Вопрос: Мужчина, страдающий глухотой и дальтонизмом, женился на здоровой женщине. У них ро. Задачи на взаимодействие генов
Задача 1.
У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с X-хромосомой рецессивный признак. Альбинизм обусловлен аутосомным рецессивным геном. У супружеской пары, нормальной по этим признакам, родился"сын с обеими аномалиями. Какова вероятность того, что у второго сына в этой семье проявятся также обе аномалии одновременно?
X– норм светвыв к X h – гемофилия аa– альбинизм А – норм цв кожи ––––––––––––– вероятность |
Р: ♀ AaXX× ♂AaX h Y |
Вероятность рождения второго больного ребенка по обоим признакам 1 / 16 или 6,25% |
Задача 2.
Мужчина, страдающий дальтонизмом и глухотой, женился на женщине нормальной по зрению и хорошо слышащей. У них родился сын с глухотой и дальтоник, а также дочь - дальтоник, но с хорошим слухом. Определите вероятность рождения в этой семье дочери с обеими аномалиями, если известно, что дальтонизм и глухота передаются как рецессивные признаки, но дальтонизм сцеплен с Х-хромосомой, а глухота- аутосомный признак.
У человека имеются две формы глухонемоты, которые определяются рецессивными аутосомными несцепленными генами. Какова вероятность рождения детей глухонемыми в семье, где оба родителя страдают разными формами глухонемоты, а по второй паре генов глухонемоты каждый из них гетерозиготен?
X– норм зрение X h – дальтонзм аa– глухота А – норм слух ––––––––––––– вероятность F 1 –aaX h X h |
Р: ♀ AaXX× ♂AaX h Y |
Вероятность рождения больной девочки по обоим признакам 2 / 16 или 12,5% |
Задача 3.
Потемнение зубов может определяться двумя доминантными генами, один из которых расположен в аутосоме, другой в Х-хромосоме. В семье родителей, имеющих темные зубы, родились дочка и мальчик с нормальным цветом зубов. Определите вероятность рождения в этой семье ребенка тоже без аномалий, если удалось установить, что темные зубы матери обусловлены лишь геном, сцепленным с Х-хромосомой, а темные зубы отца аутосомным геном, по которому он гетерозиготен.
X– норм зубы X d – темные зубы аa– темные зубы А – норм зубы ––––––––––––– вероятность F 1 – норм зубы |
Р: ♀ aaX d X× ♂AaXY |
Вероятность рождения детей с нормальной эмалью зубов 4 / 16 или 25% |
Задача 4.
Гипертрихоз передается через Y-хромосому, а полидактилия – как доминантный аутосомный признак. В семье, где отец имел гипертрихоз, а мать – полидактилию, родилась нормальная в отношении обоих признаков дочь. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье также будет без обеих аномалий?
Y– гипертрихоз аa– 5 пальцев А – 6 пальцев ––––––––––––– вероятность F 1 – без аномалии |
Р: ♀ AaXX× ♂aaXY |
Вероятность рождения детей без аномалии 4 / 16 или 25% |
Задача 5.
Перед судебно-медицинской экспертизой поставлена задача выяснить: является ли мальчик, имеющийся в семье супругов Р., родным или приемным. Исследование крови мужа, жены и ребенка показало: жена Rh (–), АВ(IV) группа крови, муж Rh(–), 0 (I) группа крови, ребенок Rh (+), 0(I) группа крови.
Какое заключение должен дать эксперт и на чем оно основано?
♀ J A J B RhRh ♂ J 0 J 0 rhrh |
P: J A J B RhRh × J 0 J 0 rhrh |
G:J A Rh J B Rh × J 0 rh |
|
F 1: J A J 0 Rhrh, J B J 0 Rhrh |
У данных родителей может гут родиться дети с Rh(+) II и III группы крови.
Задача 6.
Во время беременности у женщины был Rh-конфликт. Ребенок имеет IV группу крови. Определите возможные группы крови родителей и их генотипы по резус-фактору.
Так как у женщины был Rh-конфликт, то она Rh(–), а ребенок и его отец Rh(+).
Генотип IV группы крови – J A J B , один из родителей дал J A , а второй J B , следовательно, родители могут иметь II, III и IV группы крови.
Задача 7.
Подагра определяется доминантным аутосомным геном. По некоторым данным пенентрантность гена у мужчин составляет 20%, а у женщин она равна нулю. Какова вероятность заболевания подагрой в семье гетерозиготных родителей?
У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой скмье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.
Ответ
В – нормальный слух, b – глухота.
Мать страдает глухотой, но имеет нормальное цветовое зрение bbX D X _ .
Отец с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник BBX d Y.
Девочка-дальтоник X d X d получила одну X d от отца, а вторую от матери, следовательно мать bbX D X d .
P | bbX D X d | x | BBX d Y | ||
G | bX D | BX d | |||
bX d | BY | ||||
F1 | BbX D X d | BbX D Y | BbX d X d | BbX d Y | |
девочки с норм. слухом и зрением |
мальчики с норм. слухом и зрением |
девочки с норм. слухом, дальтоники |
мальчики с норм. слухом, дальтоники |
Дочь BbX d X d . Вероятность рождения детей-дальтоников = 2/4 (50%). Все они будут иметь нормальный слух, вероятность рождения глухих = 0%.
У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм - d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.
Ответ
А – карие глаза, а – голубые глаза.
X D – нормальное зрение, X d – дальтонизм.
Кареглазая женщина с нормальным зрением А_X D X _ .
Отец женщины ааX d Y, он мог отдать дочери только аX d , следовательно, кареглазая женщина АаX D X d .
Муж женщины ааX D Y.
Р АаX D X d х ааX D Y
Вероятность рождения ребенка-дальтоника с карими глазами составляет 1/8, (12,5%), это мальчик.
Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в лёгкой форме. Женщина с нормальным зрением, но лёгкой формой анемии родила от здорового (по крови) мужчины-дальтоника двух сыновей - первого, страдающего лёгкой формой анемии и дальтонизмом, и второго, полностью здорового. Определите генотипы родителей, больного и здорового сыновей. Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий?
Ответ
АА – смерть, Аа – анемия, аа – норма.
X D – нормальное зрение, X d – дальтонизм.
Женщина с нормальным зрением, но легкой формой анемии АаX D X _ .
Здоровый по крови мужчина-дальтоник ааX d Y.
Первый ребенок АаX d Y, второй ребенок ааX D Y.
Первый ребенок получил Y от отца, следовательно, X d он получил от матери, следовательно, мать АаX D X d .
Р АаX D X d х ааX d Y
Вероятность рождения следующего сына без аномалий составляет 1/8, (12,5%).
Глухота - аутосомный признак; дальтонизм - признак, сцепленный с полом. В браке здоровых родителей родился ребёнок глухой дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.
Ответ
У здоровых родителей родился больной ребенок, следовательно, глухота и дальтонизм являются рецессивными признаками.
А - норм. слух, а - глухота
X D - норм. зрение, X d - дальтонизм.
Ребенок имеет аа, родители здоровы, следовательно, они Аа.
Отец здоров, следовательно он X D Y. Если бы ребенок был девочкой, то она бы получила от отца X D и не была дальтоником. Следовательно, ребенок мальчик, ген дальтонизма получил от матери. Мать здорова, следовательно огна
X D X d .
Р АаX D X d х АаX D Y
AX D | AY | aX D | aY | |
AX D | AAX D X D норм. слух норм. зрение девочка |
AAX D Y норм. слух норм. зрение мальчик |
AaX D X D норм. слух норм. зрение девочка |
AaX D Y норм. слух норм. зрение мальчик |
AX d | AAX d X D норм. слух норм. зрение девочка |
AAX d Y норм. слух дальтоник мальчик |
AaX d X D норм. слух норм. зрение девочка |
AaX d Y норм. слух дальтоник мальчик |
aX D | AaX D X D норм. слух норм. зрение девочка |
AaX D Y норм. слух норм. зрение мальчик |
aaX D X D глухота норм. зрение девочка |
aaX D Y глухота норм. зрение мальчик |
aX d | AaX d X D норм. слух норм. зрение девочка |
AaX d Y норм. слух дальтоник мальчик |
aaX d X D глухота норм. зрение девочка |
aaX d Y глухота дальтонизм мальчик |
Вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями составляет 1/16 (6,25%).
В данном случае проявился третий закон Меделя (закон независимого наследования).
Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген окраски глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями, красными глазами и самцов с редуцированными крыльями, белыми глазами все потомство имело нормальные крылья и красные глаза. Получившихся в F1 самцов скрещивали с исходной родительской самкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какие законы наследственности проявляются в двух скрещиваниях?
Ответ
В первом поколении получено единообразное потомство (первый закон Менделя), следовательно родители были гомозиготы, F1 – гетерозиготы, у гетерозигот проявились доминантные гены.
А - нормальные крылья, а - редуцированные крылья
B - красные глаза, b - белые глаза
P AAX B X B x aaX b Y
F1 AaX B X b , AaX B Y
АaX В Y x AAX B X B
AX В | аX В | AY | aY | |
AX B | AAX В X В |
AaX В X В |
AAX B Y |
AaX B Y |
Все потомство получилось с нормальными крыльями и красными глазами. Во втором скрещивании проявился третий закон Менделя (закон независимого наследования).
У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. Скрещивали самок дрозофилы с серым телом, красными глазами и самцов с чёрным телом, белыми глазами, всё потомство было единообразным по признакам окраски тела и глаз. Во втором скрещивании самок дрозофилы с чёрным телом, белыми глазами и самцов с серым телом, красными глазами в потомстве получились самки с серым телом, красными глазами и самцы с серым телом, белыми глазами. Составьте схемы скрещивания, определите генотипы и фенотипы родительских особей, потомства в двух скрещиваниях и пол потомства в первом скрещивании. Поясните, почему во втором скрещивании произошло расщепление признаков.
Ответ
А - серое тело, а - черное тело
X Е - красные глаза, X е - белые глаза
Поскольку в первом скрещивании всё потомство было единообразным, следовательно, скрещивали гомозигот:
Р АА X Е X Е х ааX е Y
F1
АаX Е X е, АаX Е Y (все с серым телом и красными глазами)
Второе скрещивание:
Р аа X е X е х ААX Е Y
F1
АаX е X Е, АаX е Y (самки с серым телом красными глазами, самцы с серым телом, белыми глазами)
Расщепление признаков во втором поколении произошло потому, что признак цвета глаз сцеплен с Х-хромосомой, и самцы получают Х-хромосому только от матери.
У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А - наличие меланина в клетках кожи, а - отсутствие меланина в клетках кожи - альбинизм), а гемофилии - сцеплено с полом (X Н - нормальная свёртываемость крови, X h - гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.
Ответ
А - норма, а - альбинизм.
Х Н - норма, Х h - гемофилия.
Женщина ААХ Н Х Н, мужчина ааХ Н Х h .
Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген размера глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами в потомстве появился самец с закрученными крыльями и маленькими глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и полученного самца F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой? Определите их генотипы.
Ответ
Поскольку при скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями получился ребенок с закрученными крыльями, следовательно А - нормальные крылья, а - закрученные крылья, родители Аа х Аа, ребенок аа.
Ген размера глаз сцеплен с Х-хромосомой, следовательно, самец с маленькими глазами получил от отца Y, а от матери ген маленьких глаз, но сама мать была с нормальными глазами, следовательно, она была гетерозигота. Х B - нормальные глаза, Х b - маленькие глаза, мать Х B Х b , отец Х B Y, ребенок Х b Y.
F1 AaX B X b x aaX b Y
Фенотипически сходно с родительской самкой будет F2 AaX B X b , их 1/8 (12,5%) от общего числа потомков.
«Мужчина, страдающий дальтонизмом и глухотой, женился на женщине, нормальной по зрению и слуху. У них родился сын глухой и дальтоник и дочь...»
1 вариант
1.Окраска цветов душистого горошка в красный цвет обусловлена двумя парами генов. Если хотя бы одна пара находится в рецессивном состоянии, то окраска не развивается. Одновременное присутствие в генотипе обоих доминантных генов вызывает развитие окраски. Каков генотип растений с белыми цветами, если при их скрещивании друг с другом все растения получились красного цвета?
2.Форма крыльев у дрозофилы аутосомный ген, ген формы глаза находится в Х –хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами в потомстве появился самец с редуцированными крыльями и щелевидными глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Определите генотипы родителей и потомства из F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой? Определите их генотипы.
3. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками (признаки доминантные) скрестили с растением с морщинистыми семенами и без усиков (рецессивные признаки). Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные фенотипы и генотипы потомства F1, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?
2 вариант
1. Скрещены две линии мышей: в одной из них животные с извитой шерстью нормальной длины, а в другой – с длинной и прямой. Гибриды первого поколения были с прямой шерстью нормальной длины. В анализирующем скрещивании гибридов первого поколения получено: 11 мышей с нормальной прямой шерстью, 89 – с нормальной извитой, 12 – с длинной извитой, 88 – с длинной прямой. Определите генотипы родителей и потомков.
2. Собаки породы кокер-спаниэль при генотипе А-В- имеют черную масть, при генотипическом радикале А-вв - рыжую, ааВ- - коричневую, а при генотипе аавв - светложелтую. Черный кокер-спаииэль был скрещен со светло-желтым и от этого скрещивания родился светло-желтый щенок. Какого соотношения щенят по масти следует ожидать от скрещивания того же черного спаниэля с собакой одинакового с ним генотипа?
3. У человека аниридия (тип слепоты) зависит от доминантного аутосомного гена, а оптическая атрофия (другой тип слепоты) -- от рецессивного сцепленного с полом гена. Мужчина с оптической атрофией женился на женщине с аниридией. Какие у них могут быть дети? Какие дети могут быть у матери с оптической атрофией и отца с аниридией?
3 вариант
Было проведено скрещивание серебристых (С) полосатых (В) кур с золотистыми (с) неполосатыми (в). Петухов первого поколения использовали в возвратном скрещивании с золотистыми неполосатыми курами. В потомстве было получено: 282 серебристо-полосатых, 226 неполосатых серебристых, 206 золотисто-полосатых, 266 неполосатых золотистых птиц. Определите генотипы родителей и потомства.
Мужчина, страдающий дальтонизмом и глухотой, женился на женщине, нормальной по зрению и слуху. У них родился сын глухой и дальтоник и дочь - дальтоник, но с хорошим слухом. Определите вероятность рождения в этой семье дочери с обеими аномалиями, если известно, что дальтонизм и глухота передаются как рецессивные признаки, но дальтонизм сцеплен с Х-хромосомой, а глухота - аутосомный признак.
У кукурузы нормальный рост определяется двумя доминантными неаллельными генами. Гомозиготность по рецессивным аллелям даже одной пары генов приводит к возникновению карликовых форм. При скрещивании двух карликовых растений кукурузы выросли гибриды нормальной высоты, а при скрещивании этих гибридов в их потомстве было получено 812 нормальных и 640 карликовых растений. Определить генотипы родителей и потомков.
4 вариант
1.При скрещивании двух сортов тыквы с шаровидными плодами гибриды оказались с дисковидными плодами, а в F2 получилось 450 растений с дисковидными плодами, 300 – с шаровидными и 50 – с удлиненными. Определите генотипы родителей и потомков.
2. У человека дальтонизм (цветовая слепота) обусловлен сцепленным с Х-хромосомой рецессивным геном. Один из видов анемии - талассемия - наследуется как аутосомный доминантный признак и наблюдается в двух формах: у гомозигот тяжелая, часто смертельная, у гетерозигот менее тяжелая. Женщина с нормальным зрением, но с легкой формой талассемией в браке со здоровым мужчиной, но дальтоником, имеет сына дальтоника с легкой формой талассемией. Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий?
3. У кролика один из типов пятнистости доминирует над сплошной окраской, а нормальная шерсть - над ангорской. Скрещивают пятнистого нормальношерстного кролика со сплошь окрашенной ангорской крольчихой. В потомстве от скрещивания гибридов первого поколения со сплошь окрашенными ангорскими кроликами получено 26 пятнистых ангорских крольчат, 144 сплошь окрашенных ангорских, 157 пятнистых с нормальной шерстью и 23 сплошь окрашенных с нормальной шерстью. Как наследуется пятнистость и длина шерсти по отношению друг к другу? Каково расстояние между генами?
Похожие работы:
«ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВРАЧ-СТОМАТОЛОГ ЦЕНТРА ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ПП 103.148-2013 Костанай Предисловие 1 РазработанА центром первичной медико-санитарной помощи 2 ВНЕСЕНА центром первичной медико-санитарной помощи 3 УтвержденА и введенА в действие приказом рект...»
«Программа факультатива"ДИКАЯ ПРИРОДА БЕЛАРУСИ" VII-VIII КЛАССЫ(В.В. Гричик, И.В. Богачева, А.Е. Винчевский, М.А. Джус, Г.С. Романовец, О.Н. Рогожников) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма факультативных занятий "Дикая природа Беларуси" направлена па формирован...»
«ВведениеМатематика – слово, пришедшее к нам из Древней Греции: mathema переводится как "познание, наука". Математика – это наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. Развитие науки и техники заставляет математику непрерывно расширять представлени...»
«РАСПОРЕД ИСПИТА У ЈУНСКОМ ИСПИТНОМ РОКУ ШКОЛСКЕ 2016/17. Студијски програм: Разредна наставаПРВА ГОДИНА Ред. број Шифра пред. Назив предмета Датум Време Сала 1 У113 Српски језик 1 20.06.2017. 11,00 Амф. Српски језик 1 (усмени...»
«Пояснительная записка Озеленение помещений (жилых, служебных и др.) в настоящее время получает все большее распространение, интерес к декоративным растениям, пригодным для этой цели, постоянно р...»
«Тема 2. Мова і суспільство. Соціолінгвістика. Історія питання. Функції мови. Форми існування мови. Літературна мова. Поняття норми. Соціальна варіативність мови: стратифікаційна і ситуативна. Мовна ситуація. Білінгвізм. Мовна політика. Соціальний статус мови. Функціональна типологія мов. Мови ООН, регіональн...»
«1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1.1. Данная рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе при-мерной программы по литературе, разработанной в соответствии с федеральным компонентом госу...»
«ПОЛОЖЕНИЕ О проведении городского конкурса "Лучший ученик года – 2017"Общие положения: Настоящее Положение регулирует порядок организации и проведения городского конкурса "Лучший ученик года – 2017" (далее Конкурс). Конкурс проводитс...»