(~1056–1114)

На пути к иночеству

Преподобный Нестор Летописец был родом из Киева. О точной дате рождения, о подробностях его детства и юношества нам ничего не известно. Есть основания полагать, что Нестор появился на свет в 50-х годах XI столетия.

В семнадцатилетнем возрасте Нестор, желая связать свою жизнь с монашеским деланием, явился к двум блаженным отцам: преподобному Антонию (основателю русского иночества) и преподобному Феодосию. Разумея в подвижниках святых Божьих праведников, он смиренно просил их не изгонять его прочь, а дозволить ему пребывать при них в послушании.

В это время Антоний жил в уединённой пещере, в священном безмолвии, угождая Богу непрестанной сердечной молитвой. Феодосий же занимался устроением иноческой обители. Промыслом Божьим Нестор остался при преподобных отцах.

Ещё до посвящения в иночество он обнаруживал перед ними готовность жить строгой иноческой жизнью. Несмотря на юность и многочисленные трудности, связанные с немощью плоти, Нестор являл отцам твёрдость в желании следовать спасительным путём.

Через них он освящался и просвещался как через два великих Божьих светильника. Он ревностно и безропотно исполнял назначаемые ему послушания, приучаясь к смирению, кротости, пощению, бдению, сердечной молитве и вольной нищете. Питая к наставникам самое искреннее уважение и любовь, всякое слово он исполнял безропотно, с радостью и доверием.

Ангельское служение

После блаженной кончины Антония (1073 г.) и Феодосия (1074 г.), он и сам словно бы умер для мира.

От игумена Печерской обители, преподобного Стефана, Нестор принял ангельский образ, а вскоре его возвели в сан иеродиакона.

Иноки Печерского монастыря славились многими добродетелями. Желая подражать Искупителю, они охотно совершали труднейшие ежедневные подвиги. Кто-то питался только сырой или вареной травой, кто-то подвизался в молитвенном бдении, кто-то в земных поклонах. Всех их объединяло то, что они единодушно пребывали в вере, надежде, любви, как и положено братиям Православного монастыря.

Приняв ангельский образ (двоякий: как инок и как диакон), Нестор уподобился бесплотным небесным служителям: с ещё большею ревностью стал угождать Богу послушанием и молитвой, стал увеличивать в себе христианские добродетели. При этом он не лицемерно считал себя грешником, недостойным Божьих даров.

Занимаясь аскетическим деланием и на опыте познавая Божественную благость, Нестор не отрицал значимость теоретических знаний. Он ценил богоугодные книги как сокровищницу Истины, аллегорически сравнивал их с реками, наводняющими вселенную. Считается, что особым его послушанием было составление летописей.

Так, в 80-х годах XI столетия он записал житие своего духовного учителя, . Но пожалуй, самым выдающимся творческим трудом Нестора Летописца явилась история развития Русской земли. Полагают, что он завершил это сочинение к 1112-1113 году.

В сущности оно включило в себя комплекс различных сказаний, обработанных и представленных в форме единого цельного произведения. Исторические факты тесно переплетаются в нём с историей развития Церкви. Сама история Руси изложена здесь как важная и неотъемлемая часть всемирной истории. Фундаментальность и четкость труда выдаёт в авторе мужа большой учёности и веры.

В 1091 году братия, движимые Духом Святым, собрались во главе с игуменом на совет, где, посовещавшись, определили выкопать погребенные прежде в пещере мощи преподобного Феодосия и торжественно перенести их в Печерскую церковь. По слову игумена, Нестор, приготовив необходимый инструмент, выбрал из братий помощников и направился к погребения святого. Прочитали молитвы и стали копать. Копали поочередно, вечер и ночь; однако добраться до честных мощей не получалось. И лишь когда ударили в колокол, в это самый момент Нестор вдруг понял, что докопался до мощей.

Само это событие сопровождалось чудесным знамениям: братия, находящиеся в монастыре, увидели огненные столпы. Мощи благоговейно перенесли в приготовленное место. Впоследствии Нестор был свидетелем других чудес и знамений, совершавшихся силой Божьей через эту святыню.

Достигнув, при помощи Божьей, святости и преподобия Нестор мирно почил о Господе в 1114 году, завещав братиям продолжить составленную им летопись истории Руси, что и было исполнено. В современном виде эта летопись известна нам по названию.

Нестор Летописец

Преподобный. Было время, когда к преп. Нестору относили все те места Повести временных лет, где идет речь в первом лице, - и получалась довольно обстоятельная биография: указывали точно год и место рождения, время прибытия и поступления в монастырь, год смерти и общий возраст (Миллер, Шлецер, Татищев, м. Евгений, арх. Филарет, м. Макарий, Кубарев, Бутков, архп. Димитрий и многие др.). Теперь же, когда принадлежность Нестору Начальной летописи оспаривается, требуют значительных ограничений и все эти биографические подробности. Во всяком случае, несомненно, что преп. Нестор был инок Киево-Печерского монастыря: прибыл он сюда при игумене Стефане, который его принял, постриг и возвел в сан диакона. При торжественном открытии мощей преп. Феодосия (1091 г.) Нестор является одним из главных действующих лиц. На большой авторитет Нестора среди братии Печерской обители указывает рассказ Киево-Печерского Патерика об изгнании беса из черноризца Никиты Затворника: здесь, наряду с такими подвижниками веры и благочестия, как игумен Никон, Пимен Постник, Агапит Лечец, Григорий Чудотворец, Исаакий Печерник, Григорий, творец канонов, Онисифор Прозорливец, - стоит и Нестор, "иже написа летописец", тогда еще сравнительно юный инок. О времени канонизации преп. Нестора ничего определенного сказать нельзя. Имени его нет ни в древнейших Месяцесловах, ни в Прологах, ни в Четьих-Минеях. В Описании иконописи Киево-Печерской Лавры начала ХVIIІ в. упоминается живописное изображение "преп. Нестора диакона" и. "преп. Нестора летописца", но как далеко восходит основа этого Описания - вопрос спорный.

Житие Нестора впервые находим в славянском печатном издании Киево-Печерского Патерика 1661 г. ("сказание многословное, - справедливо замечает преосв. Филарет, - но бедное по содержанию"), откуда оно заимствовано в Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского.

Церковная служба ему, как и другим "Преподобным отцем Печерским, ихже мощы в ближной и дальной пещере нетленно почивают", составлена еще позже: первое печатное издание ее относится лишь к 1763 году. Мощи преп. Нестора открыто почивают в Киеве, в Антониевых (ближних) пещерах. Церковь ублажает его, как "богомудрого житий святых списателя первейшего и ревнителя о них доброго", "времена и лета многочудесныя церкве, житие и добродетели отец первоначальных писанием нам изъявившего". В Иконописном подлиннике о преп. Несторе замечено: "подобием сед, брада аки Богословля, не раздвоилась, на плечах клобук, в правой руке перо, а в левой - книга и четки, ризы преподобнические".

Из литературных трудов" преп. Нестора мы знаем: 1) Чтение о житии и погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба, 2) Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского и 3) Летопись. Главнейший труд - Житие Феодосия Печерского, составленное в промежуток времени между 1077 и 1088 годами: оно одно может дать некоторую точку опоры в суждениях о Несторе, как писателе. Пользуясь большой популярностью в древнерусской письменности, Житие преп. Феодосия имеет довольно сложную литературную историю, которую можно проследить при более или менее внимательном отношении к различным редакциям Киево-Печерского Патерика, в составе которого это Житие издавна занимает очень видное и почетное место. Как литературное произведение, Несторово Житие обладает значительными достоинствами и ясно говорит о большой начитанности и выдающейся образованности автора: хороший язык (выдержанный церковно-славянский стиль), толковое и по местам занимательное изложение, сравнительно немного того "добрословия" и "плетения словес", которыми так изобилуют позднейшие (северорусские) жития. Древнейший список Жития Феодосия дошел до нас в так называемом Успенском Сборнике XII в. По этой рукописи, хранящейся теперь в Московск. Синод. библ., Житие издавалось три раза: Бодянским ("Чтения в Общ. ист. и др. р." 1858, III), А. Поповым ("Чтения в Общ. ист. и др. р." 1879, I) и А. А. Шахматовым и П. А. Лавровым ("Чтения в Общ. ист. и др. р." 1899 г. и отд.: Сборник XII в. Моск. Успенск. Собора. Вып. І).

Раньше Жития преп. Феодосия Печерского Нестором составлено (вскоре после 1079 г.) Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба, стоящее совершенно независимо от других агиологических памятников, посвященных свв. Борису и Глебу. В историко-литературном отношении Чтение стоит ниже Жития: в нем больше общих мест и таких подробностей, которые не имеют прямого отношения к делу, больше бесцветности и шаблонности в характеристиках; заметно пренебрежительное отношение к собственным именам и хронологическим датам, как не прибавляющим назидания; отсутствие в содержании историко-бытового материала. Указанные недостатки объясняются отчасти авторской неопытностью начинающего Нестора, а отчасти тем, что самый предмет второго сочинения был гораздо интереснее и ближе нашему автору, как иноку Печерского монастыря, чем предмет первого. Древнейший список Несторова Чтения о Борисе и Глебе относится к первой половине XIV в.: это - так называемый Сильвестровский Сборник Московской Типографской библиотеки. По этому списку Чтение издано три раза: Бодянским ("Чтения в Общ. ист. и др. рос." 1859, I), Срезневским ("Сказания о свв. Борисе и Глебе". СПб., 1860) и Абрамовичем (в "Памятниках древнерусской литературы". Вып. 2-й). Большой известностью Чтение не пользовалось, как можно видеть из того, что оно дошло до нас в сравнительно ограниченном количестве списков и не повлияло на другие аналогичные памятники.

Что касается отношения преп. Нестора к Начальной Летописи, то все разнообразие мнений по данному вопросу можно свести к трем категориям. 1) Нестору принадлежит вся так называемая "Повесть временных лет", сохранившаяся, впрочем, - как утверждает большинство сторонников этого мнения с Татищевым и Шлецером во главе, - не в первоначальном своем виде, а значительно измененное и искаженное вставками, пропусками и ошибками позднейших переписчиков и редакторов. 2) Нестору в Повести времен. лет могут принадлежать только те статьи, которые непосредственно касаются истории Киево-Печерского монастыря. Таким образом вопрос о Несторовой Летописи отделяется от вопроса о Повести времен. лет в том смысле, что Несторова Летопись не должна быть отождествляема с Повестью, как одна из составных ее частей. 3) Наконец, Нестор, автор Жития преп. Феодосия Печерского и Чтения о свв. Борисе и Глебе, и Нестор Летописец - ничего общего между собой не имеют, кроме имени (П. С. Казанский, Голубинский, А. И. Соболевский). В современной исторической науке все права гражданства получил взгляд на Начальную Летопись, как на свод самого разнообразного исторического и литературного материала, нечто вроде исторической хрестоматии. Высказанное еще в 1820 г. Строевым, это мнение вполне подтвердилось учеными наблюдениями Соловьева, Срезневского, Сухомлинова, Беляева, Костомарова, Бестужева-Рюмина, Ключевского, А. А. Шахматова, Е. Н. Щепкина, М. С. Грушевского, С. Ф. Платонова и др. Самыми типичными выразителями такого взгляда на Начальную Летопись являются Костомаров, Бестужев-Рюмин и А. А. Шахматов. В летописный свод, известный под именем Повести времен. лет, вошел целый ряд статей и заметок, касающихся специально истории Киево-Печерской обители, короче сказать - Печерская Летопись. В деле составления этой Печерской Летописи ближайшее участие принимал преп. Нестор: связываемый с его именем (в Печерском Патерике) "летописец" есть не что иное, как летопись Печерской обители за вторую половину ХІ столетия. Вот единственно возможное решение давнего вопроса об отношении Нестора, составителя Жития Феодосия и Чтения о Борисе и Глебе, к нашей Начальной Летописи. Совершенно игнорировать свидетельство Печерского Патерика или различать двух Несторов современников: младшего, диакона, автора житий, и старшего - летописца, мы не имеем ни исторического, ни литературного права. На основании тех историко-литературных данных, какими располагает наука в настоящее время, можно думать, что в состав предполагаемой Несторовой Летописи входили: Сказание, что ради прозвася Печерский монастырь; Слово о первых черноризцах Печерских; Слово о перенесении мощей преп. Феодосия; несколько мелких заметок, напр. о проречении преп. Феодосия и внесении имени его в синодик, о погребении Яневой и др. Источниками для изучения Несторовой Летописи служат - Повесть времен. лет (ср. Лаврентьевский и Ипатьевский списки, Никоновский свод, Летоп. Переяславля Суздальского и др.) и Киево Печерский Патерик. В Повести времен. лет Сказание о начале Печерского монастыря читается под 1051 годом, Слово о первых черноризцах Печерских - под 1074, а о перенесении мощей преп. Феодосия - под 1091-м. Что же касается Печерского Патерика, то наибольший интерес при изучении Несторовой Летописи представляют так называемые Кассиановские редакции этого памятника, в особенности же вторая Кассиановская, составленная в 1462 г. "повелением смиренного Кассиана, уставника Печерского".

Миллер. О первом Летописателе Российском преп. Несторе, о его летописи и о продолжателях оныя - в "Ежемесячн. Сочинен.", 1755 г., апрель, 299-324; Библиотека Российская Историч., ч. I. СПб., 1757, 1-XII ("Житие Преп. Нестора, сочинителя сея летописи"); Шлецер. Нестор. I, § 1-2; Татищев. История Российск. 1768 г. Кн. I ч. I, 51-56; Тимковский. Краткое исследование о Патерике преп. Нестора, летописца Российского - в I ч. "Записок и Труд. Общ. Ист. и Древн. Рос.". Словарь историч. о бывших в России писателях духовн. чина. Т. II (1827), 83-95; Филарет. Русские святые. Черн. 1865; ч. III, 254-263: Maкapий. История русск. церкви, т. II; Кубарев. Нестор, первый писатель Рос. истор. - в "Русск. Историч. Сборн.", кн. IV; Бутков. Оборона Нестор. летоп. СПб., 1840; П. С. Казанский "Временник" I, III, X, XIII и "Отечеств. Записки" 1851 г., т. LXXIV; Погодин. Несторово житие св. Феодосия - в IX т. "Извест. И. Ак. Наук по отд. р. яз. и слов."; его же. Исследования, лекции и заметки, т. І и IV; Срезневский. Древн. жизнеопис. русск. князей - в "Известиях", т. II и Чтения о древн. p. летоп. СПб., 1862; Сухомзлинов. О др.-р. летоп., как памятнике литерат. СПб., 1856; Костомаров. Лекции по русск. истории. СПб., 1862; Бестужев-Рюмин. О составе русск. летоп. до конца XIV в. СПб., 1868; Голубинский. Истор. русск. церкви, т. 1-1; Димитрий. Месяцеслов святых. Вып. II, стр. 189-193; Шахматов. Несколько слов о Несторовом Житии св. Феодосия - в "Известиях" II Отд. И. Ак. Н., т. I; его же. Киево-Печерский Патерик и Печерская летоп. там же, т. II; его же. Житие Антония и Печерская Летоп. - в "Журн. Мин. Нар. Пр." 1898; его же. Разыскания о древнейш. русск. летоп. сводах. СПб., 1908; E. H. Щепкин. Zur Nestorfrage - в "Arch. für slav. Phil." XIX; St. Srkulj. Die Entstehung d. ält. rus. sogen. Nestorchronik. Pozega. 1896; Д. И. Абрамович. К вопросу об источниках Несторова Жития преп. Феодосия Печерского - в "Известиях" Отд. рус. яз. и слов. И. Ак. Н., т. III; его же. К вопросу об объеме и характере литерат. деятельности Нестора Летоп. - в II т. Трудов XI Археол. Съезда; его же. Исследование о Киево-Печерском Патерике, как историко-литерат. памятнике. СПб., 1902; М. Грушевский. История Украины-Руси. т. І. Льв., 1904; Ключевский. Курс русск. истории. Ч. І; С. Ф. Платонов. Лекции по русск. ист. В. І; В. С. Иконников. Опыт русск. историографии, т. II, кн. 2; Е. В. Петухов. Русская литература. Т. І. Юрьев, 1911; Н. Д. Чечулин. Гравированные портреты Нестора Летописца - в Сборнике статей, посвященных С. Ф. Платонову. СПб., 1911.

Д. И. Абрамович.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Нестор Летописец" в других словарях:

    Нестор Реконструкция по черепу С.А. Никитина … Википедия

    Нестор Летописец, автор «Повести временных лет» (статуя работы М. Антокольского) Нестор древнерусский писатель, агиограф конца XI начала XII вв., монах Киево Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского.… … Википедия

    НЕСТОР, древнерусский писатель, летописец 11 нач. 12 вв., монах Киево Печерского монастыря. Автор житий (см. ЖИТИЯ СВЯТЫХ) князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского (см. ФЕОДОСИЙ Печерский). Традиционно считается одним из крупнейших историков… … Энциклопедический словарь

    Нестор Летописец - преподобный, родился в 50 х гг. XI в. в Киеве, в 17 лет поступил в Киево Печерскую обитель. Был послушником прп. Феодосия (память 3 (16) мая, 14 (27) августа). Постриг принял от игумена Стефана, преемника Феодосия. Чистотой жизни, молитвой и… … Православие. Словарь-справочник

    Преподобный, монах Киево Печерского монастыря; род. в 1056 г.; 17 ти лет пришел в монастырь, был пострижен в иноки, потом посвящен в диаконы. В 1091 г. ему было поручено открыть мощи преподобного Феодосия. Умер около 1114 г. Других сведений о нем … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Формирование церковной идеологии Киевской Руси. Феодосий Печерский и Нестор Летописец.

Нестор Летописец Печерский (ок. 1056–1114), составитель "Повести временных лет ". Родился в Киеве, в семнадцать лет поступил в Киево-Печерскую обитель послушником. Принял его сам основатель монастыря прп. Феодосий Печерский. Чистотою своей жизни, молитвою и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев. По пострижении в монашество он был удостоен сана иеродиакона. Основным его послушанием в монастыре стало книжное дело.

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 гг. "Повести временных лет" – записей по годам замечательных событий из жизни Руси до 1111 г.: "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть". Прп. Нестор излагает главные события в истории становления Русской Церкви. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках – в 866 г., при Патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о призвании на княжение Рюрика, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (945 г.) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (983 г.), о "испытании вер" святым равноапостольным Владимiром (986 г.) и Крещении Руси (988 г.). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках.

Помимо "Повести временных лет" прп. Нестором написано житие первых русских святых – страстотерпцев Бориса и Глеба, житие прп. Феодосия Печерского – основоположника монастырской жизни на Руси, сказания о первых печерских подвижниках и многое другое.

Преподобный Нестор скончался около 1114 г., завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 г., наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись"). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимiрский, спасатель "Киево-Печерского Патерика".

Нестор – первый русский историк, заложивший нравственную основу нашей православной историографии и литературы, с их коренным отличием от всех других: не превозносить свой народ, замалчивая или приукрашивая его грехи, а мерить его бытие отношением к правде Божией, с обличением всех уклонений от нее, которые и становятся причиной наших поражений и смут. (Этот принцип положен и в основу материалов в нашем календаре "Святая Русь")

Феодосий Печерский

Юные годы св. Феодосия протекли в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители: отец был одним из княжеских тиунов у курского посадника. Достигнув 7-ми летнего возраста, он стал учиться грамоте, а потом его определили в училище, где он пробыл до 13 лет. Познакомившись из книг и рассказов с жизнью великих подвижников монашества, Феодосий принял твердое намерение подражать им. 14-ти лет он лишился отца, и это так подействовало на него, что он решился приступить к исполнению своей заветной мечты - отречься от мира. Противодействие аскетическим наклонностям юноши шло со стороны матери: она очень любила своего сына, но не сочувствовала его стремлениям к подвижнической жизни и всеми мерами старалась отклонить его от этого.

Феодосий решился оставить дом матери и, увлеченный рассказами странников о св. местах Палестины, ушел с ними из дома. Попытка пройти со странниками в Иерусалим была неудачна: настигнутый матерью, он, избитый и связанный, был возвращен домой; чтобы он опять не бежал, мать одела ему на ноги оковы и сняла их только тогда, когда он дал слово не бегать из дома. Но эти притеснения только усиливали аскетические стремления юноши. Тайно от матери Феодосий начал носить вериги, но она заметила это и сорвала с него цепи. Феодосий бежал в Киев, где был принят преподобным Антонием и пострижен. Тогда же и дано было ему имя Феодосий; это случилось около 1056-1057 гг. Выcoкиe духовные подвиги преп. Феодосия настолько выдвинули его из ряда других братий, что, по удалении игумена Варлаама, Антоний назначил игуменом Феодосия, несмотря на то, что ему было не более 26 лет.

С самого же начала своего игуменства он принялся за устроение монастыря. Число братий с 20 человек возросло до 100, и вследствие этого явилась необходимость введения строго определенного устава. По просьбе Феодосия ему был прислан из Царьграда список устава Студийского монастыря, который и был положен в основание жизни в Печерской обители. Устав предписывал полное и строжайшее общинножитие; иноки должны были довольствоваться общей трапезой и иметь одинаковую одежду; все имущество у братии должно быть общее; время проводилось в непрестанных трудах. Феодосий к себе был строже, чем к другим; помимо общего подвига, он подвергал себя крайне аскетическим испытаниям и упражнениям воли. Еще юношей он стал носить вериги.

Бояре и князья были особенно расположены к преподобному. Влияние преп. Феодосия на них было очень благотворно. Время монашества Феодосия совпало с тяжелым и смутным периодом в отношениях между князьями. Междоусобия были во всем разгаре. Феодосий пользовался уважением вел. кн. Изяслава, который любил благочестивую беседу с преподобным. Феодосий не оставался пассивным зрителем отнятия Святославом киевского стола у его старшего брата Изяслава и изгнания последнего. Феодосий выступает против насилия с целым рядом обличений; писал также обличительные "эпистолии" к Святославу. Заботясь о внутреннем устройстве своего монастыря, Феодосий много сделал и для внешнего его благоустроения. Чрез 11 или 12 лет игуменства Феодосия, вследствие умножения братии и скудости прежних монастырских зданий, решился построить новый, обширнейший монастырь. Место для него было выбрано близ второй пещеры преп. Антония. На этом месте заложена была великая каменная церковь (1073).

3 мая 1074 г. преподобный Феодосий скончался. Погребен был в той пещере, в которой, под руководством Антония, начал свои подвиги.

Открытие мощей преп. Феодосия последовало в 1091 г. В 1089 г. церковь, заложенная преп. Феодосием, была освящена, и к ней переведен был монастырь; прежний пещерный монастырь сделался теперь усыпальницей для погребения умерших. Основанная преп. Антонием и устроенная преп. Феодосием Киево-Печерская лавра сделалась образцом для всех других обителей.

Творения

Преп. Феодосий оставил пять поучений к печерским инокам в полном виде (первое и второе - о терпении и любви, третье - о терпении и милостыне, четвертое - о смирении, пятое - о хождении к церкви и о молитве), одно к келарю, четыре так назыв. отрывка поучений к инокам и мирянам, два поучения к народу "о казнях Божиих" и "тропарных чашах", два послания к вел. князю Изяславу ["о вере крестьянской и о латыньской" и "заклании животных в воскресенье (неделю) и о посте в среду и пятницу"] и две молитвы (одна - "за вся христианы", другая - написанная по просьбе варяжского князя Шимона, так назыв. разрешительная молитва).

Из поучений к инокам мы узнаем темные стороны тогдашней монастырской жизни, о которых не говорят ни Нестор Летописец, ни печерский Патерик, занимавшиеся исключительно прославлением знаменитой лавры. Феодосий обличает иноков за леность к богослужению, несоблюдение правил воздержания, собирание имения в келии, недовольство общей одеждой и пищей, ропот на игумена за то, что он на монастырские средства содержал странных и бедных.

Два поучения прп. Феодосия обращены ко всему народу: одно "о казнях Божиих" за грехи, замечательно изображением остатков языческих поверий в народе и господствующих пороков времени, грабежей, своекорыстия, мздоимства и пьянства; другое направлено против пьянства.

Два послания к великому князю Изяславу отвечают на современные вопросы: вопрос о посте в среду и пяток решается согласно с Студийском уставом; в послании о вере варяжской или латинской исчисляются отступления от православия и обычаи латинян, запрещается всякое с ними общение в пище, питье и браках.

В историческом отношении поучения прп. Феодосия имеют большое значение для характеристики нравов того времени. Литературные произведения Феодосия Печерского сделались известными не особенно давно; подлинность некоторых поучений его подлежит сильному сомнению; так напр., новейшие научные исследования считают два поучения - "о казнях божиих" и "о тропарных чашах" - не принадлежащими прп. Феодосию.

Сведения о событиях, имевших место быть в древние времена, содержатся в исторических документах, называемых летописями. Последние создавались от руки людьми, трудившимися летописцами. На Руси самым знаменитым из тех, кто фиксировал происходящее, смело можно назвать преподобного Нестора. На род деятельности этого человека указывает приставка к имени, без которой нам сложно понять сегодня, о ком идет речь: «Летописец». Православная Церковь вспоминает о преподобном каждый год 9 ноября.


Монашеская жизнь

Родился в середине XI-го столетия. Точное время появление его на свет, к сожалению, неизвестно. Зато историки со всей уверенностью могут назвать место рождения легендарного русского летописца – им является столица современной Украины Киев.

Никакой информации о детстве и отрочестве Нестора не сохранилось до наших дней. Однако, судя по тому, что в 17-летнем возрасте святой поступил в монастырь в качестве послушника, он явно был воспитан в духе благочестия, в соответствии с христианскими канонами. Обитель, куда скрылся от мира юный Нестор, носила название Печерской. Это, как нетрудно догадаться, сегодняшняя Киево-Печерская Лавра. В то время в упомянутом монастыре жил преподобный Феодосий. Вот его-то учеником и стал будущий святой.



Постриг в монахи Нестора осуществился уже после кончины учителя, место которого занял преподобный Стефаний. Жизнь послушника длилась для юного слуги Господня три года. Все потому, что так постановил Феодосий. По мнению преподобного, прибывший в обитель человек должен сначала пройти испытание. Заключалось оно, во-первых, в знакомстве с монастырским чином и укладом монастырской жизни; во-вторых, выполнении самых разных поручений и работ (собственно, послушаний). Только после успешного прохождения перечисленных этапов субъект мог быть пострижен в монахи. Надо отметить, что на первой ступени пребывания в Печерской обители человек носил свою одежду, в которой явился в дом Божий. Став послушником, он менял ее на черный наряд. А когда превращался в монаха, человек надевал монашескую мантию.


Преподобный Нестор принял монашеский постриг не ранее, чем в 1078 году. Он писал, что тогда в Печерской обители царили между братьями-монахами любовь и взаимопонимание. Все поддерживали друг друга, младшие слушались старших и наоборот – старшие заботились о младших. Каждый из братии отличался каким-то подвигом. Один, к примеру, не ел ничего, кроме хлеба с водой, другой питался только корешками и травами, третий подолгу простаивал на коленях в молитве, четвертый молился по ночам, не смыкая глаз и т.д. Понятно, что и сам Нестор быстро развивался духовно в такой обстановке.

Преподобный имел много достойных черт характера. Одной из них являлось смирение, подобающее истинному монаху. Нестор Летописец, упоминая о собственной персоне в своих рукописях, называет себя словами, имеющими исключительно негативную эмоциональную окраску. Среди них определения «грешный», «худой» (плохой), «неразумный», «грубый» и т.д. Такой подход в какой-то степени тоже помог ему расти в духовном плане.

Известно, что однажды преподобный Нестор Летописец принял участие в молитвенном обращении к Богу с просьбой об исцелении некоего Никиты. Человек этот был обольщен нечистой силой. Так вот, помолившись вместе с братией о даровании указанному индивиду выздоровления, Нестор стал свидетелем настоящего чуда – нечистый дух покинул Никиту. Событие это относится к 1088 году.

В другой раз, в 1091 году, святой получил поручение от настоятеля монастыря, игумена Иоанна, найти место нахождения мощей преподобного Феодосия. Нестор Летописец подошел к этому делу со всей ответственностью и положительный результат поисков не заставил себя ждать. Тело Феодосия было обнаружено им абсолютно целым, нетленным.

Писчая деятельность

Нестор Летописец, как уж было упомянутого ранее, прославился тем, что оставил нам в наследство множество исторических рукописей. Это настоящие литературные памятники. Среди них наибольшую известность приобрела «Повесть временных лет». Оригинальное название литературного сочинения звучит таким образом: «Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская зем¬ля стала есть». Сведения, необходимые для составления столь величайшего произведения, Нестор брал из самых разных источников. Это и летописи обители, составленные иноками, и рассказы людей тех или иных профессий, и беседы с мудрыми старцами, и хроники Византии, и более ранние сказания. В данном сочинении упоминается много важных для нас событий, о которых без сей рукописи мы не имели бы сегодня ни малейшего представления.

Из «Повести временных лет» мы узнаем о возникновении славянской письменности, об обращении в христианскую веру княгини Ольги, о строительстве первой православной церкви в стольном граде Киевской Руси, о крещении нашей необъятной Родины святым князем Владимиром-Ясно Солнышко. Нестор летописец был заинтересован в продолжении своего труда, и поручил инокам Печерской обители осуществить сие после своей кончины. Монахи не ослушались завещания преподобного. Так, игумен Моисей зафиксировал в «Повести» события, происходившие до 1200 г., настоятель монастыря Лаврентий – продлил сочинение Нестора до 1377 года, а игумен Сильвестр придал ему современную форму. Поэтому историки и сошлись во мнении, что «Повесть временных лет» - больше коллективный труд, нежели индивидуальный.


Одним из первых сочинений Нестора Летописца является житие Бориса и Глеба – святых русских князей. Его же перу принадлежит жизнеописание преподобного Феодосия Печерского . Нет более ценного памятника древнерусской письменности, чем сей труд. Это признало множество историков. Данное сочинение не только безукоризненно по слогу, стилю и качеству изложения, оно еще и проникнуто безусловной любовью к наставнику, и вместе с тем носит поучительный, назидательный характер.

Смерть и прославление

Этот бренный мир слуга Господень Нестор покинул приблизительно в 1114 году. Тело его предали земле в Ближних Пещерах Киево-Печерского монастыря. В 1826 году над местом захоронения святого появилась медная дощечка с позолотой, на которой значилось имя лежащего здесь монаха. 80-е гг. прошлого века ознаменовались изучением останков преподобного Нестора Летописца учеными и судмедэкспертами. Результатом этой работы стало изготовление бюста святого.

, Святой

Нестор - (50-е года ХI века) древнерусский писатель, агиограф конца XI - начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского.

Канонизирован (преподобный Нестор Летописец) в Русской церкви; память - 27 июля по Юлианскому календарю. Мощи почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.

Тако же и ти же словене пришедше и седоша по дънепру и нарекоша ся поляне. а друзии деревляне. зане седоша въ лесехъ. а друзии седоша межи припетью и двиною и нарекоша ся дрьгъвичи. инии седоша на двине и нарекоша ся полочане. речькы ради яже течеть въ двину. именьмь полота. отъ сея прозъваша ся полочане. словене же сьдоша около озера илмеря. и прозъваша ся своимь именемь. и съделаша градъ и нарекоша и новъгородъ. а друзии седоша на десне. и по семи. и по суле. и нарекоша ся север. и тако разиде ся словеньскъ языкъ. темь же и прозъва ся словеньская грамота… (О расселении славян на Руси, «Повесть временных лет»)

Нестор Святой

Нестором также написаны «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского».

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование.

Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. "Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания.

Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами". В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал "Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа).

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам "Повести временных лет". "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть" - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем муд­рость и воздержание. В книгах непечатная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами.

Нестор Святой

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках - в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе.

Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о "испытании вер" святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм " Повести временных лет" ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись"). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель "Киево-Печерского Патерика". Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Святой Нестор - цитаты

Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем муд­рость и воздержание. В книгах непечатная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами.

Поляне же жили в те времена отдельно и властвовали родами своими... И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек, а третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Кий сидел на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив - на третьей горе, отчего и прозвана Хоривицей. И построили они городок в честь своего старшего брата, и назвали его Киев. А вокруг города был лес и пуща большая, и ловили там зверей. И были те мужи мудрыми и смышлеными, и назывались они полянами, от них в Киеве есть поляне и по сегодня.