Одним из главных законов диалектики считается закон отрицания отрицания. Он характеризует направление развития, единство прогресса и непрерывность в развитии. Он также подразумевает появление нового и относительное повторение отдельных элементов старого.

История

Формулировка закона отрицания отрицания в философии принадлежит Г. Гегелю. Однако стоит отметить, что о диалектическом характере отрицания, роли непрерывности в развитии и нелинейном характере направления развития было сказано до него — эти понятия были установлены в диалектике немного ранее.

Основоположник закона двойного отрицания

Итак, в диалектической системе Гегеля развитие представляет собой появление логического противоречия. В этом смысле для него характерно рождение внутреннего отрицания предыдущего этапа, за которым следует отрицание этого отрицания — так писал Гегель в одной из своих работ, посвященных закону двойного отрицания.

В той мере, в какой отрицание предыдущего отрицания происходит путем снятия (этот термин Гегель использует в своей философии для обозначения момента развития, который объединяет в себе отрицание, сохранение и утверждение), оно в определенном смысле всегда похоже на восстановление того, что было отрицательно, то есть подразумевает возвращение к прошлому этапу развития.

Особенности действия закона об отрицании

Однако это не просто возвращение к изначальной точке, а новое, более высокое и богатое понятие, чем предыдущее, поскольку его также обогащает отрицание или его противоположность. В нем помимо старого понятия также содержится и исходная точка, объединенная и с ее противоположностью. Таким образом, закон отрицания отрицания можно назвать универсальной формой расщепления единого целого и перехода противоположностей друг к другу. Другими словами, это универсальное проявления закона единства и борьбы противоположностей. Гегель преувеличивал значение триады как оперативной формы закона отрицания отрицания и пытался объединить под ним все предпосылки перемен и развития.

В определении материалистической диалектики этот закон считается законом природного, общественного и мысленного развития. С помощью закона единства и борьбы противоположностей раскрывается источник развития. Изменения в механизме развития объясняются законом перехода количественных изменений в качественные. А направление, форма и конечный результат развития определяются через закон отрицания отрицания.

Рассмотрим закон подробнее

Раскрыть содержание этого закона помогает концепция диалектического отрицания. В случае, когда старое не поддается отрицанию, рождение и созревание чего-то нового и таким образом процесс развития становятся невозможными. В соответствии с законом, развитие имеет циклический характер. При этом каждый из циклов состоит из трех этапов: исходного состояния объекта, его трансформации в противоположную сторону (то есть его отрицания) и трансформации против своей собственной противоположности.

Философы, которые мыслят в метафизических терминах, видят отрицание как процесс отбрасывания, абсолютного уничтожения старого (например, понятие пролетарской культурной и образовательной организации и идеи некоторых теоретиков Китая о разрушении прошлой и создания новой, пролетарской культуры).

Как видели закон политики и философы

В. И. Ленин ссылался на такое отрицание как на отрицание «голое» и «бесцельное». По его мнению, развитие возможно не только при отсекании существования старого: из него нужно брать все положительные и жизнеспособные элементы. Это «непрерывность в прерывистом» или последовательность в развитии.

Закон двойного отрицания характеризует это как «повторение на более высокой ступени определенных черт низшей ступени и кажущееся возвращение старого».

Блестящим примером анализа такого диалектического отрицания можно считать 24-ю главу первого тома «Капитала» Маркса, в которой он занимается исследованием движения собственности в контексте докапиталистических и социалистических форм.

Как этот закон работает в контексте истории?

С точки зрения диалектического отрицания переход к социализму из отношений частной собственности, заменившей первобытно-общинную собственность, означал больше, чем «кажущееся возвращение к старому», то есть повторение некоторых существенных элементов старого на другом, значительно более развитом фундаменте. Он также означал переход к новому циклу с существенно разными внутренними противоречиями и законами движения.

Последовательность циклов, составляющих цепочку развития, может быть представлена ​​как спираль. Развитие, которое словно повторяется, этапы, которые уже были пройдены. Мы словно повторяем их, но по-другому, на более высоком уровне, развитие происходит, если можно так выразиться, вверх, а не просто по прямой.

В таком представлении каждый цикл имеет один оборот, один поворот по спирали развития, а сама спираль — цепь циклов. Хотя спираль — это всего лишь изображение, представляющее связь между двумя или более пунктами в процессе развития, она фиксирует общее направление развития, которое происходит в соответствии с законом отрицания отрицания.

Возвращение к тому, что уже прошло, не является полным возвратом: развитие не повторяет уже пройденные пути, но ищет новые, которые соответствуют измененным внешним и внутренним условиям. Чем сложнее процесс развития, тем более относительным является повторение определенных свойств или характеристик, встречающихся на предыдущих этапах. Спираль характеризует не только форму, но и темп развития. С каждым новым поворотом или заворотом спирали позади остается еще более значительный путь. Таким образом, можно сказать, что процесс развития связан с ускорением темпа и постоянным изменением внутреннего временного масштаба развивающейся системы. Эта закономерность встречается в развитии научных знаний, а также в развитии общества и природы.

Кратко о законе отрицания отрицания

Сформулируем теперь определение отрицания. Отрицание — это процесс, который, сохраняя сущность существующего, отменяет форму и существование того, что было. Сформулировав это абстрактное определение отрицания, мы должны углубить наше понимание, изучив конкретные или практические примеры. Философия — наука сложная. Третий закон диалектики, который подразумевает отрицание отрицания, выражает понятие развития.

Вместо замкнутого круга, где процессы постоянно повторяются, этот закон указывает на то, что движение через последовательные противоречия фактически приводит к развитию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Процессы не идентичны, несмотря на то что создается впечатление, словно они одинаковы. Отрицание отрицания вовсе не предполагает возврата к первоначальной идее, а скорее, имеет в виду повторение ранних форм на качественно более высоком уровне.

Отрицание в природе

Природа дает множество примеров закона отрицания отрицания и того, как он действует. Энгельс представляет зерно ячменя как классический пример того, как работает закон в сельском хозяйстве. Когда зерно ячменя высаживается при правильных условиях, оно прорастает и превращается в растение. Прорастание — это процесс отрицания. Зерно уже исчезло.

Вместо него появились корни, стебель и листва. Но суть зерна и его генов сохраняется: гены придают растению свою уникальность и отличают его от других растений. Когда растение созревает, происходит второе отрицание. С созреванием ячменя растение высыхает и отмирает. У нас больше нет растения, вместо этого появилось много новых зерен ячменя, суть которых сохранилась в новых зернах.

Отрицание в политическом устройстве

По аналогии мы можем рассматривать социализм как растение, порождающее коммунизм.

Государство отмирает, как листва и корни растения ячменя. Одно зерно привело к порождению множества зерен. Здесь также следует упомянуть форму спирального развития, о которой говорил Ленин. Выращивание зерновых культур является циклическим процессом, который не возвращается к исходной точке, а выходит на более высокий уровень.

Безусловно, на примере зерна сложно раскрыть всю суть этого важнейшего закона диалектики. Фактически по мере того, как объем наших знаний о природе увеличивается, возникают и дальнейшие примеры развития закона отрицания отрицания.

Отрицание в экономике

Схема капитала Маркса деньги-товар-деньги является еще одним примером закона отрицания отрицания. Капиталист вкладывает деньги в покупку сырья и выплачивает зарплату своим работникам за производство товаров. Его денег больше нет. Они используются в производственном процессе, т. е. отрицаются. Но они не потеряны, поскольку у капиталиста есть плоды труда, которыми он владеет. Когда он продает эти товары, происходит второе отрицание. Он, в соответствии с законом отрицания, отрицает эти товары в реализации дополнительных денег. Происходит не просто возврат его первоначальных затрат, капиталист также повышает денежный доход. Таким образом, прибыль извлекается из экспроприированной прибавочной стоимости, производимой рабочими.

Когда работник берет на себя часть своего пакета платежей на сберегательном счете, происходит аналогичный процесс отрицания. При внесении денег в банк работник отрицает право собственности на эти деньги. В то время как деньги больше не существуют для рабочего, сущность собственности, то есть покупательная способность, сохраняется как кредитная запись в банковской книге банкира.

Если вместо этого рабочий потратил свои деньги в магазине, владение этими деньгами также прекратилось для рабочего. Но в этом случае сущность или покупательная способность больше не сохраняются. Таким образом, в этом случае деньги больше не отрицаются. Они полностью ушли или исчезли из владения рабочего.

Для рабочего со сберегательным счетом второе отрицание происходит, когда депозит изымается. Собственность банка на деньги отрицается, а рабочий отрицает первоначальное отрицание. То, что получает рабочий, — это не оригинальные деньги, а новые деньги — депозит плюс проценты.

Вывод

Эффект рассмотренного закона раскрывается в полной мере только в интегральном, относительно полном процессе посредством цепочки взаимосвязанных переходов, когда имеется возможность указать на конечный результат какого-либо процесса. На каждом конкретном этапе закон трех отрицаний обычно раскрывается только как тенденция.

Закон отрицания отрицания указывает на направление и формы развития, на единство устойчивости и изменчивости, на возникновение нового на основе определенных моментов старого. Благодаря исследованию соотношения устойчивости, поступательности и повторяемости в процессе развития, Гегелю удалось открыть и осмыслить этот закон.

Однако человечество шло к этому достаточно долго. Первые теории о направлении и формы развития возникли лишь в XVII - XVIII вв., Которые сводились преимущественно к двум концепций: развития по кругу и развития по восходящей линии. Первая обуславливалась тем, что различные изменения в природе часто имеют циклический характер (смена времен года, дня и ночи и т.д.). Один из ее авторов Дж. Вико считал, что и общество проходит три стадии развития: детство, юность и зрелость (после третьей стадии общество стареет, деградирует). Эта концепция игнорировала главную тенденцию развития (движение вперед) и абсолютизировала повторяемость.

Исходя из второй концепции, существует лишь поступательное развитие (по восходящей линии). Этой концепции придерживались Дидро, К.Гельвеций, Ж.Кондорсе и др.

Однако ни одна из них не была научной. Первая не учитывала прогрессивного развития, вторая - многопланового процесса развития, его повторяемости, не понимала роли прыжков, зигзагов, обратных движений и катастроф.

Благодаря правильному пониманию соотношения поступательности (преодоление начального уровня бытия) и цикличности Гегелю удалось решить вопрос направления и формы развития. Он понимал развитие как восходящий, поступательное движение вперед с повторением некоторых пройденных ступеней на новой, высшей основе.

С целью обоснования и осмысления этой проблемы Гегель вводит категорию "диалектическое отрицание", которая отражает момент связи, момент развития (замену старого качества новой). Как отмечалось, он исходил из того, что дело является противоречием, поскольку содержит в себе свою противоположность, а потому и несет в себе свое отрицание. Оно проявляется в "противостоянии" подчиненной стороны определяющей, в форме которой существует сама вещь. Отрицание является моментом (результатом) "борьбы" между этими противоположностями. Ф.Энгельс в свое время называл отрицание движущим началом развития. "Истинное, естественное, историческое и диалектическое отрицание... и есть именно движущее начало всякого развития - разделение на противоположности, их борьба и решения" 1.

Любая из противоположностей предмета является носителем возражения. Поскольку каждая вещь, кроме основных (ведущих), имеет еще и неосновные противоположности, а следовательно, и противоречия, является их совокупности, то это значит, что и возражений внутри предметов, процессов, явлений тоже много. Однако исследуя направление развития важно установить отношение той стороны принадлежности к своей противоположности, которая является носителем будущего.

Как уже подчеркивалось, материалистическая диалектика считает развитие саморазвитием, а отрицание - самоотрицанием. Ф.Энгельс указывал, что внешние силы приводят к отрицанию, а процессы, которые происходят в сущности вещей, их имманентные законы развития. Каждая вещь содержит в себе свое отрицание, которое является зародышем нового. Последнее предопределяет превращение данной вещи в нечто иное.

Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс: деструкции (разрушения, преодоления и т.д.) предыдущего, кумуляции (частичное сохранение, преемственность, преемственность) и конструкцию (формирование, создание нового) 2.

Первый момент обеспечивает создание необходимых основ для будущей фазы данного процесса. И хотя этот момент является ведущим, однако не сплошным, не единственным, и поэтому разрушает предпосылки развития для следующих фаз. Продолжение этого процесса (его связь, единство, целостность) обеспечивается вторым моментом (наследственностью, преемственностью). Без него не было бы движения вперед. И нарастание процесса, его движение к новым формам требует и третьего момента (формирование новых связей, функций и т.д.). Так, в каждом обществе на определенном этапе можно наблюдать преодоление всего того, что мешает его нормальному функционированию. Однако этот процесс был бы недостаточным без выявления и поддержки всего здорового, ценного, что есть в обществе. Этот процесс включает принципиально качественное обновление во всех сферах общественной жизни.

В каждой сфере материальной и духовной реальности возражения проявляются по-разному. Ф.Энгельс по этому поводу писал: "Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений и понятий, существует свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что при этом получается развитие". Понимание того или иного типа возражения предусматривает как знания возражения в общем, так и знания конкретной сферы реальности.

Отрицание происходит внутри вещи. Оно существует до тех пор, пока существует сама вещь. В конечном итоге это возражение приводит к превращению вещи в свою противоположность, к появлению новой вещи. На основе этой вещи тоже может возникнуть и возникает следующее (второе) возражения. И так далее. Например, когда зерно попадает в благоприятные условия (в грунт), происходит процесс добавления определенного количества материи и энергии, "активной" становится противоположность под названием "ассимиляция". Она и способствует замене зерна стеблем (первое диалектическое отрицание). Но это продолжается и дальше, то есть в результате второго возражения стебель превращается в колос с зерном. Происходит синтез, появляется зерно, но не предыдущее, а новое и в большем количестве. Если роль первого возражения выполняет одна из противоположностей самой вещи, постоянно меняется, развивается, то роль второго - одна из противоположностей вещи, которая только образовалась. Направление развития ярче проявляется во втором отрицании, хотя это заметно и раньше.

Каждая противоположность, функционирующий в вещи, выполняет роль не только возражения, но и включает в себя определенное утвердження2. После гибели старого она выступает тем стержнем, на основе которого осуществляется синтез жизнеспособных элементов отжившей вещи. Что касается второго возражения, то оно служит и формой утверждения следствий развития соответствующего объекта.

Возражения, что происходит в объективной реальности, фиксируется с помощью категорий возражения, преемственности и конструкции, находящиеся в диалектической взаимосвязи. Категория утверждения вводится для обозначения внутренне необходимой связи между вещами (старого и нового, которые являются взаимосвязанными стадиями развития одного и того же). Этим "одним и тем же" есть объективная реальность.

Старый, как правило, исчезают не бесследно, а концентрируется в новом, испытывает в нем переработки, то есть "снятия" (преодолевается и вместе с тем сохраняется). Жизнеспособные элементы старого содержатся, синтезируются в новом.

В процессе развития категория "отрицание" фиксирует момент прерывности, а категории "преемственности" и "утверждение" - моменты непрерывности Поэтому в целом развитие составляет диалектическое единство прерывности и непрерывности. Утверждение (конструкция) имеет внутренний характер, является следствием постоянной борьбы противоположностей в самой вещи.

Однако замена одного явления другим не всегда является развитием. "Другое" может оказаться не новым, а даже менее развитым от предыдущего. И все же в конечном итоге новое прокладывает себе дорогу через множество случайностей и поэтому является непреодолимым.

Считая главной тенденцией развития прогресс, материалистическая диалектика же время не отрицает и наличия таких изменений, которые не приводят к возникновению нового - регресса. Это противоположные категории, отражающие существенные стороны развития. Если прогресс можно изобразить восходящей линии, а регресс - нисходящей, то их единство в абстрактные виде можно изобразить одной восходящей линией. При конкретном схематическом его изображении, когда регресс выступает подчиненным моментом, развитие напоминает собой спираль.

Названные категории в их диалектической взаимосвязи описывают закон отрицания отрицания. Двойное отрицание в названии закона объясняется триадным характером возражения (хотя и не всегда), а также означает бесконечность возражения.

Таким образом, структура этого закона раскрывает, во-первых, непрерывность процесса развития, определяется тем, что любая качество "стареет" и входит в противоречие с новым. Во-вторых, отрицание первого возражения указывает на то, что вторым отрицанием качество, подвергшаяся отрицанию в исходном пункте, что возобновляется на новом, более высоком ступени1. Поэтому отрицания отрицания в ходе развития является выражением непреодолимости нового и поступательного характера развития.

Данный закон отражает развитие в его форме и результате. Полностью он проявляется только в отношении законченном цикле развития объекта. Благодаря этому закону вырисовывается общая картина развития объекта (от его противоречивого единства, через борьбу и разрушение к синтезу в новой, высшей единства).

Возражения вещи своей противоположностью приводит к решению соответствующей противоречия путем разрушения и преобразования ии в свою противоположность. И развитие на этом не останавливается. С возникновением новой вещи рождается и новая противоречие, новое возражение, которое и будет выступать движущей силой дальнейшего развития.

Закон отрицания отрицания имеет большое методологическое значение, поскольку позволяет понять внутреннюю логику и общее направление развития. Подчеркивая преходящий характер всего существующего, он указывает на перспективу событий.

Осознание тенденции поступательного процесса позволяет понять, в каком направлении развиваются события, и поэтому имеет большое теоретическое и практическое значение.

Диалектическое отрицание - это критический метод освоения и развития всего накопленного человечеством опыта. Как метод он дает возможность понять, куда идет развитие, что обречено на гибель, а имеет свою перспективу, что является новым. Несмотря на определенные отступления, новое побеждает.

Закон нацеливает на бережное отношение к предыдущему опыту, на борьбу против отживших порядков, за утверждение нового. И здесь важно выявить новое и поддержать его. Каждый должен стремиться овладеть чувством нового, видеть в нем перспективу.

Закон позволяет понять противоречивый характер исторического процесса, видеть то, что поступательный характер развития иногда прерывается отступлениями, зигзагами, поворотами. И все же прогрессивная тенденция в конечном итоге побеждает, человечество движется по восходящей линии. Знание этого служит нам основой оптимизма.

Итак, законы диалектики выражают существенные связи и отношения объективного мира. Действуя в единстве и взаимосвязи, они характеризуют сложный многогранный процесс развития объективной реальности. Так, процесс перехода количественных изменений в качественные и наоборот, включает в себя и противоречивость, и диалектическое отрицание. Единство и борьба противоположностей, безусловно, включает в себя количественно-качественные отношения и отрицания отрицания. В процессе отрицания единственное раздваивается на старое и новое, между ними происходит борьба, переход количественных изменений в качественные.


О философии кратко и понятно: ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ. Все основное, самое главное: очень кратко про ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ. Суть философии, понятия, направления, школы и представители.


ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

В мире все конечно, а значит, все имеет свою весну и лето, склоняется к осени и наконец гибнет в леденящей стуже зимы. Такова логика жизни - и всего природного, и всего социального. В бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, сменяются поколения людей, формы общественной жизни. Но без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Этот закон диалектики органически связан с двумя остальными диалектическими законами. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Напр., юность отрицает детство и сама в свою очередь отрицается зрелостью, а последняя - старостью. Различают три вида отрицания:

1) формально-логическое отрицание, в котором что-либо утверждается или отрицается и которое не отражает процесса развития;

2) метафизическое отрицание, в котором отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало;

3) диалектическое отрицание, основным содержанием которого являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию.

Таким образом, отрицание отрицания предполагает: повторяемость в процессе развития; возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; относительную завершенность конкретных циклов развития; несводимость развития к движению по кругу.

В этом заключается сущность рассматриваемого закона.

Внутренний механизм процесса диалектического отрицания включает в себя следующие компоненты:

Две стороны антагонизма - положительную и отрицательную;

Нарастание отрицательной противоположности;

Преобладание отрицательной тенденции над положительной тенденцией;

Отрицание старого, отжившего новым качеством, возникновение нового качества.

Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще остается, ибо последнее сильнее него. Это всегда бывает и в природе, и в общественной жизни.

Но развитие - это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным количеством витков, она предполагает цикличность. Развитие как бы повторяет уже пройденное, но повторяет иначе, на более высокой ступени, в иных условиях и среде.

Закон отрицания отрицания имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и мышлении.

......................................................

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само пре­вращается из нового в старое и отрицается все более новым. Соглас­но этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из опреде­ленных циклов.

Закон отрицания отрицания выражает направленность , пре­емственность развития и его форму . Важнейшей категорией закона является категория «отрицание». Она выражает : а) про­цесс уничтожения предмета в результате действия преимуще­ственно внешних сил и факторов, т. е. прекращение существо­вания данного предмета, конец его развития (внешнее, «зряш­ное» отрицание, деструкция); б) самоотрицание как внутрен­ний момент развития с удержанием положительного содержа­ния отрицаемого («снятие »). В процессе развития оба вида от­рицания тесно взаимосвязаны, но определяющую роль в ко­нечном счете играет внутреннее отрицание.

Закон отрицания отрицания выражает поступательный , пре­емственный , циклический характер развития и его форму : «спи­раль » (а не «круг» или «прямую линию»), повторение на выс­шей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к ста­рому». При этом развитие предстает как процесс, как бы повто­ряющий уже пройденные ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе.

Форма циклического развития - триада : исходный пун кт - его отрицание - отрицание отрицания (тезис - антитезис - синтез ; теория - практика - новая теория , и т.п.). Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль - как цепь циклов. Действие закона обнаруживается не в каждый данный момент, а лишь в целостном относительно завершенном про­цессе развития. Закон отрицания отрицания нельзя представ­лять как жесткую схему, пригодную на все случаи жизни, тем более недопустимо «втискивать» в эту схему всю действитель­ность в ее полноте и живой, многогранный процесс познания.

Категория «отрицание » отражает определенный этап развития, от­личающий превращение объекта в нечто иное, определенным обра­зом связанное с отрицаемым объектом. Отрицание является содер­жательным процессом и означает не просто уничтожение старого яв­ления, но и возникновение нового, находящегося в определенной, свя­зи с отрицаемым. Включение в состав новой вещи некоторых «поло­жительных» элементов отрицаемого качества в переработанном виде называется «снятием». Для снятия характерны три взаимосвязанных аспекта: преодоление, сохранение и подъем на новую, более высо­кую ступень.

Отрицание старых форм новыми - причина и механизм поступатель­ного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискусси­онный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения :


- развитие - только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, - то есть восходящее развитие;

- развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

- развитие хаотично , не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры :

Организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

Исторический процесс идет по восходящему направлению разви­тия, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее паде­нием, но затем последовало новое развитие Европы по восходя­щей (Ренессанс, Новое время и т. д.).

Причем, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет все что было раньше, но на новом, более высоком уровне.

В диалектике под двойным отрицанием понимают такое, которое завершает определенный цикл развития (типичный пример: зерно- стебель-зерна колоса). Таким образом, двойной переход противо­положностей не будет буквальным возвратом в прежнее состояние, т. е. возврат якобы к старому сопровождается обогащением, прира­щением развития, когда развитие идет не по замкнутому кругу, а по спирали, имеет место поступательность в развитии. Иногда возврат осуществляется путем большого количества скачков, ряда отрицаний. Количество отрицаний и способ отрицания зависит от конкретной спе­цифики того или иного явления.

Названные нами законы диалектики "схватывают" реальные связи и процессы материального мира и поэтому имеют большое познавательное значение. Выделение и познание этих законов является, без сомнений, одним из достижений философской мысли. Однако в окружающем мире кроме линейного (спрямленного, однонаправленного) развития существуют и другие типы изменений (хаотическое, колебательное, турбулентное и др.), которые требуют иных теоретических средств познания. Поэтому законы диалектики, конечно же, не могут восприниматься как некое абсолютное и завершенное философское знание о связях и процессах развития в мире.

Изложенные нами выше понятия, принципы и законы дают возможность сформулировать основные идеи диалектики как ее своеобразный вывод, итог. Таковыми являются, во-первых , идея связи всего со всем, что подтверждается историей развития мира и данными естественных и общественных наук. Во-вторых , это идея противоречивости мира как фундаментальный принцип и условие его существования. И в-третьих - идея изменчивости всего существующего в этом мире. Суммируя, можно сказать, что материальный мир не есть некая сумма независимых друг от друга вещей, а представляет собой систему различных взаимодействий и процессов. Мир -это огненный поток , говоря словами Гераклита . Диалектика, как метод философского мышления, запрещает изолированное, одностороннее и искаженное рассмотрение предметов. Все они вовлечены во всемирный процесс взаимодействия друг с другом и не могут быть по-настоящему познаны, если рассматриваются каждый в отдельности

Теория отрицания отрицания (закон трех отрицаний) - это одна из основ материалистической диалектики. Таким образом в этой философской школе демонстрируется и объясняется процесс развития. Считается, что прогрессивные изменения в природе и обществе происходят в связи с тем, что некий объект попадает из одного состояния в другое, а из того - в третье. И каждый последующий его статус отрицает предыдущий. Но при этом третье состояние объекта подобно первичному, только проходит эту стадию на более высокой ступени. Получается, что занон «отрицание отрицания» позволяет соблюдать и преемственность, и новаторство. Но сформулированная немецкой классической философией, а затем основателями диалектического материализма, эта концепция уже в начале двадцатого века подверглась массовой критике.

Почему он так называется?

Итак, всякое развитие - это движение. Но почему такой тип видоизменения предмета или явления в философии диалектического материализма получил название «отрицание отрицания»? Дело в том, что под этой категорией имеется в виду состояние, приобретаемое объектом во время развития. Как правило, любой предмет изменяется до такой степени, что со временем становится как бы противоположностью себя самого. Это качество и получило название «отрицание». Диалектическая философия считает такую стадию неизбежной. Но если это отрицание заканчивается смертью (исчезновением, уничтожением) предмета или феномена, то такой процесс сложно назвать развитием. А вот когда объект продолжает видоизменяться дальше, то происходит диалектическое отрицание отрицания.

Спиралевидность движения

Материалистическая философия полагает, что развитие происходит благодаря уничтожению определенной части свойств предмета или явления. Согласно теории прогресса, это те качества, которые перестают быть полезными или даже тормозят дальнейшее изменение к лучшему. Закон «отрицание отрицания» в философии говорит нам о том, что свойства, определяющие существование этого предмета в данное время, или формирующие его новые возможности, при этом сохраняются. Что же происходит потом? Двойное отрицание, на первый взгляд, возвращает объект назад. Всякая третья фаза этого процесса формально походит на первую. Но развитие и прогресс приводят к тому, что это возвращение на самом деле представляет собой виток движения на более высокой стадии. Поэтому часто говорится, что отрицание отрицания - это видоизменение по спирали.

Смысл развития

Какую роль в философии диалектического материализма играет данный закон? Прежде всего, он демонстрирует связь между прошлым и будущим. В процессе развития различные состояния предмета или феномена борются друг с другом, а также взаимно перетекают друг в друга. Всякое качество рождается, исполняет свою роль, «стареет» и исчезает, уступая место другим. Закон отрицания отрицания определяет тенденции развития, описывая разрушение прошлых, утративших полезность, свойств и приобретение новых, необходимых для дальнейшего существования, но противоположных первым. Так из простого появляется сложное. Однако саму эту формулу сложно постичь сразу, поскольку развитие по спирали - процесс очень длительный. Как закон он виден только в более или менее завершенном варианте, когда уже есть определенные конечные результаты. На различных же стадиях этого поступательного движения он может быть выделен только в качестве тенденции.

Традиции и преемственность

Кроме того, диалектический материализм в формулировке этого закона определяет такие категории, как старое и новое. Отмирает по необходимости все, что тормозит процесс развития, ведет его в тупик или к застою. При этом уничтожается исходное состояние всей прошлой системы. Рождается же то, что дает возможность жить и функционировать дальше, приспосабливаться к новым обстоятельства, изменять и обогащать потенциал. Отрицание отрицания приводит к разрешению противоречий, которое называется «снятием». В этом процессе старое заменяется новым.

Отрицание и противоречия

Диалектическая философия предполагает, что в самом предмете, феномене или познающем субъекте заложена внутренняя противоположность. В процессе деятельности она выявляется и начинает отрицать сама себя. Любая форма, результат и направление развития демонстрируют нам этот процесс, который уже выше сравнивался с образом спирали. Причем считается, что в таком движении закон отрицания отрицания определяет не только тип, но и время изменения. «Спиралевидность» напрямую связана и с ускорением развития, периоды которого протекают все быстрее с каждым новым этапом. То есть в диалектическом понятии «отрицание» есть и положительный смысл. Он хранит в себе некий момент связи между разными этапами процесса.

Классическая диалектика

Впервые закон «отрицание отрицания» в философии сформулировал Гегель. Он доказывал его примерами из истории мышления. Развитие любого понятия происходит как движение от абстрактного к конкретному. В этом процессе разрешается внутреннее противоречие понятия. Оно переходит на этап своего инобытия, превращаясь в нечто другое, чем было раньше. Затем оно «возвращается к себе», но уже в форме конкретного понятия, где содержится и его прежняя, абстрактная суть, и новое, приобретенное в процессе самоотчуждения. В «Науке логики» Гегель даже охарактеризовал закон отрицания отрицания как всеобщую форму единства противоречий (перехода их друг в друга) и борьбы между ними (раздвоения целого).

Можно сказать, что это особая форма другой диалектической концепции. Это разновидность закона о единстве и борьбе противоположностей. Но философ ограничивал действие диалектики только областью понятий и их формирования. Ведь для него бытие и мышление были единым целым, при этом первое являлось производным от второго. Соответственно, и триада отрицаний являлась стадиями развития мирового разума.

Энгельс об отрицании

Материалистическая же диалектика распространила этот гегелевский закон не только на развитие духа и мышления, но на природу и общество. Ее создатели даже утверждали, что перевернули философию немецкого классика с головы на ноги. Фридрих Энгельс очень высоко ставил закон отрицания отрицания в философии. Кратко можно сказать, что он характеризовал его как сочетание поступательности, повторяемости и спиралевидности. Энгельс называл его третьим законом диалектики. Прежде всего, он выявляется в человеческом познании. Развитие последнего происходит в процессе замены одних теорий другими, рождения новых концепций, которые больше подходят к изменившемуся миру и нашему восприятию универсума. Но всякое учение, отрицающее прошлое, не только критикует его, но частично включает в себя какую-то сумму его знаний.

Закон «отрицание отрицания»: примеры

Энгельс доказывал эту диалектическую теорию разными аргументами. В том числе он иллюстрировал ее примерами из логики и математики. Всякое утверждение проходит следующие стадии развития:

  • Нечто является правдой.
  • Это неверно.
  • Прежнее утверждение ложно.

Получается, что в этой логической цепочке происходит возврат к первому предложению. Еще Энгельс, доказывая закон «отрицание отрицания», примеры приводил из области математики. Он говорил, что противоположностью положительного числа является цифра с «минусом». Но что будет, если мы подвергнем и ее отрицанию? Умножив ее на такое же число с «минусом», мы получим ту же величину в положительном виде, но в квадрате (то есть на более высокой стадии).

Проявляется ли этот закон в иных сферах?

Поскольку материалистическая диалектика основана на том, что ее принципы действуют как в познании и мышлении, так и в бытии (в том числе и общественном), то это положение распространяется и на закон «отрицание отрицания». Примеры из жизни разделяющие ее философы приводили из разных областей наук. Например, из биологии. Отмирание и возникновение кровяных клеток, которое происходит каждый день в нашем организме, представляет собой отрицание и возрождение предыдущих форм. Смена вкусовых и стилевых предпочтений в музыке, искусстве и культуре часто происходит по спирали, с возвращением к старому, но уже на новом уровне. Поэтому так часто моден стиль ретро. Дети являются отрицанием родителей, и в то же время продолжением их. К тому же диалектический материализм предполагает формационный подход к развитию общества. Он доказывает, что исторический процесс тоже является спиралевидным и поступательным. Смена формаций - это одновременно и отрицание предыдущей, и преемственность. «Снятие» же противоречий может произойти путем эволюции или же насильственной смены строя.

Опровержение и замечания

Теория отрицания отрицания (закон трех отрицаний) в двадцатом веке сделалась объектом критики со стороны различных философов. Главным оппонентом этой концепции был Карл Поппер. Он являлся противником диалектического метода даже в логике и мышлении, не говоря уже о естественных науках или общественных тенденциях. Прежде всего он говорит о том, что понятийный аппарат диалектического материализма построен таким образом, что нивелирует любую критику и политизирует ее. Сторонники закона отрицания отрицания трактуют его применение слишком произвольно, и проверить это невозможно. Идеи эти невозможно развивать, а это приводит к застою и стагнации любой философской мысли.

Почему этот закон не является научным - критика диалектики

Поппер говорит о том, что марксизм как метод был хорош для девятнадцатого века в качестве одной из позитивистских теорий. Но когда его сторонники превратили диалектический материализм в догматику, то он перестал быть наукой в строгом понимании этого слова. Другие критики считали, что эта теория сама конструирует собственные доказательства, а не берет их из опыта или законов мышления. Кроме того, если закон трех отрицаний имел смысл у Гегеля, поскольку в его концепции он обуславливал развитие духа (грубо говоря, эволюцию Бога), и поэтому в самом этом процессе было целеполагание, то у материалистов и атеистов неизбежность прогресса является очень странной. Получается, что «конец истории» с приходом «рая на земле» обусловлен заранее и является неизбежным. Но причины этого совершенно неясны.