В то время как более сложные устройства могут «отключать» обоняние , осязание , вкус , температурные рецепторы и вестибулярный аппарат . Сенсорная депривация используется в нетрадиционной медицине , психологических экспериментах (например, с камерой сенсорной депривации), а также для пыток и наказаний.

Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, в то время как длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству , галлюцинациям , депрессии и асоциальному поведению.Это происходит из-за растормаживания коры головного мозга.

Камера сенсорной депривации

Камера сенсорной депривации - звуко- и светонепроницаемый бак, где человек плавает на поверхности солёной воды, температура которой очень близка к температуре тела. Такая камера была впервые использована Джоном Лилли в 1954 году для изучения эффектов сенсорной депривации. Такие камеры также используются для медитации , расслабления и в нетрадиционной медицине . Также используется термин «флоутинг» капсула (англ. float - свободно плавать, держаться на поверхности).

Питер Сьюдфелд и Родерик Борри из Университета Британской Колумбии изучали терапевтические применения камеры сенсорной депривации в конце 1970х. Их техника была названа «Терапия ограниченной средовой стимуляции» (Restricted Environmental Stimulation Therapy, REST).

Использование в БДСМ

Внешние ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сенсорный голод" в других словарях:

    СЕНСОРНЫЙ ГОЛОД - см. Изоляция, Сенсорная изоляция. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    Сенсорный голод - 1. вообще потребность организма в сенсорной стимуляции; 2. в нейрофизиологии – состояние фрустрации, наступающее в условиях сенсорной депривации; 3. в психологии любопытство, потребность в новых ощущениях, впечатлениях. Чрезмерная потребность в… …

    - [сэ] и [се], ая, ое. [лат. sensus восприятие, чувство, ощущение] 1. Биол. Относящийся к ощущениям; связанный с чувствами и органами чувств. С ая реакция человека. С ая физиология (физиология органов чувств). С. голод (неразвитость или ограничение … Энциклопедический словарь

    сенсорный - (сэ) и (се) ая, ое.; (лат. sensus восприятие, чувство, ощущение) 1) биол. Относящийся к ощущениям; связанный с чувствами и органами чувств. С ая реакция человека. С ая физиология (физиология органов чувств) Сенсо/рный голод (неразвитость или… … Словарь многих выражений Википедия

    ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - условия деятельности, которые предъявляют повышенные требования к оператору. Такие условия называются иначе также усложненными или уникальными. Их изучением занимается специальное направление прикладной психологии психология труда в особых… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    РАБОЧИЙ ТЕМП - (...от лат. tempus время) скорость выполнения последовательных рабочих операций в течение определенного времени. Как замедленный, так и слишком быстрый Р. т. приводит к развитию утомления. Оптимальный Р. т. зависит от тяжести труда и содержания… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Тибетские и гималайские буддийские монастыри очень широко практикуют так называемое сенсорное голодание. Оно обеспечивается за счет длительного пребывания человека в темном помещении, лишенном окон. Его роль может выполнять обычная прикрытая яма. Просидевший таким образом как минимум несколько месяцев человек переживает мощный стресс. Его следствием могут стать как полная утрата психического здоровья, так и открытие третьего глаза, как называют обретение дара ясновидения буддисты.

Нередко параллельно с этой процедурой используются дополнительные приемы, в результате которых уникальные способности остаются навсегда. У получившего такую «закалку» человека есть все шансы превратиться не только в ясновидящего - ему могут стать доступны левитация, телепатия, а также визуальное проецирование видений.

Существует и методика «наоборот» - сенсорная перегрузка. В этом случае органы чувств подвергаются длительной сенсорной «атаке». Это могут быть мигающий свет, монотонные крики, громкие звуки в определенном ритме. Это средство знали еще самые древние народы, и именно на такой методике базируются экстазы шаманов, благодаря которым те путешествуют по иным мирам.

Вот как описаны действия шаманов в мемуарах Гильома Рубрука, который в XIII в. был в ставке Мангу-хана. Под покровом ночи к шаману приходят люди, желающие, чтобы на их вопросы ответили демоны. Тот, произнося заклинания, сильно ударяет своим бубном о землю, спустя какое-то время приходит в состояние беснования, и его вяжут. В темноте появляется вызываемый демон, ест мясо, которое ему дает шаман, и отвечает на вопросы.

Несмотря на то, что со времени написания этого повествования минуло немало веков, шаманские обряды не претерпели никаких изменений и не утратили актуальности. Более того, они стали пользоваться успехом у представителей народов, для которых эта культура совершенно чужда. Возникло даже движение «новых шаманов». Они ставят перед собой задачу изложить суть шаманства с помощью современных понятий. Значительная роль в этом принадлежит Майклу Харнеру: именно его работа наряду с другими трудами превратилась в теоретическое обоснование деятельности «новых шаманов». Харнер был членом Нового Института Социальных Исследований, а позднее племя кунибо посвятило его в шаманы. Во время этой процедуры новоиспеченный прорицатель пережил видения, которые посещают, как правило, тех, кто находится перед лицом смерти.

Большой кожаный бубен - традиционное шаманское средство для выхода в астрал - частенько звучит на харнеровских семинарах. Участвующие в них люди тоже путешествуют в этот параллельный мир. Сидя с закрытыми глазами или в темном помещении, они создают в своем воображении мировое древо, верхушка которого находится в небе, а корни - на большой глубине. Путешественники заходят в дверь, находящуюся у подножья, и спускаются по главному корню, который постепенно становится туннелем. В конце этого пути - свет, куда люди стремятся под ритмичные звуки бубна. Оказавшись в светящемся тумане, они призывают на помощь проводника для «экскурсии» по той местности, куда им сейчас предстоит попасть. Роль «гида» может выполнять дух, какое-нибудь животное либо мифический персонаж. Как правило, продолжительность пребывания в астральном мире примерно минут двадцать, порой и больше. Когда приходит пора возвращаться, бубен издает звуки уже в другом ритме. Оказавшись вновь в материальном мире, участники семинара воссоздают в памяти путешествие, стараясь вспомнить и записать все как можно детальнее.

Сенсорную перегрузку можно себе обеспечить, пристально глядя на мигающий свет или же предметы, которые вращаются в быстром темпе. Древние греки приспосабливали под это дело гончарный круг с лежащим на нем куском глины. В нынешних реалиях к такому состоянию может привести стробоскоп (особая мигающая лампа), кинопроектор, куда вставляется пустая раскадрированная пленка. Методика такая весьма опасна. Если, к примеру, у кого-то есть предрасположенность к эпилепсии, он может заработать серьезный припадок. Хотя, как сказали бы об этом древние, в таком состоянии есть большой плюс: перед судорогами возникают видения, которые не только очень ясны, но и весьма содержательны с точки зрения прорицания.

А у африканских аборигенов принято обеспечивать себе сенсорную перегрузку разными способами одновременно. Более того, они при этом употребляют средства, обладающие психостимулирующим или же токсичным действием, и до полного изнеможения танцуют. Такое поведение обеспечивает гарантированный выход из материального мира. Однако людей, слишком часто испытывающих на себе такой мощный эффект, ждет опасность: они могут перестать отличать настоящую жизнь от видений. Примерно то же самое может случиться с посетителями современных дискотек, чье поведение напоминает ритуальные пляски аборигенов.

Техника пристального взгляда

Психология потребностей, отмечал А. Н. Леонтьев, исходит из различения потребности как внутреннего условия, как одной из обязательных предпосылок деятельности и потребности как фактора, направляющего и регулирующего конкретную деятельность субъекта в предметной среде. "Именно в направляющей своей функции,- писал он,- потребность и является предметом психологического познания" 173.

Поскольку в обычных условиях человек чрезвычайно редко сталкивается с прекращением воздействия раздражителей на рецепторы, он не осознает этих воздействий и не отдает себе отчета, насколько важным условием для нормального функционирования его мозга является "загруженность" анализаторов. Вот как описывает воздействие сурдоэффекта в наших исследованиях Г. Т. Береговой: "И тут на меня обрушилась тишина… Я услышал свое дыхание и еще, как бьется мое сердце. И все. Больше ничего не было. Абсолютно ничего… Постепенно я стал ощущать какое-то беспокойство. Словами его было трудно определить; оно вызревало где-то внутри сознания и с каждой минутой росло… Подавить его, отделаться от него не удавалось…" 174 Эмоциональная напряженность в первые двое суток в условиях изоляции и сенсорной депривации объективно выражалась в показателях электроэнцефалограммы, кожно-гальванического рефлекса, частоты пульса, дыхания, а также в нарушении восприятия времени.

Особый интерес представляет тот факт, что наступающая тишина воспринимается вначале не как лишение чего-то, а как сильно выраженное воздействие. Тишину начинают "слышать". Приведем ряд самонаблюдений восприятия тишины в различных условиях: "Тишина временами стучала в ушах" (Антарктида, К. Борхгревинк); "Тишина была громкой, как нож, ударяющий в барабанную перепонку" (испытуемый в опытах Раффа); "Трудно передать "молчание камня", и поэтому спелеолог… стремится не слушать тишины, ибо в этих глубочайших преддвериях ада особенно четко звучат шумы; биение сердца, хрипы легких, хруст суставов и шейных позвонков" (Н. Кастере); "Вторые сутки подводная лодка лежит на грунте. Во втором отсеке безмолвие, которое, как это ни странно, начинает звучать. Очень редко с потолка на палубу падают капли конденсата. Несколько удивлен, что они могут так громко стучать" (самонаблюдение автора).

В измененных условиях нехватка афферентных, идущих от органов чувств импульсов для нормального функционирования мозга начинает осознаваться и переживаться как потребность. Согласно И. М. Сеченову, эту потребность как с психологической, так и с физиологической точки зрения можно поставить рядом с ощущением голода. "Зрительное желание,- пишет он,- отличается от голода, жажды, сладострастия лишь тем, что с томительным ощущением, общим всем желаниям, связываются образные представления" 175. Характерно, что люди, испытывающие потребность в афферентации, сами сравнивают свое состояние с голодом, а удовлетворение ее — с насыщением. Так, об условиях жизни в Антарктиде В. Песков пишет: "Особенно скучает человек по зрительным образам, когда он находится в длительном (санном.- В. Л.) походе. Но вот люди возвращаются, их кормят, дают помыться и сразу же показывают фильмы, сколько они хотят. В течение нескольких часов они смотрят фильмы: три-четыре фильма, пока не насытятся. И только потом они начинают жить обычной жизнью зимовщиков" 176.

Потребность в сенсорных ощущениях в условиях изоляции вначале может переживаться неопределенно. Испытуемый Ч. на пятый день эксперимента так охарактеризовал свое состояние: "Странное самочувствие: точно меня лишили воздуха, чего-то не хватает, а чего — не пойму". По мере увеличения срока пребывания в подобных условиях — независимо от того, будет ли это в космическом полете, в Арктике или в модельном эксперименте,- данная потребность начинает осознаваться все более отчетливо. Причем люди испытывают потребность не только в зрительных и слуховых восприятиях, но и в афферентации со стороны тактильных, температурных, мышечных и других рецепторов. Приведем несколько примеров.

Марио Маре (Антарктида): "Я бы охотно лишился своего… жалования ради того, чтобы взглянуть на зеленую траву, покрытый цветами луг, на котором пасутся коровы, на березовую или буковую рощу с желтеющими листьями, по которым струятся потоки осеннего ливня" 177. П. С. Кутузов (Антарктида): "Ужасно хочется видеть зелень, чувствовать ее запах, слышать треск кузнечиков, птиц, даже лягушек, лишь бы живых"178. А. Г. Николаев: "В космическом полете… по земным привычным звукам, явлениям и ароматам мы поистине сильно скучали. Иногда все это земное чувствовали, слышали и видели во сне"179. Е. Терещенко, вспоминая о камерном исследовании, писал, что все чаще хотелось открыть куда-то дверь и увидеть что-то другое. Все равно что, только бы новое. Иногда мучительно, до рези в глазах, хотелось увидеть яркий, определенный, простой цвет спектра или кумачовый плакат, синее небо180. А. Н. Божко (годичное гермокамерное исследование): "Закрываю глаза и, кажется, чувствую запахи земли, леса, слышу пение птиц. До чего же хочется увидеть солнце, выкупаться в реке, побродить по лесу, по лугам"181. М. Сифр (пещера): "Как бы мне хотелось ощутить дыхание свежего ветра или живительную влагу дождя на своем лице!"182

При полетах на кораблях класса "Восток" и "Союз", на которых невозможно было достаточно полно загрузить опорно-двигательный аппарат, космонавты испытывали потребность в мышечных усилиях. Г. Т. Береговой так охарактеризовал это состояние: "…тело начинает как бы тосковать по нагрузкам… Захотелось почувствовать самого себя, ощутить себя изнутри — волокнами мышц, связками суставов; захотелось спружиниться, что ли, выгнуться, подтянуться до хруста в костях…"183

Во время длительных автономных походов на подводных лодках по нашим самонаблюдениям и по наблюдениям за моряками четко возникало ощущение голода по впечатлениям внешнего мира. Когда лодка всплывала и имелась возможность на несколько минут подняться на ходовой мостик, каждый с нетерпением ожидал своей очереди, чтобы подышать свежим воздухом, полюбоваться морской поверхностью, погреться на солнце или поглядеть на звезды (чаще всего всплытие производилось в ночное время). По данным В. Д. Ткаченко, в ассоциативном тесте ("произвольные образы") моряки записывали в основном слова: "луг", "березка", "дуб", "трава" и т. д. Появление потребности в сенсорных ощущениях у полярников отмечают многие исследователи Арктики и Антарктики.

Видимо, к компенсаторным реакциям в ответ на сенсорный голод следует отнести появление каждую ночь обильных и ярких сновидений. "Неделю назад… мне приснился дождь,- записал в дневнике В. И. Севастьянов.- Самый обычный дождь. Но я слышал во сне его шум. И этот шум везде преследовал меня. Наблюдая мощный циклон над Африкой, я представил, что… сейчас идет дождь — тропический ливень, гроза. Нет, это не то. А вот наш мягкий, летний, теплый, ласковый дождь! Тра-та-та-та… А вчера мне приснился воробей. Самый обычный воробей. Сидит на пыльной дороге и что-то ищет на пропитание. Я обхожу его осторожно стороной, чтобы не вспугнуть, а он посматривает на меня, эдак перескакивая, поворачиваясь, провожает меня и делает свое дело. Потом встрепенулся и улетел… Я даже, кажется, вздохнул во сне"184. Космонавту В. Соловьеву во время полета почти каждую ночь снилась земля — грибы в осеннем лесу, речка детства, футбольные матчи, шум дождя. И лица родных, друзей, иногда просто знакомых.

На третьем месяце полета на орбитальной станции "Салют-7" В. Ляхов в беседе с корреспондентом сказал, что сновидения приходят к ним теперь каждую ночь. Сны обычные, земные, домашние. Просыпаются бодрые, с хорошим настроением, будто дома побывали.

"- А что в минувшую ночь приснилось?

— Рыбалка, — ответил Ляхов.- Зорька была отличная, рыбину на 9 килограммов 200 граммов вытащил…

— Хорошие у вас сны…

— Если в реальности это сейчас невозможно, зато можно во сне,- заметил Александр Александров" 185.

Аналогичные сновидения примерно через месяц появлялись у испытуемых в модельных экспериментах. "Необычность наших условий жизни сказывается на всем, даже на снах,- записал в дневнике А. Божко.- На днях, когда обострились наши отношения с Германом, мне приснилось, будто в термокамеру входит Виктор Потапов и заменяет его. В другой раз я ясно видел, как мы выбираемся из термокамеры на крышу, покрытую снегом, играем в снежки, а потом возвращаемся вновь к себе. Только теперь я обнаружил, что вижу цветные сны. Они здесь воспринимаются по-иному: во сне возможно покинуть эти серые стены, повидать близких и родных, вообще узнать что-нибудь новое. Сны связывают нас с недоступной пока жизнью. Иногда о своих снах мы рассказываем друг другу и замечаем, что сновидения становятся дополнительным источником информации"186. Цветные сны появлялись и у других испытуемых. О появлении ярких цветных сновидений во время зимовок говорят и полярники. По мнению многих лиц, оказавшихся в условиях сенсорного и информационного голода, сновидения помогают удовлетворению потребностей в ощущениях и информации и нередко сравниваются с передачами по цветному телевидению или кинофильмами.

Экология сознания: Психология. Младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые обеспечивают ему физический контакт.

Процесс общения между людьми мы предлагаем очень кратко рассмотреть в следующем направлении.

Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые обеспечивают ему физический контакт. К этому выводу весьма нетрудно прийти и на основе повседневного опыта.

Как влияет сенсорная депривация на человека

Подобный феномен можно наблюдать и у взрослых людей в условиях сенсорной депривации. Имеются экспериментальные данные показывающие, что сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. Замечено, что социальная и сенсорная депривации столь же пагубно влияют на людей, приговоренных к длительному одиночному заключению, которое вызывает ужас даже у человека с пониженной чувствительностью к физическим наказаниям.

Вполне вероятно, что в биологическом плане эмоциональная и сенсорная депривации чаще всего приводят к органическим изменениям или создают условия для их возникновения.

Недостаточная стимуляция активирующей ретикулярной формации мозга может привести, даже косвенно, к дегенеративным изменениям в нервных клетках.

Разумеется, это явление может быть и результатом недостаточного питания. Однако недостаточное питание в свою очередь может быть вызвано апатией, например как это бывает у младенцев в результате крайнего истощения или после длительной болезни.

Можно предположить, что существует биологическая цепочка, ведущая от эмоциональной и сенсорной деприваций через апатию к дегенеративным изменениям и смерти. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует считать важнейшим состоянием для жизни человеческого организма, по сути так же, как и ощущение пищевого голода.

У сенсорного голода очень много общего с пищевым голодом, причем не только в биологическом, а и в психологическом и социальном плане.

Такие термины, как "недоедание", "насыщение", "гурман", "человек с причудами в еде", "аскет", можно легко перенести из области питания в область ощущений. Переедание - это в каком-то смысле то же самое, что и чрезмерная стимуляция.

В обеих областях при обычных условиях и большом разнообразии выбора предпочтение в основном зависит от индивидуальных склонностей и вкусов.

Вполне возможно, что индивидуальные особенности человека предопределены конституциональными особенностями организма. Но это не имеет отношения к обсуждаемым проблемам. Вернемся к их освещению.

Для психолога и психотерапевта, изучающих проблемы сенсорного голода, представляет интерес то, что происходит, когда в процессе нормального роста ребенок постепенно отдаляется от матери.

После того как период близости с матерью завершен, индивид всю остальную жизнь стоит перед выбором, который в дальнейшем будет определять его судьбу. С одной стороны, он постоянно будет сталкиваться с социальными, физиологическими и биологическими факторами, препятствующими продолжительной физической близости того типа, какую он испытывал, будучи младенцем.

С другой стороны, человек постоянно стремится к такой близости. Чаще всего ему приходится идти на компромисс. Он учится довольствоваться едва уловимыми, иногда только символическими формами физической близости, поэтому даже простой намек на узнавание в какой-то мере может удовлетворить его, хотя исходное стремление к физическому контакту сохранит первоначальную остроту.

Компромисс этот можно называть по-разному, но, как бы мы его ни называли, результатом является частичное преобразование младенческого сенсорного голода в нечто, что можно назвать потребностью в признании (По-английски этот термин звучит recognition-hunger (голод по признанию) и вместе с тремя другими терминами - сенсорный голод, пищевой голод и структурный голод - образует систему параллельных терминов).

По мере того как усложняется путь к достижению этого компромисса, люди все больше отличаются друг от друга в своем стремлении получить признание. Эти отличия делают столь разнообразным социальное взаимодействие и в какой-то степени определяют судьбу каждого человека. Киноактеру, например, бывают необходимы постоянные восторги и похвалы (назовем их "поглаживаниями") от даже неизвестных ему поклонников.

В то же время научный работник может пребывать в прекрасном моральном и физическом состоянии, получая лишь одно "поглаживание" в год от уважаемого им коллеги.

"Поглаживание" - это лишь наиболее общий термин, который мы используем для обозначения интимного физического контакта.

На практике он может принимать самые разные формы. Иногда ребенка действительно поглаживают, обнимают или похлопывают, а порой шутливо щиплют или слегка щелкают по лбу. Все эти способы общения имеют свои аналоги в разговорной речи. Поэтому, по интонации и употребляемым словам можно предсказать, как человек будет общаться с ребенком.

Расширив значение этого термина, мы будем называть "поглаживанием" любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека. Таким образом, "поглаживание" будет у нас одной из основных единиц социального действия. Обмен "поглаживаниями" составляет трансакцию, которую в свою очередь мы определяем как единицу общения.

Основной принцип теории игр состоит в следующем: любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей. Этот факт был подтвержден экспериментами на крысах: было показано, что физический контакт благоприятно влиял не только на физическое и эмоциональное развитие, но также на биохимию мозга и даже на сопротивляемость при лейкемии. Существенным обстоятельством явилось то, что ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания здоровья крыс.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Наши исследования позволяют сделать вывод о том, что физический контакт при уходе за детьми и его символический эквивалент для взрослых людей - "признание" - имеют большое значение в жизни человека.

В связи с этим мы задаем вопрос: "Как ведут себя люди после обмена приветствиями, независимо от того, было ли это молодежное "Привет!" или многочасовой ритуал встречи, принятый на Востоке?" В результате мы пришли к выводу, что наряду с сенсорным голодом и потребностью в признании существует также и потребность в структурировании времени, которую мы назвали структурный голод.

Хорошо известна проблема, часто встречающаяся у подростков после первой встречи: "Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?" Этот вопрос возникает нередко и у взрослых людей.

Для этого достаточно вспомнить трудно переносимую ситуацию, когда вдруг возникает пауза в общении и появляется период времени, не заполненный разговором, причем никто из присутствующих не в состоянии придумать ни одного уместного замечания, чтобы не дать разговору замереть . Люди постоянно озабочены тем, как структурировать свое время. Мы считаем, что одна из функций жизни в обществе состоит в том, чтобы оказывать друг другу взаимопомощь и в этом вопросе. Операциональный аспект процесса структурирования времени можно назвать планированием.

Оно имеет три стороны: материальную, социальную и индивидуальную.

Наиболее обычным практическим методом структурирования времени является взаимодействие в первую очередь с материальной стороной внешней реальности: то, что обычно называют работой. Такой процесс взаимодействия мы назовем деятельностью.

Материальное планирование возникает как реакция на различного рода неожиданности, с которыми мы сталкиваемся при взаимодействии с внешней реальностью. В нашем исследовании оно интересно лишь в той мере, в которой подобная деятельность порождает основу "поглаживаний", признания и других, более сложных форм общения. Материальное планирование не является социальной проблемой, оно базируется только на обработке данных. Результатом социального планирования являются ритуальные или полуритуальные способы общения.

Его основной критерий - социальная приемлемость, то есть то, что принято называть хорошими манерами. Во всем мире родители учат детей хорошим манерам, учат их произносить при встрече приветствия, обучают ритуалам еды, ухаживания, траура, а также умению вести разговоры на определенные темы, поддерживая необходимый уровень критичности и доброжелательности. Последнее умение как раз и называют тактом или искусством дипломатии, причем некоторые приемы имеют чисто местное значение, а другие универсальны. Например, стиль поведения за столом во время еды или обычай осведомляться о здоровье жены может поощряться или запрещаться местными традициями.

Причем приемлемость этих конкретных трансакций находится чаще всего в обратной взаимосвязи: обычно там, где не следят за манерами во время еды, там и не справляются о здоровье женщин.

И наоборот, в местностях, где принято интересоваться здоровьем женщин, рекомендуется выдержанный стиль поведения за столом. Как правило, формальные ритуалы во время встреч предшествуют полуритуальным беседам на определенные темы; по отношению к последним мы будем применять термин "времяпрепровождение".

Чем больше люди узнают друг друга, тем больше места в их взаимоотношениях начинает занимать индивидуальное планирование, которое может привести к инцидентам.

И хотя эти инциденты на первый взгляд кажутся случайными (именно такими чаще всего они представляются участникам), все же внимательный взгляд может обнаружить, что они следуют определенным схемам, поддающимся классификации.

Мы считаем, что вся последовательность трансакции происходит по несформулированным правилам и обладает рядом закономерностей. Пока дружеские или враждебные отношения развиваются, эти закономерности чаще всего остаются скрытыми. Однако они дают себя знать, как только один из участников сделает ход не по правилам, вызвав тем самым символический или настоящий выкрик: "Нечестно!" Такие последовательности трансакций, основанные, в отличие от времяпрепровождения, не на социальном, а на индивидуальном планировании, мы называем играми.

Различные варианты одной и той же игры могут на протяжении нескольких лет лежать в основе семейной и супружеской жизни или отношений внутри различных групп. Утверждая, что общественная жизнь по большей части состоит из игр, мы совсем не хотим этим сказать, будто они очень забавны и их участники не относятся к ним серьезно.

С одной стороны, например, футбол или другие спортивные игры могут быть совсем незабавными, а их участники - весьма серьезными людьми. Кроме того, такие игры бывают порой очень опасными, а иногда даже чреваты фатальным исходом. С другой стороны, некоторые исследователи включали в число игр вполне серьезные ситуации, например каннибальские пиршества.

Поэтому употребление термина "игра" по отношению даже к таким трагическим формам поведения, как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность, шизофрения, не является безответственностью и легкомыслием.

Существенной чертой игр людей мы считаем не проявление неискреннего характера эмоций, а их управляемость.

Это становится очевидным особенно в тех случаях, когда необузданное проявление эмоций влечет за собой наказание. Игра может быть опасной для ее участников. Однако только нарушение ее правил чревато социальным осуждением.

Времяпрепровождения и игры - это, на наш взгляд, только суррогат истинной близости. В этой связи их можно рассматривать скорее как предварительные соглашения, чем как союзы. Именно поэтому их можно характеризовать как острые формы взаимоотношений.

Настоящая близость начинается тогда, когда индивидуальное (обычно инстинктивное) планирование становится интенсивнее, а социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят на задний план.

Только человеческая близость может полностью удовлетворить сенсорный и структурный голод и потребность в признании. Прототипом такой близости является акт любовных, интимных отношений.

Структурный голод столь же важен для жизни, как и сенсорный голод. Ощущение сенсорного голода и потребность в признании связаны с необходимостью избегать острого дефицита сенсорных и эмоциональных стимулов, так как такой дефицит ведет к биологическому вырождению.

Структурный голод связан с необходимостью избегать скуки. С. Кьеркегор описал различные бедствия, проистекающие от неумения или нежелания структурировать время. Если скука, тоска длятся достаточно долгое время, то они становятся синонимом эмоционального голода и могут иметь те же последствия. Обособленный от общества человек может структурировать время двумя способами: с помощью деятельности или фантазии. Известно, что человек может быть "обособлен" от других даже в присутствии большого числа людей.

Для участника социальной группы из двух или более членов имеется несколько способов структурирования времени.

Мы определяем их последовательно, от более простых к более сложным:

1. ритуалы;

2. времяпрепровождение;

3. игры;

4. близость;

5. деятельность.

Причем последний способ может быть основой для всех остальных. Каждый из членов группы стремится получить наибольшее удовлетворение от трансакций с другими членами группы. Человек получает тем большее удовлетворение, чем более доступен он для контактов. При этом планирование его социальных контактов происходит почти автоматически. Однако некоторые из этих "удовольствий" вряд ли могут быть так названы (например, акт саморазрушения). Поэтому мы заменяем терминологию и используем нейтральные слова: "выигрыш" или "вознаграждение".

В основе "вознаграждений", полученных в результате социального контакта, лежит поддержание соматического и психического равновесия.

Оно связано со следующими факторами:

1. снятие напряжения;

2. избегание психологически опасных ситуаций;

3. получение "поглаживаний";

4. сохранение достигнутого равновесия.

Все эти факторы неоднократно изучались и подробно обсуждались физиологами, психологами и психоаналитиками.

В переводе на язык социальной психиатрии их можно назвать так:

1. первичные внутренние "вознаграждения";

2. первичные внешние "вознаграждения";

3. вторичные "вознаграждения";

4. экзистенциальные (т.е. относящиеся к жизненной позиции) "вознаграждения".

Первые три аналогичны преимуществам, полученным в результате психического заболевания, которые подробно описаны у Фрейда. Мы убедились на опыте, что гораздо полезнее и поучительнее анализировать социальные трансакции с точки зрения получаемого "вознаграждения", чем рассматривать их как защитные механизмы.

Во-первых, наилучший способ защиты - вообще не участвовать в трансакциях.

Во-вторых, понятие "защита" только частично покрывает первые два типа "вознаграждений", а все остальное, включая сюда третий и четвертый типы, при таком подходе теряется. Независимо от того, входят ли игры и близость в матрицу деятельности, они являются наиболее благодарной формой социального контакта.

Длительная близость, встречаясь не так уж часто, представляет собой в основном сугубо частное дело. А вот важные социальные контакты чаще всего протекают как игры. Именно они и являются предметом нашего исследования. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

©Эрик Берн

Иллюстрации: Анил Саксен

Современные дети легко и быстро ориентируются в мире информации и виртуальных технологий. Это никак уже не изменишь и бессмысленно вспоминать, как было в нашем бескомпьютерном детстве. Но все-таки мы можем помочь (а чаще даже — не мешать) ребенку восполнить нехватку ощущений и соприкосновений с физическим миром.

    Зимой на горке часто можно увидеть, как родители нервничают, пытаясь наладить порядок движения, а дети как будто-то специально устраивают кучу-малу. И детям действительно нужно толкаться, въезжать друг в друга, падать. Хорошо бы и летом давать им возможности кататься по земле и бороться и самим участвовать в такой возне.

    Одна из лучших тактильных игрушек, которую мы делали с сыном — сенсорная коробка . Впрочем про такую коробку я поняла достаточно поздно. Но когда сыну был год-два, для него не было большего счастья, чем добраться до хранилища круп, рассыпать их по полу и играть в этой «каше».

    Из органов чувств мы больше всего полагаемся на зрение. И это мешает развиваться слуху, обонянию, осязанию. Поэтому иногда стоит играть в темноте — выполнять обычные дела с зажмуренными глазами, передвигаться по квартире с выключенным светом. А ребенку постарше можно устроить незабываемое приключение под землей (но обязательно при поддержке опытного и здравомыслящего спелеолога).

    Думаю, все читали про восемь ежедневных объятий, которые необходимы каждому ребенку. Вот только надо бы еще уточнить, о каких объятиях речь. Большинству детей мало легкого минутного прикосновения ваших рук. Нужен тесный контакт — крепко-крепко, долго-долго и целиком. И можно не только обнимать руками, но и кататься друг по другу, накрывать ребенка своим телом. Не зря ведь дети так любят втискиваться между обнимающимися родителями.

    Очень важен массаж, пусть даже не профессиональный, а наследуемые из поколения в поколение «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы». Еще можно рисовать ребенку на спине, чтобы он угадывал, что вы делаете. Прикосновениями учить его отыскивать и чувствовать все уголки своего тела.

    Развитию обоняния очень мешают химические запахи, которыми наполнен наш дом. Попробуйте хотя бы на время перестать использовать обычные стиральные порошки и моющие средства, духи и косметику с запахом, продукты с ароматизаторами. Учитесь вместе с ребенком чувствовать настоящий запах вещей. Сможете ли вы узнать каждого члена семьи по запаху?

    Я уже неоднократно писала, что один из способов снять напряжение и тревожность — это заземлиться. Поэтому не мешайте ребенку чаще лежать на полу и устройте ему удобное для этого место. Да и сами попробуйте после трудного дня не падать на диван, а растянутся на ковре.

    Одежда, обувь должны быть приятными на ощупь и свободными, чтобы привычка чувствовать свое тело не отмерла, зажатая тесными ботинками и жесткой рубашкой. И не стоит мешать детям бегать без одежды, воздушные ванны тоже полезны.

    Предложите ребенку закрыть глаза и перемещаться (лучше ползать на четвереньках) по комнате, двигаясь на издаваемый вами звук. Устраивайте минутки отдыха, когда нужно лечь и попытаться услышать все, что сейчас звучит — радио у соседей, птиц за окном, скрип форточки, шум стиральной машины.