Презентация на тему "строение клетки ". Строение клетки Проект на тему строение клетки
Автор проекта
Ерёмина Наталья Михайловна
Тема проекта
Строение клетки
Название проекта
Строение клетки
Предмет, возраст учащихся
Биология, 6-9 класс
Краткая аннотация проекта
Проект позволяет развить: -практические навыки обучающихся; -умения обрабатывать информацию, выбранную из различных источников в ходе выполнения исследовательских работ.
Обеспечить наглядность при изучении строения клеток в разных классах. Обеспечить усвоение названий органоидов и отличительных особенностей строения различных клеток.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Почему клетку считают основой жизни?
Проблемные вопросы
Действительно ли организмы состоят из клеток? Может ли одна клетка выполнять функции всего организма? Можно ли создать живую клетку искусственно? Связаны ли функции клетки с её строением? Почему животная клетка не может фотосинтезировать? Как может существовать без ядра прокариотическая клетка?
Учебные вопросы
1. По какому признаку все живые организмы делят на две группы - прокариоты и эукариоты? 2. Что такое цитоплазма? 3. Какие органоиды находятся в цитоплазме? 4. Какие органоиды клетки являются самовоспроизводящимися и почему?
План проведения проекта
Этапы и сроки проведения проекта -Формирование тем исследований – 1 урок -Мозговой штурм – 2 урок -Выбор творческого названия проекта - 3 урок (25 мин). -Защита полученных результатов - 4-5 уроки
Николаева Анастасия Викторовна
Учебный проект Анастасии посвящен созданию модели растительной клетки.
Данный проект актуален, потому что в результате работы над темой происходит не только углубление знаний по строению клетки, но и развитие познавательной активности ребенка, а также формируется метапредметность, в конкретном случае связь с историей, технологией и искусством.
Настя изучила историю клетки, познакомилась с ее основными частями и под руководством учителя создала модель.
В своей работе ученица подробно описывает свои действия шаг за шагом и на конкретных примерах показывает решение поставленных задач.
Проект представляет собой серьезную и интересную работу. Он выполнен на достойном уровне, содержит ряд выводов. Материал в работе изложен последовательно и чётко. Выводы и заключение сделаны правильно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Исполнитель проекта: ученица 6 класса Николаева Анастасия Викторовна Руководитель проекта: учитель химии и биологии Баринова Мария Александровна Учебный проект по биологии «Изготовление модели растительной клетки» Муниципальное общеобразовательное учреждение « Денисовская средняя школа » Ясногорского района Тульской области С. Денисово, 2015-2016 гг.
Цель и задачи проекта Цель: изучение растительной клетки и построение ее модели Задачи: - изучение литературы, схем и материалов; - изготовление макета клетки; - оформление работы; - подготовка к защите проекта.
Характеристика клетки Клетка -основная структурно-функциональная единица организма.
Этапы работы 1. Сделать соленое тесто
2.Слепить основание и органоиды клетки Этапы работы
3. Подождать пока высохнет, а потом раскрасить акриловыми красками. Этапы работы
4.После высыхания красок макет клетки готов. Этапы работы
Спасибо за внимание!
группа учащихся 5 класса
Научно-исследовательский проект " Ее величество -Клетка". Это не только исследование строения растительной клетки. Это проектирование и изготовление модели растительной клетки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Научно-исследовательский проект « Ее Величество – КЛЕТКА» Проект выполнили Уч-ся 5 А класса Руководитель Дударь Т.Н.
Цель проекта -Изучить строение растительной клетки. -Создать модель растительной клетки.
Задачи проекта -находить в объектах исследования клетки -выявлять сходство и различие изученных клеток -изучить главные части растительных клеток -ознакомиться с научной литературой по данной теме -найти оптимальный вариант материалов, обеспечивающий объем конструкции модели растительной клетки
Методы деятельности -лабораторное исследование -творческая работа
Актуальность исследования
История открытия клетки
Размеры клеток 30 микрон(микрометров)
Как устроена клетка? Ознакомились с научной литературой Выполнили несколько лабораторных работ
Мы у видели клетки Кожица лука Мякоть листа Кливии
Разнообразие форм клеток
Главные части клетки: клеточная мембрана, цитоплазма и ядро
ПЛАСТИДЫ Могут быть: Бесцветными- лейкопласты Зелеными – хлоропласты Красно- оранжевые – хромопласты
Энергетические станции клетки
Вакуоли –это резервуары с клеточным соком
Творческая работа Из какого материала изготовить клетку?
Решение найдено Пластиковые емкости – обеспечивают объем, сохраняют форму, показывают прочность клеточной стенки.
Приготовление крахмального клейстера
Изготовление органоидов клетки Хлоропласты и митохондрии изготовили из пластилина
Вывод: 1.Клетка –единица живого. 2.Клетка имеет сложное строение. 3. Клетка имеет объем. 4.Изучив клетку можно изготовить ее модель, для использования на уроках биологии.
Литература 1.ПономареваИ.Н. Биология 5кл, Вентана - Граф.2014г. 2.Высоцкая М.В. Биология в 5-11кл.Волгоград,2004г. 3.Кумнич Л.Я. Справочник по биологии.Москва,1986г. 4. www/bio.nature.ru 5. www.km.ru/edication
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Тема нашего исследования: Ее величество-клетка!
Цель: Изучить особенности строения растительной клетки. Создать модель растительной клетки.
Задачи:
Находить в объектах исследования клетки.
Выяснить сходство и различие изученных клеток
Изучить главные части растительной клетки
Ознакомиться с информационными источниками по данной теме
Найти оптимальный вариант материалов, обеспечивающий объем конструкции модели растительной клетки.
Методы: -лабораторное исследование
Творческая работа
Актуальность исследования:
В течении всего курса биологии в школе мы будем изучать живые организмы. Для того чтобы разобраться в сложных процессах жизнедеятельности живых существ необходимо изучить структурную единицу жизни- клетку!
ВСТУПЛЕНИЕ
Что нужно для строительства красивого кирпичного дома?
(кирпичи)
А живые организмы построены из клеток!
Это открытие сделал очень давно в 1665году Роберт Гук. Рассматривая в сконструированный им микроскоп тонкий срез коры пробкового дуба, он насчитал до 125 млн пор или ячеек. Эти ячейки он назвал клетками. Так началось изучение клеточного строения растений, которое продолжается по-сей день.
Невидимая простым глазом, клетка настолько мала, что даже трудно вообразить ее размеры. Измерять клетку миллиметрами- все равно, что рост человека выражать в километрах. Клетку приходится измерять тысячными долями миллиметра – микрометрами. Размеры клеток примерно 30 микрон(микрометров).
Несмотря на такие крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом!
Как устроена клетка, мы старались разобраться.
Ознакомились с научной литературой, в которой освещены все изученные особенности строения клетки.
Выполнили несколько лабораторных работ и рассмотрели на готовых препаратах строение растительных клеток с помощью микроскопа.
Эпидермис листа герани
Клетки кожицы лука
Мякоть хвои сосны
Самостоятельно изготовили препарат ткани листа Кливии – комнатного растения.
Что же мы увидели?
Клетки могут быть самой разной формы: шаровидные и овальные, похожие на кубики и цилиндры, звезды и диски, самой причудливой формы.
Но в их строении выделят главные общие части: клеточную мембрану, цитоплазму и ядро.
Любая растительная клетка снаружи покрыта толстой клеточной стенкой, которая сохраняет форму и защищает клетку. В клеточной стенке для обмена с окружающей средой есть поры.
Под клеточной стенкой находится очень тонкая клеточная мембрана. Она проницаема для одних веществ и непроницаема для других..
Цитоплазма – внутренняя среда клетки, бесцветное, густое, тягучее содержимое клетки, которое постоянно движется и связывает все ее части.
Цитоплазма окружает ядро- важнейшую часть клетки. В ядре хранится вся наследственная информация о строении и функциях данной клетки и организма в целом.
Отличительной особенностью растительной клетки является наличие в ней пластид.
Пластиды –мелкие тельца, которые могут быть бесцветными – лейкопласты, зеленые пластиды, красно- оранжевые- хромопласты.
Зеленые пластиды- хлоропласты придают клеткам растений зеленый цвет и могут использовать энергию Солнца для создания питательных веществ
Митохондрии – эти органоиды отвечают за дыхание клетки и называются ее энергетическими станциями.
Кроме того, в клетках зеленых растений есть вакуоли. Это резервуары, в которых накапливается клеточный сок- своеобразный склад веществ в клетке. Чем старше клетка, тем больше ее запасы, тем больше по размерам ее вакуоли. А иногда она и вовсе одна, большая, занимающая почти весь клеточный объем.
Изучив строение клетки можно приступать к изготовлению растительной клетки своими руками.
Перед нами встала задачи:
Найти оптимальный вариант модели, увеличивающий во много раз клетку.
Подобрать материал для нашей конструкции, показывающий, что клетка имеет объем.
И решение было найдено: пластиковые прозрачные емкости показывают, объем нашей модели.
Клеточная оболочка – это стенки емкости, сохраняют форму. На клеточной стенке мы нарисовали поры.
Цитоплазму клетки мы изготовили из крахмального клейстера. Раствор тягучий,бесцветный, густой –настоящая цитоплазма.
В роли вакуолей выступают пузырьки воздуха. Вакуоли мелкие, значит наша клетка молодая.
Так как клетка растительная, и она входит в состав фотосинтезирующей ткани, мы изготовили хлоропласты зеленого цвета из пластилина. Хлоропласты имеют двояковыпуклую форму.
Самый главный органоид- ядро, ведь оно управляет всеми процессами жизнедеятельности. Его мы изготовили из бусины темного цвета.
Мы очень довольны своей работой. Вы можете подержать клетку в руках, ощутить ее объем, наблюдать сквозь прозрачную оболочку движение цитоплазмы.
На создание нашего проекта ушло немало времени. Над созданием клетки трудился весь наш класс 5 «А» .Столько подданных у одной единственной клетки!. Поэтому наш проект мы назвали «Ее ВЕЛИЧЕСТВО- растительная КЛЕТКА.
Тематический практико-ориентированный проект
Тема «Клетка как биологическая система»
Выполнила: Климова
Елена Владимировна,
учитель биологии
МОАУ «СОШ №10»
г. Бузулук
Введение …………………………………………………………………….. 3
Теоретическая часть ……………………………………………………... 4
Развитие знаний о клетке……………………………………………….. 4
Особенности строения клеток прокариот и эукариот ……………….. 5
Строение клетки ………………………………………………………… 6
1.4. Сравнение растительной и животной клеток………………………… 13
Практическая часть ……………………………………………………… 16
Заключение ………………………………………………………………….. 24
Литература ………………………………………………………………….. 25
Введение
Изучение учащимися любого предмета связано с запоминанием фактологического материала, без которого невозможны мыслительные операции: сравнение, сопоставление, установление причинно-следственных связей, обобщение и др.
Взаимосвязь строения и функции частей и органоидов клетки» изучается в 9 и 11 классах. Как показывает практика тема «Строение про- и эукариотической клетки усваивается плохо. И поэтому при подготовке к экзамену учащиеся этой теме должны уделять больше внимания.
Данный проект адресован учащимся 9-11 классов. Использование данного проекта способствует развитию логического мышления, глубокому пониманию учебного материала по данному разделу, а также помогает организовывать систематическое повторение и обобщение материала педагогу.
Данный материал разработан по разделу «Общая биология», тема «Клетка как биологическая система».
Актуальность проекта: повторяя теоретический материал по данной теме, учащиеся сразу прорабатывают задания ЕГЭ, как повышенного, так и высокого уровня.
Цель: теоретическое обоснование выбранной темы и решение заданий из банка ФИПИ.
Изучить теорию по выбранной теме.
Отобрать из открытого сегмента банка ФИПИ задания повышенного и высокого уровня сложности и написать развернутые ответы или элементы ответа.
Теоретическая часть
Развитие знаний о клетке
Наука о клетке называется цитологией (греч. "цитос"-клетка, "логос"-наука). Предмет цитологии - клетки многоклеточных животных и растений, а также одноклеточных организмов, к числу которых относятся бактерии, простейшие и одноклеточные водоросли. Цитология изучает строение и химический состав клеток, функции внутриклеточных структур, функции клеток в организме животных и растений, размножение и развитие клеток, приспособления клеток к условиям окружающей среды. Современная цитология - наука комплексная. Она имеет самые тесные связи с другими биологическими науками, например с ботаникой, зоологией, физиологией, учением об эволюции органического мира, а также с молекулярной биологией, химией, физикой, математикой.
Все живые организмы состоят из клеток – из одной клетки (одноклеточные организмы) или многих (многоклеточные). Клетка – один из основных структурных, функциональных и воспроизводящих элементов живой материи; это элементарная живая система. Различные клетки отличаются друг от друга и по строению, и по размерам: размеры клеток колеблются от 1 мкм до нескольких см (яйцеклетки рыб и птиц), и по форме: могут быть круглыми (эритроциты), древовидными (нейроны), веретенообразными (мышечные волокна), и по биохимическим характеристикам: например в клетках, содержащих хлорофилл идет процесс фотосинтеза, который невозможен при отсутствии пигментов.
История изучения клетки связана с именами многих выдающихся ученых.
Около 1950 г – З.Янсен изобрел микроскоп.
1665 г. – Р. Гукописал биологические исследования, проведенные с использованием микроскопа. Применил термин «клетка».
1680 г. – А. ван Левенгук открыл одноклеточные организмы и эритроциты; описал бактерии, грибы, простейших.
1826 г. – К. Бэр открыл яйцеклетки птиц и животных.
1831-1833 г. – Р. Броун описал ядро в клетке.
1838 -1839 г. – М. Шлейден и Т. Шванн обобщили знания о клетке и сформулировали клеточную теорию: «Клетка – единица структуры и функции в живых организмах».
1855 г. – Р. Вирхов дополнил теорию: «Клетка – единица развития живых организмов».
1887 – 1900 гг. – усовершенствование микроскопа и методов фиксации и окрашивания. Цитология приобретает экспериментальный характер.
1931 г. – Э.Руске и М. Кноль сконструировали электронный микроскоп.
1946 г. – начало широкого использования электронного микроскопа в цитологии.
Основные положения современной клеточной теории
Клетка – элементарная единица живого, основа строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития.
Новые клетки возникают только путем деления исходной материнской клетки.
Клетки всех живых организмов сходны по строению, химическому составу и жизнедеятельности.
В многоклеточном организме клетки специализированы по функциям и образуют ткани, из которых построены органы и их системы.
Клеточное строение организмов – свидетельство единства происхождения живого.
Особенности строения клеток прокариот и эукариот
Прокариоты (лат.про – перед и гр. карион - ядро) – это древнейшие организмы, не имеющие оформленного ядра. К ним относят бактерии, синезеленые водоросли, микоплазмы и ряд других организмов. Наследственная информация у них передается через молекулу ДНК, которая образует нуклеоид. В цитоплазме прокариотической клетки нет многих органоидов, которые имеются у эукариотической клетки: митохондрий, ЭПС, аппарата Гольджи и т.д.; функцию этих органоидов выполняют ограниченные мембранами полости. В прокариотической клетке имеются рибосомы. Большинство прокариот имеют размер 1-5 мкм. Размножаются они путем деления без выраженного полового процесса.
Эукариоты (гр. эу – хорошо и карион - ядро) – организмы, в клетках которых есть четко оформленные ядра, имеющие собственную оболочку (кариолемму). Ядерная ДНК у них заключена в хромосомы. В цитоплазме эукариотических клеток имеются различные органоиды, выполняющие специфические функции: митохондрии, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы и т.д. большинство эукариотических клеток имеет размер порядка 25 мкм. Размножаются они митозом или мейозом; изредка встречается амитоз – прямое деление, при котором не происходит равномерного распределения генетического материала (например, в клетках эпителия печени). Эукариоты также выделяют в особое надцарство, которое включает царства грибов, растений и животных.
Строение клетки
Цитоплазматическая, или клеточная, мембрана (плазмалемма) – это биологическая мембрана, окружающая протоплазму (цитоплазму) живой клетки.В основе строения лежит двойной слой липидов – водонерастворимых молекул, имеющих полярные «головки» и длинные неполярные «хвосты», представленные цепями жирных кислот; больше всего в мембранах содержится фосфолипидов, в головках которых имеются остатки фосфорной кислоты. Хвосты липидных молекул обращены друг к другу, полярные головки смотрят наружу, образуя гидрофильную поверхность. С заряженными головками соединяется белки, которые называют периферическими мембранными белками. Другие белковые молекулы могут быть погружены в слой липидов за счет взаимодействия с их неполярными хвостами. Часть белков пронизывает мембрану насквозь, образуя каналы или поры. У некоторых клеток мембрана является единственной структурой, служащей оболочкой, у других клеток поверх мембраны имеется дополнительная оболочка (например, целлюлозная оболочка у растительных клеток). Животные клетки снаружи от мембраны бывают покрыты гликокаликсом – тонким слоем, состоящим из белков и полисахаридов.
1 – мембранные белки:
1а – периферические (расположены на поверхности мембраны, отграничивают ее структуру);
1б – погруженные (ферменты);
1в – пронизывающие (поры).
2 – липидный бислой: фосфолипиды, холестерол (барьер между водными средами):
2а – гидрофильные головы;
2б – гидрофобные хвосты.
3 – поверхностные углеводы (гликокаликс):
3а – гликопротеиды;
3б – гликолипиды
Клеточная мембрана выполняет множество важных функций, от которых зависит жизнедеятельность клеток. Одна из них заключается в образовании барьера между внутренним содержимым клетки и внешней средой. Наряду с этим мембрана обеспечивает обмен веществ между цитоплазмой и внешней средой, из которой в клетку через мембрану поступают вода, ионы, неорганические и органические молекулы. Во внешнюю среду через мембрану выводятся продукты, образованные в клетке (продукты обмена и веществ, синтезированные в клетке).
Таким образом через мембрану осуществляется транспорт веществ. Крупные молекулы биополимеров поступают через мембрану благодаря фагоцитозу – явлению, впервые описанному И.И. Мечниковым. Процесс захвата и поглощения капелек жидкости происходит путем пиноцитоза. Важную роль в жизнедеятельности клетки играет рецепторная функция мембраны. В мембранах имеется большое число рецепторов – специальных белков, роль которых заключается в передаче сигналов извне внутрь клетки.
Клеточная ядро – это окруженная оболочкой, состоящей из двух мембран, часть клетки диаметром 3-10 мкм. Междунаружной и внутренней мембранами есть узкое пространство, заполненное полужидким веществом. Ядерная мембрана имеет такое же строение, как и плазматическая мембрана. В ядерной оболочке есть множество пор, через которые идет процесс обмена веществ между ядром и цитоплазмой. Под ядерной оболочкой находится ядерный сок (кариоплазма), в котором содержатся ядрышки и хромосомы.
1. Хранение, воспроизведение и передача наследственной генетической информации.
2. Регуляция процессов обмена веществ, биосинтеза веществ, деления, жизненной активности клетки.
Ядрышки – это округлые тельца диаметром от 1 мкм до нескольких мкм. В ядре может быть несколько ядрышек. В состав ядрышек входят РНК и белок. Ядрышки образуются на определенных участках хромосом; в них синтезируется рибосомальная РНК (рРНК). В ядрышках происходит формирование больших и малых субъединиц рибосом. Ядрышки видны только в неделящихся клетках.
Хромосомы были так названы в связи со способностью к интенсивному окрашиванию – важнейший органоид ядра, содержащий ДНК в комплексе с основным белком – гистоном. Этот комплекс составляет около 90% вещества хромосом. Хромосомы могут иметь длину, в десятки и сотни раз превышающую диаметр ядра. В интерфазу (период между делениями) хромосомы видны только под электронным микроскопом и представляют собой длинные тонкие нити, именуемые хроматином (деспирализованное состояние хромосом). В этот период идет процесс удвоения (редупликации) хромосом; в конце интерфазы каждая хромосома состоит из двух хроматид. Каждая хромосома имеет первичную перетяжку, на которой расположена центромера; перетяжка делит хромосому на два плеча одинаковой или разной длины. Центромера служит местом прикрепления нити веретена деления. У ядрышковых хромосом имеется еще вторичная перетяжка, где формируется ядрышко.
Функция хромосом заключается в контроле над всеми процессами жизнедеятельности клетки. Хромосомы являются носителями генов, то есть носителями генетической информации. Наследственная информация передается путем репликации молекул ДНК. Число, размер и форма хромосом строго определены и специфичны для каждого вида.
В половых клетках и в спорах у растений имеется одинарный (галоидный) набор хромосом, в соматических клетках – двойной (диплоидный) набор. Бывают также полиплоидные клетки. Различают гомологичные (парные, соответствующие) и негомологичные хромосомы. Хромосомы, определяющие развитие пола, называют половыми. Остальные хромосомы называют аутосомами.
Цитоплазма (гр. цитос – клетка и плазма - вылепленная) – живое содержимое клетки, кроме ядра. Состоит из мембран и органоидов (ЭПС, рибосом, митохондрий, пластид, аппарата Гольджи, лизосом, центриолей и др.), пространство между которыми заполнено коллоидным раствором – гиалоплазмой. Снаружи цитоплазма ограничена клеточной мембраной, внутри – мембраной ядерной оболочки. У растительных клеток имеется еще и внутренняя пограничная мембрана, отделяющая клеточный сок и образующая вакуоль.
Цитоплазма содержит большое количество воды с растворенными в ней солями и органические вещества. Цитоплазма – это среда для внутриклеточных физиологических и биохимических процессов. Она способна к движению – круговому, струйчатому, ресничному.
Эндоплазматическая сеть (ЭПС)
, или эндоплазматическийретикулум (ЭПР) – это сеть каналов, пронизывающая всю цитоплазму. Стенки этих каналов представляют собой мембраны, контактирующие со всеми органоидами клетки. ЭПС и органоиды вместе составляют единую внутриклеточную систему, которая осуществляет обмен веществ и энергии в клетке и обеспечивает внутриклеточный транспорт веществ. Различают гладкую и гранулярную ЭПС. Гранулярная ЭПС состоит из мембранных мешочков (цистерн), покрытых рибосомами, благодаря чему она кажется шероховатой (шероховатая ЭПС). ЭПС может быть и лишена рибосом (гладкая ЭПС); ее строение ближе к трубчатому типу. На рибосомах гранулярной сети синтезируются белки, которые затем поступают внутрь каналов ЭПС, где и приобретает третичную структуру. На мембранах гладкой ЭПС синтезируются липиды и углеводы, которые так же поступают внутрь каналов ЭПС.
ЭПС выполняет следующие функции: участвует в синтезе органических веществ, транспортирует синтезированные вещества в аппарат Гольджи, разделяет клетку на отсеки. Кроме того, в клетках печени ЭПС участвует в обезвреживании ядовитых веществ, а в мышечных клетках играет роль депо кальция, необходимого для мышечного сокращения.
ЭПС имеется во всех клетках, исключая бактериальные клетки и эритроциты; она составляет от 30 до 50% объема клетки.
Комплекс (аппарат) Гольджи – это сложная сеть полостей, трубочек и пузырьков вокруг ядра. Состоит из трех основных компонентов: группы мембранных полостей, системы трубочек, отходящих от полостей, и пузырьков на концах трубочек.
Комплекс Гольджи выполняет следующие функции: в полостях накапливаются вещества, которые синтезируются и транспортируются по ЭПС; здесь они подвергаются химическим изменениям. Модифицированные вещества упаковываются в мембранные пузырьки, которые выбрасываются клеткой в виде секретов. Кроме того, пузырьки используются клеткой в качестве лизосом.
Лизосомы (гр. лизио – растворять, сома - тело)– это небольшие пузырьки диаметром порядка 1 мкм, ограниченные мембраной и содержащие комплекс ферментов, который обеспечивает расщепление жиров, углеводов, белков. Они участвуют в переваривании частиц, попавших в клетку в результате эндоцитоза (процесс захвата (интернализации) внешнего материала клеткой), и в удалении отмирающих органов (например, хвоста у головастиков), клеток и органоидов. При голодании лизосомы растворяют некоторые органоиды, не убивая при этом клетку. Образование лизосом идет в комплексе Гольджи.
Митохондрии (гр. митос – нить и хондрион - гранула)– внутриклеточные органоиды, оболочка которых состоит из двух мембран. Наружная мембрана – гладкая, внутренняя образует выросты, называемые кристами. Внутри митохондрии находится полужидкий матрикс, который содержит РНК, ДНК, белки, липиды, углеводы, ферменты, АТФ и другие вещества; в матриксе имеются также рибосомы. Размеры митохондрий от 0,2 – 0,4 до 1-7 мкм. Количество зависит от вида клетки, например, в клетке печени может быть 1000-2500 митохондрий. Митохондрии могут быть спиральными, округлыми, вытянутыми, чашевидными; могут менять форму.
Функции митохондрий связаны с тем, что на внутренней мембране находятся дыхательные ферменты и ферменты синтеза АТФ. Благодаря этому митохондрии обеспечивают клеточное дыхание и синтез АТФ.
Митохондрии могут сами синтезировать белки, так как в них есть собственные ДНК, РНК и рибосомы. Размножаются митохондрии делением надвое.
По своему строению митохондрии напоминают клетки прокариот; в связи с этим предполагают, что они произошли от внутриклеточных аэробных симбионтов. Митохондрии имеются в цитоплазме клеток большинства растений и животных.
Хлоропласты относятся к пластидам – органоидам, присущим только растительным клеткам. Это зеленые пластинки диаметром 3 – 4 мкм, имеющие овальную форму. Хлоропласты, как и митохондрии, имеют наружную и внутреннюю мембраны. Внутренняя мембрана образует выросты – тилакоиды, тилакоиды образуют стопки – граны, которые объединяются друг с другом внутренней мембраной. В одном хлоропласте может быть несколько десятков гран. В мембранах тилакоидов находится хлорофилл, а в промежутках между гранами в матриксе (строме) хлоропласта находятся рибосомы, РНК и ДНК. Рибосомы хлоропластов, как и рибосомы митохондрий, синтезируют белки.
Основная функция хлоропластов – обеспечение процесса фотосинтеза: в мембранах тилакоидов идет световая фаза, а в строме хлоропластов – темновая фаза фотосинтеза. В матриксе хлоропластов видны гранулы первичного крахмала, то есть крахмала, синтезированного в процессе фотосинтеза из глюкозы. Хлоропласты, как и митохондрии, размножаются делением. Таким образом, в морфологической и функциональной организации митохондрий и хлоропластов есть общие черты.
Клеточный центр относится к немембранным компонентам клетки. В состав его входят микротрубочки и две центриоли. Центриоли находятся в середине центра организации микротрубочек. Центриоли обнаружены не во всех клетках, имеющих клеточный центр (например, их нет у покрытосеменных растений). Каждая центриоль – это цилиндр размером около 1 мкм, по окружности которого расположены девять триплетов микротрубочек. Центриоли располагаются под прямым углом друг к другу. Клеточный центр играет важную роль в организации цитоскелета, так как цитоплазматические микротрубочки расходятся во все стороны из этой области. Перед делением центриоли расходятся к противоположным полюсам клетки, и возле каждой из них возникает дочерняя центриоль. От центриолей протягиваются микротрубочки, которые образуют митотическое веретено деления. Часть нитей веретена прикрепляются к хромосомам.
Рибосомы – это субмикроскопические органоиды диаметром 15 – 35 нм, которые были открыты во всех клетках с помощью электронного микроскопа. В каждой клетке может быть несколько тысяч рибосом. Рибосомы могут быть ядерного, митохондриального и пластидного происхождения. Большая часть образуется в ядрышке ядра в виде субъединиц (большой и малой) и затем переходит в цитоплазму. Мембран нет. В состав рибосом входят рРНК и белки. На рибосомах идет синтез белков. Большая часть белков синтезируется на шероховатой ЭПС; частично синтез белков идет на рибосомах, находящихся в цитоплазме в свободном состоянии. Группы из нескольких десятков рибосом образуют полисомы.
Рибосомы
субчастица | 70 S рибосома (у прокариот) | 80S рибосома (у эукариот) |
|
21 молекула белка | 21 молекула белка |
||
субчастица | 34 молекулы белка | больше белка |
|
Нуклеопротеид |
|||
В цитоплазме могут располагаться свободно или быть прикрепленными к ЭПС. Могут образовывать комплексы – полисомы (полирибосомы) – много рибосом на иРНК. |
|||
Функция – биосинтез белка. |
К клеточным органоидам движения относят реснички и жгутики – выросты мембраны диаметром около 0,25 мкм, содержащие в середине микротрубочки. Такие органоиды имеются у многих клеток (у простейших, одноклеточных водорослей, зооспор, сперматозоидов, в клетках тканей многоклеточных животных, например, в дыхательном эпителии).
Функция этих органоидов заключается или в обеспечении движения (например, у простейших), или в продвижении жидкости вдоль поверхности клеток (например, в дыхательном эпителии для продвижения слизи).
Клетки могут передвигаться также с помощью образования ложноножек, но псевдоподии – временные образования, которые не относят к органоидам движения.
1.4. Сравнение растительной и животной клеток.
Общие признаки
1. Единство структурных систем – цитоплазмы и ядра.
2. Универсальное мембранное строение.
3. Единство процессов обмена веществ и энергии.
4. Единство химического состава.
Отличительные признаки
Признаки | Растительная клетка | Животная клетка |
1. Пластиды | Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты. | |
2. Клеточная стенка | Снаружи от плазмалеммы, состоит из целлюлозныхмикрофибрилл, погруженных в матрикс (в составе гемицеллюлозы и пектиновые вещества). Способна к вторичному утолщению (пропитывается лигнином или суберином). Система связанных клеточных стенок – апопласт Срединная пластинка – слой пектатовCa и Mg. Плазмодесма – цитоплазматический канал, пронизывает клеточные стенки и объединяет протопласты клеток в единую систему –симпласт (транспорт веществ в растении). | |
3. Клеточный центр | У низших растений. | Во всех клетках. |
4. Вакуоли | Крупные полости, заполненные клеточным соком – водным раствором запасных или конечных продуктов. | Мелкие сократительные, пищеварительные, выделительные вакуоли. |
5. Аппарат Гольджи | Диктиосома. | Пространственная сеть. |
6. Включения | Запасные питательные вещества в виде зерен крахмала , белка, капель масла, кристаллов солей. | Запасные питательные вещества в виде зерен и капель (гликоген , белки, жиры), конечные продукты обмена, кристаллы солей. |
7. Способ питания | Автотрофный (фототрофный). | |
8. Синтез АТФ | В хлоропластах, митохондриях. | В митохондриях. |
Практическая часть
Докажите, что клетка является саморегулирующейся системой.
Элементы ответа:
1) Клетка является системой, т. к. состоит из множества взаимосвязанных и взаимодействующих частей - органоидов и др. структур.
2) Система является открытой, т. к. в нее поступают из окружающей среды вещества и энергия, в ней осуществляется обмен веществ.
3) В клетке поддерживается относительно постоянный состав благодаря саморегуляции, осуществляемой на генетическом уровне. Клетка способна реагировать на раздражители.
Какова роль ядра в клетке?
Элементы ответа:
1) Ядро клетки содержит хромосомы, несущие наследственную информацию.
2) Контролирует процессы обмена веществ.
3) Контролирует процессы размножения клетки.
Опишите молекулярное строение наружной плазматической мембраны животных клеток.
Элементы ответа:
1) Плазматическая мембрана образована двумя слоями липидов.
2) Молекулы белков могут пронизывать плазматическую мембрану или располагаться на ее внешней или внутренней поверхности.
3) Снаружи к белкам могут присоединяться углеводы, образуя гликокаликс.
Какова роль биологических мембран в клетке?
Элементы ответа:
1) Защита.
2) Обеспечивает избирательную проницаемость веществ.
Клетку можно отнести и к клеточному, и к организменному уровням организации жизни. Объясните почему. Приведите соответствующие примеры.
Элементы ответа:
Клетка – основная структурная и живая единица живого. Клетка может существовать изолированно и независимо. Все организмы состоят из клеток, в которых идут реакции метаболизма. Клеточный уровень.
Уровень организации простейших совпадает с организменным уровнем. Зигота многоклеточного организма – одна клетка, но организменный уровень.
Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.
Элементы ответа:
1) А - прокариотическая клетка; Б - эукариотическая клетка.
2) Клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, наследственный материал представлен кольцевой ДНК.
3) Клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и мембранные органоиды.
Какой органоид изображён на схеме? Какие его части отмечены цифрами 1, 2 и 3? Какой процесс происходит в этом органоиде?
Элементы ответа:
1) Митохондрия.
2) 1 - внешняя мембрана, 2 - матрикс митохондрии, 3 - кристы, внутренняя мембрана.
3) Здесь идет энергетический процесс с образованием молекул АТФ.
Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?
Элементы ответа:
1) А - фагоцитоз (захват твердых частиц);
Б - пиноцитоз (захват капель жидкости);
2) Участвует – клеточная (плазматическая) мембрана;
3) Образовался фагоцитарный пузырек, который соединившись с лизосомой образует пищеварительную вакуоль - бактерия переварится (лизис - подвергнется расщеплению) - образовавшиеся мономеры поступят в цитоплазму.
Запишите названия частей животной клетки, указанных на схеме. В ответе укажите номер части и её название, схему клетки перерисовывать не нужно .
Элементы ответа:
1. пищеварительная вакуоль
2. цитоскелет ИЛИ микротрубочки ИЛИ микрофиламенты
3. мембрана
4. шероховатая ЭПС или гранулярная ЭПС
5. гладкая ЭПС
6. лизосома
7. комплекс Гольджи
8. рибосома
9. митохондрия
10. хроматин ИЛИ хромосома
11. ядро ИЛИ ядерный сок ИЛИ ядерный матрикс
12. ядрышко
Запишите названия частей растительной клетки, указанных на схеме. В ответе укажите номер части и её название, схему клетки перерисовывать не нужно.
Элементы ответа:
1. хроматин ИЛИ хромосома
2. ядро ИЛИ ядерный матрикс ИЛИ ядерный сок
3. ядрышко
4. гладкая ЭПС
5. митохондрия
6. оболочка ИЛИ клеточная стенка
7. тонопласт ИЛИ центральная вакуоль
8. цитоскелет ИЛИ микротрубочки ИЛИ микрофиламенты
9. диктиосома (аппарат Гольджи)
10. плазмодесма
11. шероховатая ЭПС ИЛИ гранулярная ЭПС
12. тиллакоиды ИЛИ граны
13. строма
14. хлоропласт
15. мембрана
11. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Все живые организмы - животные, растения, грибы, бактерии, вирусы - состоят из клеток.
2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану.
3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка.
4. Во всех клетках имеется ядро.
5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки - молекулы ДНК.
Элементы ответа:
Ошибки содержатся в предложениях:
1) 1 - вирусы не имеют клеточного строения;
2) 3 - у клеток животных нет жесткой клеточной стенки;
3) 4 - клетки бактерии не содержат ядра.
12.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. К прокариотам относятся бактерии, наследственная информация которых отделена мембраной от цитоплазмы.
2. ДНК представлена двумя молекулами кольцевой формы.
3. В состав клеточной стенки входит муреин.
4. В бактериальных клетках отсутствуют митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи.
5. При наступлении неблагоприятных условий бактерии размножаются с помощью спор.
6. По способу питания бактерии являются авто- и гетеротрофами
Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях:
1- наследственная информация не отделена у прокариот мембраной от цитоплазмы;
2 - ДНК у прокариот представлена одной молекулой кольцевой формы;
5 - споры служат для перенесения неблагоприятных условий среды и расселения, а не для размножения.
13.Какие элементы строения клеточной мембраны обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3 и какие функции они выполняют?
Элементы ответа:
1 – молекулы белков, они выполняют функции: структурную, рецепторную, ферментативную, транспортную и др.;
2 – бимолекулярный слой липидов, основа клеточной мембраны, отграничивает внутреннее содержимое клетки и обеспечивает избирательное поступление веществ;
3 – гликокаликс (гликопротеидный комплекс), обеспечивает объединение сходных клеток в ткани, выполняет сигнальную функцию.
14. Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1-3, и их функции.
Элементы ответа:
Изображенный органоид – хлоропласт.
1 – тилакоиды граны, участвуют в фотосинтезе.
2 – ДНК, 3 – рибосомы, участвуют в синтезе собственных белков хлоропласта.
15. По каким признакам можно отличить бактериальную клетку от растительной? Назовите не менее трех признаков.
Элементы ответа:
1. В клетке бактерий отсутствует оформленное ядро.
2. генетический материал бактериальной клетки представлен кольцевой молекулой ДНК.
3. в клетках бактерий отсутствуют мембранные органоиды.
16. Какова роль митохондрий в обмене веществ? Какая ткань - мышечная или соединительная – содержит больше митохондрий? Объясните почему .
Элементы ответа:
Митохондрии – органоиды клетки, в которых происходит внутриклеточное окисление органических веществ (дыхание) с образованием воды и углекислого газа.
Образуется большое количество молекул АТФ, которые используются в жизнедеятельности клеток и организма.
Мышечная ткань содержит больше митохондрий, так как для сокращения мышц требуется большое количество энергии.
17. Как в настоящее время формулируется клеточная теория?
Элементы ответа:
1) Клетка является универсальной структурной, функциональной и генетической единицей живого.
2) Все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности.
3) Новые клетки образуются только в результате деления исходных клеток.
4) Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирована и организм представляет собой целостную систему.
18. Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории?
Элементы ответа:
1) Клеточная теория обосновала родство живых организмов, их общность происхождения.
2) Установила структурную и функциональную единицу живого.
3) Установила единицу размножения и развития живого.
19. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
Пластиды встречаются в клетках растительных организмов и некоторых бактерий и животных, способных как к гетеротрофному, так и автотрофному питанию.
Хлоропласты, так же как и лизосомы, - двумембранные, полуавтономные органоиды клетки.
Строма - внутренняя мембрана хлоропласта, имеет многочисленные выросты.
В строму погружены мембранные структуры - тилакоиды.
Они уложены стопками в виде крист.
На мембранах тилакоидов протекают реакции световой фазы фотосинтеза, а в строме хлоропласта - реакции темновой фазы.
Элементы ответа:
Ошибки допущены в предложениях:
2 - Лизосомы - одномембранные структуры цитоплазмы.
3 - Строма - полужидкое содержимое внутренней части хлоропласта.
5 - Тилакоиды уложены стопками в виде гран, а кристы - складки и выросты внутренней мембраны митохондрий.
20. На чём основано утверждение, что прокариоты наиболее древние примитивные организмы?
Элементы ответа:
1) Прокариоты лишены ядра.
2) Не имеют мембранных органоидов: митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС.
3) Не способны к митозу.
Заключение
Целостность организма есть результат естественных, материальных взаимосвязей, вполне доступных исследованию и раскрытию. Клетки многоклеточного организма не являются индивидуумами, способными существовать самостоятельно (так называемые культуры клеток вне организма представляют собой искусственно создаваемые биологические системы).
К самостоятельному существованию способны, как правило, лишь те клетки многоклеточных, которые дают начало новым особям (гаметы, зиготы или споры) и могут рассматриваться как отдельные организмы. Клетка не может быть оторвана от окружающей среды (как, впрочем, и любые живые системы). Сосредоточение всего внимания на отдельных клетках неизбежно приводит к унификации и механистическому пониманию организма как суммы частей.
Клетка – это самостоятельное живое существо. Онапитается, двигается в поисках пищи, выбирает, куда идти и чем питаться,защищается и не пускает внутрь из окружающей среды неподходящие вещества исущества. Всеми этими способностями обладают одноклеточные организмы, например,амёбы. Клетки, входящие в состав организма, специализированы и не обладаютнекоторыми возможностями свободных клеток.
Клетка – самая мелкая единица живого, лежащая в основестроения и развития растительных и животных организмов нашей планеты. Онапредставляет собой элементарную живую систему, способную к самообновлению,саморегуляции, самовоспроизведению. Клетка является основным «кирпичиком жизни». Вне клетки жизни нет.
Живая клетка является основой всех форм жизни на Земле– животной и растительной. Исключения – а, как известно, исключения лишний разподтверждают правила – составляют лишь вирусы, однако и они не могутфункционировать вне клеток, которые представляют собой «дом», где «живут» этисвоеобразные биологические образования.
Изучив литературу по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что тема «Клетка как биологическая система» играет немало важную роль в курсе изучения раздела «Общая биология» 9 – 11 класс.
Литература
Ионцева, А.Ю. Биология в схемах и таблицах/ А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов. – М.: Эксмо, 2010. – 352 с.
Каменский, А.А. ЕГЭ. Биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами/ А.А. Каменский, Н.А. Соколова, А.С. Маклакова, Н.Ю. Сарычева. – 7-е изд. – Москва.: Издательство «Экзамен», 2016. – 509 с.
Калинова, Г.С. Биология. Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности. Как получить максимальный балл на ЕГЭ. Учебное пособие. / Г.С. Калинова, Е.А. Никишова, Р.А. Петросова. – М.: «Интеллект - Центр», 2017. – 128 с.
Электронное интерактивное приложение «Биология 6-11 класс».
Интернет ресурсы
https://bio-ege.sdamgia.ru/