Фрейд неоднократно подчеркивал, что сны - не случайное явление; они не бессмысленны и не беспорядочны, а представляют собой способ исполнения невыполненных желаний . Будучи продуктом бессознательного, сновидения служат хорошим материалом для психоанализа. Фрейд различал явное и скрытое содержание сна. Явное - это то, что фактически галлюцинируется во сне; скрытое - то, что обнаруживается при свободной ассоциации сновидений и их толковании. «Явное сновидение, - пишет Фрейд, - теряет для нас свою значимость. Нам безразлично, хорошо оно составлено или распадается на ряд отдельных бессвязных образов. Даже если оно имеет кажущуюся осмысленной внешнюю сторону, то мы все равно знаем, что она возникла благодаря искажению сновидения и может иметь к внутреннему его содержанию так же мало отношения, как фасад итальянской церкви к ее конструкции и силуэту».

Фрейд выделял такие понятия, как работа сновидений и толкование сновидений.

Работа сновидений есть перевод скрытого смысла сна в явный. Толкование , напротив, - попытка добраться до скрытого смысла сновидений. Для того, чтобы грамотно толковать сновидения, необходимо знать основные закономерности их работы. Среди разнообразных закономерностей работы сновидений в качестве наиболее важных Фрейд отмечает три: сгущение , смещение сновидений и превращение мыслей в зрительные образы .

Под сгущением подразумевается тот факт, что явное сновидение содержит в себе меньше информации, чем скрытое, так как является сокращенным переводом последнего. Смещение - это результат работы «цензуры», замещение истинного смысла сновидения отдельными намеками и символами. Наконец, третий результат работы сновидений - это регрессивное превращение мысли в зрительные образы.

Главный метод исследования сновидений - метод свободного ассоциирования . При анализе сновидений Фрейд считает необходимым соблюдать три основных правила.

1. Не следует обращать внимание на внешнее содержание сновидения независимо от того, понятно оно больному или же кажется абсурдным , ясным или путаным, так как оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному.

2. Сновидения следует разбивать на элементы ,- каждый из которых исследуется в отдельности. При этом пациента просят «объяснять» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, то есть свободно ассоциировать.

«Если я прошу кого-то сказать, - пишет Фрейд, - что ему пришло в голову по поводу определенного элемента сновидения, то я требую от него, чтобы он отдался свободной ассоциации, придерживаясь исходного представления». Действительно, получается нечто, подобное «ассоциативному эксперименту», с той лишь разницей, что в сновидении «слово-раздражитель» заменено чем-то, что само исходит из душевной жизни видевшего сон, из неизвестных ему источников, то есть из того, что само может быть «производным от комплексов».

Таким образом, задача аналитика в данном случае сводится к тому, чтобы при помощи свободного ассоциирования с каждым отдельным элементом сновидения вызвать ряд других - «заменяющих» - представлений, которые дают возможность расшифровать скрытый смысл сновидений. Вскрывать бессознательное пациента, вызывать «заменяющее» представление каждого элемента сна врач должен, не раздумывая над скрытым их содержанием и над тем, подходят ли они или отклоняются в этом смысле от самого сновидения.

3. При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное не возникнет само» .

При анализе сновидения аналитик наталкивается на сопротивление, особенно когда речь идет о вещах, с точки зрения пациента малозначительных, не относящихся к делу, или о предметах, о коих говорить неприлично. Фрейд считает, что как раз те мысли, которые пациент обычно пытается подавить, оказываются наиболее важными, наиболее значимыми для раскрытия содержания бессознательного. «Мы постоянно наталкиваемся на сопротивление, - пишет Фрейд, - когда хотим от заместителя, являющегося элементом сновидения, проникнуть в его скрытое, бессознательное. Таким образом, мы можем предположить, что за заместителем скрывается что-то значительное. Иначе к чему все препятствия, стремящиеся сохранить скрываемое? Если ребенок не хочет открыть руку, чтобы показать, что в ней, значит, там что-то, что ему не разрешается иметь».

Из сказанного следует еще одно условие, которое непременно следует разъяснить анализируемому: не замалчивать ни одной из пришедших ему в голову мыслей, даже если они не соответствуют здравому смыслу и его понятиям о приличии.

Ключом к расшифровыванию скрытого смысла сновидений Фрейд считал символы , по его мнению, глубоко уходящие своими корнями в мифологию, антропологию, языкознание и имеющие свои «устоявшиеся переводы», то есть в какой-то степени унифицированные и пригодные для расшифровки любых сновидений у разных людей. Символика сновидений у Фрейда носит почти всегда сексуальную окраску. Дома с совершенно гладкими стенами подразумевают мужчин; дома со свисающими выступами и балконами, за которые можно держаться, - женщин. Все длинные и торчащие вверх предметы, такие, например, как палки, зонты, шесты, деревья, обозначают мужской половой член.

«Женские половые органы, - утверждает Фрейд, - изображаются символически при помощи всех предметов, обладающих свойством ограничивать полое пространство, что-то принять в себя, то есть при помощи шахт, щелей, пещер, сосудов и бутылок, коробок, табакерок, чемоданов, ящиков, карманов и т. д. Судно также относится к их разряду. Многие символы имеют большее отношение к матке, чем к гениталиям женщины, таковы шкафы, печи и, прежде всего, комната. Символика комнаты соприкасается с символикой двери, и ворота становятся символом полового отверстия».

Подобная пансексуальная символика сновидений вызвала несогласие и аргументированную критику даже самых близких учеников Фрейда - А. Адлера и К. Юнга. Выраженная пансексуальная интерпретация сновидений, отмечают В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донской, заслуживает критического к себе отношения, но это не снижает роли Фрейда в исследовании механизмов сновидений, а главное - ни в коей мере не умаляет значения разработанного им метода анализа сновидений как составной части психоанализа.

Да, потому что у многих людей во сне может повторяться какая-либо главная тема или идея, желание, которое их волнует, исходя из этой информации можно уже делать некоторые выводы о психологическом состоянии человека.

По своему опыту могу предположить, что сны, скорее всего, являются сильнейшей сублимацией характера и личного жизненного опыта сновидца. При этом, если вы попытаетесь толковать какой-либо яркий сон, используя достаточное количество воображения, то придете к выводу, что в нем говорится о сам разных и полностью противоречивых ваших переживаниях. Например, один и тот же сон может говорить о желательности и одновременно не желательности какого-либо события. Желание, увиденное во сне и выявленное в результате анализа, может видеться человеку уже исполнившемся и одновременно еще только предстоящим к исполнению и даже неисполнимым вовсе. Виденное во сне, иногда, стоит воспринимать с противоположным знаком.

Вряд ли, кто-то понимал эту запутанность, присущую снам, лучше Фрейда. Хотя, можно возразить, что Фрейд работал только с больными невротиками, снам которых, противоречие должно быть присуще по определению. Но невроз не является какой-то тяжелой болезнью, вроде шизофрении, предрасположенность к невротическому противоречию есть у каждого человека, который сомневается в чем-либо. Невроз - это патологическое сомнение, приводящее к неуверенности.

Сны здоровых людей, тем не менее, никогда не могут выражать лишь одно желание и одну мысль, напротив, благодаря тому, что во сне человек практически не должен анализировать сигналы, приходящие с органов чувств, мозг спящего получает возможность припоминать самые отдаленные события и выстраивать самые замысловатые умственные конструкции, поэтому во сне могут совершаться даже открытия. Типичный сон - это клубок самых разнообразных мыслей, впечатлений, воспоминаний, идей и желаний. Переплетение это настолько велико, что неизвестно способен ли вообще какой-либо человек проанализировать свой сон полностью, припомнив все его элементы и связанные с ними мысли. Несмотря на это, во сне часто бывает главная тема, которая сразу же бросается в глаза.

Лучше браться за анализ сна сразу после пробуждения. А еще лучше делать это в полусознательном состоянии или даже в процессе осознанного сна. Фрейд говорил, что именно внутренняя критика мешает нам понять смысл сна, а в бессознательном состоянии функция критического анализа (которая может мешать при трактовке сновидения) практически отсутствует. В этом состоянии человек оказывается крайне внушаем - ему могут сниться самые невероятные события и существа, но он практически никогда не задаст себе вопрос о том возможно ли это.

В традиции лечения души сновидениям всегда уделялось большое внимание. Классическим примером являются хра­мы Асклепия, в которых больной мог увидеть исцеляющие сны. В основе психотерапии Юнга лежит его вера в исцеляю­щие возможности психики, поэтому в сновидении мы можем увидеть скрытые движения души, следуя которым удается помочь клиенту как в разрешении его текущих проблем, так и в индивидуации. Начиная работать со сновидениями, Юнг предлагал забыть все наши теории, чтобы избежать редукци­онизма, не только фрейдистского, но и любого другого. Он считал, что даже если кто-либо обладает большим опытом в данной области, то ему все же необходимо - всегда и неиз­менно - перед каждым сновидением признаться самому себе в своем полном неведении и настраиваться на нечто совер­шенно неожиданное, отвергнув все предвзятые мнения. Каждое сновидение, каждый его образ является самостоятельным символом, нуждающимся в глубокой рефлексии. В этом от­личие от подхода Фрейда. Юнг считал, что Фрейд использует символы сновидения как знаки уже известного, то есть за­шифрованные знаки желаний, вытесненных в бессознатель­ное. (Э. Самуэльс, отмечая, что современный психоанализ далеко отошел от идей Фрейда об обманном характере сно­видений, ссылается на Райкрофта, который в своей книге «Невинность сновидений» утверждает, что символизация - это естественная общая способность сознания, а не метод сокрытия неприемлемых желаний.) В сложной символике сновидения или серии сновидений Юнг предлагал увидеть собственную лечебную линию психики.

Рассмотрим первое сновидение в анализе клиентки К., 40 лет, жаловавшейся на депрессивные состояния.

Я стою в комнате. К самому подоконнику подступает море, но это непрозрачная вода. Она мутная и белая, как состоящая из белка. Пол в комнате наклонный, и меня начинает тянуть к окну, за которым море. Я хватаюсь за железную кровать, чтобы удержаться, но это не помогает. Заходит женщина и закрывает окно. Опасность пропадает. Потом я оказываюсь на улице с человеком в черном. Я захожу в магазин и вижу духи. Они из того же белка, что и море. В сопроводительной бумаге объяс­няется, что это очень целебные духи, так как изготовлены из костей, которые долго гнили в болоте. Я хочу их купить, но все мои деньги у человека в черном. Я выхожу на улицу и вижу его. Он уже купил мне два флакона по цене одного. Я засыпаю довольная, что у меня на тумбочке стоит флакон с этими духами.

Если рассматривать это сновидение с телеологической по­зиции, то есть отвечать на вопрос, для чего приснилось это сно­видение (вместо почему), то можно увидеть метафору исцеле­ния, лежащую на поверхности этого сновидения: как превратить опасный контакт с морем в гомеопатический кон­такт с духами. Само сновидение подчеркивает значение четких рамок сеанса как возможности для глубокого, но безопасного контакта с энергиями моря. Первое появившееся в анализе сновидение может быть ключом к дальнейшей работе анали­тика, показывая то, что хочет бессознательное клиента от ана­литика, возможно, даже указывая на цель и стиль индивиду­ального анализа.


Обобщая свой эмпирический материал, Юнг предположил, что сновидение служит процессу компенсации установки Эго. «Компенсация есть сличение и сравнивание различных точек зрения, благодаря чему возникает выравнивание и исправле­ние». Разглядеть эту компенсаторную установку бессознатель­ного в сновидении очень важно для психотерапевта, так как эта компенсация проявляется и в невротических, и в психосо­матических симптомах. Так, в Тэвистокских лекциях Юнг при­водит случай сорокалетнего директора школы, жившего на равнине и обратившегося за помощью из-за невротических симптомов горной болезни. Его сновидения, как и симптомы, компенсировали его отрыв от корней и тщеславные устремле­ния. Именно благодаря этому компенсаторному поведению анализ сновидений позволяет сделать доступным и уяснить новые точки зрения, он открывает новые пути, которые помо­гают преодолеть устрашающий застой и вывести из него. Юнг выделяет два типа компенсации. Первый наблюдается в отдель­ных сновидениях и компенсирует текущие односторонние установки Эго, направляя его к всеобъемлющему пониманию. Второй тип можно заметить только в большой серии сновиде­ний, в которой одноразовые компенсации организуются в це­ленаправленный процесс индивидуации. Для понимания ком­пенсации необходимо иметь представление о сознательной установке сновидца, личном контексте каждого образа снови­дения. Для понимания процесса индивидуации, лежащего в основе компенсации, по мнению Юнга, необходимо также обладать познанием в области мифологии и фольклора, зна­нием психологии примитивных народов и сравнительной истории религий. Отсюда следует два основных метода: циркулярное ассоциирование и амплификация, подробно рас­сматривавшиеся в предыдущих разделах. Очевидно, что в об­суждаемом сновидении мы не можем ограничиться только ас­социациями. Древность костей и океана за окном адресует нас к двухмиллионнолетнему человеку, о котором говорил Юнг (Jung, 1980, р. 100):

«Мы вместе с пациентом обращаемся к двухмиллионнолетнему человеку, который есть в каждом из нас. В современном анализе наши трудности по большей части возникают в результате по­тери контакта с нашими инстинктами, с древней незабытой мудростью, хранящейся в нас. А когда мы устанавливаем кон­такт с этим старым человеком в нас? В наших сновидениях».

Примером классической амплификации образа духов во флаконе будет обращение к сюжету о духе в бутылке. Соглас­но алхимическому варианту сюжета, к которому обращается Юнг, в сосуде находится дух Меркурий. Загнав духа назад в бутылку хитростью, герой договаривается с духом, и тот за свое освобождение дарит волшебный платок, превращающий все в серебро. Превратив свой топор в серебряный, юноша продает его и на вырученные деньги заканчивает свое обра­зование, став впоследствии известным доктором-фармацев­том. В своем неукрощенном обличий Меркурий предстает духом кровожадной страсти, ядом. Но водворенный назад в бутылку, в своей просветленной форме, облагороженный рефлексией, он способен превращать простое железо в дра­гоценный металл, он становится лекарством. Амплификация позволяет сновидцу изменить исключительно личное и ин­дивидуалистическое отношение к образам сновидения. Она придает особое значение скорее метафорическому, нежели буквальному толкованию содержаний сна и подготавливает сновидца к акту выбора.

В обсуждаемом сновидении можно обратиться к удержанию (контейнированию) и материнской поддержке - метафоре, де­тально разработанной в психоанализе. Эта метафора через со­временный язык психоаналитической культуры адресует к веч­ным образам материнской заботы. Тогда методически на первом этапе анализ будет строиться как удерживание сильных подав­ляющих содержаний бессознательного в рамках сеанса и пре­вращение их в человечески приемлемые с помощью мягких проясняющих интерпретаций. В работе со снами происходит, по мнению Боснака (Боснак, 1992, с. 17), нечто подобное сюжету сказки о Меркурии.

«В сновидениях выплывают страстные желания и смертонос­ные импульсы. Мы даем этим образам развиться, словно потвор­ствуя этим страстям, но в последний момент мы сковываем те­невые стороны Меркурия рефлексией. Таким образом, мы целиком переживаем образ, но не даем ему реализоваться».

В современной аналитической психологии существуют два других подхода (отличных как от теории исполнения жела­ний Фрейда, так и от теории компенсации Юнга) к понима­нию сновидений и методов работы с ними. В основе обоих подходов лежит отношение к роли Эго-комплекса в снови­дении.

Первый подход предложен Гансом Дикманом, основателем института К. Г. Юнга в Берлине. По его мнению, Эго сна пытается сохранить непрерывность Эго-комплекса в сновидении, большинство процессов изменения в аналитической работе впервые происходят через Эго сна, через которое они позже бо­лее легко переходят в область сознательных изменений. Так, способность Эго К. удерживать контакт с морем на уровне ду­хов вначале проявляется в сновидении и лишь затем на анали­тических сеансах и в жизни.

Дикман по-новому обосновывает правило Юнга о необхо­димости интерпретаций вначале на объективном и лишь затем на субъективном уровне (Дикман, 1997, с. 48).

«Если в начале аналитической терапии фигуры (кроме Эго сна) и символы из сновидений рассматривать как объекты и если концентрироваться на Эго сна и подчеркивать непрерывность Эго-комплекса, то тем самым обеспечивается большая степень безопасности для путешествий пациента в своем внутреннем мире, который до настоящего времени был для него таким не­понятным и неизвестным. Это тем более важно, что, насколько известно, практически каждый пациент, консультирующийся у нас, страдает от какой-либо слабости Эго».

В рамках аналитического процесса под защитой переноса и контрпереноса произойдет прямое ослабление структуры Эго. Эго-комплекс сможет оставить защитные механизмы и шире развить те функции, которые были повреждены и блокированы в неврозе, сможет направлять контролирующие и организаци­онные структуры, сможет смягчить границы Эго и допустить новые экспериментальные содержания.

Дикман считает, что при интерпретации и проработке сно­видений больший акцент следует делать на Эго сна и что Эго сна следует поместить в центр процесса развития и созревания индивидуальности. То, что Эго не может делать в сновидении, оно не может делать в состоянии бодрствования, и до тех пор, пока оно во снах избегает определенного содержания, для него будет слишком трудно интегрировать эти переживания.

Конечно, необходимым условием для проработки такого типа изменений в Эго-комплексе с методической точки зрения является наблюдение серии сновидений. Существуют конкретные сигналы, говорящие аналитику, чтобы он не упустил из виду те сновидения, которые свидетельствуют о яв­ных переменах в способах восприятия и поведении Эго сна. Во-первых, сновидец часто замечает их и придает им особое значе­ние, считая их важными, живыми, яркими и т. д., даже если они не содержат архетипического материала. Во-вторых, аналити­ки должны быть натренированы замечать эти процессы. Так, в серии сновидений клиентки Д. ключевым было сновидение о сражении с карликом. В процессе этой борьбы, в которой ей помогало то, что рядом находится ее муж, она смогла справить­ся с нападавшим карликом и связать его, после чего он транс­формировался в безопасную фигуру. До этого на первом этапе анализа доминировали сновидения с огромной преследующей мужской фигурой, наводившей такой сильный страх, что она застывала, не могла бежать и в ужасе просыпалась. После этого ключевого сновидения изменилась позиция Эго во сне и наяву. Клиентка Д. стала проявлять свою агрессию, прямо нападая на аналитика, что дало возможность постепенно рефлексировать сильные деструктивные и эротические энергии и постепенно справляться с ними, одновременно расширяя представления о себе. Этот пример подкрепляет идею Ламберта (предлагавше­го рассматривать проявления защитных механизмов в сновиде­нии) о том, что угрожающие фигуры могут быть проявлениями проецируемого гнева сновидца.

Однако, обосновывая значимость объективного уровня ин­терпретаций, Дикман одновременно возражает против ригид­ного использования правила: не обращаться к субъективному уровню до тех пор, пока не исчерпаны объективные ассоциа­ции (там же).

«Акцент на субъективном уровне интерпретации в терапевти­ческом процессе, как мне кажется, всегда важен, когда речь идет о периоде воссоединения с Самостью и о достижении изначаль­ной целостности... это приводит к усилению функций Эго, что делает возможным отказаться от механизмов защиты, сделать границы проницаемыми и испытать связь с Самостью».

Второй подход, обогащающий методологию работы со сно­видениями, предложен Джеймсом Хиллманом, автором архетипической психологии. В отличие от Дикмана, предлагающе­го поставить в центр анализа Эго сна, Хиллман считает, что Эго также является образом, не единственным, не наиболее важным, а просто одним из множества других, равных по важ­ности. Когда Эго появляется как образ в сновидениях или при активном воображении, оно откровенно, даже самонадеянно, полагает, что именно оно есть целая психика (или как мини­мум ее центр), тогда как на самом деле оно является только ее частью. Продемонстрировать относительность всех образов в результате анализа означает усмирить (но не унизить) Эго. Это служит цели разоблачения самомнения и предубеждения Эго. С данной точки зрения задачей анализа является не ин­теграция психики (через компенсацию сознания с помощью бессознательного и индивидуацию Эго в отношении Самости), а релятивизация Эго (через дифференциацию воображения). Субъект наивно предполагает, что все образы принадлежат ему, потому что они на первый взгляд в нем и возникают. По Хиллману, однако, эти образы приходят в субъект и проходят че­рез него из воображения - из того, что он называет «mundus imaginalis» («мир образов» - лат.), транссубъективного изме­рения воображения. На уровне методологии работы со снови­дениями он предлагает отказаться от любых интерпретаций, то есть отказаться от герменевтического подхода. Согласно Хиллману (Hillman, 1983), герменевтика неизбежно приводит к редукционизму. Он определяет интерпретацию как концеп­туализацию воображения. То есть интерпретация влечет за со­бой редукцию частных образов к общим концептам (напри­мер, редукцию конкретного образа женщины в сновидении к абстрактной концепции Анимы). Например, в отличие от Юнга, который говорит: «Вода является наиболее общим сим­волом бессознательного», Хиллман выступает против интер­претации «скоплений воды в сновидениях, например в виде ванн, плавательных бассейнов, океанов, как "бессознатель­ного"» (Hillman, 1983, р. 54). Он побуждает индивидов заняться феноменологически «сортом воды в сновидении», то есть спе­цификой конкретных образов. Герменевтическая психология редуцирует многие воды, различные конкретные образы (ван­ны, плавательные бассейны, океаны) к единой «воде», а затем к абстрактному концепту - «бессознательному». Образная пси­хология ценит частность всех образов выше обобщенности лю­бого концепта. Воды в сновидениях или активном воображе­нии могут быть столь же различными, как реки по сравнению с лужами. Эти воды могут быть глубокими или мелкими, про­зрачными или темными, чистыми или грязными, они могут течь или стоять на месте, они могут испаряться, конденсиро­ваться, выпадать в виде осадков, они могут быть жидкими, твердыми или газообразными. Описательные качества, кото­рые им присущи, столь невероятно разнообразны, что потен­циально бесконечны так же, как и метафорические подтексты. В соответствии с таким подходом аналитик предлагает сконцентрироваться на каждом образе сновидения, постепенно формируя в анализируемом образную, метафорическую чув­ствительность. Так, в обсуждаемом сновидении концентрация на образе белкового моря может привести нас к метафоре соляриса.

Индивидуальность подхода и целебность анализа будут определяться тем, насколько аналитик сможет выдержать на­пряжение индивидуальной метафоры, насколько сможет быть носителем одновременно нескольких необходимых для кли­ента проекций образов сновидения (женской, материнской фигуры, вовремя закрывающей окно, мужской фигуры, при­носящей флакон), тем, насколько кости изученных им теорий стали белковым морем, в котором могут рождаться необходи­мые для души образы. В этом солярисе могут всплывать любые фигуры и объекты, бессознательно значимые сейчас для ана­лизируемого. Но этот процесс, безусловно, двусторонний, по­этому анализируемый - это солярис для аналитика. В соляри­се души анализируемого всплывают значимые для аналитика образы. Разговор аналитика с этими образами, их персонализация оживляют застывшую поверхность привычной односто­ронней саморефлексии, анимизирует анализируемого. То, что казалось застывшим объективированным и безгласным, ста­новится текучим и живым, как море. Однако в этом поэтичес­ком интерактивном поле важно не потерять связь с реальнос­тью. Способность к воображению и метафоризация тесно связаны с силой Эго. По мнению Плаута, когерентное центральное Эго должно установиться для того, чтобы пропускать, ассимилируя, поток содержаний из внутреннего во внешний мир. Тогда истинное воображение расцветет в противовес от­носительно пассивному фантазированию, при котором мен­тальное содержание не принадлежит человеку, но просто при­ходит к нему. Эта пассивность - форма умопомешательства, которое возникает вследствие дефекта Эго-сознания, вызван­ного отсутствием ощущения содержания в материнском окру­жении. Содействуя развитию Эго-сознания, аналитик, по мне­нию того же Плаута, играет роль, аналогичную роли матери. Он обеспечивает окружение (сеттинг), которое может содер­жать возбуждающие переживания и дать им возможность быть ощутимыми и разделенными, а также помогает найти и раз­вить образную систему, которая, будучи выражена словами, становится связанной с сознательной частью Эго. Эту после­днюю функцию можно рассматривать как передачу пациенту части Эго.

Модель Плаута согласуется с моделью, предложенной Дикманом, и моделью Боснака, ученика Д. Хиллмана. По Боснаку, аналитик, концентрируясь на образах, предложенных вообра­жением клиента, заражается и заболевает этими образами, опи­раясь на силу своей Самости.

Если практика интересуют единичные переживания осознанного сновидения, то простого изучения данного учебника и прочих материалов может быть вполне достаточно. Но если человек хочет добиться наибольших результатов, то ему не обойтись без включения своей собственной головы.

До тех пор, пока все вопросы решаются поиском ответов в различных источниках информации, никакого реального прогресса ожидать не стоит. Многие вещи никто описать и изъяснить не может. Всегда масса моментов остается на личное усмотрение и понимание. Найти все ответы просто невозможно. Мало того, это очень сильно тормозит прогресс, ведь ученику-практику приходится отвлекаться на утомительное чтение или разговоры.

А ведь другие могут заблуждаться. Ни в коем случае не должно быть никаких авторитетов и недостижимых идеалов. Ко всему и всем нужно относиться изначально скептически. Поэтому нужно чаще включать собственное мышление, чтобы решить какой-то вопрос, чем пытаться найти ответ где-либо. Учитывая тот фактор, что данный учебник содержит все самые главные темы и вопросы, то его вполне достаточно для развития самостоятельного анализа.

К примеру, если практик столкнулся в техниках осознанного сновидения или уже внутри нее с каким-то непонятным явлением или проблемой, в первую очередь, он должен самостоятельно попытаться понять причину их возникновения. И так нужно делать каждый раз. Надеяться нужно только на себя. Если всегда искать ответы вне собственного разума, то есть вероятность наткнуться на ложное мнение и принять его на вооружение.

Этот вопрос не затрагивался бы в этой книге, если бы не был настолько актуален. Многие упорно не хотят анализировать свои удачи и неудачи, а вместо этого открывают самые разные книги, часто противоречащие друг другу, и извлекают оттуда информацию, которую даже не удосуживаются проверить. Заканчивается все это обычно ничем, кроме как дальнейшими умножающимися заблуждениями.

Шкала анализа и поиска ошибок при различных методах входа в осознанное сновидение и нахождения в ней

Непрямой метод

Метод осознания во сне

Прямой метод

Добиться попытки на пробуждении

Добиться сильного намерения

Добиться провалов сознания

Добиться проявления любой техники, перебирая их

(уже осознанный сон!!!)

Добиться засыпания

Добиться глубокого провала сознания

(уже осознанный сон!!!)

Добиться разделения

Добиться осознания в процессе сновидения (уже осознанный сон!!!)

Добиться разделения

Добиться углубления осознанного сновидения

Добиться осуществления плана действий

Добиться долгого удержания осознанного сновидения

Добиться повторного выхода из тела

При проблемах со входом в осознанное сновидение или ее контролем, нужно по шкале определять пропущенные или не преодоленные шаги.

Все образы наших сновидений имеют под собой вполне реальные источники, которые относятся не только к внешней реальности, а в большей степени - к внут...

Анализ снов

Анализируя свое сновидение, используйте различные теоретические подходы и выбирайте такой, который наиболее подходит к вашему случаю. Рассматривая свое сновидение с разных точек зрения, необходимо понимать, что ни один взгляд не может быть абсолютно неверным. Попробуйте истолковать его различными способами. Каким бы методом вы ни пользовались, понять смысл сновидения должен тот человек, которому оно приснилось. Большинство людей думают, что прежде всего, необходимо понять значение сна. Однако это не так. Очень важно понять, что целью анализа является снятие внутренних напряжений, которые подсознание демонстрирует в сновидении. Опытный интерпретатор снов может и без ассоциаций человека понять значение сновидения. Но он не знает, что эти чувства значат для сновидца.

Самое главное при анализе снов - выяснить, какие чувства скрываются за сюжетом и как они связаны с прошлыми и нынешними чувствами. Только при этом условии анализ сновидения поможет снять внутренние напряжения. Кроме этого он должен помочь выяснить, как чувства, выраженные в сновидении, связаны с другими эмоциями человека. Основной задачей сновидений является показать эти чувства в картинках. Прежде всего, при анализе сновидений необходимо помнить, что только вы являетесь «автором сценария». И поэтому можете сделать со всеми персонажами сновидений все что хотите.

В большинстве случаев сон показывает наше настоящее или возможные варианты будущего. Хотя в некоторых случаях один и тот же сон может показывать как настоящее, так и будущее одновременно. Психоаналитики различают сюжет сна и то, что за ним скрывается, - его истинное содержание. Анализ сновидений подтверждает важность родителей или близких людей, всех, кто оказывает влияние на процесс формирования внутреннего «Я» ребенка и событий, нанесших душевную травму. Специалистами по психологии было обнаружено, что проблема человека не обязательно представлена в сновидении конкретно. Ее могут заменить другие образы, и если во сне она решается успешно, то это помогает освободиться от психологического дискомфорта. Психотерапевты предлагают не бороться с неразрешимой ситуацией, а обратить свое внимание на другие сферы жизни и попытаться в них себя реализовать. В таких случаях конфликт теряет свою остроту.

Очень важными деталями для анализа снов служат те предметы, которые чем-то отличаются от реальных и обращают на себя ваше внимание. Изучая собственные сны, вы со временем станете настоящим специалистом в их трактовке. Анализ снов помогает усвоить жизненные уроки, необходимые для формирования новых взглядов, привычек. Он помогает укрепить связь между сознанием и подсознанием, так необходимую для развития личности. Анализируя свои сновидения, мы обнаруживаем начинающиеся конфликты и находим возможности их решения.

Теперь перейдем непосредственно к сновидениям и анализу снов. Для этого необязательно прибегать к помощи специалистов - психоаналитиков или психотерапевтов. Кто лучше вас самих знает события, происходящие в вашей жизни, и то, о чем вы думаете? А ведь все это отражается во сне. Просто придерживайтесь некоторых правил.

Вы должны:

Записать или пересказать сон.
Выделить основную мысль.
Выписать значения символов.
Понять, какие эмоции и чувства они выражают.
Добавить свои ассоциации и мысли по поводу того, что вы увидели во сне.

Анализируя сновидение, можно представить себе невидимого собеседника, который вам помогает. Он задает вопросы, обращает внимание на образы, увиденные вами. Выясните для себя, как элементы сна связаны между собой.

Рассматривая сновидения как пьесу, постарайтесь понять, какие ваши чувства или жизненные ситуации они показывают. Образы людей и предметов во сне отображают ваш характер. Ваше отношение к ним показывает отношение к себе, своим внутренним переживаниям. Очень часто бывает, что мы видим во сне человека, который напоминает нам кого-то другого. Предположим, вы видите своего начальника и в то же время - это ваш отец. Значит, ваши отношения к отцу и начальнику похожи. Если вы боялись отца, то и начальника вы побаиваетесь; относились к отцу с уважением, следовательно, и к начальнику относитесь так же.

Осознав свои эмоции, вы сможете лучше их контролировать, выработать такие черты характера, которые помогут справиться с любой проблемой. Ведь любая наша эмоция возникает не на «пустой почве». Она всегда является реакцией на внутреннее состояние или на внешние события нашей жизни. Ведь жизнь дает нам ровно столько, сколько мы можем осознать и воспринять. В ней воплощается только то, во что мы верим, признаем мы это или нет. Просто мы не всегда знаем собственные мысли и веру. Анализируя свои сновидения, мы изучаем сами себя. Наши сны можно назвать письмами самим к себе. Анализ сновидений помогает выяснить эмоциональные отношения и чувства, испытанные нами в прошлом, и то, какое влияние они оказывают на нас в данный момент. Свяжите свой сон с повседневной жизнью. Что вас более всего волнует в ней, то же вы увидите и во сне, только в виде символов.

Задайте себе такие вопросы:

Где происходит сон?
Что вы в нем делаете?
Делаете ли вы то, что хотите, или же подчиняетесь чужой воле?
Какая обстановка вас окружает и какие чувства она вызывает?
Были ли вы когда-нибудь в такой обстановке, и если да, то что вы при этом испытывали?
Есть ли еще в вашем сновидении люди? Что они делают?
Как вы к ним относитесь?
Какие черты характера они могут показывать?

Ответив на эти вопросы и обобщив всю полученную информацию, вы сможете понять смысл своего сновидения, также вы определите, какие события вызывают у вас бурные и отрицательные эмоции. Для примера рассмотрим сон, одной молодой девушкой: «Я иду домой по тропинке через лес. Чтобы быстрее идти, снимаю туфли и бегу. На тропинке попадаются ямы, болотистые места, мусор. Через все это мне приходится перепрыгивать, и я думаю, что зря сняла туфли. Наконец я вижу свой дом, но войти в него не могу, так как вижу, что возле двери стоит бомж. Мне хочется избежать встречи с ним. Я обхожу дом, чтобы войти в него с другой стороны, но там опять стоит бомж». Рассматривая сновидения как пьесу, постарайтесь понять, какие ваши чувства они показывают.

Выпишем основные мысли этого сновидения: «Я иду домой. Думаю, что зря сняла туфли. Мне хочется избежать встречи». Теперь выпишем символы и их значения, которые встречаются во сне.

Дом - внутренний мир.
Тропинка - ход мыслей.
Лес - связь с подсознанием.
Туфли - жизненная позиция.
Снимать обувь - оставлять прошлое позади.
Бежать к кому-то или чему-то - озабоченность.
Яма - опасность.
Болотистые места - сомнения.
Мусор - ссора.
Прыгать - рисковать.
Дверь - чувства или отношения.
Бомж - нерешительность в принятии решения.

Итак, проанализируем этот сон. Уже из основных мыслей понятно, что девушка старается успокоиться, ей хочется избавиться от своих сомнений, тревог, которые ее пугают. Она подсознательно начинает понимать, что ссора, которая произошла между ней и молодым человеком, представляет опасность для их отношений. И девушка сожалеет о том, что они поссорились, понимая, что может потерять своего друга. Она пытается преодолеть свои сомнения и, предпринимая иногда рискованные действия, никак не может решить, что же ей делать. В своем внутреннем мире девушка не может найти покой. Ключевой фразой для анализа этого сновидения стала: «Я думаю, что зря сняла туфли».

Сны женщин

Перед началом толкования сна необходимо вспомнить его содержание, сконцентрироваться, мысленно, как бы, возвратиться в свой сон, прожить его еще раз, обращая внимание на каждые мелочи, и составлять при этом последовательную цепочку событий сна. Желательно ничего не пропускать - все важно. Затем, когда общая картина ясна, переходите к толкованию сна. Выделяйте самые запоминающиеся моменты, и при помощи сонника узнавайте определение тех или иных событий. Растолковав отдельные моменты сна, попытайтесь собрать их в одно целое - толкование всего сна. Вот несколько примеров толкований женских снов:

1. «Я с ребенком спускаюсь вниз по лестнице. Ребенок теряет обувь. И я думаю, что ему холодно. Затем я в каком-то доме. И знаю, что там я нежеланная гостья. Я захожу в ванную и вижу, что ванна полна мыльной воды, похожей на кашу. Я начинаю умываться». Эта женщина чувствует себя после развода одинокой и ненужной. Она пытается понять, зачем ее бывший муж «заварил эту кашу», хочет знать, как же ей жить дальше. Умываться - прояснять ситуацию.
2. Женщине снится, что она в парикмахерской делает прическу. К ней подходят две женщины и хотят дотронуться до ее волос. Это ее очень пугает. Этот сон свидетельствует о том, что у женщины появились новые мысли, пугающие ее. Когда об этом ей сказали, она очень удивилась и спросила: «Откуда вы это знаете? Парикмахерская - это изменение своих позиций, а волосы - это символ мыслей.
3. «Ко мне приходит женщина и просит помочь ей деньгами и одеждой. Я отвечаю, что деньги я могу дать, а одежду нет». К женщине действительно обратились за помощью. Деньги она этому человеку заняла. А одежда здесь символизирует его отношение к себе. И изменить его она не может. Это может сделать только сам этот человек.
4. «Я с подругой прихожу к себе домой. Мы заходим в кухню, а там ремонт. Я чувствую себя от этого неловко. Затем я иду по улице и по дороге покупаю куклу, чтобы подарить ее младшей сестре». Этот сон показывает внутренние перемены, которые беспокоят девушку. Она начинает осознавать, что она выросла и с детством пора расстаться. Ремонт - это переоценка ценностей, а игрушка символизирует детство.
5. «Я в своей квартире и, куда бы ни заглянула, везде нахожу своего ребенка. Вдруг я вижу, что на одежде ребенка нарисована пентаграмма. Я думаю, что это знак дьявола. Это меня очень пугает». Из этого сна видно, что молодая мать полностью поглощена заботами с ребенке. А мысли и желания пойти, предположим, погулять с подругами она считает запретными. Квартира - это внутренний мир, а дьявол символизирует запрет.
Сны мужчин
1. «Я рисую кошку и собаку, которые вдруг оживают. Я хочу помочь кошке выбраться из бумаги, а она говорит: "Не надо. Я сама"». Этот сон отражает семейные отношения. Мужчина хочет помочь своей жене, но она отвергает его помощь. Рисовать - это то, что мы создаем. Этот человек создал семью и предан ей, о чем свидетельствует образ собаки. Кошка в этом сне символизирует его желание заботиться о ком-нибудь, в данном случае - о жене.
2. «Я вижу автомобиль, который подъезжает к дому моей девушки. Из него выходят она с подругой. Вдруг машина взрывается, и девушки оказываются в больнице. Я прихожу к ним в палату и дарю своей девушке букет белых роз, а ее подруге - черные розы». Юноша предчувствует, что он и его девушка расстанутся, так как их отношения «больны», то есть они все время ссорятся, хотя он любит ее. Дарить цветы - символ любви и нежности, а черные розы означают разлуку.
3. «Я захожу в кухню и вижу там стоящие гробы. Моя мать говорит, что это отец получил зарплату. Я начинаю искать свой гроб и думаю, что еще, пожалуй, рановато». Этот сон приснился мужчине, когда он перешел с одной работы на другую. Гроб - это окончание одного периода жизни и начало нового. Мужчина переживает, сможет ли он достаточно зарабатывать и содержать семью, так как на новой работе зарплата идет от выработки.
4. «Я стою на берегу моря и ловлю рыбу. Попалась очень большая рыба, я пытаюсь ее вытащить. В это время начинается наводнение, вода все прибывает, мои вещи уплывают». Этот человек переживает, как будет развиваться его дело, будет ли прибыль, не потеряет ли он свои деньги, вложенные в бизнес. Эмоции, которые его захлестывают, мешают ему. Наводнение - это тревога, рыба - прибыль, вода - эмоции.
5. «Я стою под обрывом. Вдруг на меня сверху прыгает женщина. Я ловлю ее. Затем мы оказываемся в старом покинутом городе, женщина исчезает. Я хочу выйти из города, но не могу найти дорогу и все время хожу по одним и тем же улицам». Этот мужчина был неоднократно женат, но для него полной неожиданностью является распад очередной семьи. Сон показывает, что он все время повторяет одни и те же ошибки в отношениях с женщинами. Покинутый город означает старомодную позицию в его отношении к семье, из-за чего и происходят разрывы.
Методы анализа снов
Метод усиления
состоит в сборе информации о каждом образе и действии сновидения. Для примера рассмотрим сон одной женщины. Предприятие, на котором она работала, обанкротилось, и ее в этом обвинили. Женщина считала, что она все сделала правильно, и крах предприятия произошел не по ее вине. «Я рассматриваю свои школьные фотографии, Я вдруг на одной из них я оживаю, мое лицо становится очень красным. Я смеюсь и не могу остановиться». Чтобы собрать как можно больше информации и лучше понять, о чем говорится в сновидении, усилим его, задав следующие вопросы: почему фотографии школьные, а не семейные или с сотрудниками? Почему фотография оживает? Что означает краснеющее лицо? Какие обстоятельства скрываются за этим сновидением? Школьные фотографии показывают, что женщина переживает такие же чувства, какие испытывала в школе, когда, по ее мнению, учителя относились к ней несправедливо. Сновидение отсылает ее в то далекое прошлое, показывая, что такие переживания очень сильно повлияли на формирование ее личности. Фотография оживает, потому что в ее жизни уже были подобные ощущения. Краснеющее лицо говорит об очень сильном волнении, которое она переживает в данный момент. Женщина никак не может перестать смеяться - это значит, что она не, избавилась от прошлых переживаний и напряжения. Таким образом, с помощью метода усиления можно понять» как мы используем свой жизненный опыт, и прояснить для себя, от каких эмоций и чувств нам надо освободиться.

Гештальт-терапия

Гештальт - определенное сочетание составных частей целого. Это как мозаика, где картинка складывается из различных кусочков. Когда частей не хватает, то трудно понять, что на ней изображено. В гештальт-терации предлагается не анализировать сновидение, а проигрывать каждый его образ. Например: "Я иду по коридору в большом здании. Вдруг мне навстречу идет большой слон. Я очень боюсь, что он меня раздавит, поворачиваюсь и бегу назад". В данном случае представим себя слоном и, говоря от его имени, попытаемся понять, какие чувства скрыты за его образом. "Я слон, иду по большому широкому коридору. Меня никто не сопровождает. Я очень большой, сильный и миролюбивый. Мне нужен настоящий друг. Навстречу мне идет женщина, мне хочется с ней пообщаться, но она убегает от меня". Таким образом, образ слона говорит о большом потенциале этой женщины. Однако она его не использует, так как боится перемен в своей жизни. Этим сном подсознание подсказывает: надо доработать над собой и избавиться от страха. Так проигрываются все символы сновидения, самое главное при этом - если символ существует в жизни, то надо описывать его таким, каким он был во сне, не переключаясь на реальный. В этом методе человек сам передает всю информацию о своем сновидении и чувствах. Гештальт-терапия подчеркивает необходимость для человека жить настоящим моментом, а не прошлым или будущим. А также осознать важность своих эмоциональных переживаний.

Психодрама

Метод, разработанный Якобом Леви Морено, в его основе лежит ролевая терапия. Он определил ее как исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры». Психодраматический подход используется во всем мире не только при работе со сновидениями, а и во многих других областях. Например, ее элементы можно увидеть в семейной терапии, педагогике, консультативной практике. Так как психодрама учит взаимопониманию, она очень хорошо подходит для работы в бизнес-тренингах и группах личностного роста. Ведь обмен ролями помогает лучше понять другого человека. При этом методе можно стремиться к максимальному реализму, а также, возможно, включить в него элементы комедии, лирической поэмы, эпической драмы и театра абсурда. В психодраме можно использовать мифы и сказки, где возможны волшебства и чудеса.

В начале 20-30-х годов XX века методы психодрамы начали распространяться в большинстве европейских стран и в США. С 90-х годов эти методы начали быстро развиваться и в странах Восточной Европы, в том числе в Украине. Якоб Морено писал: «Психодрама - метод, раскрывающий истину души в действии». Этот метод во многом близок к драме человеческого существования. Психодрама жизненна, ведь в ней разыгрываются человеческие страхи, надежды, боль, страсти. Человек, который хочет разобраться в ситуации, вызывающей у него затруднение» разыгрывает ее. При этом отображается не сама ситуация, а взгляд человека на данную проблему. С ее помощью можно легче пережить утраты и распрощаться с людьми и иллюзиями. Так как психодрама - это действие, то она помогает, человеку обрести новые навыки поведения, открывать в себе новые возможности. В ней используются не только умственные способности человека, но также эмоции и движения, что помогает практически решать внутренние проблемы более эффективно. С помощью психодрамы можно экспериментировать с различными всевозможными и невозможными вариантами будущего.

Когда человек стоит перед выбором, у него всегда есть возможность проиграть варианты развития событий. А это означает возможность справиться с внутренними страхами и стереотипами, разобраться со своими ценностями и убеждениями, но кроме этого лучше понять и чужие взгляды на жизнь. Сновидение разыгрывается группой людей, как пьеса в театре. Человек, видевший сон, исполняет главную роль. Остальные участники играют роли животных, предметов, людей, увиденных в сновидении. Возможности этого метода заключаются в том, что чувства воплощаются в персонажей и человек может посмотреть на них со стороны и исследовать свой внутренний мир. Так как психодраматический процесс происходит в пространстве и в действии, то человек попадает внутрь себя. Он видит свои чувства и ощущения, разговаривает с ними, может потрогать руками. Во время работы над сновидением человек также получает возможность увидеть свои проблемы глазами других людей, и все это помогает скорее избавиться от отрицательных и травмирующих чувств. Ведь все, что есть в душе человека, может быть разыграно на психодраматической сцене.

представляет собой очень простой способ работы со сновидениями. Когда во сне вас что-то пугает или не устраивает, необходимо представить свой сон и изменить его в своем воображении так, как вам хотелось.

В этом методе есть четыре этапа:

1. Понять во время сна, что он вас не удовлетворяет, так как в нем вы испытываете отрицательные эмоция.
2. Осознать, чем это вызвано, и какие моменты во сне характеризуют вас с отрицательной стороны (предположим, вы убегаете от кого-то, вместо того чтобы встретиться с этим человеком лицом к лицу).
3. Постараться прервать любой плохой сон.
4. Изменить сон так, чтобы вы чувствовали себя комфортно.

Групповая работа над снами

При работе таким методом группа может быть от двух до семи человек. Если группой не руководит профессиональный психотерапевт, то им может быть или выбранный группой постоянный человек, или же лидером становится каждый член группы на один день. Руководитель группы должен создать атмосферу безопасности и доверия между людьми, помочь выразить свои сокровенные чувства и мысли, а также принимать без предвзятости мнение других. Члены группы ее высказывают свое мнение о значениях образов, а задают вопросы, возникающие у них в связи с образами. Человек, видевший сон, рассказывает его. Желательно так, как будто видит его сейчас, то есть в настоящем времени. Слушатели должны помочь рассказчику полнее раскрыть образ сновидения, которым человек может не уделить должное внимание. Чем более пристальное внимание уделяется образу, тем полнее его можно раскрыть. Члены группы все вместе решают, какой образ проанализировать. Но если человек не хочет углубляться в тот или иной образ, настаивать не следует. Необходимо, чтобы все члены группы чувствовали себя комфортно. Каждый должен решать сам, насколько быть откровенным. Затем выбирается один из образов, и его анализируют.