краткое содержание других презентаций

«Мочевыделительная система человека» - Расположение почек. Внешний вид мочевого пузыря. Составитель: учитель – дефектолог В.Т.Гречаная. Строение мочевыделительной системы. Почки окружены перинефральным жиром; кверху и несколько спереди от почек располагаются надпочечники. Мочевыделительная система (мочевая система) - система органов, формирующих, накапливающих и выделяющих мочу. Строение почки. Мочевой пузырь служит для накопления мочи. У человека Состоит из пары почек, двух мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

«Собаки и кошки» - Через 3-4 дня коровье молоко заменяют жидкими молочными кашами. Как ухаживать за кошками? Одичавшие кошки могут быть разносчиками различных заболеваний. Проект. Среди кошек распространены глистные заболевания. Кормление кошек. Как ухаживать за собаками? На 1 л коровьего молока добавляют 1 яйцо. Но собаки могут заболеть!

«Крахмал» - Результат: в растворе йода лист окрашивается в синий цвет не весь. Обнаружение крахмала в листьях растений как конечного продукта фотосинтеза. Е солнца. Строение амилопектина. Результат: на обесцвеченном листе появилась синяя фигура. Крахмал. Превращение крахмала в организме. Со2. Обнаружение крахмала в продуктах. Рисунок из учебника «Биология. 6-7 класс» автор В. А. Корчагина, М., 2000. Расщепление крахмала под действием амилазы слюны.

«Тест по биосфере» - Повторить изученные термины: Повторительно-обобщающий урок биологии в 9 классе по теме «биосферный уровень жизни». Основные положения темы: Основным источником энергии в биосфере является солнечная энергия. В.И.Вернадский – создатель учения о биосфере, как особой оболочке нашей планеты. Вопросы темы: Составитель Трахт Людмила Николаевна. Биосфера-продукт эволюции Земли. Тест:

«Селекция урок» - Сорт яровой пшеницы Новосибирская-67. 1. Отбор а) массовый отбор- отбирается группа лучших по свойствам растений. Учитель МБОУ СОШ №11 Колесникова Наталья Дмитриевна. Порода, сорт -. П.П.Лукьяненко –создал ряд сортов озимой пшеницы. Успехи советских селекционеров. 1887-1943. Основная задача селекции. Тема урока. Основные методы селекции. Селекция животных. Урок биологии в 9 классе. Гибридизация. Методы селекции растений и животных. Николай Иванович Вавилов.

Заболевания наружного уха

Наружное ухо

Состоит из ушной раковины и
наружного слухового прохода
Покрыто кожей
Длина слухового прохода ≈ 2,5 см
Заканчивается барабанной перепонкой

Ушная раковина почти
полностью состоит из
хряща (за исключением
мочки), покрытого
надхрящницей и кожей
Наружный слуховой
проход
Хрящевая часть: ~40%
Костная: ~60%
S-образная форма
Сужение на границе
хрящевого и костного
отделов

Иннервация: черепно-мозговые нервы
V, VII, IX, X, и большой ушной нерв
Артериальное снабжение:
поверхностная височная, задние и
глубокие ушные ветви
Венозный отток: поверхностные
височные и задние ушные ветви
Лимфоотток – в околоушные
лимфоузлы

Кожа покрыта
чешуйчатым
эпителием
Толщина кожи
костного отдела –
0.2mm
Кожа хрящевого
отдела
От 0.5 до 1.0 мм
толщиной
Содержит серные
железы и волоски

Инородные тела

Мелкие предметы (бусины, обломки спичек,
вата, горох, фасоль, батарейки)
-Удаляются вымыванием в возможно
ранние сроки
- При вклинении в костном отделе требуется
хирургическая помощь
Насекомые (тараканы, мотыльки и т.д.)
- перед вымыванием предварительно
умерщвляются

Серные пробки

Причины:
Попытки самостоятельного удаления серы
пациентом (подавляющее большинство случаев)
Сужение наружного слухового прохода
Удаление – вымыванием
Анамнез относительно гноетечения из уха в
прошлом
Иногда требуется предварительное размягчение
(назначаются р-ры соды, масляные капли)

Травмы наружного уха

Рваные раны
Частичный или полный отрыв ушной
раковины
Ссадины слухового прохода
Отгематома – скопление крови под
перихондрием латеральной
поверхности ушной раковины

Отгематома

Чаще – результат спортивной
травмы
Скопление крови между хрящом
и надхрящницей ушной раковины
В ранние сроки возможна пункция
с аспирацией содержимого и
наложением давящей повязки
При неэффективности – широкое
вскрытие с выскабливанием
стенок, дренированием,
давящими повязками на фоне
антибиотикотерапии

Аномалии развития

Ушной раковины
Макротия
Микротия
Анотия
Наружного слухового прохода
атрезия
Врождённые околоушные свищи и
кисты

Аномалии развития

Микротия
Врождённая околоушная киста

Воспалительные заболевания наружного уха

Наружный отит

Наружный диффузный отит
(диффузное воспаление стенок
наружного слухового прохода и,
иногда, барабанной перепонки)
Наружный ограниченный отит
(фурункул наружного слухового
прохода)

Наружный диффузный отит

Характеризуется по
продолжительности:
Острый
Подострый
Хронический

«Предвоспалительная» стадия
характеризуется ощущением полноты
в ухе, умеренным зудом
Острая воспалительная стадия может
быть различной по степени
выраженности

Острый наружный диффузный отит

Прогрессирующее
воспаление
Симптомы:
Нарастание зуда
Боль
При осмотре
Гиперемия
Нарастающий отёк
Могут быть скудные
гнойные выделения

Острый наружный диффузный отит

При прогрессировании
воспаления – сильная боль,
усиливающаяся при
движениях ушной раковины
Снижение слуха в случае
закрытия просвета слухового
прохода
Признаки:
Закрытие просвета НСП
Гнойные выделения
Вовлечение околоушных мягких
тканей

Лечение острого наружного диффузного отита

Патогенные микробы: P. aeruginosa и S.
aureus могут сочетаться с грибковой флорой
Четыре принципа:
Очистка слухового прохода
и
противогрибковых средств (при распространении
на окружающие ткани – общая
антибиотикотерапия)
Устранение боли
Инструкции по предотвращению повторной
инфекции

Дифференциальный диагноз

Вторичный наружный отит на фоне острого
или хронического гнойного среднего отита
Острый мастоидит
Околоушной лимфаденит
Воспаление периаурикулярного свища или
кисты
Прорыв абсцесса околоушной железы
Различению помогает сбор анамнеза,
иногда, в сложных диагностических случаях
необходима рентгенография височных
костей

Хронический наружный диффузный отит

Хронически протекающий
воспалительный процесс
Наличие постоянных симптомов более
2 месяцев
Этиология – бактериальная,
грибковая, аллергическая

Хронический наружный диффузный отит. Симптомы:

Постоянный зуд
Умеренный дискомфорт
Сухость кожи слухового прохода
Отсутствие выделения ушной серы

Хронический наружный диффузный отит.

Отсутствие серы
Сухая,
гиперемированная
кожа
Утолщение кожи
Гнойные выделения
(иногда)

Хронический наружный диффузный отит. Лечение

Сходно с лечением острого наружного отита
Местное применение антибиотиков
Частый туалет слухового прохода
Местное применение стероидов
При наличии диабета – контроль уровня
сахара крови
При аллергии – устранение контакта с
аллергеном

Фурункул наружного слухового прохода (наружный ограниченный отит)

Острая локальная инфекция –
воспаление волосяного
фолликула
Располагается на одной из стенок
Патогенная флора: S. aureus

Фурункул наружного слухового прохода. Симптомы:

Локальная боль
Зуд - иногда
Снижение слуха в случае закрытия
просвета слухового прохода

Фурункул наружного слухового прохода: объективная картина

Отёк
Гиперемия
Болезненность
Иногда (при
абсцедировании)
- флюктуация

Фурункул наружного слухового прохода: лечение

Местное согревание
Анальгетики
Пероральные антистафилококковые
антибиотики
Местное применение антибиотиков
Вскрытие и дренирование при
абсцедировании
При распространении на окружающие ткани
– в/м или в/в антибиотикотерапия

Отомикоз

Грибковая инфекция кожи наружного
слухового прохода
Этиология: наиболее часто Aspergillus и Candida

Отомикоз: симптомы

Часто трудно отличимы от
бактериального наружного отита
На первый план выходит зуд в глубине
слухового прохода
Нерезкая боль
При обструкции слухового прохода –
снижение слуха

Отомикоз: объективная картина

Гиперемия кожи НСП
Небольшой отёк
Белые, серые или
чёрные массы в глубине
слухового прохода
Очистка слухового
прохода часто
безболезненна (если не
прикасаться к
барабанной перепонке)

Отомикоз

Отомикоз: лечение

Тщательная очистка и высушивание
НСП
Местное применение
противогрибковых средств
Избегание попадания влаги в НСП

Гранулёзный мирингит

Локальное хроническое воспаление
натянутой части барабанной перепонки с
образованием грануляций
Описано Тойнби в 1860
Последствие первичного острого мирингита,
наружного отита, среднего гнойного отита с
перфорацией барабанной перепонки
Патогенные организмы: чаще Pseudomonas,
Proteus

Гранулёзный мирингит: симптомы

Зловонные выделения из одного уха
Часто бессимптомный
Иногда – небольшой зуд и ощущение
полноты в ухе
Нет значительной боли и снижения
слуха

Гранулёзный мирингит: объективная картина

Барабанная
перепонка покрыта
гноем
Грануляции в виде
«сосочков»
Отсутствует
перфорация
барабанной
перепонки

Гранулёзный мирингит: лечение

Тщательная и частая очистка,
высушивание НСП
Местное применение антибиотиков
(активных против Pseudomonas)
Иногда – в сочетании с стероидами
Минимум 2-х недельное лечение
Может потребоваться осторожное
удаление грануляций

Буллёзный мирингит

Вирусная этиология
Ограничен барабанной перепонкой,
иногда – с переходом на костный отдел
НСП
Может быть одним из проявлений
«гриппозного» отита с поражением
среднего и внутреннего уха

Буллёзный мирингит: симптомы

Внезапная сильная боль в ухе
Может не быть повышения
температуры
Слух не страдает (при отсутствии
вовлечения среднего и внутреннего
уха)
Кровянистые выделения (иногда
значительные) при разрыве буллы

Буллёзный мирингит: объективная картина

Воспаление
ограничено
барабанной
перепонкои и
прилежащими
отделами НСП
Наличие «пузырей»
с кровянистым
содержимым»

Буллёзный мирингит: лечение

Анальгетики
Местное применение антибиотиков для
предотвращения вторичного
бактериального воспаления
Вскрытие пузырьков НЕ производится

Перихондрит/хондрит ушной раковины

Воспаление перихондрия/хряща
ушной раковины
Результат травмирования
Может быть спонтанным (при тяжёлом
диабете)

Перихондрит: симптомы

Боль в области ушной раковины и
слухового прохода
Зуд

Перихондрит: симптомы

Болезненная ушная
раковина
Уплотнение тканей
Отёк
Гиперемия чаще
ограничена хрящевой
частью ушной
раковины (без мочки)
В запущенных случаях
– шелушение,
вовлечение
окружающих тканей

Перихондрит: лечение

При незначительной выраженности:
местная и пероральная антибиотикотерапия
В далеко зашедших случаях –
госпитализация, в/в антибиотикотерапия
При хроническом течении – хирургичесое
вмешательство с иссечением
некротизированных тканей и последующей
кожной пластикой

Рожистое воспаление

Острое воспаление
кожи
Этиология – бетагемолитический
стрептококк группы А
Кожа: яркая гиперемия
с хорошо видными
приподнятыми над
окружающими тканями
границами
Лечение пероральными или
в/м, в/в антибиотиками
пенициллинового ряда

Herpes Zoster Oticus

J. Ramsay Hunt описал в 1907
Вирусная инфекция, вызванная varicella
zoster
Воспаление распространяется по ходу
одного или нескольких черепно-мозговых
нервов
Ramsey Hunt синдром: herpes zoster ушной
раковины с оталгией и парезом лицевого
нерва

Herpes Zoster Oticus: симптомы

В начальной стадии:
жгучая боль в области
уха, головная боль,
общее недомогание и
повышение
температуры
Позднее (на 3 – 7
день): пузырьковые
высыпания, парез
лицевого нерва

Herpes Zoster Oticus

Herpes Zoster Oticus: лечение

Защита роговицы от высыхания
Пероральные стероиды
Противовирусные препараты

Заключение

Для дифференциального диагноза
необходим тщательный сбор
анамнеза, тщательный осмотр, знание
различных патологических процессов,
характерных для этой области
Для успешного лечения –
внимательное наблюдение динамики и
терпение

Заболевания среднего уха

Схематическое строение уха

Травматическая перфорация барабанной перепонки

Этиология – травма
острым предметом,
баротравма
Лечение –
профилактика
воспаления (местная
и общая
антибактериальная
терапия),
микрохирургическая
помощь

Переломы височной кости

Могут сопровождать другие ЧМТ
При ударах, направленных в боковом или
передне-заднем направлениях
Симптомы (в различных сочетаниях) –
кровотечение из НСП, потеря слуха, ушная
ликворея, нарушение функции лицевого
нерва, наличие гематом околоушной
области, ушной раковины, кровоизлияний в
глазничную клетчатку
По отношению к пирамиде височной кости –
продольные, поперечные

Анатомия

Продольные переломы

80% переломов височной
кости
Результат бокового удара,
направленного вдоль
линии чешуйчатокаменистого шва
В 15-20% повреждение
лицевого нерва
Травма наружного
слухового прохода
Кондуктивная или
смешанная потеря слуха в
80% восстанавливается
самостоятельно

Поперечные переломы

20% переломов
височной кости
Результат ударов в
передне-заднем
направлении
В 50% повреждение
лицевого нерва
НСП интактный
Сенсоневральная
потеря слуха.
Восстановление
менее вероятно

Воспалительные заболевания среднего уха

Острый средний отит

Острый средний отит

Острый средний отит

Жалобы: снижение слуха, боль в ухе, повышение
температуры
Часто – на фоне ОРЗ (насморк, кашель)
Лечение: антибиотики пенициллинового ряда,
обезболивание, ушные капли (Отипакс, Отинум),
сосудосуживающие и антибактериальные капли в
нос, сиропы с сосудосуживающим компонентом
(Актифед, Трайфед), слизеразжижающие препараты,
тепло на ухо. Парацентез барабанной перепонки –
при резкой боли, гипертермии, появлении признаков
пареза лицевого нерва, поражения слухового нерва,
вестибулярных расстройствах
Осложнения – распространение гнойного воспаления
на клетки сосцевидного отростка (мастоидит),
мозговые оболочки (менингит), парез лицевого нерва,
- во всех случаях необходима ургентная
госпитализация в ЛОР-стационар!!!

Осложнения острого среднего отита

Мастоидит – воспаление клеток
сосцевидного отростка (у детей до 1 года –
антрит). При прорыве гноя по периост –
субпериостальный абсцесс
Парез лицевого нерва
Внутричерепные осложнения – менингит,
эпидуральный абсцесс (в т.ч. перисинуозный
абсцесс), тромбоз сигмовидного синуса,
абсцесс мозга

Мастоидит с субпериостальным абсцессом

Принцип антромастоидотомии

Задняя
костная
стенка НСП
Антрум
Средняя
черепная
ямка
Сигмовидный
синус

Секреторный средний отит

Уровни жидкости за
барабанной перепонкой
Нормальная барабанная
перепонка

Секреторный средний отит. Лечение

Устранение причины, вызвавшей дисфункцию
слуховой трубы (вторичное воспаление при
патологии носа и ППН, искривление носовой
перегородки, аденоидные разращения)
Продувание слуховых труб (по Вальсальве, по
Политцеру, катетеризация)
Введение в барабанную полость через слуховую
трубу или путём тимпанопункции р-ров
адреналина с дексаметазоном
Антигистаминные препараты в сочетании с
системными декогнестантами (псевдоэфедрин)
При неэффективности – шунтирование
барабанной полости

Продувание
слуховых труб
по Политцеру
Продувание по
Вальсальве
Катетеризация
слуховой
трубы

Установка вентиляционной катушки (шунтирование барабанной полости)

Хронический средний гнойный отит

2 формы в зависимости от течения
воспаления:
Мезотимпанит – воспаление слизистой
оболочки среднего уха, наличие
«центральной» перфорации барабанной
перепонки
Эпитимпанит – воспаление протекает с
деструкцией костной ткани, образованием
холестеатомы (псевдоопухоли –
нарастающего скопления слущенного
эпидермиса), грануляций

Хронический средний гнойный отит (мезотимпанит)

Воспаление протекает
обычно без деструкции
костной ткани височной
кости
Может быть деструкция
части цепи слуховых
косточек
Лечение в основном
консервативное (при
обострениях),
возможна
тимпанопластика (вне
обострения)

Хронический средний гнойный отит (эпитимпанит)

Встречается уже в детском возрасте (с 3-4
лет)
Протекает с деструкцией костной ткани
Опасен внутричерепными осложнениями
Лечение – только хирургическое
(санирующий этап в сочетании с
тимпанопластикой для сохранения или
восстановления слуховой функции)

Хронический средний гнойный отит (эпитимпанит) с образованием холестеатомы

Холестеатома

Возможно распространение деструкции и воспаления на:

Среднюю
черепную
ямку
Лабиринт
Лицевой нерв
Сигмовидный
синус

Тимпанопластика

Восстановление барабанной
(неотимпанальной) полости
«Закрытые» варианты – с сохранением
задней костной стенки наружного слухового
прохода (I, II типы)
«Открытые» варианты – без сохранения
задней костной стенки НСП (III, IV типы)

Типы тимпанопластики по Wullstein

Тимпанопластика

Оссикулопластика – пластика (протезирование) цепи слуховых косточек

Может выполняться одномоментно с
пластикой барабанной перепонки
(одноэтапная тимпанопластика)
Может быть произведена после
приживления неотимпанальной
мембраны – двухэтапная
тимпанопластика

Оссикулопластика

Протез наковальни
Частичный
оссикулярный протез
(PORP)
Полный оссикулярный
протез (TORP)

Отосклероз

Замещение кольцевидной связки стремени
костной тканью
Фиксация стремени в овальном окне
Страдают в основном женщины
Прогрессирование процесса в период
беременности
Консервативное лечение –-препараты
фтора – малоэффективно
Хирургичекое лечение - стапедопластика

Отосклероз

Стапедопластика

Барабанная
перепонка
(отвернута)
Длинный
отросток
наковальни
Тефлоновый
протез в
овальном окне

Заболевания внутреннего уха

Лабиринтит
Болезнь Меньера
Нейросенсорная тугоухость

Лабиринтит

Лабиринтит - воспаление внутреннего
уха, при котором в той или иной
степени имеется поражение
вестибулярных и кохлеарных
рецепторов.

В зависимости от характера патологического процесса, осложнением которого явился лабиринтит:

Тимпаногенный
Менингогенный
Гематогенный
Травматический

По распространенности (протяженности) воспалительного процесса во внутреннем ухе:

ограниченный лабиринтит
диффузный лабиринтит

По выраженности клинических проявлений:

Острый лабиринтит
Хронический лабиринтит
явный
латентный

По патоморфологическим признакам, которые, как правило, коррелируют с клиническими проявлениями заболевания, выделяют такие формы:

Серозную,
Гнойную,
Некротическую

Тимпаногенный лабиринтит

Распространение воспалительного процесса
из среднего уха во внутреннее может
происходить через мембранозные
образования окна улитки или окна
преддверия
При хроническом гнойном среднем отите с
кариесом или холестеатомой добавляются
новые патологические условия, в частности
формирование фистулы в костной капсуле
лабиринта - чаще в стенке ампулы
горизонтального полукружного канала

Менингогенный (ликворогенный) лабиринтит

встречается гораздо реже тимпаногенного
развивается при распространении
воспалительного процесса с мозговых
оболочек при эпидемическом, гриппозном,
туберкулезном, скарлатинозном, коревом,
тифозном менингите
во внутреннее ухо инфекция проникает
через внутренний слуховой проход,
водопроводы преддверия и улитки

Травматический лабиринтит

развивается при повреждении внутреннего
уха через барабанную перепонку и среднее
ухо, например при случайном ранении
спицей, шпилькой или другими инородными
телами
причиной может быть также повреждение
при тяжелых черепно-мозговых травмах,
сопровождающихся переломом основания
черепа. Линия перелома при этом проходит
через пирамиду височной кости

Клиническая картина

Клинические проявления лабиринтита
складываются из симптомов
нарушения слуховой и вестибулярной
функций. В ряде случаев развивается
также поражение лицевого нерва и
сопровождающих его промежуточного
и большого каменистого нервов

Головокружение

Представляет собой иллюзорное ощущение
несуществующего смещения или вращения
окружающих предметов или собственного
тела
Для лабиринтита характерно системное
головокружение, которое выражается в
иллюзорном ощущении вращения
окружающих предметов вокруг больного,
обычно в одной плоскости, или вращения
самого больного. Несистемное головокружение
проявляется ощущением неустойчивости и неуверенности при
ходьбе, кажущимся падением вниз, проваливанием. Оно
наблюдается чаще при поражении центральных отделов
вестибулярного анализатора или падении артериального давления

Нистагм

При раздражении или угнетении одного из
лабиринтов нарушается равновесие потока
импульсов, поступающих от вестибулярных
рецепторов правого и левого уха - развивается
асимметрия лабиринтов.
Одним из объективных проявлений этой
асимметрии является спонтанный лабиринтный
нистагм, который можно наблюдать визуально
либо на электронистагмограмме.
Спонтанный нистагм при лабиринтите обычно
мелко- или среднеразмашистый, горизонтальный
или горизонтально-ротаторный, чаще бывает I или
II степени.

Вегетативные реакции

Проявляются в виде тошноты, рвоты,
потливости, бледности или гиперемии
кожных покровов и слизистых
оболочек, тахикардии или
брадикардии, неприятных ощущений в
области сердца

Кохлеарные расстройства при лабиринтите

Снижение слуха
Ушной шум

В случае гибели рецепторов внутреннего уха

Постепенно наступает адаптация, и
функция равновесия восстанавливается
за счет второго лабиринта и
центральных вестибулярных
механизмов, а также за счет зрительного и
слухового анализаторов, проприоцептивной
и тактильной чувствительности.
Восстановление функции равновесия
бывает более полным и развивается
быстрее при сохранности указанных
сенсорных систем.
Функция улитки обычно не
восстанавливается, т.е. человек теряет
слух на больное ухо.

Лечение лабиринтита

Консервативное лечение включает
антибактериальную,
противовоспалительную и
дегидратационную терапию, направленную
на предупреждение перехода серозного
воспаления в гнойное и развития отогенных
внутричерепных осложнений
При лабиринтите, развившимся у больного
с острым или обострением хронического
гнойного среднего отита, показана
элиминация гнойного очага - выполняется
операция типа антромастоидотомии или
санирующая общеполостная операция

Профилактика лабиринтита

Заключается в своевременной диагностике
и рациональном лечении гнойных
заболеваний среднего уха.
При развившемся ограниченном
лабиринтите своевременное выполнение
хирургического вмешательства на среднем
ухе и фистуле лабиринта способствует
сохранению слуха и функции
вестибулярного анализатора

Болезнь Меньера

Клиническая картина

При болезни Меньера отмечается
классическая триада:
приступы системного головокружения,
сопровождающиеся расстройством
равновесия, тошнотой, рвотой и другими
разнообразными вегетативными
проявлениями;
прогрессирующее снижение слуха на
одно или оба уха;
шум в одном или обоих ушах.

Этиология болезни Меньера неизвестна

Чаще всего упоминаются следующие
причины ее возникновения:
ангионевроз,
вегетативная дистония,
нарушение обмена эндолимфы и ионного
баланса внутри-лабиринтных жидкостей;
вазомоторные и нервно-трофические
расстройства;
инфекция и аллергия;
нарушение питания, витаминного и водного
обмена

Развитие патологических симптомов при болезни Меньера связано с увеличением количества лабиринтной жидкости (эндолимфы), что приводит к л

Развитие патологических симптомов при
болезни Меньера связано с увеличением
количества лабиринтной жидкости
(эндолимфы), что приводит к лабиринтной
гипертензии.
Механизм развития эндолимфатического гидропса
и лабиринтной гипертензии при этом сводится к
трем основным моментам: гиперпродукция
эндолимфы, снижение ее резорбции и
нарушение проницаемости мембранных
структур внутреннего уха.
Повышение внутрилабиринтного давления ведет к
выпячиванию основания стремени и мембраны
окна улитки в барабанную полость. Это создает
условия, затрудняющие проведение звуковой волны
по жидкостным системам внутреннего уха, а также
нарушает трофику рецепторных клеток улитки,
преддверия и полукружных каналов.

Лечение

Различают лечение болезни Меньера:
во время приступа и
в межприступный период

Во время приступа больной нуждается в
неотложной помощи.
Он укладывается в постель в положении,
при котором сводится до минимума
выраженность вестибулярных расстройств больному предоставляют самому занять
выбранную позу.
Яркий свет и резкие звуки должны быть
исключены.
К ногам кладется грелка, на шейнозатылочную область накладывают
горчичники

Подкожно вводится 1 мл. 0,1% р-ра сульфата
атропина,
Внутривенно - 10-20 мл. 40% р-ра глюкозы или 10
мл. 5% р-ра новокаина,
Внутримышечно 2 мл. 2,5% р-ра пипольфена или
супрастина.
Иногда купирование вестибулярного криза
достигается внутримышечным введением 1 мл. 2%
р-ра промедола или 1 мл. 2,5% р-ра аминазина в
комбинации с указанными выше препарата¬ми.
В тех случаях, когда явления приступа полностью
не проходят, через 3-4 ч. повторяют введение
атропина, аминазина и новокаина.
Для купирования приступа иногда применяют
меатотимпанальное (заушное) введение 1-2 мл. 12% р-ра новокаина, возможно в сочетании с 0,5 мл.
0,1% р-ра сульфата атропина или 10% р-ра кофеин

С целью ликвидации метаболического
ацидоза и повышения щелочного резерва
крови во время приступа и в
межприступный период проводят курс
внутривенных капельных вливаний 5%
р-ра гидрокарбоната натрия по 50-100 мл.
ежедневно в течение 15 дней.
В последующем амбулаторно назначается
гидрокарбонат натрия в ректальных свечах
(0,5-0,7 г гидрокарбоната натрия на одну
свечу) - по 1-2 раза в сут, на курс лечения 30
свечей.

При консервативном лечении болезни
Меньера применяют бетасерк (бетагистин),
действие которого приводит к улучшению
микроциркуляции в сосудах внутреннего
уха, увеличению кровотока в базилярной
артерии, нормализации давления
эндолимфы в лабиринте, одновременно
отмечено улучшение мозгового кровотока.
Для достижения терапевтического эффекта
показано длительное (3-4 мес) лечение
бетасерком по 16 мг. 3 раза в день

В комплексе лечебных мероприятий при
болезни Меньера используются средства,
улучшающие микроциркуляцию в
сосудах головного мозга и во внутреннем
ухе (внутривенно капельно реополюгликин,
гемодез, реоглюман, маннитол),
улучшающие мозговое кровообращение
(стугерон, трентал, кавинтон, милдронат и
др.), спазмолитики (дибазол, папаверин,
эуфиллин), средства, нормализующие
тонус венозных сосудов (эскузан,
детралекс), а также препараты
метаболического действия (ноотропил,
стугерон), витамины группы В, А, Е, PP.

Хирургическое лечение

При безуспешности консервативной терапии
проводится хирургическое лечение.
Различные методы хирургического лечения при
болезни Меньера можно разделить на три группы:
Операции на нервах и нервных сплетениях - перерезка
барабанной струны, разрушение нервного сплетения на
промонториуме.
Декомпрессивные хирургические вмешательства,
направленные на нормализацию давления жидкостей
лабиринта - вскрытие мешочков преддверия, дренирование
улиткового протока; дренирование, шунтирование или
декомпрессия эндолимфатического мешка.
Деструктивные операции на лабиринте. Метод рассечения
эндолимфатического протока при лечении болезни Меньера
впервые был обоснован и предложен проф. В.Т. Пальчуном

Нейросенсорная тугоухость

В широком смысле нейросенсорная
(звуковоспринимающая,
перцептивная) тугоухость - это
поражение различных нейросенсорных
отделов слухового анализатора - от
кохлеарныхрецепторов до слуховой
зоны коры головного мозга.

В зависимое от уровня поражения
(нейросенсорного отдела) слухового
анализатора различают:
кохлеарную (рецепторную, периферическую),
ретрокохлеарную (поражение спирального ганглия
или VIII нерва) и
центральную (стволовая, подкорковая и корковая)
тугоухость.
Часто наблюдается смешанная тугоухость,
когда сочетается нарушение звукопроведения
и звуковосприятия, т.е. имеет место
одновременно кондуктивная и
нейросенсорная тугоухость

По продолжительности нейросенсорной тугоухости различают:

внезапную (с начала возникновения
прошло не более 12 ч);
острую (до 1 мес);
хроническую (более 1 мес)

Этиология

Причины нейросенсорной тугоухости разнообразны,
однако чаще всего это:
инфекционные заболевания,
расстройство кровообращения в сосудах, питающих
внутреннее ухо,
интоксикации,
воспаление в среднем и во внутреннем (лабиринтит) ухе,
Травма
Врождённая патология
Причиной нейросенсорной тугоухости являются также
возрастные изменения слухового анализатора,
невринома VIII черепного нерва, аутоиммунный
процесс, общесоматические заболевания и т. п.

Среди инфекционных
заболеваний, при которых могут
развиваться поражения слуха, следует
отметить, прежде всего, вирусные
инфекции: грипп, паротит, корь, краснуха,
герпетическое поражение.
Затем следуют эпидемический
цереброспинальный менингит, скарлатина,
тифы, сифилис.
При инфекционном поражении изменения
локализуются преимущественно в
рецепторных клетках внутреннего уха и
слуховом нерве.

Нейросенсорная тугоухость дисциркуляторного генеза

Чаще связана с нарушением
кровообращения в сосудах
вертебробазилярной системы, поскольку
питание улитки осуществляется из бассейна
передненижней мозжечковой артерии,
отходящей от a. basilaris или a. vertebralis.
Спазм, тромбообразование или
геморрагический инсульт может развиться в
результате сердечно-сосудистой патологии,
при обменных нарушениях, на фоне
повышенной агрегации тромбоцитов и
гиперкоагуляции и т.д.

Интоксикационное поражение

Является причиной нейросенсорной тугоухости примерно
у 20% больных.
Повреждающее воздействие на слуховой анализатор
оказывают различные лекарственные препараты:
в первую очередь ототоксические антибиотики (антибиотики
аминогликозидного ряда - стрептомицин, гентамицин, мономицин,
неомицин, канамицин, тобрамицин, амикацин, нетилмицин),
цитостатики (эндоксан, цисплатин и др.),
хинин и его производные,
«петлевые» диуретики (лазикс, бринальдикс, урегит, этакриновая
кислота),
производные ацетилсалициловой кислоты.
Причиной поражения слухового анализатора могут быть
бытовые (никотин, алкоголь) и
промышленные (бензин, ртуть, мышьяк и др.) токсичные
вещества.

Травматические воздействия

Разнообразные травматические воздействия
(механическая, аку-, вибро-, баротравма,
воздушная контузия) также могут быть причиной
нейросенсорной тугоухости.
При механической травме может возникнуть
перелом основания черепа с трещиной пирамиды
височной кости, при этом повреждается VIII
черепной нерв.
Интенсивный шум и вибрация при длительном
воздействии могут привести к поражению
рецепторных клеток прежде всего в основном
завитке улитки. Сочетанное воздействие обоих
факторов дает неблагоприятный эффект в 2,5 раза
чаще, чем один шум или вибрация.

Возрастная тугоухость (пресбиакузис)

Развивается как следствие дегенеративных
и атрофических процессов в улитке и
спиральном ганглии, в улитковых ядрах, а
также в слуховой зоне коры головного мозга.
Большую роль в развитии процессов
возрастной инволюции играют
атеросклеротические изменения сосудов, в
частности в спиральной связке.
Возрастные изменения слуха начинаются
уже с 30-летнего возраста, но быстрее
прогрессируют после 50 лет

Клиническая картина

При нейросенсорной тугоухости типичны
жалобы больного на снижение слуха и
субъективный шум в ушах различной
высоты и интенсивности.
В некоторых случаях к этим жалобам
присоединяется головокружение и
расстройство равновесия.
Шум при нейросенсорной тугоухости обычно
высокочастотный (писк, свист, звон и др.),
иногда он очень беспокоит больного и
становится его основной жалобой.

В диагностике нейросенсорной
тугоухости важную роль играет
тщательно собранный анамнез и
клинические данные.
В топической диагностике ведущее
значение имеют методы
камертонального и
аудиометрического исследования.

В зависимости от уровня порогов восприятия речевых частот (500-4000 Гц) определяют тугоухость различной степени выраженности:

повышение порогов восприятия на 20 40 дБ соответствует I степени тугоухости;
41-55 дБ -II степень;
56-70 дБ - III степень;
71-90 дБ - IV степень тугоухости;
91 дБ и более - практическая глухота

Лечение нейросенсорной тугоухости

Имеет особенности при внезапной, острой и
хронической формах заболевания.
При внезапной и острой нейросенсорной
тугоухости лечение должно быть начато как
можно раньше, в период обратимых
изменений нервной ткани.
Пациенты, у которых диагностирована
внезапная или острая нейросенсорная
тугоухость, являются ургентными больными
и подлежат экстренной госпитализации.

При инфекционной
этиологии терапия
предполагает воздействие
главным образом на процесс
воспаления, включая источник
и пути проникновения
инфекции

Лечение токсических форм тугоухости

Предусматривает в первую очередь проведение
мероприятий по прекращению поступления
токсинов и срочному их выведению из организма.
В первые 3 дня назначается реополиглюкин или
гемодез по 250 мл. внутривенно капельно; наряду с
дезинтоксикационным и дегидратационным действием
эти препараты обладают свойствами уменьшать
вязкость крови, улучшать капиллярное
кровообращение.
Сразу после их введения назначают также внутривенно
капельно 500 мл. 0,9% р-ра натрия хлорида с
добавлением в него 60 мг. преднизолона, 5 мл. 5%
аскорбиновой кислоты, 4 мл. солкосерила, 50 мг.
кокарбоксилазы, 10 мл. панангина в течение 10 дней.

Тугоухость сосудистого генеза

Если причина острой тугоухости не установлена,
ее рассматривают чаще всего как тугоухость
сосудистого генеза.
Для улучшения кровоснабжения внутреннего уха
назначается ежедневно трентал 2% по 5 мл.
внутривенно капельно в 250 мл. физиологического
раствора или 5% р-ра глюкозы.
С этой же целью назначают кавинтон, стугерон,
вазобрал.
Для улучшения общей церебральной гемодинамики
используют парентерально эуфиллин, папаверин,
дибазол, никошпан, спазмолитин, апренал, компламин

С успехом применяется стероидная
терапия, которая может проводиться
системно (перорально или внутривенно) и
местно (интратимпанально).
Интратимпанальное введение
кортикостероидов в барабанную полость
(дексаметазон) через установленный в
барабанной перепонке шунт или при
катетеризации слуховой трубы является
предпочтительным, так как позволяет
достигать высокой концентрации препарата
в перилимфе и снизить неблагоприятное
общее побочное действие препарата при
его абсорбции.

С целью нормализации метаболизма
нервных клеток при гипоксии и ишемии
назначают предуктал (по 0,02 г внутрь 3
раза в сут. во время еды), милдронат (по
0,25 г. в капсулах для приема внутрь 3 раза
в сут). Препараты метаболического
действия (ноотропил, солкосерил,
церебролизин) оказывают положительное
влияние на обменные процессы и
кровоснабжение мозга, усиливают кровоток
в ишемизированных его участках.

К безлекарственным методам лечения
нейросенсорной тугоухости относятся
гипербарическая оксигенация, лазеротерапия,
стимуляция флюктуирующими токами,
квантовая гемотерапия, плазмаферез,
гомеопатические средства.
С целью уменьшения ушного шума
применяют интрамеатальные или заушные
новокаиновые (или лидокаиновые) блокады,
различные методы иглорефлексотерапии.
Для купирования вестибулярной
симптоматики, сопровождающей слуховые
нарушения, применяется антагонист Нгистаминовых рецепторов внутреннего уха бетасерк.

Новообразования

Обычно – акустическая невринома
Обычно проявляется прогрессирующей
нейросенсорной тугоухостью
У 10%-19% может быть внезапная потеря
слуха
У 1% пациентов с односторонней
нейросенсорной потерей слуха имеется
акустическая невринома

Акустическая невринома. Рентгеновская КТ

Нормальный
внутренний
слуховой проход
Расширенный
внутренний
слуховой проход передается при помощи колебаний воздуха, которые производят все движущиеся или дрожащие предметы, а ухо человека – это орган, предназначенный для улавливания этих колебаний (вибраций). Строение уха человека обеспечивает решение этой непростой задачи.

Человеческое ухо имеет три отдела: наружное ухо, среднее и внутреннее. Каждое из них имеет своё строение, а вместе они образуют своеобразную длинную трубку, уходящую вглубь головы человека.

Строение наружного уха человека

Наружное ухо начинается с ушной раковины. Это единственная часть человеческого уха, которая находится вне головы. Ушная раковина имеет форму воронки, которая улавливает звуковые волны и перенаправляет их в слуховой проход (он находится внутри головы, но тоже считается частью наружно уха).

Внутренний конец слухового прохода закрывается тонкой и упругой перегородкой – барабанной перепонкой, которая принимает на себя колебания прошедших по слуховому проходу звуковых волн, начинает дрожать и передает их дальше, в среднее ухо и, кроме того, отгораживает среднее ухо от воздуха. Рассмотрим, как это происходит.

Строение среднего уха человека

Среднее ухо сложено из трёх ушных косточек, которые называются молоточком, наковаленкой и стремечком. Все они соединены друг с другом маленькими суставчиками.

Молоточек примыкает к барабанной перепонке изнутри головы, принимает на себя её колебания, заставляет дрожать наковаленку, а та, в свою очередь, стремечко. Стремечко вибрирует уже значительно сильнее барабанной перепонки и передаёт такие усиленные звуковые колебания внутреннему уху.

Строение внутреннего уха человека

Внутреннее ухо служит для восприятия звуков. Оно крепко прикреплено к костям черепа, почти сплошь закрыто костяным чехольчиком с отверстием, к которому примыкает стремечко.


Слуховая часть внутреннего уха – это спиралеобразная костяная трубка (улитка), имеющая длину около 3 сантиметров и ширину меньше сантиметра. Изнутри улитка внутреннего уха заполнена жидкостью, а стенки её покрыты очень чувствительными волосковыми клетками.


Зная строение внутреннего уха человека, очень просто понять, как оно работает. Примыкающее к отверстию в стенке улитки стремечко передает свои колебания находящейся внутри её жидкости. Дрожание жидкости воспринимается волосковыми клетками, которые при помощи слуховых нервов передают сигналы об этом в мозг. И уже мозг, его слуховая зона, обрабатывает эти сигналы, и мы слышим звуки.

Кроме возможности слышать, строение уха человека обеспечивает и его способность удерживать равновесие. Специальный – полукружные каналы - помещается во внутреннем ухе.

музыка.
Оборудование: Презентация: «Наши уши» (слайд 1), изображение уха (слайд 2), изображение внутреннего уха (слайд 3), мнемотаблица с последовательностью выполнения пальчиковой гимнастики (слайд 4), мнемотаблица «Правила сохранения слуха» (слайд 5), аудиозаписи со звуками природы, фуражка для машиниста, иллюстрации с предметами, издающими звуки (тихо-громко). Раздаточный материал: карточки с изображением предметов, издающих звуки, цветные карандаши.
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий о строении человека, дидактическая игра: «Что вредно,что полезно для здоровья», разучивание массажа ушей.
Ход занятия:
Эмоциональный настрой.
Ребята, хотите поиграть в игру «Да – нет»? Встаньте все в круг. Я буду задавать вопросы, а вы мне отвечайте при помощи движений. Если хотите ответить «да» - топайте и хлопайте, если «нет»- указательным пальчиком и ножкой, выставленной на пятку, двигайте одновременно вправо - влево. Например, вы веселые? вы красивые? вы ленивые? Молодцы, в нашей группе самые лучшие дети.
Послушайте загадку:
Оля слушает в лесу,
Как кричит кукушка,
А для этого нужны
Нашей Оле…(ушки). (Слайд 2) .
Правильно, это ушки. Посмотрите на ухо своего соседа. Что вы видите? (ухо). Да, мы видим ухо,
ушную раковину . Повторите хором. А если внимательно присмотреться, мы видим дырочку. Это слуховой проход . Повторите. Как вы думаете, можно ли пальчиками добраться до конца прохода? Конечно же, нет. В конце слухового прохода есть тонкая пленочка, которая называется барабанной перепонкой. Звуки проходят через слуховой проход, ударяются об перепонку и мы слышим звук. (слайд N3).
Включается аудиозапись: пение птиц. Что вы услышали?(звуки). При помощи чего мы услышали? Да, при помощи ушей мы слышим звуки: узнаем голос мамы, голоса друзей.
Игра: « Кто тебя позвал».
А сейчас немного отдохнем. Хотите покататься на волшебном паровозике? Вставайте друг за другом, кладите руки на плечи соседу на плечи. Какой звук издает паровоз? (чух-чух). А наш волшебный паровоз издает: «чух-чух вау». Поехали (без «змейкой», через тоннель (полуприсядем), по «кочкам» (прыжки)). Вот и приехали.
Игра: « Поймаем тишину».
Считаем: «раз, два, три» (на слово «три» хлопаем).
Отдохнем. Присядем на коврик.
Пальчиковая гимнастика(слайд N 4) «Тук-тук-тук».
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Наши ушки слышат стук (удар кулачками друг о друга)
Вот ладошечки шуршат,
Наши пальчики трещат. (потирание ладоней друг о друга)
Теперь в ладошки громко бей, (хлопки)
А теперь ты их согрей. (хлопки по щекам)
А сейчас поиграем в игру « Громкие и тихие звуки».
Я буду показывать различные предметы, которые могут издавать звук, если звук громкий, вы поднимите руки, если тихий положите пальчик к губам.

    Тиканье часов

    Стук топора

    Шелест листьев

    Шум машины

    Гудение поезда

    Шелест страниц

    Шум аплодисментов

    Топот копыт

    Журчание ручейка

    Крик петуха

Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру: « Внимательные ушки».

Я раздам вам карточки с изображением нескольких предметов, издающих или не издающих. Посмотрите на них и поставьте рядом красный кружочек на тех предметах, которые издают звуки.

А у нас ещё одна игра: « Закончи мою фразу».
Вы должны закончить мою фразу, добавляя только одно слово «уши».
У вас есть…(уши).
У рыбки нет...(ушей).
Зимой холодно...(ушам).
Брат может шевелить…(ушами).
Нельзя застужать … (уши).
Девочки носят сережки в…(ушах).
Чтобы защитить уши от простудных заболеваний, надо делать массаж.
Массаж ушей.

Ушки мы свои найдем
И массаж им проведем (взяться за ушки пальчиками)
По краям сейчас погладим (поглаживание снаружи)
По бороздочкам внутри, (поглаживание бороздочек)
За ушами, за ушами, (за ушами)
Вот какие, посмотри
Вденем в ушки мы сережки,
Вот какие, посмотри (растирание мочек)
А сейчас погладим ушки,
Ушки наши здесь внутри. (поглаживание внутри)
Чтоб слух наш оставался хорошим и уши не болели, надо выполнять основные правила: (слайд N 5)

    Не ковырять в ушах

    Защищать уши от сильного ветра

    Не допускать попадания воды в уши

    Защищать уши от сильного шума

    Не втягивать в себя слизь из носа, сильно не сморкаться

Если за своими ушами ухаживать правильно, их не придется чистить в кабинете врача!
Молодцы! Хотите теперь потанцевать? Танец.
В конце занятия положить руку на голову и сказать: «Какой я молодец!»

Игровая программа "Мы и наши зубки”.

Цели:

    Познакомить учащихся со строением зубов; с мероприятиями по профилактике зубных заболеваний.

    Учить детей основным правилам ухода за зубами.

    Формировать стремление к активной интеллектуальной деятельности;

    Развивать познавательную активность, творческих способностей учащихся в ходе пропаганды "здорового образа жизни".

    Воспитывать у учащихся умение общаться, дружить друг с другом; умение быть искренними и честными, воспитывать доброжелательное отношение к докторам.

Оборудование: иллюстрации, зубные щетки, зубная паста, строение зуба, рисунки детей, компьютер.

1. Орг. момент.

Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём и работу мы начнём!

Звонок пригласил вас ребята на нашу игровую программу здоровья.

2. Сообщение темы и целей урока.

Чтобы узнать тему нашего занятия давайте отгадаем загадку

Оля ядрышки грызёт,

Падают скорлупки.

А для этого нужны

Нашей Оле... (зубки)

Разгрызёшь стальные трубы,

Если часто чистишь... (зубы)

Молодцы! сегодняшнее наше занятие посвящено нашим зубкам, уже не раз мы проводили беседы и разговаривали о том, как нужно ухаживать за своими зубами, но вот к нам в школу пришло такое письмо, в котором есть просьба еще раз напомнить всем как, же надо следить и ухаживать за ними.

Вот послушайте это письмо, которое прислал нам один зубик. Он даже прислал свою фотографию. На ней он очень очень грустный

А вот почему он грустный мы узнаем из письма.

Здравствуйте, ребята.

-Я маленький молочный зубик, вот решил написать вам письмо и рассказать о своей жизни!. Мы живем в домике, который называется Ротик. У меня много-много братиков, таких же молочных зубиков. Целых 19! И две сестренки - Верхняя Десна и Нижняя Десна.

А пока нам нужно беречь место для постоянных зубов, не толкаться и не выпадать раньше времени. Мы хотим, чтобы они были ровные и белые, а еще здоровые. Поэтому я, мои братики, очень любим, когда к нам приходят в гости наши любимые тетушки Зубная Паста и Зубная Щетка. Но бывает, что вы ребята забываете про нас и не хотите помогать нам сохранить свою белизну и здоровье. Когда вы нас не чистите, не полощите рот после еды, едите много сладкого и грызете орехи то нам живется очень плохо, поэтому мы становимся вот такими грустными. Я очень хочу, чтобы вы ребята не забывали о нас и о том, что нужно делать, и

Вот такое письмо. Ребята поможем зубику в его просьбе? Расскажем, как мы умеем заботиться о наших зубках?

Когда человек рождается, у него сначала нет зубов. Затем они постепенно появляются и к 2-3 годам, у него полностью прорезаются его первые зубы. Их называют МОЛОЧНЫЕ. Но живут они лишь несколько лет. Потом они начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастают другие – ПОСТОЯННЫЕ. Сейчас у вас как раз такой возраст, когда зубки меняются и выпадают. Правда?

Расскажите, как это бывает? (Рассказы детей)

Видите, терять зубы - это совсем не страшно, даже наоборот, если зубы выпадают не от болезни, а потому, что пришло время. Но иногда дети забывают, что главное – это уметь ухаживать за зубами.

Итак, что же мы знаем про то как ухаживать за зубками?

Зубы надо чистить не менее 2 раз в день: утром после завтрака и вечером после ужина, на ночь. - После каждого приема пищи нужно полоскать рот. – Очень важно и правильно подобрать зубную щетку и пасту.

Щетка должна быть с искусственной щетиной и лучше использовать щетку средней жесткости.

Менять зубную щетку надо через каждые три месяца.

А вы знаете, что нужно не только ухаживать за зубками, но и правильно питаться, а вот какие продукты можно или нельзя кушать мы сейчас узнаем

Сейчас мы поиграем с вами в Игру «Вредное – полезное». Детям раздаются карточки с рисунками продуктов питания.

Задание:

    I команда – отбирает полезные продукты.

    II команда – отбирает вредные продукты.

Команды готовы. Приступайте. (Дети набирают карточки с названиями продуктов питания).

I к.: (творог, молоко, сметана, фрукты, овощи, кефир, ряженка, сыр и др).

II к. (шоколад, конфеты, печенье, торты, сливочный крем, сахар и др).

Слово предоставляется представителям 1 и 2 команды расскажите, как вы справились и что у вас получилось..

Молодцы, обе команды справились с заданием.

Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки. Предпочти конфетам фрукты, Очень важные продукты. Чтобы зуб не беспокоил, Помни правило такое: К стоматологу идем В год два раза на прием. И тогда улыбки свет Сохранишь на много лет!

А вот еще одно задание которое поможет узнать ваши знания, сейчас я будут читать вам советы и если совет правильный то вы должны хлопать в ладоши, если же нет, то говорите Нет, Нет, Нет,

Вам, мальчишки и девчонки,

Приготовили советы мы.

Если наш совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет.

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный,

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет!

Говорила маме Люба:

Я не буду чистить зубы.

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, в каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Молодчина Люба?

Дети. Нет!

Блеск зубам чтобы придать,

Нужно крем сапожный взять.

Выдавить полтюбика

И почистить зубики.

Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет, нет!

Ох, неловкая Людмила

На пол щетку уронила.

С пола щетку поднимает,

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный совет?

Молодчина Люда?

Дети. Нет!

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили

И идете спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет, нет!

Запомните совет полезный,

Нельзя грызть предмет железный.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Чтобы зубы укреплять,

Полезно гвозди пожевать.

Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет, нет!

Вы, ребята, не устали,

Пока здесь стихи читали?

Был ваш правильный ответ,

Что полезно, а что – нет.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Ребята, а скажите, может зубки нам и не нужны совсем, зачем они нам???

(Кушать, чтобы произносить слова и для красивой улыбки)

Посмотрите какие красивые люди когда улыбаются, а давайте представим если зубов у нас нет, красивые мы будем??? Возьмите сейчас черный фломастер или карандаш и закрасьте на картинке один или два любых зубика!

Ну что изменились люди? Какие они стали? Вот поэтому нужно не допустить, чтобы вы потеряли свои зубки.

А Знаете ли вы ребята, что существует Зубная фея, которая всегда помогает деткам, справится с зубной болью, и дает нужные советы! И вот сегодня она тоже прилетела к нам на занятие вот с таким интересным заданием, что бы с ним справится нужно быть внимательными вот у нас есть такая интересная картинка, здесь есть и рисунки и буквы, мы же должны разгадать и прочитать какой совет зашифровала наша фея.

Вы будете выходить по одному к доске и записывать в ряд разгаданные буквы. А когда разгадаем все то сможем прочитать что же желает нам Зубная фея.

Что же у вас получилось? (Сохраняйте ваши зубы с ранних лет)

Очень хороший совет, не правда ли? Будем стараться! А на память вам Зубная фея приготовила вот такие памятки, чтобы вы всегда помнили, как правильно нужно чистить зубки!

Ребята, а к какому доктору мы ходим лечить наши зубки? (Ответы детей).

Сколько раз в год нужно ходить к стоматологу? (Два раза в год).

А давайте мы сейчас с вами займёмся лечением зубов и поработаем стоматологами. Хотите?

У вас на столе рисунок зубика. В нём поселилась злая зубная боль. Давайте прогоним её, что бы зубик выздоровел и стал улыбчивым.

Что для этого нужно сделать?

Запломбировать зуб.

Этим и займёмся. (Детям раздаю рисунок зуба, на нем кариес).

Почистим дырочку. (Дети ластиком стирают следы от простого карандаша).

Затем запломбируем. (Дети закрашивают дырочку цветным карандашом).

Ну вот когда вы залечили зубик, как вы думаете он будет теперь улыбаться?

И последнее задание, которое осталось нам выполнить это то, о котором просил нас в письме грустный зубик. Нарисуем на ваших вылеченных зубках красивые веселые улыбки. А потом отошлем ему ваши рисунки.

(ДЕТИ РИСУЮТ)

Молодцы!

Итог

Я ЖЕЛАЮ ВАМ ЗДОРОВОЙ И ОСЛЕПИТЕЛЬНОЙ УЛЫБКИ! И надеюсь что вы всегда будете правильно ухаживать за вашими зубками.

А для наших гостей Мы в завершении нашего занятия споем веселую песенку!

Спасибо за работу!

Здравствуйте, ребята.

-Я маленький молочный зубик, вот решил написать вам письмо и рассказать о своей жизни! Мы живем в домике, который называется Ротик. У меня много-много братиков, таких же молочных зубиков. Целых 19! И две сестренки - Верхняя Десна и Нижняя Десна.

Все мы живем дружно и не ссоримся, потому что нам нельзя ругаться, ведь скоро мы -маленькие молочные зубки, станем совсем большими, постоянными зубами.

А пока нам нужно беречь место для постоянных зубов, не толкаться и не выпадать раньше времени. Мы хотим, чтобы они были ровные и белые, а еще здоровые. Поэтому я, мои братики, очень любим, когда к нам приходят в гости наши любимые тетушки Зубная Паста и Зубная Щетка.

Но бывает, что вы ребята забываете про нас и не хотите помогать нам сохранить свою белизну и здоровье. Когда вы нас не чистите, не полощите рот после еды, едите много сладкого и грызете орехи то нам живется очень плохо, поэтому мы становимся вот такими грустными. Я очень хочу, чтобы вы ребята не забывали о нас и о том, что нужно делать, и

рассказали, как вы ухаживаете за своими зубками и как бережёте. А еще у меня к вам будет одна просьба. Пришлите, мне пожалуйста, рисунки своих красивых радостных зубов, я думаю, что они у вас не такие грустные как я. До свидания.

  1. Не ковыряйте в зубах металлическими предметами. В аптеках продаются специальные зубочистки.

  2. Не откусывайте нитки, проволоку зубами.

  3. Сразу после холодной пищи не берите горячую и наоборот. От этого на зубах могут образоваться трещины.

  4. Необходимо помнить: больные зубы могут быть причиной заболевания внутренних органов.

  5. Поменьше ешьте сладостей, а больше фруктов и овощей.

  6. Ни в коем случае нельзя курить. От табачного дыма зубы становятся неприятного жёлтого цвета.

  7. Cлайд 1

    Cлайд 2

    Cлайд 3

    Анатомия уха: Наружное ухо: 1. Кожа 2. Слуховой канал 3. Ушная раковина Среднее ухо: 4. Барабанная перепонка 5. Овальное окно 6. Молоточек 7. Наковальня 8. Стремечко Внутреннее ухо: 9. Полукружные каналы 10. Улитка 11. Нервы 12. Евстахиева труба

    Cлайд 4

    Наружное ухо Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Ушная раковина - сложной формы упругий хрящ, покрытый кожей, его нижняя часть, называемая мочкой,- кожная складка, которая состоит из кожи и жировой ткани. Ушная раковина очень чувствительна к любым повреждениям, поэтому у борцов эта часть тела очень часто деформирована.

    Cлайд 5

    Среднее ухо Основной частью среднего уха является барабанная полость - небольшое пространство объемом около 1см³, находящееся в височной кости. Здесь находятся три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко - они передают звуковые колебания из наружного уха во внутреннее, одновременно усиливая их.

    Cлайд 6

    Внутреннее ухо Из трех отделов органа слуха и равновесия наиболее сложным является внутреннее ухо, которое из-за своей замысловатой формы называется лабиринтом. Костный лабиринт состоит из преддверия, улитки и полукружных каналов.

    Cлайд 7

    Ухо - орган слуха и равновесия, в его функции входит восприятие звуковых волн и движений головы. Анатомически ухо делится на три части: наружное, среднее и внутреннее ухо.

    Cлайд 8

    Наружное ухо концентрирует звуковые волны и проводит их к внутренним структурам. Звуковые колебания вызывают колебания барабанной перепонки и трех крошечных связанных с ней костей (среднее ухо). Энергия звуковых колебаний усиливается в среднем ухе и передается во внутреннее ухо. В плотной кости внутреннего уха находятся два чрезвычайно чувствительных образования: улитка, собственно орган слуха, и вставленный в нее перепончатый лабиринт - один из источников нервных сигналов в центральной нервной системе, благодаря которым поддерживается равновесие тела.

    Cлайд 9

    В улитке находятся тысячи крошечных похожих на волосы ячеек, которые соеденeны с волокнами слухового нервa. Под действием звуковых волн ячейки улитки вырабатывают электрохимические сигналы, которые направляются через акустический нерв к головному мозгу. Мозг принимает нервные импульсы и формирует звуковой образ. Более подробно механизм работы уха описывается в дальнейших разделах о каждой из его частей.

    Cлайд 10

    Ухо лечит болезни На теле человека расположены сотни акупунктурных точек, через которые можно воздействовать на любой орган, болезнь, боль и т.д. Но так уж создано Богом и природой, что у этих биологически активных точек есть излюбленные места, т.е. участки, в которых их концентрация особенно высока. Таких мест несколько. В первую очередь, это ушная раковина, ладонь, стопа, и ухо находится в группе лидеров.

    Cлайд 11

    По современным представлениям на ушной раковине насчитывают более ста тридцати акупунктурных точек. А всего на теле человека около 700 биологически активных точек. Методика иглоукалывания в указанные точки называется аурикулотерапией. Этот метод является частью китайской чжень-цзю терапии и, в то же время, он может выступать совершенно самостоятельно. Его эффективность при лечении многих болезней достаточно высока, а принципы выполнения значительно упрощены.

    «Распространение звука» - Звуку высокого тона соответствует большая частота колебаний. Введение. Проводники звука. Колебания с частотами, превосходящими 20 000 Гц, называют ультразвуком. Наружное ухо – ушная раковина. Порог слышимости. Свойства звука. Орган слуха делится на три части: наружное, среднее и внутреннее ухо. Порог слышимости, то есть заметная на слух интенсивность, завсит от частоты.

    Струнно-смычковые струнно-щипковые клавишные. Г. Движение мяча, падающего на землю. Ф. Число колебаний за некоторое время. Источник звука – колеблющиеся голосовые связки. Источник звука – совершающие колебания струны. Струнные музыкальные инструменты. Медные духовые инструменты. Г. Координата колеблющегося тела.

    «Характеристики звука» - Характеристики звука. Почему летящего комара слышим, а птицу нет? 6. Какова примерно скорость распространения звуковых волн в воздухе? «Характеристики звука». В г а а в д б. Источником звука является… Тема урока: Частотный диапазон голосов певцов и певиц, Гц. Какими характеристиками обладает звук? 7. Какова примерно самая низкая частота звука, слышимого человеком?

    «Громкость звука» - Сделать несколько замеров и рассчитать среднее значение. Уровни громкости звука от разных источников. Скорость звука в воздухе - приблизительно 340 м/с. Скорость звука. Частотный спектр звуков музыкальных инструментов. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА Громкость. Затем измерить расстояние между часами и ухом, и записать данные в тетрадь.

    «Скорость распространения звука» - Назовите единицы громкости и уровня громкости звука. Скорость звука в различных средах, м/c (при t=20 С). Как отражается на здоровье человека систематическое действие громких звуков? Скорость звука в воздухе » 330 м/с. В стальном рельсе, например, звук распространяется со скоростью » 5000 м/с. Отчего зависит высота звука?

    «Звук и слух» - Слух – первое чувство, которое формируется у ребенка. В то время как близорукость элементарно корректируется с помощью очков. Звуки громкостью 85 дБ и выше уже оказывают вредное воздействие на слух. Ход исследования 1).Какие тела являются источниками звука? Нормальная человеческая речь имеет громкость 40-60 дБ.

    Всего в теме 11 презентаций