Большинство родителей обращаются к детскому психологу, потому что считают, что у них растет нервный ребенок. Это понятие может иметь несколько смыслов, все зависит от конкретной ситуации, модели поведения. Психически неуравновешенным дитя является только в том случае, когда у него часто появляется негативное отношение к окружающему миру, родителям, близким и знакомым людям. Как распознать и психические отклонения?

Причины нервных расстройств

Нервным называют ребенка, который агрессивно ведет себя, постоянно чего-то пугается, плачет, раздражается по мелочам, закатывает , легко возбудим. Часто проблема заключается не в физиологических отклонениях, а в ошибочной системе воспитания. Родителям придется исправлять свои ошибки, пока не поздно.

На детях младшего возраста отражаются некоторые факторы, поэтому нужно создать комфортные условия для формирования, развития личности:

  • Постоянный режим дня.
  • Полноценный сон.
  • Сбалансированное питание.
  • Размеренные физические нагрузки.
  • Личная гигиена.

Важно! Если все физиологические факторы присутствуют, но дитя продолжает себя плохо вести, нужно внести некие коррективы в ваши отношения.

Использование нервов в собственных интересах

Родители часто недооценивают своих крох. Все детки достаточно практичные. Когда они выбирают модель поведения «нервного» ребенка, а не уравновешенность, спокойствие, они видят для себя в этом выгоду. Прежде всего виноваты в этом родители: научили использовать нервность, крики, истерики для достижения определенных целей.

Рассмотрим обычную ситуацию! Папа занят, а сыну что-то нужно. Ребенок начинает спокойно просить, родитель отвечает: «Сейчас, немного подожди» , при этом не покидает своего дела. После этого дитя становится настойчивым, капризничает, плачет, закатывает истерику, и папа сразу же подрывается, дает то, что просил ребенок. Как вы думаете, какая модель поведения сформируется у малыша? Конечно же, он привыкнет выражать свои желания истериками. Кто виноват в этом? Родители, которые должны уделять достаточно времени своему ребенку.

Как нужно было поступить папе? Сразу же выполнить требование, если оно реально, и не дожидаться истерики. Капризам нельзя потакать. Не можете выполнить требование, спокойно объясните ребенку, переведите внимание на что-то другое. Психологи категорически запрещают приучать малыша к модели: «заплакал – получил, что хотел» . Ваша цель научить ребенка мыслить по-другому: «нормально попросил – получил вознаграждение» . Вы должны всеми силами создать здоровые, спокойные условия без капризов, агрессии.

Быть ли родительскому хладнокровию?

Упустили момент? Хотите исправиться? Нужно приучить малыша думать в обратном направлении. Давайте желаемое только, когда дитя спокойно, обязательно хвалите за то, что ребенок не плачет, хорошо и уравновешенно ведет себя.

Кроме того, основная ошибка родителей – непоследовательность в наказаниях, поощрениях, запретах. Многие мамы и папы могут один поступок по-разному расценивать. В одной ситуации наказывают, а в другой просто не замечают. Это говорит о том, что родители предъявляют требования, но не всегда следят, чтобы дитя их выполняло, а потом начинают наказывать.

Наведем пример : малыш смотрит телевизор, мама проходит спокойно просит: «Выключай уже» . Как ребенок воспринимает информацию? Продолжает дальше смотреть телевизор.

Что нужно было бы сделать? Мама должна сказать: «Еще минуту смотришь и все, я выключаю телевизор», затем нужно подойти и выключить. Конечно, дитя начнет просить продлить время, если только на 5 минут, то можно, в других ситуациях потакать нельзя.

  • Родительское слово не должно терять силу в глазах ребенка.
  • Перечислили требования, идите до конца, чтобы малыш их четко придерживался.
  • Не бросайтесь угрозами: «Еще раз и будешь наказан» . Реализуйте в жизнь! Только это не должно быть , найдите другие методы влияния.
  • Следите за целесообразностью запретов. С самого раннего детства малыш слышит указания типа: «Сядь спокойно!», «Не трогай!», и начинает трактовать как необязательные. Ведь, когда вы говорите это маленькому ребенку, он все равно бегает, прыгает, трогает. Сомнительны фразы: «Не кричи в автобусе», «Не ешь руками» , ведь кроха все равно в своем возрасте это будет делать. Впоследствии «Нельзя» превращает нормального ребенка в нервного. Лучше спокойно объяснять, почему нельзя кричать, что-то трогать и пр.

Часто детская повышенная нервозность связана с чрезмерным возбуждением, которое появляется по таким причинам:

  • Бурная смена событий.
  • Много ярких впечатлений.
  • Переизбыток информации.

Дети слишком чувствительно все воспринимают, могут стать нервными в любой ситуации, она не обязательно должна быть катастрофической. Просто дитя ее осмысливает именно так. Психологи считают: ребенок может легко перенести развод родителей, без , если не будет нагнетена обстановка, слишком драматизирована ситуация.

Когда родители постоянно ссорятся, чаду приходится прибывать в нервной обстановке, где крики, слезы, агрессия, рукоприкладство, дитя тоже через время начинает проявлять свои эмоции.

Запомните! Дети быстро вбирают то, что происходит вокруг их. Задача родителей – положительно настраивать своих крох, не передавать им негативный настрой, стараться держать себя в руках. Вот только тогда ребенок будет уравновешенным.

Итак, нужно внимательно относиться к своим деткам. Иногда их нервозность – это первый симптом серьезного нарушения эмоциональной сферы. Чтобы исправить ситуацию, нужно будет приложить максимум усилий. Не проявляйте , не показывайте свой гнев малышам. Лучше целуйте, обнимайте, ласково называйте своих деток, делайте все, чтобы они росли спокойными и здоровыми!


Здравствуйте!!! Моей дочке 6,5 лет. Меня беспокоит то, что моя девочка в последнее время стала очень неуравновешенной, вспыльчивой и раздражительной. Когда у нее что-то не получается она начинает очень сильно психовать, кричать и плакать. Успокоить её просто так невозможно, и приходится поэтому ей уступать, сделать так как она просит. Я знаю, что это не правильно, но и выносить такие истерики тоже невозможно. В этом году у нее большая нагрузка на подготовку к школе. В детском саду усиленные занятия и мы начали ходить на подготовительные курсы в школу. Она стала уставать и нервничать, когда мы садимся делать домашнее задание. Особенно нервничает, когда у нее что-то не получается. Еще один такой момент меня волнует, я стала разрешать ей играть в компьютер, и после того как она проиграет начинает ни с того ни с сего плакать и истерить. Даже стала моргать глазами и открывать рот, когда нервничает. Меня это очень беспокоит, я не знаю как себя вести с ней. Как сделать так, чтобы она стала спокойнее. Что лучше сделать в такой ситуации?

Здравствуйте! По вашему описанию похоже, что поведение вашей дочки – результат повышенной нагрузки. Вам важно в этот период правильно себя вести, т.к. от этого зависят две важные вещи.

Во – первых, как вы правильно замечаете, девочка привыкает добиваться того, чего она хочет путем истерики .

Нет ничего плохого в том, чтобы идти навстречу ребенку. Мы же хотим, чтобы он научился идти на компромисс, поэтому должны подавать ему пример дружелюбия и сотрудничества. Однако, важно как мы это делаем и чему именно учим ребенка. Для того, чтобы ваше общение с ребенком было похоже на разумный договор, а не на то, что ребенок вас "продавил", нужно соблюдать важные условия:

1. Реагируйте только на вежливые просьбы и никогда на требования, тем более на грубые требования. Так, ребенок может попросить вас посмотреть 5 минут мультфильм сверх того времени, которое отведено. Но не может требовать это криком, приказным тоном или плачем.

Тут важен именно этот нюанс: не ЧТО именно нужно ребенку (этот вопрос всегда можно обсудить и прийти к взаимному согласию), а КАК он этого добивается.

Недавно на отдыхе наблюдала одну маму с ребенком пяти лет. Мальчик добивался внимания к себе исключительно тем, что подходил к маме и бил ее (несильно) или дергал. Мама реагировала на это очень спокойно, в ее представлении все было в порядке: ребенок хочет внимания. То КАК он этого добивается она, видимо, проблемой не считала.

2. Не выполняйте просьбы в результате бурных истерик. Если вы готовы подумать над просьбой ребенка, сделайте это раньше, чем он устроит скандал.

Если вы просто не выдерживаете и идете на уступки в результате истерики, то вы прямо учите ребенка добиваться своего именно таким путем. Истерики будут становиться все органичнее. Человек быстро привыкает к тому, что в результате демонстрации страдания ему дают все, что нужно. Так можно легко приучить "страдать напоказ".

3. Принцип "выиграл- выиграл". Учитесь сами и учите ребенка искать такой выход, при котором не будет проигравших. Прежде, чем резко отказать ребенку, возьмите паузу и дайте более взвешенный ответ.

Так, например, на просьбу ребенка купить ему мороженое, не говорите "нет", если вы считаете, что для сладкого не время. Сообщите ему, что мороженое будет, например, после обеда.

Второе, о чем вы пишите - новая область для девочки - школьное обучение. Если она занимается уроками, испытывая преимущественно негативные эмоции, то это закрепляется как отношение к учебе вообще.

Если закрепится негативное отношение к урокам, то оно будет переноситься на занятия почти любым предметом. Ребенок будет сопротивляться (ярко или тихо саботируя) всем попыткам усадить его за уроки.

Вам стоит действовать в следующих направлениях:

Снизить интенсивность нагрузки

Увеличить время занятий спортом и подвижными играми, время прогулок

Увеличить время, которое вы проводите вместе за любыми, приятными занятиями

Максимально снизить время просмотра ТВ и время, проводимое за компьютером (возможно, временно даже исключить)

Быть последовательными в своих требованиях. Устанавливать рамки и правила, обязательные для исполнения и добиваться того, чтобы границы были неизменными. Пусть лучше ограничений будет меньше, но если правила введены, то они должны соблюдаться.

Очень важно как именно дома занимаются с девочкой уроками. Возможно, нужно корректировать те приемы, которые вы используете, чтобы помогать девочке с домашним заданием. От этого во многом зависит то, как впоследствии она самостоятельно будет справляться с домашними заданиями.

Когда вы занимаетесь с ребенком, важно помнить, что помимо усвоения какого - то учебного материала, он учится относится к учебе. Ребенок оформляет внутри себя понимание - что такое "учение". Если вы научили чему - то ребенка через сопротивление и негатив, то это вклад в негативное представление ребенка о том, что такое учиться.

© Елизавета Филоненко

Проведя с нашей помощью анализ поведения вашего ребенка вы сможете разобраться в том, почему, например, он капризен или неуравновешен, какие черты его характера привели к этому или что мешает ему адаптироваться в среде сверстников.

Поняв какой же он, что им движет и что мешает, вы одновременно при этом открываете путь к коррекции поведения ребенка для более эффективного его развития и воспитания, что значительно облегчит жизнь малыша и сделает ваше общение с ним более легким и приятным.

Вспыльчивых детей характеризует:

* Очень легко огорчаются и сердятся, при этом активно пытаясь изменить то, что им не нравится через моторный (двигательный) акт. Предпочитают действовать, нежели думать и говорить. Им придется много тренироваться, чтобы облекать свои мысли в словесную форму.

* Некоторые дети, даже груднички, склонны использовать мышцы и моторную систему, чтобы высвободить свою отрицательную энергию. У них наблюдается чрезмерная моторная активность, они могут стучать руками, ногами и, даже, головой об пол. Эти действия ребенка создают шумовой эффект, который необходим, как ему кажется, для усиления степени воздействия.

* Ребенок сосредоточен на двигательной активности, на своей моторной системе, воспринимает мир и понимает его лучшим образом через движения.

* Он ведет себя так, как будто пытается втиснуть весь огромный мир внутрь маленькой ракушки.

* Ребенок любит эксперименты. Он ""прыгает в воду"" первым, а затем смотрит куда прыгнул.

* Он начинает обычно с энтузиазмом, но часто не заканчивает работу или игру, так как удовлетворен своей двигательной активностью и не задумывается о цели действия.

* Если игра не работает, он захочет ее сломать; если родители не делают то, что он хочет, он ударит их головой или толкнет. Может отобрать у другого ребенка игрушку, ущипнуть и толкнуть так, чтобы тот упал.

* Ребенок не чувствителен к другим, предпочитает отдаляться от людей, часто не уверен в себе, испытывает страх остаться одному, страх перед разочарованием.

* Нуждается в большом и свободном физическом пространстве. Очень плохо себя чувствует в тесноте при физических контактах с людьми, даже когда и не сталкивается с другими детьми.

Часто родители ребенка опускают руки, прощают и разрешают ребенку все, боясь показаться ворчливыми в глазах окружающих. При этом внутреннее напряжение и дискомфорт в семье усиливаются. Но потом, видя возросшую опасность для ребенка и для своих отношений с ним, родитель неожиданно взрывается и пугает малыша, а затем, переполненный чувством вины, пытается искупить её вновь через всепрощение.

* Родители должны очень четко обозначить рамки дозволенного для ребенка и ни при каких обстоятельствах не снижать свои требования, а, наоборот, иногда в силу необходимости и усиливать их, используя при этом для подкрепления лишь силу голоса и жесты. Степень реакции и сила голоса взрослого должна быть пропорциональна отрицательному поведению ребенка.

* Чем старше ребенок, тем больше взрослый должен использовать силу убеждений и запретов в речевой форме, и меньше физические ограничения и преграды.

* Чем активнее родители с самого начала устанавливали рамки дозволенного, тем меньше им придется потом бороться с отрицательными формами поведения ребенка для коррекции его характера.

* Родитель должен удерживать ситуации по контролем и использовать каждую из них как возможность обучения ребенка, ходя это довольно трудно и требует больших затрат усилий и энергии.
* Часто дети не воспринимают речь взрослых из-за затруднений в переработке слуховых стимулов. Они обнаруживают, что проще понять самого себя, нежели другого. Им необходима тренировка в двусторонней коммуникации через жесты, поведение, а затем через идеи и речь.

* В возрасте 2,5 года ребенок учится конструктивным образом выражать свои чувства с помощью словесных выражений и, понемногу, начинает справляться с приливами злости.

* Частая ошибка, которую допускают родители ребенка - это его ""изоляция"" с требованиями ""замолчать"" и ""сидеть тихо"". Наоборот, необходимо вовлекать малыша в разговор, спрашивать, что чувствует и как думает. Надо помочь ему выразить свои чувства, такие как злость, разочарование, избыток чувств, более абстрактным способом, через речь и идеи.

* Необходимо сглаживать агрессивность ребенка и использовать альтернативные пути для удовлетворения его нужд.

* У ребенка должно быть четкое представление о требованиях взрослых. Тогда он сможет, по мере взросления, предвидеть и даже просчитывать различные жизненные ситуации и менять тип своего поведения в зависимости от них, а значит и в более полной мере удовлетворять свои потребности.

Капризы, непослушание и детские неврозы — что первично, а что является следствием? Шумные истерики своих чад некоторые мамочки считают проявлением расстройства его нервной системы, но бывает и наоборот — бесконечные капризы и неадекватное поведение ведут к возникновению детских неврозов.

Нервный ребенок — болезнь или непослушание

Нервность детей ассоциируют с отклонениями в их поведении — повышенной возбудимостью, плаксивостью, нарушением сна, раздражительностью и впечатлительностью. Нервный ребенок труден в общении, портит настроение окружающим, но в первую очередь неадекватность поведения изменяет жизнь его самого, лишая простых ребячьих радостей. Многолетние исследования доказывают, что причины детской нервозности в большинстве случаев закладываются в раннем детстве и являются следствием неправильного воспитания.

Нервность и непослушание маленьких детей настолько тесно переплетены между собой, что порой тяжело разобраться, кто виноват — родители или их дети. Среди множества причин непослушания можно выделить основные:

1. Желание ребенка привлечь к себе внимание — заметив, что гораздо больше родительских эмоций проявляется в случае совершения им какого-либо проступка, страдающий от недостатка ласки малыш неосознанно пользуется проверенным способом.

2. Ограниченный в самостоятельности и уставший от многочисленных запретов ребенок отстаивает свою свободу и мнение методом протестного непослушания.

3. Детская месть. Причин ее может быть множество — развод папы с мамой, невыполнение обещаний, несправедливое наказание, неадекватное поведение одного из родителей.

4. Собственное бессилие малыша, неспособность совершения каких-либо, доступных для других, действий.

5. Заболевания нервной системы детей, психические расстройства.

Несмотря на то, что лишь в последнем пункте причиной непослушания названы проблемы с нервной системой, каждый из них убедительно свидетельствует о тесной связи поведения ребенка с его психологическим состоянием.

Детские неврозы — причины и признаки

Хрупкая и не сформировавшаяся нервная система детей крайне подвержена неврозам и расстройствам психики, поэтому странное поведение малыша, его капризы и истерики должны насторожить внимательных родителей и побудить их к немедленному действию. Постоянные стрессы, запреты, недостаток внимания постепенно накапливаются и перерастают в болезненное состояние — невроз. Доктора называют этим термином вызванное всевозможными стрессовыми ситуациями расстройство детской психики преходящего характера. Неврозы могут служить причиной неадекватного поведения ребенка, а могут быть и результатом его.

Чаще всего неврозы развиваются примерно к пяти-шести годам, хотя некоторые его отдельные признаки внимательная мамочка замечает значительно раньше. Особое внимание следует обратить на поведение ребенка в периоды возрастного изменения психики — от 2 до 4 лет, от 5 до 8 лет и в подростковом возрасте. Причинами расстройств нервной системы детей можно считать следующие:

— травмирующие психику ситуации — алкоголизм родителей, развод, ссоры со сверстниками, адаптация в детском учреждении;

— сильный испуг в результате какого-либо психического воздействия;

— излишняя строгость и жесткость родителей, недостаток внимания и отсутствие ласки;

— атмосфера в семье и взаимоотношения между родителями;

— рождение братика или сестрички, на которых переключается основное внимание мамы с папой, и горькая детская ревность.

Помимо этого, могут быть и внешние причины — авария, смерть или тяжелая болезнь близких, катастрофа. Первыми признаками того, что нервная система детей не функционирует должным образом, являются:

— появление страхов и тревожного состояния;

— проблемы со сном — нервный ребенок с трудом засыпает и может просыпаться среди ночи;

— возможно появление энуреза и желудочно-кишечных расстройств;

— речевые нарушения — заикание;

— нервное покашливание;

— нежелание и невозможность общаться со сверстниками.

Если родители отмечают в поведении своего маленького монстрика агрессивность, повышенную возбудимость или, наоборот, чрезмерную замкнутость, раздражительность, отсутствие коммуникабельности, то лучше всего обсудить возникшие проблемы с доктором. Пуская на самотек развитие возможного заболевания и не предпринимая никаких мер, родители рискуют вырастить робкого нерешительного человека, не способного справляться с возникающими проблемами и контактировать с окружающими. К доктору обязательно необходимо обратиться и в том случае, если состояние нервной системы детей нарушает нормальный жизненный ритм. Наличие заикания, энуреза или нервного тика требуют немедленного комплексного лечения у специалистов.

Нервные тики у детей — причины и симптомы

Доктора характеризуют нервный тик, как кратковременное неуместное движение определенной группы мышц, сопротивляться которому малыш просто не в силах. По статистике, каждый пятый ребенок, хотя бы единожды, испытывал подобные проявления, а страдают от хронически протекающего недуга примерно 10% детворы. Это свидетельствует о том, что огромное количество детей от 2 до 18 лет имеют комплексы при общении со сверстниками, стесняются своих навязчивых движений, и существующая проблема реально мешает им жить полноценной жизнью.

Нервные тики у детей можно разделить на несколько основных групп:

— моторные — кусание губ, гримасы, подергивание конечностями или головой, моргание, нахмуривание;

— вокальные — покашливание, сопение, шипение, фырканье, кряхтение;

— ритуальные — почесывание или теребление уха, носа, прядей волос, стискивание зубов.

По степени выраженности нервные тики у детей подразделяются на локальные, когда задействована лишь одна группа мышц, и множественные, проявляющиеся одновременно в нескольких группах. Если же моторные тики сочетаются с вокальными, это свидетельствует о наличии генерализованного тика под названием Синдром Туретта, который передается по наследству.

Важно различать первичные и вторичные нервные тики у детей, клинические проявления которых похожи. Если вторые развиваются на фоне других заболеваний — энцефалита, опухоли головного мозга, черепно-мозговой травмы, врожденных заболеваний нервной системы, то причинами первичных являются:

— неправильное питание — недостаток магния и кальция;

— эмоциональные встряски — ссоры с родителями и их чрезмерная строгость, испуг, недостаток внимания;

— нагрузки на центральную нервную систему в виде частого и повышенного употребления кофе, чая, энергетических напитков;

— переутомление — длительное сидение перед телевизором, компьютером, чтение при недостаточном освещении;

— наследственность — вероятность генетической предрасположенности составляет 50%, однако при благоприятных условиях риск возникновения тиков минимален.

Во сне нервные тики у детей не проявляются, хотя их воздействие наблюдается в том, что ребенок с трудом засыпает, и сон его беспокоен.

Можно ли вылечить нервный тик и когда обращаться к доктору

Ни в коем случае нельзя оставлять нервные тики у детей без внимания. Визит к невропатологу необходим, если:

— избавиться от неприятного явления не удалось в течение месяца;

— тик причиняет неудобства малышу и мешает его общению со сверстниками;

— имеется сильная выраженность и множественность нервных тиков.

Важно! Особенность нервных тиков у детей заключается в том, что от них можно сравнительно быстро избавиться навсегда, но можно и остаться с проблемой на всю жизнь. Главное условие успешного лечения — выяснение причин появления тика и своевременное обращение к доктору.

После проведения определенных исследований и консультаций с другими специалистами, врач назначает необходимое лечение, которое проводится в комплексе:

— медикаментозное;

— мероприятия, направленные на восстановление нормальной деятельности нервной системы — индивидуальная психотерапия и психологическая коррекция при групповых занятиях;

— средства народной медицины.

От родителей требуется обеспечить спокойную обстановку в семье, полноценное питание и правильный режим дня, достаточное пребывание малыша на свежем воздухе, занятия спортом. Уменьшают тик отвары успокаивающих трав — пустырника, корня валерианы, боярышника, ромашки.

На течение болезни оказывает немаловажное влияние возраст ребенка. Если нервные тики у детей возникли в 6-8 лет, лечение, скорее всего, станет успешным, и о возвращении недуга в дальнейшем можно не беспокоиться. Возраст от 3 до 6 лет считается более опасным, наблюдать за малышом, даже в случае исчезновения неприятных признаков, придется до полного взросления. Но особенно опасно появление нервных тиков в возрасте до трех лет, они могут быть вестниками шизофрении, опухоли мозга и других крайне опасных заболеваний.

Воспитание и лечение нервного ребенка

Успешное преодоление сбоев в работе нервной системы детей зависит от двух главных факторов — комплексной врачебной помощи и правильного воспитания нервного ребенка. Не стоит думать, что проблемы пройдут с возрастом, без квалифицированной помощи специалистов лечение нервного ребенка невозможно. Если доктор поставил диагноз невротического расстройства, потребуется как медикаментозное лечение, так и занятия с психологом. Существуют специальные виды терапии, помогающие избавиться от зажатости малыша, скорректировать способы общения, восстановить активность и коммуникабельность. Огромную помощь в этом могут оказать родители.

Маме и папе следует самым тщательным образом проанализировать причины возникновения нервности ребенка и постараться устранить их, создать комфортные условия для своего чада. При отсутствии самостоятельности, которую упорно добивается ваш отпрыск, следует дать ему больше свободы, не акцентируя внимание на контроле за его действиями. Катастрофически не хватает времени на общение с малышом? Подумайте, что является жизненным приоритетом для вас — карьера и безупречная чистота в доме или психологическое здоровье и беззаветная любовь и преданность маленького человечка.

Вырастить здоровых, психически уравновешенных детей, это не только вполне понятное желание родителей, но и их обязанность. Берегите не сформировавшуюся и уязвимую психику малыша, чтобы в дальнейшем не понадобилось лечение нервного ребенка у специалистов. Мамы и папы вполне способны создать стабильно-уравновешенный микроклимат в семье, избегать ненужных ссор и необоснованных запретов, уделять своему чаду максимум внимания и нежности, воспитывать уверенного в себе человечка. Ни в коем случае нельзя пугать кроху, неадекватно реагировать на его проступки, чрезмерно ограничивать свободу. Следование этим нехитрым советам опытных психологов послужит надежной профилактикой различных неврологических расстройств у ваших деток.

С ребенком, вспыхивающим по любому поводу, непросто иметь дело. От его необдуманных поступков страдают все: братья и сестры, родители, приятели в садике и школе.

Неумение контролировать свои действия в периоды гневных вспышек приводит к тому, что дети начинают распускать руки, кричат, царапаются, кусаются и щипаются.

Что же делать, если у вас в семье подрастает вспыльчивый ребенок? Советы психологов помогут вам переломить эту негативную тенденцию.

Ни первое, ни второе, считают специалисты. Зачастую подобная черта характера проявляется у тех детей, чьи папы и мамы не уделяли должного внимания эмоциональному воспитанию. Ребенок растет вспыльчивым просто потому, что не может иным способом выразить свое настроение.

Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет вспыльчивого человека, как склонного к горячности и легко раздражающегося. По мнению же психологов, вспыльчивость – это эмоциональная несдержанность, взрывная раздражительность, свойственная темпераментным детям.

Таким образом, подобная крайняя эмоциональность зависит еще и от детского темперамента. Неуравновешенность больше характерна для маленьких холериков, чем для флегматичных детей. Вспышки плаксивости и злости также можно наблюдать и у меланхоликов.

  1. С раннего детства малыш чрезмерно активен, даже не научившись ходить. Его движения резкие, быстрые, он часто плачет. Устраивая истерики, кроха падает на пол и сучит ногами.
  2. Вспыльчивых детей легко вывести из себя, а свое недовольство они выражают резко и порой агрессивно: ломают игрушки, которые не работают, рвут книжки, если родители отказываются ее читать, толкают других ребятишек.
  3. В сложных ситуациях такой ребенок действует мгновенно. Однако излишняя эмоциональность мешает продуктивности его поступков. Чаще всего детское поведение разрушительно и непоследовательно.
  4. Несдержанных детей можно назвать экспериментаторами. Они первыми вступают в игру, любят проявлять инициативу, но о последствиях собственных поступков задумываются редко.
  5. Таким малышам требуется большое свободное пространство. Они не переносят тесноту, избегают телесных контактов со взрослыми и сверстниками.
  6. Вспыльчивый ребенок нечувствителен к желаниям других людей. Он предпочитает держаться подальше от ровесников, вступая во взаимодействие лишь в особых случаях – например, при защите собственных интересов.

Несмотря на вышеперечисленные негативные черты характера, неуравновешенный ребенок часто обладает большим творческим потенциалом и массой других положительных качеств. И только нарушенный адаптивный механизм психики и отсутствие эмоционального контроля не позволяет окружающим заметить эти позитивные стороны.

Как бороться с детской вспыльчивостью?

  1. С раннего возраста обозначьте перед малышом рамки дозволенного. Выполнять требования нужно неукоснительно, несмотря на разные обстоятельства, настрой ребенка и собственное настроение. Запрет можно выражать в любой форме – от недовольных взглядов до физических ограничений (крепких объятий).
  2. Вспыльчивость, как особенность темперамента, наследуется от родителей. Поэтому воспитывайте детей своим примером – сдерживайте проявления гнева, раздражения, особенно в их присутствии.
  3. Отслеживайте ранние симптомы назревающего срыва. Так вы успеете отвлечь детское внимание и предупредить эмоциональную вспышку. Явными признаками приступа может быть:
  • повышенная двигательная активность и суетливость;
  • замыкание в себе;
  • демонстративное непослушание;
  • хныканье.
  1. Бесполезно требовать от ребенка «замолчать» и «посидеть в тишине». Напротив, вовлеките его в беседу, расспросите, что он чувствует и о чем думает. Если дети научатся рассказывать о своих эмоциях спокойным тоном, то и впредь смогут их выражать более приемлемым способом – через речь и, к примеру, рисунки.
  2. Если вспышку не удалось предотвратить, не кричите на свое чадо. Дайте ему время выплеснуть отрицательные эмоции наружу, чтобы он снял напряжение и успокоился. Однако не забудьте еще раз твердо объяснить, каких поступков вы от него ждете.
  1. На старших дошколят и детей младшего школьного возраста хорошо действуют психокоррекционные сказки, в которых главный герой, будучи вспыльчивым, в итоге побеждает эту наклонность и ведет себя спокойно и сдержанно.
  2. Верьте в нормальность ребенка и донесите эту уверенность до него самого. Многих вспыльчивых детей пугает собственная чрезмерная ярость и агрессивность. Они могут после случившегося приступа «казнить» себя за свой гнев – к примеру, наносить себе побои. Объясните своему чаду, что любите его всяким, в том числе и очень раздраженным.

Что делать мамам и папам, когда бунтующий малыш начинает бить и крушить всё вокруг, кричать и топать ногами на взрослых, а никакие аргументы на него в это время не действуют. В арсенале психологов существует несколько несложных приемов, помогающих выплеснуть негативные эмоции. Попробуйте их все, чтобы подобрать метод, наиболее подходящий для вашего бунтаря.

  1. «Листки гнева»

Ребенок злится? Нарисуйте на листе бумаги его гнев – мордочку с зубами, злого зверька. Дайте ему в руки эту картинку и объясните, что он может разорвать свой гнев, раздражение и вспыльчивость. Можете заранее запастись подобными «листками гнева».

  1. «Бой с подушками»

«Ах, вот ты как! Ну, сейчас ты у меня получишь!», – с такими словами «нападайте» на вспылившего ребенка. Несерьезная битва подушками поможет быстро скинуть напряжение, рассмешить малыша, который скоро забудет о предмете злости.

  1. «Лопни шарик»

Безусловно, в острый момент кризиса вы не успеете надуть воздушный шарик, так что этот способ подойдет тем родителям, у кого уже есть надутые шары. Например, оставшиеся от какого-либо праздника. Предложите ребенку лопнуть шарик или покажите, как можно сдувать пузырьки на упаковочной пленке.

  1. «Обзывалки»

Избавить от агрессии поможет такая простая игра, как «обзывалки». Конечно, обзывать друг друга следует в шутку. К примеру, назовите малыша «морковкой» или «редиской». Только отслеживайте детскую реакцию, поскольку некоторые дети в момент злости могут негативно отнестись к подобному развлечению.

  1. «Домашний театр»

Этот способ можно применять, когда ребенок успокоится и будет готов к взаимодействию. Устройте дома кукольное или пальчиковое представление. В таких постановках играют два персонажа – излишне эмоциональный и спокойный. Ваша задача – показать выгоду от более сдержанного поведения.

Ну и напоследок, нужно понимать, что дети не специально ведут себя вспыльчиво и неуравновешенно, таким поведением они не хотят обидеть родителей. В ваших силах научить ребенка сдерживать свой темперамент, применяя в воспитании твердость и систематичность.

Оценить статью:

(Всего оценок:

В среднем:

Что вы делаете, когда у вашего ребенка истерика или он капризничает? Большинство родителей совершают те же самые ошибки: расстраиваются, пытаются убеждать, спорить, угрожать последствиями или чувствуют себя виноватыми.

У очень чувствительных и вспыльчивых детей есть такие врожденные особенности, которые заставляют их остро реагировать на внутренние и внешние события. Таких детей еще называют «тревожными», «трудными», «взрывными» и «очень эмоциональными». Родители же считают их поведение жестким и негибким. Этим детям обычно нелегко даются незнакомые обстоятельства, новые действия и ситуации и даже умеренные стрессоры. Что же может сделать родитель?

Вообразите шкалу неблагополучия, с делениями от одного до 10. При физическом неудобстве, неудаче или другом стрессе среднестатистический ребенок войдет максимум в оранжевую зону (6 или 7).

Легковозбудимый ребенок при одинаковом стрессоре войдет в так называемую красную зону – от 8 до 10. При этом такой малыш будет кричать, сопротивляться и абсолютно не сможет себя контролировать. А злиться на ребенка, находящегося в красной зоне, все равно, что подбрасывать уголь в костер.

Обычные ожидания ребенка (сон, поход в школу, командные виды спорта) могут казаться вам умеренными стрессорами, но для тревожных и эмоциональных детей они становятся настоящим испытанием. И вполне возможно, что сами дети не справятся с подобной ситуацией. Здесь нужна большая работа по познавательной и эмоциональной коррекции.

Однако не нужно думать, что все зависит от квалифицированной помощи психолога – если ребенок идет домой к своим самым близким и любимым людям (родителям), которые сердиты, раздражены и не обращают на него внимания, то его нервная система просто не справится с хроническими эмоциональными перегрузками.

Специалисты говорят, что при стрессе у эмоциональных детей возникает «чрезмерная реакция». Их нервная система реагирует на стрессор чрезвычайно «эффектно»: это может быть истерика, крики и т. д. Каким же должен быть первый шаг?

Психологи считают, что сначала родителям нужно развить собственные навыки самоконтроля, чтобы затем помочь своим детям успокаивать себя. Например, в случае внештатной ситуации в самолете кислородный пакет должен сначала попасть к родителю, чтобы тот смог оптимально помочь своему ребенку.

Рациональные и умные родители могут легко попасть в ловушку, поступая неправильно с возбужденными и раздраженными детьми. Вызвано ли беспокойство предстоящим днем рождением, игрой в футбол или домашними заданиями, страх находится в голове наблюдателя (родителя), и его не стоит обсуждать в момент эмоционального взрыва.

Психологи советуют: не стоит что-то делать, просто стойте рядом. Другими словами, «не причините вреда» означает, что родители должны вести себя спокойно и тщательно следить за словами и эмоциями, которыми они делятся со своими чувствительными детьми. Раздраженный родительский тон или сталь в голосе могут подтолкнуть ребенка от состояния тревожного беспокойства к бурной истерике.

Исследование нейровизуализации подтвердило то, что мы интуитивно знали – когда мозг одного человека сигнализирует о беспокойстве и тревоге, то эти сигналы передаются стоящему рядом человеку. То есть, дети знают, что чувствуют их родители.

Чувствительные дети могут обнаружить даже неявные отрицательные эмоции: «Нет, она опять истерит», «Как же она не вовремя», «Почему она не такая, как другие дети», и тогда эмоциональный взрыв будет еще ярче.

Таким образом, всем нам нужно попытаться достичь максимально спокойного эмоционального состояния в ответ на поступки чрезвычайно тревожных и эмоциональных детей.

1. Подтвердите чувства своего ребенка. Помните, что сочувствие не означает согласие. Во время кризиса у вашего ребенка повышенный сердечный ритм, он кажется безрассудным и безутешным, а его всего переполняет гормоны стресса, которые вызывают головные боли и боли в желудке. Самая большая сложность для родителей состоит в том, что ребенок не идентифицирует проблему, которая является причиной беспокойства. Поэтому родители часто высказывают пренебрежение, которое приводит к тому, что ребенок кричит еще сильнее, чтобы объяснить, как он расстроен. Вместо того чтобы сказать: «Ты любишь школу. Просто слишком волнуешься сегодня», лучше добавить: «Ты не хочешь идти сегодня в школу. Твой животик болит, и тебе кажется, что это худший день в твоей жизни».

2. Будьте терпеливыми и понимающими то, что испытывает ваш ребенок. Скажите себе: «Она делает все, что может, учитывая ее эмоциональное состояние. Она не виновата в том, что у нее такой темперамент». Сострадание и понимание приведет к более быстрому разрешению эмоциональной вспышки, даже если она продлится дольше, чем вы хотели бы.

3. Повторяйте и слушайте. В то время, как вы сидите спокойно и слушаете своего ребенка, попытайтесь просто повторить то, что он вам говорит. Не спорьте. Скажите ему, что вы его внимательно слушаете. Говорите медленно и очень спокойно.

4. «Тише едешь, дальше будешь». Хотя вы боретесь со своим нетерпением, помните, что тревожность похожа на гравитацию: что поднимается вверх, обязательно окажется на земле, внизу. Другими словами, пусть накал эмоций вашего ребенка растет сейчас, потом он обязательно снизится. Цель родителя в такой ситуации – не сделать хуже, то есть не нужно спорить, критиковать или даже слишком много говорить, потому что любая стимуляция может вызвать еще большее эмоциональное напряжение. Если дело касается ответа родителей на сильные эмоции ребенка, то принцип «Тише едешь, дальше будешь» полностью себя оправдывает.

5. Успокойте себя, что такой подход – это не «порча» или «потакание» вашему ребенку , вместо этого он помогает избавить ребенка от высокой тревожности и вспыльчивости. Хотя вы можете чувствовать, что это занимает слишком много времени или же вам кажется, что вы усиливаете плохое поведение, вспомните, что ваши другие карательные методы не работали.

6. Единственный человек, которым вы можете управлять, это вы сами. Попробуйте успокоиться и сделайте дыхательное упражнение. Вдыхайте в течение пяти секунд и так же пять секунд медленно выдыхайте. Используйте для контроля за временем секундную стрелку на часах и следите за движением живота. Поскольку вы сосредотачиваетесь на самоуспокоении, то ваш ребенок может решить присоединиться к вам.

7. Отвлечение работает. Если у вашего ребенка эмоциональный стресс идет на убыль из красной зоны (от 8 до 10) в оранжевую зону (6-7), то отвлечение внимания поможет ему успокоиться и далее. Возможно, вы сможете рассказать ему историю из своего детства о том, когда вам необходимо использовать такие техники, как глубокое дыхание или позитивный разговор с самими собой для самоуспокоения. Ваш пример покажет ребенку, что каждый человек должен работать над самим собой, чтобы стать лучше.

Дети учатся у своих родителей всему, в том числе и эмоциональному регулированию. Возможно, взрослым стоит начать с себя, чтобы помочь малышам с высокой чувствительностью, тревожностью и вспыльчивостью стать более спокойными и научиться контролировать свои эмоции. Помните, что ваши дети смотрят на вас.

Редакция

Мы знаем, что у ребенка бывают кризис трех лет, кризис семи лет, но что делать, если детские истерики происходят и вне этого времени. Если ребенок на любое ваше замечание реагирует очень эмоционально? Как общаться с эмоциональным, вспыльчивым ребенком, чтобы ребенок услышал вас?

Читай также: Как сделать так, чтобы ребенок слушался вас

Если ваш ребенок переживает частые эмоциональные всплески, вам, конечно, не позавидуешь. С другой стороны, вы должны понимать, что когда ребенок не может выразить свои чувства с помощью слов, включаются эмоции и крайне вероятен срыв, поэтому всегда следует быть готовым к проявлениям истерик, потери самообладания, вызывающего поведения и эмоциональных всплесков.

Эмоциональные всплески у детей могут длиться от тридцати секунд до нескольких минут или даже нескольких часов (терпения вам, родители). И хотя они являются частью взросления, иногда у родителей просто опускаются руки.

Главное родительское правило – в любой ситуации старайтесь сохранять спокойствие. Держите еще десять правил, которые помогут вам найти общий язык с очень эмоциональной ребенком и избежать детских истерик.

Читай также: 10 игр для снятия стресса у ребенка

1. Истерику лучше предупредить

Обращайте внимание на ранние признаки назревающих срывов. Признаками приближающегося эмоционального срыва у ребенка могут быть:

  • хныканье, нытье;
  • повышенное двигательное беспокойство и суетливость;
  • выпрашивание;
  • раздражение, иногда ярко выраженное;
  • замыкание в себе.

Вы можете успеть отвлечь внимание ребенка, предупредив эмоциональную вспышку.

Читай также: Все буде добре. Как справиться с детскими истериками

2. Дайте ребенку возможность самостоятельно вернуться в реальность

Независимо от того, где вы находитесь – дома или в общественном месте, не становитесь на пути проявления истерики вашего ребенка. Старайтесь сохранять спокойствие, он должен понять, что вы не контролируете его поведение. Устав от проявления собственных эмоций, ребенок вернется в реальность, возможно, даже через считанные минуты.

3. Выясните истинную причину эмоционального срыва

Когда эмоциональный кризис минул, поговорите с ребенком, постарайтесь аккуратно поинтересоваться, что вызвало его раздражение. попросите его описать, что он чувствовал перед самым кризисом. Это поможет ребенку понять, какие эмоции он должен контролировать в первую очередь.