«Депрессия и способы борьбы с ней»

Депрессия и способы борьбы с ней


  • 1. Осветить основные признаки депрессии.
  • 2. Выявить причины развития депрессии.
  • 3. Показать пути преодоления и предотвращения депрессии.
  • 4. Выработать чувство уверенности, что депрессию можно победить.
  • 5. Научить учащихся реально оценивать проблемы, возникающие в жизни, и принимать сложные ситуации, не зацикливаясь на них, продолжать строить жизнь.

Причины возникновения депресии

  • В большинстве случаев она развивается как следствие каких-либо потерь, перенесенных людьми (потеря любимого, потеря трудоспособности, потеря самоуважения).
  • По мнению других, депрессия связана в основном с эмоциональными травмами, полученными в детстве. Глубокие душевные раны могут привести к очень серьезным приступам депрессии.

Назовите обстоятельства, которые в настоящее время могут вызвать у вас состояние уныния.

  • 1) отсутствие взаимопонимания в отношениях с родителями;
  • 2) проблемы в общении с одноклассниками, друзьями;
  • 3) отсутствие возможностей для осуществления своих желаний;,
  • 4) отсутствие или недостаточное количество карманных денег;
  • 5) потеря самоуважения;
  • 6) потеря трудоспособности;
  • 7) неудачи в учебе, других сферах жизни и т. д.

Перечислите чувства, которые возникли у вас в связи с потерей близкого человека, прекращением взаимоотношений с другом, утратой надежды, разрушенной мечтой и т. п.

  • 1) глубокая печаль;
  • 2) физическая боль;
  • 3) вина;
  • 4) потребность вновь обрести потерянное;
  • 5) изоляция от окружающих (одиночество);
  • 6) противоречивые чувства, замешательство;
  • 7) потеря самоуважения и др.

Формула депрессии

  • потеря + возмущение, гнев + жалость к самому себе = депрессия.

Что, на ваш взгляд, может послужить источником сил в преодолении прошлых утрат?

  • 1) постараться перестать думать о своих проблемах и постараться понять нужды и переживания других людей;
  • 2) все переосмыслить и начать жить по-новому с новыми взглядами и позицией;
  • 3) постараться пережить крушение своих надежд и продолжать идти вперед;
  • 4) возвращаться мысленно к счастливым дням и постараться не думать о грустном;
  • 5) пытаться найти в себе силы начать все сначала;
  • 6) улыбаться окружающим, помня о том, что каждый из нас несет свой крест;
  • 7) искать силы утешения и надежду в тишине и покое молитвы, вере;
  • 8) сдерживать слезы сожаления и жалости к себе.

Ситуация 1.

  • Проблема. Человек старается забыть случившееся с ним, вести себя так, словно ничего не произошло, замыкается в себе, пытается внушить себе, что событие, причинившее ему боль, было просто ошибкой неопытной юности, старается ни с кем не обсуждать эту тему («Зачем это нужно?»), пытается внушить себе, что этого не было, что черное на самом деле белое и т. д. - такая реакция на события не поможет преодолеть депрессию.

Проблема 2

  • Человек прилагает большие усилия, чтобы скрыть свою проблему, особенно если чувствует себя виноватым. Человек страшно боится, что то, что он пытался ото всех скрыть, вдруг предстанет на всеобщее обозрение. Такая реакция называется «вытеснением» и является просто самообманом. Искусственно вытесненная вина впоследствии сказывается на всей жизни человека, даже если он забудет о ней, и никто другой так и не узнает о случившемся.

Ситуация 3.

  • Проблема. Человек думает, что все в жизни относительно. Все зависит лишь от того, под каким углом взглянуть на проблему. Как будто бы он все понимает, всех прощает и при этом на все смотрит свысока со снисходительной улыбкой. В результате ему все чаще и чаще приходится идти на сделку с совестью. Даже если он оказывается причиной неприятностей для других или сам сталкивается с проблемой по своей вине, он всегда стремится найти себе оправдание.

Ситуация 4.

  • Проблема. Человек использует свою проблему для того, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать жалость окружающих. Это помогает ему чувствовать себя особенным в глазах других людей, таким образом повышая уровень собственной значимости. Но это всего лишь самообман. Жажда получения от других людей внимания и сочувствия не должна превращаться в самоцель. Внимание толпы не восполнит потерю и не исцелит душевных ран.

Ситуация 5.

  • Проблема. Для человека бремя проблемы казалось настолько тяжелым, что он страстно хотел бы избавиться от этого тяжкого груза, но куда его деть? Он начинает выискивать среди друзей того, кто готов взять его бремя на себя. Почему бы и нет? Ведь это же его старые приятели. Пусть они помогут ему, ведь у него самого ничего не получается.

Несколько советов тем, кто переживает депрессию:

  • 1) постарайтесь осознать, что горе - это один из неотъемлемых периодов жизни каждого человека;
  • 2) постарайтесь полностью осознать себя как личность, взгляните на себя как бы со стороны, как на полноценного человека, способного позаботиться о себе, справиться со своими желаниями и эмоциями;
  • 3) не старайтесь переделать людей, заставить их подстроиться под вас, воспринимайте их такими, какие они есть;
  • 4) не надейтесь снова стать таким, каким вы были раньше, помните, что можете стать лучше!

Помощь другу

  • . 1) внимательно выслушай друга. После этого ему наверняка станет легче;
  • 2) не критикуй его, наоборот, постарайся дать понять, что поддержишь его, что бы ни случилось;
  • 3) постарайся оказать ему какую-нибудь реальную помощь;
  • 4) постарайся увлечь друга новым занятием: пригласи его в секцию или кружок, куда ходишь сам;
  • 5) если ты видишь, что депрессия продолжается длительное время и твои усилия не помогают, постарайся убедить его в необходимости обратиться к специалисту, например психологу.

  • Необходимо дать ответы на вопросы, оценивая их в очках от 1 до 5.
  • 1. Я каждый день ем суп.
  • 2. По крайней мере, четыре ночи в неделю я сплю по 7-8 ч.
  • 3. Я чувствую, что родители заботятся обо мне, и сам также стараюсь заботиться о них.
  • 4. Даже в самой сложной ситуации я могу положиться по крайней мере на одного из родителей или других близких родственников.
  • 5. Я с удовольствием занимаюсь спортом, хожу в спортивную секцию.
  • 6. Я не курю.
  • 7. Я не употребляю алкоголь.
  • 8. У меня нет недостатка или избытка веса.
  • 9. Моих карманных денег хватает на необходимые расходы.
  • 10. Я люблю читать классическую литературу.
  • 11. Я с удовольствием принимаю участие в общественных делах.
  • 12. У меня много приятелей.
  • 13. У меня есть друг, которому я могу довериться.
  • 14. Я ничем не болен.
  • 15. При необходимости я смогу выразить словами свои чувства.
  • 16. Я обсуждаю проблемы в школе с родителями.
  • 17. Я развлекаюсь почти каждую неделю.
  • 18. Я умею планировать личное время.
  • 19. Я не люблю газированные напитки.
  • 20. Каждый день я могу найти несколько минут для того, чтобы побыть в одиночестве и подумать о своем.

  • Сложите ваши очки и отнимите 20.
  • Если вы набрали более 30 очков, вы склонны к состоянию уныния.
  • От 50 до 75 - вы подвержены депрессии в значительной степени.
  • Более 75 - вы в высшей степени подвержены депрессии.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Депрессия и способы борьбы с ней»

Самоопросник для диагностики депрессии 1. Испытываете ли вы постоянную печаль, тревогу, тоску? 2. Беспокоит ли Вас бессонница(особенно раннее пробуждение) или сонливость? 3. Изменился ли Ваш аппетит? 4. Потеряли ли Вы интерес к тем видам деятельности, которые раньше доставляли удовольствие? 5. Испытываете ли постоянное беспокойство и раздражительность?

6. Отмечаете ли вы у себя симптомы физического недомогания, не поддающееся лечению(боли, расстройства пищеварения)? 7. Испытывает ли Вы постоянные трудности при необходимости концентрации внимания, запоминания, принятия решения? 8. Чувствуете ли вы постоянную беспричинную усталость и утрату энергии? 9. Испытываете ли Вы мучительное чувство вины, собственной никчемности и безнадежности? 10. Посещают ли Вас навязчивые мысли о смерти?

Д ревнегреческий врач Гиппократ подробно описывал под названием «меланхолия» состояния, очень напоминающие наше сегодняшнее определение депрессии, и даже рекомендовал лечение в рамках возможностей античной медицины.

Депре́ссия (от лат. deprimo - «давить», «подавить») - это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью.

Классическая депрессия - это душевное состояние, переживаемое как печаль, подавленность, тревога, ангедония (утрата способности получать удовольствие от привычных дел). Невротическая депрессия - результат длительной психотравмирующей ситуации. Такая депрессия встречается среди людей с определенными особенностями личности, например, прямолинейность, бескомпромиссность в сочетании с неуверенностью, нерешительность в определенных ситуациях. Психогенная депрессия развивается в ситуации утраты жизненно важных для данной личности ценностей (потеря или смерть близкого, сильный стресс на работе и т.д). Послеродовая депрессия развивается у молодых матерей в первый месяц после родов. Особенностью циркулярной депрессии являются суточные, сезонные или другие варианты колебания настроения. Виды депрессии

Причины депрессии Современная медицина выделяет биологические, психологические и социальные причины этого заболевания.

Биологические причины

Психологические причины

Социальные причины

Ситуация 1. Проблема. Сергей долгое время встречался с Александрой, но по ее инициативе они расстаются. Сергей старается забыть случившееся с ним, вести себя так, словно ничего не произошло, замыкается в себе, пытается внушить себе, что событие, причинившее ему боль, было просто ошибкой неопытной юности, старается ни с кем не обсуждать эту тему («Зачем это нужно?»), пытается внушить себе, что этого не было, что черное на самом деле белое и т. д.

Ситуация 2. Проблема. Аллу после неуспешных экзаменов отчисляют из института. При этом она скрывает это от родителей, которые свято верят что их дочь хорошо учится и вскоре станет хорошим специалистом. Алла прилагает большие усилия, чтобы скрыть свою проблему, и чувствует себя виноватой. Она страшно боится, что то, что она пытается ото всех скрыть, вдруг предстанет на всеобщее обозрение.

Ситуация 3. Проблема. Игорь недавно попал под сокращение на работе, и уже неделю сидит дома и отказывается что либо делать. Он использует свою проблему для того, чтобы привлечь к себе внимание родных, вызвать жалость окружающих. Это помогает ему чувствовать себя особенным в глазах других людей, таким образом повышая уровень собственной значимости.

Ситуация 4. Проблема. Вячеслав изменил жене, через какое то время она узнала об этом и решила подать на развод. Вячеславу не хочется терять семью, но что предпринять он не знает и просит друзей и родственников отговорить жену от развода. Он очень рассчитывает на друзей, ведь у него самого ничего не получается.

Доверительное общение с близкими людьми, Признание своих ошибок без принижения своего достоинства. Стараться не перекладывать свои проблемы на других, и учиться решать их самостоятельно. Перестать жалеть себя, и самостоятельно отвечать за свои поступки. Научиться оптимистично, смотреть на жизнь.

Способы выхода из депрессии

Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!


Депрессия и пути выхода из нее.

Цель: закрепить понятие что такое депрессия, каким образом можно определить ее и совместно найти пути выхода из нее.

Вопросы к детям . Как вы думаете, что такое депрессия? Почему она возникает?

Одна из важнейших проблем нашего здоровья – депрессии. Ежедневно на нас обрушивается поток тревожащей и волнующей информации. Социальная и политическая нестабильность, безудержный рост цен, увеличивающаяся безработица – вся эта ужасающая реальная действительность является постоянным психотравмирующим фактором. У детей проблемы в школе: перегрузки, оценки, неважные взаимоотношения с одноклассниками, с родителями (не понимают) и другие. К тому же. Многие люди взваливают на свои уставшие плечи груз дополнительных бесполезных переживаний, огорчений и забот, наносящих серьезный вред их психическому состоянию и телесному здоровью.

Каким –нибудь образом можно определить, начинается у тебя депрессия или нет?

Специалисты считают, что пессимистические оценки человеком своего настоящего и будущего можно считать первыми симптомами начинающейся депрессии.

Наверное, не все знают, что обычно депрессия проявляется не только эмоциональным спадом, но и снижением работоспособности, порой с замедлением мыслительных процессов, отсутствием интереса к окружающему, а также определенным уменьшением мышечной активности. Однако эмоциональные нарушения при депрессиях выглядят по-разному. Они как бы уходят в себя, становятся печальными, грустными. Они мрачны, склонны к преувеличению негативных, отрицательных событий в жизни. Другие становятся раздражительными, вспыльчивыми или обидчивыми, капризными как дети. Нередко они слишком много или наоборот. Слишком мало говорят. Все это признаки депрессии.

Кроме этого, могут быть

  1. головные боли.
  2. заметное снижение аппетита
  3. расстройство сна
  4. снижение общего тонуса (чувство вялости, разбитости)
  5. нередко ощущение душевного дискомфорта

Часто человек как бы застревает на тревожащих, волнующих, беспокоящих его воспоминаниях. Он осуждает себя за то, что неправильно поступил в той или иной ситуации (возникают чувства боли, печали, сожаления или злобы).

Тест.

« Подвержены ли вы депрессивному риску»

Будьте искренни в своих ответах и постарайтесь основываться на своем состоянии и самочувствии за последние 2-3 месяца.

Варианты ответов. А – редко, В – иногда, С – часто, Д – почти всегда

  1. Я чувствую себя уныло, тоскливо, грустно.
  2. По утрам я чувствую себя лучше.
  3. Временами я ощущаю желание заплакать.
  4. У меня плохой соню
  5. Я ем столько же, сколько обычно.
  6. Мне нравиться смотреть, разговаривать, общаться с привлекательными мальчиками.
  7. Я теряю в весе.
  8. У меня запоры.
  9. Мое сердце бьется быстрее, чем обычно.
  10. Я устаю без видимых причин.
  11. Моя голова свежа, как обычно.
  12. Мне легко делать привычные вещи.
  13. Я беспокоен и не могу подолгу оставаться на одном месте
  14. Я с надеждой смотрю в будущее.
  15. Я более раздражителен, чем обычно.
  16. Мне легко принимать решения.
  17. Я ощущаю, что полезен, что во мне нуждаются.
  18. Я ощущаю полноту жизни.
  19. Мне кажется, что другим будет легче, если я умру.
  20. Мне по-прежнему доставляет удовольствие то, что и раньше.

Подсчет баллов.

Вопросы 1,3,4,7,8,9,10,13.15.19 – отрицательные. В них ваши ответы оцениваются следующим образом: А– 1 балл, В – 2 балла, С – 3 балла, Д – 4 балла. Остальные - вопросы положительные. В них баллы подсчитываются так: А – 4, В – 3, С – 2, Д –1.

Оценка полученных результатов.

Менее 50 баллов – малый риск.

50 –60 баллов – умеренный риск.

Более 60 баллов – высокий риск впасть в депрессию (или уже есть)

Дороги оптимизма.

Для того, чтобы вырваться из объятий пессимизма, нужно повысить самооценку. Для этого можно провести несложное упражнение.

Похвально слово самому себе.

  1. В течение 10 минут с закрытыми глазами вспоминайте свою жизнь.
  2. Начните с самых ранних воспоминаний.
  3. Вспомните каждое свое достижение, каждую заслугу, каждое совершенное дело, которым вы можете гордиться.
  4. Откажитесь от любых скромных, снижающих ваши достоинства замечаний типа: « В институте я был первым в своей группе, правда в ней было всего десять человек») Отбросьте вторую часть предложения, оставьте только первую.
  5. Обратите особое внимание на те события, которые без вашего участия приняли бы совсем иной оборот(например, вы выступили на собрании и защитили своего товарища, просто помогли старушке и т.д.)
  6. Не забудьте поступки, которые кому – то могут показаться легкими, но для вас были трудны (изучили иностр. язык, который вам трудно дается)

Сам себя не похвалишь, никто себя не похвалит.

Пути выхода.

Упражнение по так называемому «эмоционально- коррективному переживанию.

Запишите тревожащий вас эпизод в виде небольшого рассказа от первого лица в настоящем времени. Постарайтесь как можно точнее вспомнить все события. Восстановите диалоги. Зафиксируйте ваши чувства.

2. Затем перепишите эту историю так, как бы вы хотели, чтобы она произошла. Пойдите навстречу преследователю. Отомстите мучителю.

3. Или полюбите человека, которого вы ненавидите. Делайте все, что хотите. Напишите новые диалоги. Опишите ваши чувства. Придумайте свой собственный финал и развязку.

Наиболее счастливыми чувствуют себя люди, которые помнят, что сделали (или хотели сделать) что-то хорошее, а не те, кто винит себя за неудачи.

Упражнение для людей, которые чувствуют себя одинокими, покинутымти, беззащитными.

Маяк

Представьте себе маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова высокий, добротно сооруженный маяк. Вообразите себя маяком, стоящим на этом скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильгые постоянно дующие ветры не могут покачнуть вас. Из окон верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный луч света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая постоянно поддерживает свет вашего луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей и являющегося символом безопасности людей на берегу!

Постарайтесь ощутить источник света в себе.

Остроту депрессивных переживаний может снизить 1) возможность выговориться,

2) перемена деятельности, 3) общение с интересными людьми, 4) встать с рассветом (причиной депрессии является гормон мелатонин образующийся ночью), 5) улучшают настроение фрукты – изюм, айва, груша, банан (улучшают тонус кровеносных сосудов); огуречная трава (еще Гете писал о салате с огуречной травой), ароматические травы – кинза, базилик, сельдерей., ограничивать употребление жирной мясной пищи.

Но самолечением заниматься нельзя, если уже наступила истинная депрессия. Надо обращаться к психотерапевту.















1 из 13

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Цели1. Осветить основные признаки депрессии.2. Выявить причины развития депрессии.3. Показать пути преодоления и предотвращения депрессии.4. Выработать чувство уверенности, что депрессию можно победить.5. Научить подростков реально оценивать проблемы, возникающие в жизни, и принимать сложные ситуации, не зацикливаясь на них, продолжать строить жизнь.

№ слайда 3

Описание слайда:

Введение Тема сегодняшнего классного часа - депрессия. Мы поговорим более подробно об этом состоянии, его причинах и путях выхода. Что такое депрессия в Вашем понимании? Существует два типа людей. Одни, увидев, что у них ничего не получилось, разочаруются и впадут в депрессию. Такие люди часто страдают из-за заниженной самооценки, считая, что они никогда не смогут стать лучше. Другие начнут искать способ достижения поставленной цели. Давайте рассмотрим, что же такое депрессия. Причины возникновения депрессии. Каким образом возникает депрессия? В большинстве случаев она развивается как следствие каких-либо потерь, перенесенных людьми (потеря любимого, потеря трудоспособности, потеря самоуважения). Психическое состояние, характеризуемое как депрессия, можно назвать следствием обостренной реакции человека на чувство разочарования. Многие люди, не нашедшие выхода из сложных ситуаций, впадают в депрессию.

№ слайда 4

Описание слайда:

Можно сформулировать следующее определение депрессии: это состояние, характеризующееся тоскливым настроением, замедлением мыслительных процессов, психомоторных реакций, зацикливанием на травмирующей ситуации. Человек, находящийся в депрессии, с пессимизмом смотрит в будущее. У него может пропасть аппетит, нарушиться сон, он часто плачет, бывает раздражительным.Конечно, наверняка каждый из присутствующих может сказать, что хотя бы раз, но испытывал что-то подобное. Неужели он уже болен? На самом деле депрессия -это действительно болезнь, но в том случае, если она длится в течение длительного времени. Так, например, если кто- то подвержен длительным и мучительным депрессиям, приводящим к душевному бессилию, длящемуся более 3- 4 месяцев, ему следует как можно скорее обратиться к врачу. Такому человеку обязательно требуется помощь специалиста. Если же подавленное настроение продолжается неделю-другую, то не стоит впадать в панику и тем самым усугублять свое состояние. Одним из наиболее распространенных видов депрессии, который переживал, наверное, каждый из нас, является уныние. В состоянии уныния человек продолжает нормально жить, действовать, однако мир вокруг него кажется очень мрачным, а каждая возникающая перед ним задача - непосильной. Он все время находится в этом состоянии и никак не может избавиться от этого чувства. После непродолжительной фазы бодрствования у человека снова наступает полная апатия. Возможно, кто-то уже переживал такое состояние?

№ слайда 5

Описание слайда:

Первый вопрос для обсуждения. Назовите обстоятельства, которые в настоящее время могут вызвать у вас состояние уныния.1) отсутствие взаимопонимания в отношениях с родителями;2) проблемы в общении с одноклассниками, друзьями;3) отсутствие возможностей для осуществления своих желаний;,4) отсутствие или недостаточное количество карманных денег;5) потеря самоуважения;6) потеря трудоспособности;7) неудачи в учебе, других сферах жизни и т. д.В большинстве случаев уныние развивается по этапам.1) изоляция от окружающих (одиночество);2) противоречивые чувства, замешательство;3) потеря самоуважения и др.

№ слайда 6

Описание слайда:

Развитие уныния: подавленное состояние, вызванное потерей или разочарованием, усугубляется эмоциями, вызванными неудовлетворенностью ситуацией. Человек не перестает думать о том, как плохо с ним обошлись или насколько несправедлива к нему жизнь. В результате его охватывают гнев и негодование. Вспыхивает обида. Он растерян Гнев снежным комом продолжает нарастать где-то глубоко внутри. В добавление к мучающим душу негативным эмоциям добавляется жалость к самому себе. В результате печаль переходит в глубокое уныние. Жизнь начинает казаться невыносимой. Чувства, вызванные потерей и разочарованием, продолжают разрастаться с каждым днем. Надежда найти выход из сложившейся ситуации становится все более призрачной. Человек испытывает ужасную жалость к самому себе. Все это усугубляет его состояние.

№ слайда 7

Описание слайда:

Обсуждения: Что, на ваш взгляд, может послужить источником сил в преодолении депрессии.Ответы могут быть примерно следующего содержания:1) постараться перестать думать о своих проблемах и постараться понять нужды и переживания других людей;2) все переосмыслить и начать жить по-новому с новыми взглядами и позицией;3) постараться пережить крушение своих надежд и продолжать идти вперед;4) возвращаться мысленно к счастливым дням и постараться не думать о грустном;5) пытаться найти в себе силы начать все сначала;6) улыбаться окружающим, помня о том, что каждый из нас несет свой крест;7) заняться любимым делом и т.д.

№ слайда 8

Описание слайда:

Нет таких людей, которые бы не сталкивались в своей жизни с потерями и разочарованиями. Однако следует отметить, что не каждый человек при этом впадает в депрессию. Причина возникновения такого состояния кроется в нашей реакции, в нашем отношении ко всему плохому, с чем приходится встречаться на жизненном пути. Наша реакция, в свою очередь, обусловлена определенными стереотипами нашего мышления. Почва, на которой развивается депрессия, - это наше сознание. Таким образом, чтобы обезоружить депрессию, мы должны разрушить неверные стереотипы мышления. Это не очень легко, но возможно. Между тем мы не можем и игнорировать грустные чувства, иначе они глубоко пустят корни в нашей душе, разрушая ее почву. Человек в состоянии обезоружить собственную депрессию, лишить ее силы тянуть вниз и подавлять. Надо только напрячься и сделать это усилие.

№ слайда 9

Описание слайда:

Вот некоторые способы решения проблемы депрессии.Ситуация 1.Проблема. Человек старается забыть случившееся с ним, вести себя так, словно ничего не произошло, замыкается в себе, пытается внушить себе, что событие, причинившее ему боль, было просто ошибкой неопытной юности, старается ни с кем не обсуждать эту тему («Зачем это нужно?»), пытается внушить себе, что этого не было, что черное на самом деле белое и т. д. - такая реакция на события не поможет преодолеть депрессию.Решение. Если человека действительно кто-то сильно обидел, ранил, необходимо с ним поговорить, иначе облегчение никогда не придет. Будет притупление боли, которая в будущем обязательно проявит себя, только неожиданным образом в совсем не связанной с ней ситуацией. Таковы часто результаты детских психологических травм - они сказываются на душевном состоянии и тяготеют над человеком всю жизнь, даже если он совершенно забыл о случившемся (что чаще всего и происходит). Сложную ситуацию необходимо разобрать, пусть даже эти действия не приведут к примирению или возврату утерянного.Ситуация 2.Проблема. Человек прилагает большие усилия, чтобы скрыть свою проблему, особенно если чувствует себя виноватым. Человек страшно боится, что то, что он пытался ото всех скрыть, вдруг предстанет на всеобщее обозрение. Такая реакция называется «вытеснением» и является просто самообманом. Искусственно вытесненная вина впоследствии сказывается на всей жизни человека, даже если он забудет о ней, и никто другой так и не узнает о случившемся.Решение. Если в произошедшем неприятном случае действительно была вина человека, ему следует честно в этом признаться, как себе, так и другим. Кроме того, необходимо попросить прощения и разрешить вопрос с человеком, который причастен к этому делу.

№ слайда 10

Описание слайда:

Ситуация 3.Проблема. Человек думает, что все в жизни относительно. Все зависит лишь от того, под каким углом взглянуть на проблему. Как будто бы он все понимает, всех прощает и при этом на все смотрит свысока со снисходительной улыбкой. В результате ему все чаще и чаще приходится идти на сделку с совестью. Даже если он оказывается причиной неприятностей для других или сам сталкивается с проблемой по своей вине, он всегда стремится найти себе оправдание.Решение. Человеку, таким образом относящемуся к жизненным событиям, необходимо научиться называть вещи своими именами. Его «теория относительности» не убережет ни от стресса, ни от депрессии. Ведь зло все равно останется злом, какие бы декорации его ни окружали. Но если видеть вещи такими, какие они есть, это поможет в решении проблем и сложных ситуаций, поскольку даст правильное понимание вещей. Человек сможет осознать, что ему на самом деле нужно менять.Ситуация 4.Проблема. Человек использует свою проблему для того, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать жалость окружающих. Это помогает ему чувствовать себя особенным в глазах других людей, таким образом повышая уровень собственной значимости. Но это всего лишь самообман. Жажда получения от других людей внимания и сочувствия не должна превращаться в самоцель.Решение. Такой человек должен постараться преодолеть жалость к себе и перестать выискивать среди окружающих тех, кто будет жалеть его, восхищаясь его страданиями и проблемами. Навязчивое требование сочувствия от других людей не уменьшит жалости к самому себе, а только увеличит ее. Необходимо попытаться внести какие-нибудь перемены в свой распорядок жизни, найти новые интересы и заботы, заняться любимым делом или просто помочь другим людям.

№ слайда 11

Описание слайда:

Несколько советов тем, кто переживает депрессию:1) постарайтесь осознать, что депрессия - это один из неотъемлемых периодов жизни каждого человека;2) постарайтесь полностью осознать себя как личность, взгляните на себя как бы со стороны, как на полноценного человека, способного позаботиться о себе, справиться со своими желаниями и эмоциями;3) не старайтесь переделать людей, заставить их подстроиться под вас, воспринимайте их такими, какие они есть;4) не надейтесь снова стать таким, каким вы были раньше, помните, что можете стать лучше!Помощь другу. Теперь, узнав о сущности депрессии, причинах ее возникновения и способах борьбы, вы можете позаботиться о своих друзьях. Если кто-то из них находится в унынии, вы можете помочь ему справиться с таким состоянием. Вот некоторые приемы, которые помогут твоему другу:1) внимательно выслушай друга. После этого ему наверняка станет легче;2) не критикуй его, наоборот, постарайся дать понять, что поддержишь его, что бы ни случилось;3) постарайся оказать ему какую-нибудь реальную помощь;4) постарайся увлечь друга новым занятием: пригласи его в секцию или кружок, куда ходишь сам;5) если ты видишь, что депрессия продолжается длительное время и твои усилия не помогают, постарайся убедить его в необходимости обратиться к специалисту, например психологу.

№ слайда 12

Описание слайда:

ЗаключениеПройдет немного времени, и вы научитесь принимать поражения с высоко поднятой головой и смело смотреть невзгодам в лицо, с силой и мужеством взрослого человека, а не с детским отчаянием.Вы научитесь прокладывать свой путь, исходя из сегодняшней ситуации, потому что завтрашний день - это слишком зыбкое основание для замыслов, а надежды, связанные с будущим, могут рухнуть на полпути.И однажды вы поймете, как много вы способны вынести, поймете, что вы действительно сильны, что вы действительно чего-то стоите. Вы будете учиться на своих ошибках и проблемах и с каждым разом становиться увереннее и сильнее, но всегда помните, что есть люди которые всегда нуждаються в вас.

№ слайда 13

Описание слайда:

Масштабы распространенности депрессии в мире настолько велики, что Всемирная организация здравоохранения объявила ее глобальной эпидемией XXI века. По данным ВОЗ, распространенность это вида психического расстройства в мире достигает 26% среди женщин и 12% среди мужчин. От депрессии страдает каждая шестая молодая мать. Она обнаруживается при большинстве соматических заболеваний, утяжеляя их течение и ухудшая прогноз. Об актуальности проблемы говорит и тот факт, что темой Всемирного дня здоровья, отмечаемого 7 апреля, ВОЗ в этом году решила сделать помощь людям, страдающим депрессией. Он пройдет под лозунгом «Давай поговорим!».

Социально-экономические последствия

Депрессия находится на 1 месте в мире среди причин неявки на работу, на втором среди болезней, приводящих к потере трудоспособности. Если не будут приняты эффективные меры, то, по прогнозу ВОЗ, к 2020 г., это заболевание парализует экономическую жизнь, как развитых, так и развивающихся стран.

Не менее 60% всех самоубийств совершаются больными депрессией. К 2020 г. именно она может стать убийцей №1. В семьях, где хотя бы один супруг страдает таким расстройством психики, разводы происходят в 10 раз чаще, чем в обычных семьях.

Депрессия - один из вызовов XXI века в т. ч. здравоохранению, психиатрии. На вызовы нужно отвечать. Это состояние может развиться у каждого. Депрессия причиняет психические страдания и оказывает воздействие на способности человека выполнять повседневные дела, а иногда имеет разрушительные последствия для его отношений с членами семьи и друзьями. В самом худшем случае она может приводить к самоубийству.

Депрессия - это заболевание, которое характеризуется постоянным состоянием уныния и потерей интереса к видам деятельности, которые обычно приносят удовлетворение, а также неспособностью делать повседневные дела, в течение, по меньшей мере, двух недель, - поясняет заведующая организационно-методическим кабинетом ГБУЗ «Краевая психиатрическая больница №1» Галина Гоменюк. - Кроме того, у людей, страдающих депрессией, обычно присутствует несколько из перечисленных ниже симптомов: нехватка энергии, снижение аппетита, сонливость или бессонница, тревога, снижение концентрации, нерешительность, беспокойство, чувство собственной ничтожности, вины или отчаяния, а также мысли о причинении себе вреда или самоубийстве.

По словам Галины Григорьевны, медперсонал, который переживает моменты депрессии, в меньшей мере склонен к сопереживанию и терпимости и может проявлять раздражительность по отношению к пациентам, что отрицательно отражается на качестве помощи.

К счастью депрессия поддается профилактике и лечению. Если человек заподозрил у себя или близких проявления заболевания, он может в рамках самопомощи использовать информативный способ самооценки своего эмоционального состояния (госпитальная шкала тревоги и депрессии - для лиц старше 18 лет).

О пользе доверительной беседы

В том случае, если тест показал наличие эмоциональных расстройств, то первым шагом к избавлению от них может стать разговор с человеком, которому доверяешь, - рекомендует специалист. - Далее следует действовать следующим образом. В случае депрессии легкой степени первая линия медицинской помощи - это врач-психотерапевт на амбулаторном приеме. А в случае средней и тяжелой - уже врач-психиатр в поликлинике. Если болезненные расстройства настолько глубоки, что человек может представлять угрозу для себя или окружающих, специалист рекомендует стационарное лечение.

Здесь следует сказать, что в государственной системе здравоохранения Приморского края уровень доступности психотерапевтической помощи низок, как и по всей России. Так, прием врачами-психотерапевтами ведется только во Владивостоке и Находке. Что касается психиатрической помощи в амбулаторных условиях, то ее можно получить во всех городах и районах края. В пяти городах (Уссурийск, Владивосток, Находка, Спасск-Дальний, Дальнегорск) работают диспансерные отделения психиатрических больниц. За этими подразделениями закреплены «кусты» территорий для оказания амбулаторной психиатрической помощи, в т.ч. в случаях, когда по месту жительства не организован прием врача-психиатра.

Если недоступна психотерапевтическая помощь, обращайтесь к врачу-психиатру. Чрезвычайно важно помнить: чем раньше проведено медицинское вмешательство, тем лучше его результаты. Существуют эффективные средства профилактики и лечения депрессии. Как правило, для лечения расстройства используются либо психотерапия, либо прием антидепрессантов, или же сочетание этих двух методов.

Как подчеркивает Галина Гоменюк, научные исследования говорят о низком уровне выявляемости депрессии:

К специалистам психиатрической службы обращаются только 13,5% больных, страдающих депрессией. 50% не обращаются за медицинской помощью; 37,5% обращаются к врачам общей практики, где депрессия выявляется только в 5% случаев.

Каковы основные причины низкого уровня выявления депрессии? На уровне пациента - это непонимание разницы между плохим настроением и депрессией как заболеванием, плюс психологический барьер перед обращением к врачу-психиатру. На уровне непрофильного врача (не психиатра и психотерапевта) - отсутствие навыков диагностики депрессии.

Как повысить степень выявляемости депрессивных расстройств на отмеченных уровнях? На уровне пациента - это реально, за счет улучшение работы просветительской и дестигматизационной направленности. На уровне врачей не психиатрического профиля оптимизация ситуация пока невозможна. Ситуация связана с действующей правовой нормой, суть которой в том, что диагностика психического заболевания - прерогатива врачей психиатрического профиля.

По следам международного конгресса

В тревожной ситуации, связанной с распространенностью депрессивных расстройств и низким уровнем их выявляемости, аслуживает внимания вопрос национальной политики/программы охраны психического здоровья. Ее пока нет в стране, и, соответственно, на уровне нашего региона.

Здесь нельзя обойти вниманием и вопрос укрепления психического здоровья детей и подростков. Причины следующие: во-первых, законодатель установил, что в ряду основных принципов охраны здоровья - приоритет охраны здоровья детей. Во вторых потому, что имеется тревожная научная информация. Она из доклада на упомянутом конгрессе Горданы Милавич - сопредседателя секции Всемирной психиатрической ассоциации «Детская и подростковая психиатрия». Процитирую: «Основная масса психических проблем взрослых начинается в детстве, причем в 50% случаев они манифестируют в возрасте до 15 лет, а в 75% случаев - до 18 лет». Учитывая, что психическое расстройство - это биопсихосоциальное явление, уделим внимание психосоциальным факторам риска в отношении психического здоровья, душевного благополучия ребенка.

Психосоциальные факторы риска

Галина Григорьевна обращает внимание, что факторы риска для индивида в общем плане можно определить как психотравмирующие, стрессогенные обстоятельства и опыт, которые снижают эмоциональную устойчивость. А ценность этого качества для личности в том, что оно - ключ к психическому здоровью, душевному благополучию.

В ряду психосоциальных факторов риска:

Аномальные внутрисемейные отношения - отсутствие теплоты в отношениях между родителями и детьми, внутрисемейный разлад между взрослыми, враждебность по отношению к ребенку или срыв гнева на нем, физическое насилие в отношении ребенка, сексуальное насилие внутри семьи.

Психическое расстройство, отклонение или инвалидность в первичной группе поддержки ребенка. Данная группа факторов характеризуется психическим расстройством/отклонением у родителя, инвалидностью/ недееспособностью у родителя, недееспособностью у сиблинга (брата или сестры).

Неадекватное или искаженное внутрисемейное общение.

Аномальное воспитание - чрезмерная родительская опека, неадекватный контроль/наблюдение со стороны родителей, обедненность опыта, неадекватные требования родителей.

Аномальное непосредственное окружение - воспитание в зарытом учреждении, изолированная семья, условия жизни, которые порождают потенциально опасную психосоциальную ситуацию.

Острые жизненные события - потеря любимого, близкого, изъятие ребенка из дома, вызывающее психологический стресс, события, которые приводят к потере самоуважения (снижение самооценки в детстве), сексуальное насилие, пережитый страх.

Общественные стрессы - наказание или злостная дискриминация, основанная на принадлежности к некоторым группам (по цвету кожи, религии, этническому происхождению и т. д.).

Хронический межличностный стресс, связанный со школой/работой - нарушение отношения с ровесниками, постоянные придирки со стороны учителей или начальства, нестабильность в школе или на работе.

Насилие - не выход!

Галина Гоменюк считает важным донести еще одну информацию с конгресса касательно перспективы повышения уровня психологической культуры как фактора укрепления эмоциональной устойчивости детей и подростков:

Главный внештатный специалист - психиатр Минздрава РФ Зураб Кекелидзе сообщил о том, что в 2016 году принято решение о введении в школьную программу в рамках предмета «Основы безопасной жизнедеятельности» с 3 по 11 класс преподавание предмета «Психология» (20 часов ежегодно). Предполагается завершение написания учебников по психологии в 2017 году.

Также принято решение о введении в программу обучения студентов педагогических институтов, которые готовят учителей начальной и средней школы цикла «Особенности детской и подростковой психологии» (36-72 часа). По указанному циклу будет проводиться переподготовка учителей начальных и средних школ. Важно, что программы циклов подготовлены специалистами ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского».

И, по уже сложившейся традиции, в заключение притча, основанная на реальной истории: «Однажды жена пастора решила, несмотря на свои принципы, всыпать сыну розгами — впервые в жизни. Она сказала ребенку, чтобы он пошел во двор и сам нашел для себя прут. Мальчика долго не было, а когда он вернулся, лицо его было мокрым от слез. Он сказал: «Мама, я не нашел прут, но нашел камень, которым ты можешь в меня бросить». В этот момент мать внезапно поняла, как выглядела ситуация с точки зрения ребенка: если моя мама хочет сделать мне больно, то нет никакой разницы, как она это сделает, она может с таким же успехом сделать это камнем. Мама посадила сына к себе на колени, и они вместе поплакали. После чего камень водрузили на кухонную полку как напоминание, что насилие - не выход».

5 /5 (оценок: 32 )