Все знают, что люди бывают либо не слишком чувствительными- «толстокожими», либо, наоборот, впечатлительными, восприимчивыми, отзывчивыми,- «тонкокожими». Американский психолог Эрнст Хартман, изучая эту особенность, ввел в науку понятие «границы психики». Они защищают нашу психику при столкновении с происходящим вокруг. При общении с людьми мы неосознанно передвигаем наши границы: одних держим на расстоянии, других приближаем к себе. Люди очень отличаются друг от друга по крепости защитных барьеров. Одному - хоть кол на голове тени, а другому, чтобы «достать» его, достаточно и взгляда. Интересно, что выявить такие особенности можно очень рано - с момента, когда ребенок осознал себя (в возрасте 3-4 лет). Зато с годами у всех людей границы психики становятся крепче, или, если угодно,- «кожа толще». Примечательно, что психика женщины более проницаема и менее защищена, чем мужская. Прочитай внимательно 20 утверждений из теста Хартмана. С какими из них ты согласна и насколько?

Метод «Все врут» [Манипулируем реальностью – техники доктора Хауса] Кузина Светлана Валерьевна

Как узнать: вы – «толстокожий» или «тонкокожий» ?

Существует множество классификаций характера человека по его психологическим особенностям. Еще одну классификацию предложил недавно американский психолог Эрнст Хартман. Он оформил в научных терминах то, что на бытовом уровне и так было известно каждому из нас: есть люди «толстокожие», а есть и «тонкокожие». Хартман вводит понятие «границы психики». Эти границы, отделяющие человека от внешнего мира, могут быть тоньше или прочнее. В наших ежедневных взаимодействиях с другими людьми мы постоянно передвигаем свои границы, держа партнера на расстоянии или позволяя ему подойти поближе. Но границы психики охраняют ее и от неодушевленных предметов и явлений окружающего мира. Люди с тонкими барьерами часто могут чувствовать себя как бы растворяющимися в природе.

Составив специальный вопросник-тест на толщину психологических границ, Хартман обследовал с его помощью более двух тысяч человек. Он пришел к некоторым общим выводам. Люди значительно различаются по толщине своих защитных барьеров. У одних эти барьеры очень проницаемы, до других все доходит, как через стену. Причем это относится даже к остроте восприятия сигналов от органов чувств. Например, те, кто по результатам теста имеет тонкие психические границы, чаще страдают от громких звуков и яркого света. Психика женщин, как правило, менее защищена, чем психика мужчин. Люди с тонкими барьерами более мнительны, у них чаще бывают интересные, яркие, запоминающиеся сны. Люди с более плотными границами психики легче вступают в брак, но получают меньше наслаждений от его плотских радостей. У всех нас «кожа» с возрастом утолщается.

Люди с тонкими границами психики часто бывают творческими личностями, они склонны менять свои взгляды под влиянием опыта. У них часто и без явных причин меняется настроение. Это не обязательно психически неустойчивые личности, и они не более других подвержены психическим болезням, но иметь очень тонкие барьеры может быть довольно опасно для душевного равновесия. С другой стороны, личность со слишком толстыми границами психики часто испытывает затруднения в контактах с окружающими.

Различия по этому признаку проявляются довольно рано. Многие люди с тонкими границами говорят, что у них это с самого рождения, точнее, с того момента, как человек осознал себя. Исследования показали, что выявить такие особенности удается уже в возрасте 3–4 лет. Но многое зависит и от жизненного опыта. «Тонкокожий» человек может со временем укрепить свои границы, защищаясь от внешнего мира. Сеансы психотерапии или психоанализа могут постепенно изменить защитные качества. Но, как правило, люди обычно бывают довольны своим складом психики и не хотят его менять. Действительно, и у «тонкокожих», и у «толстокожих» есть свои преимущества и недостатки, и к ним можно привыкнуть. Зато «тонкокожие» смотрят на «толстокожих» как на туповатых и скучных, а те полагают, что «тонкокожие» – странные типы, чудаковатые и даже с сумасшедшинкой.

Попробуйте на себе тест Хартмана. Он состоит из 18 утверждений, и вы должны оценить верность каждого утверждения по отношению к себе по шкале из пяти баллов: от одного («совершенно неверно») до пяти («это полностью относится ко мне»). Двойка означает «скорее неверно, чем верно», тройка – «иногда», четверка – «скорее верно, чем неверно».

1. Мои чувства незаметно перетекают одно в другое.

2. Мне очень легко вспомнить свои детские чувства.

3. Меня легко обидеть или задеть.

4. Много времени у меня уходит на мечты и фантазии.

5. В художественной литературе, театре и кино я предпочитаю четкие сюжеты, имеющие определенное начало, середину и конец.

6. Хорошей организацией можно назвать только такую, в которой все четко представляют себе свои обязанности и ясно, кто за что отвечает.

7. Всему есть свое место, и все должно быть расставлено по своим местам.

8. Излишняя близость с другими людьми иногда меня пугает.

9. Хорошие родители – всегда немножко дети.

10. Я легко могу представить себя каким-нибудь животным.

11. Когда что-нибудь случается с близким мне человеком или моим другом, я чувствую себя так, словно это случилось со мной.

12. Берясь за какую-то работу, я не люблю связывать себя планом действий, а во многом следую интуиции.

13. Персонажи моих снов часто переходят один в другой, оказываются другими людьми.

14. Часто мне кажется, что на меня влияют посторонние, таинственные силы.

15. Невозможно провести четкие границы между нормальными людьми и людьми с психологическими проблемами, невротиками и просто сумасшедшими.

16. Я – человек приземленный, практичный, реалист.

17. По характеру я мог бы быть поэтом, художником, артистом.

18. Иногда мне слышится, будто кто-то зовет меня по имени, но, оглянувшись, я не нахожу никого.

Для того чтобы оценить прочность границ своей психики, произведите несложные подсчеты. Надо сложить все баллы по всем 18 пунктам, кроме 5, 6, 7 и 16. Баллы этих четырех вопросов надо считать наоборот: 1 за 5, 2 за 4, 4 за 2, 5 за 1. При таком перевороте 3 балла как средняя точка шкалы так и остаются тремя баллами.

Результаты: средний человек набирает обычно 35 баллов, если у вас 50 и более – ваши барьеры слишком тонки, 20 и менее – слишком толсты.

Из книги Курс начинающего лжеца от А до Я автора Кузина Светлана

Как узнать: вы – «вампиp» или «донор»? Психологи советуют, как вычислить и обезвредить энергетического «вампира», общение с которым многих выбивает из колеи.– Почему с одним, даже малознакомым, человеком мы готовы разговаривать часами о сокровенном, а с другим – близким

Из книги С чего начинается НЛП автора Бакиров Анвар

Часть 1. Как узнать НЛПера Философия НЛП Философия и психология - это просто языки разного уровня. Психолог - это мудрый практик, который, не взлетая высоко, разжевывает философию применительно к житейской конкретике. А философ - это мудрец, который по поводу самых

Из книги Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста автора Козлов Николай Иванович

Как узнать свое счастье Человек просто не создан для счастья, как бегемот для полета! Несчастный человек Дрюша Счастлив ли? В разное время на этот вопрос отвечал по-разному, но всегда - отрицательно. Честный М. Жванецкий Я вам буду рассказывать историю, а вы глядите на

Из книги Говорить «нет», не испытывая чувства вины автора Шейнов Виктор Павлович

Манипуляция «Толстокожий» Покупатель желает вернуть ранее купленный товар. Продавец объясняет, что не имеет права его принять: это решает товаровед. Покупатель идет к товароведу. Объясняет подробно, как все получилось. Товаровед отвечает, что они не могут принять,

автора Кузина Светлана Валерьевна

Как узнать: вы – «вампир» или «донор»? Психологи советуют, как вычислить и обезвредить энергетического «вампира», общение с которым многих выбивает из колеи.– Почему с одним, даже малознакомым, человеком мы готовы разговаривать часами о сокровенном, а с другим – близким

Из книги Метод «Все врут» [Манипулируем реальностью – техники доктора Хауса] автора Кузина Светлана Валерьевна

Как узнать: вы – «толстокожий» или «тонкокожий» ? Существует множество классификаций характера человека по его психологическим особенностям. Еще одну классификацию предложил недавно американский психолог Эрнст Хартман. Он оформил в научных терминах то, что на бытовом

Из книги Метод «Все врут» [Манипулируем реальностью – техники доктора Хауса] автора Кузина Светлана Валерьевна

Итак, что можно узнать… По коже лица и телаПо китайскому учению, цвет кожи является барометром самочувствия человека в данный момент и показателем здоровья. Вот, например, что говорят китайские целители о розовощеких людях: «Здоровье у них в норме: все органы хорошо

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Как узнать мир получше – Какой телефон у Иванова? – Не помню. – Ну, хоть приблизительно… Для решения любой задачи расплывчатое знание ничего не дает. Как же сделать первый шаг к точному знанию?Здесь таится самая распространенная ошибка. Большинство людей, столкнувшись

Из книги Интим. Женский взгляд. Как получать удовольствие от… автора Мириманова Екатерина Валерьевна

Узнать себя 1. Сколько у вас было партнеров?а) один-триб) менее 10в) более 10г) после первых 30 я сбилась со счету2. Как часто вы испытываете оргазм во время секса?а) никогдаб) почти никогдав) достаточно частог) всегда3. Довольны ли вы своей сексуальной жизнью?а) сексуальная

автора

О чем можно узнать Подсознание - это вы сами, поэтому не пытайтесь получить через подсознание информацию о других людях (где находятся, о чем думают, чем болеют и т. д.) - ответ вы получите, но достоверность будет очень низка. Многократные эксперименты на эту тему

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Как узнать про истинность цели Как можно узнать, является ли цель для вас истинной либо надуманной, навязанной другими людьми или внешними обстоятельствами? Какой ранг она имеет в вашей системе ценностей?Для этого можно воспользоваться следующим приемом.Ниже приведен

Из книги Избавляемся от вредных привычек автора Ланц Карл

7.2. Как узнать, шопоголик ли вы Ониомании в большей степени подвержены женщины. Это вполне объяснимо, ведь с одной стороны, они более подвержены стрессам, с другой – им хочется выглядеть модно и красиво. Нет ничего страшного в том, что время от времени вы будете баловать

Из книги Как говорить с сыном. Самые сложные вопросы. Самые важные ответы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Как узнать, заразился ли я? ЭТО ВАЖНО! От заражения до появления первых признаков болезни может пройти от одного дня до недели. Но иногда инфекция может прятаться в организме в течение нескольких месяцев и проявиться только, если иммунная система ослабнет. Ты можешь

Из книги 50 упражнений, чтобы научиться отказывать автора Брекар Франс

Чтобы узнать больше Laurie HAWKES, Le Cours de notre vie, ?ditions La M?ridienne-Descl?e de Brouwer, 2007.France BR?CARD et Laurie HAWKES, Le Grand Livre de l’analyse transactionnelle, ?ditions Eyrolles, 2008.?ric BERNE, Que dites-vous apr?s avoir dit bonjour? ?ditions Tchou, 1977 / Эрик БЕРН. Что вы говорите после того, как сказали «привет», или Психология человеческой судьбы, Рипол

Из книги 50 упражнений для успешного начала года автора Девьен Эмили

Чтобы узнать больше Жак Регар – специалист в вопросах личностного развития, также выступает в роли консультанта по управлению отношениями. Книги Регара можно найти на сайте: www.jacques-regard.com50 упражнений, чтобы вновь найти свое счастье50 упражнений, чтобы больше не терпеть

Из книги 50 упражнений для развития способности жить настоящим автора Левассер Лоранс

Чтобы узнать больше Andr? C., «? la recherche du bonheur», Sciences humaines, hors-s?rie n° 7, p. 72–73, 2008 Andr? C., L’Art du bonheur, L’Iconoclaste, 2009.Andr? C., Les ?tats d’?me, Odile Jacob, 2009.Bartoli L., Comment am?liorer son destin, Payot,

Беспокоитесь ли о своем здоровье? (1/30)

Склонны ли вы в большей степени к беспокойству, чем большинство знакомых вам людей? (2/30)

Признали бы вы, что почти всегда о чем-нибудь беспокоитесь? (3/30)

Беспокоитесь ли, что думают о вас окружающие? (4/30)

Беспокоитесь ли по мелочам? (5/30)

Беспокоитесь ли о деньгах? (6/30)

Проверяете ли по нескольку раз, закрыта ли входная дверь, прежде чем лечь спать? (7/30)

Становится ли вам не по себе, когда находитесь в темноте и в одиночестве? (8/30)

Считаете ли, что у вас слишком много обязанностей? (9/30)

Часто ли вздрагиваете, когда звонит телефон? (10/30)

Сильно ли переживаете, если пропускаете свою остановку, когда едете в транспорте? (11/30)

Мучает ли вас бессонница оттого, что вас что-то волнует в часы, когда должны спать? (12/30)

Нуждаетесь ли в снотворном? (13/30)

Приходилось ли вам когда-нибудь принимать успокоительные лекарства? (14/30)

Страдаете ли какими-нибудь недугами, например несварением, которые усиливаются напряжением или стрессом? (15/30)

Считаете ли себя скованным? (16/30)

Дрожит ли у вас голос, когда сердитесь или очень волнуетесь? (17/30)

Вы легко смущаетесь? (18/30)

Вам нелегко расслабиться? (19/30)

Легко ли расстраиваетесь? (20/30)

Страдаете ли от приступов паники? (21/30)

Охватывало ли вас желание все бросить и убежать? (22/30)

Часто ли вас раздражает шум? (23/30)

Раздражают ли вас мелкие административные требования? (24/30)

Когда вам не везет, расстраиваетесь или нет? (25/30)

Расстраиваетесь ли, если над вами смеются? (26/30)

Волнуетесь ли перед тем, как идти на вечеринку, в гости и т.п.? (27/30)

Легко ли краснеете? (28/30)

Если к вам собираются прийти друзья, много ли времени тратите, чтобы приготовить все для приема? (29/30)

Вам не нравится знакомиться с новыми людьми? (30/30)

Предыдущий вопрос Следующий вопрос Завершить опрос

Ваш результат:

Вы «толстокожи», эмоционально ограничены.

Ваш результат: Вы спокойны, уравновешенны.

Вы спокойны, уравновешенны.

Ваш результат:

У вас средняя раздражительность.

Ваш результат: Вы очень неуравновешенны, возбудимы

Вы очень неуравновешенны, легко возбудимы.

Больше тестов

    Для одних хождение по магазинам - истинное наслаждение, а для других - сущая каторга.

    Некоторые женщины чересчур сдержанны и скрытны, других иначе как болтушками не назовешь. А как с этим обстоят дела у вас?

    «Погода шепчет: «Займи и выпей» - кто из нас хоть раз в жизни не цитировал эти строки?

    Мужчин вообще трудно понять, и твой любимый не исключение. Сумеешь ли ты помочь, когда ему придется плохо? Это покажет наш тест.

    Загадочная мужская душа… Что это за создания такие, мужчины? У каждой женщины на этот счет есть определенное мнение. Проверьте себя: так ли хорошо вы осведомлены о противоположном поле, как вам кажется? Иметь ясное представление, с кем имеешь дело, - залог успеха в любых отношениях, в том числе и личных.

    Каждый человек хочет понять себя. Какой вы: робкий, нервный, склонный к беспокойству или же, наоборот, спокойный, уравновешенный, способный справиться с любой ситуацией? Чтобы понять это, ответьте на вопросы теста чешских психологов.

    Понимание, терпение и поддержка являются немаловажными компонентами успешного общения. Как часто они забываются в отношениях с собственным ребенком! Мы можем быть раздражительными и несправедливыми, чрезмерно строгими и невнимательными. Назидание и укор - вот зачастую единственные инструменты родительского воспитания. Вопросы этого теста помогут Вам задуматься над правильностью собственной линии воспитания.

    Что это за создания такие, мужчины? У каждой женщины на этот счет есть определенное мнение. Проверьте себя: так ли хорошо вы осведомлены о противоположном поле, как вам кажется? Иметь ясное представление, с кем имеешь дело, - залог успеха в любых отношениях, в том числе и личных.

    Cвободное время непременно связаны с успехом в жизни. Знаменитая формула Эйнштейна тому подтверждение: U=X+Y+Z, где U - успех в жизни, X - умение работать, Z - умение общаться.

    Вопрос о том, что именно правит миром - любовь, голод или деньги, - мучил человечество не одну сотню (и даже тысячу) лет. Увы и ax - однозначный ответ так и не найден. Конечно, все мы по-своему решаем эту проблему, но, может быть, нам не всегда удается быть честными даже с собой. Вы уверены в том, что вон та проповедница «свободы, равенства, братства» с наивными и добрыми глазами великодушно протянет нищему свой кошелек? А этот господин почти преклонного возраста, который явно считает каждую копейку, не способен на щедрость? Ну а вы сами? Уйдете ли вы жить в шалаш к милому, который никогда не состоял на дипломатической службе? Или заставите себя усиленно уважать не в шутку занемогшего богатого дядюшку, к которому никогда не испытывали родственной любви? Попробуйте найти ответ с помощью нашего теста

Толковые словари (Ожегова, Ефремова, Кузнецова) дают определение толстокожего человека как грубого, неотзывчивого и не способного к тонкому восприятию.

Эрнстом Хартманом, американским психологом, было введено такое понятие, как «границы психики». Это те самые «границы», которые отделяют человека от влияния окружающих, но они и защищают человеческую психику, когда случается столкновение с внешней средой. Общаясь с кем-то, человек или держит собеседника на расстоянии, или приближает его к себе, тем самым передвигая свои «границы».

Таким образом, проанализировав результаты исследования, в котором приняли участие две тысячи добровольцев, Хартман всех людей разделил на «толстокожих» и «тонкокожих». Первые не реагирует ни на что, а вторые, наоборот, на все. И тогда человек вынужден защищать себя от внешнего мира, укрепляя «границы».

Как часто неприятные слова, взгляды или поступки окружающих вас людей становились поводом для переживаний? Кому-то не понравился ваш наряд, кто-то нахамил в метро, а кто-то не выполнил обещанного. Такие ситуации случаются в жизни каждого. Но кто-то умудряется не обратить внимание на подобные мелочи и быстро забыть о них. А кто-то долго способен помнить о нанесенной обиде, копаясь в себе и даже обвиняя себя в случившемся.

Психотерапевты во всем мире называют это ранимостью психики. Конечно, ранимость может быть и последствиями детских проблем, оказывающих значительное влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Но не всегда она говорит о слабости характера или о неуверенности в своих силах.

Существует выражение: «Ранимость – удел слабых!» и многие ошибочно воспринимают его как истину. Но вы никогда не задумывались, что так ярко переживать неприятную ситуацию невозможно, не имея в себе достаточного заряда энергии? Только имея выносливую нервную систему, можно позволить затрачивать энергию своего организма на переживания.

Но вашу жизнь ранимость может омрачить. Время, которое вы могли бы провести приятно и конструктивно, уходит на переживания, совсем вам не нужные. А ведь вы в состоянии управлять этим свойством. Достаточно выработать для себя и придерживаться определенных правил:

  1. Старайтесь избегать заведомо неприятных ситуаций. Если знаете, что на предстоящем застолье предстоит встреча с кем-то, кто вам неприятен, позвоните по телефону и, если возможно, откажитесь от встречи. Мимо агрессивно настроенных подростков пройдите по другой стороне улицы, удержитесь от нотаций по поводу их поведения. Что касается споров в публичных местах, постарайтесь от них воздержаться, а если не получилось, ограничьтесь единственным оппонентом. Если на вас накинется толпа, это может стать небезопасным.
  2. Ваш начальник груб и раздражителен? Чем более убедительные доводы вы приводите, тем сильнее он злится? Выслушайте его молча. Включите воображение. Вам не составит труда представить, что он выливает свой гнев на кого-то другого, вам неприятного. Во всяком случае, до тех пор, пока вы не сменили начальство. Поверьте, что когда начальник успокоится, ему станет неловко за свою несдержанность.
  3. Не держите обиды в себе. Тем самым вы только разрушаете свой организм. Всякому терпению рано или поздно приходит конец. Постарайтесь снять напряжение любым способом. Подойдет что угодно, от битья посуды, до холодного душа или тренировки в спортзале.
  4. Возможно, вам станет легче, если вы станете думать, что причиной грубости собеседника являются его проблемы со здоровьем или в семейной жизни, и пожалеете его.
  5. Не надо недооценивать силу юмора. А представив человека, который обидел вас, в дурацком смешном наряде или в нелепом образе, вы и слова его не будете воспринимать столь болезненно, и сама ситуация покажется не такой неприятной.

И очень важно понимать, что есть вещи, которых не нужно делать :

  • Не отвечайте мысленно на слова обидевшего вас человека. Этим вы накапливаете и укрепляете в своем сознании негативную информацию.
  • Не предпринимайте попыток лично наказать обидчика. Агрессия, поселившаяся в вас, негативно скажется на вашем психологическом состоянии.
  • И не ищите причину грубого обращения в себе, не вините себя. Формирование вашего внутреннего состояния – это только ваше личное право.

Но вы должны помнить, что толстокожесть не сделает вас грубее и равнодушнее. И что не все, критикуя, имеют целью обидеть вас.

Человек наиболее чувствителен, когда боится столкнуться с проблемой лицом к лицу. А чтобы противостоять критике, необходимо изменить свое отношение к себе.

Советы, которые помогут поверить в себя, стать сильнее и увереннее

  • Примите свою внешность, как данность, и будьте счастливы. И будут счастливы те, кто рядом.
  • Не принимайте близко к сердцу слова окружающих. Думайте о себе как о крепком, сильном, красивом человеке. Это поможет не обращать внимания на обидные замечания.
  • Есть в вашем окружении толстокожие? Подражайте им. Словом можно убить. Всегда помните об этом.
  • Трудно не подавать вида, когда вас задели. Но этим вы можете даже избавить обидчиков от желания задевать вас пустыми обидами. А вот когда в свой адрес слышите слова, которые выходят за рамки приличия, надо за себя постоять. Ваши обидчики будут знать, что вы не позволите безнаказанно задевать себя.

Если вы будете следовать этим правилам и советам, вы научитесь спокойно воспринимать объективную критику и «пропускать мимо ушей» неадекватную и не замечать косых взглядов.

Кстати, на земле не существует человека, которого бы ни разу не критиковали. И часто самые успешные люди повергались критике гораздо большей, чем они того заслуживали.

Неверно! Нет более внимательного, разборчивого и требовательного к внешнему виду социального типа, чем русский интеллигент. Максимиллиан Волошин так описал его:

…от их корней пошел интеллигент. Его мы помним слабым и гонимым, В измятой шляпе, в сношенном пальто, Сутулым, бледным, с рваною бородкой, Страдающей улыбкой и в пенснэ, Прекраснодушным, честным, мягкотелым, Оттиснутым, как точный негатив По профилю самодержавья: шишка Где у того кулак, где штык - дыра, На месте утвержденья - отрицанье, Идеи, чувства - все наоборот, Все «под углом гражданского протеста».

Поэт полагал, что этот «пасынок самодержавья» сгинул вместе со своим отчимом:


…размыкан был, растоптан и сожжен…
Судьбы его печальней нет в России.

Но глядя из 1924 года трудно было предсказать, что самодержавие советского разлива возвратится, а с ним и его негатив: интеллигент советский.

Видоизменяясь вместе с властью, мировоззрение интеллигента сохраняло главный стержень: отрицание и протест. Так, если дореволюционный интеллигент «верил в Божие небытие» и был материалистом, то интеллигент конца XX века уже вовсю молился, крестился и с вызовом пек куличи - ведь церковь подвергалась гонениям. Как только церковь возродилась и двинулась в сторону официоза с акцизами, интеллигент перебежал к меневцам. До начала 90-х интеллигент люто ненавидел коммунистов и даже обычных безвредных членов компартии, но стоило к власти придти капиталистам - готово, интеллигент уже за большевиков, оправдываясь тем, что советская власть «хотя бы о людях заботилась», и ностальгирует по рубрике «газета выступила - что сделано». Главное - протестовать против тирана, в каком бы обличье тот ни предстал, и если сейчас классического интеллигента словно бы не видно, а некоторые даже отрицают его существование, то это верный показатель того, что власть мало лютует и слабо душит.

Как же мог этот стойкий духовный протест не сказаться в костюме! Ведь одежда есть условный знак, пароль, по одежке встречают, по ней же и провожают. Одежда есть книга, текст, послание, не слишком-то и зашифрованное: каждый должен суметь его прочесть. Что надеть, например, на голову? Ясно, что терновыйвенец, но какой? А это зависит от сезона, но не климатического, а политического: когда власть носила фуражку, интеллигенция ходила в шляпе, за что и была бита пролетариатом, опознавшим чужака и ясно услышавшим беззвучное «наоборот». Когда власть надела шляпу (зимой - каракулевый пирожок), интеллигенция сбросила свою, заменив беретом и ушанкой из кошачьего меха. Власть демократизировалась и сшила себе аккуратненькую серенькую ушанку жесткой формы - усеченную деголлевку. Интеллигенция ответила бесформенной вязаной шапочкой. Вот вам, сатрапы! Интеллигенту никак не может быть «все равно», его мотто - «люди, бойтесь равнодушных!» На улице же Бас-сейной проживает не интеллигент, а чудак: вместо шляпы на ходу он надел сковороду, вот уж кому действительно все равно. Это не идеология, а клиника; так, герой документальной новеллы американского нейропсихолога Оливера Сакса вместо шляпы пытался надеть собственную жену, ибо не видел разницы.

Нет, интеллигент не рассеян, напротив: он сосредоточен, собран, он отлично знает, что нынче в моде и у кого, и его задача - круглосуточно и отчетливо находиться в оппозиции к этому жалкому, пустому буржуазно-чиновничьему мейнстриму, к этой тщеславной мишуре, к сиюминутности, к посюсторонности, к земному и преходящему. Царство его не от мира сего. Поэт употребляет точные слова: «измятый» и «сношенный», - воистину, воистину так! Можно продолжить ряд: блеклый, серый, бесформенный, однотонный, дырявый, потертый, прохудившийся, растоптанный. Настоящему интеллигенту тошно в отутюженном, неловко в новом, стыдно и тревожно в ярком. Он охотнее примет яду, нежели наденет что-нибудь лакированное. Его тянет к вещам на выброс, к тусклой цветовой гамме, к фасонам тридцатилетней давности. В начале девяностых он ездил на Дорогомиловский рынок, чтобы купить себе за три рубля черное тяжелое пальто, плохо, но крепко сшитое в пятидесятых. Плащ цвета пыльной какашки, за рубль. Летние брючата из лиловатого сатина, того самого, который шел на халаты для школьных техни-чек. Дело не в дешевизне, не только в дешевизне.

Интеллигент вышел из разночинцев, из поповских детей, из народа, из гоголевской «Шинели», из опаринского бульона, из раннехристианских сект, из кумранских ессе-ев, из первобытного и нерасчлененного хаоса, и его, как и всякого, кто покинул тепло и покой «предутренней Пещеры», тянет назад, в народ, в шинель, в утробу.

Квартирант и Фекла на диване. О, какой торжественный момент! «Ты - народ, а я - интеллигент, - Говорит он ей среди лобзании, - Наконец-то, здесь, сейчас, вдвоем, Я тебя, а ты меня - поймем…»

Не мытьем, так катаньем интеллигент пытается протиснуться назад, туда, где «роевое начало», где «муравьиное братство», где Эдем до грехопадения, где лобные доли отключены и можно блаженно плавать в коллективном бессознательном, - там, где все, будто бы, равны как кирпичи, мудры как дети и любят ближнего с неразборчивостью верветок. На память об утраченном рае интеллигент ставит на письменный стол пепельницу в виде серебряного лаптя.

Интеллигент болезненно ощущает свою оторванность от роя, свою одинокость; его мучает рефлексия и чувство вины. В девятнадцатом веке он любил сходить в народ, дабы посеять смуту и недовольство кровососущей властью, - его неизменно оттуда вышвыривали: били, вязали и сдавали уряднику. Любил, переодевшись в мужицкую одежду, бродить среди селян, наблюдая и записывая, - его разоблачали и доносили начальству. Щедро раздавал лекарства и буквари, - рой смотрел угрюмо, злобно, набычившись, и хорошо, если не поджигал. Ложно понятая задача - угодить и мимикрировать - постоянно приводила к провалу. Ведь это чисто графская дурь: самому ходить босиком, а для крестьянина собственноручно, с умилением тачать кривые, обоюдонеудобные сапоги. Народ по понятной причине не хочет ни унижаться, ни опрощаться, - куда уж дальше-то. Он хочет заказать себе тонкие лаковые са-пожки со скрипом, ярко-розовую рубаху и, завив кудерь винтом, гордо, как индейский петух, пройтиться по прешпекту. Разбогатев, он желает кататься туда-сюда в коляске, давить публику колесами, дарить мадамкам яхонты, сорить рублями, лакать разноцветные вина и увеселяться громкой, разухабистой музыкой. Народу любы люрекс, парча, платья с красными маками размером с блюдце, золотой зуб. Он дает дочерям имена: Анжела и Эвелина.

Интеллигент всего этого совершенно не понимает. Вульгарность народа его ошарашивает. Зачем так глупо? Зачем так громко? Зачем так ярко? Кто все эти неприятные люди?! Настоящий народ не таков, он тихо и мудро стонет где-то там, под сереньким нашим небом, за печальными перелесками, беспомощно уронив руки-плети. Червь ему сердце больное сосет. Догорает лучина. На ногах цепи. В глазах неизбывное. Он очень добр. И он никогда, никогда не матерится, а плохим словам на букву «х» его научил хан Мамай.

И поскольку настоящий народ непрерывно стонет, а к себе не пускает, то что остается порядочному человеку под углом гражданского протеста? Тихо ходить, скромненько одеваться, очень сочувствовать. Зря не раздражать. И намекать властям предержащим о своей солидарности с народным горем. Не галстук, а черная водолазка под мягкий либеральный пиджак. А лучше кофта. Но можно и замшевую курточку, лишь бы гляделась ношеной и пожухлой. Свитера крупной, небрежной вязки, - отсылка к власянице или кольчуге; кожаные заплатки на локти - ведь Титы и Власы немыслимы без прорех. На хорошее рубище денег не жалко, - для интеллигента деньги вообще не имеют никакого значения, - и поэтому самый любимый модельер у интеллигента - Вивиан Вествуд.

Любящее сердце никак не хочет поверить в невстречу. Поймать народ за рукав, посмотреть в глаза, шепнуть: «я с тобой…» Интеллигент последнего десятилетия опять пришел на свидание - одинокий, как Лили Марлен под фонарем - туда, где, может быть, пройдет ненароком любимый. Он купил избу, содрал пластик и обои, повесилна стену прялки и иконы, на окошко - занавеску с синими петухами. Собрал грибов, засолил. Все сделал как надо. Вечерами он ест гречку деревянной ложкой, играет в «скрэббл» и ждет.

Может, народ свернет на проселок с большака, распахнет дверцу своего «Ауди», сдернет картуз от Версаче и отвесит интеллигенту низкий благодарный поклон?