Я верю в то, что внутри каждого из нас живет Сила, способная с любовью указать нам путь к прекрасному здоровью, идеальным взаимоотношениям, блестящей карьере и процветанию в любой сфере жизни. Луиза Хей.

Все гениально просто, но хотелось бы конкретнее, что это за сила, которая есть в каждом из нас и как найти к ней подход? Как ее можно приложить к конкретной цели, мечте? Какая сила может помочь достичь успеха или бывшего, жить счастливо?

Один из законов Дао гласит, что все меняется кроме закона изменений. Спокойно воспринимать изменения, которые неизбежны, поможет опора на себя , внутренняя сила. Чем полнее вы осознаете свои сильные стороны, тем легче вам будет противостоять трудностям и достигать целей.

В психологии то, что может помочь человеку в различных ситуациях, принято называть личностными и социальными ресурсами, личностным потенциалом. Что сюда входит?

Притча - метафора "Живительный источник". Как нельзя дважды вступить в одну и ту же реку, так и нельзя повторить свой жизненный путь.
Путь начинается с самого рождения Человека, с первого вздоха, с первого крика, который возвещает всех о начале жизненного пути.
Что таит эта дорога для путника, идущего по ней? Как долог этот путь, по каким просторам он проходит, какие препятствия будут встречаться на пути? На все эти вопросы ответ приходит в течении жизни.
Человек начинает свой путь неуверенно, маленькими шажочками, но по мере взросления и приобретения жизненного опыта эти шаги становятся все более твердыми и уверенными.
Дорога, по которой идет путник, непростая. Она, то сужается и становится непроходимой, то неожиданно расширяется и пересекается с другими дорогами, пролегающими вдоль маленьких речушек и морского побережья. Эта дорога никогда не бывает прямой и гладкой. Она может проходить сквозь чащу неизвестности или пролегать через горные хребты.
Эта извилистая дорога может привести в пустыню или завести в болото, однако всегда найдется та самая волшебная тропинка, которая убережет человека и обязательно выведет к новому источнику жизни. Источник, который исцеляет, может зарождаться высоко в горах или глубоко под землей. Он может быть в виде капли росы или глотка свежего воздуха. И где бы не находился человек, он всегда найдет свой неповторимый живительный источник, который восполнит утраченные силы и даст энергию для дальнейшего пути. А сам путь будет непременно освещен источником тепла и света.

1. Здоровье физическое и психическое;

3. Волевые качества – например, терпение, самоконтроль;
4. Накопленные знания и освоенные умения;
5. Самоуважение, самодостаточность, жизненные ценности;
6. Интерес человека к жизни, желания, цели ;
7. Позитивный жизненный опыт, активная жизненная установка – понимание того, что целенаправленные действия рано или поздно приведут к результатам;
8. Готовность к личностному росту, к самосовершенствованию;
9. Принятие вызова жизни, – способность использовать трудности жизни, проблемные ситуации для саморазвития;

11. Время и то, как вы его тратите;
12. Материальные возможности (доход, сбережения и т.д.);
13. Материально-технические средства (дом, транспорт и т.д.);
14. Социальная поддержка - люди, способные помочь в достижении цели;
15. Информация и источники информации.


Притча о жизнестойкости. Однажды расстроенный ученик сказал Мастеру:
- Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил, что мне делать?
Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую - положил яйцо, а в третью - насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й емкости.
- Что изменилось? - спросил он ученика.
- Яйцо и морковь сварились, а кофе растворилось в воде, - ответил ученик.
- Нет, - сказал Учитель - Это лишь поверхностный взгляд на вещи.
- Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств - кипятка.
Так и люди - сильные внешне могут расклеиться там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и крепнут.
- А кофе? - спросил ученик.
О! Это самое интересное! Кофе полностью растворилось в новой враждебной среде и изменило ее - превратило кипяток в великолепный ароматный напиток.
Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

Эрих Фромм считал, что каждый человек обладает тремя самыми важными ресурсами, способными помочь ему решить любую проблему. Это:

  • надежда – то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту;
  • вера – осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;
  • душевная сила (мужество) – способность защитить надежду и веру, способность сказать “нет” тогда, когда весь мир хочет услышать “да”.

Итак, ресурс – это что-то внутреннее, что может нам помочь в достижении цели. Формула, использующая ресурсы для достижения успеха будет выглядеть так:

А.С. + Р. = Ж.С.

А.С. – Актуальное Состояние – это то, что есть сейчас.

Ж.С. – Желаемое Состояние – это то, что стремимся достичь.

Р. – Ресурсы – что нам для этого может понадобиться.

А теперь небольшой проективный тест Морские сокровища, который прояснит ваши цели и подскажет, какие ресурсы вам необходимы в первую очередь.

Инструкция. На этом рисунке вы видите небольшой кусочек морского пейзажа, точнее, морского дна. Вам надо, во-первых, до­полнить эту картину деталями, завершить ее, а во-вторых, особое внимание обратить на сундук. Как вы уже замети­ли, он раскрыт, но пуст. Заполните его тем содержимым, которое сочтете наиболее подходящим и верно отражаю­щим ваши мысли.


Ключ к тесту вы найдете в статье “Проективные методики. Тесты в картинках: Ваши цели и ресурсы ”

Сегодня хотелось бы сделать акцент на тех внутренних ресурсах человека, которые являются неотчуждаемыми; именно эти внутренние силы зачастую определяют успех человека в жизни.

Вы уже наверняка догадываетесь, о каких внутренних ресурсах я говорю. Это прежде всего: здоровье, интеллект, позитивное мышление, высокая самооценка, способность хладнокровно вести себя в критических ситуациях.

Почему же в первую очередь важно развить эти внутренние составляющие? Ответ очевиден: в полной мере мы можем управлять только собой. Конечно, мы обладаем некоторой степенью контроля над ситуацией и обстановкой вне нас, однако вы прекрасно понимаете, что контроль этот весьма иллюзорный.

В этом отношении мне очень нравится следующая аналогия. Основная идея школы боевых искусств «Русский стиль» заключается в том, что оружием человека против нападающего могут стать все подручные предметы: зонт, кредитная карточка, портфель; а самым главным оружием конечно же остается само тело человека и его способность использовать эти предметы для своей защиты.

Подобным же образом внутренние силы человека становятся его «оружием» на тернистом пути к успеху. Давайте рассмотрим все составляющие по отдельности.

Здоровье и физическая сила

Прежде всего мы с вами живем в объективном мире физической реальности. Да, мы можем использовать силу нашего подсознания; да, мы можем использовать закон притяжения, однако в конечном итоге конкретные действия совершает наше тело. Именно поэтому оно должно быть здоровым.

Только здоровое тело может помочь нам осуществить все наши задуманные планы, только здоровое тело является источником приятных физических и эмоциональных ощущений.

Ресурсы бывают
восполнимыми и нет. К невосполнимым ресурсам относится время и частично здоровье.
внешними (деньги, время) и внутренними (здоровье, энергетика)

Различают два класса ресурсов

  1. Личностные ресурсы (психологические, профессиональные, физические) представляют собой навыки и способности человека,
  1. Средовые ресурсы отражают доступность личности помощи (инструментальной, моральной, эмоциональной) в социальной среде (со стороны членов семьи, друзей, сослуживцев

Использование ресурсов
Ресурсы можно тратить, а можно вкладывать, можно нарабатывать их своими силами и честно, можно за счет других.

Трата - это нецеленаправленное использование ресурсов, расходование, уничтожение ресурсов.

Вклад - это использование ресурсов, направленное на достижение какого-то определенного результата (как вариант - на восстановление этого или другого ресурса).

Ресурсное состояние (или - быть в ресурсе) - наличие физических, душевных и духовных сил и энергии для решения предстоящих задач.

Виды ресурсных состояний

Основные виды ресурса - это физический, психологический, личностный и духовный ресурс.

Физически ресурсное состояние - это выспавшийся, отдохнувший, физически бодрый человек.

Психологически ресурсное состояние – состояние уверенности, бодрого настроения, когда человек ощущает жизненные силы и энергию, способность выполнить задачу.
Человек в духе или нет, верит в себя или убежден, что у него ничего не выйдет, маэстро в депрессии или в объятиях вдохновенной музы - все это разные описания наличия или отсутствия психологического ресурса.

Как подкачать собственный ресурс

Когда человеку хотят помочь, ему стараются повысить его ресурсное состояние, когда хотят помешать - стараются из ресурсного состояния вывести.

Способов много:
Грелка . Душевно согреть - душевными интонациями, теплыми словами, благодарностью.
Взгрелка . Взбодрить - собственной бодростью, живыми интонациями, энергичными формулировками, верой в успех. При необходимости - взгреть: «Что расселся?! Работать!». Взрослым людям, помнящим, что такое долг - напомнить о их высоком долге. Иногда - напугать, рассердить, использовать высокотонусные отрицательные эмоции.
Унитаз . Помочь выговориться, освободиться от страхов или других мешающих переживаний.
Золотое зеркальце . Повысить веру в себя: похвалы и комплименты. «Ты молодец», «Прекрасно выглядишь!», «У тебя все получится!»
Деловая поддержка . Помочь освоить нужные умения: просто понятно объяснить, поддержать в первых попытках, отметить успехи.

- Роль Мечтателя, роль Реалиста и роль Критика.
В этой стратегии задано только начало: начинаем всегда с Мечтателя, с отключения внутренней критики и запуска свободного полета фантазии. Мечтатель должен наработать материал, который будут обрабатывать Критик и Реалист,

Продумывая свои новые проекты, используйте эту стратегию: вначале разрешите себе свободно мечтать, предполагая, что все складывается, что у вас неограниченное время, деньги, что все люди идут вам навстречу, удача с вами дружит... - мечтать полезно.
Когда намечтались, создали воодушевляющий вас проект - включите реалиста: продумайте как человек дела, какие шаги можно и нужно делать для реализации этого проекта. Где взять время, деньги, материальную базу, кого из людей можно и нужно подключить - все детали и подробности. Пока не думайте о трудностях и возможных неудачах, описывайте просто шаг за шагом, как все это сделаете и всего добьетесь. Расскажите несколько способ и путей, определите даты и сроки, назовите свои первые шаги. Отлично!
А когда поймете, на что это в реальности может быть похоже - отнеситесь к своему проекту критически: задумайтесь о том, где могут быть сбои и ошибки, где нужно "подстелить соломки", о каких трудностях нужно подумать еще раз. Критик - это не критикан, отнеситесь к своему проекту позитивно.

- Потоковое состояние (вдохновение)

Согласно Чиксентмихайи, можно выделить список из нескольких черт деятельности, которые способствуют переживанию потокового состояния:

Ясные цели (различимые ожидания и правила).
Концентрация и фокус внимания - высокая степень концентрации на ограниченной сфере внимания (человек, занимающийся деятельностью, имеет возможность на ней концентрироваться и глубоко в неё погружаться).
Потеря чувства самоосознания - слияние действия и осознанности.
Искажённое восприятие времени.
Прямая и незамедлительная обратная связь (успехи и неудачи в процессе деятельности очевидны, так что поведение может быть изменено по мере необходимости).
Равновесие между уровнем способностей субъекта и сложности задания (деятельность не оказывается для субъекта слишком лёгкой или сложной).
Ощущение полного контроля над ситуацией или деятельностью.
Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий.

Техники, часто используемые в процессе

реабилитации и психотерапии

Ф.Е. Василюк (1984), разводя понятия стресс, фрустрация, конфликт и кризис, обосновывает четыре категориальных поля, соответствующих жизненным мирам, - витальность, деятельность, сознание и воля. На наш взгляд, ресурсы совладания с экстремальными ситуациями удобно относить именно к этим категориальным полям. Соответственно, можно разделить и техники, часто используемые в процессе реабилитации и психотерапии – в зависимости от того, на поддержание какие ресурсов совладания они направлены. На поддержание витальности – интереса, желания, активности – направлены многие техники телесной психотерапии (например, Е.С.Мазур, 2003), техники фокусирования (Ю.Джендлин, 2000). Основная их цель – пробудить в человеке желание жить, справляться с ситуацией, чтобы затем опереться на это желание, интерес при работе с психотравмирующими переживаниями. Опора на деятельность при реабилитации подразумевает акцент на активность человека в преодолении трудностей, на его стремление действовать и побеждать. «Попробуй сделать это» - эта техника часто применяется не только в бихевиоральной психотерапии, но и в когнитивной, арт-терапии, телесной психотерапии, гештальт-терапии. Наконец, сознание включает понимание того, как и почему я поступаю в той или иной ситуации, выбор, согласование конфликтующих мотивов. К этому категориальному полю относятся некоторые техники психоанализа, экзистенциальной психотерапии, гуманистической психотерапии. Работа в этом поле – это попытка осознания того, что эмоция, аффект, вина, переживание – это некоторое явление, имеющие свои причины и следствия. Тогда они перестают застилать все вокруг (как, например, явления «вторжения» воспоминаний, чувство вины, страх), и возможна дальнейшая реабилитационная или психотерапевтическая работа. В качестве иллюстрации можно вспомнить распространенную технику ситуационной реконструкции (например, S. Maddi, 1997, 1998) – событие рассматривается в расширенной перспективе, рассматриваются и анализируются его причины и возможные следствия, что приводит к переоценке угрозы и негативности самого события, его роли в жизни человека в целом.

Поиск психологических ресурсов и опора на эти ресурсы, как правило, является ключевым моментом как в саморегуляции, так и при реабилитации в экстремальных условиях.

? Как конкретно искать, как саморегулироваться?

  1. Если человек убежден в своих силах контролировать происходящее, готов активно действовать и преодолевать трудности и эти убеждения остались непоколебимы в экстремальных условиях – ему достаточно опереться на эти психологические ресурсы. Если же (значительно чаще) это не так, необходим кропотливый поиск психологических ресурсов, которые позволят восстановить и сохранить уверенность и самообладание.
  1. Существует однако и второй вариант саморегуляции – при опоре не на психологические ресурсы, а через собственно экзистенцию. Личность принимает свою ответственность за происходящее и то, что случится – и отношение мотивационно-смысловая сфера личности – саморегуляция обращается. Действуя в экстремальных условиях, вопреки переживаниям личность изменяет, формирует собственные убеждения и диспозиции.

Понятие «ресурсы»

используется в различных исследованиях, связанных с изучением психической реальности. В последние годы широкое распространение в психологии приобрел ресурсный подход , зародившийся в гуманистической психологии, в рамках которой важное место заняло изучение конструктивного начала личности, позволяющего преодолевать трудные жизненные ситуации.

Э. Фромм выделял три психологических категории, обозначаемых как ресурсы человека в преодолении трудных жизненных ситуаций:

Надежда – то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту;

Рациональная вера – осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;

Душевная сила (мужество) – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превратив в голый оптимизм или иррациональную веру, «способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да» .

В.А. Бодров определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса»

Н.Е.Водопьянова дает следующее определение ресурсов: это «внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям», это «средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуации

В ресурсной концепции стресса С. Хобфолла ресурсы определяются как то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. В рамках ресурсного подхода рассматриваются различные виды ресурсов, как средовых, так и личностных. С. Хобфолл к ресурсам относит: материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели); внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.); психические и физические состоя¬ния; волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения лично значимых целей. Одним из оснований ресурсного подхода является принцип «консервации» ресурсов, который предполагает возможность человека получать, сохранять, восстанавливать, преумножать и перераспределять ресурсы в соответствии с собственными ценностями. Посредством такого распределения ресурсов человек имеет возможность адаптироваться к вариативному ряду условий жизненной среды. В концепции С. Хобфолла потеря ресурсов рассматривается как первичный механизм, запускающий стрессовые реакции. Когда происходит потеря ресурсов, другие ресурсы выполняют функцию ограничения инструментального, психологического и социального воздействия ситуации. Потеря внутренних и внешних ресурсов влечет за собой потерю субъективного благополучия, переживается как состояние психологического стресса, негативно сказывается на состоянии здоровья личности

Л.В.Куликов к наиболее изученным личностным ресурсам относит активную мотивацию преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста; силу Я-концепции, самоуважение, самооценку, ощущение собственной значимости, «самодостаточность»; активную жизненную установку; позитивность и рациональность мышления; эмоционально-волевые качества; физические ресурсы - состояние здоровья и отношение к нему как к ценности

И.В. Дубровина : самодостаточность, интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной и практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности

Д.А.Леонтьев водит понятие «личностный потенциал». Эффекты личностного потенциала обозначаются в психологии такими понятиями как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие и др.

В интерпретации С. Мадди жизнестойкость включает три сравнительно автономных компонента:

Вовлеченность в процесс жизни – убежденность в том, что участие в происходящем дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. В основе вовлеченности лежит уверенность в себе – восприятие человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации (самоэффективность);

Уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать – убежденность в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего. На уровень контроля влияет стиль мышления (индивидуальный способ объяснения причин происходящих событий);

Принятие вызова жизни – убежденность человека в том, что все происходящие с ним события способствуют его развитию за счет приобретения опыта. Принятие вызова (риска) – это отношение человека к принципиальной возможности изменяться

Л.В.Куликов обозначает: способность контролировать ситуацию; использование методов или способов достижения желаемой цели; способность к адаптации, готовность к самоизменению, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации, активность по преобразованию ситуации взаимодействия личности и стрессогенной ситуации; способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации

В качестве одного из компонентов жизнестойкости Л.А.Александрова определяет личностные ресурсы, выделяемые С. Мадди, которые на уровне реализации обеспечены развитыми стратегиями совладания. В качестве второго компонента обозначается смысл, предопределяющий вектор этой жизнестойкости и жизни человека в целом. Как отдельный компонент жизнестойкости Л.А. Александрова выделяет гуманистическую этику, задающую критерии выбора смысла, пути его достижения и решения жизненных задач.

Личностные ресурсы могут быть представлены как система способностей человека к устранению противоречий личности с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации.

Актуальным направлением исследования личностных ресурсов является изучение их психологической структуры, механизмов функционирования, динамических характеристик, а также разработка исследовательских методик, адекватных содержанию исследуемой психической реальности.

Нас не пропускает чудовище,оно боится солнечного света. Давайте его добавим, чтобы пройти дальше по тропинке.

  1. Визуализация проблемы (активизация внутренних ресурсов: чувства юмора,воображения,положительныхмыслей, психологического барьера

Задание: «Придумайтеэмоциональный образ своей проблемы и напишите его в ассоциациях"

  1. Упражнение «Сильные стороны» (активизация внутренних ресурсов: положительного самовосприятия, самораскрытия,

Примечание: Выполняя его, необходимо избегать высказываний о своих недостатках, ошибках и слабостях, никаких попыток самокритики и самоосуждения.

Задание: Возьмите чистый лист бумаги и напишите все свои сильные стороны – что вы любите, цените, принимаете в себе, что дает вам чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях, отметьте то, что является точкой опоры в различные моменты жизни.

После этого попытайтесь провести «инвентаризацию» своих сильных сторон.

  1. Упражнение "Продолжи фразу "(осознание личностного и профессионального ресурса)

Я горжусь своей работой,когда я....

· …….

· …….

· …….

Не хочу хвастаться, но в своей работе я...

· ……

· …..

· ….

  1. Притча о трех строителях.

Случилось так, что дорога неизвестного путника привела его к месту строительства некоего сооружения. Работа кипела повсюду, стучали молотки, кричали рабочие, в воздухе стоял запах строительного раствора. Путник решил выяснить, что строят здесь эти строители.

Первый строитель, к которому подошел путник с вопросом: «Что делает он?». Выполнял свою работу медленно, заторможено движения его были вялы и вообще, он был похож на раба, который знает, что в рабстве, суждено ему провести всю оставшуюся жизнь. Лицо его искажала еле заметная гримаса боли и безысходности.

На вопрос: «Ч то делает он?». Первый строитель отвечал: «Я работаю».

Ответ строителя, не открыл замысел этого строительства и тогда путник, задал вопрос «Что ты делаешь?», второму строителю. Второй строитель был безлик, такое впечатление произвел он на путника. Лицо его не выражало, ни каких эмоций, ни радости, ни печали, движения его были автоматичны. На вопрос: «Что ты делаешь?». Он отвечал: «Я делаю фундамент».

«Зачем он мне говорит такие очевидные вещи и ребенок может догадаться, что если начато строительство, значит, делают фундамент» - подумал путник. Не узнав, что за здание строится на этом месте, путник отправился со своим вопросом к третьему строителю.

Этот человек наслаждался тем, что делал, он радостно выполнял все необходимые действия, и с лица его, ни сходила еле уловимая улыбка. Путник спросил его «Что ты делаешь?» и он ответил ему: «Я строю храм».

Ответьте на вопрос:

· Какие внутренние ресурсы помогли третьему строителю справиться с эмоциональным выгоранием?

Занесите ответ в таблицу

  1. Образно-рефлексивное упражнение "Подари себе имя" (Активизация ресурсного эмоционального состоя­ния (уверенности, успешности, удачи и т.д.).

Задание: Займите удобное положение, закройте глаза и расслабьтесь. Вспомните конкретное событие, когда вы чувствовали себя уверенным (успешным, удачливым, достигшим цели и т.д.). Вспомните: где и когда это событие произошло. Вспомните свои чувства в тот момент. Переживите вновь это событие (5-7 ми­нут).

Возьмите листок бумаге и напишите об увиденном и пережитом в своем воображении конкретном событии. Придумайтеновое имя, в котором бы отражалась самая суть получения ресурс­ного эмоционального состояния: «Я тот, который(ая) ... (делает то-то и то-то)» или «Я уверен(а) в себе, когда я... (делаю то-то и то-то)».

  1. Упражнение «Солнце Ресурсов жизненных сил»

Задание: Нарисуйте круг и в центре круга можете прописать несколько предложений, поясняющих, как могла бы выглядеть Ваша жизнь через 5 лет (через 3 года, через год), а на лучиках записывайте, каким путем Вы собирается этого достигнуть. Подпишите свои ресурсы, могут помочь Вам найти силы для решения Вашей проблем.



Вопросы:

1. Как бы вы хотели, чтобы Ваша жизнь (работа) выглядела через 5 лет?

2. За что вы смогли бы поблагодарить себя?

3. Кому бы вы еще сказали «спасибо» за оказание помощи Вам?

4. Что конкретное (пусть даже самое малое) Вы могли бы предложить себе, чтобы желаемое стало действительным?

О ресурсной работе. Знакомство с разными видами ресурсов.

Во многом мой подход основан на опыте индивидуальной работы с клиентами. Работая с людьми, прошедшими через травму, имеющими истощение жизненных сил, полностью вовлеченными в деструктивные отношения во внешнем или во внутреннем мире, я ставлю для себя первостепенную задачу - повышение жизненной силы, устойчивости, расширение жизненной перспективы. Эту работу можно назвать укреплением Эго, а можно - восстановлением ресурсов. Прежде чем отправиться вместе с клиентом в прошлое, содержащее боль и страдания, я работаю с настоящим. Метафорически, это похоже на сборы героя в путешествие, когда ему нужно с собой взять различные волшебные (и не очень) предметы, которые могут пригодиться в том неизведанном, иногда полном опасностей страшном месте, куда ведет дорожка психотерапевтической работы.

Вот, что писал на эту тему основоположник Биосинтеза (телесно-ориентированное направление психотерапии) Д. Боаделла:

Работая с клиентом, терапевт старается излечить его от его проблем, а основой излечения является забота. При правильной форме заботы (правильная содействующая продвижению окружающая среда) возрастает возможность исцеления ран клиента (его процесса созревания).

Терапевт обучен специальным навыкам и интервенциям, благодаря которым он помогает клиенту. Однако исследование показывает, что решающее значение в том, станет лучше клиенту или нет, имеют не сами навыки, стратегии и тактика интервенций, а качества взаимоотношений терапевта и клиента. В поддерживающей обстановке хороших терапевтических отношений терапевтическое пространство характеризуется не только ресурсами и качествами терапевта, но и латентными и активизируемыми ресурсами клиента. Я полагаю, что до тех пор, пока не будет возможности активизировать эти ресурсы, возможность восстановления глубинных нарушений очень ограничена. Таким образом, прогноз, безусловно, связан с активизацией ресурсов.

Виды ресурсов:

    Личностные ресурсы: сюда входят личные качества, интересы, увлечения, жизненные ценности.

Часто, в связи с возникшими проблемными состояниями, фокус внимания человека останавливается на волнующих его симптомах, а восприятие окружающего оказывается сильно обедненным. Забываются интересы, способности, былые увлечения. Клиент растрачивает всю свою жизненную энергию, фиксируясь на проблеме. Преодоление узости восприятия, ловушки, клетки, возвращение забытого о себе порой является важнейшим импульсом для возвращения к жизни, для увеличения мотивации к изменению и др.

В психодраматической практике мы можем провести следующие упражнения и их модификации: ролевой кластер, работа с системой ценностей, «Волшебный Магазин»... Другими словами, любое упражнение, направленное на расширение знания о себе и своих внутренних возможностях. В групповой практике эти забытые или потерянные части себя играют люди, в индивидуальной - это простор для фантазии терапевта. Я использую игрушки, камни (природные объекты), репродукции произведений искусства.

    Телесные ресурсы: области благополучия, источники жизни.

Клиенты часто жалуются на телесное недомогание, сопровождающее невроз. В телесно-психотерапевтической работе важно постараться поддерживать контакт, хотя бы едва ощутимый, с теми областями тела, где клиент может чувствовать ощущение живости, черпать энергию или хотя бы распознавать свои не-проблемные зоны. Часто эти ресурсные области тела могут быть «разбужены» соответствущими интервенциями и стать союзниками в терапевтической работе: например, здоровая левая нога может начать заботиться об отмороженной правой. Искра тепла в груди может согреть и чуть осветить черноту в плечах. Важно, что такая психотерапевтическая работа активизирует новые области, делая сильнее индивида в целом.

Обращаясь к телу, мы можем черпать огромное количество образов, ощущений и чувств, которые будут являться для клиента важнейшими ресурсами. В психодраматической работе это техники работы с телесными симптомами, когда протагонист персонифицирует свои телесные ощущения или симптомы, вступая с ними в диалог.

Также интересной может явиться техника «Разговор частей тела», где разные части тела могут взаимодействовать и выяснять отношения друг с другом.

С данным видом ресурсов очень хорошо сочетать некоторые техники из телесно-ориентированной терапии, связанные с наращиванием силы и энергии в мышцах, определенных движениях или частях тела.

    Ресурсы окружающей среды: напоминания жизни.

Ресурсы могут быть также найдены в окружающей клиента обстановке. Дерево в нижней части сада. Собака, сопровождающая клиента на работу. Цветочный горшок в углу комнаты. Нельсон Манделла не смог бы пережить 27 лет тюремного заключения, если бы не максимизировал ресурсы, которые были вокруг. Некоторых депрессивных клиентов спасли от суицидов собаки. Черное солнце в центре психоза девушки не соотносилось с золотым солнцем, которое каждый день вставало на горизонте.

Лишним будет говорить, что психодрама в данном случае дает возможность оживить эти напоминания о жизни, вложить в них слова и уточнить смыслы.

Есть глубокий смысл в том, что многие лечебные и реабилитационные программы и психологические группы проводятся на лоне природы, где клиенты или пациенты имеют возможность быть в контакте с глубочайшими ресурсами окружающей среды. В контексте «кабинетной» работы для подключения природных ресурсов можно использовать различные природные материалы, фотографии, в том числе, принесенные самим клиентом.

    Ресурсы отношений: возможности отношений с другими людьми.

Некоторые клиенты живут слишком изолированно. Терапевт может быть единственным и важнейшим ресурсом отношений. Ресурс терапевтических отношений, фундаментальный фактор любой терапевтической обстановки, должен быть использован для активизации других коммуникативных ресурсов: контактов с соседями, восстановления отношений с членами расширенной семьи, новых социальных контактов в совместной деятельности, обмену опытом компромиссов. Все это примеры позитивных возможностей отношений с людьми. Жан Поль Сартр писал, что "другие люди - это ад", но невротику необходимо открыть, что, несмотря на раны, которые он получил от определенных людей, все таки существуют возможности развития отношений с другими, которые могут создать более здоровое и исцеляющее для него окружение.

Благодаря техникам семейной терапии и психодрамы, в процессе работы могут быть воссозданы и актуализированы воспоминания о ресурсных взаимоотношениях.

Ресурсом может являться работа по моделированию ситуаций, создание комфортных типов отношений, даже если таковых в жизни не присутствует, в данный момент.

    Культуральные ресурсы: искусство, поэзия, музыка как катализаторы изменений.

История культуры изобилует примерами исцеления от сумасшествия через живопись, скульптуру, танец. Ритм и музыка очень полезны людям, утерявшим контакт с собственной жизненной энергией и органическими корнями, для облегчения восстановления этого контакта. Работы великих художников могут служить своеобразной формой утешения: беспорядочных шумов Бетховена, вспышек гнева Ван Гога, излияний чувств Ницше. В спектре цветов и репертуаре звуков содержатся возможности исцеления.

Таким образом, нельзя недооценивать терапевтических возможностей использования и на сессии и вне ее красок для рисования, глины для лепки личностных состояний, барабанов для отстукивания по ним чувств, чистой бумаги для излияния слов измученной души.

    Исторические ресурсы: восстановление вытесненных воспоминаний позитивного опыта.

Ведется большая дискуссия о возвращенных и ложных воспоминаниях. Она касается в основном негативных воспоминаний. Почти не упоминается факт, что могут быть репрессированы, а затем восстановлены позитивные воспоминания. Позитивные воспоминания могут существовать до травматического опыта, который пришел, чтобы стереть их из памяти. Негативные образы отца, внедренные матерью, могут иметь неясные позитивные штрихи, которые не могли быть интегрированы в семейной драме. Женщина, оставленная отцом в возрасте одного года, восстановила воспоминания о заземляющем чувстве, которое она получала от его рук, поддерживающих ее спину.

Этот вид ресурсов похож на ресурсы взаимоотношений, но в данном случае все гораздо шире, это могут быть любые воспоминания, которые дают силы, желание жить. И эти воспоминания могут быть усилены и воспроизведены при помощи психодраматического действия. Для данной работы могут быть использованы дневники, фотографии клиента... Все, что может хранить память о ресурсных событиях.

    Образные ресурсы:

Образы могут возникать когда человек опирается на свои фантазии, чувства и, конечно, тело...Эти картины и метафоры могут служить опорой и защитой, поддержкой и утешением. Они могут содержать в себе квинтэссенцию того, в чем нуждаются наши клиенты.

Играя эти образы в пространстве психодраматической реальности, клиенты присоединяются к ресурсам, которые несут эти метафоры.

Думаю, можно выделить и другие виды ресурсов. Мне кажется важной возможность структурировать и продолжать эту классификацию, добавляя новые ресурсы и новые способы их нахождения и развития.

Пример из индивидуальной практики

Клиентка Н. 29 лет, обратилась в терапию с жалобами на приступы переедания. Пищевое поведение по типу Булимии, приступы неконтролируемой еды сопровождаются очищением (вызыванием рвоты) и дальнейшей жесткой диетой.

На момент обращения отношений с мужчинами не имеет, высшее образование, работает в сфере искусств. Живет одна.

Одна из сессий, где Н. приходит в сильном депрессивном состоянии, жалуясь на плохое самочувствие, тоску, печаль по поводу того, что в жизни нет иного удовольствия, кроме ее «тайных пиршеств»... Наши встречи ей не помогают, все напрасно. Семьи нет, мужчины нет, интересов нет, желаний нет... ничего нет.

Я сразу вспомнила известный эпизод из приключений Алисы Селезневой и поняла, будем работать про ресурсы. Вот этот отрывок:

"Планета Шелезяка. Открыта фиксианской экспедицией. Населена

металлической культурой весьма низкого уровня. Есть предположение, что

жители планеты - потомки роботов, спасшихся с неизвестного космического

корабля. Отличаются прямодушием и гостеприимством. Однако очень капризны и

обидчивы. Полезных ископаемых на планете нет. Воды тоже нет. Атмосферы нет.

Ничего на планете нет. Если что и было, роботы все истратили и живут в

бедности"

Мой выбор был предложить ей поговорить о желаниях и интересах. Я предложила ей работу с камнями и другими природными материалами (выбор не случаен, данный инструментарий сам по себе обладает ресурсным действием, т.к., как правило, является Ресурсом Окружающей среды).

После того как она выбрала на свою роль один из камней, ей было предложено выбирать объекты на роль своих желаний, интересов и увлечений... В начале, были затруднения... было предложено выбрать, не присваивая значений, откладывать то, что нравиться на ощупь, по цвету, по весу (здесь я привлекала в актив ее анализаторные системы, тем самым расширяя область восприятия, привлекая ее ощущения и зрительное восприятие, тем самым, я предлагала вспомнить еще что-то, кроме мысленной «жвачки»).

Она отложила достаточно много объектов, которые мы потом называли. В результате, она получила несколько иную картину своего внутреннего мира. Вместо плоской и удручающей картины "Я и Еда" оказалось огромное скопище совершенно разнообразных объектов (как по виду, так и по значению).

Какие она получила ресурсы в результате этой работы?

1. Ресурсы окружающей среды... Она вспомнила море и что очень давно там не была, а хочется!
2. Исторические ресурсы. Воспоминания о поездках, о своих увлечениях, радостных событиях в жизни.
3. Телесные ресурсы. В результате прикосновений к камням, их поглаживания возникли приятные ощущения в теле.
4. Личностные ресурсы. В числе выбранных объектов были такие, которые являлись ресурсными ролями Н., например Я - читающая, Я - любующаяся произведениями искусства...

Сравнивая ощущения после проделанной работы с теми, которые были в начале сессии, для Н. стало очевидно, что у нее есть силы, для того, чтобы справиться со своей бедой, с пищевым поведением, с одиночеством. Соблазн обесценить себя и свою работу в терапии прошел, особенно, когда она смотрела на эту мозаику, живую и загадочную. Ее атом желаний, интересов и потребностей был очень похож на маленький клад. Самым большим достижением этой сессии являлся ее опыт переживания трепетного и бережного к себе отношения в отличие от привычного механического использования.

Хочется добавить, что в процессе работы с этой клиенткой я знала о ее травмах: жестоком изнасиловании в подростковом возрасте, удушающей матери, которая воспитывала ее без отца, но моим выбором была работа на укрепление ресурсов и жизненных сил... до того момента, пока она не будет готова двинуться дальше.

Литература:

1. Огородникова М.Б. Танцевально-двигательный разогрев: Возможности и перспективы // Психодрама и современная психотерапия. - 2005. - №2-3. - С.69-74.
2. Лейтц Г. Психодрама: Теория и Практика. - М: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
3. Boadella D. Lifestreams: An Introduction to Biosynthesis, Routledge Kegan & Paul, 1987

© Владимирова Мария, 2005