Во II тыс. до н.э. на юг Балканского полуострова вторгаются греческие племена. В тесных рамках, очерченных природой страны (небольшие долины, огороженные высокими горами), развивалась особая греческая цивилизация в виде городов-государств (полис ). В историческое время греки никогда не были единым государством: их взаимоотношения между собою строились как отношения международные. Однако в определенный момент из всех многочисленных полисов важную роль стали играть города – государства Афины и Спарта. Потому в истории государства и права зарубежных стран изучаются история Афин, как пример демократического государства, и Спарты – пример монархии.

Об общественном строе греков можно судить по поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея». Данный период в греческой истории называется «гомеровским » (ХI – IХ вв. до н.э.). Общество состояло из родов (гене ), те объединялись во фратрии («братство»), а они – в филы (племена). По фратриям проходили народные собрания агора »). На нем выбирался и царь (базилевс ) с военными, жреческими и судебными функциями. Постоянным органом власти в гомеровскую эпоху был совет старейшин (булэ ).

Во время завоевания Балкан четырем греческим племенам ионийцам досталась малопригодная к земледелию земля Аттика. Афинское государство образовалось в результате разложения родового общественного строя у четырех племен, населявших эту область. Возникновение афинского государства связывают с царем Тесеем (Тезеем) , который осуществил синойкизм («совместно живу», «заселяю»), объединив племенные поселения в одно целое с центром Афины (в честь богини войны и победы Афины Паллады). Учреждается центральное управление. Тесею приписывают также разделение населения на эвпатридов ,или благородных, геоморов – землевладельцев и демиургов – ремесленников. В VII в. до н.э. власть базилевса упраздняется, и вместо него появляется выборный орган власти из 9 человек – архонты («начальник», «правитель»). Тогда же возникает еще один орган публичной власти – ареопаг (от холма бога войны Ареса, на котором они заседали), состоящий из действующих и всех бывших архонтов. Позднее появляются территориальные округа – наукрарии , каждый из которых обязан был снаряжать один корабль для флота.

Свободные крестьяне стали попадать в разряд шестидольников , обязанных 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой ими земли. Появляется долговое рабство. Народ восстал (по Аристотелю «великая смута») против благородных. На политическую арену выдвигается Солон , который в 594 г. выбирается архонтом с чрезвычайными полномочиями. Его реформы начались с сисахфии («сбрасывание бремени») – отменой долгового рабства. Потом Солон разделил афинян на 4 разряда по имущественному цензу, в основу которой положил медимн (52 – 53 литра сыпучих и текучих тел). Первый разряд составили граждане, имеющие доход в 500 медимнов (пентакосиммедимны ), второй – в 300 медимнов (всадники ), в третий – 200 медимнов (зевгиды ). Все другие зачислялись в разряд фетов . Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а должности архонтов и ареопага – лишь «пятисотники». Феты были допущены к участию в народном собрании и суде присяжных.

Солон создал новый орган власти – Совет 400 , ежегодно избиравшийся от каждого из 4 племен. Он учредил также суд присяжных – гелиэю . Однако Солон сохранил деление общества на племена, а также должности архонтов и ареопага.

В 560 – 527 гг. до н.э. устанавливается тирания семьи Писистратов. В509 г. до н.э. происходит восстание против тирании, и власть переходит к Клисфену, проведшему третью реформу. Он установил деление населения на 10 территориальных единиц, сохранив за ними племенное название филы . Они подразделялись на три трети (тритии ) – городская, внутренняя и прибрежная. Тритии делились на демы во главе с выборным старостой (демархом ). Совет 400 заменяется Советом 500 (по 10 человек от каждой территориальной филы). С целью борьбы с будущей тиранией Клисфен ввел институт остракизма («черепок» или и «суд черепками»). Участники народного собрания писали на глиняных черепках имя человека, который, по их мнению, приобрел влияние и становился опасным для демократии. Такого гражданина изгоняли из страны на 10 лет без конфискации имущества.

В результате реформ в Афинах возникло государство с демократической системой правления.

Общественный строй состоял из рабов и свободных. Последние подразделялись на полноправных граждан и иностранцев (метеков ). Правами афинских граждан наделялись лишь лица, родившиеся от афинянина и афинянки. По достижении 18-летнего возраста они записывались в списки членов демы (демоты ). С 18 до 20 лет юноши обязаны были проходить курс военного обучения и до 60 лет оставались военнообязанными. Афинянин должен был участвовать в общественной жизни и государственных делах, в противном случае его называли идиотом . Богатые граждане облагались значительными повинностями в виде литургий («общее дело»). Ежегодно Совет 500 выявлял до 60 самых богатых афинян и накладывал на них литургии. Они подразделялись на круговые (возобновлялись ежегодно) и чрезвычайные . К круговым, например, относились хорегии , т.е. они обязаны были содержать хор и давать бесплатные представления согражданам. К чрезвычайным относилась триерархия . По нему богатому афинянину государство вручало остов военного корабля, и он должен был оснастить его, набрать команду с капитаном и все это содержать.

Афиняне пользовались политическими правами: могли принимать участие в народном собрании, избираться на гражданские и судебные должности. Они имели право на получение различных пособий от государства, участие в государственных раздачах. Совокупность таких прав составляла честь (тиме ) гражданина, которая могла быть ограничена по суду за различные преступления – атимия , т.е. подвергнуться бесчестию. За особые заслуги по постановлению народного собрания афиняне наделялись льготами и почетными правами, угощением за счет государства в Совете 500.

Метеки, или метойки («переселенцы») – чужестранцы, жители других полисов, проживавшие в Афинах продолжительное время. Они не имели политических прав и не могли приобретать земельные участки более 12 000 драхм и дома свыше 2 000 драхм. Их браки с афинскими гражданами не считались законными, но их дети с 541 г. приобрели права гражданства. Метек должен был выбрать себе «председателя» (простата ), который, видимо, являлся посредником между метеком и правительственными учреждениями. Метеки платили особый налог (метекион ) и привлекались к военной службе. За оказанные заслуги некоторые метеки получали привилегированное положение – изотелейс (освобождались от подати, вступали в законный брак с афинскими гражданами и т.д.). К метекам приравнивались вольноотпущенники, которые также имели простата (бывший хозяин) и платили особые сборы.

Иностранцы, оказавшие особые услуги Афинам у себя на родине, назывались проксена , им предоставлялся ряд преимуществ: участвовать в народных собраниях, приобретать недвижимость, занимать почетные места в театре. Число рабов в Афинах доходило до 400 000 на 21 000 свободных и 10 000 метеков. Источником рабства являлись: военный плен, покупка за границей, рождение. Рабы подразделялись на государственных и частновладельческих. Первые могли иметь свое хозяйство, приобретать собственность, служить в полиции и тюрьме. Частновладельческий раб являлся собственностью господина, его вещью, а не лицом и потому не мог приобретать собственность. Однако смертная казнь ему назначалась лишь по суду. В случае жестокости хозяина он мог искать защиты в храме Тесея и требовать передачи его другому господину.

Государственный строй

В народном собрании участвовали лишь полноправные афиняне. Первоначально они собирались один раз в месяц, а с IV в. до н.э. – 4 раза или 40 раз в год, который для удобства управления делился в Афинах на 10 частей. Первые собрание года и месяца именовались главными (экклесиями) , на которых вносились законопроекты, выбирались должностные лица и осуществлялась их проверка, решались вопросы войны и мира, делались заявления о государственных преступлениях, обсуждались виды на урожай и иные общие вопросы. Кроме общих законов, принимались псефизмы , которые касались отдельных лиц, конкретных случаев и предметов. Второе собрание собиралось для подачи афинянами разных просьб (личных и государственных дел). Третье и четвертое собрание предназначались для рассмотрения остальных дел (вопросы культа, прием герольдов и послов, других государственных дел).

Законы, принимавшиеся народными собраниями, подразделялись на общие нормы и псефизмы , т.е. касающиеся отдельного частного вопроса. Если инициатор законопроекта обвинялся в противозаконности (графе параноман) , то он за это нес ответственность, вплоть до смертной казни.

Совет 500 являлся высшим правительственным и административным органном Афин. Избирался по жребию по 50 от каждой филы из числа граждан, достигших 30-летнего возраста. Затем кандидаты подвергались предыдущими членами совета проверки (докмассии ) на счет выявления образа мыслей, права на занятие должности. Перед вступлением в должность булевт приносил клятву на предмет добросовестности. По окончании срока полномочий давали отчет о своей работе.

Компетенция Совета: предварительное обсуждение дел, вынесенных на народные собрания; заведование текущими делами и финансами государства; надзор за военным флотом и конницей; дипломатия и заключение договоров с другими государствами; контроль за должностными лицами; судебные дела о государственных преступлениях.

По причине неудобства ведения дел в составе 500 человек, Совет делился на 10 комиссий (пританы) , которые поочередно по жребию стояли у власти в течение 1/10 части года (притании ). Ежедневно пританы по жребию выбирали председателя (эпимтата ), который также председательствовал в народном собрании, хранил государственную печать и ключи от казны и архива. Вместе с тремя пританами он находился в Совете в течение суток.

Должностные лица . В Афинах они либо избирались (стратеги, лица, ведавшие военной подготовки молодежи, финансисты, казначеи и др.), либо определялись по жребию (архонты, попечители, призванные исполнять специальные поручения народа) на один год. Кандидаты на должность подвергались поверки (докимассии ). Принципы организации должностей: возмездность; коллегиальность преобладала над единоначалием; подотчетность. Права: наложение штрафов за неподчинение законам и распоряжениям; привлечение к суду.

Архонты составляли коллегию из 9 человек. До реформы Клисфена – это высшие должностные лица, но затем они утратили свое прежнее значение. Первые три архонта имели свои имена. Первый назывался архонт – эпоним , именем которого обозначался год. Он являлся председателем коллегии и народного собрания. Эпоним предварительно рассматривал некоторые семейные дела (о дурном обращении детей с родителями, о дурном обращении с наследницами и сиротами, о расточительстве, об опеке, о разделах, попечительство о сиротах и беременных женщинах) и направлял их в суд. Жена, пожелавшая развестись с мужем, обращалось за этим к эпониму. Второй архонт базилевс являлся председателем ареопага, надзирал за религиозным культом и председательствовал в суде по делам культа, заведовал мистериями и другими празднествами. Третий архонт полемарх осуществлял жертвоприношения в честь богов и ведал делами метеков, как эпоним в отношении афинян.

Остальные шесть архонтов – коллегиальный орган (фесмофеты ), которые исполняли судебные полномочия (графе параноман, дела о государственных преступлениях), председательствовали при докимассии, ежегодно просматривали законы на предмет устранения пробелов и противоречий.

Ареопаг. До 462 г. он был влиятельным органом власти в Афинах, а затем стал одним из высших судов. Состоял он из действующих и бывших архонтов. Назначались пожизненно. Рассматривали дела о предумышленном убийстве, нанесении ран или увечий с целью лишения жизни, о поджогах и отравлениях. По поручению народного собрания ареопаг расследовал государственные преступления. Наблюдал за нравами.

Гелиэя – суд присяжных, состоящий из 6 000 человек. Избирался по жребию из лиц, достигших 30-летнего возраста, по 600 на каждую филу. Распадалась на 10 коллегий в составе 500 членов каждая. Компетенция: окончательное утверждение постановлений народных собраний; судебные дела о государственных и должностных преступлениях; апелляции на решение других судов; контроль за должностными лицами.

Коллегия 10 стратегов выбиралась народным собранием для военного управления. Должность не оплачивалась. Стратеги могли переизбираться. Каждый из них курировал какой-то военный вопрос. Обладали равными полномочиями, однако в военное время один из них получал звание стратеги – автократоры , обладая всей полнотой власти.

В Афинах насчитывалось до 600 должностей. Например, надзор за рынками поручался агороному , за мерами и весами – метроному , наблюдение за поведением женщин – гинеконом .

Афинское право

В Афинах древнейшим источником права являлся обычай. Архонт Драконт в 621 г. издал первый писанный закон, который прославился своей жестокостью. Якобы за все, даже малейшие правонарушения (кража овощей) предусматривалась смертная казнь (отсюда «Драконовы законы »). В действительности в них предусматривались и штрафы, бесчестие. Законы различали убийства умышленные, неумышленные, совершенные в состоянии обороны.

Обширное законодательство осуществил Солон, записав их на 16 побеленных деревянных досках. Законы способствовали развитию ремесла и торговли, впервые допустили дарения и завещательные распоряжения для лиц, не имеющих законных детей мужского пола и дарения. Ввел новую монету.

В V – IV вв. до н.э. законы, принятые народным собранием, становятся основными источниками права. Большинство законодательных актов Афин до нас не дошли, и ученые свои знания об афинском праве узнали из сохранившихся надписей, документов, сочинений древнегреческих историков.

Право собственности в Афинах получило значительное развитие. Однако собственность носила на себе следы своего происхождения из общинной собственности и рассматривалась как представление от государства. Отсутствовал даже термин собственности, которая рассматривалась как представления гражданам, сделанные государством. Потому архонт – эпоним при вступлении в должность заявлял, что он сохраняет за каждым афинянином ту собственность, которой они в данный момент обладают. Недаром земельное владение называлось жребием . К тому же частные собственники несли значительные повинности в пользу государства и общества (литургии ).

Право собственности защищалось несколькими исками: в первой инстанции предъявлялся иск о доходах, во второй – предъявлялся иск о собственности, когда истец доказывал свои права.

Обязательственное право , по Аристотелю, существовало в Афинах в двух видах: вольные и невольные, т.е. договоры и деликты. Он же объяснил сущность договора, который рассматривался как специальный закон, связывающий друг с другом стороны.

Особой формы для действительности договора не существовало, достаточно было соглашения сторон, но чаще всего прибегали к письменному договору: синграфы (подписывались кредитором и должником) и хирографы (подписывались лишь должником).

До Солона за неисполнение договора должнику грозила долговая кабала, а после обязательство стало обеспечиваться задатком, залогом, поручительством.

Купля-продажа заключалась неформально. Предметом договора могли быть движимые и недвижимые вещи. Продажа чужих вещей – недействительна. Цена выражалась и в деньгах, и продуктах. Риск случайной гибели вещи ложился на покупатели с момента заключения договора. Рыночная торговля регламентировалась: не разрешали торговать иностранцам, наблюдали за торговлей агорономы и метрономы.

Договором найма были движимые и недвижимые вещи. Особой формальности не требовалось. Обычный срок найма в сельской местности составлял 10 лет. Наймодатель гарантировал нанимателя от изъятия (эвикции ) вещи третьим лицом. Главная обязанность нанимателя – своевременный взнос платы, достигавшей 7– 8 %. Наниматель должен был обращаться с взятой вещью, как заботливый хозяин.

Личный наем и подряд. Наемный труд был незначительным, т.к. в подобном случае прибегали к труду рабов. Подряд был более распространен, в особенности общественные работы.

Ссуда – предоставление вещи в бесплатное пользование. Предметом ссуды могли быть собственные и чужие вещи.

Заем вещи определялся не индивидуальными, а родовыми признаками: весом, числом, мерой. Он был как с процентами (12 – 18 % , а иногда 22 – 30 % в год), так и беспроцентным. Процветало ростовщичество. В IV в. до н.э. появляются специальные менялы – трапезиты (от «трапеза » – стол). Без согласия куратора женщины не могли заключать договор займа.

Договор товарищества существовал самого различного рода, в том числе и для религиозных целей, сотрапезничества (общего питания), похоронной взаимопомощи. Он оформлялся в письменном виде. Товарищи несли ответственность друг перед другом за убытки. Доходы и убытки делились между членами товарищества согласно договору, при отсутствии такового – пропорционально их вкладам.

Обязательство из деликтов. Правонарушения в Афинах в ряде случаев влекли не наказание, а штрафы в пользу потерпевшего, и потому рассматривались в гражданском суде. Вчинялся иск в отношении причинения вреда как имуществу, так и личности (оскорбление действием, побои).

Брак и семья. Брак считался обязательным для афинян, однако безбрачие не наказывалось, а рассматривалось как несчастье. Должности архонта – базилевса и стратегов занимали только женатые граждане. Брак долго сохранял следы договора купли-продажи. Жених заключал брачный договор не с невестой, а с отцом или родственниками невесты. Гедна – плата за невесту – считалась необходимым условием договора. Приданое для отца не было обязательным; для братьев, выдававших сестру оно требовалось. Муж управлял приданым.

Были две формы брака: обычный договор жениха с куратором невесты; договор перед должностными лицами или перед судом. Женщина в семье занимала подчиненное мужу положение. Она проживала в обособленном помещении и под строгим надзором, из дома выходила лишь в сопровождении рабынь.

Для мужчин развод был свободным в любое время, но с отдачей приданого. Он даже мог выдать жену за другого мужчину. Жена могла развестись только по разрешению архонта или суда.

Наследство переходило по закону и завещанию (появились при Солоне). Наследовали в первую очередь сыновья поровну, а дочь при братьях не считалась наследницей. При отсутствии прямых наследников в наследство вступали боковые родственники.

Уголовное право и судопроизводство. Пережитки родового строя долго сохранялись в уголовном праве: допускалась сделка родственников убитого с убийцей о вознаграждении; убийца до вынесения суда мог добровольно удалиться в изгнание.

Виды преступления: государственные преступления (измена, обман народа, оскорбление богов, внесение противозаконных предложений в народное собрание и др); безбожие, преступление против семьи (дурное обращение детей с родителями, опекуна с опекаемой); против личности (убийство, нанесение ударов, брань, клевета, оскорбление); кража.

Виды наказания: смертная казнь (за государственные преступления, обман народа, умышленное убийство, безбожие и т.п.), лишение политических прав, конфискация имущества (за бесчестье – атимию) , штрафы и конфискация имущества (обычно в качестве дополнительных наказаний).

Судебными органами являлись: ареопаг (предумышленные убийства, отравление и поджоги), суд эфетов(дела о непредумышленных убийствах,о подстрекательстве, нанесение увечий), гелиэя (государственные преступления и апелляционная инстанция для других судов), коллегия одиннадцати (разбойники, ночные и карманные воры, похитители граждан); коллегия сорока мужей и суд диэтетов (мелкие дела по спорам).

Вчинять иски могли лишь полноправные афиняне. За женщин и несовершеннолетних выступал куратор, за метеков – простат, за раба – его хозяин. Различались два вида судебных дел: дике и графе. Первый начинался по заявлению потерпевшего и мог быть прекращен в любое время; второй – по заявлению любого полноправного афинянина, и истец должен был довести его до конца, в противном случае платил штраф в 1000 драхм. Процесс дике рассматривал дела, затрагивающие личные интересы граждан, а графе – интересы общества, государства (взятки, неуплата налогов).

Афинское государство – одна из крупнейших в Древней Греции – возникла в IX – VIII вв. до н. е. в результате объединения вокруг Афин общин области Аттика.

Природные условия и занятия населения Аттики:

– В западной части Аттики является равнина, где можно было заниматься земледелием.

– Остальные часть области была гористой, где ее жители разводили овец, коз, свиней. Для выращивания зерновых культур земля Аттики была малопригодной. Поэтому афиняне предпочитали выращиванию винограда и оливковых деревьев, а зерновые покупали или обменивали у соседей.

– Многочисленные бухты способствовали развитию мореплавания и торговли

– Значительные залежи мрамора, серебра, железа, гончарной глины обусловили развитие ремесел.

Общественный строй:

Аристократия – привилегированная группа, состоявшая из знати; имела исключительное право управлять государством
Демос (народ) – свободное население греческих городов, обладавшее гражданскими правами, но не участвовало в управлении.
Метеки – свободное население, не имевшее гражданских прав (чужеземцы, бывшие рабы)
Рабы не считались гражданами государства, не имели никаких прав.
Система управления полисом:

Высшая власть принадлежала ареопага – совете старейшин.
Государством управляли девять архонтов (голова, верховный жрец, командующий войсками, шесть судей).
Народное собрание, периодически созывались, не имели существенного влияния на жизнь полисов.
Граждане делились на десять фил (родов), которые были представлены в органах власти.
Реформы Солона:

Причины реформ:

Аристократы, пользуясь своим положением всевозможными способами забирали землю у крестьян, а их за долги превращали в рабов. Положение было угрожающим и могло взорваться народным восстанием.

В 594 г. до н. первым архонтом был избран Солона (594-560 гг. до н. э.) – человека знатного происхождения, но, пользовавшийся уважением и доверием у демоса за его честность и порядочность.

– Облегчено положение крестьян, отменены долговое рабство, отменен долги, уничтожено долговые камни (которые устанавливались на участке земли должника и на которых было написано количество долга и его назначения), освобождены от рабства попавших туда за долги.

– Часть крестьян вместе со свободой получила обратно свои земли. Запрещалось афинян брать в рабство за долги. В хозяйствах богачей разрешалось использовать труд только рабов чужаков.

– Все мужское население – уроженцы Аттики считались гражданами Афинского государства.

– Избирательные права граждан Афин, разделенных на четыре разряда, связанные с их доходами, а не происхождением. разряды:

Пентакосиомедимнами – (богатые афиняне) за свой счет должны приносить корабли во время войны.

Всадники свой счет служили в коннице.

Пентакосиомедимнами и всадники имели право избираться и быть избранными на любые должности.

Зевгиты свой счет служили в тяжелой пехоте. Избирались только на низшие должности.

– Высшим органом власти стали народное собрание – экклесия, в которым имели право принимать участие мужчины, достигшие 20 лет.

– Совет старейшин – ареопаг, избиравшийся из аристократов, стал разбирательствами тяжелые преступления и контролировать работу чиновников.

– Была создан совет 400-сот (буле), которая избиралась народным собранием, выполняла роль чиновников и готовила дела для обсуждения на народных собраниях.

– Введены суд присяжных (гелия). Присяжным мог стать гражданин, достигший 30 лет. В год избиралось 6000 присяжных.

Солон считается основателем афинской демократии.

ПОДІЛИТИСЯ:

В конце ІІ т.л. до н.э. Аттику населяло 4 племени

(племенное управление: народное собрание Þ совет старейшин Þ вождь-базилевс ).

В итоге перехода к производящему хозяйству Þ земля была разделена на участки, принадлежащие семьям и передаваемые по наследству .

Имущественная дифференциация (ее процесс был ускорен за счет интенсивного развития ремесла и торговли) привела к выделению обогатившейся родовой аристократии и одновременно - обнищанию части общинников (часть из них превратилась в фетов-батраков , часть - за долги оказалась в рабстве . Обычно рабов-соплеменников продавали за границу). В самих же Афинах, обычно рабы были из числа военнопленных.

Рабство получает развитие уже в начале І т.л. до н.э. - но ведущей роли в общественном производстве на раннем этапе не играет (для патриархального рабства характерно использование в домашнем хозяйстве, ремесле, реже в сельском хозяйстве).

Со временем, использование рабского труда расширяется, и начинает преобладать. Богатые владельцы непосредственно уже перестают участвовать в производительном труде.

Рост роли знатных родов в народных собраниях привел к:

Þ формированию совета старейшин из представителей знатных родов;

Þ из них избираются и базилевсы.

В итоге, утвердилась форма политической организации - военная демократия .

Природные условия, рост производящего хозяйства, потребность обмена и расширение контактов стали причиной: разрушения родов и племен, а следовательно возникла потребность урегулирования отношений на региональном уровне, т.е. на территории Аттики. Возникли предпосылки объединения.

þ Важным этапом стали реформы (приписываемые легендарному Тезею) - завершившиеся формированием единого народа Аттики в результате объединения к VІІІ в. до н.э. 4 племен под управлением единого Совета в Афинах.

Имущественная дифференциация в результате реформ Тезея завершилась выделением трех социальных групп свободных: ЭВПАТРИДОВ (благородных) [имели право избрания на общественные должности], ГЕОМОРОВ (земледельцев) и ДИМИУРГОВ (ремесленников). К последним примыкали свободные торговцы и др. бедняки. [ за ними сохраняется право участвовать в народных собраниях] . Следствием обнищания свободных мелких земледельцев явилась долговая кабала и в ряде случаев продажа за долги в рабство за границу.

þ Усиление аристократии - эвпатридов постепенно привело к ограничению власти выборного БАЗИЛЕВСА (вождя) и его функции центрального управления переходят к выборным из эвпатридов должностным лицам - АРХОНТАМ (избирались пожизненно, на позднем этапе - до 10 лет). С VІІ в. известно существование 9 архонтов ведущих ведомств (военного, жреческого, судебного, образования и пр.) которые были объединены в КОЛЛЕГИЮ АРХОНТОВ , вытеснившую власть базилевсов (базилевс, вероятно, со временем стал играть роль главы жрецов. Его именем называли год).



Высшие контрольные функции стал играть АРЕОПАГ, в состав которого входили все бывшие и действующие архонты. Ареопаг превратился в орган управления, заменивший Совет старейшин. Он же избирал и контролировал деятельность коллегии архонтов , а также являлся высшей судебной инстанцией .

Разрушение родовых связей, необходимость контроля и централизованного управления, растущая роль торговли и необходимость обороны, охраны торговых судов - привела в VІІ в. до н.э. к административно-территориальной реформе. Территория Аттики была разделена на НЕВКРАРИИ (округа), жители которых не зависимо от племенных отношений, обязаны были построить, снарядить, содержать военный корабль, обеспечив его экипажем.

К VІ в. до н.э. возникли новые противоречия, связанные с развитием товарно-денежных отношений, дальнейшей имущественной дифференциацией общества:

ð часть эвпатридов - разорилась и обеднела;

ð часть геоморов - разорившись, перешло в категорию батраков (с оплатой 1/6 урожая), либо оказывается в долговой зависимости, теряет свободу (следствие - продажа в рабство). Часть же, наоборот, разбогатела, что не соответствовало статусу по происхождению.

ð из среды демиургов и купечества - выделяется богатая влиятельная прослойка - не имеющая доступа к управлению.

Таким образом, в каждой социальной группе наметилось новое расслоение, а как следствие, и противоречия. Прежде всего - между родовой аристократией и демосом, возглавляемым богатыми, но не имеющими прав.

В VІІ в. до н.э. предпринимается ряд попыток свержения власти родовой аристократии (например известна в 30-е годы - попытка переворота Килона).

На фоне расширяющегося использования рабского труда, внешней опасности, единственным условием сохранения единства мог стать поиск компромисса с целью примирить между собой группы свободных граждан противопоставив им рабов, иноземцев и т.д.

þ Реформы Солона

СОЛОН - архонт Афин избранный в 594 г. до н.э., по происхождению эвпатрид, но разбогатевший на торговых операциях, т.е. представлял интересы двух противоборствующих сторон. Одновременно, имел огромный авторитет среди населения Афин, т.к. в качестве архонта разгромил ближайшего противника Афин - г. Мегару, владевший о. Саламин, что позволяло перекрыть выход судов из афинских гаваней.

ü Цель реформ:

Сокращение влияния эвпатридов в интересах зажиточной части населения, включая и прогрессивное крыло эвпатридов, порвавшее с родовой знатью.

Достижение компромисса в противостоянии социальных групп свободных.

ü Основные положения реформы:

ü Экономические :

Þ проведена сисахфия ("стряхивание бремени" - долговая реформа): ликвидированы долги бедняков, попавшие в долговое рабство освобождались, а проданные за границу - выкупались. Долговое рабство в Афинах отменялось.

Þ владельцы получили право купли-продажи земли, а через закон о свободе завещания утверждалась частная собственность на землю и право на дробление родовых наделов (что привело к перераспределению основных средств производства, разорению неимущих, но одновременно к росту частного землевладения).

Þ запрещение вывоза хлеба из Аттики и поощрение вывоза оливкового масла (сократило цены на хлеб, ранее регулируемые родовой знатью, владевшей большими участками пахотной земли). Кроме того, реформа, стимулировавшая выращивание олив, виноградников и т.п. позволяла расширить и укрепить мелкое хозяйство афинянина, вывести на первое место не злаки, производство которых на ограниченных площадях Греции проблематично, а высокоинтенсивных садово-огородных культур дававших значительную товарную продукцию.

Þ в целях поощрения развития торговли и ремесла был введен закон, по которому сын мог отказать отцу в помощи, если тот не обучил его своему ремеслу.

Þ проведена унификация мер и весов.

Þ проведена денежная реформа: вместо эгинской денежной системы - введена распространенная в греческом мире эвбейская. Во-первых, это позволило облегчить проведение торговых операций с соседними полисами, во-вторых, - т.к. эвбейский талант был легче, то расширился круг афинского гражданства за счет малоимущих.

Þ приняты законы, регулирующие посадку деревьев, строительство ирригационных сооружений, правила о совместном пользовании колодцами (ранее принадлежали родам и семьям) и пр.

Þ Солону приписывают установление максимального размера земельного надела, но это спорно, т.к. прямых указаний на данную реформу не сохранилось (крупные наделы, как известно из исследований, сохранялись).

ü Политические реформы :

Þ цензовая реформа привела к разделению граждан не по происхождению или роду занятий, а по уровню богатства. Всего вводится 4 категории по объему дохода с земли. Например, к первому разряду относили граждан, получавших в год доходы не менее 500 медимнов , второй разряд - не менее 300, третий - 200 и имевших свою упряжку волов, четвертый - все, кто менее 200 медимнов - феты

1 разряд - мог занимать должность архонта и члена ареопага; 1-3 разряды могли избираться и назначаться на общественные должности; 4 разряд - мог участвовать только в народном собрании.

Þ упорядочена система сбора военного ополчения, которое теперь формировалось по разрядам. Вооружение зависело от категории. Ополченцы - были на самообеспечении: 1 и 2 разряды формировали конницу, 3 - тяжеловооруженную пехоту (гоплиты), 4 - легковооруженную пехоту)

Þ увеличивается роль народного собрания (экклеси ). Собрание обсуждает и принимает законы, избирает должностных лиц, принимает отчеты избранных.

Þ создается судебный орган - своего рода суд присяжных (гелиэи ) в который могли избираться лица любой из 4-х категорий. Гелиэи обладали не только судебными, но и контрольными функциями за должностными лицами.

Þ учреждается новый орган управления - Совет четырехсот (буле ) в который избирается по 100 человек от каждой из 4-х родовых фил (племен).

Реформы способствовали дальнейшему разрушению родоплеменной структуры и падению влияния родовой аристократии, но не решили окончательно проблем социальных противоречий.

þРеформы Писистрата.

Итогом гражданской войны стало установление тирании Писистрата и его сыновей. Так называемая "конституция" Солона продолжала жить, но над афинским обществом была единоличная власть тирана.

Под «тираном» в Древней Греции подразумевался не обязательно жестокий правитель, а лицо, пришедшее к власти незаконным путем.

В ситуации, когда слои аристократии были существенно ослаблены (прежде всего в результате борьбы за власть), а демократическая система еще не сформировалась, опираясь на отряд телохранителей Писитстрат дважды захватывал Акрополь и соответственно - государственную власть (560 гг. до н.э. Правил 6, а потом 7 лет). В третий раз Писистрат пришел к власти опираясь на собственный военный отряд, поддержку городов Фив, Эретрия и наосского тирана Лигдамида и правил вплоть до смерти - 527 г. до н.э.

В своей политике, направленной против афинской аристократии, Писистрат находил поддержку у купечества, ремесленников и земледельцев. Во время правления им были проведены следующие реформы и мероприятия :

Þ конфисковал земельные владения части аристократии, противоборствующей тирану и роздал их беднейшим крестьянам (это обеспечило опору среди мелких землевладельцев);

Þ ввел государственный кредит с низким процентом (защищал земледельцев и иную часть малоимущих граждан от разорения и долговой зависимости от частных кредиторов: родовой знати и ростовщиков);

Þ ввел институт т.н. разъездных судей, на местах разрешавших спорные проблемы (что значительно облегчило судебный процесс, ранее недоступный для малоимущего населения);

Þ создал постоянную армию и военный флот (наряду с укреплением централизованной власти обеспечил строгое соблюдение законов);

Þ ввел единый постоянный подоходный налог в размере 10 % урожая;

Þ захватил гг. Сигей и Троаде, заключил союзы с тиранами Самоса и Аргоса (что позволило обеспечить выход Афин к основным торговым путям и обеспечить безопасность от Спарты, главное - развитие торговли и интересы купечества);

Þ провел крупномасштабные строительные работы по сооружению общественных зданий в Афинах, включая храмы Афине, Деметре и Элевсине (что обеспечило рабочими местами ремесленников и городскую бедноту).

Время тирании Писистрата - знаменито развитием экономики Афин. Полис стал центром греческой торговли и ремесла. Одновременно, экономический рост привел к развитию и укреплению демократических сил, тяготившихся правлением тирана. Ситуация осложнилась при правлении сыновей Писистрата, ведущих жизнь полную роскоши. В это время Афины теряют часть опорных пунктов, захваченных Персией и контроль за морской торговлей.

Попытка аристократии вернуть власть не увенчалась успехом. При поддержке демоса и Спарты к власти пришел Клисфен, обещавший установить демократические порядки. Акрополь был захвачен и власть перешла к рабовладельческой торгово-ремесленной верхушке во главе с Клисфеном . Однако борьба демократов и аристократов завершилась победой первых только 509 г. до н.э.

þ Реформы Клисфена

â Административно-территориальная и политическая реформа:

Þ вместо 4 старых родовых фил введено новое территориальное деление: выделялось 3 области включавших в себя часть побережья, часть Афины и пригорода, внутреннюю область. Каждая из областей, в свою очередь делилась на 10 частей - тритий. Три тритии, по одной из каждого округа, составляли одну новую филу. Таким образом, в каждую филу входила часть Афин, часть береговой зоны и часть сельской местности, расположенных в разных концах Аттики и не объединенных общей границей. Граждане фил собирались на собрания на отдельных площадях Афин.

Þ первичной административно-территориальной единицей стал дем (в конце VІ в. до н.э. в Аттике насчитывалось 100 демов (окончательно разрушены родо-племенные связи, т.к. раздел шел по территориальному признаку). Демы формировали ополчение, избирали (по жребию) в члены суда и Совет. Во главе дема стоял выборный демарх.

Þ Солоновский Совет 500 был заменен на то же колличество представителей, но не от родов, а от фил - по 50 от каждой филлы.

Þ в число афинских граждан были включены многочисленные медтеки.

Þ Афинское ополчение возглавила коллегия из 10 стратегов (по 1 выбранному от каждой филы). Причем избранным стратегом можно было неограниченное число раз. Таким образом, военное командование превратилось в демократический выборный орган. (В последствии роль стратегов возросла и они оттеснив коллегию архонтов стали первыми должностными лицами государства)

Þ С целью борьбы с политическими оппонентами, не допустить возвращения к власти аристократии или тирании, был введен суд остракизма. Ежегодно весной собрание решало: нужно ли провести остракизм. После этого вторично собирались граждане численностью не менее 6000 граждан. Каждый на глиняном черепке писал имя того, кто мог представлять опасность для государства. Осужденный большинством - изгонялся из Афин на срок в 10 лет. (Впоследствии остракизм использовался в политической борьбе).

Таким образом, в результате экономических и политических реформ, борьбы родовой аристократии и демоса, возникло государство, а сформировавшийся политический аппарат управления - превратился в государственный аппарат.

þ В Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Дальнейшая история Афин проходила в борьбе со Спартой и Персией.

Распространение демократического движения среди городов Греции вызвало сопротивление Спарты. Ей удалось организовать против Афин коалицию с Коринфом, Беотией и эвбейскими городами. Однако во время похода на Афины союз оказался ненадежным. Коринф, а следом и другие города вышли из коалиции. Одновременно началась борьба между спартанскими царями Клеоменом и Демартом.

Воспользовавшись раздорами в лагере противника, Афины разгромили ряд бывших союзников Спарты, создав в V в. до н.э. на захваченных землях колонии из 4000 человек (клерухов).

Последующая история Афин связана с персидскими войнами. Персидское государство, возникшее в VІ в.до н.э. (Кир ІІ), нанесло удар по Малоазийским государствам. В 546 г. до н.э. было разгромлено Лидийское царство, подчинены ионийские города-государства. Милет оказался в зависимости от тирана пришедшего к власти при поддержке персов. Жители городов Магнесии и Приены проданы в рабство. Греческое население других городов было вынуждено оставлять родину, переселяясь в иные места (включая и северное Причерноморье). Следом персы захватили и ряд островов, включая Хиос, Лесбос и Самос. Попытки Спарты противостоять в VІ в. до н.э. продвижению персов и объединить города-государства оказались неудачными.

Неудачный поход Дария І в 512 г. до н.э. в Скифию, вызвал серию восстаний на захваченных территориях. Однако персы подавили восстания, подчинили Фракию и Македонию. Около 500 г. до н.э. персидский военачальник грек Аристагор поднял на восстание малоазийские греческие города. Его сторонники овладели персидским флотом, в восставших городах сбыла свергнута власть тиранов - ставленников Персии. Сам Аристагор снял с себя власть и объявил жителям Милета о восстановлении самоуправления.

После выборов начальников, Аристагор направился в поисках союзников в Европейскую Грецию. Однако, Спарта в помощи отказала. Зато Афины и г. Эретрия, направили в помощь восставшим 20 триер. Причиной тому был захват персами Египта и основных проливов, что привело к сокращению торговли (особенно доставки хлеба и леса). Однако в период с 499 по 495 гг. до н.э. восстание городов Ионии и ряда островов было подавлено. Город Милет, являвшийся центром восстания разрушен, флот уничтожен.

В ответ на поддержку восставших Дарий І начал наступление на континентальную Грецию и острова. Первым покорился Македонский царь и следом ряд греческих городов. Однако у мыса Акте, персидский флот был уничтожен бурей, что остановило продвижение. Новая военная компания 492-491 гг. до н.э. привела к добровольному подчинению персам большинства греческих городов. Отказались покориться только Спарта и Афины.

В 490 г. началось новое наступление персов на Европейскую Грецию. Многие островные греческие города были захвачены, либо покорились добровольно. Персы, высадившись в районе селения Марафон. Так как Спарта пообещала помощь Афинам только через 10 дней, последние в союзе с городом Платей, самостоятельно выступили против численно преобладающего врага (численность греков более 10 000 чел. гоплитов, персов более 20 000 чел.). Афинские стратеги (должны были командовать по очереди ежедневно меняясь), передали власть стратегу Мильтиаду. Осенью под Марафоном, в результате тактически удачного приема, персы были разгромлены. Афиняне уничтожили около 6,5 тыс. персов (при 192 погибших греках), захватили 7 персидских кораблей. (По случаю победы афинский воин пробежал 42 км., чтобы сообщить радостную весть Афинам. Воскликнув: "Радуйтесь, афиняне, - мы победили!" - умер. В честь этого события - в олимпийские игры было внесено состязание в беге на дистанцию равную расстоянию от поля битвы при Марафоне до Афинской горы).

Пришедший к политической власти в 483 г. Фемистокл, добился от граждан решения на строительство мощного военного флота. К 483 г. флот Афин состоял из 200 триер.

Пришедший на персидский престол сын Дария І - Ксеркс, в 480 г. собрав огромную армию (свою, союзников) двинулся на Грецию. Часть городов и племен присоединилось к персам. Попытка небольшого отряда во главе с царем Леонидом (300 спартанцев и около 7 тыс. союзников) закрыть горные проходы в Фермопилах, в результате предательства оказалась безуспешной. Когда враг прорвался, Леонид отпустил союзников, а сам с 300 воинами погиб в неравном бою с армией Ксеркса. Жители Аттики бежали на острова, Афины были захвачены.

Однако в Саламинском проливе, благодаря хитрости Фемистокла, флот персов был разгромлен. Персидская армия отступила из Аттики.

Новое вторжение персов и союзников в 479 г. в Аттику завершилось поражением, которое им нанесли союзные афинские и спартанские войска под Платеями. Следом, под Микале вновь был разгромлен персидский флот. Аттика, острова и побережье Малой Азии было освобождено от персов.

После того как спартанцы отозвали свои войска, освобожденные города-государства в 478 г. до н.э. объединились во главе с Афинами в т.н. Деллоский или 1-й Морской союз с центром о.Аполлона Делос. В союз вошло 140-160 городов-государств. Союзники должны были иметь 100 триер для борьбы с персами, 10 000 сухопутного и 1000 конного войска. Казна, сформированная от союзных взносов (форос) находилась в храме Аполлона. В итоге, персы к 460 г. были еще раз разбиты.

В результате победы, колебаний Спарты в борьбе и создания 1-го Морского союза, Афины заняли важное значение в политической системе Атики, потеснив влияние Спарты. Со временем, флот стал строиться только в Афинах, туда же перешла с о.Делосс казна. Недовольство союзников подавлялось, а на их территории возник ряд афинских колоний. В союзные государства направлялись представители Афин, а суд города, рассматривал некоторые, наиболее важные дела граждан союзных государств. Все это способствовало экономическому росту Афин и изменению политической структуры.

В 449 г. (после разгрома греческого флота в Египте и персидского около Кипра) подписанием мира завершились греко-персидские войны. Персия признала независимость греческих городов-государств, включая и находившиеся на побережье Малой Азии.

Вновь разгоревшаяся борьба между Спартой (и поддерживаемыми ею афинскими аристократами) и Афинами (больше опиравшимися на городской люд, включая бедноту) завершилась подписанием в 445 г. тридцатилетнего мирного соглашения, в котором было признано равноправие Пелопонесского и Афинского союзов.

Произошли существенные изменения и в системе управления.

Ареопаг потерял окончательно остатки власти перешедшей собранию граждан и Совету 500. За ареопагом сохранились только религиозные функции.

На смену патриархальному рабству - пришло классическое. Рабы широко использовались во всех сферах производства, как основная сила. Численность рабов превысила число граждан Афин в 4 раза. Медтеки, не имевшие гражданских прав составляли 1/2 горожан.

В середине V в.до. по 30-е годы ІV в.до н.э. афинская демократия вступила в период своего рассвета и превратилась в политическую форму господства свободных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Приоритет в управлении имели рабовладельцы и влиятельная, богатая верхушка купечества.

Основными органами власти в Афинах являлись: народное собрание, Совет пятисот и гелиэя (высш.суд.орг.)

þ Народное собрание - верховный орган власти Афин.

Þ собиралось 10 (позже 40) раз в год и в случае чрезвычайных обстоятельств;

Þ компетенция : принимало законы, издавало постановления по частным вопросам, избирало и контролировало деятельность должностных лиц, решало вопросы войны и мира, обеспечения продовольствием и пр. Отдельные собрания проводились в связи с судом остракизма (главное собрание 6-го месяца).

Þ участвовали в собрании полноправные афинские граждане с 20 лет (женщины, медтеки и рабы участия не принимали).

Þ кворум : для решения вопроса требовалось не менее 6 тыс. человек (т.е. около 1/5 граждан Афин). В связи с тем, что часть граждан, занятая делами (особенно земледельцы) на собрания не являлись - с ІV в. вводится вознаграждение за участие в собраниях.

Þ функции: повестка дня собрания утверждалась заранее. Одно из собраний месяца считалось главным (основные вопросы и проверка деятельности должностных лиц). Остальные 3 собрания рассматривали: жалобы граждан, религиозные и иные второстепенные вопросы.

Þ права участников : каждый имел право выступать на собрании и вносить проекты новых законов. Обычно, от имени групп населения, выступали профессиональные ораторы - демагоги. Каждый участник, сославшись на незаконность законопроекта, мог снять его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Председатель собрания мог не ставить на обсуждение и голосование предложения, которые с его точки зрения были противозаконными.

Þ проекты законов, прежде, чем быть обсуждаемы на собрании, вывешивались для всеобщего обозрения и обсуждались на Совете 500, который давал свое предварительное заключение. Голосование по закону проводилось поднятием руки. Закон считался принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и он не отвергался гелиэйей.

þ Совет пятисот.

Þ состоял из 50 избранных представителей от каждой из 10 территориальных фил. Члены Совета (булевты) избирались из граждан, достигших 30 лет. Для организации повседневной работы делился на 10 комиссий (пританий) по 50 представителей от одной филы. Каждая комиссия по очереди исполняла обязанности Совета. Ежегодно, по жребию, избирался новый председатель Совета, он же председатель собрания (с ІV в. председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета).

Þ компетенция : осуществление дипломатических отношений, управление финансами, регулирование торговли, надзор за арсеналами, флотом, доками и конкретными должностными лицами. Важнейшая функция: предварительное обсуждение законопроектов и иных вопросов, поступающих на собрание (с предоставлением своего заключения по вопросу), что позволяло направлять деятельность собрания.

Þ ответственность : по окончании срока избрания, каждый член Совета отчитывался о своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

þ Гелиэя (высший судебный орган)

Þ состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 фил избранных по жребию из граждан, достигших 30 лет. Делилась на 10 коллегий из 500 судей и 100 запасных. Причем когда и какую из коллегий призовут к исполнению обязанностей решалось жребием в день суда.

Þ функции : являлась судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. В остальных случаях - апелляционной инстанцией. Обладала рядом контрольных функций и правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

þ Должностные лица - выборные на определенный срок, подотчетны и подконтрольны, ответственны за свои действия и коллегиальны. В Афинах их насчитывалось около 700, включая важнейшие коллегии стратигов и архонтов.

ü Выборы : ежегодно на народном собрании, открытым голосованием. Перед вступлением в должность подлежали спец. проверке (право занимать должность, политическая благонадежность и наличие необходимых личных качеств). Дважды (либо совмещать) занимать должность не допускалось [кроме военных]. Исполнение должности, за исключением стратигов, оплачивалось.

По окончании срока должностные лица предоставляли отчет Совету и гелиэе. Большинство должностей было коллегиальным.

Þ Коллегия стратегов : 10 чел. (женатых и имеющих недвижимое имущество) обладала широкими правами: распоряжалась средствами на содержание армии и флота, организовывала сбор чрезвычайных военных налогов, руководила доставкой продовольствия, заключала перемирие и принимала капитуляцию, вела следствие и члены коллегии председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Для принятия неотложных мер имели право требовать созыва Совета и народного собрания. В исключительных случаях, из числа стратигов, выделялся автократор - командующий армией и в чрезвычайных обстоятельствах, ему временно переходила вся власть в государстве.

Þ Коллегия архонтов : после реформ Солона избиралась из 9 человек жребием из кандидатов предложенных филами. Коллегиально действовали при решении вопросов об остракизме или проверке должностных лиц. 1-й архонт (архонт-эпоним) выполнял судебные функции по семейным делам и о наследстве. 2-й архонт (архонт-базилевс) ведал делами религиозного культа и судом по уголовные делам. 3-й архонт (архонт-полемарх) ведал делами медтеков и иностранцев. Остальные 6 (архонты-фесмофеты) - руководили афинскими судами.

Þ Остальные коллегии и должностные лица ведали государственным имуществом, казной, рыночной торговлей, воспитанием и обучением, внутренней безопасностью и пр. Кроме общегосударственных, должностные лица избирались в филах и демах.

þ Суд.

Þ Народное собрание ® дела о наиболее тяжких преступлениях (в виде исключения ).

Þ Гелиэя ® высший выборный судебный орган Афин (функции см.выше).

Þ Ареопаг ® под председательством архонта-базилевса ® дела об уголовных преступлениях, по поручению народного собрания или ® следствие по делам о государственных преступлениях

Þ Суд эфетов ® дела о неумышленных убийствах.

Þ Коллегия одиннадцати ® дела о разбое, краже и др. имущественных преступлениях.

Þ Третейский суд диэтэтов ® рассматривал гражданско-правовые споры.

Þ Коллегия сорока ® разрешала мелкие гражданско-правовые споры.

Þ Суды в демах (введены при Перикле) - рассматривали мелкие дела на местах.

þ Армия .

Þ Народное ополчение из граждан от 18 до 50 лет. При наборе воинов в ополчение возраст определялся народным собранием.

Во время войны каждая фила обязана выставить:

® отряд тяжеловооруженных воинов (гоплитов);

® отряд легковооруженных воинов;

® группу всадников (численность устанавливалась).

В мирное время : все граждане с 18 до 20 лет обязаны были пройти военное обучение, привлекались к патрульной службе на границах.

Þ Постоянное наемное войско :

® с середины V в. - для охраны границ;

® с Пелопонесской войны наемники используются в военных действиях. С ІV в.до н.э. число наемников в армии и флоте увеличилось.

Þ Полицейские функции - исполняли 200 рабов - тексотов (выполнение полицейских функций по отношению к согражданам свободными афинянами представлялось неправомерным).

Однако, уже к концу V в.до н.э. демократическая форма правления в Афинах сочеталась с активных имущественным расслоением населения. Кризис обострился в 431 г., когда в результате поражения в Пелопонесской войне (Афины и Морской союз Ü/Þ Спарты и Пелопонесского союза) Афины потеряли влияние на государства, входившие в Морской союз. Существенно была подорвана экономика. Дважды, в результате переворотов к власти приходила богатая часть горожан, однако через время демократическая форма правления восстанавливалась. Единственное, богатая часть населения Афин, в связи с отсутствием подвластных государств, теперь была вынуждена поддерживать свободных бедных граждан из своих средств. Причина: противостояние свободных - рабам.

В 338 г. до н.э. - Филипп Македонский разгромил афинские войска, в 336 г. Александром Македонским Афины, как и вся Греция, были включены в состав Македонской монархии. Во ІІ в. до н.э. Афины попадают под власть Рима.

Гористой области, расположенной в восточной части Средней Греции. Жители Аттики занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, ремеслами и торговлей. Все население Аттики подразделялось на четыре филы (племени). Каждая фила имела три фратрии, в каждой фратрии было по тридцать родов. Уже в период Троянской войны греческие племена объединялись в небольшие народности, которые жили в городах, окруженных крепостными стенами.

Древняя Греция дробилась на 2 000 мелких государств, обычно состоявших из одного города с примыкавшими к нему деревенскими поселениями. Каждое из них было полностью политически независимым. Только эта маленькая область и была родиной для эллина, а все прочие эллины были чужими, иноземцами.

Росла численность населения , увеличивалось количество скота, расширялось земледелие, развивались ремесла. В обстановке разложения родового строя все это усиливало имущественное неравенство, что способствовало обострению племенных противоречий. Отдельные народцы вели беспрерывные войны из-за лучших земельных участков и военной добычи; рабство военнопленных было уже признанным учреждением. Все более и более усиливавшееся имущественное неравенство населения Аттики оказывало влияние на ее общественное устройство. Возрастала роль знатных и богатых в управлении общественными делами.

Рабство военнопленных дополнялось долговым рабством соплеменников и даже сородичей. Развивались торговля и денежное хозяйство. Богатство стало считаться высшим благом, а в связи с этим возникла необходимость его охраны от покушений со стороны неимущих и была узаконена существовавшая уже частная собственность на средства и продукты производства и, в первую очередь, на землю. Для решения этой задачи общественные учреждения родового строя были непригодны. В результате длительного процесса социально-имущественной дифференциации и разделения труда в Афинах сложились три общественные группы свободных греков : группа эвпатридов, или благородных, геоморов, или земледельцев, и демиургов, или ремесленников.

В городах Древней Греции роскошь допускалась только для общественных построек. Частные жилища были очень скромными. Чужеземцы отзывались об Афинах с презрением. Богатые люди предпочитали селиться за городом.

Общественные должности теперь замещались только из семей эвпатридов. Прежнее деление афинян на рода и филы стало вытесняться новым общественным разделением труда между земледельцами и ремесленниками. Структура рабовладельческого общества все больше усложнялась. Органы военной демократии - народное собрание, совет племенных вождей, военачальник (basileus) - оказались непригодными для управления делами возникшего классового общества. Эти органы стали превращаться в органы государственной власти. Когда должность базилевса утратила свое значение, стали выбирать архонтов из среды эвпатридов, что усилило власть благородных. Впоследствии один из девяти архонтов выполнял обязанности военачальника (архонт-полемарх).

Возникавшему государству нужна была военная сила. Эта сила появилась в виде военных кораблей и всадников, которых должны были снаряжать за свой счет навкарии - территориальные округа. Каждая фила была разделена на 12 навкарий. Навкария сооружала одну триеру, вооружала ее и укомплектовывала экипажем. Это был первый собственно военный флот, насчитывавший вначале 48 однопалубных 30-50-весельных кораблей. Кроме того, каждая навкария выставляла двух снаряженных всадников. Так зарождались афинский военный флот и конница; в основу их создания был положен территориальный принцип.

На священном острове Делос располагалась казна первого Афинского морского союза. В 426 году до нашей эры афиняне запретили рождаться и умирать на острове.

Важное место в жизни Афин занимала борьба между благородными, с одной стороны, и земледельцами и ремесленниками, т. е. простым народом, демосом, - с другой. Экономической основой власти благородных были плодородные земли вблизи Афин . Некоторые эвпатриды занимались торговлей и ростовщичеством. Купля и продажа земли, развитие денежного обращения, возникновение ростовщичества и аренды привели в Греции к закабалению должников, а впоследствии и к порабощению самого должника и его семьи. "Вся же вообще земля", - писал Аристотель , - "была в руках немногих. При этом, если эти бедняки, обрабатывавшие поля богачей, не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и детей. Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона".

Разорение свободных граждан и превращение их в рабов вызвало сильные народные волнения. Борьбу сельского населения Аттики против аристократических родов возглавили торговцы и ремесленники, которые составляли главную активную массу рабовладельческой демократии и выступали в союзе с мелкими земледельцами. Следует также учесть, что в составе демоса были и очень богатые люди неблагородного происхождения, т. е. не связанные кровными узами с родовой аристократией - эвпатридами.В 560 году до нашей эры богатый представитель знатного афинского рода Писистрат с помощью нанятого им отряда воинов захватил в Афинах власть и установил тиранию. В целом Писистрат продолжал политику Солона, опираясь главным образом на средних землевладельцев. В период его правления была организована личная гвардия из наемников. Это были зачатки постоянной армии.

В 413 г. до н.э. в Афинах было сломано множество статуй - герм. Заподозрили полководца Алкивиада, который вел афинский флот к Сицилии, и он был отозван. Но он перешел на сторону Спарты и выдал все тайны Афин, какие знал. Однако в 410 году до н.э. он вернулся, был прощен и одержал несколько побед во главе афинского флота.

Позднее в основу новой государственной организации был положен территориальный принцип: вся территория Аттики была разделена на 100 участков (демов). Каждые 10 участков составляли племя (филу). Каждая фила должна была выставить один таксис пехоты и одну филу всадников. Таксис делился на лохи, десятки и полудесятки. Фила выбирала филарха, который командовал всадниками филы; таксиарха, который командовал пехотой; стратега, который руководил всей боевой силой территории филы. Кроме того, каждая фила снаряжала за свой счет 5 военных судов с экипажем и начальником. Командование всей армией и флотом Афин принадлежало коллегии из 10 стратегов. Выступив в поход, стратеги командовали войсками по очереди.

Морской военный флот был первой основной военной силой Афинской республики. С помощью морского флота Афины победоносно отразили нападение персов и получили возможность оспаривать у Спарты гегемонию в Греции. Высшего своего развития морское могущество Аттики достигло в V веке до нашей эры. Основы его были заложены полководцем Фемистоклом, который в 480-х годах до нашей эры добился того, чтобы на постройку флота были направлены доходы с серебряных рудников. К моменту нашествия персов афиняне имели в строю более 200 боевых судов. К началу Пелопоннесской войны 431 года до нашей эры афинский флот имел свыше 300 кораблей.

В ходе Пелопоннесской войны жители небольшого городка Платеи сдались спартанцам в обмен на обещание суда. Спартанцы формально не нарушили обещания: на суде платейцев по одному спрашивали, оказали ли они во время войны какую-либо услугу спартанцам. Когда те отвечали «нет», их казнили.

В эту эпоху Афины достигли высшего торгового расцвета. Причины этого были отчасти естественными, отчасти искусственными. Естественными причинами было то, что в Афинах ремесло достигло высокого развития и совершенства, и сюда переселялись большие массы наиболее квалифицированных ремесленников со всех концов эллинского мира; их изделия служили образцом для ремесленников всех греческих государств. Далее, Афины были главой большого союза, в который входили все торговые и промышленные города островов Эгейского моря и побережья Малой Азии и Фракии; естественно, что все нити торговых отношений сходились в Афинах , где и обосновались крупнейшие морские купцы (emporoi), предприниматели, перепродавцы и «банкиры» (trapezitai).

В Афинах было наиболее либеральное и считающееся с нуждами морской торговли законодательство; для разбора морских тяжб здесь даже были учреждены особые судьи - навтодики; разбором дел с иностранцами специально ведали архонты-полемархи. Конечно, и в афинских судах местный гражданин имел больше шансов на успех, чем иностранец; однако здесь не было той характерной для ряда греческих государств установки, когда иностранец принципиально рассматривался как объект, а не как субъект права. Наконец, Афины находились в самом центре греческого мира, на рубеже восточной Греции (бассейна Эгейского моря) и западной (Италии и Сицилии), и были одним из наиболее многолюдных городов Греции, к тому же с большим количеством зажиточных жителей: товарам, привезенным сюда, сбыт был в значительной мере обеспечен, а афинская монета и по высокой пробе и по полновесности была лучшей монетой Греции.

14) Возникновение афинского государства, формирование его демократических принципов (реформы Тезея, Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла).

В конце Гомеровской эпохи (IX в. до н.э.) в Аттике, расположенной в средней части Балканского полуострова, проживало 4 племени (филы), которые делились на 12 фратрий (фратрия - это первоначальный род, из которого выделились дочерние роды, фратрия характеризовалась единым культом, общим владением и была боевой единицей в ополчении), которые состояли примерно из 30 родов каждая. Систему управления этого времени обычно характеризуют как военную демократию. Во главе племени стоял вождь - басилевс, высшим органом было собрание мужчин-воинов, определенное значение имел совет старейшин.

Как и в остальных областях Греции, в IX-VIII вв. до н.э. в Аттике происходит разложение родового строя, начинается социальная и имущественная дифференциация населения и появляются первые элементы государственности. Отправной точкой формирования Афинского полиса стал синойкизм - частью добровольное, частью насильственное объединение родовых общин вокруг одного центра - Афин. По преданию, это объединение осуществил афинский герой Тезей. На горе Акрополь была построена общая для всех крепость, был введен общеаттический культ богини Афины, в Афины были переселены многие знатные роды из других поселков. Тезей упразднил родовые органы управления в поселках Аттики и учредил центральное управление. Басилей - племенной вождь - утратил свое значение и был заменен коллегией девяти архонтов: архонт-эпоним считался старшим и руководил коллегией, архонт-полемарх ведал военным делом, архонт-басилей ведал религиозным культом и 6 архонтов-фесмофетов считались толкователями права. Совет старейшин был преобразован в высший орган власти - ареопаг (члены этого совета собирались на горе, посвященной богу войны - Аресу), который пополнялся из отслуживших свой срок (первоначально - 10 лет) архонтов. Ареопаг же производил выборы новых архонтов из среды родовой знати. Народное собрание, как орган власти, существовало лишь формально и практически не собиралось.

Тезею приписывают и разделение всего населения Аттики на три группы в соответствии с имущественной и профессиональной дифференциацией общества: эвпатридов - родовой знати, геоморов - земледельцев и демиургов - ремесленников и торговцев. Появляется в обществе и пока незначительная прослойка рабов.

Развитие товарно-денежных отношений отрицательно отразилось на положении греческого крестьянства. Аграрный кризис, являвшийся главной причиной Великой колонизации, стал еще больше углубляться. Происходило разорение крестьян, которые лишаются своих "отеческих наделов" и пополняют ряды батраков - фетов. Характеризуя обстановку, сложившуюся в Афинах на рубеже VII-VI вв. до н.э., Аристотель писал: "Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим, но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами или шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей. Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона".


В VIII-VII вв. до н.э. в связи с развитием товарно-денежных отношений происходит рост и укрепление прослойки торговцев и ремесленников, которые выражали все большее недовольство тем, что их не допускали к органам управления. Серьезной проблемой являлось отсутствие писаных законов, что приводило к произволу со стороны эвпатридов по отношению и к геоморам, и к демиургам. Под давлением демоса (народа) эвпатриды согласились записать действующее в Афинах право.

Запись действующих правовых норм в 621 г. до н.э. произвел архонт Драконт, при этом он включил в законодательство не только право, восходящее к древним временам, но и включил в законодательство новые нормы, отражающие социально-экономическую ситуацию Афин второй половины VII в. Так, по законам Драконта отменялось древнее право кровной мести, вводились новые правила судопроизводства, устанавливались различия между предумышленными и непредумышленными убийствами. Законы оформляли право частной собственности и вставали на ее защиту.

Судя по сохранившимся отрывкам, законы Драконта были еще очень несовершенны и содержали в себе немало архаичных правовых норм и обычаев: в основе своей эти законы были записью уже существовавшего обычного права. Многие из этих законов уходят своими корнями в глубины первобытной эпохи, как, например, экзотический обычай привлечения к судебной ответственности "совершивших убийство" животных и неодушевленных предметов. Особенностью законов Драконта была и их крайняя суровость. За все преступления, будь то умышленное убийство или кража яблок из сада соседа, Драконт установил одно наказание - смертную казнь. Сам он объяснил это, когда его спросили о суровости законов, следующим образом: "мелкие преступления, по его мнению, заслуживают такого наказания, а для крупных он не нашел ничего большего" (Аристотель).

Вместе с тем сам факт записи права нельзя не оценить как положительный сдвиг, поскольку он свидетельствует о стремлении положить предел самоуправству влиятельных семей и родов и добиться подчинения рода судебному авторитету полиса. Запись, законов и введение правильного судопроизводства способствовали изживанию старинных обычаев и преодолению родовых отношений.

Социальные противоречия в Аттике продолжали обостряться и грозили вылиться в кровавые столкновения. Однако в этот критический момент победила социальная мудрость греков. Эвпатриды согласились на компромисс и пошли на уступки демосу. В 594 г. до н.э. архонтом с особыми полномочиями для проведения реформ был избран Солон, величайший мудрец и политик Древней Греции, который в тот момент устраивал все противоборствующие группировки. Он разработал и осуществил широкую программу социально-экономических и политических преобразований, конечной целью которых было формирование основ демократии, борьба с пережитками родового строя и восстановление единства полисной общины, расколотой гражданскими междоусобицами. Реформы Солона затронули почти все стороны жизни афинского общества: экономические отношения, социальную структуру, военное дело, государственное управление.

Главной реформой Солона с точки зрения формирования Афинской демократии было восстановление полномочий и возобновление работы народного собрания. Все свои мероприятия Солон утверждал на народном собрании, получая тем самым не только всенародное одобрение, но и высшую санкцию на проведение этих мер.

В экономической области Солон стремился ограничить экономическое могущество эвпатридов и активизировать хозяйственную жизнь Афин. Его реформы были направлены на развитие интенсивных отраслей сельского хозяйства (виноградарства и оливководства), на поощрение занятий ремеслом, на создание благоприятных условий для торговли.

В социальной сфере Солоном было проведено в жизнь несколько законов, отражавших глубокие изменения в общественной структуре Афин. Наиболее важной из них была коренная реформа долгового права, вошедшая в историю под образным наименованием "стряхивание бремени" (сейсахтейя). Солон и в самом деле сбросил с плеч афинского народа ненавистное бремя долговой кабалы, объявив все долги и накопившиеся по ним проценты недействительными и запретив на будущее сделки самозаклада. Сейсахтейя спасла крестьянство Аттики от порабощения и тем самым сделала возможным дальнейшее развитые демократии в Афинах.

Принципиальное значение имело введенное Солоном разделение всех афинских граждан на четыре разряда в зависимости от величины получаемого дохода с земли (тимократическая реформа). Суть этой реформы состояла в том, что теперь не принадлежность к тому или иному роду, а размер частной собственности и способность ее увеличить определяла социальную значимость человека. К высшему разряду - пятисотмерникам (пентакосиомедимны) - были отнесены лица, получавшие свыше 500 медимнов (1 медимн составлял около 52 л) жидкого или сыпучего продукта в год. Второй разряд составляли всадники, получавшие свыше 300 медимнов дохода. Граждане третьего разряда именовались зевгитами, и их ценз составлял 200 медимнов. Самый низший разряд составляли феты, получавшие доход менее 200 мер. Принадлежность к тому или иному разряду была связана с определенными правами и обязанностями, и в соответствии с делением на эти разряды Солоном была осуществлена военная реформа и реформа государственного управления.

В военном деле принадлежность гражданина к тому или иному разряду определяла его положение в воинском строю: два высших разряда формировали конницу, зевгиты, в разряд которых попала большая часть афинского населения, формировали фалангу тяжеловооруженной пехоты - основу афинского войска, а феты составляли легковооруженную пехоту и вспомогательные части.

В области государственного управления Солон не просто способствовал повышению роли народного собрания (экклессии), но и стремился сделать его главным органом власти. На народном собрании стали обсуждать важнейшие государственные дела и принимать законы. Причем в работе народного собрания имели право участвовать все четыре разряда афинских граждан, включая малоимущих. Для упорядочения и лучшей организации работы народного собрания Солон учредил специальный орган - буле (или Совет 400, так как его члены избирались ежегодно по 100 человек от каждой филы из двух высших имущественных разрядов). Буле готовил дела для обсуждения на народном собрании и решал текущие вопросы управления в перерывах между собраниями. Повышение роли народного собрания и учреждение Совета 400 привели к ограничению функций аристократического ареопага и понижению его роли, хотя она еще оставалась довольно значительной.

Солон учредил еще один важный демократический орган в Афинах. Им стала многочисленная по своему составу и избиравшаяся из состава всех граждан судебная коллегия - гелиэя. Гелиэя должна была вести судебные разбирательства различных конфликтов между гражданами, проверять отчеты должностных лиц, в том числе и финансовые.

Для руководства усложнившейся деятельностью афинского полиса Солон учредил новые должности: полетов (ведали арендой государственного имущества), коллакретов (следили за обеспечением религиозных общественных обрядов), коллегию одиннадцати (осуществляли полицейские функции).

Реформаторская деятельность Солона заложила основы полисной демократии, которая привела Афины к блестящему расцвету в классический период греческой истории.

Линию Солона на формирование Афинской демократии продолжил Клисфен, который проводил реформы после свержения тирании с 509 по 500 г. до н.э. Если реформы Солона подорвали экономическое могущество знати, то Клисфен пошел еще дальше. Главной опорой аристократического режима в Афинах, так же как и во всех других греческих государствах, были родовые объединения - филы и фратрии. С древнейших времен весь афинский демос делился на четыре филы, в каждую из которых входило по три фратрии. Во главе каждой фратрии стоял знатный род, ведавший ее культовыми делами. Рядовые члены фратрии обязаны были подчиниться религиозному и политическому авторитету своих "вождей", оказывая им поддержку во всех их предприятиях.

Занимая господствующее положение в родовых союзах, аристократия держала под своим контролем всю массу демоса. Против этой политической организации Клисфен и направил свой главный удар. Он ввел новую, чисто территориальную систему административного деления, распределив всех граждан по десяти филам и ста более мелким единицам - демам. Филы, учрежденные Клисфеном, не имели никакого отношения к старым родовым филам. Более того, они были составлены с таким расчетом, чтобы лица, принадлежавшие к одним и тем же родам и фратриям, были впредь политически разобщены, проживая в разных территориально-административных округах. Клисфен, по выражению Аристотеля, "смешал все население Аттики", не считаясь с его традиционными политическими и религиозными связями. Таким образом, ему удалось решить одновременно три важные задачи: 1} афинский демос, и, прежде всего крестьянство, составлявшее весьма значительную и вместе с тем наиболее консервативную его часть, был освобожден из-под древних родовых традиций, на которых основывалось политическое влияние знати; 2) были прекращены нередко возникавшие распри между отдельными родовыми союзами, угрожавшие внутреннему единству афинского государства; 3) были привлечены к участию в политической жизни те, кто до этого стоял вне фратрий и фил и в силу этого не пользовался гражданскими правами.

Реформы Клисфена завершают собой первый этап борьбы за демократию в Афинах. В ходе этой борьбы афинский демос добился больших успехов, политически вырос и окреп. Воля демоса, выраженная путем общего голосования в народном собрании, приобретает силу обязательного для всех закона. Все должностные лица, не исключая и самых высших - архонтов и стратегов (коллегия из десяти стратегов, командовавших армией, была учреждена Клисфеном.), выбираются и обязаны отчитываться перед народом в своих действиях, а в том случае, если допущена какая-нибудь провинность с их стороны, могут быть подвергнуты тяжелому наказанию.

Рука об руку с народным собранием работал созданный Клисфеном Совет пятисот (буле) и учрежденный Солоном суд присяжных (гелиэя). Совет пятисот выполнял при народном собрании функции своеобразного президиума, занимаясь предварительным обсуждением и обработкой всех предложений и законопроектов, поступавших затем на окончательное утверждение в экклесию. Поэтому декреты народного собрания в Афинах начинались обычно с формулы: "Постановили совет и народ". Что касается гелиэи, то она стала в Афинах высшей судебной инстанцией, в которую все граждане могли обращаться с жалобами на несправедливые решения должностных лиц. Как совет, так и суд присяжных избирались жеребьевкой по десяти филам, учрежденным Клисфеном. Благодаря этому в их состав могли попасть наравне с представителями знати также и рядовые граждане. Этим они в корне отличались от старого аристократического совета и суда - ареопага.

Для охраны установленного порядка, предотвращения возможности насильственного захвата власти и установления тирании Клисфен ввел особую процедуру - остракизм (голосование на черепках). В народном собрании периодически ставился вопрос: есть ли в государстве человек, угрожающий существующему порядку? Если на этот вопрос звучали утвердительные ответы, то проводилось голосование путем записи имен на осколках глиняной посуды. Если при подсчете голосов выяснялось, что одно и то же имя встречается 6 тыс. раз, то этого человека изгоняли из Афин на 10 лет без конфискации имущества.

Впрочем, до полного торжества демократических идеалов в Афинах было ещё далеко. Сложившаяся в результате реформ Солона и Клисфена система государственного управления оценивалась древними как умеренная форма демократии. Наибольшим значением в политической жизни Афин пользовалась прослойка зажиточного крестьянства, оттеснившая на задний план как старую земельную знать. Малоземельные крестьяне, равно как и городская беднота, активного участия в управлении государством в то время еще не принимали, хотя формально и те и другие считались афинскими гражданами. Следует иметь в виду, что, начиная со времени Солона, доступ во многие из правительственных учреждений был по-прежнему ограничен в Афинах высоким имущественным цензом. Потребовалось не одно десятилетие упорной политической борьбы для того, чтобы принцип гражданского равноправия был последовательно проведен в Афинах.

В начале V в. до н.э. вся Эллада оказалась вовлеченной в затяжной и кровопролитный военный конфликт с Персидской державой. Для греческих полисов персидская угроза рассматривалась как смертельная опасность, особенно для наметившегося пути их развития как полисных организмов с интенсивной рабовладельческой экономикой, активной политической жизнью граждан, с их самобытным стилем жизни и культуры. Греко-персидские войны продолжались полвека (500-449 гг. до н.э.), и в это время, несмотря на самое активное участие в военных действиях Афины продолжали совершенствовать свою демократическую государственность.

К концу 80-х гг. демократическому лидеру Фемистоклу удалось добиться принятия народным собранием морской программы, которая предполагала проведение наступательных действий против персов и активной внешней политики афинского государства. Морская программа имела не только военный, но и политический аспект. Ее реализация поднимала политическую роль низших слоев афинского гражданства, так как феты, не имея средств на приобретение дорогого снаряжения пехотинцев, могли служить главным образом во флоте. Морская программа существенно поднимала роль торгово-ремесленных слоев.

В 462 г. до н.э. военно-политическая ситуация позволила новому демократическому лидеру Эфиальту осуществить реформы, направленные на углубление демократии. Эфиальт решил нанести удар по аристократическому ареопагу, все еще сохранявшему существенное значение в государственной системе Афин. Проведя кампанию по дискредитации этого органа, обвинив ряд его членов в коррупции, Эфиальт провел через народное собрание закон, по которому ареопаг был лишен политических прав и полномочий и превращался в судебную инстанцию. Благодаря Эфиальту был принят еще один закон, направленный на защиту афинской демократии. Каждый гражданин получал право подать жалобу на противозаконие (графэ параномон), если усматривал в принятом народным собранием законе угрозу для демократических устоев Афинского государства.

Подлинного расцвета Афинская демократия достигла во времена выдающегося политического деятеля Перикла, который с 444 до 429 г. до н.э. переизбирался на пост первого стратега и выступал фактическим руководителем государства. Перикл удовлетворил требования средних и бедных афинских граждан привлечь их к реальному управлению государством и добился введения оплаты государственных должностей, а также платы за участие в работе народного собрания. Еще один закон Перикла был направлен на защиту демократии, которая могла (и может) давать все блага только ограниченному числу людей. По этому закону афинским гражданином мог быть только тот человек, у которого и мать, и отец были афинскими гражданами.

Время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин, когда этот полис пережил экономический, политический и культурный расцвет и был гегемоном Афинского морского союза, в который входило более двухсот греческих полисов.