Растительная клетка как и животная, окружена плазматической мембраной, но кроме неё ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных клеток. Растительная клетка как и животная, окружена плазматической мембраной, но кроме неё ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных клеток. Накапливающие клеточный сок вакуоли, есть как в растительных, так и в животных клетках, но в животных клетках они выражены слабо. Накапливающие клеточный сок вакуоли, есть как в растительных, так и в животных клетках, но в животных клетках они выражены слабо.


Так, в животных клетках, в отличие от растительных, отсутствуют, следующие пластиды: Так, в животных клетках, в отличие от растительных, отсутствуют, следующие пластиды: хлоропласты - отвечают за реакцию фотосинтеза лейкопласты - отвечают за накопление крахмала хромопласты - придают окраску плодам и цветкам растений


Таким образом, разница между растительной и животной клетками заключается в следующем: в растительной клетке присутствует прочная и толстая клеточная стенка из целлюлозы; в растительной клетке присутствует прочная и толстая клеточная стенка из целлюлозы; в растительной клетке развита сеть вакуолей, в животной клетке она развита слабо; в растительной клетке развита сеть вакуолей, в животной клетке она развита слабо; растительная клетка содержит особые органоиды – пластиды (хлоропласты, лейкопласты и хромопласты), а животная клетка их не содержит. растительная клетка содержит особые органоиды – пластиды (хлоропласты, лейкопласты и хромопласты), а животная клетка их не содержит.

Тематический практико-ориентированный проект

Тема «Клетка как биологическая система»

Выполнила: Климова

Елена Владимировна,

учитель биологии

МОАУ «СОШ №10»

г. Бузулук

Введение …………………………………………………………………….. 3

    Теоретическая часть ……………………………………………………... 4

      Развитие знаний о клетке……………………………………………….. 4

      Особенности строения клеток прокариот и эукариот ……………….. 5

      Строение клетки ………………………………………………………… 6

1.4. Сравнение растительной и животной клеток………………………… 13

    Практическая часть ……………………………………………………… 16

Заключение ………………………………………………………………….. 24

Литература ………………………………………………………………….. 25

Введение

Изучение учащимися любого предмета связано с запоминанием фактологического материала, без которого невозможны мыслительные операции: сравнение, сопоставление, установление причинно-следственных связей, обобщение и др.

Взаимосвязь строения и функции частей и органоидов клетки» изучается в 9 и 11 классах. Как показывает практика тема «Строение про- и эукариотической клетки усваивается плохо. И поэтому при подготовке к экзамену учащиеся этой теме должны уделять больше внимания.

Данный проект адресован учащимся 9-11 классов. Использование данного проекта способствует развитию логического мышления, глубокому пониманию учебного материала по данному разделу, а также помогает организовывать систематическое повторение и обобщение материала педагогу.

Данный материал разработан по разделу «Общая биология», тема «Клетка как биологическая система».

Актуальность проекта: повторяя теоретический материал по данной теме, учащиеся сразу прорабатывают задания ЕГЭ, как повышенного, так и высокого уровня.

Цель: теоретическое обоснование выбранной темы и решение заданий из банка ФИПИ.

    Изучить теорию по выбранной теме.

    Отобрать из открытого сегмента банка ФИПИ задания повышенного и высокого уровня сложности и написать развернутые ответы или элементы ответа.

    Теоретическая часть

      Развитие знаний о клетке

Наука о клетке называется цитологией (греч. "цитос"-клетка, "логос"-наука). Предмет цитологии - клетки многоклеточных животных и растений, а также одноклеточных организмов, к числу которых относятся бактерии, простейшие и одноклеточные водоросли. Цитология изучает строение и химический состав клеток, функции внутриклеточных структур, функции клеток в организме животных и растений, размножение и развитие клеток, приспособления клеток к условиям окружающей среды. Современная цитология - наука комплексная. Она имеет самые тесные связи с другими биологическими науками, например с ботаникой, зоологией, физиологией, учением об эволюции органического мира, а также с молекулярной биологией, химией, физикой, математикой.

Все живые организмы состоят из клеток – из одной клетки (одноклеточные организмы) или многих (многоклеточные). Клетка – один из основных структурных, функциональных и воспроизводящих элементов живой материи; это элементарная живая система. Различные клетки отличаются друг от друга и по строению, и по размерам: размеры клеток колеблются от 1 мкм до нескольких см (яйцеклетки рыб и птиц), и по форме: могут быть круглыми (эритроциты), древовидными (нейроны), веретенообразными (мышечные волокна), и по биохимическим характеристикам: например в клетках, содержащих хлорофилл идет процесс фотосинтеза, который невозможен при отсутствии пигментов.

История изучения клетки связана с именами многих выдающихся ученых.

Около 1950 г – З.Янсен изобрел микроскоп.

1665 г. – Р. Гукописал биологические исследования, проведенные с использованием микроскопа. Применил термин «клетка».

1680 г. – А. ван Левенгук открыл одноклеточные организмы и эритроциты; описал бактерии, грибы, простейших.

1826 г. – К. Бэр открыл яйцеклетки птиц и животных.

1831-1833 г. – Р. Броун описал ядро в клетке.

1838 -1839 г. – М. Шлейден и Т. Шванн обобщили знания о клетке и сформулировали клеточную теорию: «Клетка – единица структуры и функции в живых организмах».

1855 г. – Р. Вирхов дополнил теорию: «Клетка – единица развития живых организмов».

1887 – 1900 гг. – усовершенствование микроскопа и методов фиксации и окрашивания. Цитология приобретает экспериментальный характер.

1931 г. – Э.Руске и М. Кноль сконструировали электронный микроскоп.

1946 г. – начало широкого использования электронного микроскопа в цитологии.

Основные положения современной клеточной теории

    Клетка – элементарная единица живого, основа строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития.

    Новые клетки возникают только путем деления исходной материнской клетки.

    Клетки всех живых организмов сходны по строению, химическому составу и жизнедеятельности.

    В многоклеточном организме клетки специализированы по функциям и образуют ткани, из которых построены органы и их системы.

Клеточное строение организмов – свидетельство единства происхождения живого.

      Особенности строения клеток прокариот и эукариот

Прокариоты (лат.про – перед и гр. карион - ядро) – это древнейшие организмы, не имеющие оформленного ядра. К ним относят бактерии, синезеленые водоросли, микоплазмы и ряд других организмов. Наследственная информация у них передается через молекулу ДНК, которая образует нуклеоид. В цитоплазме прокариотической клетки нет многих органоидов, которые имеются у эукариотической клетки: митохондрий, ЭПС, аппарата Гольджи и т.д.; функцию этих органоидов выполняют ограниченные мембранами полости. В прокариотической клетке имеются рибосомы. Большинство прокариот имеют размер 1-5 мкм. Размножаются они путем деления без выраженного полового процесса.

Эукариоты (гр. эу – хорошо и карион - ядро) – организмы, в клетках которых есть четко оформленные ядра, имеющие собственную оболочку (кариолемму). Ядерная ДНК у них заключена в хромосомы. В цитоплазме эукариотических клеток имеются различные органоиды, выполняющие специфические функции: митохондрии, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы и т.д. большинство эукариотических клеток имеет размер порядка 25 мкм. Размножаются они митозом или мейозом; изредка встречается амитоз – прямое деление, при котором не происходит равномерного распределения генетического материала (например, в клетках эпителия печени). Эукариоты также выделяют в особое надцарство, которое включает царства грибов, растений и животных.

      Строение клетки

Цитоплазматическая, или клеточная, мембрана (плазмалемма) – это биологическая мембрана, окружающая протоплазму (цитоплазму) живой клетки.В основе строения лежит двойной слой липидов – водонерастворимых молекул, имеющих полярные «головки» и длинные неполярные «хвосты», представленные цепями жирных кислот; больше всего в мембранах содержится фосфолипидов, в головках которых имеются остатки фосфорной кислоты. Хвосты липидных молекул обращены друг к другу, полярные головки смотрят наружу, образуя гидрофильную поверхность. С заряженными головками соединяется белки, которые называют периферическими мембранными белками. Другие белковые молекулы могут быть погружены в слой липидов за счет взаимодействия с их неполярными хвостами. Часть белков пронизывает мембрану насквозь, образуя каналы или поры. У некоторых клеток мембрана является единственной структурой, служащей оболочкой, у других клеток поверх мембраны имеется дополнительная оболочка (например, целлюлозная оболочка у растительных клеток). Животные клетки снаружи от мембраны бывают покрыты гликокаликсом – тонким слоем, состоящим из белков и полисахаридов.

1 – мембранные белки:

1а – периферические (расположены на поверхности мембраны, отграничивают ее структуру);

1б – погруженные (ферменты);

1в – пронизывающие (поры).

2 – липидный бислой: фосфолипиды, холестерол (барьер между водными средами):

2а – гидрофильные головы;

2б – гидрофобные хвосты.

3 – поверхностные углеводы (гликокаликс):

3а – гликопротеиды;

3б – гликолипиды

Клеточная мембрана выполняет множество важных функций, от которых зависит жизнедеятельность клеток. Одна из них заключается в образовании барьера между внутренним содержимым клетки и внешней средой. Наряду с этим мембрана обеспечивает обмен веществ между цитоплазмой и внешней средой, из которой в клетку через мембрану поступают вода, ионы, неорганические и органические молекулы. Во внешнюю среду через мембрану выводятся продукты, образованные в клетке (продукты обмена и веществ, синтезированные в клетке).

Таким образом через мембрану осуществляется транспорт веществ. Крупные молекулы биополимеров поступают через мембрану благодаря фагоцитозу – явлению, впервые описанному И.И. Мечниковым. Процесс захвата и поглощения капелек жидкости происходит путем пиноцитоза. Важную роль в жизнедеятельности клетки играет рецепторная функция мембраны. В мембранах имеется большое число рецепторов – специальных белков, роль которых заключается в передаче сигналов извне внутрь клетки.

Клеточная ядро – это окруженная оболочкой, состоящей из двух мембран, часть клетки диаметром 3-10 мкм. Междунаружной и внутренней мембранами есть узкое пространство, заполненное полужидким веществом. Ядерная мембрана имеет такое же строение, как и плазматическая мембрана. В ядерной оболочке есть множество пор, через которые идет процесс обмена веществ между ядром и цитоплазмой. Под ядерной оболочкой находится ядерный сок (кариоплазма), в котором содержатся ядрышки и хромосомы.

1. Хранение, воспроизведение и передача наследственной генетической информации.

2. Регуляция процессов обмена веществ, биосинтеза веществ, деления, жизненной активности клетки.

Ядрышки – это округлые тельца диаметром от 1 мкм до нескольких мкм. В ядре может быть несколько ядрышек. В состав ядрышек входят РНК и белок. Ядрышки образуются на определенных участках хромосом; в них синтезируется рибосомальная РНК (рРНК). В ядрышках происходит формирование больших и малых субъединиц рибосом. Ядрышки видны только в неделящихся клетках.

Хромосомы были так названы в связи со способностью к интенсивному окрашиванию – важнейший органоид ядра, содержащий ДНК в комплексе с основным белком – гистоном. Этот комплекс составляет около 90% вещества хромосом. Хромосомы могут иметь длину, в десятки и сотни раз превышающую диаметр ядра. В интерфазу (период между делениями) хромосомы видны только под электронным микроскопом и представляют собой длинные тонкие нити, именуемые хроматином (деспирализованное состояние хромосом). В этот период идет процесс удвоения (редупликации) хромосом; в конце интерфазы каждая хромосома состоит из двух хроматид. Каждая хромосома имеет первичную перетяжку, на которой расположена центромера; перетяжка делит хромосому на два плеча одинаковой или разной длины. Центромера служит местом прикрепления нити веретена деления. У ядрышковых хромосом имеется еще вторичная перетяжка, где формируется ядрышко.

Функция хромосом заключается в контроле над всеми процессами жизнедеятельности клетки. Хромосомы являются носителями генов, то есть носителями генетической информации. Наследственная информация передается путем репликации молекул ДНК. Число, размер и форма хромосом строго определены и специфичны для каждого вида.

В половых клетках и в спорах у растений имеется одинарный (галоидный) набор хромосом, в соматических клетках – двойной (диплоидный) набор. Бывают также полиплоидные клетки. Различают гомологичные (парные, соответствующие) и негомологичные хромосомы. Хромосомы, определяющие развитие пола, называют половыми. Остальные хромосомы называют аутосомами.

Цитоплазма (гр. цитос – клетка и плазма - вылепленная) – живое содержимое клетки, кроме ядра. Состоит из мембран и органоидов (ЭПС, рибосом, митохондрий, пластид, аппарата Гольджи, лизосом, центриолей и др.), пространство между которыми заполнено коллоидным раствором – гиалоплазмой. Снаружи цитоплазма ограничена клеточной мембраной, внутри – мембраной ядерной оболочки. У растительных клеток имеется еще и внутренняя пограничная мембрана, отделяющая клеточный сок и образующая вакуоль.

Цитоплазма содержит большое количество воды с растворенными в ней солями и органические вещества. Цитоплазма – это среда для внутриклеточных физиологических и биохимических процессов. Она способна к движению – круговому, струйчатому, ресничному.

Эндоплазматическая сеть (ЭПС) , или эндоплазматическийретикулум (ЭПР) – это сеть каналов, пронизывающая всю цитоплазму. Стенки этих каналов представляют собой мембраны, контактирующие со всеми органоидами клетки. ЭПС и органоиды вместе составляют единую внутриклеточную систему, которая осуществляет обмен веществ и энергии в клетке и обеспечивает внутриклеточный транспорт веществ. Различают гладкую и гранулярную ЭПС. Гранулярная ЭПС состоит из мембранных мешочков (цистерн), покрытых рибосомами, благодаря чему она кажется шероховатой (шероховатая ЭПС). ЭПС может быть и лишена рибосом (гладкая ЭПС); ее строение ближе к трубчатому типу. На рибосомах гранулярной сети синтезируются белки, которые затем поступают внутрь каналов ЭПС, где и приобретает третичную структуру. На мембранах гладкой ЭПС синтезируются липиды и углеводы, которые так же поступают внутрь каналов ЭПС.

ЭПС выполняет следующие функции: участвует в синтезе органических веществ, транспортирует синтезированные вещества в аппарат Гольджи, разделяет клетку на отсеки. Кроме того, в клетках печени ЭПС участвует в обезвреживании ядовитых веществ, а в мышечных клетках играет роль депо кальция, необходимого для мышечного сокращения.

ЭПС имеется во всех клетках, исключая бактериальные клетки и эритроциты; она составляет от 30 до 50% объема клетки.

Комплекс (аппарат) Гольджи – это сложная сеть полостей, трубочек и пузырьков вокруг ядра. Состоит из трех основных компонентов: группы мембранных полостей, системы трубочек, отходящих от полостей, и пузырьков на концах трубочек.

Комплекс Гольджи выполняет следующие функции: в полостях накапливаются вещества, которые синтезируются и транспортируются по ЭПС; здесь они подвергаются химическим изменениям. Модифицированные вещества упаковываются в мембранные пузырьки, которые выбрасываются клеткой в виде секретов. Кроме того, пузырьки используются клеткой в качестве лизосом.

Лизосомы (гр. лизио – растворять, сома - тело)– это небольшие пузырьки диаметром порядка 1 мкм, ограниченные мембраной и содержащие комплекс ферментов, который обеспечивает расщепление жиров, углеводов, белков. Они участвуют в переваривании частиц, попавших в клетку в результате эндоцитоза (процесс захвата (интернализации) внешнего материала клеткой), и в удалении отмирающих органов (например, хвоста у головастиков), клеток и органоидов. При голодании лизосомы растворяют некоторые органоиды, не убивая при этом клетку. Образование лизосом идет в комплексе Гольджи.

Митохондрии (гр. митос – нить и хондрион - гранула)– внутриклеточные органоиды, оболочка которых состоит из двух мембран. Наружная мембрана – гладкая, внутренняя образует выросты, называемые кристами. Внутри митохондрии находится полужидкий матрикс, который содержит РНК, ДНК, белки, липиды, углеводы, ферменты, АТФ и другие вещества; в матриксе имеются также рибосомы. Размеры митохондрий от 0,2 – 0,4 до 1-7 мкм. Количество зависит от вида клетки, например, в клетке печени может быть 1000-2500 митохондрий. Митохондрии могут быть спиральными, округлыми, вытянутыми, чашевидными; могут менять форму.

Функции митохондрий связаны с тем, что на внутренней мембране находятся дыхательные ферменты и ферменты синтеза АТФ. Благодаря этому митохондрии обеспечивают клеточное дыхание и синтез АТФ.

Митохондрии могут сами синтезировать белки, так как в них есть собственные ДНК, РНК и рибосомы. Размножаются митохондрии делением надвое.

По своему строению митохондрии напоминают клетки прокариот; в связи с этим предполагают, что они произошли от внутриклеточных аэробных симбионтов. Митохондрии имеются в цитоплазме клеток большинства растений и животных.

Хлоропласты относятся к пластидам – органоидам, присущим только растительным клеткам. Это зеленые пластинки диаметром 3 – 4 мкм, имеющие овальную форму. Хлоропласты, как и митохондрии, имеют наружную и внутреннюю мембраны. Внутренняя мембрана образует выросты – тилакоиды, тилакоиды образуют стопки – граны, которые объединяются друг с другом внутренней мембраной. В одном хлоропласте может быть несколько десятков гран. В мембранах тилакоидов находится хлорофилл, а в промежутках между гранами в матриксе (строме) хлоропласта находятся рибосомы, РНК и ДНК. Рибосомы хлоропластов, как и рибосомы митохондрий, синтезируют белки.

Основная функция хлоропластов – обеспечение процесса фотосинтеза: в мембранах тилакоидов идет световая фаза, а в строме хлоропластов – темновая фаза фотосинтеза. В матриксе хлоропластов видны гранулы первичного крахмала, то есть крахмала, синтезированного в процессе фотосинтеза из глюкозы. Хлоропласты, как и митохондрии, размножаются делением. Таким образом, в морфологической и функциональной организации митохондрий и хлоропластов есть общие черты.

Клеточный центр относится к немембранным компонентам клетки. В состав его входят микротрубочки и две центриоли. Центриоли находятся в середине центра организации микротрубочек. Центриоли обнаружены не во всех клетках, имеющих клеточный центр (например, их нет у покрытосеменных растений). Каждая центриоль – это цилиндр размером около 1 мкм, по окружности которого расположены девять триплетов микротрубочек. Центриоли располагаются под прямым углом друг к другу. Клеточный центр играет важную роль в организации цитоскелета, так как цитоплазматические микротрубочки расходятся во все стороны из этой области. Перед делением центриоли расходятся к противоположным полюсам клетки, и возле каждой из них возникает дочерняя центриоль. От центриолей протягиваются микротрубочки, которые образуют митотическое веретено деления. Часть нитей веретена прикрепляются к хромосомам.

Рибосомы – это субмикроскопические органоиды диаметром 15 – 35 нм, которые были открыты во всех клетках с помощью электронного микроскопа. В каждой клетке может быть несколько тысяч рибосом. Рибосомы могут быть ядерного, митохондриального и пластидного происхождения. Большая часть образуется в ядрышке ядра в виде субъединиц (большой и малой) и затем переходит в цитоплазму. Мембран нет. В состав рибосом входят рРНК и белки. На рибосомах идет синтез белков. Большая часть белков синтезируется на шероховатой ЭПС; частично синтез белков идет на рибосомах, находящихся в цитоплазме в свободном состоянии. Группы из нескольких десятков рибосом образуют полисомы.

Рибосомы

субчастица

70 S рибосома

(у прокариот)

80S рибосома

(у эукариот)

21 молекула белка

21 молекула белка

субчастица

34 молекулы белка

больше белка

Нуклеопротеид

В цитоплазме могут располагаться свободно или быть прикрепленными к ЭПС. Могут образовывать комплексы – полисомы (полирибосомы) – много рибосом на иРНК.

Функция – биосинтез белка.

К клеточным органоидам движения относят реснички и жгутики – выросты мембраны диаметром около 0,25 мкм, содержащие в середине микротрубочки. Такие органоиды имеются у многих клеток (у простейших, одноклеточных водорослей, зооспор, сперматозоидов, в клетках тканей многоклеточных животных, например, в дыхательном эпителии).

Функция этих органоидов заключается или в обеспечении движения (например, у простейших), или в продвижении жидкости вдоль поверхности клеток (например, в дыхательном эпителии для продвижения слизи).

Клетки могут передвигаться также с помощью образования ложноножек, но псевдоподии – временные образования, которые не относят к органоидам движения.

1.4. Сравнение растительной и животной клеток.

Общие признаки

1. Единство структурных систем – цитоплазмы и ядра.

2. Универсальное мембранное строение.

3. Единство процессов обмена веществ и энергии.

4. Единство химического состава.

Отличительные признаки

Признаки

Растительная клетка

Животная клетка

1. Пластиды

Хлоропласты,

хромопласты,

лейкопласты.

2. Клеточная стенка



Снаружи от плазмалеммы, состоит из целлюлозныхмикрофибрилл, погруженных в матрикс (в составе гемицеллюлозы и пектиновые вещества). Способна к вторичному утолщению (пропитывается лигнином или суберином). Система связанных клеточных стенок – апопласт

Срединная пластинка – слой пектатовCa и Mg.

Плазмодесма – цитоплазматический канал, пронизывает клеточные стенки и объединяет протопласты клеток в единую систему –симпласт (транспорт веществ в растении).

3. Клеточный центр

У низших растений.

Во всех клетках.

4. Вакуоли

Крупные полости, заполненные клеточным соком – водным раствором запасных или конечных продуктов.

Мелкие сократительные, пищеварительные, выделительные вакуоли.

5. Аппарат Гольджи

Диктиосома.

Пространственная сеть.

6. Включения

Запасные питательные вещества в виде зерен крахмала , белка, капель масла, кристаллов солей.

Запасные питательные вещества в виде зерен и капель (гликоген , белки, жиры), конечные продукты обмена, кристаллы солей.

7. Способ питания

Автотрофный

(фототрофный).

8. Синтез АТФ

В хлоропластах, митохондриях.

В митохондриях.

    Практическая часть

    До­ка­жи­те, что клет­ка яв­ля­ет­ся са­мо­ре­гу­ли­ру­ю­щей­ся си­сте­мой.

Элементы ответа:

1) Клет­ка яв­ля­ет­ся си­сте­мой, т. к. со­сто­ит из мно­же­ства вза­и­мо­свя­зан­ных и вза­и­мо­дей­ству­ю­щих ча­стей - ор­га­но­и­дов и др. струк­тур.

2) Си­сте­ма яв­ля­ет­ся от­кры­той, т. к. в нее по­сту­па­ют из окру­жа­ю­щей среды ве­ще­ства и энер­гия, в ней осу­ществ­ля­ет­ся обмен ве­ществ.

3) В клет­ке под­дер­жи­ва­ет­ся от­но­си­тель­но по­сто­ян­ный со­став бла­го­да­ря са­мо­ре­гу­ля­ции, осу­ществ­ля­е­мой на ге­не­ти­че­ском уров­не. Клет­ка спо­соб­на ре­а­ги­ро­вать на раз­дра­жи­те­ли.

    Ка­ко­ва роль ядра в клет­ке?

Элементы ответа:

1) Ядро клет­ки со­дер­жит хро­мо­со­мы, не­су­щие на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию.

2) Кон­тро­ли­ру­ет про­цес­сы об­ме­на ве­ществ.

3) Кон­тро­ли­ру­ет про­цес­сы раз­мно­же­ния клет­ки.

    Опи­ши­те мо­ле­ку­ляр­ное стро­е­ние на­руж­ной плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны жи­вот­ных кле­ток.

Элементы ответа:

1) Плаз­ма­ти­че­ская мем­бра­на об­ра­зо­ва­на двумя сло­я­ми ли­пи­дов.

2) Мо­ле­ку­лы бел­ков могут про­ни­зы­вать плаз­ма­ти­че­скую мем­бра­ну или рас­по­ла­гать­ся на ее внеш­ней или внут­рен­ней по­верх­но­сти.

3) Сна­ру­жи к бел­кам могут при­со­еди­нять­ся уг­ле­во­ды, об­ра­зуя гли­ко­ка­ликс.

    Ка­ко­ва роль био­ло­ги­че­ских мем­бран в клет­ке?

Элементы ответа:

1) За­щи­та.

2) Обес­пе­чи­ва­ет из­би­ра­тель­ную про­ни­ца­е­мость ве­ществ.

    Клет­ку можно от­не­сти и к кле­точ­но­му, и к ор­га­низ­мен­но­му уров­ням ор­га­ни­за­ции жизни. Объ­яс­ни­те по­че­му. При­ве­ди­те со­от­вет­ству­ю­щие при­ме­ры.

Элементы ответа:

Клет­ка – ос­нов­ная струк­тур­ная и живая еди­ни­ца жи­во­го. Клет­ка может су­ще­ство­вать изо­ли­ро­ван­но и не­за­ви­си­мо. Все ор­га­низ­мы со­сто­ят из кле­ток, в ко­то­рых идут ре­ак­ции ме­та­бо­лиз­ма. Кле­точ­ный уро­вень.

Уро­вень ор­га­ни­за­ции про­стей­ших сов­па­да­ет с ор­га­низ­мен­ным уров­нем. Зи­го­та мно­го­кле­точ­но­го ор­га­низ­ма – одна клет­ка, но ор­га­низ­мен­ный уро­вень.

    Рас­смот­ри­те изоб­ра­жен­ные на ри­сун­ке клет­ки. Опре­де­ли­те, ка­ки­ми бук­ва­ми обо­зна­че­ны про­ка­ри­о­ти­че­ская и эу­ка­ри­о­ти­че­ская клет­ки. При­ве­ди­те до­ка­за­тель­ства своей точки зре­ния.

Элементы ответа:

1) А - про­ка­ри­о­ти­че­ская клет­ка; Б - эу­ка­ри­о­ти­че­ская клет­ка.

2) Клет­ка на ри­сун­ке А не имеет оформ­лен­но­го ядра, на­след­ствен­ный ма­те­ри­ал пред­став­лен коль­це­вой ДНК.

3) Клет­ка на ри­сун­ке Б имеет оформ­лен­ное ядро и мем­бран­ные ор­га­но­и­ды.

    Какой ор­га­но­ид изоб­ражён на схеме? Какие его части от­ме­че­ны циф­ра­ми 1, 2 и 3? Какой про­цесс про­ис­хо­дит в этом ор­га­но­и­де?

Элементы ответа:

1) Ми­то­хон­дрия.

2) 1 - внеш­няя мем­бра­на, 2 - мат­рикс ми­то­хон­дрии, 3 - кри­сты, внут­рен­няя мем­бра­на.

3) Здесь идет энер­ге­ти­че­ский про­цесс с об­ра­зо­ва­ни­ем мо­ле­кул АТФ.

    Какие про­цес­сы изоб­ра­же­ны на ри­сун­ках А и Б? На­зо­ви­те струк­ту­ру клет­ки, участ­ву­ю­щую в этих про­цес­сах. Какие пре­об­ра­зо­ва­ния далее про­изой­дут с бак­те­ри­ей на ри­сун­ке А?

Элементы ответа:

1) А - фа­го­ци­тоз (за­хват твер­дых ча­стиц);

Б - пи­но­ци­тоз (за­хват ка­пель жид­ко­сти);

2) Участ­ву­ет – кле­точ­ная (плаз­ма­ти­че­ская) мем­бра­на;

3) Об­ра­зо­вал­ся фа­го­ци­тар­ный пу­зы­рек, ко­то­рый со­еди­нив­шись с ли­зо­со­мой об­ра­зу­ет пи­ще­ва­ри­тель­ную ва­ку­оль - бак­те­рия пе­ре­ва­рит­ся (лизис - под­верг­нет­ся рас­щеп­ле­нию) - об­ра­зо­вав­ши­е­ся мо­но­ме­ры по­сту­пят в ци­то­плаз­му.

    За­пи­ши­те на­зва­ния ча­стей жи­вот­ной клет­ки, ука­зан­ных на схеме. В от­ве­те ука­жи­те номер части и её на­зва­ние, схему клет­ки пе­ре­ри­со­вы­вать не нужно .

Элементы ответа:

1. пи­ще­ва­ри­тель­ная ва­ку­оль

2. ци­тос­ке­лет ИЛИ мик­ро­тру­боч­ки ИЛИ мик­ро­фи­ла­мен­ты

3. мем­бра­на

4. ше­ро­хо­ва­тая ЭПС или гра­ну­ляр­ная ЭПС

5. глад­кая ЭПС

6. ли­зо­со­ма

7. ком­плекс Голь­д­жи

8. ри­бо­со­ма

9. ми­то­хон­дрия

10. хро­ма­тин ИЛИ хро­мо­со­ма

11. ядро ИЛИ ядер­ный сок ИЛИ ядер­ный мат­рикс

12. яд­рыш­ко

    За­пи­ши­те на­зва­ния ча­стей рас­ти­тель­ной клет­ки, ука­зан­ных на схеме. В от­ве­те ука­жи­те номер части и её на­зва­ние, схему клет­ки пе­ре­ри­со­вы­вать не нужно.

Элементы ответа:

1. хро­ма­тин ИЛИ хро­мо­со­ма

2. ядро ИЛИ ядер­ный мат­рикс ИЛИ ядер­ный сок

3. яд­рыш­ко

4. глад­кая ЭПС

5. ми­то­хон­дрия

6. обо­лоч­ка ИЛИ кле­точ­ная стен­ка

7. то­но­пласт ИЛИ цен­траль­ная ва­ку­оль

8. ци­тос­ке­лет ИЛИ мик­ро­тру­боч­ки ИЛИ мик­ро­фи­ла­мен­ты

9. дик­тио­со­ма (ап­па­рат Голь­д­жи)

10. плаз­мо­де­сма

11. ше­ро­хо­ва­тая ЭПС ИЛИ гра­ну­ляр­ная ЭПС

12. тил­ла­ко­и­ды ИЛИ граны

13. стро­ма

14. хло­ро­пласт

15. мем­бра­на

11. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте, ис­правь­те их, ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны, за­пи­ши­те эти пред­ло­же­ния без оши­бок.

1. Все живые ор­га­низ­мы - жи­вот­ные, рас­те­ния, грибы, бак­те­рии, ви­ру­сы - со­сто­ят из кле­ток.

2. Любые клет­ки имеют плаз­ма­ти­че­скую мем­бра­ну.

3. Сна­ру­жи от мем­бра­ны у кле­ток живых ор­га­низ­мов име­ет­ся жест­кая кле­точ­ная стен­ка.

4. Во всех клет­ках име­ет­ся ядро.

5. В кле­точ­ном ядре на­хо­дит­ся ге­не­ти­че­ский ма­те­ри­ал клет­ки - мо­ле­ку­лы ДНК.

Элементы ответа:

Ошиб­ки со­дер­жат­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) 1 - ви­ру­сы не имеют кле­точ­но­го стро­е­ния;

2) 3 - у кле­ток жи­вот­ных нет жест­кой кле­точ­ной стен­ки;

3) 4 - клет­ки бак­те­рии не со­дер­жат ядра.

12.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. К прокариотам относятся бактерии, наследственная информация которых отделена мембраной от цитоплазмы.

2. ДНК представлена двумя молекулами кольцевой формы.

3. В состав клеточной стенки входит муреин.

4. В бактериальных клетках отсутствуют митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи.

5. При наступлении неблагоприятных условий бактерии размножаются с помощью спор.

6. По способу питания бактерии являются авто- и гетеротрофами

Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях:

1- наследственная информация не отделена у прокариот мембраной от цитоплазмы;

2 - ДНК у прокариот представлена одной молекулой кольцевой формы;

5 - споры служат для перенесения неблагоприятных условий среды и расселения, а не для размножения.

13.Какие элементы строения клеточной мембраны обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3 и какие функции они выполняют?

Элементы ответа:

1 – молекулы белков, они выполняют функции: структурную, рецепторную, ферментативную, транспортную и др.;

2 – бимолекулярный слой липидов, основа клеточной мембраны, отграничивает внутреннее содержимое клетки и обеспечивает избирательное поступление веществ;

3 – гликокаликс (гликопротеидный комплекс), обеспечивает объединение сходных клеток в ткани, выполняет сигнальную функцию.

14. Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1-3, и их функции.

Элементы ответа:

    Изображенный органоид – хлоропласт.

    1 – тилакоиды граны, участвуют в фотосинтезе.

    2 – ДНК, 3 – рибосомы, участвуют в синтезе собственных белков хлоропласта.

15. По каким признакам можно отличить бактериальную клетку от растительной? Назовите не менее трех признаков.

Элементы ответа:

1. В клетке бактерий отсутствует оформленное ядро.

2. генетический материал бактериальной клетки представлен кольцевой молекулой ДНК.

3. в клетках бактерий отсутствуют мембранные органоиды.

16. Какова роль митохондрий в обмене веществ? Какая ткань - мышечная или соединительная – содержит больше митохондрий? Объясните почему .

Элементы ответа:

    Митохондрии – органоиды клетки, в которых происходит внутриклеточное окисление органических веществ (дыхание) с образованием воды и углекислого газа.

    Образуется большое количество молекул АТФ, которые используются в жизнедеятельности клеток и организма.

    Мышечная ткань содержит больше митохондрий, так как для сокращения мышц требуется большое количество энергии.

17. Как в на­сто­я­щее время фор­му­ли­ру­ет­ся клеточная теория?

Элементы ответа:

1) Клетка является универсальной структурной, функ­ци­о­наль­ной и ге­не­ти­че­ской единицей живого.

2) Все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности.

3) Новые клетки образуются только в ре­зуль­та­те деления исходных клеток.

4) Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирована и организм представляет собой целостную систему.

18. Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории?

Элементы ответа:

1) Клеточная теория обосновала родство живых организмов, их общность происхождения.

2) Установила структурную и функциональную единицу живого.

3) Установила единицу размножения и развития живого.

19. Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те но­ме­ра предложений, в ко­то­рых они допущены, ис­правь­те их.

    Пла­сти­ды встре­ча­ют­ся в клет­ках рас­ти­тель­ных ор­га­низ­мов и не­ко­то­рых бак­те­рий и животных, спо­соб­ных как к гетеротрофному, так и ав­то­троф­но­му питанию.

    Хлоропласты, так же как и лизосомы, - двумембранные, по­лу­ав­то­ном­ные ор­га­но­и­ды клетки.

    Стро­ма - внут­рен­няя мем­бра­на хлоропласта, имеет мно­го­чис­лен­ные выросты.

    В стро­му по­гру­же­ны мем­бран­ные струк­ту­ры - тилакоиды.

    Они уло­же­ны стоп­ка­ми в виде крист.

    На мем­бра­нах ти­ла­ко­и­дов про­те­ка­ют ре­ак­ции све­то­вой фазы фотосинтеза, а в стро­ме хло­ро­пла­ста - ре­ак­ции тем­но­вой фазы.

Элементы ответа:

Ошибки до­пу­ще­ны в предложениях:

2 - Ли­зо­со­мы - од­но­мем­бран­ные струк­ту­ры цитоплазмы.

3 - Стро­ма - по­лу­жид­кое со­дер­жи­мое внут­рен­ней части хлоропласта.

5 - Ти­ла­ко­и­ды уло­же­ны стоп­ка­ми в виде гран, а кри­сты - склад­ки и вы­ро­сты внут­рен­ней мем­бра­ны митохондрий.

20. На чём ос­но­ва­но утверждение, что про­ка­ри­о­ты наиболее древ­ние примитивные организмы?

Элементы ответа:

1) Прокариоты ли­ше­ны ядра.

2) Не имеют мем­бран­ных органоидов: митохондрий, ком­плек­са Гольджи, ЭПС.

3) Не спо­соб­ны к митозу.

Заключение

Целостность организма есть результат естественных, материальных взаимосвязей, вполне доступных исследованию и раскрытию. Клетки многоклеточного организма не являются индивидуумами, способными существовать самостоятельно (так называемые культуры клеток вне организма представляют собой искусственно создаваемые биологические системы).

К самостоятельному существованию способны, как правило, лишь те клетки многоклеточных, которые дают начало новым особям (гаметы, зиготы или споры) и могут рассматриваться как отдельные организмы. Клетка не может быть оторвана от окружающей среды (как, впрочем, и любые живые системы). Сосредоточение всего внимания на отдельных клетках неизбежно приводит к унификации и механистическому пониманию организма как суммы частей.

Клетка – это самостоятельное живое существо. Онапитается, двигается в поисках пищи, выбирает, куда идти и чем питаться,защищается и не пускает внутрь из окружающей среды неподходящие вещества исущества. Всеми этими способностями обладают одноклеточные организмы, например,амёбы. Клетки, входящие в состав организма, специализированы и не обладаютнекоторыми возможностями свободных клеток.

Клетка – самая мелкая единица живого, лежащая в основестроения и развития растительных и животных организмов нашей планеты. Онапредставляет собой элементарную живую систему, способную к самообновлению,саморегуляции, самовоспроизведению. Клетка является основным «кирпичиком жизни». Вне клетки жизни нет.

Живая клетка является основой всех форм жизни на Земле– животной и растительной. Исключения – а, как известно, исключения лишний разподтверждают правила – составляют лишь вирусы, однако и они не могутфункционировать вне клеток, которые представляют собой «дом», где «живут» этисвоеобразные биологические образования.

Изучив литературу по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что тема «Клетка как биологическая система» играет немало важную роль в курсе изучения раздела «Общая биология» 9 – 11 класс.

Литература

    Ионцева, А.Ю. Биология в схемах и таблицах/ А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов. – М.: Эксмо, 2010. – 352 с.

    Каменский, А.А. ЕГЭ. Биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами/ А.А. Каменский, Н.А. Соколова, А.С. Маклакова, Н.Ю. Сарычева. – 7-е изд. – Москва.: Издательство «Экзамен», 2016. – 509 с.

    Калинова, Г.С. Биология. Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности. Как получить максимальный балл на ЕГЭ. Учебное пособие. / Г.С. Калинова, Е.А. Никишова, Р.А. Петросова. – М.: «Интеллект - Центр», 2017. – 128 с.

    Электронное интерактивное приложение «Биология 6-11 класс».

Интернет ресурсы

https://bio-ege.sdamgia.ru/

Слайдов: 14 Слов: 183 Звуков: 1 Эффектов: 125

Биология 6 класс. Строение клетки. Инструкция к лабораторной работе. Ольга Анатольевна Симонова. Учитель биологии. Информатики I категории. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом. С лука сняли кожицу – Тонкую, бесцветную. Положили кожицу. На стекло предметное. микроскоп поставили, препарат - на столик, Объектив направили, Глядь, а лук – из долек! Зарисуйте в тетради увиденное в микроскоп. Клетка. Ядро. с ядрами внутри, Вакуоли крупные В клетке рассмотри. Вакуоли. снаружи - оболочка, Под нею - цитоплазма. Зелёные пластиды Искать будешь напрасно. - Строение клетки.ppt

Структура клетки

Слайдов: 12 Слов: 842 Звуков: 0 Эффектов: 0

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточная мембрана. Ядро. Образование субъединиц рибосом также происходит в ядре в специальных образованиях -ядрышках. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Аппарат Гольджи. Лизосомы. Клеточный органоид размером 0,2 - 0,4 мкм, один из видов везикул. Разные виды лизосом могут рассматриваться как отдельные клеточные компартменты. Митохондрии. Митохондрия - двумембранная гранулярная или нитевидная органелла толщиной около 0,5 мкм. Пластиды. Пластиды - органоиды эукоритических растений и некоторых фотосинтезирующих простейших(например у эвглены зеленой). Покрыты двойной мембраной и имеют в своём составе множество копий кольцевой ДНК. - Структура клетки.pptx

Состав живой клетки

Слайдов: 31 Слов: 4258 Звуков: 0 Эффектов: 0

Клетка. История развития учения о клетке. Методы изучения клетки. Эукариотическая клетка. Формы клеток. Сходства и отличия растительной и животной клеток. Цитоплазма. Наружная цитоплазматическая мембрана. Состав цитоплазматической мембраны. Механизм процесса пиноцитоза и фагоцитоза. Цитоскелет. Функции цитоплазматической мембраны. Органоидами называют постоянно присутствующие в клетке структуры. Лизосомы. Эндоплазматическая сеть ЭПС. Виды эндоплазматической сети. Рибосомы. Аппарат Гольджи. Митохондрии. Схема строения клеточного центра. Пластиды. Лейкопласты и хромопласты. Органоиды движения. - Состав живой клетки.ppt

Клетка и её строение

Слайдов: 54 Слов: 159 Звуков: 0 Эффектов: 0

Строение клетки. Мембрана клетки. Пример активации мембраны. Фазы потенциала действия. Схема, иллюстрирующая механизм возникновения ПД в нервном волокне. А-изменение мембранного потенциала. Б-схематическое изображение ионных токов. В-изменение проницаемости мембраны для ионов натрия и калия. ПП – потенциал покоя. Потенциал действия. Общая физиология нервной системы. Аксон – минимальная структурно- функциональная единица нервной системы. Ультраструктура химического и электрического синапса. Передача возбуждения в электрическом синапсе. Передача сигнала в возбуждающем химическом синапсе. - Клетка и её строение.ppt

Строение клетки урок

Слайдов: 11 Слов: 171 Звуков: 0 Эффектов: 0

Строение клетки 6 класс

Слайдов: 5 Слов: 169 Звуков: 0 Эффектов: 44

Тема: Строение клетки. I. Строение растительной клетки. Тема: Химический состав клетки. Органические вещества клетки. Вещество. Значение. 1. Белки. 2. Углеводы. 3. Жиры. 4. Нуклеиновые кислоты. - Перенос веществ, движение, Защита организма. - Опора и защита организма. - Энергия и запас воды в организме. - Хранение и передача наслед-. Ственных признаков. Лабораторная работа. Как изменилась вода в стакане? Прозрачная. Белая муть. Как изменилась вода в стакане после добавления йода? Светло-коричневая. Фиолетовая. Опыт с семенем подсолнечника выполните самостоятельно. - Строение клетки 6 класс.ppt

Биология Строение клетки

Слайдов: 10 Слов: 1233 Звуков: 0 Эффектов: 0

Тема учебного проекта: Структурная организация клетки. Вопросы учебной темы: Общий план строения клетки. Клеточная мембрана. Транспорт веществ в клетке. Прокариотические и эукариотические клетки. Особенности растительных, животных, грибных клеток. Учебные предметы: биология, физика Участники проекта: учащиеся 10 класса. Аннотация проекта. Проект «Микромеханика жизни» реализуется в предметных областях биологии и физики. Интеграция проекта с учебной темой «Основы молекулярно-кинетической теории. Диффузия. Установить взаимосвязь строения и функций структурных компонентов клетки. - Биология Строение клетки.ppt

Строение клетки организма

Слайдов: 18 Слов: 2198 Звуков: 0 Эффектов: 76

Презентация по биологии. Обмен веществ. Клеточная теория. Превращение энергии в клетке. Значение АТФ в обмене веществ. Энергетический обмен в клетке. Деление клетки. Значение органоидов клетки. Ядрышко. Лизосома. Аппарат Гольджи. Клеточное ядро. Рибосома. Митохондрия. Эндоплазматическая сеть. Пластиды. Клеточный центр. Строение клетки. - Строение клетки организма.ppt

Строение и функции клетки

Слайдов: 23 Слов: 718 Звуков: 1 Эффектов: 69

Строение и функции клетки. Строение и функции клетки. Ученый. Как увидеть и изучить клетку. Микроскоп. Электронный микроскоп. Типы клеток. Органоид. Строение клетки. Ядро. Оболочка ядра. Ядерный сок. Ядра клетки. Хромосомы. Цитоплазма. Цитоскелет. Рибосома. Митохондрия. Эндоплазматическая сеть. Оболочка. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточный центр. - Строение и функции клетки.ppt

Особенности строения клеток

Слайдов: 35 Слов: 2284 Звуков: 0 Эффектов: 0

Гук Роберт. Роберт Гук. Антони ван Левенгук. Роберт Броун. Теодор Шванн. Умер Шванн 11 января 1882. Маттиас Якоб Шлейден. Исследования Шлейдена способствовали созданию Т.Шванном клеточной теории. Известны работы Шлейдена о развитии и дифференцировке клеточных структур высших растений. Строение животной клетки. Понятие о плане строения клетки. Цитоплазматическая мембрана. Ядро. Цитоплазма. Понятие о мембранном принципе строения структурных образований в клетках. Мембрана, как универсальный строительный материал для разных внутриклеточных образований. Клеточная мембрана. - Особенности строения клеток.PPT

Строение клетки и её функции

Слайдов: 34 Слов: 2181 Звуков: 0 Эффектов: 219

Клеточная теория. Особенности строения клетки. ЦИТОЛОГИЯ (от цито... и...логия) - наука о клетке. Из истории клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Клетка – элементарная целостная система. … Клетка растения. … Клетка животного. Прокариотические - безъядерные клетки. Эукариотические –ядерные клетки. Типы клеток. Функции плазматической мембраны клетки: Барьерная. Связь с окружающей средой (транспорт веществ). Связь между клетками тканей в многоклеточных организмах. Защитная. Строение. Состав и строение клеточной мембраны – цитолеммы. Важной проблемой является транспорт веществ через плазматические мембраны. - Строение клетки и её функции.ppt

Структурные компоненты клетки

Слайдов: 30 Слов: 1682 Звуков: 0 Эффектов: 0

Клетка. Строение. Структурные компоненты клетки. Метаболизм. Клетка является основной структурной и функциональной единицей. Поверхностный комплекс. Поверхностный комплекс обеспечивает взаимодействие клетки. Наружная клеточная мембрана. Цитоплазма. Гиалоплазма. Органеллы. Двумембранные органоиды. Пластиды – крупные двумембранные органоиды. Одномембранные органоиды. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Немембранные органоиды. Микотрубочки. Включения. Ядро. Ядро – главнейшая структура клетки. Ядерная оболочка. Нуклеоплазма. Ядрышко. Хромосомы(хроматин). Химическая организация клетки. - Структурные компоненты клетки.ppt

Строении клеток растений, животных, бактерий и грибов

Слайдов: 15 Слов: 639 Звуков: 0 Эффектов: 10

Биологический диктант. Возбудители тифа. Проверка биологического диктанта. Определите название организмов. Строении клеток растений, животных, бактерий и грибов. Строении клеток растений, животных, бактерий и грибов. Сходство и различие в строении клеток. Цель. Ход работы. Строении клеток растений, животных, бактерий и грибов. Задания. Различия в строении растительной и животной клетки. Различия в строении бактериальной клетки и клетки грибов. Общие черты, характерные для животной, грибной и растительной клеток. Вывод. - Строении клеток растений, животных, бактерий и грибов.ppt

Строение эукариот и прокариот

Слайдов: 26 Слов: 890 Звуков: 0 Эффектов: 105

Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Строение клеток. Прокариоты. История открытия. Прокариоты продолжают существовать во всех средах на Земле. Среда обитания. Выживаемость прокариот. Многочисленность. Простота строения. Способность к активному передвижению. Уникальная быстрота бесполого размножения. Цитоплазма. Бактерии. Разнообразные способы питания. Гетеротрофы. Генетический материал. Роль бактерий в природе. Значение бактерий. Патогенные бактерии. Знания о строении прокариот. Количество бактерий. Сравните эукариотическую и прокариотическую клетки. Органоид. - Строение эукариот и прокариот.ppt

Строение прокариотической клетки

Слайдов: 25 Слов: 1128 Звуков: 0 Эффектов: 8

Строение прокариотической клетки. Знания о строении прокариотической клетки. Проверка и актуализация знаний. Рассмотрите внимательно рисунки. Органоиды клетки. ЭПС. Когда возникли прокариотические организмы. Антони ван Левенгук. Составьте кластер. Вода. Формы бактерий. Строение прокариотической клетки. Цитоплазматическая мембрана. Строение бактериальной клетки. Особенности строения генетического материала бактерии. Особенности питания бактерий. Дыхание бактерий. Спорообразование. Размножение. Каково значение бактерий. Закрепление знаний. Сравнение клеток прокариот и эукариот. - Строение прокариотической клетки.ppt

Прокариоты

Слайдов: 16 Слов: 390 Звуков: 0 Эффектов: 0

Прокариоты. РНК-полимераза. Прокариоты. Субъединицы. Линкерная область. Мультидоменный белок. Гены ответа на тепловой шок. Последовательность промотора. Этапы транскрипции. Факторы транскрипции. Взаимодействие фактора транскрипции с лигандом. Активаторы. Механизмы активации. Механизмы репрессии. Обратная связь. Обратная связь: отрицательная. - Прокариоты.ppt

Прокариотическая клетка

Слайдов: 36 Слов: 1398 Звуков: 0 Эффектов: 99

Органоиды

Слайдов: 22 Слов: 488 Звуков: 0 Эффектов: 80

Органоиды клетки. Клетки растений, грибов и животных имеют сходное строение. Клеточная мембрана. Функции клеточной мембраны. Ядро. Функции ядра. Клеточный центр. Функции центриолей. Комплекс Гольджи. Функции комплекса Гольджи. Лизосомы. Функции лизосом. Митохондрии. Функции митохондрий. Эндоплазматическая сеть. Функции ЭПС. Рибосомы. Функции рибосом. Пластиды. Вакуоли. Клетка. Информационные источники. - Органоиды.pptx

Органоиды клетки

Слайдов: 22 Слов: 298 Звуков: 0 Эффектов: 78

Клетка как система органоидов. Урок обобщения и коррекции знаний. Цель урока: Обобщить и корректировать знания по теме «Строение клетки». Задачи урока: 1 этап урока - разминка. 1. Проставьте номера названий органоидов в картах самооценки. 2. Из набора карточек выберите названия органоидов, которых нет в животной клетке. Ответы на задания 1 этапа урока. 2 этап урока. Выполнение индивидуальных заданий. Ответы на задания 2 этапа урока составить пары «органоид – функция». Строение клеток. 3 этап урока. Определите о чём идёт речь? Органоиды, клетки, ткани, органы, организмы - ? В картах самооценки сравните строение животной и растительной клетки. - Органоиды клетки.ppt

Строение органоидов

Слайдов: 23 Слов: 2995 Звуков: 0 Эффектов: 95

Клеточный уровень организации живой материи. Содержание. Микроскоп. Имена, сыгравшие роль в изучении клетки. Основные положения клеточной теории. Клеточные структуры. Цитоплазма. Рибосомы. Комплекс Гольджи. ЭПС. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. О создателях презентации. Антон ван Левенгук. Роберт Гук. Открытие пропорциональности. Т. Шванн. М. Шлейден. Р. Броун. Р. Вирхов. - Строение органоидов.ppt

Немембранные органоиды

Слайдов: 14 Слов: 609 Звуков: 0 Эффектов: 0

Немембранные органоиды. К немембранным органоидам относятся. Рибосомы. Схема сборки рибосомы. Клеточный центр. Структура клеточного центра. Немембранные органоиды. Центриоли. Строение центриоли. Организация клеточного центра. Органоиды движения. Разные виды эвглен. Строение жгутиков и ресничек. Ультрамикроскопическое строение жгутика. - Немембранные органоиды.ppt

Одномембранные органоиды

Слайдов: 23 Слов: 1033 Звуков: 3 Эффектов: 18

Функции одномембранных органоидов. Цитоплазма. Цитоплазма имеет щелочную реакцию. Органоиды. Органоиды. Одномембранные органоиды. ЭПР. ЭПС. Различают три вида ЭПР. Синтез белка. Одномембранные органоиды. Комплекс Гольджи. Функция комплекса Гольджи. Комплекс Гольджи. Формирование лизосом. Лизосомы. Первичные лизосомы. Продукты переваривания. Саморазрушение клетки. Вакуоли. Жгутики и реснички эукариот. Подведем итоги. Каковы основные функции комплекса Гольджи. - Одномембранные органоиды.ppt

Мембрана

Слайдов: 34 Слов: 671 Звуков: 0 Эффектов: 284

Строение и функции клеточной мембраны. Мембрана. Вопросы по строению прокариотических и эукариотических клеток. Поработаем в лаборатории. Микроскопическое строение клеток. Сходство. Теоретическая зона. Органоиды клетки. Различия. Сравните прокариотические клетки с эукариотическими. Эукариотическая клетка. Функции мембраны. Модель строения мембраны. Жидкостно – мозаичная модель строения мембраны. Заряженные молекулы. Виды транспорта. Диффузия. Осмос. Облегченная диффузия. Работа макрофага. Экзоцитоз. Структура. Проникновение различных веществ в клетку. Скажем нет. Закрепление. Гликопротеид. - Мембрана.pptx

Строение плазматической мембраны

Слайдов: 26 Слов: 1575 Звуков: 0 Эффектов: 0

Строение плазматической мембраны клетки. Строение и свойства плазматической мембраны. Понятия, используемые на уроке. Актуализация знаний. Функции органических веществ. Транспорт веществ. Клетка. Строение животной клетки. Оболочка клетки. Плазматическая мембрана. Строение плазматической мембраны. Соединение клеток. Функции плазматической мембраны. Транспорт через мемрану. Структура мембраны. Молекулы белков. Транспорт веществ через мембрану. Транспортная система. Схема активного транспорта. Фагоцитоз. Схема фагоцитоза. Вещества. Файлы. Словарь терминов. Липиды. Спасибо за внимание. - Строение плазматической мембраны.ppt

Цитоплазма

Слайдов: 11 Слов: 581 Звуков: 0 Эффектов: 0

Цитоплазма. Строение животной клетки. В цитозоле протекает гликолиз, синтез жирных кислот, нуклеотидов и других веществ. Цитоплазма является динамической структурой. Химический состав цитоплазмы разнообразен. Щелочная реакция. Цитоплазма имеет щелочную реакцию. Одна из характерных особенностей цитоплазмы -постоянное движение (циклоз). Галиоплазма/цитозоль. Функции гиалоплазмы. Функции цитоплазмы. Поддерживает тургор (объём) клетки, поддержание температуры. Органоиды клетки. Каждый органоид имеет определенное строение и выполняет определенные функции. Эндоплазматическая сеть. Функции ЭПС. -

Скачайте презентации на тему клетка и ее строение по биологии для всех классов

Клетка — часть строения живых организмов. Она способна самостоятельно существовать и развиваться. Совершенно любой живой организм состоит из клеток. Это может быть организм как человека, так и животного, растения или гриба. Рост, размножение и развитие — основные функции, которые обеспечивает клетка. В наше время людям не составляет большого труда рассмотреть клетку и определить её состав и не только.

Скачать презентацию

Клетка окружает мембрана, от которой зависит форма клетки, а также она «фильтрует» вещества, поступающие внутрь. От туда же выводятся ненужные вещества. Следующий слой в строении клетки — цитоплазма. Это вещество наполовину твёрдое, внутри которого перемещаются различные питательные вещества. Ну а внутри расположено ядро, исключением могут служить случаи, когда по некоторым причинам ядро исчезает (например в клетках, которые расположены в печени). Ядро имеет очень важную роль в строении клетки. В нем находятся хромосомы, которые образуются из ДНК.

Скачать презентацию

ДНК — молекула, которая способна хранить и передавать из поколения в поколение, а также реализовать программу генетического развития и жизнедеятельность организмов. Находится внутри ядра, в хромосомах а также в некоторых органоидах, которые находятся в клетках. ДНК — молекула которая состоит из повторяющихся блоков.

Скачать презентацию

Все живые организмы на Земле делятся на клетки. Основная концепция клеточной теории заключается в том, что клетки являются основной структурной единицей для всех организмов. Клетки представляют собой небольшие ячейки, которые удерживают биологическое оборудование, необходимое, чтобы организм жил и развивался. Живые существа могут быть одноклеточными или они могут быть очень сложными, такие как человеческое тело.

Скачать презентацию

Существуют более мелкие кусочки из которых состоят клетки, такие, как макромолекулы и органеллы. Белок является примером макромолекулы в то время как митохондрия является примером органеллы. Клетки могут также соединяться с образованием более крупных структур. Они группируются вместе, чтобы сформировать ткани желудка и в конечном итоге всей пищеварительной системы. Таким же образом, как атомы являются основной единицей вещества, клетки являются основной единицей для биологии и организмов.

Скачать презентацию

Согласно клеточной теории, клетки являются основной живой единицей в биологии. Если вы одна клетка или синий кит с триллионами клеток, вы все еще состоите из клеток. Все клеточное содержимое находится внутри клеточной мембраны. Когда вы думаете о мембране, представьте себе это как большой пластиковый пакет с некоторыми крошечными отверстиями. Эта сумка держит все части клеток и жидкостей внутри клетки и сохраняет любые гадости вне клетки. Отверстия в мембране служат для того, чтобы в нее поступали питательные вещества и удалялись продукты жизнедеятельности

Скачать презентацию

Скачать презентацию

Скачать презентацию

Скачать презентацию