Смысл сновидений: анализ и толкование. Стоит ли вообще анализировать свои сны? Анализ сновидений
Главная дорога в бессознательное
Фрейд назвал сновидения «королевской дорогой, ведущей в бессознательное», и считал, что они позволяют нам приблизиться к пониманию самых сокровенных, недоступных сознанию желаний и фантазий. Он сравнил сон с ребусом, который мы должны разгадать. Это означает, что образы сна нужно рассматривать последовательно, один за другим, чтобы понять, какое содержание они скрывают.
Женщина, которая переживала из-за своих пышных форм, видит во сне полную корзину, которую ей некуда поставить. Здесь «полноту» корзины следует понимать как «полноту» ее фигуры. Какое же желание скрыто в этом сне? Женщина очень хочет избавиться от лишнего веса – это лишь одно из желаний, отраженных в сновидении. И за ним скрывается еще одно – она, напротив, хочет стать «наполненной», то есть забеременеть. Казалось бы, законное желание – почему оно подавляется? За ним кроется другое, менее приемлемое: в пять лет она мечтала иметь ребенка от своего отца.
Исполнение желаний
Какие же желания мы стремимся осуществить во сне? Прежде всего, это любые потребности, вызванные «соматическим возбуждением» (голод, жажда). У детей желания, оставшиеся неисполненными в течение дня, часто реализуются во сне. Такие сновидения Фрейд называл «непосредственными», в отличие от «искаженных», скрывающих наши «предосудительные» желания (например, связанные с инцестом, убийством родителя-соперника, изменой...), которые мы отказываемся признать и вытесняем в бессознательное.
Очевидный смысл – это только фасад
«При засыпании нежелательные представления всплывают по мере ослабления критического процесса», – писал Фрейд. Но все же они достаточно закамуфлированы, поэтому основное правило – не позволять сбить себя с толку явными образами сна, которые могут быть нейтральными или абсурдными. Ведь сознательное «Я» даже во сне осуществляет свою «цензуру» и не дает бессознательным образам со всей ясностью проявиться в сновидении. Когда такие элементы пересекают границу сознания, возникает тревога и мы просыпаемся. Только работа по анализу снов с помощью свободных ассоциаций по отношению к отдельным элементам «явного» сновидения помогает сделать их до-ступными для сознания.
Смещение и сгущение
Чтобы не дать сознательному «Я» расшифровать наши запретные желания, бессознательное идет на хитрости и искажает их до неузнаваемости. Например, смещает акцент с эмоционально заряженного элемента на другой, менее значимый, и поэтому события, происходящие во сне, кажутся нам нейтральными. Отец, которому мы бессознательно желаем смерти из-за того, что мать «принадлежит» только ему, может появиться в облике судьи или другого служителя закона. Подобная тактика искажения истинных желаний называется «смещением». Другой способ – «сгущение» – объединяет нескольких людей или ряд предметов, имеющих сходные характеристики, в один, не вызывающий тревоги у сознательного «Я».
Сны эгоистичны
Несмотря на обилие тем и персонажей, «сон – непременно эгоистичен». «Мой метод не дает универсального ключа для расшифровки сновидений, – объяснял Фрейд. – Я уверен, что одно и то же сновидение у различных лиц и при различных обстоятельствах может скрывать различные мысли»***. Иными словами, каждый из нас создает свои сны с помощью личного «кода», вплетая в них собственные смыслы, воспоминания. Когда Фрейд увидел во сне, что «написал монографию об одном растении», только он по ассоциации мог связать это с цветком цикламеном, что, в свою очередь, было напоминанием о его жене Марте. Никому другому не пришло бы в голову выстроить именно такие связи.
В традиции лечения души сновидениям всегда уделялось большое внимание. Классическим примером являются храмы Асклепия, в которых больной мог увидеть исцеляющие сны. В основе психотерапии Юнга лежит его вера в исцеляющие возможности психики, поэтому в сновидении мы можем увидеть скрытые движения души, следуя которым удается помочь клиенту как в разрешении его текущих проблем, так и в индивидуации. Начиная работать со сновидениями, Юнг предлагал забыть все наши теории, чтобы избежать редукционизма, не только фрейдистского, но и любого другого. Он считал, что даже если кто-либо обладает большим опытом в данной области, то ему все же необходимо - всегда и неизменно - перед каждым сновидением признаться самому себе в своем полном неведении и настраиваться на нечто совершенно неожиданное, отвергнув все предвзятые мнения. Каждое сновидение, каждый его образ является самостоятельным символом, нуждающимся в глубокой рефлексии. В этом отличие от подхода Фрейда. Юнг считал, что Фрейд использует символы сновидения как знаки уже известного, то есть зашифрованные знаки желаний, вытесненных в бессознательное. (Э. Самуэльс, отмечая, что современный психоанализ далеко отошел от идей Фрейда об обманном характере сновидений, ссылается на Райкрофта, который в своей книге «Невинность сновидений» утверждает, что символизация - это естественная общая способность сознания, а не метод сокрытия неприемлемых желаний.) В сложной символике сновидения или серии сновидений Юнг предлагал увидеть собственную лечебную линию психики.
Рассмотрим первое сновидение в анализе клиентки К., 40 лет, жаловавшейся на депрессивные состояния.
Я стою в комнате. К самому подоконнику подступает море, но это непрозрачная вода. Она мутная и белая, как состоящая из белка. Пол в комнате наклонный, и меня начинает тянуть к окну, за которым море. Я хватаюсь за железную кровать, чтобы удержаться, но это не помогает. Заходит женщина и закрывает окно. Опасность пропадает. Потом я оказываюсь на улице с человеком в черном. Я захожу в магазин и вижу духи. Они из того же белка, что и море. В сопроводительной бумаге объясняется, что это очень целебные духи, так как изготовлены из костей, которые долго гнили в болоте. Я хочу их купить, но все мои деньги у человека в черном. Я выхожу на улицу и вижу его. Он уже купил мне два флакона по цене одного. Я засыпаю довольная, что у меня на тумбочке стоит флакон с этими духами.
Если рассматривать это сновидение с телеологической позиции, то есть отвечать на вопрос, для чего приснилось это сновидение (вместо почему), то можно увидеть метафору исцеления, лежащую на поверхности этого сновидения: как превратить опасный контакт с морем в гомеопатический контакт с духами. Само сновидение подчеркивает значение четких рамок сеанса как возможности для глубокого, но безопасного контакта с энергиями моря. Первое появившееся в анализе сновидение может быть ключом к дальнейшей работе аналитика, показывая то, что хочет бессознательное клиента от аналитика, возможно, даже указывая на цель и стиль индивидуального анализа.
Обобщая свой эмпирический материал, Юнг предположил, что сновидение служит процессу компенсации установки Эго. «Компенсация есть сличение и сравнивание различных точек зрения, благодаря чему возникает выравнивание и исправление». Разглядеть эту компенсаторную установку бессознательного в сновидении очень важно для психотерапевта, так как эта компенсация проявляется и в невротических, и в психосоматических симптомах. Так, в Тэвистокских лекциях Юнг приводит случай сорокалетнего директора школы, жившего на равнине и обратившегося за помощью из-за невротических симптомов горной болезни. Его сновидения, как и симптомы, компенсировали его отрыв от корней и тщеславные устремления. Именно благодаря этому компенсаторному поведению анализ сновидений позволяет сделать доступным и уяснить новые точки зрения, он открывает новые пути, которые помогают преодолеть устрашающий застой и вывести из него. Юнг выделяет два типа компенсации. Первый наблюдается в отдельных сновидениях и компенсирует текущие односторонние установки Эго, направляя его к всеобъемлющему пониманию. Второй тип можно заметить только в большой серии сновидений, в которой одноразовые компенсации организуются в целенаправленный процесс индивидуации. Для понимания компенсации необходимо иметь представление о сознательной установке сновидца, личном контексте каждого образа сновидения. Для понимания процесса индивидуации, лежащего в основе компенсации, по мнению Юнга, необходимо также обладать познанием в области мифологии и фольклора, знанием психологии примитивных народов и сравнительной истории религий. Отсюда следует два основных метода: циркулярное ассоциирование и амплификация, подробно рассматривавшиеся в предыдущих разделах. Очевидно, что в обсуждаемом сновидении мы не можем ограничиться только ассоциациями. Древность костей и океана за окном адресует нас к двухмиллионнолетнему человеку, о котором говорил Юнг (Jung, 1980, р. 100):
«Мы вместе с пациентом обращаемся к двухмиллионнолетнему человеку, который есть в каждом из нас. В современном анализе наши трудности по большей части возникают в результате потери контакта с нашими инстинктами, с древней незабытой мудростью, хранящейся в нас. А когда мы устанавливаем контакт с этим старым человеком в нас? В наших сновидениях».
Примером классической амплификации образа духов во флаконе будет обращение к сюжету о духе в бутылке. Согласно алхимическому варианту сюжета, к которому обращается Юнг, в сосуде находится дух Меркурий. Загнав духа назад в бутылку хитростью, герой договаривается с духом, и тот за свое освобождение дарит волшебный платок, превращающий все в серебро. Превратив свой топор в серебряный, юноша продает его и на вырученные деньги заканчивает свое образование, став впоследствии известным доктором-фармацевтом. В своем неукрощенном обличий Меркурий предстает духом кровожадной страсти, ядом. Но водворенный назад в бутылку, в своей просветленной форме, облагороженный рефлексией, он способен превращать простое железо в драгоценный металл, он становится лекарством. Амплификация позволяет сновидцу изменить исключительно личное и индивидуалистическое отношение к образам сновидения. Она придает особое значение скорее метафорическому, нежели буквальному толкованию содержаний сна и подготавливает сновидца к акту выбора.
В обсуждаемом сновидении можно обратиться к удержанию (контейнированию) и материнской поддержке - метафоре, детально разработанной в психоанализе. Эта метафора через современный язык психоаналитической культуры адресует к вечным образам материнской заботы. Тогда методически на первом этапе анализ будет строиться как удерживание сильных подавляющих содержаний бессознательного в рамках сеанса и превращение их в человечески приемлемые с помощью мягких проясняющих интерпретаций. В работе со снами происходит, по мнению Боснака (Боснак, 1992, с. 17), нечто подобное сюжету сказки о Меркурии.
«В сновидениях выплывают страстные желания и смертоносные импульсы. Мы даем этим образам развиться, словно потворствуя этим страстям, но в последний момент мы сковываем теневые стороны Меркурия рефлексией. Таким образом, мы целиком переживаем образ, но не даем ему реализоваться».
В современной аналитической психологии существуют два других подхода (отличных как от теории исполнения желаний Фрейда, так и от теории компенсации Юнга) к пониманию сновидений и методов работы с ними. В основе обоих подходов лежит отношение к роли Эго-комплекса в сновидении.
Первый подход предложен Гансом Дикманом, основателем института К. Г. Юнга в Берлине. По его мнению, Эго сна пытается сохранить непрерывность Эго-комплекса в сновидении, большинство процессов изменения в аналитической работе впервые происходят через Эго сна, через которое они позже более легко переходят в область сознательных изменений. Так, способность Эго К. удерживать контакт с морем на уровне духов вначале проявляется в сновидении и лишь затем на аналитических сеансах и в жизни.
Дикман по-новому обосновывает правило Юнга о необходимости интерпретаций вначале на объективном и лишь затем на субъективном уровне (Дикман, 1997, с. 48).
«Если в начале аналитической терапии фигуры (кроме Эго сна) и символы из сновидений рассматривать как объекты и если концентрироваться на Эго сна и подчеркивать непрерывность Эго-комплекса, то тем самым обеспечивается большая степень безопасности для путешествий пациента в своем внутреннем мире, который до настоящего времени был для него таким непонятным и неизвестным. Это тем более важно, что, насколько известно, практически каждый пациент, консультирующийся у нас, страдает от какой-либо слабости Эго».
В рамках аналитического процесса под защитой переноса и контрпереноса произойдет прямое ослабление структуры Эго. Эго-комплекс сможет оставить защитные механизмы и шире развить те функции, которые были повреждены и блокированы в неврозе, сможет направлять контролирующие и организационные структуры, сможет смягчить границы Эго и допустить новые экспериментальные содержания.
Дикман считает, что при интерпретации и проработке сновидений больший акцент следует делать на Эго сна и что Эго сна следует поместить в центр процесса развития и созревания индивидуальности. То, что Эго не может делать в сновидении, оно не может делать в состоянии бодрствования, и до тех пор, пока оно во снах избегает определенного содержания, для него будет слишком трудно интегрировать эти переживания.
Конечно, необходимым условием для проработки такого типа изменений в Эго-комплексе с методической точки зрения является наблюдение серии сновидений. Существуют конкретные сигналы, говорящие аналитику, чтобы он не упустил из виду те сновидения, которые свидетельствуют о явных переменах в способах восприятия и поведении Эго сна. Во-первых, сновидец часто замечает их и придает им особое значение, считая их важными, живыми, яркими и т. д., даже если они не содержат архетипического материала. Во-вторых, аналитики должны быть натренированы замечать эти процессы. Так, в серии сновидений клиентки Д. ключевым было сновидение о сражении с карликом. В процессе этой борьбы, в которой ей помогало то, что рядом находится ее муж, она смогла справиться с нападавшим карликом и связать его, после чего он трансформировался в безопасную фигуру. До этого на первом этапе анализа доминировали сновидения с огромной преследующей мужской фигурой, наводившей такой сильный страх, что она застывала, не могла бежать и в ужасе просыпалась. После этого ключевого сновидения изменилась позиция Эго во сне и наяву. Клиентка Д. стала проявлять свою агрессию, прямо нападая на аналитика, что дало возможность постепенно рефлексировать сильные деструктивные и эротические энергии и постепенно справляться с ними, одновременно расширяя представления о себе. Этот пример подкрепляет идею Ламберта (предлагавшего рассматривать проявления защитных механизмов в сновидении) о том, что угрожающие фигуры могут быть проявлениями проецируемого гнева сновидца.
Однако, обосновывая значимость объективного уровня интерпретаций, Дикман одновременно возражает против ригидного использования правила: не обращаться к субъективному уровню до тех пор, пока не исчерпаны объективные ассоциации (там же).
«Акцент на субъективном уровне интерпретации в терапевтическом процессе, как мне кажется, всегда важен, когда речь идет о периоде воссоединения с Самостью и о достижении изначальной целостности... это приводит к усилению функций Эго, что делает возможным отказаться от механизмов защиты, сделать границы проницаемыми и испытать связь с Самостью».
Второй подход, обогащающий методологию работы со сновидениями, предложен Джеймсом Хиллманом, автором архетипической психологии. В отличие от Дикмана, предлагающего поставить в центр анализа Эго сна, Хиллман считает, что Эго также является образом, не единственным, не наиболее важным, а просто одним из множества других, равных по важности. Когда Эго появляется как образ в сновидениях или при активном воображении, оно откровенно, даже самонадеянно, полагает, что именно оно есть целая психика (или как минимум ее центр), тогда как на самом деле оно является только ее частью. Продемонстрировать относительность всех образов в результате анализа означает усмирить (но не унизить) Эго. Это служит цели разоблачения самомнения и предубеждения Эго. С данной точки зрения задачей анализа является не интеграция психики (через компенсацию сознания с помощью бессознательного и индивидуацию Эго в отношении Самости), а релятивизация Эго (через дифференциацию воображения). Субъект наивно предполагает, что все образы принадлежат ему, потому что они на первый взгляд в нем и возникают. По Хиллману, однако, эти образы приходят в субъект и проходят через него из воображения - из того, что он называет «mundus imaginalis» («мир образов» - лат.), транссубъективного измерения воображения. На уровне методологии работы со сновидениями он предлагает отказаться от любых интерпретаций, то есть отказаться от герменевтического подхода. Согласно Хиллману (Hillman, 1983), герменевтика неизбежно приводит к редукционизму. Он определяет интерпретацию как концептуализацию воображения. То есть интерпретация влечет за собой редукцию частных образов к общим концептам (например, редукцию конкретного образа женщины в сновидении к абстрактной концепции Анимы). Например, в отличие от Юнга, который говорит: «Вода является наиболее общим символом бессознательного», Хиллман выступает против интерпретации «скоплений воды в сновидениях, например в виде ванн, плавательных бассейнов, океанов, как "бессознательного"» (Hillman, 1983, р. 54). Он побуждает индивидов заняться феноменологически «сортом воды в сновидении», то есть спецификой конкретных образов. Герменевтическая психология редуцирует многие воды, различные конкретные образы (ванны, плавательные бассейны, океаны) к единой «воде», а затем к абстрактному концепту - «бессознательному». Образная психология ценит частность всех образов выше обобщенности любого концепта. Воды в сновидениях или активном воображении могут быть столь же различными, как реки по сравнению с лужами. Эти воды могут быть глубокими или мелкими, прозрачными или темными, чистыми или грязными, они могут течь или стоять на месте, они могут испаряться, конденсироваться, выпадать в виде осадков, они могут быть жидкими, твердыми или газообразными. Описательные качества, которые им присущи, столь невероятно разнообразны, что потенциально бесконечны так же, как и метафорические подтексты. В соответствии с таким подходом аналитик предлагает сконцентрироваться на каждом образе сновидения, постепенно формируя в анализируемом образную, метафорическую чувствительность. Так, в обсуждаемом сновидении концентрация на образе белкового моря может привести нас к метафоре соляриса.
Индивидуальность подхода и целебность анализа будут определяться тем, насколько аналитик сможет выдержать напряжение индивидуальной метафоры, насколько сможет быть носителем одновременно нескольких необходимых для клиента проекций образов сновидения (женской, материнской фигуры, вовремя закрывающей окно, мужской фигуры, приносящей флакон), тем, насколько кости изученных им теорий стали белковым морем, в котором могут рождаться необходимые для души образы. В этом солярисе могут всплывать любые фигуры и объекты, бессознательно значимые сейчас для анализируемого. Но этот процесс, безусловно, двусторонний, поэтому анализируемый - это солярис для аналитика. В солярисе души анализируемого всплывают значимые для аналитика образы. Разговор аналитика с этими образами, их персонализация оживляют застывшую поверхность привычной односторонней саморефлексии, анимизирует анализируемого. То, что казалось застывшим объективированным и безгласным, становится текучим и живым, как море. Однако в этом поэтическом интерактивном поле важно не потерять связь с реальностью. Способность к воображению и метафоризация тесно связаны с силой Эго. По мнению Плаута, когерентное центральное Эго должно установиться для того, чтобы пропускать, ассимилируя, поток содержаний из внутреннего во внешний мир. Тогда истинное воображение расцветет в противовес относительно пассивному фантазированию, при котором ментальное содержание не принадлежит человеку, но просто приходит к нему. Эта пассивность - форма умопомешательства, которое возникает вследствие дефекта Эго-сознания, вызванного отсутствием ощущения содержания в материнском окружении. Содействуя развитию Эго-сознания, аналитик, по мнению того же Плаута, играет роль, аналогичную роли матери. Он обеспечивает окружение (сеттинг), которое может содержать возбуждающие переживания и дать им возможность быть ощутимыми и разделенными, а также помогает найти и развить образную систему, которая, будучи выражена словами, становится связанной с сознательной частью Эго. Эту последнюю функцию можно рассматривать как передачу пациенту части Эго.
Модель Плаута согласуется с моделью, предложенной Дикманом, и моделью Боснака, ученика Д. Хиллмана. По Боснаку, аналитик, концентрируясь на образах, предложенных воображением клиента, заражается и заболевает этими образами, опираясь на силу своей Самости.
Если практика интересуют единичные переживания осознанного сновидения, то простого изучения данного учебника и прочих материалов может быть вполне достаточно. Но если человек хочет добиться наибольших результатов, то ему не обойтись без включения своей собственной головы.
До тех пор, пока все вопросы решаются поиском ответов в различных источниках информации, никакого реального прогресса ожидать не стоит. Многие вещи никто описать и изъяснить не может. Всегда масса моментов остается на личное усмотрение и понимание. Найти все ответы просто невозможно. Мало того, это очень сильно тормозит прогресс, ведь ученику-практику приходится отвлекаться на утомительное чтение или разговоры.
А ведь другие могут заблуждаться. Ни в коем случае не должно быть никаких авторитетов и недостижимых идеалов. Ко всему и всем нужно относиться изначально скептически. Поэтому нужно чаще включать собственное мышление, чтобы решить какой-то вопрос, чем пытаться найти ответ где-либо. Учитывая тот фактор, что данный учебник содержит все самые главные темы и вопросы, то его вполне достаточно для развития самостоятельного анализа.
К примеру, если практик столкнулся в техниках осознанного сновидения или уже внутри нее с каким-то непонятным явлением или проблемой, в первую очередь, он должен самостоятельно попытаться понять причину их возникновения. И так нужно делать каждый раз. Надеяться нужно только на себя. Если всегда искать ответы вне собственного разума, то есть вероятность наткнуться на ложное мнение и принять его на вооружение.
Этот вопрос не затрагивался бы в этой книге, если бы не был настолько актуален. Многие упорно не хотят анализировать свои удачи и неудачи, а вместо этого открывают самые разные книги, часто противоречащие друг другу, и извлекают оттуда информацию, которую даже не удосуживаются проверить. Заканчивается все это обычно ничем, кроме как дальнейшими умножающимися заблуждениями.
Шкала анализа и поиска ошибок при различных методах входа в осознанное сновидение и нахождения в ней |
|||
Непрямой метод |
Метод осознания во сне |
Прямой метод |
|
Добиться попытки на пробуждении |
Добиться сильного намерения |
Добиться провалов сознания |
|
Добиться проявления любой техники, перебирая их (уже осознанный сон!!!) |
Добиться засыпания |
Добиться глубокого провала сознания (уже осознанный сон!!!) |
|
Добиться разделения |
Добиться осознания в процессе сновидения (уже осознанный сон!!!) |
Добиться разделения |
|
Добиться углубления осознанного сновидения |
|||
Добиться осуществления плана действий |
|||
Добиться долгого удержания осознанного сновидения |
|||
Добиться повторного выхода из тела |
|||
При проблемах со входом в осознанное сновидение или ее контролем, нужно по шкале определять пропущенные или не преодоленные шаги. |
Первый метод анализа сновидений, по Фрейду, рассматривает содержание сновидения как нечто целое и старается заменить его другими понятиями и в некоторых отношениях аналогичным содержанием. Например, К. Юнг использовал именно этот метод толкования снов. Он считал сны проявлением бессознательного и описывал их в символах. Цель его работы со снами кроме психотерапии включает в себя выявление архетипического в той сфере психики, которая полностью относится к бессознательному. На первый взгляд сны не имеют отношения к культуре. Однако, как историческое развитие души определяет ключевые образы и понятия, которые становятся базовыми архетипами культуры и сознания людей, так и существует обратное влияние. Архетипы культурного сознания глубоко созвучны душе любого человека и отражаются в его личной бессознательной сфере, побуждая её к развитию. Историческое бессознательное сформировало разум; разум формирует душу человека. Таков общий процесс культурной эволюции. Это метод является символическим и он не подходит для тех сновидений, которые кажутся не только непонятными, но и спутанными и хаотичными.
Второй метод анализа сновидений можно назвать «расшифровка». Этот метод мы используем, когда заглядываем утром в сонник.
Третий метод анализа сновидений можно назвать ассоциативным. Этот метод использовал и сам Зигмунд Фрейд.
Фрейд делил сновидения на три группы. В первую группу входят вполне осмысленные сновидения, понятные, т.е. допускающие без дальнейших затруднений объяснения их с точки зрения нашей нормальной жизни. Во вторую группу входят ясные по смыслу сновидения, но странные, потому что мы не можем связать их с нашей душевной жизнью. К третьей группе Фрейд относил лишенные смысла сновидения, непонятные, т.е. представляющиеся нам бессвязными, спутанными и бессмысленными.
Анализ доказывает, что каждый сон без исключения связан с каким-либо впечатлением последних дней или, вернее, последнего дня перед сновидением.
Практическое задание
Опишите два случая проявления в ваших сновидениях нерешенных личных проблем (или, наоборот, примеры того, как сновидения помогали решению личных проблем).
«Утро вечера мудренее»- есть ли в этом какой-то смысл? Вот даже Скарлетт в трудных ситуациях говорила: «Я подумаю об этом завтра», - и засыпала. Возможно, ли во сне решить личные проблемы?
Психолог Дейдре Барретт, доктор философии, изучала сны более десяти лет."Многие мысли наяву являются банальными и частыми, и лишь некоторые из
них – глубоки и значимы. Я думаю, что сны нужно рассматривать также. Они могут показать тайные истины, другие – лишь фон", - говорит она. Также Барретт предполагает, что сны могут быть полезным инструментом для решения проблем. В одном исследовании она попросила студентов думать о насущной домашней работе или личной проблеме, из-за которых им было трудно уснуть. Рядом с кроватями стояли компьютеры, и участников попытались воспроизвести свои сны, просыпаясь с утра и размышляя о чем-то постороннем. Спустя неделю половина студентов сообщила, что им снилась насущная проблема, другая часть студентов нашла во сне решение этой проблемы.
Были ли в моих снах случаи решения проблем? Не были. Но в моих снах часто присутствуют случаи нерешенных проблем. Совершенно недавно я вспомнила сон, в котором я с родителями нахожусь в зале ожидания аэропорта и жду самолета, который отправится в США в Нью-Йорк. Дело в том, что я давно мечтаю и стремлюсь к путешествиям, а слетать в Нью-Йорк,- моя давняя цель, которую я надеюсь вскоре осуществить.
Заинтересовавшись темой сновидений, я проводила опросы среди своих друзей, знакомых и коллег на работе. Одна моя коллега рассказала сон, в котором она с подругой наблюдает Бога, спускающегося к ним с небес. Он подходит к подруге и говорит, что она верит в него и именно поэтому всё в её жизни сложится хорошо… Затем Бог подходит к моей коллеге и говорит, что она не склонна верить в него и ей необходимо что-то поменять. В реальной жизни моя коллега действительно не верит в Бога и считает себя чуть ли не атеистом.
Каждый сон сугубо индивидуален. Он отражает весь спектр того, что происходит с данным человеком. Все те события, которые с ним происходят, все мысли и эмоции, которые он переживает. Все это отражается во сне и несет сугубо индивидуальную характеристику.
Несколько фактов о снах:
В клинике университета Мангейма 15 спящих молодых женщин окружали разными ароматами. Оказалось: неприятные запахи вызывают кошмары, а приятные - радостные сны.
Обследовав около миллиона человек в Калифорнийском университете обнаружили, что те, кто спит ночью 8 и более часов, живут меньше тех, кто мало спит. Недосыпание тоже негативно. Идеальным оказался режим 6-7 часов сна.
В 1964 году 17-летний Ренди Гарднер бодрствовал 264 часа и 12 минут, после регистрации этого достижения он почувствовал себя чемпионом, заснул и спал 15 часов подряд.
66 % россиян спят 6-8 часов в сутки, 20 % - не больше 4-6 часов и только 14 % - более 8 часов. 36 % наших сограждан регулярно видят сны о работе. Что интересно, женщинам коллеги и начальники снятся чаще, чем мужчинам (42 % против 31 %).
По данным ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения), за последние 100 лет время сна уменьшилось на 20 %. Особенно часто бессонницей страдают юристы, педагоги и представители творческих профессий.
Во время кошмаров во сне 37 % людей падают в пропасть, убегают от кого-то 26 % , не могут двигаться при опасности 25,1 %, опаздывают 23 %, 20 % страдают из-за смерти близких. 10 % видят землетрясение, а 7,2 % - что у них выпали зубы или волосы.