Разделы: Биология

Цели:

  • Образовательные . Раскрыть значение органа слуха; познакомить учащихся со строением и функциями органа слуха и его частей; продолжить формирование понятие анализатор.
  • Развивающие . Продолжить формирование навыков и умений работать с текстом учебника.
  • Воспитательные. Дать представление о причинах нарушение органа слуха, возникновение заболевание и их профилактике, разъяснить вред шума.

Тип урока . Комбинированный.

Метод : Объяснительно-иллюстративный и частично- поисковый.

Оборудование : Компьютер, мультимедиа, слайды зрительный анализатор, слуховой анализатор.

Видеоролики : Модель ухо и модель глаза человека.

План урока

1. Актуализация.

(Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос). Ребята на прошлом уроке мы познакомились анализаторами и изучили один из них - зрительный. Давайте для начала повторим прошлый урок.

Что называется анализатором? (Сложная система, обеспечивающая анализ раздражений).

С какими из них вы знакомы? (Зрительным).

Какие еще бывают анализаторы? (Слуховой, обоняние (запах), вкусовой).

Из каких частей состоит зрительный анализатор? (Вспомогательных верхнее и нижнее веко, а также органы зрения - глаза).

Ученица по слайду рассказывает о строении глазного яблока. (Приложение 1).

Расскажите о гигиене зрения? (Нужно всегда держать глаза в чистоте).

Учащиеся читают сообщения на тему: « Зрение наше богатство».

Слайд: Гигиена зрения. Слайд: Болезни глаз. Слайд: Предупреждение близорукости. (Приложение 1).

2. Изучение нового материала.

Восприятием звуков мы обязаны нашим акустическим анализаторам - ушам, улавливающим производимые различными вибрациями колебания атмосферы. Наша способность к анализу звуков огромна и основана на широкой гамме вибраций: нормальное ухо в среднем может воспринимать от шестнадцати до двадцати тысяч колебаний в секунду. Чувствительность слуха тесно связано с совершенством механизмов, позволяющих воспринимать звуки.

На доске слайд: «Орган слуха». (Приложение 2)

С аналитической точки зрения ухо сформировано тремя различными отделами: внешним ухом, средним ухом и внутренним ухом. Первые два отдела служат для передачи звуков, третий – для восприятия.

На доске слайд: «Ухо. Слуховой анализатор ». (Приложение 2)

Внешнее ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода, который заходит в глубь височной кости черепа и закрыт барабанной перепонкой. Назначение внешнего уха – улавливать звуковые колебания воздуха и направлять их к среднему уху.

Среднее ухо начинается за барабанной перепонкой и представляет собой камеру, заполненную воздухом. Среднее ухо соединено с носоглоткой (поэтому давление по обе стороны барабанной перепонки одинаково). В нём находятся три слуховые косточки, связанные между собой: молоточек , наковальня и стремечко . Молоточек соединён с барабанной перепонкой, воспринимает её колебания и через две другие косточки передаёт эти колебания к овальному окну внутреннего уха. При этом амплитуда колебаний уменьшается, а их сила увеличивается примерно в 20 раз.

Внутреннее ухо расположено в толще височной кости и имеет очень сложное строение. В нём различают такие части: улитку, три полукружных канала и два мешочка – круглый и овальный. Улитка – орган, который воспринимает звуковые колебания и превращает их в нервное возбуждение. Посредине канала улитки тянется перепончатая перегородка – основная мембрана , которая разделяет полости канала на две части. Основная мембрана состоит из наружной стенке (наподобие лестницы). На этих волокнах расположены цилиндрические эпителиальные клетки с волосками на вершине клеток. Эти клетки образуют кортиев орган. На них оканчиваются чувствительные волокна слухового нерва. Над волосковыми клетками кортиевого органа находится покровная мембрана , которая нависает над ними как крыша.

Ученица читает сообщение « Правила ухода за ушами ». На доске слайд с таким же названием. (Приложение 2)

Механизм восприятия звука. Рассказ учителя и показ видео с названием: «Звуковые волны». (Приложение 2). Звуковые колебания воздуха вызывают колебания барабанной перепонки и через слуховые косточки в усиленном виде передаются к внутреннему уху, где вызывают колебания жидкости, заполняющей канал улитки. При этом начинают колебаться и волокна основной мембраны в плоскости, перпендикулярной плоскости мембраны. Вместе с ними колеблются клетки кортиева органа, при каждом подъёме они волосками упираются в покровную мембрану. Волоски клеток сгибаются, вследствие чего мембранный потенциал этих клеток уменьшается и в нервных волокнах, которые оплетают волосковые клетки, возникает возбуждение.

Известно, что разные звуки отличаются частотой. Различение звуков разной частоты основано на явлении резонанса. Ширина основной мембраны, т.е. длина её волокон, неодинакова: волокна длиннее у вершины улитки и короче у её основания, хотя ширина канала улитки здесь больше. От длины волокон зависит их собственная частота колебаний: чем короче волокно, тем на звук высокой частоты, то на него резонирует короткие волокна основной мембраны и возбуждаются расположенные на них чувствительные клетки. Низкие звуки воспринимаются чувствительными клетками кортиева органа, расположенными на длинных волокнах основной мембраны у вершины улитки.

Демонстрация учебной таблицы: «Слуховой анализатор».

Таким образом, звуки разной частоты воспринимаются разными клетками, т.е. анализ звуковых раздражений начинается уже на периферии - в органе слуха. Окончательный анализ звука и формирование звуковых ощущений происходит в центре – в слуховой зоне коры больших полушарий. Человек воспринимает и различает звуковые колебания в диапазоне то 20 до 20000 Гц. Некоторые животные (летучие мыши, дельфины) слышат звуки значительно большей частоты – до 100000 Гц; они служат им для эхолокации.

Ученица читает сообщение «Вредное влияние шума на слух ».

Показ видеоролика «Децибелы». (Приложение 3)

Орган равновесия . Функцию равновесия - восприятие положения тела в пространстве – выполняет часть внутреннего уха, которая называется вестибулярным аппаратом . Он состоит из трёх полукружных каналов и двух мешочков преддверия в каждом ухе.

Полукружные каналы выполняют иную функцию. В основе каждого из них имеется расширение, в котором также находятся волосковые клетки. Жидкость, заполняющая канал, своим движением отклоняет волоски клеток и этим вызывает возбуждение. Когда человек начинает двигаться, жидкость вследствие инерции ещё некоторое время сохраняет неподвижное состояние и поэтому возникает движение стенок полукружного канала и волосковых клеток относительно жидкости. Так же при остановке тела жидкость ещё продолжает двигаться и раздражает рецепторы.

Показ видеоролика : «Вестибулярный аппарат». (Приложение 3)

3. Закрепление.

Учащиеся самостоятельно работают с заданиями из Рабочей тетради. (страница 23-24). Тема: «Анализаторы слуха и равновесия».

4. Подведение итогов.

Учащиеся вместе с учителем повторяют материал урока. На доске представлен слайд: «Таблица орган слуха». (Приложение 2)

5. Домашнее задание.

Изучить текст учебника на странице 80-82. Ответить на вопросы 1-8 из задания «Проверьте свои знания». Подготовка сообщений на тему: «Анализаторы» по желанию учащихся.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Анализаторы Органы слуха и равновесия. Биология. 8 класс

Анализаторы слуха и равновесия. Мир человека наполнен звуками. Слушая звуки, человек узнает о том, что вокруг него происходит, общается с людьми, чувствует опасность, оценивает расстояния, наслаждается музыкой. Человек также постоянно ощущает свое положение в пространстве.

Строение органа слуха. Звук – это колебание воздуха. Наш орган слуха улавливает колебания частотой 16-29 тыс. в секунду. Путь который проходит звук в ухе, значительно сложнее, чем путь луча света в глазу.

Строение органа слуха. Орган слуха подразделяют на наружное, среднее и внутреннее. Наружное ухо включает в себя ушную раковину и наружный слуховой проход. Слуховой проход соединяет ушную раковину со средним ухом. Наружное ухо отделено от среднего барабанной перепонкой, которая преобразует звуковые волны в механические колебания и передает их в среднее ухо.

Среднее ухо. Среднее ухо находится в толще височной кости и представляет собой узкую полость (1-2см 3), в которой расположены три слуховые косточки. Полость среднего уха (барабанная полость)продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку. Это позволяет уравнивать давление в полости среднего уха с атмосферным, благодаря чему барабанная перепонка не искажает звуковые колебания. Слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко – самые маленькие косточки нашего тела, их масса всего 0,5 г. Они образуют систему рычагов, которая в 50 раз усиливает слабые колебания барабанной перепонки и передает их во внутреннее ухо.

Внутреннее ухо. Внутреннее ухо представляет собой сложную систему тонких изогнутых каналов и полостей, расположенных в толще височных костей. Внутри костного лабиринта заключен перепончатый лабиринт, повторяющий форму костного. Внутри перепончатого лабиринта находятся чувствительные приборы, воспринимающие колебания – звуковые волны и положения тела в пространстве. Во внутреннем ухе выделяют орган слуха - улитку, и орган равновесия – преддверие и три полукружных канала, которые анатомически связаны друг с другом. Внутри перепончатого лабиринта находится жидкость – перилимфа. Улитка имеет 2.5 завитка и похожа на улитку - прудовика.

Внутреннее ухо. Одна из стенок перепончатой части улитки (базальная мембрана-11) состоит из24тыс. Натянутых волоконец разной длинны. Каждое волоконце отвечает за звук определенной высоты. На базальной мембране располагаются клетки с волосками на верхушке(12).Это слуховые рецепторы. Над рецепторами находится покровная мембрана(13). К каждому рецептору подходят окончания слухового нерва.

Работа органа слуха. Как же работает слуховой анализатор? Ушные раковины улавливают звуковые колебания и направляют их в слуховой проход. По нему колебания направляются в среднее ухо, достигнув барабанной перепонки, вызывают её колебание. Через систему слуховых косточек колебания передаются дальше – во внутреннее ухо. В пластинке разделяющей полости среднего и внутреннего уха, имеются два «окна», затянутых тонкими перепонками. В одно из них – овальное упирается стремечко, передавая звуковые колебания перепонке. Её колебания вызывает движение жидкости в улитке, она в свою очередь заставляет колебаться базальную мембрану. При движении волоконец волоски рецепторных клеток касаются покровной мембраны. В рецепторах возникает возбуждение, которое по слуховому нерву передается в головной мозг, где через средний и промежуточный мозг возбуждение попадает в слуховую зону коры больших полушарий, расположенную в височных долях

Орган равновесия. Большинство животных имеют специальные органы равновесия. Они могут быть простыми, например «отолитовый» орган у рака; находящиеся в нем песчинки раздражают чувствительные клетки, благодаря этому рак ощущает положение своего тела в пространстве. У человека функцию органа равновесия «вестибулярного аппарата» выполняет часть внутреннего уха – это два маленьких мешочка преддверие и три полукружных канала (Изогнутые трубки лежащие в трех перпендикулярных полостях). Полости преддверия и полукружных каналов заполнены жидкостью. Когда голова человека находится в вертикальном положении, кристаллики, расположенные в зоне рецепторов преддверия внутреннего уха, определенным образом давят на волоски чувствительных клеток. При повороте головы вправо и влево ампулярные гребешки в полукружных каналах смещаются, соответственно меняется давление на чувствительные клетки – то с правой стороны, то с левой. давление кристалликов и гребешков вызывают раздражение рецепторов. Возникшие нервные импульсы проводятся в головной мозг (средний мозг, мозжечок, кору больших полушарий). Из мозга импульсы поступают к различным группам скелетных мышц. Происходит их рефлекторное сокращение и равновесие тела восстанавливается.

Это интересно. Слуховой проход не совсем прямой, а слегка изогнут, его стенки выделяют липкое вещество – ушную серу. Она не дает проникать в слуховой проход пыли и мелким насекомым. Уровень шума измеряется в (дБ): шепот человека-15 дБ; шелест падающего с дерева листа-10 дБ; разговор двух людей -60 дБ; шум интенсивного дорожного движения-90 дБ. Шум свыше 100 дБ практически невыносим для человека, однако шум издаваемый рок – группой 110дБ, у многих людей на концерте возникают болевые ощущения Шум в 200 дБ может очень быстро убить человека.

Это интересно. Эмбрион ощущает звуковые колебания. Будущий человек прекрасно запоминает звуки биения материнского сердца радуется и улыбается, прослушав их запись после рождения. Как и любой анализатор, вестибулярный аппарат нуждается в тренировке. Так космонавты длительное время тренируются для того чтобы длительное время работать в условиях невесомости. Людей может укачивать не только в море во время волнения, но и в транспорте. Во время качки жидкость в полукружных каналах постоянно перемещается и возбуждает рецепторы, а мозговые центры большинства людей реагируют на это неприятными ощущениями.

Проверь себя 1 Ушная раковина входит в состав: A. Среднего уха Б. Наружного уха B. Внутреннего уха 2. Барабанная перепонка преобразует звуковые колебания в: A. Механические Б. Электрические B. Электромагнитные 3. Слуховые косточки расположены в полости: A. Наружного уха Б. Среднего уха B. Внутреннего уха 4. Молоточек, наковальня и стремя: A. Уравнивают атмосферное давление и давление в слуховой трубе Б. Ослабляют колебания барабанной перепонки B. Усиливают колебания барабанной перепонки 5. Улитка является органом: A. Слуха Б. Равновесия B. Звуковоспроизведения 6 Внутреннюю часть перепончатого лабиринта занимает: А. Перилимфа Б. Эндолимфа В. Воздух 7. Слуховые рецепторы возбуждаются под влиянием колебаний: A. Барабанной перепонки Б. Слуховых косточек B. Жидкости в улитке 8. Анализ звуковых раздражителей происходит: A. В лобной доле коры Б. В височной доле коры B. В затылочной доле коры 9 Функцию вестибулярного аппарата выполняют: A. Улитка Б. Барабанная перепонка B. Полукружные каналы 10 Равновесие тела контролируется: A. Мозжечком Б. Продолговатым мозгом B. Промежуточным мозгом

Проверь себя. Вставь пропущенные слова. 1. Звук – это колебания..., которые воспринимаются органом..., состоящим из наружного,... и внутреннего уха. 2... ухо состоит из ушной... и слухового..., соединенного с... перепонкой, преобразующей звуковые... в механические... 3. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от..., представляющего собой узкую..., продолжающуюся в слуховую..., связанную с глоткой; в барабанной полости расположены слуховые косточки..., наковальня и... 4. Внутреннее ухо представлено... лабиринтом и... лабиринтом, соответствующими друг другу по форме и расположенными в... костях черепа; между поверхностями лабиринтов имеется жидкость – ... 5. Во внутреннем ухе выделяют улитку,... и три... канала; стенка улитки состоит из волоконец разной длины, на которых расположены слуховые... 6. Колебания слуховых косточек передаются через... окно улитки волокнам... клеток, в которых возникают нервные импульсы, направляющиеся по слуховому нерву в... зону коры, где происходит анализ характера и смысла... 7. Орган... представлен преддверием и... каналами, заполненными жидкостью; в их стенках расположены... и кристаллы углекислого..., которые при изменении положения головы человека давят на рецепторные клетки, вызывая образование импульсов, поступающих в средний мозг, кору и... 8. Орган равновесия называется также... аппаратом и информирует ЦНС о положении тела в пространстве, при этом восстановление положения тела происходит...


Анализаторы слуха и равновесия. Мир человека наполнен звуками. Слушая звуки, человек узнает о том, что вокруг него происходит, общается с людьми, чувствует опасность, оценивает расстояния, наслаждается музыкой. Человек также постоянно ощущает свое положение в пространстве. Мир человека наполнен звуками. Слушая звуки, человек узнает о том, что вокруг него происходит, общается с людьми, чувствует опасность, оценивает расстояния, наслаждается музыкой. Человек также постоянно ощущает свое положение в пространстве.


Строение органа слуха. Звук – это колебание воздуха. Наш орган слуха улавливает колебания частотой тыс. в секунду. Путь который проходит звук в ухе, значительно сложнее, чем путь луча света в глазу. Звук – это колебание воздуха. Наш орган слуха улавливает колебания частотой тыс. в секунду. Путь который проходит звук в ухе, значительно сложнее, чем путь луча света в глазу.


Строение органа слуха. Орган слуха подразделяют на наружное, среднее и внутреннее. Орган слуха подразделяют на наружное, среднее и внутреннее. Наружное ухо включает в себя ушную раковину и наружный слуховой проход. Наружное ухо включает в себя ушную раковину и наружный слуховой проход. Слуховой проход соединяет ушную раковину со средним ухом. Слуховой проход соединяет ушную раковину со средним ухом. Наружное ухо отделено от среднего барабанной перепонкой, которая преобразует звуковые волны в механические колебания и передает их в среднее ухо. Наружное ухо отделено от среднего барабанной перепонкой, которая преобразует звуковые волны в механические колебания и передает их в среднее ухо.


Среднее ухо. Среднее ухо находится в толще височной кости и представляет собой узкую полость (1-2см 3), в которой расположены три слуховые косточки. Среднее ухо находится в толще височной кости и представляет собой узкую полость (1-2см 3), в которой расположены три слуховые косточки. Полость среднего уха (барабанная полость)продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку. Это позволяет уравнивать давление в полости среднего уха с атмосферным, благодаря чему барабанная перепонка не искажает звуковые колебания. Полость среднего уха (барабанная полость)продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку. Это позволяет уравнивать давление в полости среднего уха с атмосферным, благодаря чему барабанная перепонка не искажает звуковые колебания. Слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко – самые маленькие косточки нашего тела, их масса всего 0,5 г. Слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко – самые маленькие косточки нашего тела, их масса всего 0,5 г. Они образуют систему рычагов, которая в 50 раз усиливает слабые колебания барабанной перепонки и передает их во внутреннее ухо. Они образуют систему рычагов, которая в 50 раз усиливает слабые колебания барабанной перепонки и передает их во внутреннее ухо.


Внутреннее ухо. Внутреннее ухо представляет собой сложную систему тонких изогнутых каналов и полостей, расположенных в толще височных костей. Внутри костного лабиринта заключен перепончатый лабиринт, повторяющий форму костного. Внутреннее ухо представляет собой сложную систему тонких изогнутых каналов и полостей, расположенных в толще височных костей. Внутри костного лабиринта заключен перепончатый лабиринт, повторяющий форму костного. Внутри перепончатого лабиринта находятся чувствительные приборы, воспринимающие колебания – звуковые волны и положения тела в пространстве. Внутри перепончатого лабиринта находятся чувствительные приборы, воспринимающие колебания – звуковые волны и положения тела в пространстве. Во внутреннем ухе выделяют орган слуха - улитку, и орган равновесия – преддверие и три полукружных канала, которые анатомически связаны друг с другом. Во внутреннем ухе выделяют орган слуха - улитку, и орган равновесия – преддверие и три полукружных канала, которые анатомически связаны друг с другом. Внутри перепончатого лабиринта находится жидкость – перилимфа. Внутри перепончатого лабиринта находится жидкость – перилимфа. Улитка имеет 2.5 завитка и похожа на улитку - прудовика. Улитка имеет 2.5 завитка и похожа на улитку - прудовика.


Внутреннее ухо. Одна из стенок перепончатой части улитки (базальная мембрана-11) состоит из24тыс. Натянутых волоконец разной длинны. Каждое волоконце отвечает за звук определенной высоты. На базальной мембране располагаются клетки с волосками на верхушке(12).Это слуховые рецепторы. Над рецепторами находится покровная мембрана(13). К каждому рецептору подходят окончания слухового нерва. Одна из стенок перепончатой части улитки (базальная мембрана-11) состоит из24тыс. Натянутых волоконец разной длинны. Каждое волоконце отвечает за звук определенной высоты. На базальной мембране располагаются клетки с волосками на верхушке(12).Это слуховые рецепторы. Над рецепторами находится покровная мембрана(13). К каждому рецептору подходят окончания слухового нерва.


Работа органа слуха. Как же работает слуховой анализатор? Как же работает слуховой анализатор? Ушные раковины улавливают звуковые колебания и направляют их в слуховой проход. По нему колебания направляются в среднее ухо, достигнув барабанной перепонки, вызывают её колебание. Через систему слуховых косточек колебания передаются дальше – во внутреннее ухо. В пластинке разделяющей полости среднего и внутреннего уха, имеются два «окна», затянутых тонкими перепонками. В одно из них – овальное упирается стремечко, передавая звуковые колебания перепонке. Ушные раковины улавливают звуковые колебания и направляют их в слуховой проход. По нему колебания направляются в среднее ухо, достигнув барабанной перепонки, вызывают её колебание. Через систему слуховых косточек колебания передаются дальше – во внутреннее ухо. В пластинке разделяющей полости среднего и внутреннего уха, имеются два «окна», затянутых тонкими перепонками. В одно из них – овальное упирается стремечко, передавая звуковые колебания перепонке. Её колебания вызывает движение жидкости в улитке, она в свою очередь заставляет колебаться базальную мембрану. При движении волоконец волоски рецепторных клеток касаются покровной мембраны. В рецепторах возникает возбуждение, которое по слуховому нерву передается в головной мозг, где через средний и промежуточный мозг возбуждение попадает в слуховую зону коры больших полушарий, расположенную в височных долях Её колебания вызывает движение жидкости в улитке, она в свою очередь заставляет колебаться базальную мембрану. При движении волоконец волоски рецепторных клеток касаются покровной мембраны. В рецепторах возникает возбуждение, которое по слуховому нерву передается в головной мозг, где через средний и промежуточный мозг возбуждение попадает в слуховую зону коры больших полушарий, расположенную в височных долях


Орган равновесия. Большинство животных имеют специальные органы равновесия. Они могут быть простыми, например «отолитовый» орган у рака; находящиеся в нем песчинки раздражают чувствительные клетки, благодаря этому рак ощущает положение своего тела в пространстве. У человека функцию органа равновесия «вестибулярного аппарата» выполняет часть внутреннего уха – это два маленьких мешочка преддверие и три полукружных канала (Изогнутые трубки лежащие в трех перпендикулярных полостях). Полости преддверия и полукружных каналов заполнены жидкостью. Когда голова человека находится в вертикальном положении, кристаллики, расположенные в зоне рецепторов преддверия внутреннего уха, определенным образом давят на волоски чувствительных клеток. При повороте головы вправо и влево ампулярные гребешки в полукружных каналах смещаются, соответственно меняется давление на чувствительные клетки – то с правой стороны, то с левой. давление кристалликов и гребешков вызывают раздражение рецепторов. Возникшие нервные импульсы проводятся в головной мозг (средний мозг, мозжечок, кору больших полушарий). Из мозга импульсы поступают к различным группам скелетных мышц. Происходит их рефлекторное сокращение и равновесие тела восстанавливается.


Это интересно. Слуховой проход не совсем прямой, а слегка изогнут, его стенки выделяют липкое вещество – ушную серу. Она не дает проникать в слуховой проход пыли и мелким насекомым. Слуховой проход не совсем прямой, а слегка изогнут, его стенки выделяют липкое вещество – ушную серу. Она не дает проникать в слуховой проход пыли и мелким насекомым. Уровень шума измеряется в (дБ): шепот человека-15 дБ; шелест падающего с дерева листа-10 дБ; разговор двух людей -60 дБ; шум интенсивного дорожного движения-90 дБ. Уровень шума измеряется в (дБ): шепот человека-15 дБ; шелест падающего с дерева листа-10 дБ; разговор двух людей -60 дБ; шум интенсивного дорожного движения-90 дБ. Шум свыше 100 дБ практически невыносим для человека, однако шум издаваемый рок – группой 110дБ, у многих людей на концерте возникают болевые ощущения Шум свыше 100 дБ практически невыносим для человека, однако шум издаваемый рок – группой 110дБ, у многих людей на концерте возникают болевые ощущения Шум в 200 дБ может очень быстро убить человека. Шум в 200 дБ может очень быстро убить человека.


Это интересно. Эмбрион ощущает звуковые колебания. Будущий человек прекрасно запоминает звуки биения материнского сердца радуется и улыбается, прослушав их запись после рождения. Эмбрион ощущает звуковые колебания. Будущий человек прекрасно запоминает звуки биения материнского сердца радуется и улыбается, прослушав их запись после рождения. Как и любой анализатор, вестибулярный аппарат нуждается в тренировке. Так космонавты длительное время тренируются для того чтобы длительное время работать в условиях невесомости. Людей может укачивать не только в море во время волнения, но и в транспорте. Во время качки жидкость в полукружных каналах постоянно перемещается и возбуждает рецепторы, а мозговые центры большинства людей реагируют на это неприятными ощущениями. Как и любой анализатор, вестибулярный аппарат нуждается в тренировке. Так космонавты длительное время тренируются для того чтобы длительное время работать в условиях невесомости. Людей может укачивать не только в море во время волнения, но и в транспорте. Во время качки жидкость в полукружных каналах постоянно перемещается и возбуждает рецепторы, а мозговые центры большинства людей реагируют на это неприятными ощущениями.


Проверь себя 1 Ушная раковина входит в состав: A. Среднего уха Б. Наружного уха B. Внутреннего уха 2. Барабанная перепонка преобразует звуковые колебания в: A. Механические Б. Электрические B. Электромагнитные 3. Слуховые косточки расположены в полости: A. Наружного уха Б. Среднего уха B. Внутреннего уха 4. Молоточек, наковальня и стремя: A. Уравнивают атмосферное давление и давление в слуховой трубе Б. Ослабляют колебания барабанной перепонки B. Усиливают колебания барабанной перепонки 5. Улитка является органом: A. Слуха Б. Равновесия B. Звуковоспроизведения 6 Внутреннюю часть перепончатого лабиринта занимает: А. Перилимфа Б. Эндолимфа В. Воздух 7. Слуховые рецепторы возбуждаются под влиянием колебаний: A. Барабанной перепонки Б. Слуховых косточек B. Жидкости в улитке 8. Анализ звуковых раздражителей происходит: A. В лобной доле коры Б. В височной доле коры B. В затылочной доле коры 9 Функцию вестибулярного аппарата выполняют: A. Улитка Б. Барабанная перепонка B. Полукружные каналы 10 Равновесие тела контролируется: A. Мозжечком Б. Продолговатым мозгом B. Промежуточным мозгом


Проверь себя. Вставь пропущенные слова. 1. Звук – это колебания..., которые воспринимаются органом..., состоящим из наружного,... и внутреннего уха ухо состоит из ушной... и слухового..., соединенного с... перепонкой, преобразующей звуковые... в механические Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от..., представляющего собой узкую..., продолжающуюся в слуховую..., связанную с глоткой; в барабанной полости расположены слуховые косточки..., наковальня и Внутреннее ухо представлено... лабиринтом и... лабиринтом, соответствующими друг другу по форме и расположенными в... костях черепа; между поверхностями лабиринтов имеется жидкость – Во внутреннем ухе выделяют улитку,... и три... канала; стенка улитки состоит из волоконец разной длины, на которых расположены слуховые Колебания слуховых косточек передаются через... окно улитки волокнам... клеток, в которых возникают нервные импульсы, направляющиеся по слуховому нерву в... зону коры, где происходит анализ характера и смысла Орган... представлен преддверием и... каналами, заполненными жидкостью; в их стенках расположены... и кристаллы углекислого..., которые при изменении положения головы человека давят на рецепторные клетки, вызывая образование импульсов, поступающих в средний мозг, кору и Орган равновесия называется также... аппаратом и информирует ЦНС о положении тела в пространстве, при этом восстановление положения тела происходит...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Учитель биологии МБОУ ООШ п. Студеный. Торгашов Н.Н.

Строение органа слуха. Органами слуха являются уши. Ухо состоит их трех отделов.

Наружное ухо. Ушная раковина, представляет собой хрящевое образование, направляет звуковые волны в наружный слуховой проход. Звуковые волны вызывают колебания барабанной перепонки, отделяющей наружное ухо от среднего.

Среднее ухо.

Внутреннее ухо. Внутреннее ухо находится внутри височной кости, оно заполнено жидкостью. Внутреннее ухо имеет: преддверие, улитку (орган слуха), полукружные каналы (орган равновесия)

Слуховой анализатор.

Гигиена слуха. При некоторых заболеваниях (грипп, ангина, скарлатина) микробы могут проникнуть по слуховой трубе в среднее и внутренне ухо вызвать воспаление. Поэтому при боли в ухе следует немедленно обратится к врачу. Вредно влияет на орган слуха шум, притупляет слух, утомляет нервную систему, снижает работоспособность.

Практическая работа: Соедините ладони рук на уровне груди, поднимите одну ногу, согните ее в колене, разверните в сторону и прижмите пятку к внутренней поверхности коленного сустава второй опорной ноги. Закройте глаза, и включите секундомер. Если удалось продержатся в этом положении 16 с -состояния вашего вестибулярного аппарата хорошее. Проверти ваш вестибулярный аппарат.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы

Урок биологии 8 класс. Данный урок раскрывает строение органов слуха и равновесия, их анализаторов, механизм прохождения звуковой волны....

Урок-презентация. Органы цветковых растений

Данный урок для 6 класса позволяет закрепить знания об особенностях строения и значения органов цветковых растений....

Цель: изучить строение и функции органов слуха и равновесия и их анализаторов; уметь показывать связывающую роль анализаторов между организмом и внешней средой.

Задачи: Рассмотреть особенности строения слухового анализатора.

Создать условия для развития логического мышления, речи, творческих способностей.

Воспитывать коммуникативные качества, формировать гигиенические навыки и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Методы обучения: частично - поисковый, групповая работа, самостоятельная работа, межпредметное обучение, использование ИКТ.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление о движении крови по сосудам, о регуляции кровоснабжения, знать причины движения крови, способы правильного измерения артериального давления и пульса, уметь формулировать свои мысли в процессе изучения кровеносной системы.

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения и измерения, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.

Личностные: формируется бережное отношение к собственному здоровью.

Основные понятия урока: наружное, среднее и внутреннее ухо, косточки среднего уха, слуховой анализатор, вестибулярный аппарат,

План урока

І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

ІІІ. Изучение нового материала:

1. Строение органа слуха.

2. Слуховой анализатор.

3. Гигиена органов слуха.

4. Строение органа равновесия и его анализатора.

ІV. Закрепление полученных знаний.

V. Подведение итогов урока и выставление оценок.

V І. Домашнее задание.

Ход урока

І. Организационный момент- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.

На прошлом уроке мы рассмотрели строение органов зрения и зрительного анализатора. Сегодня давайте повторим.

ІІ. Проверка домашнего задания

Тест «Зрительный анализатор» (определить соответствие) слайд 2

ІІІ. Изучение нового материала

Вся ярчайшая палитра настроений и чувств: радость и горе, бодрость и уныние, буйство и печаль - может быть выражена звуком. С чем сравнится «угроза» грома, свист соловья, звон капели, колыбельная матери, потрясающее разнообразие и мощь музыкальных аккордов?! С помощью звуков люди общаются, обмениваются мыслями, идеями, чувствами, информацией.

Как вы думаете, ребята, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

Какая тема урока? Цель урока? Слайд 3,4.

Слайд 5. Вторым по значимости органом чувств является орган слуха, дающий возможность общения с внешним миром. Благодаря органу слуха человек может слышать самые разнообразные звуки окружающей нас природы, городской шум, музыку, голос другого человека. С помощью слуха можно воспринимать информацию на значительном расстоянии.

Ведь именно с помощью слуха мы поддерживаем более тесную связь с окружающим миром, чем с помощью зрения. В отличие от зрения, слух действует непрерывно, даже во сне. Его невозможно «выключить».

Орган слуха имеет очень сложное строение. В нём различают наружное, среднее и внутреннее ухо.

1. Строение органа слуха

Давайте разделимся на 3 группы и каждая группа работает со своим отделом уха.

Стр 296-297. Каждая группа делает небольшой отчет.

Таблица в листах. Слайд 6.

Отделы уха

Строение

Наружное ухо

Ушная раковина

Наружный слуховой проход

Барабанная перепонка

Улавливает звуки

Направляет звук на барабанную перепонку

Преобразует звуковые колебания в механические

Среднее ухо

Полость среднего уха

Слуховая труба

Косточки среднего уха(молоточек, наковальня, стремечко)

Уравнивают давление в полости среднего уха с атмосферным.

Усиливают колебания барабанной перепонки

Внутреннее ухо

Слуховой нерв

Улавливает механические колебания жидкости рецепторами органа слуха

Передаёт импульсы в головной мозг

Слайды 8,9. Наружное ухо. Ушная раковина образована хрящом со многими завитками.

Воздух в ней завихряется, а пылинки и микробы оседают на её поверхности.

В глубине наружного слухового прохода имеются волосы и кожные железы, выделяющие липкое жёлтое вещество - ушную серу. Она задерживает пыль и убивает микробы.

Слайды10,11,12. Среднее ухо находится в толще височной кости и представляет собой полость.

Молоточек, соединённый с барабанной перепонкой, передаёт её колебания сначала на наковальню, затем усиленные колебания передаются на стремя.

Слайды 13,14. Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, состоящий из системы полостей и канальцев. Все полости лабиринта заполнены жидкостью. В нём имеются два разных органа: орган слуха и орган равновесия - вестибулярный аппарат.

Орган слуха находится в спирально закрученном костном канале - улитке. На мембране находятся воспринимающие клетки - слуховые рецепторы. Колебания жидкости, заполняющей улитку, раздражают отдельные слуховые рецепторы. В них возникают импульсы, которые передаются по слуховому нерву в головной мозг.

Учитель дополняет и обобщает сообщения учащихся, которые сопровождаются слайдами презентации. Ещё раз проговариваем записи в тетради. у девочек!

Физминутка.

1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Оттяните уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начинайте с открытыми глазами, затем с закрытыми глазами.

3. Глазами нарисовать три треугольника, четыре квадрата и пять кругов. Потереть ладони и закрыть ими глаза, поморгать.

2. Слуховой анализатор слайд 15, 16.

Каким же образом работает слуховой анализатор? Давайте разберёмся.

Ушные раковины улавливают звуковые колебания и направляют их в слуховой проход. По нему колебания направляются в среднее ухо, и достигнув барабанной перепонки, вызывают её колебания. Через систему слуховых косточек колебания передаются во внутреннее ухо. Стремя ударяет в овальное окно, колебания мембраны овального окна вызывают движение жидкости в улитке, она, в свою очередь, заставляет колебаться волоконца. При движении волоконец волоски рецепторных клеток касаются покровной мембраны. В рецепторах возникает возбуждение, которое по слуховому нерву передаётся в головной мозг. Здесь происходит окончательное различие звука.

Учащиеся в тетрадях составляют схему прохождения звуковой волны.

Схема «Прохождение звуковой волны»

3. Гигиена слуха. Прочитайте статью в учебнике на стр. 298-299 «Гигиена слуха» и составьте правила по гигиене органа слуха.

Правила гигиены органа слуха. Устно.

  1. Содержать в чистоте ушные раковины и наружный слуховой проход;
  2. Нельзя очищать слуховой проход твёрдыми предметами;
  3. При возникновении инфекционных заболеваний немедленно обратиться к врачу.
  4. Нельзя систематически пребывать в шумной обстановке.

4. Строение органа равновесия и его анализатора. Слайд 17.18.

Мы рассмотрели орган слуха и его анализатор, но в глубине височной кости, рядом с улиткой, находится вестибулярный аппарат. Именно этот орган равновесия непрерывно контролирует положение нашего тела в пространстве. С его помощью мы можем осуществлять различные сложные движения.

Вестибулярный аппарат состоит из двух мешочков и трёх полукружных каналов. Каналы расположены в трёх взаимоперпендикулярных направлениях. Полости преддверия и полукружных каналов заполнены жидкостью.

В стенках полостей полукружных каналов расположены рецепторы, представляющие собой волосковые клетки, на которые давят крохотные кристаллики углекислого кальция. При движении головы или тела эти кристаллики смещаются, меняется давление на волоски. Возникшие нервные импульсы проводятся в головной мозг. Из мозга ответные импульсы поступают к скелетным мышцам, приводя их в движение.

ІV. Закрепление изученного (выполнение тестового задания « Выбери правильные суждения»). Слайд 19,20.

1.Орган слуха расположен в височной кости и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

2.Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.

3.Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.

4.Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.

5.Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.

6.Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.

7.Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.

8. Внутреннее ухо представляет собой системы полостей и извитых канальцев.

9.Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.

10. Постоянные громкие звуки вызывают потерю эластичности барабанной перепонки.

Ответы:1, 3,5,6,8,9,10.

Рефлексия: слайд 21.

Какой факт показался любопытным?

Что нельзя делать, чтобы не навредить слуху?

Что значит музыкальный слух?

Каждый урок - это черный ящик, вы не знаете, что вы увидите, услышите. Но как интересно познать неизвестное

V. Подведение итогов урока и выставление оценок. Собрать листы.

VІ. Домашнее задание:

Сделать доклад о вредном влиянии шума на слух, о заболеваниях органов слуха и равновесия.

Если на Луне под самым ухом у человека выстрелить, услышит ли он? (нет, звук - это колебания воздуха, его нет на Луне).

Где располагается орган слуха у кузнечика? (на передних ногах)