До сих пор Версаль, этот шедевр Короля-Солнца Людовика XIV, считается настоящим достоянием культуры. Было предпринято множество попыток создать подобие Версаля (например, дворец под Петербургом, построенный по приказу Петра, мечтавшим возвести русский Версаль). Однако все равно именно это строение Франции остается неповторимым произведением архитектурного искусства.

Место расположения Версаля

До того, как был возведен Версальский дворцовый комплекс, сама местность была мало примечательной. Вот как о ней отзывался Сен-Симон: «Никогда раньше я не встречал более унылого и неблагодатного места - без воды, без земли, без леса». Местность была действительно песчаной и . До того, как на землях Версаля взвели дворцовый комплекс, ничего примечательного здесь не было.

Старейшая деревня Иль-де-Франс Версаль упоминается в исторических документах Х века. Там говориться, что это была даже «не деревня, а очень скромная деревушка, спрятавшаяся за склоном холма, таких вокруг столицы разбросано великое множество».

Версаль пересекала дорога, ведущая из Нормандии в Париж, до которого было примерно 18 км. Именно поэтому здесь часто останавливались путники. В историю деревушка Версаль вошла благодаря тому, что здесь произошла встреча Екатерины Медичи с будущим королем Генрихом IV.

Сыну Генриха, Людовику XIII, нравилось проводить в Версале время со своими друзьями. Историки отмечали, что по характеру Людовик был человеком очень робким, и ему нравилось уединение. Именно здесь на месте бывшей ветреной мельницы был построен небольшой охотничий домик, который в последствии разросся до великолепного Дворца.

История Версаля

Версаль (административный центр департамента Ивелин) - селение в 24 километрах от Парижа, был выбран королем Людовиком XIII для строительства скромного охотничьего замка. Однако его более честолюбивый сын Людовик XIV, недовольный прочими своими дворцами (среди которых были и , и Тюильри), в 1660 году принял решение перестроить Версаль в роскошный дворцово-парковый ансамбль. Здесь все должно было поражать великолепием и размахом - ведь король хотел, чтобы здесь разместился весь царский двор. Строительные работы начались в 1661 году. За первые два года Людовик XIV, вошедший в историю как Король-Солнце, потратил несметные суммы денег из казны.

Возведение Версаля продолжалось несколько десятилетий и потребовало не только невероятных денежных расходов, но и привлечения многих тысяч рабочих рук. В разгар строительных работ в Версале недоставало рабочих, поэтому на помощь часто призывались солдаты и матросы.

Первым архитектором Версаля был Луи Лево, в последствии его сменил Жюль Ардуэн-Монсар, руководивший строительством в течение тридцати лет. Оформление парков было поручено Андре Ленотру.

Начиналось все с титанической работы по осушению болот, по нанесению на их место земли, песка и камней, по выравниванию и созданию искусственных террас. Потом рабочие стали рыть каналы и строить водопровод, который уже в первоначальный период строительства Версаля предназначался фонтанов и каскадов, которые в последствии и прославят Версальский дворец.

На первой террасе было построено пять бассейнов полных водой, в них «плавали» разнообразные искусственные цветы из золоченой меди. На другой террасе тоже было пять бассейнов, полных водой, а в воде - морская лошадь и люди, изо рта которых бьет вода. Вокруг бассейнов расположились каменные лягушки и обезьяны. Ниже строители установили круглый бассейн, вокруг которого представлены скульптуры, символизирующие четыре времени года. Каждое время года имело своих животных, которые выдували из пастей воду.

Людовик XIV умер в 1715 году. Его наследник Людовик XV нанял придворным архитектором Жака Анжа Габриэля. Среди многих его работ в Версале следует назвать здание Оперы и знаменитый Малый Трианон - изящный, миниатюрный замок, в котором жила впоследствии Мария Антуанетта. При Людовике XVI к нему была пристроена еще и элегантная библиотека.

В известном смысле весь дворцово-парковый ансамбль являл собой грандиозную сцену, где королевский двор отдыхал с большим размахом. Эта традиция была продолжена преемниками Людовика, в особенности Марией Антуанеттой. Она построила здесь свой собственный театр, где любила в последствии развлекаться с друзьями.

В годы великой Французской революции Версальский дворец несколько раз подвергался разграблению, многие шедевры были утрачены. В 1837 году по приказу Луи-Филиппа гигантский дворцовый комплекс отреставрировали. В нем открыли Музей истории Франции.

Особенности архитектуры и внутреннего интерьера Версаля

Парки Версаля раскинулись на площади в 101 гектар. Благодаря открытой планировке он прекрасно обозрим, так как вся территория идеально ровная - ни холмика, ни бугорка на нем найти невозможно.

В дворцовом парке Версаля множество смотровых площадок, аллей и променадов, есть даже свой Большой канал, а вернее, целая система каналов, которую назвали «маленькой Венецией». Перед фасадом дворца, перед окнами знаменитой Зеркальной галереи, на совершенно открытом пространстве симметрично раскинулись два сильно вытянутых бассейна, заключенных в гранитные рамы. Эти бассейны сразу же приковывают к себе взгляды. За этими бассейнами начинался спуск по Большой лестнице. У ее подножия расстилается пространство, на котором среди гигантских зеленых партеров, украшенных четырьмя «античными» вазами, находится круглый бассейн с «Фонтаном Латоны» (в честь нимфы Латионы, возлюбленной Зевса, которая вынуждена была бежать, спасаясь от преследований ревнивой Геры). Этот фонтан представляет собой большая скульптурная группа из свинца местами позолоченного.

От «Фонтана Латоны» к широкому зеленому газону, обрамленному купами вековых деревьев, ведет центральная аллея. В глубине газона располагается знаменитый бассейн с фигурой Аполлона, выезжающего на колеснице навстречу своей матери. «Фонтан Аполлона» создавался скульптором Тюби по эскизам Ш. Лебрена. Под большим напором центральная струя с силой выбрасывается вверх на высоту 25 метров, а пятнадцатиметровые боковые струи, устремляясь ввысь, вырисовывают цветок лилии - эмблему французских королей.

К северу от версальского дворца расположился Северный партер, украшенный бронзовыми скульптурами «Точильщик» и «Присевшей Венерой». От Северного партера лестница ведет к круглым бассейнам «Корона» и «Сирены» и к сказочному по замыслу и красоте фонтану «Пирамида» с позолоченными тритонами и дельфинами.

Знаменитую «Аллею Воды», которую называют еще «Театром Воды», сконструировал Ж. Ардуэн-Мансар. Ее окаймляют четырнадцать маленьких круглой формы беломраморных , ступенями следующих друг за другом. Их украшают бронзовые фигурки детей, поддерживающих наполненную фруктами и цветами чашу. «Аллея Воды» приводит к самому высокому фонтану версальского парка - «Дракону», центральная струя которого бьет вверх на 47 метров.

Сам Версальский дворец тоже поражает своими размерами: длина только одного паркового фасада составляет 640 метров. Главный дворцовый комплекс (Chateau de Versailles) был построен в 17-ом веке королем Людовиком XIV, который хотел перебраться сюда из небезопасного Парижа. Роскошные комнаты богато украшены мрамором, бархатом и деревянной резьбой действительно впечатляют даже искушенного посетителя.

Главные достопримечательности здесь - Королевская часовня, Салон Венеры и Салон Аполлона. Оформление парадных залов было посвящено греческим богам. Салон Аполлона был первоначально тронным залом Людовика.

Колоннада - круг мраморных колонн и арок, расположенный в черте садов, продолжает тему богов Олимпа. Место являлось любимой обеденной короля на открытом воздухе.

Малый Трианон - одно из многочисленных любовных гнездышек, построенных королем Людовиком XV для Мадам де Помпадур. Позже Малый Трианон занимала Мария Антуанетта, а еще позднее - сестра Наполеона.

Мраморный двор - сюда выходили главные покои короля. Перед балконом Людовика разыгрывались театральные представления. На этой «сцене» труппа Мольера впервые играла «Мизантропа». Над высокими окнами королевских покоев были установлены часы, которые остановили в момент смерти короля. До середины XVII века они показывали час смерти Людовика.

Зеркальная галерея - это самое большое помещение Версаля. Его длина 73 метра, в высоту -12,8 метра, а ширина составляет 10, 5 метра. В этом зале отмечали королевские дни рождения, бракосочетания, устраивали роскошные балы, принимали иностранных послов. Зал Зеркал содержит 17 огромных зеркал, отражающих высокие арочные окна и хрустальные канделябры.

Роспись Зеркальной галереи была поручена Лебрену., который был наделен полной независимостью творческой деятельности. На стенах галереи художник расположил 12 медальонов и 6 . Здесь изображены важные события того времени: реформы, восстановление навигации и т. д. Были здесь и сцены из мифологии. Герой каждой композиции - король, который может предстать в образе какого-нибудь античного героя. Росписи потолочного плафона, выполненные Лебреном, возвеличивают деяния Людовика XIV в период с 1661 по 1678 год.

Салон Изобилия - во время официальных приемов использовался как буфетная, в обычные дни здесь хранилась коллекция монет Людовика. Здесь также хранятся полотна Тициана, Веронезе и Карачи.

Тронный зал - здесь проводились аудиенции короля, торжественные приемы, встречи с послами. Именно здесь был установлен огромный трон Людовика в идее кресла с балдахином.

Оранжерея - была построена по проекту Ардуэна-Мансара. Имеет форму буквы «П». Тут по велению короля выращивали различные редкие растения. Гордостью королевской оранжереи были 3 000 апельсиновых, мандариновых и гранатовых деревьев. Обслуживали эту оранжерею более 200 садовников.

Конечно, постройка шикарного комплекса в Версале обошлась Франции в круглую сумму. Во времена Людовика было потрачено на возведение Версаля более 80 000 ливров, что было просто колоссальной суммой. Однако ничего не потеряла, а наоборот, только приобрела. В 1830 году ансамбль Большого Версальского дворца стал Национальным музеем Франции. Теперь Версаль - это настоящее сокровище, которое считается не только достоянием Франции, но и культурной ценностью всего человечества.

Великолепный дворец Версаль является свидетельством экстравагантности Короля-Солнце, Людовика XIV. Дворец и его прекрасный формальный сад стали основной моделью для дворцов по всей Европе.

  • Из Парижа: 22 км от Парижа, 35 минут на машине.

Время работы Версаля:

Апрель - октябрь:

  • Дворец 9:00 - 18:30, последний вход 18:00, кассы закрываются в 17:50. Закрыто по понедельникам.
  • Дворец Трианон и имение Марии Антуанетты - 12:00 - 20:30, закрыто по понедельникам.
  • Сад - ежедневно 8:00 - 20:30.
  • Парк - ежедневно 7 - 19 для транспорта и 7 - 20:30 для пешеходов.

Ноябрь - март

  • дворец 9:00 - 17:30, последний вход 17:00, кассы закрываются в 16:50. Закрыто по понедельникам.
  • Дворец Трианон и имение Марии Антуанетты - 12:00 - 17:30, закрыто по понедельникам.
  • Сад и парк - ежедневно, кроме понедельников, 8:00 - 18:00.

Вход в Версаль:

  • Билет во дворец Версаль стоит 15€ для взрослых (включая аудио-гид), льготный - 13 €, до 18 лет бесплатно.
  • «Скрытый Версаль» - c гидом, частные аппартамента - 16 €.
  • Дворец Трианон и имение Марии Антуантетты - 10 € (льготный - 6 €).
  • Полный Версаль: 18 € (25 € в дни музыкальный концертов).
  • Комбинированный билет Forfaits Loisirs (весь Версаль + билеты из Парижа и в Париж) - 21,75 € в рабочие дни, 26 € в выходные дни. Купить можно в ж/д кассах SNCF. (лучший вариант).

Летом после 15:00 вход на территорию дворца (парк) бесплатно .

Первое восресенье каждого месяца с ноября по март - бесплатный тур по аппартаментам, коронационной комнате, дворцу Трианон и имению Марии Антуанетты.

Как добраться в Версаль:

Из общественного транспорта удобнее всего добираться в Версаль на прямом поезде:

  • : остановка Versailles-Rive Gauche (билет зона 1 - 4, обычный Т+ не действителен).
  • : Versailles-Chantiers ( от ) или Versailles-Rive Droite (поезда от вокзала Gare St-Lazare). Время в пути - около 20 минут. Далее пешком до Версаля по указателям - минут 15.

Билет на поезд до Версаля: 7.10 € в обе стороны, на билетной автомате нужно выбрать конечный пункт назначения — Versailles Rive Gauche .

Действуют билеты: Paris Visite (1 — 5 зон) — от 11,15 €/день.

Расписание поездов в Версаль — RER C:

Схема маршрута RER C (скачать PDF):

Карты Версаля:

Краткая история Версаля

Версаль находится примерно в 20 километрах от Парижа. Первое упоминание о городе и имении было в 1038 году, когда название появилось в уставе аббатстве Сен-Пере-де-Шартре. По состоянию на конец 11-го века, Версаль был провинциальной деревней, охватывающей замок и церковь Сен-Жюльен, которая оставалась процветающей вплоть до начала 13 века. После Столетней войны, однако, там проживала только горстка людей.

Королевское присутствие

В 16 веке, семья Гонди стали правителями Версаля, и город стал пользоваться популярностью, когда будущий король Людовик XIII посетил эти места и был очарован их красотой. В 1622 году он купил землю в этом районе и приступил к строительству небольшого домика из камня и кирпича.
Статуя Людовика XIV
Десять лет спустя он стал хозяином Версаля и начал расширение своего домика. Вскоре он приобрел больше земли, а также имущество Гонди Людовик XIII умер в 1643 году.

Король-Солнце

В 1662 году царь новый - Людовик XIV - оказался сильно заинтересован в Версале. Людовик XIV, также известный как Король-Солнце, не доверял парижанам и хотел перенести свою королевскую резиденцию прочь из Лувра, который был постоянно в центре политической возни. Король-Солнце был в значительной степени ответственен за расширение Версаля, в результате которого было построено здание, стоящее до сих пор. Он нанял архитектора Луи Ле Вау (Louis Le Vau) и художника Шарля Лебрена для выполнения работ по постройке этого шедевра барокко, который стал типичным образцом для всех дворцов в Европе. Известный садовник Андре Ле Нотр был ответственным за непревзойденный сад Версаля.

Королевская часовня

После смерти архитектора Ле Вау, заказали Жюлю Ардуэн-Мансару утроить размер дворца. Под его бдительным оком были построены северное и южное крылья, Orangerie, Большой Трианон (замок) и королевская часовня. Позже была добавлены опера и Малый Трианон (небольшой замок), который был построен в период 1761 - 1764 для Людовика XV и мадам де Помпадур.

Французская революция

Во время французской революции, невероятная коллекция картин, антиквариата и других произведений искусства, которые были накоплены в Версале, были переданы в , а другие важные предметы были отправлены в Национальную библиотеку и консерваторию искусств и ремесел. Большая часть мебели, как считают историки, была распродана на аукционе.

Королевский дворец

После революции, Наполеон проводил лето в Версале, пока он не отрекся от престола. Позднее здесь жил Луи-Филипп, который в 1830 году превратил замок в гранд-музей, посвященный «Славе Франции». Часовня, Опера, и Зеркальный зал были сохранены, но многие небольшие комнаты были разрушены, чтобы освободить место для просторных выставочных залов. Однако в 1960-х годах куратор Пьер Верле сумел получить часть мебели назад и восстановить ряд королевских апартаментов.

Сегодня, посетители могут посетить Версаль, посмотреть большую часть интерьера этого великолепного дворца, а также всемирно известный сад.

Версаль-музей:

Известные номера включают в себя:

Зеркальный зал

Некоторые называют Зеркальный зал наиболее заметным вкладом Людовика XIV в Версале. Главной особенностью зала является семнадцать зеркальных арок, которые отражают семнадцать аркадных окна, которые выходят на не менее великолепный сад Версаля. Каждая арка содержит двадцать одно зеркало, суммарно в комнате находится 357 зеркал. Этот великолепный зал имеет длину 73 метров, ширину 10,5 метра и высоту 12,3 метров. Статуи и бюсты выставлены вдоль стен. Зеркальный зал всегда играл важную роль в истории, в том числе и в 1919 году, когда первая мировая война официально закончилась, Германия подписала Версальский мирный договор именно в этом зале.

Королевская часовня

В настоящее время часовня является уже пятой по счету во дворце. Строительство началось в 1689 году и была завершено около 1710 года. Здесь находится «трибуна» на том же уровне, что и королевские апартаменты, с видом на неф, где восседали короли во время участия в мессе. Архитектура представляет собой сочетание готики и барокко. Множество деталей часовни напоминают кафедральный соборы средневековья, в том числе горгулья и остроконечнпя крыша, цветная мраморная плитка на полй, колонны и резные столбы.

Гранд — апартаменты

Первоначально известные как апартаменты планет (каждый из 7-салонов этих апартаментов имеет картины планет), это были апартаменты короля Людовика XIV. Хотя завораживают все апартаменты, наиболее примечательными являются потолки, расписанные художником короля Шарлем Лебренои и его командой художников.

Королевская Опера

Зрительный зал Оперы отделан исключительно деревом, что делает его одним из наиболее акустически «живым» театром в мире. Хотя он был придворным театром и не был предназначен для огромной публику, он вмещает более 700 человек. Золото, розовый и зеленый цвета доминируют в декоре Оперы, строительство которой окончательно завершилось только в 1770 года. Впервые она использовалась для свадебного бала будущего короля Людовика XVI и Марии-Антуанетты и может похвастаться уникальной механической системой, что повышает пол до уровня сцены. Сегодня Опера по-прежнему используется для проведения концертов и оперных представлений.

Геометрия парка

Раскинувшись на 100 га сад Версаля является крупнейшим дворцовым садом Европы. Он была создан в 17-м веке ландшафтным садовником Андре Ленотра, который спроектировал то, что можно считать квинтэссенцией французского формального сада. В саду разбит в виде геометрического узора, создаваемого дорожками, кустарниками, клумбами и деревьями. Ленотра также осушил болотистую, наклонную местность и создал серию бассейнов и большой канал, известный как Grand Canal.

Фонтан Латона

Несколько фонтанов украшают бассейны. Наиболее известными являются Фонтан Латона - со статуей богини Латоны - и фонтан Аполлона - названный в честь бога солнца и изображающий короля-солнца, едущего на колесницах. Есть несколько других фонтанов в саду, таких как фонтан Нептуна. Фонтаны были установлены, чтобы развлечь множество гостей, приглашенных на щедрые организованные балы короля Людовика XIV.

Еще одним заметным украшением в саду является Колоннада - круговой ряд мраморных колонн, спроектированных Жюлем Ардуэн-Мансаром.

Малый Трианон

В Версале есть также несколько меньших дворцов, расположенных в саду: Большой Трианон и Малый Трианон. Около 10.000 человек работали в Версальском дворце, так что на уединенность можно было не рассчитывать. Поэтому король Людовик XIV приказал построить Большой Трианон, дворец почти такой же роскошный, как главный дворец, где король мог избежать формальностей двора и устроить свидание с любовницей. Его преемник, король Людовик XV позже построил еще меньшей дворец - Petit Trianon - по той же причине.

Версаль, наверное все слышали это слово и знаю, что это такое. Версальский дворец стал первым королевским дворцом Нового времени и послужил прообразом для строительства дворцов по всей Европе и в Санкт-Петербурге в том числе. Петр I посетил Версальский дворцово-парковый комплекс и был поражен его роскошью и размерами. После возвращения он дал указания строить дворцы подобные Версалю.

Добраться до Версаля очень легко, поскольку это очень посещаемый туристический объект, то все продумано. Поезд RER довозит до конечной станции — Версаль. От , где мы поселились, всего одна остановка 1,5 евро однако. Электрички двухэтажные, кондиционера нет, жарко в вагоне, но одна остановка это почти ничто. Билетная касса находится через дорогу от здания вокзала.

Билеты бывают разнообразные, лучше использовать данные официального сайта Версаля. Взрослый билет во дворец Версаль, парк и Большой Трианон и деревню Марии-Антуанетты 20 евро, дети до 18 лет бесплатно, но на сайте перечислены все льготные категории обозначены льготные дни и неполные билеты, есть возможность купить билет прямо на сайте и избежать очереди. Есть билет на два дня, это хорошее предложение, так как дворец и парк просто огромны, за один день очень трудно все успеть и физически тяжело.

Очереди в Версале в высокий сезон

Итого очередь за билетами заняла минут 20, гуманно, но то что мы увидели при приближении к дворцу поразило наше воображение, людей было просто море. Напомню тем, кто забыл мы были там в середине июля в самый разгар жары (+32 и палящее солнце) и туристического сезона. Были предательские мыслишки, может сдать билет и ну его этот Версаль, но мы подавили эту идею и мужественно встали в очередь.

Итого, очередь на вход заняла полтора часа на солнцепеке. Это было тяжело. Вся эта очередь собралась из-за того что проверяли билеты и заставляли всех сдать в камеры хранения рюкзаки и крупные сумки, подозрительных лиц прогоняли через ворота как в аэропорту.

Далее мы постояли в Мраморном дворе еще 30 минут за аудиогидами на русском языке, включенными в стоимость билета. Во дворце была жуткая толпа, можно сказать, что через экспозицию вас несет людской поток и достаточно жарко, кондиционеров нет, окна открыты, людям со слабым здоровьем наверное лучше не посещать дворец при таких обстоятельствах.

Наш десятилетний мальчик увлекся аудиогидом. В каждом зале есть табличка с номером, который нужно набрать на аудиогиде, чтобы прослушать запись именно про этот зал. Он искал табличку и объявлял всем номер. Новое поколение любит понажимать на кнопочки, без этой игры ему наверное было бы скучно.

Все, я закончила с грустным, приступим наконец к осмотру всего этого великолепия.

Дворы Версальского дворца

Памятник Людовику XIV — королю Солнце перед Версальским дворцом

Это первый, но не последний памятник Людовику XIV, который встречает гостей на площади перед Версальским дворцом. Скульптура была установлена уже после кончины Короля-Солнца.

Во дворце находится великое множество изображений Людовика, как скульптурных, так и художественных. Король-Солнце являлся самым почитаемым европейским монархом XVII века, и пышное возвеличивание собственной власти стало важнейшей частью его политики. Существенную роль в этом сыграл и Версальский дворец.



Версальский дворец — толпы на подходе

Передний двор дворца уже плотно набит страждущими туристами. Там можно купить сувениры у афро французов дешевле, чем в Париже.



Версальский дворец — ворота

За воротами начинается королевский двор. Люди всех национальностей жаждут посетить этот великолепный дворец и парк.



Версальский дворец — очередь на вход

А вот и очень длинная очередь, она занимает весь королевский двор и завивается змейкой. Под зонтиками люди спасаются от палящего солнца.



Версальский дворец — Мраморный двор

В Мраморном дворе стояла очередь за аудиогидами, но она была уже значительно меньше и пейзаж поменялся, в общем стало веселей. В Мраморном дворе можно лицезреть самые ранние постройки дворца, принадлежащие — Замку Людовика XIII, отца Короля-Солнце.

Людовика XIII многие помнят по фильму и одноименному роману Дюма «Три мушкетера». У него с Анной Австрийской не было детей целых 22 года, вся Франция молила Бога послать королю наследника и чудо наконец свершилось, родился будущий Людовик XIV. Вся Франция обожала это дитя, а родители просто души не чаяли. Но к сожалению король умер, когда мальчику было всего 5 лет, его воспитанием занимались Анна Австрийская и кардинал Мазарини и неплохо преуспели в этом, судя по результату.



Версальский дворец — очередь за аудиогидами

Вот наконец спустя 2 с лишним часа очередей мы попали во дворец. Экспозиция первого этажа повествует о том, как из маленького охотничьего замка Версаль превратился в самую огромную и великолепную королевскую резиденцию в Европе.

Немного истории строительства Версальского дворца

История Версаля начинается в 1624 году. Людовик XIII (годы жизни 1601-1643, царствовал с 1610 года) велел построить небольшой замок среди лесов на западе Парижа, чтобы использовать его во время королевской охоты.

Строительство продолжалось двести лет. Наибольшего размаха строительство и освоение окрестной территории достигло во времена царствования Людовика XIV, но и умалять вклад Людовика XV и Людовика XVI не хотелось бы.

Масштабы строительных, отделочных и ландшафтных работ впечатляют. Для изготовления одних только гобеленов была создана целая королевская мануфактура «Гобелен» под руководством Шарля Лебрена с восьмьюстами рабочими.



Интересные обезьяны на козлах, к сожалению я забыла, что они символизируют.



Версальский дворец — макет дворца

Модель дворца хорошо демонстрирует гигантские размеры дворца. Людовик XIV был не так прост, как кажется с первого взгляда. Его детство прошло в постоянных восстаниях фрондистов, зарвавшейся французской знати. Чтобы отбить у знати охоту к восстаниям, заговорам и интригам, он решил держать знать при дворе, т.е. на виду и развлекать ее масштабными празднованиями, театральными постановками, обедами и раздачей королевских милостей.

О пышных празднованиях, устраиваемых в Версале, ходят легенды до сих пор. Самый выдающийся праздник, вошел в историю под названием «Забавы волшебного острова», проходил в мае 1664 года. Король лично принимал участие в подготовке этого грандиозного мероприятия, театральную постановку для этого придумал сам Мольер, знакомый нам из школьной программы. На праздники король тратил умопомрачительные суммы, тем самым поощряя развитие ремесел и искусств.



Версальский дворец — часовня короля, потолок

Не нужно забывать что в те времена, монарх был для своего народа наместником Бога на земле и среднестатистический француз любил своего короля до самозабвения, что впрочем не помешало революционерам отрубить голову Людовику XVI в 1793 году.



Версальский дворец — часовня короля — пол

Часовня короля как раз и воплощает в себе идею божественности власти короля.

Статуя Людовика XIV — Короля-Солнце

Еще одна статуя Короля-Солнце. Это прозвище Король-Солнце, Людовик придумал себе в молодости для участия в турнире и оно закрепилось за ним на всю его жизнь и дошло до нас. Ибо монарх, как солнце уникален, как солнце сияет и согревает своим теплом своих поданных, двигается плавно и спокойно.



Залы дворца украшены великолепными полотнами самых именитых художников того времени, кругом золото и мрамор, роскошь и баснословное богатство.

Король имел активную жизненную позицию, как бы мы выразились сейчас, он лично принимал участие в руководстве строительством дворца, а так же контролировал отделочные работы. Кроме того он первый отменил роль первого министра при дворе и стал фактическим, а не номинальным правителем страны.



Потолки достойны внимания, с них всегда что-нибудь свисает. Даже шея устает от непрерывного рассматривания потолков.



Все эти многочисленные изображения Людовика XIV в разных костюмах и ролях были призваны поразить величием монарха Франции многочисленных гостей дворца и послов иностранных государств.



Еще одна статуя Людовика XIV — толпа очень утомляет

Художники изображали своего монарха в образах античных героев и богов, в те времена все художники и скульпторы увлекались античностью и стремились подражать мастерам древности, неизбежно привнося, что-то свое.

Во дворце насчитывается 328 медальонов изображающих Людовика. Культ личности Короля-Солнца на лицо. Но именно такая политика привела к необыкновенному расцвету Франции, годы правления Людовика XIV считаются золотым веком. Когда власть сосредотачивается в одних сильных руках, прекращаются мелкие междоусобицы и все силы народа идут на развитие страны.



Версальский дворец — проработка мраморных завитушек впечатляет

Спальня короля вся отделана золотой парчей. В Версальском дворце был принял целый свод правил поведения для придворных и короля — придворный этикет. В котором в мельчайших подробностях расписывался ритуал утреннего туалета короля, ритуал завтрака короля, ритуал обеда и так далее. Описывалось какие придворные имеют право участвовать в каждом из ритуалов, в каком порядке, в общем скука смертная и никакой личной жизни.

К концу церемониала утреннего туалета короля к нему могли войти те, кому позволено присутствовать на утреннем приеме, например, принцы крови, чтецы короля и воспитатели наследника.

Т.о. понятно, что жизнь короля не была простой, он целыми днями с утра до вечера находился в центре внимания толп придворных, которые преследовали свои цели, стремясь получить новый чин или иные привилегии.



Еще одна спальня

Спальня королевы Франции



В спальне королевы последовательно проживали три королевы Франции. Мария-Терезия — жена Людовика XIV, затем Мария Лещинская — жена Людовика XV, и несчастная Мария-Антуанетта — жена Людовика XVI. Естественно, интерьер с каждой новой хозяйкой обновлялся, сейчас воссоздан облик комнаты, таким, каким он был в последний день присутствия там Марии-Антуанетты.

Надо признать, что жизнь королевы была достаточно тяжела по нашим меркам. Жена Людовика XIV родила 19 детей, 12 из них умерли в детстве. Кроме того у короля всегда были любовницы и жили они тут же во дворце, не редко у фавориток короля было больше комнат, прислуги и драгоценностей, чем у королевы. И королева при всем этом должна была всегда иметь довольный вид и улыбаться, и восхвалять своего венценосного супруга. Во истину королеве надо было иметь ангельское терпение, чтобы все это вынести.

Салон «Большой прибор»



Салон «Большой прибор» получил свое название из-за того, что король и королева обедали здесь публично. Можно представить себе сцену обеда короля из фильма «Три мушкетера», чтобы проникнуться обстановкой.

Зеркальная галерея (Галери-де-Глас)

Это самый знаменитый зал Версальского дворца, во истину великолепен. Раньше по нему неспешно прохаживались придворные, любуясь видом парка через огромные окна, а сейчас толпы туристов прохаживаются вдоль тех же окон, интересно кого было больше, придворных тогда или туристов сейчас?

Зеркальная галерея (Галери-де-Глас)

Французы находчивы, росписями зеркального зала Версальского дворца, они украшают потолки электричек, следующих в Версаль и ненавязчивая реклама этого дворцового комплекса и приятный дизайн электричек в одном решении.



Музей истории Франции



Музей истории Франции был создан во времена короля Луи-Филиппа (годы жизни 1773-1850), который получил прозвище король французов. Его покои сохранились в , который мы посетили двумя днями ранее.

На стенах этой галереи изображены все наиболее знаменательные битвы в истории Франции, начиная от короля Хлодвига I, династии Меровингов (рожден около 466, умер 511 году). Про один этот зал можно написать целую книгу наверное. Пояснения к некоторым полотнам есть в аудиогиде.

Версальский дворец расположен в одноименном городе, находящемся в 16 км на юго-запад от Парижа. Был резиденцией французских королей Людовиков XIV, XV и XVI. Также здесь с 6 мая 1682 г. по 6 октября 1789 г. жил французский королевский двор.

Замок состоит из множества элементов, объединенных в архитектурный ансамбль. Он занимает более 63 тыс. квадратных метров, состоит из 2300 комнат, из которых на сегодняшний день 1000 – музейные помещения.

Парк Версальского дворца простирается на 815 га (до Революции – на 8 000 га), из них 93 га – сады. Он состоит из нескольких элементов: Малого и Большого Трианона (здесь жили Наполеон I, Людовик XVIII, Карл X, Луи-Филипп I и Наполеон III), хутора королевы, Большого и Малого Канала, зверинца (разрушен), оранжереи и водного бассейна.

Первое упоминание о поселении Версаль встречается в 1038 г. в уставе аббатства Сен-Пэр де Шартр. В 1561 г. Версаль с рыцарским замком продан Марсьялю Ломени, секретарю финансов при Карле IX.

Затем владельцем земель и замка становится итальянский фаворит Катерины Медичи, граф де Ретц Альбер де Гонди.

В 1589 г. за месяц до того, как стать королем Франции Генихом IV, в Версале останавливается король Наварры. Затем он возвращается туда в 1604 и 1609 гг. на охоту. В возрасте 6 лет впервые на охоту приезжает сюда и будущий король Людовик XIII.

Версаль при Людовике XIII

Король начинает приобретать владения в Версале с 1623 г. На месте дворца тогда стояла лишь одна ветряная мельница.

В 1623 г. Людовик XIII, страдающий приступами агорафобии (боязни открытых пространств) и желающий духовного отдыха, решает выстроить скромный охотничий павильон из камня и кирпича на вершине Версальского плато, на дороге между Версалем и Трианоном. Он выкупает мельницу и дом мельника, стоявшие на этом окруженном болотами холме. Людовик лично присутствует при разработке архитектурного плана павильона и прилегающих садов. Постройка была скромной и утилитарной. Вместе с окружающими ее земляными валами и рвами она скорее напоминала старинный феодальный замок. Время от времени к Людовику в это скромное жилище приезжают королева-мать Мария Медичи и супруга, королева Анна Австрийская. Правда, всегда проездом, без ночевок, потому что в здании не было предусмотрено женских покоев. Королевские покои состояли из небольшой галереи, где была вывешена картина с изображением осады Ла Рошели, четырех комнат, где стены были увешаны коврами. Королевская комната занимала центр здания, ее размещение соответствует впоследствии спальне Людовика XIV.

В 1630 г. в Версаль тайно приезжает кардинал Ришелье для переговоров с королем по случаю излишнего влияния на политику королевы-матери. Это стало первым важным политическим событием в стенах замка. Ришелье остался премьер-министром, а королева-мать была выслана.

В 1632 г. Людовик XIII выкупает Версальское владение у Жана-Франсуа Гонди. За год до этого начинаются работы по расширению дворца: в каждом углу добавляются маленькие павильоны. В 1634 г. стена, окружающая двор, заменяется на каменный портик с шестью аркадами с металлическими украшениями. Новый замок впервые получает цветочное обрамление: сады разбиты на французский манер Буасо и Менуром, украшены арабесками и прудами. Фасады укреплены кирпичом и камнем. В 1639 г. перед основным фасадом замка обустроена прогулочная терраса с балюстрадой, украшенной орнаментом. Тот замок соответствует современной части дворца, окружающей знаменитый Мраморный двор.

В 1643 г. Людовик XIII умирает, на трон восходит его четырехлетний сын, Людовик XIV, а бразды правления передаются королеве-матери, Анне Австрийской. Версаль перестает быть королевской резиденцией на 18 лет.

Версаль при Людовике XIV

Королевская семья живет в это время в в Париже. Известно, что впервые Людовик XIV посетил Версаль в 1641 г., куда был отправлен вместе с младшим братом на время эпидемии ветряной оспы в , месте королевской резиденции той эпохи.

С 1651 г. король несколько раз посещает замок во время охоты. Также во время охоты после своей свадьбы с Марией-Терезой Австрийской в 1660 г. король по-настоящему заинтересовался бывшей резиденцией своего отца. Первые изменения коснулись сада. Король пожелал выправить форму и увеличить площадь, а также окружить его стеной.

В 1661 г. художнику Шарлю Эррару поручено привести в порядок комнаты замка. Вместе с изменениями в составе королевской семьи (ожиданием рождения будущего дофина и свадьбой брата короля) пришла необходимость в перераспределении комнат. Замок был поделен на покои короля и принца с отдельными лестницами в боковых крыльях. Лестница Людовика XIII в центре лоджии разрушена.

Серьезные работы по изменениям замка начались в 1664 г. Первоначально замок подвергся критики со стороны двора, особенно его местоположение: Версаль представлялся неприглядным, печальным местом, в котором некуда было кинуть взгляд – ни лесов, ни воды, ни земли, а вокруг лишь песок и болота.

Официально Лувр пока еще оставался королевской резиденцией. Однако всё чаще именно в Версале стали устраиваться придворные праздники. Придворные смогли «оценить» неудобство этого небольшого замка, т.к. многие из них не находили крыши для сна. Проект по увеличению площадей Людовик поручил Лё Во, который предложил несколько вариантов: 1) разрушить всё, что было, и на этом месте построить дворец на итальянский манер; 2) оставить старый охотничий замок и окружить его с трех сторон новыми корпусами, таким образом как бы заключая его в каменный конверт. Король поддержал сохранение отеческого дома больше из финансовых, нежели сентиментальных побуждений. И Лё Во увеличил площадь дворца в три раза, шикарно украсил его, развивая вездесущую в Версале тему солнца. Королю больше всего понравилось украшение сада скульпторами Жирардона и Лё Онгра — в 1665 г. были установлены первые статуи, построены грот Тетис, оранжерея, зверинец. Через два года началось строительство Большого канала.

Вторая строительная кампания началась после подписания мирного договора между Францией и Испанией. По этому случаю 18 июля 1668 г. был организован праздник, известный теперь как «Великие королевские развлечения в Версале». И опять не все смогли уместиться во дворце, что опять привело к необходимости увеличивать здание.

В это время дворец начинает приобретать знакомые нам черты. Самое важное новшество – каменный конверт, или новый замок, который окружал замок Людовика XIII с севера, запада и юга. В новом дворце находились новые апартаменты короля, королевы и членов королевской семьи. Второй этаж был полностью занят двумя покоями: короля (северная сторона) и королевы (южная сторона). На первом этаже нового дворца также были обустроены двое апартаментов: на северной стороне – Банный кабинет, на южной – апартаменты брата короля и его жены, герцога и герцогини Орлеанских. На западе терраса выходила в сады, она была снесена чуть позже, чтобы не мешать проходу между апартаментами короля и королевы. На ее месте была построена знаменитая Зеркальная галерея. На третьем этаже располагались покои других членов королевского дома и придворных.

На втором этаже расположены ионические колонны, высокие прямоугольные окна, ниши со скульптурами и барельефами. Третий этаж получил декор коринфского ордера, здесь возвышалась балюстрада с трофеями.

После заключения мирного договора с Голландией началась третья кампания обустройства Версаля. Под руководством Жюля Ардуэна-Мансара дворец принял современный нам облик. Зеркальная галерея с салонами-близнецами – салоном Войны и салоном Мира, северное и южное крылья («Дворянское крыло» и «крыло Принцев»), дальнейшее благоустройство сада – отличительные характеристики этой эпохи правления Короля-Солнца.

Хроника строительства:

1678 год:

— переделка фасада перед садами;

— в Банном кабинете установлены две ванны из белого мрамора с позолоченной бронзой;

— начало работ по разбивке Швейцарского пруда и бассейна Нептуна, новой оранжереи;

1679 год:

— Зеркальная галерея, салон Войны и салон Мира заменяют террасу и кабинеты короля и королевы;

— центральное здание со стороны мраморного двора увеличено на один этаж; новый фасад украсили часы в окружении статуи Марса Марси и Геркулеса Жирардона;

— Орбэ начинает строительство второй лестницы — Лестницы королевы, предназначенной стать парой к Лестнице Послов;

— По окончании работ с министерскими крыльями предпринято строительство Больших и Малых конюшен;

Продолжаются работы в саду: еще больше статуй и боскетов.

1681 год:

— Шарль Лё Брён заканчивает декорацию Больших покоев короля;

— машина Марли начинает качать воду из Сены;

— вырыты Большой канал и Швейцарский пруд;

— увеличено количество боскетов и фонтанов в садах.

1682 год:

В этот год король решает, что двор и центр политической власти Франции отныне должны находиться в Версале. Во дворец съезжаются тысячи человек: королевская семья, придворные, министры, обслуга, служащие, рабочие, торговцы — все, от кого зависит нормальная жизнедеятельность замка и государства.

После неудачи в войне против Аугсбургской лиги и под влиянием набожной мадам де Мэнтенон Людовик предпринимает последнюю кампанию по строительству в Версале (1699-1710 гг.). В это время воздвигается последняя часовня (современная Версальская часовня), построенная по планам Жюля Ардуэна-Мансара, после его кончины законченная Робером де Котом. В самом дворце расширяются королевские покои, завершаются работы по обустройству салона «Овальное окно» и спальни короля.

Версаль при Людовике XV

Следующий король Франции – Людовик XV – родился 15 февраля 1710 г. в Версале. После смерти своего отца в 1715 г. он переезжает вместе с регентом в Парижскую резиденцию – Палэ-Руаяль.

В 1717 г. Версаль посещает русский царь Петр I и живет в Большом Трианоне.

В 1722 г. в возрасте 12 лет Людовик XV обручается с испанской инфантой Марией-Анной-Викторией, и двор возвращается в Версаль после 7 лет, проведенных в Винсенне, затем в Тюильри. Столь продолжительное отсутствие хозяев привело к упадку дворца, поэтому понадобились немалые средства, чтобы он приобрел былой блеск.

При Людовике XV во дворце был обустроен салон Геркулеса, добавлена королевская опера, в саду появился пруд Нептуна. Королевские покои были кардинально изменены. Церемониальные покои короля находились на втором этаже. На третьем этаже Людовик обустроил малые покои с кабинетом для личного пользования.

В 1723 г. переделке подвергся Банный кабинет: на фасаде одного из внутренних двориков появились головы оленей, из-за чего двор был прозван Оленьим. В инициативе короля проявился его интерес к охоте.

В 1729 г. начались работы по обновлению декора покоев королевы, длившиеся до 1735 г.

1736 г. – завершены работы в салоне Геркулеса. Он находится на месте капеллы, разрушенной в 1710 г. Строительство проходило под руководством Робера де Кота, декоратора новой королевской часовни. Потолок салона расписан Франсуа Лемуаном в 1733-1736 гг. На нем изображен Апофеоз Геркулеса. На одной из стен висит огромное полотно Веронеза «Ужин у Симона Фарисея», подаренное Людовику XIV в 1664 г. Венецианской республикой. Торжественное открытие салона прошло в 1739 г. во время бала по случаю свадьбы старшего сына короля с испанской инфантой. В салоне проходили различные торжественные мероприятия: свадьба герцога Шартрского, рождение дофина, прием послов от султана.

1737 г. – Людовик XV переделывает центральную часть второго этажа вдоль Мраморного двора с северной стороны в личные покои, предназначенные для проживания и работы. Обновляются шелковые покрытия королевских покоев. В этом же году строится королевская псарня.

1750 г. – во дворце появляется новый тип королевских комнат – столовая для принятия пищи по возвращению с охоты.

1752 г. – разрушены лестница Послов, малая галерея и кабинет Медалей. Эти славные свидетели правления Людовика XIV уничтожены, чтобы на их месте появились покои старшей королевской дочери.

1755 г. – бывший кабинет Короля-Солнца соединяется с кабинетом Терм и образуется большой салон Совета. Жюль Антуан Руссо делает обшивку стен из позолоченного дерева. Габриэль использует старинные панно для украшения стен. В королевской части дворца нет позолоты: здесь используются разнообразные яркие краски для статуй, раскрашенных в технике, придуманной Мартэном. Основная «изюминка» покоев – небольшая галерея у Мраморного двора с картинами Буше, Карла ван Лоо, Патера и Парроселя, развешанными на разноцветных стенах.

У Людовика XV родилось 8 принцесс. Чтобы их разместить во дворце, были предприняты различные переделки: исчезли банные покои, лестница Послов, перегородка Нижней галереи. После покои принцесс были разобраны Луи Филиппом, но несколько великолепных стенных обшивок остались и демонстрируют роскошь, в которой жили дамы.

По традиции, появившейся при Людовике XIV, наследный принц и его супруга проживали в двух покоях на первом этаже под покоями королевы и Зеркальной галереей. Там был великолепный декор, потерянный в XIX в. Единственное, что уцелело – спальня дофина и его библиотека.

1761 – 1768 гг. Анж-Жак строит Малый Трианон.

1770 г. – открытие Королевской оперы, вершины творчества Габриэля. Работы по строительству начались в 1768 г., торжественное открытие прошло одновременно со свадьбой наследного принца, внука короля, и Марии-Антуанетты Австрийской. Здание оперы выдержано в правилах классической архитектуры с небольшими вкраплениями барокко. В оперу ведут две каменные галереи: через одну из них в оперу по второму этажа дворца попадал король. План зала стал новаторским для того времени: он представляет усеченный овал, традиционные ложи заменены на простые балконы один над другим. Такое расположение благоприятно для просмотра и слушания – акустика была великолепной. К тому же здание было построено из дерева, и зал резонировал, как скрипка. Пропорции идеальны, колоннада на четвертом этаже восхитительна, в зеркалах отражаются до бесконечности полу-люстры, что придает изящество архитектуре. Декор исключительно утонченный. Центральный плафон расписан Луи-Жаком Дюрамо, на нем изображен Аполлон, раздающий короны музам, а на двенадцати малых плафонах колоннады – амуры. Их цветовая гамма гармонирует с цветом зала, выкрашенным под мрамор, с преобладанием зеленого и пиренейского мрамора (красного с белыми прожилками). Барельефы первого ряда лож выполнены Огюстеном Пажу, это профили муз и граций на лазурном фоне, лица богов и богинь Олимпа; на втором ряду лож – амуры, символизирующие самые знаменитые оперы, и знаки зодиака. Антуан Руссо – автор декорации сцены музыкальными инструментами и оружием. Сцена оперы, как это часто и бывало в дворцовых театрах, могла быть за 24 часа трансформирована в просторную залу для костюмированного бала. Специальные механизмы позволяли поднимать паркет партера, чтобы возвысить его до уровня амфитеатра и сцены. Сцена Версальской оперы – одна из самых больших во Франции.

1771 г. – Габриэль представляет королю «Великий проект» реконструкции фасадов дворца со стороны города. В проекте соблюдались правила классической архитектуры. Король дал согласие, и в 1772 г. работы начались, но не были завершены, зато дали рождение крылу Людовика XV.

В эту эпоху Версаль был самым роскошным королевским дворцом в Европе. Пока Габриэль реконструировал, продолжалась блестящая и роскошная жизнь двора с балами и праздниками. Любимой утехой аристократов был театр, особенно ценились трагедии Вольтера. Людовик XV разрушил несколько блистательных залов и построек времен своего отца, но ему удалось создать великолепный внутренний декор. Сады и Трианон обогатились Французским павильоном и Малым Трианоном.

Версаль при Людовике XVI

При Людовике XVI жизнь двора в Версале продолжилась, но финансовые трудности все чаще стали отражаться на ней. Поддерживать дворец в хорошем состоянии стоило денег. К тому же, требовались работы по его реновации – там отсутствовали удобства, становившиеся привычными в ту эпоху (ванные комнаты, отопление). Королева Мария-Антуанетта вложила много средств в обустройство Малого Трианона, что было одной из причин ее непопулярности.

По восшествии на трон Людовик XVI хочет для себя комнату для отдыха. Выбор падает на библиотеку. Ее декор придумывается Анж-Жаком Габриэлем и выполняется скульптором Жюлем-Антуаном Руссо. Жан-Клод Кервэль делает большой стол из монолита дерева, куда Людовик выставляет севрские бисквиты. Два глобуса – земли и неба – дополняют декор в 1777 г.

1783 г. – создается Позолоченный кабинет. Эта комната была задумана для хранения коллекций Людовика XIV. При Людовике XV она служила комнатой для выставления королевского золотого сервиза, откуда одно из ее названий – «кабинет золотого сервиза». Затем ее присоединили к покоям дочери Людовика XV Аделаиды, и она стала музыкальным салоном, где Аделаида брала уроки арфы у Бомарше. Там для королевской семью играл Моцарт в 1763 г. При Людовике XVI комната снова становится выставочным залом. В 1788 г. он помещает туда своё собственное приобретение – кабинет бабочек.

Версаль после Бурбонов

Версаль стал свидетелем апогея королевской власти Бурбонов и их падения. Именно в Версале прошло заседание Генеральных штатов в 1789 г., давшее начало Французской революции. 5 октября 1789 г. парижане выдвинулись на Версаль, захватили его и привезли королевскую семью в Париж. Дворец оказался брошенным.

В 1791 г. картины, зеркала и эмблемы короля были сдернуты со стен и потолков. Произведения искусств перевезены в Лувр, ставший центральным музеем в 1792 г.

В 1793-1796 гг. мебель дворца была распродана. Самые красивые предметы интерьера уехали в Англию в Букингемский дворец и Виндзорский замок.

Революционное правительство одно время собиралось разрушить дворец. Бедняки выдирали цветы в саду, чтобы на их месте сажать картошку и лук. Малый Трианон превратился в трактир, а в Опере и королевской часовне заседали революционеры.

Некоторое время замок служил складом для изъятого у аристократов имущества. В 1795 г. он становится музеем.

При Наполеоне дворец передается в императорскую собственность. Наполеон приезжает и решает расположиться в Большом Трианоне. И опять начинаются работы по благоустройству: в 1806 г. для дворца заказывается серия гобеленов и из музеев выписываются статуи. Многочисленные планы по благоустройству и переделке дворца при Наполеоне осуществить не удается.

После Реставрации Людовик XVIII предпринимает серию работ с целью превратить дворец в свою летнюю резиденцию. Однако понимает, что проживание в Версале плохо отразится на его имидже, и отказывается от затеи.

В 1833 г. король Луи-Филипп поручает своему министру Камилю Башассону задачу превратить дворец в музей истории Франции, посвященный военным победам времен старого режима, французской революции, империи и Реставрации. Реставрацией дворца занялся архитектор Пьер Фонтэн. Для своего личного пользования Луи-Филипп приказывает привести в порядок Большой Трианон. В 1837 г. там празднуется свадьба его дочери, принцессы Марии.

Для музея военной славы Франции в Южном крыле дворца вместо покоев принца устраивается галерея Баталий, поражающая своими размерами (120 м в длину и 13 в ширину). Её украсили 32 картинами огромных размеров, прославляющими победы Франции от битвы при Тольбиаке в 496 г. до Ваграмской битвы в 1809 г. Самыми востребованными стали картины Ораса Вернэ. Музей стал очень популярен.

Во времена Второй империи в музее добавился зал во славу побед в Крымскую и Итальянскую кампании. Наполеон III поддерживал дворец в надлежащем состоянии. А императрица Евгения способствовала частичному возвращению оригинальной мебели.

В 1870 г. Франция повержена прусскими войсками, и Версаль становится ставкой прусского штаба во время осады Парижа. В Зеркальном зале размещают госпиталь; наследный принц Пруссии награждает своих офицеров у статуи Людовика XIV. В Версале провозглашается рождение Немецкой империи.

В 1871 г. управление Францией переходит к Парижской коммуне, ее административные органы располагаются в Версале. Национальная ассамблея заседает в бывшей королевской опере, в оранжерею свозят 23 тысячи пленных, многих из которых казнят в парке. В 1879 г. парламент переезжает в Париж, но вплоть до 2005 г. у обеих палат сохраняются свои помещения в Версале.

Важную роль в сохранении Версаля сыграл историк Пьер де Ноляк, назначенный хранителем дворца в 1887 г. К тому времени дворец и сады были в запустении в течение 20 лет, так, что даже названия прудов были забыты. Ноляк планирует обустроить настоящий исторический музей, организованный по всем правилам науки. Он стремится вернуть дворцу дореволюционный вид. Высшее общество устремляется на открытие нового Версаля. Ноляк приглашает иностранных гостей, устраивает приемы для потенциальных меценатов.

28 июня 1919 г. в Версале был подписан договор о прекращении первой мировой войны, названный Версальским договором. Место было выбрано неслучайно: Франция ждала реванша после унизительного поражения во франко-прусской войне 1870 г.

Дворец же и сады страдают от недостатка финансов. В 1924 и 1927 г. Джон Дэвисон Рокфеллер жертвует на реставрацию дворцовых художественных произведений и фонтанов. Благородство американского миллионера подтолкнуло французское правительство выделять бюджетные деньги на реставрацию.

Во вторую мировую войну дворец снова у немцев.

В послевоенный период хранитель Версаля Моришо-Бопре опять озабочен сбором средств на восстановление дворца и парка. В 1952 г. он обращается по радио к французам: «Сказать, что Версаль находится в руинах, — это сказать, что западная культура лишается одной из своих жемчужин. Это шедевр, потеря которого будет утратой не только для французского искусства, но и для образа Франции, который живет в каждом из нас и который не заменится ничем другим». Призыв был услышан, многие французы приняли участие в сборе средств для реставрации Версаля.

Версаль становится государственным дворцом в распоряжении президента. В нем принимаются главы иностранных государств, например, Джон Кеннеди в 1961 г, Елизавета II в 1957 г. и 1972 г., шах Ирана в 1974 г., Михаил Горбачев в 1985 г. и Борис Ельцин в 1992 г. В 1959 г. генерал де Голль предпринимает работы по переустройству Большого Трианона для проживания иностранных гостей; одно крыло отводится французскому президенту. В 1999 г. эти комнаты вновь переделываются в первоначальное состояние.

История Версаля в мини-фильме:

1. от Людовиков до Революции —

2. после Революции —


3. Версальские сады —

В истории европейской архитектуры нет другого примера подражания, как подражание Версальскому дворцу , множество дворцов и парков было построено в стиле Версаля, послужившего отправной моделью архитекторам и дизайнерам.

Роскошный Версальский дворец и его великолепные парки и сады, изысканные оранжереи и замечательные фонтаны оказали просто волшебное влияние на архитектурную и строительную мысль Европы 18 века.

В Версале монархи и королевский двор жили в невероятной роскоши и развлекали себя создавая невероятное количество интриг и тайн Версаля. У истоков этого коварной традиции стоит Людовик XIV, пережив своего создателя, его творение традицию с успехом использовали потомки, но самого расцвета «интрига-плетение» достигло при Марии-Антуанетте.

Давайте посмотрим и мы на это великолепие, и начнём прямо с самого Версальского дворца - королевского дома.


Саша Митрахович 02.01.2016 10:29


Это основное строение комплекса, дом Французских королей. Попасть в него можно пройдя через «Королевские ворота» - вызолоченную решётку, украшенную королевскими атрибутами, гербом и короной.

Второй этаж предназначен для королевской семьи - на северной стороне располагались Большие салоны короля, их семь штук, а на южной размещались покои женской половины королевской семьи. Первый этаж занимали королевские придворные.

Во дворце насчитывается около семисот комнат, а тронный зал, где короли принимали послов и важных персон, назван Салоном Аполлона. Тронный зал также использовали под балы, театральные постановки и спектакли.

Зеркальная галерея - наиболее впечатляющее и известное помещение Версальского дворца , галерея играла важную, если не основную, роль в истории дворцовой жизни. Здесь проводились самые роскошные и пышные мероприятия королевского двора, балы, празднества и королевские бракосочетания.

Зеркальная галерея получила такое название за огромные зеркала, заполнявшие пространство между 17 больших арочных оконных проёмов, выходивших на роскошные Версальские сады и парки, создавая необычайный эффект пространства и света. Всего насчитывалось более 350 зеркал. Высота потолков галереи достигала 11 метров, при длине в 73 метра и ширине 11.
В истории Версальского дворца был период, когда мебель в Зеркальной галерее была выполнена из чистого серебра, неплохое вложение капитала, но к началу 18 века в виду больших военных расходов, мебель переплавили на монеты.


Саша Митрахович 02.01.2016 11:07


Напротив расположена Оружейная площадь, от которой берут начало три аллеи, разделенные двумя зданиями - Большой и Малой конюшней, в которых одновременно размещалось до 2500 лошадей и 200 карет.

В грандиозном Дворце содержатся бесценные произведения искусства, которые вместе с необычайной красотой парков создают один из самых удивительных архитектурных ансамблей мира.


Саша Митрахович 02.01.2016 11:11


Сразу же за оградой находится первый из трех идущих друг за другом дворов, так называемый двор министров, в глубине которого стоит статуя Людовика XIV. Через второй двор, Королевский, въезжали королевские кареты, а последний двор, Марбр, окружен постройками первоначального здания Людовика XIII. Со стороны, противоположной входу, выходит на парк один из самых красивых фасадов длиной 580 м.

Центральная его часть выполнена по проекту Лево (1678-80), два боковых крыла и окончательная отделка здания сделана Ардуэн-Мансаром. Два длиннейших этажа оживляются выступами и колоннами, прерывающими монотонность здания. Нижний этаж построен в виде рустованных арок, а высокие окна верхнего этажа обрамляются пилястрами.

Центральный павильон предназначался для королевской семьи, два боковых крыла - для кровных принцев, а аттик - для придворных.

С Королевского двора можно войти во дворец, а точнее, в первую галерею Исторического музея, рассказывающего об эпохе Людовика XIII и Людовика XIV Следующий зал, называемый Королевским, имеет овальную форму. Это помещение было спроектировано архитектором Габриелем (1770) для празднования свадьбы будущего короля Людовика XIV с Марией Антуанеттой Австрийской.


Саша Митрахович 02.01.2016 11:14


После второй галереи верхнего этажа расположена Капелла, посвященная Св. Людовику Французскому. Это помещение, богато декорированное белыми и золотыми лепками, считается шедевром архитектора Ардуэн-Мансара (1699-1710).

Великолепные барельефы на пилястрах и арках выполнены Ван Клеве. Следующее помещение, называемое Салон Геркулеса, было построено в 1712 и декорировано в 1736 Робером де Котте. Здесь хранятся два великолепных полотна Веронезе “Ужин Христа в доме Симона Фарисея” и «Елизир и Ребекка». На этом же этаже расположены шесть залов Больших королевских апартаментов, являющихся типичным образцом стиля Людовика XV, где отдавалось предпочтение использованию ценных материалов.

Но самым роскошным, без сомнения, является шедевр декоративного искусства Лебрюна Галерея зеркал, построенная в 1687 году. Славу этой галерее принес его оригинальный декор: 17 зеркал, отражающих свет, который проникает через 17 расположенных напротив окон.


Саша Митрахович 02.01.2016 11:19


Сады заслуживают особого внимания, это ярчайший образец разбивки французского парка. Сады Версаля, совместно с Большим и Малым парками занимают площадь более 100 гектаров. Это прекрасное пространство было спроектировано Ленотром, которому удалось гармонично соединить природу с искусством и со вкусами короля.

После спуска по террасе, попадаешь к фонтану Латоны (1670), этот замечательный фонтан украшен фигурами богини Дианы, Аполлона и Латоны, эта триада восседает на поставленных пирамидой концентрических бассейнах.

От фонтана берёт начало аллея Тапи-Вер, она выведет к другому великолепному фонтану Аполлона, где Туби (1671) изобразил божественную колесницу, запряжённую четвёркой лошадей, которая вырывается из воды, а тритоны в это время трубят в свои раковины, возвещая о пришествии бога. Газоны за фонтаном Аполлона заканчиваются у Большого канала (ширина 120 м), который тянется на 1560 м и заканчивается большим бассейном.