один из Двенадцати апостолов, единственный из них, умерший естественной смертью

6 г. - I век

Краткая биография

Иоа́нн Богосло́в , Иоа́нн Зеведе́ев (др.-евр. יוחנן‎ «Йоханан», койне Ἰωάννης) - один из Двенадцати апостолов, единственный из них, умерший естественной смертью. Сын Зеведея (др.-евр. יוֹחנן בן זבדי‎, Йоханан Бен-Заведи), также прозванный Богословом, евангелист, брат Апостола Иакова. В Евангелии от Марка вместе с братом прозван Иисусом «Сыном грома» (Воанергес) (3:17).

Отцы Церкви считали его тем же человеком что и Иоанн Евангелист, «Возлюбленный ученик», хотя современные богословы и библеисты не имеют консенсуса относительно тождественности этих людей. Но согласно традиции большинства христианских конфессий, апостол Иоанн - автор Евангелия, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет.

Память апостола Иоанна совершается в Православной церкви (по юлианскому календарю): 8 (21) мая, а также 30 июня (13 июля) - Собор двенадцати апостолов, 26 сентября (9 октября) - преставление Иоанна Богослова, в Католической церкви и других западных церквях - 27 декабря.

Художественно-символически изображается в почтенном возрасте, в красном одеянии, с чернильницей, пером и книгой в руках и в присутствии ангела, часто орла; иногда представлен молодым, безбородым и длинноволосым.

В Новом Завете

Апостол Иоанн
(Г. Мемлинг, ок. 1468)

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии, согласно преданию - дочери святого Иосифа Обручника, которая упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом. Младший брат апостола Иакова был рыбаком, был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере: оставив отца своего Зеведея в лодке, он, вместе со своим братом Иаковом, последовал за Христом (Мф. 4:21; Мк. 1:19).

Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея, также, по сообщению евангелиста Марка (Мк. 3:17). Иисус назвал братьев Боанергес (греч. Βοανηργες, арамейское слово, расшифровываемое в Новом Завете как «сыновья грома»), очевидно, за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение (Лк. 9:54); а также в просьбе дать сесть им в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса (Мк. 10:35-37). Из евангельских повествований следует, что Иоанн, наряду со своим старшим братом Иаковом, был в близких отношениях с апостолом Петром и вместе с ним входил в число приближенных Господом учеников.

Вместе с Петром и Иаковом он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира (Мк. 5:37; Лк. 8:51). Только их Иисус сделал свидетелями своего Преображения (Мф. 17:1; Мк. 9:2; Лк. 9:28) и Гефсиманского моления (Мк. 14:33).

На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о Своей Матери - Деве Марии.

Иоанн упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:2), от Марка (Мк. 3:17), от Луки (Лк. 6:14), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13).

Писания апостола в Новом Завете

Апостолу традиционно приписывается авторство пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, 1-го, 2-го и 3-го послания Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Некоторые исследователи оспаривают авторство апостола. Имя Иоанн Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим.

Согласно последовательности евангельских событий по четырём евангелистам (пункт 21 и 141), Апостол Иоанн описывает изгнание торгующих из храма на четыре года ранее (в первую пасху из четырех) (Ин. 2:13) до беседы с самарянкой (Ин. 4:9), а все остальные три евангелиста описывают это событие в последнюю - четвертую пасху: (Мф. 21:12-13), (Мк. 11:15-19), (Лк. 19:45-46).

Дальнейшая жизнь

О дальнейшей жизни апостола известно только из церковных преданий.

Миссионерский путь

Согласно преданию, после Успения Матери Божией апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора.

Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём.

Во время гонения на христиан, начатого императором Нероном, апостол Иоанн, по преданию, был отведён в узах на суд в Рим. За исповедание своей пламенной веры в Иисуса Христа апостол был приговорён к смерти. Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он остался живым. Также он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет.

Ссылка

Иоанн на острове Патмос
(Иероним Босх, 1504-1505)

Согласно житию, когда Иоанн прибыл на остров Патмос, его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех жителей острова: он обратил в христианство большую часть его жителей, изгнал бесов из языческих храмов, исцелил многих больных.

На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором (известен только из церковного предания, ассоциируется с Прохором, апостолом от семидесяти) на пустынную гору, где совершил трёхдневный пост и молитву, после чего пещера, где они жили заколебалась и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1) - возвещал Дух Божий через святого апостола. Два дня и шесть часов Прохор записывал сие благовестие (Евангелие от Иоанна). После возвращения Иоанна и Прохора в селение, Евангелие было переписано и распространено по острову. Через некоторое время Иоанн вновь удалился в безлюдное место, и провел 10 дней в пещере без еды в молитве. Когда он собирался выйти из пещеры, был к нему глас, говорящий: «Иоанн, Иоанн!» Он же сказал: «что, Господи!» И сказано: «сотвори в пещере другие десять дней и откроются тебе многие и великие тайны в месте этом». Он же сотворил другие десять дней, не ев. И был в ужасе великом, и видел силы великие, и ангела Божия, разъясняющего ему всё, что он видел и слышал. Затем позвав Прохора, сказал: «то, что услышишь из уст моих, запиши на бумагу». Так было написано Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Возвращение

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Эфес, где продолжил свою деятельность, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Между 85 и 95 годами апостол Иоанн написал в Эфесе Евангелие. Он заповедал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить закон Христов. Апостол любви - так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В трёх своих Посланиях апостол Иоанн проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.

Годы жизни Апостола Иоанна можно вычислить приблизительно. По церковной традиции во время распятия Христа ему было 16 лет и умер он в 100-м году, оставшись единственным живым апостолом, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. То есть приблизительно: 17-100 гг. н. э.

Остальные апостолы в это время все уже скончались мученической смертью. Вся христианская Церковь глубоко чтила апостола Иоанна, как тайнозрителя судеб Божиих. Например, на иконографическом типе «Иоанн Богослов в молчании» апостол чаще всего изображается с Ангелом, передающим ему Божественное Слово, иногда с орлом, символом апостола, свидетельствующим о высоком парении его богословской мысли. Также на парусах православного храма апостол Иоанн изображается с орлом.

О личности Иоанна Богослова так же засвидетельствовал письменно его ученик - Игнатий Богоносец (отдан на растерзание львам 20 декабря 107 г. в Риме; третий епископ Антиохийский по апостоле Петре и Еводе; на Антиохийской кафедре предположительно с 68 года).

Последним свидетелем, видевшим живого Христа считается именно Игнатий Богоносец, по церковным преданиям на 7 лет переживший Иоанна Богослова. Прозвище, по версии предания, получил от того, что Иисус брал Игнатия-ребёнка на руки, о чём повествует Евангелие от Матфея (Мф. 18:2-6).

Воскрешение мёртвых апостолом

Иоанн Богослов на Патмосе
(икона, XVII век, Нижний Новгород)

Из жития апостола известны следующие случаи воскрешения им усопших:

  • в Эфесе апостол Иоанн со своим учеником Прохором работали в бане. Однажды там умер некий юноша по имени Домн. Отец юноши, Диоскорид, узнав об этом, умер от скорби. Хозяйка бани обвинила Иоанна в смерти юноши и грозилась убить его. Помолившись, апостол Иоанн воскресил юношу, а затем его отца.
  • во время праздника в честь богини Артемиды, апостол Иоанн обвинил язычников в идолопоклонничестве, за что толпа забросала его камнями. По молитве Иоанна тотчас настала невыносимая жара, вследствие чего умерло до 200 человек. Оставшиеся в живых умоляли Иоанна о милости, и апостол воскресил всех умерших, в результате чего все воскресшие приняли крещение.
  • в Риме апостол Иоанн был осуждён на изгнание и отправлен на остров Патмос. На судне находились царские вельможи, сын одного из них, разыгравшись, упал в море и утонул. Вельможи стали просить Иоанна о помощи, но он отказал им, узнав, что они чтят языческих богов. Но утром все же Иоанн помолился Богу о спасении язычника, и набежавшая волна вынесла живого и невредимого юношу на корабль.
  • на острове Патмос жил волхв Кинопс, который общался с нечистыми духами. Местные жители почитали Кинопса, как бога. Когда апостол Иоанн стал проповедовать Христа, жители острова призвали волхва Кинопса отомстить Иоанну. Апостол разоблачил бесовство Кинопса, и по молитве Иоанна морская волна поглотила волхва. Народ, поклонявшийся Кинопсу, трое суток ждал его у моря, изнемогая от голода и жажды, а трое детей умерло. Апостол Иоанн, помолившись, исцелил больных и воскресил умерших.
  • через три года апостол Иоанн направился проповедовать в другой город острова, где исцелял больных.


Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии — дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Храмовая икона св. апостола Иоанна Богослова.

Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Коломне.

Икона св. апостола Иоанна Богослова на странице «Тайна основания» Книги «Церковь апостола Иоанна Богослова»

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе. XV век. Из книги Византийские иконы Синая.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым 14 дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56-68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника.

Иоанн Богослов. Из статьи Шамордино, вышитые иконы монастыря.

Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн — Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелились им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» — вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел — символ высокого парения Богословской мысли — иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

Даты памяти: 21 мая / 8 мая; 13 июля / 30 июня (собор славных и всехвальных 12 апостолов) ; 9 октября / 26 сентября (новый стиль / старый стиль)

Житие святого апостола евангелиста Иоанна Богослова

(Из книги монахини Нектарии (Мак Лиз) - Евлогите)

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, которого Спаси-тель назвал "Сыном Громовым", был братом святого Иакова, сы-ном Зеведея и Саломии. Согласно православному преданию, Саломия была дочерью от первого брака святому Иосифу Обручнику. Таким образом, Иоанн приходился Господу Иисусу Христу племянником.

Святой Иоанн, самый молодой из апостолов, был юношей с чистым, простым сердцем. Его называли "возлюбленным учени-ком" Господа. Он принадлежал к числу троих ближайших учени-ков Христа и был свидетелем явления Божественной Силы Госпо-да, которую Он открывал лишь немногим избранным. Так, вместе с Петром и Иаковом он присутствовал при воскрешении дочери Иаира, преображении Христа на горе Фавор, молении Господа о чаше в Гефсиманском саду. Когда Господь на Тайной вечере сказал ученикам о скором предательстве, именно свя-той апостол Иоанн, который "возлежал у груди Иисуса", осмелился спросить, кто из них предаст Его. Когда Гос-пода распяли, из всех учени-ков один Иоанн не скрылся, но стоял вместе с Богороди-цей у Креста. Иисус, видя, как он скорбит, сказал: "Жено, се сын Твой!", а Иоанну: "Се Матерь твоя!" После смер-ти, воскресения и вознесе-ния Христа Иоанн взял Ма-терь Божию в свой дом и не уходил из Иерусалима на проповедь до самого Ее Успения.

Когда ученики бросали жребий, чтобы определить, кому в какие земли идти для проповеди Евангелия, Иоанну досталась Малая Азия. Согласно житию святого апостола Иоанна, приня-тому в Греции, он принял свой жребий с тяжелым сердцем, поскольку испытывал страх перед смертельными опасностями морского путешествия, которые, как он предвидел, ожидали его. Упав на колени перед апостолами, он признался в своем мало-душии. Апостолы попросили Иакова, первого епископа Иеру-салима, вознести Господу молитву о прощении святого Иоанна. Иаков так и сделал, после чего все с миром разошлись.

Когда настало время апостолам отправляться на проповедь, Иоанн остался в Иерусалиме с Божией Матерью и прожил там до Ее Успения, то есть приблизительно до 50 года. Потом он отплыл в Ефес вместе с Прохором, одним из первых семи диа-конов, который стал и его первым агиографом. Как и предвидел Иоанн за много лет до того, они почти сразу же попали в кораб-лекрушение. Через несколько часов после отплытия поднялся страшный шторм, и корабль пошел ко дну. Все сорок три чело-века, находившихся на борту, добрались до берега, держась за обломки судна. И только святой Иоанн пропал без вести. Про-хор, скорбя, отправился в Ефес пешком. Спустя сорок дней, стоя у моря недалеко от Мариотиса, Прохор к своему великому изум-лению увидел, как о берег разбилась огромная волна и вынесла апостола Иоанна, после чего они продолжили путь в Ефес.

Согласно традиционной версии жития святого Иоанна, их первым испытанием в Ефесе стала встреча со злонравной жен-щиной по имени Романа. Она страдала чрезмерной полнотой и обладала большей физической силой, нежели все окружавшие ее мужчины. Романа управляла общественными банями, вла-дельцем которых был местный начальник по имени Диоскорид. Встретив Иоанна и Прохора, она предложила им работу то-пить огонь в бане и таскать воду за еду, кров и небольшую плату. Они согласились, и она поставила их работать, но скоро начала притеснять и даже бить святого Иоанна. Так продолжа-лось много дней, и в конце концов Романе пришла в голову мысль предъявить права на Иоанна и Прохора, объявив их сво-ими беглыми рабами. Ей удалось убедить местного судью в обо-снованности своих претензий, и он выдал ей бумаги на право владения этими двумя людьми.

Фундамент купальни был заложен на месте принесения жертв, и потому в них устроили свое жилище бесы. Там умирали юноши и девушки, и однажды, когда туда зашел единственный сын Диос-корида Домн, бесы задушили его. Диоскорид, узнав об этом, умер от этого неожиданного горестного известия. Романа очень сильно скорбела. Она пришла к Апостолу и стала умолять его о помощи, Святой Иоанн помолился Господу, и Домн воскрес. Потом они отправились в дом его отца, святой Иоанн помолился над ним, и он тоже восстал из мертвых. Романа глубоко раскаялась в жестоком обращении с апостолом Иоанном, и он крестил ее вместе с Диоскоридом и Домном. Они стали первыми христи-анами Ефеса.

После их обращения в Ефесе отмечали языческий праздник богини Артемиды, Апостол Иоанн присоединился к толпе пи-рующих и, стоя на постаменте статуи богини, обратился к народу с проповедью о Христе. Разъяренная толпа язычников стала забрасывать его камнями, но благодать Божия покрывала его, и ни один камень его не коснулся, но пострадала статуя. Нападав-шие пришли в бешенство и отказывались слушать увещевания Апостола, призывавшего их вести себя как подобает разумным людям, а не диким зверям. Толпа неистовствовала, и Иоанн в конце концов воздел руки к небу, прося Бога послать знамение, чтобы привести людей к покаянию. И вот разразилось сильное землетрясение, разверзлась земля, и из расселины вырвалась ог-ромная, мощная струя пара. Из присутствовавших двести чело-век упали замертво от страха. После того как землетрясение прекратилось, святой Иоанн помолился о возвращении их к жизни. Они восстали из мертвых, после чего сотни ефесян при-няли крещение.

Через некоторое время святой Иоанн сам поднялся в храм и силой молитвы поверг главное изваяние богини этого города, а потом и весь храм. Видя все эти чудеса и знамения, тысячи людей обратились ко Христу, А тем временем известие о разрушении хра-ма дошло до императора Домициана (81 —96 гг.). Императору доло-жили, что некий колдун поверг в прах главный храм Ефеса. Он приказал схватить апостола Иоанна и, заковав в цепи, привести к нему. Домициан и раньше устраивал гонения на христиан, и когда к нему привели апостола Иоанна, император повелел сначала бить его, а потом казнить. Господь защитил Своего избранника, и яд, который его заставили выпить, не подействовал. Тогда его бросили в котел с кипящим маслом, но и тут Апостол остался невредим. Император решил, что апостол Иоанн бессмертен, и сослал его на остров Патмос.

Апостола заковали в цепи и посадили на корабль вместе с его учеником Прохором. Перепуганные стражники шептались между собой: "За ним надо следить вовсю — он колдун и тво-рит ужасные дела". На пути к Патмосу один из них упал за борт. На корабле находился отец этого стражника. Он очень горевал, и с ним скорбела вся команда. Считая Иоанна колдуном, они обратились к нему за помощью. Он спросил их, каким богам они поклоняются. Они стали называть имена своих многочис-ленных богов, а он вопрошал их, как в этом сонме богов не нашлось ни одного, кто мог бы спасти их товарища. Иоанна отвели к тому борту корабля, с которого упал стражник, и Апо-стол, воздев руки к небу, стал просить Господа спасти утонув-шего. Внезапно из глубины моря начали извергаться волны горячей воды, и одна из волн, ударив о палубу, вынесла к ногам Апостола смытого за борт молодого стражника. Он был жив. В дальнейшем, по молитвам апостола Иоанна утих сильный шторм, команда, изнывавшая от жажды, получила свежую воду, и полу-чил исцеление человек, больной дизентерией. Стражники и ко-манда хотели освободить апостола Иоанна, но тот сказал: "Нет, чада мои, это неправильно, вы должны доставить меня туда, куда вам велели, чтобы император не наказал вас". Когда они при-плыли на Патмос, к городу под названием Флора, стражники передали апостола Иоанна и Прохора правителю города, но при этом просили Иоанна позволить им остаться вместе с ним на Патмосе. В течение десяти дней Апостол наставлял их в вере, потом благословил, крестил и отослал их с миром.

Во Флоре апостола Иоанна и Прохора поселили в доме у богатого человека по имени Мирон, тестя правителя острова Лаврентия. Сын Мирона Аполлонид был одержим бесовским духом прорицания, и когда Иоанн с Прохором вошли в дом, он убежал в пустыню. Встревоженные родители решили, что Апостол навел на него чары, а потом сам юноша по внуше-нию диавола прислал им письмо, в котором утверждал, что так оно и было. Они привели апостола Иоанна к правителю, а тот посадил его в темницу. Апостол Иоанн попросил дать ему воз-можность послать Аполлониду письмо, и правитель согласил-ся, надеясь, что письмо "колдуна" снимет с юноши чары. Иоанн написал: "Повелеваю тебе именем Иисуса Христа оставить этот образ Божий и отныне никогда не входить ни в одного человека. Покинь этот остров и навсегда оставайся в пустыне". Как только письмо передали юноше, бес вышел из него, и юно-ша вернулся домой. Аполлонид рассказал своим домашним долгую историю своей одержимости. Вся семья крестилась, а также дочь и внук Мирона (то есть жена и сын правителя). Сам правитель стал христианином после того, как оставил службу.

По молитвам апостола Иоанна люди исцелялись от телесных и душевных недугов, бесплодные женщины получали способ-ность к деторождению, неверующие обретали веру. Храмы Апол-лона и Диониса на Патмосе рассыпались в прах, как только Апостол начал молиться. Большую часть времени прожитого в изгнании он провел, убеждая людей оставить тщету язычества и обратить взоры ко Христу.

В то время на Патмосе жил волхв по имени Кинопс (в пере-воде с греческого это означает "собачье лицо"), который годами скитался по пустынным местам, пророчествовал, общаясь с бе-сами. Многие жители острова считали его высшим существом, и после того, как Иоанн разрушил храм Аполлона, жрец этого храма пошел к Кинопсу, чтобы уговорить его прийти в город и ото-мстить Апостолу. Волхв не пожелал покинуть свою пустыню, но пообещал послать демона, поручив ему схватить душу Иоанна, и принести ее ему. Иоанн же, издалека увидев приближающегося демона, связал его своим словом и изверг во тьму внешнюю. Кинопс послал еще одного беса, но и тот не вернулся. Наконец, волхв отправил к Иоанну двух бесов, чтобы один напал на Свя-того, а второй сообщил хозяину о судьбе первого. Иоанн снова изверг беса, и когда Кинопс узнал от второго, что произошло, то сам отправился в город показать людям свою силу и уничтожить Иоанна. Разъяренный волхв заставил жителей поверить, что ему удалось воскресить троих умерших горожан: перед взорами толпы предстали призраки в виде тех усопших, после чего все вос-славили Кинопса. Волхв стал похваляться своей властью перед апо-столом Иоанном, но Апостол спокойно ответил: "Все твои знамения скоро превратятся в ничто," и призраки исчезли. Родственники и друзья усопших подумали, что воскресшие снова ушли в страну смерти, и в ярости накинулись на Иоанна. Его избили и бросили, решив, что он мертв. В ту ночь Прохор и Мирон, придя за его телом, увидели, что он не только жив, но стоит, преклонив колена, на молитве на том самом месте, где его избивали.

Вскоре после того Кинопс снова подошел к нему на берегу моря и, негодуя на то, что он продолжает проповедовать, закричал, что посрамит его. Волхв приказал народу: "Возьмите его и не отпу-скайте ни его, ни остальных, пока я не возвращусь в славе". Потом прыгнул в море и исчез из виду. Когда он скрылся в волнах, Иоанн простер крестообразно руки и помолился о том, чтобы Кинопс, этот великий обманщик, навсегда остался в морской бездне и чтобы никто больше не увидел его среди живых. Иоанн окончил молиться, и в то же мгновение послышался страшный удар грома, море взволновалось, но Кинопс не появлялся. Тогда родственники тех троих усопших опять попытались убить Иоанна, крича, что он колдовством заставил Кинопса и их род-ных исчезнуть. Однако все остальные в толпе настаивали, что надо дождаться возвращения волхва.

Народ ждал на берегу три дня и три ночи, не решаясь разой-тись, поскольку волхв велел им оставаться на том месте. Люди тяжко страдали от палящего солнца, голода и жажды, и, в конце концов, у них умерли трое маленьких детей. Опечаленный тем, с какой легкостью они поддались на обман, и скорбя об ожесто-чении их сердец, Иоанн молился Господу об их спасении, прося их разойтись по домам и поесть. Властью Христовой он воскре-сил умерших детей, и люди, осознав, что волхв обманул их, упали к ногам Апостола, называя его учителем. Иоанн возвратился до-мой вместе с Мироном и на следующий день успокоил народ, обратился к нему с увещеванием и многих крестил. За время пребывания Иоанна на Патмосе почти все жители острова об-ратились ко Христу.

В 96 году император Домициан пал от рук убийц, на римский трон взошел император Нерва (96—98 гг.), который не желал ни препятствовать распространению Христианского учения, ни преследовать самих христиан. Получив благоприятные сведения об Иоанне, новый император и римский сенат аннулировали при-говор Домициана и освободили Иоанна. Получив свободу, Иоанн сподобился видения, в котором Господь сказал ему, что настало время вернуться в Ефес, и они с Прохором приготовились к от-плытию. Однако христиане Патмоса никак не хотели отпускать их и, как сказано в житии святого Иоанна, записанном Прохором, про-сили его оставить им письменное изложение Христианской веры, чтобы им не отклоняться от истинного учения.

Иоанна растрогала эта просьба. Они с Прохором, взойдя на пус-тынный холм и наложив на себя пост, стали молиться. На третий день Иоанн послал Прохора в город за чернилами и бумагой и велел вернуться через два дня. Когда Прохор возвратился, Апостол попросил его встать справа от себя. Внезапно раздался раскат грома, засверкала молния, задрожала земля. Прохор в страхе упал на зем-лю, но Иоанн поднял его, сказав: "Сядь у меня по правую сторону". После этого он продолжил молитву и велел записывать его слова. Он стоял, глядя в небо, а потом отверз уста и заговорил: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог..." Так начи-нается Евангелие от Иоанна. Прохор пишет, что они провели тогда на холме два дня. Вернувшись в город, Прохор переписал все эти святые слова, чтобы оставить одну копию на Патмосе, а вторую отдать Иоанну, отправлявшемуся в Ефес.

Священное Предание и церковные писатели первых веков — святой Климент Александрийский, Ориген, святой Ириней и Евсе-вий — утверждают, что Апокалипсис, последняя книга канонического Священного Писания, также была написана святым Иоанном на острове Патмос, и что в роли писца и на этот раз выступал Прохор. Удалившись в уединенную пещеру, апостол Иоанн сначала прожил там десять дней с Прохором, а потом десять дней один, в посте и молитве. Ему был глас с небес, который сказал, что придется по-дождать последние десять дней, и тогда он получит откровение от Бога. Когда вернулся Прохор, Иоанн начал диктовать великое и таинственное откровение Апокалипсиса, символически опи-сывающее события, которые должны произойти в конце времен. Та патмосская пещера, в которой Апостол получил Откровение, сейчас находится под строениями монастыря Апокалипсиса и является храмом в честь апостола Иоанна Богослова. В этой пещере паломникам показывают место, на котором во время сна покоилась голова Апостола, а также место, где обычно лежала его рука. В потолке пещеры видна та самая тройная расщелина, сквозь которую до него донесся "громкий голос, как бы трубный", воз-вещавший откровение.

Вот как начинается Апокалипсис:

"Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в цар-ствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, на-зываемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный, и слы-шал позади себя громкий голос, как бы трубный, кото-рый говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и После-дний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию".

Апостол продиктовал текст, полный предзнаменований и тайн, обозначенных лишь намеками и до конца известных только Богу, и закончил его следующими словами:

"Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. (...) Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!"

Апокалипсис — это особая книга, исполненная мистической глу-бины, силы и образности. Из всех книг Нового Завета ее одну не читают вслух на православных службах. Текст Откровения Иоанна Богослова не включен в годовой круг богослужения. Над символа-ми Апокалипсиса люди размышляют веками, и все же его смысл полностью откроется лишь во время Второго Пришествия Христо-ва. Среди книг Нового Завета есть также три послания святого Иоанна Богослова.

Апостол возвратился в Ефес и снова остановился в доме Домна, юноши, который воскрес из мертвых по его молитве. Его отец, Диоскорид, к тому времени уже умер, но сам Домн радушно принимал Святого у себя в Ефесе до конца его дней. Путешествуя по городам Малой Азии, апостол Иоанн продол-жал учить и крестить народ во имя Господа Иисуса Христа. Святой Климент Александрийский († 217) в проповеди под названием "Богач в поисках вечной жизни" рассказывает одну особенно трогательную историю, в которой видна пастырская любовь апостола Иоанна к своему словесному стаду. По воз-вращении в Ефес Иоанн встретил красивого молодого чело-века, имевшего наклонность к добрым делам и изучению ду-ховных предметов. Апостол оставил его на попечение местного епископа, поручив ему обучить юношу основам веры, а сам от-правился дальше. Эта история, известная под названием "Свя-той Иоанн и разбойник", имеет следующее продолжение:

А потом случилось так, что некие праздные и беспут-ные юноши, познавшие зло, развратили этого новообра-щенного христианина и увели его от епископа, потратив ради него много денег на развлечения, и вскоре они уже бесчинствовали на большой дороге. Юноша ушел с ними... и со временем стал у них главарем, самым жесто-ким и кровавым из всех.

Прошли годы, и вот как то раз пресвитеры той церк-ви позвали к себе апостола Иоанна, чтобы обсудить с ним церковные дела. В конце беседы Апостол сказал Еписко-пу: "А теперь прошу тебя вернуть мне то сокровище, ко-торое Спаситель и я поручили твоим заботам". Епископ смутился. Он подумал, что святой Иоанн говорит о каких-то вверенных ему деньгах, но не мог вспомнить, и в то же время не мог не верить словам Апостола. Тогда Иоанн сказал: "Я прошу вернуть мне того молодого человека, которого оставил на тебя". Старенький Епископ с плачем и стенаниями ответил: "Тот юноша мертв". Иоанн спро-сил: "Как он умер"? "Он умер для Бога", — сказал Епис-коп, — "он погрузился во зло. Стал разбойником и живет теперь вон на той горе напротив церкви, и с ним шайка разбойников".

Апостол разорвал на себе одежды, ударяя себя по голове, стал плакать и выкрикивать: "Я оставил душу брата в надежных руках! Приведите мне лошадь, и пусть кто-нибудь покажет мне дорогу, я иду к нему".

Иоанн сел на лошадь и прямо из церкви, как был, поехал на ту гору. У разбойников на горе были выставлены посты, и как только Иоанн появился в поле их зре-ния, его схватили. Он не пытался освободиться и ничего у них не просил, лишь сказал: "Отведите меня к вашему главарю. Я пришел повидаться с ним". Главарь ждал его, вооруженный до зубов. Увидев Иоанна, он отвернулся, стыдясь, и побежал прочь. Иоанн стал кричать ему вслед: "Сынок, сынок, что ты бежишь от своего отца, ведь он стар и не вооружен? Не страшись ничего! Ты еще мо-жешь войти в вечную жизнь! Я возьму все твои грехи на себя пред Христом! Если нужно, я умру за тебя, как Гос-подь умер за нас! Восстань, веруй! Христос послал меня!" Разбойник низко опустил голову и бросил оружие, дрожа всем телом и горько плача, и Иоанн со слезами обнял его.

Последние годы своей жизни апостол Иоанн провел в стро-гом воздержании, питаясь только хлебом и водой и одеваясь в очень простые одежды. Когда он стал стар и немощен, ученики носили его в храм, но он уже не мог говорить долгих пропо-ведей, поэтому наставлял только местных епископов, чтобы по-мочь им лучше исполнять их обязанности после его кончины. Наконец, когда силы совсем покинули его, говорил лишь: "Дет-ки, любите друг друга," непрестанно повторяя эти слова. На вопрос, почему он так делает, он отвечал: "Это — заповедь Божия, и если вы ее соблюдете, этого довольно, чтобы войти в жизнь вечную".

Когда апостолу Иоанну было девяносто пять лет, Господь открыл ему, что дни его земной жизни сочтены. Апостол вышел из дома рано утром, до рассвета, позвал семерых учеников, среди которых был и Прохор, и попросил их следовать за ним, захва-тив с собой лопаты. Он привел их в одно место за городом и уединился для молитвы. Окончив молитву, сказал: "Копайте вашими лопатами могилу в форме креста, в длину моего роста". Потом снова помолился и лег в могилу, после чего обратился к Прохору: "Прохор, сынок, ты должен идти в Иерусалим, где и закончится твоя жизнь". Обняв учеников, он сказал: "Возьмите земли, матерь мою землю, и укройте меня". Они покрыли его землей до колен, и он умо-лял их продолжать и зако-пать его по шею. После это-го произнес: "Принесите тонкий покров и положите мне на лицо, и попрощай-тесь со мной в последний раз, ибо в этой жизни уже не увидите меня". Он ото-слал их, благословив, а они оплакивали своего возлюб-ленного отца и учителя.

Ученики возвратились в город в глубокой скорби. Христиане Ефеса, узнав о случившемся, умоляли отве-сти их к могиле. Прохор с другими учениками повели их на то место, но Иоанна там не оказалось. Прохор пишет: "Тогда мы вспомнили слова Господа, сказанные апостолу Петру: "Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]?" (Ин. 21, 22) И мы восславили Бога, Отца и Сына и Святого Духа, Коему подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь".

Прохор сообщает также, что ежегодно 8 мая, на протяжении многих лет, могила источала миро, и люди исцелялись от болезней по молитвам святого евангелиста Иоанна.

Явления и чудеса святого Иоанна

И в греческой Синаксари, и в русских Житиях Святых святителя Димитрия Ростовского описаны случаи явлений святого апостола Иоанна Богослова и его помощи людям.

Догмат о Святой Троице

Первое из известных нам явлений святого апостола Иоанна относится к третьему веку. Святой апостол Иоанн явился преподобному Григорию Неокесарийскому Чудотворцу († 270). Преподобный Григорий был современником святой Макрины, бабушки святителей Василия Великого и Григория Нисского.

Во времена святого Григория Чудотворца возникли ереси Савелия и Павла Самосатского.4 Они еще не были осуждены церковным собором, и преподобный Григорий, глубоко обеспокоенный, молился о вразумлении, чтобы суметь разобраться в этих учениях и отличить истину от заблуждений. Однажды ночью ему явились Пресвятая Богородица и святой апостол Иоанн Богослов в облачении епископском. Они пришли в сиянии Божественного света, и Матерь Божия, показывая на Григория, попросила святого апостола Иоанна научить его, как следует исповедовать тайну Святой Троицы. Преподобный Григорий, как некогда Прохор, собственноручно записал те слова, что продиктовал ему святой апостол Иоанн. По свидетельству святителя Григория Нисского, оригинал этой записи потом долгие годы хранился Неокесарийской Церковью. Это исповедание принимали как истинное отцы-каппадокийцы, святитель Василий Великий, святитель Григорий Назианзин и святитель Григорий Нисский, оно вошло в ранний перевод работы Евсевия “История Церкви”, написанной в четвертом веке. Его одобрил Пятый Вселенский Собор 523 года.

Вот текст этого откровения:

Един Бог, Отец Слова Живаго, Премудрости ипостасной и Силы и Образа вечнаго, совершенный Родитель Совершеннаго, Отец Сына Единородного. Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотвореннаго, истинный Сын истиннаго Отца, Невидимый Невидимаго, и Нетленный Нетленнаго и Бессмертный Бессмертнаго и Вечный Вечнаго. И един Дух Святый, от Бога имеющий бытие и чрез Сына явившийся [т.е. -людям], Образ Сына, Совершенный Совершеннаго, Жизнь, Виновник живущих, [Источник святый], Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, сущий над всем и во всем, и Бог Сын, который чрез все. Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделяемая и неотчуждаемая. Посему нет в Троице ничего ни сотвореннаго или служебнаго, ни привнесеннаго, как бы прежде не бывшаго, потом же привзошедшаго; ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна — всегда та же Троица.

Молодой Иконописец

Второй случай взят из Пролога. В одном малоазийском городе жил молодой христианин, в обязанности которого входил уход за гусями. У ворот города висела икона святого апостола Иоанна Богослова, и юноша каждый день проходил мимо нее утром и вечером со своими гусями. В простоте сердца он решил попытаться нарисовать подобную икону и долго пытался это сделать, рисуя ее на песке, но все его долгие попытки не увенчались успехом.

Однажды, когда юноша пас гусей, к нему подошел незнакомый человек и, узнав о его желании написать икону, дал ему рекомендательное письмо к константинопольскому придворному иконописцу с просьбой обучить его иконописи. Юноша отправился в Константинополь и под невидимым руководством святого Иоанна вскоре превзошел своего учителя в иконописном искусстве.

Это, по-видимому, очень древняя история, поскольку святой -апостол Иоанн, как и святой апостол Лука, издревле считается покровителем иконописцев. Например, в учебниках иконописи семнадцатого века мы находим следующую молитву апостолу Иоанну:

О Святый апостоле и евангелисте Иоанне Богослове! Ты, припадавший ко Христу на Тайной Вечере, даруй мне знание и помоги писать богоугодно, как ты помог тому пастуху, что чертил на песке твой образ.

По сведениям, содержащимся в “Великом Синаксари”, “Житиях Святых” святителя Димитрия Ростовского и даже житиях более поздних святых, было много случаев, когда святой апостол Иоанн являлся, иногда вместе с Пресвятой Богородицей, чтобы оказать помощь или дать совет. Он приходил, например, к святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября), святителю Григорию Паламе (14 ноября), преподобному Авраамию Ростовскому (29 октября), старцу Матфею (12 апреля) (см. в житии святого Афанасия Эгинского) и преподобному Серафиму Саровскому (2 января), которому, как и любимому ученику святого апостола Иоанна, при крещении было дано имя Прохор.

С жизнью святителя Иоанна Златоуста связано два случая явления святого апостола Иоанна Богослова. В первый раз апостол Иоанн Богослов поведал праведному иноку Исихию, что Златоуст станет избранным храмом Святого Духа и послужит делу спасения и освящения людей. В конце жизни сам святитель Иоанн Златоуст удостоился посещения апостола Иоанна Богослова. Апостол -известил его о скорой кончине и о том, что перед ним откроются врата рая.

В явлении святителю Григорию Паламе Иоанн Богослов -сказал: “Волею Владычицы Богородицы, отныне я непрестанно буду с -тобой”.

В житии преподобного Авраамия Ростовского говорится, что святой апостол Иоанн пришел к нему и дал ему свой посох, чтобы сокрушить языческого идола Велеса в городе Ростове и разбить его в прах.

В житии святого Афанасия Эгинского есть следующий эпизод: благочестивому старцу Матфею, построившему обитель для святой Афанасии с сестрами, святой апостол Иоанн Богослов явился во время литургии. Двое сослуживших Матфею священников также видели святого апостола Иоанна.

Однажды в Саровском монастыре тяжело заболел водянкой и на три с половиной года оказался прикован к постели послушник Саровского монастыря Прохор, будущий преподобный Серафим. Он чувствовал, что скоро умрет, но после принятия Святых Христовых Таин сподобился видения Матери Божией, святого Иоанна Богослова и святого апостола Петра. Матерь Божия сказала остальным: “Сей от рода нашего” и исцелила его.

Св. апо-стол Иоанн Богослов являлся и праведникам двадцатого ве-ка, в том числе отцу Николасу Планасу и молодой монахине Магдалине из обители святого Иоанна Богослова в Афинах. Она болела раком, и явившиеся ей Богородица, святой апостол Иоанн Богослов и святитель Нектарий Эгинский исцелили ее.

Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. Любовь является главной особенностью его духовного облика. Весь жизненный путь апостола — служение Любви.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов , Иоанн Зеведеев (ивр. «Йоханан» ), был братом святого Иакова, сыном Зеведея и Саломии. Родиной Иоанна Богослова была Вифсаида. Заведей обладал некоторым состоянием, имел работников, занимался рыболовным промыслом и был не малозначительным членом иудейского общества. Саломия была дочерью от первого брака святого Иосифа Обручника, она также упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом. Таким образом, Иоанн приходился Господу Иисусу Христу племянником.

Первоначально он был учеником Иоанна Крестителя. Он первый последовал за Спасителем вместе с Андреем Первозванным. Однако постоянным учеником Господа Иоанн Богослов стал после чудесного улова рыб на Геннисаретском озере, когда Спаситель Сам призвал его вместе с его братом Иаковом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. Вместе с Петром и братом Иаковом апостол Иоанн удостоился особенной близости к Спасителю, он находился при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Апостол Иоанн присутствовал при воскрешении дочери Иаира, видел Преображение Господа, слышал беседу о знамениях Его второго пришествия, был свидетелем Его Гефсиманской молитвы. Во время Тайной вечери апостол Иоанн припадал к груди Иисуса. Церковная традиция единодушно отождествляет Иоанна Богослова с учеником, «которого любил Иисус». «Грудь» по-церковнославянски – «перси», вероятно, отсюда происходит наименование Иоанна Богослова наперсником Спасителя, в последствие это слово становится нарицательным для обозначения человека, особенно кому-либо близкого.

По преданию Иоанн Богослов вместе с Петром последовал за Спасителем после его ареста и, пользуясь старым знакомством, прошёл сам и провёл Петра во двор дома первосвященника Анны. Иоанн Богослов неотступно следовал за Учителем по всему Крестному пути, скорбя всем сердцем. Из всех апостолов об одном лишь Иоанне Богослове говорится, что он стоял на Голгофе у креста Спасителя, не заботясь о собственной безопасности. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой » и к нему: «Се Мати твоя «. С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, а нежная и безграничная любовь граничила у него с пылкостью и даже некоторой резкостью. Сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения. Предполагают, что за эту пламенную ревность и назвал Спаситель апостола Иоанна и его родного брата Иакова «сынами грома» (Воанергес). Для него не существовало раздвоенности. Он считал, что можно принадлежать либо Христу, либо дьяволу, среднего состояния быть не может. В то же время он обнаруживал редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение любимого ученика, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя.

Согласно преданию, после Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потерпел крушение во время сильной бури. Все участники плавания кроме Иоанна Богослова через некоторое время были волнами выброшены на берег, он же, проведя в морской пучине около двух недель, чудесным образом был найден Прохором на берегу недалеко от города Эфес живым и невредимым.

Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам учение Христа. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём.

В Эфесе апостолы Иоанн и Прохор нанялись на работу в общественную баню, владелицей которой была злая и грубая женщина, по имени Романа. По языческому обычаю, в основание этой бани были закопаны живыми юноша и девушка. С тех пор в ней жил бес и каждый год кого-нибудь топил. В тот год утоплен был отрок по имени Домн. Отец не вынес смерти сына и от горя скончался. Романа, по злобе своей, во всем обвинила Иоанна, который работал истопником. Она стала кричать, что юноша скончался от угара, и в итоге заявила, что если Иоанн не воскресит Домна, то умрет сам. Неописуемым был ужас Романы, когда Иоанн, помолившись, воскресил не только юношу, но и его отца. Затем он именем Христа связал беса и изгнал его из города. Это чудо настолько потрясло Роману и жителей Эфеса, что многие горожане сразу же обратились ко Христу.

При императоре Домициане (81-96 гг.) апостол Иоанн был вызван в Рим, как единственный оставшийся в живых апостол, и по приказанию этого гонителя христиан был приговорен к смертной казни. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым по слову Христа: «и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16:18), затем брошен в кипящее масло, но сила Божия и тут сохранила его невредимым.

После этого апостола Иоанна сослали в заточение на полупустынный остров Патмос в Эгейском море. На судне находились царские вельможи, сын одного из них, играя, упал в море и утонул. Вельможи стали просить Иоанна о помощи, но он отказал им, узнав, что они чтят языческих богов. Но утром, из жалости, Иоанн помолился Богу, и волна выбросила юношу на корабль.

Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий (Ф.Моллер.1856)

На острове Патмос жил волхв Кинопс, который общался с нечистыми духами. Местные жители почитали Кинопса, как бога. Когда апостол Иоанн стал проповедовать Христа, жители острова призвали волхва Кинопса отомстить Иоанну. Апостол разоблачил бесовство Кинопса, и по молитве Иоанна морская волна поглотила волхва. Народ, поклонявшийся Кинопсу, трое суток ждал его у моря, изнемогая от голода и жажды, а трое детей умерло. Апостол Иоанн, помолившись, исцелил больных и воскресил умерших. Его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех местных жителей, принявших святое крещение.

Однажды на Патмосе во время молитвы в уединенной пещере ему было откровение о судьбе мира. Предание так описывает это событие: «Гора заколебалась, загремел гром, Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель», — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так, около 67 года, была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова, символически описывающая события, которые должны произойти в конце времен. Это особая книга, исполненная мистической глубины, силы и образности. Из всех книг Нового Завета ее одну не читают вслух на православных службах. Текст Откровения Иоанна Богослова не включен в годовой круг богослужения. Над символами Апокалипсиса люди размышляют веками, и все же его смысл полностью откроется лишь во время Второго Пришествия Христова.

Четыре всадника Апокалипсиса

Та пещера, в которой Апостол получил Откровение, сейчас находится под строениями монастыря Апокалипсиса и является храмом в честь апостола Иоанна Богослова. И поныне в пещере паломникам показывают место, на котором во время сна покоилась голова Апостола, а также место, где обычно лежала его рука. В потолке пещеры видна та самая тройная расщелина, сквозь которую до него донесся «громкий голос, как бы трубный», возвещавший откровение.

Монастырь св.Иоанна Богослова на о.Патмос
Стены монастыря св.апостола Иоанна Богослова на о.Патмос
Внутри монастыря св.Иоанна Богослова
Пещера Апокалипсиса

После смерти Домициана апостол Иоанн из ссылки вернулся в Эфес, где написал Евангелие. Это было важно потому, что к концу первого века в христианском мире распространилось несколько активных религиозных течений, которые отрицали божественную сущность Спасителя.

Евангелие от Иоанна издревле называли духовным, в нем преимущественно содержатся беседы Господа о глубочайших истинах веры — о воплощении Сына Божия, о Троице, об искуплении человечества, о духовном возрождении, о благодати Святого Духа и о Причащении. Иоанн с первых слов Евангелия возносит мысль верующего на высоту божественного происхождения Сына Божия от Бога Отца: «В начале было Слово и Слово было к Богу и Бог был Слово». (Ин. 1:1) Цель написания своего Евангелия апостол Иоанн выражает так: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Иоан. 20,31).

Кроме Евангелия и Апокалипсиса, апостол Иоанн написал три послания, которые вошли в состав новозаветных книг, как Соборные (то есть окружные послания). В них он проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.

Церковное Предание сохранило трогательную историю, показывающую, какой любовью было преисполнено его сердце. При посещении одной из малоазийских церквей Апостол Иоанн в числе слушавших его слово заметил юношу отличавшегося необыкновенными дарованиями, и поручил его особому попечению местного епископа. Впоследствии этот юноша сблизился с плохими товарищами, развратился и сделался главарем шайки разбойников. Апостол любви, узнав об этом от епископа, отправился в горы, где свирепствовали разбойники, был схвачен ими. Он не пытался освободиться и лишь сказал: «Отведите меня к вашему главарю. Я пришел повидаться с ним». При виде Апостола Иоанна тот крайне смутился и бросился бежать от него. Иоанн устремился за ним: «Сынок, сынок, что ты бежишь от своего отца!» Словами любви он ободрил его, сам привел его в церковь, делил с ним труды покаяния и не успокоился, пока совершенно не примирил его с Богом.

В последние годы своей жизни Апостол говорил только одно наставление: «Детки, любите друг друга». Ученики спросили его: «Почему ты повторяешь одно и то же?» Апостол ответил: «Это самая необходимая заповедь. Если ее исполните, то весь Христов закон исполните».

Но любовь святого Иоанна к людям превращалась в пламенную ревность, когда он встречал лжеучителей, развращавших верующих. Однажды в общественной бане он встретил еретика Керинфа, который отвергал божество Господа Иисуса Христа. «Пойдем скорее отсюда, — сказал апостол бывшему с ним ученику, — я боюсь, как бы не обрушилось на нас это здание.»

Апостол Иоанн Богослов скончался в Ефесе уже в начале 2 века, предположительно в возрасте ста пяти лет. Обстоятельства смерти апостола Иоанна необычны и даже загадочны. По настоянию апостола Иоанна семь самых близких его учеников похоронили его в крестообразной могиле, причем живым, накрыв лицо платом: «…привлеките матерь мою землю, покройте меня!» Те не осмелились нарушить просьбу учителя. Однако через некоторое время, когда могила была вскрыта, тела Иоанна там не оказалось. Прохор пишет: «Тогда мы вспомнили слова Господа, сказанные апостолу Петру: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]?» (Ин. 21, 22) Это событие как бы подтвердило предположение некоторых христиан, что апостол Иоанн не умрет, а останется жить до Второго пришествия Христова и обличит Антихриста. Тление не коснулось тела апостола – этого удостаивалась лишь Богородица, Илия и Енох.

Литургия на месте погребения Иоанна Богослова (Турция)

Прохор сообщает также, что ежегодно 8 мая, на протяжении многих лет, могила источала миро — тонкий слой праха (или «манны»),- и люди исцелялись от болезней по молитвам святого евангелиста Иоанна.

Орел — символ высокого парения Богословской мысли — иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Из учеников Христовых только ему Святая Церковь дала наименование Богослова, как тайнозрителю Судеб Божиих.

Апостол Иоанн Богослов. Полноростовой эксиз к росписи ХХС

Тропарь, глас 2
Апостоле Христу Богу возлюбленне, / ускори избавити люди безответныя, / приемлет тя припадающа, / Иже падша на перси приемый; / Егоже моли, Богослове, / и належащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости.

Кондак, глас 2
Величия твоя, девственниче, кто повесть? / Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления, / и молишися о душах наших, / яко богослов и друг Христов.

ПАТМОС (2006)

Оригинальное название: Патмос (Остров откровения )
Год выпуска: 2006
Жанр: Документальный
Страна: Россия
Продолжительность: 00:33:06
Режиссер: Александр Богатырев

О фильме:
Фильм-паломничество. Патмос — небольшой греческий остров в Эгейском море, один из Южных Спорадских островов. В древности Патмос был местом ссылки у римлян. Согласно преданию, сюда был сослан апостол Иоанн Богослов и в одной из пещер имел откровение, составившее содержание Апокалипсиса.

На Патмосе находится один из крупнейших в Греции монастырь Иоанна Богослова, основанный святым Христодулом в 1088 году. В нём находится богатое собрание рукописей, описание которого издано монахом Саккелионом в Афинах.

В монастырях Патмоса находится глава апостола Фомы и мощи многих святых. Те, кто впервые попадают на Патмос, уходят со слезами на глазах из пещеры Апокалисиса и монастыря Иоанна Богослова. Многие остаются жить на острове навсегда, приняв православие. О чем и рассказывается в этом фильме. Необыкновенная атмосфера духовности и вместе с тем ощущение того, что именно здесь на Патмосе, где жил апостол Иоанн Богослов и написал Апокалипсис, они находятся у истоков веры. Фильм расскажет об архитектуре монастырей этого острова, его историю и достопримечательности.

Среди книг Священного Писания, данных людям Господом через своих учеников, особо выделяется Апокалипсис. Он повествует о «конце времен», ожидающем человечество в результате ведения им греховного образа жизни. Автором Апокалипсиса является апостол-евангелист (другое название книги прямо указывает на это - «Откровение святого апостола Иоанна Богослова»). Господь избрал данного человека для того, чтобы тот нес предупреждение всем жителям Земли. Дату памяти апостола Церковь учредила 21 мая (8 мая по с.ст.), в день его кончины.


Начало служения Христу

Иоанн Богослов был сыном дочери святого Иосифа Обручника от первого брака Саломеи и христианина по имени Зеведей. Также апостол приходился братом святому Иакову и племянником самому Христу. В число учеников Иисусовых Иоанн Богослов попал, последовав призыву Сына Божия на Генисаретском озере. На тропу веры он вступил вместе с братом. Именно святой Иоанн стал одним из трех ближайших к Христу учеников и явился свидетелем многих знамений и чудес, творимых Спасителем при жизни. Именно он задал Иисусу вопрос во время Тайной Вечери о том, кто предаст Учителя, а также один из всех апостолов не скрылся в момент распятия Мессии на кресте и заботился по воле принесшего себя в жертву ради спасения человечества о Матери Божьей до самого Успения Пречистой.

Согласно жребию, призванному определить каждому ученику Христову землю для ведения там проповеднической деятельности, Иоанн Богослов должен был следовать в Малую Азию. Для того, чтобы попасть на место, апостолу предстояло путешествие по морю, чего он безумно боялся. Поэтому, когда все ученики собрались в путь, Иоанн остался с Девой Марией в Иерусалиме, где пробыл до 50-го года. Но в Малую Азию ему все равно прищлось поплыть, и когда это произошло, корабль, на котором плыл ученик Христа, потерпел крушение. Впрочем, никто не погиб, и даже сам апостол, пропавший было без вести, позже оказался чудесным образом вынесен волной на сушу целым и невредимым.


Прибыв в Ефес вместе с учеником Прохором, Иоанн Богослов стал жертвой притеснения местной жительницей Романой. Однако Бог заступился за своих подопечных: очень быстро конфликт был разрешен, а злобная женщина и два спасенных по молитвам апостола мужчины приняли христианское Крещение. По пламенной просьбе Иоанна Господь явил страшные знамения язычникам, бесновавшимся в городе, для обращения их в истинную веру. Это помогло, и тысячи людей покинули лоно язычества. К несчастью, о случившемся, в частности - о разрушении землетрясением, вызванным молитвами апостола к единому Господу, античного храма узнал император Домициан. Он приказал схватить проповедника, а увидев ученика Иисуса лично, приговорил несчастного к смертной казни. Однако не так-то легко оказалось убить человека, находящегося под покровом Божьим. Яд, выпитый апостолом, не возымел на него ни малейшего действия, а кипящее масло в котле, куда бросили Иоанна Богослова после, не причинило вреда телу святого. В итоге Домициан сослал праведника на о.Патмос, решив, что тот бессмертен.


Путь на остров лежал через море. Во время путешествия у Иоанна появилась возможность обратить сопровождавших его стражников к Богу. По молитвам святого был спасен человек, упавший за борт, команда утолила жажду свежей водой, а больной дизентерией исцелился. Видя такие чудеса, стражники хотели отпустить апостола, но тот воспротивился. Тогда они остались рядом с учеником Иисуса на Патмосе на 10 дней, в результате чего приняли святое Крещение и сделались христианами.

В ссылке апостол не прекращал совершать чудеса. Иоанн изгнал из юноши, сына жителя города Флоры, беса, в итоге покрестив самого пострадавшего и всю его семью; разоблачил язычника-волхва Кинопса; воскрешал детей и взрослых из мертвых; исцелял женщин от бесплодия; избавлял от уныния и безверия отчаявшихся. Своими пламенными молитвами он разрушил храмы Диониса и Аполлона на острове и почти всех жителей Патмоса обратил на путь христианства.

Глас с неба

В 96 году сменилась власть: на трон взошел император Нерва, потому как предыдущий правитель был убит. Новый царь не имел желания преследовать христиан и препятствовать распространению их вероучения. Мало того, он освободил Иоанна Богослова, и тот,получив от Господа видение, подготовился отплыть с Прохором в Ефес. Жители Патмоса опечалились, узнав об этом, и обратились к апостолу с просьбой оставить им письменную версию Слова Божия. Так появилось знаменитое на весь мир Евангелие от Иоанна, переданное людям Господом. Святой апостол изрекал, а его спутник записывал послание в течение двух дней. Получилось два экземпляра Евангелия: один они оставили жителям острова, другой взяли с собой.


По Священному Преданию Апокалипсис был записан Прохором со слов Иоанна там же. Этому предшествовал десятидневный пост апостола в молитве и уединении, проживание в пещере. В последней Иоанн Богослов и услышал глас небес о событиях, которые следует ожидать людям в «конце времен». Эта пещера сегодня находится под строениями монастыря Апокалипсиса и является церковью во имя апостола Иоанна Богослова. «Откровение» считается по праву самой загадочной книгой в мире, ведь вся информация в ней зашифрована в образных выражениях и таинственных намеках.

Последние годы жизни и смерть

Итак, святой Иоанн вернулся в Ефес и остановился в доме юноши по имени Домн, которого он когда-то воскресил из мертвых. После апостол много раз был встречаем довольно радушно этим человеком. Иоанн Богослов продолжил путешествовать по городам Малой Азии и проповедовать Слово Божие. Во время этих своих походов он окрестил многих людей.

В конце жизни святой стал еще большим подвижником, чем всегда. Дни и ночи он проводил в глубоком воздержании, отвергая любую пищу, кроме воды и хлеба. Уже в совершенной старости и немощи Иоанн Богослов наставлял епископов, а ученикам своим повторял лишь одно: «Детки, любите друг друга». Надо сказать, он на протяжении всего земного существования учил людей миру, его так и называют сегодня: «апостол любви». В 95 лет святой апостол получил от Бога откровение, из которого узнал, что скоро умрет. Тогда он собрал семерых из учеников, рано утром пошел с ними в поле за город, велел выкопать могилу в виде креста, лег в нее и попросил засыпать себя землей до шеи, а голову покрыть тонкой тканью. Ученики повиновались, попрощались с Иоанном и были отосланы им в город. Вернувшись в Ефес, они сообщили о случившемся жителям-христианам. Те опечалились и захотели увидеть могилу старца. Когда же оказались с учениками на месте, узрели, что та... пуста.