ИСТОРИЯ УКРАИНЫ

Продолжение следует.

В начале первого тысячелетия до новой эры на территории современной Украины находился первый из исторических народов – киммерийцы, которые принадлежали к фракийским (тракийским – в болгарском языке) племенам . На смену киммерийцам в VII веке до новой эры приходят скифы. Первое упоминание о них находим у греческого историка Геродота, который сам плавал на корабле вверх по Днепру и ездил по черноморским степям. Греки в то время колонизировали северочерноморское побережье. Появились колонии Тира (в устье Днестра, который они называли Тирасом – современный Тирасполь), Ольвия (в устье Днепра), Херсонес (рядом с современным Севастополем), Теодозия (Феодосия), Понтикапей (современная Керчь), Танаис (в устье Дона), Фанагория и др.
В древнейших источниках упоминается, что скифы перегоняли крупный рогатый скот через мелководный в то время Керченский пролив.
В течение 4-х тысячелетий уровень Азовского моря не понижался более, чем на десять и не повышался более, чем на один метр, по сравнению с современным положением. В античное время Керченский пролив назывался Боспором Киммерийским, то есть, "бычьим бродом киммерийцев". Части построек античных городов Ольвия, Херсонес, Фанагория и др. находятся в настоящее время на дне моря.
Древние греки называли Азовское море "Меотис лимине" – "озеро меотов", народа, обитавшего на его берегах (киммерийцы только переправлялись через брод). Римляне дали ему ироническое название "Палус Меотис" – "болото меотов".
Киммерийцы сошли с исторической арены в VII веке до новой эры, Они жили на территории, границы которой шли по северным берегам Черного моря, от устья Дуная – на Кишинев, Киев, Харьков, Новочеркасск, Краснодар и Новороссийск. О них писал так же географ древнего мира Страбон.
Несмотря на то, что в этих местах жили разные племена, греки всех их называли скифами (скитами). Земли этих племен простирались от Дуная до Дона. Скифы делились на кочевников (по левому берегу Днепра) и хлеборобов (по обоим берегам Днепра), которые сеяли хлеб на продажу. Собственно скифских письменных источников не сохранилось, они имеются только у греков, арабов и римлян . Себя скифы называли сколотами. Название это, по мнению Геродота, обозначало "царь".
Скифы поклонялись богу неба по имени Пацай (сравните с фамилией российского космонавта – Пацаева). В 630 году до новой эры они ходили походами в Ассирию, Мидию, в долину Тигра и Евфрата, в Египет. Египетский фараон Псаметих I от них откупился. Затем они вернулись в Месопотамию, откуда их выгнал царь Киаксар. Скифы продержались в истории 500 лет.


Период энеолита (медный век) и неолита представлен трипольской, среднестоговской и рядом других культур.

Для периода бронзового века характерны ямная, катакомбная, срубная, белогрудовская культура и ряд других археологических культур.

Скифы, ираноязычный народ из Центральной Азии, в VII в. до н. э. вытеснили киммерийцев из украинских степей. Приблизительно в тот же самый период греки начали основывать первые колонии в Северном Причерноморье. Считается, что скифы создали первое государство на территории современной Украины. Около 200 г. до н. э. скифов вытесняют сарматы. В III веке н. э. с северо-запада на территорию Украины переселяются готы, которые здесь создают своё королевство Ойум - второе государственное образование на территории Украины. С готской эпохой тесно связывают также черняховскую археологическую культуру на Правобережье и в Причерноморье, которая существовала на рубеже II-III - рубеже IV-V веков.

В 375 г. готы терпят поражение от гуннов, пришедших из глубин Азии, и переселяются за Дунай, в пределы Римской империи, где со временем создают свои королевства. Держава гуннов, потерпев несколько поражений отримлян и союзников, быстро утрачивает силу и распадается.

После нашествия гуннов гегемония над нынешней территорией Украины в конце V века переходит к славянским племенам антов и склавинов, представленных соответственно пеньковской (также частично колочинской) и пражско-корчацкой археологическими культурами. Вскоре левобережная часть территории Украины с Таврией попадает в зависимость от Хазарского каганата (салтово-маякская археологическая культура).

Северо-западные области Украины в настоящее время считаются наиболее вероятным местом зарождения славян.

К славянским племенам на территории Украины относились в конце первого тысячелетия поляне, древляне, северяне, бужане, тиверцы, уличи, волыняне и другие.

Античные историки были уверены, что на территории Древней Руси живут воинственные племена и «люди с песьими головами». С тех прошло много времени, но многие загадки славянских племен не разгаданы до сих пор.

Северяне, живущие на юге

Племя северян в начале VIII века населяло берега Десны, Сейма и Северского Донца, основало Чернигов, Путивль, Новгород-Северский и Курск.
Название племени, по мнению Льва Гумилева, связано с тем, что оно ассимилировало кочевое племя савиров, которое в древности жило в Западной Сибири. Именно с савирами связывают и возникновение названия "Сибирь".

Археолог Валентин Седов считал, что савиры были скифско-сарматским племенем, а топонимы северян имеют иранское происхождение. Так, название реки Сейм (Семь) происходит от иранского śyama или даже от древнеиндийсого syāma, что означает «темная река».

Согласно третьей гипотезе, северяне (северы) были переселенцами из южных или западных земель. На правом берегу Дуная жило племя с таким названием. Его запросто могли «подвинуть» вторгшиеся туда булгары.

Северяне были представителями средиземноморского типа людей. Они отличались узким лицом, вытянутым черепом, были тонкокостны и носаты.
В Византию они везли хлеб и меха, обратно - золото, серебро, предметы роскоши. Торговали с болгарами, с арабами.
Северяне платили дань хазарам, а затем вошли в союз племен, объединенных новгородским князем Вещим Олегом. В 907 участвовали в походе на Царьград. В IX веке на их землях появились Черниговское и Переяславское княжества.

Вятичи и радимичи – родственники или разные племена?

Земли вятичей располагались на территории Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей.
Внешне вятичи напоминали северян, но не были так носаты, зато у них была высокая переносица и русые волосы. В «Повести временных лет» указано, что название племени пошло от имени родоначальника Вятко (Вячеслав), который происходил «от ляхов».

Другие ученые связывают название с индоевропейским корнем "ven-t" (влажный), или с праславянском "vęt" (большой) и ставят название племени в один ряд с венедами и вандалами.

Вятичи были умелыми воинами, охотниками, собирали дикий мед, грибы и ягоды. Было распространено скотоводство, подсечное земледелие. Они не входили в состав Древней Руси и не раз воевали с новгородскими и киевскими князьями.
По преданию, брат Вятко Радим стал родоначальником радимичей, которые расселились между Днепром и Десной на территориях Гомельской и Могилевской областей Беларуси и основали Кричев, Гомель, Рогачев и Чечерск.
Радимичи тоже восставали против князей, но после битвы на Пещани покорились. Летописи упоминают о них в последний раз в 1169 году.

Кривичи – хорваты или «ляхи»?

Доподлинно неизвестно прохождение кривичей, которые с VI века жили в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра и стали основателями Смоленска, Полоцка и Изборска. Название племени пошло от родоначальника Крива. От других племен кривичи отличались высоким ростом. Имели нос с выраженной горбинкой, четко очерченный подбородок.

Антропологи относят кривичей к валдайскому типу людей. Согласно одной версии кривичи - это мигрировавшие племена белых хорват и сербов, по другой – выходцы с севера Польши.

Кривичи тесно сотрудничали с варягами и строили корабли, на которых те ходили в Константинополь.
В состав Древней Руси кривичи вошли в IX веке. Последний князь кривичей Рогволод был убит с сыновьями в 980 году. На их землях появились Смоленское и Полоцкое княжества.

Словене-вандалы

Словены (ительменские словены) были самым северным племенем. Жили на берегах озера Ильмень и на реке Мологе. Происхождение неизвестно. Согласно преданиям, их предками были Словен и Рус, которые еще до нашей эры основали города Словенск (Великий Новгород) и Старую Руссу.

От Словена власть перешла к князю Вандалу (известен в Европе как остготский предводитель Вандалар), у которого было три сына: Избор, Владимир и Столпосвят, и четыре брата: Рудоток, Волхов, Волховец и Бастарн. Жена князя Вандала Адвинда была из варягов.

Словене то и дело воевали с варягами и соседями.

Известно, что правящая династия происходила от сына Вандала Владимира. Славене занимались земледелием, расширяли владения, оказывали влияние на другие племена, занимались торговлей с арабами, с Пруссией, с Готландом и Швецией.
Именно здесь стал княжить Рюрик. После возникновения Новгорода словене стали зваться новгородцами и основали Новгородскую Землю.

Русы. Народ без территории

Посмотрите на карту расселения славян. У каждого племени – свои земли. Русов там нет. Хотя именно русы дали название Руси. Существуют три теории происхождения руссов.
Первая теория считает русов варягами и опирается на «Повесть временных лет» (написана с 1110 по 1118 год), в ней сказано: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти».

Вторая говорит о том, что русы - отдельное племя, пришедшее в Восточную Европу раньше или позднее славян.

Третья теория гласит, что русы – высшая каста восточнославянского племени полян или же само племя, которое жило на Днепре и на Роси. «Поляне яже нъıнѣ зовомая русь» - было написано в «Лаврентьевской» летописи, которая шла за «Повестью временных лет» и была написана в 1377 году. Здесь же и слово «Русь» употреблялось в качестве топонима и название русы употреблялось и как название отдельного племени: «Русь, чудь и словене», - так летописец перечислял народы, населявшие страну.
Несмотря на исследования генетиков, споры вокруг русов продолжаются. По версии норвежского исследователя Тура Хейердала, варяги сами являются потомками славян.

1. Предмет курса. Исторические источники и историография.
2. Народы, которые населяли территорию Украины в древности.
3. Киевская Русь.
4. Феодальная раздробленность Руси. Галицко-Волынское княжество.

1. Предмет курса. Исторические источники и историография.

При определении предмета истории Украины необходимо учитывать два
аспекта. Во-первых, под историей Украины мы понимаем историю тех
земель, которые составляют территорию современного государства «Ук-
раина». А во-вторых, история Украины включает в себя историю украин-
цев на всех землях их расселения по всему миру. Украинская диаспора.
По различным оценкам е? численность колеблется от 14 до 20 млн. чело-
век. Из них: Россия - 8 млн., США - 2 млн., Канада - 1 млн., Казахстан -
900 тыс., Молдавия - 600 тыс., Бразилия - 400 тыс., Беларусь - 300 тыс. и
т.д.
Основная особенность истории Украины состоит в том, что на тер-
ритории современной Украины в одно и то же время (параллельно) суще-
ствовали разные государственные образования. Западные земли Украины
вообще длительное время жили отдельно от остальных украинских зе-
мель. На западноукраинских землях можно выделить несколько историче-
ских регионов, которые имеют собственную историю. Это Восточная Га-
лиция (или Галичина) с историческим центром в г. Львов, Северная Буко-
вина (исторический центр - Черновцы), Волынь (исторический центр -
Луцк), Закарпатье (исторический центр - Ужгород).
Однако все украинские земли, начиная со средневековья, были за-
селены одним народом, который имеет общее происхождение, общий
язык и общие культурные черты.
Исторические источники. Любая история и история Украины в ча-
стности изучается на основании исторических источников. Исторические
источники - это вс?, что непосредственно отображает исторический про-
цесс и дает возможность изучать былое, то есть вс?, что ранее было соз-
дано человечеством и дошло до наших дней в виде предметов материаль-
ной культуры, памятников письменности и других свидетельств.
Все исторические источники условно делятся на несколько типов:
письменные (например, летописи, юридические акты, периодические из-
61
дания, переписка и т.д.); вещественные (их в основном изучает археоло-
гия); этнографические (данные про быт, нравы, обычаи); лингвистические
(данные языка); устные (былины, сказки, песни, думы, пословицы, пого-
ворки и пр., т. е. фольклор); фото-, кино-, видео-, фономатериалы и источ-
ники на электронных носителях.
Термин «историография» имеет два значения. Во-первых, это исто-
рия исторической науки, или научная дисциплина, которая изучает исто-
рию исторической науки. Во-вторых, это совокупность исследований,
посвящ?нных определ?нной теме или исторической эпохе.

2. Народы, которые населяли территорию Украины в древности.

Первые следы человека, обнаруженные на территории современной
Украины, имеют возраст около миллиона лет. Это найденные в Закарпа-
тье на стоянке раннего палеолита орудия труда археоантропа. Около 150
тысяч лет назад появились люди следующего антропологического типа -
палеоантропы (неандертальцы). На территории Украины археологи ис-
следовали более 200 стоянок неандертальцев, в частности негроидного
типа. Современный же человек - неоантроп (кроманьонец, homo sapiens)
появился не раньше 40 тысяч лет назад. На всей территории Украины
проживало тогда не более 20-25 тысяч людей.
Первой высокоразвитой первобытной земледельческо-
скотоводческой культурой на территории современной Украины, о кото-
рой у историков достаточно сведений, была трипольская культура (V - ІІІ
тыс. до н. э). Она существовала тогда, когда в Египте строились пирами-
ды. Трипольцы заселяли Приднепровье и Приднестровье. Они знали как
обрабатывать медь, умели изготавливать орудия труда, оружие, строить 1-
2 этажные прямоугольные глинобитные жилища с деревянным каркасом,
лепили вполне совершенную посуду, которую украшали оригинальным
орнаментом.
С середины II тыс до н. э. юг Украины от предгорий Карпат и ни-
зин Дуная до Кубани заселяли земледельческо-скотоводческие племена
киммерийцев, первые на территории Украины, о которых идет речь в
письменных источниках («Одиссея» Гомера, древнегреческие историки
Геродот, Евстатий, Скимп, современные киммерийцам ассирийские, иу-
дейские, урартские авторы). Киммерийцы уже широко использовали же-
лезо. Благодаря этому они имели сравнительно высокоразвитые земледе-
лие и ремесла, достигли больших успехов в военном деле. Воспоминания
о киммерийцах исчезают после 570 г. до н.э..
В VIII ст. до н. э. из Азии в степную Украину переселяются воинст-
венные племена скифов (иранского происхождения), которые постепенно
вытеснили киммерийцев. Скифы успешно воевали с персидским царем
Дарием, который в 514-513 гг. пытался их завоевать. В сер. I тыс. до н. э.
17
скифские племена объединились и создали примитивную государствен-
ную формацию - Скифию. Это первое государственное объединение на
территории Украины. Сначала столица Скифии была на Левобережье (г.
Гелон). С конца III ст. до н. э. скифская столица находилась в городе Не-
аполь-Скифский в Крыму, недалеко от Симферополя. Выразительный
памятник скифских времен - грандиозные похоронные курганы, которые
разбросаны по степной Украине. В местах захоронения знатных скифов
археологи находят высокохудожественные золотые украшения.
С III ст. до н. э. в южную Украину с Волги и Урала приходят тоже
ираноязычные племена сарматов, которые частично вытеснили, частично
покорили и поглотили скифов, установив таким образом господство над
украинской степью. Такая ситуация продолжалась до III ст. н. э., когда с
Балтики пришли древнегерманские племена готов. Готы подчинили мест-
ные земледельческо-скотоводческие племена, сарматов и остатки скифов.
Они создали мощное государство, приняли христианство, имели пись-
менность (сохранился их перевод Библии на древненемецкий язык).
С IV ст. н. э. начинается Великая миграция (переселение) народов.
И почти все волны этой миграции идут через Украину. Первой такой вол-
ной для Украины были гунны. Они пришли из Забайкалья и в 375 г. раз-
громили государство готов. Тогда большинство готов ушло в придунай-
ские земли, меньшинство осталось в Приазовье и Крыму, где государство
готов существовало до 1475 г.
Далее степной полосой Украины прошли болгары (V-VII в.), авары
(VI в.), хазары (VII в.), угры (венгры) (IX в.), печенеги (X-XI в), половцы
(XI-XII в.), монголо-татары (XIII в.). Некоторые из них полностью (пече-
неги, половцы), а некоторые частично поселились на территории совре-
менной Украины.
Начиная с VII в. до н. э на северном побережье Черного моря се-
лятся греки, которые создали наиболее развитую на то время цивилиза-
цию мира. Они основали города Истрию (в устье Дуная), Борисфениду
(под современным Очаковом), Тиру (в устье Днестра), Ольвию (в устье
Южного Буга, возле современного Николаева), Херсонес (современный
Севастополь), Каркинитид (современная Феодосия), Пантикапей (г.
Керчь) и др. Эти города-колонии стали центрами ремесел и торговли. Они
имели статус независимых государств. В V в. до н.э. греческие колонии на
Таманском и Керченском полуостровах объединились в Боспорское цар-
ство с центром в г. Пантикапей. Связи высокоразвитых греческих городов
с населением юга Украины - скифами, сарматами и др. племенами пози-
тивно влияли на развитие этих народов. С I в. до н. э. греческие города в
северном Причерноморье попадают под власть Римской империи и оста-
81
ются под ней до нашествия кочевников, уничтоживших их. Позже был
восстановлен только Херсонес.
Таким образом, в древние времена народы, которые населяли со-
временную Украину, сменяли один другого неоднократно (киммерийцы,
скифы, сарматы, греки, готы, гунны и др.). И все они внесли свой вклад в
этногенез украинского народа. При вытеснении одних народов другими
всегда существовала некоторая часть вытесняемого народа, которая была
сильно привязана к земле. И эта часть оставалась на месте. Поэтому ду-
мать, что с приходом одних народов, другие полностью исчезали - было
бы наивно. Новые народы постепенно ассимилировались с предыдущими.
Украина в то время была огромнейшим этничным котлом, в котором на-
роды, постепенно переплавляясь, формировали основу украинского этно-
са. А определяющую роль в процессе этногенеза украинского народа сыг-
рали славяне.
Более 2000 лет тому назад на территории современной Украины,
Беларуси, Польши появились племена, которые получили название славя-
не. Трудно сказать, были ли славяне автохтонами на этих землях, или ал-
лохтонами. Большинство ученых считают, что прародина славян находи-
лась на территории между средним Днепром, Припятью, Карпатами и
Вислой. Движение на юг германских племен готов и Великое переселение
народов нарушило целостность славянского мира. Произошло деление
славян на три большие группы: западных, южных и восточных.
В IV в. именно восточные славяне, вероятнее всего, составили ядро
государства антов. Это государство простиралось от Днестра до Дона.
Кроме славян в него входили остатки готов, греков, скифов, сарматов.
Анты торговали и воевали с Византией. Государство антов просущество-
вало до VII в. и погибло в борьбе с аварами. Восточные славяне раздели-
лись на племена и союзы племен (из них 15 больших), которые посели-
лись на территории Украины, России, Беларуси. Так, поляне жили в
Среднем Поднепровье, древляне - главным образом, на современной Жи-
томирщине, сиверяне - в основном, на Черниговщене, дулибы (они же
бужане, или волыняне) - в бассейне Буга, белые хорваты - в Прикарпатье,
тиверцы - в Приднестровье, междуречьи Южного Буга и Днестра.
Восточнославянские племена занимали очень выгодное географи-
ческое положение - через их земли проходили наиболее важные средне-
вековые торговые пути.
Центрами племен были города. Главным городом сиверян был
Чернигов, древлян - Искоростень (современный Коростень). В середине I
тыс. н. э. основан Киев. Он стал центром полян. Его благоприятное ме-
стонахождение на перекрестке торговых путей «из варяг в греки» и из
Азии в Европу быстро превратило город в экономический, политический
19
и культурный центр. В начале VIII в. поляне и сиверяне признали власть
Хазарского каганата и стали его данниками.

3. Киевская Русь.

Социально-экономическое и политическое развитие восточных славян
привело к созданию у них государства, которое вскоре получило название Киевская Русь.
В середине IX ст. на землях восточных славян начали появляться
жители Скандинавии - варяги (норманны, викинги). Как правило, это бы-
ли воины-купцы, которые вместе со своими дружинами (вооруженными
отрядами) путешествовали торговым путем «из варяг в греки». Попутно
они делали нападения на славянские и финские населенные пункты, гра-
били их. В то время набегов воинственных викингов боялась вся Европа.
Их военная организация, а так же тактика и умение воевать были непре-
взойденными. Варяги покорили некоторые восточнославянские и финские
племена. А были и такие племена, которые сами стали приглашать воена-
чальников-варягов (конунгов) со своими дружинами на княжение для то-
го, чтобы защититься от экспансии соседей.
Около 862 г. варяжский конунг (князь) Рюрик объединил несколько
восточнославянских и финских племен на севере (словене, кривичи, чудь,
веси) и основал государство со столицей в словенском городе Новгород.
В исторической науке существует несколько трактовок возникно-
вения государства у восточных славян. Полярными среди них являются
норманская и антинорманская теории. Норманисты считают, что государ-
ственность восточным славянам принесли норманны (варяги). Антинор-
манисты видят в норманской теории намек на неспособность славян само-
стоятельно создать собственную государственность и поэтому полностью
отрицают главную роль варягов в становлении древнерусского государст-
ва.
Истина, вероятно, находится где-то посередине. Исторический
опыт показывает, что государство может возникнуть только при наличии
глубоких внутренних, коренных социально-экономических условий.
Можно создать государство и без этих условий. История знает такие при-
меры. Но такие искусственно созданные государства неустойчивы и раз-
валиваются за короткий промежуток времени. Киевская Русь была очень
устойчивой государственной формацией, сильнейшим европейским сред-
невековым государством, которое просуществовало несколько столетий.
Значит, возникла и развивалась она на собственной, имманентной (внут-
ренне присущей) основе.
С другой стороны, неисторически и ненаучно вообще игнорировать
важную роль, которую сыграли варяги в деле становления древнерусского
государства, потому что нельзя не признать того, что все первые его пра-
вители были варягами и древнерусская элита была поначалу преимущест-
венно варяжской.
После смерти Рюрика власть перешла к его дружиннику и родст-
веннику Олегу, так как сын Рюрика Игорь был еще очень мал. Олег пере-
нес столицу государства в Киев, после чего Русь стала Киевской. Сле-
дующими киевскими князьями были Игорь, Ольга, Святослав.
Владимир I Великий (Красное Солнышко, Креститель) правил в
Киеве с 980 по 1015годы. Он объединил земли, которые покорили его
предшественники, расширил свою власть и на другие территории. Таким
образом, под властью киевского князя Владимира Великого было самое
большое государство в Европе. Территория Киевской Руси включала в
себя земли от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге и от
Карпат на западе до р. Волга на востоке.
Для того, что бы укрепить единство такого крупного государства и
поднять свой авторитет, князь Владимир решил установить одну государ-
ственную религию. Языческий культ многих богов тормозил процесс объ-
единения земель. К тому же разные социальные группы отдавали пред-
почтение разным богам (дружинники - Перуну, кузнецы - Сварогу, зем-
ледельцы - Яриле, мореплаватели - Стрибогу и т.д.), что тоже не содейст-
вовало консолидации древнерусского общества. Кроме того, язычество
мешало становлению равноправных отношений с передовыми народами
того времени, которые исповедовали монотеистические религии и счита-
ли язычников (русичей в том числе) дикарями. Значит, новая государст-
венная религия должна была быть монотеистической. Но какой? Основ-
ные мировые религии на то время уже сложились. Азиатские страны, с
которыми Киевская Русь активно укрепляла экономические связи, испо-
ведовали ислам и иудаизм, Европа - христианство. Выбор религии, кото-
рая в средневековье сбыла основой всей духовной жизни каждого отдель-
ного человека и общества в целом, означал выбор внешнеполитической
ориентации государства. Владимир сделать этот выбор в пользу Европы и
принял христианство. Но специфика геополитической ситуации Киевской
Руси (между Западом и Востоком) обусловила выбор христианства вос-
точного, византийского обряда.
Русь крестилась в 988 г. Иерархически древнерусская церковь была
связана с константинопольской (царьградской) патриархией.
Крещение имело огромное значение для всей жизни Киевской Ру-
си. Оно способствовало объединению государства и поднятию авторитета
великого князя. Крещение значительно улучшило международный статус
Киевского государства, которое вошло как равное в круг европейских
стран. Трудно переоценить влияние крещения на развитие культуры Ки-
евской Руси.

4. Феодальная раздробленность Руси. Галицко-Волынское княжество.

После смерти сменившего Владимира Великого киевского
князя Ярослава Мудрого начинается период феодальной раздробленности
Древней Руси. Для него характерны постепенный распад единого госу-
дарства на несколько независимых княжеств, усобицы между князями,
новые экономические тенденции, активизация нападений внешних врагов
на ослабленную Русь.
Период феодальной раздробленности - это общеисторическая за-
кономерность, определенный этап в развитии феодального общества. Он
характерен для большинства стран, имевших раннефеодальные государ-
ства и наступает после периода расцвета этих государств.
Объективные причины феодальной раздробленности кроются в
развитии производительных сил феодального общества. Это развитие
привело к экономическому росту местных центров (для Древней Руси -
центров удельных княжеств). В условиях преобладающего при феодализ-
ме натурального хозяйства отдельные территории реннефеодального го-
сударства становятся экономически независимыми от общегосударствен-
ного центра. Экономическая независимость неминуемо ведет к политиче-
скому сепаратизму. Местные феодальные властители уже не только не
нуждались в централизованной власти для защиты от внешних врагов, но
и на собственной экономической базе могли успешно противостоять этой
власти.
Субъективными факторами, которые стали катализаторами процес-
са распада Киевского государства, стали введение Ярославом Мудрым
принципа сеньората в престолонаследовании и экономическое падение
Киева.
Введение сеньората в престолонаследовании привело к княжеским
раздорам.
Экономическое падение общегосударственного центра - Киева то-
же ускорило дезинтеграционные процессы на Руси.
В свое время выделению Киева из других восточнославянских пле-
менных центров наиболее способствовало его экономически выгодное
географическое положение на перекрестке европейско-азиатских торго-
вых путей. Но с конца XI ст. значение этих путей в международной тор-
говле стало падать. Итальянские купцы соединили Европу с Востоком
постоянными средиземноморскими морскими путями, на которых уже не
пиратствовали викинги. Византийская империя вошла в период своего
заката, и торговые связи с ней становились все менее выгодными. А в
1204 г. Константинополь был разграблен крестоносцами. После этого
удара он так и не смог уже оправиться до самого завоевания турками. Та-
ким образом, путь «из варяг в греки» полностью утратил свое значение.
22
Стремительное падение постигло и Арабский халифат. В результате Киев
не только утратил своих крупных торговых партнеров, но и остался без
доходов от транзита зарубежных купцов. Это все имело пагубные послед-
ствия для Киева. Обедневшая «мать городов руських» физически была не
в состоянии исполнять роль государственного центра. Единая Русь распа-
далась, а княжеские усобицы наносили древнерусским землям тяжелые
утраты.
На некоторое время этот распад приостановил киевский князь Вла-
димир Мономах (1113-1125). Но после смерти его сына Мстислава (1132)
Киевское государство окончательно разделилось на несколько отдельных
княжеств, между которыми велись постоянные войны.
В конце XII в. среди этих княжеств выделилась Волынь. В 1199 г.
волынский князь Роман объединил Галицию с Волынью и создал Галиц-
ко-Волынское княжество. Спустя некоторое время он присоединил к сво-
им владениям Киев. Галицко-Волынское государство с центром во Вла-
димире простиралось от Карпат до Днепра и было самым сильным на Ру-
си.
В XIII в. у древнерусских княжеств появились новые враги из Азии
- монголо-татары. В 1222 г. они пришли на украинские земли. Древнерус-
ские князья объединились для защиты своих земель. Но в 1223 г. монголо-
татары в битве на реке Калка разгромили армию древнерусских князей.
На Волге монголо-татары создали государство Золотая Орда.
К активной борьбе с татарами готовился сын Романа - князь Данило Галицкий.
Он существенно укрепил Галицко-Волынское княжество, но
не смог освободиться от татарской зависимости.
Данило Галицкий основал город Львов.
Во второй половине XIII - первой половине XIV вв. Галицко-
Волынское княжество перманентно воевало со своими соседями: Литвой,
Польшей, Венгрией. В результате в 1340 г. Литва оккупировала Волынь, а
в 1349 г. Польша забрала в свои владения Галицию. Под властью Польши
Галиция находилась до 1772 г.
Закарпатская Украина вошла в состав Венгрии, где пребывала до
1918 г. Буковина после распада Галицко-Волынского княжества вошла в
состав Молдовы. Там она пробыла до 1774 г.

Восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по реке Москва. Расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или с верховьев Днестра. Субстратом вятичей являлось местное балтское население. Вятичи дольше других славянских племен сохраняли языческие верования и сопротивлялись влиянию киевских князей. Непокорность и воинственность - визитная карточка племени вятичи.

Племенной союз восточных славян 6-11 веков. Проживали на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения - Тушемлинская культура. В этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских - эсты, ливы, латгалы - племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением. Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа.

Словене ильменские - племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около озера Ильмень, по соседству с кривичами. По свидетельству "Повести временных лет", словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам - выходцам с Балтийского Поморья. Ряд историков считает прародино словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки.

Дулебы - племенной союз восточных славян. Населяли территории бассейна реки Буг и правых притоков Припяти. В 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.

Волыняне - восточнославянский союз племен, проживавший на территории по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять. В русских летописях волыняне впервые упоминаются в 907 году. В 10 веке на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество.

Древляне - восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры. Имя древляне дано им потому, что они жили в лесах.

Дреговичи - племенной союз восточных славян. Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей, в 6-9 веках дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна реки Припять, в 11 - 12 веках южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная - в водоразделе рек Друть и Березина, западная - в верховьях реки Неман. При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север к реке Неман, что указывает на их южное происхождение.

Полочане - славянское племя, часть племенного союза кривичей, которые жили по берегам реки Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.
Центром земли полочан был город Полоцк.

Поляне - племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева. Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур.

Радимичи - восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по реке Сож и ее притокам в 8-9 веках. Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения - прах хоронился в срубе - и схожие височные женские украшения (височные кольца) - семилучевые (у вятичей - семило-пастные). Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра.

Северяне - восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10 веках по pекам Десна, Сейм и Сула. Происхождение названия северяне имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян - Чернигов. Основным занятием северян было земледелие.

Тиверцы - восточнославянское племя, расселившееся в 9 веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины.

Уличи - восточнославянский союз племен, существовавший в 9 - 10 веках. Уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. Уличи долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти.

Славянские племена на территории России в X в.

Завершение войны Игоря с Византией и обмен мирными посольствами благоприятствовали тому, что в византийских источниках появились первые точные данные о славянских племенах и городах. В Записках Константина Багрянородного сведения о Руси были зафиксированы со слов византийцев, ездивших с посольством в Киев, либо послов русов, прибывших в 944 г. в Константинополь для заключения мирного договора. Наиболее подробно в сочинении императора описано путешествие через днепровские пороги, которое сопряжено было со смертельным риском. В Записках воспроизведено скандинавское (русское) и славянское наименование большинства порогов. По мнению лингвистов, славянские названия порогов подверглись в византийской записи меньшему искажению, чем скандинавские. Это указывало на то, что составители Записок использовали славянские источники информации. Знания лица, представившего императорским чиновникам сведения о Руси, ограничивались преимущественно киевской округой. Из семи славянских городов, названных в Записках, четыре располагались в Южной Руси. Их названия (Киова, Чернигога, Вусеград и Вятичев) переданы более точно, тогда как имена двух городов вне киевской округи искажены до неузнаваемости (Мелиниски и Телиуцы). Последнее название вообще не поддается расшифровке. Среди славянских племен названы кривитеины (кривичи), лендзанины (лендзяне) и деревленины (вервиааны, древляне). Об этих племенах автор Записок получил более подробную информацию и поэтому упоминает о них дважды. Кроме них названы северяне (северии), другувиты (дреговичи) и ультины (уличи). Названия племен словен, полочан, витичей, волынян, тиверцев, обитавших вдали от Киева, в Записках не фигурируют. Составители Записок проявили большую осведомленность в отношении Киева и киевской округи. Однако в византийском списке славянских племен отсутствуют поляне, жившие в самом Киеве. В то же время авторы Записок повествуют о неких лендзянах, отсутствующих в "Повести временных лет". Возникает предположение о тождестве этих племен. Как установлено в литературе, слово "ледзяне" воспроизводит самоназвание поляков (lendjane; русск. лядский, ляхи). То же самое значение имеет слово "поляне". Наименование полян великопольских земель и полян из киевской округи совпадает. Примечателен порядок перечисления племен в Записках Константина Багрянородного . Лендзяне упомянуты в одном случае рядом с кривичами, а в другом - рядом с уличами и древлянами. Если соседями лендзян были кривичи (с одной стороны), древляне и уличи (с другой), то это значит, что они обитали как раз в тех местах, которые, по летописи, занимали поляне и радимичи. Это небольшое племя тоже осталось неизвестным Константину Багрянородному , как и племя полян. Можно высказать предположение, что малочисленные племена полян и радимичей были осколками большого племени, сохранявшего единство в середине X в., но распавшегося в XI-XII вв. Отражением этого факта были припоминания об общих родоначальниках и общем происхождении племен, записанные летописцем. "Радимичи бо и вятичи, - утверждал Нестор, - от ляхов: бяста бо 2 брата в лясех - Радим и другий Вятко, и пришедъша седоста Радим на Съежу, и прозвашася радимичи, а Вятько седе с родом своим на Оце, от него же прозвашася вятичи". Радом был одним из старинных городов Польши. Слова "Радим" и "радимичи" соотносятся с этим топонимом.

Жители Киева считали себя полянами, что и определило отношение летописцев к этому племени: "Мужи мудри в смыслени, нарицахуся поляне, от них же есть поляне в Киеве и до сего дни". Мудрые поляне имели обычай "кроток и тих", к родственникам "великое стыденье имеху" имели "брачный обычай". Напротив того, радимичи, вятичи и их соседи "живяху в лесе, яко же и всякий зверь, ядуще все нечисто и срамословье пред отцы...". Очевидная пристрастность суждения ставила Нестора в затруднительное положение. Если бы он признал, что поляне имеют общих предков с радимичами и вятичами, тогда рассуждения об особой мудрости и добродетелях полян лишились бы основания. Становится понятным, почему летописец решил обойти молчанием вопрос о происхождении полян, хотя проблема происхождения этого племени и его первого князя Кия относилась к числу самых злободневных. Поляки, записал Нестор, поселились на Висле, и "от тех ляхов прозвашася поляне"; "тако же и ти словене пришедшие и седоша по Днепру и нарекошася поляне, а друзии древляне, седоша в лесах"; "полянам же жившем особе по горам сим" и пр. Объяснив, что древляне получили свое имя, потому что жили в лесу, летописец оставил читателя в полном неведении, почему будущие киевляне, поселившись "на горах", стали именоваться "поляне". Назвав на одной странице польских полян и полян киевских ученый книжник не стал пояснять, в каких отношениях между собой находились эти племена. Между тем название великопольских ляхов-полян строго соотносилось с названием киевских лендзян-ляхов-полян. Имя Киова (араб. Куявия) близко топониму Куявия в Польше. В договоре киевского князя Игоря 944 г. один из старших киевских "архонтов" (конунгов) носил характерное для полян-поляков имя Володислав.

Исследователи выражали удивление по поводу того, что крохотное племя полян сыграло столь выдающуюся роль в истории Руси. В самом деле, малочисленное племя едва ли могло выжить, а тем более подчинить себе куда более могущественные племена, окружавшие его и занимавшие огромные территории. По признанию Нестора, поляне были "обидимы" ближайшими соседями - древлянами, племенем отнюдь не крупным. Записки Константина Багрянородного объясняют дело. До середины X в. поляне, радимичи, и, вероятно, вятичи сохраняли принадлежность к единому племени лендзян, которое не уступало по численности и могуществу союзу кривичей или ильменских словен. Норманнское завоевание ускорило распад этого племени. Жившие в Поднепровье лендзяне подчинились русам, тогда как вятичи еще долго оставались под властью хазар. Старые племенные связи подверглись разрушению на славянских землях, которые были освоены норманнами в первую очередь. Эти земли первыми подверглись также и христианизации.

Константин Багрянородный подробно описал полюдье русов. В этом описании отсутствуют поляне и радимичи. Русы не ходили в полюдье к лендзянам (полянам, радимичам) по той причине, что земли лендзян в Поднепровье стали местом их обитания, тогда как вятичи еще оставались данниками хазар.

Нестор был образованным монахом, талантливым и добросовестным писателем. Его описание быта и нравов древних славян отнюдь не было вымыслом. Летописец лишь следовал впечатлениям современной ему жизни. К началу XII в. киевские поляне не только приняли крещение, но и прониклись христианским духом, тогда как их бывшие соплеменники радимичи и вятичи еще оставались язычниками. В середине X в. лендзяне на всей территории от Киева до земель радимичей за Днепром и вятичей на Оке оставались язычниками. Лишь после принятия христианства различия между столицей и периферией выступили наружу.

Предание о польском происхождении полян было известно Нестору. Но над ним довлела злоба дня - трения между христианской столицей и языческими окраинами, споры, чья волость - Киевская или Новгородская - была древнее, "кто в Киеве нача первее княжити" и пр. Отвечая на все эти вопросы, киевские летописи изложили легенду о Кие. Летописный рассказ о трех братьях, основателях Киева, по-видимому, имел в основе фольклорный сюжет. Трое братьев Кий, Щек и Хорив приплыли и сели на трех горах (Киевской горе, Щековице и Хоривице), сестра же их Лыбедь села под горой на реке Лыбедь. Легенду о братьях - основателях города или государства можно встретить в фольклорных источников многих стран. Киевские летописцы не преминули сообщить о происхождении Рюрика, Радима, Вятко и пр. и умолчали о происхождении родоначальника всех киевлян - первого киевского князя. Это значительно снижает историческую ценность легенды о Кие.