Строение и химический состав клетки

Слайдов: 24 Слов: 1766 Звуков: 3 Эффектов: 105

Тема: Строение и химический состав клетки. В конце книги приведены задания к лабораторному практикуму. Лабораторные работы проводятся в классе на соответствующих уроках. Завершает книгу указатель терминов. Как пользоваться учебником. Подпишите ваши тетради: Как мы будем работать на уроках. Биология, человек. Тетрадь ученика (цы) 9-1(2,3,4) класса Физико-технического лицея №1 Иванова Михаила. Анатомия, физиология, психология, гигиена. Каждому человеку нужно знать строение и функции своего организма. 1. Анатомия, физиология, психология, гигиена? Работа с тетрадью: - Клетка.ppt

Клетки

Слайдов: 15 Слов: 324 Звуков: 0 Эффектов: 68

Тема: Эукариотическая клетка. Клетка – структурная и функциональная единица всего живого. Клетки различаются: Формой Размером Цветом Функциями. Клетка. С ядром – эукариотическая клетка. Без ядра – прокариотическая клетка. Строение эукариотической клетки: Основные части клетки-. Строение оболочки: Цитоплазма. Рибосома. Мельчайшие структуры клетки. Функция - биосинтез белка. Митохондрия. Энергетическая станция клетки. Функция - синтез энергии. Эндоплазматическая сеть-система каналов,полостей и трубочек. Функция-транспорт веществ в клетке. Пластиды. Лейкопласты - бесцветные пластиды. Хромопласты - желтые, красные, коричневые пластиды. - Клетки.ppt

Мир клетки

Слайдов: 17 Слов: 230 Звуков: 0 Эффектов: 0

Удивительный мир страны «Клетка». Способны ли клетки грибов к движению? Сохраняет ли постоянную форму. Животная клетка? Есть ли ядро в клетке бактерий? Могут ли существовать растительные. Клетки без пластид? Выяснить особенности строения клеток бактерий, грибов, растений, животных. Выяснить, отличаются ли процессы жизнедеятельности данных видов клеток. Выяснить, если родство между клетками бактерий, грибов, растений, животных. Создается 5 групп. I группа Историки Кто? Выясняют историю изучения клеток разных видов. Погружается в мир растительной клетки, выясняют строение, функции, жизнедеятельность. - Мир клетки.ppt

Тема клетка

Слайдов: 16 Слов: 1036 Звуков: 0 Эффектов: 0

«Клетка – структурная и функциональная единица органического мира». Поурочный план занятий. Занятие 1: История изучения клетки. Клеточная теория строения организмов. Занятие 2: Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. Занятие 3: Органические вещества клетки. Белки, жиры и углеводы. Занятие 4: Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. Занятие 5: Особенности строения и жизнедеятельности клетки. Эукариотическая клетка. Занятие 6: Прокариотическая клетка. Занятие 7: Пластический обмен веществ. Биосинтез белков. Занятие 8: Энергетический обмен. Занятие 9: Деление клеток. - Тема Клетка.ppt

Жизнь клетки

Слайдов: 43 Слов: 1131 Звуков: 0 Эффектов: 2

Вводная. Биология. Человек. Медицина. Уровни организации жизни. Биология клетки. Тема лекции: План. Основные свойства живого. Уровни организации живого. Клетка – элементарная единица живого. Биосоциальная природа человека. Биологическому наследству отводится видная роль в патологии человека. Социальная основа. Среда жизни человека. Природная Квазиприродная Техногенная (артеприродная) Социальная. От среды зависят: Образ жизни человека Показатели здоровья Структура заболеваемости. Полнота такого приспособления и есть полнота здоровья. Патолог И.В. Давыдовский. Десять главных убийц человека. - Жизнь клетки.ppt

Живые клетки

Слайдов: 15 Слов: 297 Звуков: 0 Эффектов: 16

Живые клетки. Мельчайшие структуры всех живых организмов, способные к самовоспроизведению, называются клетками. Из истории клеточной теории. ЦИТОЛОГИЯ (от цито... и...логия) - наука о клетке. КЛЕТКА – элементарная целостная живая система. Клетка животного … … Клетка растения. Сегодня используют такие методы изучения клеток: - Рентгеноструктурный анализ - гистохимия - дифференциальное центрифугирование. Внутреннее строение завязи цветка. Яйцеклетка (n). Центральная клетка (2n). Клетки завязи. Эритроцит. Эритроциты, или красные клетки крови. Лейкоцит. Лейкоциты (белые кровяные клетки. - Живые клетки.ppt

Биология Клетка

Слайдов: 15 Слов: 682 Звуков: 0 Эффектов: 13

Химическая организация клетки. План: Химический состав клетки. Неорганические соединения. Вода. Макроэлементы. Микроэлементы. Органические соединения. Белки. Углеводы. Жиры. : Вопрос: Каково значение воды в жизни человека? Пьет, моется, использует в различных производствах. Ответ: Строение молекулы и свойства воды. Молекула воды имеет треугольную форму. Функции воды: Задача: В ясный весенний день t воздуха +10oC, влажность 80%. Будут ли ночью заморозки? Почти постоянно в клетке находятся около 70 химических элементов. Живая клетка не способна нормально существовать без 12 химических элементов. - Биология Клетка.pps

Клетка организма

Слайдов: 15 Слов: 492 Звуков: 0 Эффектов: 51

Эволюция клетки. 4 Заключение. План проекта. 1 Введение. Биологическая эволюция. 2 Сравнение прокариотов и эукариотов. 3 Сравнение растительной и животной клетки. Эволюционная теория. 2 Отбор генетической информации, способствующей выживанию и размножению своих носителей. Клеточная теория. Проблемныий вопрос. Чем объясняется разнообразие типов строения клеток? В.А.Энгельгурд. Гипотеза. Прокариотический тип клеточной организации предшествовал эукариотическому типу клеточной организации. У современных и ископаемых организмов известны два типа клеток: прокариотическая и эукариотическая. - Клетка организма.ppt

Клетка в организме

Слайдов: 16 Слов: 261 Звуков: 0 Эффектов: 0

Понятие о клетке. Изучение клетки стало возможным с момента создания микроскопа. Микроскопы постоянно совершенствовались. В первые микроскопы можно было увидеть внешнее строение клетки. Классификация клеток. Прокариотическая клетка (прокариот) эукариотическая клетка (эукариот). Растительная клетка Животная клетка. Соматические клетки Половые клетки. Клетки многоклеточных животных. Тело многоклеточных животных состоит из специализированных клеток. Ткани организма. Существует 4 типа тканей: Нервная Мышечная Соединительная Эпителиальная. Одноклеточные организмы. Клетки большинства Одноклеточных организмов содержат все части эукариотических клеток. - Клетка в организме.ppt

Организмы и клетки

Слайдов: 27 Слов: 1534 Звуков: 0 Эффектов: 0

Материалы к школьному учебнику. Цитология - строение клетки. Цитология. Ученые, положившие начало науке цитологии. Роберт Гук (18 июля1635, Фрешуотер, о. Уайт - 3 марта 1703, Лондон). ШВАНН Теодор (1810 - 1882). Как увидеть и изучить клетку? Микроскоп. Электронный микроскоп. …прибор, в котором для получения увеличенного изображения используется электронный пучок. Клеточная теория. Клеточная теория впервые сформулирована Т. Шванном (1838-39). Клетка. Клетка растения. Клетка животного. Виды клеток. Проникновение в клетку… Фагоцитоз распространен в мире животных. Так питаются амебы, инфузории и др. простейшие. - Организмы и клетки.ppt

Грибная клетка

Слайдов: 9 Слов: 375 Звуков: 0 Эффектов: 1

Разнообразие клеток

Слайдов: 9 Слов: 288 Звуков: 0 Эффектов: 0

Многообразие клеток. Формы клеток. Шаровидные Кубические Изодиаметрические. Шаровидны клетки бактерий (стафилококк). Яйцеклетка. Клетки эпидермиса. Клетки паренхимы. Каменистые клетки. Многоугольные Веретеновидные. Запасающие клетки. Ассимилирующие клетки. Клетки гладкой мускулатуры. Размеры клеток. Сперматозоид человека 5мкм – головка 60 мкм - жгутик. Жгутиковая водоросль хламидомонада 20 мкм. Эвглена зеленая От 60мкм до 500мкм. Яйцеклетка человека 150 мкм. Паренхимальные клетки бузины 200мкм. Трахеиды сосны 2000мкм. Клетки крови (эритроциты). Нервная клетка. Клетки скелетной поперечно-полосатой мышечной ткани. - Разнообразие клеток.ppt

Жизнедеятельность клетки

Слайдов: 5 Слов: 94 Звуков: 0 Эффектов: 0

Жизнедеятельность клетки. Цели урока: Ознакомиться с основными процессами жизнедеятельности клетки. Движение цитоплазмы –транспортирует вещества в клетке. Дыхание – в клетку поступает кислород, удаляется углекислый газ. Питание - в клетку поступают питательные вещества. Рост - клетка увеличивается в размерах. Развитие – строение клетки усложняется. 7. Размножение - из одной клетки образуется две новые. Основные процессы жизнедеятельности клетки. Обмен веществ и дыхание. Питательные вещества. Ненужные вещества. -










Растительная клетка как и животная, окружена плазматической мембраной, но кроме неё ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных клеток. Растительная клетка как и животная, окружена плазматической мембраной, но кроме неё ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных клеток. Накапливающие клеточный сок вакуоли, есть как в растительных, так и в животных клетках, но в животных клетках они выражены слабо. Накапливающие клеточный сок вакуоли, есть как в растительных, так и в животных клетках, но в животных клетках они выражены слабо.


Так, в животных клетках, в отличие от растительных, отсутствуют, следующие пластиды: Так, в животных клетках, в отличие от растительных, отсутствуют, следующие пластиды: хлоропласты - отвечают за реакцию фотосинтеза лейкопласты - отвечают за накопление крахмала хромопласты - придают окраску плодам и цветкам растений


Таким образом, разница между растительной и животной клетками заключается в следующем: в растительной клетке присутствует прочная и толстая клеточная стенка из целлюлозы; в растительной клетке присутствует прочная и толстая клеточная стенка из целлюлозы; в растительной клетке развита сеть вакуолей, в животной клетке она развита слабо; в растительной клетке развита сеть вакуолей, в животной клетке она развита слабо; растительная клетка содержит особые органоиды – пластиды (хлоропласты, лейкопласты и хромопласты), а животная клетка их не содержит. растительная клетка содержит особые органоиды – пластиды (хлоропласты, лейкопласты и хромопласты), а животная клетка их не содержит.

Тематический практико-ориентированный проект

Тема «Клетка как биологическая система»

Выполнила: Климова

Елена Владимировна,

учитель биологии

МОАУ «СОШ №10»

г. Бузулук

Введение …………………………………………………………………….. 3

    Теоретическая часть ……………………………………………………... 4

      Развитие знаний о клетке……………………………………………….. 4

      Особенности строения клеток прокариот и эукариот ……………….. 5

      Строение клетки ………………………………………………………… 6

1.4. Сравнение растительной и животной клеток………………………… 13

    Практическая часть ……………………………………………………… 16

Заключение ………………………………………………………………….. 24

Литература ………………………………………………………………….. 25

Введение

Изучение учащимися любого предмета связано с запоминанием фактологического материала, без которого невозможны мыслительные операции: сравнение, сопоставление, установление причинно-следственных связей, обобщение и др.

Взаимосвязь строения и функции частей и органоидов клетки» изучается в 9 и 11 классах. Как показывает практика тема «Строение про- и эукариотической клетки усваивается плохо. И поэтому при подготовке к экзамену учащиеся этой теме должны уделять больше внимания.

Данный проект адресован учащимся 9-11 классов. Использование данного проекта способствует развитию логического мышления, глубокому пониманию учебного материала по данному разделу, а также помогает организовывать систематическое повторение и обобщение материала педагогу.

Данный материал разработан по разделу «Общая биология», тема «Клетка как биологическая система».

Актуальность проекта: повторяя теоретический материал по данной теме, учащиеся сразу прорабатывают задания ЕГЭ, как повышенного, так и высокого уровня.

Цель: теоретическое обоснование выбранной темы и решение заданий из банка ФИПИ.

    Изучить теорию по выбранной теме.

    Отобрать из открытого сегмента банка ФИПИ задания повышенного и высокого уровня сложности и написать развернутые ответы или элементы ответа.

    Теоретическая часть

      Развитие знаний о клетке

Наука о клетке называется цитологией (греч. "цитос"-клетка, "логос"-наука). Предмет цитологии - клетки многоклеточных животных и растений, а также одноклеточных организмов, к числу которых относятся бактерии, простейшие и одноклеточные водоросли. Цитология изучает строение и химический состав клеток, функции внутриклеточных структур, функции клеток в организме животных и растений, размножение и развитие клеток, приспособления клеток к условиям окружающей среды. Современная цитология - наука комплексная. Она имеет самые тесные связи с другими биологическими науками, например с ботаникой, зоологией, физиологией, учением об эволюции органического мира, а также с молекулярной биологией, химией, физикой, математикой.

Все живые организмы состоят из клеток – из одной клетки (одноклеточные организмы) или многих (многоклеточные). Клетка – один из основных структурных, функциональных и воспроизводящих элементов живой материи; это элементарная живая система. Различные клетки отличаются друг от друга и по строению, и по размерам: размеры клеток колеблются от 1 мкм до нескольких см (яйцеклетки рыб и птиц), и по форме: могут быть круглыми (эритроциты), древовидными (нейроны), веретенообразными (мышечные волокна), и по биохимическим характеристикам: например в клетках, содержащих хлорофилл идет процесс фотосинтеза, который невозможен при отсутствии пигментов.

История изучения клетки связана с именами многих выдающихся ученых.

Около 1950 г – З.Янсен изобрел микроскоп.

1665 г. – Р. Гукописал биологические исследования, проведенные с использованием микроскопа. Применил термин «клетка».

1680 г. – А. ван Левенгук открыл одноклеточные организмы и эритроциты; описал бактерии, грибы, простейших.

1826 г. – К. Бэр открыл яйцеклетки птиц и животных.

1831-1833 г. – Р. Броун описал ядро в клетке.

1838 -1839 г. – М. Шлейден и Т. Шванн обобщили знания о клетке и сформулировали клеточную теорию: «Клетка – единица структуры и функции в живых организмах».

1855 г. – Р. Вирхов дополнил теорию: «Клетка – единица развития живых организмов».

1887 – 1900 гг. – усовершенствование микроскопа и методов фиксации и окрашивания. Цитология приобретает экспериментальный характер.

1931 г. – Э.Руске и М. Кноль сконструировали электронный микроскоп.

1946 г. – начало широкого использования электронного микроскопа в цитологии.

Основные положения современной клеточной теории

    Клетка – элементарная единица живого, основа строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития.

    Новые клетки возникают только путем деления исходной материнской клетки.

    Клетки всех живых организмов сходны по строению, химическому составу и жизнедеятельности.

    В многоклеточном организме клетки специализированы по функциям и образуют ткани, из которых построены органы и их системы.

Клеточное строение организмов – свидетельство единства происхождения живого.

      Особенности строения клеток прокариот и эукариот

Прокариоты (лат.про – перед и гр. карион - ядро) – это древнейшие организмы, не имеющие оформленного ядра. К ним относят бактерии, синезеленые водоросли, микоплазмы и ряд других организмов. Наследственная информация у них передается через молекулу ДНК, которая образует нуклеоид. В цитоплазме прокариотической клетки нет многих органоидов, которые имеются у эукариотической клетки: митохондрий, ЭПС, аппарата Гольджи и т.д.; функцию этих органоидов выполняют ограниченные мембранами полости. В прокариотической клетке имеются рибосомы. Большинство прокариот имеют размер 1-5 мкм. Размножаются они путем деления без выраженного полового процесса.

Эукариоты (гр. эу – хорошо и карион - ядро) – организмы, в клетках которых есть четко оформленные ядра, имеющие собственную оболочку (кариолемму). Ядерная ДНК у них заключена в хромосомы. В цитоплазме эукариотических клеток имеются различные органоиды, выполняющие специфические функции: митохондрии, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы и т.д. большинство эукариотических клеток имеет размер порядка 25 мкм. Размножаются они митозом или мейозом; изредка встречается амитоз – прямое деление, при котором не происходит равномерного распределения генетического материала (например, в клетках эпителия печени). Эукариоты также выделяют в особое надцарство, которое включает царства грибов, растений и животных.

      Строение клетки

Цитоплазматическая, или клеточная, мембрана (плазмалемма) – это биологическая мембрана, окружающая протоплазму (цитоплазму) живой клетки.В основе строения лежит двойной слой липидов – водонерастворимых молекул, имеющих полярные «головки» и длинные неполярные «хвосты», представленные цепями жирных кислот; больше всего в мембранах содержится фосфолипидов, в головках которых имеются остатки фосфорной кислоты. Хвосты липидных молекул обращены друг к другу, полярные головки смотрят наружу, образуя гидрофильную поверхность. С заряженными головками соединяется белки, которые называют периферическими мембранными белками. Другие белковые молекулы могут быть погружены в слой липидов за счет взаимодействия с их неполярными хвостами. Часть белков пронизывает мембрану насквозь, образуя каналы или поры. У некоторых клеток мембрана является единственной структурой, служащей оболочкой, у других клеток поверх мембраны имеется дополнительная оболочка (например, целлюлозная оболочка у растительных клеток). Животные клетки снаружи от мембраны бывают покрыты гликокаликсом – тонким слоем, состоящим из белков и полисахаридов.

1 – мембранные белки:

1а – периферические (расположены на поверхности мембраны, отграничивают ее структуру);

1б – погруженные (ферменты);

1в – пронизывающие (поры).

2 – липидный бислой: фосфолипиды, холестерол (барьер между водными средами):

2а – гидрофильные головы;

2б – гидрофобные хвосты.

3 – поверхностные углеводы (гликокаликс):

3а – гликопротеиды;

3б – гликолипиды

Клеточная мембрана выполняет множество важных функций, от которых зависит жизнедеятельность клеток. Одна из них заключается в образовании барьера между внутренним содержимым клетки и внешней средой. Наряду с этим мембрана обеспечивает обмен веществ между цитоплазмой и внешней средой, из которой в клетку через мембрану поступают вода, ионы, неорганические и органические молекулы. Во внешнюю среду через мембрану выводятся продукты, образованные в клетке (продукты обмена и веществ, синтезированные в клетке).

Таким образом через мембрану осуществляется транспорт веществ. Крупные молекулы биополимеров поступают через мембрану благодаря фагоцитозу – явлению, впервые описанному И.И. Мечниковым. Процесс захвата и поглощения капелек жидкости происходит путем пиноцитоза. Важную роль в жизнедеятельности клетки играет рецепторная функция мембраны. В мембранах имеется большое число рецепторов – специальных белков, роль которых заключается в передаче сигналов извне внутрь клетки.

Клеточная ядро – это окруженная оболочкой, состоящей из двух мембран, часть клетки диаметром 3-10 мкм. Междунаружной и внутренней мембранами есть узкое пространство, заполненное полужидким веществом. Ядерная мембрана имеет такое же строение, как и плазматическая мембрана. В ядерной оболочке есть множество пор, через которые идет процесс обмена веществ между ядром и цитоплазмой. Под ядерной оболочкой находится ядерный сок (кариоплазма), в котором содержатся ядрышки и хромосомы.

1. Хранение, воспроизведение и передача наследственной генетической информации.

2. Регуляция процессов обмена веществ, биосинтеза веществ, деления, жизненной активности клетки.

Ядрышки – это округлые тельца диаметром от 1 мкм до нескольких мкм. В ядре может быть несколько ядрышек. В состав ядрышек входят РНК и белок. Ядрышки образуются на определенных участках хромосом; в них синтезируется рибосомальная РНК (рРНК). В ядрышках происходит формирование больших и малых субъединиц рибосом. Ядрышки видны только в неделящихся клетках.

Хромосомы были так названы в связи со способностью к интенсивному окрашиванию – важнейший органоид ядра, содержащий ДНК в комплексе с основным белком – гистоном. Этот комплекс составляет около 90% вещества хромосом. Хромосомы могут иметь длину, в десятки и сотни раз превышающую диаметр ядра. В интерфазу (период между делениями) хромосомы видны только под электронным микроскопом и представляют собой длинные тонкие нити, именуемые хроматином (деспирализованное состояние хромосом). В этот период идет процесс удвоения (редупликации) хромосом; в конце интерфазы каждая хромосома состоит из двух хроматид. Каждая хромосома имеет первичную перетяжку, на которой расположена центромера; перетяжка делит хромосому на два плеча одинаковой или разной длины. Центромера служит местом прикрепления нити веретена деления. У ядрышковых хромосом имеется еще вторичная перетяжка, где формируется ядрышко.

Функция хромосом заключается в контроле над всеми процессами жизнедеятельности клетки. Хромосомы являются носителями генов, то есть носителями генетической информации. Наследственная информация передается путем репликации молекул ДНК. Число, размер и форма хромосом строго определены и специфичны для каждого вида.

В половых клетках и в спорах у растений имеется одинарный (галоидный) набор хромосом, в соматических клетках – двойной (диплоидный) набор. Бывают также полиплоидные клетки. Различают гомологичные (парные, соответствующие) и негомологичные хромосомы. Хромосомы, определяющие развитие пола, называют половыми. Остальные хромосомы называют аутосомами.

Цитоплазма (гр. цитос – клетка и плазма - вылепленная) – живое содержимое клетки, кроме ядра. Состоит из мембран и органоидов (ЭПС, рибосом, митохондрий, пластид, аппарата Гольджи, лизосом, центриолей и др.), пространство между которыми заполнено коллоидным раствором – гиалоплазмой. Снаружи цитоплазма ограничена клеточной мембраной, внутри – мембраной ядерной оболочки. У растительных клеток имеется еще и внутренняя пограничная мембрана, отделяющая клеточный сок и образующая вакуоль.

Цитоплазма содержит большое количество воды с растворенными в ней солями и органические вещества. Цитоплазма – это среда для внутриклеточных физиологических и биохимических процессов. Она способна к движению – круговому, струйчатому, ресничному.

Эндоплазматическая сеть (ЭПС) , или эндоплазматическийретикулум (ЭПР) – это сеть каналов, пронизывающая всю цитоплазму. Стенки этих каналов представляют собой мембраны, контактирующие со всеми органоидами клетки. ЭПС и органоиды вместе составляют единую внутриклеточную систему, которая осуществляет обмен веществ и энергии в клетке и обеспечивает внутриклеточный транспорт веществ. Различают гладкую и гранулярную ЭПС. Гранулярная ЭПС состоит из мембранных мешочков (цистерн), покрытых рибосомами, благодаря чему она кажется шероховатой (шероховатая ЭПС). ЭПС может быть и лишена рибосом (гладкая ЭПС); ее строение ближе к трубчатому типу. На рибосомах гранулярной сети синтезируются белки, которые затем поступают внутрь каналов ЭПС, где и приобретает третичную структуру. На мембранах гладкой ЭПС синтезируются липиды и углеводы, которые так же поступают внутрь каналов ЭПС.

ЭПС выполняет следующие функции: участвует в синтезе органических веществ, транспортирует синтезированные вещества в аппарат Гольджи, разделяет клетку на отсеки. Кроме того, в клетках печени ЭПС участвует в обезвреживании ядовитых веществ, а в мышечных клетках играет роль депо кальция, необходимого для мышечного сокращения.

ЭПС имеется во всех клетках, исключая бактериальные клетки и эритроциты; она составляет от 30 до 50% объема клетки.

Комплекс (аппарат) Гольджи – это сложная сеть полостей, трубочек и пузырьков вокруг ядра. Состоит из трех основных компонентов: группы мембранных полостей, системы трубочек, отходящих от полостей, и пузырьков на концах трубочек.

Комплекс Гольджи выполняет следующие функции: в полостях накапливаются вещества, которые синтезируются и транспортируются по ЭПС; здесь они подвергаются химическим изменениям. Модифицированные вещества упаковываются в мембранные пузырьки, которые выбрасываются клеткой в виде секретов. Кроме того, пузырьки используются клеткой в качестве лизосом.

Лизосомы (гр. лизио – растворять, сома - тело)– это небольшие пузырьки диаметром порядка 1 мкм, ограниченные мембраной и содержащие комплекс ферментов, который обеспечивает расщепление жиров, углеводов, белков. Они участвуют в переваривании частиц, попавших в клетку в результате эндоцитоза (процесс захвата (интернализации) внешнего материала клеткой), и в удалении отмирающих органов (например, хвоста у головастиков), клеток и органоидов. При голодании лизосомы растворяют некоторые органоиды, не убивая при этом клетку. Образование лизосом идет в комплексе Гольджи.

Митохондрии (гр. митос – нить и хондрион - гранула)– внутриклеточные органоиды, оболочка которых состоит из двух мембран. Наружная мембрана – гладкая, внутренняя образует выросты, называемые кристами. Внутри митохондрии находится полужидкий матрикс, который содержит РНК, ДНК, белки, липиды, углеводы, ферменты, АТФ и другие вещества; в матриксе имеются также рибосомы. Размеры митохондрий от 0,2 – 0,4 до 1-7 мкм. Количество зависит от вида клетки, например, в клетке печени может быть 1000-2500 митохондрий. Митохондрии могут быть спиральными, округлыми, вытянутыми, чашевидными; могут менять форму.

Функции митохондрий связаны с тем, что на внутренней мембране находятся дыхательные ферменты и ферменты синтеза АТФ. Благодаря этому митохондрии обеспечивают клеточное дыхание и синтез АТФ.

Митохондрии могут сами синтезировать белки, так как в них есть собственные ДНК, РНК и рибосомы. Размножаются митохондрии делением надвое.

По своему строению митохондрии напоминают клетки прокариот; в связи с этим предполагают, что они произошли от внутриклеточных аэробных симбионтов. Митохондрии имеются в цитоплазме клеток большинства растений и животных.

Хлоропласты относятся к пластидам – органоидам, присущим только растительным клеткам. Это зеленые пластинки диаметром 3 – 4 мкм, имеющие овальную форму. Хлоропласты, как и митохондрии, имеют наружную и внутреннюю мембраны. Внутренняя мембрана образует выросты – тилакоиды, тилакоиды образуют стопки – граны, которые объединяются друг с другом внутренней мембраной. В одном хлоропласте может быть несколько десятков гран. В мембранах тилакоидов находится хлорофилл, а в промежутках между гранами в матриксе (строме) хлоропласта находятся рибосомы, РНК и ДНК. Рибосомы хлоропластов, как и рибосомы митохондрий, синтезируют белки.

Основная функция хлоропластов – обеспечение процесса фотосинтеза: в мембранах тилакоидов идет световая фаза, а в строме хлоропластов – темновая фаза фотосинтеза. В матриксе хлоропластов видны гранулы первичного крахмала, то есть крахмала, синтезированного в процессе фотосинтеза из глюкозы. Хлоропласты, как и митохондрии, размножаются делением. Таким образом, в морфологической и функциональной организации митохондрий и хлоропластов есть общие черты.

Клеточный центр относится к немембранным компонентам клетки. В состав его входят микротрубочки и две центриоли. Центриоли находятся в середине центра организации микротрубочек. Центриоли обнаружены не во всех клетках, имеющих клеточный центр (например, их нет у покрытосеменных растений). Каждая центриоль – это цилиндр размером около 1 мкм, по окружности которого расположены девять триплетов микротрубочек. Центриоли располагаются под прямым углом друг к другу. Клеточный центр играет важную роль в организации цитоскелета, так как цитоплазматические микротрубочки расходятся во все стороны из этой области. Перед делением центриоли расходятся к противоположным полюсам клетки, и возле каждой из них возникает дочерняя центриоль. От центриолей протягиваются микротрубочки, которые образуют митотическое веретено деления. Часть нитей веретена прикрепляются к хромосомам.

Рибосомы – это субмикроскопические органоиды диаметром 15 – 35 нм, которые были открыты во всех клетках с помощью электронного микроскопа. В каждой клетке может быть несколько тысяч рибосом. Рибосомы могут быть ядерного, митохондриального и пластидного происхождения. Большая часть образуется в ядрышке ядра в виде субъединиц (большой и малой) и затем переходит в цитоплазму. Мембран нет. В состав рибосом входят рРНК и белки. На рибосомах идет синтез белков. Большая часть белков синтезируется на шероховатой ЭПС; частично синтез белков идет на рибосомах, находящихся в цитоплазме в свободном состоянии. Группы из нескольких десятков рибосом образуют полисомы.

Рибосомы

субчастица

70 S рибосома

(у прокариот)

80S рибосома

(у эукариот)

21 молекула белка

21 молекула белка

субчастица

34 молекулы белка

больше белка

Нуклеопротеид

В цитоплазме могут располагаться свободно или быть прикрепленными к ЭПС. Могут образовывать комплексы – полисомы (полирибосомы) – много рибосом на иРНК.

Функция – биосинтез белка.

К клеточным органоидам движения относят реснички и жгутики – выросты мембраны диаметром около 0,25 мкм, содержащие в середине микротрубочки. Такие органоиды имеются у многих клеток (у простейших, одноклеточных водорослей, зооспор, сперматозоидов, в клетках тканей многоклеточных животных, например, в дыхательном эпителии).

Функция этих органоидов заключается или в обеспечении движения (например, у простейших), или в продвижении жидкости вдоль поверхности клеток (например, в дыхательном эпителии для продвижения слизи).

Клетки могут передвигаться также с помощью образования ложноножек, но псевдоподии – временные образования, которые не относят к органоидам движения.

1.4. Сравнение растительной и животной клеток.

Общие признаки

1. Единство структурных систем – цитоплазмы и ядра.

2. Универсальное мембранное строение.

3. Единство процессов обмена веществ и энергии.

4. Единство химического состава.

Отличительные признаки

Признаки

Растительная клетка

Животная клетка

1. Пластиды

Хлоропласты,

хромопласты,

лейкопласты.

2. Клеточная стенка



Снаружи от плазмалеммы, состоит из целлюлозныхмикрофибрилл, погруженных в матрикс (в составе гемицеллюлозы и пектиновые вещества). Способна к вторичному утолщению (пропитывается лигнином или суберином). Система связанных клеточных стенок – апопласт

Срединная пластинка – слой пектатовCa и Mg.

Плазмодесма – цитоплазматический канал, пронизывает клеточные стенки и объединяет протопласты клеток в единую систему –симпласт (транспорт веществ в растении).

3. Клеточный центр

У низших растений.

Во всех клетках.

4. Вакуоли

Крупные полости, заполненные клеточным соком – водным раствором запасных или конечных продуктов.

Мелкие сократительные, пищеварительные, выделительные вакуоли.

5. Аппарат Гольджи

Диктиосома.

Пространственная сеть.

6. Включения

Запасные питательные вещества в виде зерен крахмала , белка, капель масла, кристаллов солей.

Запасные питательные вещества в виде зерен и капель (гликоген , белки, жиры), конечные продукты обмена, кристаллы солей.

7. Способ питания

Автотрофный

(фототрофный).

8. Синтез АТФ

В хлоропластах, митохондриях.

В митохондриях.

    Практическая часть

    До­ка­жи­те, что клет­ка яв­ля­ет­ся са­мо­ре­гу­ли­ру­ю­щей­ся си­сте­мой.

Элементы ответа:

1) Клет­ка яв­ля­ет­ся си­сте­мой, т. к. со­сто­ит из мно­же­ства вза­и­мо­свя­зан­ных и вза­и­мо­дей­ству­ю­щих ча­стей - ор­га­но­и­дов и др. струк­тур.

2) Си­сте­ма яв­ля­ет­ся от­кры­той, т. к. в нее по­сту­па­ют из окру­жа­ю­щей среды ве­ще­ства и энер­гия, в ней осу­ществ­ля­ет­ся обмен ве­ществ.

3) В клет­ке под­дер­жи­ва­ет­ся от­но­си­тель­но по­сто­ян­ный со­став бла­го­да­ря са­мо­ре­гу­ля­ции, осу­ществ­ля­е­мой на ге­не­ти­че­ском уров­не. Клет­ка спо­соб­на ре­а­ги­ро­вать на раз­дра­жи­те­ли.

    Ка­ко­ва роль ядра в клет­ке?

Элементы ответа:

1) Ядро клет­ки со­дер­жит хро­мо­со­мы, не­су­щие на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию.

2) Кон­тро­ли­ру­ет про­цес­сы об­ме­на ве­ществ.

3) Кон­тро­ли­ру­ет про­цес­сы раз­мно­же­ния клет­ки.

    Опи­ши­те мо­ле­ку­ляр­ное стро­е­ние на­руж­ной плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны жи­вот­ных кле­ток.

Элементы ответа:

1) Плаз­ма­ти­че­ская мем­бра­на об­ра­зо­ва­на двумя сло­я­ми ли­пи­дов.

2) Мо­ле­ку­лы бел­ков могут про­ни­зы­вать плаз­ма­ти­че­скую мем­бра­ну или рас­по­ла­гать­ся на ее внеш­ней или внут­рен­ней по­верх­но­сти.

3) Сна­ру­жи к бел­кам могут при­со­еди­нять­ся уг­ле­во­ды, об­ра­зуя гли­ко­ка­ликс.

    Ка­ко­ва роль био­ло­ги­че­ских мем­бран в клет­ке?

Элементы ответа:

1) За­щи­та.

2) Обес­пе­чи­ва­ет из­би­ра­тель­ную про­ни­ца­е­мость ве­ществ.

    Клет­ку можно от­не­сти и к кле­точ­но­му, и к ор­га­низ­мен­но­му уров­ням ор­га­ни­за­ции жизни. Объ­яс­ни­те по­че­му. При­ве­ди­те со­от­вет­ству­ю­щие при­ме­ры.

Элементы ответа:

Клет­ка – ос­нов­ная струк­тур­ная и живая еди­ни­ца жи­во­го. Клет­ка может су­ще­ство­вать изо­ли­ро­ван­но и не­за­ви­си­мо. Все ор­га­низ­мы со­сто­ят из кле­ток, в ко­то­рых идут ре­ак­ции ме­та­бо­лиз­ма. Кле­точ­ный уро­вень.

Уро­вень ор­га­ни­за­ции про­стей­ших сов­па­да­ет с ор­га­низ­мен­ным уров­нем. Зи­го­та мно­го­кле­точ­но­го ор­га­низ­ма – одна клет­ка, но ор­га­низ­мен­ный уро­вень.

    Рас­смот­ри­те изоб­ра­жен­ные на ри­сун­ке клет­ки. Опре­де­ли­те, ка­ки­ми бук­ва­ми обо­зна­че­ны про­ка­ри­о­ти­че­ская и эу­ка­ри­о­ти­че­ская клет­ки. При­ве­ди­те до­ка­за­тель­ства своей точки зре­ния.

Элементы ответа:

1) А - про­ка­ри­о­ти­че­ская клет­ка; Б - эу­ка­ри­о­ти­че­ская клет­ка.

2) Клет­ка на ри­сун­ке А не имеет оформ­лен­но­го ядра, на­след­ствен­ный ма­те­ри­ал пред­став­лен коль­це­вой ДНК.

3) Клет­ка на ри­сун­ке Б имеет оформ­лен­ное ядро и мем­бран­ные ор­га­но­и­ды.

    Какой ор­га­но­ид изоб­ражён на схеме? Какие его части от­ме­че­ны циф­ра­ми 1, 2 и 3? Какой про­цесс про­ис­хо­дит в этом ор­га­но­и­де?

Элементы ответа:

1) Ми­то­хон­дрия.

2) 1 - внеш­няя мем­бра­на, 2 - мат­рикс ми­то­хон­дрии, 3 - кри­сты, внут­рен­няя мем­бра­на.

3) Здесь идет энер­ге­ти­че­ский про­цесс с об­ра­зо­ва­ни­ем мо­ле­кул АТФ.

    Какие про­цес­сы изоб­ра­же­ны на ри­сун­ках А и Б? На­зо­ви­те струк­ту­ру клет­ки, участ­ву­ю­щую в этих про­цес­сах. Какие пре­об­ра­зо­ва­ния далее про­изой­дут с бак­те­ри­ей на ри­сун­ке А?

Элементы ответа:

1) А - фа­го­ци­тоз (за­хват твер­дых ча­стиц);

Б - пи­но­ци­тоз (за­хват ка­пель жид­ко­сти);

2) Участ­ву­ет – кле­точ­ная (плаз­ма­ти­че­ская) мем­бра­на;

3) Об­ра­зо­вал­ся фа­го­ци­тар­ный пу­зы­рек, ко­то­рый со­еди­нив­шись с ли­зо­со­мой об­ра­зу­ет пи­ще­ва­ри­тель­ную ва­ку­оль - бак­те­рия пе­ре­ва­рит­ся (лизис - под­верг­нет­ся рас­щеп­ле­нию) - об­ра­зо­вав­ши­е­ся мо­но­ме­ры по­сту­пят в ци­то­плаз­му.

    За­пи­ши­те на­зва­ния ча­стей жи­вот­ной клет­ки, ука­зан­ных на схеме. В от­ве­те ука­жи­те номер части и её на­зва­ние, схему клет­ки пе­ре­ри­со­вы­вать не нужно .

Элементы ответа:

1. пи­ще­ва­ри­тель­ная ва­ку­оль

2. ци­тос­ке­лет ИЛИ мик­ро­тру­боч­ки ИЛИ мик­ро­фи­ла­мен­ты

3. мем­бра­на

4. ше­ро­хо­ва­тая ЭПС или гра­ну­ляр­ная ЭПС

5. глад­кая ЭПС

6. ли­зо­со­ма

7. ком­плекс Голь­д­жи

8. ри­бо­со­ма

9. ми­то­хон­дрия

10. хро­ма­тин ИЛИ хро­мо­со­ма

11. ядро ИЛИ ядер­ный сок ИЛИ ядер­ный мат­рикс

12. яд­рыш­ко

    За­пи­ши­те на­зва­ния ча­стей рас­ти­тель­ной клет­ки, ука­зан­ных на схеме. В от­ве­те ука­жи­те номер части и её на­зва­ние, схему клет­ки пе­ре­ри­со­вы­вать не нужно.

Элементы ответа:

1. хро­ма­тин ИЛИ хро­мо­со­ма

2. ядро ИЛИ ядер­ный мат­рикс ИЛИ ядер­ный сок

3. яд­рыш­ко

4. глад­кая ЭПС

5. ми­то­хон­дрия

6. обо­лоч­ка ИЛИ кле­точ­ная стен­ка

7. то­но­пласт ИЛИ цен­траль­ная ва­ку­оль

8. ци­тос­ке­лет ИЛИ мик­ро­тру­боч­ки ИЛИ мик­ро­фи­ла­мен­ты

9. дик­тио­со­ма (ап­па­рат Голь­д­жи)

10. плаз­мо­де­сма

11. ше­ро­хо­ва­тая ЭПС ИЛИ гра­ну­ляр­ная ЭПС

12. тил­ла­ко­и­ды ИЛИ граны

13. стро­ма

14. хло­ро­пласт

15. мем­бра­на

11. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте, ис­правь­те их, ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны, за­пи­ши­те эти пред­ло­же­ния без оши­бок.

1. Все живые ор­га­низ­мы - жи­вот­ные, рас­те­ния, грибы, бак­те­рии, ви­ру­сы - со­сто­ят из кле­ток.

2. Любые клет­ки имеют плаз­ма­ти­че­скую мем­бра­ну.

3. Сна­ру­жи от мем­бра­ны у кле­ток живых ор­га­низ­мов име­ет­ся жест­кая кле­точ­ная стен­ка.

4. Во всех клет­ках име­ет­ся ядро.

5. В кле­точ­ном ядре на­хо­дит­ся ге­не­ти­че­ский ма­те­ри­ал клет­ки - мо­ле­ку­лы ДНК.

Элементы ответа:

Ошиб­ки со­дер­жат­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) 1 - ви­ру­сы не имеют кле­точ­но­го стро­е­ния;

2) 3 - у кле­ток жи­вот­ных нет жест­кой кле­точ­ной стен­ки;

3) 4 - клет­ки бак­те­рии не со­дер­жат ядра.

12.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. К прокариотам относятся бактерии, наследственная информация которых отделена мембраной от цитоплазмы.

2. ДНК представлена двумя молекулами кольцевой формы.

3. В состав клеточной стенки входит муреин.

4. В бактериальных клетках отсутствуют митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи.

5. При наступлении неблагоприятных условий бактерии размножаются с помощью спор.

6. По способу питания бактерии являются авто- и гетеротрофами

Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях:

1- наследственная информация не отделена у прокариот мембраной от цитоплазмы;

2 - ДНК у прокариот представлена одной молекулой кольцевой формы;

5 - споры служат для перенесения неблагоприятных условий среды и расселения, а не для размножения.

13.Какие элементы строения клеточной мембраны обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3 и какие функции они выполняют?

Элементы ответа:

1 – молекулы белков, они выполняют функции: структурную, рецепторную, ферментативную, транспортную и др.;

2 – бимолекулярный слой липидов, основа клеточной мембраны, отграничивает внутреннее содержимое клетки и обеспечивает избирательное поступление веществ;

3 – гликокаликс (гликопротеидный комплекс), обеспечивает объединение сходных клеток в ткани, выполняет сигнальную функцию.

14. Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1-3, и их функции.

Элементы ответа:

    Изображенный органоид – хлоропласт.

    1 – тилакоиды граны, участвуют в фотосинтезе.

    2 – ДНК, 3 – рибосомы, участвуют в синтезе собственных белков хлоропласта.

15. По каким признакам можно отличить бактериальную клетку от растительной? Назовите не менее трех признаков.

Элементы ответа:

1. В клетке бактерий отсутствует оформленное ядро.

2. генетический материал бактериальной клетки представлен кольцевой молекулой ДНК.

3. в клетках бактерий отсутствуют мембранные органоиды.

16. Какова роль митохондрий в обмене веществ? Какая ткань - мышечная или соединительная – содержит больше митохондрий? Объясните почему .

Элементы ответа:

    Митохондрии – органоиды клетки, в которых происходит внутриклеточное окисление органических веществ (дыхание) с образованием воды и углекислого газа.

    Образуется большое количество молекул АТФ, которые используются в жизнедеятельности клеток и организма.

    Мышечная ткань содержит больше митохондрий, так как для сокращения мышц требуется большое количество энергии.

17. Как в на­сто­я­щее время фор­му­ли­ру­ет­ся клеточная теория?

Элементы ответа:

1) Клетка является универсальной структурной, функ­ци­о­наль­ной и ге­не­ти­че­ской единицей живого.

2) Все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности.

3) Новые клетки образуются только в ре­зуль­та­те деления исходных клеток.

4) Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирована и организм представляет собой целостную систему.

18. Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории?

Элементы ответа:

1) Клеточная теория обосновала родство живых организмов, их общность происхождения.

2) Установила структурную и функциональную единицу живого.

3) Установила единицу размножения и развития живого.

19. Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те но­ме­ра предложений, в ко­то­рых они допущены, ис­правь­те их.

    Пла­сти­ды встре­ча­ют­ся в клет­ках рас­ти­тель­ных ор­га­низ­мов и не­ко­то­рых бак­те­рий и животных, спо­соб­ных как к гетеротрофному, так и ав­то­троф­но­му питанию.

    Хлоропласты, так же как и лизосомы, - двумембранные, по­лу­ав­то­ном­ные ор­га­но­и­ды клетки.

    Стро­ма - внут­рен­няя мем­бра­на хлоропласта, имеет мно­го­чис­лен­ные выросты.

    В стро­му по­гру­же­ны мем­бран­ные струк­ту­ры - тилакоиды.

    Они уло­же­ны стоп­ка­ми в виде крист.

    На мем­бра­нах ти­ла­ко­и­дов про­те­ка­ют ре­ак­ции све­то­вой фазы фотосинтеза, а в стро­ме хло­ро­пла­ста - ре­ак­ции тем­но­вой фазы.

Элементы ответа:

Ошибки до­пу­ще­ны в предложениях:

2 - Ли­зо­со­мы - од­но­мем­бран­ные струк­ту­ры цитоплазмы.

3 - Стро­ма - по­лу­жид­кое со­дер­жи­мое внут­рен­ней части хлоропласта.

5 - Ти­ла­ко­и­ды уло­же­ны стоп­ка­ми в виде гран, а кри­сты - склад­ки и вы­ро­сты внут­рен­ней мем­бра­ны митохондрий.

20. На чём ос­но­ва­но утверждение, что про­ка­ри­о­ты наиболее древ­ние примитивные организмы?

Элементы ответа:

1) Прокариоты ли­ше­ны ядра.

2) Не имеют мем­бран­ных органоидов: митохондрий, ком­плек­са Гольджи, ЭПС.

3) Не спо­соб­ны к митозу.

Заключение

Целостность организма есть результат естественных, материальных взаимосвязей, вполне доступных исследованию и раскрытию. Клетки многоклеточного организма не являются индивидуумами, способными существовать самостоятельно (так называемые культуры клеток вне организма представляют собой искусственно создаваемые биологические системы).

К самостоятельному существованию способны, как правило, лишь те клетки многоклеточных, которые дают начало новым особям (гаметы, зиготы или споры) и могут рассматриваться как отдельные организмы. Клетка не может быть оторвана от окружающей среды (как, впрочем, и любые живые системы). Сосредоточение всего внимания на отдельных клетках неизбежно приводит к унификации и механистическому пониманию организма как суммы частей.

Клетка – это самостоятельное живое существо. Онапитается, двигается в поисках пищи, выбирает, куда идти и чем питаться,защищается и не пускает внутрь из окружающей среды неподходящие вещества исущества. Всеми этими способностями обладают одноклеточные организмы, например,амёбы. Клетки, входящие в состав организма, специализированы и не обладаютнекоторыми возможностями свободных клеток.

Клетка – самая мелкая единица живого, лежащая в основестроения и развития растительных и животных организмов нашей планеты. Онапредставляет собой элементарную живую систему, способную к самообновлению,саморегуляции, самовоспроизведению. Клетка является основным «кирпичиком жизни». Вне клетки жизни нет.

Живая клетка является основой всех форм жизни на Земле– животной и растительной. Исключения – а, как известно, исключения лишний разподтверждают правила – составляют лишь вирусы, однако и они не могутфункционировать вне клеток, которые представляют собой «дом», где «живут» этисвоеобразные биологические образования.

Изучив литературу по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что тема «Клетка как биологическая система» играет немало важную роль в курсе изучения раздела «Общая биология» 9 – 11 класс.

Литература

    Ионцева, А.Ю. Биология в схемах и таблицах/ А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов. – М.: Эксмо, 2010. – 352 с.

    Каменский, А.А. ЕГЭ. Биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами/ А.А. Каменский, Н.А. Соколова, А.С. Маклакова, Н.Ю. Сарычева. – 7-е изд. – Москва.: Издательство «Экзамен», 2016. – 509 с.

    Калинова, Г.С. Биология. Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности. Как получить максимальный балл на ЕГЭ. Учебное пособие. / Г.С. Калинова, Е.А. Никишова, Р.А. Петросова. – М.: «Интеллект - Центр», 2017. – 128 с.

    Электронное интерактивное приложение «Биология 6-11 класс».

Интернет ресурсы

https://bio-ege.sdamgia.ru/

Николаева Анастасия Викторовна

Учебный проект Анастасии посвящен созданию модели растительной клетки.

Данный проект актуален, потому что в результате работы над темой происходит не только углубление знаний по строению клетки, но и развитие познавательной активности ребенка, а также формируется метапредметность, в конкретном случае связь с историей, технологией и искусством.

Настя изучила историю клетки, познакомилась с ее основными частями и под руководством учителя создала модель.

В своей работе ученица подробно описывает свои действия шаг за шагом и на конкретных примерах показывает решение поставленных задач.

Проект представляет собой серьезную и интересную работу. Он выполнен на достойном уровне, содержит ряд выводов. Материал в работе изложен последовательно и чётко. Выводы и заключение сделаны правильно.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исполнитель проекта: ученица 6 класса Николаева Анастасия Викторовна Руководитель проекта: учитель химии и биологии Баринова Мария Александровна Учебный проект по биологии «Изготовление модели растительной клетки» Муниципальное общеобразовательное учреждение « Денисовская средняя школа » Ясногорского района Тульской области С. Денисово, 2015-2016 гг.

Цель и задачи проекта Цель: изучение растительной клетки и построение ее модели Задачи: - изучение литературы, схем и материалов; - изготовление макета клетки; - оформление работы; - подготовка к защите проекта.

Характеристика клетки Клетка -основная структурно-функциональная единица организма.

Этапы работы 1. Сделать соленое тесто

2.Слепить основание и органоиды клетки Этапы работы

3. Подождать пока высохнет, а потом раскрасить акриловыми красками. Этапы работы

4.После высыхания красок макет клетки готов. Этапы работы

Спасибо за внимание!

Скачайте презентации на тему клетка и ее строение по биологии для всех классов

Клетка — часть строения живых организмов. Она способна самостоятельно существовать и развиваться. Совершенно любой живой организм состоит из клеток. Это может быть организм как человека, так и животного, растения или гриба. Рост, размножение и развитие — основные функции, которые обеспечивает клетка. В наше время людям не составляет большого труда рассмотреть клетку и определить её состав и не только.

Скачать презентацию

Клетка окружает мембрана, от которой зависит форма клетки, а также она «фильтрует» вещества, поступающие внутрь. От туда же выводятся ненужные вещества. Следующий слой в строении клетки — цитоплазма. Это вещество наполовину твёрдое, внутри которого перемещаются различные питательные вещества. Ну а внутри расположено ядро, исключением могут служить случаи, когда по некоторым причинам ядро исчезает (например в клетках, которые расположены в печени). Ядро имеет очень важную роль в строении клетки. В нем находятся хромосомы, которые образуются из ДНК.

Скачать презентацию

ДНК — молекула, которая способна хранить и передавать из поколения в поколение, а также реализовать программу генетического развития и жизнедеятельность организмов. Находится внутри ядра, в хромосомах а также в некоторых органоидах, которые находятся в клетках. ДНК — молекула которая состоит из повторяющихся блоков.

Скачать презентацию

Все живые организмы на Земле делятся на клетки. Основная концепция клеточной теории заключается в том, что клетки являются основной структурной единицей для всех организмов. Клетки представляют собой небольшие ячейки, которые удерживают биологическое оборудование, необходимое, чтобы организм жил и развивался. Живые существа могут быть одноклеточными или они могут быть очень сложными, такие как человеческое тело.

Скачать презентацию

Существуют более мелкие кусочки из которых состоят клетки, такие, как макромолекулы и органеллы. Белок является примером макромолекулы в то время как митохондрия является примером органеллы. Клетки могут также соединяться с образованием более крупных структур. Они группируются вместе, чтобы сформировать ткани желудка и в конечном итоге всей пищеварительной системы. Таким же образом, как атомы являются основной единицей вещества, клетки являются основной единицей для биологии и организмов.

Скачать презентацию

Согласно клеточной теории, клетки являются основной живой единицей в биологии. Если вы одна клетка или синий кит с триллионами клеток, вы все еще состоите из клеток. Все клеточное содержимое находится внутри клеточной мембраны. Когда вы думаете о мембране, представьте себе это как большой пластиковый пакет с некоторыми крошечными отверстиями. Эта сумка держит все части клеток и жидкостей внутри клетки и сохраняет любые гадости вне клетки. Отверстия в мембране служат для того, чтобы в нее поступали питательные вещества и удалялись продукты жизнедеятельности

Скачать презентацию

Скачать презентацию

Скачать презентацию

Скачать презентацию