Лобасты - русалки, живущие в камышах. По повериям, это дети, умершие некрещенными или девушки-утопленницы. Подвижные, резвые, грациозные, они проводят в играх и шалостях все время. На русальную неделю могут увести с собой девушку, увлечь в хороводе и сделать ее своей подругой лобастой.

Болотняник - дух болота, живет в большом каменном доме с женой и детьми. Жена - болотница, дева-утопленница. Состоит в родственных отношениях с водяным и лешим. Обычно имеет вид седого старика с широким желтоватым лицом. Обернувшись монахом, завлекает путника в трясину. Любит гулять по берегу и пугать прохожих резкими звуками, выдувая воздух пузырями и причмокивая.

Водяной - дух рек и озер. Всегда голый, в черной чешуе, обмотанный и подпоясанный тиной, с длинными зелеными волосами и бородой. Вместо рук у него лапы с перепонками, как у лягушки, хвост рыбий, глаза горят, как раскаленные угли. Обычно сидит на коряге и звон-ко хлопает по воде. Когда рассердится, рвет плотины, подмывает мельницы, а животных и людей тащит в воду.

Водяница - жена водяного. Утопленница из крещеных, потому и не принадлежит к нечистой силе. Она предпочитает лесные и мельничные омуты, но больше всего любит пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Иногда водяницы резвятся и тогда могут рвать сети и портить жернова. Водяниц часто называют шутихами или шутовками.

Анчутка - злой дух, бесенок, обитающий в болоте и имеющий крылья. Помощник водяных и болотных. В сказках он беспятый, потому что волк откусил ему пятку.

Мавки - злые духи, часто смертоносные. Само имя этих лесных русалок образовано от слова «навь» - покойницы. Они бестелесны и не отражаются в воде, не имеют тени, спины у них нет, поэтому видны их внутренние органы.

Ичетик - злой дух из рода водяных. Не обладает могучими свойствами своего старшего сородича, да и меньше ростом, но такой же зеленый, весь в пиявках и водорослях. Всплывает в сопровождении лягушек и водяных змей. Любит играть в карты с прохожими, охотно пьет с ними бражку, а если пакостит, то понемногу - посевы заливает, подмывает мостики и крутые берега. Хотя не упускает возможности утянуть под воду ребенка или пьяного взрослого. В холодное время года спит на дне, просыпается на Никиту вешнего (16 апреля), а на покой отправляется на Никиту осеннего (18 сентября).

Бродницы - духи, охранители бродов, миловидные девушки с длинными волосами. По преданиям, бродницы живут вместе с бобрами в тихих заводях. Когда приближаются враги, девушки незаметно разрушают хворостяные броды, направляют неприятеля в топь или омут.

Дана - славянская богиня воды. Светлолицая девушка-река, напевающая свою журчащую жизнерадостную песню. Уставшего путника напоит, омоет рану воина, а поднявшись в небо, упадет благодатным дождем на нивы. Ее имя означает «Вода Мать» («Да» - «вода», «неня» - «мать») и осталось в названии многих рек (Днепр, «Данаприс», Днестр, Дунай, Двина, Донец). Особые почести этой богине воздавались во время Купальских праздников.

(Из книги В. Калашникова, "Славянская мифология", 2007)

Духи воды у древних славян
Самым главным духом Воды у древних славян был Водяной (Водовик, Водяной дед) – обычно принимавший облик крупного старика, обросшего волосами зеленого цвета и такою же бородой. Часто тело Водяного опутывала тина, а ноги ему заменял рыбий хвост – атрибут многих водных сущностей. Состояние Владыки подводного мира напрямую зависело от фаз Луны: на молодой месяц силы у Водяного деда прибавлялись, а после полнолуния заметно убывали.
Считалось, что Водяной обладает даром пророчества, поскольку вода является хранительницей информации о прошлом и будущем.
Поэтому, на Святки незамужние девицы ходили гадать к проруби, в надежде, что хозяин вод покажет им отражение их суженого. Рыбаки приносили Водяному обильные жертвы, чтобы он загонял в сети больше рыбы и не причинял вред оказавшимся в его власти людям.

Свиту Водяника составляли водяницы, иначе еще называемые русалками, красивые девушки с длинными волосами, и очень бледной, почти прозрачной кожей. Согласно поверьям, Водяницами становились те, кто утонул случайно или кого погубила чья-то злая воля. Эти духи Воды любили проказничать и нередко вредили людям: путали рыбацкие сети, разрушали мосты и плотины. Однако их поведение было не таким уж однозначным. Например, крестьяне нередко призывали Водяниц на поля, поскольку знали – там, где пробегут водяные девы, земля даст хороший урожай. Случалось, что, полюбив какого-нибудь смертного, Водяница выходила за него замуж, но брак их не был счастливым.
Еще одним древним духом Воды являлась Кикимора. Обитала она в топких болотах, поэтому не удивительно, что ее считали опасным и коварным существом. Кикимора имела вид маленькой женщины, иногда девочки, в наряде из пушистого мха и с болотными цветами в волосах. Редко показывалась людям, лишь кричала из трясины страшным голосом. Могла затащить к себе неосторожного путника и замучить его до смерти.
К положительным духам Воды, несомненно, относили Бродниц – разновидность Берегинь, благожелательно настроенных к людям. Эти прекрасные девы обычно селились рядом с плотинами бобров и строили переходы через реки из веток деревьев, чтобы можно было попасть с одного берега на другой. Кроме того, как явствует из их имени, Бродницы сторожили броды, не давая им разрушаться, и указывали эти броды сбившимся с дороги путникам.


С глубокой древности люди знали, что какими бы свойствами не обладали духи Воды, установить с ними контакт можно было, только выразив свое глубокое почтение и проявив надлежащую заботу о стихии, которую они представляли. Иначе, даже самый дружелюбно настроенный дух или божество становились неприветливыми и пугающими. И забывать об этом не следует.
Мария Шеваленко.
Водяной дедушка - хозяин вод. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно какого нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с
рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное.
Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного божества. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников.
"Водяной дух"
Не ходи к потоку -
Он шумит, бежит,
Там неподалеку
Водяной сторожит.
Он на дне золотом
Неприметен днем.
Солнце лишь к закату-
Он встает из реки
Тяжелую пяту
Кладет на пески
И, луной озарен,
Погружается в сон.
До утра косматый
Там спокойно спит,
Рой духов крылатый
Вокруг него сторожит,
Чтоб случайно волна
Не встревожила сна

Д.П.Ознобишин



Кикиморы болотные
На болотах время от времени слышны странные звуки - как будто голос неведомого существа. Можно сколько угодно уверять, что это крики болотных птиц и хлюпанье тины, - все равно местное население будет верить в чудовищ, живущих в трясине и утаскивающих к себе людей. По русскому поверью, на болоте обитают потусторонние сущности - кикиморы. Кикиморами якобы становятся девочки, проклятые собственными матерями в утробе или до крещения, умершие некрещеными, а также рожденные женщинами от огненного змея-искусителя. Таких детей еще в младенчестве похищает нечистая сила, а в семилетнем возрасте они превращаются в злых духов – кикимор. Одни кикиморы впоследствии выходят замуж за домовых и начинают пакостить в доме, другие – за леших. Они и становятся болотными.

Согласно народным поверьям, болотные кикиморы любят заманивать осторожных путников в трясину. Обычно они не показываются людям, только кричат из болота громким голосом, призывая на помощь. Те, кто спешит на этот зов, неминуемо погибают. Кикимора может обернуться прекрасной девушкой. Поманит к себе путника, тот шагнет к ней – и она затянет его в топь… Иногда людей из шалости заводят в болото дети кикиморы и лешего - лесавки. В лучшем случае кикимора в своем безобразном обличье вскакивает путнику на спину и катается на нем, как на лошади, при этом хотя бы оставляя его в живых.

- 1317

Сегодня, четвёртого октября, здесь пошёл густой белый снег. По-праздничному посыпал зеленые тополя, жёлтые березки, просыпался белой порошей на серую гладь хмурой реки Двины. Вот так природа даёт знать, что, по традициям древних славян пора сегодня устраивать Проводы Водяного ! Вот такие северные традиции и обряды! Встречали весной Водяного, радовались девам воды – русалкам, завивали берёзки, да миловались парочки в Зелёные Русалии. Полно! Повернулось Коло Сварога, пора готовиться к долгой зиме! Приглядимся к старым традициям и обрядам!

Уважение к Водяному – старая традиция древних славян

Расскажу, почему славяне так чествовали водяного Духа, главного среди русалок.Для народа, что селился подле моря, рек, озер, естественно общаться с Душой этих мест. Водяной – неотъемлемая часть жизни славянина.

Водяной и Мельник

Дедушко - водяной (водовик, водяник) обитает в глубине озёр, омутов, водоворотов, любит развлекаться под мельницей, подле самого колеса.Есть мельница – есть Водяной, если у мельницы несколько постав, то у каждого колеса свой хозяин – Водяной.Неугомонного Духа заметно, когда колесо крутится и брызжет водой – это Водяной сидит на самом верху и руки подставляет.

Старая традиция древних славян считает, что Мельник – должен быть непременно колдун, должен дружить с водяными духами, возле мельницы благодаря этому всегда всякие чудеса происходят.Если мельник дружен с Водяными, то исправна всегда будет мельница, станет давать большие доходы.Если вдруг мельник рассорится с Водяным, то, конечно, мельница будет останавливаться.А пуще того рассердится Водяной – может обобрать пальцы у шестерного колеса, или, того пуще, прососёт дыру - тут вода и уйдёт из пруда.Ну а еще рассерженный Водяной может и вовсе вздуть воду весной с так сильно, что совсем снесёт постройку.Водяной, судя по традициям и обрядам, так же важен для мельницы, как Домовой для дома.

Какой он, Дедушко Водяной?

Надо сказать, что на мельницах Водяные развлекаются, а живут в глубине вод, в больших хоромах.У них, кстати, есть стада овец, коз, коров, их водяные пасут на лугах возле водоёмов по ночам.Водяные женятся на русалках, от этого брака рождаются дети. Сказывают, что однажды рыбаки сетью вытащили из Двины ребёнка.На суше он томился, грустил, в воде резвился, играл, подолгу плавал без воздуха. Это оказался ребёнок Водяного.Дите отпустили с просьбой пригонять как можно рыбы в сети, и это с тех пор свято соблюдалось.

Известно по сказам, что Водяного можно вполне встретить на суше. Вот, например, когда его супруга рожает, Водяной частенько ходит за повивальной бабкой, принимая вид обыкновенного человека.Внимательный наблюдатель легко его отличит – ведь с левой полы одежды капает вода, и где он посидит, оказывается мокро. На суше сила Водяного слабеет, в воде Дедушко силен неимоверно.

Хозяин вод, Водяной повелевает рыбами, сберегает пловцов в непогоду, даёт рыбакам прекрасный улов, направляет лодку к родным берегам.Но он склонен к злым проказам. Кто пугает скотину на водопое, заманивает пловцов в водовороты, размывает плотины и гребли, переворачивает лодки, разрывает рыболовные снасти? Всё он!

Вот, любимая злая шутка, что частенько проделывалась над нашими рыбаками.Поднимут невод, а в ней – водяной дед. Захохочет, разорвёт прочную снасть, выплывет обратно в воду, а за ним – весь ночной улов.

Традиции и обряды встречи и проводов Водяного

Сегодня праздник Водяного. Традиции и обряды этого праздника основаны на представлении, что Водяной летом бодрствует и шутит шутки, зимой же спит подо льдом.С началом весны Водяной, чувствуя пробуждение природы, пробуждается, злой и голодный.С досады он часто ломает лёд на льдины, срывает плохое настроение на рыбе, гоняя её в разные стороны, мелкую совсем может замучить.Поднимает воду в реке и она несётся, срывая мосты, мельничные снасти, гати, прибрежные склады.Славяне, понимая, принимая этого природного Духа таким, как он есть, договарились о мирном сосуществовании, принося Водяному жертву.

Афанасьев А.Н. в «Поэтических воззрениях славян на природу» пишет о традициях и обрядах жертвоприношений, связанных с Водяным:


Рыбаки как-то обходились без таких жестокостей.


Хорошо ли плохо пройдет лето, это другой сказ, но вот наступает октябрь. Время проводов на зимний сон. Время благодарностей за добрые дела в течение лета.

Мельники, чтобыВодяной не разорвал плотины, однажды в год, осенью, приносят ему в дар гуся; кто этого не делает, того он замучивает во время сна, а плотину наверно размоет.Как петух, служивший символом огня, был посвящен домовому и считался лучшею для него жертвенною яством, так гусь, представитель водной стихии, посвящался Водяному.

Вот что записали этнографы у нас на Севере уже в двадцатом веке.


Вот такие они, традиции древних славян!

Двадцать второго сентября (четвертого октября по новому стилю) носили подарки Водяному: «Храни, спасай нашу семью». Прямо в речку бросали муку: «Храни, паси нашу семью». И ещё гуся откормленного.

Вот что сказывали:

─ А водяной? Он, верно, зеленый весь. Ну, так всегда в воды, так как же! С бородой, да.Говорит, как человек, только зеленый весь. Он тоже плохой, но и хороший бывает.Вот сентябрь, так надо ему подарки нести, бросать в реку, чтоб не трогал никого этим годом. Может, тогда и не утащит. Но ведь есть люди, которые по судьбе должны туда идти.

Вот такие сказки про Духа воды Водяном рассказывают славяне. И это часть нашего знания о природе, в самом сердце которой мы живем, трудимся, растим детей.Так будем чувствовать биение этого огромного щедрого сердца, и откроем свои сердца навстречу ритмам Природы.

За время своего существования славянское язычество прошло три ступени развития. На каждой ступени были свои божества и мифология видоизменялась. Каждая новая ступень развития оставляла старые традиции и присовокупляла к ним новые.

Противоречия по поводу пантеона богов

В российской истории одной из самых противоречивых тем является спор о славянских богах. О пантеоне божеств накоплено множество информации и нередко одни источники противоречат другим. Боги имеют множество имен. Так, бог воды в разных источниках именуется по-разному. Откуда столько расхождений? Дело в том, что у восточных и западных славян мифология несколько различалась. Плюс со временем идеология древнерусских народов менялась, а летописцы записывали легенды, обряды и предания каждый на свой манер. Далее, литераторы писали каждый свою историю. И вот научные мужи пытаются из всего этого народного эпоса и литературных источников вычленить правдивую информацию. Но и тут мнения их расходятся.

Проблема еще и в том, что древнерусских памятников литературы, в которых бы описывались божества, практически не сохранилось. В основном до нас дошли памятники культуры скандинавские и летописи викингов. Таким образом, все, что мы знаем о религии и божествах древних славян почерпнуто уже из поздних источников христианских времен.

Бог воды из былины

В былине о Садко говорится, что богом морей был Водяник или иначе Поддоный царь. Его еще называли Морским царем и Чудом Морским. Однако историки считают, что этот царь является не истинным, был бог воды у славян по имени Ящер, вот его и переосмыслили в былине о Садко.

Также в древних мифах встречается Переплут, который был покровителем мореходов и хозяином водяных. И упоминается еще одно имя бога воды - Дунай. Его считали повелителем рек и рыболовства, а также отцом всех русалок, и в его честь назвали самую большую реку. Дунай, по преданию, был сыном Переплута.

Кроме них упоминается еще и сын Перуна - одного из главных богов - Сытиврат или Ситиврат. У западных славян он считался богом дождя и посевов.

Ящер

Бог воды и морей, владыка Подводного Царства у древних славян. О нем сохранилось мало сведений. Известно, что женой его стала утопленная девушка, а отцом его был Кощей. Ящеру поклонялись на озерах, болотах, приносили ему жертвы. В одной из летописей говорится, что он поедал тех, кто ему не приносил дары и не поклонялся.

Жертвовали морскому богу молодых девушек и черных кур. Из-за этого он ассоциировался еще и со смертью и подземным царством. Позднее появился новый обряд жертвоприношения. Три дня лошадь кормили только хлебом, затем обмазывали ей голову медом, надевали на нее два жернова и топили в реке.

Ящер был хранителем и защитником вод. Этим сведениям по некоторым данным около миллиона лет. У восточных же славян бог воды трансформировался в образ крокодила и одновременно считался покровителем земледелия и пожирателем крупного рогатого скота.

По летописным источникам, можно судить о том, что культ Ящера существовал даже после принятия христианства. Сведения о нем сохранились до XII века, а также было найдено множество украшений и домашней утвари древних славян с изображениями Ящера. В связи с этим можно судить, что данное божество играло в их жизни большую роль.

Славянская богиня воды

Ящер один из старейших в славянском пантеоне. Он бог морской воды. Но также существовала у древних славян и богиня пресных источников Дана. Она изображалась в виде молодой светлолицей девушки и являлась светлой богиней, дарующей жизнь всему на земле и исцеляющей своей водой путников. Ей также поклонялись и возносили молитвы. Считалось, что вода очищает не только тело, но и душу. Так, по преданию, людям завещали боги. До наших дней дошла славянская молитва богу воды и другим божествам, относящимся к живительной влаге. Она читалась, чтобы воду освятить. Упоминалась в этой молитве и светлоликая богиня: «Дана-Водица, живая криница». В честь богини были названы реки Двина и Днепр. Кроме того, она была воплощением телесной красоты и почиталась еще и как богиня света и повелительница весенних гроз.

Низшие водные божества

Всем с детства известны сказки и былины о водяных и русалках. Эти сказочные существа тоже вышли из древнеславянской мифологии. Они являлись низшими божествами, но, тем не менее и их люди уважали и поклонялись им.

Водяной был духом воды и обитал в реках и других водоемах, в большинстве своем в темных местах и лесах. Изображался старичком в тине и шапке из водорослей. Ездил верхом на соме и питался раками. Забирал с собой в воду тех, кто купался после захода солнца. Когда злился, разгонял рыб и крушил мельницы. Чтобы его задобрить, ему дарили гусей и поливали воду маслом. Зимой водяной спал подо льдом, весной пробуждался голодный и злой и ломал лед. Водяной был хозяином русалок и Исчетика - своего помощника, который выполнял за него черную работу, например, такую, как размывание берегов и поломка плотин.

Русалки или Берегини были водными девами. Позже ими стали считаться души утопленниц. Русалки чесали волшебным гребнем свои волосы, и с них текла вода, так они могли затопить даже доселе сухое место. Но далеко от водоемов речные девы не отходили, так как их волосы могли высохнуть и тогда они умирали. Русалки могли защекотать до смерти, спастись от них можно было только полынью, если кинуть траву им в лицо.

Еще одно водное божество, праздник которого у нас отмечается по сей день, Купало или Купала. Бог росы, влаги и лета. В ночь летнего солнцестояния праздновался День Купала в честь самого божества, солнца и огня. Отсюда и традиция купаться в водоемах и прыгать через костер в этот день.

Сегодня снова пятница, и снова гости в студии, крутят барабан и угадывают буквы. Очередной выпуск капитал-шоу Поле чудес у нас в эфире и вот один из вопросов в игре:

Как у древних славян назывался бог воды? 7 букв

Правильный ответ - АНЧУТКА

Анчутка - в восточнославянской мифологии злой дух, одно из самых древних названий беса, русский вариант чертёнка. По Толковому словарю живого великорусского языка В. И. Даля, анчутки - чертенята.

Согласно верованиям, анчутки бывают банные и полевые. По легенде они, как и всякая нечисть, мгновенно отзываются на упоминание своего имени. Поэтому считается, что лучше о них помалкивать, «не то сей беспятый, беспалый будет „тут как тут“».

Анчутка представляется беспятым либо беспалым, что обычно характеризует нечистую силу. Существует сказ о том, что беспятый анчутка потому, что «однажды волк погнался за ним и откусил ему пятку».

Банные анчутки по легенде «мохнатые, лысые, пугают людей стонами, помрачают их разум, хорошо умеют изменять свой облик».
Полевые - «росточком совсем крохотные и более мирные». Считается, что они живут в каждом растении и зовутся сообразно своему обиталищу: картофельники, конопельники, ленники, овсяники, пшеничники, рожники и т. д.
Также считается, что в воде тоже есть свой анчутка - помощник водяного или болотника. Легенда наделяет его необычайно свирепым нравом, кроме того, он представляется ещё и противным.

По примете: «если у пловца вдруг случится судорога, он должен знать, что это водяной анчутка схватил его за ногу и хочет утащить на дно». Оттого-то ещё с древних времен «всякому пловцу советуют иметь при себе серебрянную булавочку: ведь нечистая сила до смерти боится серебра».