Проект по биологии растительная клетка. Учебный проект "строение клетки". Строение клетки и её функции
Авторы проекта:
Васильева Инна, Амилаева Александра МИФ-ИФБ-21
Название темы учебного проекта:
Клетка-единица жизни.
Предмет и класс:
Биология, 10 класс.
Описание проекта:
Данный проект направлен на учащихся 10-11 классов и рассчитан на обобщение и углубление знаний по данной теме.Проект нацелен на самостоятельную(групповую) исследовательскую деятельность и формирует навыки анализа.
Проблема: Клетка бережет жизнь. Что происходит с наследственной информацией при делении клетки? Что влияет на деление клетки и каким образом ускорить данный процесс?.
Результат:
Видео-представление теоретической информации, творческие материалы, макет, демонстрирующий облик клетки.
Цели:
- Расширить знания учащихся по теме клетка и ее составляющих;
- Сформировать навыки работы в команде;
- Выяснить влияние деления клетки на организм;
- Пояснить, что происходит с наследственной информацией при делении клетки;
- Изучить типы деления клеток, их роль в организме;
- Развить мышление путём решения проблемных задач;
Вопросы направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
Как остановить время?
Проблемные вопросы:
1.Как деление клетки сказывается на возрасте?
2.Насколько могут продлить молодость и жизнь стволовые клетки?
3. Почему клетку называют живым организмом?
4.Почему дети похожи на родителей?
5.Как отодвинуть старость и продлить молодость?
6.Как увидеть жизнь клетки?
Учебные вопросы:
1. Что такое митоз?
2. Какого строение клетки?
3. Из каких стадий состоит митоз?
4.Что называется энергетической станцией клетки?
5. В чем заключается подготовка клетки к митозу?
6. Из чего состоит ядро клетки?
7.Где хранится наследственная информация в клетке?
8. Как называется структура, образующая перед делением ядра?
9. Как называется процесс удвоения ДНК?
10. Как называется период в жизни клетки от ее образования до деления на дочернии клетки?
11.Какие функции жизни обеспечивает деление клетки?
12.В чем заключается биологическое значение митоза?
13.Каким образом в митотическом цикле происходит удвоение ДНК?
14.В чем заключается подготовка клетки к митозу?
15.Что такое хромосомы?
16.В какой фазе происходит редупликация хромосом происходит?
17.Что происходит в интерфазе?
18. Как можно определить профазу?
Вводная презентация
Исследовательская презентация
План проведения проекта:
Этапы разработки проекта:
Творческие материалы
Коммиксы:
Тематический практико-ориентированный проект
Тема «Клетка как биологическая система»
Выполнила: Климова
Елена Владимировна,
учитель биологии
МОАУ «СОШ №10»
г. Бузулук
Введение …………………………………………………………………….. 3
Теоретическая часть ……………………………………………………... 4
Развитие знаний о клетке……………………………………………….. 4
Особенности строения клеток прокариот и эукариот ……………….. 5
Строение клетки ………………………………………………………… 6
1.4. Сравнение растительной и животной клеток………………………… 13
Практическая часть ……………………………………………………… 16
Заключение ………………………………………………………………….. 24
Литература ………………………………………………………………….. 25
Введение
Изучение учащимися любого предмета связано с запоминанием фактологического материала, без которого невозможны мыслительные операции: сравнение, сопоставление, установление причинно-следственных связей, обобщение и др.
Взаимосвязь строения и функции частей и органоидов клетки» изучается в 9 и 11 классах. Как показывает практика тема «Строение про- и эукариотической клетки усваивается плохо. И поэтому при подготовке к экзамену учащиеся этой теме должны уделять больше внимания.
Данный проект адресован учащимся 9-11 классов. Использование данного проекта способствует развитию логического мышления, глубокому пониманию учебного материала по данному разделу, а также помогает организовывать систематическое повторение и обобщение материала педагогу.
Данный материал разработан по разделу «Общая биология», тема «Клетка как биологическая система».
Актуальность проекта: повторяя теоретический материал по данной теме, учащиеся сразу прорабатывают задания ЕГЭ, как повышенного, так и высокого уровня.
Цель: теоретическое обоснование выбранной темы и решение заданий из банка ФИПИ.
Изучить теорию по выбранной теме.
Отобрать из открытого сегмента банка ФИПИ задания повышенного и высокого уровня сложности и написать развернутые ответы или элементы ответа.
Теоретическая часть
Развитие знаний о клетке
Наука о клетке называется цитологией (греч. "цитос"-клетка, "логос"-наука). Предмет цитологии - клетки многоклеточных животных и растений, а также одноклеточных организмов, к числу которых относятся бактерии, простейшие и одноклеточные водоросли. Цитология изучает строение и химический состав клеток, функции внутриклеточных структур, функции клеток в организме животных и растений, размножение и развитие клеток, приспособления клеток к условиям окружающей среды. Современная цитология - наука комплексная. Она имеет самые тесные связи с другими биологическими науками, например с ботаникой, зоологией, физиологией, учением об эволюции органического мира, а также с молекулярной биологией, химией, физикой, математикой.
Все живые организмы состоят из клеток – из одной клетки (одноклеточные организмы) или многих (многоклеточные). Клетка – один из основных структурных, функциональных и воспроизводящих элементов живой материи; это элементарная живая система. Различные клетки отличаются друг от друга и по строению, и по размерам: размеры клеток колеблются от 1 мкм до нескольких см (яйцеклетки рыб и птиц), и по форме: могут быть круглыми (эритроциты), древовидными (нейроны), веретенообразными (мышечные волокна), и по биохимическим характеристикам: например в клетках, содержащих хлорофилл идет процесс фотосинтеза, который невозможен при отсутствии пигментов.
История изучения клетки связана с именами многих выдающихся ученых.
Около 1950 г – З.Янсен изобрел микроскоп.
1665 г. – Р. Гукописал биологические исследования, проведенные с использованием микроскопа. Применил термин «клетка».
1680 г. – А. ван Левенгук открыл одноклеточные организмы и эритроциты; описал бактерии, грибы, простейших.
1826 г. – К. Бэр открыл яйцеклетки птиц и животных.
1831-1833 г. – Р. Броун описал ядро в клетке.
1838 -1839 г. – М. Шлейден и Т. Шванн обобщили знания о клетке и сформулировали клеточную теорию: «Клетка – единица структуры и функции в живых организмах».
1855 г. – Р. Вирхов дополнил теорию: «Клетка – единица развития живых организмов».
1887 – 1900 гг. – усовершенствование микроскопа и методов фиксации и окрашивания. Цитология приобретает экспериментальный характер.
1931 г. – Э.Руске и М. Кноль сконструировали электронный микроскоп.
1946 г. – начало широкого использования электронного микроскопа в цитологии.
Основные положения современной клеточной теории
Клетка – элементарная единица живого, основа строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития.
Новые клетки возникают только путем деления исходной материнской клетки.
Клетки всех живых организмов сходны по строению, химическому составу и жизнедеятельности.
В многоклеточном организме клетки специализированы по функциям и образуют ткани, из которых построены органы и их системы.
Клеточное строение организмов – свидетельство единства происхождения живого.
Особенности строения клеток прокариот и эукариот
Прокариоты (лат.про – перед и гр. карион - ядро) – это древнейшие организмы, не имеющие оформленного ядра. К ним относят бактерии, синезеленые водоросли, микоплазмы и ряд других организмов. Наследственная информация у них передается через молекулу ДНК, которая образует нуклеоид. В цитоплазме прокариотической клетки нет многих органоидов, которые имеются у эукариотической клетки: митохондрий, ЭПС, аппарата Гольджи и т.д.; функцию этих органоидов выполняют ограниченные мембранами полости. В прокариотической клетке имеются рибосомы. Большинство прокариот имеют размер 1-5 мкм. Размножаются они путем деления без выраженного полового процесса.
Эукариоты (гр. эу – хорошо и карион - ядро) – организмы, в клетках которых есть четко оформленные ядра, имеющие собственную оболочку (кариолемму). Ядерная ДНК у них заключена в хромосомы. В цитоплазме эукариотических клеток имеются различные органоиды, выполняющие специфические функции: митохондрии, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы и т.д. большинство эукариотических клеток имеет размер порядка 25 мкм. Размножаются они митозом или мейозом; изредка встречается амитоз – прямое деление, при котором не происходит равномерного распределения генетического материала (например, в клетках эпителия печени). Эукариоты также выделяют в особое надцарство, которое включает царства грибов, растений и животных.
Строение клетки
Цитоплазматическая, или клеточная, мембрана (плазмалемма) – это биологическая мембрана, окружающая протоплазму (цитоплазму) живой клетки.В основе строения лежит двойной слой липидов – водонерастворимых молекул, имеющих полярные «головки» и длинные неполярные «хвосты», представленные цепями жирных кислот; больше всего в мембранах содержится фосфолипидов, в головках которых имеются остатки фосфорной кислоты. Хвосты липидных молекул обращены друг к другу, полярные головки смотрят наружу, образуя гидрофильную поверхность. С заряженными головками соединяется белки, которые называют периферическими мембранными белками. Другие белковые молекулы могут быть погружены в слой липидов за счет взаимодействия с их неполярными хвостами. Часть белков пронизывает мембрану насквозь, образуя каналы или поры. У некоторых клеток мембрана является единственной структурой, служащей оболочкой, у других клеток поверх мембраны имеется дополнительная оболочка (например, целлюлозная оболочка у растительных клеток). Животные клетки снаружи от мембраны бывают покрыты гликокаликсом – тонким слоем, состоящим из белков и полисахаридов.
1 – мембранные белки:
1а – периферические (расположены на поверхности мембраны, отграничивают ее структуру);
1б – погруженные (ферменты);
1в – пронизывающие (поры).
2 – липидный бислой: фосфолипиды, холестерол (барьер между водными средами):
2а – гидрофильные головы;
2б – гидрофобные хвосты.
3 – поверхностные углеводы (гликокаликс):
3а – гликопротеиды;
3б – гликолипиды
Клеточная мембрана выполняет множество важных функций, от которых зависит жизнедеятельность клеток. Одна из них заключается в образовании барьера между внутренним содержимым клетки и внешней средой. Наряду с этим мембрана обеспечивает обмен веществ между цитоплазмой и внешней средой, из которой в клетку через мембрану поступают вода, ионы, неорганические и органические молекулы. Во внешнюю среду через мембрану выводятся продукты, образованные в клетке (продукты обмена и веществ, синтезированные в клетке).
Таким образом через мембрану осуществляется транспорт веществ. Крупные молекулы биополимеров поступают через мембрану благодаря фагоцитозу – явлению, впервые описанному И.И. Мечниковым. Процесс захвата и поглощения капелек жидкости происходит путем пиноцитоза. Важную роль в жизнедеятельности клетки играет рецепторная функция мембраны. В мембранах имеется большое число рецепторов – специальных белков, роль которых заключается в передаче сигналов извне внутрь клетки.
Клеточная ядро – это окруженная оболочкой, состоящей из двух мембран, часть клетки диаметром 3-10 мкм. Междунаружной и внутренней мембранами есть узкое пространство, заполненное полужидким веществом. Ядерная мембрана имеет такое же строение, как и плазматическая мембрана. В ядерной оболочке есть множество пор, через которые идет процесс обмена веществ между ядром и цитоплазмой. Под ядерной оболочкой находится ядерный сок (кариоплазма), в котором содержатся ядрышки и хромосомы.
1. Хранение, воспроизведение и передача наследственной генетической информации.
2. Регуляция процессов обмена веществ, биосинтеза веществ, деления, жизненной активности клетки.
Ядрышки – это округлые тельца диаметром от 1 мкм до нескольких мкм. В ядре может быть несколько ядрышек. В состав ядрышек входят РНК и белок. Ядрышки образуются на определенных участках хромосом; в них синтезируется рибосомальная РНК (рРНК). В ядрышках происходит формирование больших и малых субъединиц рибосом. Ядрышки видны только в неделящихся клетках.
Хромосомы были так названы в связи со способностью к интенсивному окрашиванию – важнейший органоид ядра, содержащий ДНК в комплексе с основным белком – гистоном. Этот комплекс составляет около 90% вещества хромосом. Хромосомы могут иметь длину, в десятки и сотни раз превышающую диаметр ядра. В интерфазу (период между делениями) хромосомы видны только под электронным микроскопом и представляют собой длинные тонкие нити, именуемые хроматином (деспирализованное состояние хромосом). В этот период идет процесс удвоения (редупликации) хромосом; в конце интерфазы каждая хромосома состоит из двух хроматид. Каждая хромосома имеет первичную перетяжку, на которой расположена центромера; перетяжка делит хромосому на два плеча одинаковой или разной длины. Центромера служит местом прикрепления нити веретена деления. У ядрышковых хромосом имеется еще вторичная перетяжка, где формируется ядрышко.
Функция хромосом заключается в контроле над всеми процессами жизнедеятельности клетки. Хромосомы являются носителями генов, то есть носителями генетической информации. Наследственная информация передается путем репликации молекул ДНК. Число, размер и форма хромосом строго определены и специфичны для каждого вида.
В половых клетках и в спорах у растений имеется одинарный (галоидный) набор хромосом, в соматических клетках – двойной (диплоидный) набор. Бывают также полиплоидные клетки. Различают гомологичные (парные, соответствующие) и негомологичные хромосомы. Хромосомы, определяющие развитие пола, называют половыми. Остальные хромосомы называют аутосомами.
Цитоплазма (гр. цитос – клетка и плазма - вылепленная) – живое содержимое клетки, кроме ядра. Состоит из мембран и органоидов (ЭПС, рибосом, митохондрий, пластид, аппарата Гольджи, лизосом, центриолей и др.), пространство между которыми заполнено коллоидным раствором – гиалоплазмой. Снаружи цитоплазма ограничена клеточной мембраной, внутри – мембраной ядерной оболочки. У растительных клеток имеется еще и внутренняя пограничная мембрана, отделяющая клеточный сок и образующая вакуоль.
Цитоплазма содержит большое количество воды с растворенными в ней солями и органические вещества. Цитоплазма – это среда для внутриклеточных физиологических и биохимических процессов. Она способна к движению – круговому, струйчатому, ресничному.
Эндоплазматическая сеть (ЭПС)
, или эндоплазматическийретикулум (ЭПР) – это сеть каналов, пронизывающая всю цитоплазму. Стенки этих каналов представляют собой мембраны, контактирующие со всеми органоидами клетки. ЭПС и органоиды вместе составляют единую внутриклеточную систему, которая осуществляет обмен веществ и энергии в клетке и обеспечивает внутриклеточный транспорт веществ. Различают гладкую и гранулярную ЭПС. Гранулярная ЭПС состоит из мембранных мешочков (цистерн), покрытых рибосомами, благодаря чему она кажется шероховатой (шероховатая ЭПС). ЭПС может быть и лишена рибосом (гладкая ЭПС); ее строение ближе к трубчатому типу. На рибосомах гранулярной сети синтезируются белки, которые затем поступают внутрь каналов ЭПС, где и приобретает третичную структуру. На мембранах гладкой ЭПС синтезируются липиды и углеводы, которые так же поступают внутрь каналов ЭПС.
ЭПС выполняет следующие функции: участвует в синтезе органических веществ, транспортирует синтезированные вещества в аппарат Гольджи, разделяет клетку на отсеки. Кроме того, в клетках печени ЭПС участвует в обезвреживании ядовитых веществ, а в мышечных клетках играет роль депо кальция, необходимого для мышечного сокращения.
ЭПС имеется во всех клетках, исключая бактериальные клетки и эритроциты; она составляет от 30 до 50% объема клетки.
Комплекс (аппарат) Гольджи – это сложная сеть полостей, трубочек и пузырьков вокруг ядра. Состоит из трех основных компонентов: группы мембранных полостей, системы трубочек, отходящих от полостей, и пузырьков на концах трубочек.
Комплекс Гольджи выполняет следующие функции: в полостях накапливаются вещества, которые синтезируются и транспортируются по ЭПС; здесь они подвергаются химическим изменениям. Модифицированные вещества упаковываются в мембранные пузырьки, которые выбрасываются клеткой в виде секретов. Кроме того, пузырьки используются клеткой в качестве лизосом.
Лизосомы (гр. лизио – растворять, сома - тело)– это небольшие пузырьки диаметром порядка 1 мкм, ограниченные мембраной и содержащие комплекс ферментов, который обеспечивает расщепление жиров, углеводов, белков. Они участвуют в переваривании частиц, попавших в клетку в результате эндоцитоза (процесс захвата (интернализации) внешнего материала клеткой), и в удалении отмирающих органов (например, хвоста у головастиков), клеток и органоидов. При голодании лизосомы растворяют некоторые органоиды, не убивая при этом клетку. Образование лизосом идет в комплексе Гольджи.
Митохондрии (гр. митос – нить и хондрион - гранула)– внутриклеточные органоиды, оболочка которых состоит из двух мембран. Наружная мембрана – гладкая, внутренняя образует выросты, называемые кристами. Внутри митохондрии находится полужидкий матрикс, который содержит РНК, ДНК, белки, липиды, углеводы, ферменты, АТФ и другие вещества; в матриксе имеются также рибосомы. Размеры митохондрий от 0,2 – 0,4 до 1-7 мкм. Количество зависит от вида клетки, например, в клетке печени может быть 1000-2500 митохондрий. Митохондрии могут быть спиральными, округлыми, вытянутыми, чашевидными; могут менять форму.
Функции митохондрий связаны с тем, что на внутренней мембране находятся дыхательные ферменты и ферменты синтеза АТФ. Благодаря этому митохондрии обеспечивают клеточное дыхание и синтез АТФ.
Митохондрии могут сами синтезировать белки, так как в них есть собственные ДНК, РНК и рибосомы. Размножаются митохондрии делением надвое.
По своему строению митохондрии напоминают клетки прокариот; в связи с этим предполагают, что они произошли от внутриклеточных аэробных симбионтов. Митохондрии имеются в цитоплазме клеток большинства растений и животных.
Хлоропласты относятся к пластидам – органоидам, присущим только растительным клеткам. Это зеленые пластинки диаметром 3 – 4 мкм, имеющие овальную форму. Хлоропласты, как и митохондрии, имеют наружную и внутреннюю мембраны. Внутренняя мембрана образует выросты – тилакоиды, тилакоиды образуют стопки – граны, которые объединяются друг с другом внутренней мембраной. В одном хлоропласте может быть несколько десятков гран. В мембранах тилакоидов находится хлорофилл, а в промежутках между гранами в матриксе (строме) хлоропласта находятся рибосомы, РНК и ДНК. Рибосомы хлоропластов, как и рибосомы митохондрий, синтезируют белки.
Основная функция хлоропластов – обеспечение процесса фотосинтеза: в мембранах тилакоидов идет световая фаза, а в строме хлоропластов – темновая фаза фотосинтеза. В матриксе хлоропластов видны гранулы первичного крахмала, то есть крахмала, синтезированного в процессе фотосинтеза из глюкозы. Хлоропласты, как и митохондрии, размножаются делением. Таким образом, в морфологической и функциональной организации митохондрий и хлоропластов есть общие черты.
Клеточный центр относится к немембранным компонентам клетки. В состав его входят микротрубочки и две центриоли. Центриоли находятся в середине центра организации микротрубочек. Центриоли обнаружены не во всех клетках, имеющих клеточный центр (например, их нет у покрытосеменных растений). Каждая центриоль – это цилиндр размером около 1 мкм, по окружности которого расположены девять триплетов микротрубочек. Центриоли располагаются под прямым углом друг к другу. Клеточный центр играет важную роль в организации цитоскелета, так как цитоплазматические микротрубочки расходятся во все стороны из этой области. Перед делением центриоли расходятся к противоположным полюсам клетки, и возле каждой из них возникает дочерняя центриоль. От центриолей протягиваются микротрубочки, которые образуют митотическое веретено деления. Часть нитей веретена прикрепляются к хромосомам.
Рибосомы – это субмикроскопические органоиды диаметром 15 – 35 нм, которые были открыты во всех клетках с помощью электронного микроскопа. В каждой клетке может быть несколько тысяч рибосом. Рибосомы могут быть ядерного, митохондриального и пластидного происхождения. Большая часть образуется в ядрышке ядра в виде субъединиц (большой и малой) и затем переходит в цитоплазму. Мембран нет. В состав рибосом входят рРНК и белки. На рибосомах идет синтез белков. Большая часть белков синтезируется на шероховатой ЭПС; частично синтез белков идет на рибосомах, находящихся в цитоплазме в свободном состоянии. Группы из нескольких десятков рибосом образуют полисомы.
Рибосомы
субчастица | 70 S рибосома (у прокариот) | 80S рибосома (у эукариот) |
|
21 молекула белка | 21 молекула белка |
||
субчастица | 34 молекулы белка | больше белка |
|
Нуклеопротеид |
|||
В цитоплазме могут располагаться свободно или быть прикрепленными к ЭПС. Могут образовывать комплексы – полисомы (полирибосомы) – много рибосом на иРНК. |
|||
Функция – биосинтез белка. |
К клеточным органоидам движения относят реснички и жгутики – выросты мембраны диаметром около 0,25 мкм, содержащие в середине микротрубочки. Такие органоиды имеются у многих клеток (у простейших, одноклеточных водорослей, зооспор, сперматозоидов, в клетках тканей многоклеточных животных, например, в дыхательном эпителии).
Функция этих органоидов заключается или в обеспечении движения (например, у простейших), или в продвижении жидкости вдоль поверхности клеток (например, в дыхательном эпителии для продвижения слизи).
Клетки могут передвигаться также с помощью образования ложноножек, но псевдоподии – временные образования, которые не относят к органоидам движения.
1.4. Сравнение растительной и животной клеток.
Общие признаки
1. Единство структурных систем – цитоплазмы и ядра.
2. Универсальное мембранное строение.
3. Единство процессов обмена веществ и энергии.
4. Единство химического состава.
Отличительные признаки
Признаки | Растительная клетка | Животная клетка |
1. Пластиды | Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты. | |
2. Клеточная стенка | Снаружи от плазмалеммы, состоит из целлюлозныхмикрофибрилл, погруженных в матрикс (в составе гемицеллюлозы и пектиновые вещества). Способна к вторичному утолщению (пропитывается лигнином или суберином). Система связанных клеточных стенок – апопласт Срединная пластинка – слой пектатовCa и Mg. Плазмодесма – цитоплазматический канал, пронизывает клеточные стенки и объединяет протопласты клеток в единую систему –симпласт (транспорт веществ в растении). | |
3. Клеточный центр | У низших растений. | Во всех клетках. |
4. Вакуоли | Крупные полости, заполненные клеточным соком – водным раствором запасных или конечных продуктов. | Мелкие сократительные, пищеварительные, выделительные вакуоли. |
5. Аппарат Гольджи | Диктиосома. | Пространственная сеть. |
6. Включения | Запасные питательные вещества в виде зерен крахмала , белка, капель масла, кристаллов солей. | Запасные питательные вещества в виде зерен и капель (гликоген , белки, жиры), конечные продукты обмена, кристаллы солей. |
7. Способ питания | Автотрофный (фототрофный). | |
8. Синтез АТФ | В хлоропластах, митохондриях. | В митохондриях. |
Практическая часть
Докажите, что клетка является саморегулирующейся системой.
Элементы ответа:
1) Клетка является системой, т. к. состоит из множества взаимосвязанных и взаимодействующих частей - органоидов и др. структур.
2) Система является открытой, т. к. в нее поступают из окружающей среды вещества и энергия, в ней осуществляется обмен веществ.
3) В клетке поддерживается относительно постоянный состав благодаря саморегуляции, осуществляемой на генетическом уровне. Клетка способна реагировать на раздражители.
Какова роль ядра в клетке?
Элементы ответа:
1) Ядро клетки содержит хромосомы, несущие наследственную информацию.
2) Контролирует процессы обмена веществ.
3) Контролирует процессы размножения клетки.
Опишите молекулярное строение наружной плазматической мембраны животных клеток.
Элементы ответа:
1) Плазматическая мембрана образована двумя слоями липидов.
2) Молекулы белков могут пронизывать плазматическую мембрану или располагаться на ее внешней или внутренней поверхности.
3) Снаружи к белкам могут присоединяться углеводы, образуя гликокаликс.
Какова роль биологических мембран в клетке?
Элементы ответа:
1) Защита.
2) Обеспечивает избирательную проницаемость веществ.
Клетку можно отнести и к клеточному, и к организменному уровням организации жизни. Объясните почему. Приведите соответствующие примеры.
Элементы ответа:
Клетка – основная структурная и живая единица живого. Клетка может существовать изолированно и независимо. Все организмы состоят из клеток, в которых идут реакции метаболизма. Клеточный уровень.
Уровень организации простейших совпадает с организменным уровнем. Зигота многоклеточного организма – одна клетка, но организменный уровень.
Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.
Элементы ответа:
1) А - прокариотическая клетка; Б - эукариотическая клетка.
2) Клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, наследственный материал представлен кольцевой ДНК.
3) Клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и мембранные органоиды.
Какой органоид изображён на схеме? Какие его части отмечены цифрами 1, 2 и 3? Какой процесс происходит в этом органоиде?
Элементы ответа:
1) Митохондрия.
2) 1 - внешняя мембрана, 2 - матрикс митохондрии, 3 - кристы, внутренняя мембрана.
3) Здесь идет энергетический процесс с образованием молекул АТФ.
Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?
Элементы ответа:
1) А - фагоцитоз (захват твердых частиц);
Б - пиноцитоз (захват капель жидкости);
2) Участвует – клеточная (плазматическая) мембрана;
3) Образовался фагоцитарный пузырек, который соединившись с лизосомой образует пищеварительную вакуоль - бактерия переварится (лизис - подвергнется расщеплению) - образовавшиеся мономеры поступят в цитоплазму.
Запишите названия частей животной клетки, указанных на схеме. В ответе укажите номер части и её название, схему клетки перерисовывать не нужно .
Элементы ответа:
1. пищеварительная вакуоль
2. цитоскелет ИЛИ микротрубочки ИЛИ микрофиламенты
3. мембрана
4. шероховатая ЭПС или гранулярная ЭПС
5. гладкая ЭПС
6. лизосома
7. комплекс Гольджи
8. рибосома
9. митохондрия
10. хроматин ИЛИ хромосома
11. ядро ИЛИ ядерный сок ИЛИ ядерный матрикс
12. ядрышко
Запишите названия частей растительной клетки, указанных на схеме. В ответе укажите номер части и её название, схему клетки перерисовывать не нужно.
Элементы ответа:
1. хроматин ИЛИ хромосома
2. ядро ИЛИ ядерный матрикс ИЛИ ядерный сок
3. ядрышко
4. гладкая ЭПС
5. митохондрия
6. оболочка ИЛИ клеточная стенка
7. тонопласт ИЛИ центральная вакуоль
8. цитоскелет ИЛИ микротрубочки ИЛИ микрофиламенты
9. диктиосома (аппарат Гольджи)
10. плазмодесма
11. шероховатая ЭПС ИЛИ гранулярная ЭПС
12. тиллакоиды ИЛИ граны
13. строма
14. хлоропласт
15. мембрана
11. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Все живые организмы - животные, растения, грибы, бактерии, вирусы - состоят из клеток.
2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану.
3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка.
4. Во всех клетках имеется ядро.
5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки - молекулы ДНК.
Элементы ответа:
Ошибки содержатся в предложениях:
1) 1 - вирусы не имеют клеточного строения;
2) 3 - у клеток животных нет жесткой клеточной стенки;
3) 4 - клетки бактерии не содержат ядра.
12.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. К прокариотам относятся бактерии, наследственная информация которых отделена мембраной от цитоплазмы.
2. ДНК представлена двумя молекулами кольцевой формы.
3. В состав клеточной стенки входит муреин.
4. В бактериальных клетках отсутствуют митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи.
5. При наступлении неблагоприятных условий бактерии размножаются с помощью спор.
6. По способу питания бактерии являются авто- и гетеротрофами
Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях:
1- наследственная информация не отделена у прокариот мембраной от цитоплазмы;
2 - ДНК у прокариот представлена одной молекулой кольцевой формы;
5 - споры служат для перенесения неблагоприятных условий среды и расселения, а не для размножения.
13.Какие элементы строения клеточной мембраны обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3 и какие функции они выполняют?
Элементы ответа:
1 – молекулы белков, они выполняют функции: структурную, рецепторную, ферментативную, транспортную и др.;
2 – бимолекулярный слой липидов, основа клеточной мембраны, отграничивает внутреннее содержимое клетки и обеспечивает избирательное поступление веществ;
3 – гликокаликс (гликопротеидный комплекс), обеспечивает объединение сходных клеток в ткани, выполняет сигнальную функцию.
14. Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1-3, и их функции.
Элементы ответа:
Изображенный органоид – хлоропласт.
1 – тилакоиды граны, участвуют в фотосинтезе.
2 – ДНК, 3 – рибосомы, участвуют в синтезе собственных белков хлоропласта.
15. По каким признакам можно отличить бактериальную клетку от растительной? Назовите не менее трех признаков.
Элементы ответа:
1. В клетке бактерий отсутствует оформленное ядро.
2. генетический материал бактериальной клетки представлен кольцевой молекулой ДНК.
3. в клетках бактерий отсутствуют мембранные органоиды.
16. Какова роль митохондрий в обмене веществ? Какая ткань - мышечная или соединительная – содержит больше митохондрий? Объясните почему .
Элементы ответа:
Митохондрии – органоиды клетки, в которых происходит внутриклеточное окисление органических веществ (дыхание) с образованием воды и углекислого газа.
Образуется большое количество молекул АТФ, которые используются в жизнедеятельности клеток и организма.
Мышечная ткань содержит больше митохондрий, так как для сокращения мышц требуется большое количество энергии.
17. Как в настоящее время формулируется клеточная теория?
Элементы ответа:
1) Клетка является универсальной структурной, функциональной и генетической единицей живого.
2) Все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности.
3) Новые клетки образуются только в результате деления исходных клеток.
4) Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирована и организм представляет собой целостную систему.
18. Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории?
Элементы ответа:
1) Клеточная теория обосновала родство живых организмов, их общность происхождения.
2) Установила структурную и функциональную единицу живого.
3) Установила единицу размножения и развития живого.
19. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
Пластиды встречаются в клетках растительных организмов и некоторых бактерий и животных, способных как к гетеротрофному, так и автотрофному питанию.
Хлоропласты, так же как и лизосомы, - двумембранные, полуавтономные органоиды клетки.
Строма - внутренняя мембрана хлоропласта, имеет многочисленные выросты.
В строму погружены мембранные структуры - тилакоиды.
Они уложены стопками в виде крист.
На мембранах тилакоидов протекают реакции световой фазы фотосинтеза, а в строме хлоропласта - реакции темновой фазы.
Элементы ответа:
Ошибки допущены в предложениях:
2 - Лизосомы - одномембранные структуры цитоплазмы.
3 - Строма - полужидкое содержимое внутренней части хлоропласта.
5 - Тилакоиды уложены стопками в виде гран, а кристы - складки и выросты внутренней мембраны митохондрий.
20. На чём основано утверждение, что прокариоты наиболее древние примитивные организмы?
Элементы ответа:
1) Прокариоты лишены ядра.
2) Не имеют мембранных органоидов: митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС.
3) Не способны к митозу.
Заключение
Целостность организма есть результат естественных, материальных взаимосвязей, вполне доступных исследованию и раскрытию. Клетки многоклеточного организма не являются индивидуумами, способными существовать самостоятельно (так называемые культуры клеток вне организма представляют собой искусственно создаваемые биологические системы).
К самостоятельному существованию способны, как правило, лишь те клетки многоклеточных, которые дают начало новым особям (гаметы, зиготы или споры) и могут рассматриваться как отдельные организмы. Клетка не может быть оторвана от окружающей среды (как, впрочем, и любые живые системы). Сосредоточение всего внимания на отдельных клетках неизбежно приводит к унификации и механистическому пониманию организма как суммы частей.
Клетка – это самостоятельное живое существо. Онапитается, двигается в поисках пищи, выбирает, куда идти и чем питаться,защищается и не пускает внутрь из окружающей среды неподходящие вещества исущества. Всеми этими способностями обладают одноклеточные организмы, например,амёбы. Клетки, входящие в состав организма, специализированы и не обладаютнекоторыми возможностями свободных клеток.
Клетка – самая мелкая единица живого, лежащая в основестроения и развития растительных и животных организмов нашей планеты. Онапредставляет собой элементарную живую систему, способную к самообновлению,саморегуляции, самовоспроизведению. Клетка является основным «кирпичиком жизни». Вне клетки жизни нет.
Живая клетка является основой всех форм жизни на Земле– животной и растительной. Исключения – а, как известно, исключения лишний разподтверждают правила – составляют лишь вирусы, однако и они не могутфункционировать вне клеток, которые представляют собой «дом», где «живут» этисвоеобразные биологические образования.
Изучив литературу по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что тема «Клетка как биологическая система» играет немало важную роль в курсе изучения раздела «Общая биология» 9 – 11 класс.
Литература
Ионцева, А.Ю. Биология в схемах и таблицах/ А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов. – М.: Эксмо, 2010. – 352 с.
Каменский, А.А. ЕГЭ. Биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами/ А.А. Каменский, Н.А. Соколова, А.С. Маклакова, Н.Ю. Сарычева. – 7-е изд. – Москва.: Издательство «Экзамен», 2016. – 509 с.
Калинова, Г.С. Биология. Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности. Как получить максимальный балл на ЕГЭ. Учебное пособие. / Г.С. Калинова, Е.А. Никишова, Р.А. Петросова. – М.: «Интеллект - Центр», 2017. – 128 с.
Электронное интерактивное приложение «Биология 6-11 класс».
Интернет ресурсы
https://bio-ege.sdamgia.ru/
Слайдов: 14 Слов: 183 Звуков: 1 Эффектов: 125
Биология 6 класс. Строение клетки. Инструкция к лабораторной работе. Ольга Анатольевна Симонова. Учитель биологии. Информатики I категории. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом. С лука сняли кожицу – Тонкую, бесцветную. Положили кожицу. На стекло предметное. микроскоп поставили, препарат - на столик, Объектив направили, Глядь, а лук – из долек! Зарисуйте в тетради увиденное в микроскоп. Клетка. Ядро. с ядрами внутри, Вакуоли крупные В клетке рассмотри. Вакуоли. снаружи - оболочка, Под нею - цитоплазма. Зелёные пластиды Искать будешь напрасно. - Строение клетки.ppt
Структура клетки
Слайдов: 12 Слов: 842 Звуков: 0 Эффектов: 0Строение клетки. Цитоплазма. Клеточная мембрана. Ядро. Образование субъединиц рибосом также происходит в ядре в специальных образованиях -ядрышках. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Аппарат Гольджи. Лизосомы. Клеточный органоид размером 0,2 - 0,4 мкм, один из видов везикул. Разные виды лизосом могут рассматриваться как отдельные клеточные компартменты. Митохондрии. Митохондрия - двумембранная гранулярная или нитевидная органелла толщиной около 0,5 мкм. Пластиды. Пластиды - органоиды эукоритических растений и некоторых фотосинтезирующих простейших(например у эвглены зеленой). Покрыты двойной мембраной и имеют в своём составе множество копий кольцевой ДНК. - Структура клетки.pptx
Состав живой клетки
Слайдов: 31 Слов: 4258 Звуков: 0 Эффектов: 0Клетка. История развития учения о клетке. Методы изучения клетки. Эукариотическая клетка. Формы клеток. Сходства и отличия растительной и животной клеток. Цитоплазма. Наружная цитоплазматическая мембрана. Состав цитоплазматической мембраны. Механизм процесса пиноцитоза и фагоцитоза. Цитоскелет. Функции цитоплазматической мембраны. Органоидами называют постоянно присутствующие в клетке структуры. Лизосомы. Эндоплазматическая сеть ЭПС. Виды эндоплазматической сети. Рибосомы. Аппарат Гольджи. Митохондрии. Схема строения клеточного центра. Пластиды. Лейкопласты и хромопласты. Органоиды движения. - Состав живой клетки.ppt
Клетка и её строение
Слайдов: 54 Слов: 159 Звуков: 0 Эффектов: 0Строение клетки. Мембрана клетки. Пример активации мембраны. Фазы потенциала действия. Схема, иллюстрирующая механизм возникновения ПД в нервном волокне. А-изменение мембранного потенциала. Б-схематическое изображение ионных токов. В-изменение проницаемости мембраны для ионов натрия и калия. ПП – потенциал покоя. Потенциал действия. Общая физиология нервной системы. Аксон – минимальная структурно- функциональная единица нервной системы. Ультраструктура химического и электрического синапса. Передача возбуждения в электрическом синапсе. Передача сигнала в возбуждающем химическом синапсе. - Клетка и её строение.ppt
Строение клетки урок
Слайдов: 11 Слов: 171 Звуков: 0 Эффектов: 0Строение клетки 6 класс
Слайдов: 5 Слов: 169 Звуков: 0 Эффектов: 44Тема: Строение клетки. I. Строение растительной клетки. Тема: Химический состав клетки. Органические вещества клетки. Вещество. Значение. 1. Белки. 2. Углеводы. 3. Жиры. 4. Нуклеиновые кислоты. - Перенос веществ, движение, Защита организма. - Опора и защита организма. - Энергия и запас воды в организме. - Хранение и передача наслед-. Ственных признаков. Лабораторная работа. Как изменилась вода в стакане? Прозрачная. Белая муть. Как изменилась вода в стакане после добавления йода? Светло-коричневая. Фиолетовая. Опыт с семенем подсолнечника выполните самостоятельно. - Строение клетки 6 класс.ppt
Биология Строение клетки
Слайдов: 10 Слов: 1233 Звуков: 0 Эффектов: 0Тема учебного проекта: Структурная организация клетки. Вопросы учебной темы: Общий план строения клетки. Клеточная мембрана. Транспорт веществ в клетке. Прокариотические и эукариотические клетки. Особенности растительных, животных, грибных клеток. Учебные предметы: биология, физика Участники проекта: учащиеся 10 класса. Аннотация проекта. Проект «Микромеханика жизни» реализуется в предметных областях биологии и физики. Интеграция проекта с учебной темой «Основы молекулярно-кинетической теории. Диффузия. Установить взаимосвязь строения и функций структурных компонентов клетки. - Биология Строение клетки.ppt
Строение клетки организма
Слайдов: 18 Слов: 2198 Звуков: 0 Эффектов: 76Презентация по биологии. Обмен веществ. Клеточная теория. Превращение энергии в клетке. Значение АТФ в обмене веществ. Энергетический обмен в клетке. Деление клетки. Значение органоидов клетки. Ядрышко. Лизосома. Аппарат Гольджи. Клеточное ядро. Рибосома. Митохондрия. Эндоплазматическая сеть. Пластиды. Клеточный центр. Строение клетки. - Строение клетки организма.ppt
Строение и функции клетки
Слайдов: 23 Слов: 718 Звуков: 1 Эффектов: 69Строение и функции клетки. Строение и функции клетки. Ученый. Как увидеть и изучить клетку. Микроскоп. Электронный микроскоп. Типы клеток. Органоид. Строение клетки. Ядро. Оболочка ядра. Ядерный сок. Ядра клетки. Хромосомы. Цитоплазма. Цитоскелет. Рибосома. Митохондрия. Эндоплазматическая сеть. Оболочка. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточный центр. - Строение и функции клетки.ppt
Особенности строения клеток
Слайдов: 35 Слов: 2284 Звуков: 0 Эффектов: 0Гук Роберт. Роберт Гук. Антони ван Левенгук. Роберт Броун. Теодор Шванн. Умер Шванн 11 января 1882. Маттиас Якоб Шлейден. Исследования Шлейдена способствовали созданию Т.Шванном клеточной теории. Известны работы Шлейдена о развитии и дифференцировке клеточных структур высших растений. Строение животной клетки. Понятие о плане строения клетки. Цитоплазматическая мембрана. Ядро. Цитоплазма. Понятие о мембранном принципе строения структурных образований в клетках. Мембрана, как универсальный строительный материал для разных внутриклеточных образований. Клеточная мембрана. - Особенности строения клеток.PPT
Строение клетки и её функции
Слайдов: 34 Слов: 2181 Звуков: 0 Эффектов: 219Клеточная теория. Особенности строения клетки. ЦИТОЛОГИЯ (от цито... и...логия) - наука о клетке. Из истории клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Клетка – элементарная целостная система. … Клетка растения. … Клетка животного. Прокариотические - безъядерные клетки. Эукариотические –ядерные клетки. Типы клеток. Функции плазматической мембраны клетки: Барьерная. Связь с окружающей средой (транспорт веществ). Связь между клетками тканей в многоклеточных организмах. Защитная. Строение. Состав и строение клеточной мембраны – цитолеммы. Важной проблемой является транспорт веществ через плазматические мембраны. - Строение клетки и её функции.ppt
Структурные компоненты клетки
Слайдов: 30 Слов: 1682 Звуков: 0 Эффектов: 0Клетка. Строение. Структурные компоненты клетки. Метаболизм. Клетка является основной структурной и функциональной единицей. Поверхностный комплекс. Поверхностный комплекс обеспечивает взаимодействие клетки. Наружная клеточная мембрана. Цитоплазма. Гиалоплазма. Органеллы. Двумембранные органоиды. Пластиды – крупные двумембранные органоиды. Одномембранные органоиды. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Немембранные органоиды. Микотрубочки. Включения. Ядро. Ядро – главнейшая структура клетки. Ядерная оболочка. Нуклеоплазма. Ядрышко. Хромосомы(хроматин). Химическая организация клетки. - Структурные компоненты клетки.ppt
Строении клеток растений, животных, бактерий и грибов
Слайдов: 15 Слов: 639 Звуков: 0 Эффектов: 10Биологический диктант. Возбудители тифа. Проверка биологического диктанта. Определите название организмов. Строении клеток растений, животных, бактерий и грибов. Строении клеток растений, животных, бактерий и грибов. Сходство и различие в строении клеток. Цель. Ход работы. Строении клеток растений, животных, бактерий и грибов. Задания. Различия в строении растительной и животной клетки. Различия в строении бактериальной клетки и клетки грибов. Общие черты, характерные для животной, грибной и растительной клеток. Вывод. - Строении клеток растений, животных, бактерий и грибов.ppt
Строение эукариот и прокариот
Слайдов: 26 Слов: 890 Звуков: 0 Эффектов: 105Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Строение клеток. Прокариоты. История открытия. Прокариоты продолжают существовать во всех средах на Земле. Среда обитания. Выживаемость прокариот. Многочисленность. Простота строения. Способность к активному передвижению. Уникальная быстрота бесполого размножения. Цитоплазма. Бактерии. Разнообразные способы питания. Гетеротрофы. Генетический материал. Роль бактерий в природе. Значение бактерий. Патогенные бактерии. Знания о строении прокариот. Количество бактерий. Сравните эукариотическую и прокариотическую клетки. Органоид. - Строение эукариот и прокариот.ppt
Строение прокариотической клетки
Слайдов: 25 Слов: 1128 Звуков: 0 Эффектов: 8Строение прокариотической клетки. Знания о строении прокариотической клетки. Проверка и актуализация знаний. Рассмотрите внимательно рисунки. Органоиды клетки. ЭПС. Когда возникли прокариотические организмы. Антони ван Левенгук. Составьте кластер. Вода. Формы бактерий. Строение прокариотической клетки. Цитоплазматическая мембрана. Строение бактериальной клетки. Особенности строения генетического материала бактерии. Особенности питания бактерий. Дыхание бактерий. Спорообразование. Размножение. Каково значение бактерий. Закрепление знаний. Сравнение клеток прокариот и эукариот. - Строение прокариотической клетки.ppt
Прокариоты
Слайдов: 16 Слов: 390 Звуков: 0 Эффектов: 0Прокариоты. РНК-полимераза. Прокариоты. Субъединицы. Линкерная область. Мультидоменный белок. Гены ответа на тепловой шок. Последовательность промотора. Этапы транскрипции. Факторы транскрипции. Взаимодействие фактора транскрипции с лигандом. Активаторы. Механизмы активации. Механизмы репрессии. Обратная связь. Обратная связь: отрицательная. - Прокариоты.ppt
Прокариотическая клетка
Слайдов: 36 Слов: 1398 Звуков: 0 Эффектов: 99Органоиды
Слайдов: 22 Слов: 488 Звуков: 0 Эффектов: 80Органоиды клетки. Клетки растений, грибов и животных имеют сходное строение. Клеточная мембрана. Функции клеточной мембраны. Ядро. Функции ядра. Клеточный центр. Функции центриолей. Комплекс Гольджи. Функции комплекса Гольджи. Лизосомы. Функции лизосом. Митохондрии. Функции митохондрий. Эндоплазматическая сеть. Функции ЭПС. Рибосомы. Функции рибосом. Пластиды. Вакуоли. Клетка. Информационные источники. - Органоиды.pptx
Органоиды клетки
Слайдов: 22 Слов: 298 Звуков: 0 Эффектов: 78Клетка как система органоидов. Урок обобщения и коррекции знаний. Цель урока: Обобщить и корректировать знания по теме «Строение клетки». Задачи урока: 1 этап урока - разминка. 1. Проставьте номера названий органоидов в картах самооценки. 2. Из набора карточек выберите названия органоидов, которых нет в животной клетке. Ответы на задания 1 этапа урока. 2 этап урока. Выполнение индивидуальных заданий. Ответы на задания 2 этапа урока составить пары «органоид – функция». Строение клеток. 3 этап урока. Определите о чём идёт речь? Органоиды, клетки, ткани, органы, организмы - ? В картах самооценки сравните строение животной и растительной клетки. - Органоиды клетки.ppt
Строение органоидов
Слайдов: 23 Слов: 2995 Звуков: 0 Эффектов: 95Клеточный уровень организации живой материи. Содержание. Микроскоп. Имена, сыгравшие роль в изучении клетки. Основные положения клеточной теории. Клеточные структуры. Цитоплазма. Рибосомы. Комплекс Гольджи. ЭПС. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. О создателях презентации. Антон ван Левенгук. Роберт Гук. Открытие пропорциональности. Т. Шванн. М. Шлейден. Р. Броун. Р. Вирхов. - Строение органоидов.ppt
Немембранные органоиды
Слайдов: 14 Слов: 609 Звуков: 0 Эффектов: 0Немембранные органоиды. К немембранным органоидам относятся. Рибосомы. Схема сборки рибосомы. Клеточный центр. Структура клеточного центра. Немембранные органоиды. Центриоли. Строение центриоли. Организация клеточного центра. Органоиды движения. Разные виды эвглен. Строение жгутиков и ресничек. Ультрамикроскопическое строение жгутика. - Немембранные органоиды.ppt
Одномембранные органоиды
Слайдов: 23 Слов: 1033 Звуков: 3 Эффектов: 18Функции одномембранных органоидов. Цитоплазма. Цитоплазма имеет щелочную реакцию. Органоиды. Органоиды. Одномембранные органоиды. ЭПР. ЭПС. Различают три вида ЭПР. Синтез белка. Одномембранные органоиды. Комплекс Гольджи. Функция комплекса Гольджи. Комплекс Гольджи. Формирование лизосом. Лизосомы. Первичные лизосомы. Продукты переваривания. Саморазрушение клетки. Вакуоли. Жгутики и реснички эукариот. Подведем итоги. Каковы основные функции комплекса Гольджи. - Одномембранные органоиды.ppt
Мембрана
Слайдов: 34 Слов: 671 Звуков: 0 Эффектов: 284Строение и функции клеточной мембраны. Мембрана. Вопросы по строению прокариотических и эукариотических клеток. Поработаем в лаборатории. Микроскопическое строение клеток. Сходство. Теоретическая зона. Органоиды клетки. Различия. Сравните прокариотические клетки с эукариотическими. Эукариотическая клетка. Функции мембраны. Модель строения мембраны. Жидкостно – мозаичная модель строения мембраны. Заряженные молекулы. Виды транспорта. Диффузия. Осмос. Облегченная диффузия. Работа макрофага. Экзоцитоз. Структура. Проникновение различных веществ в клетку. Скажем нет. Закрепление. Гликопротеид. - Мембрана.pptx
Строение плазматической мембраны
Слайдов: 26 Слов: 1575 Звуков: 0 Эффектов: 0Строение плазматической мембраны клетки. Строение и свойства плазматической мембраны. Понятия, используемые на уроке. Актуализация знаний. Функции органических веществ. Транспорт веществ. Клетка. Строение животной клетки. Оболочка клетки. Плазматическая мембрана. Строение плазматической мембраны. Соединение клеток. Функции плазматической мембраны. Транспорт через мемрану. Структура мембраны. Молекулы белков. Транспорт веществ через мембрану. Транспортная система. Схема активного транспорта. Фагоцитоз. Схема фагоцитоза. Вещества. Файлы. Словарь терминов. Липиды. Спасибо за внимание. - Строение плазматической мембраны.ppt
Цитоплазма
Слайдов: 11 Слов: 581 Звуков: 0 Эффектов: 0Цитоплазма. Строение животной клетки. В цитозоле протекает гликолиз, синтез жирных кислот, нуклеотидов и других веществ. Цитоплазма является динамической структурой. Химический состав цитоплазмы разнообразен. Щелочная реакция. Цитоплазма имеет щелочную реакцию. Одна из характерных особенностей цитоплазмы -постоянное движение (циклоз). Галиоплазма/цитозоль. Функции гиалоплазмы. Функции цитоплазмы. Поддерживает тургор (объём) клетки, поддержание температуры. Органоиды клетки. Каждый органоид имеет определенное строение и выполняет определенные функции. Эндоплазматическая сеть. Функции ЭПС. -
краткое содержание презентацийКлетка
Слайдов: 24 Слов: 1766 Звуков: 3 Эффектов: 105Тема: Строение и химический состав клетки. В конце книги приведены задания к лабораторному практикуму. Лабораторные работы проводятся в классе на соответствующих уроках. Завершает книгу указатель терминов. Как пользоваться учебником. Подпишите ваши тетради: Как мы будем работать на уроках. Биология, человек. Тетрадь ученика (цы) 9-1(2,3,4) класса Физико-технического лицея №1 Иванова Михаила. Анатомия, физиология, психология, гигиена. Каждому человеку нужно знать строение и функции своего организма. 1. Анатомия, физиология, психология, гигиена? Работа с тетрадью: Вы уже знаете, что тела растений и животных построены из клеток. - Клетка.ppt
Клетки
Слайдов: 15 Слов: 324 Звуков: 0 Эффектов: 68Тема: Эукариотическая клетка. Клетка – структурная и функциональная единица всего живого. Клетки различаются: Формой Размером Цветом Функциями. Клетка. С ядром – эукариотическая клетка. Без ядра – прокариотическая клетка. Строение эукариотической клетки: Основные части клетки-. Строение оболочки: Цитоплазма. Рибосома. Мельчайшие структуры клетки. Функция - биосинтез белка. Митохондрия. Энергетическая станция клетки. Функция - синтез энергии. Эндоплазматическая сеть-система каналов,полостей и трубочек. Функция-транспорт веществ в клетке. Пластиды. Лейкопласты - бесцветные пластиды. Хромопласты - желтые, красные, коричневые пластиды. - Клетки.ppt
Мир клетки
Слайдов: 17 Слов: 230 Звуков: 0 Эффектов: 0Удивительный мир страны «Клетка». Способны ли клетки грибов к движению? Сохраняет ли постоянную форму. Животная клетка? Есть ли ядро в клетке бактерий? Могут ли существовать растительные. Клетки без пластид? Выяснить особенности строения клеток бактерий, грибов, растений, животных. Выяснить, отличаются ли процессы жизнедеятельности данных видов клеток. Выяснить, если родство между клетками бактерий, грибов, растений, животных. Создается 5 групп. I группа Историки Кто? Выясняют историю изучения клеток разных видов. Погружается в мир растительной клетки, выясняют строение, функции, жизнедеятельность. - Мир клетки.ppt
Тема Клетка
Слайдов: 16 Слов: 1036 Звуков: 0 Эффектов: 0«Клетка – структурная и функциональная единица органического мира». Поурочный план занятий. Занятие 1: История изучения клетки. Клеточная теория строения организмов. Занятие 2: Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. Занятие 3: Органические вещества клетки. Белки, жиры и углеводы. Занятие 4: Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. Занятие 5: Особенности строения и жизнедеятельности клетки. Эукариотическая клетка. Занятие 6: Прокариотическая клетка. Занятие 7: Пластический обмен веществ. Биосинтез белков. Занятие 8: Энергетический обмен. Занятие 9: Деление клеток. - Тема Клетка.ppt
Жизнь клетки
Слайдов: 43 Слов: 1131 Звуков: 0 Эффектов: 2Вводная. Биология. Человек. Медицина. Уровни организации жизни. Биология клетки. Тема лекции: План. Основные свойства живого. Уровни организации живого. Клетка – элементарная единица живого. Биосоциальная природа человека. Биологическому наследству отводится видная роль в патологии человека. Социальная основа. Среда жизни человека. Природная Квазиприродная Техногенная (артеприродная) Социальная. От среды зависят: Образ жизни человека Показатели здоровья Структура заболеваемости. Полнота такого приспособления и есть полнота здоровья. Патолог И.В. Давыдовский. Десять главных убийц человека. - Жизнь клетки.ppt
Живые клетки
Слайдов: 15 Слов: 297 Звуков: 0 Эффектов: 16Живые клетки. Мельчайшие структуры всех живых организмов, способные к самовоспроизведению, называются клетками. Из истории клеточной теории. ЦИТОЛОГИЯ (от цито... и...логия) - наука о клетке. КЛЕТКА – элементарная целостная живая система. Клетка животного … … Клетка растения. Сегодня используют такие методы изучения клеток: - Рентгеноструктурный анализ - гистохимия - дифференциальное центрифугирование. Внутреннее строение завязи цветка. Яйцеклетка (n). Центральная клетка (2n). Клетки завязи. Эритроцит. Эритроциты, или красные клетки крови. Лейкоцит. Лейкоциты (белые кровяные клетки. - Живые клетки.ppt
Биология Клетка
Слайдов: 15 Слов: 682 Звуков: 0 Эффектов: 13Химическая организация клетки. План: Химический состав клетки. Неорганические соединения. Вода. Макроэлементы. Микроэлементы. Органические соединения. Белки. Углеводы. Жиры. : Вопрос: Каково значение воды в жизни человека? Пьет, моется, использует в различных производствах. Ответ: Строение молекулы и свойства воды. Молекула воды имеет треугольную форму. Функции воды: Задача: В ясный весенний день t воздуха +10oC, влажность 80%. Будут ли ночью заморозки? Почти постоянно в клетке находятся около 70 химических элементов. Живая клетка не способна нормально существовать без 12 химических элементов. - Биология Клетка.pps
Клетка организма
Слайдов: 15 Слов: 492 Звуков: 0 Эффектов: 51Эволюция клетки. 4 Заключение. План проекта. 1 Введение. Биологическая эволюция. 2 Сравнение прокариотов и эукариотов. 3 Сравнение растительной и животной клетки. Эволюционная теория. 2 Отбор генетической информации, способствующей выживанию и размножению своих носителей. Клеточная теория. Проблемныий вопрос. Чем объясняется разнообразие типов строения клеток? В.А.Энгельгурд. Гипотеза. Прокариотический тип клеточной организации предшествовал эукариотическому типу клеточной организации. У современных и ископаемых организмов известны два типа клеток: прокариотическая и эукариотическая. - Клетка организма.ppt
Клетка в организме
Слайдов: 16 Слов: 261 Звуков: 0 Эффектов: 0Понятие о клетке. Изучение клетки стало возможным с момента создания микроскопа. Микроскопы постоянно совершенствовались. В первые микроскопы можно было увидеть внешнее строение клетки. Классификация клеток. Прокариотическая клетка (прокариот) эукариотическая клетка (эукариот). Растительная клетка Животная клетка. Соматические клетки Половые клетки. Клетки многоклеточных животных. Тело многоклеточных животных состоит из специализированных клеток. Ткани организма. Существует 4 типа тканей: Нервная Мышечная Соединительная Эпителиальная. Одноклеточные организмы. Клетки большинства Одноклеточных организмов содержат все части эукариотических клеток. - Клетка в организме.ppt
Организмы и клетки
Слайдов: 27 Слов: 1534 Звуков: 0 Эффектов: 0Материалы к школьному учебнику. Цитология - строение клетки. Цитология. Ученые, положившие начало науке цитологии. Роберт Гук (18 июля1635, Фрешуотер, о. Уайт - 3 марта 1703, Лондон). ШВАНН Теодор (1810 - 1882). Как увидеть и изучить клетку? Микроскоп. Электронный микроскоп. …прибор, в котором для получения увеличенного изображения используется электронный пучок. Клеточная теория. Клеточная теория впервые сформулирована Т. Шванном (1838-39). Клетка. Клетка растения. Клетка животного. Виды клеток. Проникновение в клетку… Фагоцитоз распространен в мире животных. Так питаются амебы, инфузории и др. простейшие. - Организмы и клетки.ppt
Общее понятие о клетке
Слайдов: 10 Слов: 1783 Звуков: 0 Эффектов: 102Клетки. Основы клеточной теории. Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки. Углеводы. Роль углеводов в клетке. Жиры и жироподобные вещества. Функции жиров и жироподобных веществ в клетке. Белки. Функции белков в клетке. - Общее понятие о клетке.ppt
Грибная клетка
Слайдов: 9 Слов: 375 Звуков: 0 Эффектов: 1Многообразие клеток
Слайдов: 14 Слов: 369 Звуков: 0 Эффектов: 9Разнообразие клеток
Слайдов: 9 Слов: 288 Звуков: 0 Эффектов: 0Многообразие клеток. Формы клеток. Шаровидные Кубические Изодиаметрические. Шаровидны клетки бактерий (стафилококк). Яйцеклетка. Клетки эпидермиса. Клетки паренхимы. Каменистые клетки. Многоугольные Веретеновидные. Запасающие клетки. Ассимилирующие клетки. Клетки гладкой мускулатуры. Размеры клеток. Сперматозоид человека 5мкм – головка 60 мкм - жгутик. Жгутиковая водоросль хламидомонада 20 мкм. Эвглена зеленая От 60мкм до 500мкм. Яйцеклетка человека 150 мкм. Паренхимальные клетки бузины 200мкм. Трахеиды сосны 2000мкм. Клетки крови (эритроциты). Нервная клетка. Клетки скелетной поперечно-полосатой мышечной ткани. - Разнообразие клеток.ppt
Жизнедеятельность клетки
Слайдов: 5 Слов: 94 Звуков: 0 Эффектов: 0Жизнедеятельность клетки. Цели урока: Ознакомиться с основными процессами жизнедеятельности клетки. Движение цитоплазмы –транспортирует вещества в клетке. Дыхание – в клетку поступает кислород, удаляется углекислый газ. Питание - в клетку поступают питательные вещества. Рост - клетка увеличивается в размерах. Развитие – строение клетки усложняется. 7. Размножение - из одной клетки образуется две новые. Основные процессы жизнедеятельности клетки. Обмен веществ и дыхание. Питательные вещества. Ненужные вещества. - Жизнедеятельность клетки.ppt
Клеточный стресс
Слайдов: 30 Слов: 1118 Звуков: 0 Эффектов: 23Механизмы клеточного ответа на стресс, белки «теплового шока», HSPs. Механизмы защиты и адаптации развивающихся организмов животных. Клеточный ответ на стресс –heat shock responce. Функции белков клеточного стресса -hsp. Условия индукции белков клеточного ответа на стресс. Ответ клетки на стресс аналогичен. Ренатурация частично денатурированных белков при ответе на стресс. При клеточном стрессе в клетке индуцируется ряд стрессовых белков. Шаперонный цикл. Клеточный стресс. Клеточный стресс. Клеточный стресс. Клеточный стресс. Транспорт «развернутых» полипептидов. Стрессовые белки (hsp) различных организмов весьма сходны. - Клеточный стресс.ppt
Тест «Клетка»
Слайдов: 62 Слов: 504 Звуков: 0 Эффектов: 0Задание по клеткам
Слайдов: 15 Слов: 1246 Звуков: 0 Эффектов: 4Клетка. Цель урока. План контроля знаний обучающихся. Проверка понятийного аппарата. Работа с рисунками. Объясните, что изображено на рисунках. Тестовое задание. Выберите правильный вариант ответа. Распределите характеристики соответственно органоидам. Распределите характеристики соответственно органоидам. Плазматическая мембрана. Определите, правильно ли данное высказывание. Критерии оценки. Лист оценки. Рефлексия. - Задание по клеткам.ppt
Вопросы по клетке
Слайдов: 14 Слов: 227 Звуков: 0 Эффектов: 17Клетка. Подписать части растительной клетки. Какие клетки изображены на рисунке? А) клетки крови Б) клетки кожи В) нервные клетки Г) половые клетки. Ядро. Лизосома. Наружная мембрана. Хлоропласты. Митохондрии. -
Автор проекта
Ерёмина Наталья Михайловна
Тема проекта
Строение клетки
Название проекта
Строение клетки
Предмет, возраст учащихся
Биология, 6-9 класс
Краткая аннотация проекта
Проект позволяет развить: -практические навыки обучающихся; -умения обрабатывать информацию, выбранную из различных источников в ходе выполнения исследовательских работ.
Обеспечить наглядность при изучении строения клеток в разных классах. Обеспечить усвоение названий органоидов и отличительных особенностей строения различных клеток.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Почему клетку считают основой жизни?
Проблемные вопросы
Действительно ли организмы состоят из клеток? Может ли одна клетка выполнять функции всего организма? Можно ли создать живую клетку искусственно? Связаны ли функции клетки с её строением? Почему животная клетка не может фотосинтезировать? Как может существовать без ядра прокариотическая клетка?
Учебные вопросы
1. По какому признаку все живые организмы делят на две группы - прокариоты и эукариоты? 2. Что такое цитоплазма? 3. Какие органоиды находятся в цитоплазме? 4. Какие органоиды клетки являются самовоспроизводящимися и почему?
План проведения проекта
Этапы и сроки проведения проекта -Формирование тем исследований – 1 урок -Мозговой штурм – 2 урок -Выбор творческого названия проекта - 3 урок (25 мин). -Защита полученных результатов - 4-5 уроки