(В чем заключено главное различие между живой и косной природой?)

Львов Иосиф Георгиевич

В статье предлагается принципиально новый (и в то же время совершенно простой, естественно вытекающий из фундаментальных физических законов) ответ на извечный человеческий вопрос о сущности явления жизни.

Если прямая цель всякой научной работы - раскрывать тайны природы, то она оказывает и другое, не менее ценное действие на ум исследователя. Она делает его обладателем методов, и к выработке их ничто, кроме научной работы, не могло бы его привести; это ставит его в положение, с которого многие области природы, помимо тех, которые он изучал, являются перед ним в новом свете.

Дж. К.Максвелл

1. Состояние вопроса

Чем сложнее обилие новых фактов, чем пестрее разнообразие новых идей, тем повелительней звучит призыв к объединяющему мировоззрению.

Г.Гельмгольц

Вопрос "Что такое жизнь?" всегда составлял одну из наиболее фундаментальных тайн мироздания, издавна волновавших человечество. Во все времена люди пытались дать на него более или менее адекватный ответ, соответствующий текущему уровню развития их взглядов на природу. Но и сегодня, на рубеже второго и третьего тысячелетий нашей эры, единого, всеми признанного мнения по данной животрепещущей проблеме, как это ни странно, по-прежнему не существует. Высказываются, конечно, многочисленные предположения, апеллирующие к тем или иным вторичным признакам жизни, приводятся, естественно, определенные доводы в их пользу. Однако именно отмеченный второстепенный характер обсуждаемых при этом признаков делает само их число в целом настолько большим, что специалисты вынуждены вести непрекращающиеся споры о приоритете каких-либо конкретных из них. И конца подобному положению дел, к сожалению, не видно, ибо по-настоящему фундаментального определения жизни, с позиций которого можно было бы объяснить все указанные относительно частные ее проявления, до настоящего времени все же никто так и не предложил. А между тем понять сущность жизни, как нам представляется, не сложно. Нужно лишь взглянуть на названную проблему с наиболее общей точки зрения, затрагивающей самые коренные аспекты мироздания. Именно попытке показать это на практике и посвящена настоящая статья.

Сначала, однако, требуется хотя бы коротко изложить уже имеющиеся точки зрения. В связи с тем, что у нас здесь нет возможности осветить целиком всю описанную выше дискуссию, ограничимся тем, что процитируем максимально полно соответствующую статью из "Философского энциклопедического словаря", где указанное фундаментальное понятие "жизнь" определяется в стремлении учесть все существующие точки зрения следующим вынужденно многословным образом: "Жизнь - это форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ (непременное условие жизни), раздражимостью, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т. д. ...Дарвин в "Происхождении видов" так определял основные законы, лежащие в основе возникновения всех форм жизни: "Эти законы, в самом широком смысле - Рост и воспроизведение, Наследственность, почти необходимо вытекающая из воспроизведения, Изменчивость, зависящая от прямого или косвенного действия жизненных условий и от упражнения и неупражнения. Прогрессия размножения, столь высокая, что она ведет к Борьбе за жизнь и ее последствию - Естественному отбору...".

В целом, - делается затем в словаре резюмирующий вывод, - обобщение Дарвина сохраняет свою силу и по ныне, а его основные законы жизни сводятся к двум, еще более общим. Это прежде всего способность живого ассимилировать полученные извне вещества, т. е. перестраивать их, уподобляя собственным материальным структурам, и за счет этого многократно воспроизводить их (репродуцировать). Способность к избыточному самовоспроизведению лежит в основе роста клетки, размножения клеток и организмов и, следовательно, - прогрессии размножения (основное условие для естественного отбора), а также в основе наследственности и наследственной изменчивости. Воспроизведение себе подобного - фундаментальное свойство живого - ныне получает интерпретацию в терминах химических понятий. Другая особенность живого заключается в огромном многообразии свойств, приобретаемых материальными структурами живых объектов. ...Реализация многообразной информации о свойствах организма осуществляется путем синтеза согласно генетическому коду различных белков, которые благодаря своему разнообразию и структурной пластичности обусловливают развитие различных физических и химических приспособлений живых организмов. На этом фундаменте в процессе ЭВОЛЮЦИИ возникли непревзойденные по своему совершенству УПРАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ.

Таким образом, - подводится далее окончательный итог, - жизнь характеризуется ВЫСОКОУПОРЯДОЧЕННЫМИ материальными структурами, которые составляют живую систему, способную в целом к самовоспроизведению. Жизнь качественно превосходит другие формы существования материи в отношении многообразия и сложности химических компонентов и динамики протекающих в живом превращений. Живые системы характеризуются гораздо более высоким уровнем УПОРЯДОЧЕННОСТИ: структурной и функциональной, в пространстве и во времени. Структурная компактность и энергетическая экономичность живого - результат высочайшей упорядоченности на молекулярном уровне. Живые организмы обмениваются с окружающей средой ЭНЕРГИЕЙ, ВЕЩЕСТВОМ и ИНФОРМАЦИЕЙ, т. е. являются ОТКРЫТЫМИ СИСТЕМАМИ. При этом, в отличие от неживых систем, живому присуща способность к УПОРЯДОЧЕНИЮ, к созданию ПОРЯДКА из ХАОСА (т. е. ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВОЗРАСТАНИЮ ЭНТРОПИИ). Однако снижение энтропии в живых системах возможно ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ ПОВЫШЕНИЯ ЭНТРОПИИ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, так что В ЦЕЛОМ ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ ЭНТРОПИИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ" .

Итак, как видим, в качестве определяющих черт жизни приводится сегодня, как мы и предупреждали, множество самых разнообразных ее признаков, среди которых выделяется затем вроде бы несколько так называемых основных. Но и они, как легко заметить, тоже далеко не самодостаточны и требуют поэтому в дополнение к основной своей формулировке многочисленных специальных пояснений, что прямо указывает, подчеркнем данный момент снова и снова, на сугубо вторичный характер этих признаков, являющихся на самом деле лишь необходимыми частными следствиями некой исходной, по-настоящему фундаментальной черты живого, понять которую до конца, к сожалению, так пока и не удалось. Иначе говоря, простой и легко объяснимый с позиций обычной человеческой логики единый критерий жизни к настоящему моменту, как уже говорилось, по сути дела вообще отсутствует. Но при этом, что видно даже из приведенной только что цитаты, любой достаточно строгий разговор о сущности живого непременно сводится в конце концов к универсальным физическим понятиям, и данный факт, акцентируем теперь это обстоятельство особо, вовсе не случаен. Напротив, - он абсолютно закономерен, что легко можно показать как раз путем упомянутых общелогических рассуждений.

Ведь в чем состоит в действительности само определение того или иного понятия? Да всего лишь в установлении того, чем именно оно отличается от прямо противоположного себе по своему основному логическому смыслу. Т. е. на самом деле всегда определяются сразу два понятия, являющиеся друг для друга антиподами. А значит, и определение собственно жизни должно состоять в общем случае в установлении непосредственно отмеченного главного различия между ней и косностью, как раз и соответствующей прямо противоположному понятию "не жизнь", т. е. жизнь и косность должны определяться одновременно. Но для разрешения этой базовой задачи совершенно необходим, понятно, принципиально общий взгляд на всю природу в целом, охватывающий равным образом как жизнь, так и косность, который только и дает изучающая действительно наиболее общие законы мироздания упомянутая физика (если угодно - натуральная философия). Чисто же биологический анализ, как теперь уже всем должно быть ясно, сам по себе просто не способен помочь в осмыслении исходной сущности жизни, т. к. слишком узок для достижения подобной фундаментальной цели, почему и заканчивается обычно при обсуждении отмеченного глобального вопроса переходом рано или поздно обязательно к физическим понятиям. А в конечном счете, как легко заметить из той же процитированной выше статьи "Философского энциклопедического словаря", - к одному, самому общему из них - энтропии! Что и неудивительно: различие между жизнью и не жизнью, принадлежащее, как всем понятно, к числу наиболее фундаментальных в природе, обязательно должно быть связано в своей основе с наиболее универсальным физическим законом, которым и является олицетворяемое этим базовым понятием так называемое второе начало термодинамики.

Данный факт хорошо осознают, конечно же, и сами физики, очень многие из которых посвятили свои труды изучению рассматриваемой интереснейшей проблемы. В том числе и такие наиболее известные из них, как, скажем, один из главных создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии Эрвин Шредингер, выпустивший еще в сороковых годах истекающего столетия небольшую, но чрезвычайно знаменитую книжку с весьма показательным общим названием: "Что такое жизнь? С точки зрения физика". В ней он прямо связал основное направление поиска ответа на данный чрезвычайно волновавший его вопрос с изучением следствий из указанного краеугольного второго начала термодинамики, которое характеризуется им как "наиболее важный, наиболее общий и всеохватывающий закон" природы. Но дать на этой основе само искомое определение жизни Шредингер, к сожалению, так и не сумел, чему тоже есть свое вполне понятное логическое объяснение: для разрешения данной ключевой задачи, как мы еще увидим, помимо общефизического необходимы также и некоторые другие сугубо специфические на первый взгляд подходы к рассматриваемой при этом особой проблематике, развитые пока преимущественно уже именно в специальных отраслях науки.

Полезные советы

Этот уникальный материал – самая настоящая инструкция, которая поможет узнать больше о самой сокровенной тайне Вселенной, каковой является жизнь (в данном случае – жизнь конкретного человека, то есть ваша жизнь).

Говорят, жизнь прожить – не поле перейти. Эта знаменитая поговорка означает, что от каждого из нас требуются соответствующие усилия и навыки , чтобы справляться с жизненными перипетиями, трудностями, горестями и ненастьями; сделать правильные выводы из пройденного пути.

Да, жизнь – несправедливая штука. К тому же, в конце жизненного пути мы умираем. От данного факта у многих опускаются руки, особенно, если оглянуться назад и не увидеть каких-либо значимых деяний, которые бы отличали ЖИЗНЬ от бесцельного существования .

Для того чтобы научиться жить, мы должны понять структуру, разгадать пазл самой жизни человека. На самом деле, он не так уж и сложен. Каждый человек, который доживает до старости, проходит через четыре стадии жизни. Какие же это стадии и что можно посоветовать для каждой из них?

Суть жизни человека

Первая Стадия жизни: подражание


Человек рождается беспомощным. Он не умеет ходить, разговаривать, самостоятельно принимать пищу. Будучи детьми, мы обречены на то, чтобы наблюдать за другими и подражать им. Изначально мы осваиваем физические навыки и учимся разговаривать.

Затем у нас появляются социальные навыки, также благодаря тому, что мы наблюдаем за нашим окружением и подражаем ему. В итоге, в последние годы детства, человек приспосабливается к окружающим его культурным традициям .


Происходит это также посредством наблюдения за существующими в обществе правилами и нормами. Взрослеющий ребенок старается вести себя соответственно тем нормам, которые считаются общепринятыми в нашем обществе.

Какова цель Первой Стадии жизни?

Цель Первой Стадии – научиться тому, как надо функционировать внутри общества для того, чтобы стать автономным и самодостаточным взрослым человеком. Главная идея заключается в том, что окружающие нас взрослые помогают нам достичь этой цели.


Для этого они помогают нам научиться принимать решения и действовать самостоятельно. Однако некоторые взрослые и некоторые модели общества, в которые мы попадаем, учат плохому. Они наказывают нас за стремление быть независимыми, они не учат нас принимать решения.

Именно поэтому некоторым людям не удается стать автономными. Такие люди застревают в Первой Стадии в бесконечных попытках подражать всему возле себя. Они постоянно стараются понравиться кому-то , чтобы их не судили строго окружающие.

У "нормального" здорового индивидуума Первая Стадия продолжается до позднего подросткового периода или до периода раннего взросления. Однако у некоторых людей она продолжается и в их взрослой жизни.


Немногим "избранным" удается прийти в себя годам к 45-ти и понять, что они, по сути, никогда не жили для себя. И тогда возникает вопрос – куда, черт возьми, уплыли мои годы ?! Это и есть Первая Стадия Жизни – подражание. То есть, отсутствие самостоятельных мыслей и персональных ценностей.

Конечно, мы обязаны осознавать стандарты и ожидания людей, окружающих нас. Но мы также обязаны стать достаточно сильными, чтобы иногда, когда это необходимо, действовать назло этим стандартам и ожиданиям. Мы обязаны научиться действовать самостоятельно и в своих интересах.

Вторая Стадия жизни: процесс самопознания


В Первой Стадии жизни мы учимся соответствовать окружающим нас людям и их культурным ценностям. Вторая Стадия – это о том, чтобы научиться тому, что отличает нас от окружающих людей и их культурных ценностей.

Эта стадия требует от нас, чтобы мы начали принимать решения для себя, чтобы проверить себя и понять себя; также необходимо понять, что делает нас уникальными, отличными от других. Таким образом, Вторая Стадия подразумевает эксперименты и применение метода проб и ошибок.


Мы экспериментируем со сменой места жительства, находим общий язык с новыми людьми, изучаем новую обстановку и пытаемся потихоньку совать свой нос в чужие дела . В этот период многие молодые люди начинают путешествовать (многое тут зависит от индивидуальных возможностей).

Вторая Стадия – это процесс самопознания. Мы беремся за разные дела в этот период. Некоторые из них идут хорошо. Некоторые – не очень. Цель данного периода – это попытаться понять, что у вас получается хорошо, чтобы затем двигаться по выбранному пути.

Какова цель Второй Стадии жизни?

Вторая Стадия длится до тех пор, пока мы не начинаем наталкиваться на наши же ограничения. У многих людей при этом происходит ломка успевших сложиться стереотипов . Как бы то ни было, обнаруживать эти самые ограничения – это вполне нормально и даже полезно.


Вы просто вдруг осознаете, что не очень хороши в некоторых делах, вне зависимости от того, насколько сильно вы стараетесь. Поэтому вам необходимо знать, в чем именно вы не очень хороши. К примеру, вы не умеете готовить настолько, что не можете элементарно приготовить поесть самому себе.

Этому можно легко научиться, хотя это и потребует некоторого времени и стараний. Или возьмем более "тяжелый случай" – к примеру, человек от природы может быть недостаточно болезненным и физически слабым. Но и эту ситуацию, приложив максимум усилий , можно изменить.


Иными словами, мы просто обязаны самостоятельно осознать все свои слабости настолько рано, насколько это возможно. И чем раньше, тем лучше. Тем больше шансов и времени сделать все, что необходимо, чтобы исправить ситуацию.

Итак, в некоторых вопросах и делах мы не очень хороши. Есть и другие дела, в которых мы достаточно хороши, но с течением времени становимся хуже . К примеру, когда-то ваш голос был сексуальным, а ваша кожа нежной настолько, что вы всегда пользовались популярностью у противоположного пола.


Или вы могли легко напиваться в будний день, а на другой день, ранним утром, появиться на работе в свежем и бодром состоянии. Да мало ли, какие "способности" у вас были, а потом вы их утратили! Иными словами, у вас наступает осознание ОГРАНИЧЕНИЙ.

И этот этап является очень важным, поскольку вы в конечном итоге должны прийти к пониманию того, что наше время на этой планете ограничено . Поэтому его следует тратить на дела, которые действительно стоят этого больше всего.


Вы должны осознать, что вам не следует делать то-то и то-то лишь потому, что вам легко удается делать это. Вы должны осознать, что вы не должны быть рядом с определенными людьми лишь потому, что эти люди нравятся вам (но на вас им наплевать).

Синдром Питера Пэна

Вы должны осознать, что альтернативные варианты имеются практически для всего на этом свете, но это не означает, что они все открыты перед вами . Однако существуют люди, которые никогда не признаются себе, что ощущают подобные ограничения.


Возможно, они отказываются признавать свои ошибки; или, быть может, они сами себя вводят в заблуждение, заставляя поверить в то, что для них подобных ограничений не существует. Такие люди просто застряли во Второй Стадии жизни.

Существуют "успешные предприниматели", которым под сорок лет, и которые до сих пор живут с мамой, так как им не удалось заработать денег за последние лет 15 стараний. Существуют "популярные актеры", которые постоянно ждут звонка от именитых режиссеров , но сами не сходили ни на одно прослушивание за последние пару лет.


Существуют люди, которые не связали себя долговременными отношениями лишь по той причине, что им кажется, будто бы пройдет совсем чуть-чуть времени и очень скоро они встретят "идеального" человека, который окажется лучше тех, из которых у них был шанс выбрать раньше.

Но все мы в определенный момент нашей жизни должны признать неизбежное – жизнь коротка, далеко не все мечты становятся реальностью . Таким образом, нам стоит тщательнее выделять и серьезнее относиться к тем вещам и делам, в которых мы хороши.


При этом люди, которые застряли на Второй Стадии, тратят уйму времени на то, чтобы убедить самих себя в обратном. В том, что у них нет ограничений. В том, что они могут все преодолеть. В том, что их жизнь – это непрерывный рост и стремление к мировому господству. А в это время окружающие видят в таких людях лишь тех, кто бежит на месте…

У "здорового" индивидуума вторая стадия начинается в среднем или позднем подростковом возрасте и продолжается до 25 (в идеале) или 35 лет. Люди, которые застряли во Второй Стадии – это вечные подростки, постоянно открывающие себя , но ничего не находящие в себе. Про таких людей говорят, что у них синдром Питера Пэна.

В чем смысл жизни

Третья Стадия: свершения


Допустим, вы прощупали свои границы и выявили либо свои ограничения (неумение готовить, неспособность ставить рекорды в спорте – не важно), либо то, в чем вы начинаете становиться хуже (хуже играете в видео игры, становитесь менее способными к обучению – тоже не важно).

Теперь вы должны понять, что обнаружение этих границ, во-первых, крайне важно для вас; а сам факт осознания этих моментов ни в коем случае не является чем-то ужасным для вас. Это означает лишь то, что пришло время оставить свой след на этом свете.


Третья Стадия – это период великого обобщения всего, что есть в вашей жизни. Вам необходимо выбросить из своей жизни тех псевдодрузей, которые пользуются вами и тянут вас назад. Вам следует забыть о тех видах активности и хобби, которые являются пустой тратой времени.

Вам необходимо, наконец, избавиться от тех заскорузлых мечтаний, которые в ближайшее время точно не станут реальностью . А после этого вы должны приложить максимум усилий к тому, что у вас лучше всего получается и что лучше всего для вас лично.

Какова цель Третьей Стадии жизни?

Вам необходимо приложить максимум усилий к наиболее важным для вашей жизни отношениям. Вам необходимо приложить максимум усилий к выполнению той единственной миссии вашей жизни, которая выглядит наиболее важной для вас.


Это та миссия, в которой вы хороши – будь вы специалистом в преодолении мирового энергетического кризиса, художником компьютерной графики, экспертом в лечении заболеваний головного мозга или… родителем нескольких замечательных детишек.

Не важно, в чем вы лучше других – Третья Стадия наступает тогда, когда вы уже определились с этим направлением. Третья Стадия жизни – это максимизация всего потенциала вашей жизни. Это этап построения своего наследия. И это вовсе не обязательно накопление крупного состояния!


Что останется после вас, когда вы покинете этот бренный мир? Каким человеком запомнят вас люди? Будет ли это научное открытие, которое потрясло мир? Или вы создадите новый удивительный продукт? Или после вас останутся прекрасные дети?

Третья Стадия жизни – это период, когда наступает пора жить чуть-чуть иначе, чем вы привыкли до этого. Третья Стадия заканчивается тогда, когда случается комбинация двух вещей: во-первых, когда вы чувствуете, что осталось не так много того, что вы могли бы достичь; во-вторых, когда вы начинаете стареть и уставать и вас скорее тянет на диван у телевизора и на кроссворды.


У "нормальных" индивидуумов Третья Стадия жизни обычно начинается ближе к сорока годам и длится до самого выхода на пенсию. Люди обычно застревают в Третьей Стадии в том случае, если они так и не нашли выхода для своих амбиций и постоянно желают большего.

Неспособность и нежелание ослабить хватку и влияние, которые ощущают такие люди, вступают в противодействие с естественным "успокаивающим действием" времени. Поэтому они часто остаются активными жаждут действий аж до 70-ти или 80-ти лет.

Четвертая Стадия: наследие


Люди входят в Четвертую Стадию, прожив что-то около полувека и инвестируя свои усилия в то, что они считали важным и значительным. Они совершали серьезные поступки , упорно трудились, зарабатывали деньги; возможно, завели семью, начали политическую карьеру, совершили культурную революцию; или и то, и другое, и третье.

Они достигли возраста, когда их энергия и жизненные условия не позволяют им более ставить перед собой такие глобальные цели, как это было возможно в предыдущих Стадиях. Конечно, бывают исключения, но они лишь подтверждают это суровое правило.

Какова цель Четвертой Стадии жизни?

Цель Четвертой Стадии заключается не столько в том, чтобы создавать свое наследие, сколько в том, чтобы убедиться, что это наследие можно будет сохранить до самого смертного одра . И не путайте наследие с наследством (хотя последнее тоже будет нелишним).


Для многих вполне нормальной целью данной Стадии может быть такая "простая" вещь, как поддержка собственных взрослых детей (давать советы, помогать с внуками и так далее). Это может быть передача опыта и дел своим преемникам и ученикам.

Это может быть усиление собственной политической активности, позволяющее укрепить определенные ценности в обществе , которые новое поколение не очень хочет признавать. Иными словами, речь идет о наследии в самом широком смысле этого слова.

Четвертая Стадия очень важна с психологической точки зрения, поскольку она дает шанс каждому индивидууму примириться с неотвратимой реальностью приближающейся смерти. Это в природе человека – острая необходимость в том, чтобы наша жизнь имела хоть какой-то смысл.


Именно поэтому люди находятся в постоянном поиске того, что буквально является нашей психологической защитой против непостижимости этой жизни и неизбежности того факта, что бренное существование каждого человека на этой планете имеет конец.

Самое страшное, если этот смысл будет утрачен; если он начнет неотвратимо ускользать из чьей-либо жизни; или если человек почувствует, как если бы жизнь просто обошла его стороной. В этом случае мы сталкиваемся лицом к лицу с забвением, которое охотно поглотит нас.

Как жить правильно

В чем смысл Стадий?


Мы развиваемся, проходя каждую следующую Стадию жизни. С каждым разом мы получаем больше возможностей самим контролировать свое состояние счастья и благополучия – и в этом смысл Стадий. В Первой Стадии человек полностью зависим от действий других людей, от которых также полностью зависит и его счастье.

Это выглядит очень несправедливо в реалиях нашего существования, так как другие люди зачастую непредсказуемы и ненадежны. Однако, перейдя во Вторую Стадию, человек уже сам может решать, полагаться ли ему на других людей.

Жизнь пролетает как мгновение. Вот ты ещё в пелёнках - а через миг уже старик. Ещё вчера ты строил планы на будущее - а сегодня это будущее стало прошлым. И ты надеешься, что твои дети, внуки смогут достичь большего. Ведь у них вся жизнь впереди. Такое же мгновение.

В жизни человека есть два пути. Один путь - путь Совести. Другой путь - путь против неё. Нет никаких законов, никакого списка заповедей или правил, которые обязан выучить, знать и выполнять. Есть только Голос внутри . И в каждой ситуации он говорит, как правильно поступить. Выбор за мной - послушать его или нет.

Что есть этот Голос? Мы называем его Совестью. Но откуда он исходит? Зачем он говорит нам, что делать? И почему его слова так близки, так родны и так правильны? Почему мы так наполнены , когда следуем ему? И почему нам так противно, когда перечим?

В жизни человека есть два пути. Один ведёт к Жизни. Другой - к смерти. Голос Совести - всего лишь голос Оттуда. Оттуда, где Жизнь. Всего лишь рука, протянутая нам, влачащим жалкое существование в этом агрессивном материальном мире, где каждое существо борется за своё выживание. В мире, где главный закон - это закон силы. Сильный съедает слабого, за его счёт продлевая своё существование. Но наступает момент, когда слабые заканчиваются. И даже самый сильный умирает.

"На каждого Виджая найдётся Раджа".

Разве это жизнь?

Я не верю, что это жизнь. Я не верю, что я всего лишь одно из существ, чья судьба - умереть в той или иной пасти - животного ли, человека, или планеты, отправившись на удобрения. Я не верю, что мой внутренний мир имеет конец. Я не верю, что Голос Совести говорит со мной просто так. В этом мире ничто не случайно, ничто не бессмысленно. Если бы жизнь ограничивалась поеданием слабых сильными, какой смысл был бы в Совести? А главное - кто бы создал такую жизнь? И для чего?

Она возникла бы случайно? В мире не существует случайностей. Сама наша жизнь - результат конкретных действий. Каждое мгновение в ней обусловлено предыдущими решениями. Решениями наших родителей, начиная с зачатия и заканчивая отправкой в школу. Нашими решениями, начиная с уличной драки и заканчивая свадьбой. Так неужели столь сложная Вселенная возникла случайно? Сама по себе? Если даже наша, сравнительно примитивная жизнь - результат множества взаимосвязанных, кем-то сотворённых событий?

В этой жизни, как и в этом мире, есть смысл. Бессмысленно создавать существо, которое всего лишь поедает само себя. Глупо считать, что оно появилось само, из ниоткуда. Но если вспомнить, что у нас есть Совесть - всё становится ясно. И находится один простой, всё объясняющий ответ. Жизнь в этом материальном мире - всего лишь школа. Школа, созданная для нас. Для тех, у кого есть Совесть. И в противовес ей - материальные соблазны. И выбор - послушать родное, правильное - либо соблазниться поеданием слабого, в ожидании момента, когда съедят тебя самого.

Чем занимаются в школе? Учатся. Химии, физике, математике, литературе. Чем занимаются в школе жизни? Тоже учатся. Учатся доверию. Доверию своей Совести. Поступил по Совести - обрёл счастье. Поступил против неё - обрёл муки. Есть две Воли - та, которую глаголет Совесть, и наша, идущая с ней в разрез. Наша ли? Я знаю того, кто советует поступать против Совести. Он с рогами и копытами? Нет, я в это не верю. Не видел я ни на плече, ни за спиной никого, подходящего под такое описание. А голос его слышал. В своей голове. Очень часто. Так может, он во мне? Так же, как и Совесть? В это мне поверить легче. Он - это я? Его воля - это моя воля? Его мысли - мои мысли? Нет, не верю. Я не верю в то, что создан в противовес Совести. Как не верю в то, что моя судьба - смерть. Иначе, зачем мне дана Совесть?

В жизни человека есть два пути. Один - путь к Свободе. Другой - к рабству. Что есть Свобода? Свобода - это когда ничто не удерживает. Ни тело, ни мысли, ни цепи, ни другие люди. Разве не так? Не к этому ли мы стремимся всю свою жизнь? Но как стремимся? Стремимся к свободе от тела, заботясь о нём как о самом дорогом и важном на свете? Стремимся к свободе от мыслей, обдумывая всё, что видим и не видим? Стремимся к свободе от цепей, добровольно их надевая? Что есть эти цепи? Это то, что держит. Что диктует нам, как поступать в той или иной ситуации. Это квартира («вернись, ты же мог забыть выключить утюг»), машина («сегодня с друзьями не пойду отдыхать, нужно на СТО завезти»), работа (тут вообще объяснять незачем). Одним словом - деньги. Или ресурсы. То, что позволяет существовать. Существовать нашему телу. О котором мы так заботимся, стремясь к свободе.

Мы стремимся к свободе от других людей. При этом называя себя чьими-то, а кого-то - своими. Разве не так? Я - сын моего отца, он - мой, я - его. Мой парень, моя девушка. Мой муж, моя жена. Опять-таки, мой ребёнок. Слово «мой» применяется к собственности. Напомните, кто там у нас считал людей собственностью? Как мы их называем?

Рабовладельцы.

Человек стремится к Свободе, это так. Что-то внутри него откликается на это манящее слово, такое важное, такое родное. Каждый хоть раз в жизни, но испытывал это незабываемое чувство - когда паришь, когда порхаешь как бабочка, когда нет границ, нет ничего кроме Свободы. Это чувство особенно ясно ощущается, когда действуешь по Совести. Значит, Совесть ведёт к Свободе? Это чувство Свободы наполняет человека, делает его Счастливым. Значит, Свобода ведёт к Счастью?

Так вот для чего нам протягивают Руку Совести? Чтобы привести нас к Счастью? К настоящей Жизни? Ведь откуда-то она тянется, эта рука. И я не верю, что источник её - в этом материальном мире, где каждое существо тем и существует, что поедает других. Я верю, что есть другой Мир, куда нас всех почему-то зовут. И лишь за нами выбор - отправиться навстречу Счастью или остаться тут, в ожидании, когда тебя съест земля.

Что нас держит в этом мире?

Три вещи. Три вещи, которые мы считаем своими. Три вида собственности. Назовём их так: тело, деньги, люди . Наше тело, наши деньги, наши люди. Наши ли? Мы заботимся о нашем теле, всячески его балуем (например, сексом). Почему? Оно ведь наше. Хотя куда чаще люди вообще не разделяют себя и своё тело. Они считают, что «я и есть моё тело». Странно, откуда тогда взялось выражение «моё тело», «её/его тело»… Случайно возникло? Что есть человек? Это тело, сознание, Личность и Душа. Я верю, что последняя во мне всё же есть, что я - не бездушное животное. Тело жаждет удовольствий. Сознание жаждет контроля. Удовольствие лишает человека контроля, а контроль - удовольствий. Душа голосом Совести зовёт в Жизнь. Жизнь - это Свобода от цепей тела, цепей мыслей. Стало быть, у нас внутри есть Лебедь, Рак и Щука. Мы можем быть одновременно и тем, и другим, и третьим? Тянуть повозку в три разные стороны одновременно? Это глупо. Нет, мы не едины внутри себя. Мы - не все эти составляющие, вместе взятые, мы - что-то одно. Но что?

Мы то, что делает выбор. Выбор - чему уделить внимание. Удовольствиям, контролю, либо Жизни. Каждый из нас - Личность. И каждый из нас выбирает, кого слушать. Тело, с его жаждой удовольствий. Сознание, с его желанием контролировать. Или Душу, с её стремлением Домой. Туда, откуда Она родом. Туда, откуда нам её подарили. Туда, откуда исходит голос Совести.

Мы так цепляемся за своё тело, за своё сознание. Но приносят ли они нам счастье? Нет. Только новые заботы и желания. Сиюминутное удовлетворение желания - маленькая радость, за которой опять пустота и новое желание. Разве это счастье?

И главное - насколько это тело наше? Ведь у нас так легко его забрать. Например, при травмах позвоночника. Спросите парализованных людей, считают ли они тело действительно своим? Тех, что ещё в состоянии говорить. Хотя ещё проще тело убить.

“Общая конструкция человека сделана таким образом, чтобы больше была защищена Душа, а не тело. Тело - это всего лишь дополнительная, сменная материальная оболочка, созданная под определённые условия существования во Вселенной в геометрии трёхмерного пространства. Оно временно и смертно”.

Второй вид собственности. Наши деньги. Квартиры, машины, одежда, элементы интерьера… Суть - деньги. Человек, бывает, всю свою жизнь тратит на то, чтобы накопить вокруг себя побольше этих «благ». Всю свою жизнь усердно трудится ради них. Всю свою жизнь подчиняет служению им. Всё своё мгновение… Ради чего? В гроб с собой всё это заберёт? Или, быть может, купит себе ещё часок на смертном одре? Или это поможет его детям прожить более толковую жизнь? Дети ведь так плохо слушаются родителей и так хорошо им подражают. И конечно же, своим примером несчастливый по жизни отец сделает счастливым своего сына. Пройдя свой путь, который не даровал ему Свободы, подарит Свободу ребёнку, навязывая ему этот же путь. Голодный - накормит, больной - вылечит.

Ну и, конечно же, пожары, наводнения, ограбления, просто потерял или забыл. Разве можно считать действительно своим то, с чем так легко можно расстаться? Но самое главное. Разве приносит оно счастье? Ну покажите мне хоть одного счастливого миллиардера. И на это стоит тратить тот миг, который способен привести тебя к Жизни настоящей? А я верю, что способен. Иначе зачем мне Совесть? А люди привязываются к этому. Вторая верёвочка, не дающая шарику улететь в небо. А что там с ним будет, в небе? Он ведь не знает. А вот ветка - она знакома и явна, в ней уверен, к ней можно привязать себя, и висеть - ни там ни тут, пока не лопнешь.

А я знаю, что там. Чувствую. Когда поступаю по Совести.

И, наконец, третий вид собственности. Наши люди. Наши любимые люди. Наши любимые вещи. Ведь владеешь чем? Тем, чем можешь управлять. Чем можешь управлять? Тем, что подчиняется тебе, что не имеет своей воли. Что не имеет своей воли? Вещь. Это звучит странно и даже страшно, но это так. Мы считаем своих близких вещами. Инструментами, которые обязаны выполнять нашу волю. И так обижаемся, когда они её не выполняют. Мы можем себе в этом не признаваться, но это так.

Мы так радуемся, когда обретаем новую вещь. Так радуемся, когда становимся чьей-то вещью - после первого ли поцелуя, драки (все ж знают, как мальчишки друзьями становятся) или обручального кольца. Читатель может со мной поспорить - это ведь Любовь, возвышенные чувства, святые и желанные отношения. Я написал целых три статьи на эту тему, в которых очень детально, исходя опять же из личного опыта, разобрал вопрос отношений и того, есть ли в них Любовь, и если есть - то когда. Ссылки будут внизу этой статьи, здесь же я приведу главную мысль. Настоящая Любовь к другому человеку - это когда ты никоим образом, ни в малейшей степени не посягаешь на его Свободу. Когда не думаешь о нём, как о чём-то, что удовлетворит твои интересы. Когда не считаешь его вещью. Настоящая Любовь, настоящие Духовные отношения между людьми, в том числе между парой - мужчиной и женщиной - основаны на настоящей дружбе. Не той, где друг - лишь средство для достижения своих целей. А той, где друг - это тот, кому без малейшего сожаления отдашь всё, что у тебя есть. Ничего не ожидая взамен. Потому что думаешь о нём. А не о себе. Отдашь всё, кроме себя самого. Потому что ты - не вещь.

Отношения между людьми (всеми без исключения) способны научить человека очень многому. Тому, что тело - не его. Что деньги - не его. Что люди - не его. В его реальной власти и собственности только одно - его выбор. Отношения способны научить человека с радостью расставаться с тем, что не его. Обретая при этом Свободу и Счастье. Отношения способны научить человека сочувствовать, сопереживать, поддерживать, помогать, забывать о себе. И главное. Отношения между мужчиной и женщиной способны научить человека тому, как свято то, что дарует жизнь. Как свята Женщина, дарующая жизнь эту, этот шанс. И как свят Тот, кто дарует нам всем Жизнь Ту. Настоящую. Но всё это возможно лишь тогда, когда мы не считаем человека своей собственностью.

Я верю, что жизнь - это шанс . Шанс обрести настоящую Жизнь. Настоящую Свободу. Настоящее Счастье. И я знаю, что Та Жизнь несовместима с этой. Слишком уж они разные. Ведь в основе одной лежит Любовь, а в основе другой - пожирание. И я вижу, что есть два пути. Привязаться к этой жизни - телом, деньгами или другими людьми. Либо же отпустить её. Отвязать верёвочку от ветки. И полететь. Я выбираю полёт.

Не только дети чрезмерно любопытны, задавая вопросы, почему трава зеленая, а небо голубое!? Дети растут, и начинаются вопросы, которые могут поставить родителей в тупик. Но не только детские вопросы могут поставить в тупик, но и так называемые взрослые.

Кто из нас не пытался осмыслить и дать понятие или определение жизни?! И как ни странно полного и правильного определения нет, все они в той или иной степени становятся уязвимыми, неполными, не отражающими определенные аспекты жизни. Но, не смотря на это, даже ребенок отлично понимает, где живое, где мертвое и с легкостью проведет эту дифференциацию. Определение понятия «живое» и «не живое» заложено на генетическом уровне, но, даже не смотря на это, до сих пор нет точного определения понятия жизни.

Распространенные мнения, что такое жизнь

С точки зрения физики, жизнь опять-таки постоянное движение, обмен с окружающей средой, поглощение энергии и прочее. Понятие подходящее, и с одной стороны практически идеальное, но опять всплывает «НО». Сложно назвать кристаллы живыми, правда? Но по физическому определению, кристаллы оказываются очень живыми, так как они способны поглощать энергию, постоянно подстраиваться под условия окружающей среды, да и обмен веществ также происходит.

Казалось бы, наибольших успехов достигла философия, в понимании и осознании жизни. Но и тут не все так просто. Знаменитое высказывание Декарта «Я мыслю – значит, существую», получается, пока мы думаем о будущем, о настоящем, решаем возникшие трудности – мы живы, мы живем. Но можно ли сказать что жизнь – умение и желание мыслить? Можно поспорить, для человека, высшего разума, конечно, определение или точнее высказывание может быть правдоподобным, но далеко не полным. Животные, которые живут на инстинктах и заученных шаблонах, можно ли к ним отнести это высказывание? С натяжкой, но они живы, продолжают охотиться для пропитания, обзаводится потомством и прочее.

Не менее распространенное философское мнение о наличии души, которая присуща каждому живому организму. Чаще всего под выражением «живой организм» понимается исключительно человек, и это определение не заслуженно обходит стороной более низшие живые формы. Но, не смотря на эту не справедливость, именно эта точка зрения заслуживает пристального внимания. Возможно, именно эта теория-определение наиболее полно отражает суть жизни как таковой. Причем, с одной стороны определение расплывчатое, слишком объемное, но «жизнь» и заслуживает такого определения, это слишком объемное знание.

Телесно-душевно-духовное становление

Жизнь – это путь, который необходимо пройти всем живым организмам, и именно телесно-душевно-духовное становление отражает этот длинный путь. Под телесным становлением понимается рождение ребенка, полностью стерильного в буквальном понимании. Рожденный ребенок попал в новый мир, полный информации законов жизни, и единственное знание которым обладает ребенок – инстинкты. Природа, заботится о своих подопечных и дает все для выживания. С момента рождения ребенок начинает расти и проходить все возрастные периоды – происходит становление работы внутренних органов и прочее.

С определенного периода времени к телесному становлению присоединяется нравственное становление человека, речь идет о так называемом воспитании. Здесь можно говорить о понимании и соблюдении законов жизни, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Модели поведения и прочее. И главную роль в формировании нравственного становления играют именно родители, которые на собственном примере и при помощи объяснений «лепят» из ребенка формирующегося ребенка как личность. В большинстве случаев слово «нравственность» является синонимом слова «мораль» или же «этика». Способность впитывать правила и основы морали и этики лежит не только на плечах близких окружающих, но и на обществе в целом. Понимание и осознание этих законов лежит на реальных примерах модели поведения людей, и общества в целом. Даже самые не значительные аспекты на первых взгляд, могут породить серьезные последствия как в хорошем так и негативном значение. В воспитании и моральном становлении человека необходимо обращать внимания даже на мелочи.

Третий этап – духовное становление. При рождении духовная сторона ребенка не является совершенной, можно сказать духовная сторона ребенка является стерильной. На этапах земной жизни постепенно меняются идеалы, на которые будут влиять множество жизненных факторов, например состояние здоровья. Так, у людей с ограниченными способностями и у людей без ограничений совершенно иные понятия жизни, ее нормального течения и многое другое. Постепенно ребенок принимает или отказывается от законов высшего разума, которые в той или иной степени также можно назвать и законами морали (этики). На духовное становление влияет и духовное состояние, и совершенство родителей или воспитателей. Ведь невозможно привить духовное воспитание ребенка не обладая собственным, и полностью его отрицая.

Все три этапа становления в обязательном порядке необходимо пройти для понимания и осознания жизни. Мало того что эти этапы являются неотъемлемой частью жизни, так еще и могут быть причислены в понимание и определение жизни как таковой.

Смерть как неотъемлемая часть жизни

Каждый из нас, однажды, сталкивается с понятием «конца», может быть не собственного, а очень близкого человека. Каждый из нас понимает, что этот конец неизбежен, и рано или поздно конец приходит всему, как говорится: «Ни что не вечно под луной». Но всегда этот приход оказывается неожиданным.

Жизнь можно измерить тем, чего добился человек за этот период, что оставил после себя, а смерть – неотъемлемая часть жизни. Религиозное толкование говорит о том, что смерть это способ бытия, но именно в религии, смерть представляется как переход от одной формы жизни, к другой – загробной. Поразмыслив, и сведя концы с концами, практически нет отличий в определении как религиозного, так и научного мира. И в том, и том случае смерть – это конец одной жизни.

Сколько бы не было рассуждений об этих двух понятиях, с одной стороны абсолютно противоположных, и в то же время неразрывно связанных между собой, необходимо жить и наслаждаться каждым прожитым днем. И необходимо помнить, что каждый прожитый день должен быть прожит не зря.

Страх перед смертью заложен практически на генетическом уровне, но в то же время ее не стоит бояться. Стоит помнить о высшей материи, и о наших поступках и делах, которые останутся после нас, и они будут жить вечно. Более того, стоит помнить о душе, которой, с религиозной точки зрения, не страшна смерть. После прекращения жизни физического тела, душа продолжает свое существование. Душа может прожить множество телесных жизней. Получается что смерть это не только конец жизни, но и ее новое начало одновременно.

Что такое "ЖИЗНЬ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

ЖИЗНЬ ЖИЗНЬ - 1) Термин классической философии, фиксирующий способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей, - в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции неживых предметов. В рамках гилозоизма Ж. мыслится как имманентное свойство пра-материи, фактически синонимичное бытию, - в отличие от смерти как небытия (ср. с идеей «косной» материи в рамках механицизма, предполагающей тот или иной вариант перво-двигателя как источника «силы», приводящей ее в движение). 2) Понятие неклассической философии, фундирующее собой философию «жизненного мира» и обозначающее интуитивно постигаемую целостность реальности бытия: живое как естественное в противоположность сконструированному как искусственному (Ницше); «жизненный порыв» как формотворчество космической силы Ж. (Бергсон); Ж. как непосредственное внутреннее переживание, уникальное по своему содержанию и раскрывающееся в сфере духовно-коммуникативного или духовно-исторического опыта (Дильтей, Зиммель). 3) Термин естествознания, обозначающий такой способ существования систем, который предполагает обмен веществ, раздражимость, способность к саморегуляции, росту, размножению и адаптации к условиям среды. Ж. является объектом исследования многих естественных наук, но прежде всего биологии. Вопрос о сущности Ж. и ее определения был и остается предметом дискуссий различных философских и естественнонаучных направлений. Со второй половины 20 в. стали отчетливо проявляться два основных подхода к определению Ж. - субстратный и функциональный. Сторонники первого в трактовке сущности Ж. обращают внимание на тот субстрат (белок или молекулы ДНК), который является носителем основных свойств живого. Вторые рассматривают Ж. с точки зрения ее основных свойств (обмен веществ, самовоспроизводство и т.д.). Современное естествознание существенно обогатило представления о природе материального носителя Ж., которым является целостная система взаимосвязанных биополимеров - белков, нуклеиновых кислот и др. Современно наукой обосновано положение о многообразии форм Ж. и о том, что их носителями выступают живые системы различной степени сложности и организованности. При этом выделяются следующие основные уровни организации живого: организменный, популяци-онно-видовой, биоценотический и биосферный. Ориентация исследователей на познание особенностей того или иного уровня организации живого привела к вычленению уровней познания, исследования его. В настоящее время наиболее результативным оказался уровень, связанный с познанием молекулярных основ Ж. Его осуществление привело биологию к эпохальным открытиям в области познания молекулярных основ Ж., их универсальности для всего живого. Возможности этого уровня исследования еще далеко не реализованы, однако тенденции развития современного научного знания подвели его к необходимости перехода на исследование еще более глубинных структур и процессов живого. Объектом исследования становятся атомный и электронный уровень организации структур живого. Так, представления об атомных и электронных состояниях структур живого, в частности, Дж. Бернал посчитал необходимым включить в определение сущности Ж.: «Жизнь есть частичная, непрерывная, прогрессирующая, многообразная и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов». Другой тенденцией в познании сущности Ж. является исследование особенностей ее проявления на надорганизменных уровнях организации живого. Эту тенденцию обосновал еще Вернадский. В систему своего учения о живом веществе он подчеркивал важность изучения «совокупностей организмов», их комплексов, что позволить открыть и «новые свойства жизни», ее «проявления» на биоценотическом и биосферном уровне. Сегодня необходимость такого исследования определяется не только познавательными задачами, но и задачами сохранения Ж. на Земле. Отличные от естественнонаучных, воззрения на проблему Ж. предлагают религиозные доктрины, а также разнообразные философские концепции, акцентирующие проблематику человека и его предназначения в мире, а также специально осмысливающие феномен смерти. (см. также: ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ, ЖИЗНЕННЫЙ МИР).

ЖИЗНЬ - ЖИЗНЬ ж. жись, жизть, простонародное живот; житие, бытие; состояние особи, существование отдельн... Толковый словарь Даля

ЖИЗНЬ - Ж. в философском смысле - такой способ существования, в котором множественность частей и различие ф...