"...выбор царский, конечно, не без воли Божией, пал на пустынного подвижника, настоятеля обители Соловецкой, известного Иоанну еще в детском его возрасте и некогда им любимого. Это был игумен Филипп, из боярского рода Колычевых. Он принадлежал к семейству знатному по заслугам предков и искренно благочестивому. Боярин Степан Иванович был любим великим князем Василием как доблестный и заслуженный воевода; жена его, Варвара, была набожна и сострадательна к бедным. Сын их Феодор (мирское имя Филиппа) получил лучшее воспитание в духе того времени: он учился грамоте по церковным книгам, приобрел и сохранил до конца жизни любовь к душеполезному чтению. (В то время многие из знатных бояр не знали грамоты. Так, видим в одной грамоте 1566 года: "...а Шереметьев и Чеботов рук к сей грамоте не приложили, что грамоте не умеют" ).

Святой Филипп (Колычев), Митрополит Московский игумен Соловецкий

Святой Филипп (Колычев), Митрополит Московский

От мрачной подозрительности и лютости грозного царя страдала церковь

Великий князь Василий взял Феодора Колычева ко двору, и юный Иоанн полюбил его. Но в малолетство Иоанна жизнь при дворе была вдвойне опасна: опасна для жизни от крамол боярских, опасна и для сердца от разврата. Горькая судьба, постигшая родственников Феодора (Колычевы пострадали за преданность князю Андрею (дяде царя Иоанна) в суровое правление великой княгини Елены. Один из них был повешен, другой пытан и долго содержался в оковах. ), не могла не подействовать на его сердце: юноша живо почувствовал греховность и пустоту светской жизни. В один воскресный день (5 июня 1537 года) случилось ему во время литургии слышать слово Спасителя: "Никтоже может двема господинома работати". Божественные слова так поразили его, что он решился навсегда расстаться с миром. Это было на 30-м году жизни.

Феодор тайно в одежде простолюдина удалился из Москвы и близ озера Онеги в деревне Хижах пробыл несколько времени в занятиях поселянина, чтоб остаться незамеченным в случае поиска; потом явился в Соловецкую обитель, не знаемый никем, и принял на себя суровые работы: сын знаменитых и славных родителей рубил дрова, копал в огороде землю, работал на мельнице и на рыбной ловле. Испытанный в течение полутора года, Феодор Колычев пострижен по желанию своему в монашество с именем Филиппа и отдан под надзор опытному старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра Свирского. Игумен Алексий послал нового инока в монастырскую кузницу, и Филипп колотил железо тяжелым молотом; потом заставили его работать в хлебне. Везде Филипп оказывался лучшим послушником; несмотря на тяжелую работу, он никогда не оставлял церковной молитвы - первым являлся в храм и последним выходил из него. После Девятилетних подвигов смиренный послушник по единодушному желанию всей братии посвящен в сан игумена (в 1548 году) и много потрудился для обители преподобного Зосимы и Савватия (Труды святого Филиппа в звании игумена Соловецкого подробно изложены в сочинении преосвященного епископа Леонида "Жизнь святого Филиппа митрополита". Душеполезное Чтение, 1861, ч.II, с. 58 ).

Таков был новый избранник, вызванный в Москву на престол митрополии. Первый взгляд на царя должен был произвести тяжкое впечатление на благочестивого игумена: беспокойный, раздражительный вид, зловещий огонь некогда ясных очей, внезапная, ранняя потеря волос должны были высказать опытному старцу всю несчастную повесть души царевой, пожираемой страстями. Царь надеялся, что найдет в Филиппе советника, который ничего не имеет общего с мятежным, по мнению Иоанна, боярством, как удаленный от него сначала образом мыслей и правилами воспитания, потом монашеством на острове Белого моря. Самая святость Филиппа должна была служить укором для бояр - в глазах царя недостойных и нечестивых. Иоанну казалось, что если он вручит подобному человеку жезл первосвятительский, то угодит Богу ревностию к благу Церкви и себе доставит надежного молитвенника и духовного утешителя. Притом он мог надеяться, что смиренный отшельник не станет вмешиваться в дела правления, а, сияя добродетелью, будет и царя освещать ею в глазах народа. Он принял Соловецкого игумена с честью, говорил и обедал с ним дружески; наконец объявил, что желает видеть его на кафедре митрополита. Филипп долго не соглашался принять высокий сан. "Не могу, - говорил он со слезами, - принять на себя дело, превышающее силы мои: отпусти меня Господа ради; зачем малой ладье поручать тяжесть великую?" Царь настаивал на своем. Филипп объявил наконец, что исполнит волю царя, но с тем, чтоб уничтожена была опричнина, от которой страдает держава Русская. Иоанн отвечал, что опричнина нужна для царя и для царства, что против него все умышляют. Святители уговорили Филиппа согласиться на волю гневного царя: "Не вступаться в дела двора и опричнины, после поставления не удаляться с митрополии за то, что царь не уничтожил опричнины, но советоваться с царем, как советовались прежние митрополиты". Таким образом святой Филипп оставил за своею совестию свободу и долг печаловаться за невинно гонимых и говорить о правде евангельской (Право "печалования", или заступничества, за осужденных и гонимых искони принадлежало святителям русским. В грамотах самого Иоанна и отца его читаем: "для отца своего митрополита государь прощает". ). В первое за тем время дела шли спокойно. Развратная опричнина притихла, опасаясь пустынного святителя. Царь осыпал его ласками и вниманием уважительным. Москва радовалась, увидя тишину с появлением нового митрополита.

В последней половине 1567 года снова поднялись дела опричнины: доносы, клеветы, убийства, грабежи; особенно по возвращении из безуспешного похода литовского царь был в сильном раздражении, и этим пользовались злодеи. Над стонами невинных смеялись они и предавались гнусным делам. Уже многие знатнейшие бояре сложили головы, кто в Москве, кто по городам; одни в истязаниях, другие под ударом топора на плахе, некоторые пали от собственной руки Иоанна. Уже не только вельможи мнимо опасные, но и мирные безвестные граждане, страшась наглости кромешников, были в отчаянии, запирались в домах, и Москва как будто замерла от ужаса; опустели площади и улицы столицы. Среди страшного безмолвия несчастные ожидали только, не раздастся ли за них единственный спасительный голос - голос Филиппа... Между тем митрополит убеждал владыку Новгородского Пимена и других епископов стать за правду пред лицом гневного государя. Но уже не было в живых святого Германа Казанского, "непобедимого о Бозе ревнителя", а прочие трепетали от малодушия. Тогда ревностный первосвятитель не устрашился и один, без помощников, вступить в подвиг: он отправился увещевать Иоанна в Александровскую слободу - эту берлогу разврата и злодейств. "Державный царь! - говорил он наедине Иоанну. - Облеченный саном самым высоким, ты должен более всех чтить Бога, от которого принял державу и венец; ты образ Божий, но вместе и прах. Властелин тот, кто владеет собою, не служит низким похотям и не волнует в самозабвении собственную державу". Иоанн закипел гневом и сказал: "Что тебе, чернецу, до наших царских дел?" Святитель отвечал: "По благодати Святого Духа, по избранию священного Собора и по вашему изволению, я - пастырь Христовой церкви. Мы с тобою должны заботиться о благочестии и покое православного христианского царства". - "Молчи", - сказал Иоанн. "Молчание неуместно теперь, - продолжал святитель, - оно размножило бы грехи и пагубу. Если будем выполнять произволы человеческие - какой ответ дадим в день Пришествия Христова? Господь сказал: "Да любите друг друга: больше сея любви никто же имать, да кто душу свою положит за друга своя. Аще в любви Моей пребудете, воистину ученицы Мои будете". Твердый начетчик книжный, Иоанн отвечал словами Давида: "Искреннии мои прямо мне приближишася и сташа, и ближнии мои отдалече мене сташа, и нуждахуся ищущий душу мою, ищущий злая мне". - "Государь! - сказал святитель. - Надобно различать добрых людей от худых: одни берегут общую пользу, а Другие говорят тебе неправду по своим видам: грешно не обуздывать людей вредных, пагубных тебе и царству; пусть водворится любовь на месте разделения и вражды". - "Филипп! - сказал Иоанн. - Не прекословь державе нашей, чтобы не постиг тебя гнев мой, или оставь митрополию". - "Я не посылал, - отвечал святитель, - ни просьб, ни ходатаев и не наполнял ничьих рук деньгами, чтобы получить сан святительский. Ты лишил меня пустыни моей. Твори, как хочешь".

С того времени опричники стали настойчиво вооружать царя против митрополита. Царь возвратился в Москву, и казни возобновились. К святителю приходили вельможные и простые и со слезами умоляли его о защите. Святитель утешал несчастных словами Евангелия: "Дети! - говорил он. - Господь милостив! Он не посылает искушений более, чем можем понести; надобно быть и соблазнам, но горе тому, кем соблазн приходит. Все это случилось с нами по грехам нашим, для исправления нашего; да и счастие обещано нам не на земле, а на небе". В крестопоклонное воскресенье (2 марта 1568 года) царь пришел в храм соборный. Он и опричники были в черных одеждах, с высокими шлыками на головах и с обнаженными оружиями. Иоанн подошел к митрополиту, стоявшему на своем месте, и ждал благословения. Святитель безмолвно смотрел на образ Спасителя. Опричники сказали: "Владыко! Государь пред тобою, благослови его". Филипп, взглянув на Иоанна, сказал: "Государь! Кому поревновал ты, приняв на себя такой вид и исказив благолепие твоего сана! Ни в одежде, ни в делах не видно царя. У татар и язычников есть закон и правда, а на Руси нет правды; в целом свете уважают милосердие, а на Руси нет сострадания даже для невинных и правых. Убойся, государь, суда Божия. Сколько невинных людей страдает! Мы здесь приносим жертву бескровную Богу, а за алтарем льется невинная кровь христианская! Грабежи и убийства совершаются именем царя". Иоанн распалился гневом и сказал: "Филипп! Ужели думаешь переменить нашу волю? Не лучше ли быть тебе одних с нами мыслей!" - "К чему же вера наша? - отвечал святитель. - Не жалею я тех, которые пострадали невинно: они мученики Божии; но скорблю за твою душу". Иоанн пришел в неистовство и грозил казнями: "Нам ли противишься ты? Увидим твердость твою!" - "Я пришлец на земле, как и все отцы мои, - тихо отвечал святитель, - готов страдать за истину". Вне себя от ярости Иоанн вышел из храма. Пред собор епископов явился чтец с гнусною клеветою на святителя. Новгородский владыка Пимен, унижавшийся пред царем, сказал вслух: "Митрополит царя обличает, а сам делает гнусности". Тогда исповедник правды сказал Пимену: "Любезный! Человекоугодничеством домогаешься ты получить чужой престол, но лишишься и своего". Чтец тогда же со слезами сознался, что его заставили угрозами говорить клевету. Святитель, простив чтеца, предал себя в волю Божию. "Вижу, - говорил он духовным сановникам, - что хотят моей погибели, и за что же? За то, что никому не льстил я, не давал никому подарков, не угощал никого пирами. Но что бы ни было, не перестану говорить правду - не хочу носить бесполезно сан святительский".

Такую же смелость обличения показал святитель и во время крестного хода (28 июля), куда Иоанн явился с опричниками в полном их наряде. В то время, когда пришел царь, святитель хотел читать Евангелие и, преподавая мир всем, увидел опричника в тафье. "Державный царь! - сказал святитель. - Добрые христиане слушают Слово Божие с непокрытыми главами; с чего же эти люди вздумали следовать магометанскому закону - стоять в тафьях?" - "Кто это такой?" - спросил царь. Но виновный спрятал тафью, а товарищи его сказали, что митрополит лжет и восстает на царя. Иоанн вышел из себя, грубо ругал святителя, называл его лжецом, мятежником, злодеем, клялся, что уличит его в преступлениях.

Стали искать лжесвидетелей против святителя в Соловецком монастыре, но там все называли Филиппа праведным и святым; наконец игумен Паисий, которому обещали сан епископа, монах Зосима и с ним еще некоторые, недовольные строгостью Филиппа еще во время его игуменства, согласились быть клеветниками против святителя. Составили донос. В Москве Паисий в присутствии царя и духовенства со всею наглостию обвинял Филиппа. Святитель кротко сказал Паисию: "Что сеешь, то и пожнешь". И, обратясь к царю, говорил: "Государь! Не думаешь ли, что боюсь я смерти? Достигнув старости, готов я предать дух мой Всевышнему, моему и твоему Владыке. Лучше умереть невинным мучеником, чем в сане митрополита безмолвно терпеть ужасы и беззакония. Оставляю жезл и мантию митрополичьи. А вы все, святители и служители алтаря, пасите верно стадо Христово; готовьтесь дать отчет и страшитесь Небесного Царя более, чем земного". Святитель снял с себя белый клобук и мантию. Но царь остановил его, сказав, что ему должно ждать суда над собою, заставил взять назад утварь святительскую и еще служить литургию 8 ноября. При начале литургии ворвался в соборный храм один из гнусных любимцев царских, Басманов, и вслух при народе прочел осуждение Филиппу. Опричники бросились в алтарь, сорвали со святителя облачение, одели в рубище, вытолкали из храма, посадили на дровни и повезли в Богоявленский монастырь, осыпая его бранью и побоями. Толпы народа со слезами провожали святителя, а он спокойно благословлял народ. Пред вратами обители он сказал народу: "Дети! Все, что мог, сделал я, если бы не из любви к вам, и одного дня не оставался бы я на кафедре... Уповайте на Бога, терпите". Несколько дней страдал неустрашимый исповедник правды - в смрадной келье, окованный цепями, с тяжелою колодкой на шее, лишенный хлеба. Сюда Иоанн прислал ему голову любимого его племянника и велел сказать ему: "Вот твой любимый сродник, не помогли ему твои чары". Святитель встал, благословил и поцеловал голову и велел возвратить царю кровавый подарок. Наконец Иоанн сослал Филиппа в заточение в Тверской Отроч монастырь.

Прошло около года, как святой Филипп томился в заточении. В декабре 1569 года двинулся царь со своею дружиною карать Новгород и Псков за мнимую измену. Тогда по воле Иоанна Малюта Скуратов (Любимец Иоанна и начальник опричников, закоренелый злодей, "муж каменносердечный", по выражению первого жизнеописателя святого Филиппа. ) явился в келью Филиппа и с видом смирения сказал: "Владыко святый! Преподай благословение царю на путь в Новгород". Святитель знал, зачем явился Малюта. Еще за три дня до того сказал он бывшим при нем: "Вот приблизился конец моего подвига", и причастился Святых Тайн. Злодею отвечал он: "Делай, что хочешь, но дара Божия не получают обманом". Сказав это, он стал на молитву и просил Господа, да приимет дух его с миром. Малюта задушил святителя подушкою и сказал настоятелю, что бывший митрополит умер от угара. Это было 23 декабря 1569 года. Так окончил земную жизнь свою великий святитель, положивший жизнь за стадо свое! Многими богоугодными, великими иерархами просияла Церковь Русская, но в числе их один только мученик за правду и человеколюбие: слава его нетленна, как нетленны самые останки его ."

Граф М.В.Толстой

("Рассказы из истории русской церкви". Кн. 4. "Священномученик Филипп митрополит". Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1991 ).

Cоловецкие монахи предали святого

В 1537 году игуменом Алексеем Юреневым, был пострижен сын богатого боярина Степана Колычева Федор и наречен в иночестве Филиппом (будущий мученик, святой митрополит московский). Он был воспитан при царском дворе и ребенком играл вместе с Иоанном Грозным. Игуменом был избран в 1548 г. Вся Соловецкая обитель была им заново обстроена после пожаров и достигла при нем особого благоденствия и процветания. Он сделал из своих богатств огромные клады, украсил обитель новыми каменными соборами Преображенским и Успенским с братскою трапезой. Вместо древних каменных кликал и бил - были отлиты настоящие колокола. Святое озеро расширено и соединено каналами с другими озерами; проведены всюду по острову хорошие дороги, устроен большой скотный двор на Муксольмском острове. Выстроена каменная водяная мельница, кирпичный завод, заведены сельскохозяйственные машины и определено жалованье рабочим. В Новгороде устроено Соловецкое подворье. Иоанн Грозный очень любил св. Филиппа и осыпал обитель милостями, подарил приморскую область с церковью Климента, папы Римского, волость Сороку с церковью пресв. Троицы, волость Суму, соляные варницы и пожаловал грамоту на беспошлинную продажу 10 тыс. пудов соли.

Для безмолвной молитвы св. Филипп часто удалялся в Иисусову пустынь в 2,5 верстах от обители. Там теперь построена часовня его имени. После 18 лет подвижнической жизни и трудов игуменства св. Филипп был призван царем Иоанном Грозным на престол митрополита московского и всея России. В этот же год, уже без святителя был окончен строившийся 8 лет Преображенский собор с приделом преподобных Савватия и Зосимы. Их нетленные мощи после освящения собора в день Преображения Господня, были перенесены в их придел 8-го августа 1566 года Иеромонах Спиридон был послан к царю с частицами мощей и святою водою.

Всем известен лютый конец царствования Иоанна Грозного с опричниной и казнями и мученическая кончина св. Филиппа; святитель всенародно без страха обличал царя в его зверствах и был заточен в Тверской монастырь, где удушен Малютой Скуратовым 23 декабря 1570 г. (память св. Филиппа 9-го января); но не всем известен прискорбный факт предательства братией Соловецкого монастыря своего великого игумена. Чтобы обличить св. Филиппа в несуществующей крамоле и лишить сана, по повелению царя, в Соловецкий монастырь выезжала специальная следственная комиссия. Игумен Паисий с соборными старцами (келарь, эконом, казначей, ризничий) наклеветали на св. Филиппа, но после сами за это и пострадали. Царя страшно мучила совесть за невинно пролитую кровь св. мученика и он обрушился на клеветников. Игумен Паисий был сослан на Валаам, другие тоже разосланы по разным монастырям и Соловецкий монастырь долго был в опале. Перед своей кончиной Иоанн Грозный смирился, покаялся и снова просил соловецких иноков молиться о своих согрешениях и поминать всех им убиенных. В 1591 г. игумен Иаков, ученик св. Филиппа, перенес его мощи из Тверского монастыря в Соловецкий. Нетленное тело страдальца погребено под папертью церкви преподобных Зосимы и Савватия. Над мощами совершилось много чудес. 31-го мая 1646 г., по благословению патриарха московского Иосифа, мощи были открыты и перенесены в Преображенский собор, где поставлены в новой раке, справа от иконостаса. Но в 1652 году мощи святителя были перенесены в Москву. В Соловецком монастыре были оставлены только частицы мощей. Второй раз обитель лишилась своего святого игумена.

Мощи св. Филиппа были в Москве встречены царем, всем духовенством и народом. Поставлены в чеканно-золотой раке в Успенском соборе. В этом же году игумен Соловецкий Илия, по указу Алексея Михайловича, по случаю рождения царевны Евдокии, посвящен Новгородским митрополитом Никоном в архимандриты с установлением отныне в Соловецком монастыре архимандрии.

Священномученик Филипп (Колычев) один из самых почитаемых на Руси святых

ниже приведена подборка высказываний о святителе Филиппе, опубликованных в наши дни разными печатными изданиями: газетами, журналамми...

Ю.В.Гриднев, А.Ф.Милюков. Газета "Берег" (Воронеж, 06.02.2004).

С одной стороны, по инициативе Иоанна IV было осуществлено строительство в Москве храма Василия Блаженного, организовано книгопечатание, составлен ряд литературных памятников середины XVI в. (летописные своды и др.), с другой стороны, по некоторым данным, за критику опричнины Малютой Скуратовым был удушен святитель Филипп (в миру Федор Степанович Колычев), митрополит Московский и всея Руси, хотя в то время прошел слух, что он "скончался от удара и захоронен". В 1652 г., по решению царя Алексея Михайловича (Тишайшего) и патриарха Московского и всея Руси Иоасафа, целебные мощи святителя Филиппа были перенесены из Соловецкого монастыря в московский Успенский собор, где покоятся и поныне.

Православный календарь . Вечерняя Рязань (Рязань, 16.01.2003)

22 января - Свт. Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца (1569). Время, когда игумен Соловецкий Филипп был посвящен в митрополиты, было временем царствования одного из самых величайших и противоречивых правителей России - Иоанна Грозного. Опричнина мрачным итогом тяготела над Россией. Кто мог противостоят этому? Долг совести побуждал святого Филиппа ходатайствовать за опальных и осужденных бояр, противодействовать ложным наветам опричников. Он обличал самого царя, чем и навлек на себя его гнев и поругание. Сосланный в Тверской монастырь, подвергнутый колодкам, оковам, там он и принял мученическую смерть от руки Малюты Скуратова.

Православный календарь . Экспресс газета (Москва, 19.01.2004) и Правда Украины (Киев, 22.01.2004)

22 января - память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца. Святой, в миру Федор, принадлежал к боярскому роду Колычевых. В 30 лет он отправился в Соловецкую обитель, где и принял постриг с именем Филипп. Вскоре он стал настоятелем монастыря. В 1566 г. его возвели в сан митрополита Московского. Спустя два года святителя задушил Малюта Скуратов.

Православный календарь . Северный край (Ярославль, 17.01.2004)

22 января. Святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца, вспоминает в этот день Церковь. Он считается мучеником за правду и человеколюбие. Иоанн Грозный выбрал его, соловецкого игумена, кроткого молитвенника и пустынника, митрополитом. Но видя жестокости и казни невинных людей, святитель Филипп выступил с обличением великого государя. Опричники жестоко расправились с митрополитом. Ворвавшись в алтарь, они сорвали с него церковное облачение, одели в рубище и увезли на дровнях в Богоявленский монастырь. Святитель Филипп принял мученическую смерть - был задушен Малютой Скуратовым.

Людмила Ашиток . Волна (Архангельск) 16.01.2004

22 января. Память свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца. Имя этого святого известно каждому человеку, знающему историю России, а Церковь память его совершает трижды в год. Боярский сын из рода Колычевых, играющий с будущим царем, монах и деятельный игумен Соловецкого монастыря, наконец, Московский митрополит, назначенный почти против воли другом детства - царем Иоанном Грозным. Филипп не умел служить сразу двум господам - Богу и правителю, постоянно заступался за невинно гонимых, говорил царю о правде Евангельской, пенял ему о попирании прав Церкви, требовал отмены опричнины. Его "стояние за правду" кончилось грубой расправой, низложением и ссылкой в монастырь в Твери, где он по преданию был удушен Малютой Скуратовым.

Гала-клуб . (Тамбов) 21.01.2004

В четверг, 22 января, церковь вспоминает святителя Филиппа, митрополита Московского. Выросший в благочестивой семье, будущий митрополит с детства полюбил чтение Священного Писания. В 30 лет он отправился в Соловецкую обитель, где и принял постриг с именем Филипп. Вскоре он стал настоятелем монастыря. Много труда он приложил для благоустройства своей обители. Труды его были замечены, и он был возведен в сан митрополита Московского. Это были тяжкие годы опричнины. По тайным наветам святитель был сослан из Москвы и вскоре принял мученическую смерть.

Имена святых Соловецкого монастыря, описание жизни и подвигов которых практически не сохранилось

Авксентий инок, Соловецкий, Кашкаренский | | Адриан пустынник, Соловецкий | Аксий инок, Соловецкий, Кашкаренский | Алексий калужанин, пустынник Соловецкий | Андрей, пустынник Соловецкий | Антоний Соловецкий | Василий келейник, Соловецкий | Герасим отшельник, Cоловецкий | Гурий, инок чудный, Соловецкий | Досифей затворник, Соловецкий | | Ефрем Черный, пустынник Соловецкий | Иаков Соловецкий, Костромской | Ианнуарий Соловецкий | Иоанн свещеносец, Соловецкий | Иосиф I, пустынник Соловецкий | Иосиф II младой, пустынник Соловецкий | Кирик (Кириак), больничный старец, пустынник Соловецкий | Макарий рыболовец, Соловецкий | Мисаил иеромонах, пустынник Соловецкий | Нестор, пустынник Соловецкий | Никифор-новгородец, пустынник Соловецкий | Онуфрий, пустынник Соловецкий | Савва, пустынник Соловецкий | Севастиан, пустынник Соловецкий | Стефан трудник, Соловецкий | Тарасий инок, Соловецкий, Кашкаренский | Тимофей алексинец (в схиме Феодор), пустынник Соловецкий | Тихон москвитянин, пустынник Соловецкий | Трифон, пустынник Соловецкий | Феодул рязанец, пустынник Соловецкий | Филипп пустынник, Соловецкий

Игумен Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря, митрополит Московский и всея Руси (1566-1568).

Филипп был представителем одного из знатнейших родов. Колычевы были прямыми потомками Андрея Кобылы. Отец Филиппа был дядькой Юрия Васильевича - младшего сына Ивана III. Сам же Федор Степанович принял в Соловецком монастыре монашеский постриг под именем Филиппа. В 1548 году Филипп стал игуменом Соловецкого монастыря, в 1566 году митрополитом Московским. 23 декабря 1569 году Филипп был удушен одним из руководителей опричного войска Малютой Скуратовым.

Будучи рожденным в семье, чьи представители принадлежали к верхушке московской аристократии, Федор готовился к государевой службе, обучался грамоте по Священному Писанию, владению оружием, верховой езде. Согласно «Бархатной книге» род Андрея Кобылы имел «немецкое» происхождение, уходящее еще во времена Александра Невского. Однако исследователями данная теория была опровергнута и высказано предположение, что Кобыла происходил из семьи знатных костромских бояр. Бесспорным является тот факт, что Андрей Кобыла был первым исторически достоверным предком дома Романовых.

В 1537 году Колычевы поддержали младшего сына Ивана III Андрея Ивановича князя Старицкого в его борьбе против регентствовавшей при малолетнем Иване IV Васильевиче Елены Глинской. Иван Умной-Колычев, дядя Федора, попал в тюрьму, троюродные братья же были казнены.

После этих событий Федор принимает решение бежать из дома. С одной стороны, исследователи связывают такой поступок со страхом опалы, с другой, не стоит забывать, что Федору к тому моменту было 30 лет, но он не был женат, что являлось совершенно ненормальным в обществе XVI в. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Федор имел желание уйти в монастырь, а сложившаяся ситуации подтолкнула его к этому.

Из Москвы Федор отправился на север. Около года он жил у крестьянина Суботы на берегу Онежского озера, выполняя самую тяжелую хозяйственную работу. Уходя, он сообщил Суботе, что из Москвы идет на Белое море. Подобные поразительные моменты в биографии Филиппа будут встречаться и далее. Прекрасно образованный, обученный ведению государственных дел человек, собираясь принять постриг, целенаправленно движется в крестьянский, мужицкий монастырь. На тот период существовало достаточное число обителей за пределами Москвы, где братия состояла из таких же высокообразованных интеллектуалов. Однако Федора не прельщает такой путь, он идет туда, где само повседневное житие крайне трудно - в Соловецкий монастырь.

Незадолго до прибытия Федора на Большой Соловецкий остров, пожар практически подчистую уничтожает деревянный монастырь. Однако это не заставляет Колычева отвернуться от своего начинания. После полутра лет послушания тогдашний игумен Алексий постригает его с именем Филипп и определяет новоначальному духовным наставником старца Иону Шамина. Снова Филипп оказывается в крайне суровых условиях, так как ученик Александра Свирского Иона слыл самым строгим и жестким во всем монастыре.

В 1548 году игумен Алексий по старости лет сложил с себя сан и в качестве своего преемника предложил монастырскому собору Филиппа. Собор согласился с выбором Алексия и Филипп был возведен в сан новгородским архиепископом Феодосием.

В период своего игуменства Филипп с одной стороны всячески развивал монастырь, вкладываясь в него всей душой. Преображенский собор, Успенский храм с трапезной были отстроены в камне, в монастырских вотчинах было возведено огромное количество хозяйственных и промышленных сооружений, озера Большого Соловецкого острова были соединены сложнейшей сетью каналов. Царь отписал монастырю множество земель. Монастырская казна полнилась, и средства эти тут же направлялись в дело. При Филиппе Соловецкий монастырь стал безоговорочным духовным, промышленным и экономическим центром всего русского Севера.

С другой стороны, Филипп крайне тяготился необходимостью постоянно быть в самом центре всех не связанных с монашеским бытием процессов, как то поездки в Новгород, переговоры с вышестоящими иерархами, воеводами, боярами. По этой причине он выстроил недалеко от монастыря пустынь, где мог подвизаться в молитве несколько дней, никого не принимая и никуда не выходя.

В силу этого известие о том, что царь желает видеть его митрополитом Московским, Филипп воспринял крайне тяжело и отказался от столь высокого сана. Однако же епископы, прибывшие на собор 1566 года, все же убедили соловецкого игумена, и 25 июля 1566 года собором всех русских епископов Филипп был хиротонисан во епископа и поставлен на престол митрополита Московского и всея Руси.

В 1568 году Иван Грозный начинает репрессии по отношению к боярской верхушке, ряд представителей крупных семей казнят. Филипп увещевает царя не начинать опричный террор, однако слова эти остаются неуслышанными. Тогда 22 марта 1568 года после богослужения в Успенском соборе митрополит Филипп произносит обличительную речь перед всей паствой, в которой вопрошает Грозного государя: «Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки?». На что Иван IV отвечает: «Я был слишком милостив к тебе, митрополит, к твоим сообщникам в моей стране, но я заставлю вас жаловаться».

28 июля во время службы в Новодевичьем монастыре, перед чтением Евангелия, Филипп обернулся и увидел на голове одного из опричников тафью. На что митрополит указал царю, однако опричник успел снять головной убор до того, как Грозный успел что-либо заметить. Иван IV пришел в ярость, назвав Филиппа лжецом и мятежником. После этого случая начался суд, во время которого митрополита Филиппа обвинили в колдовстве, в качестве свидетелей вызвав нескольких соловецких монахов.

8 ноября 1568 года во время службы в Успенском соборе Филиппу объявили о низвержении его из сана и поместили под арест в Богоявленский монастырь, откуда затем перевели в Николо-Греческий. Туда царь, казнив племянника святителя, прислал отрубленную голову, зашитую в кожаный мешок, со словами: «Вот твой сродник, не помогли ему твои чары».

В 1569 году святитель Филипп был переведен в Отроч Успенский Тверской монастырь. Во время похода на Новгород того же года Иван Грозный отправил к святителю своего любимца, голову опричного войска Малюту Скуратова, который и задушил Филиппа.

«Вошедши в келью святого Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением припал к ногам святого и сказал:

— Владыка святой, дай благословение царю идти в Великий Новгород.
Но Святой отвечал Малюте:

— Делай, что хочешь, но дара Божиего не получают обманом».

В 1591 году, по просьбе братии Соловецкого монастыря, мощи Филиппа Московского были доставлены из Отроча монастыря и захоронены под папертью придела святых Зосимы и Савватия Спасо-Преображенского собора. К слову, именно Филипп перенес мощи соловецких отцов-основателей в Преображенский собор.

19 июля 1652 года мощи святителя были доставлены в Успенский собор Московского Кремля и с почестями помещены в серебряную раку около иконостаса.

Митрополит Филипп в искусстве

Роман А. К. Толстого «Князь Серебряный» (1862): в колыбельной поётся об убийстве Филиппа Скуратовым: «Как и он ли, злой пёс Малюта, // Задушил святого старца. // Святого старца Филиппа!»

Костылёв В. И., роман-трилогия «Иван Грозный» (1943 — 1947). Митрополит Филипп обличает царя и связывает беды страны с его политикой: «Опустошила русскую землю страшная моровая язва. Кое-кого придавила мысль об обречённости, о близком „конце света“. Митрополит Филипп пугает царя, что „по грехом его всё то приключается!“».

Нагибин Ю. М. «Поездка на острова» (1986), повесть о последних годах жизни Филиппа в Соловецком монастыре перед его избранием митрополитом.

Володихин Д. М. «Митрополит Филипп» (2007), историческая драма с элементами мистики.

В фильме «Иван Грозный» (1944) Сергея Эйзенштейна роль митрополита Филиппа играет Андрей Абрикосов. Святитель показан другом детства царя, который в день своей свадьбы разрешает ему принять монашеский постриг. Вернувшийся по указанию царя с Соловков Филипп выступает уже как противник Ивана Грозного, попавший под влияние боярского заговора во главе с Ефросиньей Старицкой.

В фильме «Царь Иван Грозный» (1991) роль митрополита Филиппа играет Галикс Колчицкий (дублирует Рогволд Суховерко).

В фильме «Гроза над Русью» (1992) роль митрополита Филиппа играет Вацлав Дворжецкий.

В телесериале «Иван Грозный» (2009) роль митрополита Филиппа играет Валерий Никитин.

В фильме Павла Лунгина «Царь» (2009), посвящённом противостоянию Ивана Грозного и митрополита Филиппа, в роли святителя снялся Олег Янковский.

С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию о митрополите Филиппе. На основе собранной информации сделайте сообщение перед одноклассниками. В чем вы видите нравственный подвиг этого человека?

Ответ

Митрополит Филипп

Филипп (в миру Колычев Федор Степанович) (1507 — 1569, Тверь) — церковный деятель. Происходил из знатного боярского рода. Служил при дворе Елены Глинской и в 1537 после участия в мятеже удельного князя Андрея Старицкого бежал в Соловецкий монастырь, где принял монашество.

В 1548 стал игуменом и приобрел репутацию замечательного администратора. При нем было построено множество хозяйственных сооружений: сеть каналов, соединившая 72 озера и обслуживавшая водяные мельницы, кирпичный завод, поварни, склады и т.д.

В среде духовенства выделялся суровым, непреклонным характером. Стремясь опереться на церковный авторитет, Иван IV Васильевич Грозный предложил занять престол митрополита Филиппа, который соглашался на это при условии отмены Иваном Грозным опричнины. Царь сумел уговорить Филиппа, чтобы тот не вмешивался в опричнину («в царьской домовой обиход не въступатися»), но зато получал право «советования» с государем, включавшее и возможность «печалования» за опальных.

Недолгий перерыв в терроре Ивана Грозного завершился новой серией убийств, и Филипп не стал молчать. Весной 1568 в Успенском соборе Филипп публично отказал царю в благословении, осудив опричные казни. Направленная в Соловецкий монастырь комиссия не смогла отыскать материалы, доказывавшие, что игумен Филипп вел порочную жизнь. Тем не менее, в ноябре 1568 г. послушные царю иерархи на церковном Соборе признали Филиппа виновным в «скаредных делах» и низложили. Отправленный в заточение в Тверской Отроч-Успенский монастырь, Филипп, отказавшись благословить новгородский опричный погром, был задушен М. Скуратовым-Бельским. В 1652 был канонизирован Русской православной церковью.

А также в Соборах Архангельских святых , Московских и Тверских святых

В миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Он родился в году. Его отец, Степан Иванович, "муж просвещенный и исполненный ратного духа", попечительно готовил сына к государственному служению. Благочестивая Варвара, мать Феодора, кончившая свои дни в иночестве с именем Варсонофия, сеяла в душе его семена искренней веры и глубокого благочестия. Юный Феодор Колычев прилежал к Священному Писанию и святоотеческим книгам, на которых зиждилось старинное русское просвещение, совершавшееся в Церкви и в духе Церкви. Великий князь Московский, Василий III Иоаннович , отец Иоанна Грозного, приблизил ко двору молодого Феодора, которого, однако, не манила придворная жизнь. Сознавая ее суетность и греховность, Феодор все глубже погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих. Жизнь в Москве угнетала молодого подвижника, душа его жаждала иноческих подвигов и молитвенного уединения. Искренняя привязанность к нему юного княжича Иоанна, предвещавшая большое будущее на поприще государственного служения, не могла удержать в граде земном взыскующего Града Небесного.

Монашество

Кончина

Критика житийной традиции

Известно, что соловецкое "Житие Митрополита Филиппа", лежащее в основе распространенных ныне версий жития святителя, было написано личными врагами святителя, которые за клевету на него были заточены царем на покаяние в Соловецкий монастырь. Так, один из ведущих специалистов-историков в области исследования источников XVI века, Р. Г. Скрынников указывает, что: "авторы его не были очевидцами описываемых событий, но использовали воспоминания живых свидетелей: «старца» Симеона (Семена Кобылина) и соловецких монахов, ездивших в Москву во время суда над Филиппом ". «Монахи, ездившие в Москву» были теми самыми, которые стали лжесвидетелями на суде против своего игумена. Их показания послужили единственным основанием для осуждения Собором митрополита Филиппа. «Старец» Симеон был приставом, которому было поручено охранять жизнь святителя в Отрочем монастыре и по чьей преступной халатности, согласно летописи Тверского Отроча монастыря, «святитель неизвестно кем был задушен в своей келье ».

Митрополит Филипп Московский и всея Руси.

Ранние годы

Митрополит Филипп (в миру Федор Степанович Колычев) родился в 1507 в Москве. Его отец был приставлен дядькой к брату Ивана Грозного, угличскому князю Юрию, поэтому он готовил Федора к службе у государя.

Мать обучала сына основам православия, что оказало влияние на его дальнейшую судьбу. По разным версиям Федор находился на службе у Василия III или же был начал службу позже, во время боярской опеки над Иваном IV.

В 1537 Колычевы подняли бунт против Елены Глинской, матери-регентши малолетнего царя, после чего некоторые были казнены, а Федор бежал из Москвы. Жизнь в Соловецком монастыре После побега Федор год был пастухом, а затем стал послушником в Соловецком монастыре.

Спустя год принял там постриг под именем Филиппа. В Соловецком монастыре Филипп стал игуменом через 8 лет пребывания там. Он проявил себя как умного и хозяйственного администратора: приказал установить мельницы на многочисленных каналах между озерами, механически усовершенствовал монастырские промыслы.

Велось монастырское строительство, появились кельи и больница. Филипп участвовал в Стоглавом соборе 1551 года, где завоевал симпатию царя, о чем свидетельствует ссылка в Соловецкий монастырь троицкого игумена Артемия, лидера враждебных Ивану Грозному нестяжателей, и бывшего члена Избранной рады Сильвестра.

Митрополит

Изначально митрополитом должен был стать казанский архиепископ Герман, но из-за его неприятия опричной политики, митрополий престол предложили занять Филиппу. Он также выдвигал требование прекратить опричнину. После долгих споров с Иваном Грозным Филипп уступил.

Первые полтора года были спокойными, поэтому митрополит не выдвигал никаких требований, хотя и ходатайствовал за опальных. Конфликт с Иваном Грозным Разлад в отношениях с царем начался в 1568 году. Были перехвачены письма польского короля к московским боярам перебраться в Литву. Это вызвало первую волну террора.

Внутренний конфликт быстро перешел во внешний. 22 марта того же года Иван Грозный с опричниками в монашеской одежде явился в Успенский собор во время литургии. Потом сподвижники царя просили митрополита благословить правителя, на что получили выговор. Иван Грозный был чрезвычайно разгневан. 28 июля совершилось решительное событие в судьбе митрополита Филиппа.

Один из опричников во время крестного хода в Новодевичьем монастыре не снял тафью, хотя положено было находится с непокрытой головой. Филипп указал на это Ивану Грозному, но опричник успел снять головной убор, а царь осудил митрополита за клевету. После этого инцидента началась подготовка церковного суда над Филиппом.

Изгнание и гибель

На суде митрополита Филиппа осудили за колдовство (распространенное обвинение для того времени). 8 ноября 1568 в Успенском соборе Кремля во время службы Федор Басманнов объявил о лишении Филиппа сана митрополита, после чего с него святительское облачение и одели в разорванную монашескую рясу. Филипп был сослан в Тверь, где он и был 23.12.1569г убит опричником Малютой Скуратовым, скорее всего, по велению царя. Народу было сказано, что бывший митрополит умер от удушья в келье.

Мощи Митрополита Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь, а позже в Успенский собор Московского Кремля. Канонизация Святителя Филиппа состоялась в 1652 году.