Основой воспитания на третьем году жизни ребенка остается, как и раньше, правильно составленный и четко проводимый режим дня. Но в связи с развитием ребенка в него нужно внести изменения.

В этом возрасте здоровый, нормальный ребенок должен спать в течение суток 12-13 часов, из них ночью 10-11 и среди дня 2,5-l,5 часа. Бодрствовать активно, без переутомления, он может в пределах 6,5-5,5 часов, не больше. Указанные колебания в продолжительности бодрствования и сна зависят от индивидуальных особенностей детей. Одни дети могут бодрствовать не больше 5,5 часов и спят днем не меньше 2-2,5 часов.

Другие - бодрствуют 6-6,5 и спят днем всего лишь 1,5- 2 часа. В пределах возрастных норм имеются и другие индивидуальные отклонения в продолжительности бодрствования и сна.

Нервные, легко утомляющиеся дети и дети после перенесенных ими тяжелых заболеваний нуждаются в более коротком бодрствовании и более частом и длительном сне. Иногда их даже следует снова временно перевести на два дневных сна.

Как же определить, какой режим сна и бодрствования требуется вашему ребенку? Об этом можно судить по его поведению. Если перед сном ребенок становится либо возбужденным (кричит, много и иногда беспричинно смеется, беспорядочно много двигается, шалит, делает заведомо недозволенное, не слушает, что ему говорят, в конце концов разражается слезами), либо, наоборот, вялым (ничем не может заняться, хнычет по малейшему поводу, обижается без причины),- это показывает, что он уже исчерпал свои возможности, что он уже переутомился.

В этом случае надо уменьшить длительность бодрствования на 30-40 минут, а иногда даже и на час, чтобы не доводить его до переутомления. Если же ребенок к моменту укладывания уравновешен, бодр, хорошо себя чувствует и, уложенный спать, долго не засыпает, то можно продлить время его бодрствования, отсрочив на некоторое время начало сна.

Следовательно, режим сна и бодрствования надо устанавливать каждому ребенку не только в соответствии с его возрастом, но и учитывая его индивидуальные возможности. При наличии твердого режима, отвечающего потребностям ребенка, он обычно в положенное время быстро засыпает и пробуждается в положенное время в хорошем настроении. Следует помнить, что в иные дни ребенок спит несколько дольше, чем обычно. Это вполне естественно и зависит от многих причин: от физического состояния ребенка, пережитых впечатлений, окружающей обстановки, погоды и др. Такие случайные колебания не должны служить поводом для изменения установленного режима. Не следует беспокоиться, если малыш иногда несколько дольше поспит или не сразу заснет. Сигналом к изменению режима служит повторение таких случаев, а главное - изменение самочувствия ребенка перед сном.

Иногда родители отмечают, что летом дети худеют, становятся более раздражительными и непослушными, их бывает трудно усадить за какую-либо спокойную игру. Это объясняется тем, что летом дети, много бывая на воздухе, получают значительно больше разнообразных впечатлений, чем зимой. Будучи легко одеты и видя много нового, интересного, они очень много двигаются. И в то же время летом они меньше спят.

В силу естественных природных явлений летом дети обычно засыпают вечером примерно на час позже и раньше просыпаются утром. Все это и приводит к переутомлению. Поэтому в летнее время следует укладывать ребенка спать днем на час-полтора раньше обычного и тем самым дополнять укороченный ночной сон.

Летом ребенок по возможности должен весь день проводить на воздухе. В холодное время года ежедневно два раза гулять. Дети 2-3 лет могут уже свободно двигаться во время прогулок, даже одетые в теплую одежду и обувь.

Это позволяет увеличить время зимней прогулки до 1,5-2 часов.
Весной и осенью длительность пребывания на воздухе увеличивается в зависимости от погоды на большее или меньшее время.

Ребенок двух-, трехлетнего возраста не может длительное время заниматься чем-либо одним, так как быстро утомляется. Но сам он регулировать свою деятельность еще не умеет. Поэтому в режиме дня надо определить время для разных видов его занятий, обеспечив их разнообразие и чередование спокойных и подвижных игр, самостоятельных игр и игр-занятий со взрослыми.

Если малыш посещает ясли, то необходимо его домашний режим согласовать с ясельным, посоветовавшись с педагогом или врачом.

Многие матери жалуются, что им трудно утром разбудить ребенка. Это говорит о том, что он за ночь не выспался. Время утреннего подъема нельзя отсрочить, особенно если мать работает и ребенок ходит в ясли. Остается одно - вечером раньше укладывать его спать, чтобы ночью он спал не меньше 10 часов.

Все необходимое для ребенка следует подготовить с вечера, это даст возможность утром спокойно, не торопясь в течение получаса поднять и одеть его.

В выходной день кормление, дневной сон и прогулку следует проводить в те же часы, к которым ребенок привык в яслях, т. е. строго соблюдать ясельный режим.

Помните, что нарушение привычного режима дня вызывает различные отрицательные изменения в настроении и поведении ребенка (отказывается есть, долго не засыпает, капризничает и т. д.). Единый режим в яслях и дома обеспечит бодрое, уравновешенное поведение ребенка.

Для того чтобы ребенок во время бодрствования был активен, не уставал и чтобы это время приносило пользу для его развития, надо правильно организовать всю деятельность малыша.

Ребенок 2-3 лет может значительное время играть самостоятельно, но все же его нельзя на все время бодрствования предоставлять самому себе. Он нуждается в присмотре, помощи и руководстве старших. Поэтому надо правильно решить два вопроса: когда и в какое время ребенок может играть самостоятельно и когда взрослые должны уделить специальное время для игры и занятий с ним.

После ночного сна, т. е. длительного хорошего отдыха и большого перерыва в деятельности, ребенок может хорошо сам чем-либо заняться.
В утренний отрезок дня остающиеся дома близкие обычно заняты домашним хозяйством, а поэтому очень хорошо эту часть дня организовать так, чтобы ребенок в основном мог заниматься сам лишь при очень небольшом участии взрослых.

Утром до завтрака, когда все заняты, ребенок, после того как он умыт, одет, может поиграть самостоятельно. После завтрака, пока ребенок еще бодр, полон сил, хорошо дать ему какое-либо занятие, более сложного характера, например, рассматривание книжки, постройку из кубиков и т. п.

Если мать или бабушка делают в это время то, в чем может принять какое-либо участие и маленький ребенок, то хорошо привлечь и его к своей работе, что он очень охотно и с интересом делает. Часа через полтора после завтрака, когда ребенок исчерпает свои возможности самостоятельно играть, а мать или бабушка уже выполнят необходимые хозяйственные дела, надо пойти с ним гулять.

На прогулке он должен играть в подвижные игры, наблюдать окружающее, т.е. находиться в активном, деятельном состоянии. Взрослым следует чередовать подвижные игры с более спокойными занятиями (наблюдение, разговор).

Возвратиться с прогулки надо не позже чем за 30- 40 минут до еды, чтобы малыш успел немного отдохнуть. Хорошо, чтобы это время ребенок снова играл самостоятельно. Можно и очень полезно привлечь ребенка к участию в приготовлении к еде и уборке игрушек: «Давай подвинем с тобой вместе столик, сейчас будем есть», «Убери куклу со стола, мне надо поставить посуду» и т. д.

Вечером приходят с работы взрослые члены семьи меняется характер домашних работ и у матери. Поэтому можно уделить больше времени непосредственно занятиям с ребенком. В течение второй половины дня надо обязательно позаниматься с ним и второй раз погулять. Старшие братья и сестры обычно вечером готовят уроки, взрослые отдыхают, нужно сделать так, чтобы малыш им не мешал, занять его спокойной игрой.

Но ребенок не может весь вечер провести в спокойных играх, его потребность в движениях должна быть удовлетворена на прогулке, где он, никому не мешая, может побегать.

При такой организации бодрствования ребенок в течение всего дня чувствует себя хорошо. Он занят, и взрослые могут выполнять домашнюю работу.

Если ребенок посещает ясли, то вечером по возвращении домой необходимо выделить минут 30-40, чтобы заняться с ним какой-нибудь спокойной игрой, либо рассказать ему сказку, посмотреть с ним книжку. Оставшееся перед сном время пусть он поиграет самостоятельно.

Новые и очень интересные игрушки лучше давать ребенку в выходной день, так как вечером у ребенка слишком мало времени для игры и он, не желая с ними расстаться, не захочет пойти спать.

Возвращение из яслей желательно превратить в прогулку. Лучше, если позволяет расстояние, идти с ребенком пешком. При этом не надо торопиться. Пусть он подольше побудет на воздухе. Находясь среди других детей в течение дня, он несколько перевозбуждается, и прогулка будет для него разрядкой.

Примерный режим дня ребенка от 2 до 3 лет.

Вашему малышу уже два годика? Спешим вас поздравить с этим достижением. Вероятно, вы уже заметили, как настойчиво кроха тянется к знаниям, он проявляет интерес абсолютно ко всему: природным явлениям, работе домашней техники, животным и птицам, а также многим другим событиям, попадающим в зону его внимания. Теперь ребенок действует осознанно, он стремится приобрести как можно больше навыков и знаний.

Режим дня по часам

В два годика ребенок привык жить по расписанию и любой сбой воспринимает проблемно. Поэтому по возможности старайтесь придерживаться режима дня, не допуская его нарушений. Самое главное правило - прием пищи всегда должен происходить в одно и то же время. Это же касается и сна. Все остальные занятия можно переносить на другой час без особого вреда для ребеночка. Вариант дневного расписания:

  • 07:00 - просыпание;
  • 07:00–07:30 - чистка зубов, ушек и носика, умывание, переодевание;
  • 07:30–08:00 - утренняя гимнастика, ее желательно делать вместе с мамой или папой;
  • 08:00–08:30 - завтрак, молочная каша или овощное пюре, к чаю можно предложить печенье;
  • 08:30–09:00 - развивающие игры;
  • 09:00–11:00 - первая прогулка, в холодный сезон лучше выйти на улицу позже, когда станет немного теплее, летом постарайтесь выгулять ребенка до наступления жары;
  • 11–00:12:00 - игры дома, чтение книг, прослушивание музыки совместно с мамой;
  • 12:00–12:30 - обед, к этому времени у ребенка обычно уже есть аппетит, предложите ему супчик, в качестве питья подойдет компот;
  • 12:30–13:00 - самостоятельные игры, подготовка к дневному сну;
  • 13:00–15:00 - послеобеденный сон;
  • 15:00–15:30 - пробуждение;
  • 15:30–16:00 - игра с конструктором, рисование;
  • 16:00–16:30 - полдник, легкая закуска перед прогулкой не помешает;
  • 16:30–18:30 - пора отправиться на свежий воздух;
  • 18:30–19:00 - возвращение домой, мытье рук;
  • 19:00–19:30 - общение со старшими, изучение новых песенок или развивающие игры;
  • 19:30–20:00 - ужин в кругу семьи;
  • 20:00–21:00 - воздушные ванны, купание, массаж, подготовка ко сну;
  • 21:00 - сон.

Расписание плотное, но это не значит, что вам необходимо каждую минуту находиться возле ребенка. Малыша можно «озадачить» чем-нибудь, оставив его в поле зрения, а в это время заняться приготовлением обеда или другими домашними заботами. Кроху необходимо постепенно приучать к тому, что у мамы и папы тоже могут быть какие-то занятия. Если такой вариант дневного расписания не подходит, его можно адаптировать под потребности своей семьи. Главное, чтобы оно соответствовало биоритмам малыша.

Что умеет двухлетний малыш?

Одно из самых любимых развлечений детей этого возраста - рисование. Конечно, до Леонардо да Винчи или Айвазовского им еще далеко, но вы сами убедитесь в том, что нет ничего приятнее, чем рассматривать очередные «творения» собственного ребенка. И даже если лошадь почему-то схожа с Медведь-горой, а машина практически точно повторяет очертания лодки, не забудьте похвалить малыша, ведь он так старался.

Самое время привлечь кроху к творческим процессам. Один из вариантов - лепка. Для этого придется запастись пластилином. Малыш с удовольствием будет создавать из него фигурки, но вряд ли стоит его оставлять одного, с большой вероятностью можно утверждать, что ребенок обязательно пожелает испробовать новый материал на вкус. Популярный вариант занятий - пальчиковое рисование. Для этого вам понадобятся акварельные краски. Попробуйте выделить место на стене, где можно было бы закреплять лист ватмана - малыш с удовольствием будет на нем рисовать фантастические узоры.

Не знаете, какие игрушки лучше купить двухлетнему ребенку? Это отличный период для знакомства с пазлами и конструкторами. Разумеется, детали наборов должны быть достаточно крупными, чтобы малыш не мог их случайно проглотить. Не лишним будут комплекты кубиков, в том числе с буквами. Периодически во время совместных игр можно демонстрировать крохе одну из литер, поверьте, эта информация отложится у крохи в подсознании. Основные навыки:

  • рисование;
  • прослушивание сказок;
  • первичные навыки вербального общения с детьми и взрослыми;
  • аккуратный прием пищи;
  • проведение гигиенических процедур - умывание, чистка зубиков;
  • одевание - пусть медленно, но ребенок уже в состоянии справиться с большинством предметов гардероба без помощи взрослых;
  • раскладывание по местам игрушек и одежды;
  • контролированное отправление физиологических потребностей.

Ежедневно необходимо находить время для общения с ребенком. Игры для него не просто развлечение, а способ познания окружающего мира. Родители должны стать для него проводниками, которые попутно объяснят, почему светит Солнце, что хорошо, а от каких поступков лучше воздерживаться.

Физическое развитие детей в два года

Малыш уже двигается намного увереннее, чем в полтора года. Он с удовольствием ходит по ровной линии - это может быть бордюр тротуара или уложенная на поверхность доска. Чаще всего двухлетние детки радостно и оживленно развлекаются во время подвижных игр. Им можно предложить поиграть с мячом или попрыгать. Каждый день с ребенком стоит проводить гимнастику, времени это займет немного, до получаса, зато польза огромная:

  • вдох–выдох, этим упражнением следует начинать и завершать занятие;
  • ходьба под музыку с высоким поднятием колен и движением руками в разные стороны;
  • перемещение по комнате прыжками - на протяжении 40–50 секунд;
  • «гусиная» ходьба;
  • «велосипед» – одно из самых популярных упражнений.

По желанию вы можете дополнить этот перечень другими движениями. Под каждое упражнение можно придумать историю, тогда малышу будет приятнее заниматься.

Интеллектуальные игры для детей двух лет

Есть много игр, стимулирующих умственное развитие. Например, поиск изображения, которое соответствует объемной фигуре. Для этого можно поискать готовые наборы в розничной сети или самостоятельно изготовить комплект собственными силами. Другие варианты:

  • сборка пирамидок, матрешек;
  • игра с конструктором - начинать следует с простейших элементов, позже можно перейти к сложным вариантам, содержащим больше деталей;
  • подборка игрушек по цвету или форме;
  • контрасты - твердый–мягкий, плоский–объемный, легкий–тяжелый, теплый–холодный;
  • рисование геометрических фигур.

Если вы замечаете, что малыш устал, лучше прервать занятие. Как правило, в два года детки способны концентрировать внимание в течение 20–30 минут. По истечении этого времени они переключаются на что–то другое.

Характер двухлетнего ребенка

Для детей этого возраста свойственно стремление повсюду успеть и активность. Маленькие непоседы с трудом остаются на одном месте, им постоянно хочется смены обстановки, они с удовольствием гуляют по новым местам, удивленными глазами озирая незнакомые окрестности. Важный момент! Для двухлетних малышей очень важно регулярно получать одобрение взрослых, поэтому не забывайте похвалить их за достижения.

Частая проблема - капризы ребенка . Как с этим бороться? Чаще всего малыш проявляет недовольство в следующих случаях:

  • когда он хочет привлечь к себе внимание окружающих;
  • если нет желания делать то, что ему велят старшие;
  • при потребности скопировать поведение одного из родственников или друзей.

В таких случаях можно лишь посоветовать сохранять самообладание и не срываться. Один из способов - отвлечь внимание крохи, предложить ему интересное занятие или же показать что–то новое. Другие характерные особенности поведения:

  • отказ идти на контакт с незнакомыми людьми - зачастую в два года детки проявляют подозрительность;
  • активные жесты, склонность громко говорить для привлечения внимания;
  • желание общаться вербально;
  • малыши в два годика с удовольствием просматривают мультфильмы и детские программы - по интернету или телевизору.

Особое отношение у двухлетних детей к музыке, причем, это характерно и для мальчиков, и для девочек. Они с воодушевлением поют вместе с взрослыми, как правило, любят пританцовывать в такт музыке.

Питание двухлетнего ребенка

Малышу регулярно необходимо давать мясо и рыбу, свежие овощи и фрукты, крупы. В рационе обязательно должны присутствовать кисломолочные продукты, вместе с которыми в организм поступает кальций. Именно от него зависит формирование костно-скелетной системы ребенка. Основные принципы питания:

  • рыба - дважды в неделю;
  • творог - ежедневно не менее 100 г;
  • твердый сыр - не более 40 г;
  • фрукты с овощами в свежем виде - каждый день;
  • в рационе малыша обязательно должны быть салаты и тушеные овощи;
  • достаточное количество питья - один из факторов полноценного развития.

Не перекармливайте ребенка! Это распространенная ошибка многих родителей. Особенно опасно вечернее переедание, которое может способствовать снижению аппетита на следующий день. В переходные периоды (весной и осенью) давайте ребенку витамины - по этому поводу лучше проконсультироваться с педиатром.

Вашему малышу 2 года. Он умеет бегать и прыгать, ударять ногой по мячу, строить башни из кубиков, вырезать ножницами, даже ходить задом наперед. Вам хочется быть самой лучшей мамой и сделать для него больше, например создать идеальное меню.

Режим дня 2-летнего непоседы меняется.

  • Вы встаете в 7.30 и делаете зарядку вместе с малышом.
  • В 7.45 наперегонки мчитесь в ванную.
  • В 8 часов на столе готовый завтрак.
  • С 8.30 до 11.30 вы играете или гуляете.
  • В 12 часов наступает время обеда.
  • С 12.30 до 15.30 малыш спит.
  • В 15.45 вы занимаетесь закаливанием.
  • В 16 часов – легкий перекус (полдник).
  • С 16.30 до 19.00 вы снова гуляете и играете.
  • 19.30 – время ужина.
  • В 20.30 – вечернее купание.
  • В 21.00 малыш ложится спать.

Но это идеальный распорядок на день. У вас нет няни и повара? Бабушка работает или живет далеко? И в магазин за продуктами вы ходите сами? В эти 30 минут между занятиями и прогулкой с ребенком вы должны столько всего втиснуть!

К двум годам дети могут питаться с «общего стола». У двухлетнего карапуза, как правило, уже имеется 20 зубов, которые способны пережевывать маленькие кусочки пищи. И протирать еду, как прежде, не нужно.

Какой «общий стол» в вашей семье? Действительно ли он соответствует всем требованиям? Чтобы упростить себе жизнь, желательно всех членов семьи перевести на правильное питание – полезное и сбалансированное. Подобрать подходящие блюда совсем не сложно. А в выигрыше останутся все.

  1. Продукты варим, запекаем, тушим, но не жарим.
  2. Максимальное количество овощей и фруктов.
  3. Каши из доступных и любимых круп каждый день.
  4. Только свежеприготовленная еда.
  5. Стараемся не смешивать белки и углеводы.
  6. Пьем много чистой воды.

Стратегическое планирование

Желательно всей семьей составить план питания на неделю с рецептами. Вы получите больше бонусов, если дети подскажут вам, что хотят видеть в своей тарелке. Вместе пишите список покупок на неделю и вместе отправляйтесь в магазин. Не поддавайтесь искушению купить чипсы, сладкие напитки, копченую колбасу. Составленный совместно план питания поможет оптимизировать покупки, приучит детей не покупать фаст-фуд. При этом вы ничего не забудете и, возможно, даже сэкономите на излишествах.

Что включить в список?

Питание малыша приоритетно в семье, поэтому ориентироваться следует на рекомендации для 2-летнего:

  • четырехразовое питание детей в течение дня;
  • горячие блюда в любой прием пищи;
  • завтрак и ужин составляют 20-25% от суточной нормы, обед – 40%, полдник – 10%;
  • в день 2-х летнему малышу нужно 1200-1400 г еды или 1000-1400 ккал: 1,5 стакана овощей, 1 стакан фруктов, 2 стакана молочных продуктов, 50 г белковой пищи, 110 г зерновых, 4 ч. л. любого масла;
  • оптимальное соотношение жиров, белков и углеводов для детей 1:1:4;
  • меню детей должно быть разнообразным, рецепты – интересными;
  • если ребенок ест «как воробышек», увеличиваем калорийность блюд, или кормим часто, но понемногу на протяжении дня.

Примерное меню на день

  1. На завтрак планируем несложное блюдо: или кашу. Быстро готовится овсянка, если ее просто залить кипятком, накрыть полотенцем, дать настояться несколько минут и добавить кусочек масла. Гречневая и пшенная каши – тоже хорошее решение.
  2. На обед – простой овощной суп или борщ. Для детей его лучше сварить на воде или разбавленном бульоне. Вкусны и питательны супы-пюре. Набор овощей в них может быть разным: кабачок, тыква, картошка, капуста белокочанная, брокколи, морковь. Отварное мясо, тушеная или запеченная рыба, овощи, салат – тоже вписываются в концепцию здорового питания. Если в меню есть макароны, старайтесь обойтись без мяса и рыбы. Десерт и напитки – на выбор.
  3. Для детского полдника подходят фрукты, кисель с кусочком цельнозернового хлеба, кефир или .
  4. Ужин сделайте легким: запеканка, ленивые вареники, сырники на пару, овощное рагу, отварное мясо или кусочек паровой рыбы (два последних пункта меню уместны, если в течение дня норма белковых продуктов не была исчерпана).

Перед сном некоторые 2-летние дети привыкли пить молоко. Современные исследования предупреждают, что питание коровьим молоком в возрасте до 3 лет может вызвать дефицит кальция в организме и спровоцировать увеличение нервной возбудимости. Поэтому лучше исключить его из рациона.

Замените молоко молочной смесью, а правильнее – водой, постепенно уменьшая количество. Наступит момент, когда малыш привыкнет засыпать без бутылочки.

Забудьте про сосиски, бутерброды, хлопья, залитые молоком или йогуртом, и попытайтесь приучить себя готовить быстрые, вкусные и полезные завтраки для всей семьи.

Рецепты завтраков

  • В готовую овсянку добавьте порезанный кусочками банан и немного масла. Так намного вкуснее!
  • На дно сковороды выложите слоем кусочки сыра. Сверху добавьте . Смешайте яйца с водой и залейте сыр и помидоры. Поместите сковороду на 5 минут в духовку. Питательный омлет готов!
  • Для сырников потребуются: пачка творога, два яйца, соль и полстакана муки. Перемешайте, постепенно всыпая муку. Сформируйте сырники, уложите на сковороду и отправьте в духовку на 5-7 минут. Еще полезнее приготовить это блюдо на пару. На стол поставьте теплые сырники и сметану, взбитую с ягодами.
  • Омлет из нескольких яиц заверните в лаваш, добавив любимые овощи.

Вкусные идеи

Мы привыкли, что на обед всегда должен быть суп, а затем – второе. И еще компот. Вам не надоело готовить их по семь раз в неделю? Давайте пофантазируем и пригласим малыша на обед к графу.

Благородные бутерброды

  1. Нарежьте примерно стакан овощей палочками.
  2. В отдельную красивую тарелочку положите приготовленную на пару хрустящую капусту брокколи (выберите самое красивое соцветие).
  3. 30 г отварного мяса индейки, курицы или говядины нарежьте тоненькими пластинами и сделайте бутерброды на тончайших ломтиках хлеба.

Сервируйте стол, как на праздник, а потом расскажите историю о таинственном графе, который поделился с вами своими лучшими рецептами.

Салаты в формочках

  1. Можно подготовленные к обеду продукты разложить в разноцветные формы для выпечки или формочки для приготовления льда.
  2. Позвольте 2-летнему малышу неострым ножом порезать салатные листья, капусту или шпинат, вареную морковь, грушу или яблоко, мякоть авокадо.
  3. В каждую формочку или ячейку лотка положите разноцветные овощи, кусочки мяса, веточки зелени.

Привлекая детей к приготовлению блюд, вы прививаете навыки правильного питания и учите сервировать обеденный стол. К тому же всем известно, что нет вкуснее блюд, чем приготовленных своими руками.

Молодые родители чувствуют груз ответственности за каждое кормление: что, сколько и в какое время съел ребенок. А если любимое чадо не сумело скушать все? Не драматизируйте. Ослабьте давление на малыша. Нельзя кормить насильно: он вправе решать сам. Вы наготовили вкусные и полезные блюда из свежих продуктов. Просто насладитесь едой вместе.

Вечернее меню

Вечернее меню ребенка в 2 года может включать:

  • , если на обед не было мясных блюд;
  • нежирное мясо, если малыш его очень любит и не ел днем;
  • овощи, которые можно давать на протяжении всего дня;
  • фрукты – сырые и запеченные;
  • кисломолочные продукты;
  • каши;
  • запеканки;
  • яйца как самостоятельную еду или в составе легких блюд.

Время для приготовления ужина можно сократить, освоив простые рецепты.

Избранные рецепты

Запеканка из цветной капусты

  1. Разогрейте духовку.
  2. Разберите кочан на соцветья и разложите в формочки.
  3. Сверху положите нарезанные дольками помидоры, присыпьте натертым сыром.
  4. Запекайте минут 25 при 130 градусах.

На ужин отлично подойдут блюда, запеченные в духовке (в фольге, в горшочках, в рукаве для запекания). Это не слишком хлопотно и не отнимет много времени.

Курица в горшочке

  1. Не забудьте включить духовку.
  2. Филе нарежьте кусочками такого размера, чтобы двухлетнему малышу было легко их пережевывать.
  3. Уложите курицу на дно горшочка, добавьте овощи по вкусу, посыпьте сыром, поставьте в духовку и займитесь ребенком.
  4. Через час пригласите семью за стол.

Еще в горшочках хорошо получаются супы и каши.

Макароны с брокколи

  1. Небольшой кочан брокколи разделите на соцветия, опустите их в кипящую воду на 5 минут.
  2. Для ребенка 2 лет отварную капусту желательно дополнительно измельчить.
  3. Выложите брокколи на разогретую сковородку, добавив масла и немного оставшегося от варки овощного бульона.
  4. Отварите макароны и перемешайте их на сковороде с капустой.

Блюда за 5 минут

Иногда у родителей случаются особенно напряженные дни: с самого утра надо вставать и куда-то бежать. Времени на приготовление еды не остается. Чем в этом случае кормить ребенка? Вот несколько вариантов.

  • Бросьте в блендер банан, половинку очищенного от кожуры апельсина, вылейте туда же йогурт или кефир, взбейте на высокой скорости. Насыщенное углеводами, минералами и витаминами лакомство для двухлетки готово.
  • Ягодный коктейль готовят в блендере: полстакана йогурта, банан и горсть ягод (можно замороженных). Чтобы напиток согреть, запустите блендер на максимальной скорости и дождитесь, пока чаша станет теплой.
  • Загрузите в блендер очищенный , банан, яблочный сок и любимые малышом ягоды. Кстати, киви – лидер по питательной ценности среди фруктов.

Суперпродукты

Желательно, чтобы меню для ребенка 2 лет включало и так называемые суперпродукты, известные своими полезными свойствами. Кормите ими малыша хотя бы время от времени.

  • овес;
  • дикая красная рыба;
  • йогурт;
  • шпинат.

Ребенок 2-х лет все еще нуждается в здоровом питании. Установите правила для членов семьи и старайтесь соблюдать распорядок дня. Поощряйте малыша кушать разнообразные и здоровые продукты, способствующие его гармоничному развитию.

  • Дневной сон
  • Истерики
  • Можно растить ребенка, придерживаясь режима и распорядка, а можно относиться к этому более свободно, отталкиваясь от сиюминутных потребностей малыша. Однако специалисты утверждают, что дети, которые с рождения приучены к определенному режиму, реже болеют, лучше переносят стрессы, легче адаптируются к новой для себя обстановке. Нужно ли соблюдать режим, и какого распорядка придерживаться, рассказывает известный педиатр Евгений Комаровский.


    Особенности

    Пища, сон, вода, ощущение безопасности - это то, в чем дети действительно нуждаются. В режиме же, как в таковом, физиологической и психологической потребности ни у одного ребенка в мире нет, говорит Евгений Комаровский.

    С этой точки зрения, режим больше нужен не малышу, а его родителям, чтобы оставаться дееспособными взрослыми, которые в состоянии растить ребенка.

    Если чадо спит и ест тогда, когда ему захочется, даже среди ночи, то очевидно, что мама и папа не будут высыпаться, и довольно быстро превратятся в вялых и мало на что способных людей с признаками нервного истощения. Поскольку ребенку все-таки очень нужны здоровые и полноценные родители, разумнее ввести режим дня, причем сделать это как можно раньше. В идеале - сразу после выписки из роддома.

    Режим - отличный способ упорядочить жизнь семьи , в которой растет грудной ребенок, а также заранее подготовить малыша к будущему посещению садика и школы, ведь там все по режиму. Однако родителям предстоит несколько раз за первые годы менять распорядок дня, поскольку разные возраст требует разного подхода к организации режима.


    Распорядок дня по месяцам

    На самом первом этапе жизни составлять режим ребенку следует с обязательным учетом норм сна , которые имеют существенные возрастные отличия. Новорожденному, к примеру, требуется не менее 18 часов сна в сутки, ребенку в полгода достаточно 14,5 часов, а годовалому малышу -13,5 часов. Однако многое зависит и от темперамента самого ребенка.

    Некоторые малыши отказываются от дневного сна после 2 лет, но прекрасно выбирают положенные им 12-13 часов сна в ночное время. Попытки родителей все-таки заставить малыша спать в светлое время суток при этом заканчиваются полным фиаско - даже если чадо начинает спать днем, то существенно ухудшается количество и качество сна ночью. А потому составление режима потребует от родителей гибкости и понимания индивидуальных особенностей собственного ребенка.



    Режим питания удобен для родителей, но есть в нем и свои минусы, говорит Евгений Комаровский. У ребенка начинает вырабатываться желудочный сок именно тогда, когда по привычному для него режиму наступает время обеда или ужина. Но по мере взросления, обстоятельства могут меняться, в садике будет другой режим и время обеда сместится на часок, в школе - свой режим и чаду придется снова приспосабливаться. Выработка желудочного сока при отсутствии пищи не идет на пользу организму.

    Учитывая часы питания, следует максимально приблизить их к тому распорядку, который существует в детском саду, который предстоит посещать ребенку или к школьному распорядку.


    Режим прогулок очень важен для малыша и для школьника старшего возраста. Отказываться от прогулок на свежем воздухе нельзя даже во время болезни, особенно если эта болезнь - респираторная. Единственный повод не пойти на улицу - высокая температура. Но как только жар спадает, то, несмотря на насморк и кашель, нужно отправляться на улицу.


    Во время болезни режим ребенка может сбиваться, и это совершенно нормально, утверждает Евгений Комаровский. При правильно организованном распорядке чадо довольно быстро вернется в привычную «колею» после выздоровления.

    Приблизительный режим может быть следующим.

    1-2 месяца

    В этом возрасте потребность во сне - от 18 до 20 часов (в зависимости от темперамента малыша). При этом ночной сон (около 12 часов) может быть прерван на 1-2 кормления. Днем малыш спит 4-5 раз, каждый эпизод сна продолжается около 2 -2,5 часов.

    Среднее число кормлений - 6-7, промежуток между приемами пищи - от 2,5 до 3,5 часов. «Подогнать» этот примерный план под конкретные часы и минуты любая мама сможет исходя из режима дня семьи. Если домочадцы ложатся рано (в 21-22 часа), то водные процедуры и последнее кормление должно приходиться на 20.30. При этом подразумевается, что семья встает в 5.00.

    Если же родители и другие дети в семье ложатся поздно (в 23 часа), то и последнее вечернее кормление должно быть перемещено на 22.30, при этом семья (включая грудничка) просыпается в 7.00.


    3-4 месяца

    У детей в этом возрасте увеличиваются промежутки бодрствования между эпизодами сна, поэтому режим потребует родительской корректировки. Учитывая, что малыш может не спать уже по 1,5-2 часа, то количество эпизодов сна сокращается до 3-4, продолжительность каждого эпизода - 1,5-2 часа.

    Ночью крохе положено около 11 часов сна с пробуждением для кормления. Кушают дети в этом возрасте 5-6 раз в сутки через каждые 3,5-4 часа. При корректировке важно не смешать вечерние процедуры (купание, массаж и последнее кормление должны остаться в то же время, что и раньше).


    5-6 месяцев

    Ночная потребность во сне в этот период остается прежней - 11 часов. Дневные периоды длятся по 1,5-2 часа. Однако количество этих дневных периодов может быть уменьшено до 3. Бодрствует ребенок по 2-2,5 часа.

    Ночью с полугода он может уже не кушать, во всяком случае биологической необходимости в ночном кормлении с 6 месяцев уже нет. Поэтому количество приемов пищи тоже сокращается - до 5 раз в день. Между пищей кроха уже способен выдерживать четырехчасовые интервалы. Общая потребность во сне - около 15 часов в сутки.


    7-8-9 месяцев

    Это уже активный и любознательный малыш, который достаточно большие интервалы времени проводит в бодрствовании. Количество приемов пищи - 4-5 в сутки. От кормления по ночам стоит категорически отказаться. Спит кроха ночью около 10 часов.

    Днем он должен ложиться спать 3 раза, но иногда это количество уменьшается до 2 (ближе к 9 месяцам). Периоды игр и активного познания мира между эпизодами дневного сна могут длиться до 3 часов, главное, не допускать, чтобы малыш переутомлялся и оставался без сна большее количество времени.


    10-11 месяцев - 1 год

    Кушать такой малыш может уже 4 раза в день с интервалами в 4 часа. Количество дневного сна сокращается до 2 раз, но промежутки увеличиваются - до 2,5 часов на каждый сон.

    Потребность в ночном сне - 10 часов. В этом возрасте важно включить в режим более продолжительные, чем ранее прогулки и развивающие занятия.


    1,5 года - 2 года

    В этом возрасте важно откорректировать режим в соответствии с режимом дошкольного учреждения, которое родители выбрали для своего ребенка. Для этого маме нужно нанести визит в садик, поговорить с воспитателями, записать часы завтрака, обеда, полдника, часы занятий и прогулок.

    В среднем дети такого возраста кушают 4 раза в день (с учетом ужина, который в детсадовском режиме отсутствует). Спать днем кроха должен 2 раза, с постепенным переведением на 1 сон (к 2-2,5 годам). Продолжительность каждого «тихого часа» – 1,5-2 часа. Потребность в ночном сне - 10-11 часов.

    Промежутки с учетом индивидуальности ребенка могут отличаться от указанных, важно, чтобы всего в сутки малыш спал около 12,5-13 часов, эта норма обусловлена для него физиологически.


    Как наладить режим?

    Если ребенок не приучен к режиму, и в свои 8-10 месяцев устраивает родителям ночные «бдения» у кроватки с громкими требованиями еды, игрушек и внимания, то Комаровский советует родителям решительно начать устанавливать «диктатуру». На установление режима уйдет около 2-3 дней, после чего мамы и папы таких малышей смогут навсегда забыть о бессоннице.

    Для полноценного развития малышу необходим грамотно составленный распорядок дня. Он должен включать в себя регулярные прогулки и занятия, игры и прием пищи в определенное время. Кроме того, режим дня ребенка в 2 года по-прежнему подразумевает дневной отдых и сон не менее 13 часов в сутки. Придерживаясь определенных правил, родители могут правильно организовать все процессы в течение дня, создав дома лучшие условия для воспитания своего малыша.

    Если семья планирует отдать подрастающее чадо в детский сад после окончания маминого отпуска по уходу за ребенком, то следует заранее приучить его к режиму, близкому к тому, что соблюдается в дошкольном учреждении. Для этого будет необходимо обратиться за консультацией к воспитателю: когда начинается завтрак? сколько по времени занимают занятия, прогулка? во сколько дети принимают пищу и ложатся спать? сколько по времени занимает дневной сон? какие блюда готовят на кухне?

    Обязательный период подготовки необходим для лучшей адаптации к условиям детского сада.

    Дневной сон ребенка - залог крепкой нервной системы его родителей

    Уложить спать спокойного карапуза после вкусного обеда несложно, а вот, чтобы усыпить днем гиперактивного ребенка - придется постараться. Иногда родители отказываются от дневного отдыха, из-за сложностей с укладыванием или из-за того, что качество ночного сна с дополнительным периодом днем заметно ухудшается.

    Все же педиатры настойчиво советуют укладывать малыша спать на 2-2,5 часа в светлое время суток, чтобы он мог восстановить силы и, что не менее важно, усвоить накопленный в первой половине дня опыт. Дело в том, что именно во сне сознание разгружается от информации, полученной в период бодрствования. В этом возрасте ребенок активно познает мир, ежечасно получая новые сведения об устройстве мира. Короткий сон днем и длительный ночью помогают ему избежать нервного переутомления, повышают его познавательную активность и позволяют эффективно усваивать новую информацию.

    Если возникают трудности с укладыванием чада в кровать, когда светло, прислушайтесь к следующим советами.

    Поднимать малыша с кровати утром следует раньше, в 6-7 ч утра. При этом запланировать дневной сон нужно не более чем через 6-6,5 ч после подъема.

    Укладыванию в постель должна предшествовать длительная прогулка на свежем воздухе в течение 2-2,5 ч и обед. Некоторые дети плохо засыпают после еды, поэтому часы дневного сна лучше перенести на 30-40 минут позже (или выбрать другое время, которое в лучшей степени подходит малышу).

    В первые несколько дней привыкания к новому распорядку дня ребенка не следует перекармливать, пусть самой плотной трапезой будет обед перед дневным сном. Если кроха хорошо проголодается во время утренней прогулки, он с большей долей вероятности уснет дома в скором времени после приема пищи.

    Нужно отслеживать состояние чада во время дневных занятий. Если он начнет капризничать, устанет, начнет потирать глазки, зевать, раздражаться, станет вялым, значит, ему нужно незамедлительно отправиться в кровать. Большой ошибкой будет в это время торопить его умыться перед сном, попросить прибрать игрушки и т.д. Несколько минут пройдет, и ребенок может отказаться идти спать (фаза торможения сменится возбуждением).

    Отходу ко сну в дневное время должны предшествовать размеренные занятия, во время которых карапуз расслабится и успокоится. Будет ошибкой разрешить ему бегать и прыгать, играть в другие активные игры дома после прогулки, так как от этого могут устать только родители, малыш же быстро восстановится и перевозбудится. Обстановка дома должна быть умиротворяющей и располагать к отдыху.

    Перед тем, как укладывать чадо в кровать, желательно проветрить спальню (не только днем, но и перед вечерним отходом ко сну). Температура воздуха в помещении не должна превышать +20° С. Чем больше будет показывать термометр, тем дольше будет засыпать малыш. Неправильный температурный режим часто становится причиной и тяжелого пробуждения, капризов, плохого настроения после «отдыха».

    Если ребенок в какой-то период начнет отказываться от дневного сна («я узе босооооой!»), родителям не стоит поддаваться на провокации. В это время малыш может просто проверять границы дозволенного. Нужно поговорить с ребенком, объяснить ему пользу отдыха («мальчики становятся сильнее», «девочки после сна еще красивее»). Кроме того, возрастает роль традиционных ритуалов перед укладыванием в постель.

    Как настроить малыша на соблюдение режима дня

    Сложно представить себе ситуацию, в которой пришла пора заниматься активными играми, а ребенок отказывается (возможно, если он болеет). Но зато легко представить себе моменты в течение дня, когда нужно идти купаться, кушать или ложиться спать, а малыш не хочет отрываться от игрушек.

    Самый быстрый и при этом травматичный для психики ребенка вариант - заставить его выполнять указание взрослых против его воли. Другой плохой вариант - проигнорировать распорядок дня и делать так, как хочет ребенок. Гораздо лучше увлечь малыша чем-то, что ему нравится. Поможет родителям в такой ситуации соблюдение ритуалов, которые предшествуют тому или иному действию и доставляют удовольствие крохе. Например, считалочки, песенки, чтение книжки или игра. Теплые объятия и разговор с мамой у нее на коленях - тоже прекрасный вариант.

    Совет
    Используйте несложные ритуалы-действия. Это может быть колыбельная с поцелуем на ночь, «походка пингвина» из детской в столовую на обед или прыжки лягушкой в ванную комнату для умывания и т.д. Чем проще и интереснее будут действия, тем лучше.

    Другим помощником родителям в соблюдении режима станут привычка и природа. Достаточно нескольких повторений для того, чтобы привыкнуть к нововведению. 3 недели однообразных действий уже формируют потребность. Так желудочный сок начинает вырабатываться по часам, ко времени приема пищи, организм привыкает самостоятельно просыпаться и засыпать в определенное время и т.д.

    Сколько спать? Сколько раз есть? Когда купаться и гулять?

    Стандартный распорядок дня двухлетнего ребенка включает в себя:

    • ранний подъем, гигиенические процедуры,
    • утреннюю гимнастику,
    • 5-разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин),
    • одну или две прогулки на свежем воздухе в зависимости от времени года,
    • игры и занимательные занятия в течение дня,
    • купание перед сном,
    • дневной и ночной отдых (в совокупности около 13 часов в сутки).

    Если ребенок не спит днем, тогда он должен спать ночью все 12-13 часов. Сон при этом должен быть спокойным и проходить без пробуждений. Малыш не должен просыпаться для того, чтобы поесть (даже если он продолжает получать грудное вскармливание), попроситься на руки и т.д. Если же карапуз отлично спит в светлое время суток, то его сон днем не должен быть дольше 2,5 часов. Ночью он проспит, соответственно, меньше.

    Приведенный перечень родители должны адаптировать под запросы своего 2-годовалого ребенка, времени года и климатические условия, состояние его здоровья, рекомендации наблюдающего педиатра, режим занятости родителей. К примеру, если отец возвращается с работы в 21.00, то отход ко сну допустимо отложить на один час, и утром встать на час позже.

    Примерный режим дня (таблица):

    1 график 2 график Действие
    07.00 08.00 Подъем
    07.00 08.00 Утренние гигиенические процедуры, зарядка
    07.30 08.30 Завтрак
    08.00 09.00 Развивающие занятия и игры
    9.00 10.00 Прогулка
    10.30 11.30 Игры
    12.00 13.00 Обед
    12.30 13.30 Подготовка к дневному сну
    13.00 14.00 Сон
    14.00 15.00 Развивающие занятия / игры
    15.30 16.30 Перекус (полдник)
    16.00 17.00 Прогулка
    18.00 19.00 Ужин
    18.30 19.30 Развивающие занятия и игры
    20.00 21.00 Вечерние гигиенические процедуры, ритуал отхода ко сну
    21.00 22.00 Сон

    Что касается прогулки на свежем воздухе, то ее педиатры считают одной из необходимых составляющих режима дня для карапуза этого возраста. Если позволяет погода, то гулять лучше два раза в день по 1-2 часа. Если же ветер или мороз, то время пребывания вне дома сокращается до приемлемого. Доктор Е.О. Комаровский, к примеру, считает, что проводить время на улице необходимо при любой погоде, если только у ребенка нет высокой температуры во время болезни.

    Водные процедуры традиционно малыш принимает утром после сна (умывает лицо и руки) и в течение дня «по мере загрязнения». Ежедневное купание вечером в значительной степени способствует крепкому ночному сну.

    Чем заняться с ребенком в периоды свободного времени?

    Для двухгодовалого малыша игры - это самая важная часть его занятости в течение дня. Их нельзя целиком заменить на развивающие занятия с книгами, тетрадями и карточками. Карапуз должен активно двигаться, бегать, прыгать, использовать для своих забав разнообразные предметы и игрушки.

    Отлично, если в его комнате есть шведская стенка с мягкими матами, батут и спортивный инвентарь. Доказано, что дети, увлеченные разнообразными видами спорта, интеллектуально более развиты, чем их сверстники. В тоже время, если малыш не проявляет особого интереса к динамичной двигательной активности, спокоен и предпочитает собрать конструктор, чем поиграть в хоккей, ему будет полезен массаж.

    Процедуру массажа, как и раньше, могут выполнять сами родители, применяя такие несложные приемы, как поглаживание, растирание, разминание, а также легкие поколачивающие движения. Техника массажа для ребенка должна быть щадящей, нельзя применять силу. Все прикосновения - легкие и упругие.

    Приобщение к занятиям физической культурой в 2-2,5 года по-прежнему должно носить игровую форму. Гимнастика по утрам состоит из нескольких упражнений на все группы мышц и связок. Это могут быть задания:

    • изобразить, как ветер качает деревья, как растут помидоры (из земли прорастает семечко, набирает силу, потом дает ветки, потом тяжелые плоды, томаты вызревают и лопаются);
    • показать руками ножницы или как дровосек пилит дерево;
    • «накачать воздухом» папу, изображая насос (при этом карапуз старательно наклоняется вниз, «надавливая на ручку насоса». Отец «наполняется воздухом» и «лопается» к восторгу малыша или «сдувается»;
    • попрыгать как лягушка или зайчик и т.д.

    Важно, чтобы все занятия доставляли карапузу настоящее удовольствие и поощряли его познавательную активность. Увлекаться просмотром мультфильмов не полезно, учить ребенка писать и читать еще рано, но зато будут полезны игры на развитие мелкой и крупной моторики.

    В целом режим ребенка в 2 года - это полезное и для развития ребенка, и для нервов родителей условие. Режим одинаково необходим и в дошкольном учреждении, и дома. И, если малыш в это время уже посещает детский садик, то в выходные дни взрослые должны также помогать ему соблюдать предписания: вовремя кушать, гулять и ложиться днем спать.