустить вперед. Все – хаотично, все – по-человечески.
10:30. Стометровка по набережной
С 10:30 мы развозим воду. В мобильной группе сегодня – только двое. Тяжелый рюкзак с водой приходится тягать студентке Саше. Но она счастлива:
– Мы с родителями были в Бари, но так получилось, что мне не удалось приложиться к мощам, я сильно плакала из-за этого. А тут – уже 3 раза удалось!
Еще один доброволец, Светлана, рассказывает, как молилась, чтобы накопить деньги и поехать в Бари. А вместо этого – вдруг узнала, что мощи привозят в Россию…
У метро стоят «коллеги», отвечая на вопросы и направляя людей. Им тоже нужно отвезти еду и питье. С вопросом подходит семья: муж, беременная жена, грудной ребеночек в коляске и 3-летний малыш рядом. Они надеются пройти быстро, но коллеги вынуждены направить их в общую очередь или… все же попробовать на месте уговорить социальных работников пропустить все семейство. Добровольцы такие решения не принимают: это прерогатива социальных служб, таковы правила.
Помощники стоят и вдоль Остоженки, помогают людям сориентироваться – куда идти, где начинается очередь. Сегодня она – у метро Фрунзенская.
Очередь идет быстро. Открывается заграждение – и по набережной во главе толпы бежит, как будто сдает зачет по стометровке, мальчик лет десяти. За ним подтягиваются остальные – и стар, и млад.
Вдоль ограждения ходит священник, спрашивает:
– У кого, может быть, есть какие-то вопросы, недоумения, какие-то пожелания, жалобы?
– Жалоб нет! – отвечают в толпе.
Люди устали и не очень охотно идут на общение.
12:30. Ливень
Погода в эти дни меняется молниеносно. Только что было жарко, люди просили пить, с недоверием спрашивали: «А сколько стоит?», «А у вас вода негазированная?», и вот уже небесные хляби разверзлись, и задача одна: добраться до автобуса, развезти дождевики. Потоки воды текут по набережной, не все паломники захватили зонты, многие – мокрые до нитки. Волонтеров приютила под козырьком палатки продавщица мороженого: как дед Мазай – зайцев.
Дежурный батюшка – тоже промок, но раздобыл зонт.
Вдоль очереди ходит епископ – владыка Пантелеимон (Шатов):
– Люди мокнут, а нам что, прятаться?
Весь горизонт затянут тучами, льет как из ведра, но большинство помощников святителя Николая – продолжают свое дело помощи паломникам.
14:00. Конец смены
Дождь заканчивается так же внезапно, как начался. Милиционер разложил прямо на мостовой плащ-палатку и аккуратно ее складывает. Детки в очереди плачут – устали.
Подоспел еще один мобильный волонтер – он приспособился объезжать очередь на городском велосипеде, которые стоят у Парка Культуры и выдаются в аренду.
Я промокла насквозь, так что приходится отказаться от идеи кататься на ветру вдоль берега. Более стойкие коллеги остаются, чтобы помочь до конца своей смены и – насколько хватит сил во вторую смену.
Большинство из тех, кто дежурил в эти несколько дней, говорят, что придут снова. Кто-то записался на все два месяца в определенные дни. Другие – записываются по ходу. Можно поменять дату своего дежурства или предупредить о том, что приехать не получится – на письма стараются отвечать быстро, но – не всегда хватает рук.
Можно подумать, что волонтерство – такой легкий способ попасть к мощам святителя Николая, минуя очередь: приятно провел время и после 8-часовой смены тебя ведут в храм. Оказалось, что трудничество требует больших сил, обмануть никого не удастся: всем придется что-то потерпеть – и тем, кто за кордоном, и тем, кто по другую сторону ограждения.
Лишние руки нужны всегда. И – голоса: певчие и регенты могут пригодиться в храме, на ежедневных молебнах. А также – очень нужно благодушие: по обе стороны заграждений, – чтобы эти 2 уникальных месяца в нашей истории запомнились все-таки не драками, а взаимопомощью и молитвами. На что – дай Бог всем сил!
Правмир.ру

“Можно подумать, что волонтерство – такой легкий способ попасть к мощам , минуя очередь: приятно провел время и после 8-часовой смены тебя ведут в храм. Оказалось, что трудничество требует больших сил, обмануть никого не удастся: всем придется что-то потерпеть – и тем, кто за кордоном, и тем, кто по другую сторону ограждения”.

Корреспондент Правмира Валерия Михайлова записалась в добровольные помощники святителя Николая и рассказывает читателям все секреты главной очереди лета.

Подготовка. Дядя Стёпа

– Это такая честь!

– Братья и сестры, большая просьба: молитесь, читайте акафист!

– Приготовьте паспорта!

– Стёпа, ты высокий, скажи, что там происходит?

Накануне прибытия мощей святителя Николая в Москву здесь, около храма Христа Спасителя, – несколько сотен человек, в основном, лет 20-35. Интеллигентный молодой человек по прозвищу «дядя Стёпа» – высокий! – видит, увы, не больше, чем остальные. Инструктаж волонтеров из-за большого числа желающих задерживается.

Находятся недовольные:

– Вот, не могли нормально все организовать, тоже мне!

Тут же – благодушные:

– Вы не переживайте, мы же пришли потрудничать. Если вам трудно терпеть неудобства, лучше сразу идти домой.

Помещение не вместило всех желающих: большинство слушает инструктаж стоя, в режиме «час-пик-в-московском-метро». Говорят, только на специальном сайте для волонтеров зарегистрировалось около 3000 человек. И, возможно, столько же пришло, получив информацию на своих приходах.

В общем, внешне ничто не отличает тех, кто пришел потрудиться, от людей, которые совсем скоро составят очередь. Совсем юные девушки и парни – парами, держась за руки, и поодиночке; возрастные волонтеры – пенсионеры и пенсионерки; мамы с детьми, женщины среднего возраста; дамы с безупречным макияжем; крепкие парни из «Сорок сороков». Немало студентов, но не очень похоже, что их погрузили в автобусы и добровольно-принудительно привезли на послушание. Многие не скрывают радости:

– Я так переживала, что не попаду! Это такое счастье!

Некоторые уже побывали добровольцами, когда привозили другие святыни.

– Я дежурил, когда привозили Пояс Богородицы, – рассказывает бывалый. – С 7 утра до 4 ночи работали!

Инструктаж начинается необычно для светского уха:

– Молитесь, пожалуйста, перед работой! Кто может – акафист святителю Николаю, кто не осилит – молитву или хотя бы тропарь святому. Это очень важно. Будет трудно!

Потом – подробности работы. В этом году нет никаких vip-пропусков, есть только льготная очередь, в которую попадают строго определенные категории паломников: мамы с грудными детьми (до 1 года) и инвалиды с повреждением опорно-двигательного аппарата, им, очевидно, трудно отстоять очередь. Проговариваются некоторые пункты: например, как вести себя, когда кому-то становится плохо, как разговаривать с теми, кто идет на конфликт и т.д.

После часового инструктажа гремит пасхальный тропарь – «Христос воскресе из мертвых…», – и толпа будущих помощников святителя течет в метро.

День первый. 15:30. Мобильный спецназ

– Имейте в виду, вчера в очереди были драки! Так что ваша задача – делиться хорошим настроением, успокаивать людей. Они стоят долго, у некоторых сдают нервы, – объясняет координатор второй смене.

Смены две: обычно с 7:30 до 16:00 и с 15:30 до 22:00. Вечером в интернет-почте тех, кто решил помогать – письмо от «nikola2017»: списки волонтеров на каждую смену, памятка, информация о месте встречи. В среду приходит «update»:

«Берите ролики и самокаты – вы сможете стать Мобильным добровольцем для раздачи воды паломникам и быстрее перемещаться по всему району!»

Очередь с каждым днем растягивается на все большее расстояние, пешком не находишься. Так что: ролики на плечо, и в 15:30 я – в толпе около 150-200 человек у метро Кропоткинская.

Уставший координатор – третьи сутки на работе – сверяет списки.

Снова находятся недовольные:

– Я с работы отпросилась! Почему это меня нет в списках?! Что это за организация?

Тут же – благодушные:

– Ну что вы ругаетесь, мы же трудничать пришли!

Списки сверили, идем на работу. Координатор отбирает группу для дежурства в храме и командует:

– Полетели пчёлы в Одессу!

«Пчёлы» улетают. Дежурить в храме посчастливится далеко не каждому, в основном, на эту работу стараются отбирать мужчин. И призывают тех, кто в число счастливцев не попал, не роптать, смириться и идти туда, куда направят.

17:00. Прямо ребро?!

– А что там такое, скажите, пожалуйста! Как это выглядит? – спрашивают молодые люди в очереди.

– Мощи святителя Николая, его ребро.

– Прямо ребро?!

– Ну да. В ковчеге, под стеклом.

– А что делать, когда подведут туда?

– Перекреститесь, поцелуйте или рукой приложитесь. И молитесь святому, конечно.

За целый день в очереди таких вопросов – минимум. Люди сегодня стоят долго – по 5-6 часов, лица изможденные, спрашивают, в основном: «Далеко до храма? А с детьми можно вперед? Скоро туалеты уже?»

– Эй, дайте пить! – некоторые люди ведут себя так, будто их обязаны обслужить.

Но больше – благодарных:

– Спасибо! Дай вам Бог здоровья! – день-то жаркий…

Мобильная группа сегодня – это три человека: двое – на роликах, один – на самокате. За спиной у мужчин – рюкзаки с баком питьевой воды, у меня – пакет с пластиковыми стаканчиками. Развозим воду по очереди. Точно так же очередникам доставляется еда. Все – бесплатно. По ходу очереди стоят палатки с едой и водой, однако цены там достаточно высоки.

Пешие волонтеры кричат пасхальное приветствие в толпу, читают вслух акафист святителю, отвечают на вопросы:

– А миро от мощей можно будет купить?

– Нет, ну что вы.

– Фотографию родственника можно приложить?

– Вы просто постойте, помолитесь о близком – ну неужели Господу нужна фотография, чтобы услышать?

Спрашивают немного: люди погружены в себя, утомлены долгим стоянием.

18:00. Обыкновенный грех

Запасы воды пополняем у двух водовозов – один на набережной, другой – на Соймоновском переулке, у подножия храма. Там как раз – льготная очередь: мамы с грудными детьми, инвалиды с сопровождающими… вдруг – дама с модной стрижкой и платком, повязанным поверх брюк. Она интересуется, можно ли в таком виде зайти в храм. Узнает, что вполне можно. И рассказывает:

– Ой, а я обманом сюда попала.

– Как обманом?!

– Ну, я должна была встать в очередь к родственнице, но тут увидела лайзеку и… прошла.

– Слушайте, ну, вы же идете не в магазин, а к мощам святого, кого же вы обманываете, зачем?

Женщина вздыхает:

– Грех на мне, – накидывает платок (чтоб всё по правилам!) и спешит в храм.

Здесь, перед рамками, продают акафисты, иконки, бутылочки с маслом, освященным от мощей. В общем… торговля идет! Немножко печально это наблюдать. Но многие именно этим больше всего интересуются: где купить масло? будут ли раздавать иконки?..

Поднимает настроение трогательная картина: в льготной очереди идет мужчина, бережно, с большой любовью прижимая к груди младенца в слинге.

20:00. Ноев ковчег

Небольшая туча на горизонте превращается в грозный циклон. Вскоре вода начинает капать сверху, и живительная влага в пластиковых стаканчиках становится как-то не к месту. Задача резко меняется: надо обеспечить дождевиками волонтеров, дежурящих вдоль кордонов.

Ливень. Вдоль очереди стоят автобусы, они мгновенно заполняются паломниками под завязку. Передвигаться на колесах становится скользко.

В автобусе с надписью «Штаб волонтеров» добровольцам можно скрыться от непогоды.

Михаил Куксов, руководитель молодежного отдела Московской епархии, помогает мобильной группе справиться с дождевиками. Иногда, правда, не очень получается.

– Эй, я ничего не вижу! Голову, голову освободи.

– А зачем тебе голова? – и все смеются. Настроение – отличное.

Дождь загнал в автобус с табличкой «Штаб волонтеров»: полицейских, группу корейских туристов… В этом «Ноевом ковчеге» можно пообедать: добровольцев снабжают горячей пищей. Бабушка-волонтер достает термос с шиповником, разливает всем желающим. И – конфетку: «Помяните новопреставленного Алексея».

По Москве-реке медленно идет баржа, колокола храма гудят, дождь ослабевает. Набережная пуста: ожидается кортеж с высокопоставленными лицами.

– Путин приезжает же сегодня! – переговариваются знающие.

Недовольные – возмущаются: водители сигналят, группа молодежи нахраписто и высокомерно высказывает полицейским все, что они думают о перекрытых дорогах.

Благодушные – терпеливо пережидают.

Не ясно, сказалось ли это на очереди, но все работают в обычном режиме.

21:00. Момент истины

Наступает момент истины: в конце смены добровольцев собирают и отводят приложиться к мощам. Служба Отдания Пасхи уже закончилась, служится молебен святителю Николаю. Никто не торопит людей, можно спокойно приложиться к ковчегу с мощами.

Поют священники – очень красиво.

– Отец Константин! Отец Николай! Отец Алексей… – вдруг шепчет рыжий парень, идущий следом за мной. – Все наши, университетские! Они меня все знают. И я их всех знаю. И всех – боюсь!

Дай Бог ему сдать сессию!..

Смена окончена. Сил она забирает столько же, сколько целый рабочий день, хотя время пролетает мгновенно.

«Снимайте форму, идите домой, во славу Божию!» – ближе к 22:00 командует заплетающимся от усталости языком наш координатор Анна: она на работе четвертые сутки, спит очень мало.

День второй. 7:30. Штаб.

Утренняя смена следующего дня начинается в штабе. Здесь – отвечают на телефонные звонки и на письма. Последних с утра – около 100, число постоянно увеличивается. В основном, вопросы – о пропуске инвалидов.

– У моего сына ДЦП, 2-я группа инвалидности, но он не может долго стоять, ему тяжело. А нас не пропускают, – звонит женщина прямо из очереди. – Говорят, что только с 1-й группой пропускают.

Вопросы такие решаются на месте: у женщины берут координаты, связываются с социальными службами.

Недовольные, как всегда, возмущены.

Благодушные – как всегда, благодарны.

Отвечаем на письма…

С льготной очередью действительно все строго: предыдущий опыт показал, что иначе никак. В очереди из-за этого – много обид и возмущений. А в штабе говорят, что будут анализировать происходящее и в два месяца пребывания мощей в Москве, возможно, правила будут немного корректироваться.

На самом деле маленьких детей стараются пропустить вперед – вдоль очереди. Под льготную категорию они не попадают – но полицейские и паломники закрывают на это глаза. Стариков также стараются пропустить вперед. Все – хаотично, все – по-человечески.

10:30. Стометровка по набережной

С 10:30 мы развозим воду. В мобильной группе сегодня – только двое. Тяжелый рюкзак с водой приходится тягать студентке Саше. Но она счастлива:

– Мы с родителями были в Бари, но так получилось, что мне не удалось приложиться к мощам, я сильно плакала из-за этого. А тут – уже 3 раза удалось!

Еще один доброволец, Светлана, рассказывает, как молилась, чтобы накопить деньги и поехать в Бари. А вместо этого – вдруг узнала, что мощи привозят в Россию…

У метро стоят «коллеги», отвечая на вопросы и направляя людей. Им тоже нужно отвезти еду и питье. С вопросом подходит семья: муж, беременная жена, грудной ребеночек в коляске и 3-летний малыш рядом. Они надеются пройти быстро, но коллеги вынуждены направить их в общую очередь или… все же попробовать на месте уговорить социальных работников пропустить все семейство. Добровольцы такие решения не принимают: это прерогатива социальных служб, таковы правила.

Помощники стоят и вдоль Остоженки, помогают людям сориентироваться – куда идти, где начинается очередь. Сегодня она – у метро Фрунзенская.

Очередь идет быстро. Открывается заграждение – и по набережной во главе толпы бежит, как будто сдает зачет по стометровке, мальчик лет десяти. За ним подтягиваются остальные – и стар, и млад.

Вдоль ограждения ходит священник, спрашивает:

– У кого, может быть, есть какие-то вопросы, недоумения, какие-то пожелания, жалобы?

– Жалоб нет! – отвечают в толпе.

Люди устали и не очень охотно идут на общение.

12:30. Ливень

Погода в эти дни меняется молниеносно. Только что было жарко, люди просили пить, с недоверием спрашивали: «А сколько стоит?», «А у вас вода негазированная?», и вот уже небесные хляби разверзлись, и задача одна: добраться до автобуса, развезти дождевики. Потоки воды текут по набережной, не все паломники захватили зонты, многие – мокрые до нитки. Волонтеров приютила под козырьком палатки продавщица мороженого: как дед Мазай – зайцев.

Дежурный батюшка – тоже промок, но раздобыл зонт.

Вдоль очереди ходит епископ – владыка Пантелеимон (Шатов):

– Люди мокнут, а нам что, прятаться?

Весь горизонт затянут тучами, льет как из ведра, но большинство помощников святителя Николая – продолжают свое дело помощи паломникам.

14:00. Конец смены

Дождь заканчивается так же внезапно, как начался. Милиционер разложил прямо на мостовой плащ-палатку и аккуратно ее складывает. Детки в очереди плачут – устали.

Подоспел еще один мобильный волонтер – он приспособился объезжать очередь на городском велосипеде, которые стоят у Парка Культуры и выдаются в аренду.

Я промокла насквозь, так что приходится отказаться от идеи кататься на ветру вдоль берега. Более стойкие коллеги остаются, чтобы помочь до конца своей смены и – насколько хватит сил во вторую смену.

Большинство из тех, кто дежурил в эти несколько дней, говорят, что придут снова. Кто-то записался на все два месяца в определенные дни. Другие – записываются по ходу. Можно поменять дату своего дежурства или предупредить о том, что приехать не получится – на письма стараются отвечать быстро, но – не всегда хватает рук.

Можно подумать, что волонтерство – такой легкий способ попасть к мощам святителя Николая, минуя очередь: приятно провел время и после 8-часовой смены тебя ведут в храм. Оказалось, что трудничество требует больших сил, обмануть никого не удастся: всем придется что-то потерпеть – и тем, кто за кордоном, и тем, кто по другую сторону ограждения.

Лишние руки нужны всегда. И – голоса: певчие и регенты могут пригодиться в храме, на ежедневных молебнах. А также – очень нужно благодушие: по обе стороны заграждений, – чтобы эти 2 уникальных месяца в нашей истории запомнились все-таки не драками, а взаимопомощью и молитвами. На что – дай Бог всем сил!

09.06.2017

21 мая на более чем два месяца в Россию из итальянского города Бари прибыла часть мощей святителя и чудотворца Николая. Поклониться святыне в столичном Храме Христа Спасителя можно будет до 12 июля, затем ее перевезут в Санкт-Петербург. За прошедшие три недели к честным мощам приложилось уже более полумиллиона паломников, ожидание в очереди, которая растянулась на несколько километров, составляет в среднем от пяти до семи часов. Своим опытом ожидания встречи со святыней и полезными советами делится Александр Казакевич.

Сразу скажу, что я все сделал неправильно. К мощам я приехал во вторник, к восьми утра. Простоял я восемь часов. Сейчас я знаю, как сделать так, чтобы стоять гораздо меньше. Много в этой очереди было похвального. Но было несколько досадных моментов, к которым надо быть готовым.


Всех приехавших запускают в огороженные пространства, «шлюзы». С прибывшими в одинаковое время с тобой ты должен будешь провести все время. Если нет ливня или урагана, то пребывание в очереди можно превратить в прекрасную многочасовую прогулку. Главное, не толпиться в голове своего отделения очереди. Там паломники стоят плечо к плечу, там некуда поставить ногу. А вот за их спинами такие же люди из очереди прогуливаются со стаканчиками кофе, непринужденно беседуют, устраивают легкие пикники, рассматривают окрестности, облокотившись на парапет даже с сигаретами (!!!) в руке. Видел молодых ребят, которые умудрялись на задворках очереди в своем шлюзе кататься на скейтбордах!

Много палаток с едой и много туалетов. Спиртного я не заметил. Есть врачи, скорая помощь. Вдоль очереди ходят волонтеры со словами утешения и иконой Николая Чудотворца. Всегда есть свободные парапеты вдоль реки, на которых можно в теплую погоду безопасно сидеть.


Стоящие в голове тоже могут расслабиться, если зайдут в специальные автобусы вдоль всего маршрута. А вот православным из конца очереди там мест не хватает (снова повторюсь, что речь идет не обо всей очереди, а только о той закрытой со всех сторон части, в которую ты попал). В автобусах можно укрыться при любой непогоде.

Имея опыт нескольких Великорецких крестных ходов, я был удивлен, когда увидел, что публика в этой очереди к мощам совсем другая. Она светская и неподготовленная. Почти ни у кого нет акафиста святителю Николаю, мало про кого можно сказать, что он пришел сюда, чтобы попросить о чем-то самом-самом важном. Это не значит, что таких людей не было, но никто не вздохнул рядом: «У меня дома больной, стою, чтобы он выздоровел…» или «Батюшка Николай, помоги мне с работой». Очень закрытые в этом плане были паломники. Редко кто перекрестится или прочитает молитву. Люди бы и не против, если бы им рассказали, как надо стоять, или раздали тексты. Поэтому в очереди много посторонних тем в разговорах, мало представления о молитвенной тишине. Паломники читали какие-то книги, отгадывали кроссворды, поступали так, как привыкли вести себя, когда надо скоротать время в метро или электричке.


Но надо отдать должное, за все восемь часов стояния я не слышал ни одного упрека, ни одного бранного слова. Невероятно трепетное и спокойное отношение друг к другу, хотя всем было тяжело, и раздражение, конечно же, накапливалось. Очень много приезжих. Они встали ночью и прибыли на первых электричках. Сейчас я знаю много нового из их разговоров про огороды, удобрения и т.п. Простые душевные люди, которые не были готовы стоять столько времени. Милые тетки, у которых через три часа ноги просто звенели от усталости. А впереди еще пять часов стояния! И долгое возвращение домой! Конечно, тяжело.


Возраст разный. Молодежи было много. Обычно ожидание передвижения вперед, в соседний шлюз, длилось около тридцати минут. Но были остановки по часу. Невыносимые. Сразу появлялись разговоры о спецавтобусах с блатными пассажирами, которых везут вне очереди, а мы в это время ждем так долго. Я таких специальных автобусов, честно говоря, не видел. Блатные были, но их совсем немного: пиджаки с пузиками «выгуливали» к мощам свои семейства. Скорее, это неприятное исключение. Отдельно от нас двигалась социальная очередь с инвалидами и грудными детьми. Грудными оказывались не все дети. Мне кажется, что провозили в колясках детей до двух лет. Их все время пускали, а нас – нет! По этой причине возникли даже скандалы в общей очереди. Потому что наступил момент, когда про основную очередь реально забыли на час с лишним. Именно забыли: мы уже попали в самый последний отсек и должны были войти к мощам.

Вначале все ждали довольно тихо, хотя среди нас были отъезжающие на вокзалы и в аэропорты. Был мужчина, которого из-за того, что он пришел сюда, увольняли с работы! Люди стали возмущаться и требовать, чтобы их пропустили. А что такое требовать и ругаться в такой момент? Это растерять благодать. Но сил реально не было. Мы же видели, как опустели все подходы к Храму Христа Спасителя, а потом увидели пустую площадь перед ним. Это в три часа дня! Вся многотысячная очередь почему-то остановилась. Чуть позже я услышал, как шеф охраны ругался с подчиненными, что они ему не сообщили о том, что все паломники уже прошли и надо пускать новых. Эта безобразная ситуация привела к тому, что паломники мигом забыли обо всех плюсах.

А плюсов было много: все, от кого зависит очередь, очень вежливые, услужливые, спокойные, добросердечные. Всегда шли навстречу. Мы реально ни в чем не нуждались. Но хотелось еще и двигаться к мощам. А движения не было. Я молчал из последних сил, потому что знаю: без трудностей ничего получить нельзя.


Очень важно, если вы соберетесь в эту очередь, приготовьте заранее записки, чтобы потом не терять время и силы в храме. Обязательно напишите дома записку со словами «Молебен Святителю Николаю». Ее можно будет отдать после поклонения мощам, и ее прочитают прямо у ковчега. Возьмите, что хотите приложить к мощам: икону, крест, нательный крестик, косынку. Нужно будет прикладываться самому и прикладывать предметы одновременно. На это у вас будет три-пять секунд.


Когда нас пустили, все было легко и достойно. Несколько секунд у мощей – немного. Но на самом деле я и все мои спутники простояли возле мощей все эти восемь часов ожидания в очереди!

Возьмите в очередь акафист Святителю Николаю – легче пройдет время. Не забудьте воду и шоколадку, чтобы были силы. Но это все можно купить на каждой остановке. Просто не всегда хочется отвлекаться и выходить из очереди. В авангард очереди проходите, только когда увидите Храм Христа Спасителя. До этого местоположение паломника в загончике роли не играет (если только у вас нет цели занять на время остановки места в автобусе). Туалеты – на каждом шагу. Они, можно сказать, сопровождают очередь.

Если не возьмете покрытия для головы, сгорите!

Теперь о том, когда лучше приходить. На сайте Никола2017 (официальный сайт принесения в Россию мощей святителя Николая – прим.) я этого не нашел, возможно, просто не увидел: открывается проход к мощам, как мне сказали, в семь утра. Но лучше не занимать очередь утром. Не повторяйте моих ошибок! Вечером очередь меньше. Главное, попасть в нее до 17 часов. Но если вы обоснуете охранникам, что у вас особая ситуация, вас пропустят и позже.

Самая маленькая очередь, естественно, в непогоду (даже в ураган люди стояли). Меньше всего людей во второй половине дня в воскресенье!!! В будни прибывает много паломнических групп. В воскресенье их мало.


После того, как вы приложились к мощам, можно задержаться в храме на акафист. Бог в помощь!

Доступ к мощам святителя Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя открыт с 22 мая по 12 июля ежедневно с 8:00 до 21: 00.