Чтобы определить лицо, нужно понять, к кому или чему относится действие в предложении. Действие может относиться:
- к самому говорящему (это первое лицо);
- к тому, к кому он обращается (второе лицо);
- или же к постороннему лицу/предмету (третье лицо).

В каждом из лиц есть формы единственного и множественного числа.

Первое лицо

Форма первого лица единственного числа показывает, что действие производит сам говорящий (то есть субъект речи): иду, . Этой форме соответствует местоимение «я».

Форма первого лица множественного числа говорит о том, что действие совершается несколькими лицами, включая говорящего: идем, говорим, интересуемся. Соответственно, местоимение первого лица множественного числа - «мы».

Второе лицо

Форма второго лица выражает действие, относящееся к собеседнику (в единственном числе) или группе лиц, включая собеседника (во множественном числе). Местоимениями второго лица будут: «ты» и «вы». Например: (ты) , говоришь, интересуешься; (вы) идете, говорите, интересуетесь.

Третье лицо

Форма третьего лица указывает на то, что действие относится к постороннему лицу или предмету, не участвующему в речи - в единственном числе, и к группе лиц или предметов - во множественном. Соответствующими местоимениями являются: «он», «она», «оно» - единственное число, «они» - множественное. Например: (он/она/оно) идет, говорит, интересуется; (они) идут, говорят, интересуются.

Следует также помнить, что лицо определяется не у всех глаголов.

Категорией лица обладают: глаголы изъявительного наклонения в настоящем и будущем времени (улыбаюсь - улыбаемся - - улыбаетесь - - улыбаются, улыбнусь - улыбнемся - - улыбнетесь - улыбнется - улыбнутся) и формы повелительного наклонения (здесь лицо определяется не во всех случаях).

Категорией лица не обладают:
- глаголы изъявительного наклонения в прошедшем времени (формы совпадают: я шел = ты шел = он шел, мы шли = вы шли = они шли);
- глаголы условного (сослагательного) наклонения (хотел бы, пошел бы);
- глаголы-инфинитивы (начальная форма глагола, на -ть/-ться: ходить, петь, рисовать);
- безличные глаголы (смеркается, хочется, хватает и др.);
- причастия и деепричастия (пришедший, радуясь). По некоторым системам грамматики, эти части речи относят к глаголам, по другим - нет. В любом случае, эти части речи не имеют категории лица.

Мы научимся правильно употреблять личные местоимения. Узнаем их значения. Научимся правильно определять падежные окончания личных местоимений.

Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.

(Непонятно кто была нарядная, девочка или ёлка)

Как необходимо написать . Мы с сестрой ходили на ёлку. Ёлка была очень нарядная, праздничная.

А вот ещё: Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые и длинные.

(Ребята были вытянутые и длинные).

Как необходимо написать. Клоун подарил шарики ребятам. Шарики были круглые, вытянутые и длинные.

Нас запутало местоимение.

Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Разряды местоимений по значению

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

1. Личные : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).

2. Возвратное : себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).

3. Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).

4. Указательные : этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

7. Относительные : те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

8. Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

9. Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

Разряды местоимений

местоимений

Местоимения

Как изменяются

местоимения

я, ты, он (она, оно), мы вы, они

По лицам, падежам местоимение 3-го лица он изменяется по родам

Вопросительные

местоимения

кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков?

Изменяются по родам и числам. Местоимения кто?, что? не изменяются по родам и числам

Возвратные

местоимения

Оно не имеет именительного падежа, рода и числа

Относительные местоимения

кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Изменяются по падежам

Неопределенные

местоимения

некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь и др.

Неопределенные местоимения кроме некто, нечто, изменяются по падежам.

Также некоторые неопределенные местоимения

Отрицательные местоимения

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа

Притяжательные местоимения

мой, твой, свой, наш, ваш

Изменяются по родам, падежам, числам

Указательные местоимения

тот, этот, такой, таков, сколько

Местоимения тот, этот, такой, изменяются по родам, падежам, числам. Местоимение таков изменяется по родам и числам

Определительные местоимения

весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

Изменяются по родам, падежам, числам

Личные местоимения имеют морфологический признак лица :

1 лицо: я, мы;

2 лицо: ты, вы;

3 лицо: он, она, оно, они.

У личных местоимений есть морфологический признак числа . Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множественного (мы, вы, они) числа.

Все личные местоимения имеют постоянный признак рода.

Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел — я, ты пришл-а.

Местоимение он мужского рода: он пришел.

Местоимение она женского рода: она пришл-а.

Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о.

Местоимения множественного числа мы, вы, они не охарактеризованы по роду. Можно говорить об одушевленности личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя — вижу тебя).

Все личные местоимения изменяются по падежам , т. е. склоняются. В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н: у него, к ним, от нее. Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему.

лицо

ед. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.)

мн. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр. )

я (меня́, мне, меня́, мной/мно́ю, обо мне)

мы (нас, нам, нас, на́ми, о нас)

ты (тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобо́ю, о тебе́) Вы (Вас, Вам, Вас, Ва́ми, о Вас)

вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас)

он (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) она́ (её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю, о ней) оно́ (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём)

они́ (их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми, о них)

Говорите правильно местоимение ИХ!

Их одежда

Мальчик - Я выучил.

Девочка - Я выучила.

Личные местоимения 1-го и 2-го лица не изменяются по родам.

Рис. 4.

Ты, Петя,выучил урок, а ты, Маша?

«Да!- сказала Маша - « Я выучила!» « И я» -сказал Петя.

Рис. 5.

Мальчики, вы выучили уроки?

Девочки,вы пойдёте в школу?

Мы -ответят про себя и мальчики и девочки.

Исправим предложение, указывая лицо, число, падеж, если возможно род местоимений.

1. Раз на перемене подошёл ко (я) товарищ.

Подошёл (к кому?) ко мне - это местоимение 1-го лица единственного числа дательного падежа.

2. Подарить (ты) обезьянку?

Подарить(кому?) тебе - это местоимение 2-го лица единственного числа дательного падежа.

3. (Она) Яшкой зовут.

Зовут (кого?) её - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода родительного падежа.

4. Папа на (мы) с Яшкой сердится.

Сердится (на кого?) на нас - это местоимение 1-го лица множественного числа винительного падежа.

5. Пусть она пока у (ты) поживёт.

Поживёт (у кого?) у тебя - это местоимение 2-го лица единственного числа родительного падежа.

6. С (она) весело.

(С кем?) с ней - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода дательного падежа.

7. Так у (я) появилась обезьянка.

(У кого?) у меня - это местоимение 1-го лица единственного числа винительного падежа.

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

3. Русский язык в странах СНГ ().

1. Прочитайте стих Цветаевой. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи!

2. Прочитайте. Спишите. Подчеркните личные местоимения. В скобках напиши к ним падежные вопросы.

Третья часть Земли занята сушей. Остальное- вода! В ней живут самые разные морские животные. Среди них есть крошечные, с булавочную головку, и крупные, такие, как киты. В океанах живут акулы. Они тоже бывают разные. Есть акулы-карлики. А есть гигантские акулы. Весят они до 20 тонн.

3. Спишите предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.

1) Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление.

2) Я вчера весь вечер звонил …, но у … постоянно было занято.

3) Я учусь с Володей с первого курса. Я очень хорошо знаю … и давно

дружу с …

4) У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.

4.* Напишите диалог на любую тему, используя как можно больше личных местоимений в разных падежных формах.

Лицо глагола - это один из его непостоянных признаков и его важнейшая категория, с помощью которой можно определить кто производит описываемое глаголом действие. Поэтому в задачах по русскому языку в школе ученикам нередко требуется определить лицо глагола. В ходе морфологического разбора важно уметь точно выяснять постоянные и непостоянные признаки слов данной части речи. Лицо – изменяемая грамматическая категория глагола. Чтобы определять его правильно, важно помнить рекомендации, следовать заданному алгоритму.


Определяем лицо глагола. Несколько рекомендаций
Простые советы помогут вам правильно определять лицо у глаголов. Постарайтесь их запомнить.
  1. Для начала попробуйте задать к глаголу вопросы:
    • глаголы первого лица: что делаю? что делаем? (пишу, пишем);
    • глаголы второго лица: что делаешь? что делаете? (пишешь, пишете);
    • глаголы третьего лица: что делает? что делают? (пишет, пишут).
    Как вы уже обратили внимание, к глаголам каждого лица задаются вопросы двух типов – для единственного и множественного числа.
  2. Один из самых простых способов определения лица глагола – подстановка соответствующего по смыслу местоимения. Вам понадобится обязательно запомнить местоимения всех трёх лиц, чтобы суметь хорошо применить этот метод.
    • 1 лицо: я, мы. Например: я хожу, мы ходим.
    • 2 лицо: ты, вы. Например: ты ходишь, вы ходите.
    • 3 лицо: он, она, оно, они. Например: он учится, они учатся.
  3. Также важно помнить формальные признаки лица глагола – глагольные личные окончания.


    Хороший вариант – создать собственную таблицу с примерами. Начертите её на отдельном листе плотной бумаги, придумайте свои примеры на каждое окончание и вставьте их в соответствующие строки. Так вы сможете быстро запомнить все окончания и в дальнейшем легко определять лицо глагола.

  4. Обратите внимание на важный момент: у глаголов, находящихся в прошедшем времени, лицо не определяется! Также не нужно определять этот признак у инфинитива. Например: училась (я, ты, она). Учиться (мне, тебе, ей). Вам достаточно подставить соответствующие местоимения, чтобы убедиться: глаголы прошедшего времени и инфинитивы не обладают грамматической категорией лица. Обязательно укажите это отдельно на вашем листе с таблицей и приведите собственные примеры. Тогда вы уже не забудете данную особенность глагола как части речи.
  5. В сложных случаях нужно использовать все известные вам методы определения лица глагола. Лучше применять все способы до тех пор, пока вы не начнёте свободно ориентироваться в этой грамматической категории глагола и правильно определять лицо. Тогда вам будет достаточно пользоваться одним, наиболее удобным для вас, методом.
Как определить лицо глагола? Алгоритм
Как определить лицо глагола правильно? Вам понадобится вспомнить советы и воспользоваться алгоритмом.
  1. Выпишите глагол, лицо которого вам требуется определить, на отдельный листочек.
  2. Убедитесь, что глагол имеет настоящее или будущее время, не является инфинитивом. Если перед вами глагол будущего, настоящего времени, приступайте непосредственно к анализу.
  3. Подставьте к глаголу местоимение, подходящее по смыслу. Определите лицо местоимения. Глаголы употребляются с местоимениями того же лица, какое они имеют. Например, если к вашему глаголу подошло местоимение второго лица – перед вами глагол второго лица.
  4. Задайте к глаголу вопрос. Выясните, на вопрос какого лица он отвечает, исходя из этого определите лицо глагола.
  5. Самый надёжный способ – определение лица по формальному признаку. Разберите глагол по составу и выделите в нём окончание. Вспомните таблицу личных глагольных окончаний и запишите, какое лицо у данного глагола.
Выполняйте анализ глагола тщательно, не торопясь, вспоминайте рекомендации, местоимения, вопросы, соответствующие разным лицам, таблицу, следуйте алгоритму. Тогда вы будете правильно определять данную грамматическую категорию глагола.

Ни для кого не составляет труда говорить без ошибок. Произнося слова русского языка, никто даже не задумывается над их составлением и произношением. Однако в письменной речи требуется соблюдение определённых правил. Иногда на уроках русского языка школьникам предлагается определить лицо глагола. Для того чтобы справиться с этой задачей, необходимо придерживаться необходимых рекомендаций. И прежде всего нужно понимать, что представляет собой эта категория?

Определение

Лицом глагола называется грамматическая группа, которая изменяет слово и выражает сопоставимость действия, указанного этим словом по отношению к собеседнику . Другими словами, она обозначает того, кто выполняет это действие. Эта категория свойственна формам в настоящем и будущем времени в изъявительном и повелительном наклонениях и считается одним из признаков, подверженных частым изменениям. Поэтому очень важно знать правила его определения.

Для того чтобы правильно определить эту категорию слов, следуйте нижеперечисленным советам.

Поставьте вопрос к нужному слову:

  • Для 1 лица: что делаю? что делаем? (читаю, читаем).
  • Для 2: что делаешь? что делаете? (читаешь, читаете).
  • Для 3: что делает? что делают? (читает, читают).

Становится понятным, что ко всем словам ставится вопрос как для единственного , так и для множественного числа.

Очень легко можно установить эту категорию с помощью местоимения, подходящего по смыслу. Для этого нужно совершить следующие действия:

  • Для 1 лица: я, мы. – Я сижу, мы сидим.
  • Для 2: ты, вы. – Ты сидишь, вы сидите.
  • Для 3: он она, оно, они. – Она сидит, они сидят.

Уделите внимание личным окончаниям:

  • Глагол 1 лица единственного числа имеет окончания -аю (я бегаю, я падаю) -ую (я рисую, танцую), -яю (я гуляю, стреляю). Во множественном числе: -им, -ем (мы едим, пишем).
  • Во 2 лице единственного числа имеет окончания -ишь, -ешь (ты слышишь, пишешь), а множественного числа: -ите, -ете (вы сидите, пишете).
  • В 3 лице единственного числа имеет окончания -ит, -ет (он сидит, она пишет), а множественного числа: -ут, -ют, -ат, -ят (они идут, гуляют, спешат, сидят).

Неплохо будет воспользоваться специальной таблицей, содержащей примеры. Её можно составить самостоятельно, заполнив примерными словами с каждым видом окончаний . Такой способ поможет с лёгкостью научиться узнавать правильность написания, выучив наизусть окончания.

Запомните: невозможно определить эту категорию слов у глаголов прошедшего времени. Это касается и инфинитива.

Приведём примеры: пела (ты, она, я), петь (тебе, ему, мне). Безличные (морозило, темнело) также не подлежат изменению в такой форме. При помощи подставки нужных местоимений можно сделать вывод, что у подобных форм эта категория отсутствует!

В особенно трудных случаях применяйте способы определения, которые знаете. Формы 1 и 3 лица могут быть выражены повелительном наклонении. В этом случае их образование происходит при участии частиц да, давайте, пусть, пускай .

Последовательность определения

Расскажем поэтапно, как определить эту категорию:

Определение возвратных глаголов, их лица и числа

Возвратный глагол отличается от невозвратного в виде суффиксов -ся и -сь.

  • Суффикс -сь следует за гласными буквами (получилось, понизилось, понравилось).
  • Суффикс -ся следует за окончаниями слов (берёт – берётся, говорит – говорится) и за согласными (обижаются, убеждаются).

Чтобы объяснить, что это такое, приведём примеры:

Роман оделся и собрался на работу. Татьяна обиделась на подругу. Солнце закатилось за тучу.

За словами такой формы никогда не употребляются существительные и местоимения в винительном падеже.

Лицо возвратного глагола в единственном числе определяется по существительному или местоимению, которое относится к глаголу, а также по окончаниям глаголов.

Например: я смеюсь (1), ты смеёшься (2), он смеётся (3), дом строится (3). Во множественном числе эта категория слов определяется так же. Например: они смеются, он смеётся (3), смеёшься, вы смеётесь (2), я смеюсь, мы смеёмся (1).

Лицо глагола является одной из важнейших его категорий. Для того чтобы грамотно писать на русском языке, необходимо научиться правильному определению этой категории. Тщательно изучите правила и алгоритм определения и строго соблюдайте их при письме. Это даст возможность не допустить ошибок.

Местоимения (die Pronomen) в немецком языке, как и в любом другом - это часть речи, которая указывает на предмет, признак, качество или человека и может заменять их, не называя.
Местоимения бывают личными, вопросительными, неопределёнными и отрицательными. В этом уроке мы рассмотрим систему личных местоимений в немецком языке.

Личные местоимения: правила, произношение

Как и в русском языке, в немецком существует три лица (1-ое, 2-ое и 3-е) и два числа (единственное и множественное) местоимений. Важно отметить, что в немецком языке также есть и система падежей - всего их четыре. В приведенной ниже таблице показаны местоимения в именительном (Nominativ) падеже.

Обратите внимание, что местоимение “ihr” (вы) используется при обращении на «ты» к группе лиц. Если вы хотите обратиться к кому-то официально или проявить вежливость, то следует использовать местоимение “Sie” (Вы), которое, как и в русском языке, всегда пишется с большой буквы.

Запомните! Личные местоимения ich, du, wir, ihr, Sie всегда обозначают лица. Личные местоимения er, sie (она), es, sie (они) могут обозначать и лица и предметы.

Чтобы знать, каким местоимением заменить то или иное существительное, нужно обязательно знать род существительного. Мы рассмотрим тему рода существительных в одном из следующих уроков, а пока поговорим об еще одной важной части речи - глаголе.

Спряжение глаголов: правила, примеры

Глагол (das Verb) - это часть речи, обозначающая действие, состояние или процесс. Глаголы немецкого языка спрягаются, т. е. изменяются по лицам и числам, временам, наклонениям, имеют залог. Спрягаемые (изменяющиеся) формы глагола называют личными формами глагола.

  1. Лицо и число. Глаголы имеют три лица и два числа - в каждом лице и числе глагол имеет свои окончания. Глаголы, которые употребляются во всех трех лицах, называются личными. Однако, в немецком языке есть глаголы, которые употребляются только в 3-ем лице, единственном числе (например: regnen - идти о дожде). Такие глаголы называются безличными.
  2. Время. Глаголы обозначают действия в трех временах: настоящем, будущем и прошедшем. Для их выражения в немецком языке существуют шесть видо-временных форм.
  3. Наклонение показывает отношение говорящего к высказыванию. Различают изъявительное (der Indikativ), повелительное (der Imperative) и сослагательное (der Konjunktiv) наклонения.
  4. Залог показывает направленность действия. Совершил ли действие субъект самостоятельно, или же действие было совершено над ним.

Глагол в немецком языке также имеет три основные формы: инфинитив (Infinitiv), претеритум (Präteritum) и причастие II (Partizip II). Глагол состоит из основы и окончания «en»: geh-en, schlaf-en, hab-en.

По типу спряжения, глаголы в немецком языке делятся на:

  1. Сильные глаголы. Образуют три формы путем изменения корневой гласной: gehen – ging – gegangen.
  2. Слабые глаголы. Не меняют гласной в корне при спряжении: machen – machte – gemacht.
  3. Глаголы смешанного типа (глаголы, которые проявляют при спряжении одновременно характеристики слабых и характеристики сильных глаголов).
  4. Нерегулярные и модальные.

В этом уроке мы рассмотрим спряжение слабых и сильных глаголов. Все слабые глаголы спрягаются одинаково. Это самая многочисленная группа глаголов в немецком языке. Сильные глаголы изменяются по особым правилам. Это небольшая группа глаголов — ее следует выучить наизусть (все три основные формы). Таблицы глаголов вы можете найти в словаре или в любом учебнике грамматики.

Итак, слабые глаголы — это глаголы, которые:

  • имеют в Imperfekt суффикс -(e)te-;
  • имеют в Partizip II суффикс -(e)t;
  • не меняют гласную в корне: machen – machte — gemacht.

Проспрягаем слабый глагол machen (делать).

Единственное число
ich mache
du machst
er macht
sie
es

Если основа глагола заканчивается на -t, -d, -dm, -tm, -dn, -tn, -chn, -gn, -ffn - то во 2-ом и 3-ем лице единственного числа и во 2-ом лице множественного числа к основе глагола прибавляется соединительная гласная «е».

Проспрягаем глагол baden (мыться).

При спряжении сильных глаголов гласная в корне изменяется во 2-ом и 3-ем лице единственного числа:

  1. a меняется на ä (кроме глагола schaffen — создавать);
  2. au меняется на äu ;
  3. e меняется на i , ie (кроме глаголов gehen — идти, heben — поднимать).

Проспрягаем глагол schlafen (спать). Это сильный глагол, а значит, гласная в корне во 2-ом и 3-ем лице изменится.

Важно! У глаголов, основа которых заканчивается на s, — ss, — ß, — z, — tz во 2-ом лицо единственного числа конечный согласный основы сливается с личным окончанием.

Sie
Задания к уроку

Чтобы закрепить пройденный материал, попробуйте самостоятельно выполнить несколько упражнений.

Упражнение 1. Проспрягайте слабые глаголы:

fragen (спрашивать), lernen (учить), glauben (верить), leben (жить), kosten (стоить).

Упражнение 2. Проспрягайте сильные глаголы:

geben (давать), fahren (ехать), laufen (прыгать), stoßen (толкать), tragen (носить, нести).

Ответы к упражнению 1:

Ответы к упражнению 2.