https://www.cia.gov/Library/publications/the-world-factbook/rankorder/2066rank.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8
Никакой адекватной реакции читателей. А вдуматься, как с этим можно вообще жить, если из этой информации сделаны правильные и логически непротиворечивые выводы?
Здесь вспоминается Кассандра, которая имела дар ясновидения и предсказания, но Боги сделали так, что ей никто не верил. На самом деле это не Боги, это люди обычно бывают несовершенные, недалёкие, глупые и равнодушные. Нет, лучше В.С. Высоцкого не скажешь:
Фредерик Сэндис КАССАНДРА

Долго Троя в положении осадном Оставалась неприступною твердыней, Но троянцы не поверили Кассандре,- Троя, может быть, стояла б и поныне. Без умолку безумная девица Кричала: "Ясно вижу Трою павшей в прах!" Но ясновидцев - впрочем, как и очевидцев - Во все века сжигали люди на кострах. И в ночь, когда из чрева лошади на Трою Спустилась смерть, как и положено, крылата, Над избиваемой безумною толпою Кто-то крикнул: "Это ведьма виновата!" Без умолку безумная девица Кричала: "Ясно вижу Трою павшей в прах!" Но ясновидцев - впрочем, как и очевидцев - Во все века сжигали люди на кострах. И в эту ночь, и в эту кровь, и в эту смуту Когда сбылись все предсказания на славу, Толпа нашла бы подходящую минуту, Чтоб учинить свою привычную расправу. Без умолку безумная девица Кричала: "Ясно вижу Трою павшей в прах!" Но ясновидцев - впрочем, как и очевидцев - Во все века сжигали люди на кострах. А вот конец - хоть не трагичный, но досадный: Какой-то грек нашел Кассандрину обитель,- И начал пользоваться ей не как Кассандрой, А как простой и ненасытный победитель. Без устали безумная девица Кричала: "Ясно вижу Трою павшей в прах!" Но ясновидцев - впрочем, как и очевидцев - Во все века сжигали люди на кострах.

Страшно знать и понимать, но не иметь возможности донести это знание и понимание до людей. Есть и другая трактовка, что любое знание полученное человечеством кого-то убивает и цена этого получаемого знания неизмеримо больше самих крупиц истины. Что-то на поэтов понесло сегодня. Юрий Кузнецов АТОМНАЯ СКАЗКА

Эту сказку счастливую слышал Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел И стрелу запустил наугад.

Он пошёл в направленье полёта По сребристому следу судьбы. И попал он к лягушке в болото, За три моря от отчей избы.

Пригодится на правое дело! - Положил он лягушку в платок. Вскрыл ей белое царское тело И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала, В каждой жилке стучали века. И улыбка познанья играла На счастливом лице дурака.



2 февраля 1968 Когда становишьсястарше, конечно становишься, если не умнее, то опытнее. Сам понимаешь, какие трагические ошибки совершал, хочешь предупредить детей и...не получается. Обычно все нарабатывают собственный опыт, а цена бывает сама жизнь и не всегда своя, бывает и чужая. С ужасом думаю, как нас демократы - рыночники развели в 80-е годы и мы стали это проверять на своём опыте и ценой стали миллионы жизней (которые мы точно и посчитать не можем, может это самое страшное и есть). Есть у нас памятник НЕИЗВЕСТНОМУ СОЛДАТУ, все понимают зачем, за что и ПОЧЕМУ? Интересно - будет ли ПАМЯТНИК НЕИЗВЕСТНОЙ ЖЕРТВЕ ЛИБЕРАЛЬНЫХ РЕФОРМ, когда невозможно объяснить зачем, за что и ПОЧЕМУ? Тем не менее УНЫНИЕ СМЕРТНЫЙ ГРЕХ (автору думается, что и БЕЗОСНОВАТЕЛЬНЫЙ ОПТИМИЗМ). Имея в виду вышеприведённые аспекты надо понимать, что без получения информации невозможно делать правильные выводы и планировать правильные действия. Поэтому даже трагическое познание, умножающее скорбь и печаль обеспечивает движение вперёд. Не познавая, не накапливая и не передавая накопленные знания потомкам человечество давным давно бы вымерло. Поэтому познание объективно необходимо. И последнее - познание во многом это творческий процесс. Но нет в жизни большего счастья ЧЕМ ТВОРЧЕСТВО!!!

(ораторская речь)

Как часто слышим мы от наших мудрейших учителей и почитаемых нами родителей «Scientia est potentia» - «Знание – сила» или же другое крылатое выражение – «Знание – свет, незнание – тьма». Но размышляли ли Вы, высокопочтенные граждане, над вопросом, являются ли эти слова верными для каждого из нас или жизнь преподносит нам такие ситуации, в которых лучше не знать истины? Именно этой теме будет посвящено сегодня мое выступление.
Мыслители античных времен и известные нам поэты нашего государства высказывали иные идеи в своих трудах; для них знание – не было абсолютным критерием счастья и залогом хорошей жизни. Правитель царства израильского, легендарный Соломон, сын царя Давида и Вирсавии, в «Книге Экклезиаста» приводит к нашему размышлению явные доказательства того, что «от многой мудрости много скорби, и умножающий знание умножает печаль». Так ли это? Я поддерживаю мысль Соломона, ибо даже мой, небольшой, жизненный опыт заставляет меня убедиться в истинности этих слов.
О высокопочтенные граждане, что пытаемся познать мы, живя в этом бренном мире? Суть вещей и тайны природы, человеческую психологию и самого себя. Да! Труднее всего нам познать именно самих себя. Но не кажется ли Вам, высокопочтенные граждане, и Вам, о мудрые магистры, что иногда лучше не знать правду, скрывающуюся за завесой сознания?
Как радостно бывает молодому разуму, когда он открывает нечто новое и, как ему кажется, нечто неизвестное доселе! И какое огорчение ждёт его, когда он узнает, что кто-то давным-давно уже сделал это открытие. Знание принесло ему несчастие, глупец же оставался бы в радости и счастии, наивно полагая, что он мудрее всех живших до него. Соломон устами Экклезиаста говорил: «Нет для человека иного счастья, как есть и пить, и чтобы душе его было хорошо от труда его». Но узнавший, что труд оказался тщетным, счастлив не будет, душе его не будет покоя. Так что же, о высокопочтенные граждане, неужели, следуя этому, надо нам оставаться глупцами и отказываться от знания истины?
Нет! Нет, я не призываю вас оставаться в неведении! Ибо «мудрость – лучшее орудие, а один ошибающийся погубит много доброго». Идя по любому пути, глупец, встречая людей умнее себя, в их глазах все равно будет выглядеть глупцом. И считая себя мудрым, он только себя и обманывает, ибо «не хватает ему разума» убедить других в своей мудрости.
Но часто ли, о высокопочтенные граждане, один глупец встречается с множеством мудрецов? Нет, намного чаще мудрый попадает в общество глупых. Но и в этом случае беда настигает его: глупость человеческая не знает границ и то, что оказывается за рамками понимания глупцов, подвергается насмешкам и издевательствам. Сколько история знает случаев, когда мудрейшие люди были затравлены соотечественниками и объявлены сумасшедшими? Великое множество. Имена их хоть и известны нам, но со временем будут забыты. И нет никакой разницы, был человек глупцом при жизни или мудростью своею поражал человечество – «участь одна всем». «Умирает мудрый наравне с глупым».
«Scio me nihil scire» - «Я знаю, что ничего не знаю». Так говорил Сократ. И если бы мы решились связать эти изречения Соломона и Сократа, то оказалось бы, что ничего не знающий не знает и горя. Но, о высокопочтенные граждане, не значит ли это и того, что знание о своем незнании приносит нам печаль? Позднее, намного позднее Джордано Бруно писал, что вдвойне слеп тот, кто не видит своей слепоты.
Горько и страшно мне, когда вижу я поколение юных слепцов, бредущих во тьме незнания и жизнь свою посвящающих одним только развлечениям. Пройдет время, исчезну и я, и Вы, и никто из ныне подрастающих глупцов не сможет вспомнить наши имена. И никто из них не сможет узреть в толпе ни одного мудреца. И не будет ни одного мудреца, понимающего, что вокруг него глупцы.
Быть ли глупцом и оставаться вечно счастливым, закрывая глаза на истину, или же быть открытым для знаний и становиться мудрее, но страдать от понимания несовершенства мира и людей, живущих вокруг нас – каждый выбирает сам. Наша жизнь – лишь погоня за ветром. И пока мы живы, я призываю Вас, о высокопочтенные граждане, ЗНАТЬ, ибо у нас, живых, есть такой выбор, ибо «мертвые ничего не знают». Знайте и ощущайте эту жизнь во всей противоречивости и насыщенности эмоций и чувств. И если станет плохо Вам на душе, знайте, Вы – ЖИВЫ. И Вы намного живее тех, кто вечно счастлив, но не способен прочувствовать человеческое горе.

***
Античный образ, ЧГУ, г. Череповец, 2012 г.


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


Антонова Екатерина пишет: «Выражение "Многие знания- многие печали" взяты из Библии? Откуда идет выражение: "Возлюби ближнего своего как самого себя"»

Владимир спрашивает: «Ex, Orient, Lux связаны со светом Вифлиемской звезды?»

Первое высказывание берет начало в словах мудрого Соломона: "И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" (). Почему это так? Давайте вспомним наших прародителей Адама и Еву. Бог даровал им все, но только запретил вкушать плодов от дерева Познания добра и зла. Именно познание зла и греха, познание глупости - это приносит печаль. Сатана не может искушать нас тем, чего мы не знаем. Но он всегда апеллирует к нашему познанию, к нашему опыту греха. При этом, он затеняет плохое и выпячивает приятное в грехе - точно так же, как это делается в профессиональной рекламе.

Мы не можем думать о том, чего не знаем. Но как только мы что-то узнали, это непременно рано или поздно наложит свой отпечаток на нашу жизнь. И есть большая вероятность, что этот отпечаток не будет радостным. Посмотрите современные новости - радостны они? Стоит ли их знать? Не доставляют ли они нам печаль? А открытие атома - не доставило ли оно печаль? А изобретение интернета - не несет ли это вместе со многими положительными сторонами также и печаль о том, что Интернет гораздо больше используется для распространения порнографии, чем полезных знаний? И даже познание истины о Боге - сейчас в моих мыслях звучат слова одного евангельского гимна: «Голгофа, ты – печаль для нас: там Кровь святая пролилась; Голгофа, ты и радость нам: там путь открылся к небесам".

Как видите, во многом знании действительно много печали. Но Господь может обратить любую печаль в радость: "Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас" ().

Второе высказывание более известно как Вторая заповедь Иисуса Христа. Она записана в ; ; ; . Но на самом деле, эта заповедь была известна еще раньше, в Ветхом Завете. В таком же виде она была дана Господом через Моисея и записана в . Две заповеди Иисуса Христа, как их представляют многие христиане, есть не что иное, как просто сущность морального Закона Божьего, который был дан на двух скрижалях - первая скрижаль содержит четыре заповеди, предписывающие наше отношение к Богу, а вторая скрижаль содержит шесть заповедей, предписывающих наше отношение к ближним. Именно потому Христос сказал об этих заповедях, что "на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" ().

В то же время, в Евангелии мы находим несколько другую редакцию этой заповеди. Вот там она подается как Новая заповедь Иисуса Христа: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (). Но вся новизна это заповеди заключается в том, что Христос устанавливает более высокий стандарт любви. До того, как Христос умер на голгофе, наивысшим стандартом любви была любовь человека к самому себе. Но Христос показал другой уровень любви - жертвенной любви. "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,

благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" ().

Что же касается Вифлеемской звезды, то с ней прямо или косвенно могут быть связаны самые разные слова на разных языках. Мне не известно приведенное Вами слово "Ex", но слова "Orient" и "Lux" латинского происхождения и имеют значения "Восток" и "Свет" соответственно. Естественно, они используются в описании Рождественской истории в тех местах, где упоминается свет и говорится о мудрецах с Востока. Но ничего священного в этих словах не содержится, равно как и нет в них какого-то особого непосредственного смысла, связанного с Вифлеемской звездой. Просто латынь долгое время была литургическим языком многих христиан в мире, да и до сих пор остается

официальным языком Римо-католической Церкви. Вот мы и встречаем латинские слова западной христианской лексике, равно как и славянские слова в восточной христианской лексике.

Господь да благословит Вас!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Разное":

Во многой мудрости много печали
Из Библии (церковно-славянский текст). В Ветхом Завете (Книга Екклесиаста, или Проповедника) написано (гл. 1, ст. 17-18): «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это - томление духа. Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (рус. пер.).
Иносказательно: чем больше человек узнает о себе, ближних своих и о мире в целом, чем больше познает собственное и чужое несовершенство, тем больше и его печаль по этому поводу.
Используется: также, как шутливо-ироническая форма отказа в какой-либо информации.

  • - крыл. сл. Выражение из Евангелия...
  • - крыл. сл. Кому много дано, с того много взыщется Выражение из Евангелия...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - третьи моляры человека...

    Большой медицинский словарь

  • - Кому много дано, съ того много спросится. Кому много дано, съ того много взыщется. Ср. Мужчины въ домашнемъ быту легкомысленны, живутъ умомъ, а не сердцемъ, не понимаютъ многаго, но женщина все понимаетъ.....
  • - Из песни «Как хорошо на свете жить», написанной Исааком Дунаевским на слова Василия Ивановича Лебедева-Кумача для кинофильма «Веселые ребята» ...
  • - Выражение из Евангелия...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Из Библии. В Евангелии от Луки сказано: «...И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут»...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Коли в крещенье собаки много лают, будет много зверя и дичи...
  • - МУ́ДРОСТЬ, -и,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - Кому много дано, с того много взыщется. Ср. Мужчины в домашнем быту легкомысленны, живут умом, а не сердцем, не понимают многого, но женщина все понимает... От нее все зависит. Ей много дано, с нее много и взыщется...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - У ночи много звѣздъ прелестныхъ, Красавицъ много на Москвѣ. А. С. Пушкинъ. Евг. Онѣг. 7, 52. Ср. In Sachsen, wo die schönen Mädchen wachsen. Ср. Quot coelum Stellas, tot habet tua Roma puellas. Пер. Сколько на небѣ звѣздъ, столько въ Римѣ дѣвушекъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ДВОР - ДОМ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. РЕМЕСЛО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Во многой мудрости много печали" в книгах

«Я хочу жизни - много, много…» Дневник О. Ф. Берггольц: 1928–1930 годов

Из книги автора

«Я хочу жизни - много, много…» Дневник О. Ф. Берггольц: 1928–1930 годов Публикация Н. А. Прозоровой Публикуемый дневник Ольги Федоровны Берггольц (1910–1975) посвящен началу ее поэтического пути, литературной жизни Ленинграда конца 1920-х годов, личным и творческим

Чтобы много потреблять, сначала необходимо много произвести

Из книги Разбогатей! Книга для тех, кто отважился заработать много денег и купить себе Феррари или Ламборгини автора ДеМарко Эм-Джей

Чтобы много потреблять, сначала необходимо много произвести В чем же ирония? Успех на поприще предпринимательства позволит вам потреблять все, что вы захотите, без ущерба для кошелька. Чтобы много потреблять, сначала необходимо много произвести. К сожалению, у

Часть вторая. Душа, как много в этом слове, для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось…

Из книги РЭЙКИ-Путь души автора Окунев Дмитрий Валентинович

Часть вторая. Душа, как много в этом слове, для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось… Молодой жизнерадостный человек пришёл к отцу и говорит:– Папа, порадуйся за меня, я поступил в университет! Наконец-то я нашёл своё счастье!– Очень хорошо, сын мой, –

НАЧАЛО МУДРОСТИ - ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ; О ДВОЯКОЙ МУДРОСТИ- ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ

Из книги Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения автора Перевезенцев Сергей Вячеславович

НАЧАЛО МУДРОСТИ - ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ; О ДВОЯКОЙ МУДРОСТИ- ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ Поэтому покой - это высшее благо; ревнители мира сего направляют к нему все свои старания, однако покой этот, как было сказано, ложный. Философы ложно обещали его последователям своих учений.

Начало мудрости – познание самого себя; О двоякой мудрости – истинной и ложной

Из книги Оружие христианского воина автора Роттердамский Дезидерий Эразм

Начало мудрости – познание самого себя; О двоякой мудрости – истинной и ложной Поэтому покой – это высшее благо; ревнители мира сего направляют к нему все свои старания, однако покой этот, как было сказано, ложный. Философы ложно обещали его последователям своих учений.

Во многой мудрости много печали

автора Серов Вадим Васильевич

Во многой мудрости много печали Из Библии (церковно-славянский текст). В Ветхом Завете (Книга Екклесиаста, или Проповедника) написано (гл. 1, ст. 17-18): «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это - томление духа. Потому что

Москва... как много в этом звуке / Для сердца русского слилось! / Как много в нем отозвалось!

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Москва... как много в этом звуке / Для сердца русского слилось! / Как много в нем отозвалось! Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837), гл. 7, строфа 36.Цитируется, чтобы выразить восхищение столицей России, историческими, национальными особенностями

Как избавление от зуба мудрости прибавляет мудрости.

Из книги Всемогущий разум или простые и эффективные техники самооздоровления автора Васютин Александр Михайлович

Как избавление от зуба мудрости прибавляет мудрости. Зуб мудрости, как ты это прекрасно знаешь, имеет неприятную особенность слишком рано покидать своего хозяина. Правда, предварительно основательно помучив его. Этот зуб у меня совершенно не хотел быть здоровым. И чтобы

Но это было на много позже… А в начале были тараканы. Очень много тараканов…

Из книги Вторжение между ног. Правила съема автора Новиков Дмитрий

Но это было на много позже… А в начале были тараканы. Очень много тараканов… 2 серия: ВнешностьВ моем классе училась девушка. Звали… нет, не хочу называть ее имени. Пусть онабудет Фросей. Фрося была красивой. Как мне тогда казалось. А может она была простолидером и могла

Из книги Итоги № 2 (2013) автора Итоги Журнал

Много-много «Масок» / Искусство и культура / Художественный дневник / Ждем-с!

Из книги Итоги № 2 (2014) автора Итоги Журнал

Много-много «Масок» / Искусство и культура / Художественный дневник / Ждем-с! Много-много «Масок» / Искусство и культура / Художественный дневник / Ждем-с! Фестиваль «Золотая маска» в этом году продлится с 28 января по 16 апреля. «Маска»

Нужно ли буквально понимать слова «Во многой мудрости много печали»?

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Нужно ли буквально понимать слова «Во многой мудрости много печали»? Иеромонах Иов (Гумеров)Слова эти являются частью стиха 1-й главы книги Екклесиаста. Точное понимание их требует прочтения всей книги и правильного ее толкования. Эта фраза, взятая вне богословской

16. Говорил я с сердцем моим так: вот я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.

автора Лопухин Александр

16. Говорил я с сердцем моим так: вот я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. Если все дела и стремления человеческие ничтожны и безрезультатны, как дым, как погоня за ветром,

17. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал что и это - томление духа; 18. потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания - умножает скорбь.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

17. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал что и это - томление духа; 18. потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания - умножает скорбь. Екклезиаст на собственном опыте убедился, что приобретение мудрости

Глава 15. Ищи мудрости, и она почиет на тебе. – Нечестивые далеки от мудрости. – Господь заповедует балгочестие, но не стесняет свободной воли человека: пред человеком добро и зло, жизнь и смерть, и чего он сам пожелает избрать, то и дастся ему

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Глава 15. Ищи мудрости, и она почиет на тебе. – Нечестивые далеки от мудрости. – Господь заповедует балгочестие, но не стесняет свободной воли человека: пред человеком добро и зло, жизнь и смерть, и чего он сам пожелает избрать, то и дастся ему 1-6 заканчивают собою мысль,

Всем известен поэтический призыв Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!» Его стихи полны веры в человеческий разум и его неограниченные возможности. Что же заставило оптимистичного поэта вступить в диалог с ветхозаветным мудрецом, провозгласившим «Суета сует, всё - суета », – в нашей рубрике . Не усомнился ли Заболоцкий в том, что человек способен познать все?

Во многом знании – немалая печаль…

Во многом знании - немалая печаль,
Так говорил творец Экклезиаста.
Я вовсе не мудрец, но почему так часто
Мне жаль весь мир и человека жаль?

Природа хочет жить, и потому она
Миллионы зёрен скармливает птицам,
Но из миллиона птиц к светилам и зарницам
Едва ли вырывается одна.

Вселенная шумит и просит красоты,
Кричат моря, обрызганные пеной,
Но на холмах земли, на кладбищах вселенной
Лишь избранные светятся цветы.

Я разве только я? Я – только краткий миг
Чужих существований. Боже правый,
Зачем Ты создал мир, и милый и кровавый,
И дал мне ум, чтоб я его постиг!

Стихотворение Заболоцкого “Во многом знании - немалая печаль” читает Валерий Захарьев

Исторический контекст

Стихотворение «Во многом знании - немалая печаль…» Николай Заболоцкий написал в 1957 году. В 50-60-е годы многие поэты заговорили вновь, пережив репрессии и запреты 30-40-х. После смерти Сталина в марте 1953-го наступила эпоха «оттепели» в литературе и культуре страны. Ослабевает цензура, у писателей появляется возможность говорить о пережитом и переосмысливать прошлое. Проблемы человека и общества стали одними из ключевых в поэзии того времени. Главный представитель философской лирики середины ХХ века Николай Заболоцкий, «молчавший» долгие годы, снова поднимает самые значимые для людей «вечные темы» - жизни и смерти, человеческой судьбы, разума и веры.

Автор

Николай Заболоцкий (1903–1958) ворвался в литературу как остроумный авангардист 1920-х годов.

Заболоцкий с женой Екатериной и дочерью Натальей (1946)

Поэт вырос в семье агронома, который страстно желал, чтобы сын продолжил его сельскохозяйственное дело. Однако тот выбрал иной путь - взаимоотношения природы и человека он стал постигать поэтически. Особый взгляд на природу сохраняется у Заболоцкого на протяжении всего творческого пути. Поэт был увлечен идеями о человеке как Разуме природы, читал труды ученых и философов-космистов.

1950-е годы для Николая Заболоцкого стали одновременно и вершинным этапом творчества, и «лебединой песней». Заболоцкого, как и многих интеллигентов, коснулись репрессии 1930-х. В 1938-м поэт был обвинен в том, что якобы состоял в контрреволюционной антисоветской писательской организации, и отправлен в исправительно-трудовые лагеря, где он пробыл до 1944 г. Арест, лагерный опыт, тяжелейшие условия заключения (Заболоцкий валил лес в тайге, участвовал в строительстве дорог и проч.), из-за которых поэт чуть не погиб, очень сильно изменили его самого и стиль его поэзии. Она становится намного ближе к классической русской лирике, особенно к Федору Тютчеву, в ней начинают появляться библейские мотивы («Это было давно»), которые свидетельствуют о внутренней перемене автора. Теперь он не игрок-новатор, а поэт-трагик, абсолютно искренний перед своим читателем.

Выписка из протокола о приговоре Заболоцкому (1938)

В отношении поэтического труда Заболоцкий был чрезвычайно упорным и оптимистичным: называл свое заключение «творческой командировкой» и даже в тюрьме продолжал писать. Поэтический перевод на современный русский язык одного из главных памятников русской письменности - «Слова о полку Игореве» был создан в заключении. Быт заключенного Заболоцкий подробно описал в книгах «Сто писем периода 1938–1944 годов», «История моего заключения» и в своих стихотворениях.

Поэт не оставлял пера практически до конца жизни. Стихотворение, о котором мы говорим, написано Заболоцким за год до кончины.

Во что верил Заболоцкий?

У Заболоцкого было почти религиозное отношение к природе. В ней он видел некое торжество разумного начала, ключевую роль познания отводил человеку. В отношении же его собственной религиозности свидетельства его знакомых расходятся.

Некоторые близкие поэта часто указывали на то, что поэт был рационалистом, материалистом и чуть ли не атеистом. Его друг, писатель Николай Корнеевич Чуковский, отмечал: «всякая религиозная, метафизическая идея претила его конкретному, предметному, художественному мышлению».

Николай Чуковский – писатель, переводчик, сын Корнея Чуковского

Однако многие хорошо знавшие Заболоцкого люди говорили о его христианской вере (к примеру, известный литературовед Николай Степанов). Поэт воспитывался в православной семье, с детства хорошо знал молитвы и даже пел на клиросе. Позднее он вспоминал: «Тихие всенощные в полутёмной, мерцающей огоньками церкви невольно располагали к задумчивости и сладкой грусти. Хор был отличный, и когда девичьи голоса пели «Слава в вышних Богу» или «Свете Тихий», слёзы подступали к горлу, и я по-мальчишески верил во что-то высшее и милосердное, что парит высоко над нами и, наверное, поможет мне добиться настоящего человеческого счастья».

Борис Леонидович Пастернак

К библейским темам и образам Заболоцкий обращался не раз. Особенно интересовала поэта тема . Одним из главных лирических шедевров поэт считал «Рождественскую звезду» (1947) . Заболоцкий сам под конец жизни, перечитывая Евангелие, собирался написать поэму, в основе которой - история . Сохранилась часть этого плана.

Известно также, что Заболоцкий хранил Библию на полке вместе с книгами , Баратынского, Гёте и других поэтов, которые считал «жизненно необходимыми для работы». Библия была конфискована при аресте писателя в конце 1930-х.

О произведении

Стихотворение «Во многом знании - немалая печаль…» Николай Заболоцкий написал в 1957 году, за год до кончины.

С одной стороны, в тексте сохранено свойственное поэту внимательное отношение к природе, утверждение разумности ее устройства и красоты. С другой стороны, нервом стихотворения становится религиозное вопрошание. Герой стихотворения обращается к Творцу с вопросом о смысле своего существования.

Первый поэтический сборник Заболоцкого “Столбцы” (1929)

Если раньше в поэзии Заболоцкого первостепенным был культ разума, его непогрешимость и абсолютность в процессе познания мира, то здесь основой мироздания отчетливо признается Бог, а автором подчеркнута непостижимость для человека Божественного миропорядка.

В последних строчках соотносится необъяснимость Божественного творения, природы и непостижимость ума, данного человеку. Герой не может до конца понять смысл существования не только мира, но и собственного ума, данного ему Богом.

Отсылки к Библии

В первых же строках Заболоцкий обозначил источник своих размышлений: «Во многом знании - немалая печаль, / Так говорил творец Экклезиаста». Именно эта мысль из ветхозаветной книги подтолкнула поэта к написанию стихотворения: Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (Еккл 1 :17,18).

Царь Соломон (иконографическое изображение)

Экклезиаст (полное название книги в синодальном переводе: Книга Екклесиаста, или Проповедника) - одна из библейских книг Ветхого Завета. В церковной традиции ее автором принято считать царя Соломона. Согласно традиционному толкованию, Соломон - человек, совершивший много противоречивых поступков, мудрец, поведавший в книге о главном уроке, который он вынес из своего опыта. Структуру Экклезиаста составляют различные мудрые, часто афористичные, суждения о жизненных наблюдениях. Главная мысль книги проста: кроме Бога в мире ничто не важно по-настоящему.

Экклезиаст, будучи философом-скептиком, одновременно является верующим проповедником, который через признание суетности мира, утверждает Бога. Для мудреца особенно важна идея непостижимости мира, интересующая и Заболоцкого в последний период творчества. Всесторонне охватить жизнь невозможно, нельзя подчинить себе мироздание и исчерпать его мыслью. Все эти попытки тщетны: «суета сует, всё - суета!»

Портрет Н. А. Заболоцкого

В книге Экклезиаста постоянно обращается внимание на то, что все явления, происходящие вокруг нас, преходящи, недолговечны, всё было уже в веках, бывших прежде нас (Еккл 1 :10). Для того чтобы это подтвердить, ветхозаветным мудрецом приводятся примеры из различных природных и социальных явлений. Это же делает и Заболоцкий в своем стихотворении. Хоть герой и утверждает, что не является мудрецом, его умонастроения во многом схожи с мыслями, изложенными Экклезиастом.

Экклезиаст с глубоким скептицизмом относится к мудрости, данной ему. Даже самый умный человек не способен постичь Творца и Его цели: Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца (Еккл 3 :11). Эта мысль также созвучна рассуждениям Заболоцкого. Как автор книги Экклезиаст, так и герой Заболоцкого испытал мудростью все, что делается под небом (Еккл 1 :12–13). И если первый понял тщетность устремлений ума, то и второй тоже усомнился в них.

Памятник Заболоцкому в Тарусе

Во многих словах Экклезиаста слышна поучительная интонация, рассчитанная на незримого слушателя. Лирическое обращение Заболоцкого иное - исповедальное, личное. Здесь поэт пытается понять тайну творения и тайну Творца. Но самый главный риторический вопрос поэта - о нем самом, о его назначении, роли познания и смысле собственного существования.