Как грамотно анализировать сны и быть убежденным в правильности толкования? На этот вопрос ответит психоанализ. Его родоначальником был Зигмунд Фрейд, разработавший свою систему анализа снов , являющихся частью бессознательной сферы человека. Теорию Фрейда мы примем за основу интерпретации сновидений.

«Но отчего недостаточно сонника? – удивитесь Вы. – Можно раскрыть его на определенной странице – и вот, пожалуйста: «Лук во сне предрекает Вам ненависть и зависть, с которыми Вы столкнетесь, когда добьетесь успеха»». Сон – это элемент персональной бессознательной жизни индивида, которая таит в себе его психологические проблемы, страхи, значимые события жизни, мотивы – его и только его.

Отдельные части сновидения имеют отношение ко вполне определенным моментам нашего прошлого, разве может об этом иметь представление сонник? Он может знать о тонкостях наших взаимоотношений с родителями, о проблемах с близкими, о том, в связи с какими действиями нашего прошлого мы испытали чувство вины? Разумеется, нет. Толкование сонников весьма ограничено, если не сказать «неправильно».

Какие шаги сделать, чтобы осознать скрытый смысл сна и не ошибиться, навешивая стандартные ярлыки?

Первый этап. Поэлементный анализ сна.

Имеет смысл приступить к анализу сна с деления целого сюжета на части. Спросите сновидца о конкретных элементах сновидения и их отношениях к последним событиям его жизни. Так Вы сможете отбросить детали, втянутые в сон впечатлительностью психики на события ближайшего дня. Непременно зафиксируйте все тонкости толкуемого сна, т.к. даже незначимые, на первый взгляд, элементы для толкования могут стать самыми главными. Так функционирует наше бессознательное.

Второй этап. Сновидение как реализация желания.

Одной из функций сна, согласно представлению Фрейда, обнаруживается реализация желания. У ребенка, психика которого еще не нагружена бесчисленными психологическими защитами, исполнение желания совершается явно: во сне он съедает запрещенный мамой продукт или одерживает победу над противником.

Бессознательное взрослого индивида осуществляет огромную работу по зашифровке смысла сна. Ведь в эту часть нашей психики помещены непроработанные психологические проблемы, незаконченные дела, страхи, конфликты. Такое вытеснение в бессознательное предохраняет психику от «перегрева», от нестерпимой тревоги за свои проблемы, которых у любого из нас несметное количество. Вообразите, что было бы, если бы все психологические проблемы, приобретенные за жизнь, одновременно набросились на наше сознание? Это убило бы любого, даже самого сильного. Однако поштучно такие проблемы извлекать надо, ведь чтобы справиться с ними, необходимо хотя бы иметь представление о них.

Таким образом, у взрослых людей реализация желания совершается во сне неявным образом. Так, молодой человек, влюбленный в девушку и ощущающий ревность к ней, в своем сновидении делает ее парня только другом, чтобы косвенно реализовать собственное желание быть рядом с ней. А что приносит Вам ситуация, сформировавшаяся во сне? Даже если это чья-то смерть, то какие новые возможности она могла бы Вам обнаружить (что Вам «мешает» этот человек осуществить в реальности)?

Основное здесь – отмести этические нормы и взглянуть правде в глаза. Не опасайтесь осознать свои низменные, враждебные или тяжкие бессознательные желания. Примите это как часть себя самого. Не каждый человек решится признаться себе в аналогичном, а ведь такое признание – шаг на дороге плодотворных трансформаций, которые Вы способны реализовать в себе.

Третий этап. Свободные ассоциации как обязательный элемента анализа.

На всякий элемент сна мы просим сновидца дать те ассоциации, которые появляются в отношении его. Необходимо сделать акцент на следующем: сообщать нужно совершенно все, что приходит на ум, не исключая того, что выглядит непристойным, безнравственным, неприглядным. Чаще всего как раз в этом источник проблемы сновидца.

Как предъявлять вопросы и помочь сновидцу инициировать поток ассоциаций? Скажем, снится какой-то человек. Необходимо узнать, что это за человек, какие у него взаимоотношения со сновидцем, что для него этот человек воплощает, какие события прошлого, связанные с ним, приходят на ум и т.д. Или во сне приходит обычная квартира. Кто ее хозяин по логике сна, чем это место не похоже на реальное, как передвинута мебель, где получается в процессе сновидения побывать в данной квартире. Все, что Вы получили, необходимо зафиксировать для того, чтобы не вылетела из головы ни одна деталь. Если Вы интерпретируете свой сон, то фиксируйте на бумаге детально каждую являющуюся Вам мысль, а потом стремитесь рассматривать их беспристрастно, как бы «позабыв» временно, что интерпретируете собственный сон.

Четвертый этап. Чувства, приходящие во сне.

При толковании снов я полагаю значимым учет эмоций и чувств, которые переживал сновидец в процессе сна. В особенности это имеет отношение к тем случаям, когда эмоция не отвечает сюжету сновидения. Например, сновидец опечален, плачет, но ничего ужасного во сне не совершается. Или погибает кто-то из близких людей, а сновидец не чувствует грусти – словно его этот факт не волнует. За подобными несоответствиями способны скрываться тяжелые психологические проблемы, отчего на эти составляющие сна в особенности необходимо обратить внимание при толковании.

Пятый этап. Общий анализ и интерпретация полученного материала.

Составленный материал, на первый взгляд, многообразен и не имеет общих точек соприкосновения. Действительно, что может общего иметь комната, в которой на месте двери теперь стоит диван; теплая, влажная спокойная по описанию сновидецы яма; подарок любимому человеку, сделанный его новой девушкой, который теперь весит на его шее; мудрая и добрая женщина (родственница), которая никогда в своей жизни не рожала детей и дает совет сновидице не рожать? За всеми этими элементами кроется страх родов на фоне их кажущейся сновидице необходимости (ребенок ею воспринимается как связующий пару элемент, который принесет девушке уверенность в том, что «теперь он не уйдет»).

Давайте посмотрим на эти элементы внимательнее, чтобы увидеть, как их связывает эта тема. В комнату через дверь входят, а диван – это препятствие, он не даст никому войти. И тогда ребенка зачать не получится. Первая теплая, влажная и спокойная «яма» в жизни каждого человека – это матка. Что может подарить «самодельного» молодому человеку другая, чего опасается каждая женщина и что теперь «повиснет на его шее»? Метафоричность сна изумляет своей чуткостью и прямотой. Еще отчетливее тема родов проявляется, когда заявляется во сне в речи пожилой мудрой родственницы и в ассоциациях сновидецы.

Любой фрагмент сна, считал Фрейд, имеет отношение к одной и той же теме. От любого элемента мы способны через ассоциации прийти к этой теме. Толкование считается грамотным, если мы способны интерпретировать все элементы сновидения одной и той же темой. Чтоб узреть подобные системы, надо владеть метафорическим мышлением, уметь размышлять синтетично. Формируйте у себя этот тип мышления, и толкование снов станет для Вас проще!

Ваш психолог Мария Минакова.

Цитаты А.Менегетти из книги «Образ и бессознательное».

Пример сновидения №1

Рассмотрим применение иерархической структуры в интерпретации сновидений.

В первом сновидении, рассказанном одной дипломированной специалисткой, на первый план выступает социально-психологический аспект: "Эти два сна приснились мне в одну и ту же ночь. Первый я почти не запомнила, помню лишь, что он был приятным: я делаю что-то хорошее для людей, живущих в некоей стране, с которой я оказалась как-то связанной. Действие второго сна происходит в закрытом помещении, каком-то полуразрушенном здании, возможно, в жилом доме. В нем собралось множество людей, которые пытались привести этот дом в порядок, чтобы приспособить для житья, и мы с мужем все время носили какие-то вещи. Помню старую, нескладную дверь, которую мы пытались куда-нибудь пристроить. Для людей, которым предстояло там жить, наша работа имела огромное значение, и мы делали ее, но без особого увлечения. Помню лишь эту старую, некрасивую дверь, которую мы несли вместе с мужем. Мы оба работаем психологами в государственном учреждении".

К сожалению, в этом сне отсутствуют пластичные элементы, что нередко встречается в сновидениях интеллектуалов. Как правило, в их снах редко происходят значительные события, они видят лишь сухие знаки. Описываемый сон показывает жизненную ситуацию, в которой оказалась эта женщина, определяя состояние ее здоровья и сообщая о присутствии в данной ситуации внешнего влияния: она делала что-то в угоду каким-то иностранцам, то есть «проституировала», «отдавалась».

Сознательно она связывала это с фактом своего пребывания в чужой стране (семинар проходил в Москве, а женщина была родом из Грузии), однако, необходимо учитывать то, что бессознательное заимствует образы из дневной жизни, черпая вдохновение в событиях, которые субъект переживает за день, и затем использует их согласно всеобъемлющей режиссуре личности. Ее сон говорит о внешнем, постороннем влиянии, то есть она переживает реальность, созданную не ею самой изнутри, но кем-то посторонним, извне.

Скудость образов сна также свидетельствует о сложившейся на данный момент ситуации: она с мужем работает в разваливающемся доме, что говорит об ее пребывании в ситуации, по сути, ошибочной, непригодной для жизни. Если даже в социальном плане они занимают лидирующие позиции, бессознательное женщины сигнализирует о неблагополучии созданного ими мира. Это тот вид результата, тот тип среды (ее реальность, жизненное пространство), которые были созданы ею и ее мужем.

С точки зрения биологической функциональности во сне мы видим принудительную работу в плохо построенном доме. Они с мужем являются операторами стереотипа. Они носят дверь туда-сюда, чтобы указать всем вход, то есть пытаются навязать научный, академический стереотип, однако, эта дверь - бесполезная вещь, она никуда не ведет. Они поступают подобно большинству интеллектуалов, которые, независимо от профессии, стремятся навязать другим собственные культурные модели в качестве стереотипной установки. Однако это не означает что женщина, видевшая сон, больна или является невротиком, она лишь нефункциональна по отношению к самой себе.

Пример сновидения №2

В следующем сновидении, приснившемся одной русской женщине, онейрическая иерархия концентрируется на ином, биологическом аспекте (болезни): "Этой ночью мне приснились два коротких, но очень ярких сна. В первом, на мой взгляд, чувствовалась доброта. Я находилась в комнате, где было полно людей, но я оказалась наедине с человеком, имевшим в данный момент для меня огромное значение. Внезапно я увидела, как по стенкам этого дома потекла вода. Я подумала, что, наверное, наверху забыли закрыть кран. Среди окружающих поднялась легкая паника, и мужчина, с которым я разговаривала, сказал мне, что если мы найдем этот кран и перекроем его, то сможем спастись. Потом мы решили, что этого не стоит делать. Больше из этого сна я ничего не помню.

Сюжет второго сна совершенно другой. Пару дней назад аналогичная история произошла со мной на самом деле. Недавно моя мать пожаловалась мне, что ее беспокоит появление у нее на плече множества новых родинок. Я возразила ей, сказав, что количество родинок осталось прежним. Мне приснилось, что я оказалась на море, на крымском пляже, где обычно отдыхаю летом. Вернувшись с пляжа, я стала разглядывать свой загар. Как обычно, я рассматривала спину с помощью двух зеркал. К своему ужасу я вдруг увидела на плече что-то неприятное. Я испугалась, мне не понравилось происходящее, показалось, что со мной случилось что-то очень плохое".

Я объясню только один сон, потому что он объясняет и второй. В данном случае требуется медицинское исследование бронхов, легких (Соматическая локализация патологического процесса устанавливается главным образом через семантическое поле ; кроме того, важно точное понимание значения образов, например, в рассматриваемом сне это, прежде всего, вода, просачивающаяся сквозь стены комнаты). Во втором сне женщине приснилось, что под воздействием солнца у нее увеличилось количество темных пятен, которые пациентка в сознательном состоянии отождествляет с патологией. Получается, что сложившаяся ситуация негативно влияет на состояние пациентки, солнце усиливает патологический процесс. Врач, несомненно, сделает все необходимое, однако, нужно понять, в чем же кроется психогенная причина, порождающая патологию? Этой причиной послужила ошибка пациентки в ее эмоционально -чувственных отношениях в этот период своей жизни.

В первом сне она попадает в замкнутое помещение, что, возможно, отражает ее жизненную ситуацию или является образом того здания, в котором она живет или работает. Эта женщина молода и красива, следовательно, у нее есть любимый человек, которому она желает всего самого лучшего. Она сознательно проявляет свою страсть, убежденная в своем чувстве, но ее душа видит в этой любви ошибку. Это может быть ошибка двух видов. Прежде всего, женщина может опасаться, что ее отношения с мужчиной (особенно женатым) станут заметны другим (кран не был закрыт, то есть кто-то видел, подсмотрел). Второе возможное значение этого сновидения: у нее в бронхах присутствует не до конца закрывшаяся перфорация, в легочных мешках скапливается вода.

Я вкратце описал сложившуюся ситуацию, которую следует уточнить во время сеанса индивидуальной психотерапии, а затем поставить пациента перед выбором. Естественно, тип ошибки зависит от тематического отбора материнской рефлективной матрицы. Именно отношение мать-ребенок предопределяет будущий жизненный выбор взрослого человека. Это не означает, что мать виновна, она всего лишь одно из звеньев в длинной цепи. В данном случае пациентка должна пройти тщательный медицинский осмотр всей дыхательной системы, а если все окажется в норме, то ей следует задуматься об опасности ее любовной связи, вызывающей два негативных следствия, - социальный риск и нарушение структуры растущей личности.

Пример сновидения №3

Следующий сон, рассказанный также одной русской женщиной, высвечивает эмоциональный чувственно-сексуальный аспект: "Этот сон снился мне несколько раз. Чаще всего я запоминаю комбинацию из двух-трех снов, отдельные отрывки. Первый сон: я вхожу в какое-то здание, чтобы навестить своего знакомого, где передо мной проплывает множество сменяющих друг друга лиц. Я знаю, куда мне нужно идти. Захожу в лифт с решетчатой дверью, как во многих старых домах. Лифт начинает двигаться, и тут я замечаю, что это уже не дом. Лифт передвигается вверх, вниз и даже в горизонтальном направлении. Я пытаюсь изменить происходящее, но безуспешно, так как управлять этим движением нечем. Вокруг кромешная темнота. Панель лифта заблокирована. Затем сон продолжается, происходит другое событие, но связанное с предыдущим. Я иду домой. Я живу на втором этаже. Я вижу лестницу, но, когда намереваюсь подняться наверх, замечаю, что ступеньки рушатся под ногами или уводят меня к стене. Все исчезает. Я знаю, что за этой стеной находится моя комната, но не могу в нее войти. На месте лестницы появляется дыра, но все равно я не могу в нее войти. Я не могу попасть туда, куда мне нужно, за стену".

Выражение лица этой женщины явно свидетельствует о том, что своей крайне напряженной онейрической деятельностью она пытается компенсировать те жизненные ситуации, которые не хочет или не может испытать наяву. Перед нами внешне очень собранная, высокопрофессиональная, совершенная личность с точки зрения общества. Однако что она представляет собой во внутреннем, динамическом плане? В недрах этой безупречной и воспитанной личности может таиться дверь, ведущая в адские бездны, полные монстров, то есть ее глубинные побуждения остаются в подавленном, вытесненном состоянии, превращаясь в чудовищ. Субъект не позволяет развиться здоровому потенциалу своей личности. Каждое побуждение, которому сознательное логическое «Я» субъекта не дает законного права на существование, продолжает жить как преступник, скрываясь в бессознательном субъекта.

В данном случае передо мной стоит проблема профессиональной этики, так как, объясняя сон, я в некотором смысле обнажаю человека. Совершенно очевидно, что этот сон затрагивает проблемы, связанные с сексуальным воспитанием, маткой, влагалищем, навязчивой идеей. Это довольно распространенный случай, в нем нет ничего необычного. Мы сталкиваемся здесь не с болезнью или неврозом, но с одной из разновидностей человеческих проблем: пациентка, очень чувственная женщина, не получила должного воспитания в том, как следует переживать собственную духовность и жизненность в сфере собственной сексуальности, вследствие чего в действие вступает определенный механизм. Бессознательное как бы решает: вся сексуальная жизнь сводится исключительно к механическому "вверх-вниз". Это форма автономного механизма мастурбации, запрограммированного на нейронном, клеточном уровне.

В данном случае пациентке, прежде всего, следует провести медицинское гинекологическое обследование в области труб и шейки матки, чтобы определить, не больны ли эти органы. Затем необходимо восстановить период ее жизни в многонаселенном доме; определить тип ее первых детских сексуальных переживаний, расцениваемых как аморальные и непристойные; выяснить, какие отношения связывали ее в детстве с пожилым человеком, с которым она встречалась около этого здания, вблизи этой лестницы. Произошло нечто вполне конкретное, но необходимо понять, как она восприняла произошедшее эмоционально , в сексуальном плане. Затем необходимо проиллюстрировать существование монитора отклонения . Если человеку удается правильно понять себя и принять решение измениться, то все остальное дается уже легко.

Таким образом, я даю следующую интерпретацию сна: навязчиво повторяющаяся внутриорганическая активность в генитально-маточном аппарате при абсолютном неведении сознательной рациональной зоны. Мне кажется, что эта женщина не захочет согласиться с моими словами, так как ее сон свидетельствует о совершенном незнании самой себя. То, что она не может преодолеть стену, говорит об ее закрытости для себя самой и неспособности постижения своей истинной природы.

Пример сновидения №4

В следующем сновидении, рассказанном русской женщиной-психологом, вновь возникает социальный аспект: "Лето, солнце, я вхожу в море. Вода прозрачна и очень приятна. Я смотрю на дно; вода настолько прозрачна, что я вижу плавающих в глубине рыб, и мне приходит в голову мысль попытаться поймать их руками. Пробую это сделать, но рыбешки настолько мелки, что проскальзывают между пальцами. Однако мне все-таки удается поймать одну из них, я крепко сжимаю ее обеими руками и начинаю тянуть из воды. По мере того как я тащу ее из воды, у меня создается впечатление, что эта рыба просто бесконечна. Наконец, я вытаскиваю ее всю целиком и тут замечаю, что это вовсе не та рыба, которую я хотела поймать, а дельфин. Я не знаю, что делать. Мне хотелось бы отпустить его, но у меня возникает подозрение, что он может превратиться в какое-то неизвестное животное. Затем море и другие рыбы исчезают и вместо них появляются какие-то странные животные. Я пытаюсь убежать. После этого сна я проснулась с очень приятным ощущением в душе".

Интерпретируя сновидение, необходимо, в первую очередь, учитывать личность того, кому снится сон: тип, возраст и т.п. Эти данные также представляют собой вполне определенную информацию для вычисления параметра, позволяющего, в свою очередь, определить точное значение снящегося ей сна. Объясняя сновидение, вы уже располагаете отдельными сведениями, основанными на анамнезе субъекта. Благодаря этому во время тренинга, которому предшествуют как минимум шесть-семь сеансов, проведенных с пациентом для получения общей информации, психотерапевт уже может непосредственно обратиться к историческим прецедентам, позволяющим ему идентифицировать динамику сна.

Этот сон показывает нам, образно выражаясь, расположение фигур на шахматной доске, то есть иерархический порядок ценностей, которые бессознательное использует в качестве шахматных фигур, разыгрывая свою партию во внутреннем мире личности. Точно также и эта женщина, не будучи ни невротиком, ни больной обладает своей иерархией ценностей. Какими средствами она располагает? Она красива, интеллигентна, образованна, социально независима, склонна к лидерству и в определенной степени к сексу. Женщина может сказать: "Я молода, у меня много поклонников, почему бы мне не выбрать одного из них?" Например, самого симпатичного и самого умного среди всех других. Следовательно, сексуальные отношения с этим избранником могут оказаться достаточно ценными. В этом выражается момент женской психологии данной личности. Что ей можно посоветовать в этом случае? В момент выбора срабатывает метафизическая ценность, которая, в свою очередь, задействует также социум и организм (рыбы - здоровы и съедобны).

В распоряжении нашей пациентки есть все, чтобы жить со своим дельфином. Если она выберет дельфина, который символизирует мужчину, секс, любовь, то испытает позитивный импульс, однако, в конце концов, окажется просто самкой. То есть, если она использует данную сексуальную возможность, то впоследствии пожалеет об этом, став женщиной лишь в биологическом смысле. Психический цикл ее личности прервется, то есть исчезнет возможность метафизического развития. Она станет прекрасной женщиной, как множество других, но потеряет ценность трансцендентной личности. Выбрав животное, она сама окажется среди животных, ограничив свою жизнь чисто животным планом. В этом случае она сама должна принять решение. Онто Ин-се указывает направление. Существуют женщины, которые поступают совершенно правильно, выбирая обыкновенную жизнь, свойственную их полу. Однако некоторые женщины рождены быть личностью, выходя за рамки вида.

Пример сновидения №5

Это сновидение, рассказанное зрелой женщиной-предпринимателем, высвечивает основополагающую историческую и метафизическую ценность развития личности, в данном случае выраженную особым типом любовного чувства: "Мне снилось, что я иду по очень широкой дороге, вокруг простираются плодородные земли. Я вижу лес, чашу. По левую сторону дороги я вижу поле, покрытое чем-то вроде желтой травы. Я собираюсь пойти налево, по направлению к этому полю. Справа находится другое поле, более ближе, а это поле уже распахано. На этом обработанном поле я вижу засохший виноград желтого цвета. Чуть дальше виднеются арбузы, тоже засохшие. С правой стороны я не могу разглядеть, что находится там, вдали, но слышу голос какой-то женщины, которая говорит мне, что мой четырехлетний внук находится там, вместе с ней".

Этот сон затрагивает неизмеримое множество женских мыслей, жизненных привязанностей. Он связан с важнейшей эмоцией , в которой дружба, секс, жизнь смешиваются с впечатлениями, полученными с детских лет до сегодняшнего дня. Эта проблема достаточно часто встречается в женской психологии: красивая женщина, ощущающая себя молодой, оказывается в ситуации, сулящей ей приключения, новые переживания, сексуальную встречу. Не столь важно, кто или что встретится ей, значение имеет сама возможность этого. Однако она совершенно права в том, что говорит себе: "Я уже не настолько молода, чтобы чувствовать уверенность в подобном приключении. Слишком многое может оказаться для меня довольно опасным, учитывая мою зрелость, серьезность, мой возраст, кроме того, я ведь уже бабушка и не должна забивать себе голову мечтаниями наподобие героинь мыльных опер". Кроме того, это сновидение говорит о том, что первые импульсы позитивной сексуальности зародились в ней в возрасте четырех лет, но затем были заблокированы.

Практическая проблема заключается в следующем. Женщина еще довольно молода, но представим себе, что мы имеем дело с семидесятилетней женщиной.

Свойственные женщине семидесяти лет стереотипы говорят: "Хватит, ты уже слишком стара, твоя смерть не за горами, ты должна думать о внуках, а не о собственном удовольствии, выброси эти мысли из головы или ты будешь настоящей свиньей, станешь хуже, чем животное". Что же ей делать в этом случае? Умертвить в себе влечение к жизни и эротический инстинкт? Если индивид владеет искусством, методом, стилем, зрелостью, он должен правильно распорядиться своим эротическим влечением независимо от возраста. Послание Ин-се говорит: "Этот лес близок, ты можешь войти в него. Но сумеешь ли ты не заблудиться в этом лесу? Сумеешь ли отыскать обратную дорогу, если войдешь в эту чащу? Можешь ли ты отличить съедобные плоды от ядовитых? Если ты решишься на любовное приключение, сумеешь ли действовать правильно, даст ли оно тебе новые силы или, наоборот, ухудшит твое положение?"

Здесь все зависит от каждого конкретного случая. Если человек способен к правильной самооценке, то он может насладиться этой ситуацией, в противном же случае ему лучше остановиться. Естественно, во время индивидуального сеанса можно точно рассмотреть все детали и дать четкие указания по поводу того, что надо сделать, однако, они значимы лишь на начальной стадии, так как затем личность учится делать выбор самостоятельно.

Наиболее серьезным препятствием является не ее возраст или семейное положение: опасность несет матрица комплекса , относящаяся к четырехлетнему возрасту, которая способна все погубить. Иногда приходится работать с семидесятилетними женщинами, открывая им возможности, доступные, казалось бы, лишь молодым: они хотели бы снова стать двадцатилетними, чтобы свободно совершать те поступки, на которые сами никогда не осмеливались в своей молодости. Естественно, им не возможно вернуть физическую молодость, но в их жизни появлялась возможность достижения абсолютной свободы с мужчинами определенного типа.

Проблема заключалась в том, что они сами блокировали эти возможности, повторяя те первые сексуальные переживания, которые им довелось испытать с первым или вторым партнером. Комплекс - это не энергия, которая должна быть разбита одним ударом, а проблема, которую следует постепенно растворять. Это проблема, которая активизируется внутри субъекта на энергетическом уровне, искажает всю его личностную структуру, блокируя психическую энергию, нефункциональную по отношению к своей реальности: необходимо растворить этот сгусток и вложить энергию в функциональность «Я». Для того чтобы стать свободным человеком, сначала следует понять, как преодолеть комплекс, и лишь затем можно спокойно делать все, что захочется. Необходимо осознать, как мы устроены, каково наше природное строение - именно это базовое знание открывает путь к власти, позволяя понять, как следует распоряжаться собой.

Пример сновидения №6

Однажды мне приснился один мой старый, добрый друг, врач по профессии, с которым мы очень давно не виделись. Во сне он шел мне навстречу, заливаясь смехом. Сначала я объяснил этот сон своим желанием вновь встретиться с ним. Однако я тотчас вспомнил, что мы познакомились с ним тогда, когда у меня были проблемы с печенью. На следующий день я совершенно прекратил употреблять спиртное.

Сон может использовать любой символ - матери, друга, любимого, Христа, Будды - исключительно для того, чтобы указать на позитивность или негативность того или иного объекта или ситуации с точки зрения исторической идентичности субъекта, которому он снится. Бесконечно разнообразным реакциям атома нет никакого дела до идеологических принципов. Имеет значение лишь эффективность существования, основанного на собственной идентичности.

Пример сновидения №7

Предположим, мне снится, что у меня загорелся автомобиль, бушует пламя, и вдруг откуда-то появляется человек, продающий воду. Если я охвачен пламенем, а он продает воду, следовательно, для меня жизненно необходимо то, что он мне предлагает, то, чему он меня учит. Если я тону и вижу свою бабушку, льющую воду в колодец, в котором я тону, значит, именно в отношениях с ней коренится причина возникновения моих проблем. Необходимо увидеть эффект, то есть результат действия, совершающегося в онейрическом контексте, в котором нахожусь я, спящий. Позитивность сна оценивается по производимым им эффектам. Мы можем определить позитивность онейрической ситуации, опираясь на следствия, которые она порождает в материальном и биологическом плане.

Пример сновидения №8

Предположим, что некоей женщине (замужней, имеющей четверых-пятерых детей, соблюдающей все нормы социальной этики) снится, что она пьет кофе-каппучино со священником своей церкви. Той же женщине, когда она вступает в интимные отношения со своим мужем, снится, что она без передышки моет посуду, подаваемую ей мужем. Что это означает? Природный закон, присущий данной личности, сообщает ей о том, что она охотно вступила бы в связь со священником, потому что от этого она получила бы удовольствие и удовлетворение (кофе со сливками - вкусно и питательно), тогда как со своим мужем она непрерывно моет посуду, вытирает ее, занимается бесполезными физическими упражнениями. Это реальность, сообщаемая сновидением, исходя из природной сущности этой женщины. Однако решать, что ей делать в этой ситуации, должна она сама.

Пример сновидения №9

Сон рассказан одной русской студенткой: "Я вхожу в магазин, чтобы купить хлеба, вместе со своим отцом, я выбираю хлеб, а отец советует мне, какой положить в корзину. Затем я готовлю прохладительный напиток и жарю котлеты".

Для интерпретации сновидения необходимо следовать тому, что говорит нам критерий жизни. В психологии нельзя руководствоваться мнениями, культурными ценностями или статистикой. Необходимо знать, что имеет в виду сама жизнь, так как, зная природу, мы можем оказать ей поддержку либо вынести свое суждение. Предположим, что некто всей душой желает вступить в близкие отношения с конкретным человеком, однако, существуют определенные социальные устои и мнение этого человека относительно подобного союза. В данном случае мы имеем дело с проблемой, в которой сталкиваются естественные потребности и социальные требования; если ситуация позволяет, то следует предпринять все возможное для сближения этих двух людей, достигших зрелости и действующих вполне осознанно со всей ответственностью и надлежащим образом.

Если же мы сталкиваемся с нежеланием другой личности, или возникает опасность с социальной точки зрения, необходимо избрать другой путь - путь полного одиночества. Если нет иного выбора, сознательный отказ не может стать причиной болезни, наоборот, он даже укрепляет личность. Если же субъект продолжает испытывать влечение, тогда как его сознание совершенно не приемлет этого, то оно подвергает его цензуре, чтобы устранить всякую возможность его проявления. Подобная ситуация может вызвать невроз или психосоматическую болезнь.

У нашей пациентки возникает спонтанное влечение к отцу, так как он, несомненно, являет собой прекрасный тип мужчины, зрелую личность, представляющую собой значительную ценность. У девушки во сне складывается идеальный образ, который вызывает в ней желание полностью слиться с ним. Само это желание, направленное на отца, который действительно достоин этого, является вполне здоровым. Однако мы живем в обществе с четкими устоями, поэтому, даже если голос природы требует этого союза, необходимо вести себя как воспитанный человек. В психологии принято считать предосудительной даже позитивную тенденцию ребенка к своему родителю противоположного пола (в нашем случае эта тенденция также имеет положительный характер), расценивая ее как комплекс , однако, с онтопсихологической точки зрения подобная тенденция является проводником бытия.

Естественно, это не значит, что она должна вступить в сексуальную связь с отцом: важно понять, что подобное отношение имеет функциональный характер. Позитивность отца или матери определяется символами, которые использует бессознательное при их описании. В нашем случае это хлеб, который является основной пищей. Таким образом, позицию, занятую нашей пациенткой по отношению к отцу, следует считать вполне здоровой и позитивной. Психотерапевт, сталкиваясь с проблемой сексуального влечения пациента к родителю противоположного пола, не должен сразу осуждать его; важно, чтобы родители были положительными личностями.

Пример сновидения №10

Следующий сон, приснившийся сорокапятилетней преподавательнице вуза из Лимы, выявляет противоречия, возникшие между стереотипом рационального сознания и естественным влечением, то есть между социальным и биологическим критериями (Биологический критерий мы называем также "организмическим критерием " или «критерием природы»): "Я довольно редко вижу сны, но этот сон, снившийся на протяжении трех-четырех дней, глубоко запал мне в душу. Мне приснилось, что я снова стала совсем маленькой и стою перед Богом, столь беспредельным в своем могуществе, и двумя монахинями, облаченными в серые одежды; я ощущала невероятный покой, и Бог взирал на меня. Мне очень понравилось это ощущение, не покидавшее меня все те дни, пока я видела этот сон".

Человек видит сны постоянно, каждую ночь, мы не запоминаем их в том случае, если происходит цензура. Этот сон свидетельствует о том, что мы имеем дело с крайне любопытной личностью. Я начну объяснять его очень дипломатично, потому что сама пациентка утверждает, что она совершенно здорова. Ей приснились она сама в образе ребенка и две монахини. Образ монахини в культурном плане обладает определенной ценностью, однако, семантическое поле сообщает о наличии принудительного момента, затрагивающего область от ног до желудка, то есть о полной кастрации нормальной сексуальности. Зрительные образы сна не указывают на болезнь, но семантическое поле говорит об идеальной добровольной кастрации.

Монахиня во сне означает наличие определенной зависимости от чисто негативного материнского типа. Личность ставит превыше всего свою миссию, любовь к другим, идеал, однако, в этом смысле она сама остается так и не повзрослевшим ребенком, так и не ставшим взрослым. Вместо нее растут две монахини: два идеала, два стереотипа. Она остается маленькой девочкой, для которой главными являются монахини. Это означает, что ее душа, подлинное послание Бога, кастрирована образом двух монахинь.

Женщина, которой приснился этот сон, обладает высоким потенциалом, который, однако, не получил должного развития. Кроме того, громадное значение в данном случае играет и сексуальность, поскольку выдающаяся личность обладает и исключительной сексуальностью. Инстинкты отражают требования самой жизни. Великая женщина неизбежно обладает великой душой, сильной волей и высокой сексуальностью, образующими единое целое. Как ей следует распорядиться своей сексуальностью? Само собой, она не должна разбрасываться в поиске легких побед или завязывать безответственные отношения. Осознание своего положения должно стать началом идеологического кризиса. Всю свою жизнь она неизменно следовала внешнему идеалу - требованиям общества, принуждающего ее к кастрации, что привело лишь к бесплодной трате сил.

Ей необходимо разрушить два стереотипа, препятствующих свободному развитию ее выдающейся личности. Она должна понять, что именно настолько задело ее Ин-се, которое буквально взмолилось: "Разве можно так жить!" На что немедленно звучит ответный приказ стереотипа: " Как ты можешь этого хотеть? Ты должна блюсти свою чистоту!" И начинается внутренняя борьба. Совершенно очевидно, что здесь не может быть и речи о неврозе, перед нами исключительно полноценная личность. Ей можно объяснить то, что с ней происходит, так как она способна понять сновидение. Для того чтобы выполнить свой долг по отношению к другим, она должна, прежде всего, стать самой собой, добиться полного соответствия своей подлинной сущности. Ее силы пока невелики, поэтому ей следует избавиться от образа «Сверх-Я ».

После объяснения этой женщине ее сна, она ответила: "Все верно, мне нечего возразить. Я работаю с другими людьми, но теперь мне стало совершенно понятно то, о чем поведал мне Бог: сначала я, сама, и лишь потом другие. Я начну с самой себя". Такое решение человек может принять лишь самостоятельно. Легко выбрать между добром и злом, куда труднее сделать выбор между одним и другим добром.

Пример сновидения №11

Корректное применение трех критериев интерпретации показывает, как изменяется значение символа в зависимости от всей онейрической динамики.

Профессор из Пекина рассказывает свой сон: "Обычно я не запоминаю свои сны. Однако иногда мне снятся сны, которые потом сбываются наяву. Например, год тому назад, однажды летом, мне приснилось, что на моей ладони открылась язва. Этот же сон приснился мне и на следующий день. Тогда я позвонил своему брату, с которым живу в одном городе, и посоветовал ему отменить намеченную им деловую поездку. Спустя некоторое время моему брату пришлось устроиться на работу на верфи в районе Желтой реки, чтобы поправить бедственное положение своей семьи. В один из дней его маленький сын отправился на реку поплавать и утонул".

Антонио Менегетти (А.М.): "Кому приснился тот сон?"

Рассказчик (Р.): "Он приснился мне, три года тому назад".

А.М.: "Каково было Ваше физическое состояние три года тому назад?"

Р.: "Я был в прекрасной форме".

А.М.: "Почему Вы так в этом убеждены? Сон подобного рода говорит о необходимости медицинского анализа. Особое внимание я уделил бы состоянию сердечной коронарной системы. Если Вы не сделали этого раньше, то сейчас Вам не помешало бы пройти полное кардиологическое обследование. Вряд ли это серьезное заболевание, так как во сне Вы смотрите на руку, однако, возможно у Вас сердечная гипертония. После обследования можно будет сделать окончательный вывод. В любом случае этот сон говорит о состоянии Вашего физического здоровья. Несчастье, случившееся с Вашим братом и племянником, не имеет никакого отношения к этому сну. Вы должны внимательно следить за своим давлением в медицинском смысле.

Сон сообщает о необходимости проведения предварительного анализа по поводу повышенного артериального или сердечного давления, поскольку любое сильное эмоциональное потрясение может закончиться для Вас инфарктом. Хотя самого инфаркта еще не было, у Вас имеется предрасположенность к нему; состояние Ваших артерий и сердца указывает на такую возможность, проблема кроется именно в них. Поэтому медицинское обследование поможет Вам правильно распорядиться своим физическим здоровьем. Кроме того, возможно у Вас начинается процесс образования язвы желудка, хотя Вы этого пока и не чувствуете. После визита к врачу Вы убедитесь в моей правоте".

Р.: "Действительно, у меня есть проблемы с сердцем и повышенным давлением. Недавно мне даже пришлось принять лекарство".

Пример сновидения №12

Китайская исследовательница рассказывает следующий сон: " Пять лет тому назад, когда я училась на психологическом факультете в Нанкине, во время празднования своего дня рождения я пошла на танцы и осталась очень довольна проведенным вечером. В ту же ночь мне приснилось, что я где-то умудрилась поранить себе ладонь, и на ней появилась кровь. Тогда я стала искать свою мать, чтобы она обработала рану, но она была чем-то очень занята и не могла помочь мне. Тогда я пошла к дяде, но он, вместо того чтобы помочь мне, нанес мне еще одно ранение, в спину. Мне стало очень больно, и я заплакала".

A.M.: "И сегодня Вы продолжаете оставаться очень красивой женщиной, пять же лет тому назад Вы были еще прекраснее и свежее, чем нынче. Попытаемся поставить себя в положение прекрасной, счастливой женщины, которая собирается на праздник. Она справляет свой день рождения, и во время танцев эмоции буквально переполняют ее, то есть она ведет себя чисто по-женски, поэтому после танцев оказывается задетой ее сексуальная женственность. По сути, она допустила ошибку в проявлении своих эротических эмоций, так как следовала при этом материнскому стереотипу. На танцах ей понравился молодой человек, похожий на ее дядю. Можно сказать, что в данном случае она отдала предпочтение определенному мужскому типу, который ранил благодать ее женского эротизма . На сознательном уровне она считает сделанный ею выбор позитивным, однако, сон мгновенно дает свою оценку ее поведению, определяя степень его жизнедеятельности. Онто Ин-се в своих суждениях опирается не на моральные требования, а лишь на функциональность совершенного нами поступка с точки зрения повышения или понижения уровня жизненных сил. Скажите-ка мне, тем вечером, на танцах, Вы предпочитали танцевать с мужчинами определенного типа?"

Р.: "Я танцевала с двумя своими хорошими знакомыми, с которыми училась в одном институте. Один из них был журналистом, очень изысканным типом, а другой - студентом".

A.M.: "Кто из них был больше похож на Вашего дядю? Именно он ранил Вас".

Р.: "Студент".

А.М.: "Мама, как правило, неспособна научить тому, как правильно наслаждаться своим эротическим чувством. Это случается повсюду, не только в Китае. Каждый из нас должен уловить тот особый стиль, который присущ нашему эротизму , мы можем понять его только самостоятельно, никто другой не может этому научить. Именно потому в сновидении Ваша мать остается совершенно безразличной к Вашей ране, поскольку Вы вели себя именно так, как тому учила Вас мать, начиная с самого детства.

Наиболее сильно ее разрушает мужчина того типа, которому она столь наивно отдала предпочтение, однако, с точки зрения общего душевного состояния ранение, нанесенное одним из них, гораздо серьезнее. Во сне встречается образ руки, рана, нанесенная сверху, и рана, нанесенная снизу. Первую из них психологически наносит мать, затем появляется мужчина, наносящий второе ранение. Поскольку во время танцев происходит физический контакт, то здесь активизируется эротическая эмоция . Она могла почувствовать эрекцию, возникшую у ее партнера в ответ на ее внутривлагалищную эмоцию. Это вполне нормально, и испытываемое чувство доставляет ей удовольствие, однако, она склонна воспринимать все происходящее регрессивным образом.

Онто Ин-се следует высочайшей жизненной морали. Если бы она выбрала в партнеры для танцев здорового, аутентичного юношу, адекватно дополняющего ее женскую сущность, сновидение сообщило бы о позитивном выборе. Согласно онто Ин-се, сексуальные отношения являются положительным моментом, если для них выбирают подходящее время и надлежащего партнера. Теперь Вам следует разобраться в самой себе, так как Вы можете снова оказаться в подобной ситуации, но уже не со студентом, а с кем-нибудь другим, например, с сыном или внуком - это не столько сексуальная, сколько

Сновидение не говорит нам ничего буквально, но сонник с готовым ответом - плохой помощник.

Ей около сорока лет, она хорошо выглядит, эмоционально вовлечена. Взволновано рассказывает свой сон – один из многих подобных, которые начали ей сниться с 24 лет:

"Я сплю в кровати. Просыпаюсь в темной комнате, сумрак, вокруг все заставлено шкафами, темнота сгущается и нечем дышать. Я от этого просыпаюсь и не могу дышать. Бегу к окну, а оно закрыто и задыхаюсь…. В этот момент, сон переходить в явь, и я просыпаюсь с ужасной тахикардией, задыхаюсь и чувствую ужас. Резко встаю с кровати бегу к окну, открываю его и открываю, учащено дышу ночным воздухом".

Я обсудил с пациенткой ее сон, спрашивая о ключевых, символах, что они могут означать для нее в реальной жизни, с чем, по ее мнению, они могут быть связаны, что происходило в ее жизни в 24 года. Ответ протагониста (так в психологии называют человека, сон которого исследуется): "Событий важных вроде и не было". Правда, вспомнила, что где-то в это время она развелась с мужем.

Рассмотренные по очереди символы "Темнота", "Шкафы", "Окно", "Воздух", "Отсутствие сил на дыхание" тоже не дали мне материала для дальнейшей работы.

Предлагаю протагонисту проиграть сон. Она соглашается и мы начинаем. Формируем сцену, ставим стулья в ряд - это будет наша "кровать", приглашаем участников группы на вышеуказанные символы и вводим в роль. Выключаем свет и проигрываем в полумраке сцену. Переживания протагониста тождественны чувствам, которые она испытывает во время этого сна. Но идей, что несет в себе это сновидение, у протагониста никаких. Предлагаю пригласить еще одного актера на роль самой себя и посмотреть на сцену со стороны.

И вот взгляд со стороны помог вспомнить маленькую историю из детства, связанную с темнотой и страхом. Мы поставили новый сюжет о том, как 6-летняя девочка одна дома, смотрит по телевизору чёрно-белый фильм "Преступление и наказание". Огромный страх порожден сценой, когда Раскольников топором убивает ростовщицу. И тут же мгновенно пациентка вспоминает еще одну сцену из детства, ой которой, казалось, давно забыла и не вспоминала.

Сцена такая - квартира в "хрущевке", где живут мама, папа, бабушка, дедушка. Ей два с половиной года, она лежит в кроватке. Ее дедушка надевает черную маску, крадется по полу, чтобы она его не видела, резко встает и пугает ее.

Пациентка горько плачет. Рассказывает, какой хороший был дедушка и как ее любил. Трудно справиться с открытием, что эти мучительные сны связаны с ним. Вся группа вначале молчала, а потом рассказами о своем подобном опыте поддержала участницу.

Зигмунд Фройд говорил, что сновидение - это царская дорога к бессознательному. Идя по ней, у нас появляется возможность узнать многое о себе настоящем. О том, какие наши истинные желания, мотивы, в чем кроется самообман и фальшь. Помните, что я писал выше о повторяющихся снах? Так вот, не забывайте проверять почтовый ящик.

Присоединяйтесь к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

В традиции лечения души сновидениям всегда уделялось большое внимание. Классическим примером являются хра­мы Асклепия, в которых больной мог увидеть исцеляющие сны. В основе психотерапии Юнга лежит его вера в исцеляю­щие возможности психики, поэтому в сновидении мы можем увидеть скрытые движения души, следуя которым удается помочь клиенту как в разрешении его текущих проблем, так и в индивидуации. Начиная работать со сновидениями, Юнг предлагал забыть все наши теории, чтобы избежать редукци­онизма, не только фрейдистского, но и любого другого. Он считал, что даже если кто-либо обладает большим опытом в данной области, то ему все же необходимо - всегда и неиз­менно - перед каждым сновидением признаться самому себе в своем полном неведении и настраиваться на нечто совер­шенно неожиданное, отвергнув все предвзятые мнения. Каждое сновидение, каждый его образ является самостоятельным символом, нуждающимся в глубокой рефлексии. В этом от­личие от подхода Фрейда. Юнг считал, что Фрейд использует символы сновидения как знаки уже известного, то есть за­шифрованные знаки желаний, вытесненных в бессознатель­ное. (Э. Самуэльс, отмечая, что современный психоанализ далеко отошел от идей Фрейда об обманном характере сно­видений, ссылается на Райкрофта, который в своей книге «Невинность сновидений» утверждает, что символизация - это естественная общая способность сознания, а не метод сокрытия неприемлемых желаний.) В сложной символике сновидения или серии сновидений Юнг предлагал увидеть собственную лечебную линию психики.

Рассмотрим первое сновидение в анализе клиентки К., 40 лет, жаловавшейся на депрессивные состояния.

Я стою в комнате. К самому подоконнику подступает море, но это непрозрачная вода. Она мутная и белая, как состоящая из белка. Пол в комнате наклонный, и меня начинает тянуть к окну, за которым море. Я хватаюсь за железную кровать, чтобы удержаться, но это не помогает. Заходит женщина и закрывает окно. Опасность пропадает. Потом я оказываюсь на улице с человеком в черном. Я захожу в магазин и вижу духи. Они из того же белка, что и море. В сопроводительной бумаге объяс­няется, что это очень целебные духи, так как изготовлены из костей, которые долго гнили в болоте. Я хочу их купить, но все мои деньги у человека в черном. Я выхожу на улицу и вижу его. Он уже купил мне два флакона по цене одного. Я засыпаю довольная, что у меня на тумбочке стоит флакон с этими духами.

Если рассматривать это сновидение с телеологической по­зиции, то есть отвечать на вопрос, для чего приснилось это сно­видение (вместо почему), то можно увидеть метафору исцеле­ния, лежащую на поверхности этого сновидения: как превратить опасный контакт с морем в гомеопатический кон­такт с духами. Само сновидение подчеркивает значение четких рамок сеанса как возможности для глубокого, но безопасного контакта с энергиями моря. Первое появившееся в анализе сновидение может быть ключом к дальнейшей работе анали­тика, показывая то, что хочет бессознательное клиента от ана­литика, возможно, даже указывая на цель и стиль индивиду­ального анализа.


Обобщая свой эмпирический материал, Юнг предположил, что сновидение служит процессу компенсации установки Эго. «Компенсация есть сличение и сравнивание различных точек зрения, благодаря чему возникает выравнивание и исправле­ние». Разглядеть эту компенсаторную установку бессознатель­ного в сновидении очень важно для психотерапевта, так как эта компенсация проявляется и в невротических, и в психосо­матических симптомах. Так, в Тэвистокских лекциях Юнг при­водит случай сорокалетнего директора школы, жившего на равнине и обратившегося за помощью из-за невротических симптомов горной болезни. Его сновидения, как и симптомы, компенсировали его отрыв от корней и тщеславные устремле­ния. Именно благодаря этому компенсаторному поведению анализ сновидений позволяет сделать доступным и уяснить новые точки зрения, он открывает новые пути, которые помо­гают преодолеть устрашающий застой и вывести из него. Юнг выделяет два типа компенсации. Первый наблюдается в отдель­ных сновидениях и компенсирует текущие односторонние установки Эго, направляя его к всеобъемлющему пониманию. Второй тип можно заметить только в большой серии сновиде­ний, в которой одноразовые компенсации организуются в це­ленаправленный процесс индивидуации. Для понимания ком­пенсации необходимо иметь представление о сознательной установке сновидца, личном контексте каждого образа снови­дения. Для понимания процесса индивидуации, лежащего в основе компенсации, по мнению Юнга, необходимо также обладать познанием в области мифологии и фольклора, зна­нием психологии примитивных народов и сравнительной истории религий. Отсюда следует два основных метода: циркулярное ассоциирование и амплификация, подробно рас­сматривавшиеся в предыдущих разделах. Очевидно, что в об­суждаемом сновидении мы не можем ограничиться только ас­социациями. Древность костей и океана за окном адресует нас к двухмиллионнолетнему человеку, о котором говорил Юнг (Jung, 1980, р. 100):

«Мы вместе с пациентом обращаемся к двухмиллионнолетнему человеку, который есть в каждом из нас. В современном анализе наши трудности по большей части возникают в результате по­тери контакта с нашими инстинктами, с древней незабытой мудростью, хранящейся в нас. А когда мы устанавливаем кон­такт с этим старым человеком в нас? В наших сновидениях».

Примером классической амплификации образа духов во флаконе будет обращение к сюжету о духе в бутылке. Соглас­но алхимическому варианту сюжета, к которому обращается Юнг, в сосуде находится дух Меркурий. Загнав духа назад в бутылку хитростью, герой договаривается с духом, и тот за свое освобождение дарит волшебный платок, превращающий все в серебро. Превратив свой топор в серебряный, юноша продает его и на вырученные деньги заканчивает свое обра­зование, став впоследствии известным доктором-фармацев­том. В своем неукрощенном обличий Меркурий предстает духом кровожадной страсти, ядом. Но водворенный назад в бутылку, в своей просветленной форме, облагороженный рефлексией, он способен превращать простое железо в дра­гоценный металл, он становится лекарством. Амплификация позволяет сновидцу изменить исключительно личное и ин­дивидуалистическое отношение к образам сновидения. Она придает особое значение скорее метафорическому, нежели буквальному толкованию содержаний сна и подготавливает сновидца к акту выбора.

В обсуждаемом сновидении можно обратиться к удержанию (контейнированию) и материнской поддержке - метафоре, де­тально разработанной в психоанализе. Эта метафора через со­временный язык психоаналитической культуры адресует к веч­ным образам материнской заботы. Тогда методически на первом этапе анализ будет строиться как удерживание сильных подав­ляющих содержаний бессознательного в рамках сеанса и пре­вращение их в человечески приемлемые с помощью мягких проясняющих интерпретаций. В работе со снами происходит, по мнению Боснака (Боснак, 1992, с. 17), нечто подобное сюжету сказки о Меркурии.

«В сновидениях выплывают страстные желания и смертонос­ные импульсы. Мы даем этим образам развиться, словно потвор­ствуя этим страстям, но в последний момент мы сковываем те­невые стороны Меркурия рефлексией. Таким образом, мы целиком переживаем образ, но не даем ему реализоваться».

В современной аналитической психологии существуют два других подхода (отличных как от теории исполнения жела­ний Фрейда, так и от теории компенсации Юнга) к понима­нию сновидений и методов работы с ними. В основе обоих подходов лежит отношение к роли Эго-комплекса в снови­дении.

Первый подход предложен Гансом Дикманом, основателем института К. Г. Юнга в Берлине. По его мнению, Эго сна пытается сохранить непрерывность Эго-комплекса в сновидении, большинство процессов изменения в аналитической работе впервые происходят через Эго сна, через которое они позже бо­лее легко переходят в область сознательных изменений. Так, способность Эго К. удерживать контакт с морем на уровне ду­хов вначале проявляется в сновидении и лишь затем на анали­тических сеансах и в жизни.

Дикман по-новому обосновывает правило Юнга о необхо­димости интерпретаций вначале на объективном и лишь затем на субъективном уровне (Дикман, 1997, с. 48).

«Если в начале аналитической терапии фигуры (кроме Эго сна) и символы из сновидений рассматривать как объекты и если концентрироваться на Эго сна и подчеркивать непрерывность Эго-комплекса, то тем самым обеспечивается большая степень безопасности для путешествий пациента в своем внутреннем мире, который до настоящего времени был для него таким не­понятным и неизвестным. Это тем более важно, что, насколько известно, практически каждый пациент, консультирующийся у нас, страдает от какой-либо слабости Эго».

В рамках аналитического процесса под защитой переноса и контрпереноса произойдет прямое ослабление структуры Эго. Эго-комплекс сможет оставить защитные механизмы и шире развить те функции, которые были повреждены и блокированы в неврозе, сможет направлять контролирующие и организаци­онные структуры, сможет смягчить границы Эго и допустить новые экспериментальные содержания.

Дикман считает, что при интерпретации и проработке сно­видений больший акцент следует делать на Эго сна и что Эго сна следует поместить в центр процесса развития и созревания индивидуальности. То, что Эго не может делать в сновидении, оно не может делать в состоянии бодрствования, и до тех пор, пока оно во снах избегает определенного содержания, для него будет слишком трудно интегрировать эти переживания.

Конечно, необходимым условием для проработки такого типа изменений в Эго-комплексе с методической точки зрения является наблюдение серии сновидений. Существуют конкретные сигналы, говорящие аналитику, чтобы он не упустил из виду те сновидения, которые свидетельствуют о яв­ных переменах в способах восприятия и поведении Эго сна. Во-первых, сновидец часто замечает их и придает им особое значе­ние, считая их важными, живыми, яркими и т. д., даже если они не содержат архетипического материала. Во-вторых, аналити­ки должны быть натренированы замечать эти процессы. Так, в серии сновидений клиентки Д. ключевым было сновидение о сражении с карликом. В процессе этой борьбы, в которой ей помогало то, что рядом находится ее муж, она смогла справить­ся с нападавшим карликом и связать его, после чего он транс­формировался в безопасную фигуру. До этого на первом этапе анализа доминировали сновидения с огромной преследующей мужской фигурой, наводившей такой сильный страх, что она застывала, не могла бежать и в ужасе просыпалась. После этого ключевого сновидения изменилась позиция Эго во сне и наяву. Клиентка Д. стала проявлять свою агрессию, прямо нападая на аналитика, что дало возможность постепенно рефлексировать сильные деструктивные и эротические энергии и постепенно справляться с ними, одновременно расширяя представления о себе. Этот пример подкрепляет идею Ламберта (предлагавше­го рассматривать проявления защитных механизмов в сновиде­нии) о том, что угрожающие фигуры могут быть проявлениями проецируемого гнева сновидца.

Однако, обосновывая значимость объективного уровня ин­терпретаций, Дикман одновременно возражает против ригид­ного использования правила: не обращаться к субъективному уровню до тех пор, пока не исчерпаны объективные ассоциа­ции (там же).

«Акцент на субъективном уровне интерпретации в терапевти­ческом процессе, как мне кажется, всегда важен, когда речь идет о периоде воссоединения с Самостью и о достижении изначаль­ной целостности... это приводит к усилению функций Эго, что делает возможным отказаться от механизмов защиты, сделать границы проницаемыми и испытать связь с Самостью».

Второй подход, обогащающий методологию работы со сно­видениями, предложен Джеймсом Хиллманом, автором архетипической психологии. В отличие от Дикмана, предлагающе­го поставить в центр анализа Эго сна, Хиллман считает, что Эго также является образом, не единственным, не наиболее важным, а просто одним из множества других, равных по важ­ности. Когда Эго появляется как образ в сновидениях или при активном воображении, оно откровенно, даже самонадеянно, полагает, что именно оно есть целая психика (или как мини­мум ее центр), тогда как на самом деле оно является только ее частью. Продемонстрировать относительность всех образов в результате анализа означает усмирить (но не унизить) Эго. Это служит цели разоблачения самомнения и предубеждения Эго. С данной точки зрения задачей анализа является не ин­теграция психики (через компенсацию сознания с помощью бессознательного и индивидуацию Эго в отношении Самости), а релятивизация Эго (через дифференциацию воображения). Субъект наивно предполагает, что все образы принадлежат ему, потому что они на первый взгляд в нем и возникают. По Хиллману, однако, эти образы приходят в субъект и проходят че­рез него из воображения - из того, что он называет «mundus imaginalis» («мир образов» - лат.), транссубъективного изме­рения воображения. На уровне методологии работы со снови­дениями он предлагает отказаться от любых интерпретаций, то есть отказаться от герменевтического подхода. Согласно Хиллману (Hillman, 1983), герменевтика неизбежно приводит к редукционизму. Он определяет интерпретацию как концеп­туализацию воображения. То есть интерпретация влечет за со­бой редукцию частных образов к общим концептам (напри­мер, редукцию конкретного образа женщины в сновидении к абстрактной концепции Анимы). Например, в отличие от Юнга, который говорит: «Вода является наиболее общим сим­волом бессознательного», Хиллман выступает против интер­претации «скоплений воды в сновидениях, например в виде ванн, плавательных бассейнов, океанов, как "бессознатель­ного"» (Hillman, 1983, р. 54). Он побуждает индивидов заняться феноменологически «сортом воды в сновидении», то есть спе­цификой конкретных образов. Герменевтическая психология редуцирует многие воды, различные конкретные образы (ван­ны, плавательные бассейны, океаны) к единой «воде», а затем к абстрактному концепту - «бессознательному». Образная пси­хология ценит частность всех образов выше обобщенности лю­бого концепта. Воды в сновидениях или активном воображе­нии могут быть столь же различными, как реки по сравнению с лужами. Эти воды могут быть глубокими или мелкими, про­зрачными или темными, чистыми или грязными, они могут течь или стоять на месте, они могут испаряться, конденсиро­ваться, выпадать в виде осадков, они могут быть жидкими, твердыми или газообразными. Описательные качества, кото­рые им присущи, столь невероятно разнообразны, что потен­циально бесконечны так же, как и метафорические подтексты. В соответствии с таким подходом аналитик предлагает сконцентрироваться на каждом образе сновидения, постепенно формируя в анализируемом образную, метафорическую чув­ствительность. Так, в обсуждаемом сновидении концентрация на образе белкового моря может привести нас к метафоре соляриса.

Индивидуальность подхода и целебность анализа будут определяться тем, насколько аналитик сможет выдержать на­пряжение индивидуальной метафоры, насколько сможет быть носителем одновременно нескольких необходимых для кли­ента проекций образов сновидения (женской, материнской фигуры, вовремя закрывающей окно, мужской фигуры, при­носящей флакон), тем, насколько кости изученных им теорий стали белковым морем, в котором могут рождаться необходи­мые для души образы. В этом солярисе могут всплывать любые фигуры и объекты, бессознательно значимые сейчас для ана­лизируемого. Но этот процесс, безусловно, двусторонний, по­этому анализируемый - это солярис для аналитика. В соляри­се души анализируемого всплывают значимые для аналитика образы. Разговор аналитика с этими образами, их персонализация оживляют застывшую поверхность привычной односто­ронней саморефлексии, анимизирует анализируемого. То, что казалось застывшим объективированным и безгласным, ста­новится текучим и живым, как море. Однако в этом поэтичес­ком интерактивном поле важно не потерять связь с реальнос­тью. Способность к воображению и метафоризация тесно связаны с силой Эго. По мнению Плаута, когерентное центральное Эго должно установиться для того, чтобы пропускать, ассимилируя, поток содержаний из внутреннего во внешний мир. Тогда истинное воображение расцветет в противовес от­носительно пассивному фантазированию, при котором мен­тальное содержание не принадлежит человеку, но просто при­ходит к нему. Эта пассивность - форма умопомешательства, которое возникает вследствие дефекта Эго-сознания, вызван­ного отсутствием ощущения содержания в материнском окру­жении. Содействуя развитию Эго-сознания, аналитик, по мне­нию того же Плаута, играет роль, аналогичную роли матери. Он обеспечивает окружение (сеттинг), которое может содер­жать возбуждающие переживания и дать им возможность быть ощутимыми и разделенными, а также помогает найти и раз­вить образную систему, которая, будучи выражена словами, становится связанной с сознательной частью Эго. Эту после­днюю функцию можно рассматривать как передачу пациенту части Эго.

Модель Плаута согласуется с моделью, предложенной Дикманом, и моделью Боснака, ученика Д. Хиллмана. По Боснаку, аналитик, концентрируясь на образах, предложенных вообра­жением клиента, заражается и заболевает этими образами, опи­раясь на силу своей Самости.

Работа со снами распространена в большинстве психотерапевтических школ. Сновидения как результат особой имагинативной (франц. Image - образ) активности содержит важную информацию из бессознательного, а цель снов - донести до сведения сновидца, скорректировать сознательные представления о действительности, которые могут быть простыми, идеализированными или одноплановыми. В глибиннопсихологичних подходах преобладает анализ сновидений, а гуманистические направления, дазейн-анализ и гештальттерапия практикуют своеобразную взаимодействие с нами. Из него фактически начинался психоанализ ("Толкование сновидений" - первая по-настоящему психоаналитическая и самостоятельная работа 3. Фрейда). И до сих пор этот метод себя не исчерпал.

Интерпретация сновидений принципиально не может опираться на сонники, символика которых имеет устоявшийся характер. Основная идея толкования снов, сформулированная Фрейдом и логически завершена Юнгом и Лаканом, заключается в том, что сновидения - это определенный текст на языке бессознательного, который требует интерпретации. Это сложный текст со своими стилевыми особенностями и тонкими нюансами смысла, отражающие взгляд бессознательного на проблему в контексте жизненной ситуации.

Каждое сновидение сугубо индивидуальное. Катастрофа или свадьба, милиционер или арбуз имеют свое, неповторимое, значение для каждого отдельного сновидца. Сон можно интерпретировать только в зависимости от личности того, кто его видел, и никогда - косвенно от него.

По убеждению психотерапевтов глубинных школ, интерпретация сновидений - вершина профессионального мастерства психоаналитика. Настоящими шедеврами аналитического мышления является толкование, представленные в работах Ш. Ференци, Ж. Делеза и особенно К.- Юнга.

Большинство принципов анализа сновидений в разных психотерапевтических школах специфическая, однако есть несколько универсальных положений, которые можно принять предписания толкование:

а) ключевая функция сна - исполнение желаний, которое может быть воспроизведено в прямой или символической форме. 3. Фрейд заметил, что основным среди всех есть желание спать, есть не прерывать сон

б) сновидения воспроизводит взгляд бессознательного на жизненную ситуацию сновидца. Такой взгляд одновременно является попыткой скорректировать одностороннее восприятие ее сознанием, которая игнорирует неудобные или неприятные для себя моменты и аспекты;

в) людям не снятся сны о собственных успехов или дел, близких к счастливому завершению. Поэтому толкование, которое содержит успокаивающее информацию или комплименты, - ложно;

г) сны, особенно эмоционально окрашенные, не снятся людям по поводу проблем других людей. Каждое сновидение, которые персонажи в нем не фигурировали, - это сновидения для сновидца и о нем (а не о близких родственников или хороших знакомых)

г) сновидения часто объединяются в серию. Сновидец знает о связи между ними, но не всегда способен объяснить это. Если сновидения повторяется (с вариантами всегда одинаково), это свидетельствует о чрезвычайной важности информации, которую оно стремится донести;

д) сны могут иметь прогностический характер, но при этом они предупреждают, а не предвещает. Иногда сновидение показывает варианты будущего, но сновидец НЕ обречен на один из них. Разумно руководствоваться информацией из бессознательного, а не ждать, пока исполнится то или иное пророчество.

Психотерапевту, особенно начинающему, к анализу сновидений следует подходить ответственно и очень осторожно. Сновидения богаты важную для течения терапии информацию и часто является "прямыми сообщениями" бессознательного клиента бессознательном аналитика. их анализ - это "беседа" двух под сознаний, что происходит под контролем внимательного и сильного Эго терапевта.

Американский психоаналитик М. Масуд Кан сформулировал перечень требований к функционированию психического аппарата, обеспечивающих возможность работать со сновидением:

Хорошее взаимодействие между Эго и бессознательным;

Внутреннее бессознательное источник беспокойства (движущая сила сновидения);

Достаточное интегрируема сила Его и хорошая способность к символизации;

Способность дистанцироваться от слишком жесткого морального контроля;

Сохранение писляобразив сна в бодрствующем состоянии.

Если все эти условия соблюдены, клиент хорошо помнить сновидения и охотно рассказывать их аналитику, который необходимо знать основные принципы работы со сновидениями, их интерпретация позволяет эффективно контролировать ход психотерапевтического процесса.

Приведенных правил следует добавить еще несколько простых рекомендаций, которые помогут клиентам лучше запомнить собственные сны:

Сновидения стоит записывать сразу после пробуждения, не полагаясь на память. Для этого лучше держать ручку и тетрадь у постели;

Вечером можно "заказать" сновидения на определенную тему, если перед засыпанием сформулировать проблему или нерешенный задачи;

Сны стоит записывать регулярно длительное время (месяц, несколько недель)

Если есть возможность, яркие образы сновидений следует изображать в цвете;

Сны, которые будут интерпретированы в терапии, не следует перед этим рассказывать друзьям, знакомым или родственникам.

Часто один и тот же сон приходится толковать несколько раз на разных этапах терапии. Появляются новые ассоциативные ряды, всплывают забытые переживания и эпизоды - все это создает новый контекст для скрытого смысла сновидения. Некоторые элементы (ужасные демоны, ночные кошмары) могут последовательно соотноситься то с лицом аналитика, то с фигурами близкого социального окружения клиента, чтобы быть определенными, наконец, как образы-страхи раннего детства или проекции родительских фигур.

Полное и окончательное толкование сновидения - не более чем фикция, даже если в процессе терапии накапливается несколько таких толкований, а клиент восторженно приветствует аналитическое мастерство и проницательность своего аналитика. К.- Юнг предостерегал психотерапевтов от иллюзии, будто удачное понимание бессознательной символики снов является эффективной и успешной терапевтической акцией. В работе "Психология и алхимия", основу которой составляют толкования архетипической и алхимической символики сновидений, ученый отмечал, что бессознательное является автономной психической сущностью и любые попытки управлять им вредят сознания.

Таким образом, анализ сновидений является наиболее универсальной психотерапевтической техникой. Существует много способов интерпретации содержания и образов человеческих снов, каждый из которых основывается на определенных теоретических представлениях и концептах. В общем феномен сновидения воспроизводит взгляд бессознательного на жизненную ситуацию сновидца и одновременно является попыткой скорректировать однобокое восприятие этой ситуации сознанием и предложить нестандартные пути решения проблемных ситуаций.