С тех пор, как челны наших далеких предков стали вмещать не одного, а нескольких человек, среди них стал выделяться тот, кто с рулевым веслом управлял челном, в то время как остальные, исполняя его указания, гребли или ставили парус. Этот человек, пользовавшийся неограниченным доверием команды, поскольку был способен вести судно, опираясь на собственный опыт и интуицию, и был первым рулевым, штурманом и капитаном в одном лице.

В дальнейшем, с ростом размеров судов, росло и число людей, необходимых для приведения судна в движение и управления им. Началось естественное разделение труда, когда каждый стал отвечать за свое конкретное дело и все вместе - за благополучный исход плавания. Так в среде мореплавателей началась градация и специализация - появились должности, звания, специальности.

История не сохранила первых наименований тех, чьим уделом стало мореплавание, но можно полагать, что уже за тысячелетия до нашей эры у приморских народов существовали термины, определяющие принадлежность людей к морской профессии.


Одной из семи сословных каст в Древнем Египте была каста кормчих. Это были отважные люди, по египетским понятиям - почти смертники. Дело в том, что, покидая пределы страны, они лишались покровительства отечественных богов...

Первые достоверные сведения о системе морских званий относятся ко временам Древней Греции; позднее она была заимствована римлянами. Своя система морских знаний сформировалась у арабских мореплавателей. Так, во все европейские языки прочно вошло слово "адмирал", образованное от арабского "амир аль бахр", что означает "повелитель морей". О многих из этих арабских терминов европейцы узнали из восточных сказок "Тысяча и одна ночь", в частности, из "Путешествия Синдбада-Морехода". Да и само имя Синдбада - собирательного образа арабских купцов - является искаженным индийским словом "синдхапути" - "властитель моря": так индийцы называли судовладельцев.

После XIII века возникла самобытная система морских званий и у южных славян: судовладелец - "бродовластник" (от "брод" - корабль), матрос - "бродарь" или "ладьяр", гребец - "весляр", капитан - "главарь", команда - "посада", глава морских сил - "воевода поморский".


В допетровской России морских званий не было и не могло быть, поскольку страна не имела выхода к морю. Однако речное судоходство было весьма развитым, и в некоторых исторических документах тех времен встречаются русские названия судовых должностей: капитан - "глава", лоцман - "водич", старший над командой - "атаман", сигнальщик - "махоня" (от "махать"). Матросов наши предки называли "сар" или "сара", так что в грозном кличе волжских разбойников "Сарынь на кичку!" (на нос судна!) "сарынь" следует понимать как "судовую команду".

На Руси судовладельца, капитана и купца в одном лице называли "корабельщик", или гость. Первоначальное значение слова "гость" (от лат. hostis) - "чужой". В романских языках оно прошло такой путь смысловых изменений: чужой - иноземец - враг. В русском же языке развитие семантики слова "гость" пошло по противоположному пути: чужой - иноземец - купец - гость. (А. Пушкин в "Сказке о царе Салтане" употребляет слова "гости-господа" и "корабельщики" как синонимы.)

Хотя при Петре I слово "корабельщик" было вытеснено новыми, иноязычными, в качестве юридического термина оно просуществовало в "Своде законов Российской империи" до 1917 г.

Первым документом, в котором наряду со старыми русскими словами "корабельщик" и "кормщик" встречаются иностранные, были "Артикульные статьи" Давида Бутлера, возглавившего команду первого боевого корабля "Орел". Этот документ представлял собой прообраз Морского устава. На переводе его с голландского рукой Петра I написано: "Статьи правильныя, против которых достоит всяким корабельным капитанам или начальным корабельным людям применяться".

В царствование же самого Петра I в Россию хлынул поток новых, до той поры неизвестных названий должностей и званий. "Того ради" он и счел необходимым "учинить" Морской устав, чтобы на каждом большом и малом корабле "всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался".

Попробуем бросить хотя бы беглый взгляд на историю происхождения основных терминов, относящихся к составу судового экипажа - команды яхты или катера.

БАТАЛЕР - тот, кто заведует вещевым и продовольственным снабжением. К "баталии" слово никакого отношения не имеет, так как происходит от голландского bottelen, что означает "разливать по бутылкам", отсюда bottelier - виночерпий.

БОЦМАН - тот, кто следит за порядком на палубе, исправностью рангоута и такелажа, руководит общесудовыми работами, обучает матросов морскому делу. Образовано от голландского boot либо английского boat - "лодка" и man - "мужчина". В английском наряду с boatsman, или "лодочный (судовой) человек", есть слово boatswain - так называют "старшего боцмана", имеющего в подчинении нескольких "младших боцманов" (boatswain’mate, откуда наше старое "боцманмат").

В русском языке слово "боцман" впервые встречается в "Артикульных статьях" Д. Бутлера в формах "ботсман" и "бутман". Там же впервые определен круг его обязанностей. В торговом флоте это звание официально введено только в 1768 г.

ВАХТЕННЫЙ - это поначалу "сухопутное" слово попало в русский язык из немецкого (через Польшу), в котором Wacht имеет значение "стража, караул". Если же говорить о морской терминологии, то в Морском уставе Петра I фигурирует заимствованное из голландского слово "вахтерс".

ВОДИТЕЛЬ - рулевой на катере. В данном значении это русское слово появилось недавно как прямой перевод английского draiver. Однако в отечественном морском языке оно не такое уж и новое: в допетровскую эпоху словами того же корня - "водич", "корабельный вож" - называли лоцманов.

"Судоводитель" - ныне существующий и сугубо официальный термин (например, в морском праве), как и "судоводитель-любитель" - в значении "капитан", "шкипер" маломерного прогулочно-туристского флота.

ВРАЧ - вполне русское слово, является однокоренным слову "враль". Происходят они от древнерусского глагола "врать" с первичным значением "болтать вздор, пустословить, говорить" и вторичным - "заговаривать", "лечить".

КАПИТАН - единоначальник на судне. Слово это пришло к нам сложным путем, войдя в язык из средневековой латыни: capitaneus, которое образовано от caput - "голова". В памятниках письменности оно встречается впервые в 1419 г.

Воинское звание "капитан" появилось вначале во Франции - так называли командиров отрядов численностью в несколько сот человек. В военный флот звание "капитан" вошло, вероятно, из итальянского capitano. На галерах капитан был первым помощником "сапроко-мита" в военных вопросах; он отвечал за выучку солдат и офицеров, руководил в абордажных схватках, лично защищал флаг. В дальнейшем эта практика была перенята на парусных военных и даже торговых судах, нанимавших вооруженные отряды для охраны. Даже в XVI веке на должность первого лица на корабле часто назначали тех, кто мог лучше защитить интересы короны или судовладельца, поскольку военные качества ценились выше морских знаний и опыта. Так звание "капитан" с XVII века стало обязательным на военных кораблях почти всех наций. В дальнейшем капитанов стали делить на ранги в строгом соответствии с рангом корабля.

В русском языке звание "капитан" известно с 1615 г. Первыми "корабельными капитанами" были Давид Бутлер, возглавивший в 1699 г. экипаж корабля "Орел", и Ламберт Якобсон Гельт, возглавивший экипаж построенной вместе с "Орлом" яхты. Затем звание "капитан" получило официальный статус в Потешных войсках Петра I (сам Петр был капитаном бомбардирской роты Преображенского полка). В 1853 г. звание капитана в военном флоте было заменено на "командир корабля". На судах РОПиТ с 1859 г. и Добровольного флота с 1878 г. шкиперов из офицеров военного флота стали неофициально называть "капитанами", а официально это звание на гражданском флоте было введено в 1902 г. взамен "шкипера".

КОК - повар на судне, именуется так с 1698 г. В русский язык слово попало из голландского. Образовано от лат. cocus - "повар".

КОМАНДОР - начальник яхт-клуба, руководитель совместного похода нескольких яхт. Первоначально это была одна из высших степеней в рыцарских орденах, затем, во времена крестовых походов, - звание командующего армией рыцарей. Слово образовано от латинского: предлог cum - "с" и глагол mandare - "приказывать".

В военном флоте России в начале XVIII века было введено офицерское звание "командор" (между капитаном I ранга и контр-адмиралом; в иностранных флотах существует и сейчас). Командоры носили адмиральскую форму, но эполеты - без орла. С 1707 г. вместо него присваивалось звание "капитан-командор", окончательно упраздненное в 1827 г. Это звание носили выдающиеся мореплаватели В.Беринг, А.И. Чириков, а одним из последних - И.Ф. Крузенштерн.

КУПОР (англ. cooper, голл. Kuiper - "бочар", "бондарь", от kuip - "кадка", "чан") - очень важная должность на деревянных судах. Он не только поддерживал в исправности бочки и кадки, но и следил за водонепроницаемостью судового корпуса. Иностранное слово "купор" быстро вошло в обиходную русскую речь, образовав производные "закупоривать" и "откупоривать".

ЛОЦМАН - человек, знающий местные условия плавания и принимающий на себя безопасную проводку и швартовку судна. Обычно это немолодой судоводитель, о котором моряки в шутку, помня об установленных для лоцманского судна огнях, говорят: "Волос белый - нос красный". Первоначально лоцмана были членами экипажа, однако в XIII-XV веках появляются те, кто работает только каждый на своем определенном участке. Такой "пилот" у голландцев и получил название "лоцман" (loodsman, от lood - "свинец", "грузило", "лот"). Первый документ, регламентирующий деятельность лоцманов, появился в Дании ("Морской кодекс" 1242 г.), а первая государственная лоцманская служба была организована в Англии в 1514 г.

На Руси лоцмана называли "корабельный вож", а его помощник, меривший глубину на носу лотом, нередко назывался "носовщик". В 1701 г. указом Петра I был введен термин "лоцман", но до середины XVIII века можно было встретить и термин "пилот". Первая в России государственная лоцманская служба была создана в 1613 г. в Архангельске, а первым руководством для них стала изданная в 1711 г. адмиралом К. Крюйсом инструкция для лоцманов Петербургского порта.

МАТРОС - едва ли не самое "темное" по происхождению слово. Достоверно известно лишь, что к нам оно попало в XVII веке из голландского морского языка в форме "матроз". И хотя в Морском уставе 1724 г. встречается уже форма "матрос", до середины XIX века более распространенным было все же "матроз". Можно предположить, что это слово произошло от голландского mattengenoot - "товарищ по койке": matta - "рогожа", "циновка", а genoot - "товарищ".

В середине века слово mattengenoot в усеченном виде matten попало во Францию и преобразовалось во французское matelot - матрос. А спустя некоторое время это же самое "матло" вновь вернулось в Голландию и, не узнанное голландцами, превратилось сначала в matrso, а затем в более удобопроизносимое matroos.

Есть и иное толкование. Одни этимологи в первой части слова видят голландское matt - "товарищ", другие - mats - "мачта". Некоторые ученые усматривают в этом слове наследие викингов: в исландском, например, mati - "товарищ" и rosta - "бой", "драка". А вместе "матироста" означает "боевой друг", "товарищ по оружию".

МАШИНИСТ - слово относительно молодое. Появилось оно в те времена, когда паруса на флоте стали вытесняться паровой машиной, и заимствовано из нем. Mashinist (от др.-гр. machina), но впервые в русском языке отмечено в 1721 г! Естественно, тогда эта специальность морской еще не была.

МЕХАНИК - происхождение аналогично слову "машинист", но в русском языке в форме "механикус" отмечено еще раньше - в 1715 г.

МОРЯК - человек, избравший уделом морскую профессию. Полагают, что профессии этой около 9000 лет. Наши предки называли ее представителей "моренинъ", "морянинъ" или "мореход". Корень "ход" очень древний. Выражение "ходить по морю" встречается уже в летописи при описании похода князя Олега на Константинополь в 907 г. Можно вспомнить и "Хождение за три моря" Афанасия Никитина.

В современном языке корень "ход" закрепился в терминах "мореходность", "судоходство", "ходкость" и др. Петр I пытался привить иноязычное итало-французское название военного моряка - "маринер" (от лат. mare - море). Оно встречается с 1697 г. в формах "мари-нир", "маринал", однако к концу XVIII века выходит из употребления, оставив лишь след в слове "гардемарин". Та же участь постигла и другой голландскнй термин - "зееман" или "зейман". Он просуществовал лишь до конца первой четверти XIX века.

ПИЛОТ - водитель (реже - штурман) гоночного катера; явное заимствование из авиации "в знак уважения" к высоким скоростям. Во времена раннего средневековья это было персональное звание лоцмана, сопровождавшего судно на всем переходе от порта отправки до порта назначения. К нам это слово попало через итальянское pilota, а корни его древнегреческие: pedotes - "кормчий", образованное от pedon - "весло".

РУЛЕВОЙ - тот, кто непосредственно управляет ходом судна, стоя у штурвала. Слово восходит к голландскому pyp ("руль") и в этой форме упоминается в Морском уставе 1720 г. ("Осматривать рур прежде похода"). К середине XVIII века слово "рур" окончательно вытеснило древне-русское "кормило", однако звание "кормщика" официально сохранялось в русском галерном флоте до последнего десятилетия того же века.

САЛАГА - неопытный матрос. Вопреки оригинальным "интерпретациям", например, на тему исторического анекдота о мифическом острове Алаг ("Откуда ты?" "С Алага"), ближе к истине прозаическая версия, связывающая это слово с "салакой" - мелкой рыбешкой. "Салагой" в некоторых русских говорах, в основном в северных губерниях, долгое время называли мелкую рыбу. На Урале зафиксировано употребление слова "салака" как прозвище, то есть в значении "салага".

СИГНАЛЬЩИК - матрос, передающий сообщения с корабля на корабль или на берег посредством ручного семафора или подъема сигнальных флагов. Слово "сигнал" пришло к нам при Петре I через немецкое Signal из латыни (signum - "знак").

СТАРПОМ - обе части этого слова происходят от старославянских основ. Старший (от основы "ста") здесь имеет смысл "главный", потому что это должен быть самый опытный из помощников капитана. А "помощник" ведет начало от утраченного ныне существительного "мога" - "сила, мощь" (сохранились его следы в словах "подмога", "вельможа", "немочь").

ШКИПЕР - капитан гражданского судна. Слово представляет собой "тезку" "корабельщика" - "щипор", а затем и голл. schipper (от schip - "корабль"). Некоторые этимологи усматривают образование от слова из норманнского (др.-сканд. Skipar) или датского (skipper) с тем же значением. Другие указывают на близость слова к немецкому Schiffer (от schiff(s)herr - "господин, начальник судна").

В русском языке слово впервые встречается в начале XVIII века как младший офицерский чин. Согласно Морскому уставу шкипер должен был "смотреть, дабы канаты были хорошо свернуты и чтоб опрятно лежали в интрюйме"; "в бросании и вынимании якоря повинен быть при битинге [битингах] и смотреть над завязыванием якорного каната".

В торговом флоте судоводительское звание шкипер было введено только в 1768 г. с обязательной сдачей экзаменов в Адмиралтействе. В 1867 г. звание было разделено на шкиперов дальнего и каботажного плавания, а в 1902 г. отменено, хотя должность "подшкипера" - содержателя судового снабжения по палубной части - на больших судах существует и сейчас, как и слово "шкиперская кладовая".

ШКОТОВЫЙ - матрос, работающий на шкотах (от голл. schoot - пола). Слово "шкот" (снасть для управления шкотовым углом паруса) впервые встречается в Морском уставе 1720 г. в форме "шхот".

ШТУРМАН - специалист по судовождению. Слово это в русском языке впервые отмечено в форме "стурман" в "Артикульных статьях" Д. Бутлера, затем в "Росписи припасам на барколон..." К. Крюйса (1698 г.) в формах "стюрман" и "штюрман" и, наконец, в Морском уставе 1720 г. встречается современная форма слова. А происходит оно от голландского stuur - "руль", "править". В эпоху расцвета мореплавания, когда суда голландской Ост-Индской компании уже бороздили воды Индийского океана и роль штурманов чрезвычайно возросла, голландское слово "штурман" стало международным. Так и в русском языке оно пришло на смену древнему "кормчий" или "кормщик" (от "корма", где издревле находился пост управления судном). Согласно "Артикульным статьям", штурман должен был сообщать капитану "обретенное высоту полуса (полюса) и свою записную про корабельное хождение книгу и книгу морского ходу показывати, чтоб наилучше усоветовать к сохранению корабля и людей...".

ЮНГА - мальчик на корабле, обучающийся морскому делу. В отечественной лексике слово это появилось при Петре I (от голл. jongen - мальчик). В ту пору существовали "кают-юнги", набираемые в качестве прислуги, и "дек-юнги" - для палубных работ. Юнгами начинали флотскую службу многие известные адмиралы, в том числе и "адмирал адмиралов" - Горацио Нельсон.

Независимо от количества уклонистов, которое ежегодно фиксируется после завершения призывных кампаний, во все времена хватало тех парней, кто желал бы посвятить свою жизнь армейскому ремеслу. Обычно здесь имеется две тенденции карьерного роста. Первая заключается в том, чтобы после срочной службы остаться в армии по контракту. Однако при подобном стечении обстоятельств рассчитывать на офицерское звание не приходится. Альтернативой является поступление в высшее военное учебное заведение.

Следует напомнить, что служба в некоторых силовых структурах, приравнивающаяся к воинской службе, является не менее престижной и желанной, но попасть в такую структуру зачастую можно после прохождения срочной службы. Причем армейские будни в элитных войсках являются ключом к любому трудоустройству.

Морской флот в мечтах юношей занимает такой же статус, как и ВДВ, спецназ или МП. Мечта может не только осуществиться, но и привести к серьезному карьерному росту, если выполнить несколько не таких уж сложных требований.

  • Обязательным считается наличие среднего образования. Диплом об окончании морского училища весьма увеличит шансы оказаться в ВМФ.
  • Ограничения по росту позиционируются на отметке 165 сантиметров. Это предельные минимальные показатели. Потребуется при проведении медицинского освидетельствования заключение психиатра о стрессоустойчивости и об отсутствии патологий.
  • Категория годности, которую члены призывной комиссии выставят в личное дело, не может быть ниже А2. То есть, определенные отклонения все-таки допускаются. В этом отношении строгость не такая, как в силовых подразделениях.

Следующим шагом, который может существенно приблизить парня к службе на флоте, является заявление в военкомате. И все же решающим моментом окажется спрос на молодое пополнение, который определяется уже в распределительном пункте. Как говорят на армейском сленге, все зависит от наличия покупателя.

Значение морского флота в обороне страны

Даже посвятив статью вопросу, охватывающему звания на флоте и в , без упоминания заслуг этого рода войск в обороноспособности государства не обойтись. Учитывая тот факт, что протяженность морских границ России составляет около 40 тысяч километров, предотвратить угрозу с моря может только надежный мощный флот.

В зависимости от пунктов базирования различают северный флот, черноморский, тихоокеанский, балтийский и каспийский. Суверенитет страны – это гарантия безопасности каждого ее гражданина. ВМФ имеет достаточно сложную структуру, он представлен подводными и надводными силами, морской авиацией и морской пехотой. Каждое подразделение имеет свою персональную задачу, военнослужащие носят отличительную форму, да и в званиях тоже есть определенные различия.

Воинские звания в российской армии

В армии существует четкое распределение прав и обязанностей всего личного состава. Причем строгая иерархия реализуется через воинские звания. Все эти звания можно разделить на два вида: войсковые и корабельные. Причем войсковые звания не обязательно присваиваются только в сухопутных войсках. С другой стороны, корабельные звания не только у тех, кто служит на корабле.

Два вида званий лишь отличаются по произношению, но общая структура иерархии одинаковая. Так, можно выделить неофицерский и офицерский состав. Каждому войсковому званию будет соответствовать определенное корабельное звание. Соблюдать субординацию военнослужащим позволяют погоны.

Морские звания по возрастанию

Для большей наглядности следует не просто перечислить все корабельные звания, но еще и провести аналогию с войсковыми, так как именно последние достаточно подробно изучаются еще в курсе ОБЖ раздела начальной военной подготовки. Становится понятным, почему среди подрастающего поколения возникает путаница именно при попытке расстановки по возрастанию иерархических рангов в ВМФ, ведь на морские звания с их погонами в школе вообще не отводится времени.

Самое младшее звание, который получает моряк при зачислении на службу – это матрос. С 1946 года данное звание было переименовано из ранее существовавшего «краснофлотец», что соответствует и до сих пор рядовому в сухопутных войсках. На погоне матроса красуется всего лишь буква «Ф», соответствующая принадлежности флоту.

За отличные достижения на срочной службе матрос может быть повышен до старшего матроса. Они стоят на одной ступеньке с ефрейторами и могут назначаться на должность командира отделения. Погон старшего матроса содержит одну металлическую полоску или матерчатую лычку золотистого цвета.

Повышение ранга на флоте подразумевает присвоение звания «старшина 2 статьи». С него начинается сержантский состав, а в войсковых названиях оно позиционируется, как младший сержант. Две полоски на погоне абсолютно аналогичны соответствующему сухопутному званию. Отличие заключается только в расцветке.

Старшина 1 статьи в ВМФ равен сержанту. На флоте, как и в любых сухопутных войсках, сержантское звание присваивается только единицам из всего личного состава срочников. Кандидат обязан обладать высокими моральными принципами, организаторскими способностями, быть подкованным в теоретическом плане, являться отличником физической и боевой подготовки. Старшина первой статьи имеет на погоне три полоски.

Предел, до которого можно дослужиться, будучи призванным по призыву, — это главный старшина. Именно это звание идет по порядку старшинства, а не старшина 3 статьи, как некоторые ошибочно думают. Последнее звание, кстати, является вымышленным.

Замыкает категорию званий сержантов и старшин главный корабельный старшина. Его погон обозначен одной широкой и одной узкой полоской. С таким званием можно пребывать на должности командира взвода. Корабельные звания встречаются в войсках пограничной службы, которые также относятся к ВМФ России.

До сих пор рассматриваемые корабельные звания хоть каким то образом были созвучны с сухопутными. Чисто морской термин – мичман означает звание, которое присваивается военнослужащему после окончания соответствующей школы. На суше аналогичные положения действуют для прапорщиков. Мичман и старший мичман на погонах имеют соответственно по две или три звезды, расположенные вдоль.

Офицерские звания начинаются с лейтенанта. На данной ступени ранжирования никаких отличий нет, даже погоны одинаковые. Вдоль погона идет золотистая полоска, которая обозначает группу младшего офицерского состава. У младшего лейтенанта одна звездочка, у лейтенанта – две, а у старшего лейтенанта – три. Три звезды располагаются треугольником, две поперек погона и одна – вдоль.

Морское звание, венчающее группу званий младших офицеров, в отличие от общевойскового звания «капитан», значится, как капитан-лейтенант. Две звезды поперек погона и две вдоль дают право получать должность командира боевого корабля. Присваивается звание капитана-лейтенанта старшему лейтенанту только после 4 лет службы.

Старшие офицерские звания начинаются с капитана 3-го ранга. По логике вещей понятно, что оно соответствует званию майора. На сленге моряков звание звучит, как «каптри». Соответственно, далее идет «капдва» или «капвторанг», а также «капраз» или «каперанг». Происхождение этих сокращений вполне понятно. Погоны по числу и расположению звезд напоминают лейтенантские, только статус старшего офицера подчеркивается двумя полосами, идущими вдоль.

Надо отметить, что не только в России, но и в ряде других стран звания военно-морского флота определены аналогичным образом. Высшее офицерское звание начинается с контр-адмирала. Можно сказать, что вице-адмирал — это третий человек по старшинству на флоте. Далее идут такие звания, как адмирал и адмирал флота.

Теперь перенесемся к войсковым званиям. Они в порядке возрастания представлены последовательностью: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник и генерал армии. Погоны их не содержат полос, но звезды, означающие градацию, по размеру больше, чем у старших офицеров. Примечательно то, что количество званий от матроса до адмирала флота такое же, как и от рядового до генерала армии. Приводить в соответствие звания войсковые и корабельные приходится по двум причинам: все они находятся в едином подчинении у маршала; при операциях, в которых участвуют одновременно несколько видов войск, для эффективности взаимодействия должно быть четко установлена схема подчинения.

Моряки – это всегда уважаемые и серьезные люди, для которых работа превыше всего. Но при этом они все имеют семьи, которые их верно ждут и любят. Профессия военного моряка не только ответственная и серьезная, но и интересная. За свою карьеру служащие в ВМФ могут многое увидеть. Хотя риск для жизни также имеется.

Какие воинские звания в ВМФ

Начнем с того, что в Военно-морском флоте РФ воинские звания делятся на две категории: войсковые и корабельные. Первые имеют категории:

  1. Начинается лестница с солдат и старшин, которые, в свою очередь, делятся на солдата, ефрейтора и старшину.
  2. Далее следуют прапорщики. Это звание делится на прапорщика и старшего прапорщика.
  3. Офицеры. Здесь подкатегории такие:
  • младшие офицеры: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан;
  • старшие: майор, подполковник, полковник;
  • высшие: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии и маршал РФ.

Корабельные звания имеют несколько другие названия:

  1. Солдаты, сержанты, матросы. Здесь звания такие в порядке возрастания: матрос, старший матрос, старшина 2-й статьи, 1-й статьи, главный, главный корабельный, старшина.
  2. Мичманы: мичман, старший мичман.
  3. Младшие офицеры: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант.
  4. Старшие офицеры: капитан 3-го ранга, 2-го ранга, 1-го ранга.
  5. Высшие офицеры: контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота, маршал России.

Форма военнослужащих в ВМФ не всегда предусматривает погоны, на которых определены звания. Зачастую у военных моряков имеются нашивки на рукавах, которые определяют должность и ранг.

Подробнее о порядке присвоения званий

Как и у сухопутных войск, у Военно-морских сил звания служащих присваиваются в день истечения срока его воинского звания. Законодательством установлены следующие сроки:

  • чтобы стать рядовым или матросом, надо прослужить 5 месяцев;
  • год требуется прослужить для того, чтобы стать младшим сержантом или старшиной 2-й статьи;
  • три года надо выслужить для получения таких званий, как старший сержант и главный старшина;
  • такое же количество лет отводится для того, чтобы стать прапорщиком или мичманом;
  • два года надо прослужить до младшего лейтенанта;
  • три до лейтенанта;
  • еще три до старшего лейтенанта;
  • 4 года до капитана и капитана-лейтенанта;
  • 4 – до майора и капитана 3-го ранга;
  • 5 лет требуется, чтобы стать подполковником или капитаном 2-го ранга.

Чтобы получить звание высшего офицера, надо прослужить на своей прежней должности не менее 1 года. Как правило, очередное воинское звание морские военные получают спустя 2 года после получения прошлого чина. Установленный срок включает в себя:

  1. Время перерыва (если такое имеется) из-за привлечения военного к уголовной ответственности по необоснованным причинам, а также в случае незаконного увольнения с последующим восстановлением.
  2. Время остановки военной деятельности.
  3. Количество лет, проведенных в запасе.

Отметим, что за особые достижения морской военный может получить досрочно очередной воинский чин.

Какие обязанности у ВМФ

Какие и любые другие войска, ВМФ трудится на благо страны. Основные функции военно-морского состава такие:

  • использование военной силы в случае угрозы стране с морской стороны. Также ВМФ обязан сдерживать и пресекать возможные угрозы России;
  • любыми способами защищать суверенитет своей страны;
  • создание условий для обеспечения безопасности державы;
  • по указу главнокомандующего участвовать в различных операциях.

Если говорить конкретно о подразделениях, то каждый из них имеет свои обязанности. К примеру, морская авиация занимается нанесением ракетно-бомбовых ударов, а также занимается прикрытием. Береговые подразделения обороняют побережье и ведут наземные боевые действия, оберегая морскую границу.

Как попасть в ВМФ

Многие молодые ребята мечтают трудиться во благо своей Родины, а именно оберегать ее. Для того чтобы стать военным ВМФ, необходимо соответствовать всем категориям. Если быть точнее, то, чтобы стать служащим, требуется:

  1. Иметь полное среднее образование. Но предпочтительнее, конечно, окончить морское училище.
  2. Быть ростом не ниже 165 см, а также иметь минимум вторую группу психической устойчивости.
  3. Иметь категорию годности не ниже А-2 (хотя в военную пехоту с такими показателями не попасть).

Призывников, обладающих высоким ростом и симпатичной внешностью, часто берут в роту почетного караула. Однако среднее специальное образование в данном случае тоже не помешает.

Перечень воинских званий устанавливает закон РФ «О воинской обязанности и военной службе». Они подразделяются на войсковые и корабельные (морские).

Морские звания присваиваются военнослужащим подводных и надводных сил Военно-морского флота. Войсковые применимы к сухопутным, космическим и воздушно-десантным войскам.

К ним относят:

  • Береговые войска. Они охраняют стратегические участки прибрежной зоны. Военные базы Российской Федерации оснащены ракетными комплексами и артиллерией. Они располагают торпедным, зенитным и минным оружием.
  • Морская авиация прикрывает свои корабли от воздушной атаки. Она организовывает разведку, поисково-спасательные работы, перевозку и десантирование отрядов. Ее соединения базируются в Черноморском, Тихоокеанском, Северном и Балтийском флоте.
  • Морская пехота была создана в 1992 году. Она призвана защищать военно-морские базы, оборонять важные объекты побережья, участвовать в боевых операциях.

Каждое подразделение имеет свои обязанности , но основные функции у них общие:

  • защита суверенитета страны;
  • обеспечение безопасности населения;
  • использование силы в случае обнаружения угрозы с морской стороны;
  • подчинение указам главнокомандующего.

Младшие звания во флоте

Первые месяцы на службе в ВМФ России солдат называют матросами. До 1946 года они именовались «краснофлотцами». Это звание равнозначно рядовому в сухопутных войсках.

Лучшим матросам за отличное выполнение служебных обязанностей и соблюдение дисциплины присваивают старшего матроса. Они могут подменять командиров отделений на период их отсутствия. Соответствующее ему воинское звание - ефрейтор.

Командир отделения - старшина первой или второй статьи. Эти звания стали использоваться с 1940-го года. В сухопутных войсках им равноценны сержант и младший сержант.

Заместителя командира взвода называют главным старшиной. Среди армейских военнослужащих ему соответствует старший сержант. На ранг выше его - главный корабельный старшина.

Мичман - это воинское звание присваивается лицам, оставшимся на службе в рядах ВМФ по истечении установленного срока. Они проходят обучение в школах или на курсах . Старший мичман - на ранг выше. Звания равнозначны воинскому прапорщику и старшему прапорщику.

Морской офицерский состав

Первое звание младшего состава офицеров на флоте - младший лейтенант. По окончании срока выслуги и успешного прохождения аттестации они переводятся в лейтенанты.

Следующая ступень - старший лейтенант. Чин соответствует кавалерийскому ротмистру, капитану пехоты или есаулу казачьих войск. Высшее звание младшего офицерского состава - капитан-лейтенант.

Капитана 3-го ранга иногда называют «каптри». Равноценен майору сухопутных войск. Сокращенное наименование капитана 2-го ранга - «кавторанг» или «капдва». Соответствует подполковнику вооруженных войск. Капитан 1-го ранга или «капраз» равнозначен званию полковника, и может командовать кораблями.

Контр-адмирал - первое адмиральское звание, установленное 7 мая 1940 года. Он выполняет функции заместителя командующего флотом. Похожее звание в авиации и сухопутных войсках - генерал-майор. Выше находятся вице-адмирал и адмирал. Подобны им армейские военнослужащие генерал-лейтенант и генерал-полковник.

Пост Главнокомандующего ВМФ занимает адмирал флота. Это высшее действующее корабельное звание в Российской Федерации.

Знаки различия

Погоны матросов без знаков различия. У старших матросов есть один галун - поперечная полоска. У старшины второй статьи - два желтых матерчатых галуна, первой статьи - три. Одну широкую лычку имеют погоны главного старшины. У главного корабельного старшины - один продольный галун.

Погоны мичманов выделяются маленькими звездочками , которые расположены вертикально. У мичмана - две звезды, у старшего мичмана - три.

Младшие офицеры носят на погонах вертикальную желтую полосу - просвет. На них нашиты звезды размером 13 миллиметров. У младшего лейтенанта на просвете одна звезда, у лейтенанта - две звезды по обе стороны желтой полосы, у старшего - одна на просвете и две по бокам, у капитан-лейтенанта - две на линии и две по сторонам.

Погоны старших офицеров имеют два параллельных просвета и звезды размером 20 миллиметров. У капитана 3-его ранга между желтыми полосами одна звезда, второго - по одной на каждом просвете, первого - одна между линиями и по одной на них.

Офицерский состав высшего уровня носит погоны с большими звездами и без просветов. У контр-адмирала - одна звезда, у вице-адмирала - две, у адмирала - три. На погонах адмирала флота находится всего одна большая звезда размером 4 сантиметра.

Нарукавные знаки

На рукавах кителей офицерского состава расположены желтые полосы и звезды. Высшие чины имеют внутри звезды вышитый якорь.

Количество полос и ширина различаются по званиям:

  • полоса среднего размера у младшего лейтенанта;
  • средняя и узкая - у лейтенанта;
  • две средних - у старшего лейтенанта;
  • одна узкая и две средних - у капитан-лейтенанта;
  • три средних - у капитана 3-го ранга, четыре средних - у второго, одна широкая - у первого;
  • средняя и широкая - у контр-адмирала;
  • две средних и широкая - у вице-адмирала;
  • три средних и широкая - у адмирала;
  • четыре средних и одна широкая - у адмирала флота.

Порядок присвоения очередного звания ВМФ

Закон устанавливает следующие этапы повышения:

  • минимальный срок службы для получения звания старшины второй статьи - год;
  • выслуга в три года позволяет стать главным старшиной;
  • такое же число лет необходимо, чтобы быть мичманом;
  • через два года можно получить звание младшего лейтенанта, через три - лейтенанта, а еще через три - старшего лейтенанта;
  • четыре года дальнейшей службы дают основания претендовать на капитан-лейтенанта, и следующие четыре - на капитана 3-его ранга;
  • через пять лет можно стать капитаном 2-го ранга.

За особые достижения возможно досрочное получение очередного воинского чина.

Чтобы точно знать, как по уставу положено обращаться к военнослужащему, необходимо разбираться в званиях. Звания в армии России и погоны обеспечивают ясность во взаимоотношениях и позволяют разобраться в субординации. В Российской Федерации есть как горизонтальная структура — войсковые и корабельные звания, так и вертикальная иерархия — от рядового состава — до высшего офицерского.

Рядовой состав

Рядовой — это низшее воинское звание Российской армии. Причем, получили солдаты это звание в 1946 году, до этого к ним обращались исключительно, как к бойцам, либо – красноармейцам.

Если служба несется в гвардейской воинской части или на гвардейском корабле, тогда при обращении к рядовому, стоит добавить так же слово «гвардии» . Если, Вы хотите обратиться к военнослужащему, находящемуся в запасе и имеющего диплом о высшем юридическом, либо медицинском образовании, тогда Вам следует обращаться — «рядовой юстиции» , либо«рядовой медицинской службы» . Соответственно, к тому, кто находится в запасе или отставке стоит добавить соответствующие слова.

В корабельном составе, званию рядового соответствует матрос .

Только старшие солдаты, которые лучше всего несут военную службу, получают звание Ефрейтор . Такие солдаты могут исполнять обязанности командиров, во время отсутствия последних.

Все добавочные слова, которые были применимы для рядового, остаются актуальными и для ефрейтора. Только в Военно-морском флоте, этому званию соответствует Старший матрос .

Тот, кто командует отделением, либо боевой машиной, получает звание Младший сержант . В некоторых случаях, это звание присваивается наиболее дисциплинированным ефрейторам при увольнении в запас, если во время службы не было предусмотрено такой штатной единицы. В корабельном составе – это «старшина второй статьи»

С ноября 1940 года в советской армии появилось звание для младшего командного состава – сержант . Оно присваивается курсантам, которые успешно прошли обучение по программе подготовки сержантов и закончили его с отличием.
Так же рядовой может получить звание — младший сержант , который показал себя достойным для присвоения очередного звания, либо при увольнении в запас.

В ВМФ сержанту сухопутных войск соответствует звание старшина .

Следующим идет Старший сержант, а на флоте – главный старшина .



После этого звания, идут некоторые пересечения сухопутных и морских сил. Потому что после старшего сержанта, в рядах российской армии появляется Старшина . В обиход это звание вошло в 1935 году. Его заслуживают только лучшие военнослужащие, которые отлично служили на сержантских должностях в течение полугода, либо при увольнении в запас, звание старшины присваивается старшим сержантам, аттестованным на отлично. На корабле это — главный корабельный старшина .

Следом идут прапорщики и мичманы . Это особая категория военнослужащих, приближенная к младшим офицерам. Завершают рядовой состав, старший прапорщик и мичман .

Младший офицерский состав

Ряд званий младшего офицерского состава армии России начинается со звания младший лейтенант . Звание это присваивается учащимся последних курсов и выпускникам высших военных учебных заведений. Однако, в случае нехватки офицеров, звание младшего лейтенанта может так же получить выпускник гражданского ВУЗа.

Лейтенантом может стать только младший лейтенант, отслуживший определенное количество времени и получивший положительный документ об образовании. Далее – старший лейтенант .

И замыкает группу младшего офицерского состава – Капитан . Это звание звучит одинаково, как для сухопутных, так и для корабельный войск.

Кстати, новая полевая форма от Юдашкина обязала наших военнослужащих дублировать знаки отличия на груди. Бытует мнение, что «недомерки» из руководства, не видят званий у наших офицеров на плечах и это сделано для их удобства.

Старший офицерский состав

Старший офицерский состав начинается со звания Майор . На флоте, этому званию соответствует Капитан 3 ранга . Следующие звания ВМФ будут только повышать ранг капитана, то есть званию сухопутного Подполковника будет соответствовать Капитан 2 ранга , а званию Полковника Капитан 1 ранга .


Высший офицерский состав

И завершает иерархию воинских званий в армии России высший офицерский состав.

Генерал майор или Контр-адмирал (на флоте) – такое гордое звание носят военнослужащие, которые командуют дивизией — до 10 тысяч человек.

Выше Генерал–майора стоит Генерал-лейтенант . (Генерал-лейтенант выше Генерала-майора потому, что у генерала-лейтенанта на погонах две звезды а у Генерала-майора одна).

Изначально в советской армии, это было скорее не звание, а должность, ибо Генерал-лейтенант являлся помощником генерала и брал на себя часть его функций в отличии, от Генерала-полковника , который может лично замещать старшие должности, как в Генеральном штабе, так и в министерстве обороны. К тому же, в вооруженных силах России, Генерал-полковник может являться заместителем командующего военным округом.

И, наконец, самый главные военнослужащий, имеющий высшее воинское звание в армии России – это Генерал армии . Все предыдущие звенья обязаны подчиняться именно ему.

О воинских званиях в видео формате:

Ну что салага, теперь разобрался?)