Павел, окунемся в житие этого великого святого. Апостол Павел - одна из крупнейших фигур во всемирной истории и один из главных предводителей древних христиан, он же является одним из авторов книг Священного Писания. Кем он был и когда отмечают именины Павла по церковному календарю, попробуем дальше разобраться подробнее.

Адольф Гитлер ненавидел его имя, так как считал его виновником разрушения Римской империи. Знаменитые ученые Николай Глубоковский и Альфред Гарнак указывали на то, что только благодаря своей сильной воле апостол Павел вывел христианство на просторы всего мира. Врач и философ говорил, что именно святой Павел развил тот дух, который заложил в Евангелие Иисус Христос. И это чистая правда.

история жизни

На латинском языке его имя звучит как Paulus, на еврейском - Шаул (Савл). Он родился в первом веке нашей эры в (совр. Турция) в городе Тарсе, здесь пересекались влияния Востока и Запада. Как и его отец, он был настоящим фарисеем и римским поданным, воспитанным в строгих канонах иудейской веры и обученный ремеслу - шитью палаток. Родные верили в то, что он станет учителем-богословом, поэтому и отправили его учиться в Иерусалим к известному раввину Гамалиилу. Сразу надо отметить, что это были благочестивые хранители древних традиций Ветхого Завета.

Итак, прежде чем приступить вплотную к теме «Павел: именины, день ангела», еще немного очень интересной и познавательно информации о жизни этого великого святого.

Святой Стефан

Так вот этот самый Гамалиил серьезно предупреждал Синедрион о том, чтобы они не смели преследовать учеников Христа. Среди всех учеников, по словам самого же Павла, он был самым ревностным до Божьего закона, хотя сначала еще совсем молодым юношей он был свидетелем казни над первым христианским мучеником святым Стефаном. Когда его закидывали камнями, Савл сторожил одежды палачей. Тогда в его сердце что-то шевельнулось, ведь он видел, как стойко переносил все мучения за веру этот христианин.

Однажды Павел отправился в Дамаск, чтобы в очередной раз расправиться с новым движением назарян и последователей Христа, и в дороге с ним заговорил Христос, спросивший его, за что он гонит его. С той минуты Павла как подменили, и он сам становится проповедником Христовой жизни.

Начало

Первые ученики Христа были простыми и необразованными людьми, которые точно и достоверно донесли до нас Евангелие. Павел не входил в число он вошел в число далее последовавших семидесяти апостолов. Нужен был новый человек, полный силы Божией во всеоружии богословских учений.

Варнава - основатель иерусалимской церкви - сам пришел за Савлом в Тарс, чтобы он начал свою деятельность в Антиохии. Он же и окрестил будущего святого.

Проповедничество

Антиохийцы знали историю его чудесного видения и ожидали от него чего-то невообразимого, однако перед ними явился невзрачный, лысоватый, небольшого роста человек. Неказистую внешность перебивал огонь в его глазах: будучи апостолом, он не видел живого Христа, но всегда чувствовал его своим внутренним оком. Ожидая Его второго пришествия, Павле имел огромный проповеднический план завоевания мира.

Он пошел проповедовать по земле языческой, был в Македонии и Афинах, где основал Коринфинскую церковь. Он также дошел до Рима, где в итоге закончил жизнь мучеником. Как гражданину Римской империи, ему отсекли голову мечом.

Апостол

Много по земле проповедовал Павел. Именины его православная церковь чтит 29 июня. написал 14 посланий, которые представляют собой систематизацию христианского учения. Савл (Павел) нес веру во Спасение в единстве с Богом, абсолютном к Нему доверии и соединении с Ним. Ведь это самое главное, к чему должен стремиться весь человеческий род на земле. Человек слабый и смиренный, один не сможет приобрести единство с Богочеловеком. Для того надо, чтобы Бог Сам пришел и воплотился в человеке, тогда образуется мост и дверь в вечность. Обращающийся ко Христу, слышащий голос безмолвия и видящий лик невидимого, тот с любовью и навсегда соединится с ним. Именно так, сильно и глубоко, через сердце и душу, прочувствовал эту премудрость Духа Божьего апостол Павел. Именины этого святого - поистине великий праздник для любого христианина.

Что же их отличало?

В жизни так часто бывает, что простые и неученые люди очень любят церковный закон и обряд больше богословия.

В жизни так часто бывает, что ученые люди, узнавшие всё о законе, могут себе позволить отнестись к закону как к чему-то необязательному в его мелочах. Но зато они очень стараются держаться сути и смысла этого закона. Вот что пишет апостол Павел о посте:

Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

Как ни пиши духовный закон, всегда останется нечто, что описать нельзя. Суть закона в Боге, а Он есть бесконечность, которая не может вместиться в тесные рамки закона.

В Церкви между такими людьми бывают недоумения или даже споры. Но прошедшее гонение на христиан в СССР показало, что и те и другие одинаково сложили душу за Христа. Вместе всходили на крест, ученые и неученые, вдохновенные и практичные.

Потому что закон и любовь есть два крыла веры.

Таким человеком Закона стал апостол Петр. Таким человеком Духа стал Павел. Петр – столп закона Божия, а Павел – столп любви.

Следя за жизнью апостолов, ходивших с Христом, можно было ожидать, что кому как не им оставить обширные воспоминания об этой совместной жизни с Богом. Им не обязательно было самим писать. Рядом были грамотные люди. Но…

Евангелия – книги поразительно маленькие и скупые на подробности. Складывается впечатление, что Христос все три года почти молчал. Ученики не посчитали нужным записать все Его слова, которые нам дороже золота. Тысяча дней проповеди Иисуса выразилась в тексте Его прямой речи, которую можно прочесть всего за полчаса.

А ведь в каждый день из этой тысячи дней миссии что-то происходило в общине учеников, что было достойно пера и памяти. И почти всё это исчезло.

Потрясающе то, что вместо двенадцати толстых книг воспоминаний мы имеем только четыре тонких книги. Одна из них написана тем, кто не видел Христа – Лукой.

Непонятно, почему апостолы не смогли или не захотели передать нам то, ради чего были призваны – зафиксировать каждое слово Господа. Для сравнения стоит вспомнить, что Моисей записал на скрижалях каждую услышанную им букву Закона. А у нас в Писании провалы в дни и месяцы.

Более того, после сошествия Святого Духа на апостолов они были призваны на проповедь. И почти весь текст их проповеди растаял в воздухе.

Всего два послания апостола Петра! От того, что он говорил, путешествуя по странам, остались только обрывки фраз и непроверенные фрагменты предания, как например последние слова Петра, обращенные к жене в день их казни в Риме.

Так же скудны слова остальных апостолов. А их было уже не двенадцать, а на порядок больше.

Апостолы оказались молчаливы для истории.

Петр и Иаков – сильнейшие из них, после основных проповеднических трудов собрались в Иерусалиме и совершили две важных драматических вещи: порвали с иудейской религиозной традицией и заложили фундамент нового религиозного образования – Церкви. Когда им стало очевидно, что синтез старой и новой систем невозможен, они под влиянием вдохновения разработали и новую схему богослужения, и новую структуру Церкви, и дали прогноз и вектор развития этой новой Церкви.

Об этом, собственно, и написаны два послания апостола Петра: о Церкви образующейся и о Церкви будущего.

Петр и Иаков стали архитекторами новой Церкви. Но храм мало построить. Его надо оживить духом, людьми, иконами, пением, светом, фимиамом и проповедью. Вторую часть выполнил апостол Павел.

«Святой Апостол Павел». Доменико Эль Греко, 1610-14

Учитывая молчаливость апостолов, их некнижность и явный акцент на делах, можно сделать вывод, что Богу потребовался тот, кто вдохнет в закон новый дух, тот, кто произнесет слово не только для современников, но и зажжет сердца тем, кто будет жить после него тысячи и тысячи лет спустя.

Без Павла Церковь пребывала бы в режиме молчания. Без него просто невозможно представить себе нашу Церковь. Убери эти его послания, и кажется, что в церкви воцарится странная тишина и образуется пустота, которую нечем будет заполнить.

Богу понадобился рупор или уста Святого Духа. Богу понадобился некто, кто смог бы в себе сочетать учительское служение с пророческим.

И Бог избрал Себе особенного человека для восполнения молчания апостолов. Господь выбрал нового апостола совсем не там, где можно было ожидать – среди фарисеев. Не среди избранных, а среди званых был найден юноша Савл (Саул).

Нам это знакомо. Русский народ не был избран от начала. Киевские князья в начале русской истории тоже гнали христиан. Да и сами мы причастны к гонениям через партию, комсомол и терпение статуй идола Ленина на наших площадях.

Но Господу важна не история, а сердце.

Что Богу снобизм апостолов? Что Ему ранжир важности и первенства иерусалимской общины, который они сами себе придумывали? Вспомним, как они просили себе сесть от Него по правую руку, а Господь удивлялся такому странному желанию разделиться на сорта по качеству. Христос до сих пор удивляется этой борьбе за первенство и особенные права епископов, наблюдая, как Папа и Патриархи всё еще выясняют, кто тут на земле самый главнейший.

Несмотря ни на что, Господь внезапно выбрал себе человека вне стен церкви. Не просто чужого, но и гонителя. Выбор был парадоксален – фарисей. Господним избранником стал маленький, горячечный, образованный, богатый, аристократ и гражданин Рима – Павел.

Мало того, Павел, выбранный Господом, повел себя так, словно у него и не было нужды общаться с «настоящими» апостолами. Его крестил Анания. И после этого Павел, вполне уверенный в себе и в своем избранничестве, отправился на проповедь, которую ему не поручала христианская община. Он не стал презентовать себя старейшинам христианской общины Иерусалима, а просто пошел туда, куда вел его Святой Дух.

И не без причины. В своем явлении Павлу Христос говорит ему: «Встань и стань на ноги, ибо Я для того явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе».

Апостолы с изумлением обнаружили очередного «самозванца», вещающего от имени Христа.

Павла это абсолютно не смущало. Только спустя три года его разыскал апостол Варнава и повел представиться настоящим апостолам – Петру и Иакову. Павел пошел, но, идя в Иерусалим, не комплексовал и даже был готов спорить с Петром по поводу своей миссии среди язычников. И он спорил. И Петр по внушению от Бога принял аргументы этого странного харизматика.

Павел был настолько убедителен и самодостаточен, что апостолы… не стали к его харизме ничего добавлять: ни епископства, ни священства, а только протянули ему руку для общения.

И знаменитые не возложили на меня ничего более. …Узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения.

Павел не был ни священником, ни епископом. Он не принял никаких хиротоний, кроме хиротонии самого Бога. Что Богу наши правила?

И Павел спокойно рукополагал пресвитеров как истинный епископ, на глазах у изумленной общины христиан.

Нам это трудно вместить.

Вот, вдруг явится некий юноша из МГУ и, помимо всех семинарий и рукоположений, начнет проповедовать так, что сам Патриарх задумается, склонит голову и протянет руку самозванцу, и скажет:

– Мне нечего ему добавить. Он от Бога получил всё.

Но Патриарх не видел Христа так, как Его видел апостол Петр, и тем не менее Павла приняла тогдашняя Церковь. Учением Павла насыщается и Церковь сегодняшняя.

В чем же суть и сила проповеди Павла?

Апостол Петр после Пятидесятницы занялся ревизией договора Бога и человечества. Он от имени Церкви перезаключил этот договор.

А апостол Павел занялся пояснением сути Нового Завета и наполнением закона новым содержанием. Это то, что в юриспруденции называется разработкой подзаконных норм и правил.

Любовь неожиданно для мира стала предметом договора. Богу понадобился гений, который мог бы соединить закон с любовью.

Мы привыкли бросаться этим словом «любовь», а тогда оно было редкостью. В те времена вложить в закон слово «любовь» было совершенно невозможно и абсурдно.

Это и сейчас не всегда очевидно. Например, Запад поражен инфлюэнцией гомосексуализма. И встал вопрос о существе брака. Между верующими и неверующими возник правовой конфликт.

Для римского права брак есть договор, относящийся к доле владения совместным имуществом. И не более. Такой вот хозрасчетный документ.

Для верующих людей брак – мистическое соединение двух разных людей, разного пола в некую новую духовную общность, стремящуюся к Богу.

Запад не понимает Восток: при чем тут Бог и душа, если речь идет о деньгах? Восток не понимает Запад: при чем тут имущество, если речь идет о таинстве?

Вложить в Закон понятие любви – и тогда, и сейчас что-то невероятно безумное. Но на этом стоит наша вера, которая «для эллинов безумие, а для иудеев соблазн» – выйти за пределы рацио и принять любовь Бога.

Павел точно определил, что любовь не свойство и не отношения, а сущность Бога. В Боге любовь выражена в третьем лице Троицы – Боге Духе.

Павел выстроил мировоззрение как воззрение на Божий мир, описав его в системе координат Святого Духа. Для него это было нетрудно. Ведь он, как и другие апостолы, принял этого Духа в полной мере. Апостолу не просто было дано, а так дано, в громе и молнии, что в его душе не осталось никакого места для себя, и всё место внутри сердца было отдано Христу. Господь силой преобразил Павла. И Павел не отверг этой силы и принял ее. Бог вложил в сердце Павла горящий угль Духа, и оно зажглось и засияло, как маленькое солнце благодати.

Павлу легко было видеть мир Духа. Он в нем был свой.

Апостол подробно описал это пространство, эту terra incognita сверху донизу, от неба до земли, от Рая до рабовладельческого поместья римского патриция. Человечество благодаря апостолу Павлу смогло увидеть вселенную Духа. Человечество смогло увидеть настоящую картину мира, в котором Бог живет вместе с человеком.

От описания Рая Павел спустился вниз и описал заповеди архиереям, которых он умоляет подражать Христу.

Братие, таков нам подобаше Архиерей, преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от грешник и вышше Небес.

Потрудился дать заповеди священникам, простым христианам и всем тем, кто любит Бога.

Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны…

Павел целый пласт учения отвел Духу, Его свойствам и признакам нашей жизни в Духе.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.

Павел по-новому взглянул не только на жизнь, но и на смерть. Как писано об этом в акафисте:

Где ты, смерти жало, где же и мрак и страх твой прежде бывающий? Отныне ты желанная, неразлучно с Богом сочетаеши. Покою великий субботства таинственнаго. Желание имам умрети и со Христом быти, взывает Апостол. Темже и мы, взирая на смерть, яко на стезю в Вечней Жизни, воззовем: Аллилуиа.

Он обратился ко всем тем, для кого любовь хоть что-то значит. Он обратился ко всем тем, для кого любовь и Бог связаны воедино.

То, что Бог есть любовь, нетрудно заметить любому наблюдательному человеку. Любовь в своей глубине непременно уходит в таинственные глубины, где непременно встречает Бога. Настоящая любовь всегда божественно жертвенна, животворна и созидательна.

Для нас, простых людей, самым ценным в послании апостола Павла, без сомнения, является то, что мы теперь называем Гимном Любви. Наверное, нет такого русского человека, который бы не слышал и не восторгался бы словами Послания к коринфянам. Это гимн невероятной красоты и глубины. Никто не напишет о любви лучше, разве только явится новый Павел:

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.

И если я раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

Павел отлично понимал, что любовь – это не просто так, а это – дар Духа Святаго. Любовь – это существо Бога, даруемое нам с неба и роднящее нас с Богом. Она приносит благодать в этой жизни и бессмертии после гроба.

Апостол Павел раскрыл замысел Бога о любви и пояснил, как она может быть сутью закона, к которой закон приближается, но никогда не охватит.

В Номоканоне есть интересное место, в котором епископ сетует клирику за то, что тот ищет правила на все случаи жизни, и отвечает, что закон и правило на всё написать невозможно, и что тому, чего нет в Правилах, должен нас научить Святой Дух.

Павел не отрицает закон, он только выстраивает иерархию отношений с Богом. Закон – как детские пинетки для младенца духом. Закон – как гарантия и защита от дурака. Он задает некий гарантированный уровень правильных отношений с Богом. Закон также есть система воспитательная, тренирующая и закаляющая характер. Закон придает форму жизни в духе. Ведь не может форма веры иметь то, что любому взойдет на ум.

Но закон – это только закон. В самом законе нет сущности. Форма сама себя не оправдывает.

Сущность только в Боге, в той Его части, которую мы способны принимать и которую Он нам Сам даровал – в Духе Святом, нашем благом Утешителе и Защитнике.

Апостольское служение – это история служения Святого Духа в людях и через людей. И наша жизнь со Христом – это тоже только история нашей жизни в Святом Духе. Имеем в себе Духа Святого – мы живем. Нет – всё то время, которое мы провели вне Духа – это смерть наяву.

Жизнь апостола Павла так красива, так хороша, так благодатна, так благородна, что сама служит лучшей проповедью. Ведь не может человек по-пустому тридцать раз стоять на пороге смерти и радоваться, не может тонуть и хвалить Бога, не может болеть и великодушно доверять Богу, если в нем нет того, что всё это покрывает – благодати Святого Духа.

Мы все страдаем от уныния. Мы всё время желаем отдохнуть. Мы всё время обижаемся и боремся. А совсем рядом лежит мир, открытый взорам трудами Павла – мир Духа и Любви. Странно не то, что мы жалуемся, а то, что мы, стоя на пороге Царствия Божиего, не желаем в него входить, несмотря на свидетельство таких прекрасных людей, как апостол Павел.

Что же ждем?

Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.

Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса.

Онисифор, слышавший о Павле со слов Тита, встречает Павла и видит человека ниже среднего роста, волос его скуден, ноги слегка расставлены, колена его торчат наружу, глаза под сросшимися бровями и выступающий слегка нос. Он был человек очень болезненный, о чем сам пишет, был близок к смерти, ему дано таинственное жало в плоть, которое его преследует.

Многие из нас также слабы. Но многие из нас гораздо крепче апостола. Так что же нам мешает быть подобными ему духом, если телом мы подобны или даже крепче Павла? У нас только один недостаток, отличающий нас от апостола – наше холодное сердце, в котором едва теплится дух любви.

А время идет, а всё чего-то ждем:

Яко древо по времени листвий своих лишается, тако и дние наши по коликих летех оскудевают. Увядает и юности празднество, светильник радования угасает, близится старости отчуждение. Друзи и сродницы умирают. Где вы, юныя ликующия?

Дело не в том, что Бог выбрал юношу Саула (Савла) и заставил работать на Себя. Но главным образом в том, что Саул захотел быть с Богом. А нам почему-то это не нравится.

Но у нас еще есть время поработать ради любви и добыть ее своим трудом. У нас еще есть время помолиться Богу о даровании нам любви тогда, когда у нас уже не получается добыть ее трудом. Жить в любви вполне реально.

Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас (Деян. 17:26, 27).

Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3:10-14).

Зачем ждать посещения нас Богом в громе и молнии, падения с коня и полного ослепления? Обратиться к Богу можно хоть завтра. Было бы желание любить и быть любимым Богом.

Апостол Павел при рождении носил еврейское имя Савл, родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии) и принадлежал к колену Вениаминову. Город Тарс славился греческой академией и образованностью жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев и вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина.
В Тарсе Павел получил свое первое воспитание. Последующее образование апостол Павел получил в Иерусалиме, в раввинской академии у учителя Гамалиила, знатока Закона. По принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом. Молодой Савл готовился к должности раввина (религиозного наставника) и, потому, проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой.

Савл становится ревностным проповедником веры Христовой.

По назначению синедриона Савл получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.
Господь, усмотревший в нем "сосуд избранный Себе ", на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: "Савл, Савл, почему ты гонишь Меня? " На вопрос Савла: "Кто Ты? " - Господь ответил: "Я Иисус, Которого ты гонишь ".
Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели.
Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения.
На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.
Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами.
Из-за покушения эллинистов убить его, он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда, около 43 года, он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привел помощь нуждающимся.

Первое апостольское путешествие Павла (45 - 51 гг).

Вскоре после возвращения из Иерусалима, по повелению Духа Святого, Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Сначала он посещает Селевкию, откуда едет на Кипр (Деян. 13:4 ). Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом.
Дойдя до Пафа, он состязается с лжепророком Вариисусом (Деян. 13:6 ). После Кипра - в Памфилию, где он впервые начинает обращаться к язычникам (Деян. 13:46 , затем в Иконию (Деян. 14:4 ). Из Иконии, изгнанный иудеями, Павел отправляется в Ликаонию, где язычники его принимают за Гермеса (Деян. 14:12 ). После Ликаонии, через Писидию, Павел возвращается в Памфилию и отплывает в Антиохию (Деян. 14:26 ).
За время 1-го миссионерского путешествия Павел и Варнава основывают христианские общины в малоазийскнх городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии.
https://youtu.be/pXz1GGuPBik

Павел принимает участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме.

В 49 году святой Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для язычников, ставших христианами, соблюдать обряды Моисеева закона. Информация об этом Соборе содержится в Деяниях святых апостолов (Деян. 15 – 1,6 ) и в Послании к Галатам святого апостола Павла .
На 1-м Соборе Соборной Православной Церкви было выработано решение об условиях принятия в лоно Церкви язычников, а также определены условия относительно их общения во время богослужений и собраний с христианами из иудеев.
Дело в том, что по свидетельству Евангелиста Луки некоторые проповедники из Иудеи учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись (Деян. 15 - 1 ).
На Апостольском Соборе было составлено послание к христианам Антиохии, Сирии и Киликии. Послание было отправлено с Павлом и Варнавой, а также Силой и Иудой, прозываемым Варсавою. В послании писалось: "Апостолы и пресвитеры и братья – находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братьям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы." (Деян. 15, 23-29 ).

Второе апостольское путешествие Павла(51-54 гг).

Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы (а Варнава отбывает на Кипр) предпринял второе апостольское путешествие. Сначала апостол Павел посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии.
В Листре святой Павел Павел встречается с Тимофеем и вместе с ним отправляется во Фригию и Галатию (Деян. 16:6 ). От Троады Павел продолжал путешествие с присоединившимся к ним Евангелистом Лукой. Павел принимает решение проповедовать в Европе.
Оказавшись в Европе, Павел посещает Филиппы (Деян. 16:12 ). Здесь апостола Павла и Силу) задерживают, но Павла, как римского гражданина отпускают. После посещения Амфиполя, Павел приходит в Фессалоники (Деян. 17:1 ).
Далее - Афины, где состоится знакомство апостола с Дионисием Ареопагитом (Деян. 17:34 ). В Коринфе Павел знакомится с супружеской парой Прискиллой и Акилой (Деян. 18:2 ) и остается на 1,5 года, в годы правления Галлиона (Деян. 18:12 ). В Коринфе, в 52 году, апостол Павел пишет Первое послание к Фессалоникийцам.
Затем Павел морем переплывает в Эфес (там он оставляет Акилу и Прискиллу), а оттуда морем - в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию (Деян. 18:22 ). Из Иерусалима прибыл в Антиохию. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год.

Третье апостольское путешествие Павла(57-58 гг.).

Третье апостольское путешествие Павел предпринял из антиохи. По своему обычаю, в начале путешествия апостол Павел посетил ранее им основанные малоазийские церкви. Затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо Коринфян к нему). Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Эфес (Деян. 19:1 ), из которого он отправился в Македонию и Элладу (Деян. 20:2 ).
Зимой 57 года Павел прибыл в Коринф. После Коринфа - в Троаду, через Филиппы, а оттуда в Милет. Морем, через Родос и Кипр, Павел прибыл в Тир (Деян. 21:3 ). В 58 году, в Коринфе появляется его Послание к Римлянам , написанное и адресованное христианской общине Рима. В этом же путешествии появляются Первое и Второе Послание Коринфянам .
В Иерусалиме иудеи обвинили Павла в том, что он вводит язычников в Храм Соломона (Деян. 21:28 ). Его привели на суд в синедрион. Во время суда началась распря между фарисеями и саддукеями. Иудеи не могли казнить Павла, так как он был римским гражданином и отправили его в Кесарию, на суд прокуратору Феликсу, который "оставил Павла в узах" (Деян. 24:27 ). Новый прокуратор Иудеи Порций Фест, вместе с иудейским царем Агриппой, решает переправить Павла в Италию, на суд императору (Деян. 26:32 ).

Последнее путешествие апостола Павла.

Новый прокуратор Иудеи Порций Фест, вместе с иудейским царем Агриппой, направили апостола Павла в Италию, на суд императору (Деян. 26:32 ). Апостол Павел в качестве пленника совершил свое последнее путешествие. Его корабль минует Сидон, Кипр, Миры Ликийские, Крит, Адриатическое море и терпит крушение близ острова Мелит (Деян. 28:1 ). Оттуда на корабле «Диоскуры» Павел прибывает в сначала в Сиракузы, потом в Ригию. Летом 62 года апостол Павел достиг Рима, где прожил ещё 2 года (Деян. 28:30 ). В Риме апостол Павел пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал.
Из Рима апостол Павел написал послание к Филиппийцам (с благодарностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. В Рима же были написаны Послание к палестинским евреям и Второе послание к Тимофею .

Дальнейшая судьба апостола Павла (после 63 года).

Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 году. Но есть мнение, что после 2-х лет заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором, апостол Павел был освобожден и снова путешествовал на Восток. Указания на это можно найти в его "пастырских посланиях" к Тимофею и Титу .
Пробыв долгое время на острове Крит, он оставил там своего ученика для рукоположения пресвитеров по всем городам, что свидетельствует о рукоположении им Тита в епископы Критской церкви. Позже в своем послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе, близ родного Тарса.
Весной 65 года он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первое заключение. В этом же году апостол Павел рукоположил во епископа для Ефеса.
В дальнейшем апостол Павел посетил Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею .
Апостол Павел пробыл некоторое время в Коринфе. На пути в Италию встретился с , и вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дошел до Рима. В Риме апостол Павел оставил , и в 66 году отправился далее на запад, дойдя, вероятно до Испании.

Мученическая кончина апостола Павла.

После возвращения в Рим апостол Павел был вновь заключен в темницу, в которой он пребывал до своей мученическлй кончины. По преданию, после возвращения в Рим апостол Павел проповедовал при дворе императора Нерона и обратил в Христанску веру любимую наложницу императора. За это апостол Павел был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу.
После девятимесячного заключения апостол Павел был усечен мечом, как римский гражданин.
Мученическая кончина свершилась недалеко от Рима в 67 году после Р. X., в 12 год царствования Нерона.
Согласно преданию, тело Апостола после его мученической кончины в 67 г. было погребено в катакомбах при Аппиевой дороге, а затем перенесено в церковь, освященную в его честь.

Мощи святого апостола Павла.

В Риме, за чертой города, находится базилика святого апостола Павла, на том месте, где апостол Павел был казнен и похоронен.
На месте погребения апостола Павлa, в катакомбах при Аппиевой дороге, ученики апостола оставили памятный знак. Этот знак позволил в начале 4-го века императору Константину разыскать место погребения и возвести на этом месте церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, куда было перенесено тело апостола Павла.
В 386 году император Феодосий строит еще один храм, гораздо более внушительный.
В 9-м веке монастырь, как и вся округа, был ограблен арабами сарацинами.
К 19-му веку это был наиболее сохранившийся древний храм в Риме. Но 15 июля 1823 года во время сильного пожара храм выгорел.
Всем миром началось восстановление храма в честь апостола Павла. Малахит и лазурит для отделки алтаря прислал наш император Николай I. В 1855 году состоялось освящение базилики.
Под алтарем базилики обнаружены мощи апостола Павла. В 2006 году Ватиканские археологи обнаружили каменный саркофаг, после исследования которого удалось подтвердить принадлежность мощей Апостолу.

Иконография апостола Павла.

Атрибутами апостолов являются свитки, как образ христианского учения, у Павла – книга, у Петра - ключи. Изображения Петра и Павла существовали уже в первые века христианства. В ранний период развития существовало несколько типов иконографии: юные, безбородые и, с ярко выраженными портретными чертами, где апостол Павел – с высоким лбом и длинной темной бородой (катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III – 1-я пол. IV в.; Претекстата, Комодиллы, IV в.; церковь Сан-Лоренцо в Милане, IV в.).
Как правило, цвета одеяний апостолов традиционны, например, синий хитон и охристый гиматий у апостола Петра, вишневый гиматий у апостола Павла. С середины IV в. получает распространение композиция «Даяние Закона», символизирующая Божественную полноту учения Церкви, получаемого от Иисуса Христа. В центре – стоящий на горе с 4 райскими реками, Спаситель с поднятой правой рукой (жест триумфа) и развернутым свитком в левой, слева – апостол Павел, справа – апостол Петр (мозаика церкви Санта-Констанца в Риме, сер. IV в., роспись золотом на донышке стеклянной евхаристической чаши, IV в. (Музеи Ватикана)). Еще одна композиция: Иисус Христос на престоле передает свиток апостолу Павлу (саркофаг из церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.). Близким сюжетом является вручение ключей ап. Петру (наряду с «Traditio Legis» представлен в росписи церкви Санта-Констанца в Риме, сер. IV в.).
Еще один из образов - 12 Апостолов., среди которых главенствующее положение занимают первоверховные апостолы Петр и не входящий в круг евангельских учеников Иисуса Христа, Павел, а также евангелисты Лука и Марк, относящиеся к апостолам из числа 70, изображаются в сценах евангельского цикла (Вознесение, Сошествие Св. Духа), в композициях Успение Богоматери, Страшный Суд, Евхаристия. Традиционны и изображения апостолов Петра и Павла, образ которых также являет собой Св. Соборную Церковь (апсида церкви святых Космы и Дамиана, 526–530 гг., триумфальная арка церкви Сан-Лоренцо фуори ле мура в Риме, IV в.).
С VIII–IX вв. появляются циклы деяний и страданий апостолов.
История апостола Павла представлена в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, ок. 1146–1151 гг., деяния апостолов Петра и Павла – в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове, 40-е гг. XII в., цикл деяний апостолов находится в росписи церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия) 1348 г, "Апостолы Петр и Павел с житием", XVI в. (НГОМЗ).
На одной из самых древних сохранившихся русских икон, датируемой XI веком и происходящей из новгородского Софийского собора, апостолы Петр и Павел представлены слегка повернувшимися друг к другу, обращающими взор к образу Нерукотворного Спаса. Обычно Петра изображали слева, а Павла справа. Эта традиция сохранилась и тогда, когда образы обоих апостолов со временем вошли в состав деисусного ряда высокого иконостаса. Икону Петра помещали слева от центрального образа Христа следом за Богоматерью и Архангелом Михаилом, а Павла - справа, следом за Иоанном Предтечей и архангелом Гавриилом.
На иконах Петр обычно держит в руках свиток и ключи от рая, привратником которого он считается, а Павел - книгу. В конце XVIII века их стали писать на латинский манер с орудиями страстей в руках - с крестом и мечом.
Иногда в такие иконы вводили дополнительные сцены мученических казней обоих, как это сделал известный царский мастер Карп Золотарев на иконе 1694 года из иконостаса церкви Покрова в Филях.

Звенигородский чин.

Звенигородский чин – один из самых прекрасных иконных ансамблей древнерусской живописи. Чин состоит из трех поясных икон – Спас, Архангел Михаил и Апостол Павел. Чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, ктитором которого был звенигородский князь. Живопись Звенигородского чина отличает особая чистота цвета, благородство тональных переходов, светоносность колорита. Свет излучают золотые фоны и нежная плавь светлых ликов, чистые оттенки охры, голубые, розовые, зеленые тона одежд. Иконы происходят из подмосковного Звенигорода, когда-то входили в семифигурный Деисус. Сохранившиеся три иконы были обнаружены реставратором Г.О.Чириковым в 1918 году в дровяном сарае близ Успенского собора на Городке во время обследования экспедицией Центральных государственных реставрационных мастерских древнего княжеского храма Юрия Звенигородского, второго сына Дмитрия Донского.
Иконография святого Павла имеет характерные особенности - это продолговатое лицо, высокий лоб и редкие волосы. По сохранившимся красным фрагментам можно предположить, что Апостол изображен с книгой в руках, символизирующей его письменные послания.
Самостоятельным сюжетом стало изображение Павла, пишущего послания, по иконографии оно сходно с изображением евангелистов. По преданию, первые иконы апостолов Петра и Павла написал евангелист Лука, иконы утрачены.

Богослужение.

Тропарь, глас 4-й.

Рима не оставль, к нам пришел еси честными веригами, яже носил еси, апостолов первопрестольне. Имже верою покланяющеся, молимся: твоими к Богу молитвами даруй нам велию милость.

Кондак апостола Петра. Глас 2

Верховнаго и перваго апостолов, истины Божественнаго ученика, Петра великаго восхвалим и того верою целуем вериги, прегрешений разрешение приемлюще.

Молитва первая.

О святый Петре, великий апостоле, самовидче и сотаинниче Божий, всемощною десницею Учителя твоего из вод волнующихся приятый и от конечнаго потопления свободивыйся! Не забуди и нас убогих (имена), в тине греховней погрязших и волнами житейскаго моря обуреваемых: подаждь нам твою руку крепкую, помози нам и удержи нас от потопления во страстех, похотех, лжах и клеветах. Сотвори и ты с нами милость, тебе от Господа явленную, да не в сомнении и маловерии изгибнем. Научи нас, учителю наш, проливати слезы покаяния, да плачем горько о деяниих наших в веце сем. И аще твоя слезы, в покаяние излиянныя, милостию Своею покры Господь и Учитель твой, испроси и нам, со дерзновением апостольским, прощения во гресе ежечаснаго. Да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем до часа, в оньже имать призвати нас века Господь, наш Судия нелицеприятный. Ты же, о всехвальный апостоле, не отвержи вопля нашего и стенания к тебе, но заступи нас пред Христом, твоим Учителем, да непрестанно славим Его милосердие к нам, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь .

Празднование памяти апостола Павла.

Апостол Павел много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Апостол Павел мученически скончался в Риме при императоре Нероне, как и апостол Петр. Поэтому память апостолов Павла и Петра празднуется в один день.
В православии и католичестве Пётр и Павел - два наиболее почитаемых апостола, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. Дни празднования: - 29 июня (12 июля ) - славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла; - 30 июня (13 июля ) - Собор славных и всехвальных 12 апостолов.

Послания Апостола Павла.

Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря его широкому образованию и проницательности, отличаются большой самобытностью.

Список посланий апостола Павла и время их написания:

- Послание к Римлянам - около 58 года, в Коринфе;
- 1-е к Коринфянам - Перед пасхой 57г., в Эфесе;
- 2-е к Коринфянам - После Первого Послания Коринфянам, 57г., в Македонии;
- Послание к Галатам - 49-50гг., в Эфесе;
- Послание к Ефесянам - в 63г.
- Послание к Филиппийцам - в 61-62г.;
- Послание к Колоссянам ;
- 1-е к Фессалоникийцам - 51-52 г.;
- 2-е к Фессалоникийцам ;
- 1-е к Тимофею ;
- 2-е к Тимофею - около 67 г., в Риме;
- Послание к Титу ;
- Послание к Филимону - в 63г.;
- Послание к Евреям - в Риме.

Послание к Римлянам.

Первое Послание к Римлянам обращено к христианской общине столицы Империи.
Это Послание можно назвать сокращённым изложением учения апостола Павла.
В нем, Павел делится с римскими христианами своими планами о путешествии через Рим в Испанию.

Первое Послание к Коринфянам.

В Первом Послании Коринфянам, Павел пишет о своем намерении вторично отправиться в Коринф.Так же он упоминает о Тимофее, который должен предварить апостола.
Почитать и послушать послание можно

Второе Послание к Коринфянам.

Во Втором Послании Коринфянам, Павел упоминает об огорчении коринфян в ответ на его Первое послание.
Так же говорит о прощении покаявшегося и хвале за покаяние. Отмечает свою любовь к коринфянам. Дает поручение Титу и его спутникам, говорит о милосердии и помощи.
Титу и его спутникам, говорит о милосердии и помощи.
Почитать и послушать послание можно

Послание к Галатам.

В Послании к Галатам, Павел высказывается против иудеохристианств, которое призывало к точному соблюдению закона Моисея.
Обряд обрезания подвергается особой критике.
Павел говорит о спасении не «делами закона», а по благодати, «только верою» в Иисуса Христа.
Христиане из язычников и иудеев уравниваются перед Богом. В Послании присутствует ряд биографических моментов: фарисейское прошлое, обращение, знакомство с апостолом Петром, 1-е Апостольское Путешествие, спор с иудеохристианами и примкнувшим к ним Петром.
Так же, Павел утверждает любовь к ближнему и отделяет «дела плоти» от "плодов духа".
Почитать и послушать послание можно

Послание Эфесянам.

В Послании Эфесянам говорится, что Церковь, как Тело Христа, чиста и непорочна.
Так же, звучит тема преображения из «ветхого человека в «нового человека», и демонология «мироправителей и «поднебесных» духов злобы.
Здесь звучат призывы Павла о том, что христианам необходимо говорить правду, трудиться, не сквернословить и быть благодарными за все. Жены обязаны повиноваться мужьям, дети - родителям, а рабы - господам.
Почитать и послушать послание можно

Послание Филиппийцам.

Послание написано в Риме, во время первого заключения апостола, в 61 - 62 гг.
В Послании Филиппийцам Павел призывает к единодушию и единомыслию.
Еще раз ополчается на иудеохристиан, которые настаивали на необходимости обрезания.
Павел передает привет из "кесарева дома".
Послание записано со слов Павла, судя по приветствию «Павел и Тимофей», его любимым учеником - Тимофеем.
Почитать и послушать послание можно

Послание Колоссянам.

В Послании Колоссянам, звучит наставление общины колоссян, в вере в Иисуса Христа, и предостережение от проповедующих гностическую философию, уводящую от подлинного понимания миссии Иисуса.
В Послании находится максима, которая цитируется, как декларация "интернациональности" христианства: "...нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания (крайней плоти), ни варвара ни скифа, ни раба ни свободного человека, но всё и во всём Христос." Почитать и послушать послание можно

Первое послание к Фессалоникийцам.

1-е послание к Фессалоникийцам - предположительно написано в Коринфе, во время 2-го апостольского путешествия (51 - 52 гг.).
Сила и Тимофей являются соавторами письма.
Павел написал это Послание, после возвращения из Афин и после возвращения Тимофея из инспекторской поездки в Фессалоники, к местной христианской общине. Павел был доволен поездкой и не скупится на похвалы общине, состоявшей из бывших язычников. По словам Павла – это "образец" для всех верующих в Македонии и Ахайи, а её прихожане - сыны света.
В Послании Павел так же говорит о смерти и воскрешении Иисуса, и скором пришествии Господнем, воскрешении мертвых и всеобщем вознесении на облаках.
Почитать и послушать послание можно

Послание 2-е к Фессалоникийцам.

Второе послание к Фессалоникийцам написано апостолом Павлом, через несколько месяцев, после написания в Коринфе Первого послания к Фессалоникийцам.
В написании Послания принимали участие и ученики апостола: Павел, Силуан (Сила) и Тимофей
Основная тема Послания - "пришествие" Господа, которому будет предшествовать "отступление" и появление "человека греха" и "сына погибели". Это существо в Храме Божьем будет выдавать себя за Бога, однако и этому событию будет предшествовать изъятие «удерживающего». Когда же придет Иисус Христос, то он убьет "человека греха" "духом уст" своих.
Также в Послании содержится призыв к труду "кто не хочет трудиться, тот и не ешь".
Почитать и послушать послание можно

Послание 1-е к Тимофею.

– любимый ученик апостола, которому написано Павлом два послания.
Их называют пастырскими посланиями, потому что в них содержатся наставления, актуальные для всех пастырей Церкви.
В Послании говорится о том, что в середине 60-х годов, главная проблема Эфесской церкви – это нашествие многочисленных учителей, проповедников самых разнообразных ересей, в основном гностического характера.
Основные темы Послания - борьба со лжеучителями и увещевания о достойной христианской жизни.
Говорится и о том, что в Эфесской церкви уже чётко выделялись саны епископов и диаконов.
Почитать и послушать послание можно

Послание 2-е к Тимофею.

Второе послание к Тимофею написано в Риме, накануне казни Павла, около 67 года.
Апостол, предвидя свою кончину, обращается с наставлениями к Тимофею и другим ученикам.
Павел осуждает ересь Именея и Филита о том, что воскресение уже наступило. Также он осуждает Александра Медника. Говорит о своем мученичестве, учениках и последних наставлениях им. Он сетует о том, что "все меня оставили", кроме Евангелиста Луки.
Почитать и послушать послание можно

Послание к Титу.

Авторство Павла оспаривается некоторыми учёными. Среди возможных авторов называют Поликарпа.
Послание к , так же, как и Послания к , называют пастырскими посланиями, в которых описываются критерии для епископов и пресвитеров, а также наставления, актуальные для всех пастырей Церкви.
Послание преследует цель помочь в епископском служении и укрепить его в борьбе против лжеучителей.
Почитать и послушать послание можно

Послание Филимону.

В Послании звучит похвала Филимону за его веру и любовь. Апостол имеет право приказать, но вместо этого просит за Онисима.
Имя Онисим, которое означает "полезный", "пригодный", Павел использует в игре слов "он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его".
Почитать и послушать послание можно

Послание к Евреям.

В Послании, апостол Павел обращается к евреям, принявшим крещение, с целью утвердить их в вере.
Это Послание предполагает хорошее знание читателями Ветхого Завета, текстом которого пользуется Павел, цитируя Псалтырь: Пс. 109:1 - Евр. 1:13 , Пс. 8:6 - Евр. 2:7 , Пс. 109:4 - Евр. 7:17 .
В Послании содержатся предостережения против отступничества. Так же, раскрывается богословская концепция священства Иисуса Христа по чину Мелхиседека, его превосходства над священством по чину Аарона.
Павел утверждает, что мученическая смерть Христа на кресте, отменила необходимость ветхозаветных жертвоприношений.
Почитать и послушать послание можно

Апокрифические тексты.

Третье послание апостола Павла к Коринфянам.

Третье послание к коринфянам - апокрифическое послание, адресованное братьям, проживающим в общине греческого города Коринф. Автором, возможно, является Апостол Павел, однако подтверждений этому нет.

Послание к Лаодикийцам.

Послание к Лаодикийцам - гипотетический текст, о существовании которого известно из канонического послания к Колоссянам, написанного апостолом Павлом.
"Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы."(Кол. 4:16 )

Апокалипсис Павла.

Апокалипсис Павла - христианский новозаветный апокриф, написанный предположительно в IV веке.
Авторство приписывается апостолу Павлу.

Использованы материалы:
1.С веб сайтов:
- http://akafist.ru/saints/apostoly-petr-pavel/kanon-pavlu/
- http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/dimitr_rostov/ijun/
- http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/dimitr_rostov/ijun/txt78.html
- http://andrey-rublev.ru/shumkoff19.php
- http://palomnic.org/history/ort/sv/apostol/ikonogr/
- http://www.iconrussia.ru/painting/iconography/628/?SECTION_ID=628&PAGEN_1=2
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Апостол Павел
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Послания Павла
- http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39971.htm
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life6778.htm
- http://biblia.org.ua/apokrif/apocryph1/_default.htm
- http://www.patriarchia.ru/


Этот человек никогда не общался с Иисусом Христом во время его земной жизни и не был в кругу учеников Спасителя. Его биография содержит немало темных пятен и очень странных эпизодов. Почему же так вышло, что именно апостол Павел в конце концов стал одним из наиболее почитаемых авторов Нового Завета?

В прошлом не раз бывало так, что ярый противник какого-либо учения впоследствии превращался в его ревностного апологета. Но история Савла из города Тарc, позже ставшего апостолом Павлом, конечно, стоит особняком. Во-первых, потому что написанные им тексты, вошедшие в состав Нового Завета, стали фундаментом для всей христианской богословской мысли. А во-вторых, потому что он прошел путь не просто от противника до сторонника, а от гонителя и палача христиан до защитника веры, принявшего мученическую смерть за свои убеждения.

Фарисей из Киликии.

Будущий апостол родился в знатной семье фарисеев из Тарса, главного города Киликии. С самого своего рождения он принадлежал к элите, потому что обладал статусом римского гражданина - честь, которой могли похвастаться далеко не все жители имперских провинций. Его растили в достатке, но при этом с соблюдением строгих традиций фарисейского благочестия. Он получил отличное религиозное образование, хорошо знал Тору и умел ее толковать. Казалось, что впереди его не ждет ничего, кроме успешной карьеры.

По некоторым данным, Савл даже входил в состав местного синедриона - высшего религиозного учреждения, которое одновременно исполняло функции суда. Там-то ему и пришлось впервые столкнуться с главными идеологическими врагами фарисеев на тот момент - христианами. Как и полагалось верному последователю фарисейского учения, он активно включился в гонения.

«Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос; и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах», - такие слова будущего апостола приводятся в Деяниях святых апостолов. Одним из самых заметных эпизодов было участие Савла в судьбе святого Стефана, которого насмерть забили камнями. Сам он не принимал участия в расправе, но не пытался остановить убийц и вполне одобрял происходящее.


Жизнь Савла резко изменилась на пути в Дамаск, куда он вел группу христиан для наказания. Согласно преданию, он внезапно услышал голос, говоривший: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» После этого на три дня его поразила слепота, исцелить которую смог лишь дамаскский христианин Анания. На этом закончилась история фарисея Савла и начался тернистый путь апостола Павла.

Конфликт столпов веры.

Сразу после обращения Павел начал активно проповедовать христианство. 14 лет он ездил по миру и рассказывал о Христе в Аравии, Сирии, Киликии... Спустя некоторое время в Антиохию (столицу Сирии в то время) прибыл и апостол Петр - «камень», на котором основал свою церковь. И между двумя истовыми проповедниками разгорелся нешуточный конфликт. Удивительное дело - бывший фарисей, имеющий за плечами столь тяжкие грехи, не побоялся обвинить Петра в лицемерии!

«...сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» - рассказывает об этом сам Павел в Послании к Галатам. Речь шла о том, что Петр, проповедуя, вел себя не всегда искренне, пытаясь одновременно и вызвать симпатию язычников, и не навлечь на себя осуждение со стороны единоверцев.

Тут стоит напомнить, что христиане поначалу не хотели принимать Павла, памятуя об его фарисейском прошлом. Собственно, только заступничество апостолов Варнавы и Петра помогло ему стать «своим» среди тех, кого он еще вчера подвергал жестоким гонениям. А теперь «в благодарность» он обвинял старшего среди двенадцати апостолов в лицемерии! Удивляет как то, что Павел осмелился на такое, так и то, что это не вызвало никаких нареканий со стороны Петра.

Объяснить поведение Павла несложно. Как известно, нет более горячего фанатика, чем неофит. Энтузиазм новообращенного христианина еще не успел остыть, а препятствия, которые приходилось постоянно преодолевать на пути этого служения, лишь жарче разожгли пламя веры в его душе. Кроме того, Павел явно ощущал свое преимущество над большинством других апостолов. На фоне искренних, но неумелых речей рыбаков, мытарей и странников проповеди профессионального богослова, свободно ориентировавшегося в сложнейших вопросах толкования Торы, наверняка звучали более убедительно и ярко. Вполне возможно, что это давало повод считать себя лучше разбирающимся в вопросах веры, нежели его старшие, но менее образованные собратья. А потому он не боялся поучать, искренне считая, что знает «как надо».

Что касается Петра, то ему хватило мудрости не спорить с Павлом, а признать его правоту. Ведь тот, вольно или невольно, задел самую больную тему - лицемерие. Кому как не Петру, трижды за одну ночь отрекшемуся от своего Учителя, было знать всю силу этого греха! А потому, Петр смирился и не стал возражать обвинениям Павла.

Миссионер или предатель?

Интересен и вопрос о том, почему жестокий фарисей Савл в одночасье превратился в пламенного христианина Павла. Ответ на это снова дает текст Деяний апостолов. Когда Бог велит Анании идти и исцелить Савла от слепоты, тот настолько удивляется, что даже смеет перечить: «Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме». Но Господь настаивает: «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми». И Анания повинуется.

Для Савла, воспитанного на ветхозаветных принципах «око за око», проявление милосердия - это что-то странное и непривычное. Неизвестно, что больше впечатлило его: явленное могущество Бога или поведение Анании, который, пусть сомневаясь, но все же пришел и исцелил злейшего врага своих братьев по вере.

Перед молодым фарисеем, который думал, что во всех подробностях знает, как устроен мир, внезапно открылась новая реальность, построенная на иных, уже христианских ценностях. Эта внезапная смена системы координат и заставила его обратиться в новую веру.

Бог не зря избрал «сосудом» такого человека, как Павел. Вновь вспомним об его образовании и подготовке. Теперь все эти способности были употреблены на благо христианства. Вот почему слова проникали в каждое сердце. И вот почему его слышали во всех концах земли, за что он и был прозван «апостолом язычников».

Он мог проповедовать вдвойне эффективнее, нежели любой христианин, потому что заранее знал, что ему могут возразить фарисеи. И потому выходил победителем из всех диспутов, тем самым еще сильнее зля своих вчерашних соратников.


Потому-то Павла и постигла трагическая судьба, подобно другим апостолам. Ему не могли простить перехода в другой лагерь. Иудеи хотели убить его еще в Дамаске, сразу после начала его проповеди. Но этот план не удался.

В конце концов, решающее слово, как и в случае с , сказало римское правосудие. Павел был казнен в Риме, при императоре Нероне. Причем, как римский гражданин, он был обезглавлен, а не распят. Но слова, сказанные им, живут до сих пор.

Апостол Павел (лат. Paulus и Paullus ; предп. 5/10, Тарс - 64/67, Рим) - «апостол язычников» (Рим. 11:13), не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан.

Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.

Источники

Главными источниками сведений о жизни и проповеди Павла являются книги Нового Завета: Деяния святых Апостолов и Послания Павла. Аутентичные послания являются первичными источниками, содержащими свидетельство от первого лица и современными исследуемым событиям. Вопрос о том, какие именно из 14 новозаветных посланий, традиционно приписываемых апостолу Павлу, в действительности принадлежат ему, рассмотрен ниже и в статьях, посвящённых отдельным посланиям. Свидетельства Посланий требуют критического подхода. Павел небеспристрастен и непосредственно вовлечён в упоминаемые события, поэтому при чтении Посланий необходимо принимать во внимание его склонность к той или иной интерпретации фактов. Необходимо также, насколько это возможно, учитывать адресата послания и ситуацию, в которой оно было написано, поскольку это влияет на риторику письма и характер возвещения Евангелия (керигмы).

Деяния Апостолов, датируемые многими исследователями 70-ми - первой половиной 80-х годов, написаны уже после смерти Павла и являются источником, содержащим сведения из вторых рук. Возможное исключение - так называемые «мы-отрывки» (Деян. 16:10-17, 20:5-8, 27:1-16 - все три отрывка относятся к морским путешествиям Павла), в которых автор внезапно начинает повествование от первого лица. Не исключено, что этим он подчёркивает, что был свидетелем описываемых событий; существует даже предположение, что это отрывки из дневника, который Лука или кто-то другой вёл во время путешествия. Достоверность свидетельств книги Деяний существенно повышается, если они находят хотя бы косвенное подтверждение в Посланиях или других источниках (включая упоминание тех или иных реалий у античных авторов, археологические находки и др.). Подробнее о проблемах источников и историчности Деяний см. статью Деяния святых Апостолов.

Послания Павла - основной источник сведений о его вере, учении и мировоззрении. Приводимые в Деяниях речи Павла нельзя считать безусловно подлинными. Сопоставление книги Деяний, основным действующим лицом второй половины которой является Савл-Павел, с упоминаниями мест, лиц и путешествий в Посланиях позволяет в некоторой мере реконструировать жизнь Павла, прежде всего во время его миссионерских путешествий (прибл. 46-61 гг.). Существует ряд противоречий между Деяниями и Посланиями; в таких случаях, как правило, предпочтение отдаётся свидетельству Посланий.

О Павле несколько раз упоминается в писаниях мужей апостольских. Павел также является действующим лицом или ложным автором ряда новозаветных апокрифов, но ценность этих книг как источников информации об историческом Павле неизмеримо ниже. К числу таких апокрифов относятся Деяния Павла, Псевдо-Клементины, Деяния Петра и Павла, Апокалипсис Павла, апокрифические послания Павла и к Павлу (включая переписку с Сенекой) и др.

Жизнь

Происхождение

Павел - иудей средиземноморской диаспоры, родившийся в Тарсе, главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Еврейское имя Павла - Савл (др.-греч. ??????, эллинизированная форма имени Шауль, ивр. ?????). Павел происходил из колена Вениаминова, и, вероятно, был назван в честь принадлежавшего к тому же колену библейского царя Саула.

Семья и воспитание

Отец Павла был фарисеем (Деян. 23:6), и сам Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия. При этом Павлу перешло от отца римское гражданство, что говорит о высоком статусе семьи, поскольку в то время лишь немногие обитатели провинций Римской империи обладали статусом гражданина. С этим, вероятно, связано наличие у Павла римского имени лат. Paulus (в греческой транскрипции др.-греч. ??????), то есть «маленький». Впоследствии, называя себя «наименьшим из апостолов» (1Кор. 15:9), Павел возможно обыгрывал смысл своего имени.

Павел говорит о себе: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе [то есть, в Иерусалиме] при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе» (Деян. 22:3). Если это свидетельство Деяний, не находящее, правда, подтверждения в Посланиях, верно, то Павел обучался Торе и искусству её раввинистической интерпретации у одного из самых знаменитых учителей того времени, раввина Гамалиила Старшего. Примеры раввинистического толкования можно найти в посланиях Павла, причём в качестве толкуемого текста выступает не Тора на древнееврейском, а её греческий перевод, Септуагинта. Во времена Павла этот перевод широко использовался среди евреев диаспоры, чьим родным языком как правило был греческий (позже, в ходе роста противостояния с христианством, иудеи практически отказались от использования Септуагинты).

Павел был обучен ремеслу - шитью палаток (Деян. 18:3). Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение Торе нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом. В посланиях Павел не раз упоминает, что не был обузой для общины, поскольку кормил себя сам (см., например, 1Кор. 9:13 - 1Кор. 9:15).

Павел пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1Кор. 7:8). Был ли сам Павел безбрачным или вдовцом, в Новом Завете явно не сказано. Православные предания трактуют эти слова Павла в том смысле, что он был именно девственником.

Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом (1Кор. 7:8), тем не менее осуждает «лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак» (1Тим. 4:2-1Тим. 4:3)

…Святые Апостолы Иоанн Богослов, Павел, Варнава и, без сомнения, многие другие были девственниками

Однако, согласно сообщению из книги Деяний апостолов: «…получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос» (Деян. 26:10), - можно заключить, что Павел был членом синедриона, поскольку имел право голоса казнить христиан. Члены этой организации были обязаны вступать в брак. Более того, Павел, будучи строгим фарисеем, вряд ли пожелал бы пренебречь тем, что Иудеи считали священным долгом, а именно браком. Его подробные наставления из седьмой главы первого послания к Коринфянам также позволяют предположить, что он был хорошо знаком с проблемами подобными тем, которые возникают в связи с браком, а значит, мог быть женат до написания этого отрывка.

Согласно преданию, святые мученицы Зинаида Тарсийская и Филонила являются родственницами (по некоторым данным - родными сёстрами) апостола Павла.

Связи с эллинизмом

Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, риторики. По широко распространённой версии, послания Павла написаны на живом идиоматическом греческом языке. По другой, существует чёткое доказательство применения игры слов, стихосложения, проявляющихся только на арамейском языке. Родной город Павла Тарс был одним из центров эллинистической образованности, уступавшим в этом отношении лишь Александрии и Афинам. Правда, неизвестно, в каком возрасте Павел покинул Тарс и отправился на учёбу в Иерусалим, но известно (Деян. 9:30), что уже после обращения Павел был вынужден вернуться на длительное время на родину, чтобы избежать преследований со стороны бывших соратников.

Было убедительно показано, насколько широко в речах и посланиях Павла используются приёмы античной риторики. Можно также отметить, что многие из встречающихся в Новом Завете цитат или аллюзий на произведения секулярных античных авторов приводятся Павлом или, по крайней мере, вкладываются в его уста. Многие исследователи пытались также найти в богословии Павла следы влияния малоазийских мистериальных культов.

Участие в преследовании христиан

Судя по Деяниям святых Апостолов, Павел был моложе Иисуса. Весьма вероятно, что оба они находились в Иерусалиме в одни и те же пасхальные дни. Однако в Новом Завете нет никаких свидетельств о том, что Павел видел Иисуса до казни.

В 7-9 главах Деяний Апостолов несколько раз говорится об активном участии Павла (называемого вплоть до Деян 13:9 исключительно Савлом) в гонениях на раннюю христианскую церковь; сам Павел также упоминает в ряде посланий, что до обращения участвовал в преследовании христиан.

Убийство Стефана

Впервые Савл упоминается в 7-ой главе Деяний, в сцене избиения камнями первомученика Стефана. Проповедника Стефана привлекли к суду за богохульство представители синагог «эллинистов» (евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке), в частности, выходцев из Киликии (Деян. 6:9), одним из которых мог быть Савл. В Деяниях описан суд над Стефаном, но непонятно, был ли ему вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая дожидаться окончания суда.

Причины и характер преследований

Гонения, в которых принял участие Павел, были вызваны ранней христианской проповедью, становившейся неприемлемой для ортодоксального иудаизма из-за таких моментов как:

  • Проповедь распятого Мессии . «…мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн…» (1Кор. 1:23). Такая проповедь воспринималась как богохульство, поскольку распятие было особо позорной казнью, несовместимой с богоизбранностью Мессии, который должен прийти как царь и победитель. В Послании к Галатам (Гал. 3:13) Павел цитирует Второзаконие (Втор. 21:33): «… проклят всяк, висящий на древе». Для Павла-фарисея было немыслимо видеть в распятом и, следовательно, проклятом преступнике Мессию.
  • Критика храмового культа . Многие исследователи считают, что уже в это время в среде христиан из «эллинистов», таких, как Стефан, стало проявляться критическое отношение к еврейской сосредоточенности на Иерусалиме и Храме, плохо совместимой с вселенским характером христианского благовестия. В речи Стефана перед Синедрионом, в написании которой Лука мог опираться на источник, довольно точно передающий взгляды «эллинистов», содержатся открытые нападки на Храм. Возможно, именно критика храмового культа и стала основной причиной преследований.

В ранних гонениях на христиан можно видеть попытку синагогальных общин, находившихся под всецелым влиянием фарисеев, навести порядок в своей среде путём «дисциплинарного» наказания неортодоксальных взглядов. Именно таким наказанием могли быть упоминаемые Павлом бичевание (5 раз по 40 ударов без одного) и тюремное заключение, которым он подвергся уже став христианином (2Кор. 11:23, 2Кор. 11:24). Не исключено, что преследования христиан велись в основном в эллинистских общинах, членом одной из которых мог быть Савл. Основную роль в преследованиях играли, по всей видимости, фарисеи, но в них могло принять участие и храмовое саддукейское священство. В Деяниях (Деян. 9:1 - Деян. 9:2) фарисей Савл получает от саддукейского первосвященника полномочия привести в Иерусалим христиан из Дамаска для наказания.

После обращения

Как повествует книга Деяний, на пути в Дамаск он неожиданным образом услышал неведомый голос «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» и на три дня ослеп (Деян. 9:8 - Деян. 9:9). Приведённый в Дамаск, он был исцелён христианином Ананией и крестился (Деян. 9:17 - Деян. 9:18). Пробыв несколько дней с учениками Дамаска, Ап. Павел проповедует Евангелие среди иудеев Аравии, что можно понять из «Послания к Галатам»(Гал. 1:17). Проведя на аравийском полуострове три года, по причине угрозы от агрессивной части иудейской общины он уходит в Иерусалим.(Гал. 1:18). Местные христиане долго не могли принять его, только заступничество Варнавы примирило Павла с апостолами (Деян. 9:26 - Деян. 9:27). Заручившись поддержкой апостола Петра, Павел останавливается в Антиохии, где его сподвижниками становятся Варнава и Марк (Деян. 12:24).

Затем Павел 14 лет занимается проповедническим служением в Сирии и Киликии, где он вызывает нарекания со стороны иудео-христиан (фарисейской ереси ) за отрицание необходимости обрезания. Споры между сторонниками Павла и его противниками требуют созыва Апостольского собора(Деян. 15:1 - Деян. 15:6).

Когда в Антиохию прибывает Пётр, то у него с Павлом начинаются прения (Гал. 2:11 - Гал. 2:14).

Впоследствии Павел распространяет свою проповедь на Европу, проповедуя на Балканах (Филиппы, Фессалоники, Афины, Коринф) и в Италии. Одним из самых значимых его посланий является Послание к Римлянам, написанное в 58 году в Коринфе и адресованное христианской общине Рима.

Апостол Павел стал ревностным проповедником Евангелия в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других регионах античного мира. Согласно книге Деяний, во время празднования воскресного дня в Троаде апостол Павел воскресил юношу по имени Евтих, который сидел на окне и, заснув, упал вниз с третьего этажа.

За распространение веры Христовой апостол Павел перенёс много страданий и был как гражданин не распят, а обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году (по другой версии - в 67-68 гг.). На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

Православные и католики отмечают память Петра и Павла в один день - 29 июня; Православные церкви, использующие Юлианский календарь, отмечают его 12 июля (н. ст.). В православии и католичестве Пётр и Павел - два наиболее почитаемых апостола, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.

Обнаружение останков апостола Павла

В день памяти апостола Павла 29 июня 2009 года, папа римский Бенедикт XVI рассказал, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарём римского храма Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. По словам папы, в саркофаге были обнаружены «…мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II вв.». «Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идёт об останках апостола Павла», - заявил понтифик на церемонии по случаю завершения торжеств, связанных с 2000-летием святого Павла. Вскрывать древнюю находку долго не решались. Саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым. «В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано очень маленькое отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений». Понтифик пообещал, что, когда учёные закончат исследования, саркофаг с мощами будет доступен для поклонения верующих.

Послания апостола Павла

Русское Латинское Рус. Полн. Мин. Язык оригинала
1 Послание к Римлянам Epistula ad Romanos Рим Rom Ro Древнегреческий
2 1-е к Коринфянам Epistula I ad Corinthios 1Кор 1 Cor 1C Древнегреческий
3 2-е к Коринфянам Epistula II ad Corinthios 2Кор 2 Cor 2C Древнегреческий
4 Послание к Галатам Epistula ad Galatas Гал Gal G Древнегреческий
5 Послание к Ефесянам Epistula ad Ephesios Еф Eph E Древнегреческий
6 Послание к Филиппийцам Epistula ad Philippenses Фил Phil Phi Древнегреческий
7 Послание к Колоссянам Epistula ad Colossenses Кол Col C Древнегреческий
8 1-е к Фессалоникийцам Epistula I ad Thessalonicenses 1Фес 1 Thess 1Th Древнегреческий
9 2-е к Фессалоникийцам Epistula II ad Thessalonicenses 2Фес 2 Thess 2Th Древнегреческий
10 1-е к Тимофею Epistula I ad Timotheum 1Тим 1 Tim 1T Древнегреческий
11 2-е к Тимофею Epistula II ad Timotheum 2Тим 2 Tim 2T Древнегреческий
12 Послание к Титу Epistula ad Titum Тит Tit T Древнегреческий
13 Послание к Филимону Epistula ad Philemonem Флм Philem P Древнегреческий
14 Послание к Евреям Epistula ad Hebraeos Евр Heb H Древнегреческий

Павел Апостол - цитаты

Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, не не-обрезания, варвара. Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

И не Адам прельщен, но женщина, прельстившись, впала в преступление.

Где нет закона, нет и преступления.

Где Дух Господень, там свобода.