И в этой статье вы сможете ознакомиться с одной его специфичной формой – синдромом Аспергера. Пациенты с истинным аутизмом отличаются от других людей дисгармоничным психическим и интеллектуальным развитием. Они как бы живут в своем мире, и эту их особенность можно выяснить только при общении с ними. При синдроме Аспергера у больного нет признаков умственной неполноценности. У пациентов с таким диагнозом наблюдается искажение восприятия, выражающееся не в форме галлюцинаций или иллюзий, склонность к ограничению в общении с социумом и дефицит коммуникаций.

Факты, приведенные в этой статье, помогут составить представление о данном отклонении в развитии, вы узнаете о том, чем опасен синдром Аспергера, как он проявляется у детей и взрослых, способах выявления и лечения данного расстройства.

В отличие от истинного аутизма синдром может выявляться только после 3-4 лет (обычно между 4-5 и 11 годами). Такая поздняя постановка диагноза связана с тем моментом, что до этого возраста у ребенка не возникает необходимости расширять круг своих контактов с социумом.

Немного истории

Дети с синдромом Аспергера не нуждаются в общении с окружающими, они живут в собственном мире.

В 1944 году австрийский психиатр и педиатр Ганс Аспергер описал группу детей 8-18 лет, которые отличались своей ограниченной эмпатией к сверстникам, неуклюжестью и отсутствием способностей к невербальной коммуникации. Рассматриваемое им расстройство было названо аутистической психопатией, а позднее в МКБ-10 появился иной термин – «шизоидное расстройство детского возраста». Впоследствии, в 1981 году, данное отклонение в развитии было названо в честь описавшего его доктора – «синдром Аспергера».

В ходе многолетних исследований австрийский психиатр смог выявить такие особенности непривычного развития наблюдаемых детей:

  • у них полностью отсутствует желание общаться с социумом;
  • дети не испытывают галлюцинаций или иллюзий, но живут в собственном мире;
  • мимика и речь пациентов бедна, ограничена и не дает возможности определить их эмоциональное состояние.

Ганс Аспергер изучал только поведенческие составляющие и не вникал в биологические, генетические и нейропсихологические аспекты данного синдрома. Выделенные доктором расстройства не подходили для определения недуга в «ранг» известного в те времена аутизма. Тогда такие дети становились «изгоями» и такое ограничение негативно сказывалось на их развитии и эмоциональном состоянии.

Именно эти факторы и привели к тому, что Аспергер назвал данное расстройство «аутистической психопатией» и выделил его как особую форму аутизма. Даже сейчас психологи и психиатры продолжают споры о том, что такое синдром Аспергера – специфическое неврологическое отклонение или форма аутизма? Повод для таких дебатов только один – у детей с данным расстройством не наблюдается отставание в интеллектуальном развитии.

При проведении теста для оценки умственных способностей детей с таким синдромом было зафиксировано, что более чем у 80 % тестируемых присутствуют впечатляющие интеллектуальные способности:

  • некоторые из них показывали невероятные способности к математике;
  • у других выявлялся идеальный слух, феноменальная память и т. п.

Ученые пришли к выводу, что большинство детей с синдромом Аспергера обладают незаурядными способностями. По наблюдениям специалистов это расстройство в 4 раза чаще выявляется у мальчиков.

Некоторые люди с этим синромом называют себя «аспи».

Ряд специалистов предполагает, что данное расстройство присутствовало у таких знаменитых людей:

  • Сократ;
  • Исаак Ньютон;
  • Чарльз Дарвин;
  • Энди Уорхол;
  • Альберт Эйнштейн;
  • Льюис Кэрролл;
  • Мари Кюри;
  • Джейн Остин.

Некоторые источники сообщают, что возможно, рассматриваемый синдром наблюдается у следующих наших современников:

  • Стивен Спилберг;
  • Дэн Акройд.

Чем опасен синдром

Все аспергерные аутисты, у которых синдром был выявлен вовремя и своевременно скорректирован, хорошо адаптируются в социуме и их физическое и психическое состояние никак не страдает. Некоторые «аспи» проявляют свои таланты и становятся непревзойденными мастерами в той или иной сфере. Как правило, они достигают высоких успехов в какой-либо монотонной или тонкой работе, в точных науках.

При отсутствии своевременной и правильной коррекции во взрослой жизни аспергерные аутисты могут столкнуться со следующими сложностями:

  • различные перемены в привычном ритме жизни могут приводить к депрессиям (в т. ч. тяжелым);
  • развитие фобических или навязчивых состояний;
  • подверженность к эксплуатации со стороны посторонних;
  • неспособность понимать возможные последствия от некоторых своих действий;
  • невозможность адаптации в социуме и попадание в маргинальные слои: социальные, экономические, политические, биологические, возрастные, этнические, криминальные, религиозные.

При коррекции расстройств, наблюдающихся у «аспи», родители ребенка должны понимать, что они обязаны не только постоянно посещать психолога и выполнять «домашние задания», данные специалистом, но и учиться правильно и постоянно взаимодействовать с маленьким «пациентом». Активность окружающих ребенка взрослых при синдроме Аспергера приобретает весомую часть в психотерапии и существенно улучшает прогнозы на удачную коррекцию данного расстройства.

  • Многие дети с синдромом Аспергера могут посещать обычные классы, но в ряде случаев из-за поведенческих или социальных проблем родителям «аспи» может рекомендоваться организовать для ребенка специальное образование.
  • В подростковом возрасте больные могут сталкиваться с определенными сложностями, которые связаны с трудностями ухода за собой, организованностью, романтическими или социальными отношениями.
  • Впоследствии многие «аспи» могут испытывать сложности при вступлении в брак или трудоустройстве.

Эти и другие проблемы в социальной адаптации в ряде случаев приводят лиц с синдромом Аспергера к развитию тяжелых депрессивных состояний, которые в некоторых случаях заканчиваются суицидальными попытками или самоубийством. По наблюдениям ряда специалистов частота таких печальных и трагических исходов среди «аспи» повышена, но масштабные исследования в этой сфере пока не проводились.

Распространенность


Умственное развитие детей с синдромом Аспергера не нарушено.

Пока не существует достоверных и единых данных о распространенности синдрома. По результатам исследований 2003 года доля детского аутизма составляла 0,03-4,84 на 1000 больных, а отношение этого показателя к распространенности рассматриваемого расстройства варьировала от 1,5 к 1 до 16 к 1.

Британские исследователи национального аутистического общества выявили, что аспергерных аутистов с IQ 70 и более составляет 3,6 на 1000 пациентов. Проведенный в 2007 году финскими исследователями анализ по различным критериям показывает следующую распространенность «аспи»:

  • по DSM-IV – 2,5 на 1000 детей;
  • по ICD-10 – 2,9 на 1000;
  • по Шатмари и соавторам – 1,6 на 1000;
  • по Гиллбергу и Петеру Сатмари – 2,7 на 1000;
  • по любому из 4 критериев – 4,3 на 1000.

Географическая распространенность синдрома Аспергера также пока не изучена до конца. По наблюдениям 2006 года увеличение пациентов с таким диагнозом было отмечено среди детского населения Силиконовой Долины, но в 2010 году эти данные были иными и скопление «аспи» в регионах с крупными производственными базами, работающих в сфере IТ-технологий не было обнаружено. Наряду с этим Калифорнийские исследователи отметили увеличение количества аспергерных аутистов в областях и семьях, в которых родители детей были более высокообразованные, чем в соседних географических подразделениях.

Позитивные аспекты

Родителям ребенка, которому был поставлен диагноз «синдром Аспергера», не следует впадать в панику. Это расстройство действительно может осложнять жизнь, но среди маленьких «аспи» встречается множество талантливых и способных детей.

Подтверждением этому являются следующие факты:

  • сосредоточенность на деталях и систематический тип мышления может помогать достигать успехов в некоторых профессиях (например, IT-технологии, бухгалтерский учет и т. п.);
  • многие аспергерные аутисты обладают великолепной памятью;
  • замкнутость на своих внутренних интересах может приводить детей к получению обширных знаний или навыков в той или иной области и в будущем ребенок может стать ведущим экспертом и специалистом;
  • аспергерные аутисты могут рассматривать мир под особым углом зрения, и иногда этот дар помогает им совершать открытия и принимать креативные подходы в разных сферах деятельности.

Возможные причины возникновения

Пока ученые и специалисты не пришли к единой точке зрения относительно причин, провоцирующих возникновение данного расстройства. Большинство из них склоняются к мнению, что «запуск» синдрома вызывается теми же факторами, что и детский аутизм.

Основными причинами синдрома Аспергера могут становиться:

  • интоксикация плода во время внутриутробного развития;
  • родовые травмы;
  • у ребенка в старшем возрасте;
  • генетические мутации;
  • наследственная отягощенность.

Понять возможные первопричины развития синдрома и суть расстройства сегодня специалистам помогают компьютерные программы. Впоследствии благодаря этим современным методам они могут планировать дальнейшую и более эффективную тактику его коррекции (т. е. лечения).


Классическая Аспергерская триада симптомов


Детям с синдромом Аспергера сложно взаимодействовать с социумом, у них ограничена речь и имеет место нехватка эмоций, неспособность их выражать.

Патопсихологи, психотерапевты и психиатры выделяют следующий классический симптомокомплекс при синдроме Аспергера:

  • нехватка эмоций, неспособность проявлять их в словесной форме и дефицит творческого мышления;
  • сложность взаимодействия с социумом и нарушенная способность общаться с людьми при помощи речи;
  • затруднения в пространственном и чувственном ощущении окружающего.

Дебют появления вышеописанной триады симптомов способен наблюдаться даже в раннем возрасте. Ребенок может реагировать плачем на резко включенный в темной комнате свет или неприятные запахи, громкую музыку или сильный ветер.

В раннем возрасте дифференцировать норму и патологию, выражающуюся в бурной реакции малыша на тот или иной раздражитель, сложно и поэтому принадлежность к «аспи» обычно выявляется после 5-летнего возраста.

Вышеописанные реакции гиперчувствительности с возрастом изменяются, и она трансформируется. Иногда они приобретают гротескный характер и могут мешать даже самому пациенту. Например, в более взрослом возрасте слегка неудобная или даже удобная одежда может вызывать дискомфортные и болезненные ощущения. У некоторых пациентов выявляются синестезии – состояния, когда больной утверждает, что у ощущений есть звук, цвет и т. п.

«Аспи» крайне неуклюжи. Эта проблема вызывается тем фактом, что внешний мир больного ограничивается его же телом и все его переживания направлены в себя. В результате пациенты часто бывают рассеянными и не замечают на своем пути окружающих людей и предметов. Однако при необходимости сосредоточиться люди с синдромом Аспергера способны разумно управлять моторикой.

Проявления у детей

Начиная с 4-5 лет у детей «аспи» могут выявляться следующие расстройства:

  • отказ от групповых или активных игр;
  • неуклюжесть;
  • односторонние хобби (как правило, спокойные и монотонные);
  • нелюбовь к типичным мультфильмам из-за непонимания транслируемых в них эмоций, отношений или нелюбви к громкому звуковому ряду, раздражающему ребенка;
  • реакция протеста при контактах с незнакомыми людьми (попытки вступить в беседу с таким ребенком могут вызывать реакцию протеста или избегания);
  • стремление играть обособленно от сверстников своими игрушками.

Детей с синдром «аспи» часто называют «домашними» и любая смена обстановки вызывает у них выраженный дискомфорт, тревогу и беспокойство. Даже смена привычного уклада внутри семьи способна провоцировать у аспергерных аутистов бурные реакции, которые на своем пике могут достигать истерики.


Проявления у взрослых

При отсутствии своевременной коррекции расстройства в детском возрасте подростки и взрослые с синдромом Аспергера проявляют признаки дезадаптации к социуму и предпочитают самоизоляцию. Эти проблемы проявляются в следующих признаках:

  • невозможность установления дружеских или приятельских контактов;
  • инертность по отношению к противоположному полу;
  • невозможность нахождения точек соприкосновения с окружающими людьми.

Подростки-«аспи» предпочитают заниматься монотонными и однообразными хобби и не интересуются продвижением по карьерной лестнице (например, в школе, университете и пр.). Они могут набирать высокие балы при прохождении тестов на IQ, показывать глубокие знания в профессиограммах различных профессий, но не проявляют интереса к возможности развития своих способностей для достижения более высоких уровней.

У некоторых подростков мужского пола наблюдаются признаки шизоидности:

  • полное отсутствие чувства юмора;
  • однобокость мышления при восприятии афоризмов и пословиц (т. е. они понимают их буквально);
  • неспособность понимать метафоры;
  • отсутствие склонности к анализу событий (не могут отличить правду от лжи).

Такие признаки не являются симптомами шизофрении. Их присутствие объясняется отсутствием воображения, которое характерно для рассматриваемого нами синдрома.

Сложности при общении с окружающими, возникающие у «аспи», могут восприниматься людьми как грубость или невоспитанность. Подобное отношение формируется такими особенностями аспергерных аутистов:

  • говорят то, что думают и при этом не задумываются об уместности высказывания;
  • могут высказывать замечания вслух по тем поводам, которые общественное мнение «приняло решение» не замечать;
  • игнорируют общественный этикет, предпочитая личный комфорт;
  • не могут воспринимать эмоции, которые пытается передать их собеседник;
  • не знают эмпатии;
  • способны во время беседы встать и уйти без объяснения причины из-за возникших собственных переживаний;
  • никогда не заинтересованы в том, чтобы произвести хорошее впечатление (например, на девушку, учителя, работодателя и пр.).

С возрастом синдром Аспергера может приобретать злокачественное течение и приводить больных к абсурдным действиям. Взрослые «аспи» имеют склонность к ипохондричности и подозрительности. Например, при визите к хирургу они могут задавать множество вопросов о стерильности перчаток, чистоте стен кабинета, одноразовости инструментов и т. п. Из-за такого поведения окружающие нередко воспринимают таких людей как занудливых или мелочных, а попытки открытой критики повергают аспергерных аутистов в еще большую замкнутость.

Возможные дополнительные расстройства

Иногда наряду с синдромом Аспергера у детей и взрослых выявляются следующие отклонения:

  • синдром гиперактивности или дефицита внимания;
  • большое депрессивное расстройство либо адаптационное расстройство с депрессивным настроением;
  • генерализированное тревожное расстройство;
  • вызывающее оппозиционное расстройство;
  • обсессивно-компульсивное расстройство.

Диагностика

Иногда синдром Аспергера может быть крайне похожим на выраженную интроверсию, но высококвалифицированный психолог способен обнаружить необходимость дифференцирования этих состояний. Для более детальной диагностики используются психометрические тесты, которые позволяют не только выявлять рассматриваемое в рамках данной статьи расстройство, но и определять степень его тяжести. Существует множество таких методик, и каждая из них имеет свою собственную направленность (целевую группу). Условно подобные тесты можно разделить на:

  • тест для оценки сенсорной чувствительности и моторных навыков;
  • тест на интеллектуальное развитие;
  • проективные и клинические методы;
  • тест для определения творческих способностей.

Для выявления синдрома могут применяться следующие тест-методы:

  • ASQQ;
  • RAADS-R;
  • Aspie Quiz;
  • Toronto Asperger Scale.

Все вышеперечисленные тесты могут проводиться специалистами – психологами или психиатрами – и непригодны для самодиагностики. Кроме них доктор может использовать и дополнительные методики обследования пациентов с синдромом Аспергера.

Лечение

Цель коррекции данного синдрома направлена на смягчение его проявлений и лучшую адаптацию пациента в социуме. Она может проводиться психотерапевтом или психиатром. Тактика лечения всегда избирается строго индивидуально и учитывает личностные особенности больного.

Немедикаментозная терапия

Обучение пациента эмпатии, навыкам и социальной активности является основной целью терапии. Для достижения этих целей врач может назначить следующие методики лечения:

  • тренинги социальных навыков – для получения более прогрессивных взаимодействий с окружающими;
  • эрготерапия и ЛФК – для улучшения сенсорных способностей и координации движений;
  • когнитивно-поведенческая терапия – для устранения страхов, повторяющихся рутин («отмотка назад») и взрывных эмоций;
  • логопедические консультации – для получения навыков вести нормальный диалог;
  • тренинги для родителей и членов семьи «аспи»;
  • лечение и депрессий.

Медикаментозное лечение

Лекарственные средства при данном синдроме назначаются только при необходимости купирования возникающих на фоне расстройства депрессий или невротических состояний. Они должны применяться с осторожностью, так как при таком нарушении оценить их побочные эффекты бывает сложно.

Для устранения невротических и депрессивных состояний могут назначаться:

  • специфические антидепрессанты.

К какому врачу обратиться

При выявлении гиперчувствительности к внешним раздражителям и замкнутости родителям ребенка следует обратиться к педиатру, психотерапевту или психиатру. Для постановки диагноза и исключения возможных неврологических патологий врач может назначить ряд дополнительных исследований.

Синдром Аспергера является одной из пяти основных форм детского аутизма. Это расстройство еще пока недостаточно изучено специалистами, но при своевременной коррекции дети могут достаточно хорошо социализироваться и добиваться определенных успехов в разных сферах деятельности. Для лечения такого отклонения могут назначаться различные психотерапевтические методики и, в особенно сложных случаях, лекарственные средства, позволяющие устранять возникающие на фоне недуга осложнения и сопутствующие расстройства и заболевания.

Синдром Аспергера – это психиатрическое расстройство, которое еще обозначается, как аутизм высоко функционального типа, но все же с некоторыми отличиями. Люди с синдромом Аспергера, невзирая на расстройство с его особенностями, имеют гениальные склонности к определенным жизненным аспектам, часто это математические способности, но не только. Данная патология весьма интересная с точки зрения изучения, поскольку поражает воображение.

Такие люди могут не быть способными выполнять довольно простые жизненные вещи и обеспечивать свои потребности, но при этом они глубинно развиты в определённой отрасли, которая для обычных социально активных индивидуумов является совершенно неизвестной и неиспользуемой.

Причины

Впервые это расстройство описано Гансом Аспергером, соответственно и названо в честь него. Сам первооткрыватель этой патологии описывал общие черты расстройства в частности по мужской линии. Он рассуждал о наследственной составляющей этого синдрома. Современные исследования не исключают, что расстройство имеет генотипическую зависимость и это важный аспект в формировании данной патологии. Нередко семьи, где есть человек с синдромом Аспергера, интравертированы и имеют мало социальных взаимодействий, даже если не имеют установленного расстройства. Это подталкивает к мысли, что синдром имеет генетические корни с разной степенью проявления патологического генотипа. Характерно, что в генотипе больных синдромом Аспергера имеется целая группа генов, которая определяет тяжесть и проявление расстройства, именно из-за разных нарушений имеются настолько разные симптомы этой патологии.

Имеются данные о провокации тератогенного воздействия на таких индивидуумов. Именно тератогены являются довольно опасными в провоцировании такой патологии. Влияние тератогенов весьма опасно и играет свою роль уже на первичных этапах появления эмбриона. Воздействия окружающей среды естественно также довольно значимы для этого расстройства, особенно в соединении с генетическими аспектами. Многие исследователи обозначают и то, что опасны не только эмбриональные воздействия, но и расстройства, которые начинались в детстве.

Полного механизма формирования синдрома Аспергера не описано, но имеются исследовательские данные о факторах, воздействующих на мозг, имеющих глобальное значение и нарушающих нейрохимические структуры. При синдроме Аспергера нельзя локализовать эту патологию в определенной доле. Изменения мозговой и тканевой структуры при синдроме Аспергера становятся значимыми после зачатия. Неадекватное мигрирование эмбриональных клеток нарушает структуру мозговых частей и изменяет связующие нейроны. Это приводит к мигрированиям нейрональных путей, отвечающих за мышление, поведенческие аспекты.

Инструментальной и рентгенологической диагностикой подтверждено частично две теории развития синдрома Аспергера. Люди с синдромом Аспергера этому расстройству подвергаются по теории недостаточной связности. При этом говорится о не полностью синхронизированном взаимодействии высокоуровневых функциональных нейронов. На фоне недостаточности такой работы включается переизбыток низкоуровневого функционирования. Это теория недостаточной обработки объединяется с теорией неполного восприятия. Таким образом, говорится о нейромолекулярной невозможности индивидуумом видеть целую картину бытия.

Теория зеркальных нейронов в своей разработке довольно новая, она настроена на разработку и выявление данного расстройства. Это теория говорит о том, что нарушения зеркальных нейронов, отвечающих за социальное взаимоотношения и за следование своей социальной природе, а также за эмоциональную эмпатичность нарушена у индивидуумов с аутистическими расстройствами.

Симптомы

Признаки синдрома Аспергера имеют сочетающуюся симптоматику. Синдром имеет в своем составе характеристику в виде нарушения социального и материального функционирования.

Люди с синдромом Аспергера стереотипны, их ограниченность в социо-психологическом плане довольно сильно нарушает их функционирование. Особенности синдрома Аспергера – это шаблонное поведение, с ним связаны все сложности адаптирования в новой обстановке. У таких людей нет когнитивной задержки, то есть их интеллект совершенно в норме, он может быть даже развитым выше среднестатистического. При этом сосредоточенность индивидуума настроена на определенную узкую тематику, он не переключаем и изменить вектор его интереса практически нереально.

В физическом плане для таких людей характерна неуклюжесть, возможна односторонняя говорливость в направленности тематики, интересующей больного. Речь неритмична и скудна на интонации.

Признаки синдрома Аспергера наиболее актуально определять при анализе социальных взаимодействий. Такие люди не эмпатичны, то есть не выражают свою принадлежность к социуму, они не в состоянии сопереживать или в целом быть в синтонном эмоциональном состоянии.

Люди с синдромом Аспергера не выстраивают дружеские связи, не стремятся разделять жизненные перипетии со своим окружением. Так же, как и мало интересуются бытом всех остальных. Но эти индивидуумы не критично замкнуты, они скорее равнодушны к чувствам окружения, они способны начать длительный монолог, который в итоге не завершится, пока сам человек этого не захочет. Такой индивидуум не будет замечать чувств собеседника, и того, насколько ему комфортно в такой обстановке.

Для социума такое общение воспринимается бесчувственным. Люди с синдромом Аспергера характеризуются возможностью проявлять селективный мутизм — «Падая на уши» знакомым, но совершенно игнорируя общение с кем-то новым. Когнитивные способности таких индивидуумов позволяют осознавать социальные нормы, но особенности функционирования мозга не позволяют следовать таким правилам. Нередко реализация социальных норм и социальных взаимодействий для таких людей недостижимая возможность. Если они даже применяют какие-то выученные социальные шаблоны, но выглядит это неуклюже и они проваливаются в своих стараниях, так и не получая должного уровня внимания и общения.

Особенности синдрома Аспергера — ограниченность и узость интересов. Нередко сосредоточенность индивидуумов не охватывает объект в целом, а распространяется на части. Узкоспецифические интересы – это «визитная карточка» синдрома Аспергера. Люди с данным синдромом нередко накопляют тома детальной, узкой, малоинтересной информации, при этом мало интересуясь этой проблемой в целом. Симптоматика такого рода, доминирующая при синдроме Аспергера, нередко может вовлекать даже всю семью индивидуума, но учитывая незначительность такого симптома этот синдром поначалу не диагностируют, скидывая такие черты на особенность характера.

Синдром Аспергера у детей

Данное расстройство обычно диагностируется с достаточно молодой возрастной категории. Проблемы с узкими увлечениями, которые захватывают всю жизнь крохи начинают становиться очевидными к 5-ти годам, при этом ребенок совершенно погружается в свои странные изучения определенной «проблемы». Имеется гипотеза, что у детей с синдромом Аспергера имеется нарушение базового доверия к мировому сообществу и именно такие индивидуальные характеристики подталкивают их к определенному типу взаимодействия с социумом.

Дети с этим синдромом нередко собирают целые тома малопригодной информации о каких-то узких вещах. При этом их зацикленность на деталях не позволяет им осознать широкий контекст изучаемой ими проблемы. Опасность этого симптома в том, что дети интересуются определенной темой очень глубоко, восхищаясь ей, это предиктор пропуска синдрома. Важно отличать, если ребенок интересуется чем-то довольно распространённым для своего возраста, просто более глубинно пытаясь изучить это, то можно предполагать, что это просто детское увлечение. А вот если тематика излишне узконаправлена, малопригодна для игр и совершенно не детская, то имеет смысл поискать еще клинические симптомокомплексы, которые могут поспособствовать выявлению этой патологии.

Для диагностирования детского проявления синдрома Аспергера важно наблюдать за движениями. При такого рода расстройствах в движениях имеется стереотипность в играх ребенка. Он однообразно взмахивает руками, возможно, вращается всем телом. Эти движения отличаются от тиков своей добровольностью, большой ритмичностью и меньшим темпом.

Еще с детского возраста можно заметить некоторые нарушения речи, они обычно несерьезны, поскольку малыш совершенно функционален и сохранен. Также присутсвует некоторая безэмоциональность, обычно совершенное равнодушие к реагированию окружения на них. Их разговор больше похож на общение с собой, и неопытному человеку будет сложно уловить суть беседы.

Нередко лексикон у таких детей необычайно изощрён. Они используют заумные выражения, но при всей этой вычурности, они имеют сложности с интерпретированием выражений, особенно фигуральных. Трудности в понимание переходят просто в буквальное понимание всего. И тогда каждое сказанное выражение воспринимается ребенком буквально. Тяжелыми речевыми оборотами для детей с синдромом Аспергера является сарказм, ирония, юмористические обороты. Примеры буквального понимания замечались за такими детьми, когда другие дети шутили, то детей с Аспергером это пугало и настораживало. Нередко они бежали домой из-за испуга.

Характерно, что у детей с синдромом Аспергера немного отстают моторные навыки, у них могут сложности с выполнением такого рода заданий, а также с открыванием коробок и различных шкатулок. Кроме этого такому ребенку может быть трудно засыпать.

Синдром Аспергера у взрослых

Данное расстройство создает для человека совершенно отличный мир, в котором есть лишь его мировоззрения. Естественно таким индивидуумам практически нереально адаптироваться, работать и создать семью. Они становятся гениальными личностями в определенной узкой нише, но как «социальные существа» остаются довольно несчастными. Взрослые с таким синдромом совершенно неадекватно воспринимают обороты речи, разные фразы, обусловленные для веселья. Они не способны разделить с кем-то юморную историю, так как для них юмор не является приятным явлением.

Также у взрослых имеются нарушения речи, которые распространяются не только на разговорные особенности, но и на понимание. Характерно, что расстройство нарушает восприятие речи на слух, немного затрудняя его. Взрослые люди с синдромом Аспергера нередко применяют метафоры, но понятны они только им самим. Людям с этим синдромом присуща педантичность и немалая холодность, формальность в речи и восприятии также становится довольно заметной для окружения. Самым заметным симптомом являются странности в интонации и громкости произношения, поэтому нередко создается ощущение разговора с роботом. Зачастую у них есть интересный акцент, речь может быть прерывиста, со странной высотой и тембром. Для таких индивидуумов возможно присуща эхолалия, то есть повторение фраз либо своих, либо за кем-то.

Для диагностики патологии речи при синдроме Аспергера учитывается три аспекта: некачественная прасодия, то есть нарушение интонации и тона, уклончивость при поддержании темы, нарушенная и патологическая обстоятельность. Также присутствует многословие, которое обычно обстоятельно вращается вокруг темы (постоянно повторяющейся). Речь у может быть несколько некогерентной.

Признаки синдрома Аспергера у взрослых описываются нарушением перцепции, то есть механизмов восприятия внешних раздражителей, проблемами с моторными навыками, эмоциональными факторами и сном. Восприятия посредством визуального и аудиального каналов может сильно варьировать зависимо от информации, доносящейся к индивидууму. Восприятие у таких людей направлено на мелкие детали. Также таким людям довольно сложно адаптироваться и у них снижены возможности реакции привыкания.

Координация движений у больных несколько нарушена, нередко наблюдается плохой почерк, они довольно неуклюжи. В целом синхронность движений и двигательная активность – это сложное испытание для людей с синдромом Аспергера. Нередко бывают и более серьезные трудности, поэтому иногда им даже запрещено водить автомобиль. Обычно присутствуют проблемы двигательно-зрительной интеграции, нередко со сложностями проприоцепции. Естественно, вся эта симптоматика связана с расстройствами между синхронизацией определенных частей мозга. Сложности со сном у взрослых значительно сказываются на их самочувствии, проблема распространяется и на засыпание и на пробуждение.

Лечение синдрома Аспергера

Наиболее приоритетными в плане лечения этого синдрома являются психологические методики, основанные на адаптировании ребенка к изменяющейся среде. Важно в первую очередь родителям понять отличия их ребенка и принять их. Такие дети не понимают и интуитивно не сближаются с другими детьми, что еще больше их пугает и травмирует. Это состояние пугает ребенка и он использует патологические психические защиты чтобы почувствовать, что он в безопасности. Но они еще больше отдаляют его от социума. Некоторые дети при таких обстоятельствах аутизируются, другие проявляют , а многие просто уходят в мир воображений, создавая свой своеобразный круг общения.

При психотерапевтической работе важно обозначить их особенности и показать, что помимо каких-то трудностей, есть и полезные умения. Уже разработаны этапы социального формирования у таких людей, при этом учтены также сложности, возникающие при работе. Именно поэтому зависимо от возраста ребенка подбирается отдельная методика работы с ним.

Для дошкольного возраста роль друга сначала выполняет родитель, подстраиваясь под темп ребенка и обучая его контактировать с окружением. После того, как ребенок будет достаточно адаптирован, он может приступать к взаимодействию и общению с другим ребенком, который близок ему по общению. Для младшего школьного возраста разработаны социальные истории, читая которые ребенок может обучиться типичным поведенческим аспектам и в последующем использовать их в реальном общении.

Детям в средней школе при верном сопровождении общаться уже легче, но для них все равно нужна постоянная поддержка и сопровождение взрослых. Отличным методом поддержки и продолжения обучения эмоциональности может стать курс актерского мастерства, такие бывают во многих школах (своего рода драматический кружок). Там ребенок будет обучаться эмоциям, отыгрывая их, как актер.

В юношеском возрасте человеку можно предложить чтение книг о самопомощи, написанных такими же подростками с синдромом Аспергера. Для особо застенчивых подойдут интернет знакомства, они отточат навыки социального общения и позволят почувствовать драйв от общения, при этом сохраняя безопасность. Важно давать ребенку обратную положительную связь, которая позволить отождествить себя с миром. Также имеет смысл пройти курс у логопеда, чтобы наладить речевые проблемы.

Когнитивно-поведенческая психотерапия обучит таких индивидуумов обращаться с эмоциональными расстройствами. Она постепенно научит, как понимать и принимать эмоциональные переживания, не разрушая себя и не погружая в них окружающих. Для таких индивидуумов довольно целительным является общение с животными (иппотерапия, дельфинотерапия). Можно завести дома какого-нибудь зверька, какого позволяют возможности, и доверить ребенку уход за ним для формирования социальной ответственности. Можно также поддерживать специальные необычные интересы и даже сделать это его плюсом, давая ему чувство уверенности. В случае накладки психиатрических диагнозов применяется индивидуальный медикаментозный подход.

Тест

Особенности синдрома Аспергера диагностируются с помощью различных методик. Важно верно диагностировать данное расстройство, применяя весь спектр современных подходов.

Моторные нарушения диагностируются посредством последовательной тандемной походки, а также некоторой шаткости в позе Ромберга. Кроме этого имеются классические диагностические критерии, которые учитывают все сферы индивидуального развития. Речевые нарушения диагностируются у логопеда, а лучший способ выявления проблем с общением – это обращение к психологу.

Имеется много тестовых методик, направленных на выявление расстройств с проявлениями аутического спектра, но все они сложно дифференцируют именно синдром Аспергера. У взрослых с этим синдромом согласно тестированию имеется нелюбовь к художественной литературе, причем это не связано со скудностью интеллекта. Это скорее связано с их более высоким научным интересом к литературе нехудожественной; некоторые связывают это со сложностью понимать эмоциональные переживания персонажей и художественные обороты.

При моторных тестах можно обнаружить, что люди с синдромом Аспергера с трудом совершают моторные движения, требующие последовательных действий, также у них бывают минимальные изменения в плане и апраксии.

Есть специальные эмоциональные тесты, которые направлены на тестирование распознавания эмоциональных состояний и таким индивидуумам они даются довольно плохо. У таких людей повышен уровень тревожности по всем показателям, а также имеются нарушения сна, которые также можно выявить объективными методиками.

Впервые определить наличие расстройства обычно можно к трем годам, поэтому крайне важно вовремя посещать медосмотры. Чаще всего распознать признаки расстройства возможно при медосмотре и после этого стоит применить скрининговые методики для определения синдрома Аспергера. К таким скрининговым опросникам относят: Аспергер синдром диагностическая шкала, АССКУ, детский тест на синдром Аспергера, Джильям Аспергер синдром тест, КАДИ. Тест подбирается адаптировано, зависимо от того, кто диагностируется — подросток или другой возраст, называется: «тест на аутистический спектр».

Аспергер немного иначе диагностировал расстройство и называл его аутистической психопатией, только позже эта патология была популяризирована его последователями, когда была опубликована книга с историями таких детей. Этот синдром включили в диагностический перечень не очень рано, это связано с сложностями диф. диагностирования данного заболевания.

Прогноз и профилактика

Прогноз синдрома Аспергера благоприятен в случае своевременного проведения описанной выше терапии. Тогда больные смогут и социально адаптироваться и найти оптимальные для себя условия труда. В условиях социально -психологической поддержки, эти индивидуумы способны найти себе пару, они могут обращаться в группы поддержки для пар, где у кого-то одного есть синдром Аспергера. Естественно, жизнь с таким человеком — это «особенная робота».

Для детей, которых верно адаптировали родители и сопровождали в процессе их развития значительной поддержкой, также возможна успешная социальная адаптация. Но при неблагоприятных условиях жизнь человека с таким расстройствам достаточно печальна. Он все большое аутизируется, испытывая значительные трудности с общением и не способен ни адаптироваться, ни жить самостоятельно, ни найти пару. Адаптация таких больных проходит довольно сложно, особенно при наличии сопутствующих эмоциональных расстройств.

Учитывая гениальность таких людей в узких сферах, при их верной направленности возможно взрастить настоящего гения. Считается, что индивидами с подобными симптомами были Моцарт и Эйнштейн.

Профилактика синдрома Аспергера – это избегание тератогенов, которые в очень раннем возрасте могут неблагоприятно повлиять на плод, приводя нейрональные связи в нарушенный строй. Также важно снятие стресса у родителей, поскольку они индуцируют им ребенка. Семейное благополучие для поддержания климатического здоровья просто необходимо для поддержания здоровья детей.

02.04.2017 09:00:00

Жозефина Мил, почетный исполнительный директор колледжа Diablo Valley, мать двоих детей и бабушка четырех внуков, углубленно исследовала с момента постановки диагноза ее внуку, и вместе с ним составила гид, благодаря которому вы узнаете основные симптомы синдрома Аспергера у детей и его особенности.

Согласно исследованиям, Аспергер и другие формы присутствует в среднем у 1 из 88 детей в США. Большинство ученых соглашаются с тем, что главной причиной возникновения расстройства являются гены. Многие известные личности проявляли синдромы Аспергера: Вольфганг Амадей Моцарт, Альберт Эйнштейн, Мария Кюри и Томас Джефферсон.

Дети с расстройством аутического спектра часто испытывают социальные и физические неудобства; у них могут быть проблемы с концентрацией внимания, заведением друзей и поглощающий интерес к определенной сфере жизнедеятельности. Но чтобы диагноз подтвердился, одного-двух признаков недостаточно — у ребенка должны проявляться различные симптомы, проблемы с социальным взаимодействием, касающиеся семьи, друзей, самооценки или школы.

Многим детям с подобным расстройством необходимо лечение, чтобы помочь улучшить концентрацию внимания, уменьшить агрессию и депрессию. Спустя какое-то время, следуя инструкция по лечению и терапии, дети могут научиться понимать социальные сигналы. Итак, разные взгляды на синдром Аспергера — с научной точки зрения от бабушки, с личной — от Ника.

Жозефина Мил с внуком

Синдром Аспергера является одной из форм аутизма; у детей с синдромом Аспергера наблюдается необычное поведение хотя проблем с речью или интеллектом нет. Чтобы помочь родителям лучше понимать симптомы синдрома Аспергера и его особенности, мы с мои 10-летним внуком Ником создали «путеводитель» по болезни. Нику поставили диагноз Аспергера в 6-летнем возрасте. Он умный, отзывчивый, честный и веселый мальчик с нестандартным мышлением. Он считает синдром своей проблемой, и хочет, чтобы люди больше о ней знали.

Фото Тимоти Арчибальда

Отчуждение

Дети с синдромом Аспергера всегда больше наблюдатели, чем участники. Они кажутся отчужденными, но на деле в стороне их удерживает недостаток социальных навыков. Просто «игра» для них слишком абстрактное понятие, поэтому им лучше удаются занятия с четкими правилами, где нужно играть по очереди, а не все вместе в беспорядочном веселье.

Ник: иногда дети думают, что я не хочу играть, но это не так. я просто не знаю, как попросить взять меня к себе, поэтому жду приглашения. Или же не понимаю, что они делают, поэтому наблюдаю и пытаюсь уловить правила.

Поведение

Многие думают, что люди с расстройством аутического спектра, имеют проблемы с поведением, но это вовсе не так. Они имеют проблему со здоровьем — когда их мозг слишком сильно стимулируется или пребывает в замешательстве, ребенок может неправильно реагировать, часто даже агрессивно.

Ник: мой мозг одновременно посылает слишком много сигналов. Это как будто 10 человек в одно и то же время будут говорить мне, что делать. Когда я теряюсь, я могу сбросить все со стола, закричать или уйти прочь из комнаты. Мне нужно пару минут, чтобы привести в порядок мысли. Например, мой учитель в школе разрешает мне пойти «остыть» в коридор, когда мне это нужно.

Разговор

Ник: мне тяжело начать или поддержать беседу, потому что я толком не знаю, что мне говорить, если не звучит вопрос. Чаще всего я отвечаю просто «да» и «нет». Но вот, если вы спросите меня о поездах, самолетах, компьютерах, электричестве или торнадо, вам меня не остановить. В любом случаем — не бойтесь завести со мной разговор.

Фото Тимоти Арчибальда

«Не такой»

Около семи лет дети узнают, что они не совсем такие, как остальные дети в школе. Возможно, ребенку сложно будет выделить то, что говорит учитель среди остального потока информации. Или визуализация на уроке, которая отлично помогает другим детям (яркие, привлекающие внимание плакаты или интерактивные доски) вызовет у такого ребенка смущение и нервозность из-за сенсорной перегрузки.

Ник: моя учительница со мной обращается иначе, чем с остальными детьми. Она знает, что если меня посадить посередине ряда, я могу разнервничаться, поэтому я всегда сижу в конце. Она также знает, что я нервничаю, когда за мной и передо мной кто-то стоит, поэтому я всегда стою в начале или конце шеренги.

Зрительный контакт

Дети с Аспергером зрительного контакта обычно избегают, даже в младенчестве. Они могут смотреть мимо вас, над вами, под вами, но не на вас. Поэтому они и не могут читать эмоции на лице и знать, когда человеку больше не интересно, он расстроен их поведением или пытается послать им какой-то сигнал.

Ник: если я не смотрю вам в лицо, не значит, что я не слушаю. Мне действительно неудобно и странно смотреть кому-то в глаза. Иногда, взглянув в глаза человека, мне сложно сфокусировать на том, что он говорит.

Фото Тимоти Арчибальда

Любимая тема

Дети с синдромом Аспергера любят специфические вещи, например, роботов, погоду, новости, чтение, игры с водой и канал Дискавери. Они всегда стараются обсудить все детали своего любимого предмета или занятия, интересно вам это или нет. Такие дети также очень любят собирать Лего, делать поделки из бумаги, песка или дерева.

Ник: я очень люблю строить. Мне понадобилось полтора месяца, чтобы построить бумажный городок, потому что у меня постоянно появлялись новые идеи. Я остановился только, когда наш кот разрушил мою постройку. Я люблю смотреть программы о науке и технике, они вдохновляют меня. У меня хорошо идет математика, орфография и точные науки, а вот с почерком, живописью и физкультурой проблемы.

Группы

Группы для таких детей — проблема, потому что у них чрезвычайно сильный слух, а уровень шума может обескураживать. Зачастую они просто начнут странно себя вести, выдавать грубые звуки или просто покинут помещение. Такая реакция может нарушить семейные встречи, походы в кино, переменки или школьные концерты. Если вы видите, что ребенок напряжен, дайте ему передохнуть, отведя в тихое уютное место.

Ник: Шума в столовой, на площадке или в классе мой мозг иногда не выдерживает. Я начинаю закрывать уши или опускать голову, чтобы стало хоть немного тише. Однажды я встал и ушел из концертного зала, потому что африканские барабаны играли настолько громко, что я весь дрожал.

Гиперактивность

Гиперактивность — обычный для детей с синдромом Аспергера симптом. Они могут сами бегать по площадке без причины, не умолкая говорить об интересующих их вещах, всю ночь не спать, стучать руками, ногами, карандашом по столу, выкрикивать слова или звуки в неподходящее время.

Ник: иногда я лаю или мяукаю, кручу карандаш или стучу по мебели пока размышляю о чем-то. Я не отдаю себе в этом отчет, пока меня кто-то не остановит. Иногда я выкрикиваю что-то — просто мой мозг требует немедленно что-то выдать, а разрешения особенно не спрашивает.

Фото Тимоти Арчибальда

Импульсивность

Импульсивное поведение ребенка может смущать родителей в социальной среде. Дети не могут увидеть ситуацию чужими глазами. К 9 годам другие дети осваивают навык контролировать импульсивное желание что-то выкрикнуть, перебить, закричать или спрятаться под стол. Для детей с синдромом Аспергера по мере взросления социальные запреты становятся проблемой. Родители должны прогонять с ними ситуацию по ролям, чтобы ребенок понял, как строится социально приемлемое поведение. И проинформируйте окружающих — родственников, друзей, соседей и учителей — о расстройстве своего ребенка и о том, каким может быть его поведение, чтобы они могли помочь и подстроиться.

Ник: когда я был в третьем классе, я попросил бабушку, которая тоже работает учителем, прийти ко мне в школу и поговорить с моим классом о синдроме Аспергера. После этого дети стали лучше ко мне относиться и больше понимать, потому что больше не считали меня придурком.

Шутки

Многие дети с синдромом Аспергера настроены исключительно на факты и поэтому воспринимают информацию буквально — вот почему им иногда сложно понять шутку. Они любят информацию, но не могут отличить юмор от серьезности.

Ник: я не понимаю шуток и розыгрышей. Мне сложно уловить интонацию или особое выражение лица. Обычно я переспрашиваю «Серьезно?» и мне становится не по себе, потому что вы, как оказалось, имели в виду не то, что говорили. Пожалуйста, предупреждайте, когда дурачитесь.

Детский сад

Детский сад — особая сложность в жизни «особенного» ребенка. Здесь все новое и незнакомое — воспитатели, дети, шум, правила, распорядок дня — и спрятаться некуда. Чтобы облегчить эту перемену в жизни для ребенка, поговорите с воспитателем заранее и осмотрите помещение. Кроме того, если есть возможность, заранее познакомьте ребенка с детьми из новой группы.

Ник: я очень хотел в садик. Но когда я там оказался, вокруг меня было много детей и шум. Мне даже дышать стало тяжело. Моя воспитательница думала, что у меня проблемы с поведением и кричала на меня каждый день, пока бабушка и мама не поговорили с директором. После этого отношение ко мне стало лучше и я снова полюбил садик.

Способность слушать

Способность слушать (и слышать) присуща всем детям с синдромом Аспергера, даже если вам кажется, что они абсолютно не обращают на вас внимания. Но если темы, которые интересны им, они могут воспроизвести без труда, то ваши слова о чем-то неинтересном для них могут остаться неуслышанными.

Ник: если мне что-то нравится, я попытаюсь рассказать вам все, что знаю, до мелочей, даже если вы пытаетесь перевести тему. Просто скажите: «Теперь моя очередь говорит» и я постараюсь выслушать вас.

Фото Тимоти Арчибальда

Моторика

У детей с расстройством аутического спектра есть сложности с мышечным контролем. Их походка может выглядеть немного по-другому; они могут недооценить местоположение движущегося мяча; и они могут иметь трудности с моторными навыками, такими как лазанье, прыжки, равновесие и бег, потому что не уверены в том, как и где в пространстве находится их тело.

Ник: мама говорила, что когда мне было 2 года, она волновалась, что я не так хорошо хожу и говорю, как мой двоюродный брат. Она отдала меня в специальную группу, где мне помогали научиться держать баланс, бегать и ползать. После школы со мной занимаются, помогают разминать мышцы и научиться играть с мячом.

Наивность

Дети с расстройством аутического спектра часто становятся мишенью насмешек и обид. Они честны и всегда имеют добрые намерения, поэтому думают, что и другие люди такие же. Такие дети часто считают обидчиков в школе своими друзьями, так как те обращают на них внимание. Они принимают на веру все, что им говорят, без сомнений и скептицизма.

Ник: Однажды по телевизору я смотрел программу про апокалипсис. Когда я рассказал бабушке, она сказала, что люди предсказывают конец света уж много лет. Я сказал: «Но в этот раз это правда. Я видел передачу по Дискавери». Она сказала мне про календарь Майя, но мы же не Майя, и волноваться я не перестал.

Порядок

Порядок очень важен для детей с Аспергером, все должно быть на своем месте. Неясно, то ли это помогает детям держать все под контролем, то ли это просто упрощает нахождение нужного предмета. Если вещи не на своих местах, быть беде.

Ник: я люблю, когда мои шорты и брюки развешены по цветами, чтобы я легко мог надеть те, которые хочу. На столе у меня тоже порядок. Игрушки я сортирую в корзинки по размеру и цвету. Я не люблю даже, когда еда на моей тарелке друг друга касается — все должно быть аккуратно и отдельно. Мне кажется неправильным все смешивать и путать.

Терпение

Если ребенок что-то хочет, у него не хватит терпения долго ожидать желаемого. Но такие дети более терпимы к детям, животным, людям с ограниченными возможностями и к людям старшего поколения. Они более общительны с этими группами, нежели их сверстники. Они не видят в них ничего необычного, поэтому легко идут на помощь и контакт. Дети с Аспергером открытые, добрые и нежные к тем, кому доверяют.

Ник: дедушке иногда нужна помощь, и я с радостью ему помогаю. Он часто не может найти нужный ему канал, а мне это несложно. Когда бабушка дает мне печенье, я всегда прошу о втором для дедушки. Мы много говорим о строительстве — дедушка был строителем и много чего знает на этот счет.

Фото Тимоти Арчибальда

Вопросы

У этих детей отсутствует социальный фильтр, поэтому они могут задавать любые вопросы в любое время, даже самое неподходящее. При чем остановить их или намекнуть, что так не следует делать, сложно. Они продолжают, пока вопрос не решится. Когда мы с внуком пошли в магазин несколько лет назад, он начал спрашивать кассира, или у нее в животе сидит ребенок. Она сказала «Нет». А он продолжал: «Почему тогда у тебя такой толстый живот?». Я сказала, что так нельзя, это невоспитанно, но он все не могу успокоить, почему же у нее такой большой живот.

Ник: я задаю много вопросов, потому что хочу узнать множество вещей. Я не понимаю, что значит воспитанный или грубый. Если есть вопрос, почему его нельзя задать? Как же тогда узнать ответ?

Распорядок дня

Приемы пищи, одевание, выход из дому, домашнее задание и время сна — самые важные элементы дня, которые обязательно надо четко устанавливать. Таким детям необходим план, распорядок, а любые отклонения от него могу вылиться в настоящую истерику. Установите план и следуйте ему всей семьей.

Ник: лучше всего я себя чувствую, когда знаю, что будет дальше. В воскресенье я пишу на большой белой доске свой план на следующую неделю. Я не люблю сюрпризы или предупреждения за 10 минут. У нашей учительницы в школе много правил, и мне нравится им следовать. Дети иногда смеются или дразнят меня, когда я указываю им, что они нарушают правила.

Усидчивость

Если только ребенок с Аспергером чем-то сильно не увлечен, усидеть спокойно ему просто не под силу. Мышцы начинают спазмироваться и дергаться, поэтому сидеть не получается. Если ребенку не интересно, сидеть он не будет — он встанет и уйдет.

Ник: мне тяжело долго сидеть, все время нужно двигаться. Еще в садике у меня начинали болеть ноги, когда мы сидели кругом на полу. Воспитательница дала мне специальную качающуюся подушку (наполненную воздухом, чтобы можно было смещать вес, не вставая). Теперь мне эта подушка уже не нужна. Я недавно ходил на спектакль и мне так понравилось, что я даже и не думал вставать.

Истерика

Ник: если я очень устаю, я уже не могу себя контролировать, потому что мой мозг больше не может ничего слышать или делать. Я бросался и ломал вещи, переворачивал стол, рвал учебники и тетради, кричал на людей и плакал. Обычно, я настолько этим изматываюсь, что сразу засыпаю, а, проснувшись, опять становлюсь собой.

Фото Тимоти Арчибальда

Понимание

Этим детям необходимо понимание, как никому другому, потому что они как раз многих вещей не понимают. Обычный мозг прогрессирует от простого к сложному, а вот у аутистов все по-другому. Наш мозг принимает информацию и перенаправляет ее, а детей с расстройством нужно научить это делать, так же, как и мыслить категориями, идеями, определять причину и следствие.
Родители должны много читать по развитию таких детей, ходить в специальные кружки и общаться со специалистами. Напоминайте окружающим, что Аспергер — это медицинская проблема, а не проблема поведения. Мозг таких людей функционирует по-другому.

Ник: мой мозг похож на недрессированную собаку. Тебе нужно постоянно повторять одно и то же, пока он не поймет. Если хотите меня понять, почитайте книги про синдром Аспергера. Моя любимая -All Cats Have Asperger’s Syndrome (У всех котов синдром Аспергера).

Когда ребенок с Аспергером читает вслух, его голос тихий и монотонный, без эмоций и интонации. Каждое слово — кусочек информации, а не часть истории.

Ник: когда я нервничаю, мой голос становится либо очень тихим, либо очень громким, либо писклявым. Иногда он похож на тот, которым говорят люди, вдохнувшие гелия из шарика. Когда я выступаю перед всем классом, может казаться, что я пою. Вначале я не могу это контролировать, но через пару предложений, когда я понимаю, что все хорошо, я снова контролирую свой голос.

Вес

Тяжелая куртка, одеяло, спальный мешок или сильные медвежьи объятия могут успокоить слишком активный мозг. Контакт с другим человеком успокаивает и расслабляет. Есть фильм «Тэмпл Грандин» , в котором повествуется о женщине с аутизмом, профессоре и изобретателе. Она создала специальную машину объятий, чтобы успокаиваться в нужные моменты.

Ник: иногда мне нужно укрыться несколькими одеялами и нагромоздить на себя подушек, чтобы быть спокойным. У моего друга есть особый жилет с утяжелителями, который он использует в тяжелые моменты. Иногда мне помогает то, что я очень сильно обнимаю маму — мне комфортно и спокойно.

Рентген

Чтобы понять причины Аспергера, врачи проводят обследования с использованием рентгена. Многие части мозга людей с синдромом были отмечены, как более активные. Ученые едины во мнении, что расстройство аутического спектра — проблема генетическая, и пытаются изолировать пораженные гены.

Ник: если бы нам сделали рентген, вы бы увидели, что мой мозг работает не так, как ваш. У меня одновременно задействованы несколько областей, посылая мне одновременно много сигналов. Я видел такое по Дискавери.

Фото Тимоти Арчибальда

Юность

Определить то, что у ребенка синдром Аспергера трудно, ведь простым анализом или тестом здесь не обойтись. Всех детей нужно проверять на задержки в развитии во время регулярных осмотров, особенно в возрасте 1.5 и 2 лет. Те дети, у которых кто-либо из родственников имеет расстройство аутического спектра, имеют больший риск его развития. Чем раньше диагностировано расстройство, тем скорее можно обеспечить ребенка всем необходимым для его счастливой жизни.

Ник: мама говорит, что раньше никогда об Аспергере и не знала, пока врач не сказал ей, что у меня такое может быть. Она понимала, что-то не так, но причина проблемы ей была неясна. Она много читала о синдроме, и какие-то мои особенности в детстве — как то, что я не смотрел в глаза, не следил за пальцем — подсказали ей, как все обстоит на самом деле.

Зона

Если ребенок с Аспергером чем-то очень увлечен, вытянуть его из этой зоны крайне сложно. Ребенок с такой атмосфере может вслух что-то произносить, если никого нет рядом. Чтобы избежать проблем, но следовать графику, его нужно, во-первых, создать и придерживаться, а во-вторых, предупреждать ребенка за 10 минут до перехода к другой деятельности.

Ник: обычно я ставлю себе таймер, чтобы знать, когда нужно закончить играть с Лего или в компьютерные игры. Я так увлекаюсь, что времени не замечаю. Однажды я играл с Лего 6 часов, и маме сказал, что я еще не закончил, когда она попросила перестать. Когда она показала мне часы, я был очень удивлен. Иногда я настолько сконцентрирован, что не слышу, как со мной разговаривают, поэтому меня надо легонько тронуть за плечо. Я не игнорирую — я просто не слышу.

В сороковых годах прошлого столетия австрийский ученый впервые выдвинул предположение о наличии своеобразного расстройства – аутической психопатии. Позже патология получила эпоним в честь своего открывателя – Ганса Аспергера.

Психолог-клиницист наблюдал большую группу детей, фиксируя каждое отличие в их поведении. Все полученные данные впоследствии были включены в картину синдрома Аспергера.

Что представляет собой синдром Аспергера?

Дети, страдающие данной патологией, не проявляют никакого интереса к социуму – они живут в своем внутреннем мире . Они скупы на эмоции. Их речь, мимика не передают чувства, мысли. Эти характерные признаки послужили основой для рассмотрения синдрома Аспергера, как одной из форм аутизма. Хотя точно сказать, что собой представляет патология – неврологическое расстройство особого характера или специфическое поведение аутиста, ученые не могут и сейчас.

Причиной для разногласий служил тот факт, что дети, страдающие синдромом, не проявляют признаки отставания в интеллектуальном развитии. Спустя время, специалистами был разработан тест, который они апробировали на детях с синдромом Аспергера. Результат был ошеломительный – 90 из 100 больных имели высокие умственные показатели . Они заключались в феноменальной памяти и умении выстроить логическую неоспоримую цепочку.

Причины возникновения заболевания

Точные факторы, вызывающие заболевание, вызывают спор у многих ученых мира. Но большая их часть склонна признать теорию, которая указывает, что причины болезни синдрома идентичны аутистической аномалии. Основные факторы:

  • Наследственно-генетическая предрасположенность.
  • В первый триместр произошло токсическое воздействие на плод.
  • Внутриутробная инфекция.
  • Вирусные заболевания матери в период беременности – токсоплазмоз, герпес, краснуха.

Кроме основных причин, врачи выделяют и такие, как:


Последний перечень возможных причин принадлежит к рабочим версиям. Большая часть ученых склонна признать основной причиной возникновения болезни генетическую связь.

Характерные признаки

При данном психическом расстройстве физические отклонения отсутствуют. Симптомы болезни у ребенка можно выявить только путем наблюдения за его поведением и реакцией. Признаки синдрома Аспергера разнообразны.

Современная психология совместно с малой психиатрией характеризуют синдром посредствам триады симптомов:

  • Проблемы восприятия окружающих на чувственном и пространственном уровне.
  • Дефицит с творческим мышлением, эмоциями, устной речи.
  • Трудности коммуникативно-социального характера.


Первые признаки заболевания у ребенка начинают проявляться в раннем возрасте – 2, 3 года
.

Резкий свет, громкий звук или сильный запах могут вызвать слезы. Данные проявления не всегда являются показателем синдрома Аспергера, но могут свидетельствовать о неврологическом расстройстве малыша. Большинство родителей не понимают причину такой реакции ребенка на внешний раздражитель. С возрастом такая симптоматика уменьшается, но гиперчувствительность не исчезает и даже более, она трансформируется.

При заболевании Аспергера страдает не какая-либо одна сторона личности малыша, а его личность в целом. Вот симптомы, которые наиболее ярко проявляются у «особенных детей»:

  • Малыш обособлен и замкнут.
  • Неуклюжесть носит хронический характер. Особенно заметна она при передвижении ребенка, действий с предметами. Такие больные не могут удерживать определенную позу, отказываются принимать участие в играх с мячом и другими предметами.
  • Мелкая моторика нарушена. У малыша возникают проблемы с застегиванием пуговиц, развязыванием и завязыванием шнурков. Пальцы с трудом захватывают мелкие предметы.
  • Дети с синдромом Аспергера игнорируют общепринятые нормы и правила поведения. Они становятся неадекватными при малейшем изменении привычных внешних обстоятельств.
  • Ребенок с такой патологией неспособен воспринимать интонацию, мимику и жесты других людей во время общения. Данный симптом известен, как эмпатическая неразвитость.
  • Больные испытывают затруднения в выражении своих чувств, речь у них монотонная.
  • Детишки с патологией Аспергера остро реагируют на незнакомых людей, они необщительны, испытывают сложности в налаживании и поддержании контакта с другими детьми.
  • Им сложно участвовать в играх, где требуется воображение. Они с трудом изображают повадки животных или действия человека.
  • Больной ребенок воспринимает все сказанное буквально. Им не свойственно сравнение.
  • Они не любят веселых мультфильмов, не понимают шуток.
  • Отличаются «особые» от других склонностью к последовательным, повторяющимся движениям, действам.
  • Ребенок часами может проводить время за одним и тем же занятием. Как правило, игра или хобби носит спокойный и монотонный характер.
  • Они проявляют интерес к чему – то одному, это могут быть динозавры, машинки, природа, космос. Причем интерес этот всепоглощающий, малыш самозабвенно, часами может говорить о своем увлечении.
  • Больные не переносят, когда к ним прикасаются посторонние. Во время беседы, ребенок старается не смотреть собеседнику в глаза или смотрит, как на неживой объект.
  • Такие дети предпочитают общаться с взрослыми или младше себя по возрасту, но только не со своими одногодками. Любое действо со сверстниками заканчивается конфликтом. Зачастую обусловлено это тем, что ребенок с синдромом Аспергера предпочитает установить свои правила, не признает компромисса, не может действовать по чужим критериям. Естественно дети не терпят этого и отвергают такого ребенка.
  • Они очень правдивы, они смущаются при малейшем замечании. Ребенок с синдромом не владеет подтекстом, поэтому их слова могут быть оскорбительны для окружающих. Но при этом он не стремиться обидеть, он не понимает «что такое хорошо, а что такое плохо».

Малыш с патологией Аспергера очень привязан к своим родителям и дому . Новая обстановка может вызвать у него дискомфорт и беспокойство. Для него также важно, чтобы все находилось на своих местах, особенно это касается личных предметов. Неожиданности в распорядке дня могут вызвать истерику у такого ребенка. К примеру, если его из садика забирал отец, а пришла мама, то может начаться приступ.

Важно! При любом признаке аномалии необходимо обратиться к специалисту.

Диагностика болезни

Симптомы болезни разнообразны и многочисленны. Не встретить двух малышей с болезнью Аспергера, схожих друг с другом. Наличие пары признаков приведенных выше не являются основанием для констатации патологии, поэтому для вынесения диагноза должны использоваться следующие методы:

  • тест на оценку умственных способностей;
  • тест на выявление чувствительности;
  • тест творческих способностей.

Также существуют специальные тесты, позволяющие выявить именно синдром Аспергера у детей.

  • ASSQ используется для определения патологии у детей с шести лет. Они должны передать характер увиденных персонажей.
  • TAS-20 определяет отсутствие эмоций у ребенка. Для этого больной должен рассказать о своих ощущениях при просмотре некоторых фотографий, картинок.

На основании полученных результатов исследования, тестирования, наблюдения специалист составляет схему лечения.

Как правильно лечить?

Основная терапия синдрома заключается в психологической коррекции поведения . Психотерапия для «особого ребенка» направлена на развитие навыков, способных адаптироваться в социуме. С детьми и их родителями проводят специальные тренинги, на которых обучают общению и правилам поведения в обществе, занимаются развитием мелкой моторики, делают лечебную гимнастику, массаж.

Питание у таких больных должно быть ограниченным . Из рациона необходимо удалить такие продукты как:

  • Содержащие глютен – кетчуп, хлебобулочные и колбасные изделия, сладости, консервированные фрукты, овощи, перловую, ячневую каши.
  • Содержащие казеин – молоко, творог, сыр, мороженное и молочные десерты.
  • Продукты, в которых содержится сода, соя, искусственный заменитель сахара.
  • Грибы, цитрусы, рис, кукурузу следует исключить из рациона.

Учеными доказано, что влияние данных продуктов негативно сказывается на умственном развитии.

Важно! Психотропные медикаменты в лечении детей с синдромом Аспергера подбираются только специалистом. Самолечение недопустимо.

Вылечить болезнь народными средствами, как и традиционными невозможно, но помочь обратить взор малыша на окружающий его мир и избавить от страхов можно. Для этого используют дельфинов или лошадей.

Профилактика заболевания

Профилактики синдрома нет. Связано это с тем, что до конца не изучена этиология болезни. Но для улучшения жизни и здоровья больных необходимо не останавливаться на достигнутых результатах, а продолжать их закреплять.

Заключение

Полностью избавиться от синдрома Аспергера невозможно. Данная патология переходит во взрослую жизнь с некоторой интерпретацией.

5% людей, страдающих этим заболеванием, живут вполне нормальной жизнью, и выявить у них проблему с адаптацией в обществе можно только при проведении специальной диагностики.

Две трети заболевших могут работать, создавать семьи, растить детей. Большого успеха в карьере достигают те пациенты, которые нашли работу по своим интересам.

Синдром Аспергера не относится к заболеваниям, приводящим к летальному исходу, но 20% больных перестают быть личностями. Данное расстройство психики было выявлено у таких знаменитостей, как Эйнштейн, Моцарт, Мария Кюри.

Совет от Комаровского! «Дети, страдающие синдромом Аспергера совершенно другие, не такие, как все. Главное, нам, научиться понимать друг друга. И у нас такой возможности больше, поэтому мы обязаны сделать первый шаг для этого»

Нарушения развития индивида, трудности в социальном взаимодействии, поведенческие расстройства считаются расстройствами аутического спектра (РАС). Относятся к РАС аутизм и синдром Аспергера у детей. Последнее расстройство названо в честь австрийского психиатра и педиатра Г. Аспергера, который первым описал это состояние. Врач заметил, что его маленькие пациенты имеют ограниченные интересы, плохую речь, не умеют наладить социальные контакты, страдает от неуклюжести.

Классический ранний аутизм встречается примерно у 5–10 ребят из 10000 детского населения, чаще у мальчиков, чем у девочек. Синдром Аспергера - более распространенное нарушение развития, но пострадавшему ребенку иногда ставят неправильный диагноз либо не определяют РАС. Официальные медицинские источники приводят такие данные о частоте синдрома Аспергера среди школьников: 30–70 случаев на 10000 здоровых детей.

Современные исследования этого состояния начались в 1981 году, к 1990-му были разработаны стандартные диагностические методики. Дискуссии в научном и медицинском сообществе возобновились, и в 2013 году психиатры предложили исключить спорный диагноз, сменить его записью о расстройстве аутического спектра с оценкой тяжести конкретных случаев.

Точная причина развития синдрома Аспергера до сих пор не известна, хотя результаты исследований указывают на его генетическую природу, сопутствующие неврологические и биохимические нарушения.

Изучение строения ДНК у детей с нарушениями в развитии не выявило мутации. Современные исследования мозга также не позволяют распознать патологические изменения, которые бы спровоцировали картину, характерную для этого состояния. Ганс Аспергер в свое время отмечал схожесть симптомов у детей и отцов семейств. Эксперты пришли к выводу, что РАС являются результатом взаимодействия комплекса факторов.


Вероятные причины развития синдрома Аспергера - наследственность и воздействие неблагоприятной окружающей среды на женщину в период беременности (тератогенный эффект). Наибольшая уязвимость плода к токсинам отмечается в первые три месяца после начала беременности. Усугубляют ситуацию стресс, неблагополучная обстановка в семье. Родители среди гипотез о происхождении синдрома Аспергера выделяют негативный эффект вакцинации детей, не нашедший подтверждения в научных кругах.

Симптомы и течение синдрома Аспергера

Многие дети с таким диагнозом во взрослой жизни устраиваются на работу и адаптируются в социуме. Однако, именно ранняя диагностика и терапия позволяют облегчить состояние ребенка с расстройством аутического спектра. Диагностикой РАС занимаются детские психологи. Врач изучает социальное поведение, интеллект, физические данные, с помощью теста на синдром Аспергера у детей оценивает коммуникабельность, использование жестов и мимики, уровень эмоциональности. Важными ориентирами считаются медицинские заключения других специалистов, результаты изучения семьи.


Основные симптомы синдрома Аспергера у детей:

  • стремление выполнять повторяющиеся действия (встряхивание, вращение конечностей);
  • отсутствие выражения лица или ограниченное использование мимики и жестов;
  • неспособность создать и поддерживать зрительный контакт;
  • стереотипное повторение моделей поведения;
  • воспроизведение одних и тех же звуков;
  • проблемы с воображением;
  • трудности в общении.

Обычно первые симптомы у детей становятся заметнее на третьем году жизни, сохраняются до полового созревания и ослабевают в зрелом возрасте.

Люди с синдромом Аспергера часто испытывают колебания настроения и поведения, вызванные нарушением привычного течения распорядка дня, изменением окружения. Они напоминают аутистов повышенным интересом к определенной области знаний или деятельности, выражением лица, но отличаются от пациентов, страдающих шизофренией, шизоидным расстройством.

Разнообразие проявлений синдрома Аспергера

Поведение людей, у которых диагностировали РАС, может сильно отличаться. Есть тип, близкий к аутизму, когда отмечается стремление избежать присутствия других, нежелание покидать помещение, неуверенность и страх перед людьми. Общая черта людей с РАС - нарушения координации конечностей и мышц. Дети отстают в физическом развитии, не достигают успехов в спорте. Часто встречается сочетание расстройств аутичного спектра с гиперактивностью.


Синдром Аспергера обычно не влияет на интеллект детей, они обучаются в школе, умеют читать, писать, считать, но требуют больше внимания педагогов и родителей. Встречаются среди таких ребят «лирики» и «физики», проявляющие интерес к определенным областям знаний, узкоспециализированной информации. Первый случай - это более высокий уровень вербального мышления, по сравнению с аналитическими и техническими способностями. Формируется богатый словарный запас, развивается умение участвовать в дискуссиях, высказывать свое мнение и приводить аргументы.


«Физики» способны понять и переработать большие объемы информации, они первенствует в области математики и информатики. Абстрактное мышление развито, но не сформированы на достаточном уровне вербальные навыки. Дети с этим типом синдромом Аспергера могут найти решение, но не сумеют правильно объяснить полученные результаты в присутствии других.

Такие проблемы ребенка его окружение оценивает как чудачество, застенчивость, лунатизм. Особенности поведения считают недостатками воспитания или характера. Например, кажется странным неумение определить по виду человека его примерный возраст, настроение. Люди с синдромом Аспергера, не могут распознать сигналы, которые без труда «читают» другие. Основные проблемы появляются при установлении отношений, понимании других людей, социальном поведении. Меньше трудностей возникают с речью, по сравнению с классическим аутизмом.


Дети с синдромом Аспергера не избегают компаний, стремятся к контактам с людьми, но часто принимают все буквально. Ирония и юмор, метафоры, гиперболы не доступны их пониманию. Окружающим они могут показаться надменными, равнодушными, хотя на самом деле это не так. Иногда у детей с этим расстройством возникают проблемы в изучении наук, требующих развитого абстрактного мышления. Повторение неудач в межличностном взаимодействии, учебе и жизненных ситуациях приводит к появлению у детей неуверенности, чувства собственной неполноценности, самоосуждения.

Лечение синдрома Аспергера

Ранний и точный диагноз, своевременно начатое лечение помогут избавить ребенка от ненужного стресса, облегчают его взросление. Кроме того, появляется возможность правильно организовать воспитание и обучение. Одно из направлений терапии - немедикаментозное. Ребенка учат распознавать по фотографии либо рисунку, что чувствует человек. Создают различные ситуации и побуждают к определенному поведению в них. Проводят сеансы лечебной физкультуры, применяют методику Войта для улучшения двигательной координации.

Начиная с детского сада, ребенок с синдромом Аспергера должен получать логопедическую помощь.

Медикаменты используются реже, чем при классическом аутизме. Если синдром Аспергера сочетается с гиперактивностью, то врач выписывает соответствующие лекарственные средства. Кроме того, в зависимости от преобладающих симптомов назначают антидепрессанты, препараты для устранения повышенной тревожности, агрессии, неврозов.


Смягчают симптомы синдрома Аспергера антипсихотические медикаменты на основе действующего вещества рисперидон - «Рисполепт», «Ридонекс», «Лептинорм». Они эффективны в случае повторяющихся действий, агрессии и самоагрессии, импульсивного поведения. Сильные побочные эффекты и седативное действие этой группы лекарств не позволяют широко применять их для лечения синдрома Аспергера у детей дошкольного и школьного возраста.

Если не лечить РАС, то вырастет новый Эйнштейн?

Очень часто люди с аутизмом или синдромом Аспергера способнее и успешнее других, они входят в списки знаменитых личностей в мировой истории и культуре:

Л. ван Бетховен и Моцарт - великие композиторы прошлого.

Ф. Кафка, Э. Дикинсон, М. Твен - писатели.

Б. Фишер - шахматный гроссмейстер.

А. Эйнштейн - физик-теоретик.

Г. Форд - промышленник.

Т. Эдисон - изобретатель.