Перед Вами динамичное логопедическое фронтальное занятие с детьми старшей группы детского сада. Материал дополнен авторскими наработками, в общий текст упражнений включены письменные задания для детей.

Конспект фронтального занятия с детьми старшей группы детского сада на тему: «Домашние животные и их детеныши».

Цель:

  • Закрепить названия домашних животных и их детенышей в лексико-грамматических конструкциях.

Задачи:

Коррекционные:

  • словообразование путем сложения двух слов
  • отработка приставочных глаголов
  • научить выделять части тела животного
  • отработка предлогов
  • развитие мелкой моторики и зрительной координации
  • учить подбирать однокоренные слова

Образовательные:

  • отработка названий домашних животных и их детенышей
  • отработка понятий «слово-признак», «слово-действие».

Воспитательные:

  • Научить ребенка бережно относиться к животным.

Оборудование:

  • макеты дома и игрушка кота, картинки с домашними животными и их жилищами: коровник, конюшня, свинарник, конура, овчарня, козлятник (я использовала игру от изд-ва «Ребус:, «Не только кошкин дом»), приложенные иллюстрации для выполнения заданий.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень много разных интересных заданий, мы отправляемся в гости к хозяину фермы, значит кого мы увидим на ферме? Правильно! Домашних животных! Итак, начинам!

II. Основная часть занятия.

Для начала надо нам угадать, какие животные там живут. Когда угадаете, соединяйте маму и ее детеныша.

Иго-го, — заржал ребёнок.
Значит, это… (жеребёнок).

Му-у, — мычит в хлеву ребёнок.
Это маленький… (телёнок).

Чей-то маленький сынок
Вдруг залаял:
- Я … (щенок). Гав, гав!

Хрю, - захрюкали ребята.
Значит, это… (поросята).

Ме-е, — заблеял вдруг ребёнок.
Это маленький… (козлёнок).

Мяу, -замяукали ребятки -
Узнаете? Мы — … (котятки).

Бе — е, — заблеял вдруг ребёнок.
Это маленький… (ягнёнок).

2. Игра «Соедини в одно слово»

Посмотри, у жеребенка ноги какие?

Длинные.

Давайте превратим «длинные ноги» в одно «слово-признак»? Жеребенок какой тогда будет?

Длинноногий.

Лошадь: длиннохвостая, бело-/ черногривая, белогрудая и т.д.

Физминутка.

Логопед: Теперь мы очутились на сказочной поляне и посмотрим, как домашние животные передвигаемся. Подвигаемся вместе с ними!

  • За мамой коровой плёлся телёнок.
  • За мамой козой прыгал козлёнок.
  • За мамой овечкой бегал ягнёнок.
  • За мамой кошкой крался котёнок.
  • За мамой лошадкой скакал жеребёнок.

Какие слова-действия ты запомнил? Что делал теленок?

Плелся. И т.д.

3. Игра “Покажи наоборот”.

Задача ребенка не только подобрать слово-антоним, но и показать жестами, мимикой, выделить интонацией.

  • Корова большая, а телёнок маленький.
  • Баран грустный, а ягнёнок весёлый.
  • Пёс храбрый, а щенок трусливый.
  • У козы длинные рога, а у козлёнка короткие.
  • Козёл сильный, а козлёнок слабый.
  • Кот ленивый, а котенок игривый/ шустрый/ подвижный.

4. Вспомни и назови домики, которые люди строят для своих питомцев:

Ребята, давайте вспомним, какие жилища строит человек домашним животным?

  • Для коров…
  • Для свиней…
  • Для лошадей…
  • Для овец…
  • Для собак…
  • Для коз…

5. «Что сделал кот?»

Игра на отработку приставочных глаголов, предлогов.

Макет дома и кота.

Ребята, а кот где живет?

Сейчас мы понаблюдаем за жизнью Кота, а ваша задача называть «слова-действия», которые будут родственниками слову «бежать». «Маленькие словечки» нам будут помогать, слушай внимательно!

Жил-был в доме Кот.

Кот очень любил по дому …(бегать).

Однажды дверь открылась, и кот из дома…(убежал).

Рядом с домом была тропинка, и Кот через дорогу …(перебежал).

Хозяин вышел из дому и позвал Кота. Кот к хозяину …(прибежал/подбежал).

А так как дверь дома была открыта, Кот обратно с улицы в дом …(вбежал/забежал).

Вот какая история про Кота, который очень любил бегать. Поэтому хозяин и назвал его — Бегун.

6. Игра «обведи свинью».

Отработка приставочных глаголов, частей тела животного.

А сейчас все возьмите карандаши и внимательно выполняйте инструкцию, слушайте, что я буду говорить. Победит самый внимательный! Карандаш от бумаги отрывать нельзя!

Ставим карандаши на пятачок!

Проводим линию по голове по ушей.

Обводим уши.

Проводим по туловищу до хвоста.

Обводим хвост.

Проводим карандашом до ног.

Проводим по ноге до копыта.

Обводим по конца копыто и вторую ногу(с копытом).

Доводим карандаш до следующей пары ног. Обводим их.

Доводим линию до первой точки на пятачке.

Теперь отрываем карандаш и рисуем глаз.

III. Итог занятия:

Вы сегодня замечательно занимались! Старались и выполнили все задания! В следующий раз отправимся в новое путешествие!

Использованные источники:

  1. Лычагина О. В. Тетрадь для домашнего закрепления пройденных лексических тем.- Астрахань, 2009 .-68 с.
  2. Смагина Н.Ф. Конспект совместно-организованной деятельности с детьми 5-6 лет с ФФН “В гостях у кота Матроскина».
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ"

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кошка, кот, котёнок, собака, пёс, щенок, корова, бык, телёнок, лошадь, конь, жеребёнок, свинья, боров, поросёнок, коза, козёл, козлёнок, овца, баран, ягнёнок, кролик, крольчиха, крольчонок, стадо, табун, свинарник, пастух, доярка, свинарка, рога, копыта, хвост, грива, шерстка – шерсть, щетина, кость, лапки, ферма, колхоз, вымя, ноздри, конюшня, бидон, колхозник (ца), овёс, пойло, сено, морда, голова, пасть, когти, копыта, уши, челюсть, кожа, седло, уздечка, кнут, телега, конура, пастбище, крольчатник, конюх, чёлка, рыло, пятак, животные

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: короткий, длинный, мягкий, пушистый, серый, рыжий, гладкий, мохнатая, жесткая, густая, кудрявая, домашние, гладкошерстный, сторожевая, санитарная, пограничная, пожарная, цирковая, ласковая, добрая, усатый, неуклюжий, сильный, быстрые, слабые, длинноухий, верный, смешной, забавный, пятнистый.

ГЛАГОЛЫ: мяукает, мычит, лает, хрюкает, ржет, жует, блеет, грызет, мурлычет, лакает, пасет, ест, роет, запрягают, обгладывает, лягается, бежит, бодает, кормить, ухаживать, прыгает, возит, дает молоко, ловит, сторожит, охраняет, гарцует, скачет, лижет, тяфкает, играет, дружить.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ НАХОДИТЬ ДЕТЁНЫШЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ И НАОБОРОТ:
У кошки – котенок, у собаки – щенок, у козы – козленок…













ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Щенок – маленький, длинноухий, забавный, глупый, смешной..
Теленок - …,
Кошка - …,
Кролик - …

ОПИСЫВАТЬ ЖИВОТНЫХ ПО ПЛАНУ:
Название.
Внешний вид.
Чем питается.
Где живет.
Как голос подает.
Какую пользу приносит.

Расскажите детям, какую пользу приносят домашние животные:
- собака и пес охраняют дом;
- кошка и кот ловят мышей;
- корова дает молоко и мясо, а бык только мясо;
- лошадь, конь, осел, ослица, верблюд и верблюдица, перевозят грузы или людей верхом;
- свинья и хряк дают мясо и щетину;
- овца и баран - шерсть и мясо;
- кролик и крольчиха дают мех;
- козел дает шерсть, коза - шерсть и молоко.
Побеседуйте с детьми о том, чем кормят домашних животных, в каких жилищах они живут, о ком заботятся конюх, свинарка, доярка, скотник.

СРАВНИВАТЬ ДВУХ ЖИВОТНЫХ ПО ПЛАНУ:
Какое тело?
Чем покрыто?
Какие уши, нос, глаза, хвост, морда…?
Чем питаются?
Где живут?























Игра: «Скажи, какая?» (Прилагательные, характеризующие внешний вид).
Большая, маленькая, пушистая, пятнистая, породистая, крупная,

Игра: «Назови повадки» (Прилагательные характеризующие повадки животного).
Шустрая, быстрая, медлительная, неуклюжая, подвижная игривая, отважная,

Игра: «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
Большая – маленькая, толстая – тонкая, длинная – короткая.

Игра: «Как передвигается?» (Активизация глагольного словаря)
Прыгает, бегает, ластится, ходит, бредёт, бежит, потягивается.

Игра: «Один – много (Образование существительных множественного числа от единственного)
Собака – собаки, щенок – щенки, пудель – пудели, овчарка – овчарки.

Игра: «Посчитай» (Согласование числительных с существительными в роде и числе)
Одна собака, две собаки, три собаки, четыре собаки, пять собак и т.д.

Игра: «Чья, Чей, Чьи?» (Притяжательные прилагательные)
Морда (чья?) собачья, лапы (чьи?) собачьи, хвост (чей?)собачий и т. д.

Игра: «Сложные слова»
Длинная шерсть – длинношёрстная, короткий хвост – короткохвостая, обвислые уши – вислоухая.

СОБАКИ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ.

Пудель - цирковая собака: хорошо поддаётся дрессировке и, кажется, до бесконечности готовыа демонстрировать забавные трюки. А ещё пудели отличные пловцы.

Шотландский скотч – терьер – сторожевая собака: не стоит принимать его за маленькую, безобидную собачку. У него отлично развит сторожевой инстинкт.

Такса – охотничья собака, способная благодаря своим размерам и строению тела пробираться в норы.

Овчарка – охранник, охраняет преступников, служит на границе.

Колли – собака - поводырь, которая помогает слепым переходить улицу, дойти до магазина и т.д.

Бобтейл – сторож овец, сторожит стада овец.

Лайка – ездовая собака, возит людей на санках.

ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА Л.Н.ТОЛСТОГО "ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ"

Спит под крылечком
Хвостик колечком,
Лает, кусает,
В дом не пускает (собака).

Собака бывает ездовая, цирковая, служебная, охранник, сторожевая, собака – поводырь и т.д.

Узнаем ещё об одном назначении наших самых верных помощников.

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть.

Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей.

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.

Читаем рассказ Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», последовательно выставляя соответствующие опорные сигналы.

Один раз загорелся дом. Пожарные приехали к дому, с ними была собака по кличке Боб. К ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.

Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что – нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем – то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки.

Понравился ли рассказ, чем именно?

Задаём детальные вопросы по тексту, добиваясь самого полного и точного ответа, а также правильности построения предложений:

Что произошло один раз? (Один раз загорелся дом)

С кем приехали к дому пожарные? (Пожарные к дому приехали с собакой по кличке Боб)

Кто выбежал к пожарным, когда они приехали? (К ним выбежала женщина)

Что делала женщина, о чём говорила? (Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка)

Как Боб нёс девочку? (в зубах за рубашку нёс девочку).

Что сделала мать девочки? (Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива)

Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку? (Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она)

Куда рвался Боб? (Боб рвался в дом)

Что подумали пожарные? (Пожарные подумали, что в доме ещё есть что – нибудь живое, и пустили его)

Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, что они стали делать? (Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки)

ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.

Как называются детеныши животных – такой вопрос интересует обычно детей. Можно начать с домашних животных, а точнее, с тех, кого можно встретить в деревне. В современном мире многие люди не знают, как зовут детеныша овцы, молодняк свиньи, козы, коровы и индейки. Самое время узнать, как и почему разные дети зверей и птиц получили свои названия.

Как называются детеныши животных, такой вопрос интересует обычно детей

Овцы, бараны и их детеныши

Начать разговор о домашних животных и их детенышах следует с животного, которое было приручено человеком одним из первых. Речь идет об овцах и баранах. Одна маленькая овечка могла спасти целую семью. Эти существа давали людям не только молоко и мясо, но и теплую шерсть. Необходимо отметить, что молодая овца могла использоваться не только как источник шерсти, мяса и молока, но и как религиозный символ.

Самое время разобраться, как называют детеныша овцы и барана. Овца и баран – это домашние парнокопытные животные, которые относятся к семейству полорогих. Как легко догадаться, половозрелая самка этого животного называется овцой, а самец – бараном. Несведущие в сельском хозяйстве горожане часто думают, что это разные животные. Соответственно, появляются разные несуществующие животные, например, самка барана или самец овцы.

Также существует и ряд странных версий о том, как называется детеныш этих животных. Часто в качестве ответа на вопрос, как называется детеныш овцы и барана, можно услышать разные варианты: овченок, овченыш, овечонок и т. д. Среди самых странных наименований еще можно выделить: баранчик (для самца) и маленькая овечка (для самки).

Дикое животное ягуар: описание и образ жизни

Все эти названия не соответствуют принятому в русском языке наименованию молодняка этих животных. Важно помнить, что потомство барана и детеныш овцы будут называться одинаково. Единственный правильный вариант названия для их детеныша – ягненок.

Специалисты в области языка уверены, что происхождение слова, обозначающего маленького барашка, связано с религиозными обрядами. У многих народов маленькая овечка ассоциировалась с рождением надежды и свободы. Часто маленькая овца использовалась в качестве жертвенного животного.

Таким образом, слово ягненок имеет очень древнюю историю. По мнению ученых, русское название произошло от латинского agnus, от которого сперва появилось старославянское агнец.

Сегодня маленькая овечка уже не имеет такого сакрального смысла, каким ее наделяли древние люди. Ягненка рассматривают только как детеныша домашних животных.

Теперь известно, как именуется детеныш овцы, и в случае необходимости можно объяснить, почему его так назвали. Отныне не поставит в тупик и вопрос о том, кем является мама ягненка.

Стоит отметить, что есть особое обозначение и для овец, вышедших из самого нежного возраста, но не достигших еще брачного. Так, молодая овца, уже взрослая, но пока не способная к продолжению рода, имеет особое название. Часто в речи у фермеров можно услышать странное слово ярка. Вот так и называется молодая овца, пока еще не приносившая потомства.

Животные и их детеныши (видео)

Свиньи и их потомство

Свиньи, как и овцы, были одомашнены человеком в самом начале его истории. Эти животные относятся к отряду парнокопытных. Свиньи дают человеку мясо, сало, кожу и щетину. Для этого их и разводят в фермерских хозяйствах.

Сколько весит лошадь: формулы и алгоритмы подсчета

Самец свиньи называется кабан, хряк, боров, самка – свинья, свиноматка. Детенышей свиньи называют поросятами. Нужно разобраться, почему у родителей и детеныша столь разные наименования.

Как уже говорилось, свиньи одомашнены человеком в глубокой древности. Тогда люди предпочитали разными словами обозначать самцов и самок животных.

Привычное слово свинья родственно немецкому Schwein, английскому swine и латинскому suinus. Видимо, в древнем индо-европейском языке оно означало самку этого животного, приносящую потомство. Таким образом, мужской формой будет свин. Происходит слово от индо-европейского sus – свинья.


Свиньи, как и овцы, были одомашнены человеком в самом начале его истории

А вот хряка в древности называли иначе. В праславянском языке лингвисты восстановили для него форму porse, в латыни – porsus. Древние славяне называли самца свиньи поросом. Отсюда и происходит слово поросенок. Как легко заметить, оно образовано с помощью суффикса -енок, который обозначает маленькое существо.

Первоначально поросятами называли только детенышей-самцов. Постепенно же название распространилось на всех детей свиньи.

Кстати, процесс появления детенышей на свет называется опоросом, а беременная свинья – супоросой, т. е. побывавшей под поросом. Так даже наш современный язык сохраняет древние названия животных.

Корова, бык и теленок

Корова, как и овца со свиньей, была приручена в глубокой древности. Это животное дает людям молоко и мясо. Используется и ее кожа.

Самца коровы называют бык. А детеныш коровы – теленок. Допустимы также названия бычок и телочка. Они указывают на разную половую принадлежность молодняка.

Забавное животное ехидна: описание, образ жизни в природе

Стоит разобраться, почему снова родители и их молодняк имеют названия, произошедшие от разных корней.

Само слово “корова” происходит от той же основы, что и латинское cornu, означающее рог. Таким образом, это рогатое животное.

Происхождение слова “теленок” до сих пор вызывает споры у специалистов. Самая распространенная версия гласит, что в древности слово означало “выношенное”.

Козел, коза и козленок

Еще одно домашнее животное, часто встречающееся на фермах – это коза. Эти парнокопытные дают человеку не только молоко, из которого делают сыр. В зависимости от породы, кроме молока и мяса, от них также получают шкуры, шерсть и пух.

Надо сказать, что с названием ребенка козы проблем значительно меньше. Самец этого животного – козел, самка – коза. И даже самые маленькие дети благодаря сказкам и мультикам знают, что детеныш козы – козленок. Как видно, в образовании названия детеныша снова задействован уже знакомый суффикс.

Порой неспециалисты называют детенышей козы ягнятами. Это абсолютно неверно. Как уже понятно, у каждого домашнего животного дети называются по-своему: у овцы – ягненок, у козы – козленок.

Кстати, у козы может родиться от 1 до 5 козлят. Так что знаменитая сказка про волка несколько преувеличивает плодовитость этого животного.

Домашние животные и их детёныши (видео)

Детёныши животных, порой, имеют не очевидные названия, и, возможно, вы даже задавались вопросами вроде:

  • Как называется хорек женского пола?
  • Как называется самка оленя, глухаря, жирафа, павлина, дятла, кабана?
  • Как называется детеныш тюленя, моржа, лебедя, овцы, лося, барсука?
  • Как называется самец утки, белки, кукушки, свиньи, пантеры?
  • Какое название у детенышей животных? Например, слонов, орлов и так далее.

Словом, в этой статье мы собрали названия самок — мам, самцов — пап, а также названия детенышей животных, в числе которых звери (они же млекопитающие), птицы, рыбы, насекомые, пресмыкающиеся и земноводные.

Если вы кого-то не нашли, то обязательно напишите об этом в комментариях, и мы в самое ближайшее время добавим этот материал.

Собранный материал представлен в виде таблицы с 4-мя столбцами. Первый столбец — название самца, 2-ой — название самок, 3-й — название детеныша животного, и в последнем столбце — название детеныша животного во множественном числе.

Отметим также, что существуют как разговорные названия , которые допустимы в речи, но использовать их в научном докладе, или при подготовке сочинения, будет не правильным .

Названия детенышей животных

Родители Детёныш (ребёнок) в единственном числе Детеныши во множественном числе
Отец (самец) Мать (самка)
Баран Овца или овечка Ягнёнок Ягнята
Морж Моржиха Моржонок Моржата
Жираф Жирафа, в разговорной речи встречается название — жирафиха. Теленок, так называют всех детенышей парнокопытных животных, но встречается также жирафёнок. Телята или в разговорной речи — жирафята.
Лось Лосиха Лосёнок Лосята
Тюлень Самка тюленя; в разговорной речи можно встретить название тюлениха. Белёк, а в научной литературе детеныша тюленя принято называть щенком. Бельки, а в научной литературе детенышей тюленя принято называть щенками.
Барсук Барсучиха Барсучок Барсучки
Зебра Зебра Жеребёнок Жеребята
Еж Ежиха Ежонок Ежата
Олень Правильно — оленуха (Толковый словарь Ожегова), а не олениха, как может показаться. В словаре Ефремовой также встречается название ланка. Оленёнок Оленята
Дикий северный олень или сокжа — так называют северного оленя народы, населяющие тундры. Дикая самка северного оленя или важенка. Олененок до года зовется «неблюй» или «неплюй», а только родившийся малыш называется — «пыжик» . Оленята до года зовутся «неблюи» или «неплюи», а только родившиеся — «пыжики».
Змей Змея Змееныш Змееныши
Носорог Самка носорога Телёнок, в разговорной речи также встречается носорожик. Телята, в разговорной речи — носорожата.
Хряк — самец свиньи. Потомок кабана. Можно также встретить борова, но боров же не может воспроизводить потомство, так как это кастрированный хряк. Свинья Поросёнок Поросята
Самец рыси Рысь Рысёнок или котенок, так как рысь из семейства кошачих. Рысята или котята.
Жеребец (Конь) Лошадь (Кобыла) Жеребёнок Жеребята
Страус Страусиха Страусёнок Страусята
Лебедь Лебедушка Птенец, а в простой разговорной речи его называют лебедёнок или лебедыш. Птенцы, лебедята.
Самец панды Панда Детеныш панды, медвежонок панды, так как панда относиться к семейству медвежьих. Можно встретить названия «панденок» или «панденыш», но в научной литературе термины не используется – только в просторечии. Когда детеныш панда немного подрастает, его начинают называть маленькой пандой. Детеныши панды, медвежата панды.
Рыба Малёк Мальки или молодь
Крокодил Крокодилица Крокодильчик Крокодильчики
Енот Правильно будет самка енота, но также можно встретить названия енотиха или енотка. Щенок Щенки
Орел Орлица Орленок Орлята
Самец обезьяны Обезьяна Детёныш обезьяны, а в разговорной речи детеныша обезьяны можно назвать «обезьянкой». Детеныши обезьяны
Бык Корова Телёнок Телята
Кит Самка кита, китиха В научных изданиях употребляют либо словосочетание «детеныш кита», либо «теленок», в разговорной речи можно встретить китёнок. Детеныши кита, телята, китята
Самец белки Белка Бельчонок Бельчата
Леопард Самка леопарда Котёнок Котята
Осёл Ослица Ослёнок Ослята
Волк Волчица Волчонок Волчата
Самец жабы Жаба Жабёнка (женский род), жабёнок (мужской род) по словарю Даля Жабёнки
Бегемот (гиппопотам) Бегемотиха Детёныш бегемота, а еще можно также назвать малыша бегемотиком. Также отметим, что бегемоты относятся к семейству парнокопытных. На научном языке детёнышей всех парнокопытных называют телятами. Детёныши бегемота, телята
Лис Лиса, лисица Лисенок Лисята
Нерпа (разновидность тюленя) Нерпа Белёк (белек), а в научной литературе детенышей нерпы принято называть щенками. Бельки, а в научной литературе детенышей нерпы принято называть щенками.
Кенгуру Кенгуру Кенгурёнок Кенгурята
Козёл Коза Козлёнок Козлята
Верблюд Верблюдица Верблюжонок Верблюжата
Песец Самка песца Детеныш песца, но можно назвать и щенком, так как песец – млекопитающее семейства псовых, а щенком называют детеныша не только собаки, но и волка, лисы и других псовых. Детеныши песца или щенята
Самец черепахи Черепаха Черепашонок
Морской котик Самка морского котика Щенок Щенки
Самец куницы Куница Щенок Щенки
Голубь Голубка Птенец голубя, в разговорной речи встречается голубёнок. Птенцы голубя, в разговорной речи — голубята.
Гусак (Гусь) Гусыня Гусёнок Гусята
Слон Слониха Слонёнок Слонята
Самец сороки Сорока Сорочонок Сорочата
Ласточка Птенец ласточки. В словаре Даля встречается название ластушёнок. Птенцы ласточки.
Лев Львица Львёнок Львята
Самец мыши — разговорный вариант Мышь Мышонок Мышата
Самец пантеры Пантера Котёнок, так как пантера из семейства кошачьих. В разговорной речи иногда можно встретить: пантерёнок или пантерчик. Котята
Самец лягушки Лягушка Головастик (личинка лягушки, появляющаяся из икринки). После процесса метаморфозы он становится лягушонком. Лягушонок — молодая лягушка. Головастики, лягушата
Дельфин Самка дельфина Дельфинёнок согласно толковому словарю Ефремовой от 2000 года. Дельфинята
Пёс Собака Щенок Щенки
Соболь Самка соболя Щенок, в разговорной речи также используется соболёнок. Щенки
Ворон Самка ворона (ударение на 1 слог — вОрона) или вороница Воронёнок или птенец ворона. Воронята или птенцы ворона.
Самец вороны или вран Ворона Птенец вороны, воронёнок. Птенцы вороны, воронята.
Аист Аистиха в разговорной речи. Аистёнок Аистята
Гепард Самка гепарда Котёнок, так как гепард из семейства кошачьих. Котята
Самец акулы Акула Акуленок Акулята
Заяц Зайчиха Зайчонок Зайчата. А вообще потомство у зайцев бывает 3 раза в году. Первый выводок в конце марта. Они называются — «настовики», второй выводок рождается в июне, и их называют «колосовики» и «травники». Осенних зайчат называют «листопадники «, и появляются они в сентябре. Таким образом, поздние зайчата называются «листопадниками».
Тигр Тигрица Тигрёнок Тигрята
Самец красной панды Красная панда Детеныш панды или детеныш малой (красной, рыжей) панды Детеныши панды или детеныши малой (красной, рыжей) панды
Самец кукушки, а названия вроде: кукун, кукуш, кукушок, кукушон являются не верными. Кукушка Кукушонок Кукушата
Самец косули, а алтайцы его называют куран или гуран. Охотники называют самца косули — козёл. Косуля или козуля. Также можно встретить у алтайцев название самки — керекшин. А в некоторых местах используется название — коза. Косуленок в словаре Ефремовой. Косулята
Ящер Ящерица Ящеренок Ящерята
Самец цапли Цапля Птенец цапли Птенцы цапли
Хорек Самка хорька Щенок Щенки
Самец антилопы Антилопа Теленок, хотя в разговорной речи можно встретить такие названия как «антилопыш», «антилопик» или «антилопченок», которые в литературной речи не следует употреблять. Телята
Самец лани Лань Теленок Телята
Самец косатки Косатка, иногда можно встретить написание касатка, но правильный вариант все же косатка. В разговорной речи можно использовать касатёнок, точнее косатёнок, а вообще детенышей косатки так и называют — детеныш косатки. Детёныши косатки
Скворец Самка скворца Скворчонок Скворчата
Самец норки Норка Щенок Щенки
Индюк Индюшка, а в приготовленном виде, например, пожаренная будет индейка. Индюшонок Индюшата
Пингвин Пингвиниха Пингвинёнок Пингвинята
Самец гориллы Горилла Гориллёнок Гориллёнок
Самец ласки Ласка Щенок Щенки
Суслик Самка суслика, а варианты вроде суслиха, сусличка, суслячка — являются не верными. Детеныш суслика. А название вроде сусличенок является не верным. Детеныши суслика
Крот Самка крота, но в разговорной речи допускается кротиха. Кротенок или кротыш в соответствие со словарем Даля. Кротята
Воробей или уменьшительно-ласкательное к воробей — воробушек, воробьишко Воробьиха — по словарю Ожегова Воробьёнок или в разговорной речи воробушек или воробьишко и даже можно встретить воробьёныш. Воробьята
Самец выдры Выдра Щенок Щенки
Кролик Крольчиха Крольчонок Крольчата
Журавль Самка журавля, журавлиха, журавушка Журавленок Журавлята
Белый медведь Белая медведица Медвежонок Медвежата
Самец галки Галка Галчонок Галчата
Грач Грачиха Грачонок Грачата
Буйвол Буйволица Буйволёнок Буйволята
Медведь Медведица Медвежонок Медвежата
Петух Курица Цыплёнок Цыплята
Бурундук Бурундучиха Бурундучонок Бурундучата
Кот Кошка Котёнок Котята
Селезень Утка Утёнок Утята
Бизон Бизониха Телёнок Телята
Бобёр он же бобр, но слово «бобр» означает самого животного, а вот «бобёр» — мех этого красивого животного. Бобр используется в научной литературе, а бобёр в разговорной. Бобриха Бобрёнок Бобрята
Козёл Коза Козлёнок Козлята
Самец синицы Синица Птенец синицы, в разговорной речи встречается — синичонок Птенцы синицы, в разговорной речи используется также — синичата
Дятел Самка дятла Птенец дятла, в зоологии используется дятлёнок Птенцы дятла, зоологи используют — дятлята
Кабан Кабаниха Кабанёнок Кабанята
Мамонт Мамонтиха или самка мамонта Мамонтёнок Мамонтята
Дрозд Самка дрозда или же дрозд самка. В разговорной речи встречается — дроздиха. Птенец дрозда, в разговорной речи — дроздёнок. Птенцы дрозда
Выхухоль или хохуля Самка выхухоля Детеныш выхухоли, в разговорной речи выхухолёнок. Детеныши выхухоли, в разговорной речи — выхухолята.
Теретев, косач, он же полюх. Самка тетерева, также можно встретить названия — тетёрка, косачиха, самка косача, курочка. Птенец тетерева Птенцы тетерева, народное название – поршки.
Самец совы, у охотников используется название — совин. Сова Совёнок Совята
Самец куропатки. Орнитологи самца называют петух, охотники — куропач. Среди местных названий встречаются названия: барабанщик, питун. Куропатка, также существуют множество местных названий: курочка, куропать, куропатка, белый тетерев, таловка, ольховка, березовка. Птенец куропатки Птенцы куропатки
Скунс Самка скунса Щенок, в разговорной речи — скунсенок Щенки
Муравьед Самка муравьеда, в разговорной речи — муравьедиха Детёныш муравьеда Детёныши муравьеда
Гриф Самка грифа Птенец грифа Птенцы грифа
Тукан Самка тукана Птенец тукана Птенцы тукана
Тапир Самка тапира Жеребенок или детеныш тапира Жеребята или детеныши тапира
Самец носухи или самец коати Носуха, научное название — коати. Детёныш носихи или детёныш коати Детёныши носихи или детёныши коати
Сурикат Самка суриката, в разговорной речи сурикатиха Детеныш суриката, в разговорной речи — сурикатёнок. Детёныши суриката, в разговорной речи — сурикатята.
Тамарин или сагуин Самка тамарина Детеныш тамарина Детеныши тамарина
Шакал Самка шакала Щенок или детёныш шакала Щенки или детёныши шакала
Горностай Самка горностая Детеныш горностая Детеныши горностая
Зубр или европейский бизон Самка зубра, еще ее называют — корова, в разговорной речи — зубриха. Теленок или детеныш зубра, в разговорной речи — зубренок. Телята или детеныши зубра, в разговорной речи — зубрята.
Самец летучей мыши Летучая мышь Щенок или детеныш летучей мыши Щенки или детеныши летучей мыши
Снежный барс, ирбис или снежный леопард Самка снежного барса или самка ирбиса или самка снежного леопарда Котенок или детеныш снежного барса, или детеныш ирбиса, или детеныш снежного леопарда Котята или детеныши снежного барса, или детеныши ирбиса, или детеныши снежного леопарда
Тушканчик Самка тушканчика, в разговорной речи иногда можно встретить тушканчиха Детеныш тушканчика. Также на просторах интернета можно встретить название — тушканёнок. Этот вариант можно считать разговорным. Детеныши тушканчика, в разговорной речи — тушканята.
Хомяк Самка хомяка, хомячиха. Детеныш хомяка, а в разговорной речи — хомячонок. Детеныши хомяка, в разговорной речи — хомячата.
Як. Тибетцы его называют г-як. Самка яка. Тибетцы самку яка называют — дри. Теленок, детеныш яка или ячёнок. Телята, детеныши яка или ячята.
Самец цапли Цапля Птенец цапли Птенцы цапли
Чайка-самец или самец чайки. И никаких чайк или чаек! Чайка Птенец чайки, чабар (устаревший вариант из словаря Даля). В разговорной речи можно встретить — чаёныш. Также птенца чайки называют — кавыш. Это название также применимо к гусятам и утятам, но используют его очень редко. Птенцы чайки, чабары, кавыши.
Самец щуки, а на Украине самец щуки называется — щупак. Щука Щурёнок, детеныш щуки, также существует название щукленок. Щурята, детеныши щуки. В сказке «По щучьему велению» встречается название щукенятушки.
Фе́нек или фенёк или самец-фенек Самка-фенек Щенок фенека или детеныш фенека Щенки фенека или детеныши фенека
Самец газели Газель Детёныш газели, разговорный вариант — газеленок Детёныши газели, разговорный вариант — газелята
Попугай Самка попугая, разговорный вариант — попугаиха Птенец попугая, разговорный вариант — попугаёнок, попугайчонок Птенцы попугая, разговорный вариант — попугайчата
Самец ехидны Ехидна Детеныш ехидны, в английском языке детенышей ехидны называют словом паггл, что в переводе на русский означает «милашка» или «симпатяшка», также название паггл является зоологическим названием. В разговорной речи можно встретить название — ехиднёнок. Детеныши ехидны, в разговорной речи — ехиднята.
Утконос Самка утконоса, в разговорной речи — утконосиха. Детеныш утконоса. В разговорной речи можно встретить название – утконосик, которое является уменьшительно-ласкательным к названию утконос. Детеныши утконоса, в разговорной речи — утконосики.
Снегирь, в народе их называют пересмешниками. Самка снегиря, в разговорной речи — снегириха, в народе их также встречается название самка-снегурка. Птенец снегиря, в разговорной речи — снегирёнок. Птенцы снегиря, в разговорной речи — снегирята.
Королёк Самка королька Птенец королька Птенцы королька
Перепёл Перепёлка Птенец перепелки Птенцы перепелки
Стриж Стрижиха — в разговорной речи. Стрижонок — в разговорной речи. Стрижата — в разговорной речи.
Окунь Самка окуня Окунёнок — в разговорной речи Окунята

Юлия Ковина
Конспект НОД «Домашние животные и их детеныши» (средняя группа)

«Домашние животные и их детеныши». Конспект НОД в средней группе

Образовательные области: «Познание», «Речевое развитие», «Художественное творчество», «Социализация»,» Музыка», «Физическое развитие».

Цель: познакомить с названиями домашних животных, их детенышами.

Задачи:

образовательные задачи.

Обогащать представления детей о домашних животных, об уходе за ними, о пользе животных, учить сравнивать, учить детей образовывать сложные слова, существительные множественного числа, упражняем в нахождении геометрических фигур, передавать характерные черты животного в рисунке.

развивающие задачи.

Развивать речь, мышление, память, внимание, восприятие; развивать мелкую и

общую моторику; развивать творчество; развивать эстетическое восприятие;

пополнять словарный запас по теме, развивать словоизменение и

словообразование.

воспитывающие задачи.

Воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру, воспитывать самостоятельность при выполнении задания.

Материал и оборудование: картинки с изображениями домашних животных и их детенышей, фигурки домашних животных, листы бумаги, краски, кисти.

Предварительная работа: чтение стихотворения «Путаница» К. Чуковского. Рассматривание картинок с изображением домашних животных и их детенышей, наблюдение на улице за собакой, кошкой. Загадки о животных. Беседы о животных.

Ход работы.

Воспитатель: - Ребята, давайте вы попробуете угадать, о чем мы с вами будем сегодня говорить, и чем мы будем заниматься.

Загадки

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. (Поросенок)

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан (Овца)

Я умею чисто мыться

Не водой, а языком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молоком! (Кошка)

У неё рога, копыта,

И на всех глядит сердито,

Но добрей она щенка,

И нальёт нам молока. (Корова)

Защищать должна я дом.

Всё обнюхаю кругом.

Вас спасать я брошусь в реку,

Первый друг я человеку.

Лаю, если где-то драка,

Потому, что я - (Собака)

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Теперь давайте сравним с вами диких и домашних животных. Как вы думаете, почему лису, медведя, волка, ежа называют дикими животными?

Дети: - Они живут в лесу, сами добывают корм, строят жилища, заботятся о детенышах.

Воспитатель: - А как называют этих животных? (Показывает картинки с изображением собаки, кошки, коровы, козы, лошади, овцы, свиньи)

Дети: – Домашние животные.

Воспитатель: - Почему их так называют?

Дети: – Эти животные живут рядом с человеком; человек о них заботится, кормит, строит им жилища.

Воспитатель: - А кто изображен на этих картинках? (Показывает картинки с изображение котенка, щенка, жеребенка, поросенка, козленка, теленка).

Дети: - Детеныши домашних животных.

Воспитатель показывает картинки по одной и предлагает назвать, что на них изображено, а затем к картинкам «Детеныши» дети подбирают картинку «Взрослые животные» и называют соответствующую цепочку:

кошка-кот-котенок

собака-пес-щенок

лошадь-конь-жеребенок

корова-бык-теленок

свинья-хряк-поросенок

коза-козел-козленок

Воспитатель: - Хорошо, ребята, а теперь давайте поиграем с вами в игру.

Словесная игра «Кто где живет?»

Воспитатель: - Ребята, все домашние животные живут рядом с человеком. И у каждого животного есть свое отдельное место, где оно живет. Кто знает называния этих мест?

Дети: - Свинья живет в свинарнике, коровы – в коровнике, овцы – в овчарне, кошка – в доме, собаки – в конуре, лошади – в конюшне.

Затем воспитатель называет животное, а дети говорят, где оно живет.

Воспитатель: - Ребята, как называется, когда вместе собирается много коров, коз, лошадей, овец, собак?

Дети: - Стадо, табун, отара, стая.

Воспитатель: - Ребята, давайте продолжим фразы:

табун – это много …

стадо – это много…

отара – это много….

стая – это много.

Воспитатель: - Ребята, давайте подумаем, какую пользу приносят домашние животные?

Дети: - Собака - сторожит дом; кошка - ловит мышей; корова дает молоко и мясо; лошадь – перевозит людей и грузы; коза – дает молоко, мясо, шерсть; овца – дает мясо; шерсть, свинья – мясо.

Воспитатель: - Дети, давайте с вами опишем корову по плану: размер, цвет, как «разговаривает», характерные признаки частей тела, где живет, чем питается, какую пользу приносит.

Дети: - Корова – крупное животное. Она бывает коричневая, белая с черным. Она говорит «Му-му», она мычит. У коровы длинные ноги, хвост. У нее есть рога. Она живет в коровнике, ест траву, сено. Корова дает молоко и мясо.

Игра один – много

Воспитатель: - Ребята, сейчас я вам буду называть животное, а вы будете называть его во множественном числе:

корова – коровы

лошадь – лошади

собака – собаки

кошка – кошки

коза – козы

овца – овцы

А сейчас ребятки, выходите все из-за стола, мы с вами немного разомнемся.

Физкультминутка

Бегут, бегут со двора (шагаем на месте)

Гулять, гулять в луга: (прыжки на месте)

Курка-гарабурка-каки-таки, (хлопаем в ладоши)

Утка-поплавутка-бряки-кряки, (топаем ногами)

Гусь-водомусь-гаги-ваги, (приседаем)

Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (хлопаем в ладоши)

Свинка-толстоспинка-чахи-ряхи, (топаем ногами)

Коза-дерибоза-мехе-беке, (приседаем)

Баран-крутороган-чики-брыки, (хлопаем в ладоши)

Корова-комола-тпруки-муки, (топаем ногами)

Конь-брыконь-иги-виги. (шагаем на месте)

Воспитатель: - Ребята, молодцы, а сейчас мы с вами нарисуем кошку. Мы будем рисовать ее красками. Дети, посмотрите на картинку, как вы думаете, на какую фигуру похоже туловище кошки, голова, лапы, уши?

Дети: - Туловище похоже на овал, голова – на шар, лапы – на палочки, столбики, уши – на треугольники.

Воспитатель: - Давайте посмотрим с вами, где мы нарисуем голову относительно туловища, где хвост и лапы?

Дети: - Голову сверху и с края туловища. Уши на голове. Хвост сзади, лапы – снизу туловища.

Воспитатель: - Ребята, посчитайте, сколько лап у кошки? Они должны быть одинакового размера или это неважно? И почему лапы мы рисуем снизу относительно туловища?

Дети: - Лап должно быть четыре, они должны быть снизу туловища и одинакового размера, чтобы животное могло стоять на них устойчиво и не упасть.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались? Что вам понравилось больше всего?

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия «Домашние животные и их детеныши» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Музыкальное развитие»,»Познавательное развитие». Цель:.

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы «Домашние животные и их детеныши» Цель: I. Образовательные. 1. Учить употреблять творительный падеж имен существительных, упражнять в согласовании слов по падежам; 2. Закрепить.

Конспект интегрированного занятия «Домашние животные и птицы» (средняя группа) Тема: «Домашние животные и птицы» Цель: закрепить и обобщить знания детей по теме «Домашние животные и птицы» Задачи: Познавательное развитие:.

Тема:«Домашние животные и их детеныши». Возрастная группа: группа раннего возраста с 2 до 3 лет (подгруппа из 8-ми человек). Дата: 29 апреля.

Вид НОД: образовательная область «Коммуникация» (развитие речи). Тема НОД: «Домашние животные и их детеныши». Интеграция образовательных.