Ирина Афанасьевна Бабикова
Точечный массаж для детей дошкольного возраста

Точечный массаж - один из самых древних методов лечения. Это очень полезная процедура, ведь благодаря воздействию на определенные точки на теле можно изменить состояние здоровья малыша и предотвратить развитие многих заболеваний, остановить болезнь и укрепить иммунитет. Точечный массаж детям родители могут делать самостоятельно, начиная с самых первых дней жизни. В настоящее время точечный массаж для детей в детском саду становится методикой, которая приобретает огромную популярность. Одним из достоинств точечного массажа является то , что методика его проведения довольно проста, он не требует дополнительного оборудования и дорогостоящих приборов.

Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний. Цель комплексов массажа заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей , но и в привитии им чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

Точечный массаж для детей в детском саду - это возможность привить крохе привычку правильного досуга, которые способствует развитию, как речевых навыков, так и разработке мускулатуры.

Основные условия проведения самомассажа для детей :

Не применять слишком активно силу во время надавливания на указанные точки;

Движения должны быть плавными, массирующими ;

Двигаться необходимо в направлении от периферии к центру, то есть от кистей рук к плечу;

Начинать следует с поглаживания, затем переходят к растиранию тела, разминанию и вибрацию, то есть потряхиванию.

Точечный массаж для дошкольников проводится с использованием большого и указательного пальца, которыми надавливают или совершают круговые движения на точки, ответственные за состояние тех или иных органов или систем организма. Длится он всего 2-3 минуты и хорошо воспринимается ребенком. Основные точки находятся на ладонях и стопах человека, плечах и лопатках, голенях и коленях.

Самомассаж головы . Круговой массаж черепа детьми проводится следующим образом : правая ладонь поглаживает правый висок, двигаться при этом необходимо к затылочку. Левой рукой в это время осуществляются массирующие движения на лбу . Все это можно выполнять под стишок :

На комод забрался ежик

У него не видно ножек.

У него, такого злючки,

Не причесаны колючки :

И никак не разберёшь-

Щетка это или ёж?

Точечный самомассаж лица для детей , способствует предотвращению простудных заболеваний, позволяет научиться управлять мимикой лица. Самомассаж выполняется в игровой форме, имитируя работу скульптора. Детей усаживают на стульчик и учат «лепить красивое лицо» :

1. Дети выполняют поглаживание лба, щек, крыльев носа от центра к вискам, мягкое постукивание по коже, как бы уплотняя ее.

2. Указательными пальчиками делают надавливание на переносицу и точки над бровями с вращательными движениями по часовой стрелке, затем против нее по 5 раз.

3. Затем проводят с усилием по бровям и «лепят» щипками брови по направлению к вискам. Можно задействовать точку между бровями «третий глаз» .

4. Затем средними пальчиками поглаживают под глазами (по глазнице) по направлению от внешнего уголка во внутреннему. Делают акцент на точку на внешнем уголке и в центре глазницы, и легко проводят по верхнему веку по направлению к внешнему уголку глаз (глаза закрыты) . Такими способами задействуют слизистую оболочку полости носа (решетчатых образований) и пазух лба, лобные отделы головного мозга, активизируя в них кровообращение, включая также глазное яблоко, для улучшения зрения и стимулирования умственного развития.

5. Указательными или средними пальчиками легко надавливают на крылья носа, проводят их по переносице в сторону носовых пазух, легко подергивают и пощипывают себя за кончик носа. Этим задействуют передние и средние доли гипофиза, слизистые оболочки носа, гайморовых полостей, улучшая в них кровообращение.

6. Затем нужно потереть ушную раковину и прижать точку возле козелка уха для положительного воздействия на орган слуха и вестибулярный аппарат.

Выполняя вышеуказанный комплекс самомассажа можно использовать следующее слова :

«Крылья носа разотри – раз, два, три!

И под носом ты утри – раз, два, три!

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять!

Вытри пот себе со лба – раз, два, раз, два!

Серьги на уши повесь, если есть!

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три!

Сзади пуговку найди, пристегни – раз, два, три!

А сюда повесим брошку, разноцветную матрешку!

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики!

Вы так славно потрудились и красиво нарядились!»

Точечный самомассаж носа для детей является одним из способов лечения заложенности носа и насморка. Он оказывает положительное воздействие на детский организм : стимулирует процесс кровообращения, оказывает укрепляющее влияние на мышцы носоглотки, оказывает тонизирующее воздействие на эндокринную систему.

Чтобы снять неприятные симптомы, необходимо трижды пройтись по указанным ниже точкам, нажимая на них по 10 раз :

Край ноздрей;

Внешние уголки глаз;

Область между бровями (переносица) ;

Точка, немного выше ушной мочки.

Самомассаж для лица и шеи для детей способствует расслаблению мышц. Детей обучают выполнять поглаживание шеи по направлению к области подбородка. При этом они разворачивают плечи и вытягивают шею, держа голову прямо. Выполняют похлопывание по подбородку тыльной стороной ладошки . Надавливают на точку в центре нижней челюсти со стороны подбородка для улучшения кровообращения, обмена веществ, выработки гормонов, так как точка задействует особые образования, контролирующие химический состав крови.

Нажимают точку в центре ключицы над впадинкой для регуляции иммунной системы организма посредством слизистой оболочки нижнего отдела глотки, включая гортань и даже тимус (вилочковую железу) .

Точечный самомассаж рук . Дети должны активно потереть ладошки друг о друга до ощущения тепла, вытянуть каждый пальчик и надавить на него, ногтями одной ручки потереть по ногтям другой («стиральная доска» ) для оказания благотворного воздействия на внутренние органы. Точки на ногтях связаны с сердцем, легкими, печенью и кишечником. Нажимают точку между большим и указательным пальцами (в конце складочки) для нормализации функций всего организма, снятия усталости. Следует потереть всю ручку до плеча, нажимая на мышцы, затем от плеча вниз ладошкой для возбуждения мышц рук и прочистки энергетических каналов.

Точечный массаж ног для детей . Проведенный в игровой форме, точечный массаж ног для детей вызывает у них только положительные эмоции. Сев по-турецки, малыш попеременно должен подтягивать стопы, затем размять пальцы и пятки, выполнить пощипывающие движения, предотвращающие развитие плоскостопия. Затем можно похлопать по пальцам и потереть голеностоп, сделать несколько вращений и потянуть носочки вперед. Чтобы активизировать основные биологически активные центры, расположенные на нижних конечностях, нужно погладить и легко пощипать голени и бедра. Ладонями необходимо похлопывать себя по направлению от лодыжек к бедрам. Затем ножки растирают ребрами ладоней и после – кулачками. Все это время можно приговаривать :

Туки-точки, туки-точки,

застучали молоточки.

Туки-туки-туки-точки,

застучали молоточки.

Туки-ток, туки-ток,

так стучит молоток.

Точечный массаж для детей в стихах в детском саду или дома приносит не только пользу, но и вызывает массу положительных эмоций.

Точечный массаж для детей в детском саду проводится во время игр или после сна. Это способствует повышению защитных свойств дыхательных органов и сердечно-сосудистой системы. Обычно точеный массаж для детей не вызывает у них негативной реакции, малыши делают его с радостью. Никаких проблем с запоминанием текста и движений не возникает, ведь заучиваются они в процессе, представленном в игровой форме.

Чтобы получить ожидаемый результат, точечный массаж в детском саду или во время пребывания малыша в домашних условиях должен проводиться регулярно. Если данная процедура войдет в привычку, организму будет намного легче бороться с различными заболеваниями.

Массаж – один из древних методов целительства. Все мы пользуемся прикосновениями, не подозревая, что это массаж . Ласковое касание живительно для нашего эмоционального и физического благополучия.

Чтобы малыш был здоровым физически и благополучен психологически, врачи рекомендуют ежедневно делать общий массаж. Полезным дополнением для будет точечный массаж. Восточная техника основана на целенаправленном раздражении активных точек тела, которые связаны с органами и системами.

Приемы детского точечного массажа:

  • поглаживание кожи;
  • легкое растирание;
  • энергичное разминание;
  • легкое давление.

Перед массажем определитесь с силой воздействия. Для этого попробуйте сделать самомассаж. Примерно такие же ощущения будут и у малыша.

Главное условие проведения точечного массажа – хороший настрой у ребенка. Если малыш спокоен, гулит и улыбается, значит ему комфортно, и можно продолжать сеанс. Для ребенка массаж должен восприниматься как игра. Отложите процедуру, если кроха капризничает и беспокоится.

Кожа ребенка очень тонкая, поэтому для массажа лучше использовать специальное масло или, наоборот, присыпку. Недостаточно жирный крем дает нежелательное сцепление с кожей. Из-за чего придется прикладывать больше усилий во время движений, скорее всего, малышу будет это неприятно.

Во время воздействия на активную точку нужно аккуратно надавливать на поверхность кожи ребенка, вращая большим пальцем или ладошкой по кругу. Можно делать движения вперед – назад. Целый сеанс точечного массажа рекомендуется проводить малышу дважды в неделю.

Правила точечного массажа для детей

  1. Грудь ребенка растирается очень осторожно, обходя соски, по направлению сверху вниз. Прием укрепляет иммунитет и благотворно влияет на легкие. Делаем 20 повторений.
  2. На области живота используем прием растирание, двигаемся по часовой стрелке. Так стимулируются процессы пищеварения, улучшается отхождение газов и нормализуется сон. Повторить 30 раз.
  3. Находим точку между бровками, располагаем на ней большой палец правой руки и двигаемся по направлению к волосам – вверх, тут же ставим большой палец левой руки в ту же точку и проводим снизу вверх. Так попеременно делаем 50 раз. Прием успокаивает ребенка, помогает ему уснуть и улучшает развитие мозга.
  4. Чтобы малыш быстрее уснул, поглаживайте большим пальцем от пятки к пальчикам и обратно спиралевидными движениями вдоль подошвы по 50 раз.
  5. Сжимаем аккуратно кожу на попе большим и указательным пальцем, немного оттягиваем складочку вверх на 2 см, прокатываем и отпускаем. Такой прием стимулирует иммунитет и благотворно влияет на развитие внутренних органов.
  6. Поглаживаем большим и указательным пальцами шейку малыша сзади. Двигаемся от центра шеи к ушкам, разминаем точки за ушками по кругу. Делаем 50 повторений. Прием повышает иммунитет и предупреждает близорукость.
  7. Большие пальцы рук устанавливаем в центре запястий ребенка и делаем растирающие движения в стороны, по 50 раз. Так мы уравновешиваем энергию в организме.

С самого рождения малышам рекомендуется делать массаж. Это очень важно для . Но, если у вашего ребенка есть заболевания, требующие профессионального подхода, нужно обратиться к специалисту. Общий и точечный массаж в домашних условиях не может заменить лечебных сеансов.

Точечный массаж для детей - это комплекс мануальных мероприятий, направленных на прямую активизацию «жизненных» точек организма для улучшения работы опорно-двигательного аппарата и отдельных органов организма ребенка.

Технология точечного массажа известна еще с древнейших времён - её использовали античные и китайские лекари. Основной принцип здесь - воздействие на определённые точки на теле, отвечающие за работу органов и целых систем.

Альтернатива классическому лечению

Точечный массаж для детей относится к нетрадиционной медицине и подразумевает безлекарственные формы борьбы с недугами и профилактику разнообразных заболеваний. Корни техники зародились в Древнейшем Китае и основаны на учении об энергии Ци - основополагающей силе всего живого.

Первые трактаты, в которых описывалась данная технология, датированы 2000-ными годами до нашей эры. Древние лекари верили, что на энергетический поток можно воздействовать напрямую, активизируя отдельные точки на поверхности тела.

Современные альтернативные исследования показывают, что все описанные 365 точек, описываемых в манускриптах, в действительности обладают рядом особенностей, в частности высоким электропотенциалом, чувствительностью, температурой, а также малым электрокожным сопротивлением и увеличенным поглощением кислорода, эпителием.

Для чего нужен?

Утверждают, что регулярный массаж специфических точек заряжает чадо положительной энергетикой, повышает иммунитет, а также помогает преодолеть проблемы с отдельными органами, а также системами, в том числа опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, эндокринной и т. д.

Кроме этого, точечный массаж помогает нормализовать работу всего организма, а также является комплексным альтернативным средством профилактики разнообразных болезней.

Естественно, полностью владеть технологией такого массажа и знать абсолютно все энергетические точки, может только профессиональный массажист, однако в домашних условиях можно освоить самые простые упражнения, не требующие особых знаний и специализации.

Как делать точечный массаж?

Прежде чем начинать основные мероприятия, следует знать о противопоказаниях: ребенку нельзя делать точечный массаж, если у него повышена температура, повреждена кожа либо в массажной зоне расположены доброкачественные или злокачественные образования - прыщи, бородавки и родинки.

Лучше всего производить сеансы в то время, когда малыш чувствует себя хорошо, спокоен и не голоден. При этом постарайтесь совместить процедуры с игровыми действиями, общайтесь с чадом, пойте ему песенки, комментируйте действия в шутливой форме.

К основным мануальным приёмам при проведении точечного массажа, относят глубокие надавливания на точки пальцами, обычные нажатия на области подушечкой пальца или ладонью, а также легкие касания и поглаживания. При этом старайтесь воздействовать на точки аккуратно и направлять основное усилие перпендикулярно поверхности. Используйте также вибрационные и вращающие движения по горизонтальной стрелке, поглаживайте в доступном выбранном темпе, но не изменяйте его, совершая манипуляции непрерывно. Если производите манипуляции в быстром ритме, то массаж будет тонизирующим, если же в медленном - то успокаивающим.

Продолжительность манипуляции в конкретной области - около одной минуты. Ежедневно необходимо производить как минимум два сеанса массажа. Если есть возможность, перед манипуляциями наносите на руки детский крем, чтобы они могли легко скользить по телу малыша.

Базовые упражнения при лечении точечным массажем

  1. Для дыхания. Для улучшения и нормализации дыхания, равномерно растирайте малышу грудную клетку сверху вниз. Количество манипуляций - около двадцати.
  2. Для ЖКТ. Совершайте ряд круговых растираний в области животика по часовой стрелке - это помогает избавиться от газиков и стимулирует пищеварение. Количество манипуляций - 20–25.
  3. Для нижних конечностей. Положите ребенка животом вниз. Совершайте растирания от бедра к пятке и назад - по десять манипуляций. Берите ножку малыша в «кольцо» указательным и большим пальцами и совершайте обхваты с щиколотки и до основания ноги (несколько «проходов» туда и обратно).
  4. Общеукрепляющее. Начинайте массировать ручку малышу, начиная с центра запястья и по направлению к пальцам, растирающими движениями по сторонам (в виде лучей Солнца). Достаточно пяти десятков манипуляций с каждой рукой.
  5. Для развития мозга. Большими пальцами делайте аккуратные скользящие надавливания снизу вверх от межбровной тонки на голове малыша до линии волос. Необходимо совершать два подхода по 25 раз.
  6. Против простуды. Разместите одну руку на лбу малыша, второй при помощи указательного и большого пальцев, массируйте шею ребенку сзади. Далее начинайте разглаживать шею от середины к ушам при помощи всех пальцев. Последний этап - массирование точек за ушами при помощи круговых движений. Всего данный комплекс повторяем три раза пятнадцать манипуляций.
  7. Для нормализации работы нервной системы. При помощи большого пальца, легко поглаживайте подошву ноги малыша, следуя по центральной продольной линии от пятки до пальчиков, спиральными движениями. Всего пять проходов туда и обратно.
  8. Активизация иммунитета и работы мочеполовой системы. Оттяните немного указательными и большими пальцами кожу на ягодичках малыша и прокатите её от начала ног до спины. Всего пять подходов по 2 раза.


Совершенствуйте свои познания в точечном массаже: или запишитесь на специальные курсы, где вам расскажут обо всех основных энергетических областях на теле человека. Лечитесь и занимайтесь профилактикой болезней в домашних условиях без медикаментов!

Видео

Как правильно делать точечный массаж при насморке?

Точечный массаж при кашле

Советы родителям: точечный массаж для укрепления иммунитета

Детский точечный массаж при гипертонусе

Новорожденный ребенок, несмотря на кажущуюся слабость, уже обладает мощной защитой от различных вирусов. Защиту эту он получил от матери в виде антител. Мощный приток здоровья осуществляется через грудное вскармливание, поэтому в первые месяцы жизни малыши редко болеют простудными заболеваниями. Но наступает пора становления собственной иммунной системы, и вот тут важно позаботиться, чтобы методы оздоровления были наиболее эффективными для вашего ребенка.


Все знают, что любые методы закаливания необходимо проводить постепенно, чтобы не нанести вреда малышу. Ребенка нужно предварительно подготовить к закаливающим процедурам. Специалисты рекомендуют сделать это с помощью массажа. Наиболее популярным сегодня является точечный массаж биологически активных точек организма по системе профессора Аллы Алексеевны УМАНСКОЙ.


Суть метода заключается в воздействии пальцами на 9 биоактивных точечных зон на теле малыша. Эти точки - как кнопки на пульте, управляющем всем организмом. Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.


Прежде чем приступить к точечному массажу по данной методике, ответьте на эти вопросы:


1. Хватит ли у вас терпения ежедневно, на протяжении долгих месяцев делать этот массаж своему ребенку?


2. Всегда ли вы найдете для этого время ?


Если хоть один из вопросов заставил вас призадуматься, значит, этот метод не для вас. Да, результаты его применения просто поразительные: массаж помогает вылечить многие болезни, ребенок просто перестает болеть, становится значительно спокойнее, лучше спит и ест, быстрее развивается физически. Но метод действует только при регулярном применении. Если вы будете то начинать, то бросать, только дезорганизуете иммунную систему малыша. Точечный массаж должен войти в привычку, как, например, умывание по утрам.


Если же на все вопросы вы без колебания ответили «да», то ваша решимость всерьез заняться развитием вашего малыша вызывает уважение. Вам остается только изучить приемы и прочитать рекомендации А.А.Уманской.







Точка 1 - область всей грудины, которая связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кроветворение.


Точка 2 - связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, а также тимусом (вилочковой железой), регулирующим иммунные функции организма.


Точка 3 - связана с особыми образованиями, контролирующими химический состав крови и одновременно повышающими защитные свойства слизистой оболочки глотки и гортани. Массаж этой точки улучшает кровообращение, обмен веществ, выработку гормонов.


Точка 4 - связана со слизистой оболочкой задней стенки глотки, гортани и верхним шейным симпатическим нервным узлом. Массаж этой точки активизирует кровоснабжение головы, шеи, туловища.


Точка 5 - расположена в области 7 шейного и 1 грудного позвонка. Она связана со слизистой оболочкой трахеи, глотки, пищевода, а главное - с нижним шейным симпатическим нервным узлом. Массаж этой точки способствует нормализации деятельности сосудов, сердца, бронхов, легких.


Точка 6 - связана с передней и средней долями гипофиза. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовых полостей, а главное гипофиза. Дыхание через нос становиться свободным, насморк проходит.


Точка 7 - связана со слизистой оболочкой решетчатых образований полости носа и лобных пазух, а также с лобными отделами головного мозга. Массаж этой точки улучшает кровообращение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных отделов головного мозга. Улучшается зрение, стимулируется умственное развитие.


Точка 8 - массаж этой точки, расположенной в районе ушных козелков, положительно воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат.


Точка 9 - массаж этой зоны на кистях рук нормализует многие функции организма, т.к. руки человека через шейные отделы спинного мозга и определенные области коры больших полушарий связаны со всеми вышеперечисленными точками.

МЕТОДИКА

Как воздействовать на биоактивные точки


Надавите на кожу подушечками одного или нескольких пальцев. Более слабое воздействие - для профилактических целей, максимальное - в лечебных. Затем сделайте вращательные (как бы ввинчивая шуруп) движения - 9 раз влево, и столько же вправо - и переходите к следующей зоне. Можно начать считать «раз и два, раз и два»- это именно тот диапазон, в котором работает наша вегетативная нервная система.


Симметричные зоны 3 и 4 массируют иначе. Для этого одновременно двумя руками делают растирающие движения пальцами (всегда сверху вниз!) от задней к передней поверхности шеи.


Другие симметричные зоны (6, 7, 8) тоже массируйте одновременно.


Порядок воздействия


Воздействовать на биозоны надо в определенном порядке . Всегда начинайте с зоны 1, после чего последовательно переходите к зонам 2, 3 и т.д. Менять их местами нельзя, иначе эффект от ваших занятий будет неполным. Каждая система организма должна своевременно «включиться» для того, чтобы воздействовать на остальные органы и системы.


Наиболее проблемные зоны надо массировать чаще. Для того, чтобы их обнаружить, проведите обследование тела малыша: Осторожно, очень нежно нажмите области грудины, шеи, лица. позвоночника, ягодиц, рук и ног ребенка. Если ребенок никак не реагирует на прикосновения, то есть ведет себя как обычно, спокойно, тогда можно предположить, что в этой области все в порядке. Если же ребенок плачет, старается увернуться, то не нужно прилагать усилий. Достаточно легко дотрагиваться до той или иной зоны, чтобы понять, действительно ли она более чувствительна, чем соседние. Тогда особое внимание при массаже - ей, пока по реакции малыша не поймете, что боль прошла.



  • Перед тем как приступить к занятиям с ребенком, необходимо немного подготовиться: остричь ногти, вымыть тщательно руки, смазать питательным кремом и согреть их.

  • Прежде чем применить методику к вашему малышу, попробуйте ее сначала на себе.

  • Начать точечный массаж можно уже на 3-й день после рождения. По мере роста ребенка вовлекайте его в участие в процедуре. Уже с 3-месячного возраста прикладывайте детские пальчики к биозонам на грудке, шейке, возле носика, ушек и вместе массируйте их, считайте вслух. Если следовать этой рекомендации, малыш уже в 7-8 месяцев сможет воздействовать на свои биозоны самостоятельно! Начать массаж никогда не поздно, и если ваш ребенок подрос, одновременно с массажем читайте ему стихотворение, которое сочинила Алла Алексеевна. Такое сопровождение сделает процедуру увлекательной игрой.






На лесной опушке
Собрались зверушки.
Кошка всем на удивленье
Написала объявление:


"Что такое вирус гриппа,
Как сберечься от бронхита
Приходи и стар и мал!
Всем урок здоровья дам!"


Прилетели тут сороки
Затрещали белобоки.
А одна сидит, молчит:
Горлышко ее болит.


Заревел медведь в берлоге.
Стар он стал. Ворчит в тревоге:
"Что там кошка может дать?"
Но боится опоздать.


Вот пришла лиса с лисенком,
Еж с ежихою, крот с кротенком.
Приползла едва лягушка:
Так болит сегодня ушко!


Нос не дышит у слоненка.
Кашель мучает мышонка.
Ломит тело у моржа.
Болят ноги у ежа.


"Научи нас, тетя кошка,
Помоги нам хоть немножко!"
Кошка вывела котят,
Посадила чинно в ряд.


Спину выгнула дугой
И тряхнула головой.


Расскажу я вам, зверята,
Как ведут себя котята,
Чтоб не киснуть, не болеть,
А весь день играть и петь.


Все мы знаем, как полезно
Бегать, прыгать и нырять,
Кувыркаться, обливаться
И под солнцем загорать.


Почему же в самом деле
Летом мы лежим в постели?
Нос не дышит, ломит тело,
Кашель душит то и дело,


Голова болит и ушки,
И не радуют игрушки
И пирожное "безе".
Одолела нас простуда
Под названьем ОРЗ.


И летят, летят недели,
Ну а мы лежим в постели
Потому что, к сожаленью,
Появилось осложненье.


В сердце шум, в суставах боли,
Тут заплачешь поневоле.
Что такое ОРЗ?
Знают, видимо, не все.


В нашем мире царство есть,
Жителей его не счесть:
На земле и там и тут
Вирусами их зовут.


И опасны, и коварны,
И невидимы они,
Очень маленьки, но всюду:
На земле и под водой,


В небесах, за облаками,
У тебя и твоей мамы,
И у тети, и у дяди,
И у деда с бородой.


Ежедневный, ежечасный,
Очень страшный и опасный
С ним идет незримый бой.


Кто же с вирусом воюет,
Кто здоровье сторожит
День-деньской и ночь не спит?


Будь любезна, тетя кошка,
Расскажи нам хоть немножко
Это что ж за сторожа,
Что они в нас сторожат?


Не легко вам отвечать.
Чтобы правильно понять,
Надо с азбуки начать,
А ее, как говорится,
Надо всем нам создавать.


Чтобы каждый мог учиться,
Быть здоровым, не болеть,
Надо этого, зверята,
Очень сильно захотеть.


Но продолжим наш урок!
Сядь-ка ближе, мой дружок
Вы представьте, наше тело - Это целая страна.


Состоит оно из клеток.
Клетки — это города.
Каждый город сторожит
Клетка крови — лимфоцит.


И у каждой, мой дружок,
Есть на коже свой звонок!


Организм наш очень сложный,
Надо быть с ним осторожным.
Если с детства ты ленив,
Много ешь, весь день сонлив,


Редко делаешь зарядку,
Организм твой не в порядке.


Лимфоцит твой чуть живой:
Полусонный и больной
Охраняет город свой.
Ну, какой он часовой?


Спит на службе день-деньской!


Страшный вирус в клетку входит,
Все владения обходит.
Видит, все тут мирно спят,
Можно строить вирусят.


Сотни, тысячи, миллион.
Вот и снова он силен.
Собирает свою рать,
Начинает воевать.


Потому-то очень важно
С ним борьбу вести отважно,
Чтоб на киснуть, не болеть,
Жить, любить, плясать и петь,


Кувыркаться, обливаться
И под солнцем загорать.
Всю неделю маме с папой
По хозяйству помогать!


Но ворчат уже зверята:
"Говоришь ты непонятно".
И волнуется медведь:
"Научи, как не болеть!".


Мы все разные, но все же
Есть у нас одно и то же.
Есть глаза, и рот, и уши.
Помолчи, сорока, слушай!


Чтобы вирус побеждать,
Надо с детства твердо знать:
Если клетка заболела,
Шлет она сигналы смело.


И на коже от звоночков
Появляются кружочки.
Если надавить кружочек,
Боль появится, дружочек!


Ты не бойся, не зевай,
Клеткам быстро помогай!


Удивляются зверята:
"Это как же так, ребята?
Как могу себе помочь?
Как прогнать болезни прочь?"


Вы не хотите болеть никогда?
Отвечают зверята: "Да, да, да! "


Только обязательно
Слушайте внимательно.
Я открою вам секрет:
Сложного в учебе нет.


Кашель, насморк и отит
Лечит пальчик-Айболит.
Лисоньки и зайчики,
Приготовьте пальчики!


Ищем пальчиком кружочек,
Нажимаем на звоночек,
Девять раз вращаем влево,
Выгоняем вирус смело.


Девять раз вращаем вправо,
Удирает вирус! Браво!
Раз, два, три, да раз, два, три — Прочь бегут от нас враги.


Только обязательно
Делать все старательно.


Этот пальчик-Айболит
Нас излечит, исцелит
От бронхита, трахеита,
Ларингита и ринита.


Здесь от кашля, здесь от боли.
Дышит нос слоненка Коли.
Ушки слышат, ножки пляшут.
Хорошо зверятам нашим!


Дружно, весело живут,
Песни звонкие поют.


Проверяй все по порядку,
Делай сам массаж-зарядку


Не болит кружочек твой,
Веселись, пляши и пой.
Солнце, воздух и вода,
Пальчик твой — твои друзья.


Утром, вечером и днем
Нужно помнить об одном:
Если делаешь массаж,
На посту всегда твой страж.


Первый начался урок.
Дайте, дети, только срок.
Соберемся, знаю я,
на второй урок, друзья.

Подготовила Арина Митрофанова

Уважаемые читатели!



Утро, вы только что проснулись. Потрите сразу же ладонь о ладонь, чтобы как следует их разогреть. Потеплели руки, побежала по ним кровь - можно приступать к массажу. Начинайте в соответствии с нумерацией точек - первая, вторая и так далее. Массаж выполняется таким образом: кончиком указательного или среднего пальца надавите на участок кожи в зоне нужной точки до появления незначительной болезненности. Затем делайте девять вращательных движений по часовой стрелке и девять - против. Продолжительность воздействия на каждую точку - не менее 18-20 секунд. Интенсивность воздействия постепенно увеличивайте.

Симметричные зоны 3 и 4 массируют иначе: делают растирающие движения пальцами сверху вниз, от задней поверхности шеи к передней, одновременно двумя руками. Это, в частности, активизирует работу щитовидной железы, что является важным моментом: сегодня на наш организм - впрочем, как и на детский - из-за катастрофически ухудшающейся экологической обстановки ложится непомерная тяжесть, нагрузки возрастают, и для того чтобы противостоять им, нужно, чтобы лучше функционировала именно щитовидная железа.

Заодно проделайте разогревающие движения по верхней части груди: ладонью правой руки от левого плеча к правой подмышке и левой - от правого плеча к левой подмышке. Другие симметричные зоны - точки шесть, семь и восемь - массируйте тоже одновременно обеими руками.

Сделали массаж себе - принимайтесь за сына или дочку. В общей сложности на две процедуры у вас уйдет не больше пятнадцати-двадцати минут, а пользу принесете себе и ребенку большую: хорошо размяв эти участки тела, вы таким образом быстро мобилизуете защитные силы организма.

Если вы обнаружили у себя или у ребенка точки с повышенной или резко пониженной болевой чувствительностью - это сигнал о неблагополучии в организме. Например, если подобное проявилось при массаже точки 1 - возможны «поломки» в системе кроветворения, а также воспаления трахеи и бронхов; если в области второй зоны - у вас непорядок с иммунитетом, и так далее. Значит, эти точки нужно дополнительно массировать через каждые сорок минут до полной нормализации чувствительности.

Лучше всего точечный массаж делать не только по утрам, но еще днем (если есть такая возможность) и вечером, то есть не реже чем через каждые пять-шесть часов. Утром для быстрой активизации организма нужно оказывать более сильное давление на кожу. Перед сном воздействие осуществляйте легкими, спокойными, неинтенсивными движениями, и хорошо бы в сочетании с дыхательной гимнастикой. Кстати, такой массаж в вечернее время прекрасно подготавливает ребенка ко сну.

Очень важный совет: если, например, в семье есть больные гриппом или произошел случайный контакт с гриппозным больным на улице, в транспорте, в гостях, необходимо количество сеансов массажа увеличить - проводить их через каждые два-три часа. Это значительно повышает иммунитет, и, следовательно, намного меньше вероятность, что ваш ребенок и вы сами заболеете.

Точечный массаж противопоказан только тогда, когда в области зон массажа есть гнойничковые поражения кожи, а также родинки, бородавки, новообразования.

Пальчиковый массаж

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

(шагают по столу пальчиками)

Петрушку и свеклу, ох!

Тут овощи спор завели на столе:

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

(изобразить как моют руки)

Петрушка иль свекла? Ох!

(загибают пальчики, вытирают лоб на «Ох»)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

(Указательным пальцем правой руки

«резать» по ладошке левой)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу, ох!

(загибают пальчики, вытирают лоб на «Ох»)

Накрытые крышкой в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(Положить ладошки одну на другую на стол или на колени)

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла, ох!

(загибают пальчики, вытирают лоб на «Ох»)

И суп овощной оказался не плох!

(круговые движения ладони по животу)

Ю.Тувим.

Пальчиковая гимнастика «Яблонька»

Яблонька, яблонька, где же твои яблочки?

(пальчики вверх, пошевелить - будто веточки)

Заморозил их мороз? (кулачки)

Или ветер их унес ?(Плавные движения кистями)

Или молния спалила? (закрыть глаза ладошками)

Или градом их побило? (постучать подушечками

пальцев по столу)

Или птицы поклевали? (изобразить, как птиц

клюют зернышки со стола)

Не морозил их мороз, и не ветер их унес.

(Повторить все движения по порядку)

Не спалило их огнем,

града не было с дождем,

Птицы их не поклевали…

Дети оборвали! (Показать круглые ладошки,

будто в них лежит яблочко)

МОЯ СЕМЬЯ

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это мама,

Это я,

Это бабушка моя.

Это папа,

Это дед,

И у нас разлада нет!

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом в определенной последовательности сгибать пальцы, начиная с безымянного.

****

НАШИ ПАЛЬЧИКИ

Этот пальчик – в лес пошел,

Этот пальчик – гриб нашел,

Этот пальчик – занял место,

Этот пальчик – ляжет тесно,

Этот пальчик – много ел,

Оттого и растолстел.

Поочередно загибать пальцы руки.

ЗМЕЙКА

Посмотри-ка, друзья,

У меня живет змея!

По дивану, по кровам

Может ползать тут и там.

Хоть и нет у змейки ножек,

Очень быстро по дорожке,

Широко открыв свой рот

За лягушками ползет.

Нет у этой змейки глаз

И поймала в этот раз

Не лягушек, не стрекоз,

А ребеночка за нос!

Одна рука – «змея». Пальцы сомкнуты. Медленно вращаем кисть руки. Выполняем рукой медленные волнообразные движения. «Змея» ползет по дорожке, первый палец отведен вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии тексом). Затем змея хватает за нос партнера по игре. Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

Подготовительный этап.

Дети растирают ладони до приятного тепла.

Основная часть

Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.

Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами.

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю»,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом себе утри – раз, два, три

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять

Вытри пот теперь со лба – раз, два

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три

Сзади пуговку найди и застегни

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.

А сюда браслетики, красивые манжетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.

Вот как славно потрудились и красиво нарядились

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть